Как бороться с детской истерикой: советы психолога. Детская истерика

И истерики детей доставляют много неудобств родителям. Но часто взрослые сами виноваты, считает психолог Анна Быкова: вместо дневного сна тащат малыша в торговый центр, или не предупреждают, что скоро пора заканчивать игру, или не умеют переключать внимание. Вот способы, которые работают, когда истерика еще не началась, но вскоре может случиться.

Это скорее даже не именно про истерику, когда ребенок падает на пол, бьет руками, ногами, а бывает, что и головой, а про любой громкий детский плач, вызванный двумя причинами: "Хочу!" или "Не хочу!", который трудно выдержать взрослой психике.

Такой плач я делю на три типа: капризы, требования, протест. Критерием выступает осознанность ребенком своего желания.

Если ребенок точно знает, чего он хочет , и плачем добивается, чтобы ему это предоставили, - это требование .

Если ребенок точно знает, чего он не хочет, - это протест.

Если ребенок не знает, чего хочет, если он ничего не хочет, его просто все раздражает, - это капризы.

Причины, по котором "капризка" посещает ребенка:

  • Переутомление (к этому может привести нарушение распорядка дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений).
  • Недомогание.
  • Чужое плохое настроение (дети хорошо считывают эмоциональное состояние близких).

Если это капризы, то бесполезно оказывать воспитательные воздействия в этот момент. Надо постараться успокоить себя, успокоить ребенка, накормить, спать уложить - что там по ситуации.

У ребенка истерика: что делать?

Сашке было два с половиной года, когда он закатил свою первую и, пожалуй, самую яркую истерику. Случилось это в магазине ИКЕА. Детский отдел. Деревянная железная дорога в собранном виде прибита, как экспонат, к вертикальному щиту. Сашка хочет яркие деревянные паровозики.

Я подаю ему коробку с паровозиками, но Сашка хочет именно те, прибитые гвоздями. Объясняю, что те - не отрываются. Даю Сашке самому попробовать оторвать от стены приколоченный экспонат. Снова предлагаю паровозики в коробке. Но Сашка хочет именно паровозики со стены. Падает в истерике на пол.

Поднимаю и сажаю его в тележку, надеясь, что сейчас быстро докачу орущего сына до кассы, оплачу выбранный товар, а потом переключу внимание сына с истерики на мороженое. Он, продолжая орать, выгибается и пытается вылезти из тележки, швыряет на пол паровозики в коробке.

И в этот момент посторонняя женщина начинает вопить в мой адрес: "Что за мать?! У ребенка истерика!" (Ну конечно, а то я без нее не заметила...) Придерживая Сашку в тележке, выруливаю на финишную прямую. Странная женщина преграждает мне путь. Видимо, чтобы я могла дослушать ее тираду: "Понарожают, а воспитывать не умеют!".

Анализирую ситуацию. Если я сейчас вступлю с ней в полемику, то уже не смогу сохранять спокойствие: риск эмоционального заражения слишком высок. Двух орущих моя психика не выдержит. В результате я удаляюсь от женщины, бросив тележку с товаром. Сашка выгибается у меня в руках, бьет ногами.

Покидаю магазин, сажусь на ближайшую лавочку, беру ребенка на колени. Одной рукой, обнимая, фиксирую Сашкины руки, второй рукой фиксирую ноги. И начинаю его тихонько покачивать. Через две минуты Сашка уснул.

Это была моя ошибка - ехать с ребенком в магазин во время дневного сна. Если бы он не был переутомлен, мы бы с ним смогли спокойно договориться. Лучше всего получается справляться с истериками у тех, кто их просто не провоцирует. Если бы у меня хватило ума объехать отдел игрушек, Сашка не увидел бы паровозик.

Прием "с глаз долой - из сердца вон" очень эффективен для предупреждения истерики-требования "Хочу то, чего нельзя". Убираем с глаз ребенка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребенок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.


Детские истерики и переключение внимания

Как объяснить дочери, что сладкое нельзя? У нее аллергия. Мы ей объясняем, говорим, что животик заболит, а она все равно кричит и требует.

Сколько лет дочери?

Два с половиной.

Почему бы просто не убрать из дома сладкое? Не будет соблазна - не будет и слезных требований.

Муж не может без сладкого. От конфет он готов отказаться, но ему надо, чтобы дома были печенье и вафли. Да и я тоже их люблю.

Я в красках представила картину: маленькая девочка в слезах наблюдает, как папа отправляет себе в рот одну вафлю за другой. Вообще странно, сами взрослые не готовы отказаться, но почему-то ждут, что двухлетняя дочь легко откажется от сладкого.

Можно, конечно, и дальше объяснять ребенку, что ей сладкое нельзя, а маме с папой можно. Рано или поздно она примет этот факт. Это если хватает сил выдерживать ее плач. А можно просто не провоцировать. Есть вафли, когда дочь спит, например.

Можно еще в этой ситуации использовать прием "Переключение внимания" . Предложить вместо запрещенной вафли разрешенное лакомство. Сработает, если продукт действительно воспринимается ребенком как лакомство, если появляется внезапно, как приятный сюрприз, и если "М-м-м, как тебе везет, а вот папе такое нельзя".

"Переключение внимания" особенно эффективно в применении с малышами. Чем меньше ребенок, тем действенней прием. Показываем ребенку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность, отвлекая от того, что нельзя брать. Внимание с возрастом становится все более устойчивым, соответственно, переключать все сложнее.

Для того чтобы всегда было на что переключить внимание, хорошо бы иметь запас "антикризисных игрушек", к которым у ребенка нет доступа. Это могут быть небольшие игрушки с заводным механизмом. Игрушка, которая сама движется, легко привлекает внимание.

На прогулку в детском саду в период работы воспитателем я обычно брала мыльные пузыри и надувные шарики. Почему-то всегда срабатывало. В ситуации, когда на двадцать детей десять совочков, плач "хочу этот совок, а он не отдает" практически неизбежен. Но стоило сказать "Смотрите, что у меня есть!" и начать надувать пузыри, сразу образовывалось несколько никому не нужных совочков.

