Как мужчине избавиться от эдипова комплекса и повзрослеть? Как проявляется эдипов комплекс.

У представителей обоих полов эдипов комплекс можно считать пиком инфантильной сексуальности. Эрогенное развитие от орального эротизма через анальный эротизм к генитальности, как и развитие объектных отношений от инкорпорации через парциальную инкорпорацию и амбивалентность к любви и ненависти, кульминирует в эдиповых устремлениях, которые, как правило, выражаются в исполненной чувством вины мастурбации. Преодоление этих устремлений — необходимая предпосылка зрелой сексуальности и нормальности, напротив, бессознательная фиксация на эдиповых склонностях характеризует невротическую психику. В отдельных случаях любовь к родителю противоположного пола и желание смерти родителю одинакового иола могут означать многие вещи, особая форма которых зависит от конституции и жизненного опыта. При исследовании влияния жизненных обстоятельств обнаруживается трудно обозримое многообразие. Различия обусловлены не только личностными особенностями родителей, но и вариацией от ребенка к ребенку представлений о любви и смерти. Любовь строится из многих компонентов, и относительное акцентирование разных компонентов сильно варьирует. Смерть тоже мыслится многими способами: желание смерти родителя может даже претерпевать садистскую сексуализацию и тем самым одновременно выражать негативный эдипов комплекс.

Не существует перцепции вне эмоциональных связей. Весь жизненный опыт детерминирует специфическую форму эдипова комплекса. Его проявления зависят от переживаний в фаллический период, а предшествующие переживания могут придать ему прегенитальную окраску вследствие фиксаций. Уникальность травматического опыта столь же существенна, как и повседневные влияния.

Эдипов комплекс часто не преодолевается вследствие травматического опыта, что особо подчеркивается со времени зарождения психоанализа. В обсуждении гениталь-ных устремлений в первую очередь следует рассматривать генитальные факторы. Обольщение может преждевременно пробудить у детей генитальность, и интенсивное возбуждение, вызванное извне, порой выходит из-под контроля ребенка. Возникают травматические состояния, в которых генитальность связывается с угрозой. Все, что усиливает страхи и, следовательно, способствует вытеснению сексуальности, впоследующем мешает преодолеть эдипов комплекс. Таков механизм воздействия угроз и всех событий, субъективно означающих угрозу: всяческих инцидентов, телесных повреждений, смерти близких и неожиданного зрелища гениталий взрослых. Посредством перенесения прегенитальные переживания, особенно внезапные оральные и анальные фрустрации, могут оказывать тот же эффект, что и генитальные переживания.

В формировании эдипова комплекса важно все, что ребенок знает и думает о сексуальной жизни родителей, особенно при внезапности переживаний. Часто решающее значение имеет сочетание реальных событий и их ошибочной интерпретации. Здесь следует упомянуть о садистском восприятии сексуальности. Так называемая первичная сцена, т. е. наблюдение ребенком сексуальных сцен взрослых (родителей), вызывает сильное сексуальное возбуждение (природа которого варьирует в соответствии с возрастом ребенка) и одновременно создает впечатление, что сексуальность опасна. Это впечатление обусловлено тем, что возбуждение превышает способность ребенка к разрядке и поэтому болезненно травмирует. Ребенок может также ошибочно интерпретировать воспринятые события на садистский манер, или вид гениталий взрослого может вызвать у него страх кастрации. Субъективное содержание, степень и продолжительность воздействия первичной сцены варьируют в зависимости от подробности воспринятого. Внешние обстоятельства и индивидуальные факторы определяют, что фактически ребенок осознает, о чем догадывается, каким образом инкорпорирует свои наблюдения и догадки в предшествующий опыт. Существенно, происходит ли эта инкорпорация и разработка в момент видения сцены или впоследствии.

Вместо первичной сцены могут переживаться замещающие зрелища: коитус животных, вид обнаженных взрослых и даже вовсе несексуальные сцены, субъективно воспринятые как таковые. Действенность подобных сцен увеличивается, если другие объективно безобидные обстоятельства облегчают перенос увиденного на родителей. Ссоры между родителями часто приравниваются детьми к сексуальным сценам и создают представление о сексуальности.

