Как дисциплинировать ребенка: рекомендации родителям. Что означает дисциплина для детей

Правильно воспитать своего ребенка и приучить его к дисциплине непростая задача, и чтобы ее выполнить нужно запастись терпением и усвоить главное: и его дисциплина не одно и то же. Итак, как дисциплинировать детей, рассмотрим несколько советов.

Как распознать недисциплинированность?

Детскую недисциплинированность можно спутать с капризами и детской своенравностью. Например, отказ прислушиваться к советам и просьбам, резкость, грубость, склонность к конфликтам с педагогами и сверстниками, безразличие к урокам, неусидчивость, лень – это все проявления так называемого «протеста» . Но в чем же тогда заключается разница между капризом и отсутствием дисциплины? Детская недисциплинированность – это постоянное явление, которое выражается в излишней активности ребенка, в то время как «протест» или капризность — нечто временное, имеющее конкретные причины и проходящее.

Что порождает недисциплинированность в детях?

Нехватка внимания родителей. При такой нехватке ребенок будет делать все, чтобы привлечь к себе внимание;
Любознательность и пытливость. Обычно это свойственно очень маленьким деткам (1,5 – 2). Мир вокруг такой незнакомый и привлекательный, тут не до примерного поведения.
Недостаточное мотивирование со стороны родителей. Дисциплинированный ребенок понимает, зачем он должен выполнить что-либо. Безапелляционные просьбы и распоряжения не подойдут, в данном случае уместна грамотная мотивация. Например, «чем скорее закончим с уборкой комнаты, тем скорее освободимся и пойдем на прогулку» .
Поиск слабых мест папы и мамы. Для того, чтобы манипулировать родителями, ребенок часто ищет их уязвимые места.
Расхождение слов родителя с его делами. Часто взрослые требуют от ребенка определенного поведения, но сами ведут себя противоположным образом. Яркий пример — курящий родитель, который говорит, что курение – это плохо. Или запрещение мусорить от человека, который выбрасывает обертку на асфальт.
Отсутствие доверия во взаимоотношениях. Если доверительные отношения с родителями не складываются, ребенок бросает всякие попытки наладить контакт с мамой или папой. Доверие утрачивается, и ребенок винит в этом родителей.
Чересчур много «нельзя». Слишком требовательные родители сами способствуют тому, что ребенок становится бесконтрольным.

Чтобы дисциплинировать детей, нужно ли их полное повиновение?

Дисциплинированный ребенок – это не кукла, которая подчиняется вам и слушается с полуслова. Это живой человек, со своим мнением, характером, желаниями. Дисциплинировать ребенка правильно, значит развить в нем ответственность, собранность, умение уважать общепринятые нормы и подчиняться собственным целям. От родительского подхода к воспитанию зависит то, насколько самостоятельным, цельным и самодостаточным он вырастет. Излишняя требовательность и строгость могут воспитать неуверенного в себе, слабого человека. Выбирать вам.

Превратите дисциплину в семейную привычку

Современный бешеный ритм жизни зачастую не позволяет уделять достаточное время ребенку. А малыш живет в другом темпе и не понимает, зачем вам нужно куда-то бежать и проводить время на работе, вместо того, чтобы поиграть с ним. Лучший способ приучить ребенка к дисциплине – сделать ее семейной традицией! Как может проявляться семейная дисциплинированность? Несколько основных моментов:

Не забывать старшее поколение и систематически навещать бабушек и дедушек;
Вместе отмечать праздники и готовиться к ним;
В доме каждый выполняет свою функцию;
Установить определенный распорядок дня для всей семьи;
Привить всем домочадцам привычку не откладывать дела на потом;
Наводить частоту всем вместе и по определенным дням;
Культивировать почтительность к старшим.

Если семье неизвестны такие принципы и привычки, то приучить ребенка к дисциплинированности будет крайне сложно. В его голове может произойти путаница и хаос: во сколько нужно уснуть, как правильно разговаривать со старшими, во сколько вернуться домой с прогулки. Все эти вопросы (и многие другие) требуют четких ответов. Иногда родители не находят сил и времени для того, чтобы правильно среагировать на детский «бунт» и это чревато потерей дисциплинарных устоев в семье навсегда. Поэтому определенные правила в семье необходимы. Они должны восприниматься как нечто само собой разумеющееся, как, например, необходимость чистить зубы. А главное подкрепить дисциплину собственным примером:

Приучаем любить, когда все на своих местах: вещи в комоде, кружки и тарелки в шкафу для посуды и т.п. Главное не забывать о поощрении: хвалить ребенка за правильные действия.
Устанавливаем единственно возможное поведение вне дома: уважительно относиться к пожилым, помогать девушкам, уступать место в транспорте и прочее. Дисциплинированный ребенок ведет себя правильно и культурно не только в стенах дома.
Устанавливаем единственно возможное поведение дома: вещи на своих местах, соблюдение вежливости и приличий, еда строго на кухне, соблюдение правил гигиены;
Организуем распорядок дня: конкретное время для сна; до сна определенные процедуры.

Умение организовать свое время, собранность и ответственность – качества, которые родители должны воспитывать в ребенке. Детская дисциплинированность – это билет в спокойную, уверенную, гармоничную взрослую жизнь.

(5 голосов : 5 из 5 )

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть ) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

Перенаправлять внимание

“Дети очень легко переключаются от одного чувства к другому. Плач за пару секунд сменяется смехом, капризы – спокойным поведением, грусть – весельем! Главное, дать ребенку повод поменять его текущее настроение! Например, если ребенок упал и плачет, значит надо немного пожалеть его, а потом переключить внимание на что-то позитивное: показать красивую новую игрушку, помечтать, как вы здорово сейчас покатаетесь на санках, сделать комплимент, что у вашего ребенка, если у вас, например, девочка, очень красивые косички и так далее. Главное, чтобы мама или папа в этот момент излучали счастье, веселое и бодрое настроение, а не говорили все это “сквозь слезы”, переживая о новом синяке ребенка”, – говорит Виктория Джарты.

Объяснять что, как и почему

Порой слышу, как на детской площадке деткам запрещают кататься с большой горки, при этом абсолютно не объясняя, почему этого делать не стоит! “Ты еще маленький, нельзя тебе пока кататься с этой горки!”, – слышит ребенок и смотрит на деток его же возраста и роста, которые весело проводят время на детском аттракционе. Запрещать или не запрещать ребенку что-либо делать, решают только родители. Моя рекомендация состоит в том, чтобы запрещая, вы давали понять ребенку, объясняли ему, почему. Если вы ребенку нельзя сладкого из-за аллергии, скажите ему об этом: “Тебе нельзя сейчас кушать шоколад, ведь ты помнишь, какая аллергия была у тебя на ручках на прошлой неделе!”, и так далее.

Подумать о наказании

Как бы мы не любили своих детей, но, будучи родителем, без наказания порой не обойтись. Не наказывайте ребенка каждый раз, даже когда он заслуживает. Намного эффективнее, если ребенок провинился в чем-то впервые, сначала просто предупредить его, что так поступать нельзя, объяснить почему нельзя и озвучить, что в следующий раз за такой поступок его будет уже ждать не разговор с родителями, а наказание

Разграничивать наказания и перерывы для анализа своих ошибок

Не за каждый поступок следует наказывать. Иногда можно просто взять тайм-аут и дать ребенку шанс подумать о своей ошибке, сделать выводы. Например, ребенок поругался/подрался с кем-то в школе… В таком случае вместо того, чтобы просто наказать его и отобрать любимую игрушку, намного эффективнее провести воспитательную беседу и дать ребенку время, например, 10 минут, чтобы он подумал о своем поступке, сам себе ответил, правильно ли поступил и надо ли так делать в будущем. Очень важно, по истечении этих 10 минут попросить ребенка подойти к вам и озвучить его заключение. Когда ребенок не просто поймет или подумает, что был неправ, а произнесет это вслух маме или папе, озвучит это, как обещание больше так не делать, это будет самым лучшим результатом проделанной работы!

Не давать пустых угроз и держать свое слово

Многие родители любят угрожать: “За такое поведение останешься без подарка на день рождения”, но подарок все равно дарят. Или: “Раз ты так себя ведешь, то мы не идем в парк аттракционов на выходные”, но билеты уже давно куплены и семья все равно отправляется в парк! Чему тогда учится ребенок? Он учится не воспринимать родителей и то, что они говорят, всерьез. И это не здорово, потому что когда речь пойдет о более серьезных вещах, наказаниях, ситуациях, голос родителей не будет ставиться ни во что! Из этой ситуации есть два выхода. Первый – держать свое слово. Раз уж сказали, что подарка не будет, значит его действительно не должно быть. Второй – не давать пустых угроз! Подумайте, если билеты в парк давно куплены, вы в любом случае в него отправитесь!

