Искусство любить исследование природы любви.

«Искусство любить» – важный философский труд Эриха Фромма, который написан доступным языком. Эту книгу может освоить любой человек, не беспокоясь о том, что философия – сложная наука. Здесь всё изложено доступно, самое главное, что книга поможет изменить свои взгляды и увидеть намного больше, чем прежде.

Любовь многие воспринимают как данность. Кто-то думает, что это безусловное чувство, которое приходит само собой и так же может уйти. Казалось бы, зачем размышлять о любви и, тем более, об искусстве любви? Всё ведь просто и понятно. Но оказывается, что всё не так.

В современном мире люди воспринимают любовь с позиции получения. Это похоже на ультиматум “если ты меня любишь, то ты должен”. Меньше всего это похоже на любовь к другому и больше всего – на любовь лишь к самому себе. Автор книги пишет о том, насколько важно научиться отдавать, дарить любовь и тепло, жить для человека. Именно в этом заключается умение любить.

Сейчас многие любят за внешность, за какие-то финансовые заслуги – за обёртку. А то, что у человека внутри, мало кто смотрит. Нужно научиться любить человека за его душу, нужно уметь рассмотреть внутренний мир человека. Ведь душа человека – огромная вселенная, которую можно узнавать всю жизнь. И именно в ней – настоящее, а не во внешних атрибутах.

Автор пишет о разных видах любви: между родителями и детьми, между друзьями, о любви к родине, между мужчиной и женщиной, о сексуальной любви. Она бывает разной. И любить – это искусство. Только по мере чтения начинаешься задаваться вопросом, а действительно ли ты умеешь любить. Хотя до этого всё казалось простым и понятным…

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Искусство любить" Фромм Эрих Зелигманн бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

В этой работе Фромм развивает свой взгляд на человеческую природу. Фромм представляет любовь как навык, которому можно научиться и которой можно развивать. И отвергает идею любви как нечто волшебное и загадочное, что невозможно проанализировать и объяснить.

В «Искусство любить» утверждается, что характер истинной любви включает в себя четыре основных элемента: забота, ответственность, уважение и знание.

Одной из концепций книги является себялюбие. По мнению Фромма, любовь к себе довольно сильно отличается от высокомерия, чванства или эгоцентризма. Любить себя означает заботу о себе, несение ответственности за собственное благополучие, уважение к себе, и беспристрастный самоанализ (например, быть реалистичным и честным в оценке своих сильных и слабых сторон). Для того, чтобы иметь возможность по-настоящему любить другого человека, нужно в первую очередь любить себя.

Предисловие
Является ли любовь искусством?
Теория любви
Любовь - ответ на проблему человеческого существования
Любовь между родителями и детьми
Объекты любви
a. Братская любовь
б. Материнская любовь
в. Эротическая любовь
г. Любовь к себе
д. Любовь к богу
Любовь и её распад в современном обществе
Практика любви

Предисловие

Чтение этой книги принесет разочарование тому, кто ожидает доступной инструкции в искусстве любви. Эта книга, как раз напротив, ставит целью показать, что любовь — не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Она хочет убедить читателя, что все его попытки любви обречены на неудачу, если он не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины. В культуре, где эти качества редки, обретение способности любить обречено оставаться редким достижением. Пусть каждый спросит себя, как много действительно любящих людей он встречал.

Однако сложность задачи не должна сдерживать стремления познать как эти сложности, так и условия их преодоления. Чтобы избежать искусственных усложнений, я старался изложить проблему на языке столь доступном, сколь это возможно. По той же причине я свел к минимуму ссылки на литературу о любви.

Для некоторых проблем я не нашел удовлетворительного решения, т. е. не сумел избежать повторения идей, высказанных в предыдущих моих книгах. Читатель, знакомый с «Бегством от свободы», «Человеком для себя» и «Здоровым обществом», найдет в этой книге много идей, высказанных в этих предшествующих работах. Тем не менее «Искусство любви» отнюдь не является в основе своей повторением уже известного. Эта книга содержит много идей, выходящих за пределы того, о чем я писал раньше, и, что вполне естественно, даже старые идеи вдруг обретают новую перспективу благодаря сосредоточенности на данном вопросе — вопросе искусства любви.