Как избежать истерики? Согласиться

Есть еще прием, помогающий избежать истерики, - "Условное соглашение". Формула такая: "Да, конечно, только потом" или "Да, но..."

"Да, конечно, он даст тебе совочек. Сейчас немного покопает, а потом тебе даст" Это фраза воспринимается с меньшим эмоциональным всплеском, чем "Нет, он первый взял". Когда ребенок слышит "нет", у него начинается протест, и все последующие доводы от него отскакивают. Когда он слышит "да", есть шанс договориться.

"Да, конечно, мы будем играть, только сначала чуть-чуть поспим, а потом будем играть".

"Да, я понимаю, что ты хочешь еще гулять, но уже пора возвращаться. Давай подумаем, чем интересным дома займемся?"

Ребенку важно, что его услышали, что его поняли и что с ним согласились.

"Да, я понимаю, что ты хочешь компот прямо сейчас. Но он еще очень-очень горячий. Давай вместе подуем на него".

"Да, я понимаю, что тебе хочется зайти в магазин, но сегодня совсем-совсем некогда. Давай завтра".

(На всякий случай напомню, что обещания, данные ребенку, необходимо выполнять. Неправильно обещать что-то, что вы не собираетесь делать, только для того, чтобы прямо сейчас ребенок не плакал.)

Прием не универсальный, не всегда и не со всеми детьми срабатывает. Но может быть, вам когда-нибудь пригодится.

Прием "Перетаскивание". Часть игровой ситуации перетаскиваем в новую обстановку. Чтобы накормить юного строителя, вместо "Оставь кубики, пошли есть суп" можно объявить, что у бригады обеденный перерыв. А если хотите вывести гулять ребенка, который из подушек сооружает пещеру для динозавров, предложить ему накормить травоядных свежей зеленью.

Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее

Много слез бывает, когда ребенок увлечен игрой, а взрослым надо по какой-то причине эту игру прервать. То ли обедать пора, то ли домой идти, то ли спать. Мгновенно прекратить игру бывает сложно, и здесь подойдет прием "Предупреждение".

Ребенка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Чтобы пирамидка была собрана, паровозик успел закончить свой маршрут, все феечки благополучно вернулись в свои кроватки, а в поединке роботов определился победитель.

Нам ведь, взрослым, тоже бывает сложно резко переключиться с одного вида деятельности на другой. Необходимо какое-то время, чтобы поставить дело на паузу, доведя до логической точки. Дочитать главу, дописать письмо, досмотреть новостной сюжет, закончить уборку. Понятно, что если случится что-то экстренное, мы все бросим и побежим. Но это будет стресс.

Для ребенка резкое переключение на другую деятельность - это тоже стресс. На стресс он реагирует слезами. Если не случилось ничего экстренного, считаю возможным проявить уважение к деятельности ребенка, помочь завершить дело, которым он в данный момент занят.

Со старшими детьми этот прием тоже работает. Был период, когда я очень сильно раздражалась на то, что приходится долго ждать детей к столу, звать по нескольку раз. Прибегали обычно после ультиматума: "Если сейчас не придете - кормить не буду!".

Однажды в гостях у мамы я сама оказалась в роли такого ребенка. Мама позвала к столу, а мне было очень важно дописать главу, пока мысль не вылетела. Я так увлеклась процессом завершения, что очнулась только на вопросе: "Почти остыло. Тебе подогреть? Или уже в холодильник убрать?". С тех пор я стала с детьми договариваться, когда (во сколько) ужинаем, чтобы они к этому времени старались все дела завершить.

Как понять, что ребенок вырос

Прием "Альтернативный вопрос". Этот прием встречается во всех учебниках по продажам и переговорам. И считается самым примитивным. Его еще называют "выбор без выбора".

Объясняю. Взрослый принимает решение, но предлагает ребенку выбрать сопутствующие условия: "Мы возьмем на прогулку мяч или велосипед?". Работает это так: ребенок вопросом включается в выбор и при этом автоматически соглашается с решением. "Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?" - ключевое слово здесь "соберешь".

Правда, работает прием недолго. От того возраста, когда ребенок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта. И тогда мама услышит: "Я не хочу сегодня гулять!", "Я не буду ничего собирать!". Вот тогда мы радуемся, что ребенок вырос, и без заигрываний ставим его перед фактом: "Я так решила, мы сейчас выходим на улицу". Значит, пришло время учиться выдерживать фрустрацию.

Но есть и еще одна стадия взаимодействия ребенка с этим приемом: когда ребенок использует его против вас. Будьте готовы услышать: "Мама, выбирай, ты мне купишь пони или единорога", "Мама, выбирай, я сейчас съем одну конфету или две".

Прием "Подмена понятий". Классический пример из известного кинофильма: "Завтрак в детском саду отменяется! Вместо завтрака летим в космос! Взяли космический инструмент!".

Использовать прием хорошо в возрасте примерно трех лет. Это такой милый возраст, когда ребенок очень часто говорит "Нет!" и "Не буду!", отстаивая свое право на собственное мнение. Через "нет" он отделяет себя от взрослых, чувствует себя отдельной личностью. ("Если я говорю „нет“ маме, значит, я не мама".)

Почувствовать автономию настолько важно, что он может говорить "нет", даже если в принципе согласен или очень, очень хочет. Но еще больше он хочет сказать "нет".

Представьте детский сад и целую группу "неток"-трехлеток. На прогулку все равно вывести надо всех, за стол усадить всех и потом в кровать уложить тоже всех, несмотря на их "нет"...

Нет! Я не буду надевать ботинки!

Хорошо, давай тогда они сами на твои ножки прыгнут! (Интонация эмоционально-игривая.) Ботиночки разбегаются, правый обгоняет левый и - оп! - запрыгивает на ножку!

Нет, я не буду кушать!

