Как любовь формирует мозг ребенка читать онлайн. Сью Герхардт - Как любовь формирует мозг ребенка? О книге «Как любовь формирует мозг ребенка?» Сью Герхардт

Книга о том, как первые месяцы и годы определяют дальнейшую жизнь человека. Этот постулат многократно подтверждается и иллюстрируется со всех сторон сплавом актуальной научной информации из неврологии, физиологии, нейропсихологии, психотерапии и биохимии.
И почему некоторые модели поведения передаются из поколения в поколение.

Мне всегда очень нравятся такие книги – где каждое утверждение подкрепляется ссылкой на исследования младенцев, особенности развития их мозга, работы гормонов, ссылкой на долгосрочные исследования детей, уже ставших взрослыми.

Было интересно узнать, насколько наш мозг пластичен.
Что темперамент человека, особенности его реакций на стресс, общительность – замкнутость, склонность к неврозам, депрессиям, анорексии, асоциальному поведению, все это формируется во время беременности — под влиянием состояния мамы (находится ли она в стрессах или в умиротворении) и во время младенчества.

Что мозг ребенка сканирует и, как зеркало, отражает состояние мамы один-в-один.

Что выражение «это все гены», в корне не правильно – да, это гены, но они смогли именно так проявиться/не проявиться именно в условиях данной семьи, данных детско-родительских взаимоотношений.

Во время беременности и раннем младенчестве формируется клише реакций и поведения взрослого, основа того, каким человеком, с каким характером и способностями он будет.

То, что дети не умеют ещё регулировать своих эмоций и центр регуляции эмоций формируется в головном мозге только к 24 годам, я знала раньше из бодинамики. В этой книге было интересно прочесть биохимические и нейропсихологические стороны этого процесса.

Пару разворотов взятых с Лабиринта. Картинки кликабельны, открываются в читабельном размере.

Хорошая детская подушка от 3 лет поможет ребенку видеть приятные сны, но только когда мама будет рядом, добрым ангелом (своим присутствием) охраняя этот сон. Это же так физиологично! :)

Как любовь формирует мозг ребенка? Сью Герхардт

(Пока оценок нет)

Название: Как любовь формирует мозг ребенка?
Автор: Сью Герхардт
Год: 2004
Жанр: Воспитание детей, Детская психология, Зарубежная прикладная и научно-популярная литература

О книге «Как любовь формирует мозг ребенка?» Сью Герхардт

Эту книгу смело можно внести в список литературы, который обязательно должны читать все родители, а также люди, напрямую связанные с детьми. Здесь вы получите четкое объяснение, почему в начале жизни малыша для успешного формирования мозга жизненно необходимой является любовь, а также как воздействует на развитие ребенка эмоциональное взаимодействие между ним и его родителями.

Сью Герхардт - не случайный человек в мире детской психологии. Это британский психотерапевт и психоаналитик. Многие годы она занимается изучением влияния ранних отношений на процесс формирования детской нервной системы. В своих исследованиях она опирается на последние наработки, сделанные неврологами, физиологами, психоаналитиками и биохимиками.

Несмотря на свою высокую научную ценность, работа «Как любовь формирует мозг ребенка» нисколько не напоминает нравоучительные книжки про детское воспитание. Но в ней изложены научно подтвержденные факты влияния поведения родителей на формирование мозга у ребенка.

На протяжение первых лет жизни младенец сонастраивается с окружающей средой и другими людьми. Малыш отправляет запросы-сигналы своим родителям, а в ответ получает или не получает реакцию. От данного обмена зависит то, насколько будут развиты те или иные зоны мозга, насколько чувствительными будут его рецепторы, сформируется ли «нормальный» уровень гормонов стресса и многие другие процессы.

Стоит отметить, что читать эту книгу не очень легко. Она изобилует научными терминами. Однако автор постаралась минимизировать их количество. Многие вопросы, затронутые здесь, следует осмыслить. Поэтому неторопливое чтение идет только на пользу.

