Изготовляет духи. Делаем духи – Мастер-класс по изготовлению духов в домашних условиях

Чтобы создать собственные духи, Яна отправилась в Монако, в город Из, в мастерские Galimard. Как это было и что из этого вышло?
Вся эта история — доказательство того, что если у тебя есть мысль и ты ее время от времени думаешь, то рано или поздно жизнь как-нибудь — с виду вроде случайно — обернется, изобразит сальте-мортале — и вуаля. И твоя мысль уже не мысль, а билет с датой вылета.

И совершенно необязательно, чтобы это была какая-то Великая&Возвышенная Мечта. На бытовом уровне это тоже работает. Вот иметь bespoke-духи и поучаствовать в их строительстве Великой Мечтой назвать трудно. Просто столько раз об этом писалось (мной же), что иногда думалось как-то так в режиме «а было бы здорово». Ну и в итоге — однажды в Москве представительство по туризму Монако приглашает меня на обед, и хотя я жестоко опаздываю и ничего не успеваю, и вообще сыта и на диете, — иду. И за столом после разговора о погоде возникает разговор о духах (кажется, на мне, как всегда, Diptyque L’ombre danc l’eau, и все, как всегда, спрашивают, что это), и постепенно он сужается до того, что в Грассе и в Изе есть фабрики Фрагонар, Молинар и Галимар, и там есть такое развлечение для туристов, ах, как интересно, а не хочу ли я, а отчего же не, очень даже хочу.

И спустя примерно полгода после этого меня в аэропорту Ниццы ждет вертолет, чтобы отвезти в Монако, и с вертолетной площадки доставить в отель Monte-Carlo Bay в номер с видом на море.

А днем позже из отеля — в городишко Из, где я уже раза три в жизни была, и всякий раз пребывала в восторге от красот, и знала, что там находится что-то вроде филиала Грасской фабрики Galimard . Но ни разу туда не заходила. Видимо, предчувствуя, что будет еще отдельный повод:)

Маленькое здание справа от главной и единственной площади Иза, где паркуются все автобусы и выгружаются все туристы

Внутри — магазин, где продают ароматы, мыла и прочие душистые снадобья Galimard. Торговля идет бойко, чтобы не сказать буйно — народ толпится у прилавков и сметает все.

Я провела тут около 5 часов, и всякий раз, выходя в торговый зал, видела толпу жаждущих заполучить «что-нибудь от Galimard»

От покупки чего-нибудь вот такого арома-мыльно-свечно-мимимишного сама удержалась чудом, напомнив себе, сколько и чего стоит/лежит у меня в ванной комнате

А тут рука-таки тянулась к кошельку. Мимо мыльных сердец я легко могу пройти, но испытываю ностальгическую, видимо, слабость к честным брускам.

И это, конечно, тоже очень красиво. Прованс такой Прованс

Кроме магазина, тут есть музей. Он небольшой и не то чтобы очень выдающийся — Музей парфюмерии в Грассе побольше, понаряднее и поразностороннее. Там в принципе речь идет обо всех ароматах, а здесь — в основном об ароматах отца-основателя Жана де Галимара, который в 1747 году создал в Грассе парфюмерный дом Parfumerie Galimard и принялся снабжать французский королевский двор оливковым маслом, помадами и духами. (В те милые времена, когда цирюльники заодно попутно всем желающим драли зубы, все это отлично умещалось в один бизнес-проект. Ну и не надо забывать, что вся парфюмерия возникла по одной причине — забить запахи кожевенного производства, и чтобы перчатки, которые мушкетеры швыряли друг другу в лица каждый божий день, сносно пахли, ну и вообще, в отсутствие канализации, водопровода и горячей воды надо было как-то спасаться от амбре.)

Тем не менее, в музейчике можно увидеть много всякого занятного.

Например, медные чаны для дистилляции и перегонки в натуральную величину. Принцип примерно тот же, что у самогонного аппарата, насколько я понимаю в самогоноварении:)

Флакончики и пудреницы 18 века. Выбор бьюти-блогеров эпохи Короля-Солнце))

И еще пара милейших образчиков. Вот эти штуки, в отличие от мыла, я бы купила. Но они, в отличие от мыла же, не продавались.

Насколько аутентичны эти разноцветные колбы, я так и не поняла. Но красиво! #амылюбимвсекрасивое

В целом, как я уже сказала, музейчик маленький. Но если вы будете в Изе, советую зайти.

Но главная цель поездки была, конечно, составление собственных духов. Для этих целей в Galimard выделена отдельная комната, похожая на школьный класс по какой-нибудь химии. Там стоят парты, оборудованные подобием парфюмерных органов. Парфюмерный орган — это, грубо говоря, много полок, где стоит много флакончиков, в которых разлито много жидкостей.

Если бы я не была в настоящих парф-лабораториях, я бы не использовала слово «подобие». Но поскольку я видела, как выглядит орган парфюмера Элизабет Дуаен (см. в конце поста ), орган Бертрана Дюшофура и орган Френсиса Куркджана, то понимала, что эти органы — учебные. Причем для первоклассников.

И это правильно. В настоящем органе любой турист-чайник тут же утонет, заплачет и скажет, что никакие духи ему не нужны.

Моя парта и учебный орган

Пока я оглядывалась и принюхивалась, в класс зашла моя «училка» — парфюмер Galimard, который должен помогать мне делать духи.

Девушка показалась мне милой и подозрительно-отдаленно-знакомой, но я, не вдаваясь в эти мимолетные ощущения, кажется, даже успела вежливо сообщить, что «Аншанте, же сви ЯнА». И собиралась быстренько сползти на гораздо более понятный мне английский — но тут она на чистом русском сказала, что ее зовут Анна Агурина.

И через пять минут мы выяснили, что до того, как стать парфюмером в Galimard, она работала в Москве бренд-менеджером в компании Puig, у которой в портфолио парфюмерные бренды Prada, Comme des Garcons, Nina Ricci, Carolina Herrera и Paco Rabbane. А потом, влюбившись в это дело окончательно, посупила в GIP — Грасский институт парфюмерии — и, закончив его, получила предложение от Galimard. И что мы наверняка виделись — не могли не видеться — раньше, но, видимо, по касательной. И что вообще жизнь совершенно удивительная штука.

Конечно, шансы на успех этого мероприятия по составлению моих духов тут же резко возросли. Одно дело объяснять что-то про себя чужому человеку на чужом языке, — и совсем другое дело говорить с человеком, с которым у тебя примерно 200 общих друзей в Facebook.

Придя в себя от восторга и шока, мы с Аней все-таки решили заняться духами

Ну и мы, такие слегка обе ошарашенные, начали.

Аня спросила, какие ароматы мне нравятся. И тут же загнала меня в панику. У меня с ароматами — как с книжками: если вы читали десять, то любимая у вас одна. А если сто тысяч, то с ответом на вопрос «назовите вашу любимую» неизбежно возникнут проблемы. Но я понимала, что стоит мне вдаться в эти парф-подробности и углубиться в парф-дебри, то мы никогда ничего не смастерим.

Поэтому назвала первые, которые вспомнила. Тот самый пыльно-горько-смородиновый , конечно, и к нему в довесок — первый , так как, по моим представлениям, они родственники.

Потом, немного подумав, добавила приторную . И потом, еще немного подумав — бархатный меланхоличный Serge Lutens Sarrasins и Tom Ford Velvet Gardenia. (И вспомнила детский стишок «Мы ходили по Неглинной, завернули на бульвар, мне купили синий-синий, презеленый красный шар.» И еще почувствовала себя предательницей по отношению к остальным, которые ношу, люблю, читаю и перечитываю.)

