Истерики у ребенка — что делать. Универсальные способы погашения истерики

Истерия у детей, симптомы и лечение которой бывают очень разнообразными, является одной из разновидностей невроза. Развивается оно чаще всего у детей, склонных к чрезмерно эмоциональному восприятию тех или иных событий. Симптомы при ней могут выражаться в разных физиологических проявлениях, когда появляется та или иная функциональная несостоятельность. Другими словами, при истерии могут присутствовать имитирующие признаки некоторых заболеваний, которых нет в реальности. При этом проявление таких симптомов действительно реально, но при обследовании не выявляется никаких изменений в структурах тканей, органов и нервных волокон.

Такое явление свойственно, прежде всего, психическим расстройствам. И обусловлено это функциональной слабостью коры головного мозга в тот время, когда преобладают подкорковые импульсы. Но это не приговор, такие расстройства необходимо лечить. Родителям важно понимать всю серьезность проблемы и не игнорировать признаки истерии. Ведь в будущем их ребенку будет очень сложно жить в обществе, он не сможет получить в нем социальную адаптацию. Особенно если на фоне истерии возникают симптомы соматических заболеваний, таких как слепота, глухота и многое другое.

Поведение при истерии

При истерии у детей меняется поведение, оно становится показательно-драматичным. Проявляется излишняя импульсивность и возбужденность. Когда с ребенком пытаются говорить, отмечается, что он зациклен на ситуации, которая травмировала его психику. Такой ситуацией может стать что угодно — от обычной обиды до потери близкого человека. Также наблюдается чрезмерная склонность к эмоциональным переживаниям таких вещей. При этом могут возникать еще аффективные вспышки злости и гнева, после которых часто наблюдаются соматические симптомы.

Кроме того, отмечается повышенная театральность, когда ребенок двигается. Он пытается обращать на себя внимание окружающих и в то же время — проявляет свою ранимость. В итоге у психолога или врача может сложиться впечатление, что больной не заслуживает столько внимания, сколько требует к себе. Нередко больные истерией могут рассказывать выдуманные ими истории. А пересказывая реальные события, склонны их приукрашивать. Часто больной истерией ребенок может быть замечен во лжи без существенной на то причины.

Истерия у детей может иметь различные симптомы. Как уже было сказано, при истерии отмечается проявление реальных соматических заболеваний, наличие которых не подтверждается при проведении предметной диагностики. То есть, симптомы болезни есть, а патологии как таковой не выявляется. При этом такие явления возникают, как правило, после аффективного поведения, свойственного этой болезни. И что самое интересное, больной при возникновении подобных симптомов (например, паралича) не проявляет никаких переживаний по этому поводу.

Вернуться к оглавлению

Симптомы истерии у детей со стороны физиологии

  • снижение мышечной силы в руках или ногах;
  • снижение чувствительности кожи (онемение);
  • нарушение походки;
  • болезненные ощущения в разных частях тела;
  • отсутствие зрительной способности (слепота);
  • изменение слуха (глухота);
  • нарушение речи;
  • амнезия (частичная потеря памяти).

Причем, например, если возникает та или иная боль, то ее невозможно устранить обезболивающими препаратами. А слепота может захватить необязательно оба глаза, как и глухота, которая может быть только на одно ухо. У больного истерией ребенка могут начаться судорожные припадки и отсутствовать сознание. И эти симптомы являются мнимыми. Судороги могут выражаться в непроизвольном движении конечностей, и если при этом больной падает, то как будто бы обдуманно, медленно опускаясь на пол. Когда случаются настоящие судороги, то человек падает необдуманно и при этом может непроизвольно помочиться и прикусить язык. В моменты истерических судорог, такое не происходит.

Мало кто из нас способен спокойно смотреть на истошно вопящего, падающего на пол и размазывающего по щекам слезы ребенка… Тем не менее с такими ситуациями приходится сталкиваться многим родителям или бабушкам и дедушкам. Как правило, если истерика у ребенка началась в тесном домашнем кругу, то успокоить плачущее чадо пытается каждый член семьи, идя на всяческие ухищрения и поблажки. Но если истерика происходит в поликлинике, общественном транспорте, магазине или в другом людном месте, то сложившаяся ситуация выбивает почву из под ног не только у мамы или другого близкого родственника, но и окружающие люди чувствуют себя некомфортно и неловко.

