Индийские мужчины. Любовь со специями

Почему индийцы любят русских.
  • Знаменитый в советское время лозунг «Хинди руси бхай, бхай» - «Индийцы и русские - братья» - ничуть не потерял актуальности в наши дни. Даже напротив - эксперты в голос говорят о растущих перспективах союза двух стран. Но не только правительства - народы Индии и России, действительно, расположены друг к другу, и этому есть несколько объяснений.

Русские - красивые.

Это в равной степени касается как женщин, так и мужчин. У каждого народа о красоте свое представление, и наши стереотипы в этом плане очень близки с индийскими. Дело ведь не только в белой коже - белых туристов со всего мира в Индии очень много. Но спросите у любого гоанца (а они-то иностранцев повидали): «Кто вам больше нравятся - русские, англичане или, скажем, немцы?» Ответ будет однозначным - русские. Большие глаза, правильные с болливудской точки зрения овал лица и физические пропорции, выразительные жесты… Каждый русский - это потенциальная звезда индийского кино. Кстати, и у нас индийские актеры и актрисы вызывают подобные чувства. Может быть, поэтому в Индии неуклонно растет число русско-индийских браков.


Русский писатель Александр Махараджа с женой - "Мисс Южная Индия" - Арченой.

Русские - умные.

На бытовом уровне это проявляется парадоксально. Русские - одни из немногих иностранцев, кто практически не говорит на английском языке. Но при этом именно с русскими рядовому индийцу удается поговорить о чем угодно - о погоде, политике, спорте. К тому же, у индийца с русским завязываются дружественные отношения.


Но кроме чисто социальных есть еще исторические причины. За годы советско-индийской дружбы в СССР закончило обучение большое количество индийцев. Практически любой пожилой индийский врач или инженер учился в России. Например, в Марндреме работает прекрасный доктор Викрам, который просит называть его Виктором. Он получил медицинское образование в Москве, оттуда же привез жену Таню, и сейчас у них своя частная русскоговорящая клиника для туристов в Гоа.

Русские - сильные.

Индия - главный на сегодня покупатель российского вооружения. Убедиться легко: аэропорт Даболим, который принимает всех прилетающих в Гоа туристов, на самом деле военный аэродром. Еще на подлете легко заметить стройные ряды российских Су и МиГов на летном поле.


Сюда же можно отнести и российско-индийское сотрудничество в сфере атомной энергетики. В текущем году Россия поставит в Индию уже шестнадцатый атомный реактор. Также совместными усилиями строится атомный авианосец.


Вообще, к вопросам военного сотрудничества индийцы относятся очень серьезно. С русскими - ведутся переговоры о безвизовом режиме.


Русские - мечтатели и философы.

Не особо вдаваясь в историю марксизма, индийцы считают Россию страной, которая придумала коммунизм. А эта идея в Индии крайне популярна. На текущий момент Коммунистическая партия Индии руководит парламентами в трех индийских штатах: Кералла (с 1957 года), Западная Бенгалия и Трипура. В остальных штатах коммунисты занимают в парламентах второе - третье места по численности.

.

Идея всеобщего равенства и братства индийцам пришлась очень по душе. Ничуть не смущаясь, они утверждают, что Ленин - это русский Будда, так как призывал любить всех нищих и обездоленных, а их в Индии хватает.


Встретить коммунистическую символику на улицах индийских городов - не редкость. Простые индийцы отлично знают и могут перечислить чуть ли не всех советских руководителей. В Керале, например, можно встретить людей с популярными "русскими" именами - Сталин, Хрущев, Ленин. Кстати, в той же Керале в 1957 году жители одной из деревень решили переименовать свой населенный пункт в Москву, и им разрешили.


К Путину относятся уважительно, а развал СССР воспринимают философски и, улыбаясь, говорят каждому россиянину: «Ничего, у вас коммунизм не получился, может быть, получится у нас.»

Русские - действительно братья.

В России этот факт стал известен только в прошлом столетии, а вот индийцы, оказывается, знали о нем уже тысячелетия назад. Дело в том, что 34% современных индийцев, в основном, выходцев из северной Индии, являются носителями славянской генетической гаплогруппы R1a (дифференциации R1a1-M198, предположительно произошла в пределах Евразийских степей или на Ближнем Востоке и на Кавказе, поскольку они лежат между Южной Азией и Центральной и Восточной Европой). В общем, родственники.

Представительница гималайского племени калашей (граница Индии и Пакистана)

Мы не знаем, а индийцы точно уверены, что их историческая прародина находится на севере Европы. Если точнее, в российских областях, близких к полярному кругу. Примерно 12 тысяч лет назад, вследствие планетарного природного катаклизма, предки славян и индийцев были вынуждены двинуться на юг, и часть из них осела в предгориях Гималаев, дав начало индийской цивилизации.

Вот так описывается родина ариев - индийских предков в эпосе «Махабхарата» (4500 г. до н. э.): «Здесь год - наполовину день, наполовину ночь, а над горой (Меру, предполагаемый тогдашний северный полюс) висит неподвижно Дхрува (Полярная звезда), вокруг которой ходят звезды - Семеро рикш (Большая Медведица) и Арундхати (Кассиопея)».


Слева - вологодская, справа - индийская вышивка.

Много позже, уже в ХХ веке индийские и советские ученые нашли массу вторичных признаков, свидетельствующих об изначальной общности культур славян и индийцев. Прежде всего, об этом говорят топонимы - названия рек и гор. Так, в России есть реки Ганг, Индигирка, Шива, Кайласа, озера Рама, Гангозеро, Падма (в переводе с хинди означает «лотос», и в этом озере действительно много кувшинок) и другие. Огромную работу по сопоставлению топонимов России и Индии провел выдающийся индийский ученый Бал Гангадхар Тилак, описав ее в своей книге «Арктическая родина в Ведах».

Вот так в представлении индийцев выглядели герои "Махабхараты" цари Канишка и Васудева.

Не отстают от историков и лингвисты. Всем известно, что мы говорим на языках, относящихся к индоевропейской ветви. Но при ближайшем рассмотрении, славянские языки и вымерший ныне язык древних индийцев санскрит - одно и то же. Вот несколько примеров, слева русские слова, справа санскрит:

  • Падать, отпадать - пад, утпаду
  • Плыть, переплыть - плу, параплу
  • Дать, отдать - да, утда
  • Любить - луб
  • Любимая - кохани (коханная - укр.)
  • Небеса - набхаса
  • Огонь - агни
  • Пена - пхена
  • Печенье - пачана
  • Деревянный - дравья
  • Кровавый - кравья
  • Когда - када
  • Тогда - тада


Кейтан Субаджи, 28-летний гоанец, учитель физкультуры, никогда не бывал за пределами Индии, но у него много друзей и знакомых среди иностранцев, в том числе россиян. В интервью «С» он поделился своим мнением о русских женщинах, Путине и меняющейся жизни вокруг.

— Русские женщины очень сильные, — заявляет Кейтан. — Вы можете принимать решения самостоятельно. Например, если вы хотите путешествовать, вы делаете это. Сами зарабатываете деньги и уезжаете. Никто не может остановить вас, никто не имеет права запретить, потому что это ваша жизнь.

Индийские женщины имеют другие ценности, они гораздо сильнее зависят от своей семьи: родителей или мужа. Они не в силах вырваться за пределы своей жизни. Если девушке 25 лет, родители думают только о том, чтобы выдать её замуж. Заяви она, что собирается посмотреть мир, ей покрутят пальцем у виска: с ума сошла! И не дай Бог, девушка захочет попутешествовать в одиночку, люди сразу решат, что она шлюха.

Плохо, когда за тебя всё решает семья: где учиться, за кого выходить замуж. Каждый человек имеет собственные чувства, и он должен иметь выбор: жить так, как жила твоя мать, а до этого бабушка и прабабушка, в том же доме, среди того же окружения, или жить в современном мире.

Справка: Гоа - штат на юго-западе Индии, самый маленький среди штатов по площади и один из последних по населённости. Бывшая португальская колония. Население - 1,5 млн человек.

— Но ведь ваши женщины тоже работают и зарабатывают деньги?

— Да. Когда я работал в банке, на десять женщин приходилось шесть мужчин. Моя начальница был женщиной. Но они тратят заработанные деньги только на семью и бойфрендов. Сейчас многие индийские девушки уезжают учиться за границу, становятся фотографами, моделями и никогда не возвращаются обратно.

— Но что будет, если вы потеряете это, потеряете семью?

— Конечно, это плохо, не только для индийцев, для любого народа. Но у нас слишком сильно влияние семьи. Если вас вычеркнут из круга, то уже никогда не примут обратно.

— При каких обстоятельствах это может случиться?

— При самых разных. Например, если вы полюбите кого-то из другой касты. У меня есть друг из браминов, который полюбил девушку из низшей касты: там люди зарабатывают себе на жизнь исключительно ручным трудом: делают какие-то вещи из бамбуковых палочек или что-то в этом роде. Девушка отвечала ему взаимностью, однако они не смогли быть вместе именно из-за кастовых различий.

— А в чём на самом деле разница между людьми из разных каст?

— Да нет никакой разницы! В Индии существуют две низшие касты: одни делают вещи из бамбуковых палочек, другие, например, чистят обувь. Со мной в банке работал парень из такой касты - он ничем не отличался от меня. Мы делили с ним даже еду, и это было нормально.

— Как можно узнать, что человек принадлежит к определённой касте?

— У нас разные фамилии. Конечно, фамилию можно поменять, но все всё равно знают, откуда ты приехал, видят цвет твоей кожи, который немного отличается. Сейчас многим нет до этого дела, однако в Индии по-прежнему немало религиозных и суеверных людей. Мы самая большая в мире страна, которая верит в сверхъестественные силы.

— Какие профессии наиболее престижны в Индии?

— Учителя, врачи, полицейские. От последних так вообще зависит практически всё. Если кто-то поймает тебя ночью, помогут копы. Если ты хочешь устроить ночную вечеринку, помогут копы. Если кто-то обидит тебя, помогут копы. Даже билеты на фестиваль Sunburn можно купить у них.

— Но им приходится за всё платить?

— И очень большие деньги. Ты платишь полицейским, и они решают все твои проблемы. Поэтому тут все хотят быть копами.

Такие разные люди

Кейтан мечтает о путешествиях: намерен сначала посетитьвсе 29 штатов Индии, а уже потом поехать за её пределы. Месяц назад он ездил по Раджастану (это штат на западе Индии, на границе с Пакистаном - авт.). Говорит, что его поразили люди и то, как они отличаются от жителей Гоа: «Они намного счастливее, хотя и беднее. Они весёлые, полны энтузиазма, очень музыкальные. Там красивейшая архитектура, вкуснейшая еда, хотя там и нет рыбы из-за отсутствия моря».

«В прошлом году в Гималаях я впервые в жизни увидел снег и впервые летал на самолёте, — рассказывает Кейтан. — Если снег мне очень понравился, хотя ещё никогда я так не мёрз, то летать точно больше не хочу».

