К чему приводит игнорирование чувств ребенка? Эмоционально отвергнутые взрослые. Что делать, если ребенок игнорирует родителей и их просьбы

Привет, друзья! С Вами вновь Татьяна Шибико. К чему приводит игнорирование ребенка? К очень не приятным последствиям. Каждому ребенку и маленькому и не очень нужно Ваше внимание. И каждый ребенок стремится его получить от своих родителей. И заметьте, если его хватает, то ребенок ведет себя вполне адекватно.

Он не делает ничего назло, делает то, что Вы ему сказали, и даже с радостью. Нет? Если всё-же нет, значит, Вы ему внимания своего дали не достаточно или дали такое внимание, которое ему было не по душе.

Мы сделали то, что посчитали нужным сами, а не позанимались тем, чем ему нравится.

Вот он и стремится получить Ваше внимание и ласку совершенно деструктивными способами. Даже когда он Вас выведет из себя и Вы закричите, он почему-то продолжит и дальше плохо себя вести, и даже будет смеяться над Вами. Это он радуется хоть какому-то вниманию, и поэтому не дождетесь, что он испугается Вашего крика и станет спокойным и послушным.

Как сказал один хороший психолог, сейчас он такими детскими деструктивными способами пытается привлечь Ваше внимание, например, плохо ведет себя в школе и , а в подростковом возрасте это уже будут совсем «не детские» способы. Например, плохие компании, воровство, алкоголь, наркотики, или может заболеть..."Мама, смотри, я болею,пожалей меня"...

Есть конечно дети, особенно девочки, которые будут привлекать Ваше внимание хорошими способами: «мама, я институт закончила с красным дипломом», это конечно приятно, но гораздо реже. Вы же не будете так рисковать, правда? Да и тем более, Вы как ответственный и любящий родитель не допустите такого, чтобы Ваш ребенок страдал от нехватки внимания.

И внимание это должно быть всецело его. Не так что Вы одним глазом смотрите в телевизор (компьютер, смартфон), а другим на него... а именно всецело Вы должны быть с ним. Пусть это будет всего 20-30 минут, но полностью мама с ним, а не 2 часа, а она где-то в другом измерении, думает о чем-то другом. Ведь это чувствуется, что Вы не с ним.

Вы устали? Тогда отдохните сама, сходите куда-нибудь, а с ребенком пусть кто-нибудь посидит, хоть на часок. Это совершенно необходимо, молодым мамам нужно немного отвлекаться и убеждаться, что «она у себя есть», и тогда Вы с новыми силами, отдохнувшая и соскучившаяся с удовольствием подарите ребенку эти полчаса.

Да, мои дорогие, мы для своих детей сейчас самые дорогие, самые любимые. И они стремятся всеми способами получить наше внимание, становясь иногда . Будьте с ними побольше, ведь время так быстро летит, и скоро они покинут родительский дом. Думайте об это почаще. Это помогает встряхнуться и вспомнить, что дети с нами не навсегда.

Настанет время, и они уже не будут так нуждаться в нас. Вот так уже не будут. Скорее уже родители будут скучать по детям, и ждать их внимания. Так что нужно уже сейчас, пока дети маленькие, любовь и ласку. Сейчас, пока мы можем повлиять на них. Разговаривайте, читайте, играйте, гуляйте с ними, и они отплатят Вам своей любовью, и ладить с ними Вы будете всё лучше.

А я желаю Вам хороших отношений с Вашими детьми и чтобы они получали Ваше внимание, а Вы — радость от общения с ними. На этом я заканчиваю свою статью и призываю Вас к комментариям-) Что Вы думаете по данному поводу? Активнее, друзья, давайте общаться))

До новых встреч, пока-)

Итак, нужно ли наказывать ребёнка? Этот вопрос вызывает множество споров не только среди родителей, но и среди педагогов. На мой взгляд, спорить тут не о чем. Ответ очевиден.

Однако раз уж начали говорить про наказания, считаю необходимым осветить эту проблему. Дело в том, что довольно часто родители придерживаются такой позиции: орать не буду, лучше помолчу, вовсе не буду его замечать, пусть прочувствует, как он виноват.

Только не путайте с методом тайм-аута. Там родители всё-таки сообщают ребёнку, что вот сейчас необходимо успокоится и как-то пересмотреть своё поведение. Метод игнорирования более жёсткий: это настоящий бойкот, обидный и запоминающийся. Многие дети, которым приходилось испытать на своей шкуре метод игнорирования, потом вспоминают, что им отчаянно хотелось, чтобы родители хотя бы наорали на них, да хоть бы ударили. Лишь бы не молчали! Представляете? Выходит, что игнорирование по своей губительной силе хуже прямого физического насилия. И, по сути, является насилием моральным! Это скрытая форма агрессии со стороны родителей.

Если мама в сердцах шлёпнула ребёнка по попе, она, как правило, потом испытывает чувство вины, понимает, что поступила совсем не педагогично. Если та же самая мама начинает в наказание игнорировать ребёнка, она чувствует себя правой, ведь использует «метод». Причём на первый взгляд эффективно…

Нужно ли наказывать ребёнка таким способом?

Чтобы определиться раз и навсегда, давайте заглянем глубже. Помните, в мультике «Вовка в тридевятом царстве» главный герой приподнимает волну и кричит: «Рыбкааааа!».

