Как быстро выучить время на телефоне. Можно ли учить время на часах в раннем возрасте? Занятия с часами

Время - отвлечённое понятие для ребёнка, его нельзя увидеть или потрогать. В нашем быстром мире часы со стрелками не пользуются популярностью. На улицах, в общественных местах и в метро висят в основном электронные табло, у всех есть телефоны, показывающие время цифрами. Но маленького человека сначала нужно научить понимать который час по стрелочкам. Так, подрастая, он сможет планировать: сколько времени нужно для занятий, игр, прогулок.

Первые понятия о времени

Дети к 2,5 -3 годам обычно знают, что утром они просыпаются и завтракают, днём - играют, гуляют, обедают и спят, после тихого часа у них полдник, а затем наступает вечер с ужином, купанием и подготовкой к ночному сну.

В разговорах с детьми нужно употреблять понятия прошедшего, настоящего и будущего времени. То есть: вчера мы ходили в ботанический сад, сейчас будем читать, завтра пойдём в зоопарк. Можно повесить у малыша в комнате календарь с рисунками или фотографиями, отображающими сезоны, и объяснять ему, какое сегодня число, день недели, месяц. О временах года лучше рассказывать при помощи ассоциаций и картинок:

  • зима: снежно, холодно, Дед Мороз, зимние вещи;
  • весна: таяние снега, ручьи, птицы, распускаются листья;
  • лето: солнечно, тепло, ягоды, фрукты, дача, речка;
  • осень: дождь, желтеют и опадают листья, улетают птицы.

Трёхлетнему малышу можно рассказать, что год назад он был маленький, не очень хорошо говорил, боялся кататься с горки, а сейчас уже вот какой большой! Когда пройдёт ещё год, ему исполнится 4 года, он будет сам одеваться и ещё больше помогать маме. Ребёнок научится понимать, что время всегда идёт только вперёд, и ему уже никогда не будет 2 года, он будет всегда становиться старше. Нужно акцентировать внимание ребёнка на времени: уже 9 часов вечера, тебе пора спать, через 15 минут будем ужинать, подожди 1 минутку.

Как научить ребёнка узнавать время по часам

Когда ребёнок подрастёт, в 5–6 лет, научится считать до ста и будет знать цифры, его можно начинать учить понимать время по часам со стрелками. К школе надо уметь это делать самостоятельно. Для начала стоит объяснить малышу таблицу умножения на 5, так ему будет легче разобраться с минутами.

Изучаем циферблат и стрелки

Дайте ребёнку большие часы, лучше без стекла, чтобы он сам пальчиками мог двигать стрелки.

  1. Расскажите и покажите, в какую сторону всегда двигаются стрелки, что большая показывает минуты, а маленькая часы.
  2. Объясните, что если большая стрелка указывает на 12, то цифра, на которую указывает маленькая, и есть настоящее время.
  3. Двигая минутную стрелку от одной цифры к другой, обратите внимание, что это 5 минут, до следующей - ещё 5 минут, и так до конца круга, всего 60 минут. Пока минутная стрелка обходила целый круг, часовая передвинулась только до следующей цифры, это прошёл один час.

Давайте малышу задания, пускай поставит стрелки, а мама назовёт время и наоборот.

Создаём часы своими руками

Дети очень хорошо обучаются во время игры. Ребёнок с помощью мамы, папы или бабушки может сам сделать почти настоящие часы. Нужно из картона вырезать круг, нарисовать на нём циферблат, раскрасить, в середину прикрепить кнопкой две картонные стрелочки так, чтобы они двигались. Можно купить такие картонные часики в магазине.

Показывайте ребёнку, как движутся стрелки, сначала часовая, затем минутная. Начните с простых значений, например: 2:10, 3:30. Когда он поймёт про пятиминутные интервалы, усложните и объясните, как будут выглядеть, например, 12:28, 1:37. Пускай малыш поставит время, когда отправится спать, а утром время поставит мама и он ответит.

Пользуемся знаниями в повседневной жизни

Купите ребёнку настоящие часы со стрелками и повесьте на видное место в его комнате. Когда малыш будет разбираться в часах и минутах, познакомьте его с секундной стрелкой, объясните наглядно, что такое секунда (хлоп в ладоши - прошла секунда). Торопить не надо, а вот хвалить - обязательно. Одни схватывают на лету, другим нужно время, но, в конце концов, все это осваивают.

Обучающие игры

День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!

http://zagadochki.ru/zagadka-den-i-noch-oni-idut.html/

Есть много игр, помогающих ребёнку лучше понять и запомнить то, чему его учили. Можно нарисовать несколько циферблатов с цифрами и предложить малышу изобразить стрелками свой распорядок дня, а потом повесить это на стену.

Фотогалерея: игры, уроки и задачки для изучения времени

Нарисовать стрелками обозначенное под часами время Показать на часах режим дня На каких часах правильное время? Какие часы показывают неправильное время? Обучающая игра с часами Задание для изучения часов в сутках

Время - странное понятие, имеющее абстрактную природу: его нельзя увидеть или потрогать. А ведь определять время, понимать часы и пользоваться ими должен научиться каждый ребёнок. Не научившись это делать вовремя, ребёнку трудно будет придерживаться режима дня и планировать своё время, когда он пойдёт в школу. Умение определять время - важная и необходимая составляющая развития ребёнка. Из нашей статьи вы узнаете, как научить этому малыша.