Если у вас пока нет детей, вам все равно имеет смысл обратить внимание на произведение «Как любовь формирует мозг ребенка». Она позволит вам разобраться в себе, объяснит некоторые ваши психологические реакции и стратегии с точки зрения раннего опыта.

Сью Герхардт предупреждает нас о том, как во взрослом возрасте проявляются последствия отрицательного раннего опыта. Она объясняет, что депрессии, пограничные расстройства, анорексия, а также агрессивное асоциальное поведение - это не просто поведенческие проблемы. Они базируются на особенностях физиологии. Они возникают из-за недостаточного развития центральной нервной системы и нарушений в системе регуляции стресса.

Для ответственного родителя «Как любовь формирует мозг ребенка» — это просто кладезь бесценной информации о том, какие процессы происходят с малышом, начиная с первых дней его жизни, и как себя лучше всего вести родителю, чтобы не навредить развитию крохи.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Как любовь формирует мозг ребенка?» Сью Герхардт в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Сью Герхард

Как любовь формирует мозг ребенка?


Why Love Matters How affection shapes a baby"s brain

Благодарности

Благодарности за разрешения

Введение

ОСНОВЫ: МЛАДЕНЦЫ И ИХ МОЗГ

1. Возвращаясь к основам

2. Создание мозга

3. Разрушительный кортизол

НЕНАДЕЖНОСТЬ ОСНОВ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

4. Попытка не чувствовать

5. Грустный младенец

6. Намеренный вред

7. Страдания

8. Первородный грех

СЛИШКОМ МНОГО ИНФОРМАЦИИ,НЕДОСТАТОЧНО РЕШЕНИЙ

9. Что в связи с этим нам делать?

10. Рождение будущего


Благодарности

Многие участвовали в создании этой книги, некоторые - сами того не зная. Я бы особенно хотела поблагодарить своих пациентов, посещавших меня все эти годы, за то, что они многому меня научили.

Я бы хотела поблагодарить своих друзей, которые уделили время прочтению рукописи и снабдили меня неоценимыми отзывами: Джейн Хенрике, Пола Гер- хардта, Диану Гудман, Пола Хэрриса, Молли Кеньон-Джонс, Джона Миллера, Джона Фиббса, Паскаля Тор- расинта и Эндрю Веста.

Я бы также хотела поблагодарить Фиону Даксбери, Джона Эджингтона, Мортен Крингсльбах и Аллана Шора за полезные комментарии к отдельным главам.

В моей профессиональной деятельности я бы хотела поблагодарить Дафну Бриггс за вдохновляющее представление результатов наблюдения за младенцами, с которого все и началось. Я бы также хотела поблагодарить Пенни Джейкс за ее неизменную поддержку в моей борьбе за возможность работать с родителями и детьми, а также всех моих коллег по Оксфордскому проекту для родителей и младенцев, особенно Джоанну Такер. А также Жана Нокса и других коллег по Международной сети привязанности, которые также расширили мои представления о привязанности.

Также я хотела бы поблагодарить всех моих друзей за их поддержку, в особенности Джейн Хенрике, Энджи Кэй и Найджела Барлоу, за мозговые штурмы и за стимулирование моих детей, за то, что мирились со всем этим, Джона Фиббса за его поддержку на последних этапах написания книги. Самую большую благодарность я должна выразить Полу Герхардту, который все это время был моим надежным тылом и без которого эта книга не была бы написана.

Благодарности за использование сторонних материалов

ТЕКСТ

Шесть строк из «Последнего фрагмента» Раймонда Карвера с милостивого разрешения «Гроув/Атлантик».

Описание Денниса Поттера из книги «Биография» Хамфри Карпентера с разрешения «Фабер и Фабер».

Выдержки из книги «Энн Секстон: Биография» Дианы Вуд Миддлбрук. Перепечатано с разрешения «Хоутон Миффлин Компани». Все права защищены.

Приблизительно 45 слов из книги «Чистый лист: Современное отрицание человеческой природы» Стивена Линкера («Викинг Пингвин», член «Пингвин Путнам Инкорпорейтед», 2002). Воспроизведено с разрешения Пингвин Букс Лимитед.