Вот и мы с вами сейчас приподнимем верхний слой этого «метода» и покричим: «Аууу! Какой там у нас подтееееекст?». То есть выясним, какой посыл ребёнку несёт игнорирование со стороны взрослых:

«Ты нам не нужен! ». Если вы хоть немножко знакомы с теорией привязанности, вы понимаете, насколько это страшно. Потому что быть рядом со своим взрослым, быть членом семьи означает иметь хорошие шансы на выживание в этом мире. И подсознание вопит: «Если я не нужен маме, если меня отвергают, я погибну!».

Ребёнок сам не осознаёт этой глубины, однако ужас испытывает вполне соизмеримый со страхом смерти. Неужели он совершил проступок, достойный такого страшного наказания? Эта связь как раз детям не очевидна. Когда происходит угроза потери контакта с родителем, все силы кидаются на попытки его восстановления. Думать в этот момент о своём поведении, тем более делать логичные с нашей точки зрения выводы, дети просто неспособны.

«Ты плохой! » Не поступок плохой, а сам ребёнок плохой. Чувствуете разницу? Примерьте на себя это чувство: я очень плохой человек, я не достоин того, чтобы меня любили. Хорошо, если при такой мысли передёргивает. Значит, эмпатия развита хорошо)) Такой посыл, во-первых, усиливает действие первого пункта. Во-вторых – наносит сокрушительный удар по самооценке ребёнка. А потом мы удивляемся, почему это ребёнок так плохо учится, плохо себя ведёт, агрессивен? Да всё просто: он принял тот факт, что он плохой. Теперь просто подтверждает реальными действиями. А чего терять-то, раз всё равно плохой?

Если ребёнка игнорируют регулярно, он начинает подстраиваться под эту модель поведения родителей. Учится чутко улавливать их настроение, подстраиваться под него. Более того: подстраивать свои эмоции, своё поведение под ожидания родителей, потому что больше всего на свете боится ужаса игнорирования. В результате происходит потеря своей собственной личности, понимания своих желаний и потребностей. В душе поселяется страх быть нелюбимым, и он может в течение жизни толкнуть уже повзрослевшего ребёнка на целый ряд ошибок при взаимодействии с другими людьми, особенно с противоположным полом.

Некоторые дети могут довольно долго сопротивляться такому методу игнорирования: закатывают истерики, капризничают, находят самые невероятные способы привлечь внимание родителей. Пусть негативное, зато внимание! Ведь если разрисовать шкаф маминой помадой, она вряд ли сможет молчать, да? Ну, наорёт, наверное. Но всё-таки так лучше, чем совсем никак.

А к подростковому возрасту мы рискуем получить от ребёнка слабо контролируемую агрессию, которая всё чаще будет направлена на нас.

Метод игнорирования: обратная сторона медали

Самое интересное, что использование метода игнорирования бьёт рикошетом и по родителям. Ведь наверняка есть раздражение, обида, злость на поведение ребёнка. И вот мы превращаемся в ходячий кипящий котёл, полный до краёв довольно сильными эмоциями. Не дай бог расплескать!

Мы старательно запихиваем эту гремучую смесь куда подальше, закрываемся крышкой молчания и при этом испытываем ложное чувство выполненного долга. Мол, какая молодец я, не ору, не мечу гром и молнии, культурно соблюдаю выразительное молчание!

А потом вдруг получаем настоящую истерику из-за какой-нибудь мелочи. Это прилетела капля, переполнившая наш котёл эмоций. И началось извержение вулкана. Всё, что мы так старательно прятали внутри выливается наружу. А повод может быть совсем незначительным: ноготь сломался, ужин подгорел, ребёнок пролил кефир, погода испортилась. Что угодно! Просто котёл-то наш не резиновый…

И здоровье не железное. Припрятанные эмоции трансформируются в мигрени, скачки давления, простуды и чего похуже. Вам правда этого хочется? На свете есть множество способ взаимодействовать с ребёнком. Так давайте вычеркнем из нашего арсенала именно этот, игнорирование. Ведь очевидно: от него страдают обе стороны, и взрослый, и ребёнок. Не стоит игра свеч!

Содержание статьи:

Ребенок игнорирует взрослых - это тот фактор, который должен насторожить родителей. Некоторая замкнутость не является отклонением от нормы. Однако откровенный игнор свидетельствует о том, что в семье назревает конфликт. Чтобы избежать разлада между старшим и младшим поколением, следует всерьез заняться воспитанием своего отпрыска.

Почему ребенок игнорирует взрослых

Капризные дети стали довольно распространенным явлением в социуме. При этом стоит различать желание отстоять свое собственное «Я» и отказ реагировать на просьбы или требования родителей. Истоки подобного поведения маленьких строптивцев следует искать в следующих факторах-провокаторах:

  • Поиск личного пространства . Взрослея, ребенок начинает понимать, что он является самостоятельной личностью в мире взрослых. При осознании данного факта дети иногда начинают сооружать барьер между собой и родителями, которые продолжают их опекать как малыша. Подобный этап взросления может пройти без каких-либо серьезных последствий, но папам и мама стоит помнить об опасности деформации личности их ребенка из-за недостатка внимания к нему.
  • Чрезмерное любопытство . Как ни странно это звучит, но часто дети игнорируют своих родителей, потому что не успевают замечать суть их нравоучений. Исследование окружающего мира настолько поглощает ребенка, что он перестает реагировать на просьбы взрослых. Любимое чадо просто витает в небесах, поэтому ему нет дела до пространных речей папы или мамы.
  • Защита от мира взрослых . «Я в домике» - ответ таких детей на неудобные для них вопросы. Игнорирование в данном случае является попыткой уйти от требований родителей, которые выполнять не хочется. Легче всего прикинуться слепо-глухим ребенком, чем исполнить просьбу взрослого.
  • Отсутствие силы воли . Выражается это в нежелании отвечать за свои поступки. Подобная безответственность довольно распространена среди детей. Ребенок игнорирует просьбы зачастую по той причине, потому что слаб духом и не может откровенно признаться папе и маме в том, что ему данное указание не по силам.
  • Деспотичное поведение родителей . Излишний натиск на психику ребенка, которая не сформировалась, в дальнейшем может проявиться в виде игнорирования старшего поколения семьи. В данном случае речь идет о своеобразном протесте, когда дети самостоятельно пытаются избавиться от деспотизма родителей.
  • Обида на взрослых . Неосторожным словом реально серьезно снизить самооценку собственного ребенка. В ответ он не может предпринять какие-либо существенные действия, поэтому просто игнорирует своего более сильного обидчика.
  • Двойная тайна . Довольно часто дети перестают видеть и слышать своих близких, когда узнали о чем-то запретном, которое связано со старшим поколением семьи. Не желая причинить боль папе или маме, ребенок в дальнейшем замыкается в себе и игнорирует любые попытки общения с ним.
  • Обида на сверстников . В любом возрасте больно осознавать тот факт, что тебе нанесли оскорбление незаслуженно. Если при этом близкие люди не поддержали ребенка, то они автоматически входят в зону тех особ, кому нельзя доверять и нужно игнорировать.
Детская психика является довольно пластичным материалом, но не стоит устраивать эксперименты на проверку ее прочности. Игнор со стороны ребенка - это серьезный признак того, что намечаются существенные проблемы среди близких людей.

Разновидности игнора со стороны ребенка


Прежде чем собирать семейный совет, родителям необходимо изучить детскую психологию. Разновидности игнора со стороны ребенка специалисты классифицируют следующим образом:
  1. Провокация . В некоторых случаях дети стараются посредством игнора достучаться до близких им людей. Они молча кричат о том, что им не хватает тепла их родителей. В итоге такой ребенок игнорирует папу и маму, совершая при этом довольно непростительные поступки.
  2. Шантаж . Некоторые дети являются довольно хитрыми особами. Они могут встать в позу безмолвного игнорирования только для того, чтобы получить от взрослых вещь, которая приглянулась. После овладения заветным презентом они начинают видеть и слышать своих родителей.
  3. Протест . В данном случае речь пойдет о серьезной обиде, которую родители нанесли своему ребенку. Если ее не проанализировать и затем ликвидировать, то ребенок может игнорировать своего папу и маму долгие годы.
  4. Отчаянье . Игнор в этой ситуации имеет форму того же протеста, но выражается в более активной форме. Дети, попавшие в кризисную ситуацию, могут закрыться в себе, если не видят поддержки со стороны взрослых.
  5. Демонстративность . Игнорировать иногда можно настолько громко, что реально перекрыть все сказанные в гневе слова. Вставая в подобную позу, ребенок пытается показать свою значимость посредством агрессивного молчания.

Что делать, если ребенок игнорирует взрослых

Повлиять на свое потомство, которое откровенно не хочет идти на контакт, довольно сложно. Дети игнорируют родителей, что делать, куда обращаться - любимый вопрос многих взрослых. В данном случае лучше всего прислушаться к мнению специалистов.

Как вести себя родителям, если их игнорирует ребенок


Именно папа и мама виноваты в том, что их чадо отказывается идти с ними на прямой контакт. Им необходимо изменить свою модель поведения, которая должна быть скорректирована следующим образом:
  • Посещение врача . Некоторые родители бывают поражены до глубины души, когда со временем понимают истинную причину странного поведения их ребенка. При вопросе, что делать, если ребенок игнорирует взрослых, необходимо проконсультироваться у специалиста. Возможен тот факт, что любимое чадо является аутистом или имеет проблемы со слухом.
  • Разговор по душам . В любом случае стоит узнать о проблемах своего отпрыска до того, как принять решение его наказать. Холод с его стороны и нежелание подчиняться указаниям взрослых довольно легко устранить при помощи беседы на те темы, которые интересуют ребенка.
  • Небольшая хитрость . Чтобы вывести своих детей из состояния игнора, необходимо проявить мудрость. У строптивца однозначно имеется какая-либо слабость, которой нужно воспользоваться. Психологи рекомендуют обратиться к игнорирующей стороне с вопросом, на который она однозначно ответит. После такой хитрой стратегии завяжется диалог, который приведет к примирению сторон.
  • Проявление твердости . В особо тяжелых случаях не нужно прибегать к физическому наказанию, которое только усугубит ситуацию. Следует сказать упрямцу, что он не получит тот же десерт, если по первой же просьбе не сядет за стол. Можно отказать ему в предоставлении карманных денег, что тоже эффективно срабатывает.
  • Установление тактильной связи . Не нужно бояться лишний раз проявить свою любовь к отпрыску. В данном случае речь идет не о бесконечных объятьях (которые, кстати, тоже не помешают), а о поглаживании по голове, прикосновениях к плечу. Таким образом ребенок почувствует, что дорог своим родителям, и перестанет игнорировать их.
  • Четкое разъяснение своих слов . Некоторые взрослые не желают понять тот факт, что дети их игнорируют, потому что просто не понимают требований взрослых. Необходимо в самой доступной для ребенка форме говорить о своих намерениях по отношению к нему.
  • Озвучивание мыслей вслух . Если дети игнорируют вопросы или просьбы, то следует организовать театр одного актера. Не стоит стесняться рассуждать о своих переживаниях вслух. Ребенок должен слышать, что своим поведением он причиняет боль своим родителям. При этом напрямую обвинять его не нужно, потому что подобное поведение вызовет у него очередную волну агрессии.
  • Применение актерского мастерства . Дети всегда оценят хороший юмор, когда он исходит от их родителей. Если ребенок обижен и играет в молчанку, то необходимо удачной шуткой рассмешить его. Именно позитивное настроение сможет помочь ему начать диалог со взрослыми. Каждую фразу стоит обыгрывать, предлагая ребенку вместо «пошли домой» вариант в виде «давай наперегонки до подъезда».
  • Обозначение приоритетов . Не нужно демонстрировать свою авторитарность в вопросах, которые можно решить мирным путем. Ребенок начинает в знак протеста игнорировать родителей, которые не уважают его как личность. Следует показать своему чаду, что конкретно в уставе семьи первостепенно. Он должен понимать, что за выполнение именно этих правил с него будет спрос.
  • Отказ от повторений . Понятия, которые навязываются изо дня в день, перестают осознаваться ребенком. Одну и ту же просьбу можно озвучить по-разному. Принцип, что повторение - это мать учения, в данном случае не подойдет.
  • Устранение всех конфликтов между взрослыми . В семье, где родители не могут поладить друг с другом, в первую очередь страдают именно дети. Не имея возможности повлиять на папу и маму, они замыкаются в себе. Необходимо выяснять свои отношения так, чтобы свидетелем горячих разборов полетов не стал ребенок.
  • Совместный досуг . Трудно игнорировать тех взрослых, которые желают быть постоянно рядом с маленьким строптивцем. Если при этом ребенок получает максимум положительных эмоций, то его хандра и игнор по отношению родителей пройдет. Психологи рекомендует систематически организовывать походы в кино, детское кафе и пикники.
  • Совместное занятие спортом . Здоровый образ жизни, который пропагандируют взрослые, поможет развить у ребенка чувство коллективизма. Не обязательно при этом всем членам семьи посещать тренажерный зал. Если ребенок игнорирует взрослых, достаточно предложить ему пойти в плавбассейн или на водные аттракционы. Вода имеет свойство расслаблять мышцы человека, поэтому в таком состоянии легче завязать диалог с упрямцем.
  • Ведение дневников . Ребенку, который встал в позу, необходимо предложить заняться чем-либо конструктивным. В данном случае рекомендуется записывать свои позитивные и негативные эмоции, которые произошли в течение дня. После запечатления на бумаге подобных воспоминаний необходимо озвучить их на общем семейном совете. В идеале такие дневники нужно вести всем членам семьи.
  • Совместное прочтение книг . Довольно часто специалисты рекомендуют ознакомление с такой литературой, как стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». На примере данного произведения довольно легко показать, что можно по всем существующим вопросам обращаться к родителям без игнора по отношению к ним.
  • Просмотр кинофильмов . В данном случае подойдет кинолента «Один дома», когда в большой семье не видели и не слышали своего сына. Исключительно в самолете мама поняла, что одного ребенка у нее не хватает. Юмор юмором, но при этом не стоит удивляться тому факту, что дети начинают игнорировать своих родителей. После данного примера стоит предложить своему ребенку ознакомиться с сериалом «Папины дочки», где отец с большим количеством детей уделял внимание каждому из них.
  • Разрешение игнора . В некоторых случаях следует выдержать паузу для того, чтобы строптивец понял свое неправильное поведение по отношению к близким людям. Необходимо также игнорировать его вопросы и просьбы до тех пор, пока он не извинится.
  • Предоставление возможности почувствовать взрослую жизнь . Если покладистый ребенок превратился в бунтующего подростка, то необходимо немного его проучить. Если он игнорирует своих родителей, значит, вполне может обойтись без их помощи. Пусть какой-то период готовит, гладит и стирает себе сам. Через определенное время ему это однозначно не понравится, и конфликт разрешится сам по себе.
Все озвученные рекомендации не могут применяться к одному ребенку, потому что каждая маленькая личность индивидуальна. Исключительно наблюдение за поведением своего отпрыска поможет выбрать правильную стратегию относительно устранения его проблем и комплексов.

Работа психологов, если дети игнорируют родителей


При особо тяжелых случаях необходимо обратиться за помощью к специалисту. Именно он может помочь найти выход из лабиринта, когда родители уже опустили руки. В данном случае психолог предоставляет помощь следующего плана:
  1. Анализ . Перед тем как приступить к решению проблемы, необходимо обозначить пути ее разрешения. Прежде всего, ребенка, который игнорирует родных, тестируют на совместимость с социумом. Делается это для того, чтобы исключить у него наличие такого понятия, как аутизм.
  2. Игра в виртуальный мяч . После того как было проведено диагностирование, психолог предлагает своему маленькому пациенту немного поэкспериментировать. Для этого он задает ему каверзные вопросы о его семье, на которые ждет интересные ответы. В данном случае допускается некоторая провокация в виде вопроса «ты любишь маму?». Игнорировать специалиста ребенку не удастся, но задуматься над своим отношением к семье малышу придется.
  3. Фонематические игры . Подобная методика помогает детям слышать то, что им говорят. При ней используются игры «Города» (начать новое слово на последнюю букву предыдущего), «Эхо» (повторить сказанное много раз) и «Имена» (назвать как можно больше названий). Такие упражнения помогают ребенку не только развить свою речь, но и отрабатывают рефлекс немедленного ответа на озвученный вопрос.
  4. Арт-терапия . Довольно часто психологи предлагают своим пациентам нарисовать цветок. Дети, которые игнорируют своих близких, обычно изображают растение, которое лишено корня и стебля. Специалисты затем предлагают своему маленькому пациенту дорисовать все недостающие детали и озвучить их необходимость.
Что делать, если ребенок игнорирует взрослых - смотрите на видео:


Если ребенок игнорирует маму или папу, следует задуматься над тем, в какой среде воспитывается их чадо. Проблемы детей обычно заключаются в неумении прислушаться к ним взрослым. Игнор ребенка является тем сигналом, от которого отмахиваться однозначно не стоит. Молчаливая битва характеров приведет в итоге к тому, что исчезнет взаимопонимание между старшим и младшим поколением семьи.

Игнорирование – такой прием в общении, когда один делает вид, что не видит другого. Люди, искусно владеющие этим приемом, знают, что это действенный способ лишить окружающих покоя.

При этом игнорирование позволяет избежать ответственности, ведь вы «вообще ничего не делаете», когда игнорируете других, какие к вам могут быть вопросы?

Часто мы используем игнорирование автоматически, спонтанно, когда на кого - то обижены. Так мы отгораживаемся от обидчика, даем ему понять, что не собираемся вступать в контакт.

В супружеских парах игнорирование обычно использует один супруг: он обижается и не разговаривает со вторым. Второй обычно выдерживает это дело недолго и начинает всякими способами устанавливать контакт: предлагает поговорить о важном или затевает разговоры на бытовые темы, а иногда провоцирует ссору. Все лучше, чем лед молчания. Молчащего супруга такая ситуация может выводить из себя, если контакт устанавливается слишком для него быстро.

Наиболее тертые калачи - те люди, которые столкнулись с молчанкой в своем детстве, таким образом родители наказывали их за провинности. В результате такого опыта люди перенимают эту систему наказания супруга или ребенка, применяют ее, выводя близких из равновесия и вынуждая навязчиво стремиться к контакту. Но, возможен и другой исход ситуации: тот, кого наказывали в детстве молчанием, находит себе партнера, который ведет себя так же - в обиде прерывает контакт.

Несмотря на неприятности, которые может принести в жизнь игнорирование, это действенный способ избавиться от некоторых неприятных черт в поведении близких людей.

Так игнорирование нежелательного поведения ребенка, иногда отличный способ это поведение прекратить.

Важно проводить границу между игнорированием отдельного поведения ребенка и игнорированием его самого. Игнорировать ребенка нельзя, для него прерывание контакта с самыми главными фигурами – родителями - это тяжелое испытание. Подробнее об этом можно прочитать .

Как применять игнорирование на практике

Игнорирование действий ребенка происходит, когда родитель делает вид, что вообще не видит, что ребенок делает или говорит. Тогда предполагается, что ребенок, разочаровавшись в «публике», перестанет вести себя неподобающе. Зачем, если все равно никто не обращает внимания?

Совет «просто не обращай внимания» недостаточен, а, возможно, вреден, если понимать его неправильно. Родители часто пытаются его применять и в лучшем случае получают то же поведение, а в худшем поведение еще более неприятное и яркое. Часто игнорирование приводит к самым печальным последствиям для отношений ребенка и родителей.

Чтобы игнорирование пошло на пользу всем участникам отношений, нужно применять его, учитывая несколько условий.

1. Игнорировать можно только отдельные действия ребенка, но не его самого . На деле часто игнорирование превращается в отвержение. Например, если ребенок грубит вам, а вы в ответ «не видите» его, перестаете обращать на него внимание на неопределенное время – то вы наказываете его за грубость отвержением. Это значит, что вы игнорируете самого ребенка, а не отдельные части его поведения.

Игнорирование эффективный, но довольно ограниченный прием воздействия на детей. Не нужно пытаться решить с его помощью все педагогические задачи. Ребенка нельзя научить вежливости, мягкости, уму и сдержанности просто игнорируя проявления резкости, грубости и прочих нежелательных качеств.

Родители, которые слишком часто применяют прием игнорирования, скорее всего, выросли в семьях, где их собственные родители наказывали их отвержением. Эстафета была передана и теперь при любом проступке ребенок попадает в опалу.

Важно научиться отличать игнорирование, как ограниченный и точечный прием и отвержение ребенка, как широкую систему реагирования на то, что вам не нравится.

При игнорировании вы «не видите» отдельные элементы поведения ребенка, при отвержении вы перестаете общаться с ребенком в результате его неблаговидного поступка. Первое может принести пользу, второе почти всегда вредно.

Хороший пример игнорирования:

В ответ на требование отца убрать со стола 7 летний Миша, скроил неприятную физиономию («как меня все достали»). Отец оставил без внимания выражение лица (игнорирование), сказав, как закончишь, будем обедать.

В неудачном варианте отец мог бы перестать «видеть» и разговаривать с сыном в процессе и даже после уборки. Это было бы уже отвержением ребенка.

2. Игнорирование означает «ничего-не-делание».

Часто родители уверены, что фраза «Я на такой тон отвечать не буду, попроси вежливо» - это и есть игнорирование невежливого обращения. Но, это как раз обратное, это поощрение вниманием!

Когда вы игнорируете, вы никак не показываете, что поведение оказывает на вас хоть какое - то воздействие, что вы вообще его видите.

Пример «псевдо игнорирования»

Одна женщина, мама 3 летнего мальчика, уверявшая, что игнорирование никогда не работает, описала мне, как она применяет этот прием. Малыш часто обзывался, в ответ мама говорила «Я не слышу тебя». Повторяла она это столько раз, сколько «обзывалок» придумывал мальчик (а он отлично владел речью, и у него было хорошее воображение). Разумеется, все это превращалось для ребенка в игру и никак не работало в смысле ограничения грубости малыша.

3. Игнорирование невозможно при большом эмоциональном накале.

Игнорирование - это «делание вида», что вы ничего не слышите и не видите. Но, на самом - то деле вы прекрасно воспринимаете все то, что вас раздражает в поведении ребенка.

Тебя лучше всего видят тогда, когда делают вид, что не замечают.

Айшек Норам

И у того, чтобы «делать вид» есть определенный и весьма небольшой запас прочности. Поэтому не слишком удачный выбор применять игнорирование там, где ситуация раскалена, там где вы или ребенок (а чаще всего оба сразу) находятся во взвинченном состоянии.

Например, по - настоящему сложно игнорировать громкий крик ребенка, особенно в общественном месте.

Вы можете успешно проигнорировать какие - то элементы поведения ребенка, если они не слишком яркие и не слишком выводят вас из себя.

4.Воздействовать с помощью игнорирования можно только на то поведение, которое прямо рассчитано на вашу реакцию.

Иногда родители возлагают надежды, на игнорирование в тех областях, где поведение никак не питается вниманием окружающих. Если ребенок получает удовольствие или какую - то пользу от своих действий, то ваше игнорирование не приведет к тому, что поведение исчезнет. Если ребенок толкает брата, прыгает на вашей кровати, таскает из шкафа сладости или с криками носится по ресторану, то его поведение продиктовано прямой выгодой, оно доставляет ребенку удовольствие само по себе и не нуждается в вашей реакции. Игнорирование такого поведения не может привести к хорошему результату. Поэтому, если ваш ребенок стоит в общественном месте на ушах, не нужно надеяться, что ваше игнорирование его остановит.

Но, если ребенок с хитрой улыбкой (прекрасно зная, что вы будете недовольны) тянет в рот окурок, подобранный на улице, то, возможно, он как раз проверяет вашу реакцию, как бы спрашивает: «Ну, и что ты будешь делать?». В таком случае надо игнорировать вот именно эту хитрую улыбку, просто без эмоций отобрать окурок.

Хорошо корректируется игнорированием так называемое вызывающее поведение . Например, ваш ребенок, глядя в глаза, сбрасывает со стола чашку.

В этом случае вы имеете дело с двумя принципиальными обстоятельствами: чашка сброшена на пол и вас пригласили к войне. Родителям трудно реагировать на такие ситуации, потому, что ни отчетливо видят мотив ребенка: ребенок совершает что-то нежелательное намеренно, стараясь досадить родителям, вызвать реакцию.

Часто в таких ситуациях дается совет – уделить ребенку повышенное внимание, дескать, он в момент таких воин чувствует себя беззащитно, поэтому провоцирует, пытаясь привлечь к себе внимание. Возможно, это и так, но внимание нужно уделять ребенку не после того, как он сбросил чашку, а в другие моменты. Окружать вниманием ребенка в ответ на его грубые проявления наоборот не нужно ни в коем случае. Иначе вы учите ребенка привлекать к себе внимание хулиганским образом.

В такой момент правильно было бы игнорировать сам факт вызова, но реагировать на вторую часть – сброшенную чашку. Не говорить ребенку «Ах ты, паршивец, ты, что над матерью издеваешься!» Это реакция на первую часть, на приглашение к войне. Нужно сказать «Теперь неси тряпку, эту лужу нужно вытереть». Это будет реакцией на вторую часть, на беспорядок, учиненный ребенком.

Такая реакция обеспечит вам правильную формулу взаимодействия:

- вы игнорируете только действие ребенка, но не его самого. В этом случае вы игнорируете призыв к конфликту.

- вы действуете в связи с требованиями ситуации, лужу все - таки необходимо убрать.

Иногда, правда приходится игнорировать и более длительные эпизоды. Например, если малыш упал на пол и кричит в ответ на ваш отказ немедленно выдать ему что-то непозволительное, и никак не реагирует на отвлечение. Самый разумный вариант – это игнорировать такую форму проявления требовательности.

Здесь родители, преимущественно мамы, совершают одну глобальную ошибку. Они сидят с каменным видом и ИГНОРИРУЮТ. Именно этим целенаправленно и заняты. Более мягкий вариант – заняты своим телефоном, что для ребенка почти тоже самое. Ребенок обычно никак не хочет успокаиваться в такой ситуации и кричит все громче.

Ребенок младшего возраста не в состоянии понять, почему его мама, обычно нормальная хорошая мама вдруг заморозилась. Ему страшно. И он кричит громче, а потом начинает дергать маму, висеть на ней, пытается внимание все – таки к себе привлечь. Обычно, мама не выдерживает первая и начинает как – то действовать: говорить, давать то, что просит ребенок и прочее.

Если вы решили игнорировать какие – то действия ребенка, надо не сидеть с каменным видом, а встать и чем - то заняться несложным: складывать вещи, мыть овощи или подметать. Желательно не работать в этот момент с компьютером, так как для ребенка это выглядит не как действия мамы, а как сидение спиной к нему. Ребенок должен видеть, что мама чем - то занята, ведет обычную жизнь, а не замерла и сидит не подвижно, не обращая на него внимания.

Также нужно понимать, что для того, чтобы ребенок получал точную информацию, заканчивать игнорирование нужно, как только нежелательное поведение заканчивается. Если ребенок, навалявшись и накричавшись, подходит к вам уже более спокойный, улыбнитесь ему, давая понять, что вы открыты для контакта. Неправильно в такой ситуации продолжать сидеть с недовольным или отстраненным видом, потому, что ребенок вас до этого довел. В таком случае ребенок не увидит разницы в реакции мамы на разные его виды поведения: что кричал и валялся, мама недовольная молча сидела, что подошел спокойный, она продолжает так же сидеть.

Если применять игнорирование точно, от него можно получит много пользы.

© Елизавета Филоненко

Psychologies:

Какое наказание превращается в насилие? Как понять, где проходит черта между правильным, полезным наказанием и опасным, травмирующим?

Есть два вида наказаний. Первое - когда ребенок действительно совершил какой-то ощутимый проступок. В этом случае важно понести ответственность. Это как у взрослых. Ведь если мы с вами нарушим закон, тоже будем наказаны. И ребенок должен понимать: ему придется отвечать за то, что он нанес кому-то ущерб, исправить то, что он разрушил, разбил. Это нормально.

Но часто родители наказывают ребенка лишь по одной причине - собственного бессилия. Ведь если мать и отец обладают авторитетом, они могут так сказать ребенку «стоп, не делай этого больше», что и наказывать не придется. На мой взгляд, наказания редко бывают нужны. Дети и сами понимают, когда они совершили плохой поступок и должны за него ответить. И часто сами говорят: «Прости меня».

Бывает, что родители бьют ребенка не от ощущения бессилия - таков их способ поддерживать порядок в доме, демонстрировать свою власть.

Скорее всего, их тоже били в детстве. И они переносят модель «воспитания», полученную от родителей, на собственных детей. Они могут думать, что это такой способ проявлять любовь и заботу.

Если в семье принято наказывать ремнем и это правило известно ребенку, можно ли считать порку насилием?

В чем разница между родительским воздействием и насилием? В том, что ребенок может оспорить родительское решение. Он может расплакаться. И родитель примет его чувства.

Там, где ребенку отказывают в страхе, в боли, в переживании, и появляется насилие

А там, где ребенку отказывают в страхе, в боли, в переживании, и появляется насилие. Одно из его проявлений - унижение ребенка. То, что делают очень многие родители, к сожалению, - у нас это насилием даже не считается.

Но что такое унижение? Это «я тебе отказываю в достоинстве, я унижаю тебя, и ты в этот момент перестаешь быть человеком».

Типичный пример: на вокзале или в универсаме ребенок начинает капризничать, а мать публично объясняет ему, какой он плохой.

Да. Это вызывает у ребенка чудовищный стыд, часто гораздо больший, чем его проступок. А делает это мать чаще всего от бессилия. Потому что не смогла нормально поставить ребенку границу, решительно ему отказать, у нее недостаточно авторитета, чтобы он ее послушался. Ее крик, шлепки и затрещины - знак того, что родитель не справляется со своей ролью.

Несколько лет назад по нашей просьбе Левада-центр проводил масштабный опрос на эту тему. Большинство родителей (87%) считают, что время от времени наказывать детей стоит, а 75% родителей по-прежнему прибегают к телесным наказаниям. Чем они опасны?

Меня ужасает такая статистика. Известны и другие цифры: 14 000 женщин и 2500 детей погибли в результате домашнего насилия за один только 2014 год. Это, по сути, число погибших советских военных на протяжении 10 лет афганской войны. Мы уже не берем тех, кто попал в больницу, кто выжил.

По сути, цифры говорят: у нас это культурная норма - избивать друг друга. В порыве ярости мы можем не остановиться и убить жену, ребенка, кого-то еще. Ведь это поразительно.

Почему родительское насилие так опасно? Потому что дом - это место, где мы хотим чувствовать максимальную безопасность. Родители - люди, которым мы хотим максимально доверять. Дети - существа, которые максимально беззащитны.

И когда мы бьем ребенка, мы разрушаем его ощущение опоры в жизни, саму идею безопасности. Мы ему как будто говорим: «Близость там, где тебя могут стукнуть и унизить. Вот что такое близость».

И потом, во взрослом возрасте, он воспроизводит этот стиль поведения в отношениях со своими партнерами. Он невольно использует одну из двух стратегий: либо бояться, либо бить другого. И становится либо жертвой, либо насильником.

Многие дети, к которым родители применяли насилие, становятся потом регулярными посетителями психологов.

Есть исследование, что телесные наказания не только способствуют росту агрессии у этих детей, но и замедляют их интеллектуальное развитие.

Конечно. И я даже могу сказать почему. У ребенка, которого бьют или унижают, страх вырастает в аффект. А когда мы в аффекте, мы начинаем плохо соображать. Вся физиология направлена на то, чтобы бежать или прятаться, а не на то, чтобы думать. Я говорю это специально для родителей, которым важно интеллектуальное развитие их детей.

Есть и менее очевидные виды насилия. Я не говорю сейчас о ситуации, когда отец или мать может шлепнуть ребенка сгоряча, а потом остыть и извиниться, - это как раз то, что родители способны заметить и проанализировать.

Это, кстати, не будет насилием, потому что родитель своим извинением говорит ребенку: ты действительно меня разозлил, но форму я выбрал неправильную, я не должен был тебя шлепать. Я погорячился. В этот момент к ребенку возвращается достоинство, и он может уже как-то справиться с ситуацией.

Понятно, что лучше бы совсем не шлепать. Но если уж шлепнул и извинился, это гораздо человечнее, чем считать, что так и надо - бить, чтобы человеком вырос, для профилактики.

А игнорирование? Некоторые родители, которые не могут себе позволить физическую агрессию, считают эффективным способом наказания бойкот. Который может длиться от нескольких часов до нескольких недель. Они перестают замечать ребенка, демонстрируя ему, насколько он их разочаровал. Вы считаете это насилием?

Это очень вредный способ реагировать на поведение ребенка. Формально, наверное, его нельзя назвать насилием. Потому что границы ребенка в этот момент не нарушаются.

Но давайте разберемся, что такое игнорирование. Оно же транслирует ребенку: если ты меня не слушаешься, то я разрываю связь с тобой. Тебя для меня не существует. Все, ты остаешься один, я бросаю тебя.

А если ребенку 3 года или 5 лет - это совершенно невозможно вынести. Дети сразу прибегают и говорят: «Мамочка, прости меня». Они не могут выдержать этой разорванной связи, ощущения того, что их аннулировали, уничтожили.

Мать в этот момент считает себя правой, она такая молодец. Потому что не орет, не истерит, не совершает явного насилия

Сложность еще в том, что мать в этот момент считает себя правой, она такая молодец. Потому что не орет, не истерит, не совершает явного насилия. И она даже не осознает, какие последствия рождает в душе ребенка. Она вызывает у него колоссальную тревогу и страх, что значимый для него человек его внезапно покинет.

Есть еще одна форма наказания, об эффективности которой ведутся дискуссии. Я имею в виду time-out, когда родители оставляют ребенка наедине с собой. Например, в отдельной комнате. И дают ему возможность поразмышлять о содеянном. Некоторые психологи рекомендуют так делать. Это тоже игнорирование или это другой, безвредный метод?

То есть это способ обезопасить ребенка от своего гнева.

И лучше всего сказать так: «Ты знаешь, я сейчас очень зла на тебя, просто не могу тебя видеть. Давай ты сейчас на 15 минут пойдешь в свою комнату, чтобы я могла успокоиться, и потом мы с тобой поговорим».

Это не значит, что связь разорвана. Родитель объясняет, что ему нужно справиться со своими чувствами, обозначает конкретное время, обещает поговорить. Иногда это помогает.

Когда же истерика у ребенка, то оставлять его надолго наедине с собой нельзя. У маленьких детей и так слабая саморегуляция. Они нуждаются во взрослом, который их обнимет, утешит. Поэтому родители, которым требуется прийти в себя, должны брать максимально короткий time-out. И четко его обозначать.

Когда ребенок может начать сопротивляться насилию? Можно ли его научить этому?

Прежде всего, мы должны относиться к ребенку с уважением. И тогда, если кто-то другой унизит его достоинство, ребенок как минимум будет изумлен. Он расскажет нам, что воспитательница сделала или сказала что-то нехорошее. И тогда мы объясним: «Никто не вправе тебя шлепать, обзывать и унижать. Я завтра поговорю с ней».

Если так ведет себя кто-то из членов семьи, то мы, матери, тоже можем утешить ребенка, успокоить. Можем сказать, что папа прав по сути своей, но по форме он не имел права так говорить. А потом мы идем к мужу и разговариваем о том, как все-таки ставить границы ребенку, не переходя черту.

Особая история, если отец регулярно бьет, оскорбляет и не испытывает раскаяния. Вот здесь женщине бывает трудно раз за разом объяснять, что так нельзя. В такой семье воспитывают не человека с достоинством, а жертву или агрессора, который будет повторять это поведение в дальнейшем.

Как случайному свидетелю насилия над ребенком реагировать? Вмешиваться или проходить мимо?

Это очень сложный вопрос. Если мы видим, что взрослый бьет ребенка, у нас есть право подойти и сказать: «Слушайте, у нас запрещено насилие над детьми. Согласно статье 65 Семейного кодекса, родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей. Вы нарушаете закон, остановитесь или я вызову полицейского». Возможно, это кого-то остановит.

Родитель от стыда, что его застали в неприглядном виде, возможно, напустится на ребенка еще больше

Но если родитель кричит на ребенка в аффекте, вмешиваться трудно, мы же не видели предыстории скандала. Мы сделаем замечание и отойдем. А родитель от стыда, что его застали в неприглядном виде, возможно, напустится на ребенка еще больше. Но в любом случае нужно быть информационно подкованными и ссылаться на закон, который запрещает насилие.

Помогает ли психотерапия справиться с тем негативным влиянием, которое насилие над ребенком оказывает на всю его взрослую жизнь?

В терапии это возможно. Все чаще ко мне на прием приходят родители, которые говорят: «Меня били, и я теперь бью своего ребенка; помогите мне освободиться от этой модели поведения, я хочу перестать». Происходит это не быстро. Для того чтобы освободиться от этой связи, взрослому приходится прожить свою детскую историю еще раз, переосмыслить ее. После этого ему легче выдерживать и свои собственные аффекты, и аффекты своего ребенка. И он перестает передавать эту страшную эстафету из поколения в поколение.

Об эксперте

Ирина Млодик - экзистенциальный психолог, детский психотерапевт, гештальт-терапевт, автор книг «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему» и «Девочка на шаре. Когда страдание становится образом жизни».

Интервью записано для совместного проекта журнала Psychologies и радио «Культура» «Статус: в отношениях», программа вышла в эфир 2 мая 2017 года.