Детские истерики могут вызывать в нас настороженность, чувство беспомощности или острое чувство сострадания и жалости, утомление или раздражение. Возникновение таких неприятных ситуаций хотели бы избежать все родители и при часто повторяющихся истериках у ребенка, которые возникают буквально на ровном месте, у его близких возникает множество вопросов. Почему ребенок так себя ведет? Как избавиться от таких истеричных припадков? Кто виноват – ребенок или родители? Как отличить, каприз это или «показательная» истерика?

В этой статье вы получите ответы на эти вопросы о детских истериках. Мы рассмотрим основные , которые и делают его истеричным. Эта информация поможет вам избежать множества острых углов, возникающих при истерике.

Почему возникают истерики?

Взросление ребенка всегда сопровождается появлением собственных интересов и желаний, которые могут расходиться с желаниями и интересами взрослых. Отказ от воплощения таких желаний и вызывает у ребенка раздражение, неприятие и злость. Т. е. столкновение интересов ребенка и взрослых и приводит к возникновению истерики – малыш как бы испытывает взрослых на прочность, пытаясь настоять на своем.

К появлению истерик могут приводить такие типичные ситуации:

  • ребенок переутомился;
  • ребенок не получает желаемого от окружающих;
  • ребенок был оторван от интересного занятия;
  • ребенок не может выразить свои желания или чувства;
  • ребенок хочет привлечь еще большее внимание со стороны взрослых;
  • ребенок играет с игрушками, которые не сопоставимы с его возрастом и его игра из-за этого становится безуспешной и злит его.

Чем капризы отличаются от «показательных» истерик?

Приступ истерики у ребенка часто провоцируется обидой или отказом со стороны взрослых.

Капризы и истерики – эти два понятия нуждаются в четком дифференцировании со стороны родителей.

Ребенок капризничает для того, чтобы добиться от мамы или папы чего-то желаемого, невозможного или запретного в данный момент. Т. е. он сознательно пытается выстроить ситуацию так, чтобы конфликт состоялся.

Например, ребенок капризничает и не хочет есть кашу с ягодами, хотя сам просил об этом. Но если мама, папа, брат или сестра сообщают ему о том, что готовы съесть его порцию, то чадо немедленно заявляет о том, что это его тарелка и начинает есть кашу.

Детская истерика – это такая ситуация, которая, в большинстве случаев, возникает непроизвольно, сопровождается проявлениями агрессии, раздражением и отчаянием. Т. е. ребенок не может совладать с возникающими эмоциями и такой «сброс» негатива выливается в появление таких негативных проявлений как плач, истошные крики, битье кулаком по поверхностям, царапание лица, битье головой об пол и т. п. Во время истерики ребенок не может контролировать свою моторику в полной мере, он почти не ощущает боли при битье головой об пол и часто не слышит слов родителей. В тяжелых случаях у ребенка могут появляться , и он может выгибаться дугой (так называемый «истерический мост»).

Главное отличие детской истерики от капризов состоит в том, что она возникает в ответ на какое-то неприятное событие или известие, вызывается обидой или категорическим отказом со стороны родителей. Приступ истерики всегда усиливается при внимании со стороны окружающих ребенка людей и быстро прекращается после исчезновения этого внимания.

Например, сын просит маму купить машинку и получает желаемую игрушку. На протяжении всего времени пока в магазине совершались остальные покупки, мальчик играл с машинкой, но вдруг увидел другую игрушку и стал просить купить и ее. Мать отказалась покупать новую игрушку, и в ответ на такое ее решение мальчик швыряет машинку, кричит, плачет и бросается на пол. Далее развитие этой неприятной ситуации может протекать по двум вариантам:

  • если мама начинает пытаться успокоить или пожалеть ребенка, то он остается совершенно неконтактным и истерика только усиливается;
  • если мать говорит ребенку спокойным, но строгим тоном, что не желает видеть его истерики и такое его поведение ничего не изменит, и при этом спокойно уходит в сторону (например, для покупки молока или хлеба), то истерика прекращается.

По мнению ученых с детскими истериками приходится сталкиваться около 90% родителей детей . Часто истерики впервые возникают в возрасте 1,5 лет, а пиком упрямства и капризности становится возраст 2,5-3 года. В кризисные моменты истерики могут случаться по 10-15 раз в день, и возникают они практически на ровном месте или по любому самому безобидному поводу. Уже к 4 годам истерики в большинстве случаев прекращаются, т. к. ребенок уже в состоянии выразить свои эмоции и чувства словами.

Ошибка №1 – ребенку позволено все

Многие родители, глядя на искренние и сильные желания ребенка, не выдерживают натиска и исполняют их. Они полагают, что выполнение всех желаний – это залог любви ребенка к родителям, и их исполнение повышает его самооценку.

Ребенок всегда чувствует эту «слабинку» и пользуется своим умением капризничать и добиваться желаемого во что бы ни стало. Совершенно естественно, что отсутствие отпора в прихотях рано или поздно приводит к плачевному результату – родителям такого ребенка приходится сталкиваться с появлением нервозности и истерик.

Ведь маленький человечек еще не может справляться с бременем такой ответственности. Если, как ему кажется, вдруг он не получает ожидаемого результата, то захватившие его чувства и эмоции настолько переполняют его, что «выплескиваются» в крик, плач и катание по полу.

В таких случаях виноваты в появлении подобных сцен только сами родители, которые не сумели привить своему ребенку понимание слов «нет» и «нельзя». Ребенок должен понимать, что он слишком мал для такого «командования», и взрослые люди не могут быть марионетками в его руках.

Ошибка №2 – ребенку не позволяется ничего

Такая ошибка в воспитании ребенка диаметрально противоположна предыдущей, и многие родители после совершения ошибки №1 приходят к ошибке №2. Совершая ее, родители полагают, что их ребенок еще очень мал, ничего не понимает и принимать решения за него должны только они.

Такой подход в воспитании нередко сопровождается тем, что любая попытка малыша сделать что-то по-своему пресекается на корню, даже если эти попытки проявления собственного мнения невинны. Например, мать будет с упорством и безаппеляционностью заставлять ребенка выпить после сытного завтрака именно молоко, а не чай или сок, думая о том, что именно молоко полезно для зубов. Или будет игнорировать попытки дочери выбрать цвет платья, настаивая на том, что синее ей не к лицу и следует надеть красное. И так во всем…

Живя в таких постоянных ограничениях, ребенок, рано или поздно, примет решение разорвать эти тесные для него рамки. И эта «акция протеста» выльется в скандал или истерику. Более того: если эта попытка протеста не увенчается успехом, новые скандалы или нервный срыв у ребенка будет обеспечен.

Ошибка №3 – несоблюдение режима

Если ребенок не ходит в детский сад или ходит туда не часто, то эта причина не является поводом для отсутствия такого понятия как режим дня. Казалось бы, что может быть прекрасней, чем отсутствие каких-либо временных рамок?

Однако такое отсутствие четкого режима вызывает у ребенка ощущение нестабильности жизни. Малыш не в состоянии понять, по каким законам существует окружающий его мир и по каким правилам необходимо жить ему. Кроме этого, отсутствие распорядка дня и четкого графика сна и питания приводит к тому, что ребенок быстро начинает испытывать физический дискомфорт и психологическую усталость. В результате переутомление приводит к срывам в виде истерик.


Ошибка №4 – отсутствие наказаний

Некоторые родители считают, что наказание - это признак слабости со стороны матери или отца и пережиток прошлого. Такие родители даже при безобразном поведении своего чада позволяют себе только показывать свое недовольство. Со временем такие взаимоотношения приводят к тому, что ребенок не чувствует никаких рамок дозволенности. В результате полное отсутствие наказаний за любые, даже самые непозволительные, проступки приводит к появлению истерик.