Не смягчать наказание

“Каждому родителю знакомо, как это… Вы наказали ребенка, поставили его в угол и через пять минут вам уже стало жалко это крохотное, родное и любимое создание, которое все в слезах стоит в углу и ждет вашей любви и объятий. Здесь очень тяжело не сдаться, поверьте мне, у меня четверо детей, я знаю, как это! Но! Как бы тяжело не было, держитесь! Потому что в таком случае, ваш ребенок научится манипулировать вами, используя свои эмоции. Он поймет, что стоит ему расстроиться и поплакать, то родителя простят его за любой поступок, стоит сделать грустное лицо и сказать, что у него болит живот, и вы сразу начнете его обнимать, успокаивать и приготовите вкусную кашку“, – делится Виктория Джарты.

Не игнорировать капризы, а предотвращать их

Капризничают абсолютно все дети! И о капризах можно было бы написать отдельный материал, но если вкратце, то… Если, к примеру, ваш ребенок хочет новую машинку и уже потихоньку начинает капризничать по этому поводу, то не надо его полностью игнорировать. Успокойте его добрым словом, скажите ему, что вы очень хорошо знаете, как сильно он хочет машинку, но так сложилось, что в данный момент ее нет и не будет.

Не подкупать ребенка

Взросление детей никогда не обходится без подкупа со стороны родителей. Родители всегда обещают подарки за хорошее поведение, оценки и пр. Если вам удалось отстрочить этот момент и воспитание ребенка обходится без подкупа – вы на правильно пути! Если нет, тогда я рекомендую позиционировать наказания, задания и награды таким образом: пусть мытье своей же чашки будет работой ребенка, а не наказанием, а вечерний просмотр мультфильма – наградой за помощь маме на кухне!

Хвалить ребенка

Часто можно встретить две противоположные ситуации – одни родители совсем не хвалят ребенка, даже, когда есть за что, другие – хвалят так много и часто, что похвала воспринимается ребенком уже как обычное общение. Во всем должна быть мера, но ни один день ребенка не должен обходиться без нескольких хвалебных слов о нем. Даже если сегодня он не принес 5-ку, если не дорисовал свой рисунок или не помог вам помыть посуду, найдите что-то, за что его можно было бы похвалить. Дети стараются угодить родителям, поэтому, если вы будете хвалить даже когда не за что, ребенок будет стараться стать лучше и лучше“, – комментирует Виктория Джарты.

Не бить детей

Ни в коем случае и не при каких обстоятельствах, даже, когда есть за что шлепнуть, не бейте своих детей! Насилие и физическая боль не закаляют человека, а только разрушают психику.

>> Как общаться с ребёнком

Дисциплина у детей школьного и дошкольного возраста. Как дисциплинировать ребёнка?

Какую пользу даёт дисциплина ребёнку?

Дорогие наши родители, ранее мы уже поговорили о том, а также о том, какие существуют . Но бесполезно мотивировать ребёнка к чему-либо, если он не дисциплинирован, поэтому, в этой статье мы поговорим о том, как приучить нашего ребёнка к дисциплине.

От нас, как от хороших родителей, требуется привить нашим детям навыки самодисциплины. А от наличия, или отсутствия этих навыков и зависит, сможет ли взять ребёнок на себя ответственность, или нет, и добровольно ли он это сделает? Со стороны родителей это будет неоценимый , ведь контроль ребёнка над своими действиями обязательно сыграет положительную роль и на учёбе и в играх и в его стремлении ставить перед собой цели и искать пути их достижения. И без этого успех в его жизни просто невозможен.

Родители, помните! Дисциплина - не тяжкая ноша, а ключ к успеху

Очень многие родители считают, что прививать дисциплину - это ежечасное выполнение каких-то скучных дел и нудной работы. Но это в корне неверное представление. Дисциплина - это не нудное времяпрепровождение, дисциплина - это радость и успех, который она приносит в конечном итоге.

Но, даже зная всё это, многие родители стремятся, как можно больше облегчить ребёнку жизнь, в результате , которые должен делать он, делают за него уроки, которые должен делать ребёнок, берут ответственность за его поступки, хотя эту ответственность должен нести сам ребёнок. И, особенно, этим отличаются бабушки, которые до беспамятства готовы , своего внука или внучку.

На самом деле, они оказывают им медвежью услугу. Дети вырастают не готовыми к реальной жизни и к ответственности, которая "внезапно свалится" на них тяжким грузом. Дети, которых мамы и, особенно, бабушки, не прятали под свои длинные юбки, привыкли этот груз нести и знают, как это делать. А те, которых "прятали", нередко так и остаются "под юбкой у мамки" на всю жизнь. Благо, примеров в нашем обществе предостаточно.

Прежде всего, дисциплина - это привычка, которую необходимо выработать. А позже она обязательно даст хорошие результаты. И мы, родители, должны привычку эту выработать. Далее приведём вам некоторые приёмы, которые помогут родителям справиться с этой задачей.

Правила воспитания дисциплины в ребёнке

Важен позитивный настрой на дисциплину

Без позитивного настроя тяжело добиться чего-либо в любой сфере, особенно в такой, как выработка дисциплины. Итак для начала, не ставьте перед ребёнком отрицаний. Т.е. часто родители говорят: "Не играй на улице в школьной форме". Сразу у ребёнка в голове возникает вопрос: "А в чём тогда играть?" и вслух он может его не задать, а назавтра опять помчаться со школы во двор в пиджаке и брюках. Поэтому, лучше сказать: "Переодень школьную форму на уличную одежду". Сразу становится понятно, что именно от него хотят.

Другой пример: вместо "Не хлопай дверью" скажите: "Прикрывай двери аккуратно". Т.е. мысль понятна. Необходимо, направлять ребёнка, говоря ему что делать, а не сбивать его, говоря то чего ему не делать. Предпочтительнее выражение: "Пожалуйста, подожди…" вместо "Не делай…".

Прежде чем сказать, подумайте…

Если ситуация непростая, или если ребёнок задал не по детски сложный вопрос, то возьмите паузу. Скажите ему: "Дай мне, пожалуйста, немного времени и я всё тебе объясню". Взяв такую паузу, у вас, во-первых, будет время перевести дух и справиться с эмоциями, а, во-вторых, появится возможность обдумать свой ответ и ответить объективно.

Как можно меньше раздражайтесь и не кричите на ребёнка

Дорогие родители, если раздражение и крик - это ваша обычная реакция на своего ребёнка, то вам самим необходимо поменять своё поведение. Иначе, обычная для ребёнка (да и не только для ребёнка) реакция будет внутренняя защита. И включается она не потому, что ребёнок плохой. Просто в нас подсознательно заложена такая реакция, срабатывающая автоматически.

Когда мы говорим человеку, что он не прав, или начинаем критиковать его, он уже готов обороняться и спорить. К детям это относится в первую очередь. Одна из самых распространённых реакций защиты является ложь. О ней мы говорили в статье: " ". Если ложь ребёнка подействует, то можно будет избежать родительского гнева. Ребёнок усвоит это и в следующий раз может выбрать ту же тактику.

На все рассказы ребёнка необходимо реагировать доброжелательно и с пониманием. Видя это, ребёнок будет охотнее делиться с вами и идти на контакт, будет гораздо меньше. Учите ребёнка на собственном примере, ведь дети - это лучшие пародисты. Больше помогайте и меньше обвиняйте.

Меньше переживайте и больше действуйте

Для чёткой выработки дисциплины у ребёнка не надо реагировать на какую-либо ситуацию, как на что-то ужасное, ведь не далеко не всегда всё так плохо, на самом деле. Лучше взгляните на неё с другой стороны, возможно, её можно решить как интересную задачу. Поэтому, не тратьте время, силы и энергию на переживания и негодование. Лучше потратьте их на поиски верного решения данной задачи.

Научитесь переключать внимание вашего ребёнка

Данный приём больше необходим для взаимодействия с маленькими детьми. Это очень полезный и эффективный приём. Если вам нужно уговорить ребёнка оторваться от какого-либо занятия, для начала, отвлеките его от этого занятия. А потом займите другим. Наверняка, вы знаете, что любит делать ваш ребёнок. Предложите ему одно из его любимых занятий.

Сообщайте ребёнку о своих действиях и их последствиях

К примеру, вы идётё в парк, но ваши дети начинают конфликтовать и драться друг с другом. Не оставляйте это без внимания, но и сами не начинайте кричать и скандалить, . Просто скажите им: "Если не перестанете драться, мы не идём в парк, а сядем вот на этой лавке, и будем ждать, пока вы не перестанете". Если дети проигнорируют ваше предупреждение, останавливайтесь. Скоро детям надоесть выяснять отношения, и они изменят своё поведение. Этот пример покажет детям наглядно, что вы всегда готовы выполнить своё обещание.

Не вырабатывайте у ребёнка чувство вины

Не надо постоянно повторять ребёнку: "Ты такой, ты сякой, опять дел натворил, и т.д.". К положительным результатом такой подход, однозначно, не приведёт. Вы не добьётесь от ребёнка перемен в поведении таким образом. Кроме этого, такой подход может отрицательно сказаться и на самочувствии ребёнка.

Гораздо эффективнее противоположный подход. Необходимо вызвать в ребёнке желание к действию, простимулировать его к этому. Ребёнок должен сам захотеть измениться, а для этого нужен стимул. Это будет наиболее хороший и безопасный для его самочувствия способ.

Видео на тему: "Семь способов дисциплины ребёнка"

Дорогие наши родители, в конце нашего общения предлагаем вам двухминутное видео о дисциплине, снятое с юмором, закончим разговор на позитивной ноте:

Введите e-mail адрес:

Родители часто жалуются на то, что методы дисциплины, которые они успешно применяли тогда, когда их дети были совсем еще маленькими, оказываются неэффективными для детей 10-12-ти лет. Последствия плохого поведения (своего рода наказания), выполнения которых они требуют от ребенка, приводят к тому, что он начинает вести себя еще более вызывающе, и любые попытки его обуздать заканчиваются криками. Ребенок отказывается делать домашнюю работу и хочет только гулять с друзьями и играть в компьютерные игры.

Предподростковый возраст приносит проблемы большинству родителей. В этом возрасте поведение детей в значительной степени обусловлено их стремлением добиться уважения сверстников, и такое стремление часто вступает в противоречие со стандартами, которые мы задаем у себя дома.

В то же время мы теряем уважение по умолчанию, которое испытывают по отношению к своим родителям большинство маленьких детей, и нам приходиться добиваться его снова. Родители, которые в целях контроля поведения детей полагаются на наказание (в том числе тайм-ауты и последствия), понимают, что такие методы неэффективны для детей в возрасте 10-12-ти лет. Более того, мы начинаем понимать, что не можем контролировать своих детей, когда они находятся вне нашего поля зрения, что происходит очень часто. Наша единственная надежда сохранить свой авторитет - это заслужить его.

К сожалению, если до этого момента мы полагались на наказание, это означает, что мы не закладывали основу хорошего поведения ребенка в предподростковом возрасте. Такая основа включает в себя прочные взаимоотношения между родителями и ребенком, его желание сотрудничать с ними, а не огорчать их. Эта основа также включает в себя умение сопереживать чувствам других людей, которое помогает ребенку управлять собственными эмоциями и тем самым регулировать свое поведение. К сожалению, традиционное воспитание, предполагающее наказания, по факту разрушает взаимоотношения между родителями и детьми, вследствие чего они становится менее мотивированными на сотрудничество. Наказание не помогает детям учиться регулировать свои эмоции и развивать способность к самодисциплине . И наоборот, у детей, которых не наказывают, а с любовью направляют на изменение поведения и решение проблем, раньше развиваются навыки самодисциплины и твердые моральные ценности .

Поэтому гораздо полезнее воспитывать ребенка с помощью уважительного и позитивного наставничества с самого раннего возраста. Это поможет ему вырасти уважающим других людей, внимательным, ответственным, дисциплинированным и восхитительным молодым человеком.

Но что делать, если вы использовали наказания (например, последствия), и ваш ребенок в свои десять лет ведет себя вызывающе и неуважительно? Никогда не поздно изменить методы дисциплины , но лучше это сделать как можно раньше. Вот несколько советов по этому поводу.

