Как быстро сделать уроки с помощью планирования. Как сделать домашнее задание быстро и правильно

Исследование, проведённое под руководством американского исследователя Фернандеса-Алонсо, говорит о том, что если ученик средней школы тратит на домашнюю работу более чем 90-100 минут в день, его оценки ползут вниз.

Это касается оценок по математике и естественно-научным дисциплинам. Хотя, может, ребята потому и сидят больше часа над уравнением, потому что никак не возьмут в толк, что вообще происходит с этим «иксом». В любом случае, если вы видите, что работа затягивается на два часа, пригрозите ребёнку двойками и отправьте отдыхать.

4. Внимательные родители помогают ребёнку учиться

В этом уверены исследователи Уокер, Гувер-Демпси и другие. Это те родители, которые отвечают на сложные вопросы, поддерживают в тревожных ситуациях, подбадривают перед публичным чтением стихов русских поэтов и даже звонят в школу: «Наталья Николаевна, вы точно задавали делать дома опыты с возгоранием ворсистой части ковра?».

В общем, от таких помощников, по учёному мнению, сплошная польза: создание связи между семьёй и школой, всесторонняя поддержка и мотивация ребёнка. Только папа с мамой могут популярно объяснить, почему нужно учиться и что грозит в случае провала в четверти.

5. Нет, родителям лучше всё же выйти за дверь

Другие учёные, Пэтэлл, Робинсон и уже упомянутый профессор Купер, в исследовании 2008 года настаивают, что папа, мама и бабушка за спиной ребёнка способны наломать дров. Дети, оказывается, учатся хуже, если чувствуют давление из-за левого плеча: «Давай, Сеня! Ровнее строчку! Тут „пять“ пиши. Опять запятую забыл!».

Подобная настойчивая помощь убьёт остатки мотивации. Поэтому правильной стратегией будет поддержка, но не контроль. Пусть даже взрослым трудно сохранять улыбку на лице, когда речь заходит о спряжениях глаголов, стоит помнить, что внутренний настрой ребёнка важнее всего.


Источник фото: istockphoto.com

6. Сколько можно? Сколько можно делать уроков?

Американская Национальная ассоциация образования поддерживает правило десяти минут. Эти 10 минут на все уроки в первом классе превращаются в 20 во втором и так далее. Однако в выпускном классе домашняя работа не должна превышать двух часов.

Преподаватель математики, участник проекта «Учитель для России» Александр Ядрин рассказал «Летидору», как школьникам нужно правильно выполнять домашнюю работу.

Основная цель, которой руководствуется учитель, когда дает на дом задание - закрепить знания ученика по определенному предмету. Чтобы домашнее задание не вызывало раздражения и давалось проще, необходимо соблюдать несколько простых правил:

За уроки надо садиться сразу после школы

Согласно исследованиям немецкого психолога Г. Эббингауза, для лучшего запоминания школьник должен повторять материал, пройденный на уроке, соблюдая определенные промежутки времени (сразу после изучения, через 20 минут, через 40 и через 8 часов).

К концу последнего урока у школьника едва остается 40% материала, который он проходил в начале дня. Так что за домашнее задание садиться надо сразу после занятий, пока знания, усвоенные за день, не выветрились из головы окончательно.

Я считаю, что для начальной школы отличный вариант - делать уроки на продленке (при условии, что там спокойная атмосфера и дети не «стоят на ушах»). Они только прошли новый материал и тут же после уроков его закрепляют. Что касается средней и старшей школы, то возможно делать домашнее задание в кабинете учителя-классного руководителя или учителя-предметника.

Что происходит, когда домашнее задание ребенок делает вечером или вовсе через несколько дней после того, как он его получил? К тому моменту, когда школьник садится за уроки, он не помнит больше половины теории. Мотивации к занятиям нет никакой, так как надо лезть в учебник, искать нужный параграф, вспоминать правила - напрягаться больше положенного. Проще списать с решебника или у соседа по парте.

Если после школы у ребенка кружок или секция, лучше делать уроки утром на следующий день

Очень часто дети параллельно со школой занимаются различными видами спорта. Я, например, когда был школьником, ходил в секции волейбола и баскетбола. После них возвращался домой в 10 вечера, сил на уроки совсем не было.

