Как говорить с подростком о сексе. Отвечаем на почемучные вопросы

Когда речь заходит о подростковом возрасте, почему-то сразу возникает мысль о проблемах, о том, как сложно «достучаться» до подростка, найти общий язык, быть авторитетом для него. Так ли это на самом деле? Каждый родитель должен понимать, что подростковый период – это переходной период от детства во взрослую жизнь. Вашему ребенку также тяжело, как и вам, поэтому ваше чуткое отношение особенно важно в этот период.

Если вы морально готовы к неизбежным изменениям изменения и будете правильно на них реагировать, вполне вероятно, что и подростковый возраст будет для вашей семьи счастливым воспоминанием.

1. Личное пространство

Каждому человеку необходимо его личное пространство, на которое никто не посягает (вам ведь не понравится работать под пристальным взглядом начальства). Запретите себе наводить порядок в его комнате, перекладывать вещи, подслушивать его разговоры, читать его смс или личные дневники. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным человеком, то нужно учиться давать ему свободу. А все начинается с предоставления ему личного пространства. Тем не менее, старайтесь проводить достаточно времени со своим ребенком. Обсуждайте его интересы, интересуйтесь его друзьями в ненавязчивой форме, устраивайте совместные мероприятия, напрммер, поход на выходных или катание на лыжах. Приглашайте его друзей в дом, приготовьте что-нибудь вкусненькое или хотя бы закажите пиццу. Старайтесь быть другом своему подросшему ребенку.

2. Взаимное доверие

Давая определенную свободу, давайте ему больше обязанностей в семье. Учите ребенка доверию и учитесь общаться с ним на равных, как со взрослым человеком, но старайтесь оставаться для него авторитетом (примером для подражания). Если ему нельзя пиво, то и вам его нельзя пить.

Часто подростки лгут и, конечно же, вас переполняет негодование, но прежде, чем вы начнете вашу поучительную лекцию, задайтесь вопросом: «Почему он солгал». Возможно, вы были не готовы услышать правду, какой бы она ни была, или же ребенок знает, что правда принесет вам боль, а он этого не хочет. Сейчас самое время установить несколько простых правил. Например, скажите вашему ребенку, что если она попал в какую-то неприятную ситуацию, то вы должны о ней знать, чтобы помочь ему, ведь вы его любите и всегда будете на его стороне. Подростку легче довериться вам, если он знает, что вы будете на его стороне, несмотря ни на что.

Сейчас ваш ребенок нуждается в вас не как в родителе, а как в советчике. Только не навязывайте свое мнение или свое видение, мы все имеем право на ошибки. Ваша задача направлять и поддерживать, а не указывать и следить. Попробуйте выступить в этой новой роли и посмотрите, как преобразятся ваши отношения.

3. Финансовые отношения

Большинство школьников (90%) не имеют представления, что такое баланс расходов и доходов, и в этом вина не детей, а их родителей, которые не учат элементарным жизненным навыкам своих детей.

Начиная с 14-летнего возраста и позже, предлагайте ребенку варианты подработки, чтобы у него были собственные деньги, и он знал, что они достаются не бесплатно. Подработка – это не оплата за хорошие оценки, помощь бабушке или по дому. Вещи, подобные этим, должны быть нормой. Варианты подработки: курьером (перевозить документы), раздавать флаера, промоутером и т.д. Деньги, которые он заработает, его собственные, не предлагайте ему каких их потратить лучше, пусть учится их грамотно тратить путем проб и ошибок

Также доверяйте оплачивать ребенку различные счета (коммунальные, например) и самостоятельно совершать покупки, чтобы сформировать у него представление об обязательных расходах, а зная ваши доходы, ребенок самостоятельно сделает вывод, что на его сиюминутные прихоти лишних денег нет.

4. Современные технологии

Сотовый телефон может помочь вам оставаться на связи с вашим подростком, но вы все равно должны контролировать, как и когда он используется.

Во-первых, установить ежемесячный лимит на звонки, после того, как лимит исчерпан, только входящие звонки возможны, таким образом, вы приучите вашего подростка более обдуманно использовать телефон.

Во-вторых, не покупайте новый телефон, чаще, чем раз в 2 года. Если с новым телефоном что-то случилось (потерял, уронил), купите самый простой и дешевый, чтобы можно было только звонить (без игр, интернета и прочих наворотов). Этим вы прививаете бережливое отношение к вещам и наглядно показываете, что у вас нет возможности покупать ему новые игрушки по первому требованию.

В-третьих, подростки любят ставить на свои телефоны и почты пароли, объясните, что от родителей нечего скрывать, это одно из проявлений доверия.

Кроме того, есть на мобильных такая услуга как родительский контроль, с помощью которой можно установить ограничения, например, что телефон вашего ребенка не может отправлять или получать звонки или смс с 23.00 до 7 утра или во время уроков. А еще можно отслеживать местонахождение вашего ребенка. Объясните, что это не шпионаж, а не подлежащие обсуждению меры безопасности.

Также потратьте время, чтобы обсудить безопасности в интернете, например, почему не стоит оставлять свои телефоны и адреса в интернет, отправлять свои откровенные фото, или дружить с людьми, которых ваш подросток не знает в реальной жизни.

5. Развивайте интересы и способности

Пусть ваш подросток попробует различные занятия - такие, как спорт, музыка или искусство - таким образом, он может понять, что ему близко, а что не очень. Если у ребенка есть хобби, увлечение, занятие по душе, у него меньше шансов попасть в плохую компанию или ситуацию. У такого подростка выше самооценка и чувство собственного достоинства, у него есть друзья со схожими ему интересами, он меньше подвержен чужому мнению и влиянию. А тот подросток, который ничем не увлечен и не занят, у которого нет стремления к чему-то, скорее всего, изменит свое поведение в угоду другим, чтобы соответствовать их стандартам – пить, курить и т.д.

6. Скажите «Нет» моде

Как правило, родители хотят все лучшее для своих детей и не жалеют для этого денег. Этим успешно пользуются продавцы товаров и сами дети. Идя на поводу чужого мнения, капризов и требований, не получаете пользы, ни вы, ни ваш ребенок. Вы не получаете, потому что купив очередную брендовую обновку, вы в очередной раз забыли о себе и своих желаниях. А подросток не извлечет от этой покупки пользу, потому что знает, стоит ей попросит/потребовать, как появится другая одежка (вещь), к тому же мода такая изменчивая и эта вещичка скоро забудется.

