Инструментарий по художественно эстетическому развитию. Художественно-эстетическое развитие дошкольников по фгос

о результатах тематического контроля по теме

В соответствии с годовым графиком контроля, приказом г. в Крапивинском детском саду №1 «Солнышко» с по 2015 года с целью повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие была проведена тематическая проверка комиссией в составе 3-х человек:

    – старший воспитатель – воспитавоспитатель.

Проверка показала:

Создание условий для Художественно – эстетического развития в ДОУ. Во всех возрастных группах есть методическая литература по художественно-эстетическому . Для занятий по лепке есть пластилин, доски, стеки, салфетки. Достаточно материала для : цветная бумага, картон, бросовый материал, ножницы. В каждой группе есть уголок по изодеятельности. Не во всех группах созданы условия для хранения детских работ. Недостаточно изделий народных промыслов. Во всех группах есть дидактические игры по формированию художественно-эстетических представлений. Анализ «Занятие по рисованию». Во всех возрастных группах созданы условия для проведения Занятий по изобразительной деятельности. Есть план, наглядные пособия. Материал для проведения занятия и свободного использования расположен рационально, в старших группах организовано дежурство. Воспитатели знают задачи, стоящие в каждой возрастной группе, умело организовывают детей на занятие, использую разнообразные методы для активизации мышления, внимания. Соблюдают соотношение пройденного и нового материала.

На занятиях использовались разнообразные формы работы с детьми: индивидуальные, коллективные. Для создания положительного эмоционального фона используется музыка и художественные произведения. Созданы условия для проявления творческой активности детей. При организации работы учитываются возрастные особенности. В конце занятий проводится анализ детских работ.

Анализ «Музыкальное занятие». При анализе планирования работы по музыкальному воспитанию выявлено, что программное содержание занятий соответствует программе возрастной группе и уровню развития детей. Для проведения занятия созданы условия: выполняются санитарно-гигиенические требования, подготовлены наглядные пособия, игрушки.

Педагог в начале занятия, используя мотивацию в соответствии с возрастом, умеет организовать детей, создать соответствующий настрой. На занятии используются различные виды музыкальной деятельности: драматизация, пение, игра, музыкально-ритмическое движение. Для лучшего усвоения программного материала используются различные методы и приемы. У детей есть возможность проявить творческую инициативу, самостоятельность.

На занятии педагоги умело корректируют виды нагрузки. В старшем возрасте интерес к занятиям сохраняется на протяжении всего времени. Дети старшего дошкольного возраста соблюдают правила поведения, осознанно выполняют требования педагогов. В сюжетных, подвижных играх дети проявляют умения, полученные на занятиях.

«Наблюдения самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий». В самостоятельной деятельности дети используют разнообразные виды художественной деятельности. Формы организации применяются в соответствии с : индивидуальная, групповая, совместная с воспитателями. В режиме дня в основном это время во второй половине дня. Место для проведения самостоятельной деятельности организуется специально. Деятельность проводится с подгруппой детей. Инициатива исходит как от детей, так и от педагогов. Разнообразием детские работы не отличаются. В основном действуют по образцу, предложенному воспитателем.

Источником для возникновения тем служит чтение сказок, рассказов, стихов. Дети получают дополнительные впечатления на прогулке, экскурсиях.

«Организации театрализованной деятельности». Во всех группах ведется целенаправленная работа по обогащению детей впечатлениями с целью развития театрализованной деятельности6 чтение, рассматривание картин, беседы. анализ навыков и умений по театрализованной деятельности соответствует требованиям возраста. планирование театрализованной деятельности осуществляется в календарном плавне.

Во всех группах изготовлено оборудование для театрализованной деятельности: ширмы, кукольный театр, различные виды театров, костюмы, маски. Для создания и поддержания интереса к этому виду деятельности используются разнообразные методы и приемы. Педагоги обладают достаточным опытом организации театрализованной деятельности в соответствии с возрастом детей.


«Обследования детей по художественно-эстетическому развитию». Общие показатели развития изобразительных навыков и умений соответствуют возрастным особенностям. Дети видят и могут дать объективную характеристику эстетических признаков окружающих предметов, обладают эмоциональной отзывчивостью. Проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству, самостоятельно создают сказочные образы в рисунках, лепке.