Аню, как ни странно, такая эклектика не удивила. Ну подумаешь, какая беда, что клиенту нравится одновременно что-то сладкое, кислое, горькое и соленое:)) Она спросила, надо ли мне объяснять что такое базовые ноты, ноты сердца и топовые ноты, или мы сразу перейдем к делу? Я сказала, что, пожалуй, перейдем:)

Ну мы и перешли. Оказалось, на нижней полке моего органа стоят ингредиенты, из которых делают базу. Еще их можно опознать по наклейкам на флаконах.

Юбочки, кофточки, мордочки — детский сад, младшая группа. А с другой стороны, как вы еще объясните туристу, почему сначала берутся те флаконы, что стоят на нижней полке, а потом — те, что стоят на верхней, и, главное, заставите его поставить каждый флакон на свое место?..

На базовых наклеены шортики или юбочка. (Шортики — на традиционно мужских базах, вроде сандала. Юбочки — на женских, вроде амбры.)

На флаконах с центральными нотами сердца наклеены либо женская маечка, либо мужская.

На топовых — усы или девичий лик.

Плюс к этому, наклейки различаются по цвету. Цитрусовые, фруктовые, животные, древесные, морские — примерно как-то так. То есть у нас даже не средняя школа первый класс, а детский сад младшая группа:)

Все эссенции тут уже адаптированы под ольфактивно-неподготовленного клиента. Потому что на самом деле в чистом виде амбра, и мускус, и ладан, и абсолю розы, и абсолю жасмина пахнут вовсе не носоприятно. В этих флаконах они все разбавлены алкоголем до рабочей концентрации. Но не стоит думать, что раз они разбавлены, то в итоге мы получим какой-то компотик. Концентрация финального аромата вполне достойная — Eau de Parfum.

Если объяснять в понятных всем кулинарных терминах, то это — такие полуфабрикаты, которые поварята уже отбили-замариновали-присолили — и подготовили до той стадии, когда придет шеф-повар и изваяет шедевр.

Амбра — зеленая юбочка:) Что тут непонятного?:))

Это — женская половина органа. Присмотревшись, можно понять, из чего обычно делают духи «для Нее».

Справа от моей парты находится еще один стол — с флакончиками поменьше. В них более концентрированные и более дорогие ингредиенты. Аня объяснила, что необходимость их использования зависит от искушенности клиента и его платежеспособности.

Есть две опции: создание аромата за 200 евро, и за 500. Это обговаривается заранее. Если хотите уложиться в 200, парфюмер не станет предлагать что-то, выходящее за рамки вашей парты. Если 500 — ваш лимит практически не ограничен. Мы с Аней решили, что мой — не ограничен:)

Этих ингредиентов достаточно добавлять по капле, чтобы изменить картинку мира

Но на самом деле вовсе не всегда использование дорогих ингредиентов так уж решительно необходимо, чтобы вы получили то, что хотите получить. Аня работает парфюмером в Galimard около года и пришла к выводу, что «дорого» — не всегда «то, что нужно клиенту». Например, ей интересно и весело работать с детьми. Им тоже иногда родители оплачивают этот аттракцион к какому-нибудь юбилею. Например, к 13-летию:)

Дети делают простые и ясные духи. Например, мускус + яблоко + лимон. Или — девочки в основном — ароматы-тортики, с большим количеством ванили.
Американцы часто действуют, как дети. И создают реинкарнации Calvin Klein — CK One и L’eau par Kenzo.

Японцы (и русские, да, я уже не раз слышала, что наши вкусы удивительным образом совпадают) любят что-нибудь фруктово-цветочное средней степени плотности.

Ливанцы — их Аня выделяет в отдельную группу, потому что среди них попадаются очень небанальные клиенты — любят в основном что-нибудь амброво-древесно-пряное, но иногда — вдруг! — идут по какому-то своему отдельному пути и мешают клубнику с лавандой или персик с пачули, и получается неожиданно интересно.

Индусы крутятся вокруг жасмина и кожи.

А чернокожие люди, как она заметила, удивительным образом могут предугадать, как будет аромат раскрываться и звучать на их коже. «Один человек попросил меня смешать табак с шоколадом», — рассказала мне Аня, — «Я смешивала и думала — что же это такое будет?!» Оказалось, шоколад волшебным образом куда-то осел, и получился потрясающий запах дымного какао.

В общем, «дорого» — не всегда «хорошо». Но иногда — необходимо.

Объяснив все это, Аня поставила передо мной примерно двадцать флаконов, повернув их тыльной стороной, чтобы было не видно штанишек и юбочек, и мы приступили к созданию базы. Принцип такой: вы выбираете то, что нравится, парфюмер определяет оптимальное количество каждого ингредиента, чтобы аромат в итоге получился сбалансированным, а не разваливался бы на части, как детская пирамидка из кубиков.

В общем, сейчас мне надо было, не читая названия и ориентируясь только на нос, убрать те запахи, которые решительно не нравятся. Я отвергла штук 10. Некоторые — очень решительно, другие — с сожалением. Остались — амбра, белый мускус, сандал, ваниль, бобы тонка и еще несколько. Аня посмотрела, оценила, записала, посчитала, что-то прикинула в уме — и предложила мне еще несколько из «дорогого сегмента» — для стойкости и конкретики, как сказала она.

У Ани прекрасная улыбка и редкий талант описывать запахи словами, не сваливаясь в приторность. Оказывается, это нужно всем парфюмерам — при поступлении в GIP они сдают экзамен по математике (!) и пишут эссе на английском. Но умеют на самом деле не многие.

Потом базовые жидкости мы вылили в большую мензурку. Аня показывала мне, до какой отметки надо лить. Некоторые мы лили прямо из флакона, некоторые — капали пипеткой. Потом что-то докапывали, доливали — в общем, равняли и подравнивали.

Все, что мы в итоге туда залили, Аня записала на рецептурном листке в разделе Back Note.

В этот момент я почувствовала, что а) нос у меня уже забит, и б) мне страшно предпринимать следующие шаги, потому что я не понимаю, куда мы все-таки рулим, в сторону сладкого Tom Ford Velvet Gardenia, или в сторону пыльно-смородинового Untitled.

Я спросила Аню — куда? «Твой нос сам выберет, — сказала она, — Не думай, отключи голову. Что бы тебе ни нравилось в жизни вообще, все равно получится скетч сегодняшнего дня, твое сегодняшнее настроение, сегодняшние эмоции, вообще все — про сегодня. Будет то, что тебе нужно здесь и сейчас».

И тут я попросилась выйти из класса. Потому что в поездках — не знаю, понимаете ли вы, о чем я — но у меня всегда сбиваются настройки. Из-за этого, кстати, иногда покупаются очень нужные вещи, которые никогда не носятся в Москве. Хотя они прекрасные. И даже сидеть могут неплохо. Но их биоритмы не совпадают с моими московскими биоритмами, и они висят в шкафу, напоминая, какой беззаботной казалась мне жизнь каким-нибудь пятничным вечером где-нибудь на New Bond Street, не говоря уже о субботнем вечере где-нибудь на Таити:)

Меньше всего хотелось, чтобы аромат постигла та же участь.

Поэтому я вышла на улицу — было жарко, чирикали воробьи и туристы на площади, возмутительно яркое солнце забивало объектив камеры. Справа начиналась гора с лабиринтом средневековых улиц, из которых когда-то состоял весь городишко Из. И было однажды зимой мне там упоительно красиво, хотя и немного холодно. Эти фотографии сделаны там и тогда.