Ваша задача объяснить ребенку, что не одежда красит человека и уж тем более не название бренда. Можно покупать новые, красивые, но не такие дорогие вещи. А если так сильно хочется брендовую вещь, то подождать скидок или начать копить на нее, отказывая себе в других радостях (поход в кино) или же подрабатывая.

Еще один вариант, научить подростка шить себе одежду. Кто знает, может из вашего ребенка получится классный дизайнер в будущем.

Подростки используют моду в качестве средства самовыражения. Они примеряют на себя разные стили, тем самым как бы «примеряя» различные аспекты своей личности. Помогите своему ребенку красиво самовыражаться, даже, если это противоречить вашему собственному стилю.

7. Ваш подросток и секс

Ни для кого не секрет, что уже со школьного возраста мальчики и девочки начинают проявлять интерес друг к другу. К сожалению, половые отношения с каждым годом все более и более ранние. И происходит это потому, что с детьми никто не разговаривает на эту тему, не объясняет, чем все это может закончиться, не контролирует, чем ребенок занимается после школы.

Найдите время и возможность обсудить с вашим ребенком эту щекотливую тему, объясните о возможных последствиях (инфекциях, беременности), о ненадежности подростковых отношений, о проверке временем и т.д. Расскажите свой опыт или опыт знакомых, которых ваш подросток может знать. На меня лично подействовала просьба мамы подождать до 18-ти, а там уже мне решать, что и как.

8. Комендантский час

Комендантский час важен по очевидным причинам. Он не только позволяет родителям спокойно поспать, но также защищает подростков от опасностей, которые происходят чаще всего после полуночи.

Подростки очень не любят правила и ограничения, но без дисциплины никуда. Введение комендантского часа должно соблюдаться всеми.

Не устанавливайте приблизительное время комендантского часа, только четкое время. Например: «К 23.00 быть дома, можно раньше, если позже, то заставишь своих родителей волноваться за тебя лишних 5 минут и больше и подорвешь доверие к тебе. В следующий раз нам будет сложнее тебя отпускать».

Иногда ваш подросток будет просить продлить комендантский час, это нормально, идите на компромиссы. В идеале, этот компромисс должен быть оговорен заранее. Если ваш подросток звонит за 20 минут до его комендантского часа и просит провести ночь в другом доме, то могут быть проблемы.

Если ваш подросток приходит домой после назначенного времени без разрешения, дайте ему шанс объясниться. Даже если у ребенка веская причина, все равно должно быть следствие. Решите заранее, в чем и насколько вы ограничите подростка. Вы можете запретить смотреть телевизор, не пустить на дискотеку или не покупать новую вещь в этом месяце. Если ваш ребенок пришел пьяным или есть подозрение на наркотики, последствия должны быть более серьезными. Четко следуйте правилу справедливости и последовательности.

9. Подросток и школа

В подростковом возрасте все тяжелее учится и все меньше желания ходить в школу. Тем не менее, это нужно и ваша задача объяснить для чего это нужно. Не ругайте за плохие оценки и не грозите ужасным будущем, помните, что все гении были троечниками. Вы должны объяснять важность знаний, мотивировать к самообучению, предлагать интересные книги, самому регулярно заниматься с ребенком.

Если у ребенка не сложились отношения с одноклассниками или с кем-то из учителей, есть смысл перевести вашего ребенка в другую школу. Мне лично это очень помогло. Меня перевели посреди учебного года (перед Новым годом) и к концу учебного года я стала хорошисткой из троечницы, а дальше больше. Новые друзья, новые интересы, новая прическа, новая жизнь. Иногда нужно все кардинально менять.

10. Правильное общение

Если ваш подросток плохо учится, игнорирует комендантский час или постоянно лжет, скорее всего, вы будете кричать или читать нотации. Но поверьте, оба эти метода не действуют на подростка, да и на взрослого тоже.

Если вы будете срываться на крик, то ваш ребенок увидит, что вами легко управлять. К крику и нравоучительным лекциям дети быстро привыкают, они умеют не слышать крик, отсюда пошло выражение, как горохом об стену или как со стеной разговариваю.

Попробуйте другую стратегию:

Положительный взгляд и ровный тон. Это может показаться простым, но это задает тон вашему разговору.
- Слушайте больше, чем говорите.
- Говорите по существу, что вас не устраивает или расстраивает.
- Объясните, почему применяете то или иное наказание.
- Если чувствуете, что не можете сдерживать эмоции, выйдите в другую комнату, чтобы «остыть», попросив перед этим ребенка подумать, что именно он сделал не так.

В такие моменты, вы преподаете урок мастерства - вы демонстрируете подростку навыки общения, которые он успешно будет использовать оставшуюся жизнь.

И помните, что родители и дети, это не отношения учителя и ученика, а взаимодействие, нас всем есть чему поучиться друг у друга. Только от вас зависит, каким будет ваше общение – дружеским или конфликтным. Учитесь взаимодействовать!

Наш менталитет представляет проблемы обсуждения возрастных изменений в организме ребенка, связанные с половым созреванием как некие запретные темы. Последствия — многочисленные проблемы медицинского, общественного и социального характера, которые не решались, а банально замалчивались.

Советская школа преподносила науку о половых взаимоотношениях на уровне пестиков и тычинок. Дома родители скромно отмалчивались, а бабушки и дедушки становились неприступными при любом намеке на такие вопросы. Итогом половой безграмотности детей, а затем и подростков становились изломанные судьбы, покинутые тысячи новорожденных детей, несчастливые ранние браки по необходимости, подорванное абортами здоровье юных девочек, инфекционные заболевания половой сферы.

Чем важен этот разговор?

Процессы полового воспитания не могут ограничиваться единичными разговорами, это многолетняя кропотливая и логически точная работа с ребенком. Начинать беседы на эту щекотливую тему необходимо родителям, как людям, которым он проявляет наибольшее доверие.

Самым лучшим вариантом становится налаживание психологического контакта в режиме полного доверия между родителями и детьми.