Спасибо моим родителям, которые относились ко мне с пониманием и интуитивно приняли верное решение. Так как на работу они уезжали очень рано, они поднимали меня в пять утра, в школу я приезжал к семи. У меня было ровно полтора часа, чтобы сделать домашку. И я отлично справлялся. На свежую голову думать очень хорошо. Конечно, делать уроки утром сложнее, чем сразу после занятий, но намного лучше, чем вечером, когда клонит в сон.

Начинать надо с любимого предмета

Если школьник начинает выполнение домашнего задания с нелюбимого предмета - это, скорее всего, сделает его раздражительным. Значит, у него пропадет мотивация к обучению, и продолжать вряд ли захочется. Поэтому браться за уроки надо с любимых заданий.

Когда начинаешь с любимого (легкого) предмета, он получается быстрее. Взял какую-нибудь простую тему, быстро прочитал, сделал упражнение - и первая домашняя работа готова. Есть положительное подкрепление дела - успех, и ребенок с интересом берется за следующий урок.

Выполнение домашней работы разделите на раунды по 25 минут

Учитель обрекает свой предмет на ненависть, если выполнение домашней работы по нему занимает больше 20 минут. Кстати, даже по СанПиНам на домашнее задание в среднем по одному предмету не должно уходить больше этого времени.

Одно из правил таймменеджмента заключается в том, что выполнение задачи надо разделить на раунды по 25 минут, между ними делать небольшие перерывы (5-7 минут). Предложите ребенку установить таймер на телефоне на 20-25 минут и в это время максимально сосредоточиться на предмете. Когда время выйдет, важно отложить учебник и немного отдохнуть (также по таймеру, чтобы не было соблазна отвлечься от уроков). Затем с новыми силами приниматься за следующее задание.

Максимальная концентрация внимания достигается за счет постоянной смены видов деятельности

В младшей школе ребенок может сконцентрироваться самое большее 5 минут. В средней и старшей - 10 минут. Чтобы сделать выполнение уроков более продуктивным, школьнику нужно регулярно менять виды деятельности. Максимальной концентрации добиваются сменой интеллектуальной и физической активности. В небольших перерывах между раундами он должен полноценно отдыхать. Можно прыгать, бегать, отжиматься, приседать. Можно спеть песню - это отлично снимает напряжение и помогает переключиться.

Важно помнить: если ребенку не нравится предмет, значит, он его не понимает. Задача учителя и родителя - сделать урок прикладным к интересам ребенка. Например, если физика идет очень плохо, но хорошо получается играть в баскетбол, соедините два дела. Изучайте физические законы, наблюдая за мячом - расскажите, как кинетическая энергия мяча при броске превращается в потенциальную. Если есть проблемы с геометрией, можно рассчитать, каким должен быть угол атаки в баскетболе, чтобы бросок в кольцо получился максимально точным.

К ребенку всегда можно найти подход, если общаться с ним через его интересы. Как-то ко мне подошла старшеклассница и пожаловалась, что не хочет учить английский, так как он вряд ли пригодится ей в выбранной профессии. Девушка мечтала стать поваром и была уверена, что ей понадобится только французский. Я предложил ей посмотреть кулинарные шоу Джейми Оливера на языке оригинала. Через месяц мы встретились. Она рассказала, что уже неплохо понимает английский, так как передачи с Оливером захватили ее настолько, что ей пришлось подтягивать знания в языке.

Она смотрела шоу с большим интересом, потому что хотела реализовать себя в выбранной профессии. Благодаря таким занятиям ученица улучшала не только лексическую базу, но и произношение, культуру и основы профессиональной этики.

Дискуссия вокруг домашней работы всегда остается неисчерпаемой. Многие считают, что и вовсе нужно отменить домашнюю подготовку – пусть школьники наслаждаются детством. Тем не менее грамотный педагог всегда ищет способ заинтересовать в предмете, – и отчасти выполнение учеником домашней работы может учителю в этом помочь. Ведь когда ученик понимает предмет, он его любит.

Уже поздний вечер, а уроки еще не сделаны? Только не паникуй. Сейчас я поделюсь с тобой секретами, которые помогут тебе быстро решить «домашку».

Сделай глубокий вдох, устройся поудобнее и внимательно изучай 3 совета, как сделать домашнее задание.

Ты же утром в школу просыпаешься не от бессонницы, а от «любимого» будильника. Выдели время специально для уроков и поставь будильник. Так ты будешь знать, когда надо начать делать «домашку» и когда закончить.