Вид с холма однажды зимой не помню какого года Старый Eze Старый Eze И вот такое зимнее небо тогда было. И один прекрасный француз пытался о чем-то поговорить с Москвой:) А так зимой выглядела та жаркая площадь, на которой я сейчас стояла почти летом

И в общем я как-то решила, что Velvet Gardenia и Tuberose мне сейчас ни к чему, — а хочется смородиновой пыльности, горькости и — внезапно — помидоров. Не смейтесь, — помидоров, да. Я вообще люблю запах помидоров. На рынке, прежде чем купить, всегда обнюхиваю. И люблю помидоровый джус у I hate perfume.

Короче, в свой парфюмерный класс я вернулась с почти решенной задачкой. И мы с Аней продолжили наши экзерсисы.

Вот тут видно, как мы добрались-таки до сердечных нот

Из сердечных нот (они составляют примерно 30 % любой композиции) были выбраны, в том числе, помидоры. Ну и смородина, и листы смородины, конечно, тоже.

Аня все записывала. И предлагала мне одуматься и все-таки помидоров килограммами не вешать

Но Остапа уже понесло

Для работы над топовыми нотами нам в класс подали шампанское. Для оптимизации процесса.

Отпив по глотку, мы решили, что сочетание бодрого грейпфрута и смородины — то, что надо

И в итоге у нас в топ вырвались: смородина, грейпфрут, помидоры и листья смородины.

Самым сложным оказалось понять, что усилить на совсем финальной стадии, когда до завершения объема не хватало последних 9 миллилитров. Чуть больше грейпфрута — джус свалится в цитрусовые. Чуть больше смородины — не превратится ли в компот? Чуть больше томатов — не будет ли казаться, что в помидорной теплице разлили смородиновое варенье? Смалодушничать и добавить всего понемногу — буду всегда носить малодушный аромат, и имя ему будет «Как бы чего не вышло».

От отчаяния я буквально чуть не плачу. Ценность жидкости в мензурке к этому моменту кажется мне просто космической. Я же не каждый день делаю собственные духи, в конце концов. И даже не каждый год. И вообще впервые в жизни. И, конечно, хочу, чтобы навсегда. А кто бы не?..

На фото я пытаюсь улыбаться, но ужас в глазах проступает

Мне страшно. очень страшно)) И нос уже почти ничего не понимает. И голова.

И тогда Аня предлагает мне вот такой трюк. Она берет два блоттера. Один опускает в смородину, другой — в томаты. И предлагает мне, держа их над мензуркой, покрутить их перед носом.

На видео будет понятнее, я думаю. На лавры Ларса нашего фон Триера не претендуем, но догмическая дрожь камеры присутствует:)

Я кручу блотеры до тех пор, пока шампанское не кончается. Потом зажмуриваюсь и говорю — левый.

И мы получаем горький, стойкий, пыльный, жаркий смородиново-помидорный запах моего детства. Как мне кажется.

Торжественно наливаем его во флакон.

Флаконы, кстати, тут есть обычные, а есть — с ручной росписью по стеклу. Очень красиво. Но это, наверное, в следующий раз

К флакону прилагается помпа, сертификат и рецепт. По этому рецепту и по этому сертификату, в котором написано, что мой аромат имеет эксклюзивную оригинальную формулу с порядковым номером E 07 23 83, мне могут сделать новый джус, когда содержимое первого флакона закончится, или если я вдруг решу дарить свой аромат друзьям на Новый Год или дни рождения. Это стоит 40 евро. Можно также вернуться и попросить усилить концентрацию джуса — из EDP в духи. Это стоит 60 евро.

Процесс создания духов занял около 5 часов. Когда мы с Аней вышли из парфюмерного класса, в магазине уже даже не было ни одного туриста.

Мне все время хотелось нюхать духи, чтобы еще раз убедиться, что там все действительно так.

Аня же советовала сделать это через пару дней.

Оказывается — я раньше не знала, — ни один парфюмер не может сразу сказать, что в итоге у него получилось. Двое суток в аромате продолжаются плохо предсказуемые химические реакции, которые отдаленно напоминают фильм «Четыре свадьбы и одни похороны». И только через сутки или двое можно понять, как прошла брачная ночь у бойкой черной смородины с зеленым синьором помидором, не разобиделся ли на них цитрусовый, но в душе все же ранимый и меланхолический грейпфрут, и не отдавила ли кому-нибудь ненароком в кадрили все ноги базовая амбра:)

Сколько раз выливались в канализацию уже готовые, как казалось, шедевры — знают только сами парфюмеры.

«Держим пальцы!» — сказала мне на прощание Аня, и мы расстались.

Через два дня я получила от нее мессидж на фейсбуке: «Ну как?» Тогда я, честно говоря, еще не знала, что ответить. Находилась в смятении. То мне казалось, что помидоры завяли, то — что урожай смородины не задался:). То что вообще в Москве все не так, как в Монако. С последним даже спорить было бессмысленно. Я вспоминала, как мой любимый Френсис Куркджан делал аромат президенту «Конде Наст» Карине Добротворской. Возился с ней и с ним полгода. В итоге Карина вежливо сказала «спасибо» и даже написала статью по этому поводу то ли в Vogue, то ли в Allure, смысл которой сводился к тому, что все красиво, нарядно, интересно и волшебно, но — не то.

В общем, я волновалась и рефлексировала. Только еще через день точно поняла: да, оно. Точно. Прочь сомнения. Сама написала Ане — ура! Ура! — написала Аня.

Теперь у меня очень большой соблазн вылить на себя сразу весь флакон своих духов. Тем более, что запах стойкий, но не яркий. Я еще немного подумаю и напишу про него, может быть, что-нибудь вроде эссе.

И еще обязательно отдельно напишу про Аню. Потому что история, как один бренд-менеджер стал парфюмером, это, конечно, крутейшая история. Аня, кстати, делает и свои духи. То есть, конечно же, Аня делает и свои духи. Как мне кажется, интересные очень.

Благодарю министерство по туризму Монако и отель Monte Carlo Bay за помощь в подготовке этого поста.


Традиционно духи представляли собой смесь фитоэссенций, экстрагированных из пряностей, трав, цветов, листьев и древесины, в которую добавлены фиксаторы (вещества, которые увеличивают длительность действия запахов).


Для создания парфюма своими руками нам понадобятся эфирные масла и база-носитель, в нашем случае это миндальное масло (либо масло жожоба), флакон для смешивания, фотобумага, нарезанная полосками, в качестве блоттеров.



Из эфирных масел для начала можно приобрести несколько для каждой ноты.
Например, к верхней ноте относятся, в основном, цитрусовые – бергамот, грейпфрут, апельсин, петитгрейн, лимон.
К ноте сердца можно взять цветы: розу, жасмин, иланг-иланг (как более экономный вариант: герань, гвоздика). Специи: корица, кориандр, мускатный орех. Травы: чабрец, шалфей мускатный.
К базовым нотам относятся древесные масла, смолы, корни растений.
Нам подойдут – ветивер, сандал, пачули и ваниль.


Основной секрет человека, создающего ароматы – это не острое обоняние, а творческое эмоциональное восприятие запахов.
Как художник владеет красками, так и парфюмер должен знать тот материал, с которым он работает. И поэтому, прежде чем приступить к составлению парфюмерной композиции, необходимо развить свою обонятельную память.
На это может уйти некоторое время, от одного дня до нескольких недель, смотря, сколько времени вам понадобится для того, чтобы безошибочно узнавать любое из ваших эфирных масел.
После того, как вы познакомились, творчески охарактеризовали ароматы и зафиксировали их в своей памяти, можно приступить и к задумке парфюмерной композиции.