Пока они маленькие, следует начинать с незначительных и отвлеченных рассказов о человеческом естестве. Темы расширяются и углубляются по мере взросления и нарастания глубины интереса. В тех семьях, где ребенок обладает правом обсуждения тем секса и естественных чувств, переполняющих их на определенных этапах жизни, то он обязательно придет за поддержкой исключительно к маме или отцу.

Начинать обсуждение взросления следует уже тогда, когда вы сталкиваетесь с вопросом о том, откуда берутся дети. Именно в самом раннем возрасте у девочек и мальчиков появляется интерес к сексу и проявляется в том, что ребенок подсознательно интересуется происхождением человека как представителя живого мира.

То есть, их интересует их приход в этот мир. Начало полового созревания девочки начинается около семи – восьми лет, у мальчиков эти процессы происходят чуть позднее. Чтобы ребенок не получил психологические травмы определенного типа, необходимо лояльно и грамотно подготовить его к этим процессам.

Как начать разговор и что для этого нужно – есть несколько проверенных рекомендаций и советов психологов:

  • Начинать лучше в самом раннем возрасте, не освещая нюансы и подробности, ответы должны лежать в плоскости простой беседы.
  • Для разговора наилучшим фоном являются ежедневная жизнь, беседовать можно во время телевизионных передач, работ по дому. Это формирует отношение к половому созреванию как к естественному процессу.
  • Если ребенок застает своими вопросами врасплох, обещайте продлить беседу позднее, чтобы не совершить ошибок.
  • Поинтересуйтесь уровнем знаний ребенка в этой области.
  • Освещайте тему правдиво, традиционные сказки о капустных грядках и аисте оказывают достаточно негативное влияние на ребенка.
  • Приобретите книжки или буклеты, где наглядно освящается половое взросление и его основные признаки. Ребенку будет полезно изучить наглядный материал и задать свои вопросы.

Не менее важно, чтобы в беседе соблюдались такие моменты, как возрастное восприятие той или иной информации. То есть, не следует излагать необходимое как совершенному крохе – несмышленышу. И наоборот – неэффективно преподносить знания как взрослому , сухим научным языком, который он просто не поймет.

Общие подходы и половые различия

Критерии полового воспитания в отношении психологии являются следующими.

  • От трех до четырех лет малыш вне зависимости от пола интересуется, откуда у взрослых появляются дети. Здесь уместно преподнесение простой информации , чтение книжек с иллюстрациями, разъяснение правил социального поведения в обществе. Ребенок должен знать, как принято вести себя, что принято, а что категорически запрещено этикетом и человеческой моралью.
  • В пять – восемь лет у детей проявляется интерес к работе половых органов. Характерно, что они изучают свои и чужие органы, отлично воспринимают новости о беременности и физиологических родах. Здесь уместна информация о возрастных изменениях тела в концепции половых различий.
  • Детей старшего возраста рекомендуют информировать об ответственности за свои сексуальные поступки .

Начиная беседу на ту или иную тему нужно точно ориентироваться на возрастные особенности и осведомленность вашего ребенка, а также его готовность вступить в контакт.

Что необходимо мальчикам?

В возрасте от восьми до пяти лет у мальчиков начинается достаточно бурное психоэмоциональное развитие, поэтому специфика воспитания и подготовки к последующему взрослению следующая:

  • Прежде всего, они должны знать о том, что у женщин с определенного возраста происходят физиологические менструации как естественная работа женского организма.
  • Необходимо также познакомить будущего мужчину с будущими изменениями его тела.
  • Повышение жирности кожи и появление прыщей на лице и теле, расширяющиеся плечи и грудь, растущие волосы на ногах, коже груди, в подмышечных впадинах и лице является нормальным явлением.
  • Возможная нескладность фигуры из-за разбалансированного роста конечностей, «ломка» голоса, появление волосяного покрова на растущих половых органах и выделение семенной жидкости не должно быть для мальчика неожиданностью и пугать его новизной ощущений.

В более старшем возрасте мальчикам необходимо рассказать об учете потребностей, ощущений и чувств партнера, использовании средств контрацепции, практиках безопасного секса, путей избегания инфекций, передающихся половым путем.

Запас знаний для девочек

Девочки отличаются намного более ранним психологическим, эмоциональным и половым развитием. В восьмилетнем возрасте они могут адекватно воспринимать информацию о том, как вести себя в обусловленных физиологически для женщин ситуациях.

  • Им можно рассказать об использовании тампонов, прокладок и средств санитарии.
  • Девочки отлично усваивают знания о собственной гигиене, когда наступает половое созревание, в чем проявляется.
  • Обычно они нормально воспринимают ситуации, когда начинается активный рост волос в зоне гениталий.
  • Особенно популярной темой при беседах с близким человеком для девочек является причина происхождения роста груди, бедер и ягодиц, когда очертания фигуры станут все более женственными и эстетичными.

Некоторым девочкам присущ ранний менструальный цикл , поэтому это самый лучший возраст для подготовки к этому природному процессу. В старшем возрасте девочкам следует знать об особенностях контрацепции, безопасном сексе, некоторых нюансах интимных ласк, поцелуев и прикосновений

Как рассказать об этом родителям?

Вопрос обсуждения с родителями проблем полового развития для ребенка достаточно серьезная задача. И решение ее лежит в области психологии. Если родители воспитывают сына или дочку согласно с теми рекомендациями, которые описаны выше, у них не возникает проблем с взаимопониманием.

Специалисты в области детской и подростковой этики рекомендуют как девочкам, так и мальчикам некоторые особенные подходы, которые облегчают общение с родителями на темы полового созревания и сексуальных отношений. Разговор может лежать в различных плоскостях:

  • Интерпретация якобы прочитанной в СМИ или интернете статьи по поводу той темы, которая интересует подростка. Обсуждаем отвлеченную информацию.
  • Задаем интересующие вопросы от имени несуществующей подруги или друга, которые стесняются общаться с собственными родителями.
  • Обсуждение с мамой или отцом новостей, услышанных в школе или на улице, в компании ровесников.

Такие вариации помогут избегать прямой подачи подростком проблемы, которая беспокоит его больше всего и он получит ответ от авторитетного в его глазах человека.

Особенности разговора о сексе

Это весьма щекотливый вопрос и многие родители стараются его нивелировать. Делать это не придется, соблюдая некоторые нюансы общения с сыном или дочкой о сексуальных отношениях. Главным является ваше позитивное отношение к сексу.

Мальчикам нужно уделять особое внимание , их нужно научить различию между уверенным согласием на предложение интимных отношений с девочкой и робким отказом. Обязательно побеседовать с подростком о наступлении уголовного наказания за домогательства, попытку или осуществление изнасилования.

Юным представителям сильного пола нужно знать, что отношения должны иметь окраску романтичности, чувственности и уважения к женщине.

Девочкам присущ больший интерес к своему телу, общение с мамой начинается с бесед о предстоящих менструациях, беременности, родах. Поэтому практически в одном возрасте девочки владеют большим объемом информации . Проведите логическую связь между эмоциональным планом, эстетикой отношений и сексом. Обычно мальчикам ближе мамина интерпретация, а девочкам папино восприятие и освещение подробностей о половых отношениях.

Подходящий повод, привычный тон, отсутствие смущения и стеснения позволит вашему ребенку привыкнуть к обсуждению этих темы с родителями. Тогда их роль в формировании представлений ребенка о сексе станет ведущей.

11 868

Если попросить взрослого человека составить список наиболее значимых моментов его подростковой жизни, большинство из нас вспомнят первую любовь, первый поцелуй, новые ощущения, связанные с телесными переменами. И многим из нас наверняка хотелось бы, чтобы в тот момент кто-то нас понимал и оберегал, отвечал на вопросы и разделял наши чувства. Тогда почему же в общении со своими детьми мы часто стесняемся говорить о том, что так сильно интересовало и волновало нас, и редко рассказываем о своих собственных экспериментах? О том, когда, как и зачем имеет смысл говорить с подростками о сексуальной стороне жизни, размышляют врачи Александр Куликов, Елена Мешкова и Елена Аноприенко.

У всех подростков есть сексуальная жизнь - реальная или в фантазиях. Размышления о сексе и разнообразный сексуальный опыт являются важной частью взросления, и это само по себе - не страшно и тем более не плохо. Конечно, любой опыт связан с риском, и лучший способ уменьшить риски сексуального взросления - правильное семейное воспитание, своевременное половое просвещение, которое поможет избежать слишком ранней (а потому нежелательной) беременности и инфекций, передаваемых половым путем. Родители из различных социальных слоев и представители разных культур имеют неодинаковые представления о правильном поведении своих детей, в том числе сексуальном. Поэтому нет единых рекомендаций для всех родителей, но есть общие принципы. Основанное на знании фактов и уважении прав ребенка, половое воспитание в любой семье становится частью воспитания личности и формирования общечеловеческих ценностей. Оно дает представление о важности семейных отношений, ценности здорового образа жизни, ответственного и уважительного отношения к себе и окружающим.

В теории и на практике

Многие родители, даже признавая необходимость сексуального просвещения, часто занимают выжидательную позицию, считая, что чем дольше молодые люди не будут информированы, тем позднее они начнут половую жизнь. В результате откровенный разговор происходит тогда, когда советы и предупреждения уже не актуальны. Об этом есть один старый анекдот, очень ярко рисующий распространенную ситуацию с половым просвещением. Жена приходит к мужу и говорит: «Дорогой, наш сын уже большой, ты не мог бы поговорить с ним? Рассказать о том, что происходит между мужчиной и женщиной, как появляются дети... Не прямо, конечно, а на примерах из жизни растений, животных. Ну, скажем, пестики-тычинки, ты понимаешь…» «Хорошо, дорогая, я обязательно поговорю с Джоном», - отвечает муж и отправляется в комнату к сыну. «Джон, ты ведь спишь с Маргарет? Так вот, мама просила передать, что у бабочек и цветочков это тоже бывает».

83% россиян считают, что родители должны говорить с подростками об интимных отношениях мужчин и женщин. Каждый третий молодой человек (в возрасте от 18 до 30 лет) подтверждает, что родственники говорили с ним на эту тему и это помогло избежать каких-то ошибок или ненужных переживаний.

Пока взрослые оттягивают разговоры с детьми о сексуальности, дети получают ответы на свои вопросы от тех, кто им ближе: сверстников. Однако представления других, даже более опытных подростков часто не имеют ничего общего с научными данными, а лишь отражают существующие в обществе, особенно в молодежной среде, слухи и мифы о мужской и женской сексуальности. Так формируются стереотипы, которые среда навязывает подростку и которые ему потом трудно преодолеть, даже если они идут вразрез с его собственными чувствами, взглядами и опытом.

К сожалению, большинство родителей сегодняшних подростков находятся в затруднительном положении: с ними самими их родители ни о каких тонкостях психологии и физиологии не разговаривали, поэтому они не представляют себе, как именно готовить детей к взрослой жизни, что, как и когда им рассказывать, а часто просто стесняются и испытывают дискомфорт при подобных разговорах. Как правильно замечает психолог из Казахстана Айгуль Садыкова, нередки случаи, когда родители либо вообще не разговаривают со своими детьми о сексе, либо делегируют эту задачу школе, а порой даже не задумываются об этом, считая, что все само собой образуется. Основанием, как правило, служат рассуждения типа «жили ведь сами как-то, никто ничего нам не объяснял в свое время, родили же детей». Лишь менее чем в 40% казахстанских семей с детьми говорят о сексуальности, никогда не говорили об этом более 56% опрошенных*. Причины могут быть как культурно-ценностные установки (в большей степени у казахов), так и отсутствие необходимых для такого разговора знаний (в большей степени у русских семей), отмечает Айгуль Садыкова. Избегая деликатных тем, родители забывают, что «природа не терпит пустоты», и дети, которых родители держат в неведении, все равно узнают о сексуальности, но эти сведения могут оказаться самыми фантастическими. Например, известны случаи, когда девушки соглашались на анальный контакт, чтобы сохранить целостность девственной плевы до свадьбы, искренне полагая, что так они сохраняют свою «чистоту» и вообще «это не секс». Но, с другой стороны, сегодня многие родители понимают важность полового воспитания и осознают, что начинать откровенный разговор необходимо заранее**.

Елена Мешкова - кандидат медицинских наук, врач-педиатр высшей категории, Заслуженный врач Украины, заместитель генерального директора Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина)

Александр Куликов - доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской кардиологии Северо-Западного медицинского университета имени И. И. Мечникова, руководитель Учебно-методического и научного центра по развитию клиник, дружественных к молодежи (при поддержке ЮНИСЕФ) (Санкт-Петербург, Россия).