Когда ты будешь слышать звонок будильника, то начнешь настраиваться на работу. Кроме этого, услышав сигнал к началу, ты сможешь завершить все дела и приступить к решению уроков. А то я сама знаю, как это бывает – «вот сейчас еще 5 пообщаюсь с подружкой и пойду делать уроки», «о, классный клип, досмотрю - и сразу же за уроки» и т.д.

Также будильник поможет делать тебе передышки. Установи таймер на 45-60 мин и по звонку на 10 минут отвлекайся от работы. После даже такого небольшого перерыва ты почувствуешь, что голова стала свежее и материал запоминается быстрее и легче.

Мобильный телефон, радио и телевиденье должны быть в другой комнате и не отвлекать тебя. Чем меньше ты будешь отвлекаться, тем быстрее выучишь уроки.

Если ты работаешь за компьютером, закрой все вкладки в своем браузере, которые тебе не нужны для выполнения домашних заданий (даже « “). Так ты сможешь полностью сосредоточиться на выполнении «домашки» и потратить значительно меньше времени.

Удачи тебе! И помни, чем продуктивнее ты поработаешь, тем больше времени останется для развлечений (например, ;))

Не зная, как приучить ребенка делать уроки, родители обречены на ежедневное противостояние. Многие дети ни за что не хотят делать домашнее задание, объясняя это усталостью, скукой, непониманием материала, желанием играть, а не корпеть над школьными учебниками, в общем, находят множество отговорок – лишь бы не усаживаться за рабочий стол. И победить в этом извечном упорном противостоянии можно лишь при помощи разумных доводов и личного примера, конечно же, запасшись изрядной долей терпения.

Единственно верный вариант работы над ошибками демонстрируют нам годовалые малыши, которые только приступают к освоению нового для себя навыка - ходьбы. Вспомните, что делает ребенок после неудачи, если, конечно, это не сопровождается травмой? Он не плачет, не расстраивается, он пытается вновь встать на ноги, и вновь, и вновь. Это происходит до тех пор, пока результат его не удовлетворит. Освоившись на новом уровне своих возможностей, он доводит свои умения до совершенства и продвигается дальше. Трудно даже представить, научились бы дети ходить, если бы мы ругали их за неудачу или не давали возможности повторить попытку.

Когда малыш начинает переворачиваться, его перестают оставлять одного на пеленальном столике. Когда он постоянно падает, пытаясь научиться стоять, ему помогают найти опору. А неуклюжие попытки заговорить всячески помогают претворить в связную речь. Однако никто даже и подумать не может, чтобы запретить ребенку вставать, дабы он не ударился, запретить садиться, дабы он не упал, не разрешить лепетать несуразные слоги, пока не начнет говорить правильно.

Но к учебе, как ни печально, многие родители подходят именно так - ругают и выказывают неудовольствие различных степеней и окрасок по поводу ошибок и недочетов. Это происходит и при выполнении домашнего задания ребенка, и при просмотре прописей, а в дальнейшем - и дневника. Неудивительно, что вскоре уговорить ребенка делать уроки, как показывает практика, будет получаться только с боем, после многочисленных уговоров или окриков, а школьная учеба перестанет приносить удовольствие, и это при том, что познавательная деятельность у детей 6-7 лет является ведущей!

Помогать ли детям делать уроки, или с первых дней заставлять школьников заниматься дома самостоятельно? Как научить ребенка делать домашнее задание быстро? В этом вам помогут представленные ниже советы опытных педагогов и психологов.

Как выучить уроки, и почему детям нужна помощь

Ведущая деятельность означает приоритетная, приносящая удовольствие, та, которая легко удерживает внимание ребенка и позволяет ему долго оставаться включенным в работу. Согласитесь, завидный список качеств, особенно если отнести его к подготовке ребенком домашнего задания. Конечно, от ироничной улыбки трудно удержаться, но как практикующий специалист я настаиваю на правдивости всевозможных психологических трудов, утверждающих, что потребность приобретать знания максимальна именно у детей 6-7 лет.

Справедливость родительских вздохов при словах «домашнее задание» и «школа» также можно понять. А что делать с этими двумя правдами - наличием познавательной потребности и слезами при выполнении домашнего задания, как мотивировать ребенка делать уроки, предстоит разобраться.

Занимаясь работой над ошибками и поиском конструктивного способа этой работы, не стоит возвращаться к вопросу выбора школы и учителя: будем считать, что с этим вы удачно справились, и школа, как и педагог, подходят вашему ребенку. Теперь важно не испортить хороший старт. И поскольку основными атрибутами школьной жизни, благодаря которым мы соприкасаемся с учебной деятельностью нашего ребенка, являются оценки и домашнее задание, мы сначала обсудим проблемы, возникающие при выполнении последнего.

Почему же на начальном этапе обучения детям нужна помощь с уроками? Школьная атмосфера для первоклассника еще в новинку. Маленькому школьнику приходится решать массу новых и сложных задач: от необходимости продолжительное время усидеть за партой до поиска своего места в новом коллективе. И в таком, достаточно стрессовом, состоянии ребенку сложно оставаться собранным и сосредоточенным. Ворох эмоций необходимо переработать, осмыслить и пережить. Именно поэтому основное требование Министерства образования к работе учителя начальных классов - не заставлять детей выполнять домашние задания на первых этапах школьной жизни. К сожалению, это требование не выполняется повсеместно, хотя, по мнению психологов, оно невероятно полезно и важно.

Как показывает практика, выучить уроки ребенку не так-то просто. Наличие домашнего задания обостряет и без того наэлектризованные отношения между родителями и детьми. Ведь вся семья старается соответствовать новому статусу и требованиям. Для ребенка даже сбор школьного портфеля может стать невыполнимой задачей, что уж говорить о самостоятельном выполнении уроков. Будет логичным и естественным, если вы поможете своему ребенку, а не бросите его одного в бурный водоворот новых заданий, правил, обязанностей, а также незнакомых предметов, вещей и одежды. Согласитесь, ему есть от чего растеряться. Поэтому на первых порах помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, как говорят психологи, можно и нужно.

Советы, как правильно приучать ребенка делать уроки самостоятельно

Если вы попали к учителю, которому сложно придерживаться «попустительских» рекомендаций Министерства образования, и домашнее задание стали задавать уже в сентябре, желательно ежедневно помогать ребенку. Чтобы делать уроки с ребенком правильно, как советуют опытные педагоги, нужно поддерживать, вдохновлять, поощрять и контролировать. Именно в таком порядке. Дети до 12 лет могут менять и трансформировать свое поведение, ориентируясь только на положительные стимулы.

Если вам повезло, и домашнее задание стали задавать позже, схема действий все равно останется такой же, только вы получите большее удовольствие от процесса и ваши отношения с ребенком не подвергнутся испытаниям на прочность уже с первого сентября. Можно лишь позавидовать.

Сразу нужно предостеречь пытливых и добросовестных мам и пап от иллюзии, что хороший родитель всегда знает ответы на все вопросы. Это утопия и знакомый все перфекционизм. Далеко не всегда учителя остаются спокойными и сдержанными.

Внимательно прислушайтесь к себе: достаточно ли вы отдохнули, готовы ли к освоению нового для себя дела - выполнению домашнего задания с ребенком, да еще с учетом такого вороха всевозможных психологических рекомендаций! Да и хорошо ли вы знаете о том, как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?

С другой стороны, следует помнить о том, что не существует нормы для хорошего ребенка. Невозможно сказать, что «нормальные» дети - это смелые, уверенные, никогда не сомневающиеся в себе или, наоборот, ласковые, послушные, старательные и застенчивые. И поскольку никакой нормы нет, для помощи конкретно вашему сыну или дочке понадобится найти уникальный рецепт. Одним детям, чтобы помочь делать домашнее задание, как показывает практика, необходимо больше поддержки, другим - больше самостоятельности. Предложенные рекомендации призваны облегчить взаимопонимание, а не подвести всех детей к одному знаменателю. И еще раз нужно подчеркнуть: воспитание - это именно процесс, так как ваши отношения с ребенком строятся здесь и сейчас, а не с расчетом на то время, когда он уже будет все знать, уметь и являть собой конечный продукт воспитания.

Помочь ребенку с уроками как можно эффективнее можно лишь в том случае, если вы будете соизмерять возможности малыша и свои амбиции «хорошего родителя» при составлении графика кружков и секций. Если ваш первоклассник посещает после уроков еще пару-тройку внешкольных занятий и приходит домой с продленки, то, скорее всего, к вечеру его познавательные потребности уже иссякли, а актуальными становятся потребности базовые: в питье, еде, сне и безопасности, что и призвано давать человеку его жилище.