Структура духов, как говорилось выше, состоит из трех частей: начальных нот, которые раскрываются самыми первыми, нот сердца и, так называемого, «шлейфа» или базовых нот. Они зависят от времени испарения эфирных масел и длительности звучания аромата на коже.
Вначале создается сердце будущего аромата, в котором и проявляется оригинальное видение парфюмера, затем на сердце накладывается база, подчеркивающая основное направление духов, и в последнюю очередь добавляются верхние ноты.


Я приведу пример, как, в принципе, работает натуральный парфюмер. Это поможет Вам в дальнейшем самостоятельно создавать любые композиции, лишь добавляя собственную индивидуальность.


Для начала выбираем направление будущих духов.
Допустим, это будут цветочно-ориентальные.
Берем нарезанную полосками в 1 см фотобумагу.
Наносим по капле эфирных масел на край полоски из каждой ноты.



Совместив их веером, чистыми краями вниз, подносим к носу.
Так же для более отчетливого восприятия смешения ароматов, можно использовать большой бокал для коньяка.



Вначале слушаем ноту сердца, пусть это будет: корица, жасмин, роза, гвоздика.
Пробуем также сочетания: роза, жасмин, иланг-иланг, шалфей мускатный.
И т.д.


Например, останавливаемся на сочетании: жасмин, роза, корица, шалфей, иланг-иланг.
Также поступаем с базовыми нотами, выбирая лучшее сочетание среди подходящих эфирных масел.
Для придания фруктово-цитрусовой ноты, в качестве топа выбираем апельсин, грейпфрут и бергамот.
После этого надо послушать выбранные масла в виде аккордов.
Для этого берем по одному ведущему эфирному маслу из каждой ноты на блоттерах и слушаем вместе. Например, роза-ветивер-грейфрут, затем жасмин-пачули-бергамот.
Выбираем удачный аккорд, на который стоит сделать акцент в виде количественного преимущества в смеси.



После всех проб, сравнений и поисков следующим этапом в создании духов будет составление формулы.
Пропорции необходимы для соблюдения концентрации, гармоничного звучания и возможной работы над ошибками.
Итак, учитываем, что концентрация парфюмерной композиции в несущей субстанции должна составлять 20-25%.
То, например, на 15 мл духов, нам потребуется 3 мл эфирных масел, это примерно 50-60 капель.


Из них 50-60% - верхние ноты, 25-30% - сердце аромата и 15-20% - нижние ноты.


Допустим, наша формула духов будет выглядеть следующим образом:


Верх:
грейпфрут – 15 к.
апельсин – 8 к.
бергамот – 5 к.


Сердце:
жасмин – 7 к.
роза – 4 к.
корица – 3 к.
шалфей – 2 к.
орех мускатный – 1 к.
кориандр – 1 к.
иланг-иланг – 0, 5 к.


База:
сандал – 5 к.
ветивер – 4 к.
пачули – 2 к.
ваниль – 1 к.


После составления приступаем к смешиванию масел, но и тут не стоит торопиться и сразу добавлять все так, как записано на бумаге.
Эфирные масла стоит добавлять по капле, каждый раз слушая смесь на аромат.



Все изменения и добавления вносятся в формулу.


Не забываем, что вначале создается сердце, на него накладываем базу и в конце завершаем топом всей композиции.



После составления, разбавляем композицию нужным количеством масла.
Оставляем на 3-4 дня в прохладном темном месте настояться.
Спиртовые духи созревают дольше – от 3-х недель до полутора месяцев.


Переливаем в удобный флакон и гордимся собой как начинающим парфюмером.


Данный мастер-класс подготовила Бардина Анна.
Анна настоящий художник, она делает различные украшения – бижутерию, расписывает керамику и создает новые ароматы. Ознакомиться с ее работами, и приобрести, Вы можете на страничке в Городе Мастеров

Стать обладательницей оригинального аромата можно и не прибегая к услугам профессионального парфюмера. Сделать собственные духи из эфирных масел в домашних условиях совсем несложно, главное - использовать качественные компоненты и соблюдать правила составления парфюмерных композиций.

Начинаем делать - это сложно?

Раскрываем секреты создания собственных духов из эфирных масел!

Рецепты духов домашнего изготовления включают эфирные масла и базу - спиртовую или масляную. Также подготовьте:

  • закрывающиеся флакончики из темного стекла;
  • посуду для смешивания компонентов;
  • пипетки;
  • полоски для проб ароматов.

Спиртовые и масляные духи отличаются по своим свойствам и стойкости. В первом случае запах быстрее выветривается, но раскрывается полностью, насыщенно. А в парфюме на основе масла аромат приглушенный, зато более стойкий. Да и срок хранения таких духов дольше, чем спиртовых. Но масляные духи могут оставлять следы на одежде!

Масло для основы выбирайте без запаха - оливковое, миндальное, виноградное, какао, жожоба. Если это спирт, то купите медицинский в аптеке. Там же найдутся эфирные и базовые масла. Приобрести их можно и в интернет-магазинах: Аромашка, iHerb, Aromarti и других.

Запах парфюма может быть насыщенным - общее содержание эфирных масел при этом 30-40%. А для нежных, мягких, неброских ароматов - 10-15%.

Делая духи из эфирных масел своими руками, записывайте каждую добавленную каплю. Это позволит сохранить точные пропорции удавшихся парфюмерных композиций и использовать их в дальнейшем.

О нотах и силе парфюма

Принцип построения духов основан на небольшой хитрости: в состав смеси входит три ноты ароматов - верхняя, средняя и базовая. Чем же они отличаются?

Верхняя нота, или «голова» парфюмерной композиции, - первое впечатление, те ароматы, которые ощущаются при испарении духов с поверхности кожи в течение 10-30 минут после нанесения. Их же мы чувствуем, когда нюхаем флакончик с парфюмом. Начальная нота содержит самые летучие фитоэссенции - с высокой скоростью испарения. Сюда относятся легкие травяные и фруктовые ароматы, например:

  • лимона, мандарина и других цитрусовых,
  • базилика,
  • мелиссы,
  • мяты,
  • розмарина,
  • вербены.

Сильно пахнущие духи на основе эфирных масел нередко содержат большой процент ароматов верхней ноты. Ведь именно они испаряются быстрее и придают парфюму первоначальную яркость.

Средняя нота, «сердце», основа композиции - менее легкие фитоэссенции, улетучиваются в течение 8-24 часов:

  • шалфея,
  • иссопа,
  • герани,
  • лаванды,
  • жасмина,
  • мускатного ореха,
  • кипариса,
  • мирта,
  • иланг-иланга,
  • ромашки.

Базовая нота включает тяжелые, стойкие масла. Этот аромат мы носим на коже дольше всего - он становится различим, когда компоненты «головы» и «сердца» духов испарились. Масла нижней ноты получают из пряностей, растительных смол, корней, фруктов, цветов, семян, плодов и коры деревьев. Примеры фитоэссенций:

  • ванили,
  • имбиря,
  • пачули,
  • можжевельника,
  • мирры,
  • сандала,
  • розового дерева,
  • тмина,
  • ладана,
  • гвоздики,
  • нероли,
  • фенхеля.

Каждая нота натуральных духов должна содержать не более трех эфирных масел, то есть для создания парфюма своими руками выбирайте максимум 9 фитоэссенций.

В чистом виде эфирные масла использовать как духи нельзя, поскольку они могут вызвать ожог кожи или аллергическую реакцию. Ароматический компонент парфюма всегда растворяют в несущей основе - жирном масле либо спирте.

