История рождественской елки. Многовековая история Новогодней елочки (11 фото)

История новогодней (рождественской) ели для младших школьников.

Хамидулина Альмира Идрисовна, учитель начальных классов МБОУ прогимназии» Кристина» г. Томска.
Назначение: данный материал будет интересен педагогам, воспитателям, а также родителям при подготовке к новогодним (рождественским)праздникам.
Цель: знакомство с историей празднования Нового Года,Рождества, с историей новогодней(рождественской)ели.
Задачи: развивать интерес к истории возникновения праздников Новый год и Рождество, воспитывать уважение к народным традициям.

Сегодня невозможно представить себе новогодние праздники без красивой елки в доме. Пышные,нарядные ели украшают собой не только квартиры, но и магазины,торговые центры,офисы,больницы,площади,причем практически во всех странах. Возле роскошного дерева устраиваются представления и спектакли для детей,делающие праздник еще более желанным и сказочным.Считается,что изначально традиция украшения деревьев появилась у кельтов,которые им поклонялись.Отношение к дереву как к символу жизни - традиция, более древняя,чем христианство,и не принадлежащая к какой-то определенной религии. Задолго до того, как люди начали праздновать Рождество,римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями.А жители Древнего Египта в декабре,в самый короткий день года приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью.Во время празднества зимнего солнцестояния жрецы-друиды вешали на дубовые ветки золотые яблоки.В Средние века вечнозеленое дерево с красными наливными яблоками было символом праздника Адама и Евы, который отмечали 24-го декабря.
Перед рождеством
Валентин Берестов
"И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу?
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!" -
"Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда,
как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места!
Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!"
Впервые рождественскую ель стали использовать в Германии в начале VIII веке. Этому поспособствовал святой Бонифаций, который читая проповедь о рождестве Христовом, решил доказать что дуб не является священным деревом. Для этого он спилил дерево, которое упав, сломало близлежащие деревья и не затронуло лишь молодую ель. Монах восславил ель как Христово дерево, и в дальнейшем она стала главным атрибутом праздника.До сих пор зеленая красавица является украшением новогодних и рождественских праздников. Изначально множество украшенных деревьев символизировали Райский сад, потом они стали символом надежды и возрождения, ну а со временем превратились в красивую и популярную традицию, без которой теперь невозможно обойтись.Кстати говоря,помимо елок,пихт и сосен, для украшения используются и другие вечнозеленые деревья и кустарники, например,остролист и омела.Их веточками украшают дом.
В 1561 году в Рождественские праздники в Германии высаживали молодые ели и, из немецких источников, людям разрешалось ставить одно дерево у себя в доме. Немного позже ее стали использовать как главное украшение в домах в Рождество,при этом ее наряжали различными бумажными самодельными игрушками и яблоками, сладостями, которые символизировали райский плод.В протестантских странах ель стала также главным атрибутом Рождественских праздников.
В исторических источниках говорится, что сам Мартин Лютер по дороге домой заметил сияние звезд на фоне елей, и это привело его в необычайный восторг.Придя домой,он решил показать свое видение близким. Поставив ель,он установил на ней свечи и поджег их, после чего в каждом доме елки стали украшать свечами. В Англию Рождественскую елку привез немецкий принц Альберт, муж Королевы Виктории.Так же, с немецкими иммигрантами ель появилась и в Америке. Впервые украшение электрическими гирляндами уличных елок появилось в Финляндии в конце 1906 года.
В нашей стране традиция украшения рождественской елки появилась благодаря Петру I. Именно он впервые велел украшать дома елками или хотя бы еловыми ветками, переняв красивую традицию в западных странах. Прошло еще немало лет, прежде чем украшение елки из обязанности превратилось в желанную праздничную традицию, ведь изначально этот обряд принадлежит католикам, а в России основной религией является православие.
Живая елка на Рождество выглядит настолько красиво, что постепенно людям стала по душе эта традиция. Сегодня елка – это неотъемлемый символ всех новогодних праздников.
Что же означают елочные украшения? Помните о Вифлеемской звезде? Именно ее символизирует звезда, которая традиционно украшала верхушку ели, именно по ней люди узнали о рождении Иисуса Христа.


В советские времена в нашей стране звезда постепенно превратилась в маленькую копию кремлевских звезд, ну а сегодня ее форма просто перестала быть такой строгой.«Огоньки фей» -современные новогодние гирлянды. Они появились не просто так, ведь издавна символизировали духов ушедших в мир иной родственников и просто добрых потусторонних существ, которые своим присутствием оберегают дом и приносят в него радость.До появления электрических новогодних гирлянд большой популярностью пользовались свечи.
Раньше рождественскую елку украшали разнообразными лакомствами: сухофруктами, леденцами, марципанами, засахаренными орехами, на радость детишкам и в качестве символа процветания и изобилия. Ну а потом постепенно их заменили фигурки ангелов, стеклянные шары и другие игрушки. Сейчас очень большое многообразие елочных игрушек.


Таким образом, новогодняя (рождественская) елка раньше символизировала многое, ну а сегодня значение многих символов утрачено, и она осталась просто красивой традицией, незаменимым украшением дома, приносящим в наши дома запах праздника и радости!
Божья елка
Г. Гейне
Ярко звездными лучами
Блещет неба синева.
– Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире
В эту полночь зажжена
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она?
– Правда, сын мой, в Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там, вдали:
Светят в них дары святые –
Для людей – благоволенье,
Мир и правда – для земли.
С наступающим Новым Годом и Рождеством Вас!!!

Новый год, пожалуй, один из самых ярких и ожидаемых праздников в году, как для детей, так и для взрослых. Воспоминаниями о нём мы не перестаём делиться на протяжении всего года. Предновогодняя суета в предвкушении боя курантов и загадывания желаний в кругу самых близких людей, бесконечная беготня по магазинам, то за забытым горошком, то ещё за какой-нибудь мелочью, ставшей очень важной именно в этот день. Дети лепят снеговиков, не догадываясь, о том, что их родители в это время носятся по магазинам в поиске долгожданного подарка, написанного в письме Деду Морозу. Ближе к вечеру женская половина семейства суетится на кухне, пытаясь всё успеть к бою курантов, а мужская наряжает елку разноцветными игрушками, мишурой и гирляндами.

Елка - неизменный атрибут Рождества и Нового года. К её выбору люди традиционно относятся с особой тщательностью, она должна быть в меру пушистой, иметь однородный цвет и источать приятный запах хвои. Но как это дерево приобрело такое культовое значение? Какова история ?

Ещё с древних времён люди поклонялись деревьям, считалось что в них находят свой приют души усопших. Особое внимание уделялось вечнозелёным деревьям, так как было поверье, что солнце благоволит им. Их украшали прямо в лесу, для того чтобы задобрить бога солнца.

Непосредственно же сама история появления Рождественской елки ведёт свой отсчёт из конца Средневековья и пришла к нам из традиций немецкого народа тех времён. По мнению историков у германских народов существовал древний обычай идти на Новый год в лес, где украшали заранее выбранную ель цветными тряпочками, свечами и сладостями. Со временем деревья начали срубать и приносить домой, чтобы наполнять жилище приятным запахом хвои, наслаждаться их красотой в тепле и в кругу самых близких родственников. Ель ставили на стол и украшали её горящими свечами, фруктами и сладостями. После крещения германского народа все эти традиции празднования новогодних праздников с елкойначали приобретать христианский характер.

Непосредственной датой, от которой берёт своё начало история рождественской елки, стал 1512 год. По приданию, тогда вождь немецких протестантов Мартин Лютер, гуляя по лесу, был поражён красотой припорошенной снегом елки, и ему захотелось показать своим детям это чудо природы. Люди и раньше приносили елки из леса, но ставили их во дворе, чтобы колючие ветки отпугивали от дома чертей. Лютер же не захотел делать из елки пугало. Он внес ее в дом, украсил сладостями, яблоками и ватными пушинками на радость детворе. Пастор подвесил деревце под потолком, чтобы дети могли наслаждаться видом развешанных украшений и подарков. Во время праздника дети радостно срывали с подвешенного деревца сладости, а елку в тот же вечер выбрасывали. В последующие годы уже начали ставить елку на пол, появились специальные игрушки для её украшения.

Но, не смотря на несколько веков существования этой традиции, повсеместно устанавливать в домах рождественские елки стали относительно недавно - в 19 веке. Именно тогда вечнозеленые, хвойные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. А простой народ елку стал ставить лишь во второй половине 19 века.

Легенды и факты о рождественской Ели весьма разнообразны. Существует легенда о том, откуда пришла традиция украшать елки блестящей мишурой. Давным-давно жила бедная женщина, у которой было много детей. В ночь перед Рождеством она нарядила елку, но ей не хватило игрушек. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, закутали её плотной паутиной. В награду за доброту многодетной матери, младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сияющее серебро.

Также существует легенда, что первые елочные шары появились из-за неурожая яблок. Запасы фруктов к зиме быстро истощились и находчивые стеклодувы маленького городка в Баварии на замену круглым яблокам выдули разноцветные шары. А в 1870-х годах в Америке простой телеграфист догадался заменить пожароопасные свечи на электрические гирлянды.

Нашему Деду Морозу повезло больше чем его коллегам. Ни у кого из них нет такой симпатичной и молодой помощницы, как Снегурочка. Мы привыкли считать её внучкой Деда Мороза. Но, оказывается, Снегурка Деду Морозу приходится бабушкой. В самых старых сказках ее, оказывается, зовут Кострома, её сжигают на костре, как и Масленицу. А обе они, не что иное, как старинная крестьянская богиня славян. Сам Дед Мороз гораздо младше своей «внучки».


В большинстве стран есть свои какие-то уникальные традиции празднования нового года и Рождества. К примеру, в Эстонии уже много лет существует порядок, после праздников елки не выбрасывают, а приносят и сдают в определённые пункты. Затем из них сооружают различные скульптуры и в назначенный час, вместо того чтобы быть оставленными среди мусорных контейнеров, ещё несколько часов служат центром огненного шоу - «Сжигание праздничных елок». Власти заранее готовят эти мероприятия и всячески поощряют их. Кроме самого шоу, зрителей, особенно детей, часто ждут разнообразные сюрпризы, подарки и сладости. Во время мероприятия большое внимание уделяется проблемам экологии и чистоты.

В Турции же украшение елки преимущественно светский обычай, так как 95% турков - мусульмане и не празднуют Рождество. Обычай появился примерно в конце 1920 годов, с переходом Турции на Григорианский календарь.

В Аргентине по старинной традиции работники различных учреждений в последний рабочий день уходящего года выбрасывают из окон ненужные ведомости, старые календари, бланки и прочую документацию. Уже к полудню улицы покрываются сплошным слоем бумаги. Никто не помнит, как и когда возник этот обычай. Периодически возникаю различные казусы, однажды, увлёкшиеся сотрудники одной из газет выкинули в окно весь архив.

В Великобритании украшают дома ветками белой омелы и остролистника. По традиции, раз в году, в канун Рождества, мужчины могут поцеловать любую девушку, остановившуюся под украшением из этих растений. Одной из древнейших традиций англичан является рождественское полено. Считается, что этот обряд ввели ещё древние викинги. На Рождество они спиливали большое дерево, и весь год сушили его. А на следующее Рождество приносили в дом и сжигали в очаге.

В Греции существует обычай, по которому, ровно в полночь глава семейства выходит на улицу и разбивает об стену дома плод граната. Если зерна разлетятся по двору, в новом году семья будет жить счастливо. Отправляясь в гости, греки приносят с собой в подарок замшелый камень, и оставляют его в комнате хозяев. Говорят: "Пусть деньги хозяев будут так же тяжелы, как этот камень"

В Китае Новый Год празднуется во время новолуния в конце января - начале февраля. Во время праздничной процессии люди зажигают множество фонарей. Это делается для того, чтобы осветить себе путь в Новый год. И отпугивают злых духов с помощью хлопушек и фейерверков.

В России традицию украшения новогодней елки ввёл Петр I. Он, еще в молодые годы гостивший у своих немецких друзей, был приятно удивлен странным деревом, на котором вместо шишек висели яблоки и конфеты. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе. В нем предписывалось украшать большие проезжие улицы, дома и ворота сосновыми и можжевеловыми ветвями. После смерти Петра традиция была забыта, а популярным новогодним атрибутом елка стала гораздо позже. В 1819 году великий князь Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского вокзала была наряжена публичная рождественская елка. Образ рождественской елки прочно укоренился в христианской религии. На вершину дерева всегда помещали игрушку, символизировавшую Вифлеемскую звезду, взошедшую при рождении Иисуса и указавшую дорогу волхвам. Так елка стала символом Рождества.

Российская история рождественской елки не всегда была такой безоблачной, например, с 1926 года, в связи с антирелигиозной работой среди населения, украшение елки было принято считать антисоветским преступлением, но уже 1935 году был организован первый новогодний утренник с украшенной елкой. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов была установлена огромная 15-метровая елка с десятью тысячами украшений и игрушек, с тех пор её традиционно называют главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов, коей является и по сей день.

Вот такой непростой и тернистый путь преодолела эта лесная красавица. Прежде чем украсить наш с вами рождественский праздник.

Елка — неизменный атрибут Рождества и Нового года. А знаете ли вы, почему именно елка заняла это почетное место? В какой стране впервые это дерево было установлено на площади, как и когда его стали украшать в России, почему на макушку принято ставить звезду, когда появилась традиция ставить искусственную ель, и где и когда было установлено самое высокое новогоднее дерево? На все эти вопросы мы и попробуем найти ответы в последние дни уходящего года.

Еще тысячи лет назад наши предки одухотворяли дерево. Считалось, что деревья, являются живыми существами и в них переселяются души умерших. В ветвях деревьев находят себе приют духи — как добрые, так и злые. Поэтому люди украшали деревья, тем самым стараясь их задобрить. Особое место отводилось вечнозеленым деревьям, в том числе и ели. Наши предки верили в то, что вечнозеленым деревьям благоволит Солнце- главный бог во многих языческих верованиях.

Поэтому еще древние германцы, встречая день зимнего солнцестояния, украшали свои жилища лапами ели. Ханты приносили ели жертвы, удмурты в первый день нового года, зажигали на елке свечи и проводили моления.
В славянской мифологии возле елки полагалось веселиться, играть на музыкальных инструментах, петь и плясать. Делалось это с определенной целью, своим весельем люди старались разбудить весеннюю богиню Живу, для того чтобы она отправила на землю своего сына по имени Свет. В свою очередь Свет должен был пробудить царстве Деда Мороза и освободить землю от ледяных оков.

До сих пор с точностью неизвестно, когда именно ель превратилась вначале в новогодний, а после и в рождественский символ. Но, есть предположения, что это произошло именно на территории Германии, позже эту традицию заимствовали голландцы и англичане.

А уже в ХVI веке ель стала символом Рождества. Поначалу елку украшали яблоками, грушами и орехами. Это было связано с легендой о том, что на рождение Христа все деревья расцвели и покрылись плодами в одну ночь. Позже, с развитием ремесел убранство праздничного дерева стало более искусным и богатым. Верхушку ели украшало солнце, выполненное из бумаги, соломы или стекла. А стеклодувы проявили необычайное мастерство, чтобы создать первые стеклянные елочные игрушки.

Существует красивая легенда о том, как все деревья в рождественскую ночь отправились поклониться младенцу Христу. Первыми прибыли недалеко растущие от Вифлеема пальмы, потом кипарисы, буки, ивы, дубы и другие деревья, а самой последней пришла маленькая северная елочка. Другие деревья загораживали ее от Иисуса, но вдруг с неба стали падать звезды и садиться прямо на елку, от чего та стала сверкать и светиться.


Принято считать, что первое украшенное дерево, которое установили на городской площади, было не одной высокой елкой, как мы это привыкли видеть сейчас, а это было несколько маленьких елочек с зажженными на них свечами. Они были установлены в центре Нижней Саксонии, городе Ганновере во второй половине ХVII века.

С ХIХ века традиция праздновать рождество и новый год с украшенной елкой распространилась по всей Европе. В 1819 году она появилась на новогоднем празднике в Венгрии, в 1820-м — в Праге, в 1829-м — в Скандинавии, в 1840-м — в России.

Хотя в России традицию украшать и использовать елку, как атрибут именно Нового года, пытался ввести еще Петр I. Но обычай не прижился и ель становится символом праздника только спустя почти 100 лет.

Первая публичная ёлка в России была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерининского вокзала. Не сохранилось данных ни о высоте елки, ни о том, как отреагировала на нее публика. Единственно, что известно — это то, как она была украшена: множество разноцветных бумажных лент, фрукты и венчала макушку большая звезда.

Чуть ранее, еще в 1840 году, общественная елка появилась во Франции при дворе Луи Филиппа. Дерево было воздвигнуто перед королевским дворцом Тюильри, но не было украшено свечами, из-за чего не выглядело настолько эффектно, как это возможно с огоньками. Говорят, что именно поэтому елка не произвела особого впечатления на массы, и традиция украшать елку в Сочельник достаточно долго приживалась во Франции.


В Англию традицию наряжать елку привез с собой муж королевы Виктории немец Альберт Саксен-Кобургский еще в 1841 году. Буквально спустя 10 лет вся Великобритания, следуя примеру королевской семьи, стала наряжать ель и устраивать семейные торжества и детские праздники вокруг нее.

В Америку елка попала примерно в тоже время, что и в Англию. Этот обычай распространялся также благодаря немецким эмигрантам. Нарядное дерево, украшенное свечами и подарками, производило неизгладимое впечатление на соседей выходцев из Германии. И уже буквально на следующий год, каждый из них хотел иметь точно такое же дерево в своем доме.

А уже в 1848 году в Нью-Йорке появился первый продавец елок. Так было положено начало новогодним базарам.
Сегодня мы с радостью ждем самого сказочного праздника в году. Запах хвои, гирлянды, золотые шары непременно ассоциируется у нас с наступлением Нового года. А вы уже купили елку?

Интересные факты

Первые искусственные елки

Германия стала законодателем моды на Рождественскую и Новогоднюю елку. И немцы же первые создали искусственные елки в пику массовой вырубке леса. Ими были придуманы елки из гусиного пера, окрашенные в зеленый цвет. Позже они получили широкое распространение не только в Европе, но и в Америке.

Елочные игрушки

Изначально елочные игрушки — это символы, в которых переплелись языческие и христианские традиции. Так, например, звезда, которой было принято украшать макушку дерева — не что иное как символ Вифлеемской звезды, приведшей волхвов к яслям Христа. Свечи — это духовный свет, фрукты — плодородие, шары, как говорят историки игрушки, могут символизировать плоды древа Добра и Зла. А макушка-солнце изначально символизировало наступление нового года.

Подарок из Норвегии

Во время второй мировой войны Норвегия была оккупирована немецкими войсками, а норвежский король и правительство скрывались в Англии. Тем не менее, подданные норвежского короля смогли контрабандой привезти огромную ель, которая была установлена на Трафальгарской площади. С тех пор, уже в благодарность за освобождение страны, Осло ежегодно дарит британской столице точно такое же дерево, украшенное елочными игрушками и огнями. В свою очередь англичане ежегодно устанавливают дерево на той же самой площади.

Сама высокая елка мира

Самая высокая елка, занесенная в книгу рекордов Гиннеса, была установлена в Мехико сити в 2010 году. Ее высота составила 110 метров. Для сравнения, такую же высоту имеет 40 этажный дом.

В материале использованы фотографии с сайта

Прежде чем напомнить о символическом значении Рождественской елки начала несколько слов об истории ее появлении в России. Первая елка появилась у нас повелением Петра I в ходе его насаждения европейской моды, обычаев, праздников, календаря.

Вместе с началом календарной реформы в день введения Петром европейского новолетия с 1 января 1700 г. от Р.Х. было издано распоряжение:

«По большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мiрского чина, перед воротами, учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы; а где мелкие дворы, - собравшись по пяти или шести дворов, тако ж огонь класть, или, кто похочет, на столбиках по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».

Первую "огненную потеху" устроил сам Петр, пустив в небо ракету. Правда, после его смерти это дорогостоящее развлечение не прижилось. Почему Петру захотелось ставить елки именно 1 января в ознаменование своей европейской календарной реформы – видимо, для придания ей особой торжественности, а может быть, он и в Европе слегка спутал Новый год с Рождеством. Елочный обычай этот также не сразу привился: елками в день Нового года стали украшать в основном крыши кабаков, что отразилось и в русском языке: "поднять елку" означало напиться, "идти под елку" – идти в кабак.

Европейская традиция ставить елку, но не новогоднюю, а, конечно, рождественскую, установилась в России только в первой четверти XIX века. По желанию супруги Императора Николая I Александры Федоровны, урожденной Фредерики Прусской, через два года после их бракосочетания, в 1819 г., впервые по немецкому обычаю поставили рождественскую елку в царском дворце, что и положило начало этой традиции в России. Петербургские немцы, которых было немало при дворе, задавали тон: елку у них ставили в центр стола, украшали ее конфетами, печеньем, свечками. Вскоре этот красивый обычай стал модным в домах русской придворной знати и вообще в высшем обществе. В канун Рождества елками стали украшать присутственные места, вокзалы, рестораны, городские площади.

Именно с этих пор атрибутом рождественских праздников в России стал и европейский "Санта Клаус". Имя его в Европе было изначально связано со святителем Николаем Мирликийским, праздник которого отмечался 6 декабря. Однако постепенно с конца XVIII века, на основе сказочных литературных фантазий на эту тему, европейцы стали ассоциировать св. Николая с волшебником-дарителем рождественских подарков детям. В России святитель Николай как один из наиболее почитаемых святых не мог быть перенят в столь профанированном обличье. Вместо этого европейский сказочный Санта Клаус был русифицирован также в сказочном виде как "Дед Мороз" – в связи с такими персонажами старинных русских сказок как Морозко и Мороз Иванович, его стали называть в России также: Рождественский дед или Елочный дед, не связывая со св. Николаем Чудотворцем. Праздновали в городах России и Новый год – на святках, как веселое продолжение Рождества после долгого поста.

Однако основная часть народа – крестьянство, продолжала праздновать Рождество традиционно, после церковной службы и разговления с рождественские песнопения (колядками) и Вифлеемской звездой обходили дома и пели поздравления хозяевам, получали угощения. Особенный размах праздничные гуляния достигали во время святок, но обходились при этом без елок. А Новый год у православного народа начинался 1 сентября по церковному календарю годичного цикла богослужений.

После большевицкого переворота общественные елки на Рождество в советской России были запрещены как "религиозный пережиток". Их передвинули на Новый год – таковы были уже первые советские детские елки в Горках у Ленина, куда приглашали местных ребятишек. 1 февраля 1918 г. большевики ввели григорианский календарь, приказав считать этот день 14-м февраля, – тем самым намеренно предвинули новогодний праздник на дни Рождественского поста. Более того: 1 октября 1929 г. была сделана попытка ввести новый, революционный календарь, отменяющий как "религиозный пережиток" даже семидневную неделю. В пятидневной рабочей неделе воскресенья и, следовательно, многие церковные праздники, были сделаны рабочими днями.

Лишь в частном порядке в советское время люди дома наряжали к Рождеству елки и праздновали русский Новый год (по старому стилю). Хотя в 1920-1930-е гг. за это могли грозить неприятности партийцам, от которых требовалась особая "сознательность".

В середине 1930-х гг., когда Сталин в соперничестве с интернациональной "ленинской гвардией" в борьбе за власть решил тактически опираться на самый многочисленный – русский народ и реабилитировать некоторые русские традиции, в 1935 г. на Новый год в Москве был вновь устроен первый официальный детский утренник – некое внешнее подобие Рождественской елки. В 1936 г. правительственным постановлением было разрешено публичное празднование Нового года с установлением елей в госучреждениях, школах, на городских площадях. Только ели должны были украшаться не Вифлеемской восьмиконечной звездой, а красной пентаграммой. Первая такая общественная елка была устроена 1 января 1937 г. в Москве в Доме союзов; видимо, тогда же у советского "Деда Мороза" (в отличие от европейского Санта Клауса) появилась внучка "Снегурочка". С этого времени елку в СССР стали привязывать именно к новогоднему празднику, что, к сожалению, было перенято и в ельцинско-путинской РФ.

Вся сохранившаяся в современной РФ символика советского Новогодья – это всё та же, переработанная большевиками западная с псевдо-"рождественскими" русскими отголосками: с неизменной пятиконечной звездой, щедрым мясным застольем в постные дни, пальбой в небо, обещаниями "светлого будущего" в телеобращениях партруководства и развлекательными "голубыми огоньками", превращенными ныне в пошлейшую вакханалию еврейского юмора, сдобренную теперь еще и языческими поздравлениями с годами всяческих обезьян, козлов, свиней и иных животных по восточному календарю – всё это продолжающееся глумление над христианским праздником Рождества. Воспитанным в СССР людям, в том числе вполне добропорядочным, и в голову не приходит, что даже их дети на "новогодних елках" в эти дни празднуют по сути антирелигиозный праздник, противопоставленный большевиками христианскому Рождеству именно в дни Рождественского поста


Традиция отмечать Новый год и Рождество с переливающейся разноцветными огнями елкой привычна и таинственна одновременно. До сих пор можно только гадать об истоках этого обычая, а сама нарядная елочка имеет непростую многовековую историю.


Елка, украшенная золотистыми шарами и звездами.

Райское древо и йольское полено

Некоторые исследователи считают, что рождественская ель - напоминание о райском древе, где разыгрывалась история Адама и Евы. В соответствии с этой идеей традиционные елочные украшения, стеклянные шары, символизируют плоды райского древа.

По другой версии, обычай ставить и наряжать елку - это отголосок Йоля, древнего германского праздника в ночь зимнего солнцестояния. На Йоль полагалось украшать, а затем торжественно сжигать полено, как правило, дубовое или ясеневое. (И дуб, и ясень почитались как священные деревья.) Символами Йоля служили также падуб, остролист и плющ - ими украшали дома снаружи и внутри, стебли пшеницы и ветви вечнозеленых растений - из них плели корзины, в которых разносили подарки: яблоки и гвоздику.


Дети и йольское полено. Иллюстрация из книги «Aunt Louisa"s London toy books: the alphabet of games and sports» («Лондонские книжки-игрушки тетушки Луизы: алфавит игр и спортивных состязаний»). Лондон, 1870.

Рождественская ель в Европе

Кому и когда впервые пришла в голову мысль принести елку в дом перед Рождеством, точно не известно. Споры об этом далеко не так невинны, как могло бы показаться. Совсем недавно, в 2009-2010 годах между Латвией и Эстонией, выяснявшими, где елка появилась раньше - в Риге в XVI веке или в Таллине в XII столетии, дело едва не дошло до дипломатического конфликта.

Есть также сведения, что в том же XVI веке рождественский праздник с елкой устроил у себя в доме в саксонском городе Айслебене религиозный реформатор Мартин Лютер. Легенда о нем гласит, что однажды, идя в ночь на Рождество по лесу, он увидел, как на верхушку ели упала звезда.


Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей».

Украшенную фруктами и пряниками елку аскетичные лютеране не считали излишеством. К XVIII веку рождественское дерево стало привычным явлением во многих германских землях. Где-то елку подвешивали к потолку макушкой вниз - так она олицетворяла лестницу, спущенную людям с небес. Где-то маленьких елочек наряжали столько же, сколько было членов семьи и гостей, которых полагалось поздравить и одарить.

В Германии же - гораздо позднее, когда к концу XIX века оскудели ее леса, - изобрели первые искусственные елки. Их делали из гусиных перьев, которые красили в зеленый цвет.


Вигго Юхансен. «Светлое Рождество».

Немецкие принцы и принцессы, сочетавшиеся браком с иноземными августейшими особами или сами садившиеся на трон, банкиры, торговцы, учителя и ремесленники принесли рождественскую елку в другие страны Европы.

При британском дворе первую елку нарядили еще в 1760 году, в 1819-м лесная красавица стала частью придворного праздника в Будапеште, в 1820-м - в Праге.

В середине XIX века с рождественской елью познакомились Соединенные Штаты, и обязаны этим американцы, опять же, переселенцам из Германии.


Роберт Данкан. «Рождественская елка».

Петровский указ о праздновании Нового года

В декабре 1699 года Петр I специальным указом ввел в России юлианский календарь и повелел перенести встречу Нового года с 1 сентября на 1 января. В указе содержались предписания, как именно верноподданным следует веселиться. Новый год надлежало праздновать с фейерверками и обильным угощением. Москвичам, жителям тогдашней столицы, рекомендовалось украшать хвойными деревьями и ветвями: елью, сосной, можжевельником.

Праздничная елка по-настоящему прижилась в России только ближе к середине XIX столетия, хотя уже в начале века была частой гостьей в домах петербургских немцев. Коренному же населению пример подали монархи.


А. Ф. Чернышев. «Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская елка в Аничковом дворце».

Первая елка в императорском дворце была поставлена 24 декабря 1817 года, в сочельник, по приказу великой княгини Александры Федоровны, супруги будущего императора Николая I. Новшество домашнего обихода высочайших особ постепенно переняла знать. Поначалу елки почти не украшались. На ветвях укрепляли свечи, которые зажигали дважды: в сочельник и на само Рождество. Под деревце, чаще всего небольшое, стоящее на столе, клали подарки для членов семьи.

Павильон Екатерингофского вокзала в Петербурге в 1852 году стал первым общественным зданием, где под Рождество появилась елка. Крупное, почти упирающееся в потолок макушкой дерево, увешанное украшениями из цветной бумаги, положило начало традиции публичных елок, распространившейся на театры, дворянские, офицерские и купеческие клубы и собрания.

Упрочившаяся мода на елки дала толчок фантазии коммерсантов. В конце 1840-х - начале 1850-х годов возле Гостиного двора в Петербурге появились елочные базары. Солидные горожане с ребяческим азартом соревновались, у кого елка больше, гуще, затейливее наряжена. Над украшением не обязательно было ломать голову самому: швейцарские кондитеры продавали елки с готовым декором. Это стоило дорого, хотя и сущие копейки по сравнению с елочным убранством в некоторых богатых домах, где на зеленых ветвях развешивали бриллиантовые колье.

В последних десятилетиях XIX века арсенал украшений пополнился игрушками промышленного производства. Выбор был широк: стеклянные шары, объемные клееные фигурки из картона, съедобные миниатюрные зверюшки из сахара и миндаля, гирлянды, хлопушки и бенгальские огни, «золотой» и «серебряный» дождь.

Православные священники безуспешно, но упорно протестовали против елки как светского и даже «языческого» обычая. Они не могли знать, что пройдет не так уж много времени, и именно рождественскую елку объявят символом «религиозного дурмана».


А. Н. Бенуа. Новогодняя открытка. Конец XIX - начало XX века.

Приключения новогодней елки в СССР

В 1917 году большинству семей стало не до елок. Но это не помешало издательству «Парус» накануне 1918-го выпустить подарочную детскую книгу «Елка». В роскошный альбом, оформленный А. Н. Бенуа, вошли стихи и рассказы Корнея Чуковского, Саши Черного, Брюсова и курировавшего издание Максима Горького. Новая власть считала елку вполне уместным праздничным атрибутом для жителей послереволюционного Петрограда.


Кадр из диафильма «Ленин у ребят на елке». А. Кононов. Художник В. Коновалов. 1940 год.

«Комсомольские елки» устраивались еще в середине 20-х годов. Гонения на разукрашенное дерево, по сути, начались только в 1929-м, когда в партийной прессе официально осудили празднование Рождества. А вместе с ним, как «поповский обычай», - и рождественскую елку, якобы отравляющую детей «религиозным ядом».

Теперь елку если и приносили в дом, то тайно, ставя там, где ее нельзя было увидеть ни с порога, ни в окно. В окна специально с этой целью заглядывали бдительные добровольцы, патрулировавшие улицы с середины декабря.

Елка была «реабилитирована» в 1935 году после краткого обмена репликами между Сталиным и украинским партийным сановником П. П. Постышевым. «А не вернуть ли детям елку?» - спросил Постышев. Сталин идею одобрил, и его собеседник выступил в газете «Правда» с заметкой, где укорял «”левых” загибщиков», ославивших «детское развлечение как буржуазную затею». Публикация появилась утром 28 декабря - и всего за несколько дней по всей стране были организованы праздничные мероприятия с елками и налажено производство елочных украшений.

Советская елка никоим образом не должна была ассоциироваться с Рождеством. Украшения отражали дух времени. Голубую рождественскую звезду о семи лучах заменила красная пятиконечная. На елку вешали миниатюрные самолеты и автомобили. Крошечные пионеры, трактористы, представители народов советских республик соседствовали с героями сказок и фигурками животных. В конце 30-х компанию пополнили новые персонажи: Дед Мороз и Снегурочка.
В 1937-м были выпущены стеклянные шары с портретами Сталина, Ленина и членов Политбюро, но это начинание быстро сочли сомнительным с политической точки зрения.


Советская открытка. 1950-е годы.

Главные елки России

В декабре 1996 года впервые с дореволюционных времен гигантская елка была установлена на Соборной площади Кремля. С 2001-го по 2004 год роль новогоднего символа выполняло искусственное дерево, но с 2005-го на площади снова красуется живая ель. Ее заранее отбирают в Подмосковье по определенным критериям: дереву должно быть не меньше ста лет, и оно должно достигать примерно 30 метров в высоту. Победительницу определяет конкурс среди лесничеств. На Красной площади, где сотни москвичей и туристов встречают Новый год, в последние годы наряжают огромную искусственную ель.


Наряженная елка на Соборной площади Кремля.