История праздника. Троица и Семик

– великий христианский праздник. В 2017 году православные отметят его Однако мало кому известно, что вся неделя, предшествующая Троице, также является праздничной. Называется эта неделя Семицкой или . В народе существует немало поверий и примет на эту неделю. Семицкая неделя с 28 мая по 3 июня 2017 года: традиции, приметы, обряды на неделе перед Троицей.

Символом праздника Троицы и Семицкой недели является береза. Поэтому традиционно березовыми ветвями украшали дома. Считалось, что этот обычай также помогает отогнать беды и невзгоды, привлечь в дом удачу.

В понедельник, 29 мая, запрещено трогать землю. Согласно поверьям, запрещены любые работы, связанные с землей – нельзя рыхлить землю, копать, сажать. Люди всегда почитали и уважали этот обычай. В народе считается, что в этот день непременно нужно дать земле отдохнуть перед началом полевых работ, дабы потом собрать богатый урожай.

Главным днем Семицкой недели является четверг, 1 июня 2017 года. Именно в честь праздника Семика , отмечаемого в четверг, неделя и получила свое название.

На Семицкой неделе в народе принято ходить на кладбище помянуть усопших.

Любимым занятием молодых незамужних девушек на Семицкой неделе является гадание. Они гадали на любовь, на замужество, на будущее.

Известно также, что Семицкая неделя именуется еще и Русальной. А потому девушки пекли всю неделю пирожки с мясом. Эти пирожки они опускали в водоемы, тем самым пытаясь задобрить водяных и русалок. Люди верили, что этот обычай поможет им задобрить хозяев водоемов, чтобы те не покушались на их жизнь.

Также существуют и трудовые обряды. На Семицкой неделе девушки выходят в поле и поют ритуальные песни, прося хорошего урожая.

В четверг, на Семик, принято по традиции устраивать массовые гуляния. Обязательно в этот день под деревьями оставляют специальное подношение Богам Земли – яичницу, которая является символом плодородия и новой жизни.

Народный праздник Семик отмечается в седьмой четверг после Пасхи, за 3 дня до Троицы. В 2019 году он выпадает на 13 июня. Другое название - Русалчин Велик день - праздник получил за то, что в это время совершались ритуалы прощания с весной - Похороны русалок.

История

Праздник представляет собой незримую грань между весной и летом. До христианства Семик считался одним из главных дней в году. К его празднованию готовились заранее. После прихода православного христианства праздник не перестали отмечать. Ведь главным было не столько встретить лето, сколько помянуть умерших, к которым на Руси во все времена относились с особым трепетом и почтением.

«Заложные покойники», которых поминают в этот день - это те, кто умер не своей смертью: закончил земной путь внезапно или от руки убийцы. К ним относят утопленников, висельников, самоубийц, некрещеных, пьяниц, нераскаявшихся грешников, ведьм и колдунов. Они не могут найти упокоение и продолжают ходить по земле. Считается, что именно эти застрявшие между мирами души становятся слугами нечистой силы и обладают демоническими силами.

Сам термин «заложный» происходит от обряда захоронения «нечистых» покойников. Часто их хоронили лицом вниз и закладывали тело ветками и камнями. Существует также версия, что это слово образовалось от положения застрявшей души, которая блуждает по земле как заложник и не может ничего с этим поделать.

Традиции и обряды

В этот народный праздник подросших девочек принимают в компании девушек, проводят обряд кумления (женские посиделки, выбор задушевных подруг) и учат гаданиям на суженого.

Много внимания уделяется березе как символу неисчерпаемого источника жизненных сил. Вокруг нее люди водят хороводы, проводят обряды на плодородие и хороший урожай, завивают на ней венок, который через три дня расплетают. Девушки наряжают березы лентами, платками, бусами и венками из полевых цветов.

После обеда празднование переходит на погост. Люди украшают могилы предков веточками березы и устраивают поминальное угощенье. В этот день (в некоторых областях перед праздником) в первую очередь поминают души «заложных» покойников, затем родственников.

Семик - единственный день в году, когда можно заказать панихиду по «заложному» покойнику, которого церковь по каким-либо причинам отказалась отпевать при погребении.

Приметы

Если посеять в этот день ячмень, он даст хороший урожай.

Нельзя мыть, стирать, полоскать, купаться в этот день и лучше держаться подальше от воды, чтобы не накликать утопленника.

Нельзя шить или затевать большой работы, ходить одному в лес.

В народном календаре есть праздники, над которыми не властны ни время, ни люди. К ним как раз и относится Семик. Хотите знать, когда он будет в 2017 году? Его отмечают на седьмую неделю после Пасхи, в четверг. Нетрудно подсчитать, какого числа Семик в 2017 году – 1 июня. Этот день издавна слывет благоприятным для новых начинаний, удачным, счастливым. Впрочем, как и число «семь», обладающее силой настоящего оберега. Возможно, поэтому отголоски языческих обрядов и традиций Семика сохранились и поныне, древнее торжество не смогла вытеснить даже любимая народом христианская Троица.

Семик состоит в близком родстве с Масленицей: она весну приветствует, он провожает и лето зазывает. Земля наполнилась весенними соками, успела зазеленеть, расцвести, как девочки-подростки, вступающие в новую пору жизни. В старину они по праву считали Семик своим праздником, гуляли, водили хороводы, качались на качелях, в первый раз кумились в компании взрослых девушек и бездетных молодок.

Девичье кумовство

Согласно обычаю кумовство проходило втайне от всех, на лесной опушке, на лугу, а иногда и на кладбище, если там удавалось отыскать одиноко стоящую красивую березку, яблоньку, куст ракиты или черемухи. Девицы, пожелавшие стать кумушками, вместе заплетали ветки выбранного дерева в косу. Затем вешали на нее нательные крестики, на новых для такого случая нарядных лентах. Просунув в них головы, трижды целовались друг с другом, а затем прикладывались к крестам и обменивались ими.

Новоиспеченные кумушки три раза обходили вокруг обрядового деревца и подносили друг другу подарки: колечки, сережки, бусы, головные платки, вышитые фартуки. Вещи отдавали насовсем или на время, поносить, пока кумовство не закончится. А оно редко длилось больше года, даже тогда неведома была девушкам сила настоящего духовного родства. Впрочем, девиц это нисколько не огорчало, дружбу они закрепляли совместным обедом на свежем воздухе, с обязательной яичницей, и пожеланиями хороших женихов да скорого замужества. Однако до вечера в лесу не задерживались, боялись русалок.

Семик 2017 - праздник для русалок

Они появлялись на земле за три дня до Троицы, в Семик, когда поминали самоубийц, и их время называлось Русальной неделей . По поверьям в русалок перевоплощались девушки и молодые женщины-утопленницы, умершие без покаяния и похороненные без отпевания. Настоящие русалки отличались ослепительной красотой: нежными светлыми лицами, белой кожей, густыми длинными волосами, украшенными венком из кувшинок и осоки, точеными фигурами. Их связь с потусторонним миром выдавали прозрачные тела, всегда закрытые, словно во сне, глаза и ледяные руки.

В Семик русалки выходили из водных глубин, и целую неделю жили в лесной чаще. Раскачивались на ветвях деревьев, собирали цветы, смеялись, пели песни. Люди случайной встречи с ними опасались, поэтому в лес в это время не ходили, в реках и озерах не купались, особенно в полдень или в полночь. По поверью женщин и девиц настоящие русалки ненавидят, рвут на них одежду, хлещут прутьями. От стариков прячутся за деревьями или в зарослях камыша. Зато любят парней и холостых мужчин. Их они заманивают сладкозвучными песнями, которые от девичьих отличает лишь едва слышное стрекотание сороки. Заслушается мужик так, что с места сойти не может, а русалка сзади подкрадется и защекочет до смерти. Или подзовет звенящим голоском к реке, опутает волосами и утащит на дно, в подводное царство.

Чтобы задобрить коварных красавиц, в Семик на могилы утопленников приносили вино, вареные яйца и поминальные блины. Несколько штук оставляли для русалок, им кланялись, просили отведать угощение и не губить родных.

Семик в православии – это время после Пасхи на седьмой седмице в четверг. В этот день поминают усопших, умерших не своей смертью, а также не крещеных детей. Семик произошло от слова «семя». Родители, деды, прадеды – это и есть семя, от которого мы все и произошли на свет, как семена дают свои ростки и всходы на полях. Так как дата праздника постоянно меняется, наверное, многих интересует, какого числа Семик в 2018 году. В 2018 году по церковному календарю Семик будет 24 мая.

Зеленые святки или Семицкая неделя, Русалии, а также гряная неделя – время от седьмого четверга недели седьмой после Пасхи до вторника Троицкой недели. В других местах эти сроки могут длиться до дня Ивана Купалы, до седьмого июля.

Начинаются Зеленые святки за три дня до Троицы, в Семик (седьмой четверг), и Семицкая неделя завершает весенне-летний период, который открывался Масленицей.

Масленица и Семик стоят по краям периода: одна в начале, другой – в конце. Как два верстовых столба, начало и конец, которые сошлись, закольцевались и замкнули круг жизни.

Родственность праздников отражается во многих песнях, поговорках и пословицах:«Собирайтесь-ко, не обрящем ли, где честну Масленицу, Семикову родню, да племянницу», «Честь ей и хвала, что она (Масляна) Семика в гости звала», «Звал-позвал честной Семик широку Масленицу к себе в гости на двор».

Оба праздника имеют много сходного, являясь отражением перехода из одного времени к другому, оба завершают одно и открывают другое, тот и другой – граница: Масленица провожает зиму, Семик — весну. Масленица встречает весну, Семик – лето.

Символы

У Зеленых святок есть свое священное дерево – береза, как есть оно у Рождественских святок – ель, и у Вербного воскресения – верба.

Березу как священный символ Зеленых святок специально готовили к этому дню: ее срубали, украшали лентами, тряпочками, бусами, ставили среди деревни или носили по дворам, собирая деньги, яйца, муку. Это было такое же действие, как в рождество колядование.

Русский Семик — аналог западноевропейского праздника «май» со священным деревом в центре. Его тоже наряжали, но готовили по-другому: срубали все нижние ветки, оставляя несколько верхних и крепили к стволу украшенный венок, символ круговорота. Вокруг «мая» тоже пели, танцевали и веселились, как и вокруг березы в России, как и вокруг елки в Рождество.

Наряженная в течение нескольких дней березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно - благополучию людей.

Основные ритуалы на Семик

Основными составляюшими празднеств Семика — Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание умерших. Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших.

В дни Семика — Троицы в некоторых местностях России главными праздничными деревьями считались дуб, клен или рябина. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах» .

В Семик — Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или ветками березы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот обычай, распространенный по всей России, вошел и в церковную практику.

В день Троицы внутри церкви ставили срубленные березки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками березы и букетиками цветов — зарей. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм — как выражение радости и благодарности Богу.

Традиции и обряды на Семик

Во время Зелёных Святок было принято приносить домой ветки берёзы (ветви этого дерева, особенно использованные в обрядах, считались у славян мощным оберегом) и цветы, украшать всё зеленью. В своей книге «Сакральное Руси» Юрий Петрович Миролюбов, один из известных исследователей славянской Традиции, так описывает этот обычай: «На юге России праздновали Зелёные Святки с клечевом в домах, с зелёной травой на полях, цветами на столах и окнах. К обеду подавали ягненка на блюде с зелёной травой. В церковь шли ста­рики с зелёной веткой, женщины и молодежь с цветами в руках. Полы в церкви тоже были усыпаны свежей травой, а образы украшены зелёными ветками. Целый день шел праздник, танцы, игры в венках из весенних цветов и зелени».Большая часть этих растений в конце Святок ритуально уничтожалась (сжигалась, сплавлялась по воде, забрасывалась на деревья). Засохшие остатки зелени служили оберегом: Предки верили, что они защищают от злых сил, молнии, пожара. Их же использовали в лечебных и гадательных целях, а также – для обеспечения плодородия.

В древности русалии были очень многолюдным и красочным святоднём (праздником), насыщенным разнообразными обрядовыми действами и игрищами. Обязательными атрибутами Зелёных Святок были гудьба (музыка), ряжение, пляски… Со временем, праздник видоизменился, что-то было утрачено, но, тем не менее, основа его сохранилась до наших дней.

Русальская обрядность состоит из двух основных частей: чествование берёз и русалок и поминовение усопших. Ниже приводится описание этих обрядовых комплексов.

Завивание венков

В начале Святок (в Семик) девушки «завивают венки» обрядовой берёзке. Прежде всего, вокруг дерева очерчивается обережный круг (очень часто его заменяет девичий хоровод, поющий обрядовые песни). Затем на берёзе сгибают и завязывают в виде кольца вершинку либо ветви (не ломая их!). Эти кольца называются венками.

«Вью, вью я венок,

— Завивайся, берёзонька.

Вью, вью я венок,

— Завивайся, кудрявая».

Иногда такой венок заменяется связыванием в виде арки двух вершин соседних берёз. Сквозь кольца девушки кумятся (более подробно об этом будет рассказано далее). Через несколько дней (чаще всего это происходило на Троицу – через несколько дней после Семика) венки обязательно развиваются.

Согласно народным поверьям, русалки весной выходят из рек и качаются на кольцах из берёзовых ветвей. Люди же стараются задобрить водяных духов, принося им требы

«На гряной неделе русалки сидели,

— Рано, рано.

Сидели русалки на кривой берёзе,

— Рано, рано.

На кривой берёзке, на прямой дорожке,

— Рано, рано.

Просили русалки и хлеба и соли,

— Рано, рано.

И хлеба, и соли, и горькой цибули,

Рано, рано».

Кормление дерева

Совершается кормление дерева – под ним оставляют различную еду (основное обрядовое блюдо — яичница), приготовленную в ссыпку – то есть из продуктов, собранных со всех участниц обряда. Часто девушки сами едят под деревом (что может пониматься как совместная с деревом трапеза).

«Ты радуйся, белая берёза:

К цебе идуць

Дзевки красные,

Цебе несуць

Яешни смашные,

Горелку горькую,

Скрыпку звонкую»
Ряжение
Берёзу украшают лентами и платками, иногда – полностью обряжают в женскую одежду. В то же время участницы обряда надевают венки из берёзовых ветвей и другой зелени и рядятся сами. Чаще всего изображали представителей других половозрастных групп: – в замужних женщин или мужчин, иногда – животных, чертей и русалок. Ряжение – сложный обряд, имеющий множество смыслов: берёзовые венки служат для уподобления девушек берёзе, переодевание в одежду противоположного пола и ношение личин (масок) некоторых животных – для обеспечения плодородия, ряженые, изображающие различных духов, являются, по сути дела, их представителями. Кроме того, ряжение (согласно народным представлениям) служит способом защиты от возможного вреда со стороны обитателей Иного Мира.

«- Мы покумимся, кумушка,

Вью, вью я венок,

— Поцелуемся, голубушка.

Вью, вью я венок»

По мнению Д.К. Зеленина, смысл обряда кумления первоначально состоял в заключении союза с духом дерева. Русские называют берёзку после завивания венков «кумой», а в одной из белорусских обрядовых песен прямо говорится: «покумилася, поголубилася с белой берёзонькой». В более поздние времена, в результате переосмысления первоначального обычая, союз заключался с русалками (цели такого кумовства – задобрить русалок и узнать от них своё будущее: с этим связаны семицкие гадания на венках), а потом – со своими же девушками (или даже с парнями). Именно последняя форма дожила до наших дней.

Раскумление

Через несколько дней происходит раскумление – развивание венков и прекращение союза. Идея прекращения союза, согласно Зеленину, возникает в тот период времени, когда «кумились» не с берёзой, а с русалками. Дело в том, что, по народным поверьям, русалки весной выходят из рек ненадолго, а пребывание их на суше сверх положенного срока – вредно (русалки топчут посевы). Обряд раскумления – один из способов напомнить водяным духам, что им пора вернуться домой.

Срубание берёзы

Обрядовую берёзку срубают (иногда – выкапывают с корнем) и несут в селение. Там обычно вносят её во все дома, после – обходят с ней вокруг селения и бросают в реку или (что случается реже) на засеянное поле. Брошенная в воду, берёза должна передать ей свою целебную силу, а оставленная на поле – способствовать его плодородию. Кроме того, считалось, что потопление обрядовой берёзки в реке обеспечивает достаточное количество влаги на всё лето.

«Завили веночки,

Завили зелёные

На годы добрые,

На жито густое,

На ячмень колосистый,

На ячмень ресистый,

На гречиху черную,

На капусту белую»

Ритуальный же обход селения, предположительно, носит обережный характер.

Проводы русалок

Для того чтобы способствовать уходу русалок обратно в реки, после раскумления совершаются обряды «проводов» и даже «похорон» русалки (проводящиеся обычно через неделю после Троицы). Разновидностей таких обрядов существует великое множество (народная фантазия, как известно, богата). Вот, для примера, один из обрядов:

«(делали куклу, наряжали её в белое)…клали на носилки. Одна из девушек изображала попа, у которого в руках было кидало — стоптанный, старый лапоть, свечи — стебли тростника. Процессия приходила на ржаное поле, и здесь куклу раздевали. Фигуру «русалки» и палки от носилок бросали в лог у ржаного поля. Делалось это для того, по словам сказочницы, чтобы лучше рос хлеб».

Поминовение усопших

Особое место на Зелёных Святках занимает поминовение заложных покойников. В народной Традиции так называют людей, умерших до срока: убитых, самоубийц, погибших от несчастного случая, а также – ушедших из жизни в молодом возрасте, проклятых родителями и общавшихся с нечистой силой (колдунов и ведьм). «Заложные» считаются склонными вредить людям, в том числе – насылать разного рода стихийные бедствия (заморозки, засуху и т.д.). Кстати говоря, во время русалий (а также – при засухе) было принято лить воду на могилы утопленников и опойцев – считалось, что это помогает предотвратить (или же – прекратить) бедствие. «Заложных» поминают отдельно от умерших своей смертью, в срок, «чистых» покойников. Обряд этот может проводиться в любое время, но специальным днём для поминовения этого разряда умерших является Семик.

И, в завершение рассказа о Русалиях, ещё несколько описаний ритуалов, в старину проводившихся в это время:

Хождение в жито

Этот обряд совершался в начале либо в конце Святок: девушки и женщины отправлялись в поля, смотреть посевы. После обхода они разводили костёр и устраивали пирушку около него. После еды ложки (и яичную скорлупу) подбрасывали вверх со словами: «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется»; а затем кувыркались по земле с криками: «Рожь к овину, а трава к лесу!».

Похороны Костромы

Изготовленную из соломы (или из других материалов: прутьев, травы) куклу «Костромы» после исполнения особой обрядовой песни (иногда – связанной с процессом обработки льна и ткачества) сжигали, топили или же разрывали в клочья и размётывали по полю. Делалось это в конце Зелёных Святок. Большинство исследователей считает Кострому сезонной (исчезающей и возвращающейся, а иначе – умирающей и воскресающей) Богиней растительности, плодородия, весны. Имя её происходит от слова «костра», обозначающего «остатки культурных растений после их обработки», «жёсткие части растений», «непригодные для употребления растения и их части» — прямое указание на материалы, из которых изготовляют куклу. В обряде похорон «Костромы» видят также и отголосок человеческого жертвоприношения (скорее всего – этой же Богине). Следует отметить, что в Саратовской области зафиксирован случай исполнения обрядовой песни о Костроме во время «проводов русалки», также «Костромушкой» иногда называли чучело «коня-русалки». Предположительно, это – следствие слияния двух разных ритуалов, произошедшего после того, как был забыт смысл обряда «похорон Костромы».

Обережные обряды

В ночь на Троицу девицы и женщины опахивали деревню, создавая таким образом обережный круг для защиты от нечисти. В этот же день на западе Руси творили «венчание скота»: пастух приносил в дом два венка, один из которых вешал на рога корове, а второй – надевал на хозяйку, совершая при этом магические действия.

Брачно-эротические обряды и игры

Очень важное место в обрядах и играх Зелёных Святок занимали темы любви и брака. В это время девушки гадали о замужестве, для приближения сватовства совершали различные магические действия (например – проводили борозду от своего дома к дому юноши). Молодёжь обоего полу много времени проводила вместе: устраивали совместные пирушки и ночёвки в лесу, пели песни эротического содержания, били друг друга крапивой, вместе купались (что в другое время считалось неприличным). Играли в «свадьбу», совершая шуточный свадебный обряд над выбранными «женихом» и «невестой» (иногда их роль выполняли чучела, именовавшиеся «Семик» и «Семичиха», «Русалка» и «Русалим», «Кукушка» и «Кукун»). Своей высшей точки такие увеселения достигали в купальскую ночь.

К семицким песням можно отнести такую:

Вью, лелю! завью я зеленый венок,
Заломаю я березу, совью я зеленый венок
На свою буйную головушку;
Опущу я зеленый венок,
Я по Волге, по реченьке,
На родимую сторонушку,
Ко родителю, ко матушке.
Взбунтовались ветры, вихори,
Раскачали легку лодочку
На родимую сторонушку,
Ко родителю, ко матушке,
К его красному окошечку.
Выходила моя матушка
На свое красное крылечушко,
Смотрела на легкую лодочку!
Легка лодочка расколыхалася,
Всплыл тут зеленой венок:
Получила матушка
С быстрой речки зеленой венок;
По луча, она призадумалась,
Призадумавшись, слезно плакала:
Не моя воля, а чада милова!
Не ея ли зеленой венок
Подплывал к моему окошечку?
Не мое ли чадо милое во тоске живет,
Во тоске живет, или во гуляньице
С своими милыми подружками?

При завивании венков обычно пели песню о том, как красная девица сидит в белом шатре под зеленою липой, вьет венок из цветов, украшая его дорогим яхонтом, и говорит со вздохом: «Жому этот венок носить? Неужели старому? Нет! Старый не будет носить! Старый не отрада, не защита моей молодости: пусть же носит его мой милый друг!»
Приметы

Если посеять в этот день ячмень, он даст хороший урожай.

Нельзя мыть, стирать, полоскать, купаться в этот день и лучше держаться подальше от воды, чтобы не накликать утопленника.

Нельзя шить или затевать большой работы, ходить одному в лес.

Заговоры на Зеленые святки

  • В эти дни вьют венки, приговаривая: «Вью, вью колечко для…» На каждый венок приговор меняется. Если венок делается для отца, то говорят: «Вью, вью колечко для батюшки», если для подруги - «вью, вью, колечко для…», далее называют имя подруги. В основном гадают на замужество или на больных людей. Когда венки сплетены, их вешают на березу. Седьмого июня - в праздник Троицы нужно посмотреть, как выглядит венок. Если завял - это очень плохой знак, особенно для больного или для гаданий на замужество.
  • Перед сном на подушку сыплют зерна и говорят: «Купец богатый, приходи, хлеба мне напеки». Так призывают богатого жениха в дом.
  • Чтобы погадать на будущее, нужно пойти к речке, низко поклониться ей и зачерпнуть со дна горсть камушков. Белые камушки предвещают радость, черные - неудачи, пестрые - перемены. Камушки в форме собаки - друга, в форме кошки - врага. Эти камушки приносят домой и кладут под подушку: тогда ночью приснится будущее.

Семик открывает начало летнего периода и провожает весну. Это праздник очень схож с Масленицей, а в народе им придают важное значение. Они являются продолжением друг друга, где Масленица - это начало, а Семик - конец, замыкающий круг жизни.

Семик приходится на середину Зеленых святок , празднование состоится в четверг. Это время, когда поминают усопших , погибших не своей смертью, самоубийц и некрещеных детей. В 2017 году его отмечают 1 июня.

Этот день берет свое начало еще с языческих времен. Поэтому не удивительно, что торжество обросло различными мистическими обрядами и приметами. А дошедшие до нас традиции помогут встретить начало лета правильно, согласно всем древним канонам.

Народные традиции

Праздник олицетворяет сбой симбиоз язычества, христианства и народных традиций. Хоть в календаре православных праздников ему не отведено место, это торжество очень почитается русскими людьми и имеет множество обрядов, способствующих улучшению жизни и воссоединению с природой.

Главная традиция в четверг Зеленых святок — это поминание усопших, погибших не своей смертью. Хоть данные действия противоречат церковным устоям, большинство верующих не упускают возможность почтить память умерших, которые утратили свою веру и не смогли обрести ее перед смертью. Неупокоенные души погибших так же, как и все, нуждаются в нашей помощи, каждый из них достоин светлой памяти и прощения грехов. Поэтому этот праздник — единственный способ успокоить блуждающих в надежде на вечную жизнь духов.

Главным символом Семика является береза. В этот день принято завивать венки из березовых веток и украшать ими дом. Поверье гласит, что они способны отгонять нечистую силу и давать отпор негативу .

Погода в четверг способна показать, спокойно ли живут наши умершие родственники и близкие люди. Если будет жарко и ветрено, а дождь обойдет стороной — значит, мертвые недовольны.

Наши предки верили, что в период Зеленых святок, особенно в четверг, просыпается вся нечисть. Поэтому отправляться в лес, поля и гулять допоздна около водоемов считалось опасным. В это время русалки и лешие выходили из своих укромных мест и осматривали владения. Считалось, что, встретив человека, они могут загадать загадку, а получив неправильный ответ — защекотать путника до смерти. По этой причине Семик встречают пышными гуляньями и громкими песнями, чтобы отпугнуть нечистую силу.

Наши предки открывали в этот день купальный сезон. Дурным знаком считалось уединение, поэтому женщинам и мужчинам лучше держаться вместе. Даже готовят и наводят порядок в доме как минимум вдвоем.

Традиции, приметы и обряды в четверг

Культ растительности является важной составляющей празднества. Главным атрибутом служит береза . Почитаемое дерево приносит добро, счастье, исцеляет болезни и уберегает от зла. А также оно символизирует женское начало, покровительствует представительницам прекрасного пола и помогает обрести покой умершим. Кроме ветвей и листьев березы, люди используют различные травы и цветы.

В Семик принято украшать дом как внутри, так и снаружи. Ветки священного древа располагают по углам квартиры, а его кору или полностью срубленное деревце помещают в самом светлом месте. Пол покрывают плотным ковром из листьев и травы, а на иконостас ставят полевые цветы. Это обычай имеет место даже в церковных практиках. В день Святой Троицы внутри храма вы можете лицезреть, как все вокруг озеленено, а каждый прихожанин держит в руках веточки березы.

Целый день должен идти праздник, танцы, гулянья, игры и песнопения. Хозяйки основательно готовятся к Семику и подают угощения: основными блюдами являются яичница и пироги. По правилам следует приглашать к себе гостей или ходить в гости, ни в коем случае нельзя проводить конец весны дома в одиночестве. Это считается дурной приметой: уединение в этот день способно навлечь беду. Считается, что заблудшие души бродят по домам и ищут компанию, поэтому могут забрать человека к себе.

Большая часть растений в конце дня ритуально уничтожается. Часть из них сжигается, другая отводится для гадания и пускания по воде, остальную забрасывают на деревья. Молодые девушки гадают в этот день на женское счастье . Нужно с закрытыми глазами бросить венок, который вы носили на голове в течение дня, в реку. Если он останется на плаву — ожидайте скорое замужество, если поплывет против течения — беременность, ну а ежили утонул — то в этом году счастья можно не ждать.

Засохшие остатки растительности служили оберегом от темных сил и природных явлений. Многие ведуньи и гадалки используют их в лечебных целях. Также сухая зелень является важным атрибутом в гаданиях и обеспечивает плодородие.

Главный обряд праздника проходил следующим образом: из соломы создавали чучело Костромы, которое присутствовало на протяжении всего праздника. Вокруг него водили хороводы, а после закапывали в землю, сжигали на костре или топили в водоемах. Считалось, что это принесет плодородие и сделает предстоящее лето теплым.

Семик предшествует поминальной субботе, поэтому помолитесь за каждого, кого нет рядом с вами. Божья милость бесконечна, и, быть может, вы поможете своими молитвами обрести покой и свет каждой заблудшей душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и