Дети умеют в рисунке передать сюжетную композицию. Старшие дошкольник и владеют навыками создания декоративных композиций, проявляют свое творческие способности.

По итогам тематического контроля сделаны следующие выводы:

    организация и эффективность работы соответствует требованиям реализуемой программы; организация работы по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие во всех возрастных группах соответствует возрастным требованиям; наблюдается хороший профессиональный уровень педагогов.
    недостаточно оборудования в уголках по театрализованной деятельности; оборудовать в группах уголки народного декоративно-прикладного творчества; разнообразить используемые в работе методы и приемы по развитию творческих способностей.

с целью повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

Отметить хорошую организацию работы по реализации художественно-эстетического развития в 1 младшей группе (,), во 2 младшей группе (,), в средней группе (,), в старшей группе (,), в подготовительной группе «а» (,), в подготовительной группе «б» (Баранова СИ.,),

2. Старшему воспитателю провести для педагогов всех групп консультацию «Использование разнообразных методов и приемов для эффективного развития творческих способностей дошкольников» (до 11.12.2015г.) отв.

3. Старшему воспитателю провести с воспитателями старшей группы (,), подготовительной группы «а» (,), консультацию «Оборудование уголка для самостоятельной художественной деятельности». (до 14.12.2015г.) отв.

4. Старшему воспитателю провести с воспитателями всех возрастных групп мастер-класс «Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности». (до 14.12.2015г.) отв. ,

5. Творческой группе ДОУ организовать совместно с ДДТ выставку «Декоративно-прикладное искусство», создать уголки декоративно-прикладного искусства в группах. (до 25.12.2015г.) отв.

Члены комиссии:

Подписи проверяемых:


_________________ ___________________ _________________ ___________________ __________________ ____________________ __________________ ____________________ ____________________ _____________________ _____________________ ___________________

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Крапивинский детский сад №1 «Солнышко»

от 01.01.2001 №

О результатах тематического контроля

«Система работы ДОУ по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие»

На основании плана – задания и справки по итогам тематического контроля

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. За хорошую организацию работы по реализации художественно-эстетического развития объявить благодарность воспитателям 1 младшей группы (,), 2 младшей группы (,), средней группы (,), старшей группы (,), в подготовительной группы «а» (,), в подготовительной группы «б» (Баранова СИ.,),

2. Старшему воспитателю провести для педагогов всех групп консультацию «Использование разнообразных методов и приемов для эффективного развития творческих способностей дошкольников» (до 11.12.2015г.)

3. Старшему воспитателю провести с воспитателями старшей группы (,), подготовительной группы «а» (,), консультацию «Оборудование уголка для самостоятельной художественной деятельности». (до 14.12.2015г.)

4. Старшему воспитателю, провести с воспитателями всех возрастных групп мастер-класс «Изготовление атрибутов для театрализованной деятельности». (до 14.12.2015г.)

5. Творческой группе ДОУ организовать совместно с ДДТ выставку «Декоративно-прикладное искусств». Создать уголки декоративно-прикладного искусства в группах. (до 25.12.2015г.)

Контроль за выполнениям приказа оставляю за собой.

Заведующий МБДОУ ___________

«Крапивинский детский сад №1»Солнышко»

Построению оптимального процесса художественно-эстетического развития детей во многом способствует изучение особенностей художественно-эстетического опыта воспитанников. Это обеспечивает соотнесение поставленных целей, выбранной программы с возможностями детей группы и внесение необходимых корректив в педагогический процесс.

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического развития дошкольников (на материале освоения изобразительного искусства).