Никакого урона развитию таланта это не принесет, как и не принесет вреда самоопределению. Сознательный выбор кружков и первая заявка на дело всей своей жизни происходят намного позже, в подростковом возрасте. Поэтому вы никуда не опоздаете, а вот подорвать психику и здоровье ребенка можете запросто.

Точно так же и ваш первоклассник, придя домой, может делать все вразвалочку, не слышать просьб и замечаний, долго бегать в одном носке и никак не хотеть делать уроки. У ребенка должно быть время для самого себя. Чтобы научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно, как показывает практика, нужно дать ему насладится атмосферой дома, поделать какое-то время то, что малышу хочется. Необходимым условием плодотворной работы над уроками является наличие у ребенка сил на этот процесс. Если он сыт, погулял, не хочет спать, скорее всего, ему будет интересно или, как минимум, он будет готов выполнить свои обязанности ученика без лишних скандалов.

Под отдыхом не подразумевается время перед телевизором или компьютером. Виртуальная реальность делает мозг пассивным, настраивает его на получение яркого стимулирующего материала в виде картинок. Она не требует анализа и творческого подхода. После подобного «отдыха» в реальность, где ребенку необходимо делать домашнее задание, причем как можно лучше, вернуться очень сложно - и это верно практически для всех детей. Таким образом, отдых за компьютером или телевизором оставьте на потом. Для успешной разгрузки лучше подойдут разговоры с вами, прогулка, возможность повозиться на кухне с мамой, помочь папе, порисовать, поскучать и придумать игру. Итак, перед тем как заниматься с ребенком уроками, воздержитесь от телевизора или компьютерных игр.

Приготовление домашних заданий: как родителям помочь ребенку делать уроки

Следующий шаг на пути того, как научить ребенка делать уроки, - это принятие решения о количестве и качестве вашего участия в этом процессе. Некоторые родители решают вовсе не вмешиваться, оставив «школьное» школьникам. Другая часть приходит к выводу о необходимости сидеть над уроками вместе. Как же быть - помочь ребенку выполнить домашнее задание или отстраниться? Правда всегда находится посередине.

Любая помощь ребенку в новой деятельности схожа с обучением езде на велосипеде. Рассмотрим несколько способов обучения.

Вначале мы все время поддерживаем ребенка, подсказываем, стараемся быть рядом. Спустя какое-то время ребенок уже делает первые кратковременные самостоятельные заезды, затем больше, дальше. Наша помощь нужна все меньше и меньше, только для того, чтобы поддержать или утешить после падений. На следующем этапе ребенку просто спокойно, когда мы наблюдаем за его катанием, и приятно, что мы присутствуем при его успехах. Спустя еще какое-то время детям уже неважно наше присутствие, они просто получают удовольствие от процесса, с его сложностями и радостями.

Этот алгоритм действий подходит практически для любой новой деятельности, где ребенку нужна помощь взрослых. В том числе и в таком вопросе, как помочь ребенку в выполнении домашних заданий А пример с велосипедом показывает, с какой интенсивностью и как долго предлагать родительскую помощь.

Можно, в качестве примера, лихо продемонстрировать собственную езду на велосипеде: как вы здорово держите равновесие, можете отталкиваться, мастерски объезжаете препятствия - результатом может быть полное нежелание у ребенка вообще садиться за руль. Сложно радоваться своим скромным успехам, когда рядом такой виртуоз, к тому же кататься и учиться необходимо не вам, а ребенку, поэтому триумфальная демонстрация собственных навыков - изначально затея бесполезная.

Вывод: новое дело должен осваивать сам ребенок, а не взрослый вместо него, и активная демонстрация собственных доблестей, а на детском языке «хвастовство», успеху подопечного способствовать не будет.

Как заниматься с ребенком, чтобы научить быстро делать уроки

Другой способ обучения - делать уроки с ребенком, но так, как будто вас нет рядом, то есть использовать тактику невмешательства.

Вот велосипед, вот дорога. Вперед! Нельзя сказать, что так ребенок ни в коем случае не научится кататься. Многие освоили железного коня и без помощи родителей. Самая большая неприятность при таком способе обучения - высокая вероятность травм разной сложности и тяжести. И в этом причина того, что часть детей после подобных неудач попросту бросили все попытки освоить езду.

Вывод: для более мягкого, бережного и безопасного вхождения в новую сферу деятельности ребенка лучше поддержать.

Есть и такой способ обучения: вместо того чтобы дать ребенку в руки чудо механики под названием велосипед, вы будете долго и много про него рассказывать. Это никак не будет способствовать уверенной езде вашего ребенка.