Такое развитие событий происходит из-за того, что отсутствие рамок дозволенного вызывает у маленького ребенка страх. Это ощущение накапливается и негативно сказывается на психике малыша. Он пытается их найти самостоятельно, пытаясь привлечь к себе внимание со стороны взрослых хотя бы путем истерик и скандалов.

Ошибка №5 – непоследовательность родителей

Все мы подвержены колебаниям настроения: вчера мы себя хорошо чувствовали, а на следующий день наше настроение было испорчено с утра или неприятной новостью, произошел конфликт с начальством, заболел близкий родственник или старший ребенок получил двойку… Такие изменения в настроении вполне понятны – мы не роботы, а живые люди. Поэтому с ребенком мы тоже часто ведем себя по-разному: иногда мы терпим все его выходки или взрываемся из-за самого незначительного проступка, включаем мультики или компьютер лишь бы ребенок не мешал и не отвлекал от отдыха и важных дел или запрещаем смотреть лишние мультфильмы.

В результате таких резких изменений в воспитательном процессе маленький ребенок не может понять, почему мы совершаем такие кардинально разные поступки. А между тем, именно родители и их модель поведения является образцом поведения для малыша. Именно мы сами формируем его жизненные установки и границы дозволенного.

Что же происходит с ребенком, если этот образец его подражания искажен, а правила поведения постоянно меняются? У малыша пропадает ощущение ясности и стабильности, а в результате – он становится истеричным.


Ошибка №6 – крики при общении с ребенком

Ребенок очень расстроил вас своим поведением, неаккуратным обращением с игрушками или одеждой, неловкостью или той же самой истерикой, и вы не просто рассердились и сделали ему замечание, а накричали на него. Вполне возможно, что крик подействовал на ребенка, и он перестанет делать то, что так вас рассердило. Однако, кроме этого, малыш получил от вас отличный урок крика, и он обязательно воспользуется им для достижения своих капризов, беря пример с вас. Стоит ли потом удивляться, что такую же реакцию на ваш запрет вы получите уже от своего малыша? Разумеется – нет. Помните о том, что крик в адрес ребенка – это верный путь к его истеричности в будущем.

Ошибка №7 – отсутствие ограничений на время игр за компьютером и просмотр любимых мультфильмов


Способствуют возникновению истерик перевозбуждение и переутомление ребенка в результате длительных компьютерных игр.

Кто из нас в детстве не любил смотреть мультфильмы? Дети готовы смотреть мультики часами. Они запоминают сюжет, у них появляются любимые герои. Такое же «магическое» действие на ребенка оказывают и игры.

В определенной мере такие развлечения являются обучающими: развивается память, появляются новые увлечения, ребенок учится отличать положительного героя от отрицательного. Но всякое развлечение или обучение должно быть дозированным, и причин для этого множество: ребенок устает, перенапрягаются глаза и мышцы спины, а еще незрелая нервная система перевозбуждается. Такое накопление перевозбуждения непременно будет искать своего выхода и найдет его в систематических истериках.

Ошибка №8 – открытое выражение негативных эмоций и истеричности со стороны родителей

Некоторые родители не считают нужным сдерживать себя в присутствии ребенка при выражении негативных эмоций, возникающих в повседневной жизни из-за каких-то неприятных моментов. Например, вы потеряли ключи, разбили любимую чашку или наступили коту на хвост. Такие неприятные моменты могут вызывать ругань, крик или плач у многих из нас.

Вполне естественно, что ребенок не осудит вас за ваше несдержанное поведение, но он обязательно запомнит вашу реакцию и повторит при удобном, с его точки зрения, случае. Именно поэтому помните о том, что ваш малыш считает вас образцом для подражания и задумывайтесь над проявлением негативных эмоций в его присутствии.

При истерическом неврозе у детей отмечается резкая смена настроения: ребенок во время приступа смеется и плачет, кричит, проявляет агрессию. Дети в этот период не контролируют собственное поведение. Приступ развивается в виде ответной реакции на раздражающий фактор, причем интенсивность его усиливается в момент, когда окружение начинает проявлять внимание к пациенту. Лечение истерик проводится посредством коррекции поведения.