Задачи диагностики связаны с выявлением особенностей проявления эстетического отношения у детей дошкольного возраста;

Обоснование задач диагностики. Современные образовательные программы, научные исследования по данному направлению, ориентированы на обсечение условий становления эстетического отношения у детей. Категория «эстетическое отношение» на данный момент имеет ряд различных трактовок и подходов к пониманию его структуры и рассматривается как сложное многокомпонентное образование. В более широком понимании (принятом в современных образовательных программах) эстетическое отношение интегрирует четыре компонента: эмоциональный (эстетические эмоции, чувства, состояния, обеспечивающие эмоционально-чувственное ребенком освоение мира), гносеологический (складывающийся на основе эстетического восприятия, эстетических суждений и представлений, и обеспечивающий эстетическое познание), аксиологический (включающий эстетические оценки, вкусы, идеалы,; составляющий основу эстетических ценностей и определяющих формирование эстетических мотивов, потребностей), деятельностный («эстетические деяния» (Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова), своего рода «проявление в действии»). Данный подход может определять основные направления построения диагностики, критерии, группы и уровни. При этом, художественно-эстетическое развитие обусловлено как «биологическими предпосылками», так и социальными факторами. Это требует сопоставительного изучения особенностей развития сенсорных, эстетических, творческих способностей детей, а также влияния среды на данный процесс (что предусматривает изучение педагогических условий данного процесса).

При этом, ориентируясь на становление у детей эстетического отношения к действительности, а также идеи полихудожественного подхода, при анализе результатов ценно более интегрировано трактовать данные по «родственным» направлениям (во взаимосвязи освоения разных видов и жанров искусства (музыкального, изобразительного, игрового, литературного), овладения художественными деятельностями (изобразительным, музыкальным, литературным творчеством, театрализованными играми). На данный момент развития научных исследований представляется сложным (и ненужным!) подобрать«универсальное задание », которые позволят выделить уровень формирования эстетического отношения у дошкольников (это определено и возрастными возможностями детей – во многом конкретностью осваиваемых представлений, начальным этапом освоения способов создания изображения). Выводы относительно сформированности эстетического отношения целесообразнее формулировать на основе «дифференцированного» изучения (по детским видам продуктивных деятельностей, разным осваиваемым детьми видам и жанрам искусства), но при условии использования сопоставимых показателей (например, проявление самостоятельности, инициативности, творчества; развитие умений создавать выразительный образ (в рисовании, игре, пластическом этюде, сказке) и сопоставимых диагностических заданий (наблюдение творческой игры ребенка и придумывания им пластического этюда, поведение в процесс конструирования и рисования). При этом, наряду с результатами заданий, тестов, на первый план выступают «говорящие мелочи», которые можно заметить преимущественно в процессе повседневного наблюдения за детьми (замечает ли ребенок проявления красоты в повседневных ситуациях, окружающих предметах, как реагирует на эстетические проявления; есть ли эстетических предпочтения и др.).

В исследованиях Н.М. Зубаревой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, Н.П. Сакулиной, Р.М. Чумичевой, Е.М. Торшиловой, Е.А. Флериной и других, представлены интересные диагностические задания, показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально (глубоко, по отдельным направлениями, видам деятельности, представлениям о разных видах искусства) изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. Представленные далее диагностические задания являются возможным вариантом и выступают своего рода ориентирами для исследования детского опыта и построения педагогического процесса. В зависимости от целей, задач, специфики образовательных программ, а также особенностей детей группы, возможно их уточнение, дополнение, использование в сочетании с другими диагностическими методиками.

Обоснование выбора диагностических заданий . В проведении диагностики учитывают следующие моменты:

Ø На «содержательном» уровне в большинстве общеобразовательных и парциальных программ гармонично сочетается содержание, обеспечивающее решение двух взаимосвязанных задач: ознакомление с искусством и развитие собственно изобразительной деятельности детей . В современных программах данные два раздела тесно взаимосвязаны: развитие художественно-эстетического восприятия признается одним из ведущих условий активизации и обогащения детской изобразительной деятельности. Однако, в ряде программ, учитывая неравномерный темп развития восприятия и деятельности, предусматривается как бы «изолированное» освоение искусства и развитие детского творчества. В этой связи следует использовать задания, позволяющие выявить особенности освоения детьми обоих направлений ;

Ø Учитывая особенности возраста – «деятельностное» освоение мира дошкольниками, в осуществлении своеобразной экспресс-диагностики следует, прежде всего, особое внимание уделять развитию детского творчества (освоение видов деятельности).