Учим часы

Понимать время - не простое умение. Когда новорождённый подрастёт и сам будет ощущать течение времени, например, кушать в одно и то же время, распознавать, где день, а где - ночь. Окрепший малыш вскоре овладеет понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь», а немного позже научится узнавать времена года, месяцы, а также дни недели. Все названные категории очень нужны, чтобы начать понимать часы. Ведь часы - это средство, посредством которого ребёнок будет уметь ориентироваться во времени, правильно определять его. С чего же начать родителям, чтобы в домашних условиях познакомить малыша с часами?

Формируем подготовительные навыки

Итак, для того, чтобы начать лёгкое, ненавязчивое и интересное обучение малыша понимать часы, нужно разобраться, какие навыки у него уже сформированы. Если вы выясните, что ребёнок овладел ещё не всеми необходимыми навыками, то нужно сосредоточить своё внимание на то, чтобы он приобрёл их прежде, чем приступать к активному обучению определения времени.

Ребёнок должен:

  • от 1 до 12
  • распознавать цифры 1 -12
  • считать по порядку от 1 до 12
  • узнавать часовую и минутную стрелки
  • показывать направление движения стрелок
  • считать до 30
  • считать до 30 «пятёрками» - 5, 10, 15.

«Если вы начнёте учить ребёнка понимать часы, одновременно обучая его счёту от 1 до 12, то не справитесь с поставленной задачей».

Начинаем учить часы

  1. Шаг первый. В начале обучения можно взять часы крупного размера (лучше круглые, без лишних декоративных элементов, или детские, игрушечные). Можно использовать макет часов, изготовив его из картона или бумажной тарелки. На часах должны быть крупно и чётко изображены цифры - пока только часы, без минут. Стрелки должны легко вращаться. Сначала нужна только часовая стрелка.

Макет учебных часов легко сделать своими руками

  1. Шаг второй. Покажите и расскажите, что такое «циферблат».
  2. Шаг третий. Расскажите малышу, что стрелка указывает на часы, а потому имеет название «часовая». Продемонстрируйте, в какую сторону она движется и поясните, что такое движение имеет название «по часовой стрелке». Предложите ребёнку закрепить полученное знание, покрутив стрелку в нужную сторону. Объясните, что часовая стрелка отсчитывает часы.
  3. Шаг четвёртый. Потренируйтесь с малышом в закреплении понятия «ровно час». Для этого нужно установить часовую стрелку на любую цифру, озвучить значение (например, «ровно два часа»), а потом пробовать выставлять её на разное время. Научите ребёнка двигать часовую стрелку по цифрам и называть время: «Один час, два…» и далее. Расскажите и покажите ребёнку, что означает понятие «час назад».

«Совет. Лучшее, что можно сделать для того, чтобы заинтересовать малыша учиться понимать часы, - это смастерить их вместе с ребёнком. В процессе совместного творчества кроха поймёт, для чего предназначены те или иные элементы часов».

Ориентируемся во времени

Для того чтобы малышу легче и приятнее было приобретать умение легко ориентироваться во времени, родителям нужно показать его ценность. Например, временем можно заинтересовать, связав его с важными для ребёнка событиями: прогулкой, походом в кукольный театр или цирк, просмотром вечерней сказки по телевизору. Сделайте упор на том, что время нужно знать, чтобы никуда не опоздать и ничего интересного не пропустить.

Красочный плакат поможет ребёнку осознать ценность понимания времени

Как это просто донести ребёнку?

Можно нарисовать красочный плакат, на котором будут отмечены на часах важные для малыша события: во сколько прогулка, во сколько поход в гости, во сколько начинается любимая телепередача. Снабдите плакат не только крупными изображениями часов и времени на них, но и красочными картинками, символизирующими те или иные события. Такой же плакат можно изготовить для запоминания режима дня ребёнка. Кроха, глядя на плакат-подсказку, будет учиться не только никуда не опаздывать и делать всё вовремя, но и начнёт ориентироваться во времени. Видя, что малыш понимает, далее можно будет менять события и время: так он, не особо напрягаясь, освоит и закрепит основные навыки ориентации во времени. А дальше можно будет смело переходить к изучению минут.

Определяем время по часам и стрелкам

Познакомив с часовой стрелкой, начинаем изучать минутную

Если малыш уже понял, что показывает часовая стрелка, то можно знакомиться с минутной:

  1. Добавьте минутную стрелку в ваши учебные часы или их макет.
  2. Расскажите, что минутная стрелка - тоньше и длиннее, чем часовая. Пусть ребёнок потренируется и хорошенько запомнит различия между двумя стрелками.
  3. Объясните крохе, что за один час минутная стрелочка проходит весь круг.
  4. Покажите, что если часовая стрелка чётко показывает один час (два, три, четыре…), то минутная стрелка всегда вверху на отметке 12. Потренируйтесь, закрепляя это понятие.
  5. Приступая изучать половину, покажите, где расположена стрелка на циферблате, в том случае, когда прошла только половина часа. Пусть ребёнок сам поместит минутную стрелку на половине часа (на цифре 6) и потренируется называть время.
  6. Далее можно переходить к изучению положения минутной стрелки, когда прошло 5, 10, 15 минут и т. д. Тут уже нужно, чтобы на учебных часах или макете часов появились изображения цифр, показывающих минуты.

Что такое сутки?

Ребёнку важно научиться узнавать разное время суток

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь легко отвечать на вопрос: «Какое сейчас время суток?».

Как этому научить?

  1. Используйте красочные (картинки), где доступно показано, что дети обычно делают в то или иное время.
  2. Тренируйте этот навык в повседневном общении с ребёнком: «Утром ты просыпаешься и завтракаешь, днём - играешь, обедаешь и спишь, вечером - смотришь сказку, ужинаешь и готовишься ко сну, а ночью - спишь». Предлагайте ребёнку составлять свои варианты, чем обычно занимаются утром, днём, вечером и ночью. Перечисляйте время суток в прямом и обратном порядке, вразброс.

После того, как кроха будет хорошо понимать и различать время суток, можно начать учить его дням недели :

  1. Расскажите ребёнку, что такое неделя.
  2. Учите ребёнка отвечать на вопрос «Какой сегодня день недели?».
  3. Объясните ребёнку о порядке дней недели. Для этого существует множество детских стихов, песенок и считалок.
  4. Тренируйтесь запоминать дни недели, используя термины «вчера», «сегодня», «завтра». Чаще спрашивайте ребёнка: «Какой день недели был вчера?», «А какой день будет завтра?». Общайтесь ежедневно на тему, что было вчера, а что собираемся делать завтра.

Игры с часами

«Игр для обучения ребёнка пониманию времени великое множество: словесные, с картинками, компьютерные. Все они будут эффективны, если их подобрать в соответствии с уровнем развития ребёнка и его предпочтениями».

Смотрите обучающее видео, которое поможет вашему ребёнку научиться понимать по часам

Предлагаем ознакомиться с простыми играми, в которые вы можете поиграть с ребёнком дома:

  1. «Который час?» Возьмите учебные часы или их картонный макет, установите на них какое-то время, допустим, семь. Попросите малыша назвать, где расположена часовая стрелка (короткая). Спросите его, который час? Помогите малышу, если он не может ответить сразу, а потом спросите опять.
  2. «Который час – 2». Меняйте положение часовой стрелки и задавайте вопросы о том, сколько времени. Сначала идите вправо, по часовой стрелке, а потом, когда вы увидите, что навык закрепляется, меняйте положение стрелки в произвольном порядке.
  3. «Понарошку». Скажите ребёнку, что сейчас понарошку нужно прожить весь день. Задавайте вопросы, чем в разное время будет заниматься малыш. Пусть он связывает утренние, вечерние, дневные и ночные часы с типичными для него видами деятельности.
  4. «Сейчас шесть?». Задайте ребёнку череду вопросов: «Сейчас шесть часов?» или «Сейчас восемь?» и т. д. Ребёнок должен отвечать утвердительно или отрицательно. Можно помогать малышу наводящими вопросами. Так он будет учиться ориентироваться во времени.

«Совет. Чтобы упражнения и игры по пониманию времени не утомляли ребёнка и не навевали на него и скуку, старайтесь вводить их в реальную жизнь. Допустим, подросшему малышу можно поручить проследить за временем, собираясь куда-то: «Напомнишь мне, что через 20 минут мы должны выйти из дому, чтобы не опоздать на представление» или «Скажешь, когда будет три часа?». Когда готовите на кухне: «Я ставлю пирог на 30 минут. Посмотри на часы и скажи, когда он будет готов?»

Здорово понимать время и уметь пользоваться часами

Дорогие родители, не заставляйте ребёнка учить понимать по часам, пока он сам не проявит интерес. А чтобы он проявил интерес – нужно ему помочь: дать информацию для размышления – показать весёлые тематические картинки или познакомить с забавными стихами. Во время обучения старайтесь связать задания с реальной жизнью. Пусть ребёнок как бы напоминает, который сейчас час, какое время суток и т. д. Самое лучшее – когда вам удастся выработать свой ребёнка. Тогда малышу будет интересно, и он достаточно быстро научится понимать по часам и пользоваться ими. Помните, что этот навык не приобретается за один день, а формируется постепенно. Так что будьте терпеливы, последовательны и тогда всё получится.

Понятие времени сопровождает ребенка с самого рождения. При соблюдении режима дня “внутренние часы” подсказывают крохе, когда пора вставать, обедать или принимать водные процедуры. Ближе к 4 годам у подрастающего чада появляется интерес к определению времени по циферблату. Но научить ребенка понимать время, используя механические часы, бывает непросто. Обучение времени потребует сил и разъяснений. Как рассказать дошкольнику о минутной и часовой стрелках, как научить определять время по часам – все это вы узнаете в нашей статье.

Научиться определять время по часам – непростая задача, справится с которой маленькому исследователю помогут родители. В среднем, обучение детей пониманию времени можно начинать с 5-6 лет. При должном подходе к первому классу дошкольник уже сможет отвечать на вопрос, который сейчас час.

Как понять, что ребенок готов разбираться и ориентироваться во времени? Для умения легко и правильно “считывать” текущее время суток, необходимо обладать следующими навыками:

  • владение счетом от 1 до 60;
  • способность визуально различать числа в пределах 12;
  • написание чисел от 1 до 12;
  • понимание счета шагом через 5 (для изучения минут).

Если все вышеописанные действия под силу вашему чаду, то будьте уверены, что вы всего лишь в одном шаге от понятия времени. 2-3 занятия, и ребенок сможет определять значения циферблата.

Время: формируем базовые понятия у малыша

Чтобы ребенок мог с легкостью называть нужный час без посторонней помощи, необходимо с раннего детства знакомить его с цифрами и основами простейшего счета. Также для полноценного понимания, что такое время, малыш должен знать времена года и что собой представляют сутки.

Времена года

Календарь – вот с чего начнется первое знакомство ребенка со временем. Крупные цифры, яркие буквы помогут вызвать интерес непоседы. Расскажите крохе, как сезоны сменяют друг друга, дополните пояснение иллюстрациями. Лето, осень, зима, весна – всего четыре сезона, и каждый из них начинается в свое время. Также можно обвести кружками дни рождения близких, и малыш сам с нетерпением будет ждать каждого “особого” дня и считать время до них.

На заметку! Обязательно в каждое время года показывайте ребенку изменения в природе, для формирования эмоциональных ощущений. Хорошо поможет усвоить информацию о временах года советский мультик “Двенадцать месяцев”.

Время суток

Изучая времена года, можно параллельно знакомиться с сутками, переменой дня и ночи. Здесь в обучении не возникнет сложности, ведь можно наглядно показать, как меняется положение солнца в течение дня. Закрепляйте тему вопросами, в какое время дня ребенок встает, идет гулять или встречает папу с работы.

Совет! Уже сейчас стоит обратить внимание на бег циферблата, обозначая каждое действие временем (“полдник у нас в 11 часов дня”, “в 5 часов вечера придет бабушка” и т.д.).

Учим ориентироваться во времени

Когда ваш ребенок будет знаком с понятиями дня, недели, месяца и года, пора приступать непосредственно к изучению времени и понятиям “час”, “минута” и “секунда”.

Для начала дайте своему ученику прочувствовать, что такое время и временные отрезки. Для большинства детей часы – это не более, чем просто цифры. Важно объяснить ребенку, что такое временные отрезки и какова их протяженность на конкретных примерах из жизни.

  • Секунда – самая короткая единица измерения времени. Один быстрый хлопок в ладоши равен секунде. Попробуйте провести такое упражнение: поставьте перед собой механические часы, и хлопайте вместе с ребенком синхронно с секундной стрелкой. Попадая в такт со временем, дошкольнику будет просто освоить значение секундной стрелки.
  • Для изучения минут дайте понять своему чаду, сколько в себя вмещает пятиминутка или полчаса. Мультфильм длится 3 минуты – довольно быстро. Переодевание заняло 10 минут – озвучьте это время. Обращайте внимание на поминутную длительность того, чем занят ребенок. Можно вместе засекать время с помощью таймера.
  • Познав, что собой представляют минуты, приступайте к изучению часа. Важно начать с того, что сутки – это 24 часа, из которых 8-10 часов мы проводим во сне, а остальное время бодрствуем. Именно для этого и нужны часы, чтобы знать, сколько требуется времени на определенное занятие.

Чтобы обучение таком важному навыку, как определение времени на часах, давалось с удовольствием, можно использовать для занятий методику Никитиных. Эта методика включает в себя непринужденное изучение времени, с ней вы найдете ответы на вопросы “что такое часы?” и “как они показывают время?”

Понадобится циферблат часов с диаметром не менее 20 см. Можно самостоятельно сделать его с помощью картона. Часовую стрелку делаем широкой, но короткой, а минутную – длинной и тонкой. На циферблате обозначаем часы крупными цифрами, а минуты более мелкими.

Важно! Ребенок при изучении времени должен знать числа от 1 до 12.

  • На первом занятии пусть ребенок рассмотрим циферблат, назовет знакомые ему числа. Сначала объясните, какие из них обозначают час. Не торопитесь, позвольте ребенку смотреть, покрутить стрелки, сравнить их размер. Скажите малышу, что он – как часовой мастер, поэтому должен обращаться с временем бережно.
  • Разъясняйте, какая из стрелок двигается медленно, какая – быстрее. Задавайте вопросы по прошлой “теме”: что показывает толстая стрелка? Далее можно изучать, что часовая стрелка на единице означает 1 час, на двойке – 2 и т.д.
  • На следующем занятии повторите пройденное и спросите – который час? Так как числа идут по порядку, ребенку не составит труда ответить на вопрос. Закрепив знание по часам, можно переходить к минутам.

Определяем время на часах

Проще всего ребенку, умеющему считать до 100, использовать для учета времени электронные часы. С их помощью можно контролировать время и не нужно высчитывать минут. Если вы ищете ответ на вопрос, как научить быстро узнавать время, то это, вероятно, самый простой вариант. Но электронный прибор может лишить стимула учиться использовать обыкновенные механические часы. На стадии обучения старайтесь не давать ребенку “послабления” в виде циферблата на дисплее.

  • Приобретите детские часы из дерева или картона с возможностью самостоятельно двигать стрелки. Цифры должны быть написаны по часам и по минутам, так будет проще ассоциировать расположение стрелки и количество времени.
  • Секундной стрелкой при определении времени мы пользуемся редко, поэтому заостряйте внимание, прежде всего, на часовой и минутной стрелках.

    Покажите, в какую сторону движутся стрелки на часах. Значение “по часовой стрелке” будет часто сопровождать ребенка. Объясните, что стрелки движутся только в одном направлении.

    На часах обычно написаны цифры от 1 до 12, но важно сразу рассказать что день включает в себя целых 24 часа. Сутки – это когда маленькая часовая стрелка дважды обходит весь циферблат.

    Что такое час? Это когда часовая стрелка на любой из цифр, а минутная ровно на 12. Сначала сморим на часовую, потом на минутную, и ни в коем случае не наоборот.

От теории переходите к практике. Покажите, что сдвиг минутной стрелки на единицу означает 5 минут. Еще раз сдвинули – уже 10 минут (5+5).

Обратите внимание! Если ребенок знаком с таблицей умножения, то проще объяснить, что два умножить на пять – это десять. Ряд умножения на пять – это и есть “минутный” циферблат. Не знакомы с умножением? Можно просто запомнить скороговоркой – 5,10,15,20 и т.д.

Веди счет каждому дню, учитывай каждую потраченную минуту! Время - единственное, где скаредность похвальна».
Т. Манн

Ваш совсем еще недавно несмышленый карапуз уже умеет считать? Он интересуется почему наступает ночь и куда делся день? Тогда самое время использовать потенциал еще не загруженного мозга и усвоить ориентирование по циферблату часов. В дальнейшем вы сможете быть уверены в том, что маленький школьник будет понимать цену времени и сможет рационально использовать его. А мы, в свою очередь, расскажем вам, как научить ребенка определять время по часам с максимальной эффективностью.

Елена, мама 8-летнего Игоря: «Первые полгода в школу сына собирала бабушка, т.к. я врач и работаю по сменам. Теперь, в силу обстоятельств, он вынужден собираться самостоятельно, при моем контроле по телефону. Он может легко сориентироваться по часам, когда я скажу, что выходить из дома нужно уже через 15 минут. За месяц опоздал только один раз».

Основные принципы обучению времени

Для того чтобы ребенок смог понимать время по механическим и электронным часам, придётся усвоить счет до ста. Некоторые дети считают до ста уже в 5 лет, а другие осваивают к семи годам. Это всё считается вариантом нормы. Однако, без этого навыка понимание механизма движения времени невозможно.

Основными умениями ребенка в освоении времени должны стать:

  • Умение считать от 1 до 100 (или хотя бы до 60);
  • Визуальное распознавание каждого числа от 1 до 12;
  • Умение писать эти числа;
  • Навыки счета через 5 (5, 10, 15, 20, 25, 30).

Если все это ваш ребенок уже знает, понимает и умеет, можно приступать к изучению понятия времени.

Как объяснить ребенку что такое время

Что такое время на часах для детей? Некая цифра, которые взрослые называют, глядя на часы. А если в доме нет часов и взрослые пользуются вместо них телефонами, то ребенку вообще не ясно абстрактное понятие времени.

В процессе обучения ребенка определению времени важно помочь ему освоить это понятие и прочувствовать его протяженность или интервалы на конкретных примерах.

  • Так, начните с простых хлопков, каждый из которых равен одной секунде. Хлопайте с ребенком в такт часам у которых есть секундная стрелка. При этом объясняйте, что сейчас вы хлопаете в ладоши в такт со временем.
  • Позже начните обращать внимание ребенка на длительность его игры или просмотра мультфильма. К примеру одна серия любимого мультсериала длится 20 минут. Озвучьте это. Или засеките время, которое ваше чадо потратит на одевание.
  • Далее нужно объяснить ребенку, что наш день – это сутки, в которых 24 часа. 12 из них он отдыхает и спит. Остальные 12 часов даются для выполнения всех важных дел - завтрак, обед и ужин, игры с друзьями в детском саду или подготовке к школе и прочее. И каждое из этих занятий требует определенного количества времени.

Такие простые упражнения помогут ребенку ориентироваться во временных отрезках и понимать, что каждое действие требует определенного количества времени.

Мастерим часы и учимся с ними дружить

Ребенок знает, что по часам определяют время, но не знает как они работают. Поэтому при изучении времени важно иметь под рукой часы с циферблатом.

Если вы хотите быстро научить ребенка времени по часам, рекомендуем вам смастерить самодельный циферблат, который для начала станет вашим тренировочным прибором и ярким наглядным пособием.

Итак, из куска плотного картона вырезаем круг диаметром 25-30 см. Наносим разметку в виде циферблата и по центру при помощи маленького болта и гайки крепим картонные стрелки – минутную и часовую. Для яркой наглядности можете окрасить их в разные цвета и даже подписать. Не забывайте и про размеры стрелок. Минутная – длиннее, часовая - короче.

  • Покажите как двигаются стрелки, познакомьте ребенка с минутной стрелкой и расскажите, что она всегда движет вперед часовую. То есть минутная стрелка главнее, ведь она и больше. Именно такие ассоциации помогут ребенку понять, что когда минутная стрелка установлена на самую большую цифру 12, это значит, что прошёл час.
  • Объясните, что стрелки двигаются только слева-направо по кругу, это называется «движение по часовой стрелке». Установите обе стрелки на 12 и покажите как они ходят.


Упражнение

Потренируйтесь, двигая стрелки. Устанавливайте игровой циферблат на различные целые часовые значения, и просите ребенка называть цифры, на которых они остановились.

После того, как понятие времени и основные принципы работы часов стали понятны, пора учиться понимать время по часам.

Как научить ребенка определять время по часам

Основной аспект, на который стоит сделать упор при изучении механических или электронных часов – это траектория движения времени.

Необходимо объяснить ребенку, что время – это единственная величина, которую невозможно вернуть назад. Оно постоянно идет только вперед и его ход и расстояние можно измерить только при помощи часов. Часы в этом случае выступают в роли измерительного прибора.

Теперь нужно объяснить ребенку, что такое час, минута, секунда.




Упражнение:

  1. Понаблюдайте за движением секундной стрелки на циферблате и смещением минутной после того, как секундная сделает полный оборот.
  2. Засеките время. Покажите ребенку циферблат часов, на которых минутная стрелка будет занимать определенное положение и после этого предложите ему заняться чем-то на ближайшие пару минут. Затем снова обратите внимание ребенка на положение минутной стрелки на циферблате. Отметьте, сколько именно времени он затратил на свое занятие.

Настало время учиться распознавать целый час, его половину и четверть.

  • Теперь изучаем понятие половина часа. Здесь важно напомнить ребенку, что в часе 60 минут. И если проходит половина часа, то, соответственно, проходит 30 минут.
  • После того как ребенок усвоит значения «целый час» и «половина часа», самое время перейти на изучение четверти часа. То есть, объясните ребенку, что минутная стрелка может показывать и 15 минут пройденного часа. Принцип обучения такой же, как и с целым или половинчатым значением времени.



