Исмат Юсупов. Национальное узбекское платье: от стародавних времен до наших дней

Исмат Юсупов, известный знаток узбекских национальных стилей одежды и увлеченный коллекционер. Много лет он собирает по Узбекистану, пылящиеся в старых сундуках с приданым старинные одежды, изучает и реставрирует их. Исмат Юсупов организовал местных ташкентских мастериц в общее дело по шитью и вышивке эксклюзивного национального костюма. И сегодня, благодаря им, каждая ташкентская красавица может позволить себе одеться в хорезмском, бухарском, ферганском, сурхандарьинском или любом другом региональном стиле.


В этом году, в ташкентском музее декоративно-прикладного искусства с успехом прошла персональная выставка предметов из коллекции Исмата. Одежда, сюзане, ковры, старинные образцы тканей - все это переливалось в выставочном зале музея, словно сокровища в древнем ларце.

Мужской бухарский халат из бекасаба

Женский халат. золотое шитье по бархату. Бухара

Паранджа бухарской женщины. бархат, шелковые нити.

Бухарский чапан из бекасаба

Женский халат. Бухара. Бекасаб

Женский хорезмский халат из адраса

Паранджа сурхандарьинской женщины. Бекасаб

Женский халат из бекасаба. Хорезм.

Детали одежды каракалпакской женщины

Верхняя часть женского костюма - кемишек. Шелк, вышивка. Каракалпакия.

Мужской шелковый халат. Нурата

Расшитый мужской халат "Гиссарский"

Непременно, рядом с работами старых мастеров, Исмат Юсупов демонстрирует модели одежды, выполненные руками современных мастериц

В каждой вещи использованы рисунки, ткани, детали и техники традиционного узбекского костюма

Работы изумительного качества и очень трудоемкие

Как и положено, к одежде прилагается стильная обувь: золотошвейные бархатные туфли, расшитые, словно сюзане стильные полусапожки.

Современных работ великое множество:

Деловой жакет с воротником-стойкой, расшитый шелковыми нитями по бархату и легкая летящая шелковая юбка с абровым рисунком.

Платье в форме традиционной длинной туники из стилизованного абра:

Классический узбекский женский приталенный халат актуален и сегодня. И 500 лет не прошло, а все смотрится современно.

Все современные модели можно рассмотреть, примерить и купить.
Исмат демонстрирует великолепный мужской двусторонний халат. Каждый элемент узора на нем имеет свое значение.


Часть коллекции Исмата Юсупова можно увидеть в ташкентском Музее декоративно-прикладного искусства, а выбрать и купить современные работы, там же, во дворике музея в специализированных магазинах. Цены очень лояльны и приемлимы. Так что будете в Ташкенте, непременно загляните в старую махаллю, недалеко от станции метро Космонавтов. Глядишь, выйдете оттуда краше бухарского хана.

По одежде и стилю человека можно узнать, откуда он родом, сколько ему лет, а также к какому классу относится. Стоит отметить, что национальный узбекский костюм может многое рассказать о своем владельце, ведь в узорах многочисленных вышивок зашифрованы целые послания. Он очень яркий, красивый, удобный, а главное, является значимой частью богатых культурных традиций. В национальных костюмах наглядно отражен образ жизни народа.

Конечно же, в нынешнее время практически не встретишь человека в его национальной одежде, но на традиционные узбекские праздники это обязательное правило. Стоит отметить, что в некоторых небольших селах остались жители, которые носят национальные наряды как по праздникам, так и в повседневной жизни.

Узбекские национальные платья

Итак, если мы говорим о женском национальном узбекском костюме, то он состоит из двух основных элементов, а именно шароваров и платья из хан-атласа, которое имеет туникообразный крой. Однако это еще не все. У женщин есть такой обязательный атрибут как головной убор. Он представлен в виде трех основных элементов:

  • тюрбана;
  • тюбетейки;
  • платка.

Украшения для узбекских женщин являются очень важными. Так, к национальному наряду принято носить золотые или серебряные аксессуары в виде цепочек, колец, сережек. Фасоны узбекских платьев построены таким образом, чтобы прибавлять прекрасной леди женственности и утонченности. Узбекские платья со штанами и другими принадлежностями составляют единое целое, и прекрасно обрамляют женское тело.