Многие производители эфирных масел создают упаковку разного цвета. Это удобно. Например, у Vivasan это желтый, розовый и зеленый для верхней, средней и базовой нот соответственно.

  • верхняя 30%,
  • средняя 50%,
  • нижняя 20%.

Такая точность не обязательна, поскольку при создании духов результат зависит от личных ощущений и выбранных компонентов.

Семейства ароматов помогут с выбором

Любую смесь можно отнести к определенному семейству ароматов:

  1. Цитрусовые запахи - включают масла бергамота, апельсина, грейпфрута, мандарина, лемонграсса (лайма), лимона. Входили в состав первых одеколонов и туалетных вод.
  2. Цветочные - крупное семейство запахов, в духах чаще применяют композиции из ароматов нескольких цветов. Популярны в парфюмерии роза, фиалка, жасмин, иланг-иланг, нероли (цветок апельсинового дерева), сирень.
  3. Древесные - ароматы с нотками легкой терпкости или сладости. Придают духам утонченность и теплоту. Это эфирные масла сандала, ириса, розового дерева, мирта, пачули.
  4. Папоротниковые, или фужерные, - композиции из лавандовых, древесных запахов с оттенками бергамота, герани, замши или мха. Свежие и терпкие.
  5. Ориентальные (восточные, амбровые) - теплые сладкие чувственные запахи. В основе - амбра или мускус в сочетании с ванилью, ароматами смол и коры деревьев.
  6. Пряные - близки к восточным, но более терпкие. Для создания применяют масла корицы, имбиря, перца, гвоздики и прочих специй и пряностей.
  7. Шипровые - в основе пачули, бергамот, дубовый мох, ароматы смол. Классика для мужских духов. В сочетании с цитрусовыми дают интересные женские ароматы и парфюм унисекс.
  8. Кожаные - синтез цветочных нот со смолистыми, древесными, можжевеловыми маслами. Такие смеси дают необычные запахи - дыма, жженого дерева, табака. Используются преимущественно для создания мужского парфюма.
  9. Водные, или акватические, - ароматы свежести, росы, тумана, морского бриза, горного воздуха, летнего дождя, озона. В таких композициях используют эфирные масла мяты и других трав, цитрусовых, фиалки, лимона. В домашних условиях сделать натуральные духи с акватическим ароматом сложно, поскольку в их создании применяют синтетические молекулы.
  10. Гурманские - семейство запахов по большей части с искусственными компонентами. Парфюмеры создают туалетные воды и духи с ароматом карамели, леденцов, шоколада, сахарной ваты, шафрана, колы, груши. Дома сделать такое вряд ли получится, а вот теплые вкусные композиции с маслами ванили, апельсина, корицы, имбиря вполне возможно.

Также есть фруктовые, древесно-восточные, зеленые и другие семейства запахов.

Какую базу лучше выбрать для своих духов?

Основа облегчает применение парфюма и помогает компонентам объединиться в гармоничный аромат.

Масляные духи стойкие, но не яркие (сдержанные), так как частички масла прочнее удерживают между собой молекулы летучих ароматических соединений. Эфирных составляющих в таком парфюме не более 10% от общего объема (20 капель на 10 мл). После смешивания лучше дать духам настояться 1-2 недели. Недостаток - нельзя наносить на одежду и волосы.

На масляной основе можно сделать и твердые духи. Это отличная идея подарка и удобный вариант для ношения парфюма с собой, например, в медальоне или компактной баночке. Их даже используют как ароматизаторы, например, в машину. Для создания твердых духов к жидкой масляной основе добавляйте косметический воск или используйте застывающие масла баттеры - ши, карите, какао, кокоса.

Духи на основе спирта насыщенные, более яркие, но быстро испаряются. После создания их выстаивают 1-3 месяца, время от времени взбалтывая.

Порядок работы домашнего парфюмера прост:

  • Предварительно выберите запахи эфирных масел, капельно нанося их на бумажные полоски.
  • В чистую сухую емкость налейте спирт и воду (или масло).
  • Добавьте эфирные масла по порядку - базовые ноты, средние и в последнюю очередь верхние.
  • Закройте флакон, встряхните и оставьте настаиваться в темном прохладном месте.

Раскрываем секреты!

Натуральные ароматы можно придумать самостоятельно или использовать готовые рецепты духов из эфирных масел.

  • Духи «Свежесть цитрусов»

Свежий, прохладный цитрусовый запах с цветочными нотками. Фитоэссенции в каплях на 10 мл спирта:

  • мирры - 2,
  • нероли - 3,
  • мирта - 1,
  • лаванды - 2,
  • розы - 1,
  • петитгрейна - 5,
  • бергамота - 2,
  • горького апельсина - 2.
  • Духи «Английский сад»

На 20 мл 80% спирта и 3 мл дистиллированной воды возьмите эфирные масла (в каплях):

  • валерианы - 4,
  • ромашки - 4,
  • иссопа - 1,
  • лаванды - 2.

Рецепты масляных духов для самостоятельного приготовления

Для основы выберите одно жирное масло, например, миндальное. И по каплям добавляйте в него выбранные фитоэссенции.

  • Духи «Нежность»

Утонченный цветочный аромат. На 20 мл базового масла потребуются эфирные масла (в каплях):

  • сандала - 3,
  • голубого ириса - 3,
  • жасмина - 1,
  • розы - 1.
  • Духи «Южная ночь»

Теплый сладкий запах с пряными соблазняющими нотками. В 10 мл базы добавляйте по каплям такие эфирные масла:

  • пачули - 2,
  • розового дерева - 1,
  • сандала - 1,
  • ванили - 2,
  • жасмина - 1,
  • шалфея мускатного - 1,
  • нероли - 1,
  • иланг-иланга - 1,
  • мандарина - 1.

Чтобы сделать твердые масляные духи, используйте такую же схему смешивания, только вместо жидкого базового масла возьмите предварительно растопленных на водяной бане твердого масла (Ши, какао или карите) и косметического воска. Готовую, но еще не застывшую смесь залейте в медальон или плоскую баночку с крышкой и дождитесь полного застывания (30–40 минут).

Духи — афродизиаки для привлечения мужчин

Рецепты этих духов не оставят мужчин равнодушными!

Масла афродизиаки воздействуют на нервную систему, усиливая чувственность и стимулируя сексуальное желание. Среди них фитоэссенции сандала, кедра, жасмина, бергамота, пачули, иланг-иланга.

Рецепт духов-афродизиаков (в каплях на 10 мл жирного масла):

  • сандал - 2,
  • корица - 1,
  • ваниль - 1,
  • бергамот - 1.

Также известна смесь Афродиты, в которой на 20 мл базового масла приходится по 3 капли фитоэссенций иланг-иланга и розмарина и 2 капли грейпфрута.

Известные духи — раскрываем рецепты 😉

Компоненты знаменитых ароматов часто держатся в секрете. Но некоторые рецепты известных духов доступны и для создания в домашних условиях. На производстве применяют компоненты, недоступные обывателю, а точные пропорции не раскрываются. Но, зная состав всех трех нот аромата, можно воспроизвести нечто близкое по звучанию к оригинальному парфюму.

Montale Candy Rose:

  • База: ваниль;
  • «Сердце» аромата: роза, пачули, ландыш, жасмин;
  • Верх: малина, мандарин, личи, красный апельсин.

Nina Ricci Nina L’eau:

  • Базовые ноты: мускус;
  • Основа: черешня и гардения;
  • «Голова» композиции: нероли, мандарин, грейпфрут.

Chanel Chance Eau Vive:

  • База: ветивер и белый мускус;
  • «Сердце»: жасмин;
  • Верх: грейпфрут и красный апельсин.