Вызовет ли у детей вид гениталий взрослого болезненный страх зависит от всей предшествующей жизни ребенка, т. е. от психических связей, в которые вплетается новый опыт. Фрейд назвал инфантильную идею о наблюдении сексуального акта родителей «первичной фантазией». При отсутствии фактического наблюдения соответствующие события измышляются, ребенок утилизирует в этих целях все имеющиеся в реальности намеки. Конечно, воздействие такой фантазии не равнозначно реальным переживаниям.

Что касается постоянных влияний, то реакции ребенка на родителей и его желания зависят от их личности и поведения. Необычное поведение может провоцировать необычные реакции, что очевидно в семейном анамнезе среднего невротика. Невротичные родители воспитывают невротичных детей, в эдиповом комплексе детей отражается неразрешенный эдипов комплекс родителей. Очень часто мать любит сына, а отец любит дочь. Если в силу внешних обстоятельств или невроза сексуальное удовлетворение родителей недостаточно, они бессознательно испытывают более сильную сексуальную любовь к своим детям. Такого рода любовь бессознательно воспринимается детьми как сексуальное обольщение и усиливает эдипов комплекс. Иногда даже родители это бессознательно чувствуют, и тогда подвергают детей угрозам и фрустрациям.

Таким образом, некоторые дети сначала вводятся родителями в соблазн и потом со стороны родителей же подвергаются санкциям. Идеальный эдипов комплекс отражает ситуацию «треугольника» и фактически наиболее выражен у единственного ребенка. Когда присутствует больше или меньше трех человек, возникают особые формы эдипова комплекса. В рамках семьи с позиций эдиповых устремлений братья и сестры излишни. Прежде всего, они объекты ревности; частные обстоятельства определяют усиливает ли их присутствие бессознательную ненависть к родителям одинакового пола или уменьшает ее благодаря отвлечению. Другие дети тоже служат объектами переноса любви, особенно если они старше или немного младше. Если в семье несколько старших братьев или сестер, можно наблюдать «дубликаты эдипова комплекса»: чувства к родителям дублируются в отношениях к старшему брату и сестре. Это способствует ослаблению конфликтов или, напротив, создает новые конфликты.

Пациент, имевший несколько братьев, рассказал следующее сновидение: «Я вернулся после прогулки с мамой и обнаружил, что шайка грабителей в наше отсутствие обворовала дом». Грабители символизировали его братьев, с которыми ему пришлось, придя с прогулки, снова разделять мать.

Младшие братья и сестры обычно воспринимаются ребенком как соперники, но могут рассматриваться и как собственные дети, особенно при большой разнице в возрасте. В первом случае эдипов комплекс стимулируется, например, у девочек может возникнуть не только идея ревности: «Отец (или мать) будет любить младенца вместо меня», но также идея: «Отец подарил ребенка матери, а не мне». Во втором случае эдиповы желания уменьшаются благодаря их замещающему осуществлению.

У детей, воспитанных одним родителем или вообще без родителей, эдипов комплекс образуется специфически. Если один из родителей умер или оставил семью - в развитии ребенка существенно значимо - знает ли он этого родителя, имеется ли отчим (мачеха), когда и при каких обстоятельствах семья пополнилась новым взрослым, каково поведение оставшегося родителя и его отношение к ребенку.

Даже дети, не знающие недостающего родителя, понимают, что таковой однажды существовал и другие дети живут с отцом и матерью. Отсутствие родителя порождает чувство своей исключительности и потребность в определенных компенсациях. В общем, можно утверждать следующее. Если умер родитель одинакового пола, это переживается как осущестатение эдипова желания и, следовательно, вызывает сильное чувство вины. Если умер родитель противоположного пола, фрустрация эдиповой любви часто способствует идеализирующим покойного фантазиям. Детали зависят от того, когда и при каких обстоятельствах ребенок узнал о смерти. Особенно важны, по-видимому, три последствия. Во-первых, усиливается привязанность к оставшемуся родителю, характер этой привязанности определяется также отношением родителя к ребенку и обычно амбивалентен. Во-вторых, часто возникает сильная бессознательная связь между представлениями о сексуальности и смерти под эгидой «секретов взрослых». Отсюда сильный страх сексуальности, поскольку сексуальные действия рисуются как приводящие к смерти, или даже мазохистские наклонности, в которых умирание (воссоединение с умершим родителем) может стать сексуальной целью. В-третьих, опечаленный индивид регрессирует к оральной фазе; если это случается в раннем возрасте, то неизгладимо отпечатывается в структуре эдипова комплекса и характере. Эдипова любовь, как и все последующие объектные отношения, переплетается тогда с идентификацией. Второй и третий пункты также справедливы при переживаниях, связанных со смертью брата или сестры.