Ø В выборе критериев, формулировании описаний уровней художественно-эстетического развития детей, больше внимание следует уделять не столько сформированности «конкретных представлений, развития умений», сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа, использовании средств выразительности, освоении способов создания изображения, освоения эстетических категорий, интереса к освоению прекрасного в окружающем и творческого отражения в продуктивной деятельности, самостоятельного использования детьми освоенного художественно-эстетического опыта в разнообразной деятельности, высказывания собственного мнения и проявления индивидуальности (собственное понимания красоты, видение художественных образов).

Ø Для активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях необходимо использовать игровых персонажей и создавать интересные игровые ситуации . Вариантами персонажей (для проведения промежуточных и итоговой диагностик) в зависимости от возраста детей и субкультуры, и последующей педагогической работы могут являться:

Малыш-Кисточка , который не умеет рисовать (не знает что такое картины, жанры живописи, не умеет «рассказывать» о картине и т.п.) и предлагает детей научить его. Вначале диагностирования Малыш-Кисточка может быть представлен Палочкой, которая хочет превратиться в Кисточку. Общий мотив – помочь превратиться в Кисточку. После каждого задания у него появляется (рисуется самим ребенком) ворсинка кисти;

Клякса , которая считает себя великим художником, но не умеет рисовать и ничего не знает. Детям предлагается помочь кляксе;

– использование «игрового поля» (лист бумаги с нецветным конкурным изображением различным предметов или сюжета). За каждое выполненное задание ребенок получает карандаш (одного цвета) и право раскрасить часть изображения. Общим мотивом может являться - «помощь Фее Красоты» вернуть краски в Волшебную страну - раскрасить стертую Злодейкой-Резинкой картинку разными цветами.

Ø Проведение диагностических заданий может осуществляться как индивидуально (в этом случае исключена возможность «подсматривания» ребенком выбора предпочитаемого эстетического предмета, темы для работы, средств выразительности у других детей), так и фронтально (на специальном занятии диагностической направленности). В данном случае ценно увидеть «поведение» каждого ребенка (легкость начала выполнения работы, обращение за советом, подсказкой, общение со сверстниками в процессе деятельности и по поводу результатов).

Ø Относительно выявления особенностей эстетического отношения, проявления творчества в изобразительной деятельности ценно не «сиюминутное» изучение (единовременное проведение всех диагностик), а продолжительный процесс наблюдения и фиксации значимых фактов. Так как, творчество носит субъективный и индивидуальный характер, в его процессе выделяют так называемую «латентную» фазу (вынашивание замысла) иногда требуется время для «раскрытия» эмоциональных впечатлений, выбора формы их представления. В связи с этим, не предполагается проведение всех заданий в 1-2 дня. Следует выделить так называемые «диагностические» недели (например, сентябрь–январь–май), в течение которых будет проводиться изучение. При этом часть заданий могут использоваться в «оперативном порядке » (в течение всего года) - например, для изучения особенностей интереса и «принятия» детьми возможности рисования нетрадиционными техниками используется ряд вопросов беседы, а также создание рисунка различными материалами. Это позволит увидеть «проблемные моменты» в освоении нетрадиционных техник (с чего начать, какие технические и изобразительно-выразительные умения необходимо развивать, какой материал более интересен детям).

Ø При определении содержания бесед с детьми, критериев наблюдения, мы сознательно избегали «узких» вопросов, показывающих знание детьми «конкретных» ответов (например, определять отличительные особенности филимоновской и дымковской народной игрушки; назвать авторов-иллюстраторов). Во-первых, содержание образовательных программ несколько варьируется в данном аспекте; во-вторых, учитывая различия в социокультурных традициях в разных регионах страны, а также, стихийном опыте детей принципиальнее выявить понимание (их собственное «видение») детьми «красоты», проявление интереса, развитие умений «откликаться» на интересный выразительный образ, эстетически привлекательный предмет. Ряд вопросов, посвященных выявлению некоторых представлений об искусстве, также носит не «констатирующий» характер («знает - не знает»), сколько ориентировочный («что думает», «как размышляет», «что успел в стихийном опыте заметить»).

Обобщая, можно выделить несколько направлений , по которым рекомендуют проводить диагностику художественно-эстетического развития дошкольников

Иерархия диагностических методов

Возможные задания, позволяющие выявить особенности эстетического отношения у детей дошкольного возраста.

ЗАДАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С целью проверки уровня художественного развития в изобразительной деятельности предлагается выполнить следующие задания.

1. Задание по восприятию искусства

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравится, сказать, что особенно в ней понравилось. Предложить придумать название картине (это задание для детей 4-6 лет).

Для младших дошкольников даются два изделия (дымковская игрушка и хохломская посуда) и предлагается выбрать изделие, которое более нравится (красота узора, цвет, элементы).

2. Задание по рисованию (исполнительство и творчество)

Предложить детям нарисовать, как они представляют, рисунок на тему "Я и моя семья". Они могут выбрать материалы: карандаши, фломастеры, краски. Дать им альбомный лист.

Другое задание по рисованию - "Чем я люблю заниматься". Каждый ребенок нарисует то, что он любит делать.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественно-образную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития

Высокий уровень (3 балла) - дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень (2 балла) - в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети недостаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.

Низкий уровень (1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

АНКЕТА

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УСЛОВИЙ

ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ

1. Фамилия, имя ребенка, возраст.

2. Состав семьи (отец, мать, братья, сестры - их возраст). _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Профессия родителей. _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Проявляют ли родители интерес к искусству (каким видам)? ______________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каким видом художественной деятельности любят заниматься? (рисованием, лепкой, аппликацией, вышиванием, резьбой по дереву и т.д.). _____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Привлекаются ли дети к занятиям совместно со взрослыми, и в чем проявляется их участие? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

7. Художественные впечатления ребенка: что смотрит по телевидению и слушает по радио, сколько раз в неделю; бывает ли в театре, что предпочитает из зрелищ, показывают ли взрослые члены семьи пример детям?_________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Условия: наличие оборудования, пособий для художественной деятельности: есть ли телевизор, радио, видеомагнитофон, какие есть книги, видеокассеты, театральные игрушки, детские музыкальные инструменты? ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Есть ли место для занятий ребенка любимым видом художественной деятельности? Какое участие принимают в организации художественной деятельности ребенка родители и другие члены семьи? _________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ

Ф.И.О. ____________________________________________________________________

Детский сад ____________Группа_________________________________

1. Указать образование и стаж работы. _________________________________________

2. Считаете ли вы необходимым ознакомить детей с изобразительным и декоративно-прикладным искусством? ____________________________________________________

3. Почему нужно знакомить детей с изобразительным искусством?_________________ __________________________________________________________________________

4. Какое отношение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству? _____________________________________________________________________________

5. Какие качества личности можно формировать в процессе приобщения детей к искусству? ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

6. Какие формы ознакомления с искусством вы считаете наиболее целесообразными?

_____________________________________________________________________________

7. Какой уровень анализа ребенком произведения искусства? _________________________

8. С какими видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства знакомы дети? ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

9. Какую роспись дети узнают и предпочитают в своем творчестве? ___________________ _____________________________________________________________________________

10. Что по-вашему влияет на эстетическое воспитание детей? ________________________ _____________________________________________________________________________

11. Какие виды работ находят место в творчестве детей под влиянием искусства?

_____________________________________________________________________________

12. Практикуете ли вы в группе художественную деятельность по интересам?

_____________________________________________________________________________

13. Какой вид декоративно-прикладного искусства вам больше всего нравится?

_____________________________________________________________________________

14. Любите ли вы рисовать, лепить, делать аппликации из разных материалов?

_____________________________________________________________________________

15. Чему вы хотели еще научиться, какие техники освоить? __________________________ _____________________________________________________________________________

16. Ваши предложения по улучшению методической и предметной среды в организации художественной деятельности в детском саду. _____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Для методической разработки программы мною выбран раздел «Художественно-эстетическое развитие » (образовательная область «Художественное творчество»)

Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Цель моей работы: Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.