— Что ты любишь есть?

— Карри из рыбы с рисом. Я десять лет работал в кафе на берегу моря, которое принадлежит моей семье, и, естественно, бесплатно питался там. Так вот, я каждый день дожидался пяти часов утра, чтобы поесть карри из свежевыловленной рыбы. И мне не надоело.

Но, в принципе, я могу есть любую еду. Если голоден, съем, что угодно. Дайте мне хлеб с сыром, и я съем. Однажды русские друзья даже угощали меня шашлыком из баранины. Это было очень вкусно.

— Любишь рыбачить?

— О да! В этом году с апреля по июль я рыбачил практически каждый день с семи утра до десяти вечера в одиночку.

— А любимое средство передвижения?

— Обожаю водить байк. Мы хотели отправиться в Раджастан на байке, я вложил в его подготовку все свои деньги, но потом мы c другом посчитали количество дней, которые потратим на дорогу, и время, которое проведём на месте, и решили всё-таки выдвинуться на поезде.

— Как ты относишься к русским?

— Мне нравятся русские, хотя, должен признать, ваш язык кажется очень грубым. Из-за этого многие местные считают вас агрессивными. И не только местные.

В 60-х годах прошлого века, когда в Гоа появились хиппи, жизнь сильно поменялась. До этого мы занимались только ловлей рыбы и выращиванием риса. Американцы и европейцы принесли новые, чуждые нам субкультуры, например, нудизм. Потом появились евреи, много евреев, но когда в Гоа начали ездить русские, евреи сбежали в другие штаты.

Всё становится другим. Мы тоже стали постоянно думать о деньгах, много пить, вечно торопиться и проявлять агрессию.

— Что ты думаешь о Путине?

— Конечно, Путин - диктатор, и некоторые его решения кажутся мне глупыми, например, то, что он запретил россиянам выезд в некоторые страны. Но с другой стороны, видно, что он заботится о вас. Я бы хотел, чтобы в Индии был такой правитель.

— Сейчас я хочу работать в школе, с детьми, причём с маленькими, — уточняет он . — Вторая важная вещь для меня - это изучение йоги: планирую пойти на специальные курсы. Йога даёт спокойствие, мир, релакс для души и тела. Она делает тебя моложе и здоровее. После постижения методики я хочу учить этому людей. Бесплатно, всех желающих.

Фото Ольги Ревенко

Да, индийцы женятся в том числе и на русских женщинах, а не исключительно на индианках - законом Индии браки с иностранками не запрещены и для этого в законодательстве Индии предусмотрен специальный закон - Special Marriage Act.

Но не все индийцы, тесно общающиеся с иностранками, стремятся жениться на них только потому, что девушка им очень понравилась. Многие индийцы умеют говорить сладкие речи, но стоит посмотреть несколько индийских фильмов - и становится понятно, откуда берутся такие красивые и романтичные слова и эмоции.

А некоторые индийцы стараются не знакомить своих русских подруг со своими друзьями, т.к. те могут рассказать их родителям об их близких отношениях, которые афишировать индиец не собирается (например потому, что его уже ждет невеста в Индии или он просто не желает жениться на девушке, с которой приятно проводит время в России).

Если же индиец настроен на серьезные отношения и создание семьи - для него может стать важным мнение родителей - как своих, так и девушки, хотя и это не дает гарантий, что после свадьбы он не вернется на родину, оставив свою русскую жену (одну или с ребенком) без какой-либо помощи.

И тем не менее, индо-русские семьи все же существуют. Часто как мужчине, так и женщине в таком браке приходится идти на компромиссы, т.к. разница менталитета все же проявляется, как бы люди ни любили друг друга.

Что привлекает индийцев в русских девушках

В Индии в силу множества моральных запретов и законов, запрещающих открытое проявление чувств на публике, влюбленные пары часто вынужденны встречаться тайно, при этом осознавая, что если их родители узнают об их чувствах, свадьба вряд ли состоится, а если пара уже перешла на стадию более интимных отношений, родители девушки, если их не устроит ее избранник, смогут как минимум подать в суд на «жениха».

Поэтому, приезжая в Россию, многие индийцы наслаждаются некоторой «свободой»: влюбленная девушка не будет против взяться за руки на улице, практически никто не оглядывается и не осуждает публичные поцелуи и вряд ли кто-то подаст в суд за более близкие отношения с девушкой, если она сама дала на них согласие. Кто-то по окончании учебы уедет в Индию, женится на той, кого выберут родители и вспоминать русскую любимую, кто-то женится на русской девушке, но мало кто из них действительно понимает разницу менталитета и быта в России и Индии, видит в русской женщине не только домохозяйку, которая легко адаптируется к новым, не всегда приемлемым, условиям жизни в Индии вообще или в joint family (семье с многочисленными родственниками под одной крышей) в частности, а женщину со своими взглядами на жизнь, карьеру и со своими интересами.


Кристина и Арман

А вдруг он уже женат?

Известны случаи, когда индийцы женятся за рубежом будучи уже женатыми в Индии, либо женятся в Индии после заключения официального брака за границей. Но, конечно же, практически никто из них не говорит о том, что уже женат.

К сожалению, даже подписанный родителями индийца аффидевит о том, что их сын не женат в Индии, иногда может ничего не значить - если у индийца есть какие-либо корыстны цели относительно иностранки, то он найдет способ убедить родителей подписать эту бумагу вопреки его реальному гражданскому статусу.

Конечно, в паспорте граждан Индии есть графа о супруге, и, хотя религиозного обряда в Индии с 14 февраля 2006 года не достаточно для признания брака действительным без последующей регистрации в суде, это поле до сих пор часто заполняется лишь при смене паспорта по истечение его срока действия (а не сразу после заключения брака), либо не заполняется и вовсе, т.к. родственникам часто хватает и религиозной церемонии, а паспорт, как не обязательный документ в Индии, есть далеко не у всех.

Мария Арбатова из своим мужем - финансовым аналитиком и индийским аристократом Шумитом Датта Гупту

Мария Арбатова об Индии:

Индия, должно быть, для вас не чужая страна, если учесть, что ваш нынешний муж индус?
Индия для меня интересна не только в связи с моим мужем, интерес возник еще в юности. В Советском Союзе был дефицит информации о мире, ее нужно было добывать самостоятельно, поэтому я бесконечно ходила по тем местам, где мне могли предложить интеллектуальную альтернативу. Я посещала студию индийского танца, подпольные буддистские группы, обучалась астрологии.
Кроме того, в России всегда был культ Индиры Ганди. Ее газетные портреты висели не только в интеллигентных домах, но даже в деревнях. Мой отец был на идеологической работе, и у нас дома тоже висел ее портрет.

Расскажите про своего мужа.
Газеты пишут, что мой муж ездит на слоне, а меня заставляет носить сари. Мой муж 20 лет живет в России, окончил университет Патриса Лумумбы и остался жить здесь. Он уже русский. Мы познакомились, когда я делала на радио «Маяк» программу об индийской демократии. Мне не грозят никакие патриархальные опасности, поскольку мой муж из либеральной аристократической семьи. Его дядя - создатель и генсек Компартии Индии, а тетя - национальная героиня, в семнадцать лет севшая в тюрьму за организацию взрыва тюрьмы, в которой сидели ее соратники по антибританскому сопротивлению.

Традиции, наверное, зависят от уровня образованности населения. Как в Индии обстоят дела с образованием?
Конечно, муниципальные школы ужасные, они и в Америке ужасные. 50 процентов жителей неграмотные. Индия только в 1950 году освободилась от английских колонизаторов, страна была разграблена, люди жили с убеждением бессмысленности работы на англичанина. Экономика только поднимается. В этом смысле они похожи на нас. Нас разрушал социализм, их - колониализм.

А можно провести параллель между нашими тружениками села и индийскими крестьянами? Есть чему поучиться у них и, наоборот, им у нас?

Я не большой специалист по Индии, но даже мне понятно, насколько наш землевладельческий менталитет близок к индийскому. После завоевания независимости страна начала аграрную реформу. Она проводилась примерно как наша приватизация, в результате чего землей овладела, в основном, кулацкая верхушка. Это увеличило социальное расслоение общества. Безземельный индус живет на асфальте, ест бананы с пальмы, общается с богами и совершенно счастлив. Программы по его интеграции в трудовую жизнь правительству пока не удаются. Русский деревенский мужик по сравнению с индусом просто богач - живет в собственном доме и имеет кусок земли. Только фрукты, к сожалению, ему не свешиваются с ветки, приходится работать в поте лица. Но и в Индии земледелие неимоверно тяжелое, оно орошаемое, во многих штатах люди трудятся на нереальной жаре в нереальную засуху.
Наши страны объединяет многолетняя дружба. Между тем друг о друге мы знаем мало. Может быть, в Индии о России, ее культуре знают больше?

Население Индии составляет 1 миллиард 200 миллионов человек, с диаспорами - полтора, у них в одном только штате живет 80 миллионов. А россиян всего 145 миллионов. Индусы спрашивают: русские - это где? Мы для них все равно, что для нас Люксембург. Но в Дели есть улица Толстого, оказавшего огромное влияние на Ганди.
По характеру ближе к нам, чем индусы, в мире нет никого. Они такие же открытые, ленивые, мечтательные. В то же время это другой мир. У них есть племена с феодальными культами, а по парламенту там бегают обезьяны, они - посланники бога Ханумана, если их обидеть, он осерчает. И консервативные фракции парламента до сих пор против изгнания обезьян из помещения. У них пробка может стоять сутки, если корова перегородила дорогу. Даже «скорая» не едет. В делийском метро, например, ходит здоровая обезьяна в форме и ловит маленьких обезьян, чтобы не шкодили. Первое, с чем сталкивается турист, это обезьянье воровство. Если ты зазевался, у тебя выхватят мобильник, кошелек и отнесут хозяину. Но появилась порода «социальных» обезьян, они сами сообразили, что можно отнять мобильник, отнести его на рынок и поменять на фрукты. Если змея приползает в дом, это счастье, она для них посланник богов, для нее ставят блюдечко с молоком. Если змея появляется в номере гостиницы, вызывают полицию, но полицейский может сказать, что он ее не уберет, потому что она накличет несчастье на всю его семью. Другой вопрос, что змеи там сами никогда не нападают.
В Индии роскошные храмы. Толпы русских приезжают в Индию за сверхистиной. Однако наивно считать, что в индуистском храме больше божественного, чем в любой русской деревенской церквушке с честным священником. Как говорил мой буддистский учитель, ты не будешь ближе к небесному диспетчеру, даже если встанешь на самую высокую вершину Шамбалы.

Я вспоминаю слова русского экспата, живущего в Арамболе около 10 лет: “Женщина в Индии стоит на ступень ниже собаки”…
Я не поверила тогда подвыпившему мужику, да что он может знать! Ах как прекрасны индийские женщины, какие у них яркие сари, как звенят украшения на тонких щиколотках и запястьях, любо дорого посмотреть! Но слова зацепили. Я стала смотреть, слушать, читать, узнавать. Я захотела выяснить, почему наш индийский друг и родственник всегда обращается только к Максиму, но никогда ко мне; почему денежные вопросы хозяин жилья, что мы снимали, решал только с Максимом но никогда со мной; почему нашим знакомым индусам совершенно не стыдно жить на деньги своих родственников и не работать.