Глава 1. Является ли любовь искусством?

Является ли любовь искусством? Если да, то она требует знания и усилия. Или, может быть, любовь — это приятное чувство, испытать которое — дело случая, нечто такое, что выпадает человеку в случае удачи. Эта маленькая книга основана на первой предпосылке, хотя большинство людей сегодня несомненно исходят из второй.

Не то чтобы люди считали любовь делом неважным. Они ее жаждут, они смотрят бессчетное количество фильмов о счастливых и несчастливых любовных историях, они слушают сотни глупых песенок о любви, но едва ли кто-нибудь действительно думает, что существует какая-то необходимость учиться любви. Эта особая установка основывается на нескольких предпосылках, которые порознь и в сочетании имеют тенденцию способствовать ее сохранению.

Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтоб любить, уметь любить. Значит, сущность проблемы для них в том, чтобы их любили, чтобы они возбуждали чувство любви к себе. К достижению этой цели они идут несколькими путями. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, стать сильным и богатым настолько, насколько позволяет социальная ситуация. Другой путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой и т. д. Иные пути обретения собственной привлекательности, используемые и мужчинами и женщинами, состоят в том, чтобы выработать хорошие манеры, умение вести интересную беседу, готовность прийти на помощь, скромность, непритязательность. Многие пути обретения способности возбуждать любовь к себе являются теми же самыми путями, которые используются для достижения удачливости, для обретения полезных друзей и влиятельных связей. Очевидно, что для большинства людей нашей культуры умение возбуждать любовь это, в сущности, соединение симпатичности и сексуальной привлекательности.

Вторая предпосылка отношения к любви как к чему-то, не требующему обучения состоит в допущении, что проблема любви — это проблема объекта, а не проблема способности. Люди думают, что любить просто, а вот найти подлинный объект любви, — или оказаться любимым этим объектом, — трудно. Эта установка имеет несколько причин, коренящихся в развитии современного общества. Одна причина в большой перемене, произошедшей в двадцатом веке в отношении выбора „объекта любви». В викторианскую эпоху, как и во многих традиционных культурах, любовь не была в большинстве случаев спонтанным, личным переживанием, которое затем должно было вести к браку. Напротив, брак основывался на соглашении — то ли между семьями, то ли между посредниками в делах брака, то ли без помощи таких посредников; он заключался на основе учета социальных условий, а любовь, как полагали, начнет развиваться с того времени, как брак будет заключен. В течение нескольких последних поколений всеобщим стало в западном мире понятие романтической любви. В Соединенных Штатах, хотя соображения договорной природы брака еще полностью не вытеснены, большинство людей ищут романтической любви, личного переживания любви, которое затем должно повести к браку. Это новое понимание свободы любви должно было в значительной мере повысить значение объекта в ущерб значению функции.

«Искусство любить» — работа Эриха Фромма, немецкого психоаналитика, принадлежащего к основателям фрейдомарксизма и неофрейдизма, в которой он исследует духовный аспект человеческой жизни. Купить книгу «Искусство любить», можно, воспользовавшись нашим литературным интернет-магазином.

В своей книге, Эрих Фромм утверждает психоаналитика как доктора, исцеляющего и излечивающего человеческую душу, подобно теологу или философу. Эрих Фромм описывает любовь как абстрактную субстанцию, не существующую в реальности в виде субъекта. В этом смысле для него существует только акт любви.

Психоаналитик обращает внимание на то, что идиоматические особенности речи превращают любовь в нашем восприятии в вещь, в то время как она является действием, процессом, актом. Ее нельзя отделять от человека, и воспринимать как самостоятельную единицу. Иначе, человек поклоняется этому чувству, но перестает непосредственно испытывать, и вместо переживания любви, ищет ее как субъект, находящийся извне. Читать онлайн «Искусство любить» можно на данном сайте.

Наличие в языке таких существительных, как радость, ревность, любовь, ненависть, уводят человека от понимания того, что нет отдельных субстанций, которые могут обозначать данные слова. А есть процессы, происходящие в человеческом существе, но люди, почему-то их воспринимают автономно.