Пациентка боялась замужества. В пятилетнем возрасте она лишилась матери и фантазировала, что смерть матери неким образом обусловлена деторождением или сексуальностью. В наказание за эдипово удовлетворение, испытанное при смерти матери, пациентка ожидала такой же судьбы после замужества.

Нечто похожее произошло с пациентом, который в детстве реагировал на смерть матери тревогой и ипохондрией. Он идентифицировался с матерью и боялся, что сексуальное удовлетворение с отцом убьет его, как, согласно его фантазии, убило мать. Здесь конденсация таинств сексуальной жизни и смерти особенно понятна, поскольку она окрасила кастрационную тревогу, превратив ее в страх исчезновения вещей.

Пациентка, у которой еще в детском возрасте умер отец, впоследствии возненавидела всех людей: мужчин за то, что никто из них не походил на отца, возведенного ею в идеал, женщин за то, что мать забрала отца себе, позволив ему умереть, прежде чем дочь могла бы им насладиться.

В случае отсутствия отца или его «слабости» мальчики предрасположены к женственности, потому что дети идентифицируются в большей мере с родителем, который рассматривается ими как источник основных фрустраций.

Конфликты между родителями, развод родителей, их раздельное проживание оказывают схожее влияние. Если сами дети — предмет родительских раздоров, то легко интенсифицируется полный эдипов комплекс и фиксация на нарциссизме, что вынуждает ожидать повышенного интереса к себе окружающих, на манер родительского отношения, но эти ожидания обречены на провал. Родители постоянно депрессивной и вообще заторможенной пациентки развелись, когда она была в годовалом возрасте. Она никогда не видела своего отца. Ее эдипов комплекс сосредоточился вокруг следующей фантазии: «Отцу не понравилось жить с моей матерью, она недостойна его. Я совершенно другая. Однажды отец придет и заберет меня с собой». Он не пришел. Пациентка возненавидела отца, эта ненависть затем обернулась против нее самой, что и привело к депрессии. Депрессивная утрата самоуважения означала: «Я тоже недостойна любви моего идеального отца». Необычное поведение родителей формирует у детей необычный эдипов комплекс. Под необычным поведением понимаются чрезмерное попустительство, излишняя строгость или их сочетание. Избалованность неизбежно влечет необычные фрустрации, потому что избалованный ребенок не привык к лишениям и воспринимает слабые фрустрации как сильные. Запланированные воспитательные меры менее важны, чем естественное повседневное поведение родителей. Особую роль играют, вероятно, два фактора: 1) отношение матери к полу ребенка: некоторые матери нарочито показывают дочери, что хотели бы иметь сына; 2) родительские взаимоотношения, поскольку они формируют у ребенка представление о сексуальности.

Итак, семейная мораль оказывает влияние на форму эдипова комплекса. В какой мере ребенок считает допустимыми инстинктивные побуждения зависит не столько от особенностей запрета на мастурбацию, сколько от общего отношения родителей к сексу, которое они осознанно или неосознанно постоянно декларируют. Имеются в виду реакция родителей на отношение ребенка к ним самим, другим детям, на его мастурбацию, а также установки родителей относительно отнятия от груди и тренинга чистоплотности в оральный и анальный период. Неизгладимый отпечаток на эдипов комплекс налагает ирегенитальная фиксация. Особенно стоит упомянуть пассивно-рецептивные формы эдипова комплекса у мужчин в результате чрезмерной опеки матери. В свою очередь авторитарные отцы блокируют любую возможность становления независимости ребенка.

Пациент сорока лет с явной амбивалентной фиксацией на деспотичном отце, простудившись, получил из дальнего города телеграмму от отца: «Погода неустойчива, не выходи из дома». На форму эдипова комплекса влияет и социальное положение родителей, обусловливающее различия в окружающей детей обстановке. Большинство детей бессознательно уравнивают низкое социальное положение с инстинктивной несдержанностью, а высокое социальное положение с сублимацией и запретами.