Елена Аноприенко - руководитель Центра медико-психологической и социально-реабилитационной помощи детям Национальной детской специализированной больницы «ОХМАТДЕТ» (Киев, Украина).

Воспитывать своим примером

Половое воспитание на самом деле начинается с рождения ребенка, причем ответственность за него лежит на обоих родителях, так что желательно, чтобы их взгляды по этому поводу не слишком расходились. В семье закладывается фундамент личности: нравственные ценности, модели поведения, отношение к себе и своему телу, осознание своей принадлежности к определенному полу, развиваются способности открываться другим и понимать их. Родители, отвечая на детские вопросы, не только предоставляют информацию, но и дают установки, показывают свое отношение к разным сторонам жизни. Взаимоотношения в семье - та среда, которая предлагает ребенку модели поведения мужчины и женщины, главная школа общения с противоположным полом. Отношения между родителями служат ребенку первым ориентиром: когда дети видят в семье любовь и уважение, они учатся любить и уважать. Если взаимоотношения родителей сложные, конфликтные, ребенок испытывает стресс, который может сказаться на его личной жизни в будущем, если он будет бессознательно копировать их поведение.

Когда начинать разговор?

Подростков смущают разговоры о сексе. Им трудно говорить об этом с родителями, если они не привыкли с детства задавать любые вопросы и получать удовлетворяющие их ответы. Большинство подростков предпочитают обсуждать интимные стороны жизни с друзьями, но есть и те, кто вообще ни с кем не делится своми сомнениями и проблемами.

Пока ребенок маленький, говорить с ним о том, что его интересует, легко. Главное - отвечать спокойно и понятным языком, подчеркивая, что речь идет об обычных вещах. Начать лучше с биологических различий мужчин и женщин, объясняя слова, которые он может услышать вне дома или с экрана телевизора. Но ограничиваться одной биологией неверно: лучше, чтобы ребенок изначально воспринимал сексуальные отношения как одно из проявлений любви.

Если ждать, пока ребенок станет подростком, а затем ограничиться беседами , сохранить контакт с ребенком вряд ли получится. Если же доверительные отношения сложились с детства и это доверие взаимно, взрослым гораздо легче обращаться к взрослеющему ребенку и разговаривать на деликатные темы.

Учитывать возраст

Темы вашего общения с ребенком обязательно должны соответствовать его возрасту. Разговаривать о презервативе в 5 лет еще рано, а в 15 - для большинства подростков уже поздно. При одном и том же календарном возрасте разные подростки могут находиться на разных стадиях физиологической и психосексуальной зрелости. Одни развиваются с опережением, другие отстают. Это особенно заметно, если понаблюдать за одноклассниками - интересы и потребность в информации у них может быть совсем разной. Но потребность в экспериментах и самопознании есть у всех подростков, поэтому донести информацию необходимо даже до самых рассудительных, послушных и благополучных.

Обсуждать не значит провоцировать

Некоторые родители боятся, что разговоры с детьми о сексе могут подтолкнуть их к активным действиям. Многочисленные исследования и опросы показывают, что это миф! Своевременный, откровенный разговор, основанный на доверии, - лучшая защита от рискованного поведения. Если же мы избегаем разговаривать с ребенком о половых отношениях и тем более ругаем его, если он задает неудобные вопросы, мы даем ему понять, что секс сам по себе - нечто запретное и постыдное. В результате дети вырастают замкнутыми и стеснительными, с трудом устраивают свою личную жизнь либо пускаются во все тяжкие, как только удается вырваться из-под родительского присмотра.

Сделать первый шаг

Очевидно, что обсуждать взаимоотношения полов с ребенком лучше до того, как он или она начнет заниматься сексом. Если сын или дочь, повзрослев, перестали задавать вопросы, взрослым предстоит начать разговор самим. Хороший повод - совместный просмотр фильма или телепередачи. Многие взрослые недооценивают уровень знаний и интересов подростка, поэтому часто запаздывают с нужной информацией или дают ее не полностью. Само собой, информация должна быть правдивой, а ответы - честными, даже если подросток еще не может точно сформулировать вопрос.

«Практическая психология для подростков. 100 самых трудных ситуаций, которые тебе нужно пережить»

Даниэль Марселли, Гильметта де Ла Бори

Эта книга поможет подросткам понять, что с ними происходит и как поступать в различных жизненных ситуациях, в том числе тех, которые связаны с сексуальностью (У-Фактория, 2008).

Говорить понятным языком

В разговоре с подростком уместно использовать анатомические термины, попутно объясняя их точный смысл. Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял ваши слова и узнал то, что хотел. Если вы не можете найти ответа, не бойтесь признаться в этом. Хорошо, если после вашего разговора у него появятся новые вопросы. Например, 38-летняя Наталья так вспоминает разговор с 11-летним сыном: «Он сам первый заговорил об этом: «Мама, у нас там девочки такие есть… у них грудь». Я стала объяснять ему, почему так происходит: у женщины такой организм, у мужчины - такой, и для чего это нужно».

Предлагать другие источники информации

Если вы боитесь что-то напутать или не можете преодолеть смущение в разговоре с ребенком об отношениях полов, предоставьте ему возможность самому прочитать об этом или прочитайте вместе с ним. Сегодня есть немало книг, рассчитанных на разный возраст, которые наглядно и бережно донесут все необходимые сведения до ребенка.

Проявлять уважение

Уважать ребенка - значит воспринимать его всерьез и вести с ним диалог, избегая фраз вроде «ты еще слишком мал, чтобы понять это», не давать жестких оценок, избегать насмешек, двусмысленности и пошлости. Задача взрослых - сделать так, чтобы ребенок не испытывал смущения и страха, задавая вопросы на тему взаимоотношений между полами.

Не пугать и быть честными

Лучший способ защитить своего ребенка - вовсе не запреты и страх, а правильные установки, уверена Айгуль Садыкова: «Необходимо объяснить подростку, что секс - неотъемлемая часть человеческого существования, что он является естественной потребностью не только для мужчин, но и для женщин, поэтому бояться мужчин и секса неправильно. Другое дело, что вступление в сексуальные отношения слишком рано может иметь неприятные последствия, потому что всему свое время. Девушки (и юноши) должны понимать, что у женщины есть особая миссия - стать матерью. И от того, как она будет относиться к своему телу, будет зависеть не только ее здоровье, но и здоровье ее будущих детей. Однако интимная жизнь не ограничивается только целью деторождения. Это целый пласт взаимоотношений между мужчиной и женщиной, скрытый от всеобщего обозрения, но очень существенный для их настроения и удовлетворенности жизнью. Интимные отношения должны нести в себе взаимное уважение, радость и удовольствие».

* По данным социологического исследования, проведенного Институтом социальных исследований в пяти областях Казахстана (Алматы, 2009).

** По данным опросов, проведенных в Казахстане, России, Украине. Благотворительный фонд «Здоровье женщины и планирование семьи», Украинский институт социальных исследований им. Яременко (Киев, 2012).

От чего зависит сексуальное благополучие?

Здоровое отношение к сексуальности формируется в детстве и зависит от множества обстоятельств, не в последнюю очередь - от родительских установок, считал cексолог и социолог Игорь Кон.«Ни один морально ответственный взрослый не станет специально дразнить и разжигать подростковую сексуальность, но и слишком жестко табуировать ее естественные проявления не следует. Это может вызвать обратный эффект - тайную и в силу этого болезненную одержимость запретным сексом либо иррациональный страх, который отрицательно скажется на половой жизни взрослого. Очень многие психосексуальные нарушения коренятся именно в ошибках полового воспитания. ... Доверительные отношения с родителями, особенно с матерью, общая эмоциональная раскованность и открытость семейных отношений, терпимое, светское отношение родителей к телу и наготе, отсутствие жестких вербальных запретов, готовность родителей откровенно обсуждать с детьми волнующие их деликатные проблемы - все эти факторы облегчают ребенку формирование здорового отношения к сексуальности. Однако они в свою очередь зависят от множества социокультурных условий: образовательного уровня родителей, моральных принципов, усвоенных ими в детстве, и их собственного сексуального опыта, а также от общих ценностных ориентаций культуры, на которые осознанно или неосознанно равняются индивидуальные семейно-бытовые отношения, вербальные запреты, телесный канон и т.п. Игнорировать эти исторические, прежде всего национальные, различия и пытаться насильственно ломать их - бессмысленно и опасно»*.

* И.Кон «Введение в сексологию» (Медицина, 1989).

Устами родителей... *

Мужчина, 49 лет: «О половых отношениях узнал от близких друзей. Сам разговариваю со своими детьми на все темы. Иногда испытываю трудности, так как не знаю, какие слова использовать и как понятнее донести до подростка нужную информацию».

Женщина, 24 года: «Мама рассказывала о менструации и гигиене. О половых отношениях узнала от друга, он был старше меня. У меня и подруг были проблемы: аборт, инфекции, трудности в общении с мальчиками. Считаю, что все произошло из-за незнания. Общество несерьезно относится к вопросам полового просвещения, поэтому очень мало полезной информации. Своих детей буду просвещать сама».

Женщина, 34 года: «У меня с мамой были доверительные отношения, но на эти темы мы с ней не разговаривали. С подружками обсуждали».

Женщина, 45 лет: «Отношение к беременным женщинам у меня было как к моллюску, неприятны они мне были. От мамы узнала в негативном ключе про беременность, роды, тяжелую работу, тяжелые заботы о детях, все это как-то безрадостно. Старшая сестра сделала аборт. Вокруг меня аура негатива была из-за этого».

Женщина, 35 лет: «Я помню, сколько было шума, когда я стала в пятом классе дружить с мальчиком, который был намного меня старше. На педсовет вызывали и стыдили. А у нас ничего такого не было, мы просто дружили. А учителя в этом усмотрели какую-то грязь и опасность. Я плакала…»

Женщина, 35 лет: «У нас проводила лекцию женщина в 7 классе. И мы были ей так благодарны. Это было так интересно и так важно. Мы потом ее еще обступили и задавали ей разные вопросы и долго так разговаривали с ней. Это очень важно…»

Женщина, 45 лет: «Со мной о сексе говорила бабушка. Ее саму в детстве ни во что не посвящали, ни о чем ей не рассказывали. Поэтому, когда у нее начались месячные, она так напугалась, что бежала по всей деревне и кричала: «Люди, помогите! Умираю!»

Женщина, 40 лет: «Когда у меня начались месячные, я рассказала об этом своей бабушке. Она сказала: теперь ты можешь забеременеть, поэтому думай о своем поведении. Проблема заключалась в том, что я не знала, как женщина может забеременеть, чисто технически, поэтому боялась даже полотенцем пользоваться. Никто из взрослых мне ничего не объяснил. Прозрение пришло на уроке анатомии».

Женщина, 32 года: «Мои родители ничего мне не рассказывали, все приходилось вытягивать из них клещами. В восемь лет я удивился, почему в аэропорту мама пошла в один туалет, а мы с папой в другой. Только тогда папа мне объяснил, что половые органы у мужчин и женщин устроены по-разному. Я был очень расстроен тем, как долго от меня эту тайну скрывали!»

Мужчина, 40 лет: «Мне повезло: отец разговаривал со мной на сексуальные темы. Так же буду воспитывать и своего сына, чтобы не слушал всякую ерунду во дворе от пацанов, а получал всю необходимую информацию от меня».

Женщина, 30 лет, и мужчина, 29 лет: «Наши родители стеснялись, наверное, говорить с нами о сексе. Времена были такие, что тему эту не обсуждали даже среди взрослых. До всего доходили сами - через рассказы более просвещенных подруг и друзей. Хотя это неправильно. Нашего ребенка будем воспитывать по-другому». *

*По данным соцопросов

** Казахстанская ассоциация по половому и репродуктивному здоровью (kmpakaz.org) и опрос, проведенный ЮНЕСКО (Алматы, 2012); Исследование отношения родителей к вопросу сохранения репродуктивного здоровья детей через воспитание у них установок на здоровый образ жизни и просвещение по вопросам половых отношений (Новосибирская общественная организация «Гуманитарный проект», проект «Программа 15», 2012).

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.

Текст: Александр Куликов, Елена Мешкова, Елена Аноприенко

Как подготовиться к разговору и что говорить: правду или сказочки про аиста, капусту и специальный магазин, где продаются маленькие дети?

