Игры, развивающие мелкую моторику разными способами. Упражнения для развития мелкой моторики ребенка Развиваем мелкую моторику 4 5 лет

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Специалисты в области дошкольного образования не раз подчеркивали важность вопроса развития мелкой моторики рук у детей. Этот вопрос остается актуальным и в настоящее время.

Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется физиологическими и психическими особенностями детей данного периода развития. Это обусловлено тем, что в именно в дошкольном возрасте активно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, а это расширяет его возможности познания окружающего мира. В основе всестороннего познания окружающего мира лежит тактильно-двигательное восприятие. Именно чувственное восприятие дает первые впечатления и знания о форме, величине и расположении предметов в пространстве. Развитая мелкая моторика также является одним из главных помощников овладения речью для ребенка.

Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. Зачастую именно в этой области дети дошкольного возраста испытывают трудности. Поэтому я считаю, что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать с раннего возраста.

Мой педагогический опыт состоит в подборе и применении дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.

В группе мною созданы условия для соответствующей детской деятельности, была подобрана и создана система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет.

Построенная систематическая работа с детьми совершенствовала и закрепляла мелкую моторику детей 3-4 года жизни.

Моя работа проходила в несколько этапов .

На подготовительном этапе проанализирована психолого-педагогическая литература, определено, что такое мелкая моторика, значение игр и упражнений для ее развития, а также подобран комплекс дидактических игр и упражнений, ориентированных на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни.

Основной этап предполагает применение дидактических игр и упражнений в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.

На заключительном этапе проанализированы результаты проведенной работы.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мною определено, что мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Так же применяется термин ловкость в применении к моторным навыкам руки и пальцев.

Мною выделено следующее значение развития мелкой моторики:

  1. Мелкие и точные движения кистями и пальцами рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие высших психических функций – мышления, памяти, внимания;
  2. Точная и слаженная моторика является основой формирования навыков самообслуживания у детей;
  3. Уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.

В связи с этим определены следующие наиболее эффективные методы работы:

Словесный метод;

Наглядно-действенный метод;

Практический метод;

Игровой метод.

Словесный метод предполагает словесные объяснения воспитателя при рассматривании наглядных объектов, разъяснении правил игры или правил и последовательности выполнения упражнения.

Наглядно-действенный метод реализую путем показа предмета, а ребенок имеет возможность предмет рассмотреть, потрогать, действовать с ним.

Практический метод предполагает применение усвоенных знаний в практической деятельности. Поэтому после общего показа и объяснения детям предлагается под руководством взрослого выполнить часть дидактической игры отдельно каждому ребенку. Возможны единичные указания.

Игровой метод занимает ведущее место, так как дидактические игры повышают у детей интерес к обучению. Игровые приемы позволяют быстрее заинтересовать детей и усвоить предлагаемый материал. Часто я использую такие приемы как:

Обыгрывание той или иной ситуации,

Прием появления игрушки, сказочного персонажа;

Помощь игрушкам или сказочным героям в решении трудностей;

Использование сюрпризных моментов.

Мною определены следующие виды работ , направленные на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни:

  1. Игры с мелкими предметами;
  2. Пальчиковые игры;
  3. Дидактические игры.

Игры с мелкими предметами:

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Идеи игр в создании изображений из частей. Но при этом ребенок постоянно манипулирует деталями, что способствует интенсивному развитию мелкой моторики пальцев рук.

  • мозаика;
  • пазлы;
  • конструктор;
  • пирамидки;
  • игры-вкладыши;
  • игры-шнуровки;
  • игры-лабиринты;
  • игры с прищепками
  • игры с палочками и т.д.

Например, это игры:

Мозаика (разного диаметра),

Пазлы (на картонной, мягкой и деревянной основе, в том числе на деревянных палочках)

Конструктор «Лего», «Фермер», «Звёздочки»,

Пирамидки

Кубики Блоки Дьенеша, «Сложи узор»,

Игры-вкладыши «Воздушный шар», «Божья коровка», «Грузовой автомобиль», «Геометрические фигуры»

Игры-шнуровки «Собери бусы», «Пришей пуговицу», «Зашнуруй ботинок», «Собери гусеницу», «Мыши и сыр»

Игры-лабиринты

Игра с прищепками «Солнышко», «Карусель», «Трава», «Овощи», «Фрукты», «Ёжик» и т.д.

Пальчиковые игры:

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:

  • скороговорки;
  • чистоговорки;
  • стихи;

В первое время будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но потом, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, дети должны делать их уже самостоятельно.

Картотеки чистоговорок, скороговорок и пальчиковых игр подобраны по возрасту и отражаются в планировании тематических недель.

Дидактические игры:

  • «Цветные дорожки» - прохождение дорожки указательным и средним пальцами рук поочередно;
  • «Веселые дорожки» - прохождение дорожки указательным и средним пальцами рук поочередно или безотрывно провести пальцем по дорожке;
  • «Скалочка» - координация движения рук и пальцев руки при прокатывании скалочкой по поверхности вперед-назад;
  • «Удержи игрушку» - координация движений рук при сжимании и разжимании резиновой игрушки;
  • «Рыбки в аквариуме», «Мед для мишки» - координация движений рук при переносе объемного предмета (шарика) из одной емкости в другую при помощи ложки, совочка;
  • «Перелей воду» - перенос воды из одной емкости в другую при помощи ложки, намачивания и отжимания губки;
  • «Забавные резиночки» - задача ребенка надеть на пальцы резинки в такой же последовательности, как на картинке.

Мастер - класс «Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста»

Рассказенкова Ольга Николаевна
Воспитатель Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27»

Важным фактором в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
(«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А. Сухомлинский)
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Согласно ФГОС ДО среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования отмечается, что ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, у ребёнка развита мелкая моторика; он может контролировать свои движения и управлять ими.

Следствием слабого развития мелкой моторики руки является общая неготовность большинства детей к письму или проблема с речевым развитием. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой.

ФГОС ДО говорит нам о том, что развитие ребенка должно происходить в «формах, специфических для развития данной возрастной группы, прежде всего в форме игры», именно поэтому в своей работе я использую дидактические игры, позволяющие активно развивать мелкую моторику детей моей группы. Таких игр много, я хочу представить те, которые мы изготовили совместно с родителями.
Организационный момент: пусть мы с Вами мало знакомы, но надеюсь, друг друга поймем, а помогут нам в этом игры, их с собою мы возьмем. Посмотрите, какая красивая у меня гроздь винограда, я сейчас оторву от нее одну ягодку и назову свое имя – меня зовут Ольга Николаевна. Передавайте гроздь дальше, каждая «ягодка» называет свое имя.

Ну вот мы и познакомились. Гроздь винограда состоит из разных ягодок, так и мы все разные. Ягодки на веточке вместе, крепко за нее держатся, так и мы будем вместе играть в игры, и обмениваться опытом работы. Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших коллег, которые будут вам добрыми помощниками. С помощью организационного момента я создаю благоприятную атмосферу на предстоящую деятельность, которая с первых минут обещает быть увлекательной, необычной и интересной.
Я предлагаю отправиться на экскурсию по осеннему парку. А чтобы было нам тепло, нужно надеть пальто (раздать шаблоны пальто и предложить застегнуть кнопки). Во время работы читать стихотворение: кнопки вредные на пальто у Верочки, мучаются бедные пальчики у девочки. Кнопочки над Верой будто издеваются, прыгают как белочки, с ниток обрываются. Злые слезы катятся, лоб сурово хмурится, не идти же в платье осенью на улицу?


С детьми можно сделать игру с пуговицами увлекательной, в ходе которой можно ставить различные дидактические задачи: развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, закрепление знаний цветов, размера, обучение счету.
Один, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть, чтобы руки не замерзли, надо руки утеплять (игра «Руки с резинками»). Возьмите по две модели и выполните по образцу задание.Во время работы читать стихотворение: Маша варежку надела, ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал. Маша варежку сняла – здравствуй, пальчик, как дела?(поиграть с пальцами). Дети очень любят такие игры, они развивают мышление,внимание, речь, т. к. дети могут повторять стихотворение вместе с воспитателем.


Есть у дочери ботинки, хороши как на картинке, но одна из всех проблем, дочь не любит их совсем. Ей шнурки не нравятся, с ними трудно справиться (раздать игру «Шнуровка ботиночек»). Ужас, сколько муки, шнуровать 2 штуки! Скользкие, упрямые, озорные самые. Тут шнурки одумались, в дырочки засунулись.


Такой игрой можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания, способствует точности глазомера.
Мы одеты и обуты, можем выйти погулять – предлагаю я для мамы букет листиков собрать (игра «Осенний букет»). Листья березы, листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба мы соберем – маме осенний букет отнесем. «Осенний букет» - это еще одна из любимых игр детей, с ее помощью мы развиваем мелкую моторику, воображение, внимание, координацию движений, речь, закрепляем форму. Ее можно трансформировать в игры «С какого дерева листок», «К дереву беги».


Мы по парку гуляли и за всеми наблюдали, вдруг, откуда не возьмись мыши набежали (раздать шаблоны, предложить сделать мышам глаза, нос, ухо и заплести хвост).


В это время провести физ. минутку с членами жюри. Для начала разогреем наши пальчики (потирание карандаш о ладошки), упражнение «Подъемный кран» - карандашик поднимаем, крепко пальцем прижимаем, «Утюжок» - карандаш я покачу, в лево в право как хочу.
Такие игры с карандашом можно проводить с детьми во время работы в тетрадях, рекомендовать их родителям для индивидуальной работы дома.
Сделайте своей мышке лапки: мышка в гости торопилась и в дорогу снарядилась (побежали ваши мышки), утащили мышки сыр, закатили в норке пир(поиграйте с сыром). Все вверх дном, шурум-бурум, грыз-грыз-грыз и хрум, хрум, хрум. Вариантов этой игры много, она совершенствует согласованность в работе глаза и руки, координацию движений. Плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия. Эту игру можете забрать с собой и играть с детьми.
Вот и закончилось наше путешествие в лес.
Посмотрите на солнце, протяните руки к нему. Его лучи, как нежные руки мамы, согревают нас своим теплом, хочется смеяться, радуясь, новому дню.
Если все Вам понравилось, и вы будете игры в работе применять, я прошу лучик солнышку отдать.


Эту игру я применяю как рефлексию в конце деятельности. Можно не только прикреплять лучики, но и украшать лучики лентами, что способствует развитию ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности.
Хочу закончить наш мастер – класс словами философа Эммануила Канта - «Рука – это своего рода внешний мозг!». Это значит, что на кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Буду рада, если данные игры вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.
Желаю всем творческих успехов.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика выражается в способности ребёнка выполнять точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Почему именно необходимо заниматься развитием мелкой моторики с раннего детства?

Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры идет в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет

Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Развивать мелкую моторику необходимо уже с этапа новорождённости. Сначала это выражается с разглядывания своих ручек, затем ребёнок учиться управлять своими ручками и это выражается в том, что малыш берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками.

Затем ребенка необходимо обучить правильно держать ложку, карандаш, кисть.

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Поэтому если вы хотите грамотно развивать речь ребёнка, то необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

От того как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Развивать мелкую моторику стоит постепенно с помощью игр, заданий и упражнений.

Данные задания помогут развивать мелкую моторику у дошкольников.

Задание

Соедините пунктирные линии в одну сплошную линию. Раскрасьте полученный рисунок по приведённому образцу.

В клеточки впишите название изображения.

Чтобы открыть оригинал, нажмите на картинку

Анна Лобанова
Упражнения для развития мелкой моторики ребенка

Развитые детские пальчики - это залог интеллектуального развития малыша .

Известный педагог Сухомлинский как-то сказал, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. Действительно, ловкие детские пальчики - это залог полноценного интеллектуального развития малыша . Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой рассуждает и фантазирует, у него хорошо развиты речь , память и зрительное восприятие.

Следствие слабого развития общей моторики , и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием . С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой .

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками . Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения , а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение .

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка : кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают игрушки . Поэтому внимательно относитесь к их выбору.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки , поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи. Наверняка в вашем хозяйстве найдутся запасы отслуживших свое пуговиц, картонные коробки от конфет, прищепки, капсулы от «киндер-сюрпризов» и другие мелочи. Взяв эти предметы, вы можете провести с ребенком много интересных развивающих игр .

Полезно катать по столу каждым пальчиком по очереди камешки, бусины, стеклянные шарики. Только делать это ребёнок должен под вашим присмотром.

Хорошо развивает всевозможное нанизывание : колечек на штырь пирамидки, крупных бус и пуговиц на толстую нитку или проволоку.

Покажите ребёнку, как завязывать узлы и бантики.

Учите малыша застёгивать пуговицы, крючки, замочки, молнии, кнопки.

Купите маленькие волчки и научите кроху запускать их.

Делайте с ребенком гимнастику для рук

Скажите малышу, чтобы хлопал в ладоши вместе с вами. Задавайте темп и громкость.

Пусть изобразит шагающего человечка – пройдётся по столу указательным и средним пальчиками сначала одной, а потом другой ручки.

Пусть соберёт все пальчики в щепотку, а потом быстро раскроет.

Дело за большим пальчиком : он должен по очереди «поздороваться» со всеми остальными, прикоснувшись к ним.

Кисти обеих ручек нужно соединить так, чтобы пальчики совпали, а затем раздвинуть их, после чего скрестить

Пальчиковые игры.

Пальчиковых игр быть много не может. Играть в них лучше каждый день. Но чтобы сохранить интерес ребенка – их нужно обновлять. А потом можно возвращаться к уже позабытым.

Их удобно использовать в любой момент – когда надо развлечь ребенка при вынужденном ожидании. А кроме этого – они отлично подходят в момент сидения за столом. В них можно играть до еды или после, как полезное развлечение до , во время, после рисования, лепки и т. д. Это может стать полезной и веселой традицией – поели и сразу после этого поиграли.

"Повтори движение"

Взрослый, садясь напротив ребенка , делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация) . Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив) . Если данное задание вызывает у ребенка сложности , то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка ) . Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Фонарики

Фонарики зажглись!

(сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)

Фонарики погасли!

(пальцы сжимаются в кулак)

Усложненный вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами)под следующий стишок :

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки, затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.

Кулачок -ладошка.

Я иду, как кошка.

Усложненный вариант – левая в кулачке, правая - ладошкой. И меняем.

Месим тесто

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем, жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)

Пироги мы испечем

(делаем движения, как будто лепим снежки)

Игры с предметами домашнего обихода.

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек) . Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно,говоря :

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами.

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.

Печем хлебные палочки

3-4 летние малыши вполне могут вам помочь испечь хлеб (ну ладно, хлебные палочки! Главное - дайте им в чистые руки уже готовое тесто и попросите раскатать кусочки теста в колбаски. Им очень понравится это занятие, но еще больше им понравится сам хлеб, когда он приготовиться.

Игры с веревочкой

Вам понадобится средняя по толщине, достаточно мягкая веревочка. Это может быть шнурок от обуви, отделочная тесьма. Главное, чтобы веревочка могла принимать нужную форму.

Сначала попросим ребенка выложить узоры по предложенным образцам, а затем - придумываем и выкладываем свои узоры и фигурки.

Игры с крупами

Мешочки, наполненные крупой

Сшейте несколько маленьких мешочков и наполните их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предложите ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки.

Игры с пуговицами

Дети любят играть с пуговицами. Чтобы разнообразить это занятие вам понадобятся разноцветные плоские пуговицы.

Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать .

Игра развивает внимание , восприятие.

Складывайте пуговицы в стопочки (башенки) . Соревнуйтесь с ребенком , чья стопочка будет выше.

Лепим из пластилина

Дети любят повторение, очень хороший, удобный и интересный вариант игры с пластилином.

1. Распечатайте раскраски с крупными изображениями. Изображение должно быть таким, чтобы его нужно было дополнить. вырастить яблочки, украсить торт,. фантазируем и придумываем свои варианты.

2. Раскраску положите в файл, и заклейте по краю скотчем

3. Предложите малышу отрывать кусочки пластилина и украшать картинку. Не забудьте создать игровую ситуацию и рассказать малышу что-то новое. Покажите, как вы сами будет лепить.

Открытки и коробки от конфет

Возьмите крышку от конфетной коробки и обрежьте края, получится прямоугольная картинка. Разрежьте картинку на 2-3 части для трехлетнего ребенка , на 3-4 части для ребенка 4 лет , на множество кусочков для ребят постарше. Покажите ребенку рисунок , а затем «сломайте» и предложите собрать картинку

Аппликации

Это не простые аппликации!

Для них мы бумагу не режем, а рвём!

Сколько интересного можно придумать еще до выполнения аппликации! Научите ребенка рвать бумагу . Для малышей это сложный вид работы. Малыши могут рвать бумагу просто, а детки старше, пусть рвут по линиям, которые вы нарисуете. Подуйте на кусочки бумаги сильно и слабо, на один кусочек и на всю кучку. Это поможет развить речевое дыхание и доставит массу удовольствия малышу.

Игры - шнуровки

Марии Монтессори :

- развивают сенсомоторную координацию , мелкую моторику рук ;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ;

Способствуют развитию речи ;

- развивают творческие способности;

Косвенно готовят руку к письму;

-развивают усидчивость .

Развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет.

Актуальность.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

Задачи:

Обучающие:

1.Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.

2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивающие:

1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

Воспитывающие:

1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

Пальчиковый тренинг.

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Ручная умелость.

Рисование пластилином.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Аппликация.

Развитие графических навыков.

Рисование по трафаретам.

Вырезывание ножницами.

Штриховка.

Дорисовка.

Игры и действия с мелкими предметами.

Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку, шнурки.

Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

В разделе «Пальчиковый тренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

В разделе «Графические навыки дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

Перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики на 2016-2017 учебный год в средней группе.

Тема занятий.

Цель занятий

Диагностика

Выявление ведущей руки

«Детский сад и игрушки». Октябрь.

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки.

1.Пальчиковая гимнастика

«Дружат пальчики».

2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)

3.Раскрашивание игрушек.

Детский сад и игрушки»

Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики»,

2. Игра «Что это?». Определить

плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.

3.Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».

«Осень»

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев.

1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2.»Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3.Пластилинография. «Осеннее дерево».

«Огород. Овощи».

Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

1.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

«Сад. Фрукты».

Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу.

1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

3Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты».

«Ягоды»

Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

1Пальчиковая игра «По ягоды».

2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды)

3.Пластилинография. «Клубника».

«Дом. Семья»

Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на

плоскости. Продолжать формировать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

2.»Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

«Мебель, квартира».

Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Совершенствовать зрительную память.

1.»Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.

2 Массаж ребристым карандашом между ладонями.

3.»Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры.

«Зима».

Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление.

1.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

2.Игра «Что лишнее и почему?»

3.«Сказочный домик» (оригами)

«Зимние забавы»

Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой

моторики. Научить скатывать шарики из салфеток.

1.Хороводная игра «Снежная баба»

2.Игра с пробками «Лыжи»

3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

«Новый год».

Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

1.Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку).

2. «Бусы на елку» Выкладывание

геометрических фигур в определенной последовательности.

3.«Елочная игрушка» (оригами)

«Новый год»

Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную

координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.

1.Пальчиковая игра «Елочка» «В лесу родилась елочка»-

2.Рисование по точкам «Елочка»

3.Нарядная елочка (оригами)

«Зимующие птицы».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными

способами.

1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль,

горох.

2.Пальчиковая игра «Снегири»

3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях.

«Домашние

животные»

Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

1.»Маленький конструктор»-

выкладывание из геометрических фигур животных.

2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».

3.Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.

«Домашние

птицы»

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

1. «Накормим птичек»- скомкать бумагу в маленькие комочки.

2.»Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой.

3. «Цыпленок» (штриховка)

«Транспорт»

Развивать зрительно двигательную координацию и моторику пальцев рук.

Закрепить назначение транспорта.

Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

1.Рисуем машину пальчиками на крупе.

2.Игра «Назови вид транспорта и его назначение»

3.«Машина» (оригами) .

«Этикет»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Учить работать с бумагой.

1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек.

3.Изготовление Валентинки из бумаги.

«Наша Армия».

Продолжать развивать зрительно моторные функции.

1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

2.Пальчиковая игра «Солдаты».

3.Штриховка «Танк».

«Весна»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с крупой.

1.»Потекли ручейки» - рисование пальцами на крупе.

2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.)

3.Аппликация из пшена «Солнышко»

«Мамин праздник»

Развивать мелкую моторику.

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать учить складывать цветы из бумаги.

1.Завязываем бантик на подарке

2.Смотать клубок для бабушки.

3.Открытка для мамы. (оригами)

«Комнатные

растения»

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить штриховать в разных направлениях.

1.П \и «На окошке в горшочке»

2. Обрывание цветка по контуру.

3.Штриховка цветка в горшке.

«Дикие животные»

Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций.

Познакомить с новым видом штриховки: клубок.

1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет.

2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это есть.

3.Штриховка диких животных.

«Перелетные птицы»

Упражнять в выкладывании фигур из палочек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

1.Пальчиковая игра «Встреча птиц.

2. «Домик для скворца»- выкладывание из палочек по принципу «колодца»

3.Обвести птицу по трафарету и вырезать птицу.

«Весенние цветы»

Учить работать с трафаретами и

шаблонами. Продолжать учить

работать с бумагой.

1.Упражнение «Мотылек».

2.Работа с трафаретами (в парах), изготовление зашумленных картинок.

3.Коллективная аппликация «Весенний луг».

«Мой город»

Упражнять в работе с трафаретами.

Учить ориентироваться на микроплоскости.

1.Что спряталось в комочке»- разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка.

2.Пальчиковая гимнастика «Дом».

3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.

«Правила дорожного

движения»

Учить работать с ножницами.

Продолжать учить прикладывать

пластилиновые колбаски по контуру.

1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать.

3.Пластилинография «Светофор»

«Рыбы».

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развивать зрительное внимание, память.

1.Пальчиковая игра «Рыбка»

2. Упражнение «Чего не хватает»

3.Пластилинография. Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»

«Насекомые»

Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций.

Совершенствовать графические навыки.

Продолжать учить работать с пластилином.

1.Пальчиковая игра «Сороконожка»

2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую.

3. Пластилинография «Гусеница».

«Лето»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики

Совершенствовать память, внимание, логическое мышление.

1. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

2.Пальчиковая игра «Пчелы»

3.Коллективная аппликация «Лето».

Диагностика

Обследование мелкой моторики.

Диагностический инструментарий.

Обследование мелкой моторики рук.

Литература.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

Ярославль: Академия развития, 2009.

Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.

Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.

«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»

Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития

детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.