Это касается и того, как научить ребенка быстро делать уроки: комментариев должно быть меньше, практики больше.

А теперь представьте, что при общении с новым механическим другом все действия ребенка будут оговариваться, направляться, усовершенствоваться и предвосхищаться нависающим над ним - в буквальном смысле - мудрым руководителем. При такой расстановке сил ученик или разозлится, так как личного пространства для мыслей и действий нет, или полностью подчинится воле руководителя.

Вывод: оставьте пространство для мыслей и действий малыша. В процессе того как делать уроки с детьми, родители и ни буквально, ни фигурально не должны «нависать» над его домашним заданием. Этим вы дадите ему возможность сформировать личный опыт и сделаете важное психологическое послание ребенку: «С тобой все в порядке, родители уверены в твоих силах!»

А бывает и так: бегущий за велосипедом взрослый старательно, крепко и настойчиво держит хорошо освоившего езду ребенка. Ситуация комичная, но нередкая. При этом скорость езды значительно замедляется, а тревога по поводу отрыва от спасительных родительских рук только увеличивается.

Вывод: отпускать надо вовремя.

Эти примеры достаточно наглядно иллюстрируют все возможные варианты крайних родительских позиций: полный контроль над деятельностью ребенка и полное невмешательство.

Из сказанного просится очевидный вывод: чтобы научить ребенка делать уроки самостоятельно, так, как того требуют учителя, и для того чтобы обучение происходило легко, новая деятельность вначале должна осваиваться совместно с родителями, а затем постепенно взрослым нужно отходить на второй план, уступая школьнику главную партию.

Как усадить ребенка за уроки, если он не хочет делать домашнее задание

Многие родители, желая помочь ребенку делать уроки и не зная, как реализовать этот план, сталкиваются с тем, что во время выполнения домашних заданий малыш не желает слушать их рекомендаций. Дело в том, что на фоне смены основной потребности с игровой на учебную главный авторитетный взрослый также меняется. Им становится учитель, или даже учитель с большой буквы. По этой причине от детей можно часто слышать фразы: «Нас так не учили!», «А Наталья Викторовна объясняла не так!». Сделать здесь ничего нельзя, да и нет необходимости. Это естественный процесс, который вначале проявляется достаточно ярко, но спустя какое-то время блекнет и теряет остроту. Ребенок начнет подвергать сомнению и слова учителя, впрочем, это не означает, что он начнет вновь слепо доверять вам. Взросление - это непрерывный процесс отделения, начиная с разрезания пуповины и заканчивая уходом в самостоятельное плавание по волнам идей, мировоззрений и жизненных позиций. Постарайтесь относиться с уважением к новым кумирам вашего ребенка. Не волнуйтесь, очень скоро они сойдут со своих пьедесталов и станут просто значимыми людьми.

Но даже если вы методом проб и ошибок на собственном опыте уже поняли, как усадить ребенка за уроки, может возникнуть другая проблема – выполнив работу неправильно, малыш не хочет исправлять ошибки. Поскольку избежать промахов нет никакой возможности, то, следовательно, эмоционально подкреплять необходимо не сами ошибки, а их исправление. Для начала предложите ребенку самостоятельно находить свои ошибки. Это, с одной стороны, снизит тревогу, а с другой - повысит самоконтроль.

Самым важным моментом в освоении любого навыка является его многократное повторение и исправление ошибок.

Сначала малыш учится переворачиваться, чуть позже осваивает речь, за ней - письмо и , но алгоритм освоения всех этих умений остается неизменным. Меняется только выражение лиц взрослых: после очередного приземления на попу маленького карапуза, пытающегося сделать первые шаги, мы умилительно улыбались, а теперь, заметив очередное исправление в тетрадке с домашним заданием, хмурим брови.

Как маме без крика уговорить ребенка делать уроки

Безусловно, папе и маме надо знать, как делать с детьми уроки, но не менее важно в процессе выполнения домашних заданий формировать у ребенка уверенность. А для этого необходимо предоставлять школьнику самостоятельность. Естественно, пытаясь научиться чему-либо, ребенок будет совершать ошибки (как тогда, когда учился ходить) и исправлять их. Именно поэтому в тетрадках появляются жирные наводки правильных букв и цифр, подтирки, зачеркивания, затирания пальцами. Эти яркие результаты самостоятельной работы настойчиво бросаются в глаза. Чтоб делать уроки с ребенком без крика, как показывает практика, нужно постараться не вмешиваться, не ругать, не сердиться. Своим невмешательством вы сообщите ребенку о своей уверенности в его силах и продемонстрируете готовность принять его несовершенство.