На эти вопросы отвечает наш эксперт - психотерапевт, кандидат медицинских наук Александр Литвинов .

Признаемся или сочиняем?

Хотя впервые дети спрашивают, откуда они появились на свет, в 3-4 года, лучше не сочинять им про это сказки, считают психологи. Если правду не скажете вы, все объяснят вашему ребенку более старшие дети. А объяснения товарищей вызовут у вашего чада вполне определенные реакции: или в нем проснется нездоровый интерес к своему телу и телам взрослых, или он с ужасом подумает: «Неужели мои родители делали это?!.. » В последнем случае кроме душевной травмы малышу будут еще гарантированы и насмешки не в меру просвещенных сверстников.

Лучше сразу признаться, что сначала ваш ненаглядный ребеночек почти год жил в животике у мамы. Когда-то он был всего лишь точкой, потом вырос до яичка, чуть позже напоминал маленькую рыбку, потом превратился в динозаврика, со временем стал похож на котеночка, а родился хорошеньким человечком… В упрощенном виде вы изложите теорию развития видов по Дарвину, глядишь, когда-нибудь на уроках биологии эти знания ему пригодятся.

Расскажите про любовь

Но все-таки самый главный вопрос: как «точка» попала в мамин живот? На этом этапе просвещения можно сказать, что дети появляются в мамином животике после того, как папа и мама встретились, полюбили друг друга и поженились. Вполне возможно, что тут ваш малыш захочет узнать историю знакомства родителей. Не бойтесь поведать ему, как вы впервые увидели друг друга в гостях, во время учебы или на работе, как почувствовали друг к другу симпатию и интерес… Семейная история позволит ребенку ощутить единение с родителями. Психологи очень точно называют это «чувством МЫ».

Советы психологов :

Не ругайте ребенка за «неприличные вопросы». Его интерес к этой теме так же естественен, как, например, к тому, почему падают листья, но не валится с неба луна. Не забегайте в своих объяснениях вперед. Рассказывайте только то, о чем вас спрашивает ребенок.

Опасности монастырского воспитания

Непростые взаимоотношения полов, в том числе, и на физиологическом уровне, нужно объяснять ребенку шаг за шагом, словно бы приоткрывая занавес. Хорошо, если следующим этапом просвещения станет… приобретение домашних любимцев. Заведите пару хомячков, птичек… Наблюдая за ними, ребенок многое поймет сам, постепенно у него выработается правильное и спокойное отношение к проявлениям сексуальности. Учителя биологии замечают, что на уроках, посвященных теме размножения растений и животных, те дети, у кого дома есть зверушки, воспринимают объяснения учителя нормально, а другие - со смешками, стеснением или с придыханием.

Наблюдая за животными в период спаривания, ребенок может обратиться за разъяснениями. Не стоит внутренне «зажиматься», краснеть и отводить глаза. Спокойно и серьезно, как взрослому, объясните ему, что животные ласкают (подчеркиваем, пользуйтесь словами ласкают и любят) друг друга, чтобы потом у них родились дети. «Мы обязательно их увидим, они будут маленькими и хорошенькими!».

Шестилетнему малышу уже можно сказать, что роды проходят болезненно, но обязательно тут же добавить, что счастье, которое испытывает любая мама, глядя на только что родившегося детеныша, - ни с чем не сравнимое чувство.

Поверьте, ваш ребенок испытает восторг и гордость, увидев маленьких хомячков или котят. А вы, заботясь о маме-кошке, покажете ему пример уважения к материнству.

Нередко родители предпочитают не касаться «скользких тем», наивно полагая, что неведение - лучший способ сохранить чистоту. Умалчивая о некоторых аспектах взрослой жизни, вы отдаете право воспитывать ваше чадо в руки случайных знакомых, позволяете ему впитывать случайную и часто недостоверную информацию. К тому же существует поистине страшная статистика: в четырех случаях из пяти жертвами сексуального насилия становятся дети, которые практически ничего не знали о половых взаимоотношениях. А если и знали, то не от родителей.

Советы психологов :

Постарайтесь утвердить в сознании ребенка мысль, что взрослые отношения возможны лишь между взрослыми людьми. Если ваше чадо спрашивает: «А у меня будут дети?», скажите: «Обязательно! Когда ты вырастешь. Но сначала ты встретишь девушку (юношу), полюбишь, вы будете дружить, потом, поженитесь, и вот тогда у вас родятся дети».

Хорошо, если вы на примере своей семьи покажете ребенку, что любить - означает заботиться друг о друге, скучать в разлуке, дарить ласку и внимание, стремиться быть вместе.

Первое «хочу», первое «нельзя»…

Десяти-двенадцатилетнему ребенку уже можно кратко описать физиологический акт любви, но обязательно обратите его внимание на то, что отношения тел начинаются лишь после душевного сближения, приятия друг друга, влюбленности.

Если вы не готовы углубляться в физиологию, подложите ребенку какую-нибудь книгу про «это», лучше изданную специально для детей. Но бесед о любви, об ответственности за интимные отношения не избегайте. Начать их легче, оттолкнувшись от какого-то повода: после знакомства с шедеврами античного искусства, например, которые воспевают не только красоту человеческого тела, но внутренний мир античных героев. Вполне уместно обсудить историю Дон-Жуана. Этот человек пытался быть идеальным соблазнителем, добиться любви как можно большего числа женщин, пресытился ими, и естественным результатом его побед на любовном фронте стало горькое одиночество.

Девочкам стоит объяснить (разумеется, это должна сделать мама), что многочисленные связи способны лишить ее в будущем счастья материнства: они повышают опасность первого аборта, грозят венерическими заболеваниями, приносят чувство опустошенности… Позднее, в 13-15 лет, можно рассказать подростку о правилах контрацепции. Но этот совет - своего рода обоюдоострый меч, а то ведь можно нечаянно и подтолкнуть к практическим действиям! Разговор будет своевременным для тех, кто в силу акселерации уже готов вступить во взрослые отношения. Но, если ваш сын или ваша дочка в свои 13-15 лет остается сущим ребенком, конкретные советы безусловно стоит отложить.

Подростковая пора - это ярко, шумно, необычно. Вспомните себя в этом возрасте: разве вам было до таких важных вещей, как «цели, планы, будущее»? Вряд ли. Так как же быть - постоянно направлять или отпустить его в свободное плавание? Выбрали несколько советов из книги «Чего ты по-настоящему хочешь» , которые стоит дать почитать ребенку.