Красива индийская женщина! Красивы ее сари, украшения и косметика! Но одета она так вовсе не для того чтобы на нее смотрели. Чем больше звона и блеска, тем быстрее убегут злые духи, тем здоровее и богаче будет семья индианки. Все направлено на благо семьи и мужа. В этом смысл жизни индийской женщины. Она рождается, чтобы выйти замуж, родить детей и служить мужу. Я говорю о семьях, исповедующих индуизм. В Индии есть и ислам, и католичество, и буддизм, но основная религия – индуизм.

Индуисты считают, все что происходит в индийской семье – это зона ответственности женщины. Рождаются дети не того пола или вообще не рождаются – женщина виновата. Муж беден – женщина виновата, плохо молится. Муж болеет? Женщина виновата, плохо следит. Даже если муж всю жизнь издевается над женой и унижает ее, после его смерти ей легче не станет. Муж умер? Женщина виновата. Это ее наказали Боги за ее грехи. Не даром во многих штатах Индии еще несколько десятков лет назад вдовы бросались в погребальный костер. Зачем жить, если мужа нет? Сама по себе женщина – ничто, она не имеет ценности, она никому не нужна. Сейчас нет этих жутких костров, вдовы уходят в специальные дома. Там они сбривают волосы, носят самую скромную одежду, едят самую скромную пищу и молятся. Имущество мужа к ним не переходит. Нет, не везде и не все вдовы так делают. Чем богаче и образованнее штат, тем быстрее он избавляется от подобного наследия прежних веков. Но отсталых штатов, где живут также, как и много лет назад в Индии много.

В ФБ как-то вышел спор у нас с одной женщиной, которая утверждала, что женщины в Индии не работают, живут за спинами мужчин и поэтому счастливы. Работают в Индии женщины, и еще как! Чего только стоят дорожные работницы, которых мы встречали, путешествуя на байке! Семьи, принадлежащие к касте дорожных рабочих, кочуют по стране и ремонтируют дороги. Весь труд – ручной. В пыли и жаре мужчины машут кирками и ломают старые дороги, женщины в запыленных сари таскают на голове огромные корзины с камнями и мусором. От такой работы и здоровый мужик быстро загнется, а маленькие индианки – ничего, пашут.Получают денег только куда меньше, чем мужчины.

В деревнях женщины ухаживают за скотиной, следят за домой, готовят еду, воспитывают детей, торгуют на рынке, работают часто и за себя и за мужа.

И только в богатых семьях, принадлежащих высшей касте, женщина не обременена тяжелой работой. Но зачастую право голоса у нее ровно такое же, как и нищей индианки на окраине Мумбая.

Да, у нее есть много дорогих сари и золота. Муж украшает свою жену. Ведь красивая, нарядная жена – это еще и высокий статус. А за рождение мальчика муж может устроить аттракцион невиданной щедрости. Теперь женщина может быть спокойна: ее сын приведет в дом невестку, и семья станет еще больше и богаче. К тому же на невестке можно будет выместить все свои былые обиды и унижения, весь свой страх и свои слезы. Унижения и третирование молодых невесток в индийских семьях – обычное дело. И прежде всего угнетает их та, которая сама была на их месте – свекровь.

Мужчина в индийской семье – полубог. Рождение мальчика – счастье! Рождение девочки – печаль. Теперь вся семья в течение многих лет будет вынуждена отказывать себе во многих радостях жизни и работать-работать, копить-копить. Девочку надо выдать замуж. А это дорого, безумно дорого. Ни одна уважающая себя индийская семья не позволит сыну жениться, если у невесты не достаточно серьезное приданное. И любовь здесь не поможет. Кака така любовь? В Индии до сих пор брак – дело родителей. Они договариваются, выбирают и за ними последнее слово.

Поэтому рождение девочки делает индийскую семью беднее. А если девочек несколько?

В Индии подавляющая часть населения живет в бедности, а миллионы – вообще за гранью нищеты. Как только появилась возможность узнавать пол ребенка с помощью УЗИ, по стране прокатилась волна абортов. Избавлялись от детей нежелательного пола. Семье проще было насобирать деньги на аборт, чем потом прозябать годами, копя на приданное. В итоге через несколько лет в Индии образовался страшный демографический перекос. Молодых мужчин сегодня намного больше, чем женщин. На государственном уровне врачам запрещено сообщать пол ребенка после УЗИ. Предупреждение о наказании за открытие пола висит во всех медицинских учреждениях. Но кого это пугает? Взятки никто не отменял. За небольшую мзду врач всегда скажет, какую ленточку готовить – розовую или голубую.

В бедняцких районах поступают проще. Какое УЗИ и больницы? Тут не до жиру. От нежелательных крошечных девочек попросту избавляются. Нет, не топят, как котят. Но есть множество возможностей “не доглядеть”. Детская смертность среди девочек в Индии в несколько раз выше, чем среди мальчиков. Учитывая, что девочки, как правило, более жизнеспособны, это кажется странным. Но объясняется все просто. Если заболеет мальчик, к нему приведут знахарку, врача, купят лекарства. Если заболеет девочка… Карма у нее такая.