Современные узбекские платья

На сегодняшний день модные узбекские платья имеют свободный фасон, с собранными на спине и груди кокетками, вшивными рукавами и . Тем не менее, немаловажное внимание уделяется современным элегантным платьям усовершенствованного и более приталенного покроя. Также вместо чапана, женщины носят элегантные джемперы, жакеты или легкое пальто. Узбекские вечерние платья в большей степени отшиваются из модных тканей в современном европейском стиле. Что касается национальных нарядов, то они даже сейчас остаются скромными, со всеми элементами и атрибутами узбекской культуры. Их принято носить на праздничные мероприятия.

Честно признаюсь, я не готовилась к этому флешмобу, но очень захотелось. Принимайте экспромт. Не претендую на истину, поэтому, если найдете несоответствия или фантазии - можете смело делать замечания и даже ругать.
Женщины

Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.
Музейные экспонаты из летней резиденции эмира бухарского
Конец XIX века


И так, платье. Платье было обязательно длинным, широким. Я с детства слышала, что современные женщины национальным узбекским платьем считают платье на кокетке, в основном на круглой, с воротником или без, сплошная или из двух частей, наслаивающихся друг на друга по центру.

Нашла даже подробное описание выкройки узбекского платья

К платью обязательно прилагались штанишки/шаровары. Мне всегда казалось, что они должны быть длиннее платья. Не знаю точной причины. Может быть, для того, чтобы была видна кайма по краю. Может быть, для того, чтобы было видно, что они есть (т.е. традиция соблюдена) А может быть, просто потому, что на длинное широкое платье при наклоне можно наступить, и поэтому его делали покороче.
Это тесьма для низа штанишек.

Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок

Моя любовь к съемкам без людей сыграла со мной злую шутку. У меня почти нет достойных примеров из жизни, в основном, сзади

Халаты. Простые будничные на вате служили исключительно для тепла (одна моя одноклассница привезла чапан, ходит тут на даче в холодные дни и утверждает, что это самая удобная одежда) Праздничные же отличались вышивкой золотыми нитями, дорогими тканями (очень уважали бархат), и прочими красивыми излишествами.

Смотрим на задний план, а не на передний (Самарканд. Регистан)

Тюбетейки. Сколько районов, столько и разновидностей тюбетеек. При чем, раньше, если я правильно поняла, головные уборы сильно отличались от современной тюбетейки.

Тюбетейка (от тюркского «тюбе»-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков
Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи - самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста - характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца - «калампир»; околыш вышит расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи - округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются «крутостью» орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша

На самаркандском базаре в ряду тюбетеек

К праздничной одежде надевали жилеты
И тоже есть выкройка !

В Ферганской долине жилет удлинился

Обувь. Ичиги - мягкие сапожки из кожи без каблука и сапоги из грубой кожи или резины. У современных узбеков национальной обувью я бы, кроме ичигов, назвала бы калоши!

И отдельно хотела рассказать про паранджу. А знаете, я в детстве встречала бабушек в настоящей парандже! В старом городе они изредка продавали семечки. Ощущение такое: сидит кто-то в одеяло замотанный, а сверху еще и халатом прикрыт, только халат не на плечах, а на голове. Помню, что в прорези халата было что-то темное, сквозь которое ничегошеньки не видно. Мне папа говорил, что это сетка, что она сплетена из конского волоса. Но я мелкая, думала, что слово «сплетена» означало просто плетение, как марля. И только вот в мая я увидела настоящую паранджу рядом, правда, сквозь стекло. Слушайте, я не представляю КАК они там могли вообще находиться. Представьте жару больше 40 градусов, а на тебе поверх обычной одежда плотная-плотная, сквозь которую даже не понятно как дышать, штука из конского волоса, а сверху еще плотный халат…
Через стекло было очень трудно фотографировать, но уж постарайтесь разглядеть ее

Мужчины

Основу национального мужского костюма составляет чапан - стеганый халат, который подвязывается поясным платком - кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак - нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон - широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.
Пояса в парадной одежде часто очень нарядные - бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.