Что такое цель

Ты наверняка знаешь, что такое мечта. Это что-то невероятное, воздушное. То, что всё время маячит у тебя перед глазами. Подумай, о чём ты мечтаешь? Может, ты хочешь научиться играть на гитаре? Выиграть соревнования? Стать музыкантом, купить новый велосипед или поехать в крутой танцевальный лагерь?


Пока желания живут в твоей в голове, им вряд ли суждено исполниться. Чтобы чего-то достичь, нужно поставить цель. Достичь цели может каждый.

Цели определяют успех. Достичь успеха по случайности - большая редкость. Часто это результат чёткого планирования, осознания желаний и усердная работа по их достижению. Не веришь? Спроси у сверстника или взрослого, который вызывает твоё восхищение. Наверняка он поведает историю о том, как сначала поставил цель, а затем - шёл по направлению к ней.


Взгляд в будущее.

Цели помогают представить себя в будущем. А от этого во многом зависит успех. И если тебе кажется, что планировать что-то нужно только в начале - недели, месяца, года, - это не так.

Лучшее время начать - сегодня. Сделай это сейчас, и ты станешь ближе к цели.

Цели есть не у всех . Раз цели такие могущественные, значит, их должен ставить каждый? Нет. Оказывается, что свою жизнь планируют только три человека из ста. А тех, кто записывает свои желания, ещё меньше. Парадокс: ведь достичь успеха может любой. И кое-что ты можешь сделать уже сейчас:

  • подумай, чем хочешь заниматься или достичь;
  • запиши на листе бумаги;
  • повесь лист на видное место.

8 причин ставить цели

Причина № 1. Цели разрушают зону комфорта

Когда ты идёшь к цели, тебе приходится делать что-то непривычное: разговаривать с людьми, ходить на собеседования или советоваться со взрослыми. Но именно этот выход из зоны комфорта и есть рост над собой. Это похоже на риск - небольшой, но важный. А рисковать иногда просто необходимо.


Причина № 2. Ты становишься уверенней в себе

Достигая цели, ты показываешь всем, что можешь достичь большего. Ты готов свернуть горы. Присмотрись к успешным людям - друзьям, членами семьи, бизнесменами, учителями, спортсменами - и ты увидишь, что они довольны собой и всегда стремятся к большему.

Причина № 3. Планирование придаёт жизни смысл

Цели задают тебе направление. Стремясь к цели, ты меньше времени тратишь впустую, реже скучаешь и тревожишься.

Причина № 4. Ты учишься рассчитывать на себя

Не стоит позволять другим принимать решения за тебя. Как только ты решаешь добиться цели, то берёшь на себя ответственность. Неважно, сколько тебе лет: ты уже независимый человек с планами, которые ты ставишь самостоятельно. Постепенно эту перемену заметят другие люди и станут больше тебя уважать.



Причина № 5. Ты легко принимаешь верные решения

Идти в толпе, делать то, что хотят другие, постоянно слушать мнения других - это легко. Когда же у тебя в голове чёткая цель, ты сам знаешь, что нужно делать.

Причина № 6. Достигая целей, ты незаметно меняешь мир

Результаты твоего труда делают лучше мир, твою жизнь и жизни окружающих людей.

Причина № 7. Ты учишься преодолевать дурные привычки

Есть ли у тебя привычки, которые не нравятся? Например, ты постоянно просыпаешь первый урок, опаздываешь на полчаса, нервно кусаешь губы. Цель поможет тебе избавиться от этих недостатков. Как? Она вдохновляет тебя быть лучше.


Причина № 8. Ты сможешь стать тем, кем ты хочешь

Мечтать можно обо всём на свете. Но если не начать действовать, то как же прийти к нужной точке? По сути цель - это карта, где заранее продуманы шаги и намечены результаты. Когда ты формулируешь цель, то разбиваешь сложнейшую миссию на небольшие задачки, с которым легче справиться.

Теперь ты многое знаешь о целях. Самое время - завести Дневник целей. Возьми чистую тетрадь или блокнот. Возможно, у тебя возник вопрос: «А зачем мне нужен Дневник целей?». Отвечаем: когда мы пишем, мысли и цели проясняются. Дневник помогает лучше узнать себя. Необязательно писать в тетради: можно использовать телефон, планшет или компьютер.



В Дневнике целей должно быть два раздела. Первый - «Список целей», где ты можешь перечислить все свои мечты. Второй раздел - «Мысли и заметки».

Второй раздел Дневника назови «Мысли и заметки».

Например: почему цель важна для тебя? Как ты чувствовал себя до того, как взялся за дело, и после? Возникли ли у тебя проблемы и как можно их решить? О чем ты не хотел бы никому рассказывать? Все, что приходит тебе на ум.

Чувствуй себя свободно: зачеркивай и исправляй, рисуй, выражай свои мысли как угодно - в общем, делать все, к чему у тебя лежит душа. Вот несколько советов, как извлечь максимум пользы от ведения Дневника.

  • Указывай дату записи. Дата даст тебе точку отсчета, и ты сможешь отслеживать прогресс. Оглянувшись на события, происходившие четыре недели или четыре года назад, ты удивишься, сколько всего успел сделать.
  • Пиши чаще. Можешь писать раз в неделю, раз в несколько дней или каждый день. Чем чаще ты будешь писать в Дневник целей, тем больше он тебе даст.
  • Заведи отдельный раздел для идей. Записывай все, о чем хочешь узнать, вопросы, которые хочешь задать кому-нибудь, дела, которыми хотел бы заняться.



  • Перечитывай свои записи каждые несколько недель. Ты совсем иначе посмотришь на вещи, которые занимали тебя некоторое время назад. А твои прошлые идеи помогут тебе справиться с проблемами, которые возникают в настоящем.
  • Ищи творческий подход. Пусть Дневник отражает твою личность. Добавь туда фотографии, рисунки, цитаты и все, что имеет для тебя значение. Если ты не уверен, что Дневник будет тебе полезен, все равно попробуй вести его хотя бы несколько недель. Может, ты обнаружишь, что рисунки, записи и прочие каракули - не плохой способ прийти к нужным мыслям.