Если индивида из благополучной среды сильно тянет на низший социальный уровень, то психоанализ часто раскрывает не только поиск гарантий от унижения (кастрации) посредством общения (сексуальных связей) со столь же униженными («кастрированными») особами, но также стремление к запретной чувственности. Все это может подаваться в рациональной форме (рационализация) как содействие улучшению социальных условий.

Содержание эдиповых грез многих детей состоит в том, что на самом деле они не являются детьми своих родителей. Они якобы подкидыши, отпрыски некой семьи с совсем другим социальным положением. Это либо особо привилегированная семья, либо семья очень бедная. Фантазии такого рода, названные «семейным романом», могут служить разным целям: нарциссической гордости, упрямству, мести родителям, выражать надежду на будущее удовлетворение.

Бессознательные фантазии о социальных различиях мало свидетельствуют о путях влияния этих различий на эдипов комплекс ребенка. Фактически такое влияние оказывается постоянно, поскольку сексуальный опыт и его фрустрация соответствуют социальным паттернам. Фрейд подробно осветил данную проблему. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, достаточно вспомнить о сексуальном опыте и агрессивности беспризорных детей. Переживания, связанные с социальным положением отца, наверняка влияют на отношение к нему: любовь или ненависть, благоговение или презрение, восхищение или жалость.

Все же создается впечатление, что объективно важный фактор социального положения семьи меньше отражается на эдиповом комплексе ребенка, чем следовало бы ожидать. Причина в том, что моральные устои (и даже их колебание) относительно одинаковы в разных слоях того же общества.

Предлагалось исследовать достоинства и недостатки воспитания, сформировавшего эдипов комплекс, сравнивая детей, кто воспитывался в семье и вне семьи, например в воспитательном учреждении. Однако и на вторую категорию детей влияет представление о семье, рано или поздно они узнают об институте семьи и о том, что другие дети имеют отца и мать и что сами они в невыгодном положении. У них тоже формируется эдипов комплекс. Они любят, ненавидят и ревнуют воспитателей. В дополнение, наподобие обычных детей, фантазируют об отце и матери, только их сочинительство отличается большей отвлеченностью, а эдипов комплекс характеризуется сильным расхождением между фантазией и реальностью. Что было сказано о детях, не знающих одного из родителей, вдвойне справедливо для детей из воспитательных учреждений. Если они воспитываются не в одном месте и часто меняют окружение, это отражается не только в типичных расстройствах характера. У них вообще не имеется возможности развить какие-либо длительные объектные отношения, их эдипов комплекс остается чистой фантазией.

Эдипов комплекс каждого индивида формируется жизненным опытом. Но что такое собственно эдипов комплекс? Биологический феномен, свойственный человеческому ролу, или продукт социального института (семьи), подверженный изменениям, как и этот институт?

Во-первых, следует сказать, что различие между биологической и социальной детерминацией относительно. Мы подчеркивали, что Фрейд не считал инстинкты неизменными паттернами, согласно его взглядам, инстинкты, скорее, остатки прежних влияний окружения. Вовсе не врожденный эдипов комплекс мистической природы создал семью, чтобы обеспечить свое удовлетворение, напротив, семья способствовала становлению эдипова комплекса. Дитя человека биологически беспомощнее детенышей других млекопитающих и нуждается в опеке и любви. Поэтому младенец всегда будет добиваться любви от опекающих его взрослых, а те, кто отнимает любовь, будут вызывать у него ненависть и ревность. Если этот феномен назвать «эдиповым комплексом», можно говорить об его биологической основе.

Однако Фрейд использовал данное понятие в более строгом смысле. Он понимал под эдиповым комплексом генитальную любовь к родителю противоположного иола в сочетании с ревнивым желанием смерти родителю одинакового пола, пик длительного развития инфантильной сексуальности, когда происходит высокая интеграция эмоциональных отношений. В этом смысле эдипов комплекс, несомненно, подвержен влиянию семьи. Если институт семьи изменился бы, эдипов комплекс тоже неизбежно Претерпел бы изменения. В обществах с разными семейными конфигурациями отличается и эдипов комплекс. Попытки объяснить разные семейные конфигурации как «вытеснения эдипова комплекса», ио-видимому,несостоятельны. Проблема происхождения эдипова комплекса сводится, следовательно, к интересной и еще не изученной проблеме происхождения семьи, но эта тема выходит за пределы теории неврозов. Фрейд постулировал гипотезу о филогенетическом происхождении эдипова комплекса в доисторический период, когда человечество было организовано в племена, возглавляемые вождем, однажды убитым и съеденным своими сыновьями; эта инкорпорация ознаменовала первое раскаяние и запрет. Здесь не место обсуждать зачаровывающую гипотезу тотема и табу. Гипотеза не меняет тот факт, что сексуальные конфликты Детей были бы иными, если они не жили бы с родителями, братьями и сестрами. При изменении среды изменяются реакции.

На высоте эдипова комплекса ребенок испытывает разочарование, его нарциссизму наносится ущерб, поскольку соперник, взрослый, обладает преимуществами и привилегиями. Дети неодинаково реагируют на травму. Реакция зависит от конституции ребенка, его раннего опыта и специфики травмирующих событий. Каждый ребенок жаждет быть взрослым и играет роль взрослого.

Однако в положении ребенка тоже имеются преимущества. Всякий раз, когда ребенок боится собственных эмоций, непримиримых эротических и агрессивных побуждений, он может спрятаться за рецептивным устремлением к внешней помощи и установкой: «Все это не слишком серьезно, ведь я еще ребенок».

Желание быть взрослым блокируется переживанием вины и ощущением защищенности в статусе ребенка, что причиняет фиксации и вынуждает многих невротиков вести себя, будто они все еще дети на фаллической стадии.

Пациент, успешно проработавший многие годы врачом, в процессе психоанализа обнаружил, что он всегда изумляется, когда фармацевт составляет лекарства по его рецепту: «Фармацевт, взрослый человек, выполняет эту работу исключительно ради меня, ребенка, написавшего рецепт!»

Неправильно полагать, что в детстве помимо родителя противоположного пола не существует других любовных объектов. Братья и сестры, дяди и тети, дедушки и бабушки, друзья и знакомые родителей могут оказывать в этом смысле существенное влияние. У многих детей завязываются своего рода любовные интриги со взрослыми и другими детьми одинакового и противоположного иола. Частота таких приключений увеличивается, если воспитание не налагает на них запрет. Что касается механизмов выбора объекта, то Фрейд различал между анаклитическим и нарциссическим выбором.

В первом случае объект выбирается, поскольку он провоцирует ассоциации с первичным объектом, обычно родителем противоположного пола, иногда родителем одинакового пола или братом, сестрой, другими особами из детского окружения. Во втором случае выбор объекта обусловлен тем, что ему свойственны некоторые характеристики собственной личности индивида. Оба типа выбора могут осуществляться позитивным путем, тогда выбранный объект имеет сходство с прошлым объектом или собственным эго, и негативным путем, тогда выбранный объект противоположен прошлому объекту или собственному эго. Кроме того, возможен выбор объекта на основе идеала, тогда выбранный объект репрезентирует те качества, которые индивид некогда хотел видеть в прошлом объекте или желает иметь в его собственное эго.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Маленькая девочка: — Когда я буду взрослой,

то обязательно выйду замуж за своего папу.

Обычное явление

Очень часто люди хотят вступить в брак, найдя,

таким образом, замену своей матери или отцу.

Детское «я» в человеке ищет материнское «я» в

женщине или отцовское «я» в мужчине.

Эдипов комплекс и комплекс Электры как качество личности – склонность к бессознательному сексуальному влечению ребёнка к родителю противоположного пола.

Психотерапевт – клиентке: — Видите ли, у вашего сына Эдипов комплекс. — Ой, да комплекс-шмомплекс… Лишь бы мамочку любил!

Родители не забрали Вовочку из садика. Пришлось воспитательнице брать его домой. Перед сном Вовочка говорит: — Я сильно люблю свою маму, без неё не могу уснуть, поэтому сплю с мамой. И что б заснуть, я ковыряюсь у нее пальчиком в пупочке. Ну, подумала воспитательница, и согласилась. Легли. Вдруг слышится голос воспитательницы: — Вовочка, ты что делаешь? Это же не пупочек! — А это уже и не пальчик!

Эдипов комплекс. Фрейд тут не причём – это о недвижимости в Турции. Такую надпись однажды прочитали мы с мужем, поехав на дальнюю необитаемую гору, чтобы полюбоваться видом. «Эдип» – обычное турецкое имя, и владелец некогда дикого леса назвал им построенный вдали от цивилизации жилой комплекс. Правда, через год переименовал его в «Прикосновение рая» — видимо, иностранные клиенты смеялись.

Эдипов комплекс из работы «Об одном типе выбора объекта у людей» австрийского врача-психиатра и психолога, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939).Первоисточник — древнегреческое предание о царе города Фив Эдипе.

Миф повествует о том, что однажды Лаю – царю Фив – оракулы нагадали, что тот умрет от рук собственного сына. И то, что отпрыск помимо трона посягнет еще и на его жену (свою мать). Услышанное так напугало правителя, что тот приказал бросить новорожденного Эдипа на съедение зверям. Однако судьба распорядилась иначе, и мальчика подобрали сердобольные пастухи. Они вырастили его, не зная, кто перед ними. Поэтому для взрослого Эдипа его титул и имена родителей оставались неизвестными. В принципе он и не старался разузнать о своей родословной. Однако царская кровь брала свое, и юноша решил покорить Фивы. Задумка дерзкому воину удалась, и тот в пылу сражения убивает собственного отца (первая часть пророчества сбылась). Далее все потекло по сценарию. Эдип влюбляется в собственную мать и женится на ней. Справедливости ради нужно заметить, что пара прожила вместе долгих 20 лет. И только потом герой узнает, с кем именно делил супружескую постель, и кто по его вине сейчас лежит в могиле. Эдип ослепляет себя, а безутешная мать заканчивает жизнь самоубийством.

Психологи согласно Фрейду выделяют две гендерные разновидности Эдипового комплекса:

— Эдипов комплекс у мальчиков – характеризуется испытанием ребёнком сексуального влечения к своей матери и, одновременно, враждебных чувств по отношению к своему отцу, как к сопернику, также претендующему на мать. Ребёнок боится показывать отцу свою злость. Вследствие того, что боящийся ребёнок вынужден постоянно держать себя в узде, у него формируется Сверх-Я, психологическая институция, подавляющая инцестуальное влечение к матери и буквально принуждающая его идентифицировать себя с отцом. При правильном подходе грамотный отец должен мягко показать ребёнку, что его мать на инстинктивном уровне принадлежит ему, а для мальчика это не повод расстраиваться – у него будет другая женщина, когда подрастёт;

— Эдипов комплекс у девочек – характеризуется тем, что малышки также испытывают сексуальное влечение к своей матери, но не к отцу. Однако в возрасте трёх лет, когда они обнаруживают, что у них нет полового члена, начинают испытывать так называемую «зависть к пенису» и переносят своё сексуальное желание на отца, начиная видеть в матери соперницу, также претендующую на его любовь. В конечном счёте «зависть к пенису» перерождается у девочки в желание иметь ребёнка.

Психологи считают, что Эдипов комплекс у девочек выражается в особенном обожествлении своего папы. Подрастая, девочка может даже начать вести себя агрессивно и негативно по отношению к матери, из-за ревности. Кроме этого, в будущем у девочек с таким диагнозом могут возникнуть проблемы в общении с противоположным полом, в построении собственных отношений, ведь «такого, как папа» найти нелегко.

Важно избавиться от Эдипова комплекса в детском возрасте, иначе у девушки, а в будущем у женщины могут возникнуть серьезные психологические проблемы. Она может остаться навсегда влюбленной в своего отца, в этого идеального мужчину. Это может повлечь за собой отказ от построения собственной личной жизни, или женщина свяжет свою судьбу с человеком, который намного старше ее – в лучшем случае.

Эдипов комплекс (или комплекс Электры) создает три основные проблемы, которые не позволяют мужчине и женщине иметь гармоничные отношения: желание сохранить то положение вещей, которое было в детстве, неравенство в отношениях и чувство вины.

Психолог Александр Шарапов пишет: «Отголоски не пройденного Эдипового комплекса мы можем видеть в гомосексуальности, проблемах в выборе партнера, непринятии своего пола в отдельных проявлениях или в целом, трудностях взаимодействия с другими людьми, в неврозах и более глубоких нарушениях, мешающих человеку взаимодействовать с окружающими. Склонность к гомосексуализму может возникнуть, к примеру, в случае идентификации мальчика с матерью – вследствие ли слишком сильной любви к ней (и боязни предать ее любовью к другой женщине) или вследствие неправильного поведения родителей, плохих отношений с отцом, мешающих принять его за образец.

Мазохистические тенденции в связи с эдиповым комплексом часто идут от непереносимого чувства вины за “инцест”, а чаще, фантазийное его воплощение. Вина возникает как раз тогда, когда ребенка допустили слишком близко в отношения. Ребенок подсознательно чувствует, что не должен любить свою мать, и чувствует себя виноватым перед отцом; не разрешение этой ситуации ведет в дальнейшем к ощущению своей никчемности и мазохизму как попыткам самонаказания за эту вину. Всевозможное поклонение кумирам, фанатство также связано с проекциями фантазий об идеальных образах, идущих от эдиповой ситуации.

То есть постоянная погоня за идеальным мужчиной или совершенной женщиной – тоже из этой серии? - Да, это тоже очень распространенная ситуация. Неразрешенный эдипов конфликт, как и все конфликты личности, ждет своего завершения, и при попытке выстраивания отношений двух, казалось бы, взрослых людей, на поле битвы выходят два мира детских фантазий, воспоминаний, а самое главное, – детских чувств, которые когда-то не были прожиты и “отпущены”. Именно поэтому многие женщины ищут себе супруга-”папочку”, а мужчины “мамочку”, иногда дело доходит даже до внешнего сходства с запечатленным в памяти обликом родителя. К сожалению, любовь таких удачно, казалось бы, подходящих друг другу людей, воплотившую детскую фантазию в реальность, нельзя назвать зрелой. Построить более счастливые, партнерские отношения можно, только перешагнув в своем развитии этап “эдипов комплекс”».

Петр Ковалев 2015 год

Эдипов комплекс, то, согласно Фрейду, этот комплекс обязателен и универсален для всех в детстве. Эдипов комплекс, что одно из понятий, используемых Фрейдом в классическом психоанализе для того, чтобы обозначить противоречивое отношение ребенка к своим родителям. То есть таким образом объясняется проявление у ребенка неосознанных влечений, которые сопровождаются выражением чувств одновременно и любви, и ненависти к родителям.

Древнегреческая трагедия, легшая в основу комплекса Эдипа

Эдипов комплекс, что это, можно объяснить с помощью времени Софокла «Царь Эдип». В этой трагедии рассказывается о несчастной судьбе Эдипа. Бессознательно он сначала убивает своего отца Лая, чтобы потом стать мужем своей матери Иокасты. После того как он узнает от оракула о деяниях, совершенных им, он ослепляет себя.

Именно из этого мифа Фрейд почерпнул идею того, откуда появился Эдипов комплекс у мужчин. И, как считал Фрейд, этот комплекс присущ каждому человеку. Он утверждал, что наши сны доказывают, что все без исключения направляют свое первое на мать и свое первое желание причинить насилие - на отца.

Изучая воспоминания взрослых и наблюдая за детьми, Фрейд сделал вывод, что проявление Эдипова комплекса универсально. Мальчик в детстве эротически привязан к своей матери и хочет овладеть ею. В этом случае отец им воспринимается как помеха. Девочка же испытывает потребность в устранении матери, так как испытывает теплые чувства к своему отцу.

Эдипов комплекс, что это по Юнгу

В психоаналитической литературе, чтобы обозначить Эдипов комплекс у женщин, часто используют понятие, введенное Юнгом К.Г,- комплекс Электры. И это название также берет свои истоки у древнегреческого мифа о дочери Агамемнона. В этой трагедии Электра помогла убить свою мать, которая была виновна в смерти отца.

Но Фрейд, рассуждая на тему "Эдипов комплекс, что это?", считал, что он в равной степени свойственен всем людям независимо от того, к какому полу они принадлежат. Фрейд обосновывал это тем, что человек имеет мужское и женское начало, и его бисексуальность приводит к тому, что ребенок может занимать позицию активную или пассивную.

Вытеснение Эдипова комплекса

Согласно Фрейду, Эдипов комплекс начинает проявляться у детей в возрасте от 3 до 5 лет. И задача каждого - его преодоление, так как этот процесс обязателен для развития ребенка, характеризующегося переходом от фазы детской сексуальности к нормальному пути развития человека. Если он сохранится в бессознательном ребенка, то это может стать причиной невротизации ребенка и скажется на его психологических расстройствах уже во взрослом возрасте.

Но, несмотря на универсальность комплекса, Фрейд все-таки считал, что у мальчиков и девочек он развивается и изживается по-разному. Страх мальчика перед кастрацией как наказанием за влечение к матери приводит к его отвращению от Эдипова комплекса. И мальчик сублимирует свои влечения на другие, социально допустимые цели.

Девочка же, по мнению Фрейда, нормально реагирует на то, что у нее отсутствует пенис, но при этом она испытывает зависть к тому органу, которого у нее нет, и желает получить его от отца. сохраняется достаточно длительный период, поэтому с Эдиповым комплексом девочки расстаются медленно. Но продолжительное сохранение у девочек этого комплекса способствует подготовке женщины к ее половому созреванию.

Эдипов комплекс – согласно З.Фрейду, это комплекс детских переживаний, состоящий из влечения мальчика к матери с ревностью к отцу. В дальнейшем этот комплекс вытесняется в сферу бессознательного и является универсальным для мужчин и определяет многие аспекты их сексуальности и невротизма (подобное явление у девочек обозначается комплексов Электры).

История, которая легла в основу названия данного комплекса следующая. Брак царя Лая и царицы Иокасты оказался бесплодным, что побудило супругов обратиться к оракулу. Оракул предсказал, что если Иокаста родит сына, то он убьет своего отца и станет мужем собственной матери. И вот вскоре в царской семье родился мальчик. Лай, чтобы предотвратить предсказание оракулы, вывез новорожденного на гору Киферон и оставил его там, крепко связав ему ноги. Ребенка подобрал пастух и отнес во дворец своего господина царя Коринфа, который с женой Меропой вырастили и воспитали Эдипа как родного сына. Однажды Эдип узнал от оракулы, что ему предстоит убить своего отца и жениться на своей матери. Потрясенный этим предсказанием Эдип решил бежать, опасаясь совершить страшное предсказание. На пути он встретил путника, который не уступил ему дорогу, в ярости он убил его. Эдип не знал, что это был Лай – его отец.

Продолжая путь, он узнал, что стране угрожает чудовище с лицом женщины, крыльями птицы и хвостом льва – Сфинкс. Победителю обещают отдать руку Иокасты и корону. Для победы необходимо отгадать загадку: какое животное имеет сначала четыре, затем две, а позже три ноги? Ну как, уважаемые мужчины – претенденты на корону и царицу, есть мысли по этому поводу? А вот Эдип отгадал – это человек, т.к. сначала человек ползает, затем ходит, а позже ходит с палкой. Эдип входит в город победителем, и благодарные жители избирают его царем и дают в жены вдову Иокасту. Так сбывается предсказание оракулы.

Эдипов комплекс, являясь одним из основных и присущий всем мужчинам, определяет специфику сексуальной жизни, в том числе и склонности к гомосексуализму. Отношение взрослого мужчины к женщине во многом зависят от отношений с матерью в раннем детстве. При позитивном решении эдипова комплекса, мужчина прекрасно относится к женщинам, он заботлив, ласков – это следствие теплого, заботливого отношения матери к сыну. В возрасте трех-четырех лет мальчик усвоил на бессознательном уровне, что женщина – это хорошо, быть рядом с ней – это удовольствие. Эдипов комплекс далеко не всегда решается позитивно, как правило, отношение матери к маленькому сыну бывает грубое, не достаточно нежное. Если мать вызывала чувство страха, вины, обиды у мальчика, то эдипов комплекс решается негативно, следствием этого могут быть: страх перед женщиной, месть женщине, гомосексуализм.