Кто знает что это?

А еще нашла карнавальные костюмы, цену не спрашивайте, не искала.
Особенно умилила обувь!

А тут не только обувь радует, но и павловопосадский платок! (не утверждаю, но мне так показалось) И это еще не самое главное. Это фото на странице «Девичий узбекский национальный костюм» Клацнув на ссылку убедитесь сами

Ну, и заодно уж покажу узбекское кафе. Конечно, они не все такие, есть совершенно современные. Но есть и такие, чесслово!

Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в 19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою. Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата - чапана , подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки , а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат - чапан обычно подвязывался платком или платками. Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Женский национальный костюм состоит из халата , функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.
В последнее время одежда узбеков претерпела сильные изменения под влиянием европейской культуры, поэтому повсеместно можно встретить людей, одетых по последнему слову моды. Однако знаменитые узбекские вышивки и вышитая одежда, работы по металлу и драгоценным камням, традиционные головные уборы и ковры все еще пользуются заметно большей популярностью, чем европейские нововведения.

Головной убор (тюбетейка)
Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка - твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского "тюбе"-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков. Женщины пожилого возраста этот головной убор не носят. Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш) отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек - четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки , относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив "бодом" - символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор "илон изи" (след змеи), выполняющий роль оберега. Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки , созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки . Дуппи - самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста - характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца - "калампир"; околыш вышит расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи - округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются "крутостью" орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины - "Сандали", "Акка икки сум", "Чимбой", "Суркачекма" и др., отличаются простотой своих мотивов. Самаркандские тюбетейки выполнены в технике "пилтадузи". Существуют и другие разновидности тюбетеек - ургутская тюбетейка "калпок" , бухарская золотошвейная тюбетейка, шахрисабзская тюбетейка "гилам дуппи", китабская и шахрисабзская тюбетейки "санама" и "чизма", "тахъя", "тайха", "чумакли", "куш" - мужские и женские хорезмские тюбетейки. Самым распространенным орнаментом на тюбетейках были перцевидный узор (символ чистоты и отрешенности от всего земного), кресты, пучки перьев, мотив соловья, птицы (символ высшей мудрости), ветки розы (символ мира и красоты), надписи священным арабским шрифтом и др.

Практически каждая нация на нашей планете может похвастаться своими собственными атрибутами. В их число всегда входили национальные одеяния, стиль которых зависел от географического расположения страны, экономической составляющей и пр. Спустя столетия национальный костюм претерпевает изменения, но общие черты остаются неизменными. Так, одними из самых красочных и ярких нарядов в мире являются узбекские платья. Их невозможно перепутать с другим национальным нарядом, поскольку имеются определенные элементы, которые носят исключительно женщины и девушки Узбекистана.

Отличительные черты

Примечательно, что узбекский национальный костюм удивительным образом сочетает в себе черты всех восточных нарядов и в то же время имеет свои уникальные особенности. Несмотря на то, что со временем узбекские платья видоизменились, они и в современном виде сохранили богатство культурного наследия восточных народов и следы исторического прошлого, которое уходит своими корнями в глубокую древность.

Самой основной особенностью национального узбекского костюма является прекрасная вышивка золотом. Конечно же, такие наряды носили не простолюдины, а представители богатого сословия и правители. Последние дарили подобные костюмы приближенным лицам и получали в ответ такие же подарки.

Для вышивки брались такие материалы, как бархат и шелк. В тематике узоров преобладали растительные мотивы и очень редко - геометрические орнаменты. С помощью вышивки женщины декорировали не только узбекские платья, но и обувь, головные уборы и другие элементы одеяния.

Цветовая гамма и материалы

Известно, что в каждом регионе Узбекистана свои цветовые предпочтения относительно одежды. Но общее для всех граждан одно - узбеки «не уважают» темные оттенки в одеянии, поскольку есть такое поверье, что темный костюм способен принести в дом беду. По цветовым решениям наряда женщины люди могли судить о положении в обществе ее мужа. Состоятельные мужчины приобретали для своих жен одежды фиолетового или голубого цвета, а жены ремесленников одевались в узбекские платья зеленых тонов.