Состав известных духов и туалетных вод можно отыскать в любом крупном интернет-магазине парфюмерии и попробовать свои силы в создании полюбившихся ароматов.

Аромат духов может подчеркнуть женственность и индивидуальность, раскрыть образ, а может и наоборот.

Важно в этом вопросе самостоятельно изучить все мелочи или довериться профессиональному парфюмеру.

Расскажем, как сделать духи в домашних условиях.

Оказывается, создать парфюмерную композицию очень легко. Самым важным компонентом этого волшебного действия являются масла – источники неповторимости. Масла отбираются строго лучшего качества у хороших проверенных фирм. Лучше приобретать у самого производителя. Именно от этого зависит большая часть успеха в этом парфюмерном труде.

Что для этого нужно

Ароматические эссенции по природе своей имеют летучие свойства. Если на тело нанести ароматную жидкость, то с течением времени источаемый запах изменяется. Зная все нижеописанные правила состава композиций, легко понять, как сделать духи в домашних условиях. Парфюмеры соединяют компоненты, обладающие разными ароматами – получается «база». Она разделяется на несколько «нот»:

Базовая нота (шлейф);

Нота сердца;

Верхняя нота (голова).

Со времени нанесения начинается их период активного действия: они испаряются и источают аромат по очереди – сверху вниз.

Базовая нота считается самой стойкой в композиции . Аромат держится от двенадцати до 24-рех часов после нанесения. Длительность действия непосредственно связана с конкретными эф-ными маслами, которые взяты парфюмером.

Нота сердца – это первейший элемент состава. Вступая во взаимодействие с другими эфирными маслами, раскрывает их оттенки и открывает новые ощущения.

Верхняя нота – быстро испаряемые эфирные масла. Можно назвать таковыми цитрусовые.

Во всех душистых жидкостях имеются одни их перечисленных дополнительных элементов: дистиллированная вода, спирт, масла кокоса, жожоба, сладкого миндаля. Считается — у каждой женщины должен быть свой особенный (генетический) аромат, составление оного возможно исключительно тонко чувствующим мастером.

Пошаговые инструкции

В начале необходимо поставить перед собой на рабочий стол следующие вещи:

Вода дистиллированная, настоящая родниковая;

Существования длительного аромата обеспечивает глицерин в малой пропорции;

Свежий кофе (применяется для обновления чувства запаха);

Сами эфирные масла;

Обязательно: записная книжка, ручка, от 5 до15 чистых аптечных пипеток, бумажные полоски 0,4на10 см., флакончики для будущей ароматической эссенции.

Если делать духи в домашних условиях с резким ароматом – в комбинированной жидкости должно быть 70% эфирных масел. Для нежного запаха – 20 процентов.

Для получения духов с «долгоиграющим» ароматом получившуюся жидкость нужно настаивать: сначала 48 часов в темном и холодном месте (не в холодильной технике) и после добавления воды (если основа равна 80 миллилитрам – пара ст. ложек) и глицерина (несколько капель) — еще 48 часов. Встречаются рекомендации о настаивании (до добавления воды и глицерина) в течении одного месяца. Специалисты уверяют, что духам требуется, как хорошему вину, время для созревания.

На тестеры из бумаги наносятся масла по 1 капельке и подносятся к носу, выбираются лучшие понравившиеся ароматы. Предпочтения указываются в записной книжке.

Считается, что лучшее соотношение в композиции – это соотношение 1:2:3 (голова:сердце:база) .

После того, как композиция из эфирных масел будет готова, работа заканчивается добавлением спирта или масла жожоба, или оливкового масла, или дистиллированной воды, или чистой родниковой воды. В случае приготовления сухих духов – добавляется сочетание жирного масла и воска.

Варианты смешивания запахов

Рецепт №1

Как сделать духи в домашних условиях для вечернего романтического настроения:

Первая нота – роза (1 кап.), сандал (6 кап.);

Рецепт №2

Аромат легкости и лета:

Первая нота – роза (1 кап.);

Вторая нота – мелиса (2 кап.);

Третья нота – бергамот (2 кап.), лимон (4 кап.).

Рецепт №3

Мужской аромат:

Первая нота – сандал (2 кап.);

Вторая нота – лаванда (2 кап.), можжевельник (2 кап.);

Третья нота – лимон (1 кап.), бергамот (4 кап.).

Рецепт №4

Аромат возбуждающий:

Первая нота – роза (1 кап.), сандал (8 кап.), пачули (3 кап.), жасмин (3 кап.);

Вторая нота – иланг-иланг (3 кап.);

Третья нота – вербена (3 кап.).

Рецепт №5

Ночной нежный аромат (настаивается не менее 15 часов):

Первая нота – сандал (5 кап.), мускус (5 кап.), ладан (3 кап.);

Третья нота (второй – нет) – жожоба (3 кап.).

Лучшие ароматы духов в домашних условиях получаются при смешении розы, лаванды, ромашки, иланг-иланга, жасмина и ириса. Запах мяты перечной смягчается или лавандой, или розмарином. Цитрусовые прекрасно смешиваются с можжевельником. Ни в коем случает нельзя смешивать розмарин и лаванду.

Чтобы хранились долго

При невнимательном хранении получившаяся композиция может помутнеть, утратить изысканный аромат и даже улетучиться. Однако, и самые качественные духи имеют срок хранения не более 3 лет.

Во-первых, духи лучше хранятся в темном месте. Лучше держать флакон в коробочке и не подвергать воздействию прямых солнечный лучей.

Во-вторых, большое значение в продлении срока хранения имеет герметичность флакона. Лучше всего хранятся духи с распылителем.

В-третьих, при нанесении духов на тело не используйте в этом процессе пальцы. Это лишний и не нужный контакт кожи с духами. Необходимо использовать одноразовую пластиковую палочку или что-то похожее.

И, в заключении, ничто не выдержит испытания временем, но самые качественные духи – на масляной основе – хранятся дольше всех. Потому натуральные духи стоят гораздо дороже своих конкурентов. Духи, сделанные в домашних условиях, или купленные в магазине со спиртовой основой даже из герметичного флакона медленно испаряются под воздействием тепла. Их нужно хранить только в холодильнике в закрытой упаковке.

АННОТАЦИЯ

Целью данной работы является:

Приобретение исследовательских умений и навыков;

Углубление знаний о парфюмерии

Гипотеза исследования:

Духи –заключительный штрих в создании образа, они представляют бесконечные возможности и помогают приобрести свой стиль.

Направление исследуемой темы: косметология

Этапы исследования:

знакомство с историей ароматов;

Как создаются духи;

Классификация ароматов;

Выбор духов.

Методика исследования:

Поисково-аналитический метод;

Сопоставительно-сравнительный метод.

ВВЕДЕНИЕ

Слово «парфюмерия» пришло в русский язык из французского. В буквальном переводе оно означает «средство для ароматизации воздуха путем дымления» (первыми духами были благовония). О том, что запахи могут влиять на человека было известно давно.

Применять душистые вещества, бросая их в костер, начали наши далекие предки еще в каменном веке, поклоняясь огню и дыму. Значительно позже, уже в наши дни, ученые доказали, что вдыхание душистых веществ оказывает на человека весьма значительное физиологическое воздействие.

С другой стороны, «духи – одно из средств молчаливого взаимопонимания»,- говорят лирики. А химики утверждают, что духи – это смесь сложных эфиров, альдегидов и спиртов насыщенного, ненасыщенног и ароматических рядов. Модельеры же уточняют, что духи – это рафинированное дополнение, которое раскрывает умение женщины одеваться. Кто же прав?