Приблизительно 194 слова из «Рождение женщины: материнство как опыт и институт» Адриэн Рич, 1997. Все права защищены. Перепечатано с разрешения «Тайм Уорнер Букс Великобритания».

Выдержка из главы «Нежность и гнев» в книге «Рождение женщины: материнство как опыт и институт», Адриэн Рич, 1986, 1976. Все права защищены. «Нортон и Компани, Инкорпорейтед». Использовано с разрешения автора и «Нортон и Компани, Инкорпорейтед».

Приблизительно 200 слов из работы «Билли» Памелы Стивенсон, 2000. Все права защищены. Воспроизведено с разрешения «Харпер Коллинз Паблишере».

Приблизительно 300 слов из книги «Дело всей жизни», Рейчел Каск, 2001. Все права защищены. Воспроизведено с разрешения «Харпер Коллинз Паблишере».

ВВЕДЕНИЕ

НОВЫЙ СПОСОБ ПОНИМАНИЯ

Эта книга является результатом многолетних наблюдений, подкрепленных обучением и психотерапевтической практикой, в рамках которой особенное внимание уделялось теме проблемных или нарушенных взаимоотношений между младенцами и их матерями. Следуя своему предчувствию о том, что ранние взаимоотношения определенно должны оказывать влияние на дальнейшее психологическое состояние, я начала изучать работы, посвященные вопросам развития мозга у младенцев и маленьких детей. В дальнейшем мне удалось связать эти данные с данными, относящимися к психологически неблагополучным взрослым - людям, страдающим целым рядом проблем, от небольшой депрессии до умственной и физической психопатологии.

По мере изучения мне стало понятно, что происходит нечто новое и замечательное и что мои собственные открытия оказались очень своевременными. Мы подошли к тому моменту, когда из слияния нескольких разных дисциплин родилось новое понимание эмоциональной жизни. Мне бы хотелось предложить вам путеводитель в этот новый мир, который, возможно, изменит ваше понимание партнерских отношений и будет полезен как для родителя, так и для медицинского специалиста. Нередко трудные для понимания неспециалистом и сухо написанные медицинские, научные и академические тексты, на которые я опираюсь, содержат жизненно важную информацию, но она недоступна широкому кругу читателей. Именно эта информация кардинально изменила мое представление об эмоциональной жизни. Соединяя информацию из этих источников и «переводя» ее на более понятный язык, я предлагаю вам самостоятельно совершить подобные открытия.

Новый взгляд, открывшийся на эмоциональную жизнь, появился не из-за какого-то конкретного прозрения, а благодаря воздействию множества событий, произошедших одновременно в неврологии, психологии, психоанализе, биохимии. С тех пор как эти дисциплины начали сообщаться между собой и влиять друг на друга, появилось более глубокое понимание того, как человек становится человеком и как он учится испытывать эмоции по отношению к другим людям. Впервые стало возможно появление полностью биологического объяснения нашего социального поведения - через понимание младенческого периода в жизни человека, развития нашего «социального мозга» и изучение биологических систем, включенных в процесс эмоциональной регуляции. Основная задача сейчас состоит в том, чтобы поместить это научное знание в центр нашего понимания эмоциональной жизни человека.

Для меня этот процесс был своего рода путешествием - волнующим, а иногда достаточно болезненным. С одной стороны, мои открытия привели меня к пониманию того, что недостаточная информированность родителей или неспособность родителей справиться со своими обязанностями по заботе о младенце могут привести к серьезным негативным последствиям для их отпрысков, своего рода инвалидности, которая неизбежно будет причинять вред и другим людям. С другой стороны, ко мне пришло понимание того, что можно избежать проявлений поведенческих отклонений, болезней или склонности к преступному поведению, которые обычно считаются следствием «плохих генов», неизбежными и предопределенными. Более того, мои исследования дали мне надежду на то, что при достаточном количестве желания, воли и ресурсов можно предотвратить процесс трансляции травмы от одного поколения к другому: ребенок, выросший в травмирующей обстановке, не обязательно становится травмированным и травмирующим родителем.

Английский психотерапевт и психоаналитик, Сью Герхардт, на основе собственных многолетних наблюдений и практики, а также исследований других ученых, написала книгу, в которой объяснила, как самый ранний опыт человека влияет на развитие его мозга. Она показывает, как отношения ребенка с родителями воздействуют на формирование его способности справляться со стрессом, на его эмоциональное благополучие и взаимоотношения с другими людьми. Приводит доказательства того, что неблагополучные отношения в детстве могут привести к возникновению таких состояний, как анорексия, зависимости разного рода и психические расстройства, антисоциальное поведение.

Как любовь формирует мозг ребенка?

Сью Герхардт пишет о том, что основы эмоциональной жизни человека начинают закладываться еще во время беременности и в течение первых двух лет жизни ребенка. Именно в период младенчества наиболее интенсивно происходит процесс развития физиологических и духовных систем человека, когда мы впервые испытывает чувства и учимся тому, что с ними делать, вырабатываем механизмы реагирования на стресс и способы взаимоотношений с людьми. Ключевым моментом является то, что младенец развивается во взаимодействии с другими людьми, как правило, родителями или другими постоянно ухаживающими за ним взрослыми.

Говорит Сью Герхардт и о важности надежной привязанности для благополучного развития ребенка, о том, что, прежде чем почувствовать себя самостоятельным и способным к саморегуляции, человеку необходимо получить достаточным опыт зависимости. У ребенка, чьи потребности своевременно не удовлетворяются заботливым родителем, формируется ненадежная привязанность, не позволяющая ему гармонично развиваться.

Родитель - регулятор для незрелой психики малыша.

Младенец нуждается во внимании взрослого, который адекватно отвечает на чувства малыша и помогает ему вернуться в комфортное состояние. Маленьким детям жизненно необходимо, чтобы рядом постоянно был эмоционально-доступный взрослый, замечающий чувства ребенка и готовый помочь регулировать их. Получая такую помощь на раннем этапе, со временем ребенок научится успешно справляться со своими чувствами самостоятельно. Если же младенец не получал достаточной помощи в регуляции, он становится человеком, которому сложно справиться со своими состояниями.

Нельзя оставлять младенца плакать и справляться со своим состоянием в одиночестве, это оказывает губительное воздействие на его развивающийся мозг (подробнее о том, как вести себя родителям, если младенец плачет, читайте здесь).

Очень важна способность родителей правильно распознать эмоциональное состояние ребенка и назвать его. Это поможет ребенку научиться понимать свои чувства и выражать их с помощью слов, снимая эмоциональное напряжение.

Если родители не принимали «негативные» чувства ребенка, такие как гнев, злость, печаль, то человек будет подавлять эти чувства, ему не будет хватать навыков управления подобными эмоциями, он может стремиться всегда выглядеть «приятным», а также будет игнорировать чувства других также, как игнорировали его чувства в раннем детстве.

Отношения с родителями влияют на умственные способности!

Младенческий опыт играет решающую роль для развития изначально незрелых физиологических систем. В случае проблемного раннего опыта могут быть повреждены механизмы реагирования на стресс и другие процессы управления эмоциями, даже сам рост мозга (темпы роста мозга наиболее высоки в первые полтора года жизни) может быть нарушен, что будет влиять на дальнейшее поведение человека и его умственные способности. Позитивный опыт в раннем возрасте способствует развитию мозга с большим количеством нейронных соединений, а чем больше таких соединений, тем больше возможностей использовать различные области мозга.

Разлука с матерью - сильнейший стресс для младенца!

Дети крайне зависимы от взрослых, которые удовлетворяют их потребности в пище, защите, тепле и комфорте. Для младенца близость взрослого — это залог выживания, поэтому он испытывает сильнейшие переживания, если мама или человек, который о нем заботиться покидает его.

Цитата из книги:

"Самым сильным стрессом для ребенка от рождения до трех лет является разлучении с матерью или тем взрослым, который заботится о нем и помогает ему выжить в этом мире."

Невнимание даже хуже, чем плохое обращение!