Причины истерии у детей

Истерия у детей развивается под действием следующих факторов:

  • возраст;
  • внешнее воздействие;
  • особенности воспитания.

Дети в первый и третий год жизни проявляют негативное отношение к окружающим. В эти периоды малыш часто упрямится, отказываясь выполнять просьбы родителей, не слушается их. Такое поведение не указывает на расстройство психики, а характеризует становление личности.

Спровоцировать истерию в переходные периоды могут следующие факторы:


Основной причиной развития невроза у детей являются ошибки в воспитании. Давление со стороны родителей вызывает внутренний конфликт. Дети пытаются приспособиться к таким условиям жизни либо сопротивляются этому, что вызывает повышенное нервное напряжение. Истерические приступы вызывает также непоследовательное поведение родителей. Например, если мать запрещает что-то, а отец разрешает, то у ребенка вновь развивается внутренний конфликт, так как дети не понимают требований взрослых, как правильно поступить.

Появление истерики может быть обусловлено стремлением подражать сверстникам. Если один малыш начинает громко кричать, то и второй с высокой долей вероятности начнет вести себя аналогичным образом.

Симптомы истерик у детей

Симптомы и лечение истерического невроза у детей определяются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента.

Если личность характеризуется повышенной внушаемостью, то у такого ребенка приступы возникают чаще.

В первый год жизни истерический невроз проявляется в виде следующих симптомов:

  • тело напрягается;
  • глаза закрываются, но отсутствуют слезы;
  • кулаки сжимаются;
  • дети стучат, кусаются, царапаются.

После завершения приступа состояние пациента нормализуется.



В три года клиническая картина истерии носит более выраженный характер. Во время приступа дети падают на пол, изгибая спину в дугу, бьются головой об окружающие предметы. У ребенка возникает истерический смех, который исчезает после нормализации состояния. Также отмечаются кратковременная остановка дыхания, нарушение координации и судороги.

По окончании приступа истерии у детей симптомы расстройства проявляются в виде головокружения и тошноты.

В старшем возрасте характер и выраженность клинической картины меняется. Истерика у подростка проявляется в виде:

  • повышенной ранимости, эмоциональности;
  • жалоб на несуществующие патологии;
  • фантазерства.

Такое поведение объясняется стремлением подростка привлечь к себе внимание. В остальном истерический невроз протекает по аналогичной схеме, что и .

Профилактика и лечение истерического невроза

Истерики у подростков и детей носят временный характер и обусловлены особенностями развития психики в этом возрасте. Поэтому специфическая терапия невроза в данном случае не проводится. Дети перестают быть истеричными, когда проходит возрастной кризис.

  • сбалансировать режим отдыха и нормализовать сон;
  • общаться с детьми, прислушиваясь к переживаниям;
  • предоставлять возможность выбора действий;
  • объяснять причины запретов.

Родителям при истерическом неврозе у малышей и подростков необходимо оставаться спокойными и не наказывать за такое поведение.

Важно также не уступать требованиям детей при истерике, так как проявление слабости у одного из родителей, бабушек или дедушек станет сигналом для ребенка, что таким образом он может получить требуемое. Поняв, что взрослые твердо стоят на своем, дети, как правило, становятся более спокойными и количество истерик значительно сокращается.

Осложнения

Большинство приступов истерики у ребенка не дают осложнений. В этот момент пациенты контролируют свое поведение, поэтому не могут нанести серьезного вреда собственному организму. Однако, если истерический припадок возникает часто, а родители не предпринимают соответствующих мер, то у детей возникают трудности с адаптацией в новом социуме. Возможно развитие депрессии и неврологических нарушений: глухота и слепота (в том числе и полные), снижение когнитивных способностей.

Истерический невроз у детей носит временный характер и чаще обусловлен особенностями развития психики в определенный период. Специфического лечения при таком расстройстве не предусмотрено. При необходимости родители могут дать ребенку успокаивающий препарат на растительной основе.

Известный ученый И. П. Павлов посвятил всю свою научною деятельность двум большим полушариям головного мозга, которые отвечают за два главных процесса – это раздражение и торможение.

Именно эти процессы уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивая нормальную работу коры головного мозга.

В отдельных случаях может преобладать тот или иной процесс, он собственно, и обуславливает поведение человека.

И если преобладают раздражительные процессы, то развивается неврастения, и как ее следствие – истерия. У детей такое состояние развивается достаточно часто. Возникает истерия на фоне какого-либо патологического состояния. К подобным следует относить нарушения, связанные с работой высшей нервной системы.

Истерия начинает развиваться у детей, которых неправильно воспитывают родители. И тогда у ребенка начинается своеобразная реакция. Данная реакция подразумевает появление у ребенка не свойственных нормальным детям поступков. При этом у ребенка проявляются симптомы органического выпадения. Если говорить понятным для всех языком, то это ни что иное, как отсутствие органического поражения центральной нервной системы при неадекватном поведении ребенка.

Истерические реакции начинают проявляться у детей, которые в своем окружении видят постоянное проявление истерии, особенно со стороны взрослых. Также истерия может развиться в результате наказаний, тяжелых переживаний, а также сильного испуга.

Чаще всего истерии подвержены дети школьного возраста. Особенно это касается девочек в период полового созревания. У детей истерия проявляется не совсем так, как у взрослых. Практически всегда в поведении преобладает какой-то один ярко выраженный симптом. Картина истерики у детей разнообразна и главным образом зависит от той психологической обстановки, которая окружает ребенка в повседневной жизни.

Развитие истерии у детей может выть вызвано наследственностью. Например, если истерический ребенок в жизни встретит заику, это состояние может вызвать у него такое же заикание. Заболевание глаза может привести к истерическому и судорожному смыканию век даже после исчезновения причины подобного состояния.

Чем старше становится ребенок, тем больше увеличивается вероятность развития сложных форм истерии, которые встречаются у взрослых.

Самая известная форма истерии у детей – астазия-абазия. При ней дети не могут ни стоять, ни ходить самостоятельно. Однако это состояние характерно для детей только в присутствии взрослых. Очень часто истерия может проявляться параличом конечностей. Бывает также, что начинает развиваться болевая кожная чувствительность на каком-то отдельно участке тела, или, наоборот, полная бесчувственность.

Однако не стоит сильно волноваться – детская истерия поддается лечению. В большинстве случаев истерия вылечивается, но гарантий, что она не наступит снова, нет.

Профилактика истерии у детей

Тут следует обратить особое внимание на организацию среды, в которой живет ребенок. Благоприятно на психику ребенка влияет пребывание в коллективе. Именно там ребенок сможет общаться со сверстниками, заниматься физкультурой. Такое влияние внешней среды способствует изменению в лучшую сторону психики и поведения ребенка. И так вы сможете быть уверены в том, что у ребенка не будут проявляться истерические реакции.

Вы должны обеспечить своему ребенку тихую обстановку. На некоторое время следует оградить малыша от чрезмерного влияния близких, которые больны истерией.

Лечить истерию нужно, учитывая индивидуальные особенности характера и психики ребенка. Бывает, что достаточно профилактических мероприятий. Но если случай тяжелый, то ребенка нужно лечить в стационаре с использованием психотерапии.

В самых тяжелых случаях следует прибегать к лечению гипнозом.

Каждый родитель сталкивался с этим неприятным явлением - детской истерикой. Кто-то предпочитает игнорировать детские , другие начинают раздражаться и громко отчитывают орущего ребенка. Но детские психологи просят родителей быть осторожнее: существует два типа детской истерики, каждый из которых требует кардинально разной родительской реакции. И важно уметь их различать.

Истерика верхнего мозга (верхнего этажа)

Этот тип детской истерики порождается сиюминутными эмоциями, сильным недовольством или желанием немедленно получить свое. Другими словами, это та самая неприятная ситуация, когда ваш ребенок внезапно встает посреди магазина, крича и топая ногами, настойчиво требуя купить ему новую куклу или радиоуправляемую машинку. Эта истерика - банальная попытка манипулировать родителем с целью добиться желаемого. Возникает она в верхнем отделе мозга и полностью контролируется самим ребенком.


В подобной истерике ребенок полностью контролирует себя, прекрасно осознает происходящее вокруг, потому что причиной возникновения истерики верхнего этажа служит его собственное решение ее устроить. Даже если родителю со стороны так и не кажется, но в данной ситуации его ребенок совершенно адекватен. Это легко проверить: купите ребенку желаемую игрушку, и за долю секунду он снова станет спокойным, а его настроение вернется к полной норме.

Истерика верхнего этажа - это своего рода моральный терроризм, для разрешения которого есть только два пути:

  1. Согласиться и дать ребенку то, чего он требует.
  2. Игнорировать истерику, чтобы ребенок понял - его спектакль не имеет зрителей.

Психологи советуют спокойно относиться к детским истерикам подобного рода. Сохраняйте самообладание, оставайтесь хладнокровным. Не идите на поводу у ребенка, чтобы он не использовал в дальнейшем такого «грязного приема» для легкого и безоговорочного достижения своих целей. Спокойным тоном объясните ему, что в данный момент выполнить его желание вы не можете. Приведите весомые доводы, расскажите почему вы отказываетесь, например, покупать новую машинку. Ребенок должен усвоить, что для осуществления его сиюминутного желания сейчас банально нет возможности. И что вы не просто отказываете ему, чтобы настоять на своем.

Ребенок почти наверняка быстро успокоится, если вы будете действовать следующим образом:

  1. Объясните ему, что вы отлично понимаете его желания.
  2. Дайте резонные причины для отказа.
  3. Подчеркните ненормальность его поведения и пообещайте соответствующее наказание.
  4. Предложите сделку: вы купите ребенку машинку или куклу, как только это представится возможным.

«Эта кукла действительно очень красивая и я отлично понимаю, почему ты ее так сильно хочешь. Но сейчас у нас совсем нет лишних денег, мы не можем купить ее сегодня. Ты ведешь себя очень некрасиво, мне стыдно за тебя. Если ты не успокоишься, то мне придется наказать тебя, и тогда в эти выходные ты не поедешь в цирк. Если ты успокоишься и поймешь, что сейчас ведешь себя ужасно, то мы купим тебе куклу сразу, как только у нас появятся на нее деньги».

Если же ваш ребенок, даже несмотря на все ваши логичные доводы и спокойный тон, продолжает буйствовать и требовать своего, то обязательно исполните обещанное наказание. И донесите до него важную мысль о том, что теперь он никогда не получит желаемого. И это целиком и полностью его вина!

Ребенок должен осознать, что не все его желания обязаны мгновенно воплощаться в жизнь, но если он будет терпелив и научится вести себя адекватно, то в итоге получит то, чего так хочет.

Истерика нижнего мозга (нижнего этажа)

В отличие от истерики первого типа, истерика нижнего этажа - явление, порожденное временной неадекватностью ребенка. Сильные негативные эмоции или переживания захлестывают его настолько сильно, что он теряет способность мыслить здраво или вменять родительским словам. Этот тип истерики охватывает нижний отдел мозга, полностью перекрывает способность к самоконтролю и блокирует доступ к верхнему отделу.

Детская истерика нижнего этажа напоминает состояние аффекта, когда верхняя часть мозга попросту отключается, а мыслительный процесс блокируется. В эти минуты мозг ребенка функционирует совсем иначе, а любые ваши слова просто-напросто не дойдут до его сознания. Единственный путь прекратить этот тип истерики - снять психическое напряжение, чтобы ребенок смог быстрее прийти в себя.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Ругать ребенка, стыдить его или кричать при истерике нижнего этажа бесполезно! Ребенок все равно не сможет понять вас.

Важно помочь ребенку выйти из состояния настоящей истерии, чтобы он не мог травмировать себя или нанести кому-либо (чему-либо) серьезный вред. Помните о том, что ребенок сейчас совершенно неадекватен! Нельзя игнорировать его состояние, оставлять одного в комнате или уходить прочь с отрешенным видом.


Когда любые здравые доводы и логика бессильны, то действуйте принципиально иным способом:

  • Возьмите ребенка на руки, крепко прижмите его к себе;
  • Тихо и ласково обращайтесь к нему, убедите свое чадо в том, что сейчас уже все хорошо;
  • Лучше унести ребенка подальше от того места, где у него начался приступ истерии;
  • Успокойте его тактильно: ласковые поглаживания и нежные объятия зачастую очень эффективны.

Первоочередной является необходимость вернуть ребенка в состояние здравой адекватности. И лишь после того, как он полностью пришел в себя, уже можно начинать вести спокойный диалог. Не стыдите ребенка и не пытайтесь его ругать, потому что истерика может повториться. Задача родителей - выяснить причины, по которым произошла вспышка истерии.

Ребенок, которого одолела истерика нижнего этажа прежде всего нуждается в утешении и родительской ласке!

«Ты настолько сильно не хотел доедать свой обед? Неужели каша тебе так не понравилась? Или ты уже был сыт и не хотел доедать? Не нужно так расстраиваться, ты же мог просто сказать, что уже наелся. Давай ты будешь говорить нам с папой, когда больше не захочешь есть, а мы не будем тебя заставлять. Хорошо, мы договорились?»

Родитель должен понять, что есть весомая разница между тем, когда ребенок истерит из-за своих прихотей и того, когда он всерьез подавлен и расстроен. Взрослому человеку тяжело снизойти до уровня своего чада. Но порой маленький ребенок может действительно сильно расстроиться из-за несущественного происшествия или мелочи, даже впасть в состояние горькой тоски. После того, как ребенок успокоится и его верхний отдел мозга сможет нормально функционировать, родитель должен попытаться спокойно поговорить с ребенком, вызвать на ответный диалог, призвав чадо порассуждать логически.

«Даже если еда показалась тебе не очень вкусной или если ты уже наелся, то не стоит вести себя таким образом. Это очень некрасиво! Ведь я старалась и готовила для тебя. Ты мог бы просто сказать, что не голоден, я бы не стала тебя заставлять есть. Нельзя выходить из себя, если тебе просто что-то не понравилось».

Именно в этот момент, когда ребенок предварительно был понят вами, получил свою долю утешения и сочувствия, вы можете проводить щадящие воспитательные меры. Верхний отдел мозга больше не блокируется, истерика позади, а ребенок становится восприимчив к вашим словам и наставлениям.

Как быстро распознать верный тип истерики

Не всякий родитель обладает навыками тонкого психолога, так что порой определить тип развернувшейся перед глазами детской истерики бывает очень трудно. И возникают сложности с выбором собственной ответной реакции. Но можно различить истерики по ряду нюансов.

Ложная истерика:

  • Вы замечаете, что кричащий ребенок вас слушает и понимает;
  • Ребенок быстро успокаивается после угроз о наказании;
  • Ребенка можно отвлечь или заговорить, переключить его внимание;
  • С ребенком получается договориться;
  • Истерика больше носит демонстративный характер.

Истинная истерика:

  • Ребенок не понимает ваших слов, он будто вас не слышит;
  • Он не успокаивается даже после того, как вы пообещали осуществить его желание;
  • Ребенок пытается причинить вам или себе вред, стремится что-то разбить, ударить кого-либо;
  • Он не может контролировать свое тело, а речь если и есть, то она бессвязна;
  • Истерика напоминает состояние аффекта.

Помните: порой даже взрослому человеку тяжело справляться со своими эмоциями, а для маленького ребенка это и вовсе часто бывает невозможно.

Как узнать причины истерик и уметь мгновенно предупреждать их?

Все родители периодически сталкиваются с проблемой детских истерик – слезы, крики, валяния по полу в общественных местах ставят мам и пап в тупик. Чтобы ваша жизнь не превратилась в сплошной кошмар, а ваш ребенок перестал добиваться своего с помощью слез, психолог Виктория Люборевич-Торхова рассказывает об эффективных методах борьбы с детскими истериками:

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!