Эрих Фромм выделяет и сравнивает две формы любви: плодотворную и неплодотворную. Первая представляет собой процесс обновления и обогащения, в котором присутствуют проявление заботы, познания, понимания, интереса, ответного отклика души, выражение чувств, и ощущение полноты жизни. Ее можно направить на предмет искусства, частицу природы, идею, человека. Вторая проявляется в желании контроля над объектом «любви» и подчинения его свободы. Она губит и подавляет.

Психоаналитик отмечает, что мировые религии также проповедуют плодотворную любовь, но отмечают, что она скорее есть исключением, чем правилом.

Неплодотворная любовь приводит к стремлению полного обладания другим человеком. К примеру, до свадьбы, мужчина и женщина пытаются покорить друг друга, показаться в наилучшем свете, отдавать себя для того, чтобы получить что-то в ответ. После заключения брака, у людей практикующих неплодотворную форму любви, отпадает необходимость проявлять свои чувства, и делать шаги навстречу, поскольку они начинают воспринимать свою вторую половинку как собственность. Иначе говоря, они перестают любить.

Эрих Фромм убеждает, что смена партнера сможет лишь на время насытить любовный голод таких людей. И учит, что лучший способ избежать этой проблемы, это научится любить по-настоящему, даря человеку свободу. Скачать книгу Эриха Фромма «Искусство любить» в форматах epub, fb2, txt, rtf можно на нашем сайте о книгах

Эрих Фромм

Искусство любить

I. Любовь – искусство?

Действительно ли любовь – искусство? Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное ощущение, переживание которого – дело случая, состояние, в которое вы «впадаете», если вам повезет? В этой книжке мы исходим из первого допущения, в то время как большинство в наши дни, несомненно, принимает второе. Не потому, что эти люди не относятся к любви серьезно. Напротив, они жаждут любви, они смотрят бесчисленное множество фильмов о счастливой и несчастной любви и слушают сотни пошлых любовных песенок – однако вряд ли кто-нибудь из них догадывается, что в любви нужно чему-то еще и учиться. В основе такой установки лежит, как правило, одно или несколько предубеждений, поддерживающих ее. Для большинства проблема любви – это прежде всего проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому, то есть не проблема способности любить. Таким образом, вопрос для них в том, как сделать, чтобы их любили. К этой цели они стремятся по-разному. Один путь, особенно характерный для мужчин, состоит в том, чтобы преуспеть в жизни, добиться власти и богатства, насколько позволит социальное положение. Другой путь, предпочитаемый женщинами, – стараться быть привлекательной, следить за собой, хорошо одеваться и т. д. Есть и другие способы сделать себя привлекательными – ими пользуются и мужчины, и женщины: выработать у себя хорошие манеры, научиться поддерживать разговор, быть отзывчивыми, скромными и тактичными. Многие способы заставить любить себя – те же, которые используются, чтобы добиться успеха, завоевать друзей и авторитет. В действительности большинство людей нашей культуры под способностью внушать любовь понимают некую смесь обаяния и сексуальной привлекательности (sex-appeal).

Второе предубеждение, стоящее за установкой, что в любви нечему учиться, – это допущение, что проблема любви есть проблема объекта, а не проблема способности. Принято думать, что любить просто, а найти достойный объект для любви или для того, чтобы быть любимым, – вот это трудно. Корни этой установки – в развитии современного общества. Прежде всего сыграло роль резкое изменение отношения к выбору «объекта любви», происшедшее в XX столетии. В викторианскую эпоху, как и во многих культурах, приверженных традициям, любовь не была непосредственным личным переживанием, которое могло привести затем к браку. Напротив, браки заключались по договору – или при посредничестве каких-либо почтенных семейств либо брачного маклера, или без посредников. Они заключались из соображений, социальных по своей природе. Что же касается любви, то предполагалось, что она появится и будет крепнуть после заключения брака. Однако за время жизни нескольких последних поколений в западном мире почти окончательно восторжествовала концепция романтической любви. В Соединенных Штатах хотя и сохраняется в какой-то мере представление о браке как о договоре, в то же время большинство людей ищет романтической любви – личного переживания, которое должно привести затем к браку. Благодаря этой концепции свободы в любви, вероятно, и возвысилось значение объекта в противоположность значению функции.