Автор книги обращает особое внимание на то, что травматичная для психики ребенка ситуация может возникнуть не только от экстремальных или длительных тяжелых переживаний, но также от периодических случаев игнорирования и насильственных действий, из-за отсутствия отзывчивости в тот период, когда младенец особенно в ней нуждается.

Цитата из книги:

«Для ребенка самым болезненным ощущением является невозможность добиться материнского внимания. Дети протестуют больше всего, когда внимание их матери отключено, это более невыносимое состояние, чем плохое с ними обращение.»

Если у ребенка нет родителя, который был бы настроен на ребенка, заинтересован в нем и реагировал на него позитивно, то у малыша не смогут правильным образом развиться важные участки мозга.

Младенцу необходима чуткость родителя, причем это не означает, что необходимо немедленно исполнять малейшие желания ребенка, но и нельзя игнорировать малыша слишком долго. Сью Герхард говорит о «расслабленной чуткости, которая есть у уверенных в себе родителей», когда родители реагируют на текущие потребности именно своего ребенка, наблюдая за его настроением и желаниями, думая о том, как ребенок воспринимает или переживает ту или иную ситуацию.

Основа легкого воспитания - хорошие отношения.

В возрасте от года до трех лет ребенок проходит важные этапы социализации, его учат тому, какое поведение является приемлемым, а какое нет, через лишение положительного родительского внимания. Если ребенок делает что-то нежелательное, родители выражают свое неодобрение, что является для ребенка стрессом.

Стресс и конфликты неизбежны в любых отношениях, но ребенку необходима базовая уверенность в том, что позитивные взаимоотношения могут быть восстановлены. Задача родителя в том, чтобы помочь пережить и нейтрализовать негативные переживания, а также гормоны стресса, вернуться к нормальному состоянию, обеспечить быстрое восстановление прерванных отношений.

Излишняя критика губительна для самооценки.

Если ребенка сильно критикуют или постоянно игнорируют, у него может возникнуть неуверенность в собственной ценности. А представления ребенка о собственной низкой ценности или даже неполноценности придают определенную направленность его поведению, которое подтверждает негативные ожидания других.

Цитата из книги:

«Если другой человек постоянно относится к тебе как к глупцу, ты и будешь чувствовать себя глупым. (И у тебя разовьется способность относиться к другим как к глупцам.) Если родители не проявляют интереса к состоянию твоей души, тебе будет казаться, что эти состояния не представляют интереса для других (и, возможно, что состояния души других людей и тебе не будут интересны).»

Раннее детство влияет на способность быть счастливым взрослым!

Недостаток позитивных взаимоотношений в раннем детстве оказывает негативный эффект на биохимию мозга, что может привести к тому, что и во взрослом возрасте человек будет получать меньше удовольствия от жизни. Напротив, человек во младенчестве получавший большое количество положительных впечатлений и поощрений, и в дальнейшем не испытывает сложностей с эмоциями, а также формирует позитивное отношение к жизни.

Кроме того, отношения с родителями, формируя определенные модели взаимодействия, влияют и на отношения с другими людьми в дальнейшей жизни. Дети с надежной привязанностью ожидают от других отзывчивости и чуткости, и сами способны на это. Если они сталкиваются с неотзывчивым человеком, они склонны обратиться за поддержкой к другому. Напротив, дети с ненадежной привязанностью придерживаются защитного поведения, чтобы взаимодействовать с неотзывчивым партнером, такие модели поведения могут привести к серьезным трудностям в установлении открытых доверительных отношений.

Цитата из книги:

«Свойства хорошего родительства (и любых близких взаимоотношений в целом)…: способность слушать, способность замечать, способность исправлять поведение и восстанавливать приятные чувства через разного рода физический, эмоциональный и интеллектуальный контакт — через прикосновение, улыбку, разные способы облачения чувств в слова и мысли. … Для того чтобы быть способным замечать и реагировать на чувства других людей, требуется время. Требуется, чтобы чувствам уделялось какое-то умственное пространство, было и желание, и настрой выносить взаимоотношения на первый план.»

Для вас индивиджуальные занятия: