Игры со счётными палочками картотека по математике (старшая группа) на тему. Система упражнений со счетными палочками для детей младшего дошкольного возраста как средство развития мышления и речи Картотека игр с палочками счетными

Счетные палочки. Многие родители дошколят и не задумываются о их приобретении, так как "официально" они предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий. А ведь ведь именно палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со счётными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными навыками, знакомит ребёнка с понятием «симметрия».

Сегодня я хочу предложить игры с счетными палочками.

Складывание и выкладывание палочек из коробки по одной, по две, три.

Перекладывание из одной коробки в другую. выкладывание предметов из заданного количества палочек.

Составление геометрических форм (по образцу). квадрат, треугольник, прямоугольник, а также изображения несложных предметов: дорожка, окно и т. д.

«Забор», «Ёжик» - втыкание палочек в пластилин.

Помочь ребёнку сложить домик или дерево из палочек, затем предложить придумать самому и выложить любую фигурку из палочек. Показ хорошо сопровождать стихами, загадками или потешками, это необходимо для поддержания интереса к таким играм и для создания не только зрительного, но и слухового образа.

Игра «Рисуем палочками»Выложите из палочек дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Сделайте пешеходный переход и учите правила дорожного движения

Чем больше палочек - тем интереснее. :можно «посадить «разноцветные цветы, нарисовать машины и т. д. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.

Для выкладывания из палочек можно использовать картинки-образцы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры со счётными палочками.

В НОД по формированию элементарных математических представлений необходимо включать интересные упражнения с предметами счёта......

Игры со счётными палочками

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Этому могут способствовать выкладывание рисунков из счётных палочек по схемам....

Учителя-дефектолога

Любови Васильевны Бызовой

«Система упражнений со счетными палочками

для детей раннего и младшего дошкольного возраста

как средство развития мышления и речи ».

1. Методологическое обоснование.

Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша.

Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей .

В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка . Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей . В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, форму, величину и пр. У него развиваются познавательные и практические действия.

Конструирование способствует совершенствованию речи детей , так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений, овладевают и такими понятиями, как «высокий – низкий» , «широкий – узкий» , «длинный – короткий» .

Известно, что развития речи зависит от степени форсированности тонких движений пальцев рук : если она соответствует возрасту , то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие , способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством , повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

В раннем возрасте особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях :

Тренировка мышечно-связочного аппарата;

- развитие координации движений.

Наряду с пальчиковыми играми, упражнениями на координацию движений пальцев руки, конструированию из строительного материала я предлагаю использовать в работе с детьми раннего возраста систему упражнений со счетными палочками .

Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление , сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками.

Игры со счетными палочками способствуют формированию у ребенка пространственно-образного мышления , развивают глазомер , что позволяет ребенку научиться правильно рассчитывать длины и расстояния.

2. Цель и задачи

Развивать наблюдательность , любознательность, сообразительность, находчивость, усидчивость.

Формировать потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность.

Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и т. д.) .

Развитие интереса к конструированию (выкладывают постройки по образцу, по словесной инструкции) .

Формировать интерес к познавательной деятельности, расширять элементарные представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.

Обогащать словарный запас.

Развивать восприятие , внимание, память, мышление .

Воспитывать у детей умения прибирать за собой (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки) .

3. Условия, которые необходимо соблюдать при использовании системы упражнений со счетными палочками при работе с детьми раннего возраста .

Детям раннего возраста необходимо предлагать крупные, двух-трехгранные счетные палочки , так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или дорожку. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.

4. Система упражнений со счетными палочками для детей раннего возраста .

В работе с детьми раннего дошкольного возраста я предлагаю следующую систему упражнений со счетными палочками . Работа со счетными палочками состоит из трех этапов. На каждом этапе, необходимо применят три формы.

Первый этап. Конструирование из 2 палочками .

См. приложение 7

Форма : 1) работа по подражанию.

См. приложение 1

Педагог предлагает ребенку собрать фигуру, вместе со взрослым. Ребенок должен выкладывать счетные палочки так же как взрослый .

«Дорожка»

Смотри это дорожка!

Положи палочку вот так . Эту палочку положи рядом . Вот так. Получилась дорожка, как у меня!

По дорожке,

По дорожке

Дружно топают две ножки!

Уходи с дороги, кот!

Наш (а) (имя ребенка) идёт!

Молодец! Что ты собрал? Правильно дорожку!

Форма : 2) работа по образцу.

См. приложение 4

Педагог заранее готовит на листе бумаги схему 1 :1 фигур и предлагает выкладывать счетные палочки по рисунку , накладывая их.

Педагог за ширмой заранее собирает фигуры, убирая ширму, называет фигуру или спрашивает у ребенка : «Что это?» Предлагает собрать : «Сделай такой же!»

«Домик» , «Крыша»

Смотри, что это нарисовано? Правильно домик. Давай сделаем такой же. Молодец! Очень красиво! Что ты сделал? Правильно дом!

Форма : 3) работа по представлению.

Переходить к сбору рисунка по памяти можно начать только после того, как малыш будет уверенно собирать фигуры, глядя на картинку. Для этого надо попросить ребенка собрать фигуру.

Отгадай загадку?

Сто дощечек – грудь вперед

Окружили огород.

Сто еще таких же - рядом

Встали дружно перед садом.

Правильно, забор! Сделай забор из счетных палочек . Умница, очень красиво. Что ты сделал? Заборчик!

Переход на следующий этап осуществляется, когда ребенок собирает фигуры по памяти.

Работа на 2 и 3 этапе выполняется аналогично с 1 этапом.

Второй этап. Конструирование из 3 палочек .

См. приложение 8

Форма : 1)работа по подражанию.

См. приложение 2

Форма : 2) работа по образцу.

См. приложение 5

Форма : 3) работа по представлению.

Третий этап. Конструирование из 4 палочек .

См. приложение 9

Форма : 1)работа по подражанию.

См. приложение 3

Форма : 2)работа по образцу.

См. приложение 6

Форма : 3)работа по представлению.

Приложение 1

Стихи, загадки для обыгрывания построек из 2 счетных палочек

1)Постройка «Дорожка»

Стихотворение «Дорожка» .

По дорожке,

По дорожке

Дружно топают две ножки!

Уходи с дороги, кот!

Наш (а) (имя ребенка) идёт!

Загадка про дорогу.

От дома начинается,

У дома и кончается.

2)Постройка «Дом» , «Крыша»

Стихотворение «Мой дом» .

Посмотрите : это дом-

С крышей, дверью и окном,

И с крылечком, и с трубой,

Цвет у дома – голубой.

Заходите смело в дом!

Приглашаете? Войдем!

Стихотворение «Крыша» .

Если есть крыша

И лестница есть,

Можно на крышу

Пол лестнице влезть.

Можно по крыше

Побегать потом,

И можно лечь, развалиться .

Все можно.

Нельзя забывать лишь о том,

Что с крыши можно

Свалиться!

В. Данько

Загадка про дом.

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый.

3) Постройка забор

Загадки про забор.

Отгородит от дома бор

Дощатый новенький… (забор)

Стихотворение «Забор»

Палочки поставим вряд

И спрячем от лисы цыплят.

Приложение 2

Стихи, загадки для обыгрывания построек из 3 счетных палочек

1) Постройка «Стрелочка»

Без глаз, без крыл, летит, свисти, больно бьёт. (Стрела)

2) Постройка «Треугольник»

Стихотворение «Треугольник»

У треугольника три стороны,

Они могут быть разной длины.

Стихотворение «Треугольник»

Треугольник - три угла,

Посмотрите детвора :

Три вершины очень острых -

Треугольник – «остроносый» .

Стороны в нем тоже три :

Раз, два, три – ты посмотри.

Стихотворение «Треугольник»

Треугольный треугольник

Угловатый своевольник.

Он похож на крышу дома

И на шапочку у гнома.

И на острый кончик стрелки,

И на ушки рыжей белки.

Угловатый очень с виду

Он похож на пирамиду!

3) Постройка «Молоток»

Стихотворение «Молоток»

Забей гвоздиков пяток.

Тук, тук, тук,

И в подметку,

И в каблук.

Загадка о молотке

Туки-туки -

Перестуки,

Если взял

Меня ты в руки,

Так не бей же

Как попало ,

Чтоб по пальцу

Не попало .

Приложение 3

Стихи, загадки для обыгрывания построек из 4 счетных палочек

1) Постройка «Стул»

Стихотворение «Стул»

Это стул. На нем сидят.

Загадки про стул.

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились сотни раз.

Чтобы ноги отдохнули,

Отдохни-ка ты на.

Есть спина, а не лежит; четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит и всем сидеть велит.

2) Постройка «Стол»

Стихотворение «Стол»

Это стол. За ним едят!

Загадки про стол.

Под крышей - ножки,

На крыше - ложки,

А рядом с ними -

С похлёбкой плошки.

Под одной крышей четыре брата живут.

3) Постройка «Флажок»

Горит на солнышке

Как будто я

Огонь зажег.

4) Постройка «Квадрат» , «Окошко» .

Стихотворение «Квадрат»

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

Стихотворение «Квадрат»

Познакомьтесь, вот квадрат!

Он знакомству очень рад!

В нём угла уже четыре,

Нет его ровнее в мире.

Стихотворение «Квадрат»

Словно стол стоит квадрат.

Он гостям обычно рад.

Он квадратное печенье

Положил для угощенья.

Он - квадратная корзина

И квадратная картина.

Все четыре стороны

У квадратика равны.

Из него мы строим дом.

И окошко в доме том.

За него в обед садимся,

В час досуга веселимся.

Ему каждый в доме рад.

Кто же он? Наш друг - (квадрат)

Стихотворение «Окно» .

День за днем идет кино

На экране этом.

Солнца, зелени полно

На экране летом.

А зимой – синеет лед,

Снег летит, играя.








Любовь Николаевна Рослякова

Цель : развитие логического мышления.

Задачи :

Уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете , сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;

Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;

Воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

Условно можно разделить на несколько групп :

1. Дидактические игры с выкладыванием из счетных палочек изображений геометрических фигур

- по образцу :

По указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры,

например, выложить квадрат из 4-х палочек или из 8 палочек , сравнить по величине полученные квадраты :


из 10 палочек выложить 3 квадрата :


По указанию величины фигуры,

например, выложить маленький квадрат, у которого длина каждой стороны равна длине одной палочки , или большой квадрат со стороной длиной две палочки ;

2. с выкладыванием изображений предметов

- по образцу :



картинки из библиотеки МААМ :

По устной инструкции, например, построить домик, стена которого – квадрат из 8 палочек , сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу , построить квадратное окно из 4 палочек , на чердаке – треугольное окно из 3 палочек :


аналогично построить и сравнить по форме и по величине три домика :



затем изменить форму крыши у последнего домика, сделать ее в форме трапеции :


- по замыслу :




3. с преобразованием геометрических фигур : добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур) :

1) из 8 палочек выложить квадрат , добавить еще 4 палочки так , чтобы разделить его на 4 равных квадрата :


убрать 2 палочки – получить 2 неравных квадрата :


или переложить 3 палочки – получить 3 равных квадрата :


или переложить 4 палочки – получить 3 равных квадрата :


2) у левой фигуры убрать 3 палочки – получить 3 квадрата :


3) из 10 палочек выложить 2 неравных квадрата, переложить 2 палочки – получить 3 равных квадрата :


4) у левой фигуры переложить 2 палочки – получить 3 треугольника :


5) из 15 палочек сложены 5 квадратов , убрать 3 палочки , чтобы осталось 3 таких же квадрата :


6) выложить из 6 палочек треугольник , добавить еще 3 палочки так , чтобы внутри него образовалось 4 равных между собой треугольника :



убрать 4 палочки – получить 2 равных треугольника :


убрать 3 палочки – получить 2 равных треугольника :


убрать 2 палочки – получить 2 неравных треугольника :


7) переложить 4 палочки – получить 3 квадрата, есть 2 правильные решения :



4. с преобразованием изображений предметов :

1) переставить 3 палочки , чтобы рыбка плыла в другую сторону :


2) переставить 3 палочки так , чтобы стрела была направлена в другую сторону :


3) переложить 2 палочки , чтобы теленок смотрел в другую сторону, но хвостик должен быть направлен вверх :


5. , в которых допускается наложение некоторых палочек поперек других при выкладывании или при преобразовании (это оговаривается при сообщении задания) :

1) из 9 палочек выложить 6 квадратов :


2) переложить 2 палочки – получить 7 квадратов :


переложить еще 4 палочки – получить 10 квадратов :


Можно использовать в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе с детьми по логико-математическому развитию.

Публикации по теме:

Развивающая игра «Смешные названия» (Детям от 6 лет) Цель игры. Развивать умение правильно образовывать разные формы существительных, согласовывать.

«Перемешанные картинки" Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие.

Дидактическая игра «Божья коровка». 1-й вариант: Цель: закрепить соотнесение цифры и количества предметов (средняя – старшая группы). Ход.

Дидактическая игра «Маски настроения» Цель: формировать представления детей о различных эмоциональных состояниях людей, распознавать характерные.

Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Обучающая задача: закреплять у детей дошкольного возраста навыки счета, обогащать словарный запас.

Развивающая задача: развивать внимание, память, речь, представление и восприятие, логическое мышление, воображение, волю, навыки действия в группе.

Воспитательная задача: воспитывать усидчивость, вежливость.

Материал: счетные палочки (1 коробка на каждого ребенка), образцы пиктограмм.

1. «Мы - счетные палочки»

Воспитатель собирает детей возле себя и показывает коробку счетных палочек. Предлагает с ними поиграть, но начать игру с превращения: «Мы с вами - счетные палочки. Будем ровненько стоять, прижав руки, как палочки в коробке. Когда я вас рассыплю, нужно разбегаться (но руки держать прижатыми). Затем я буду давать команду, по сколько палочек вместе складываться».

Игра начинается, воспитатель «собирает» палочки по 1, 2, 3, 4, 5.

2. «Выложим пиктограмму»

Цель: развивать логическое мышление, представление и восприятие, логическую память, внимание.

Материал: счетные палочки (1 коробка на каждого ребенка) .

Воспитатель предлагает посмотреть, что такое пиктограмма и какие они бывают, обращая внимание детей на образцы пиктограмм.

Педагог объясняет, что пиктограмму можно выложить из счетных палочек, показывает образцы пиктограмм и предлагает сложить такие же. После этого можно дать другие задания: выложить без образца машину, флаг, чемодан и т. д.

Можно предложить детям подумать и выложить свою пиктограмму, объясняя, что за фигуру они сделали.

3. «Описание»

Цель: обогащать словарный запас; развивать волю, внимание; воспитывать усидчивость.

Воспитатель предлагает всем сесть в круг и, передавая друг другу палочку, сказать про нее какое-нибудь слово.

I вариант - какая она (прилагательные): белая, пластмассовая, гладкая, ребристая и т. д.

II вариант - что с ней можно делать (глаголы): складывать узоры, стучать, ковырять и т. д.

4. «Дворники»

Цель: развивать движения, воспитывать вежливость, развивать навыки действия в группе, внимание.

Материал: счетные палочки (желательно разных цветов) по одному набору всем детям.

Воспитатель рассыпает все счетные палочки по группе. Дети становятся вокруг и по сигналу взрослого начинают собирать счетные палочки в коробку. Если все они разного цвета, то дается задание наполнить коробку побыстрее. Если палочки одинаковые, то сначала предлагается собрать по 5 палочек, затем - по 10 палочек. При этом главное - не толкаться и не обижать друг друга.

Игру можно повторить несколько раз.

5. «Составим рассказ»

Цель: развивать речь, внимание, память, мышление, воображение.

Дети садятся в круг и, передавая друг другу палочку, составляют про нее рассказ, причем каждый говорит одно предложение. Начинает рассказ воспитатель: «Жила-была одна счетная палочка, и лежала она в коробке с остальными…».

Воспитатель может записать рассказ и потом прочитать его детям.

6. «Расслабление»

Цель: учить детей расслабляться, снимать лишнее напряжение.

Воспитатель говорит: «Вы сегодня играли со счетными палочками и сами ими были, давайте снова в них превратимся». Затем воспитатель берет каждую «палочку» - ребенка - и укладывает ровно друг за другом на пол. После этого воспитатель говорит: «Вот все счетные палочки наигрались, я их в коробку сложил(а). Теперь все палочки лежат спокойно, им тепло, уютно. Спою им колыбельную».

Воспитатель может спеть сам или включить какую-либо спокойную музыку.

Занятия со счетными палочками подготовила О. Ксёнда