Тесно связана с этим фактором и другая характерная особенность современной культуры. Вся наша культура основана на страсти к приобретению, на идее взаимовыгодного обмена. Счастье для современного человека в том, чтобы с трепетом созерцать витрины магазинов и покупать все, что позволяют средства; за наличные или в кредит. Он (или она) так же смотрит и на людей. Привлекательная девушка для мужчины или привлекательный мужчина для женщины – вещь, которую они хотят заполучить. «Привлекательный» обычно означает изысканный набор приятных качеств, пользующихся большим спросом на рынке личностей. Что именно делает человека привлекательным как физически, так и душевно, – зависит от требований моды. В 20-е годы привлекательной считалась пьющая и курящая девушка, физически крепкая и чувственная. Сейчас в моде хозяйственные и скромные. В конце XIX и начале нашего века мужчина должен был быть напористым и честолюбивым; сейчас, чтобы представлять привлекательный «набор», он должен быть общительным и терпимым. Влюбленность имеет смысл обычно лишь по отношению к такому человеческому товару, который нам «по карману», на который мы можем обменять себя. Я стремлюсь вступить в сделку; объект должен быть подходящим с точки зрения его общественной ценности и в то же время должен хотеть меня, учитывая мои явные и скрытые достоинства и возможности. Итак, влюбляются друг в друга тогда, когда каждый из двоих чувствует, что нашел наилучший из имеющихся на рынке объектов с учетом своей собственной обменной ценности. Часто, как и при настоящей покупке, в сделке играют существенную роль скрытые возможности и качества, которые могут проявиться впоследствии. Когда речь идет о культуре, ориентированной на рыночные отношения, в которой материальное преуспеяние играет основную роль, нет причин удивляться, что и любовные отношения строятся по той же схеме обмена, господствующей на рынке товаров и рабочей силы.

Третье заблуждение, приводящее к допущению, что в любви нечему учиться, – это смешение кратковременного «начинательного» переживания, обозначаемого словом «влюбиться», и непрерывно длящегося состояния, обозначаемого словом «любить». Когда двое, которые были чужими друг другу – как мы все, – вдруг преодолевают барьер и чувствуют, что они внезапно стали близкими и что они теперь одно, этот момент соединения – одно из самых волнующих, самых радостных переживаний в жизни. Это особенно прекрасно и удивительно для людей, которые были до этого замкнутыми в себе, одинокими и не знали любви. Это чудо внезапной близости часто облегчается, если оно вызывается или сопровождается половым влечением и физической близостью. Однако такая любовь по самой своей природе непрочна. По мере того как двое лучше узнают друг друга, их близость постепенно перестает быть чудом, и в конце концов их столкновения, разочарования и скука убьют все, что еще останется от первоначального восторга. Однако вначале они ничего этого не осознают: на самом деле они принимают силу безрассудной страсти за доказательство силы своей любви, в то время как это свидетельствует лишь о том, насколько одиноки они были прежде.

Эта установка – что нет ничего проще, чем любить, – представляет собой наиболее широко распространенную концепцию любви, несмотря на сокрушительную очевидность обратного. Едва ли найдется какой-нибудь другой род деятельности, такое начинание, за которое принимаются с такими ослепительными надеждами и которое при этом столь же неуклонно проваливается. Если бы речь шла о любой другой деятельности, люди стремились бы во что бы то ни стало выяснить причины неудачи и узнать, как можно их избежать, или просто перестали бы этим заниматься. Поскольку в случае любви последнее невозможно, здесь остается только один приемлемый способ избежать неудачи – исследовать ее причины и заняться изучением смысла любви.

Первый шаг в этом направлении – уяснить себе, что любовь – это искусство , подобно тому как жизнь есть искусство; если мы хотим научиться любить, мы должны поступать так же, как если бы мы хотели овладеть любым другим искусством – например, музыкой, живописью, плотницким делом, медициной или инженерным искусством.

Какие этапы нужно пройти при овладении искусством?