Хорошо, кушать не будем. Давай просто посидим за столом, посмотрим, как ребятки едят... Смотри, в супе макарошки плавают! Давай их ловить.

Ложкой вылавливаем по очереди все макароны (естественно, отправляем в рот). А потом ловим картошку... Можно назвать обед рыбалкой - подменили одно понятие на другое, и цель достигнута.

Примечание для тех, кто сомневается в этичности применения этого приема, считая его обманом, а детей обманывать нехорошо. Конечно, обманывать нехорошо, и не только детей. Только в данном случае это не обман, это игра.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. Для ребенка естественно играть, поэтому он с гораздо большим энтузиазмом вовлечется в ту деятельность, которая представлена как игра. Это подстройка под картину мира ребенка, а не обман. Обман - это когда взрослый говорит: "Съешь суп, я тебе конфетку дам", а потом: "Ой, а конфетки нет, убежала".

Нет! Я не буду спать!

Хорошо, не спи. Спать не будем. Будем просто лежать на кроватке и ждать, когда придет мама.

Ребенок соглашается, а через пять минут засыпает, потому что спать на самом деле он хочет... Но он "не спал" в садике. Он так "ждал маму".

Хорошо, можешь не спать. Только помоги зайке уснуть. Зайка хочет спать, но один засыпать боится. Ты зайку обними и полежи с ним рядом. Покажи зайке, как нужно глазки закрывать.

Через пять минут ребенок спит, а выполнивший свою миссию заяц валяется на полу под кроватью.

Нет! Я не буду раздеваться!

Хорошо, не раздевайся. Не надо. Ложись так. Давай только животик освободим. Животику надо отдохнуть от резиночек и пуговок на штанах. Пусть животик отдохнет, штанишки снимем, а раздеваться не будем.

Нет! Я не пойду гулять!

Хорошо. Гулять сегодня не пойдем. Мы пойдем искать клад! У тебя есть лопатка? Бери лопату и пошли скорей, пока другая группа клад не выкопала.

Мама, вставай! Вставай! Пошли играть!

А мама не то что играть - глаз открыть не может. На мольбы: "Давай еще пять минуточек полежим" - ребенок отвечает бойким нетерпеливым отказом.

Тут приходит спасительная идея:

Обсуждение

Честно признаюсь дочке 2 года, обнаглевшая истерика учащенно начала воспаляться до атомных состояний, пришлось воспользоваться самым древним методом на планете, которым пользуются многие существа: крепко резиновым тапочком по заднице, на следующий день и последующие как шёлковая. Главное не давать слабинку. Потрясающий эффект за один раз. Наверное проблема носит индивидуальный характер для каждой семьи. У нас дедушка воспитывал взглядом, то есть на стене был «воспитательный» кнут, и когда ребёнок капризничал он переводил взгляд на кнут а потом на ребёнка, если ребёнок уже испробовал его на вкус, то он уже знал что визуального замечания достаточно, дедушка никогда ни кричал и не ругался. Все дети слушались его взгляда. Поэтому всех внуков к нему на корректировку поведения отправляли, а их больше 2 десятков было. Бабушка -мать героиня, а дедушка отец героин:). Во первых нужно минимизировать взаимодействие с гаджетами, это влияет на его психику, даже маме меньше дружить со смартфонами и планшетами, кроме рабочего порядка. Во вторых папа должен принимать активное участия во всем от подгузников до кормления, от прогулок до отправления на снотворный отдых. Ребёнка нужно воспитывать с момента зачатия:)), поэтому исключаем истерику когда он хочет спать, или перевозбуждён, всегда можно сбросить его капризы, перевернуть вверх ногами, или посадить на шею, или сделать ку ку на прятки, массу возможностей на фантазию. Старайтесь чтобы ребёнок тоже имел какие то увлечения в адрес помощи родителям скажем полечил маму или папу, помог перетаскать постиранное бельё или собирать игрушки. Ребёнка нужно разыгрывать, как это делают с музыкальным инструментом, а потом приигрывать и тренировать. Он этим занимается расширяя свои возможности и навыки. Именно от нашего опыта он будет впитывать основы поведения и мышления. На ютубе есть полезные развивающие каналы: ладушки оладушки, baby einstein, мультики тини лав и мультики советского происхождения (правда для меня это выборочно) остальное вредный шлак, по крайней мере я лучшего не нашёл. Удачи и терпения (мудрости) вам в воспитании детей! Именно мы создаём будущее не только страны но и человечества в целом!

27.01.2019 17:15:45, Добрый Папа

Прибавьте к этому неловкость за поведение своего чада, если истерика застигла вас на людях, умножьте на потерянное время, ведь в период истерики не только вашему ребенку, но и вам не удастся заняться совершенно ничем.

Да и вашему ребенку тоже приходится несладко от собственных криков. Кроме того, регулярные истерики расшатывают нервную систему ребенка, а могут и стать дурной привычкой.

Что ж, прекратить истерику - не такое уж трудное дело. Фактрум публикует статью о том, как это правильно делать.

1. Бесстрастный способ

Этот способ самый легкий и самый трудный одновременно. Он заключается в том, чтобы полностью устраниться от истерики ребенка и никак не реагировать на столь неподобающее поведение.

Легкость этого способа в том, что он опирается не на действие, а на бездействие взрослого. Вам не нужно делать ровным счетом ничего. Продолжайте (или начните) заниматься своими делами. На ребенка внимания не обращайте и будьте абсолютно невозмутимы.

Но в этом кроется и сложность. Попробуйте-ка не реагировать на истерику, если раздражение так и подступает, если к губам уже подступили гневные слова и если хочется прекратить это безобразие не просто быстро, а сию секунду, даже если для этого понадобится шлепнуть ребенка ну или достать ему луну с солнечного неба.

И все же переключитесь с детских воплей на конкретные и несложные дела. Дома можно немного прибраться. На улице - собрать игрушки. Если вы дома, уйдите из поля зрения ребенка. Подождите, пока разбушевавшееся чадо придет к вам по своей воле.

В этом способе есть одна тонкость. Удержите от гнева не только язык, но и жесты, мимику, движения. По вашим действиям не должно быть видно, что вы раздражены. Истерика - не для вашего дома. Это случайно забредшая вредина, которая не стоит вашего внимания. А когда детка наконец подойдет к вам, не припоминайте того, что уже закончилось, не укоряйте за зареванную мордашку.

Доделайте ваше вовремя найденное дело вместе. Ну, а потом вместе отдохните!

2. Отвлекающий способ

Этот способ можно по праву назвать самым популярным. Суть его проста. Ребенка нужно отвлечь внезапным вопросом или какими-то конкретными действиями так, чтобы все его внимание переключилось с плача на взаимодействие со взрослым.

Вопрос может быть довольно сложным, требующим хотя бы минутного раздумья, а может быть, наоборот, таким простым, что обескуражит своей очевидностью.

  • Сложные вопросы: «Ой, а что этот мальчик собирается делать на качелях? Он же не катается!» (нужно как минимум повернуться и посмотреть на того мальчика); «Это сейчас телефон зазвонил?» (нужно прислушаться).
  • Вопросы, ответ на которые очевиден: «Ого! А где у тебя нос?»; «Ух ты! У тебя что, на ногах ботинки?».

Конкретные действия, к которым вы призываете ребенка, должны быть предельно легкими, выполняемыми почти машинально. «Успокойся» - это не конкретное действие - вы-то сами знаете, как это сделать? «Встань с пола» - это действие совсем не легкое - ребенок-то хочет лежать и рыдать.

Предложите ребенку, например, следующее: «У тебя штанишки испачкались, отряхни скорее»; «Как у тебя волосики растрепались! Поправь». Разумеется, любой вопрос нужно задавать крайне заинтересованным/удивленным/озадаченным тоном, а призывать к какому-либо действию четко, спокойно, не допуская возражений.

3. Захватывающий способ

Этот способ, пожалуй, самый непростой и подходит лишь тем взрослым, кто абсолютно уверен в своих актерских способностях.

Вернувшись с прогулки, вы оставляете кричащее чадо у порога, а сами принимаетесь разбирать сумочку. «Ну надо же, сколько тут всего! Пустые конвертики откуда-то взялись… И какие-то карточки… Да мне они и не нужны. Что же с ними делать? А в другом кармашке тоже что-то лежит… Посмотрим». Ревущий малыш на конвертик и настоящую взрослую карточку, вероятнее всего, клюнет.

А уж если вы в ответ на начавшуюся истерику вы, ничуть не огорчаясь, скажете: «Ой, какие капризы к нам пришли! Нужно полечиться! А лучшее лекарство от капризок - пирог», - и отправитесь на кухню печь пирог с яблоками (разумеется, при условии что печь вы умеете и любите), истерика покинет ваш дом как минимум на весь оставшийся день.

4. Суровый способ

Сразу оговорюсь: суровый - не значит жестокий. «Суровый способ» подойдет лишь тем родителям, кто умеет сдерживать свой гнев.

Первый вариант действий в этом случае - волевое решение взрослого, однозначное и бесповоротное, не зависящее от поведения ребенка. То есть если пора идти домой (о чем вы, разумеется, ребенка предупредили заранее, дав ему время закончить игру), а ребенок категорически отказывается и устраивает скандал, вы не идете на попятную, не нервничаете и не пытаетесь что-то втолковать орущей деточке. Но вы и не ругаетесь, не кричите и не шлепаете ребенка. Вы просто берете его за руку, а если понадобится, то и на руки и отправляетесь домой.

Есть и второй вариант. Он далеко не всегда остановит истерику мгновенно, но может сделать истерики менее частыми. Заключается он в том, чтобы ребенок был наказан за недопустимое поведение. Например, после скандала во время утренней прогулки вы лишаете ребенка прогулки вечерней. Или если ребенок категорически отказался убирать за собой игрушки и устроил истерику по этому поводу, вы убираете игрушки сами, но в течение какого-то времени ребенку их не возвращаете.

Этот способ годится для деток старше трех лет.

5. Нежный способ

Ну, а этот способ, безусловно, самый приятный. Нужно просто обнять и пожалеть раскричавшегося малыша.

Ведь вы же любите его, правда? Так без слов напомните ребенку об этом. Ты кричишь и плачешь, значит, тебе плохо. А раз тебе плохо - мне тебя жалко. Ощутить вашу нежность очень нужно и малышу, и подросшему дошколенку.

Да и вам такие объятия помогут успокоиться, погасят зарождающийся гнев и не дадут забыть, что ваше зареванное, сердитое, взлохмаченное чадушко - самое лучшее в мире!

Когда у ребенка истерика, родители испытывают сложные чувства: от вины и стыда до гнева и бессилия. Хочется иметь при себе инструкцию «как бороться с детскими истериками пошагово?», ведь частые истерики и следующие за ними борьба и конфликты создают напряжение в отношениях между детьми и взрослыми. И нет, малыш не специально устраивает сцены, ему тоже очень тяжело их переносить.

Если истерики случаются часто — родители могут предположить, что ребенок не здоров, и отправляются к неврологу или психиатру, но истерический невроз у детей без особенностей развития — редкий диагноз.

Для детей до 4-5 лет истерика – это кризисная реакция на невыносимую ситуацию, которую нельзя прекратить и принять. Нервная система не выдерживает напряжения, чтобы пережить гнев, ярость и отчаяние – организм устраивает истерику.

В этом состоянии ребенок не воспринимает информацию из вне, он как бы «перезагружает систему» и «временно недоступен». После того как сильные эмоции находят выход, и истерика идет на спад — наступает стадия горевания, когда человек ищет утешения и поддержки у близких, идет мириться и хочет на ручки.

В любом случае, у слез, крика и других бурных реакций всегда есть повод. Ниже разобраны наиболее часто встречающиеся причины детских истерик.

Кризис 1 года

До года детский плач легко объясняется физиологическими потребностями и дискомфортом. Плачущего кроху легко отвлечь и занять игрушкой. А ближе к году ребенок становится шустрым, хочет делать сам, подражая взрослым, хочет чувствовать себя полезным. Так маленький человек усваивает правила поведения в семье и обществе, изучает важные навыки.

Но годовалый ребенок может подвергать себя или других опасности. Это тревожит родителей, они устанавливают правила и многое запрещают.

Сталкиваясь с ограничениями ребенок испытывает фрустрацию. Его потребность не может быть удовлетворена прямо сейчас. Ох, как это злит!

Чтобы пережить гнев, малыш кричит и падает на землю, краснеет, колотит ногами по полу, лбом сносит стены, дерется.

Кризис 3 лет

Ребенок в три года похож на маленького подростка. Он постепенно отделяется от мамы и уже имеет собственное мнение обо всем, что происходит, хочет принимать решения сам, хочет, чтобы с его мнением считались.

Защищая свое «Я» трехлетний человек отказывается от ранее любимых и привычных вещей только потому, что это предложили взрослые – он проявляет негативизм.

Одновременно с негативизмом ребенок проявляет невиданное прежде упрямство. Если уж попросил конфет, то не откажется от этого желания. Даже если он давно перехотел конфету и захотел суп — ни за что не признается в этом и продолжит требовать конфет.

Лев Семенович Выготский говорил о трехлетних: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Конфликты в семье

Когда ссорятся значимые люди, ребенок испытывает сильный стресс, даже если конфликт вялотекущий и никак не проявляется при ребенке – напряжение накапливается, и разрядка происходит в истерике. Бывает, что ребенок бессознательно «отвлекает» взрослых от конфликта несносным поведением и истериками.

Изменения в привычном укладе жизни

Переезд, детский сад, болезни, потеря друзей или близких – в такие моменты ребенку требуется больше внимания и заботы.

Потребность в любви и внимании

Если времени, проведенного с родителями недостаточно, или оно проходит без качественного и активного общения. Такая истерика – манифест: «Замечайте меня, я здесь, вы нужны мне!». как успокоить детскую истерику, вызванную нехваткой внимания? Достаточно простой совместной игры, разговора по душам, чтения или прогулки, чтобы почувствовать близость с родителями. Но некоторым детям необходима постоянная включенность и внимание взрослых, это стоит учитывать.

Фото и дочь Ярославы Матвейчук

Непоследовательность в воспитании

Мама разрешила мультики, а папа запретил. Мама сказала, что сладкое после еды, но папа часто дает конфеты до еды. Если запреты и правила одинаковы у всех членов семьи, то ребенок просто их примет и места для манипуляций не останется. Взрослым необходимо договориться о правилах, принятых в их семье.

Выработка единой линии воспитания часто становится причиной семейных споров, ведь у каждого есть свой опыт и представление о том, как «надо». Психологическая консультация для родителей может быть полезна на стадии поиска собственного и приемлемого для всех стиля воспитания ребенка.

Детская истерика ночью может произойти из-за сильного стресса днем, ночных кошмаров или резкой боли. Важно побыть рядом, обнять, постараться выяснить причину и устранить ее.

Истерика может случиться с любым ребенком, но есть особенно чувствительные дети, их нервная система легко возбуждается, а процессы торможения развиты слабо, потому что неокортекс, отвечающий за сознательные действия и логику, созревает к только 6-7 годам жизни.

Фото и дочь Ярославы Матвейчук

Можно ли предотвратить истерику?

Остановить уже начавшуюся истерику так же сложно, как остановить электричку на полном ходу. Но есть несколько идей о том, как реагировать на детские истерики:

  1. Заботиться о том, чтобы ребенок ел и отдыхал, когда хочет. Найти ритм в котором он чувствует себя спокойно и уверенно, когда все предсказуемо и понятно. Поддерживать этот ритм. Не брать уставшего, голодного или сонного ребенка в магазины, на долгие прогулки, на занятия, требующие концентрации.
  2. Давать ребенку право говорить «нет», если этот отказ не ущемляет интересов других людей и не влечет за собой опасных последствий. Это учит принимать ответственность за свои решения.
  3. Проговаривать желания ребенка и его эмоции, особенно если он еще мал, чтобы озвучивать и осознавать их. «Тебе хочется восемнадцатую машинку», «Ты очень злишься на маму», «Грустишь, от того что папа ушел», «Ты голодный и поэтому настроение такое плохое». Описание происходящего помогает снять общее напряжение, дает чувство безопасности и уверенности во взрослом, помогает предотвратить всплеск неконтролируемых чувств.
  4. Давать возможность безопасно выражать гнев. Разрешить ребенку кричать и ругаться, рвать и мять бумагу, колотить надувной мяч, бегать и прыгать, когда он злится. Не ругать за гнев: «Не веди себя так ужасно, прекрати орать!», а разбираться в причинах гнева, и позже говорить об этом чувстве, можно даже с примерами из личного опыта, рассказать, а что было с мамой, когда ей самой было четыре. Возможно идея о том, что этот маленький человек только учится справляться со сложными негативными эмоциями, а ведь далеко не все взрослые это умеют, будет полезна.
  5. Играть. Любую реальную конфликтную ситуацию можно позже обыграть с ребенком и его игрушками. Пробовать разные модели поведения, давать выход накопившимся эмоциям, отпустить контроль и воображать любое развитие событий.

Игра дает возможность поменяться ролями, приобрести необходимые навыки саморегуляции и понять окружающих.

Как помочь ребенку прекратить истерику?

Истерика у ребенка может случиться на улице или в супермаркете, в автобусе или в переполненном вагоне метро. Что может сделать родитель?

  1. Позаботиться о безопасности пространства. Убрать опасные предметы или унести ребенка туда, где спокойно, если это возможно.
  2. Помолчать. Успокоить малыша в момент сильного напряжения невозможно. Есть исследования, показывающие, что уговоры, наказания и ругань только продлевают истерики.
  3. Иногда посторонним свидетелям кажется, что они лучше родителей знают, как справляться с детскими истериками, и люди искренне пытаются «причинить добро». Если человек не оказывает помощь и поддержку, а давит на ребенка своим: «Сейчас дядя милиционер тебя заберет», то лучше попросить его уйти. Ребенок крайне уязвим в момент истерики и потеря связи со взрослым, даже такая символическая, которая воспринимается взрослыми как шутка, может усилить детский гнев и страх.
  4. Терпеливо ждать, пока пройдет приступ ярости, и наступит стадия, когда ребенок хочет, чтобы его пожалели. Жалеть можно и нужно, это дает понять, что истерика не испортила ваши отношения. Но вот поощрять или подкреплять успокоение подарками, тем более вещами, из-за которых случилась истерика, не стоит, это может закрепить нежелательную модель поведения. Достаточно будет любви и внимания.
  5. После истерики ребенок успокоится и может почувствовать слабость, захотеть спать, пить или есть. Хорошо если он получит такую возможность.
  6. Обсудить произошедшее с малышом можно спустя какое-то время. Можно обозначить границы, объяснить, что с ним произошло: «Ты очень разозлился на маму, за то, что она не купила шоколадку, громко плакал и валялся на полу».

Совершенно естественно будет высказать свое недовольство таким поведением, но не самим ребенком.

Фото и сын Василисы Русаковой

Как реагировать на истерику?

Когда ребенок в состоянии аффекта-он не контролирует себя и ему довольно плохо. Родитель может «заразиться» аффектом и разгневаться, почувствовать отчаяние и следом вот это вот: «ну сколько можно, опять начинаешь?». Некоторым родителям бывает стыдно за «такое поведение» чада. Чувствовать раздражение и даже гнев на ребенка из-за его истерики вполне естественно. Что делать с детскими истериками?

  1. Подумать о себе в этот момент, найти опору в теле. Если удается заметить свои эмоции, отследить телесные ощущения, и сконцентрироваться на них, то получится остаться для малыша тем самым взрослым, который защитит и позаботится. Это не легко, это целый навык, который требует усилий, но важно пробовать. Где тянет, где ноет, что заболело? Может быть случается мигрень, или сжимаются зубы? Заметить эти реакции тела, понаблюдать за ними – и вот уже можно дышать глубже, спокойнее.
  2. Если родителей двое, или рядом близкие люди, к которым ребенок привязан, то имеет смысл самому разгневанному и растерянному просто отстраниться, уйти и успокоиться подальше от криков и слез.
  3. Принять свою беспомощность. Бывает, что отчаяние заставляет родителя паниковать и суетиться, создавать лишний шум, который только усиливает истерику ребенка. «Тебя умыть? Подуть? Обнять?». Иногда можно и сдаться. Ну лежит он и плачет на полу. Может быть так удобнее плакать и страдать. А хорошо ведь устроился? Если прилечь рядом и поныть тихонько – мир не рухнет. А ребенок будет удивлен.
  4. Многим взрослым в такие напряженные моменты кажется, что все остальные дети в мире прекрасны, что они никогда не ведут себя так жутко, что этот конкретный ребенок просто издевается и капризничает им «на зло».

Если сдержать родительский гнев не удалось, то стоит потом объяснить ребенку — почему родители злились, сказать, что это не его вина, что он вырастет и таких ситуаций удастся избежать. Почти наверняка.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Остановить детскую истерику можно, задав всего один вопрос!
Абсолютно все дети закатывают истерики. Родители интересуются: можно ли с ними что-то сделать или надо просто подождать, пока ребенок подрастет?
Мама из Бразилии делится своим рецептом – он простой и работает.

Сначала немного нашей личной истории. Моя дочь пошла в детский сад и очень нервничала из-за этого. Она говорила, что никогда не сможет привыкнуть к садику. Дома тоже все пошло наперекосяк: Алиса все чаще злилась и закатывала истерику буквально по любому поводу, по каждой мелочи.

В саду нам посоветовали пойти к детскому психологу в надежде, что это как-то нормализует ситуацию. Психолог действительно дала нам много полезных советов, но один был просто фантастический, к тому же и очень простой.

О нем я и хочу рассказать. Психолог объяснила мне, что нужно дать детям понять – мы уважаем то, что они чувствуют.

Итак, во время кризиса, какова бы ни была его причина, надо помочь ребенку (это работает с детьми старше 5 лет) подумать и понять, что с ним происходит. Когда мы признаем их чувства и в то же время даем им самим участвовать в решении проблемы, мы можем тем самым остановить истерику.

Итак, ситуация: ребенок готов начать скандал. Повод не имеет значения – у куклы отвалилась рука, пришло время ложиться спать, домашнее задание не получается или просто не хочется делать то, о чем вы просите.

Когда моя дочь начинала думать о том, что с ней происходит, это действовало на нее просто волшебным образом, по крайней мере здесь, дома. Я задаю этот вопрос, она отвечает, и мы находим способ решить проблему, причем дочка сама предлагает, где искать решение.

Маленькая проблема обычно самая быстрая и простая.

Некоторые проблемы она считает «средними». Скорее всего мы их решим, но не в ту же секунду – это помогает понять, что есть вещи, которые требуют времени.

Если проблема серьезная – а то, что ваш ребенок считает важным, совершенно точно нельзя игнорировать, пусть вам это и кажется полной глупостью, – такой проблеме придется уделить чуть больше времени.

Иногда надо помочь ребенку понять, что в жизни не все происходит так, как нам хочется.

Вот недавний случай, когда этот метод отлично сработал. Мы выбирали одежду для школы, а Алиса обычно очень переживает из-за того, в чем идти, особенно когда на улице прохладно. Короче, она хотела надеть свои любимые брюки, но они были в стирке.

Она уже начала кукситься, когда я спросила: «Алиса, это большая, средняя или маленькая проблема?»

Она посмотрела на меня и тихо сказала: «Маленькая».

Мы уже знали, что небольшие проблемы легко решить. Я попросила ее предложить вариант решения (я знала, что ей нужно время подумать), и она сказала: «Выбрать другие штаны».

Я говорю: «И у тебя есть несколько штанов на выбор». Она улыбнулась и пошла выбирать другие штаны.

Я поздравила ее с тем, что она смогла сама решить проблему, потому что очень важно похвалить ребенка за то, что он справился, это поставит окончательную точку в ситуации.

Я не думаю, что есть какие-то волшебные приемы в деле воспитания детей. Воспитать ребенка, пройти с ним вместе через все этапы развития – это настоящая миссия. Да, иногда мы выбираем неверный путь, тогда надо иметь мудрость повернуть назад и попробовать другую дорогу.

КАК ОСТАНОВИТЬ ДЕТСКУЮ ИСТЕРИКУ

Истерика ребенка – значительное испытание для родителей. На людях истерика ставит родителей в неудобное положение и ситуация становится особенно острой. Однако, домашние истерики столь же мучительны, а иногда очень продолжительны.
Для родителей истерики связаны с переживанием гнева, чувства вины, беспомощности и своей несостоятельности.

Главный вопрос, который волнуют родителей: ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА У РЕБЕНКА ИСТЕРИКА?
Как остановить все это безобразие, есть ли способы, чтобы успокоить ребенка?

Основной принцип, на основе которого нужно строить свои действия – РЕБЕНОК ОТДЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВО, СО СВОИМИ ОТДЕЛЬНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ, ВИДЕНИЕМ МИРА И ЖЕЛАНИЯМИ. Ребенок это не часть родителя и не электронный прибор, который можно включить или перенастроить по своему усмотрению.
В связи с этим принципом, родитель не может рассчитывать на полный контроль над эмоциями своего ребенка, не должен стремиться к этому. Стремление во что бы то ни стало «справиться» с истерикой или «прекратить» ее, только принесет дополнительные неприятные переживания и ребенку, и родителям.

Итак, истерика имеет отношение к эмоциям РЕБЕНКА, поэтому лучшее, что может сделать родитель для исправления ситуации – создать такой контекст, в котором ребенку легче будет успокоиться. Усилия родителям прилагать, конечно, придется, важно только, чтобы усилия были направлены в правильное русло.

Вот основные правила, следуя которым вы можете рассчитывать на то, чтобы помочь ребенку успокоиться.

Задайте два главных вопроса:

ЧТО ЧУВСТВУЕТ МОЙ РЕБЕНОК?
- ЧТО ЧУВСТВУЮ Я?

Ваша задача, разделить эти два аспекта ситуации и не сливаться с ребенком в истерике. Если ребенок падает на пол и кричит в ответ на ваш отказ выдать ему поиграть ваш телефон, то он в этот момент, вероятно, разозлен вашим отказом. Вы же вовсе необязательно должны быть так же сильно разгневаны поведением вашего ребенка, поскольку, вероятно, знаете, что двухлетние дети не умеют управлять своими эмоциями. Задав два основных вопроса («что я чувствую?» и «что чувствует мой ребенок?»), вы можете просто дать ему пережить ту вспышку гнева, которую видите перед собой. У вас нет задачи, убрать ее, вы просто даете ей пройти.
Повышенное желание контролировать состояние ребенка ситуацию только ухудшает.

Унесите ребенка в спокойное место.
Обычно сильные истерики устраивают дети, которых еще можно переносить на руках. И это хорошая новость, потому, что ребенка, у которого истерика нужно изолировать от зрителей.
Если истерика случилась в общественном месте, то родитель, который находится рядом с ребенком находится под двойной нагрузкой – плач ребенка неприятен сам по себе, но если на него наслаивается общественное давление, то ситуация становится труднопереносимой. На родителя с одной стороны давит ребенок, а с другой окружающие, которые стремятся помочь или осуждают родителя, а иногда просто поглядывают с любопытством.
Если истерика случается в семье, и родственники наблюдают это дело, то нагрузка тут несколько другого рода. Здесь каждый считает возможным воздействовать непосредственно на ребенка или высказывать матери упреки, которые в таких обстоятельствах нужны меньше всего.
Любая публичность ситуацию ухудшает. Рядом с ребенком должен остаться один человек. Если есть выбор, например, истерика случилась при полном наборе домочадцев, то это должен быть самый уравновешенный человек.

Ограничьте опасные действия ребенка.
Совет игнорировать ребенка во время истерики не всегда уместен. Не все истерики имеют демонстративный характер. Часто ребенок также страдает от истерики, как и окружающие и неправильно было бы оставить его одного. Другой немаловажный аспект, ребенок может сильно разозлившись кидать вещи или пытаться что-то разбить.
Одна мама, обращавшаяся за консультацией к психологу по поводу частых и сильных истерик 4 летнего мальчика, рассказала, что пыталась противостоять истерикам методом игнорирования. Мальчик устраивал показные истерики, и мама хорошо понимала это. Поэтому она пыталась купировать истерики, лишив сына внимания. Мальчик же, когда злился и плакал, начинал планомерно крушить дом, выбрасывая из шкафов вещи и переходя ко все более опасным действиям. Разумеется, мать не выдерживала и рано или поздно должна была останавливать ребенка.
Если ребенок во время истерики бьет кого - то или стремится разрушить ваше имущество, его нужно придержать, ограничить его действия. Однако, не стоит спасать его от самого себя, если он демонстративно бьет себя. Такое поведение, как правило, демонстративно и живет именно тогда, когда на него обращают внимание.

Сдерживайте ребенка, если: он выкидывает вещи из шкафов, бьет людей или животных, стучит по бьющимся предметам,
Не трогайте ребенка, если: он бьет сам себя, бьет свои игрушки, разрушает собственные постройки из песка или снега.

Контролируйте свое эмоциональное состояние.
После того, как вы проделали предыдущие действия (унесли ребенка и убедились, что он не разрушает ваш дом), самое время заняться собой. Чаще всего родители во время детских истерик находятся в таком же плачевном эмоциональном состоянии. Разумно было бы привести себя в равновесие, прежде чем претендовать на контроль над чувствами ребенка. Если вы сами не в состоянии успокоиться, то честно ли будет говорить ребенку: «Успокойся, немедленно!»?

Как почувствовать себя лучше

Дышите! Старая и проверенная техника, не потерявшая своей актуальности. Старайтесь обратить внимание именно на свое дыхание: дышите достаточно глубоко, медленнее, чем обычно. Сконцентрируйтесь на том, как ваша грудная клетка, расширяясь и сокращаясь, обеспечивает движение воздуха в вашем организме.

Обратите внимание на ощущение своего тела в пространстве: положение, ощущение соприкосновения с поверхностями, механику движений. Концентрируйтесь на своих ощущениях, а не на поведении ребенка.

Представьте себя большим. С помощью воображения, создайте динамический образ: вы расширяетесь, растете, становясь с каждым вдохом чуть больше.

Сместите внимание с поведения ребенка. Если поведение ребенка вызывают очень сильную эмоциональную реакцию, попробуйте применить следующую технику: в своем воображении представьте себя очень большим, а ребенка «сделайте» совсем крошечным. Постарайтесь увидеть в таком варианте то, что происходит в данный момент. В дополнение сделайте свой образ очень красочным, а образ ребенка тусклым или черно белым.

Используя техники, которые описаны выше, вы создадите именно тот контекст, своеобразную рамку, в которой ваш ребенок сможет спокойно прийти в себя.

Есть также вещи, которые делать, наоборот не следует, чтобы не провоцировать усиление истерики.

ИЗБЕГАЙТЕ СЛЕДУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ

НЕ пытайтесь ребенка перекричать, отвлечь, в тот момент, когда он находится в сильной истерике

НЕ играйте с ребенком. Одна из самых провальных и парадоксальных тактик родителей во время истерики – играть с ребенком. Мотивы родителей понятны: ребенок по их плану должен увлечься игрой и перестать орать. Но, это не работает.

Например:
Мать, видя ребенка, который начинает плакать делает большие глаза и говорит: «Ой, боюсь, когда так кричат!», после этого мать прячется, пытаясь таким образом втянуть малыша в игру.
Папа, наблюдая, как ребенок кричит и подпрыгивает от избытка чувств, говорит: «Ух ты, да ты же как спутник, сейчас взлетишь!».
Все игры во время нежелательного поведения ребенка неправильно ориентируют его и обеспечивают, по сути, положительное подкрепление его поведения.

НЕ бейте и НЕ кричите на ребенка во время истерики. Даже если эти методы в отдельных случаях помогают, они плохи в долгосрочной перспективе и в конечном итоге только ухудшают ситуацию.

НЕ оставляйте ребенка одного. Ребенок, как правило, во время истерики чувствует себя очень плохо, лучше быть рядом с ним, возможно, обнять, чтобы оказать ему поддержку.
Однако, если ребенку больше четырех лет и он устраивает истерики явно напоказ, его лучше оставить одного.

Например:
Ребенок 2 лет пришел с прогулки голодный и усталый, захотел включить мультфильмы, чтобы ужинать с телевизором. Мать не разрешила, и ребенок устроил истерику. В этом случае, лучше быть рядом с ребенком.
Ребенок 6 лет в ответ на указание родителей выключить компьютер начинает громко реветь. В этом случае вы смело можете оставить его реветь одного.

НЕ давайте ребенку то, что он требует с помощью истерики (будь то показанная или натуральная истерика). Это правило известно повсеместно и так же повсеместно нарушается. В ответ на истерику даются сладости, увеличивается время просмотра мультфильмов, покупаются игрушки, ребенок определяет, куда пойдут родители, кто и где сядет.

Кардинально важно понять, что крик и истерика не приносят малышу заметного вреда (хотя те состояния, в которых это происходит и неприятны). Это не опасно, если малыш СТРАШНО кричит не получив конфету. Зато опасно приучить его кричать так РЕГУЛЯРНО, сделав крик способом получить конфету. Поэтому «жалея» ребенка, соглашаясь на его требования в результате истерики, родители оказывают большую медвежью услугу тому самому ребенку, которого они так жалеют. Регулярные истерики, к которым ребенок быстро привыкнет, если идти на его требования, действительно могут быть вредны и для нервной системы и, особенно, для будущего характера ребенка.

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ ИСТЕРИКИ

Дети устраивают истерики предсказуемо. Голод, усталость, нервное напряжение – и вот истерика на пороге! Можно с помощью простого наблюдения вычислить, когда устраивает истерики именно ваш ребенок, где те самые опасные моменты, когда вы рискуете получить истерику. После этого постарайтесь организовать «горячие точки» чуть иначе.
За консультацией обратилась семья, где ребенок всегда устраивал скандалы в общественных местах. После выяснилось, что ребенок ведет себя истерично именно в местах очень большого скопления людей. Небольших изменений было достаточно, чтобы количество истерик сильно сократилось.

Следите за предвестниками. Если быть к ребенку внимательными, то можно увидеть некое поведение, которое предшествует истерике: ребенок капризен, агрессивен или просто слишком возбужден. Весь арсенал по успокоению, отвлечению ребенка должен быть использован именно тогда, когда вы увидели предвестников, а не тогда, когда ребенок уже выгибается и кричит.

Проанализируйте источники напряжений в жизни ребенка. Частые истерики бывают признаком того, что у ребенка в жизни есть источник постоянного напряжения. Часто это ссоры членов семьи, перегруженность занятиями, тревожность матери. Тогда, чтобы решить проблему истерик, лучше не искать методы утешения ребенка, а обратиться к решению основных проблем, которые и провоцируют частые истерики.

Почти у всех детей случаются истерики разной силы. Сама по себе истерика для ребенка часто просто сброс напряжения. При правильном отношении истерика не нанесет вреда ребенку и родителям.