Казалось бы – женщин дефицит, значит ценность дефицита должна возрасти. По логике да. Но Индия и логика – понятия чуждые друг другу. Многим молодым индийцам суждено остаться холостыми. На них просто не хватит жен. Некоторые воруют девушек, бывают жуткие случаи, когда один брат берет в жены девушку, и она становится женой для всех его остальных братьев. Изнасилования в Индии – преступления, которые редко регистрируются в полицейских участках, но часто происходят.

Но ценить женщин в Индии больше не стали, и законы приданного похоже, никто не собирается забывать, даже если девушек станет в 10 раз меньше, чем мужчин.

Некоторые индийцы, особенно в туристических районах, находят выход. Они женятся на русских девушках. Сразу приданого может и не будет, но русская жена всегда найдет возможность обеспечить мужа. Это общеизвестный факт в Гоа – женился на русской и жизнь в шоколаде!

Это все ерунда, говорит моя подруга, много лет прожившая в Гоа. Может индианки и не равны с мужчинами в правах, но с белыми женщинами совсем все по другому!

Выйти замуж за индуса. А стоит ли?

За последние несколько лет появилось много русских девочек, которые приезжают в Гоа и находят там себе мужей. О чем они думают? О любви, конечно. Индийское жаркое солнце, белозубые улыбки и нежные взгляды, а порой и что покрепче и подушистее, чем солнце и море, сводят с ума наших красавиц. В России остались холода, снега и серость, постоянная гонка на выживание, озабоченные вечными проблемами парни. А тут – рай.

Кажется, так будет всю жизнь – океан, жара, вечеринки и полный любви мужчина, словно только что вышедший из болливудского фильма. И не важно, что избранник беден, как индийская ящерка, и не важно, что образования у него – несколько классов деревенской школы, и не важно, что он нигде не работает, а все время посвящает свой принцессе, и не важно, что домой не зовет и с родственниками не знакомит, и не важно, что кроме своего маленького индийского штата нигде не был, и неважно, что поговорить с ним не о чем. Какие разговоры, когда – любовь…

История первая, счастливая

“Посмотри на них, посмотри” ,- глаза Пракаша блестят, он немало выпил сегодня. Наклоняясь к мужу, он кивает на группку белокожих девушек и громким шепотом бросает отрывочные фразы: “Они строят из себя таких счастливых. Но на самом деле они здесь чужие, совершенно чужие! У них здесь нет никого.”

Мы сидим в ресторане, несколько пар. Все пары кроме нас с Максимом – смешанные, она русская, он – индус. Я смотрю на смеющиеся, разгоряченные коктейлями лица девушек и стараюсь отмахнуться от шипящего змеиного шепота, “они чужие, чужие…”

У Пракаша русская жена Юля (имя, как и другие изменены, но суть не в этом). У них двое замечательных мальчишек, один милый малыш, а старший – серьезный симпатичный подросток. Пракаш и его русская жена – красивая пара, на них приятно смотреть. Он – высокий и стройный, похожий на болливудского актера, она – натуральная стройная блондинка, прелесть как хороша. Вот она – счастливая русско-индийская семья! Но Юля в середине вечера рассказывает свою love-story и ломает всю мою такую красивую схему.

Познакомилась Юля со своим мужем в России. Он приехал на учебу в нашу суровую страну. Смуглый красавец с белозубой улыбкой и ласковым взглядом, веселый и при деньгах. Ведь отправить учиться сына за границу могу себе позволить только обеспеченные индийские семьи. Любовь и страсть, женитьба, вскоре рождается сын. Пракаш закончил учебу и работает в России. Но обстоятельства так складываются, что ему нужно ехать на родину. И тут выясняется, что большая и дружная индийская семья и знать не знает, что Пракаш женат, и у него растет сын. Все это время он просто скрывал этот маленький факт своей жизни. Он боялся сообщить своим родителям о женитьбе на неизвестной им девушке, да еще и не индианке.

Пракаш не даром похож на героя индийского кино. Он и в жизни поступил как герой. Да, не больше не меньше. В Индии процветает клановость, семьи живут большими общинами. Главный – мужчина, богатый и умудренный опытом. Семьи часто живут в одном доме все вместе – родители, их родители, братья со своими женами и детьми. Это нормально. Самое страшное – это жить одному, без поддержки семьи, без друзей, с которыми ходил в одну школу, без своего клана. И идти против клана – это геройство и безумие.

Индия так и не стала для Юли второй родиной. “Я тут случайно!” , – заявляет она буквально с первых минут знакомства. В их семье говорят на русском между собой, языка своего мужа она так и не выучила и не собирается, и все время живет, будто в отпуск приехала и немного задержалась.

Семья долго не принимала русскую невестку. Как обидно, в самом деле! За такого образованного красавца можно было отхватить небывалое приданное! Но шли годы, в международной семье появился еще ребенок. Мальчик! Семья смягчилась. Никто конечно не полюбил горячо Юлю, но ее стали терпеть. Ведь матери двоих мальчиков в Индии жить намного проще. Женщина, рожающая сыновей – уважаемая женщина.

История вторая, несчастливая

В свой первый приезд в Индию я познакомилась с одной яркой парой. Она – очень эффектная, голубоглазая и молодая. Он – смуглый веселый и улыбчивый. Ах, какая была любовь! Они поженились, появился ребенок, девочка. Из России нескончаемым потоком шли русские деньги для молодой семьи. Родители жены были щедры. У молодых вскоре появился дом. На имя мужа, естественно. Оформить в Индии недвижимость на иностранца практически невозможно. Если иностранка выходит замуж за индуса, она все равно не становится гражданкой Индии, она просто живет по визе. Машину тоже записали на смуглого красавца. Денег хватало на все, и на няню в том числе. Гоа, тусовки, море, солнце, акуна матата!

Через пять лет я узнала, чем закончилась красивая сказка. Как раз неловко и некстати в России грянул кризис. Поток русских денег резко иссяк. И милый и добрый индийский муж ВДРУГ утратил свою улыбчивость. Оказалось, он не собирается искать работу и средства для жизни семьи. Не для того он женился! Оказалось, он может кричать, требовать, унижать. А после того, как он спустил с лестницы их новенького шикарного дома свою прекрасную русскую жену, пиная ее ногами и выплевывая ей в разбитое лицо жуткие слова, она сбежала. Придумала план побега, схватила дочь и уехала к маме.

У нее осталась смуглая черноглазая девочка, у бывшего мужа остался прекрасный дом, новенькая машина и еще немного денег. Он теперь завидный жених. Не удивлюсь, если узнаю, что в этом доме теперь живет скромная и послушная индийская жена, за которую ее родители отдали немало приданного. Кто посмеет сказать, что он – …удак? Никто. Ни один друг, ни один сосед, никому и в голову не придет обвинить его в чем-то. Да никто и не считает, что он в чем-то не прав. Мужчина по индуистским законам всегда прав.

О чем стоит знать, если влюбилась в гоанца

Скажите, печальные истории о любви с индийским мужчиной – это редкость. Скажите, а как же Мария Арбатова, у которой муж индус. Ах, Мария Арбатова… Что-то она не едет на родину мужа. Среди образованных и небедных возможно все. В том числе и счастливые русско-индийские браки. Если вы познакомились на работе, или в компании друзей, а избранник – образован, и небеден и знает что такое европейская культура, может что-то и получится.

Да, в больших городах, в среде образованных и обеспеченных семей любят и берегут детей, и мальчиков и девочек, там даже молодые люди иногда выходят замуж по любви, девочки получают образование, путешествуют, работают, имеют свое дело и занимаются своим хобби и вообще живут полной жизнью. Но сколько их от общего числа индийских жителей?

Да, есть индийские мужчины, обожающие своих дочерей и любящие своих жен, а некоторые не только любят, но и уважают. И есть замечательные семьи, где живут весело и хорошо, поддерживают друга друга независимо от пола, где индийская свекровь – лучшая подруга своей русской невестки. Я лично видела такие семьи в Гоа. Индия – страна огромная и там есть все.

А Гоа – это маленький туристический штат. Там живут деревенские жители, бывшие рыбаки и их дети. Кто-то занимается торговлей, кто-то рыбачит, как и предки, а кто-то ищет более быстрый путь к красивой и обеспеченной жизни. Жениться на русской, жаждущей красивых слов и пылких взглядов и не требующей больше ничего – отличный вариант!

Обычно все истории имеют счастливое заключение, может быть, и моя тоже когда-нибудь отнесется к этому ряду. Боюсь утомить всех, рассказывая о своих проблемах, но, может быть, кто-нибудь, прочитав это и подумав, не повторит моей ошибки.

Я приемная дочь, меня мама (которая меня удочерила) привезла из Читинской области очень маленькую, когда мне было шесть месяцев. Воспитывалась в строгости, но ни в чем отказа не имела. Единственная проблема, которая и сыграла дурную роль в моей судьбе — мама имела пристрастие к спиртному. Помню, что я ее очень боялась и ждала своего выхода во взрослую, самостоятельную жизнь.

Время летит очень быстро... Получила среднее образование, работала. Но привычка бояться меня никогда не оставляла. Хотела иногда убежать, скрыться куда-то. Но куда? Так и жила до тех пор, пока не раздался один телефонный звонок...

Прекрасный осенний вечер, это мое любимое время года. Позвонила одна из моих одноклассниц, увлекающаяся Индией, и пригласила в Дом Дружбы на один из индийских праздников. После долгих уговоров я согласилась. На этом празднике за мной ходил по пятам один индийский мальчик, который мне, честно говоря, и не приглянулся ничем, плохо его понимала да и безразлично было. При расставании попросил номер моего телефона, домашний не дала (стала взрослой, но маму еще побаивалась) а один из рабочих написала.

Достаточно долгое время он не звонил, я уже и забыла и о вечере, и о мальчике из Индии. Но не тут-то было. В один прекрасный момент на работе меня позвали к телефону, где нечеткий русский язык мне напомнил об осенней встрече в Доме Дружбы на Арбате. Не знаю почему, но я не отказала ему во встрече. Позвонив все той же однокласснице, я приехала с ней на станцию Спортивная. Выйдя из вагона, я увидела мальчика, который был похож на того, с кем я уже виделась, и в то же время нет, он очень отличался. Подтянут, аккуратная стрижка, одет в классическом стиле. Что-то меня затронуло, помню, я даже им восхитилась. Так и началась наша дружба — чистая, доверчивая, наивная и очень добрая...

Узнав его поближе, я собрала в себе все силы, какие были, и рассказала о наших встречах маме. Помню, ее это шокировало, тут же я получила ответ: «Ты должна все закончить. Это не твое. Уедешь — будешь служанкой...» Выслушав все, я затаилась, больше никогда ни о чем с ней не говорила, но наши встречи украдкой продолжались. Это препятствие и в то же время страх давали мне какие-то силы для изворотливости, лжи — чего в моем характере никогда не было...

Так шли годы. Есть еще один отрезок в моей жизни, который-то и привел меня к желанию быть с ним вместе навсегда, но о нем я писать не в силах, пишу это, и мои глаза утопают в слезах...

Индусу пришлось уехать из России, но у меня была какая-то надежда на то, что мы обязательно будем вместе. Я получала письма из Индии через его друзей, т.к. у мамы была привычка читать их. Помню я очень часто видела сны, которые были вещими. Например, встав на работе после отдыха, я уже знала, что он мне позвонит — и это сбывалось. И не один раз. Мы разговаривали с ним на таком большом расстоянии, но последний далекий звонок оказался очень близким. Он шутил и уже с уверенностью говорил, что наша встреча недалека.

Это было действительно так, он вернулся в Москву с теми словами, что мы навсегда останемся вместе. Спустя месяц после его приезда мы подали заявление в загс и с нетерпением ждали начала наших официальных отношений. Теперь нам не придется прятаться, лгать, изворачиваться. Мама, конечно же, была против, но это свершилось. Я вышла замуж за индуса. Многие жильцы из дома, где я жила с мамой, были от души рады за меня. Все, теперь мы вместе, и начался отсчет нашей семейной жизни.

Было достаточно сложно — я работала, он учился. Первое время пришлось жить вместе с мамой, как я думаю, вы понимаете все тонкости этого периода супружества... Но мир не без добрых людей, ведь я им тоже хоть как-то помогала...

Врач со «скорой помощи» посоветовала жить с одной парализованной женщиной, без оплаты, но с уходом за ней. Боже мой, какое же это было счастье, жить отдельно да и не тратить деньги! А что касается траты моих сил, то на это я не обращала никакого внимания, да и он тоже, просто знала, что это надо делать.

Так и повелось, и по сей день продолжается. Как взвалила, так и везу.

Здесь я в первый раз узнала секреты семейной жизни. Ни в коем случае не то, о чем вы могли подумать. Те секреты, о которых я не говорила до тех пор, пока у меня были силы молчать, да и стыд кому-либо рассказать о распускании рук, оскорблениях... И все это после того, сколько я для него делала и до нынешнего момента продолжаю делать.

Выйдя замуж за индуса, я сама же себя связала этими брачными узами, хотя противников этому было достаточно много. Первая из них — моя мама. Какая бы ни была мать, она может предвидеть для своего ребенка его судьбу, она же может его направить на правильный путь. М, молодые, дерзкие и упрямые, убиваем в них, может быть, несколько лет такой недолгой жизни…

Прожили мы там очень недолго, приобрели свою квартиру, уже точно свою с договором о купле-продаже на руках — боже, сколько радости! Вот, и закончились на этом наши хождения по квартирам, а в моем случае — по мукам. Жили мы на новой квартире счастливо не так долго, опять началось то, о чем я упоминала выше. Опять стыд: Что скажут люди с моей улицы, встретив меня, если я брошу его?» Так и жили - все меньше радости, а вот печали часто меня огорчали…

Первый малыш родился у нас спустя 12 лет супружеской жизни. Это была девочка, для меня радость, мамина помощница. А для мужа проблема. Конечно же, он ей тоже был очень рад, но предупредил сразу: «Немного подрастет — и мы уедем отсюда, нужно ее уберечь от этой грязной культуры». Да, вот так, живя в российской культуре, выбрав себе спутницу жизни, пожив и заработав здесь много чего — все это считалось и до сих пор считается им грязным.

По исполнении доченьке четырех лет мы решили уехать. К этому времени я уже потеряла маму. Подумав, что с его родителями и нам и им будет лучше. Останавливающих друзей было очень много, но не прислушалась. Да и что делать — ведь муж сказал...

Что же я могу написать о моей жизни здесь, в жаркой и контрастной Индии? Рассказывая о каждом отдельном случае, утомлю не только себя, да и вас. Поэтому оговорюсь, я пишу — о себе, о своей судьбе и ни в коем случае об Индии в целом, есть очень много и счастливых судеб...

Пожалуй, начну. «Замужем за индусом» — какое же понятие имеется в виду в этом словосочетании? Здесь муж бог, даже если он скажет «черное» о белом, ты должна поддержать его, почему — да потому, что он бог. Меня бьют, унижают, мои мнения, протесты и просто желания не ставятся ни во что. Я — машина, я — должна делать и все. Даже если он избил, я не имею права кому-то это сказать, потому что он всегда прав, и только он. Ты же жена, ты должна понимать, какие у него проблемы. Он же не пойдет на улицу, избив кого-то и успокоив тем свою душу. Зачем? Рядом есть жена, которая при плаче должна сейчас же успокоиться и перестать лить слезы. Жена — если ему нужно — пойдет с ним в отдельную комнату, даже после того, что он ее только что избил. Она должна — муж для нее бог...

Весь дом на моих плечах, и все равно: «Ты ничего не делаешь». Почему? Да потому, что ты машина. Но машины ведь тоже изнашиваются при постоянном применении и без внимания...

Не знаю откуда, но с рождением сынули у меня появились сила и уверенность в том, что я еще что-то смогу сделать для себя и своих детишек. Знаю, какие сложности меня ждут, но, по сравнению с теперешними, мне кажется, они не будут представляться для меня трудностями — преодолею все. А что для этого нужно сделать - всего лишь выбраться из этой жаркой и контрастной Индии. Сложности появляются тогда, когда малыш родился здесь, он может выехать только с папой, а если без него, то нужна его расписка о том, что он дает право на вывоз твоего ребенка. Пока это одно из главных моих препятствий, но, я думаю, и оно преодолимо...

Право решать за тобой — иметь или не иметь. Подумай, если потом не хочешь все потерять.

Подготовка к семейной жизни - благодарный труд: дистанционный (онлайн) курс