Использование черновиков предполагает выполнение работы дважды, а это дополнительная нагрузка на неокрепшую мелкую моторику ребенка, на его рассеянное внимание и ваши отношения. При старте на такой важной трассе, как школьная жизнь, аккуратность - не тот приз, за который стоит бороться с самого начала. Со временем ребенку самому захочется получать удовольствие от порядка в тетради. Как правило, это происходит во втором полугодии, когда у многих адаптация уже завершилась, внимание стало более устойчивым и появилось желание оттачивать приобретенные навыки.

Разрывая неопрятные тетради, заставляя переписывать по нескольку раз до получения идеального результата, переходя на крик из-за исправлений и затертостей, вы действуете вразрез с психофизическими возможностями шестилетнего ребенка. И что еще более важно - уводите его от любви к учебе в раздражение, усталость и неуверенность.

Затраченные усилия во время выполнения задания и работы по его исправлению

«Результат как желанная и единственная цель» - подобный настрой часто является у родителей основным. С другой стороны, результативность труда - это главная цена любой работы. Когда вы отдаете в ремонт фен, вы вправе требовать получение исправного электроприбора - это и будет результатом, заказываете копию ключа - ожидаете, что он откроет дверь, шьете платье - хотите, чтобы оно сидело отменно. К сожалению, или к счастью, в обучении и воспитании невозможно получить результат четко запланированный, так как объект ваших трансформаций имеет свои чувства, потребности и права, это не безмолвный фен или платье.

В процессе воспитания и обучения возникает огромное количество нестыковок, ошибок, непонимания, поисков договоренностей и компромиссов, объяснений. В этом и заключается взаимодействие и общение с ребенком. И если из всего этого многообразия оставить только результат, то выходит, что ребенок нами любим только при условии хороших оценок и полного послушания. Это - прямой путь к неврозам, и некоторые семьи проходят его до конца.

Если взрослые ценят только достижение ребенком результатов, игнорируя при этом неудачные попытки как потраченные впустую время и усилия, то через некоторое время ребенок, вполне вероятно, будет испытывать трудности при выборе того или иного способа действия. Заданный идеальный результат ему известен, но как найти путь, чтобы достичь его, избежав ошибок и исправлений, а значит, неудовольствия взрослых?

Советы психологов касательно того, как помогать ребенку в приготовлении уроков:

  • При неудачах констатируйте лишь факт их существования, избегайте эмоционального подкрепления, тем более негативного и яркого.
  • Эмоционально поддерживайте усердие и старание ребенка. Подмечайте, когда он сам решил что-то исправить, переделать. Подбодрите его словами: «Какой ты упорный, усердный…»

Статья прочитана 3 208 раз(a).

Преподаватель математики, участник проекта «Учитель для России» Александр Ядрин рассказал «Летидору», как школьникам нужно правильно выполнять домашнюю работу.

Основная цель, которой руководствуется учитель, когда дает на дом задание - закрепить знания ученика по определенному предмету. Чтобы домашнее задание не вызывало раздражения и давалось проще, необходимо соблюдать несколько простых правил:

За уроки надо садиться сразу после школы

Согласно исследованиям немецкого психолога Г. Эббингауза, для лучшего запоминания школьник должен повторять материал, пройденный на уроке, соблюдая определенные промежутки времени (сразу после изучения, через 20 минут, через 40 и через 8 часов).

К концу последнего урока у школьника едва остается 40% материала, который он проходил в начале дня. Так что за домашнее задание садиться надо сразу после занятий, пока знания, усвоенные за день, не выветрились из головы окончательно.

Я считаю, что для начальной школы отличный вариант - делать уроки на продленке (при условии, что там спокойная атмосфера и дети не «стоят на ушах»). Они только прошли новый материал и тут же после уроков его закрепляют. Что касается средней и старшей школы, то возможно делать домашнее задание в кабинете учителя-классного руководителя или учителя-предметника.

Что происходит, когда домашнее задание ребенок делает вечером или вовсе через несколько дней после того, как он его получил? К тому моменту, когда школьник садится за уроки, он не помнит больше половины теории. Мотивации к занятиям нет никакой, так как надо лезть в учебник, искать нужный параграф, вспоминать правила - напрягаться больше положенного. Проще списать с решебника или у соседа по парте.

Если после школы у ребенка кружок или секция, лучше делать уроки утром на следующий день

Очень часто дети параллельно со школой занимаются различными видами спорта. Я, например, когда был школьником, ходил в секции волейбола и баскетбола. После них возвращался домой в 10 вечера, сил на уроки совсем не было.

Спасибо моим родителям, которые относились ко мне с пониманием и интуитивно приняли верное решение. Так как на работу они уезжали очень рано, они поднимали меня в пять утра, в школу я приезжал к семи. У меня было ровно полтора часа, чтобы сделать домашку. И я отлично справлялся. На свежую голову думать очень хорошо. Конечно, делать уроки утром сложнее, чем сразу после занятий, но намного лучше, чем вечером, когда клонит в сон.

Начинать надо с любимого предмета

Если школьник начинает выполнение домашнего задания с нелюбимого предмета - это, скорее всего, сделает его раздражительным. Значит, у него пропадет мотивация к обучению, и продолжать вряд ли захочется. Поэтому браться за уроки надо с любимых заданий.

Когда начинаешь с любимого (легкого) предмета, он получается быстрее. Взял какую-нибудь простую тему, быстро прочитал, сделал упражнение - и первая домашняя работа готова. Есть положительное подкрепление дела - успех, и ребенок с интересом берется за следующий урок.

Выполнение домашней работы разделите на раунды по 25 минут

Учитель обрекает свой предмет на ненависть, если выполнение домашней работы по нему занимает больше 20 минут. Кстати, даже по СанПиНам на домашнее задание в среднем по одному предмету не должно уходить больше этого времени.

Одно из правил таймменеджмента заключается в том, что выполнение задачи надо разделить на раунды по 25 минут, между ними делать небольшие перерывы (5-7 минут). Предложите ребенку установить таймер на телефоне на 20-25 минут и в это время максимально сосредоточиться на предмете. Когда время выйдет, важно отложить учебник и немного отдохнуть (также по таймеру, чтобы не было соблазна отвлечься от уроков). Затем с новыми силами приниматься за следующее задание.

Максимальная концентрация внимания достигается за счет постоянной смены видов деятельности

В младшей школе ребенок может сконцентрироваться самое большее 5 минут. В средней и старшей - 10 минут. Чтобы сделать выполнение уроков более продуктивным, школьнику нужно регулярно менять виды деятельности. Максимальной концентрации добиваются сменой интеллектуальной и физической активности. В небольших перерывах между раундами он должен полноценно отдыхать. Можно прыгать, бегать, отжиматься, приседать. Можно спеть песню - это отлично снимает напряжение и помогает переключиться.

Важно помнить: если ребенку не нравится предмет, значит, он его не понимает. Задача учителя и родителя - сделать урок прикладным к интересам ребенка. Например, если физика идет очень плохо, но хорошо получается играть в баскетбол, соедините два дела. Изучайте физические законы, наблюдая за мячом - расскажите, как кинетическая энергия мяча при броске превращается в потенциальную. Если есть проблемы с геометрией, можно рассчитать, каким должен быть угол атаки в баскетболе, чтобы бросок в кольцо получился максимально точным.

К ребенку всегда можно найти подход, если общаться с ним через его интересы. Как-то ко мне подошла старшеклассница и пожаловалась, что не хочет учить английский, так как он вряд ли пригодится ей в выбранной профессии. Девушка мечтала стать поваром и была уверена, что ей понадобится только французский. Я предложил ей посмотреть кулинарные шоу Джейми Оливера на языке оригинала. Через месяц мы встретились. Она рассказала, что уже неплохо понимает английский, так как передачи с Оливером захватили ее настолько, что ей пришлось подтягивать знания в языке.

Она смотрела шоу с большим интересом, потому что хотела реализовать себя в выбранной профессии. Благодаря таким занятиям ученица улучшала не только лексическую базу, но и произношение, культуру и основы профессиональной этики.

Дискуссия вокруг домашней работы всегда остается неисчерпаемой. Многие считают, что и вовсе нужно отменить домашнюю подготовку – пусть школьники наслаждаются детством. Тем не менее грамотный педагог всегда ищет способ заинтересовать в предмете, – и отчасти выполнение учеником домашней работы может учителю в этом помочь. Ведь когда ученик понимает предмет, он его любит.