Программа по художественно-эстетическому развитию предусматривает: развитие интереса к различным видам искусства формирование художественно-образных представлений развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности; развитие сенсорных способностей приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Для решения поставленных задач мы использовали методику изобразительной деятельности Тамары Семеновны Комаровой, но при проведении занятий всегда поражало однообразие техник, предлагаемых для изображения образа. А это не способствует в полной мере решению задачи развития творческих способностей дошкольников. Современному же обществу требуются творчески-активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Поэтому тему своей работы я обозначила как «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием техник нетрадиционного рисования»

В своей работе я использую пособия Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования», журналы «Дошкольное воспитание».

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной.

По мнению педагогов и психологов, (таких как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. А исследователи (Т.С. Комарова, О.В. Радонова, А.О. Куревина, А.А. Волкова, Т.И.Космачева) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребенка.

Нина Павловна Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой, манкой, солью и т.д.) Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в доу, и часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы мы проводим эксперименты с различными материалами (солью, манкой, мыльной пеной, краской.) А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения . Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, я специально создаю ситуации, где дети рисуют коллективно, тем самым поощряю детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми и взрослыми . При этом ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.

Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился сработой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию.

Занятия изобразительной деятельностью способствуютформированию изобразительных умений и навыков , так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений.

В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия искуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.В работе с детьми я обращалась к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Ребенок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Дети любят изображать то, что для них на данный момент интересно – себя, своих друзей, родных и близких, образы окружающего мира, явления природы, и яркие события общественной жизни. Темы рисунков часто дети предлагают сами, исходя из событий своей жизни на данный момент. При этом нетрадиционная техника рисования предлагает детям больше возможностей для воплощения своих фантазий. (рисование по мокрому листу, набрызг, граттаж и тд.). Таким образом, рисование помогает закреплению уребенкапервичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе.

При организации образовательного процесса мы выяснили, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями: «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми «Познание» - формирование целостной картины мира «Чтение художественной литературы» - использование худ. произв. для обогащ. «Физическая культура» - развитие мелкой моторики. «Музыка» - использование муз.произв.для обогащения обр. обл. «худ. творчество» «Труд»- формир. труд. умений и навыков в продукт. деятельности.

Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования. Вариант такого планирования представлен на слайде

Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельностьпедагога с детьми: здесь мы используем информационно-рецептивные методы.Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)

2. C амостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей:

Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.

При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» мы используем следующие техники изображения:

1. Рисование пальчиками, ладошкой. 2. Печать листьев. 3. Кляксография. 4.Раздувание краски. 5. Рисование свечой. 6. Монотипия. 7. Рисование по шаблону. 8. Набрызги. 9. Рисование поролоном. 10. Рисование солью. 11. Граттаж.

В работе мы используем такие средства:

2. Поролоновые губки

3. Зубные щетки

4. Ватные палочки и др.

С целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности была проведена диагностика. Для проведения диагностики были использованы тесты, предложенные Э.П. Торренсом.

Тест №1: «Незаконченный рисунок»

Тест №2: «Дорисовывание»

Также с целью выявления уровней творчества детей старшего дошкольного возраста и отнесения их к группам с определенным уровнем сформированности творческой активностью было проведено занятие по изобразительной деятельности «Среди невиданных зверей»

Диагностика проводилась в начале и в середине года в 2 старших группах детского сада.

Результаты диагностики на начало года следующие:

1. высокий уровень развития творческих способностей показали по 1 ребенку в обоих группах -10% 2.Средний уровень творческой деятельности в нашей группе показали семь детей, в другой группе -пять детей (это 40% и 30%) 3. Низкий уровень в нашей группе показали двенадцать детей, в группе «Бабочки» – тринадцать детей.(50% и 60%)

В середине года вновь была проведена диагностика уровня развития творческих способностей, ее результаты такие:

1. высокий уровень развития творческих способностей показали в группе «Почемучки» три ребенка,-15% в группе «Бабочки» два ребенка -10%

2. Улучшили свои результаты, показав средний уровень развития творческих способностей в группе «Почемучки» девять детей,-50%, а в группе «Бабочки» шесть детей-60%.