Процесс овладения искусством можно разделить на две части: постижение теории и закрепление практикой. Если я захочу научиться врачебному искусству, я должен сначала изучить человеческое тело и различные болезни. Получив эти теоретические знания, я никоим образом еще не могу считать себя компетентным в медицине. Я овладею этим искусством только после основательной практики, только тогда, когда в какой-то момент мои теоретические знания и практические навыки соединятся и породят интуицию, которая и составляет истинную сущность понимания любого искусства. Но кроме изучения теории и практики есть еще и третий фактор: овладение искусством должно быть делом совершенно исключительной важности; не должно быть на свете ничего важнее этого искусства. Это относится и к музыке, и к медицине, и к плотницкому делу, и – к любви. И может быть, именно в этом ответ на вопрос, почему в нашей культуре люди так редко пытаются постичь это искусство, хотя явным образом терпят неудачи: как ни глубоко и как ни страстно жаждем мы любви, едва ли не все остальное мы считаем более важным делом: успех, престиж, деньги, власть – почти всю нашу энергию мы тратим на то, чтобы научиться достигать этих целей, и у нас почти не остается ресурсов на овладение искусством любить.

Как же можно считать достойным познания лишь то, что может принести деньги или престиж, а любовь, которая приносит пользу «только» душе и бесполезна в современном смысле этого слова, считать роскошью, на которую мы не вправе тратить много сил? Тем не менее это так, и в дальнейшем я буду придерживаться упомянутого выше различения: сначала будет излагаться теория любви, что займет большую часть книги, затем мы кратко остановимся на практике любви – немного потому, что об этом, как и о любой практике, сказать можно лишь немного.

Искусство любить Эрих Фромм

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Название: Искусство любить
Автор: Эрих Фромм
Год: 1956
Жанр: Философия, Зарубежная образовательная литература, Классики психологии, Зарубежная психология

О книге «Искусство любить» Эрих Фромм

Эрих Фромм – один из самых выдающихся психологов, философов и социологов ХХ века. Фромм, также является родоначальником гуманистического психоанализа, а все его работы неизменно отражали интеллектуальный дух эпохи, вершины и трагедии человеческого падения.

«Искусство любить» — одна из величайших работ автора, которая была издана в 1956 году, в ней исследуются вопросы, касающиеся духовной сферы жизни человека.

Фромм акцентирует внимание на том, что любовь – есть процесс, действие, но не вещь. И именно на этом строится суть его философии «Искусства любить». Дело в том, что различные лингвистические особенности постепенно искажают истинное значение слова любовь, делая ее вещью. Подобные действия преобразуют любовь в объект поклонения, на который человек уже проецирует чувство своей любви. Этот процесс подмены понятий приводит к тому, что человек больше не испытывает любовь, как таковую, это действие у него преобразуется в процесс поклонения идолу любви.

Фромм утверждает, что подобное идолопоклонство характерно и для других понятий имен существительных, таких как гордость, радость, ненависть и т.д. они создают видимость статичных состояний и мешают понять, что человек имеет дело, все таки, с процессом.

Также в своей работе Эрих Фромм предлагает к сравнению две противоположные друг другу формы любви: любовь по принципу бытия и любовь по принципу обладания.

Первая, направлена на непосредственно объект любви и предполагает проявление чувств, заботы; она усиливает ощущение счастья и полноты жизни. Если точнее, любовь по принципу бытия можно назвать процессом самореализации и самообогащения.

Вторая же, напротив, не проявляет чувства и заботу, а лишает объект своей любви, какой бы то ни было свободы, и стремится всячески его контролировать. То есть, любовь по принципу обладания направлена на подавление и ущемление, как объекта любви, так и самой любви.

В «Искусстве любить» Фром разносторонне проводит исследование самого предмета любви и даже соотносит его с различными мировыми религиями. Однако, для глубокого понимания фундаментальных основ любви, необходимо в столь же глубокой степени понимать сущность природы человека. И тут автор достаточно неожиданно приводит свои рассуждения и доказательства касательно отношений влюбленной пары, а после людей уже состоящих в браке. Подробно описывает механизмы угасания любви и супружеских измен.

Книга «Искусство любить» будет в высшей степени полезно прочесть каждому поклоннику трудов Фромма, а также всем любителям психологии и исследователям человеческой природы.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Искусство любить» Эрих Фромм в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Искусство любить» Эрих Фромм

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :