История моды. Эпоха моды и стиля

История моды — это составляющая всего развития человеческой цивилизации, которая очень красочно характеризует каждую отдельно взятую эпоху. На заре эволюции одежда защищала человека, и этого было достаточно. Вскоре защитную функцию дополнила эстетическая. Так постепенно родилось само понятие «моды». В этой статье речь пойдет о том, как возникла мода и как она развивалась.

Древний Рим

Для западной цивилизации отсчет в истории модной одежды начался с Римской эпохи. Жители Рима продолжили традиции древних египтян и стали также посвящать каждому своему божеству отдельный цвет наряда, а одеяния пурпурного цвета могли носить исключительно патриции. Римская тога стала примером дресс-кода. В сенат, в суд или на стадион пускали только в такой одежде. Простой вариант одеяния шили изо льна или шерсти. Дорогие тоги изготавливали из шелка или золотых нитей.

Одежда в Средневековье

Далее история моды переносит нас в Средневековье. После величественных одеяний римских патрициев, наряды знати Раннего Средневековья выглядят очень просто, достаточно бедно и безлико. У этого факта есть свое объяснение — на первом месте здесь находится функциональность одеяний.

Поговорим об одежде простолюдинов. Главным предметом гардероба здесь является длинная рубаха. Причем носят их как мужчины, так и женщины. Пряжу для тканей делают из таких натуральных материалов:

  • конопля;
  • крапива.

Тут можно вспомнить сказку Андерсена, где сестра шьет для брата рубаху из этого растения. Ситуация кардинально меняется после начала Крестовых походов. XI-XII век ученые считают временем, когда появились первые намеки на моду.

Европейское сообщество сильно преображается с начала периода Крестовых походов. Именно в это время возникает женская мода. Появляется культ женского тела. Это отображается в стремлении подчеркнуть его красоту и грациозность. Появляются декольте, платья становятся приталенными. Длинные рукава подчеркивают грацию женских рук и плавность движений. Женский образ становится нежным, воздушным и сильно контрастирует с мужской брутальностью.

Чуть позже в женской моде появляется тенденция носить неудобные вещи в угоду «красоте». На несколько веков в тренд попадают такие странные вещи:

  1. Конусообразные головные уборы, которые у некоторых достигали метра в высоту.
  2. Туфли с сильно загнутыми носками, которые нужно было подвязывать.
  3. Невероятной длины шлейфы, которые носила исключительно знать.

Огромный скачок в развитии произошел в 14 веке во Франции. Именно здесь появились первые швейные производства и научились кроить и моделировать одежду. Появились такие понятия, как вытачки и складки.

Мода эпохи Возрождения

Ренессанс вносит свою лепту в историю нарядов. В это время европейские дамы носят странные шляпы конусообразной формы, к которым крепят шлейф из воздушной материи.

В эпоху Возрождения появилась тенденция носить юбки-каркасы. На волне популярности они достигали 7 метров в диаметре. Их вводит в моду Жанна Португальская, которая таким образом желала скрыть свою внебрачную беременность.

Новым веянием становятся разрезы на женском платье, через которые видна исподняя сорочка. Это было модно как среди дам, так и среди мужчин.

Испанцы также внесли свою лепту в развитие моды. Этой нации больше всех остальных присуща некоторая чопорность. С середины 16 века именно Испания становится страной-законодательницей трендов. Сильно декольтированные платья сменяются женскими нарядами с большими накрахмаленными воротниками. Под юбками появляется множество слоев. Появилось понятие парфюма, которым сильно увлекались как мужчины, так и женщины. Кстати, его появление продиктовано тем, что мыться каждый день было сложно, а неприятный запах хотелось завуалировать.

Модные курьезы эпохи Возрождения

Ни одна эпоха не обходится без модных курьезов. Самыми забавными были штаны-буффы. Они были короткими и имели округлую форму. Изнутри этот вид мужской одежды набивался паклей.

Мода на парики

Про огромные парики, которые были в тренде во времена Людовика XIV, говорили, что это дом для мышей и разнообразных насекомых. О том, откуда пошла мода на парики, поговорим более подробно. Есть версия, что они появились после того, как французский король во время прогулки был облит помоями из окна. В то время люди спокойно выливали их, три раза предупредив об этом криком: «Берегись!» Есть версия, что население после этого стало покрывать головы капюшонами. Однако со временем эта часть одежды перешла к шутам и плебеям. Поэтому знать решила защитить свои головы таким замысловатым образом, как ношение огромного парика.

В конце XVI века в моду входят шляпы с широкими полями. Они были красивыми, но абсолютно непрактичными. Вспомните мушкетеров во Франции и роялистов Великобритании.

Первые журналы мод

В 17 веке титул законодателя моды снова переходит к Франции. В Париже начали печатать журналы с трендами, на которые теперь ориентировались по всему миру. Модные веяния начали меняться значительно быстрее. Крой платьев стал свободнее. Парижанки первыми начали носить челки. Парики из обихода не вышли, но теперь их делали из натуральных волос.

Русская мода

В это же время (17 век) понятие моды появилось и в России, но оно не было столь ошеломляющим, поскольку в то время царским указом был установлен запрет на все заморское, чужеродное. Большим модником оказался Петр Первый. Когда власть перешла в его руки, он начал навязывать гражданам своей страны модные тенденции из Германии. Он даже издал указ, что именно должны носить его придворные. Модные журналы в России появляются в 1779 году. Теперь по ним можно было проследить, как менялась мода во всем мире.

Первый модельер

Профессия художника, который создает костюмы, появилась в 1820 году. Эту дату современные историки моды считают годом появления моды официальной. Потребность в художнике по костюму появилась в Англии, когда швейная промышленность достигла таких внушительных размеров, что понадобился такой специалист.

Первым модельером был Чарльз Фредерик Ворт. Он работал в Великобритании, но решил, что достоин большего, и отправился в Париж в 1845 году. Во Франции он пять лет работает в фирме, которая шьет и продает готовые наряды. Приобретя некоторый опыт, он рискует и открывает собственный салон готового платья. Ворт становится известным не сразу.

Слава законодателя моды пришла к нему после того, как жена Наполеона, Евгения Монтихо, обращает внимание на платье, которое Чарльз сшил для супруги австрийского посла. Наряд казался чем-то необыкновенным и неземным, поскольку в качестве декора Ворт применил траву, блестки, тюль, розовые сердца, бутоны маргариток.

Давайте подобьем итог, что же изменилось в моде с наступления периода Нового времени?

Радикальные изменения начинаются с периода буржуазных революций:

  1. Мужские брюки получают путевку в жизнь благодаря якобинскому клубу.
  2. Во времена Наполеона в воду возвращаются традиции античности.
  3. Главный атрибут женственности — корсет — появляется в 1880 году.
  4. В XIX веке в истории моды снова событие: теперь у мужчин появляется пиджак.
  5. Шляпная мода развивается нереальными темпами. За сезон сменяется около 30 актуальных моделей:
  • чепцы;
  • шляпки «биби»;
  • тюрбаны;
  • береты.

Ох уж этот XX век …

История моды здесь не просто развивается. Она движется семимильными шагами. Наступает оглушительный прорыв в ее развитии. С появлением таких танцев, как чарльстон и танго, уменьшается объем платьев и сильно урезается длина юбок.

Теперь девушку с косой встретить очень сложно. В основном барышни коротко стригут волосы и носят кокетливые шляпки, например, «тюльпаны». Законодателем моды становится легендарная Коко Шанель. Она представляет миру ту вещь, без которой не обходится гардероб ни одной уважающей себя леди, — маленькое черное платье.

Первый лифчик

Впервые лифчик был запатентован в 1903 г. под названием "бюстодержатель", но в тот момент не получил признания и распространения, поскольку тогда еще носили корсеты. Он попросту не был нужен. Это нижнее белье первый раз используют в 1910 г. в костюмах Бакста к постановке "Шехерезада".

Эти модели были мягкими, их конструкция не приподнимала бюст, а только поддерживала его. На то время мода этого и не требовала, поскольку в тренде были мальчишеские фигурки у женщин. Модное веяние называли «ле гарсон».

Бум славянской моды и красоты в Европе

Парадокс в том, что пока в России после Октябрьской революции мода на все этническое искоренялась, на Западе обратились к русским традициям. Все это связано с талантливыми эмигрантами, которые прятались здесь и начали делиться своими знаниями и мастерством в изготовлении одежды.

Европейцам очень нравился такой головной убор, как кокошник. Одно время в моду даже входят шляпы ярко-красного цвета, стилизованные под него.

Что выделяло русский стиль в одежде?

Характерные черты русского стиля:

  1. Косая застежка.
  2. Вышивка с имитацией русского народного орнамента.
  3. Шелковые платья, раскрашенные яркими анилиновыми красками, которые напоминали русский лубок.
  4. Воротник-стойка, который прозвали боярским.
  5. Длинные широкие пальто, которые декорировали мехом и невероятной красоты вышивкой.

Русские женщины стали открывать в Европе увруары — артели (ателье). Позже появляются и первые полноценные дома русской моды, которые специализировались исключительно на фольклорном стиле. Таким было заведение, которое носило имя «Поль Каре». Его основательницей в Лондоне, а потом и в столице Франции была княгиня Лобанова-Ростовская.

На Западе больше всего в то время ценится вышивка бисером, которую выполняли русские мастерицы. Самым крупным домом славянской моды стало заведение под названием «Итеб». Сейчас в этом здании находится штаб-квартира ТМ L"oreal Paris.

Русские манекенщицы в Европе

Именно благодаря русским красавицам, которые не постеснялись выйти на подиум и стать законодателями моды, ремесло манекенщицы перестало быть чем-то постыдным. Благодаря эмигранткам отношение общества к моделям изменилось.

Именно аристократки, бежавшие от революции и вынужденные собственным трудом добывать себе хлеб, с достоинством стали первыми так называемыми топ-моделями таких легендарных домов моды, как «Ланвен», «Шанель», «Пуаре». Русские дамы поразили публику своими манерами, отличным образованием, знанием языков, красотой и рафинированностью. Они подняли профессию манекенщицы на высоту.

Как так получается, что тенденции повторяются в коллекциях разных дизайнеров - они что, заранее договариваются? А если бы не было всех этих домов моды и многочисленных производителей одежды, то моды тоже не было бы, и все ходили бы одинаковые? Как появилась мода: существовала ли она в старину или это новое изобретение? Ответы на эти вопросы заставляют взглянуть на легкомысленное непостоянное явление более уважительно.

В эпоху позднего Средневековья в Западной Европе возникла до той поры невиданная ситуация: всевозможных покроев и наименований костюма стало много. Представители высших сословий уже не довольствовались простыми и однотипными одеждами, подолгу остававшимися неизменными. Сообразно новому веянию, каждый уважающий себя человек благородного происхождения старался выделиться и всячески подчеркнуть свои достоинства в соответствии с тогдашними стандартами красоты.

Предполагаемая причина возникновения такого костюмного разнообразия – ослабление влияния церковных догматов. В духовной культуре обнаруживается место для земных, мирских ценностей, а значит, и история развития моды начинает идти в новом направлении. Складываются культ Прекрасной Дамы, придворный этикет, куртуазная литература. Телесная красота перестает считаться греховным явлением, и ее стремятся подчеркнуть разнообразными нарядами.

Правила сочетания различных предметов одежды в одном костюме стали называть «мода» (от лат. modus - мера, образ, способ, правило, норма). Эти правила, характеристики моды были созданы аристократами для аристократов, однако им стали подражать богатые горожане. Такое нарушение сословных норм вызвало волну запретов. Доходило до смешного: в государственных указах касательно индустрии моды регламентировались длина шлейфа, высота головного убора, особенности покроя и декора, разрешенные для представителей разных сословий. Таким было рождение моды в европейской цивилизации.

Мода как социальное явление, сочетание стилей в одежде

С самого своего возникновения мода играла роль социального маркера. Долгое время она отделяла аристократов от простолюдинов. Внутри высшего света постепенно выделились свои законодатели мод, преимущественно обладающие большим политическим весом. Так, во Франции во времена царствования малолетнего короля Людовика XIV стала популярна полудетская одежда, и придворные носили ее со всей серьезностью, выражая тем самым верноподданнические чувства. Влияние моды заставляло показывать свою принадлежность к какой-то группе и верность ей.

Эта функция сохраняется до сих пор. Многие социологи считают именно потребность выразить свою принадлежность к определенной социальной группе генератором, двигателем, главной характеристикой моды. Согласно этой теории, моду никто не выдумывает. Как же появилась мода? Она возникла сама по себе как некое общественное явление.

В пользу этой теории истории развития моды говорит наблюдение за группами подростков. Для них чрезвычайно важно быть принятыми в группе сверстников. Тинейджеры объединяются в группы по разным признакам: поклонники музыкальных групп и направлений, любители компьютерных игр или экстремальных видов спорта или просто компании друзей, живущих в одном дворе. У каждой подростковой группы может быть свой «дресс-код», своя характеристика моды, надежно отделяющая «своих» от «чужих».

Особенно ярко мода как социальное явление представлено в одежде молодежных субкультур. В настоящее время это поклонники аниме, готы, эмо, любители паркура. Лет двадцать-тридцать назад это были рокеры, металлисты. Еще раньше хиппи, стиляги. В каждом поколении есть подобные объединения молодых людей. Они появляются в любом обществе, где есть возможность свободно проявлять свою волю, и ограничены одним поколением. Нередко используется сочетание стилей в одежде, и порой становится невозможным определить, к какой именно субкультуре принадлежит тот или иной молодой человек.

Когда тинейджеры взрослеют, для них становится важнее принадлежность к иным группам с иными дресс-кодами. И вот уже бывшие подростки одеваются как студенты, потом как молодые специалисты, бизнесмены, руководители, как родители следующего поколения детей. Эти дети, в свою очередь, создадут свои группы и свою моду. Мода как социальное явление продолжит развиваться по спирали, а через какое-то время снова вернется на прежний виток.

Дизайнеры и влияние моды

Дизайнеры и производители одежды всего лишь используют уже существующие в обществе тенденции. К примеру, есть марки одежды, специализирующиеся на подростковых субкультурах. Задача дизайнеров понять философию и визуальные предпочтения некоей относительно крупной группы тинейджеров и придумать одежду, обувь, аксессуары, которые будут пользоваться спросом у этой категории молодых людей.

Для производителей одежды, обуви, аксессуаров мода является ветром, наполняющим паруса индустрии моды. О паруснике нельзя сказать, что он создает ветер, но двигается он при помощи этого ветра, и благодаря паруснику стихия становится видимой и полезной.

Мода – это индустрия, в которой вращаются существенные деньги, и попусту рисковать ими никто не хочет. Если то, что предлагают дизайнеры, не найдет отклика у потребителей, то производитель понесет убытки вплоть до разорения. Так что все дизайнеры стараются минимизировать риски и большую часть коллекции делать с таким расчетом, чтобы угадать спрос. И тут мы вплотную подходим к вопросу, а откуда берутся ожидания публики?

Существуют разные социальные факторы, формирующие модные течения. Влияние моды в самом общем плане можно описать словами «образ жизни людей и их актуальные потребности». Иными словами, это мы с вами формируем моду, сами того не осознавая. Формируем своей жизнью тем, куда мы ходим, где работаем, с кем общаемся, как развлекаемся, кого боготворим или ненавидим, о чем говорим, какие фильмы и передачи смотрим, что читаем, на каких форумах сидим и что обсуждаем. Во всей этой бурлящей среде можно уловить популярные важные темы, они и ложатся в основу новой моды. Надо только переложить это с одного языка на другой. И тут в дело вступают профессиональные прогнозисты моды.

Прогнозирование моды

Есть несколько подходов к прогнозированию моды. Один из них формальный, наукообразный. Он основан на понимании модных циклов. Наблюдение за изменением моды на протяжении многих лет позволило собрать обширный статистический материал и выявить большие и малые периоды возвращения определенных силуэтов костюма, цветовой гаммы, а также отдельно формы рукава, воротника, туфель, размера и расположения деталей и т.д. Это позволяет сформировать некую базу, основываясь на так называемом прогнозировании моды. Разумеется, возвращение модных форм это не буквальное повторение того, что было. Всякий раз надо предположить, как должна выглядеть старая тенденция в изменившемся мире. А это требует от специалиста по прогнозированию моды хорошего чутья.

Другой подход (впрочем, он прекрасно дополняет первый) – наблюдение за обществом. Самые острые тенденции рождаются не в мастерских дизайнеров и не на подиумах. Так, Мэри Куант как-то увидела, в чем девушки с рабочих окраин Лондона ходят на танцы, и «придумала» мини-юбку.

Конечно, не любая тенденция – это «воровство» у народа. Но это обязательное наблюдение. Ловцы тенденций ходят в культовые клубы и рестораны; смотрят популярные кинокартины и знают, какие фильмы категории А в данный момент в производстве; они читают книги-бестселлеры и популярных блогеров; ездят в путешествия в модные страны.

А еще они стараются понять, что будет интересно и важно после того, как общество устанет от нынешней моды.

Это и есть высший класс работы по прогнозированию моды - наука на грани интуиции или же интуиция на грани науки. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, что Олимпиада в Сочи породит в мире всплеск интереса ко всему русскому. Такие прогнозы очевидны. Но найти антитезу к популярной теме и сформулировать ее – это хорошая задача, решить которую могут единицы.

Результаты работы ведущих специалистов по прогнозированию моды выходят в виде буклетов, купить которые могут только представители верхнего сегмента фэшн-индустрии. И дело тут не в высокой цене, а в том, что это закрытая информация, которую стараются не доводить до широких масс. Есть варианты проще, они более доступные и массовые, но и уровень прогноза в них классом ниже. А некоторые производители одежды, не мудрствуя лукаво, просто копируют коллекции ведущих брендов. Вот и весь секрет «тайного сговора» дизайнеров.

История разрушительной моды - не тот предмет, о котором можно сказать в одном абзаце. Во все времена ни едкие запахи, ни вред здоровью, ни другие опасности не останавливали людей в погоне за красотой. До 20-го века некоторые модные тенденции имели склонность убивать модниц. Чего только не делали люди на протяжении веков, чтобы добиться заветной цели – стать красивыми. Вот 15 примеров таких жертв ради моды и красоты.

15. Свинцовые белила для лица

Сегодня признаком благосостояния считается хорошая физическая форма и легкий загар. А в елизаветинские времена смертельно бледная кожа была несомненным признаком богатства и знатности. Только бедные маялись снаружи достаточно долго, чтобы загореть. Для того, чтобы показать, что они могут позволить себе остаться в закрытом помещении целыми днями и не загореть ни на йоту, дамы мазали лица белой пастой. Достаточно толстый слой белил также скрывал оспины и шрамы.

К сожалению, макияж содержал свинец и после долгого воздействия портил кожу, и требовался все больший и больший слой, чтобы скрыть несовершенство. Свинец, проникая через кожу, вызывал отравление, которое приводило к потере веса, выпадению волос, повреждению головного мозга и других органов, параличам и многим другим серьезным заболеваниям. Мария, герцогиня Ковентри, умерла в возрасте 27 лет из побочных эффектов этого смертельно опасного средства с романтическим названием "венецианские белила".

14. Радиоактивная косметика

13. Котурны

Считается, что женские туфли на платформе, или котурны, впервые появились у проституток в Венеции. Эта странная обувь, высота которой доходила до сорока пяти сантиметров, возвышала женщину над уличной грязью и делали ее походку привлекательной для потенциальных клиентов. Позже котурны стали носить и обычные люди, и знать. Особенно они были популярны в среде аристократов в Италии и в Османской Империи. Контурны указывали богатство обладателя, и на то, что ему не нужно работать и, в общем-то, даже по-настоящему ходить.
Ходить в такой обуви без поддержки было практически невозможно, поэтому знатные горожанки пользовались услугами горничной. А менее знатные - тростью или палкой. Церковь всячески поддерживала ношение такой обуви, потому что в ней женщина не могла танцевать, да и вообще мало что могла. Позже эта обувь была запрещена, так как женщины из-за нее часто падали и ломали себе ноги.

12. Корсеты

Как только тонкий стан и хрупкий силуэт вошли в моду, женщины стали идти на крайние меры. Долгие диеты и тугие корсеты творили чудеса...Дамы, конечно, были основными потребителями корсетов, но и мужчины прибегали к ним и сдавливали свои внутренности. Это не фигура речи. Плотные корсеты, изготовленные зачастую из металлических пластин, физически выталкивали органы из района талии в нижние отделы, деформируя их и причиняя ужасные мучения. Сильное давление на внутренние органы имело жуткие последствия: корсет давил на печень, желудок, почки и нарушал кровообращение. У жертв моды начинались проблемы с пищеварением и детородной функцией. Говорили, что четверо из пяти женщин умирали из-за ношения корсета.

Мужской корсет имитировал панцирь, чаще всего был изготовлен из металла, иногда из кожи, и закрывал все туловище, запросто мог спасти от удара шпаги. Со второй половины 15 века женские корсеты начали изготавливать из кожи с металлическими брусьями. В корсете делали отверстия для доступа воздуха, при стягивании корсета края этих отверстий болезненно врезались в тело. Более поздние модели делали из китового уса, что разрушало не только тела любителей корсетов, но и убивало множество беззащитных китов. Острые китовые усы часто прокалывали кожу, вызывая смертельные инфекции.

Не нужно быть медиком, чтобы понять, какой вред женскому здоровью и здоровью будущих детей (корсет носили до определённого срока и беременные женщины) наносил этот модный элемент гардероба. В 19 веке, веке эмансипации, известная писательница Жорж Санд выступила против корсетов, которые она называла орудием рабства. Внимание к проблеме она привлекала тем, что сама носила мужской костюм - удобный и практичный.

Врачи всех стран указывали на негативное влияние корсетов, и после Первой мировой войны на смену неестественно затягивающим женское тело корсетам приходит платье свободного кроя. А в 1947 году Кристиан Диор возвращает корсету популярность, но это уже совсем другой корсет - придающий изящество, но не убивающий.

11. Стачивание зубов

Идеалы красоты меняются в зависимости от эпохи. На понятие красоты влияют культурные особенности, верования и традиции, уровень экономического развития. В некоторых странах люди ради красоты жертвуют удобством и здоровьем, терпят боль и дискомфорт, чтобы приблизиться к идеалу, принятому в обществе.Но в некоторых азиатских и африканских странах существуют интересные обычаи, которые делают из местных красавиц жертв красоты. В Индонезии обтачивают зубы, чтобы они напоминали акульи, даяки, наоборот, полностью стачивают клыки, стараясь не походить на животных. Невероятно, но эти обычаи не канули в Лету, говорят, и сегодня можно увидеть этих "красавиц". А ведь сточенные зубы, лишенные эмали - это чистейшее самоубийство, открытый вход для инфекции и заражения.

10. Черные зубы

Вызывающе белые зубы - это чисто американская слабость. Древние люди не сильно переживали за цвет зубной эмали - все равно зубы мало у кого сохранялись дольше чем лет до 40. Кроме того, если ты не ешь сахара (а они не ели), то зубы не будут портиться так скоро и вряд ли потемнеют.
Елизавета I в Англии была среди первых, кто узнал об опасностях сахара - ее зубы сгнили и почернели. Приняв это за модный тренд, желая имитировать эту красотищу, некоторые придворные начали тоже окрашивать зубы в черный цвет. Но эта мода была недолгой, так как народ довольно быстро понял, что черные зубы означают больные зубы.
В Японии традиция чернения зубов лаком называется "охагуро" (お歯黒, дословно «чёрные зубы»), и была популярная вплоть до периода Мэйдзи. Черный лак на зубах стал считаться красивым и утончённым, однако имел и утилитарное назначение - лак восполнял недостаток железа и помогал сохранить зубы здоровыми. Охагуро ассоциировалось с замужними женщинами, у которых стойкость краски на зубах сравнивалась с бесконечной верностью мужу. В 1870 году вышел приказ, запрещающий членам императорской семьи и знати делать охагуро. После вступления закона в силу, в народе охагуро понемногу стало считаться устаревшим. Сегодня охагуро можно встретить только в традиционном театре, в исторической драме 1960-х годов, или в кинофильмах.

9. Инкрустированная улыбка

Казалось бы, традиция украшать зубы бриллиантами и дорогими металлами – это новомодная традиция. Однако если заглянуть в историю, станет ясно – это древнейшая человеческая блажь. Еще 2000 лет тому назад, стоматологи Майя дарили своим пациентам ослепительные улыбки. Вместо банального отбеливания, они предлагали такую терапию: просверливали небольшие отверстия в зубах и вставляли драгоценные камни. Однажды инкрустации были найдены в зубах, принадлежащих к пятилетнему ребенку.
Обсидиановое сверло, конечно напрочь разрушало зубную эмаль. Нужно быть настоящим экспертом в этом деле, чтобы знать, когда остановиться со сверлением, чтобы избежать нарушения в пульпе. Если такое нарушение все же произошло - риска инфекции не избежать.
Одни из первых зубных украшений были найдены в Египте, где ювелирные украшения во все времена считались показателями высокого статуса и богатства. Знать стремилась украшать не только свои одежды, но и тело, и зубы жемчугами, бриллиантами и золотом. Технология была чуть сложнее, чем у Майя: в зубе вытачивали углубление и цементировали его минеральным раствором, на который накладывался драгоценный камень или золотое украшение.
В настоящее время, в спектр услуг стоматологических клиник часто входит такая услуга, как зубные украшения. Различные твинклы (украшения из металла) или скайсы (украшения из полудрагоценных или драгоценных камней) – все, чего только может пожелать душа и позволить кошелек. И сейчас удается обойтись без варварского разрушения зуба при его украшении.

8. Байковая мода

Иногда трагедии происходят, ели люди не могут себе позволить себе "от кутюр" и берут взамен что-то подешевле. Викторианцы мечтали о фланелевых ночных рубашках и пижамах, но не могли их себе позволить. Байковые ночнушки, изготовленные из растительных волокон (а не из шерсти), казались им идеалом. Не забывайте, что их носили и мужчины, и женщины, а респектабельные супруги вступали в супружескую связь исключительно одетыми в длинные ночные рубашки.
Единственная проблема с байкой заключалась в том, что она отлично горит и быстро воспламеняется. А пламя свечи было единственным способом осветить себе путь по ночам... так что облачившись в байковые ночные пижамки, со свечой в руке, люди довольно часто становились живыми факелами. Были предприняты попытки сделать материалы для пижамы менее опасным, но ни одна попытка не была действительно эффективной. Многие дети и взрослые сгорели вместе со своими домами, пока пожар "байковой моды" не был потушен.

7. Глазные капли с белладонной

Белладонна (аtropa belladonna или красавка) – очень ядовитое растение, его сок вызывает галлюцинации. Такому ядовитому растению досталось невероятно романтическое название ("белла донна" по-итальянскии - это "прекрасная дама".) Мода на глазные капли среди прекрасных дам началась, когда выяснилось, что они сильно расширяют зрачок (эффект достигался за счет атропина, натурального мышечного ролаксанта). Венецианки начали добавлять сок белладонны в глазные капли и чувствовали себя очень привлекательным. Они думали, что большой зрачок имитирует естественное влечение и делает их более заманчивыми. Менее привлекательными были побочные эффекты: искаженное зрение, неспособность сосредоточиться, аритмия и нарушения в работе сердца. Некоторые утверждали, что капли могли сделать модницу полностью слепой. Красота требует жертв!

6. Юбка - карандаш ("хромая юбка")

Когда миссис Харт О. Берг оказалась первой женщиной на борту самолета, она столкнулась с пикантной проблемой. Самолет братьев Райт был полностью открытым всем ветрам, и ее объемные юбки вздымались вверх самым нескромным образом. Кроме того, из-за ее тряпок могла случиться настоящая катастрофа, так как винты и цепи располагались крайне близко. Чтобы решить эти вопросы, она обвязала юбку веревкой в нижней части. Так появилась "хромая юбка" или юбка-карандаш, мгновенно ставшая хитом. Она ограничивала шаг при ходьбе и заставляла дам семенить. Одна женщина, которая пыталась перелезть через ворота фермы в модной юбке упала и сломала лодыжку, да так сильно, что умерла от септического шока.

Есть, правда, и другая теория появления этого модного предмета: вроде бы г-н Поль Пуаре является изобретателем хромой юбки "hobble skirt" в 1910 году. Это юбка длиной по щиколотку, перехваченная в подоле или под коленом узкой полоской меха или своеобразной манжетой, и чтобы не порвать ткань, икры перевязывали специальной широкой лентой, которая ограничивала шаг.
Но первая история гораздо романтичнее.

5. Зеленые платья с мышьяком

В период правления королевы Виктории, когда одежда не изобиловала множеством оттенков, появление нового яркого красителя вызывало настоящее помешательство среди отъявленных модниц. В 1775 году Карл Шмеле (Шил) изобрел зеленый пигмент, который превосходил почти во всех отношениях старые. Правда, этот краситель представлял собой опасность, и не столько для модниц, сколько для тех, кто занимался пошивом и покраской одежды, так как содержал мышьяк.
Наряды из ткани зеленого цвета были весьма дорогостоящими, и заказывали их, как правило, только для каких-либо особенных, торжественных случаев и носили крайне редко. Портные, которые работали над созданием ткани и непосредственно самих платьев, подвергали себя огромному риску и поголовно были отравлены мышьяком. Стоит ли говорить, что ткани, пропитанные этим раствором, медленно убивали и своих хозяев.

4. Деформация черепа

В древности люди сознательно деформировали мягкие черепа младенцев, применяя различные приспособления, и у многих народов мира до недавних пор существовала жестокая традиция изменять форму головы детей. Красивой, как правило, считалась удлиненная форма головы. Детям с детства крепко обвязывали голову в области лба и висков веревкой или прибинтовывали дощечки.

Схожие обычаи существовали у разных народов, территориально очень отдаленных друг от друга. Ученые находят удлиненные черепа в Египте, Мексике, в Перу, на Мальте, на севере Ирака и Сирии. Традиционно подобные изменения черепов связывают с обычаями людей, принадлежавших к кастам правителей или жрецов. Как влияла деформация черепа на состояние мозга? Разумеется, большинство детей она попросту убивала!

3. Горящие парики

18-й век стал золотым для париков и дизайна волос. Во французском высшем свете уровень искусства создания причесок невероятно усложнился и возрос. Использовались собственные настоящие волосы, и различные накладки, которые придумывали парикмахеры (конский волос, человеческие волосы, перья, смазанные помадой, атласные ленты и многое другое). Эти изыски складывались в башни чуть ли не полуметровой высоты. Прически не разбирали на ночь, не мыли неделями, и там, конечно, заводились чуть ли не крысы. Но хуже, чем зуд и запах, был риск их случайного возгорания. Ведь крайне сложно контролировать габариты такой прически, проходя мимо свечей. Одно прикосновение к пламени - и вся конструкция в огне, убивая и вшей, и леди.

2. Кринолины

Кринолином назывался жесткий каркас, который прапрабабушки носили под платьями, чтобы придать фигуре форму песочных часов. Это была довольно неудобная конструкция - тяжелая и громоздкая штуковина, диаметром два метра, которая мешала проходить в двери и сидеть на стуле. Кринолин привязывался к ногам на уровне колен, что создавало немалые затруднения при ходьбе, зато юбки не поднимались, а мерно покачивались в такт шагам. Женщинам приходилось семенить ногами, чтобы хоть как-то передвигаться. Также кринолины были огнеопасны и зацепиться им за канделябр было проще простого.

1. "Китайский лотос"

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, с X веку. Институт «бинтования ног» расценивался как необходимый и прекрасный и практиковался много веков. Безусловно, это одна из самых шокирующих модных жертв в нашем списке.

В Древнем Китае красивыми считались женщины с маленькими ступнями, которые китайцам напоминали лотос. Обычай бинтовать ноги китайским девочкам, выглядел примерно так: детскую ножку забинтовывают и она просто не вырастает, сохраняя детский размер и форму. Идеальная красавица в старом Китае должна была иметь ножки-лотосы, семенящую походку и тонкую, как ива, фигурку. В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста, грудные младенцы не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы. В результате где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая "лотосовая ножка". После этого они начинали учиться правильной "взрослой" походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами "на выданье". Размеры "лотосовой ножки" были важнейшим условием при заключении браков, лицо не играло особой роли. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

Сегодня я просматривала различные ретро-фотографии, на которых запечатлена история жизни людей, и потом подумала, что неплохо бы посмотреть фотографии, которые касались моды, увидеть как она менялась, как, интересно, тогда одевались девушки-модницы. И я решила, а почему бы не сделать обзор, касающийся моды по десятилетиям. Сразу оговорюсь, что я не буду приводить в пример женщин, которые были популярны в определенное время, лучше им уделить отдельное внимание. Просто обсудим моду.

Начнем с 10-x годов XX в.

Корсеты годами сдерживали женщин, делали их фигуры намного красивее и изящнее, а жизнь – тяжелее. Невозможность лишний раз вдохнуть и выдохнуть, постоянные заболевания из-за слишком туго затянутых «панцирей» – все это делало корсет хоть и значимым предметом эпохи, но уж очень неприятным.
Потому в 1906 году женщины всего мира в буквальном смысле выдохнули – кутюрье по имени Поль Пуаре впервые предложил носить платья простого покроя, без корсетов. Очень скоро такие платья вошли в моду – именно поэтому десятые годы запомнились, как годы «освобождения» женщин от гнета одного из самых неудобных предметов туалета, а Поль Пуаре стал настоящим избавителем для дам высокого света.

В десятых годах в моде был русский шик – с огромным успехом шли «Русские сезоны», которые привез в Париж знаменитый Сергей Дягилев. Балет, опера, художественное искусство, выставки – все это сопровождалось огромным количеством приемов, на которых наши дамы могли перенимать искусство высокой моды у парижанок.

Тогда-то и начали входить в моду все знакомые нам нынче атрибуты «шикарной жизни» в гардеробе – женщины обнажили плечи, стали носить весьма будуарного вида туалеты, украшая их огромным количеством перьевых вееров, драгоценных украшений и блестящих аксессуаров.
Плавно переходим к моде 20-х годов

В этот период в моду уверенными шагами вошли спорт, спортивные фигуры мужского типа, а женские формы стали постепенно утрачивать актуальность и популярность. Идеал – худенькая дама с узкими бедрами, без малейшего намека на бюст или другие округлости. Реформатором и революционером моды этого периода можно назвать знаменитую Габриель Шанель. Наравне с ней в эти времена модную одежду создавали в таких домах моды, как «Нина Риччи», «Шанель», «мадам Пакен», «Жан Пату», «Мадлен Вионне», «Жак Дусе», «Жак Хейм», «Люсиль», дом меховой моды «Жак Хейм» и другие.

Стали входить в моду 20-х египетские мотивы. Модели дизайнеров были декоративными, с обилием украшений, вышивкой в стиле «зиг-заг». Такой стиль имел название «ар деко», и произошел от названия выставки современного декоративного и промышленного искусства в Париже в 1925-м году.

Это был стиль украшающей и украшенной вещи. Элементы декора присутствовали и на мебели, и на посуде для кухни, и на женских платьях.

Вошла в моду обувь, отделанная вышивкой или аппликациями, декорированная по вкусу популярных кутюрье тогдашнего времени. «Ар деко» - это эклектичный стиль, в котором африканская абстракциональная экзотика, смешанна с геометрическими формами кубизма; нетрадиционные недорогие и простые материалы смешаны с дорогими традиционными материалами добротного качества.

Такое себе сочетание не сочетаемого, смешанное в одном стиле.

В результате особенности моды 20 -х годов:
- основные элементы одежды это конечно платья, костюмы прямого покроя;
- в моде плиссировка;
- модное пальто прямого покроя сужающегося к низу и с меховым воротником;
- в моде пижамные брюки и пижамы, в которых в то время ходили на пляж;
- появились первые купальные костюмы для женщин – революция в пляжной моде;
- шилась одежда из более доступных тканей и открытием стал трикотаж;
- в моде спортивный стиль, появляются не только брюки, но и шорты;
- появление классического маленького черного платья Шанель.

Мода 30-х

В эти времена крой одежды стал сложнее. Качество готовой одежды, выпускаемой массово, заметно повысилось. Голливуд является законодателем моды в США. Но даже здесь стали появляться фирмы, которые торговали при помощи каталогов, пересылаемых по почте. Эти фирмы распространяли новые модные модели миллионными тиражами.

Длинные юбки стали эталоном моды в кризисные времена тридцатых годов. В 1929 году Жан Пату первым предложил длинные платья и юбки, линия талии которых была на своём месте. После этого нововведения все дома моды удлинили свои модели в два этапа. Сначала длина платьев и юбок достигала середины икры, а немного позже опустилась почти до щиколотки. Дамы, следящие за модными тенденциями, самостоятельно удлиняли свою одежду. Они пришивали клинья и различные оборки.

Очень популярной одеждой 30-х годов был женский уличный костюм, существовавший в самых разнообразных вариантах. Верхняя одежда – пальто и жакеты отличались необыкновенной элегантностью и многообразием фасонов.

Для каждого вида одежды, в том числе и для костюма, было характерно большое разнообразие фасонных линий и отделок. Крой костюмов усложнился, стал опираться на геометрию, придающую силуэту четкость.

Широко применялись в костюме декоративные детали, украшения. Шляпка, сумочка, перчатки и обувь - вот что должно было быть в одной цветовой гамме. Аксессуары подбирались очень строго. Как правило, они были чёрного или коричневого цвета, а летом - белого цвета.

Подобранные таким образом аксессуары, легко подходили к любому платью или костюму, что было актуальным в период кризиса. В моде 30-х годов аксессуары играли огромную роль. Ведь большинство женщин тех годов, кроме шляпки или сумочки, ничего другого позволить себе не могли.

Мода 40-х

Доминирующей тенденцией моды начала 40-х годов стали многослойные длинные юбки, огромные банты на одежде, иногда с добавлением вертикальной полоски, рукава-фонарики. Стоит отметить, что в то время, одежда в полоску была самой популярной. Началась война, и мир перешел на военизированное положение, поэтому мода 40-х годов претерпела значительные изменения. Женщинам стало некогда думать о макияже и пополнении своего гардероба.

В этот период внешний вид нарядов значительно упростился до минимализма во всем. Натуральные ткани перестают использовать в гражданских целях. Одежду для женщин стали производить и шить из ацетатного шелка и вискозы.

В моду возвращаются цветочные рисунки: орнаменты, мелкие цветочки стали основным украшением ткани и пошитых из этого материала платьев. Невозможным стало шить блузы и рубашки из белой ткани, поэтому в моду стали внедряться манжеты и воротнички. Открытием военного периода стал популярный и в сегодняшнее время стиль «милитари»

В это же время выпустили новую модель обуви: туфли с каблуком-шпилькой.

Также новшеством стало производство кофточек-водолазок, эти модели с высоким воротником под горло по заслуге получили признание модниц тех времен.

Мода 50-х

В послевоенные годы заметно обострились социальные различия. Жены снова превратились в символ благосостояния своих супругов, как своеобразная витрина для окружающих. Обязательным ритуалом для каждой женщины стало посещение парикмахерского салона, нанесение макияжа. Идеальная женщина, даже если она нигде не работала и была домохозяйкой, уже ранним утром должна была быть во всеоружии: с идеальной прической, на каблуках и с макияжем стоять у плиты или пылесосить ковер.

Даже в Советском Союзе, в котором образ жизни значительно отличался от западного, было принято хотя бы раз в неделю делать укладку волос в парикмахерской или завивку, которые тоже стали входить в моду с особой стремительностью.

Стиль 50-х годов противопоставил силуэт в виде песочных часов четкому силуэту с расширением плеч, что был популярен в военные годы. Таким образом,предъявлялись особые требования к фигуре: покатые плечи, тонкая талия, округлые женственные бедра и пышная грудь.

Чтобы соответствовать этим стандартам, женщины носили утягивающие корсеты, подкладывали ткань или вату в лифчики и стягивали животы. Образами красоты тех времен были: Элизабет Тэйлор, Любовь Орлова, Софи Лорен, Клара Лучко, Мэрилин Монро.

Среди молодого населения эталонами были Людмила Гурченко и др. Модная и стильная женщина стиля 50-х годов по силуэту походила на цветок: пышная юбка в пол, под которую надевали многослойный подъюбник, высокие каблуки на шпильках, нейлоновые чулки со швом. Чулки - это обязательный аксессуар для завершения образа и стоили они чрезвычайно дорого. Но на что только не шли женщины, чтобы выглядеть привлекательно и чувствовать себя красотками, следящими за тенденциями моды. Ткани купить в то время было проблематично, их отпускали в одни руки не больше определенного количества, утвержденного нормами тех времен. Чтобы пошить одну юбку под «новый силуэт», требовалось от девяти до сорока метров материала!

Мода 60-х

Легендарные 60-е годы – это ярчайшее десятилетие в истории мировой моды, свободное и экспрессивное, период торжественного шествия, так называемой, молодежной моды.Новому стилю нужны были новые прически. И опять Лондон в плане новаторских идей оказался впереди Парижа. В 1959 году на экраны выходит французский фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Небрежно взбитая прическа с начесом, несмотря на то, что на её создание у модниц уходит немало времени, становится суперпопулярной.

Большую популярность получили аксессуары: бусы из больших бусин, объемная бижутерия, «макро», которые закрывали пол лица.

В Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых - мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира.

60-е годы – эра синтетики и всего искусственного. Синтетические ткани широко распространены в массовой моде – они считаются самыми удобными и практичными, так как не мнутся и легко стираются, кроме того, они дешевые.

Мода того времени благосклонна к ненатуральности – накладным ресницам, парикам, шиньонам, бижутерии. Суперпопулярными становятся высокие женские сапоги на низком каблуке, с узким или широким закругленным мыском из кожи или синтетического материала, названные гоу-гоу (go go). Сапожки получили широкое распространение с возникновением моды на длину мини и танцевальный стиль с одноименным названием.
Мода конца 1960-х годов испытывает влияние движения хиппи. Молодежь выступала против социальных и классовых различий, расовой дискриминации и войны. Своим видом хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. Их одежда намеренно небрежна и даже неряшлива – рваные джинсы, бисерные браслеты, тканевые сумки-мешки за плечами. Подчеркивается бесполость облика, длинные волосы – символизируют свободу.

Мода 70-х

В 1970-х годах мода стала ещё более демократичной. И, несмотря на то, что многие называют 70-е эпохой дурновкусия, можно сказать, что именно в те годы люди имели больше средств для самовыражения с помощью моды. Не существовало единого стилевого направления, модным было всё: этника, диско, хиппи, минимализм, ретро, спортивный стиль.

Девизом 70-х годов было выражение «Можно все!». На выбор прогрессивных и активных молодых людей кутюрье представили несколько стилей, ни один из которых нельзя было назвать доминирующим. Самым модным элементом гардероба стали джинсы, которые изначально носили только ковбои, а после – хиппи и студенты.

Также в гардеробе модниц того времени были юбки-трапеции, брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, свитера-водолазки, платья А-образного силуэта, платья-рубашки.

Кроме того, нужно заметить, что одежда стала более комфортной и практичной. Появилось понятие базового гардероба, состоящего из необходимого количества вещей, сочетающихся между собой.Что касается обуви, то обрела популярность обувь на платформе.

Из дизайнеров в 70-е года выделяли Соню Рикель, которую называли новой Шанель. Соня Рикель создавала удобную, комфортную одежду: свитера, кардиганы, платья из шерстяного трикотажа и мохера.

Мода 80-х

В моде 80-х переплелись ретрообразы, переосмысленные дизайнерами, а также, рожденные молодежными субкультурами, музыкальными и танцевальными направлениями, продолжающимся бумом спорта.

Хип-хоп, готика, пост-панк, рейв, хаус, техно, брейк-данс, сноуборд, скейт-борд, ролики, степ-аэробика – все эти явления отразились на стилистике десятилетия.

Список знаковых вещей десятилетия стилистического разгула внушителен – подкладные плечи, брюки-бананы, одежда в стиле «миллитари» и «сафари», рукава покроя «кимоно», «летучая мышь» и реглан, леггинсы с яркими рисунками, черные ажурные колготки, потертая джинсовая ткань, так называемая, варенка, черные кожаные куртки, люрекс, массивная бижутерия, ювелирные пуговицы на жакетах, объемные прически или укладки с эффектом «мокрых волос», каскадные стрижки, спиральная химическая завивка, волосы декоративных цветов, типа «баклажан», мелирование «перышками». Употреблялось много косметики нарочитых оттенков с блестками и перламутром.

Массовый 1980-х годов можно охарактеризовать как чрезмерность. Все, как бы, «слишком» – слишком узкое, слишком объемное, слишком броское, слишком яркое. В 80-е пользовались успехом дизайнеры, мыслящие нестандартно и создававшие необычную одежду, с оригинальными элементами декора: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье.

Мода 90-х

Стиль 90-х в одежде, ставший универсальным, лучше назвать не стилем, а новым подходом к выбору одежды. Потому как в моде 90-х меняется сам принцип создания своего образа, равно как и принцип, используемый в создании костюма.Главный призыв девяностых – «быть таким, какой ты есть!» В те времена особое значение уделяли джинсовой одежде - в ней не ходили только ленивые. Заядлые модники умудрялись надевать джинсы с джинсовыми рубашками, сумками и ботинками. Так что стиль 90-х можно смело назвать «джинсовым», так как подобная вещь имелась у каждого человека не в одном экземпляре.

В девяностых по всему миру распространяется мода унисекс: джинсы с футболкой или брюки свободного кроя со свитером, дополненные удобной обувью.

Девяностые – время кроссовок и туфель без каблука. Такой стиль унисекс очень полюбился большим итальянским и американским фирмам, таким как Banana Republic, Benetton, Marko Polo. Костюмы стремятся к простоте и функциональности, что, однако, возрождает традиции партнерского искусства, когда наряду со строгой аскетичностью в костюме присутствует нарочитая театральность с яркой гаммой красок. Мода меняется в зависимости от социальной направленности и территориальности, так в Европе богема предпочитает концептуальную дизайнерскую одежду.

Главный модный акцент девяностых делается не на одежду, а на ее владельца. Модный образ создается стройной фигурой с загорелой или же молочно-белой кожей. Культура тела расцветает как во времена Античной Греции. Модники и модницы не только посещают спортивные клубы, появившиеся благодаря, но и активно посещают косметические кабинеты и даже пользуются услугами пластической хирургии. Супермодели с модных подиумов становятся образцами для подражания, немалый вклад в это сделало телевидение и модные журналы.

Ну что ж. На этом я завершаю обзор. Хотелось бы сказать, что из всех времен мне ближе по предпочтениям 30-е, 50-е и 70-е годы. А вообще все новое-это давно забытое старое.

Мода давно и глубоко вошла в жизнь людей, она проявляется буквально во всех аспектах — одежде, прическах, аксессуарах автомобилях и даже кухонных гаджетах, но все же чаще ее ассоциируют именно с одеяниями. История моды начинается с древнейших времен, поэтому сегодня воспринимается как само собой разумеющееся. Но когда же люди ощутили в ней потребность, и возникло это понятие?

Историки проводят параллель между возникновением одежды и моды, ведь в этих понятиях отражен весь путь человечества. И каждое государство в различное время внесло свою лепту в формирование этого явления.

Не одно тысячелетие тому назад у людей появилась одежда, тогда это были функциональные вещи, которые защищали от неблагоприятных погодных условий. Но постепенно ей стали придавать более эстетичный вид, возможно, с того времени и началась история моды.

Не смотря на то, что корни моды уходят к древним цивилизациям, глобальный размах она приобрела во Франции к XVII веку.

Археологические изыскания

Согласно археологическим раскопкам, одежда возникла на заре цивилизации. Тогда люди использовали для ее изготовления растительные нити или жилы зверей, которыми они скрепляли материалы природного происхождения. В ход шли листья, кора деревьев, шкуры, солома. Головные же уборы также присутствовали и они порой были довольно необычны. Их выполняли из скорлупы яиц страуса, черепаховых панцирей, высушенных.

Достоверно известно, что костяной иглой, которую использовали люди для пошива вещей, они научились пользоваться 30-10 т. лет т.н., именно тогда произошло расселение по все земле.

Множество археологического материала исследователям досталось из Сунгирского погребения, в котором были обнаружены останки мужчины и двух детей – 9 и 13 лет. Благодаря реконструкции удалось восстановить их одеяния, у взрослого человека это была рубаха и брюки из выделанных шкур и кожи.

Кроме того, вся одежда была обильно расшита бусинами из бивня мамонта. Выяснить точный возраст находок не удалось, однако он варьируется от 25 до 33 тысяч лет.

История развития моды имеет различные периоды – от значительного подъема, до практического угасания, однако, последнее все же не произошло. Естественно, что первая одежда была очень примитивной, однако, с усовершенствованием орудия труда, происходило усложнение форм и конструкций.

Мастера улучшали методы обработки мехов и кожи, научились изготовлять тканые полотна, получали натуральные пигменты для их окрашивания, делать на изделиях складки и плиссировку. А войны способствовали тому, традиции разных государств проникли в другие страны.

Эпоха Средневековья и Возрождение

История костюма и моды неразделима, ведь национальное одеяние им и является. Оно говорило о классовой принадлежности человека, его семейном положении, достатке. Несмотря на то, что процесс заимствования некоторых деталей у других национальностей всегда имел место быть, однако, народы имеют свои традиции, имеющие огромное значение.

Когда Древний Рим пал, пришло время новому витку истории, который был назван Средневековьем. Естественно, изменения коснулись и моды. В то время люди, живущие в различных регионах, носили отличную одежду.

В раннем периоде она отличалась простотой и некоторой примитивностью. И подобное сохранялось до XI в. В X-XIII века произошел всплеск развития швейного мастерства и все чаще стали появляться абсолютно новые модели.

Некоторые историки уверены, что зарождение моды относится именно к XII-XIII ст., когда костюмы стали украшать элементами, не носящими особой нагрузки и обладающими исключительно декоративными функциями.

В XV веке история моды стала стремительно развиваться, и портновское искусство вышло на новый уровень. Именно тогда зародилось конструирование моделей, и технологические процессы значительно усложняются. Западная Европа стала первой, где были заложены основы кроя, в корне повлиявшие на форму одежды для прекрасного пола.

Позднее Средневековье характеризуется обновлением в мире, и в моде в том числе, появляются обновленные силуэты и модели. Специалисты отмечают, что если рассматривать моду в качестве социально-психологического явления, то его зарождение приходится на этот период.

На рубеже XVI-XVII веков на европейские модели оказала влияние испанская мода и основы стиля. Недаром это период был назван Золотым веком Испании – государству удается добиться успехов в экономике и стать одним из политических лидеров на мировой арене. Естественно, и народный национальный костюм этой страны привлек пристальное внимание, многие его элементы были заимствованы для моделей в других странах.

В конце XVI века на моду стали влиять тенденции еще одной страны, а именно Италии. Здесь было отлично развито ткачество, и заполучить местные материалы стремились многие модницы. Итальянский бархат, атлас, тафта и нежнейшие кружева пользовались небывалой популярностью у состоятельной публики. Главными законодателями моды оказались две области – в XV веке Флоренция, в XVI инициативу перехватила Венеция.

Дальнейшее развитие

В эпоху Ренессанс история моды получила новый виток – ведь стали появляться печатные издания, которые были посвящены одежде. Это были определенного рода справочники-руководства, подсказывающие, что одеть, как наложить косметику и что на сегодняшний день отвечает требованиям модных тенденций.

И хотя в литературе Италии, даже в философских трактатах, встречаются упоминания о нарядах, украшениях и прочих атрибутах красоты и роскоши, все же моды в современном понятии тогда еще не было. Ее интенсивное становление в развитых европейских государствах стало происходить в середине XVII века, тогда же национальный костюм стал отходить на другой план.

Современные модные тенденции возникли в этот период во Франции, чему поспособствовал рост экономической и политической мощи страны, ставшей, при правлении Людовика Великого могущественной державой.

Став политическим и культурным центром, Франция не могла не стать столицей моды. Причем это явление не было случайным или стихийным, а обязательным компонентом жизни столь развитой страны.

Таким образом, первыми создателями моды считают короля Людовика XIV и его министра – Жан-Батиста Кольбера, которые вели политику таким образом, что государство заботилось о территориальном расширении рамок страны, ее культурном и политическом уровне.

Тогда многие производства, устоявшиеся и только возникшие, стали государственными единицами, правительство контролировало их деятельность. Это привело к важной вехе в мире моды – производство одежды отделилось от ее реализации. Появилась законодательная база – указы, контролирующие приобретение предметов роскоши. Тогда центом моды был королевский двор.

В то время войны были частым явлением, и они влияли на индустрию в целом, все же у Франции получилось остаться законодательницей мод, а ее столице – Парижу, культурным центром.

В XVII-XIX веках фасоны и модели одежды претерпевали значительные изменения, то усложняясь, то становясь очень лаконичными. В середине же XIX века история моды пережила свой переломный момент. К важным событиям можно отнести проникновение элементов мужского гардероба в женский, были заложены основы зарождения спортивной одежды, а также отмечается общая тенденция к упрощению моделей.

Знаковые личности в модной истории

Отмечает история героя моды – Чарльза Фредерика Ворта, модельера Франции, англичанина по происхождению. Он основал организацию в Париже – Синдикат Высокой моды, которая объединила имеющиеся Дома моды. Это организация существует и по сей день.

Еще одна знаменитая в сфере моды личность – Поль Пуаре, модельер из Франции, которого считают реформатором, создавшим не только новые модели, но и изменившим образ жизни жителей европейских стран и Америки.

История героя моды дала толчок появлению целой плеяды талантливых кутюрье, которые оказали значительное влияние на модные тенденции. Кроме того, их имена до сих пор внушают уважение, и их дело нашло современное продолжение – это Коко Шанель, Жан Пату, Жанна Ланвен и др.

История моды – это не только появление одежды, это глубокий культурный пласт, который затрагивает все сферы жизни человека и позволяет выяснять различные подробности существования предков.