История Вербного воскресенья: рассказываем детям. Занятие в старшей группе "Чудесное вербное воскресенье" воспитатель Нестеренко И.Е

Праздник Вербное воскресенье является переходящим (в зависимости от даты Пасхи) - и в этом году дата его празднования выпадает на 8 апреля. Праздник вербное воскресенье отмечается за 6 дней до распятия Христа и за неделю до наступления Пасхи.

В чем же смысл праздника Вербное воскресенье, и какова его история?

История праздника Вербное воскресенье

Праздник Вербное воскресенье связан со знаменитым входом Христа в Иерусалим верхом на осле, с чего и начали его крестные страдания. Рассказы об этом событии можно найти в Евангелиях от всех четырех евангелистов - Марка, Матфея, Луки и Иоанна.

Праздник Вербное воскресенье имеет такое важное значение для всех верующих потому, что вход Иисуса в Иерусалим символизировал начало его добровольных страданий ради людей. А въезд его в город на осле был связан с тем, что во времена Христа все земные цари и победители въезжали в Иерусалим на ослах или лошадях, а народ встречал их с криками и взмахами пальмовых веток. Но Христос въезжал не как победитель или земной царь, а как царь Небесного царства и Победитель греха и смерти. И он знал, что его ждет, осознанно идя на смерть ради всех живущих.

На Руси этот праздник получил название Вербное воскресенье, потому что его символом являются первые распустившиеся ветки - ветки вербы, ивы или ветлы (ивовых растений). Какие же обычаи, связанные с праздником Вербное воскресенье, были на Руси?

Праздник Вербное воскресенье: обычаи

Ветки ивовых растений (как правило, вербы) в праздник Вербное воскресенье символизируют те ветви, которыми евреи встречали Христа во время его входа Иерусалим.

В праздник Вербное воскресенье ивовые ветки освящают в церкви и ставят дома рядом с иконами до следующего Вербного воскресенья. На Руси считалось, что освещенные веточки вербы обладают мистической силой и помогают отгонять злых духов от дома, его жителей и скота. Веточка вербы была верным средством против сглаза, порчи, нападения хищных зверей и различных других неприятностей жизни.

С вербой и праздником Вербное воскресенье вообще было связано очень много примет и обычаев. Например, считалось полезным такое «развлечение»: после утренней службы освященной вербой слегка ударяли детей, знакомых и родственников со словами: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба». Скоту перед первым выгоном на пастбище давали съесть несколько веточек вербы, а еще несколько веточек вербы клали в хлев. Считалось, что такие ритуалы приносят крепкое здоровье и отгоняют нечистую силу. А незамужних девушек или тех, кто только-только вышел замуж, ударяли освященной вербой для того, чтобы у них родилось много здоровых детей. Кстати, верба для этого выбиралась не случайно - на Руси считалось, что верба была одним из самых живучих и сильных деревьев. Существовало даже поверье, что в какую бы землю и как бы не воткнуть ветку вербы - она все равно примется и будет расти. Поэтому что, как не верба, могло дать здоровье и благополучие?

Верба в праздник Вербное воскресенье также помогала решать важные задачи и дела. Для этого достаточно было съесть 3 почки вербы, освещенной в церкви в Вербное воскресенье, и запить «трапезу» святой водой с мыслями о деле, в котором необходима удача. Правда, часто прибегать к помощи вербы не рекомендовалось - лишний раз беспокоить высшие силы не следовало во избежание проблем.

Верба в праздник Вербное воскресенье могла даже помочь любовных делах. Считалось, что если с самого утра в Вербное воскресенье девушка начинала думать о любимом человеке, который, к сожалению, в свою очередь, не обращал на нее внимания - то вечером он придет к ней в дом и позовет ее погулять. Возможно, исполнение желания в праздник Вербное воскресенье как-то и связано с силой вербы, но, возможно, это очередное проявление тезиса, что мысль материальна. Но, так или иначе, в Вербное воскресенье желания исполняются быстрее!

Верба продавалась на Руси на вербных базарах, которые очень любили дети. Ведь помимо ивовых веточек, на вербных базарах в Вербное воскресенье можно было купить интересные игрушки, книжки или вкусности. А к пучку вербы обязательно привязывали фигурку ангелочка - вербного херувима.

В праздник Вербное воскресенье, несмотря на пост, разрешалось есть рыбу. Кроме того, в Вербное воскресенье варили кашу, добавляя туда вербные сережки.

Приметы на Вербное воскресенье

С вербой и Вербным воскресеньем было связано и много различных примет. Например:

«Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья» ,

«Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут» ,

«На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут» ,

«Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд» .

А если вдруг в какой-нибудь день после Вербного воскресенья начиналась гроза - люди брали освещенную веточку вербы, стоящую возле икон, и ставили ее на подоконник. Считалось, что таким образом можно уберечь дом от попадания в него молнии.

Праздник Вербное воскресенье имеет интересную историю и богат на обычаи и приметы. А его значимость в череде православных праздников не подвергается сомнению. Кстати, праздник вербное воскресенье - это лишний повод сходить всей семьей в лес за вербными веточками или просто погулять в парке и подышать свежим воздухом!

Учителя начальных классов 1 квалификационной категории МБОУ «СОШ №7» г. Сафоново Смоленской обл.

Мерзликиной Надежды Николаевны

Вербное воскресенье празднуют на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день православная церковь отмечает двунадесятый (один из двенадцати важнейших после Пасхи праздников в православии ) праздник – Вход Господень в Иерусалим.

Иисус Христос двигался со своими учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, для празднования Пасхи. Народ с радостным чувством приветствовал Иисуса Христа, причем приветствовал его с такой торжественностью, с какой в древние времена на Востоке встречали только царей. Люди устилали дорогу своими одеждами и пальмовыми ветвями и пели хвалебную песню: «Осанна (спасение )! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»

Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в нём Царя, который пришёл освободить его. Двигался Иисус Христос на осле, показывая тем самым, что он появился в Иерусалиме с добрыми намерениями, ибо на Востоке въезжать на осле – знак (символ) мира.

« И вошёл Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: «Написано: дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, он вернулся в Вифанию ».

« Праздник Вход Господень в Иерусалим символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай ».

В Древней Руси вместо пальмовой ветви использовалась верба (ветка вербы - северный аналог пальмовой ветви - атрибута, которым приветствовали царей), которая и дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Цветоносная, Пёстрая ) неделя», «Вербница», «Вербич».

«Вербы »
Автор
: К. Бальмонт

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят веселыми,
Шепчутся с пчелами.

Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.

По традиции, верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Детишек хлестали веточками вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», «Не я бью – верба бьёт». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими подгоняли скот.

«Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресеньем. Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресенье Великого поста и воспевает».

Приблизительно к вербному воскресенью приурочивали также и встречу весны, кликали весну.

Заклички на весну.

«Крестьянские дети» Художник Д.Шмаринов

В былые времена в крестьянских семьях дети быстро обучались у своих сверстников различного рода закличкам (от слова заклик а ть – «приглашать, торопить, просить»). Заклички – это обращение к весне, солнцу, радуге, Масленице, птицам, дождю

Собираясь вместе, детвора повторяла слова закличек нараспев, хором. Заклички преисполнены веры во всемогущие силы природы: силы земли и неба, воды и ветра. Закличка наполняла детское сердце той же, что и взрослых, надеждой на обильный урожай.

Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистого.
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
Со просом, с гречею,
С калиной-малиною,
С чёрной, смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Закличка - это “ослабленная” форма заклинания и заговора, жанр календарно-обрядового фольклора, небольшое стихотворение, песня, словесная приговорка, которой кликали, например, весну.

В старые времена дети рано вынуждены были распознать обилие и нужду, сырую погоду и засуху, тревогу и радость.

- Весна красна! На чем пришла?
- На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.