Упражнения

При помощи минутной «главной» стрелки на картонных часах показываем значение половины часа. Устанавливаем минутную стрелку на нужное значение (цифра 6), медленно перемещая её по кругу циферблата до цифры 12. Пусть ребенок поймет, что именно так проходит полчаса. Потренируйтесь с разными положениями часовой стрелки.

Закрепите результат на настоящих часах. Просите ребенка сказать вам, сколько времени, подгадывая таким образом, чтобы минутная стрелка стояла на цифре 6.

Инна, мама Полины 6 лет: «Я всегда акцентировала внимание дочки на пробуждении и отходе ко сну, пользуясь настенными часами в детской. Каждый раз, укладываясь в постель, она видела на часах 9 часов вечера, а просыпаясь – 7 часов утра. Так, уже в 5 лет Полина отлично усвоила понятие «целый час» и значение минутной стрелки на циферблате.

Как научить ребенка времени по часам с шагом в 5 минут

И только после усвоения простых навыков можно переходить к более сложным, и объяснять малышу, что минутная стрелочка может отсчитывать время с шагом 5 минут. Здесь важно научить ребенка считать через 5 и показать ему ход времени на примере игрового циферблата.

Можно напротив каждого значения на картонном циферблате поставить соответствующие минутам цифры. К примеру, напротив 1 пишем 5, напротив 2 - 10 и т.д. Причем важно сначала освоить движение минутной стрелки на первой половине циферблата, и только после этого усложнять задачу с переходом на более сложную вторую его часть.



Упражнение

Закрепляем результат при помощи настоящих часов. В течение дня просите ребенка смотреть на часы в течение дня.

Кроме таких занятий очень удобно составить расписание в картинках с соответствующими изображениями. Ребенок будет понимать, что определенному времени полагается определенное действие и таким образом сможет научиться планировать свой день в соответствии с отведенным ему часовым периодом.

Ирина, мама первоклассника: «Мы вместе с сыном нарисовали на листе 3 циферблата с разным временем. На первом было 8:00 и надпись – пора в школу. На втором 16:00 – уроки, и на третьем 22:00 – спать. Повесили в детской на видное место. Сын, поглядывая на часы, сам определял время. Понимание того, что пора спать не было для него неожиданностью, а мне не приходилось торопить его в школу. Я стала более спокойна, сын - более организован и самостоятелен».

Онлайн игра "Изучаем время на часах"

Наряду с простым обучением на игровом циферблате можно воспользоваться и специальной электронной программой обучения.

Игра предназначена для детей младшего и старшего школьного возраста.

Удобный интерфейс программы и яркие веселые циферблаты позволят вашему крохе скорее освоить навыки ориентирования во времени.

Успехов вам в обучении и хорошего настроения.

Полезное видео

Здравствуйте уважаемые читатели. Сегодня я расскажу вам как в легкой, интересной форме мы учим время на часах. Мой ребенок просто бредил определением времени на часах в течении последних восьми месяцев. А началось всё с того, что я стала предупреждать об окончании его игр (дел, занятий) за пять минут. Исходя из информации педагогов и психологов, мой малыш еще не был готов к пониманию времени и я оттягивала данные занятия как могла. Но видя неподдельный интерес сына к часам, решила попробовать объяснить. Мой сынишка, которому сейчас 3 года 8 месяцев может определить время не хуже меня. Надеюсь, что вам подойдут наши игры и занятия по обучению, они могут быть использованы с детьми более старшего возраста.

Источник фото: i.huffpost.com

Неподдельный интерес ребенка – залог успеха в обучении

Возраст три года прошел красной чертой по характеру моего сыночка. Было такое ощущение, что и на следующий день начался кризис трех лет. Мне пришлось перестраиваться, подстраиваться, в чем-то даже “ломать” себя. Чтобы избежать капризов из-за окончания игры, я предупреждала об этом за пять минут:

– Александр, через пять минут мы будем кушать, заканчивай игру пожалуйста. (один из примеров)

Конечно же я понимала, что у ребенка не развито чувство времени, что пять минут это пустой звук. Но повторив это несколько раз я услышала вопрос:

– Мама, а сколько это пять минут?

Я подвела сына к электронным часам и показала сколько на них было времени, он сам высчитал сколько будет если к данным на тот момент минутам прибавить пять. Но ребенок не вернулся к игре, он стоял и смотрел как менялись номера. И когда прошло пять минут, спокойно пришел ко мне и мы стали делать то, что я хотела на тот момент.

Эта картина повторялась несколько раз, как только я предупреждала о пяти минутах, Александр становился напротив часов и наблюдал за ними. Затем у него появилась любимая фраза “через пять минут”, в основном он использовал ее с папой, который звал его что-то делать сразу. Например: “Александр, пойдем домой”, а в ответ: “Через пять минут пойдем”.

Сына стали интересовать все часы, а также время, в которое что-то постоянное должно происходить. Не понимая сколько времени, но чувствуя что уже поздно, он спрашивал у меня:

  • Почему папа еще не вернулся с работы?
  • Уже пора смотреть вечерний мультфильм?

В общем, думаю понятно, что интерес ребенка к часам и к определению времени был велик, но я всё тянула и тянула с данной темой. Понимала, что определять время на часах – не значит уметь его чувствовать.

Можно ли учить время на часах в раннем возрасте?

Совершенно точно помню, что моя бабушка научила меня определять время в 6 лет. Мой муж говорит, что их учили этому в первом классе школы. Сейчас же во многих садах Доминиканской республики, как в России не знаю, этому учат в 5 лет.

Что же я увидела, когда решила всё таки дать знания так интересующие моего ребенка? Что с определением времени по часам он справился замечательно в свои 3 года 8 месяцев. Сегодня он может ответить который сейчас час, как вы и я. А что же с пониманием самого времени, которое невозможно потрогать, а если заиграться, то можно и не почувствовать? Работаем с этим по распорядку дня, по словесным поручениям и так далее. Чтобы у ребенка появилось ощущение времени, нужно пройти определенный путь, да мы никуда и не торопимся.

Материалы с которыми учим время

Давайте я вам расскажу как нам удалось разобраться в данном вопросе. Мы учим время используя некоторые материалы, какие-то из них покупные, другие сделала сама и дам вам скачать. Что-то можно заменить, постараюсь дать свои рекомендации.

Одной из главных частей нашего познания времени была книга Галины Петровны Шалаевой “Часы и часики”. Опишу наши занятия подробно, чтобы было понятно по какому пути мы шли в обучении. Думаю, что находчивые мамы смогут организовать данный процесс и без этой книги. Хотя всё же отмечу, что она нам очень понравилась и подскажу, что вы можете ее скачать на Озон.

Сначала мы узнали какие бывают часы и зачем они нам нужны. Буквально на страницу представлен каждый вид часов, текст крупный и понятный:

  • наручные;
  • настольные;
  • уличные;
  • вокзальные;
  • часы в плите;
  • на зданиях;
  • электронные;
  • будильник;
  • с кукушкой;
  • напольные;
  • цветочные (это цветы в Москве на Кутузовском проспекте);
  • подводные;
  • часы в аэропортах;
  • настенные;
  • песочные.

Мы достали все мамины и папины часы, ребенок просто ошалел от их количества и блеска, был похож на маленького вороненка. Обошли квартиру и посмотрели какие часы есть у нас. Оказалось, что настенные, электронные, будильник, песочные.

Если у вас нет подобной книжки, вы можете распечатать картинки недостающих часов. После чего объясните малышу о каждом виде своими словами. Или приобретите экземпляр книги онлайн, она имеется во многих интернет магазинах.

Что такое день и ночь: скачать книжку

Попутно с чтением книги поговорили о том, что такое сутки, из чего они состоят? Из ночи и дня. Недаром говорится: “День и ночь – сутки прочь”. В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. Мы это уже проходили, когда . Александр прочитал стихотворение по теме, оформленное в сделанную мною книжку по Доману.

Вы можете скачать ее бесплатно через эту ссылку . Перед скачиванием просмотрите ее содержание, подойдет ли оно вашему ребенку по возрасту. Если не знакомы с методикой Домана, уточню, что книга сделана для практики чтения дошкольниками. На одной страничке текст – на другой картинка. Для распечатывания используется функция 2 странички на 1 листе.

Книгу Шалаевой мы читали постепенно, в первый день прочли о том какие бывают часы и рассмотрели имеющиеся. Во второй день о циферблате и стрелках. И вот когда мы дошли до определений “ровно час”, “половина часа”, главными нашими помощниками стали наши часики с крутящимися стрелочками и рабочая тетрадь Кумон “Учимся определять время. Час и полчаса”.

Каждый урок по тетради выставляли на наших часиках. Таким образом ребенок не просто рисует стрелочки на циферблате, а практикует самостоятельное их выставление.

Подробное описание рабочей тетради можно прочитать в статье .

Изучаем циферблат: часовая и минутная стрелки

Учим время на часах начиная с циферблата. Из книги мы узнали что такое циферблат, какая стрелка минутная и какая часовая, как передвигаются стрелки.

Используя текст с разворота книги и часики с крутящимися стрелками, о них мы поговорим ниже, вы можете объяснить ребенку циферблат.

Рассказываем, что круг в центре часов называется циферблатом. На него нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, потолще, двигающаяся медленно. Когда она совершит один круг по циферблату, то проходит двенадцать часов. Эта стрелка называется часовой.

Стрелка часовая
Идет за часом час,
Не спеша, не отставая,
И ведет с собою нас.

У часов есть еще одна стрелка – минутная. Она длиннее, тоньше часовой и движется быстрее. Чтобы показать один час, минутная стрела должна пройти все 12 цифр, в то время как часовая всего лишь передвинется от одной цифры к другой.

Минутная стрелка -
Ты часовой сестра.
Минутная стрелка -
Длинна ты и быстра!
Отсчитывать минутки -
Это ведь не шутки!

Здесь нам очень пригодились наши покупные часики с передвигающимися стрелками. Одно дело посмотреть картинки в книге, другое самостоятельно выставить стрелочки. Данная модель двусторонняя: с одной стороны можно учить часы и минуты, с другой рисовать стрелки самому. Что позволяет взрослому понять, на сколько усвоен материал.

Похожие варианты есть здесь .

Если вы занимаетесь с маленьким ребенком, то очень советую обратить внимание на книги с часами . В них есть текст с картинками, который увлечет малыша и встроенные часы с подвижными стрелками.

Сказка про стрелки циферблата

Дети прекрасно усваивают информацию через сказку, так что учим время с этой замечательной мини-сказкой. Рассказывать лучше по памяти, держа в руках часы и показывая все действия персонажей.

Жил-был часовой король. Правил он своим круглым часовым королевством, где жили двенадцать часовых подданных. Король был серьезный и недоверчивый – уж очень он сильно беспокоился, все ли его подданные цифры на месте, не ушел ли кто в другое королевство.

Служили королю два помощника – стрелки Тик и Так. Тик был высокий, худой и шустрый. Ему не стоило никакого труда оббегать всех жителей королевства за один час. Так – низкий, толстенький, неторопливый. Он медленно, тяжело дыша, шел от дома к дому и тратил на свою работу целый день или двенадцать часов. Тик и Так иногда встречались, но ненадолго – Тику не терпелось первым доложить королю о том, что всё в порядке, поэтому, пожав руку Така, он быстро бежал во дворец.

Физкультминутка о стрелках

Проводя физкультминутку выполняй все движения о которых говорится в стихотворении. Учимся определять время не сразу, это достаточно долгий процесс. Если вы будете проводить эту физкультминутку несколько раз, то ребенок обязательно выучит стихотворения наизусть. Попросите его произносить слова вместе с вами.

Вслед за стрелкой часовой,
Не спеша, пойдем с тобой.
Тик-так, тик-так -
Мы идем за шагом шаг!
Тик-так, тик-так,
Шаг-шаг, еще шаг!

А теперь, ускоряем шаг, побежали за стрелкой минутной. Бежим по кругу и проговариваем:

За стрелкой минутной
Мы быстро бежим,
Мы очень торопимся,
Очень спешим!
Минутную стрелку
Хотим мы догнать.
Минутка, минутка,
Минутка опять!

А теперь, вместе махнем правой рукой по часовой стрелке и проговариваем:

Дружно махнем
Правой рукой
Мы по стрелке Часовой!

Снова возьмемся за руки и не спеша идем против часовой стрелки, проговаривая:

Против стрелки часовой
Начинаем мы движенье,
Теперь знаем мы с тобой
Это направленье!

Обсуждение вопросов для понимания времени

  1. Сколько часов в сутках?
  2. На какие две части можно разделить сутки?
  3. На какие четыре части можно разделить сутки?
  4. Какое время суток самое светлое?
  5. Какое время суток самое темное?
  6. Расскажи что ты делаешь утром, днем, вечером и ночью?

Александр прекрасно справился со всеми вопросами, чем не скрою удивил меня, я радовалась его ответам как ребенок.

Очень важной частью нашей жизни стал распорядок дня, которого мы всегда придерживались. Но теперь, когда учим время, он у нас наглядно висит на стене. Плакат очень большой на двух листах ватмана, я хожу и любуюсь им.

Для изготовления плаката своими руками, я сделала фотографии сына в моменты, которые отображаются на нем. Как вы понимаете, ребенок прекрасно ассоциирует происходящие действия с собой:

  • просыпается: пьет молоко;
  • умывается и чистит зубы;
  • завтракает любимой кашей;
  • готов к выходу в детский сад;
  • обедает после детского сада;
  • тихий час: пьет молоко;
  • ужин;
  • купание в ванне;
  • пижама одета: молоко, сказка, поцелуй.

Учим время на часах по мультфильмам

На этом этапе нам в помощь подошли прекрасные мультфильмы. Думаю, что Шишкину школу любят и знают все дети, именно их мультики более наглядно объясняют данную тему.

Шишкина школа Определяем время по часам: часть 1

Шишкина школа Учим время на часах: часть 2

А еще мы с Александром выучили вот такую коротенькую и ритмичную песенку про часы “Тик-так”.

Часы из природных материалов: творческая работа

К творческим занятиям можно отнести – совершенно незапланированные часы из природных материалов. Мы гуляли по парку, где Александр подняв две палочки, стал выставлять ими время.

– Мама, смотри, это семь часов, а это четыре!

Придя домой я достала имеющиеся материалы: желуди, шишки, солому, семена акации и те самые палочки найденные ребенком. Пенопласт правда был немного пострадавший, но мы же не на выставку делали работу . Александр помогал скреплять желуди, раскладывать материалы по местам. Сама я наносила горячий силикон, а он придавливал материалы куда нужно.

Учим время на часах с римскими цифрами

Когда мы занимались по книге Галины Шалаевой, нам встретились часы с римскими цифрами и даже совсем без цифр. Уверена, что это сделано, на последних страницах книги, для того, чтобы проверить если ребенок смог запомнить расположение цифр на циферблате. Но Александр сразу заинтересовался, что это за цифры такие и почему они другие? Нам пришлось достать книгу “Цифры и числа” из серии “Зачем? Отчего? Почему?”, в которой этот вопрос объясняется достаточно наглядно.

Вот такое объяснение получилось из палочек Киюзинера. Самое интересное, что Александр из моего объяснения уловил суть сразу. Когда я выкладывала 4, 5, 6 объяснила ему, что палочка слева, когда число меньше и палочка справа, когда оно больше. Александру не терпелось попробовать самостоятельно, поэтому я положила десять, а он сам выложил девять и одиннадцать. Скажу вам по секрету, что я встречала взрослых людей, которые путались в римских цифрах, а детям оказывается они даются так легко .

Ну не останавливаться же на объяснении без практики. Опять же незапланировано получились вот такие часы с римскими цифрами. В течении вечера ребенок выкладывал их разные модели.

Вот так уважаемые читатели, мы учим время на часах. Надеюсь, что в моей статье вы нашли для себя нужную информацию. Самое главное – это конечно иметь интерес ребенка к данному вопросу. И если вы увидели его в более раннем возрасте, чем обычно вводится объяснение часов, то не бойтесь дать малышу то, что так сильно его интересует. Мой ребенок этому подтверждение. Буду рада если вы поделись статьей в соц. сетях используя кнопочки ниже.