Национальные костюмы отличаются тем, что их шьют из дорогих тканей: вельвета, бархата, шелка, атласа и пр. Эти материалы всегда считались благородными, и они были особо любимы богатыми представителями страны. В основе одежды заложены прямые вырезки ткани, которые в наиболее «глухих» поселках даже не вырезали ножницами, а отрывали по прямой нити.

Традиционный женский наряд

Национальная одежда для представительниц прекрасного пола в Узбекистане включает платье, шаровары, халат, обувь и головной убор. К этому всему добавляются еще украшения из золота и серебра. По традиции узбекские дамы надевают серьги под названием «кашгар-болдак», а также серьги-куполки, а шею украшают ожерельем из монет или коралловыми бусами. С давних времен красавицы также использовали налобные украшения для создания полноценного образа.

Женская одежда

Самый главный элемент в дамском наряде - это узбекское платье, выкройка которого и ее варианты размещены сегодня на многих веб-сайтах. Такое платье имеет название «куйлак» и по своему виду напоминает современную тунику с длинным рукавом и длиной в пол. Лишь в начале прошлого века в фасон платья стали добавлять разнообразие. Так, на рукавах появились манжеты, а воротник выполнялся в виде стоечки.

Также обязательным элементом женской одежды являются шаровары, которые даже девочки надевают с раннего детства. Они достаточно широкие вверху и постепенно сужаются к низу, где декорируются тесьмой и кисточками.

Верхняя одежда для женщин и девушек имеет больше вариаций, нежели мужская. Барышни могут носить халат, похожий на мужской чапан, длинный и приталенный румчу. А в некоторых регионах Узбекистана надевают мурсак, который имеет общие черты с халатом и туникой. По крою мурсак шьют с запахом и на теплой подкладке для холодной погоды.

Около двух столетий тому назад в женскую моду вошли приталенные халаты, рукава которых сделали укороченными и зауженными. А позднее популярностью начали пользоваться так называемые безрукавки (или нимча).

В роли головного убора выступает платок, а зачастую даже два: одним завязывают лоб, а другой используется для покрытия всей головы.

Национальный костюм для мужчин

Если традиционно женщины носили узбекские платья со штанами, то у мужчин - это рубахи и тоже штаны. Сапоги выполнялись из натуральной кожи, а на голову надевали тюбетейку или чалму. По-другому мужская рубашка называется «куйлак», и ранее ее длина достигала колен и ниже. Сейчас фасон изменился, и рубашки шьют значительно короче. Горловина выполнялась в двух вариациях. Первый вариант имел вертикальный разрез, к которому притачивали ворот, а во втором - в зоне воротника делали горизонтальный разрез, доходивший до плеч.

Штаны изготавливали достаточно просто, без дополнительных украшений и декоров. По длине они были до щиколоток и напоминали шаровары.

Отдельно стоит отметить мужской халат, который по своему крою одинаков для всех, независимо от возраста и статуса. В разное время года надевают соответствующие халаты: летом носят тонкие летние, осенью - с подкладкой, а в зимний период не обойтись без теплых ватных халатов. В каждом варианте имеются небольшие разрезики по бокам, чтобы одежда не стесняла движения. Подпоясывались специальным поясом или кушаком, в качестве которого выступал хлопковый или шелковый платок. Декором выступает яркая тесьма или материя других оттенков, а в качестве застежек - завязки.

Головным убором сейчас у узбеков является хлопчатобумажная тюбетейка, выполненная в темно-зеленом, синем или черном цвете.

Современные тенденции

Последнее время современных модниц интересуют платья из узбекского атласа или шелка. А ведь не зря именно эти ткани пользуются популярностью, ведь издревле узбекские женщины шили свои наряды исключительно из натуральных материалов. Атлас в данном случае выгоден тем, что он придает шик наряду и в то же время прекрасно держит форму, а натуральный шелк не вызывает кожных раздражений.

Кроме того, в моду входят национальные узбекские платья, фасоны которых говорят о скромности и благородности их владелиц. Также сейчас в Узбекистане модно надевать национальные наряды на свадебное торжество.