Дай, весна, добрые годы,
Годы добрые, хлебородные!
Зароди жито густое,
Жито густое, колосистое

« Не попросишь – не получишь». По этому принципу жили многие крестьянские семьи. Поэтому и просили дети и взрослые у высших сил помощи и расположения.

Девчата водили хороводы с пением весенних песен, гуляли около берёз, качались на качелях.

Цель: приобщение детей к русской национальной культуре, знакомство с многообразием обычаев на Руси, праздником Вербное воскресенье; развитие творческих способностей детей; расширение знаний о фольклоре; развитие активности, любознательности, любви к истории своей страны; создание праздничного радостного настроения; формирование духовно-нравственного воспитания.

Действующие лица: Весна, скоморохи: Ероха и Митроха.

Зал оформлен под ярмарочную площадь: стоят расписные домики, прилавки. Стены украшены предметами народного прикладного искусства.

Ход сценария:

Дети заходят в зал, становятся полукругом, говорят слова:

Весна, весна красна,

Приди, весна, с радостью,

Великой милостью.

Входит Весна (в руках веточки вербы).

Здравствуйте, ребята!

Это я - Весна-красна,

Отворяйте ворота!

Месяц март прошел –

Белый снег сошел,

А за ними и апрель

Отворил окна и дверь.

Весна: Посмотрите на эти веточки, ребята. С какого они дерева?

Дети: это веточки вербы.

Весна: Правильно, это верба. С давних времен существует поверье, что расцветающее полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине: чтобы не болела. Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей без слез» или «Бьем, чтобы быть здоровыми». Давайте и вам, ребята, придам здоровья, силы и красоты вот этими веточками.

Игра «Верба-вербочка»

(Дети вытягивают руки вперед, а Весна проводит по рукам веточками вербы.)

Даже в народной медицине не забывали о вербе - ее почки давали пожевать от зубной боли и лихорадки. С давних времен верба считалась символом жизненной силы. Вербное воскресенье – весенний праздник, отличают его перед Пасхой. В этот праздник было принято устраивать вербные базары или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить, кроме вербы, всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки и другие детские забавы. Вербные базары устраивались на центральных площадях. Сюда приходили целыми семьями. Давайте, ребята, поиграем в такую ярмарку, сами будем и продавцами и покупателями. А чтобы товар быстрее продался, нужно лучше расхвалить его, зазывать покупателей.

Несколько детей становятся продавцами. Они зазывают покупателей:

У нашего Якова – товару всякого!

Нитки, катушки, селедочные кадушки,

Красивые платочки, мелкие гвоздочки!

Посуда наша – для щей и каши!

Не бьется, не ломается,

Порчи никакой не подвергается!

Пряники печатные, конфеты сахарные!

Как куснешь, так уснешь,

Как вскочишь, еще захочешь!

У нас без обману, материал без изъяну!

Дети покупают конфеты, пряники, яблоки (садятся на стулья).

Входят скоморохи Ероха и Митроха.

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуй, люд чесной!

Милости просим на ярмарку!

Мы скоморохи ведущие,

Озорные и вездесущие,

На праздник необходимые,

Простым народом любимые!

Ярмарка открывается,

Праздничное веселье начинается!

Скоморохи исполняют плясовые напевки:

Прялку продам, веретешко продам,

Гармонь куплю – плясать пойду!

Ой, топни, нога, не жалей сапога,

Тятька новые сошьет или эти подошьет!

Гуляй, Еремей, не жалей лаптей,

Батька лыка надерет, лапти новые сплетет!

Весна: Наши ребята то же могут веселиться, послушайте скоморохи веселые частушки:

Снег последний с нашей крыши

Словно дождик льется,

Под весенними лучами

Веселей поется!

А на улице весна,

Первые проталины,

До свидания, зима!

До свидания, валенки!

Жарко солнце припекает,

Набухают почки,

В длинной сказке о зиме,

Мы поставим точку!

Полюбуйтесь на меня,

Милые подружки!

На щеках, как на полянах

Расцвели веснушки!

Скоморохи: А загадки вы умеете отгадывать?

Дети: умеем.

Скоморохи: Сейчас проверим:

У неё вся душа нараспашку,

И хоть пуговицы есть – не рубашка.

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается. (Гармошка.)

Бьют Ермилку по затылку,

Он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь.)

Само с кулачок,

Красный бочок.

Потрогаешь – гладко,

Откусишь – сладко. (Яблоко.)

Не сеют, не сажают,

Они сами вырастают. (Волосы.)

Скоморхи: Молодцы, а теперь давайте поиграем.

Игра «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – Заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца отбивные –

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заменив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто остается без места, становится Зарей.

Митроха: Подходи не робей, говори скороговоркой скорей.

Дети выходят и соревнуются в произношении скороговорок:

Евсей, Евсей муку просей.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

Наш Полкан попал в капкан.

От топота копыт пыль по полю летит.

Хорош пирожок внутри творожок.

Внимание! Внимание!

Начинается командное состязание!

Тот, кто силушкой богат,

Перетянет наш канат.

Митроха: До чего сильны ребята! Не порвали бы канаты!

Проводится игра «Перетягивание каната».

А теперь, друзья, начнет

Состязанье – бег вдвоем.

Парам свяжем ловко ноги

Да и пустим по дороге!

Первым кто к черте придет,

Тот подарок и возьмет.

Конкурс «Чья пара быстрее» (призы – леденцы на палочках).

Скоморохи:

Эй, шире круг, рукавички с рук.

Моя правая нога захотела трепака,

Пошел плясать свою барыню казать.

Исполняется народная плясовая «Барыня».

Скоморохи: Ой, да наплясались мы с вами на ярмарке. Молодцы, ребята. Вы очень веселые, ловкие, смелые, быстрые.

Но нам пора, до свидания.

Весна: Наша ярмарка закрывается. Всех поздравляю с праздником Вербное воскресенье и на память дарю веточки вербы.

Сценарий знакомит детей с православным праздником Вербное воскресенье. В гости к детям приход Весна. Она рассказывает о старинных обычаях отмечать этот праздник, о чудесной силе вербы. С давних времен существовало поверье, что расцветающее, полное сил дерево могло передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Детям предлагают побывать на ярмарке, которая устраивалась во время праздника. На ярмарке дети продают и покупают угощение, исполняют частушки, отгадывают русские народные загадки, участвуют в различных конкурсах, танцуют. Детей знакомят с русскими народными играми. Провести с интересом праздник им помогаю веселые скоморохи. Они поют, играют, соревнуются вместе с детьми. Праздник приобщает детей к истокам русской культуры, знакомит с многообразием обычаев на Руси, расширяет знания о фольклоре, воспитывает любовь к своей Родине, формирует духовно-нравственное развитие и воспитание.

Сценарий весеннегого праздника для старших дошкольников.

Сценарий развлечения для старших дошкольников по теме: Вербное воскресенье

Дети заходят в зал и удобно размещаются.

Музыкальный руководитель. Посмотрите на эти веточки, ребята. С какого они дерева? Правильно, верба. С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. В Ярославской губернии в Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине: чтобы не болела. Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей до слез» или «Бьем, чтобы быть здоровыми».

Даже в народной медицине не забыли о вербе - ее почки дают пожевать от зубной боли и лихорадки.

На Вербное воскресенье было принято устраивать вербные базары, или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить, кроме вербы, всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки, пищалки и другие детские забавы. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляний целыми семьями. Вербные базары устраивались на центральных площадях, в Москве, например, на самой Красной площади. (Дети рассматривают иллюстрацию. ) На вербных базарах проходили различные выставки, например цветов. Здесь же можно было увидеть и выступления бродячих артистов, балаганы и пр.

Давайте, ребята, поиграем в такую ярмарку, сами будем и продавцами, и покупателями. Чтобы товар быстрее продался, нужно лучше расхваливать его, зазывать покупателей.

Педагог предлагает детям попробовать себя в роли продавцов. Ребята выбирают «лучших продавцов». Торговцы зазывают покупателей.

Торговцы.

У нашего Якова - товару всякого!

Нитки, катушки, селедочные кадушки,

Красивые платочки, мелкие гвоздочки!

Посуда наша - для щей и каши!

Не бьется, не ломается,

Порчи никакой не подвергается!

А вот яблоки ранет - у кого своих нет!

Подходи, бедный, подходи, богатый,

Подходи, тонкий, подходи, пузатый!

Пряники печатные, конфеты сахарные!

Как куснешь, так уснешь,

Как вскочишь, еще захочешь!

У нас без обману, материал без изъяну!

Шелк, атлас, канифас, Весь девичий припас!

Дети покупают шарики, конфеты.

Музыкальный руководитель . А помните, ребята, я говорила вам, что на базары заходят и бродячие артисты. И у нас сегодня в гостях скоморохи!

Несколько заранее подготовленных детей показывают коротенькую сценку.

Тюха.

Ах, честной народ, распотешим мы вас!

Мы скакать пойдем с колокольцами,

С колокольцами, болобольцами!

Матюха.

Вот идет по дороге Ероха!

Полюбуйся-ка, народ, на скомороха!

Петрушка.

За Ерохой, кто с хвостом, кто с рогами,

А один-то, погляди, вверх ногами!

Ероха.

Ну а этот разве плох,

Косолапый скоморох?

Топнул, рявкнул

Да по струнам брякнул!

«Медведь» изображает игру на балалайке.

Покажи-ка, Мишенька, как девки на работу ходят. (Идет еле- еле.) А с работы. (Бежит быстро.) Молодец, Мишенька, молодец.

Тюха.

Вот потеха, так потеха,

Люди падают от смеха!

Наш Петрушка - длинный нос

Ухватил коня за хвост!

Матюха.

Тише, дудки, тише, домры.

До свиданья, люди добры!

Умолкает барабан,

Закрываем балаган!

Дети смотрят сценку театра Петрушки.

Петрушка. Доброго здравия, господа почтенные! Я прибыл сюда господ повеселить, посмешить, позабавить!

Тра-та-та! Ту-ту!

Появляется и марширует солдат под пьесу П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и поет песенку.

Вдоль плетней, заборов и град,

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Марширует бравый наш отряд.

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Мы легко и весело идем.

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Песню деревянную поем.

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Марширует бравый наш отряд,

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Командир ведет нас на парад.

Солдат . Что ты здесь шумишь? Вот я тебя сдам в солдаты.

Петрушка (плачет). Пропала моя головушка не за копеечку.

Солдат . Полно плакать. Вот тебе ружье. (Дает палку.)

Петрушка . Это, барин, палка - не ружье.

Солдат . Сперва обучают с палками, потом с ружьем. Бери!

Петрушка . Давай!

Солдат . На плечо!

Петрушка . Горячо!

Солдат. Ты молчи!

Петрушка. Молчи ты тоже.

Солдат . Ровно!

Петрушка . Марья Петровна!

Солдат. Какой ты бестолковый!

Петрушка . Давай целковый!

Солдат. Смирно! Слушай команду!

Петрушка . Слушаю!

Солдат . Молчать! Как я скажу «раз», так и ты говори «раз». Раз!

Петрушка . Два!

Солдат . Не так! Надо раз-раз, два-два. Понял? Ну, давай. Раз!

Петрушка . Раз-раз! Два-два! Солдат. Ну какой ты бестолковый. Налево - круг! Петрушка. Направо вдруг! (Бьет палкой солдата, оба убегают под веселую музыку.)

Примечание . На такое развлечение можно пригласить родителей и других гостей. Заканчивается оно настоящей ярмаркой, которую организуют дети и взрослые. Продаются детские книжки, игрушки, различная выпечка. Вырученные деньги поступают в фонд группы-устроителя или в фонд всего детского сада.

Елена Васильева
Открытое занятие на тему «Вербное воскресенье»

[Непосредственная образовательная деятельность в средней группе на тему Вербное воскресенье

Васильева Е. А.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»детский сад №243 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ,забайкальской железной дороги.

Программное содержание.

Прививать детям чувство любви и уважения к культурным традициям русского народа.

Развивать интерес к народным праздникам, понимать их смысл.

Воспитывать нравственные чувства путем приобщения детей к культуре русского народа.

Сцена украшена в русско-народном стиле (расписные деревянные ложки, русские платки, Петрушка.)

Дети под мелодию «Вербное воскресенье » входят в зал, встают полукругом.

Воспитатель задает вопрос :»Ребята, какое сейчас у нас время года? (Весна.) По каким признакам вы определили. Что наступила весна? (Тает снег, бегут ручьи, пригрело солнышко, прилетели птицы из теплых краев.) Молодцы! Давайте споем песенку про весну. (песня «звонко, капают капели.» Хорошо. дети садятся на стульчики. Воспитатель загадывает загадку :

Яростно река рвет

И разламывает лед

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель Кто же к нам пришел? (апрель)

Правильно! У нас сейчас идет месяц апрель. В это воскресенье все будут праздновать «Вербное воскресенье Сегодня я вам расскажу об этом празднике. Посмотрите, какие у меня в руках красивые веточки! Как вы думаете, с какого они дерева? (вербы ) Что на них вы видите? (пушистые почки.)

С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. (Дети встают и берут каждый по веточке вербы и проводят ею по щечке, ладошке, носику. Далее дети садятся на стульчики) Воспитатель продолжает.

Верба первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего сна. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы от града. А еще в «Вербное воскресенье » веточкой вербы нужно касаться всех своих близких и родных, чтобы оберечь их от болезней и чтобы они были здоровыми. А когда касаешься веточкой, обязательно приговариваешь (проходит, дотрагивается веточкой до каждого ребенка)

Верба , верба

Верба хлест ,

Верба хлест-

Бьет до слез.

Верба красна

Бьет напрасно,

Верба бела

Бьет за дело,

Верба хлест

Бьет до слез!

Верба бьет !

Верба хлест-

Бьет до слез!

Далее детей приглашают к сцене на веселый базар, где лежат сладости, игрушки, расписные ложки, платки, матрешки. Воспитатель рассказывает детям о том, как раньше на Руси проходил базар на «Вербное воскресенье Представление начинал веселый Петрушка и сегодня он у нас в гостях. (Входит Петрушка, приветствует детей и просит рассказать закличку о весне)

Закличка :»Иди весна,

Иди красна,

Принеси ржаной колосок, Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!»

Петрушка приглашает детей на танец с ложками. После танца он угощает детей барашками и рассказывает о том, как в старину такими барашками угощали детей наши бабушки. Петрушка прощается с детьми и уходит.

Воспитатель рассказывает детям о том, что на вербное воскресенье принято делать бумажные цветы и дарить их тому, кому желаешь счастья. Приглашает детей к столу и предлагает сделать веточку счастья. Для этого вырезанные заранее бумажные цветочки нанизывают на прутик. Эту веточку счастья каждый ребенок забирает домой и подарит своим родным на счастье.

Текст песни6

Снова верба в наших руках

Господа славят дети

На осленке едет он сам

Мы его тоже встретим

Припев :

Вербное воскресенье

Жизнь земле, пробуждение

Божье благословение

Всем полям и лесам

Вербное воскресение

В Иерусалиме пение

Руки с ветвями вербными

Тянутся к небесам.

Далее дети садятся на стульчики и воспитатель подводит итог занятия , спрашивая детей о том, что им больше всего понравилось, что им больше всего запомнилось. (Петрушка, барашки, веточки счастья, танец с ложками.)