1. Начните разговаривать с ребенком уважительным тоном

Если вы кричите, остановитесь. В самом деле. Дети теряют уважение к родителям, которые постоянно повышают голос. Своими криками вы учите их тому, что это подходящий способ выражать эмоции и решать проблемы, поэтому дети тоже начинают кричать. Родителям обычно не нужно повышать голос, чтобы привлечь внимание ребенка, если между ними сложились хорошие отношения.

2. Сосредоточьтесь на укреплении отношений

Чтобы, когда вы устанавливаете ограничения («Сначала домашняя работа, а потом телевизор!») или высказываете пожелание («В этом доме мы общаемся только культурно»), ребенок охотно шел на сотрудничество. Ежедневно проводите время один на один с каждым ребенком и при этом больше слушайте, чем говорите. Если ребенок «слишком занят», чтобы пообщаться с вами, сделайте ему массаж ступней и наладьте контакт, разделив его увлечение, например, послушайте вместе с ним его любимую музыку. Вы не сможете оказывать влияние на ребенка, если он не полюбит вашу компанию.

3. Договоритесь с ребенком о нерушимых семейных правилах

Их не должно быть слишком много. Определите главные и придерживайтесь их, например, правила разговора уважительным тоном, выполнения домашней работы и ограничения на просмотр телевизора и использование компьютера. Обсудите эти правила всей семьей и заключите соглашение. Один из способов побудить ребенка предподросткового возраста сотрудничать - предоставить ему возможность высказать собственное мнение.

4. Прекратите оберегать ребенка от естественных последствий его поступков

Когда мы беспокоимся о нашем ребенке, то часто вмешиваемся, чтобы защитить его от естественных последствий. Поэтому, если ребенок забывает принести в школу и отдать учителю разрешение родителей на поход или поездку всем классом на экскурсию, нужно помочь ему придумать, как научиться правильно готовиться к школе и ничего не забывать. Но если ребенок все же забывает что-то, он получает неоценимый урок. Не выручайте его в такой ситуации.

5. Прекратите наказывать ребенка

Самодисциплина развивается тогда, когда ребенок сознательно выбирает отказ от чего-то в пользу того, что он хочет больше. Чего же дети хотят больше всего? Дети хотят следовать за родителями, брать с них пример и иметь хорошие отношения с папой и мамой. Поэтому сосредоточьтесь на отношениях, а не на наказании.

«Если ты не сделаешь домашнюю работу, я заберу у тебя телефон», - так родитель естественным способом выражает свое беспокойство о ребенке. Но такой подход приводит к некоторым непредвиденным последствиям, которые вредят ему. Во-первых, ребенок чувствует над собой контроль и может высказывать вам свое возмущение. Во-вторых, он не принимает на себя ответственность за собственное поведение - он просто во всем винит вас.

Что, если вместо этого вы проявите сочувствие, зададите ребенку несколько вопросов и поможете задуматься о последствиях его действий?

  • «Я вижу, что утром ты очень старался и спешил выполнить домашнее задание по математике... Ну, кому может понравиться такая спешка? Правда ведь? Давай попробуем делать домашнюю работу накануне вечером, чтобы утром ты чувствовал себя спокойнее».

Естественный результат невыполнения домашней работы накануне вечером - это спешка и стресс ребенка при выполнении ее утром. Если вы поможете ему понять это, ребенок, вооруженный этим знанием, охотнее возьмет на себя ответственность за выполнение своей работы вовремя.

6. Учите ребенка исправлять свои ошибки

Вы обеспокоены тем, что с ребенка ничего нельзя «спросить»? Познакомьте его с понятием «возмещение ущерба или исправление содеянного». Это не последствие (наказание), на которое вы указываете. Это попытка заставить ребенка задуматься, что он может сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Например, если ребенок нагрубил своей сестре, то должен сделать что-то, чтобы загладить свою вину и наладить взаимоотношения с ней. Если он что-то ломает, пусть возместит часть средств на замену поломанной вещи из своих карманных денег. Но помните, что если вы придумали способ возмещения ущерба и силой пытаетесь навязать его ребенку, это не будет иметь никакого смысла. Лучше сделайте так, чтобы исправление своей ошибки стало для ребенка возможностью укрепить свою