3. На низком уровне остались восемь человек-35% в одной и одиннадцать в другой группе-50%

Сравнительный анализ данных, позволяет сделать вывод, что уровень творчества детей старшего дошкольного возраста группы «Почемучки» под влиянием использования нетрадиционных техник рисования повысился больше, показатели улучшились.

Показатели эффективности методической разработки: в начале и в середине года был проведен мониторинг формирования интегративных качеств под ред. Ю.А. Афонькиной, который показал

1. более высокий уровень формирования интегративных качеств «способный решать интеллектуальные и личностные задачи», и «овладевший необходимыми умениями и навыками»

Из диаграммы видно, что интегративные качества в старших группах, в основном, развиты в соответствии с возрастом. Превышение по таким интегративным качествам, как «овладевший необходимыми умениями и навыками..» и «умеющий решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» можно выделить в нашей группе. Мы считаем, что такие данные получены за счет сформированных на более высоком уровне изобразительных навыков, а также более высокого уровня творческих способностей.

Сравнительный анализ результатов динамики формирования интегративного качества детей двух групп старшего дошкольного возраста позволяет выделить успешность детей группы «Почемучки» в образовательной области «Художественное творчество», так как лучший результат дети показали в разделах: «Замысел в рисовании», « Преобразование способов решения задач в зависимости от ситуации», которые обеспечивают формирование интегративного качества «способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», и определяется способностью предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, а также преобразовывать способы решения задач в зависимости от ситуации, рассматривая это как экспериментирование.

2 показатель: оригинальные работы детей с использованием различных техник рисования

3 показатель (для родителей): увеличение числа родителей, участвующих в совместной деятельности с детьми

4 показатель (для педагога): реализация творческого потенциала воспитателя, участие в конкурсах детских работ.

В заключение главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

К работе прилагается презентация, которую можно скачать .

«Правовое воспитание дошкольников» - Знают все на свете взрослые и дети, Что семья наш лучший друг на большой планете. Право на отдых. Семьею нужно дорожить! Право на медицинский уход. Правовое воспитание дошкольников. «Золушка». Здесь здоровье детям берегут Медсёстры деток взвесят и привьют. Право на жизнь и воспитание в своей семье. В нашем садике не только обучают, развивают, закаляют.

«Развитие памяти у дошкольников» - 1. Методика «Опосредованное запоминание». Диаграммы. Задачи: Структура работы: Следствия нарушения памяти: Результаты констатирующего и контрольного экспериментов. Трудности в усвоении программы воспитания и обучения; снижение продуктивного потенциала; - школьная дезадаптация. Условия проведения диагностического обследования:

«Экология для дошкольников» - Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы. Интеграция экологического воспитания с образовательными областями. С праздником 8 МАРТА. Цель нашей работы: Формирование начал экологической культуры личности дошкольников, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельности в природе, природоохранное отношение, познавательный интерес к знаниям о родном крае.

«Психологическое здоровье дошкольника» - Результаты психодиагностического исследования старших дошкольников по методике Тулуз-Пьерона по показателю точность. Предмет исследования – компоненты психологического здоровья детей при переходе из детского сада в школу. Результаты исследования по методике Р.И.Лалаевой, Е.В.Мальцевой, Т.А.Фотековой «Пересказ прослушанного текста».

«Безопасность дошкольников» - «Формы работы с родителями по пропаганде знаний о безопасном поведении дошкольников». Консультации: «Безопасное детство»; «Захват в заложники» «Безопасность на воде» «Безопасность на городских улицах» и др. Информационно-аналитические формы работы: Активные формы взаимодействия: Ширмы: «Безопасность ребенка» «Безопасность на дороге».

«Игры для дошкольников» - Игра. Главный профессиональный девиз: «Не навреди!». Словарь. Родителю. Гибкое речевое поведение. Яшнова Ольга Игоревна. Старший воспитатель МДОУ д\с №393 «Росток» р.тел 66-50-72. Связная речь. Артикуляция. Педагогический опыт. Экологическое воспитание дошкольников. Структура направлений работы. Барановская Ольга Викторовна.