Попробую разобраться…

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

Даже в самом большом специализированном магазине невозможно одновременно собрать весь ассортимент парфюмерии. По данным статистики в СНГ ежегодно производится более 1200 наименований парфюмерно-косметической продукции, в том числе духов более 650 наименований.

Во Франции в 1880 году был создан банк данных в области парфюмерии. В его каталоге насчитывается более 8000 названий духов. Из них свыше 6000 создано во Франции и 2000 в других странах. Считается также, что примерно еще около 2000 названий духов осталось неохваченными.

КАК СОЗДАЮТСЯ ДУХИ

Для создания запахов парфюмеры пользуются огромным ассортиментом душистого сырья – всего более 6000 наименований. Душистые вещества содержатся в растениях в виде маленьких капелек в особых клетках. Они встречаются не только в цветах, но и в листьях, кожуре плодов и иногда даже в древесине.

Если сжимать кожуру апельсина или мандарина над пламенем, то из нее выдавливаются мельчайшие струйки жидкости, которые с треском вспыхивают. Это благоухающие пары эфирных масел. То, что их называют маслами, не должно вводить в заблуждение. С подсолнечным, кукурузным, льняным маслом, то есть с жирами, эти вещества не имеют ничего общего. Эфирные масла – это сложные смеси душистых органических соединений самых разных типов. Среди них встречаются сложные эфиры, альдегиды, спирты.

Рассмотрим главные виды парфюмерного сырья.

ЖАСМИН

Родина жасмина – Персия и Кашмир. Сейчас он выращивается для нужд парфюмерной промышленности повсюду. Парфюмерии он придает благоухающий, насыщенный аромат. Жасмин входит практически во все духи высокого класса.

РОЗА

Используется как самостоятельно (розовое масло), так и для создания парфюмерных композиций. Французские парфюмеры наиболее высоко ценят розы, растущие вблизи города Грасса, а также в Долине роз (Болгария). В отличие от жасмина, собираемого на рассвете, лепестки роз собирают ночью, когда запах достигает наибольшей густоты.

ЛАВАНДА

Придает духам тонкий и свежий аромат. Один из представителей семейства лавандовых – пачули - используется для создания духов восточного направления. Родина пачули – Бенгалия. Экстракт получают из листьев и стеблей этого растения.

ФЛЕРДОРАНЖ

Это цветы апельсинового дерева. Часто добавляется для создания насыщенного сладкого аромата.

БЕРГАМОТ

Масло, полученное из его плодов, придает парфюмерии особый освежающий аромат. Это маленькое дерево растет только в Калабрии – местности на юге Италии. Химикам удалось создать его аналоги. И теперь этот продукт получают синтетическим путем.

КЕДР

Древесина кедра используется для получения масла, которое придает парфюмерии древесную «зеленую» ноту, а также это масло используется как фиксатор запахов.

ГВОЗДИКА

Эфирное масло, получаемое из почек этого растения, является важной добавкой для создания духов восточного направления.

САНДАЛ

Его способность долго удерживать аромат используется во многих композициях. Имеет экзотический запах. Это дерево распространено в Индии и Австралии.

ИЛАНГ – ИЛАНГ

Широко применяется в парфюмерии благодаря нежному и изысканному аромату.

ВЕТИВЕР

Обладает тяжелым и густым запахом. Используется, главным образом, как фиксатор.

Широко также используются парфюмерами ТМИН, ГЕРАНЬ, МЯТА, АНИС, АЗАЛИЯ, ДУБОВЫЙ МОХ…

Эфирные масла трудно растворяются в воде, но легко в спирте. Поэтому спирт в больших количествах применяется в парфюмерной промышленности. Эфирные масла получают путем экстракции их из растений спиртом или другими растворителями.

Самые ценные душистые вещества получают другим способом. Он называется АНФЛЕРАЖ.

В закрытой камере размещают твердый животный жир и растение слоями. Через некоторое время цветы заменяют новыми, чтобы жир хорошо насытился эфирным маслом.

Такой способ используют, например, для извлечения масел из цветков жасмина и туберозы. Затем душистые эфирные масла извлекаются из жира спиртом.

МУСКУС, ЦИБЕТ, АМБРА – вещества животного происхождения, известные в древности как средства, услаждающие обоняние. Сейчас используются только для обогащения парфюмерных композиций.

АМБРА

Специальное воскоподобное вещество. Раньше получали только при разделке китов-кашалотов.

ЦИБЕТ

Выделение желез обитательницы Северной Африки - цибетовой кошки.

МУСКУС

Специально приготовленный препарат из желез мускусного быка (кабарги). Он, по утверждению парфюмеров, обладает способностью придавать духам утонченность и возбуждать обоняние. Кроме того, влияя на центральную нервную систему человека, мускус и амбра обостряют чувствительность, увеличивают продолжительность восприятия запахов.

Душистые вещества животного происхождения ценны еще и потому, что они устанавливают гармонию между запахами духов и кожи человека, служат как бы посредниками между ними.

Фундаментом современной парфюмерии служит химическая промышленность. Среди синтетических душистых веществ особое место занимают альдегиды и спирты. Они имеют характерный свежий запах. На основе этих соединений парфюмеры создали множество композиций. Например, французские духи «Шанель № 5», «Суар де Пари» своим ароматом обязаны именно этим соединениям. Если бы не было синтетических душистых веществ, то парфюмерия так бы и осталась на уровне средневековой алхимии. Да и получать многие нужные натуральные компоненты с каждым годом становится все труднее. Так, чтобы добыть всего 1 кг розового масла надо собрать 2 тонны нежных лепестков роз. А чтобы выжать, например, масло из ириса необходимо дубить его корни 2 года. Так же и с другими видами сырья, которые успешно научились синтезировать химики-органики. Но полностью заменить естественные душистые вещества нельзя. Только сочетание естественных и синтетических душистых веществ дает возможность создать такие духи, которые по праву можно назвать произведением парфюмерного искусства, в которое вложен опыт, тонкое чутье и многие месяцы работы парфюмера.

КЛАССИФИКАЦИЯ АРОМАТОВ

Всю парфюмерию, если говорить о характере запаха, можно условно разделить на 2 категории.

АЛЬДЕГИДНАЯ ГРУППА

Альдегиды жирного ряда – соединения, обладающие плодово-цветочным запахом, с примесью острого «жирного» оттенка, который в сочетании с другими запахами образует изумительные композиции.

Датой рождения первой такой композиции считается 5 мая 1921 года. В этот день на демонстрации мод дома Шанель были представлены духи, которые по заказу подготовил химик и парфюмер Эрнест Бо в пронумерованных флаконах. Коко Шанель остановила свой выбор на номере 5. Это было ее любимое число. Так, по воле случая родились легендарные духи «Шанель № 5».

ШИПРОВАЯ ГРУППА

Аромат напоминает запахи леса. «Шипр» - классические духи фирмы «Коти», разработаны в 1917 году, они и дали название этой группе. Составляющие аромата: дубовый мох, ветивер, сандал, пачули, бергамот, роза, мускус.

ВОСТОЧНАЯ ГРУППА

Аромат основан на запахе специй и тропических цветов, резкий и жаркий. Типичные представители – духи «Фиджи» и «Чарли» (французские).

Создавая эти запахи, парфюмеры творят, выдумывают, экспериментируют. Подобно композитору, они из разных нот-запахов создают гармоничные сочетания ароматов, которые ничем не отличаются от запаха сирени, фиалки, ландыша, жасмина. Но опытный парфюмер никогда не копирует запах в точности. Этот запах – не сам цветок, а его художественное преобразование. Ощущение от запаха бывает более ярким и глубоким, чем аромат отдельного цветка или букета.

Композитор Скрябин первый обратил внимание на сходство труда музыканта и парфюмера. Существует специальная таблица, по которой запахи можно записывать с помощью нот. Так, например, нота «ре» первой октавы означает запах фиалки, а «до» четвертой – ананаса.

НОТЫ АРОМАТОВ

Итак, сочетание нот ароматов создает их «мелодию». Ноты раскрываются со временем: первыми проявляют себя верхние ноты, которые производят первое впечатление об аромате, затем мы «слышим» более глубокие ноты сердца, а в результате на коже остаются базовые ноты. Не стоит выбирать аромат, ориентируясь только на верхние ноты. Дайте ему время показать себя. Базовые ноты проявляются последними, но именно они определяют характер аромата.

ВЕРХНИЕ НОТЫ (ГОЛОВНЫЕ) – 5 МИН УТ

    Воспринимаются сразу после нанесения

    Создают первое впечатление об аромате

    Содержат сильно ароматизированные компоненты, которые очень летучи и быстро испаряются

ЦИТРУС, ИМБИРЬ

СРЕДНИЕ НОТЫ (НОТЫ СЕРДЦА) – 3 ЧАСА

    Воспринимаются обонянием, когда рассеиваются верхние нот ы

    Имеют более мягкий аромат

    Проявляются от 2-х минут до 1 часа после нанесения

ЛАВАНДА, РОЗА, ЖАСМИН

БАЗОВЫЕ НОТЫ – 24 ЧАСА

    Воспринимаются обонянием через 30 минут после нанесения

    Состоят из нот, которые часто являются фиксаторами, удерживающими и усиливающими более легкие верхние и средние ноты

КЛАССИФИКАЦИЯ АРОМАТОВ

Она нужна для того, чтобы описать аромат и определить

    Концентрацию парфюмерных масел

    Ноты парфюмерной композиции

Различия в интенсивности и стойкости ароматов зависят от содержания или концентрации парфюмерных масел. Эти масла также называют «соком» (см. таблицу 1)

Таблица 1

п/п

наименование

обозначение

концентрация «сока», %

Духи – PARFUM

Парфюмерная вода – EAU DE PARFUM

EDP

10-20

Туалетная вода – EAU DE TOILETTE

EDT

8-10

Одеколон – EAU DE COLOQNE

EDC

3-8

Лосьон - LOTION EAU

LE

Чем выше концентрация масел, тем дольше сохраняется аромат.

Уловить все тонкости букета могут лишь специалисты-дегустаторы, люди, наделенные обонятельной памятью. Во время дегустации каждый дегустатор получает несколько полосок специальной бумаги, смоченной духами…

Но не только парфюмеры и дегустаторы определяют окончательную судьбу нового изделия, нужно еще придумать название и оформление.

Каждое время создает свою парфюмерию. Еще несколько лет назад в моде были ароматы восточного направления, но сейчас, отдавая дань нашей тяге к живой природе, все больше симпатий завоевывают духи, основанные на природных легких запахах. Так ли это? Приведу данные выбора ароматов ученицами 10 класса моей школы (табл. 2)

Таблица 2

п/п

ИМЯ УЧЕНИЦЫ

АЛЬДЕГИДНАЯ

ШИПРОВАЯ

ВОСТОЧНАЯ

Динара

Асия

Мария

Алина

Анастасия

Динара

По результатам опроса видно, что 2 девочки выбрали духи пряные. Ведь именно такие больше всего «идут» девушкам со смуглой кожей и темными волосами!

Блондинкам же к «лицу» духи с запахом цветов: еще 2 девочки-блондинки выбрали духи альдегидной группы.

Духи шипровой группы выбрали 2 девочки – им понравился запах зелени.

ВЫВОД:

Каждой девушке должен сопутствовать ее собственный уникальный арома т, связанный с ее личностью, создающий воспоминания о ней в ее отсутствие.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Составление парфюмерной композиции»

Цель работы: создать собственный «парфюм», придумать название.

Материалы и приспособления: эфирные масла, спирт, бокал для смешивания, пипетка, пробирка.

ХОД РАБОТЫ

Основной секрет человека, создающего ароматы – это не острое обоняние, а творческое, эмоциональное восприятие запахов. Как художник владеет красками, так и парфюмер должен знать тот материал, с которым он работает. Поэтому, прежде чем приступить к составлению парфюмерной композиции, необходимо:

- развить свою обонятельную память . На это может уйти время (от 1 дня до нескольких недель), для того, чтобы безошибочно узнавать любое из ваших эфирных масел;

- творчески охарактеризовать ароматы и зафиксировать их в своей памяти;

- составление парфюмерной композиции.

В идеале духи должны содержать эфиры всех трех нот. Вначале создается сердце будущего аромата, в котором и проявляется оригинальное видение парфюмера, затем на сердце накладывается база, подчеркивающая основное направление духов и, в последнюю очередь, добавляются верхние ноты.

Составление композиции

    Выбор направления

    Создание ноты «сердца»

    Создание базовой ноты

    Создание верхней ноты

    Составление формулы.

    Имя аромата

Например, я создаю духи цветочного направления, концентрация эфирных масел 20-25% (парфюмерная вода). На 5 мл духов нужно 1 мл эфирных масел (это 20 капель). Пропорция капель: 1 («верх») : 2 («сердце») : 3 («база»). Следовательно:

    Верх 3 капли - сандал, пачули, ваниль

    Сердце 7 капель - жасмин, роза, корица, шалфей, мускат, кориандр, иланг-иланг

    База 10 капель грейпфрут(6), апельсин(3), бергамот(1)

Формула духов нужна для соблюдения концентрации, гармоничного звучания и возможной работы над ошибками.

Начинаем смешивать по капле. Все изменения и добавления вносим в формулу.

«Алина»- вот название моих духов. Они резковатые, но легкие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

-«В любую минуту жизни меня сопровождают духи… Я скорее забуду очки или ключ, чем выйду из дому, не надушившись…» (Катрин Денев);

-«Духи – это та же одежда» (Коко Шанель);

-«Пройдет время, и вы забудете, во что была одета женщина, но запах ее духов надолго останется в вашей памяти» (Кристиан Диор);

-«Духи – главное. Это – автограф личности» (Палома Пикассо).

Подведены итоги исследования, но не следует забывать, что время быстротечно, меняется образ жизни, меняемся мы, меняется мода… Изготовленные мной духи всецело олицетворяют мою личность и я научилась создавать по- настоящему необычный аромат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фридман Р.А. «Парфюмерия и косметика», Москва, 1976

«Справочник по косметике», Москва, 1975

Сикорская С.В., Бельченко Е.Н., «Парфюмерия без секретов», Москва, 1991

Бубличенко М.М. «Что должна знать каждая женщина», Ростов-на-Дону, 2005

ИНТЕРНЕТ – САЙТЫ

www . Butik . ru

www.A-Z. ru

www . Woman . ru

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ

Ученица 10 класса Кужагельдина Алина заинтересовалась духами как главной продукцией парфюмерного производства. Поэтому она решила углубить свои знания, исследуя процесс создания ароматов.

Тема ее научно-исследовательской работы актуальна, т. к. успехи химии, микробиологии, генетики растений расширяют список исходных материалов для создания духов нового поколения и Алина может создавать необычные ароматы, подчеркивающие ее индивидуальность.

Работа Алины оформлена в соответствии с основными требованиями.

Цель сформулирована верно, она достигнута. Алина открыла для себя новые знания, приобрела исследовательские умения и навыки.