Как найти работу молодой маме. Агрессивный, психованный, манипулятор – кто такой трудный ребенок и как работать с трудными детьми, как их воспитывать

Работать в свободном графике, реализуя себя профессионально, и при этом уделять достаточно времени мужу и детям — вот мечта каждой женщины. Однако работа фрилансера является не только источником желаемых благ, но и причиной специфических проблем, индивидуальных и семейных. Как женщине-фрилансеру организовать свои будни так, чтобы общение с семьей, домашние хлопоты и любимое дело не тянули ее в разные стороны, как лебедь, рак и щука?

Классические фрилансеры сегодня — это журналисты и копирайтеры, программисты и переводчики, фотографы и дизайнеры. Если рассматривать тему работающей дома женщины шире, нельзя не вспомнить о мастерицах-рукодельницах (вязание, шитье, украшения и декор), репетиторах и т. д.

Неважно, в какой именно сфере реализует себя мать и жена. Работа дома сама по себе ставит непростые организационные задачи. К ним относятся, например:

  • грамотное распределение времени,
  • деление пространства на "домашнюю" и "рабочую" зоны,
  • подстройка своего нестандартного графика под нужды других членов семьи.

Именно любимый муж и дети могут дать неоценимую поддержку и стать источниками вдохновения, если отношения с ними выстроить правильно.

Мама работает дома

Где находится работающая дома женщина — дома или на работе? Акценты можно расставить по-разному. Например, муж скажет: жена работает, но дома.

Тогда как труженица-фрилансер ответит: я дома, но я работаю.

Интересно, что сама частица "но" воспринимается подсознательно как "или — или", ставит одну часть в противовес другой. И это действительно отражает реальность работающей жены и мамы.

Как именно выглядит эта реальность, зависит от разных факторов, среди которых важную роль играют мотивация и поставленные цели.

Если для одной женщины фриланс — это осознанный выбор и стиль жизни, то для другой это вынужденная мера, и потому она воспринимается как отсутствие стабильности, как суррогат классической работы в коллективе.

Во втором случае восприятие себя будет не "сама себе хозяйка", а жертва обстоятельств. Неудивительно, что энергия женщины с таким настроем будет направлена на борьбу с негативными эмоциями, а не на созидание, и проблема распределения сил между семьей и работой будет стоять более остро.

А вот женщина, принимающая ответственность за организацию, качество и результат своей работы, имеет гораздо больше шансов на успех — как личный, так и профессиональный.

Качество работы и атмосфера в доме зависят и от конкретных целей: что именно женщина хочет получить в результате своей деятельности.

  • Это возможность обеспечить себя и ребенка?
  • Нежелание быть нахлебницей?
  • Вариант хобби, которое может приносить доход?

У каждой женщины свой ответ, свои амбиции и ожидания, и очень важно точно определить их для себя. Это тот ориентир, который поможет донести свои стремления до близких людей и четко выстроить границы между семьей, работой и личным временем.

Сочинение на тему... работы

Большинство проблем в семейной жизни фрилансеров — отдаление от мужа, раздражение на ребенка, постоянный цейтнот — это следствие неясного видения своих задач, а значит, неумения расставлять приоритеты и организовывать свою деятельность. Поэтому эти пункты важно обдумать, а для большей четкости и наглядности — изложить на бумаге.

Такое сочинение на тему своей профессиональной деятельности поможет исследовать собственное отношение к работе.

Вопрос 1. "Какой я вижу свою работу?"

Объективно опишите содержание и особенности своей деятельности. Важно подумать не только о том, для чего эта работа нужна вам, но и для чего вы нужны в этой сфере? Как она соотносится с вашими ценностями?

Вопрос 2. "Зачем я работаю?"

Это сфера ожиданий. Откровенные ответы на вопросы: "Зачем я работаю?", "Что для меня наиболее важно в работе?", "Какие потребности — мои личные и членов моей семьи — удовлетворяет моя работа?" сами по себе могут стать большим шагом к искомому балансу.

Хотя открытия, которые порой приносят такие ответы, могут обескуражить. Как призналась одна очень ответственная мама , в какой-то момент она поняла, что работа для нее, прежде всего, — это легальный повод отдохнуть от деток и побыть одной.

"Конечно, я с удовольствием продолжаю выполнять заказы как дизайнер, расту профессионально. А еще учусь более спокойно и творчески относиться к воспитанию своих ребят, без сверхзадач и чувства вины от того, что порой хочется провести время с мужем или с хорошей книгой".

Рабочее расписание

Только после того, как определены ожидания от работы, можно переходить к конкретным целям и планам их достижения. Для каждой цели нужно определить, сколько времени и усилий требуется для их достижения.

  1. Сколько времени нужно уделять в неделю, а сколько — в день?
  2. Какие это могут быть дни недели, исходя из расписания других членов семьи?
  3. Как и когда лучше организовать свою работу в течение дня?

Кто-то работает ранним утром, пока вся семья спит, а кто-то заручается поддержкой мужа или бабушек, и те проводят время с детьми, пока мама занята. Стандартных ответов нет, у каждой женщины будут свои решения.


Семья — опора или оппозиция?

В результате подробного описания своих профессиональных позиций жена и мама понимает, ради чего она терпит некоторые неудобства, связанные с фрилансом. К ним часто относится вольная трактовка членами семьи самой идеи фриланса.

К примеру, жена может по-прежнему восприниматься как домохозяйка.

  1. У нее свободный график (значит, думает муж, можно все успеть).
  2. Доходы мужа, вероятнее всего, превышают доходы жены, и ее работа рассматривается как второстепенная, как занятие, которому можно предаваться в свободное от воспитания детей и ведения быта время.
  3. Есть и чисто технические сложности: на фиксированные выходные мужа могут выпадать самые горячие рабочие дни жены — сдача заказов, выездные фотосессии и т. д.
  4. То же самое может произойти и с отпуском: если к дате запланированной заранее поездки, жена вдруг получает соблазнительный заказ, приходится в буквальном смысле выбирать между семьей и работой.

Однако здесь есть и свои ресурсы:

  • у одного из супругов фиксированный график работы и получения доходов. Это добавляет стабильности в жизнь семьи: проще планировать время и расходы;
  • официальное трудоустройство супруга позволяет пользоваться социальным пакетом: оплачиваемым отпуском, медицинской страховкой и т. д.;
  • дети видят в семье различные способы организации профессиональной деятельности и могут более осознанно выбрать форму работы в будущем.

Информация: поделитесь с семьей

Для того чтобы эти преимущества не омрачало непонимание мужа (а также остальных родственников), вспомним, что конфликты порождает недостаток информации о том, чем именно занимается жена.

Очень важно рассказывать, в чем суть заказов, каковы успехи, какие радости или переживания принес новый рабочий день.

Это касается не только мужа и родителей (последним бывает в принципе сложно понять формат фриланса), но и детей. Иначе можно столкнуться с ситуацией, рассказанной мамой-фрилансером:

"У меня многолетний опыт фриланса в журналистике, есть достижения и приличные доходы. Когда на вопрос, кем работает мама, маленькие дети дружно ответили „Уборщицей!“ (дома делаю уборку), я поняла, что что-то упустила. Посадила их рядом с собой, рассказала о своей работе: как она называется и в чем заключается, что она дает людям и нашей семье. Показала свои статьи с красивой фотографией автора. Дети по-другому посмотрели на меня и мои труды, и целую неделю хотели быть журналистами".

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, а заодно время от времени "освежать" свою профессиональную самоидентификацию, полезно позаимствовать интересную идею западных специалистов "свободного полета".

Помимо сухих офисных резюме или строгих портфолио, многие из них составляют нечто среднее: резюме, представленное как история профессионального успеха, включающее в себя соответствующие фотографии (например, выступлений на конференциях, церемоний награждения, пройденных мастер-классов, полученных сертификатов, разворотов журналов со статьями, выставок, примеров работ и т. д.).

Такие истории успеха интересны и показательны не только для работодателя, они важны и для близких людей. Кроме того, это отличный мотиватор для самого фрилансера, особенно если мы говорим о жене и маме, уделяющей большую часть времени и сил семье, — ей необходима поддержка ее профессиональной составляющей.

Муж и жена — фрилансеры

Семьи, в которых оба супруга — вольные наемники, тоже не редкость. Несмотря на возможное отсутствие стабильности, у семьи, ведущей такой образ жизни, есть свои бонусы.

  1. Прежде всего, супруги лучше понимают проблемы друг друга: им будет проще говорить на одном языке и решать схожие вопросы. А работа в смежных сферах позволит искать и выполнять заказы в паре, давая дополнительное преимущество обоим супругам (например, жена-дизайнер работает вместе с мужем-фотографом).
  2. Муж и жена свободны в планировании своей жизни, включая заботу о детях, путешествия и переезды.
  3. Мужчина может более активно включаться в воспитание детей и проводить больше времени с ними, а вопрос разделения домашних обязанностей решается легче, ведь в семье нет разделения на работающего мужа и "домоседку" жену.

Интересно, что многие семейные пары, в которых оба супруга являются фрилансерами, под стабильностью подразумевают как раз возможность планировать свою жизнь, не зависеть от прихоти начальства и самим решать, когда отправляться на отдых или в какой стране жить. А избежать финансовых простоев позволяет активный поиск заказчика и продвижение своих услуг на фриланс-рынке.

Для того чтобы в любых условиях, которые предлагает изменчивый мир, женщина-фрилансер оставалась любящей женой и мамой, нужно помнить всего о трех правилах, которые можно назвать золотыми правилами.

  1. Планировать свою рабочую неделю заранее — составленное загодя расписание позволит избежать спешки и перегрузки. Благодаря этому станет понятным объем работы, а также будет наглядно отражено время для работы и отдыха с семьей.
  2. Не допускать цейтнотов — даже при большом количестве задач нужно уметь выделять главное, планировать выполнение работы по частям.
  3. Грамотно организованное рабочее место — портативность, удобство, небольшой формат. Дальняя дорога или целый день дома с сынишкой на полу — везде можно создать для себя прекрасные условия. Особенно для любимой работы.

В итоге такие понятия, как "гармоничные отношения", "стабильность", "сплоченность семьи", зависят не столько от рода деятельности мужа и жены, не от формы и места работы, сколько от умения сохранить атмосферу любви и понимания. Это по силам каждой супружеской паре, если первичной все же остается семья и отношения в ней. Причем не только для работающей жены, но и для мужа.

Низкие показатели внимания могут привести к выраженным проблемам в обучении даже при хорошем интеллекте. Часто ситуация выправляется к 4-5 классу, но ребёнко может приобрести низкую самооценку и потерять интерес к учёбе. Чтобы эього не произошло, ребёнку нужно помочь. Не сажать его на последнюю парту, поддерживать постоянный контакт в течении урока. Санкционировать перерывы, чтобы он мог встать посреди урока и помыть, например, доску. Не требовать неподвижности. Учить составлять планы и проговаривать действия вслух, проверять свои и чужие работы. Такие дети часто раздражают, но им самим тоже живётся несладко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слабое развитие концентрации внимания даже при хорошем интеллектуальном развитии может привести к выраженным трудностям в обучении. Такие дети отвлекаются на уроках, делают нелепые ошибки в тетради. Низкий уровень развития внимания может привести к снижению успеваемости даже при удовлетворительном уровне развития других психических процессов, поэтому эти учащиеся в первую очередь попадают в группу риска по развитию школьной дезадаптации.

Во многих случаях рекомендуется обследование невролога, так как низкое внимание часто является главным признаком минимальной мозговой дисфункции (ММД). Дети с ММД часто (но не всегда) отличаются и нарушенным поведением. Слабое внимание может быть также у часто болеющих и соматически ослабленных детей.

Этих учащихся не стоит сажать на последние парты, как бы ни хотелось. Им нужен постоянный контакт глазами с учителем. В течение урока к ним следует чаще обращаться. Стоит чаще заглядывать им в тетради: может оказаться, что они делают совсем не то, что надо.

Помните, что максимальное время, в течение которой обычный ребёнок может напряжённо заниматься однообразной деятельностью – 10 минут. У детей с нарушенным вниманием этот период 5 минут и меньше. Для них стоит «легализовать» периоды отвлечения. Например, видя, что ребёнок отвлёкся, задать ему вопрос (без всякой иронии), если явно утомился, предложить, например, стереть с доски или намочить губку.

Нельзя требовать от таких детей полной неподвижности, они, как правило, в неподвижной позе ничего не усваивают (мозг «подзаряжает батарею» с помощью движения).

У этих детей может быть нарушена не только концентрация, но и объём, распределение и переключение внимания. При внешней живости такой ребёнок медленно включается в работу, у него медленно вырабатываются навыки (например, письма). Чтобы усвоить какое-либо правило, он должен многократно его повторить. Поэтому нужно дать ему больше времени на выполнение письменных работ, позволять дописывать на перемене, дома.

Лучшие способы выработки самоконтроля и внимания – составление плана, алгоритма предстоящих действий, и проговаривание этих действий вслух. Также полезны самопроверки и взаимные проверки детьми работ.

Безусловно, таким детям необходимо соблюдение режима с достаточным временем для отдыха и прогулок. Об этом стоит напомнить родителям.

Следует отметить, что ситуация часто выправляется к 4-5 классу, но окружающим взрослым следует приложить усилия, чтобы у детей к этому времени не сформировалась негативная самооценка и отрицательное отношение к учёбе.


Хорошо, когда вы можете на какое-то время передать детей другим членам семьи или няне и спокойно поработать. Впрочем, даже это не спасает от казусов, как, например, профессора Роберта Келли во время интервью для BBC.

Это весело, но если дети постоянно мешают, приходится выкручиваться.

1. Сделайте детскую комнату и дом безопасными

Предполагается, что дети могут играть самостоятельно, пока вы работаете. Хотя бы по 15 минут. Поэтому должна быть безопасной настолько, насколько возможно. Закрытые наглухо розетки и окна, углы со смягчителями. Так вы не будете каждую минуту отвлекаться, чтобы проверить, всё ли хорошо с ребёнком.

Практика показывает, что самостоятельные игры - самые разрушительные. Поэтому нужно заранее смириться с разрисованными обоями, обклеенным картинками шкафом, уничтоженным ковром и прочими радостями. Лучше всего сразу предоставить детям возможности для безграничного творчества, чем дёргаться по каждому пустяку и отрываться от работы.

2. Создайте рабочую зону

Идеальный вариант - свой кабинет. Если у вас мало места, хотя бы оборудуйте рабочую зону, недоступную для детей. И сами не кладите на рабочий стол предметы, связанные с детьми. Это нужно, чтобы:

  • Защитить вещи от красок, пластилина и клея.
  • Настроиться на рабочий лад перед компьютером.
  • Дети поняли, что в доме есть особенное место, куда без разрешения нельзя.

3. Разделите виды работы

В любой работе есть мелкие процедуры вроде проверки почты. А есть деятельность, для которой нужна максимальная концентрация.

Подумайте, когда вам нужно сосредоточиться. Такую работу выполняйте, когда дети спят. А мелочи отложите на время, когда они самостоятельно играют или смотрят мультфильмы. Всё равно будете отвлекаться, но для небольших задач это не так критично.

4. Перейдите на детский режим дня

Mårten Vennelin / Flickr.com

Многие родители работают по ночам, а днём занимаются детьми. Всё хорошо, только непонятно, когда спать.

Дети спят больше взрослых, но не настолько, чтобы родители успевали всё на свете, пока ребёнок отдыхает.

Мой сын перестал спать днём в полтора года, зато ночью спал хорошо. Ложился вовремя, только вот я к 11 вечера была уже не в состоянии работать хоть сколько-нибудь эффективно, хотя я типичная сова. Просто возня с маленьким ребёнком отнимает много сил.

Я перешла на детский режим - засыпала в одно время с сыном и . Мне хватало времени, чтобы выспаться, сделать на свежую голову самую трудную работу, а когда просыпался ребёнок, занималась мелкими задачами.

Попробуйте, возможно, вы не такая сова, как вам кажется.

5. Объясните всем членам семьи, что работа из дома - тоже работа

Многие думают, что из дома работать хорошо, потому что всё можно успеть - и поиграть, и поработать, и кашу сварить. Если кто-то из домочадцев ещё верит в этот миф, развейте его. Пусть не ждут идеального порядка, обеда из трёх блюд и всего того, что может обеспечить домохозяйка, но на что нет времени у работника.

6. Когда садитесь за работу, приведите себя в порядок

Это общее правило для всех . Обязательно переоденьтесь во что-то, хотя бы приблизительно напоминающее офисную одежду.

  • Во-первых, так у вас не будет неприятных ситуаций, когда вам позвонили по Skype, а вы не можете ответить из-за каши в волосах.
  • Во-вторых, вы будете готовы к неожиданностям. Если во время беседы или звонка в рабочую зону ворвутся дети, вы сможете извиниться, встать и отвести их в соседнюю комнату, включив мультик. И никто не увидит, что у вас есть пиджак, но нет брюк, поэтому вы сидите в семейных трусах.
  • В-третьих, дети понимают больше, чем нам кажется. Когда мама или папа надевают рабочий костюм, для детей это сигнал: «Не отвлекайте меня, я на работу!»

7. Подружитесь с соседями

Иногда оставить ребёнка некому вообще. Даже на минуточку. Но вас ждёт важное собеседование или звонок. Как быть? Если у вас есть приветливые соседи, которые в течение дня могут на 10–20 минут взять ребёнка к себе или зайти в гости и занять его игрой, цените их.

Если вам кто-то позвонит, вы сможете перенести беседу на 10 минут и обратиться за помощью. Не надоедайте соседям с такими просьбами часто, это вариант на крайний случай. И не забывайте их за это благодарить.

8. Обязательно уделяйте внимание детям

Дети могут настойчиво требовать вашего внимания здесь и сейчас, немедленно. Иногда лучше отвлечься от работы, посвятить полчаса активным играм и обучению ребёнка, а потом вернуться к делам.

Режим «полчаса - игра, полчаса - работа» куда эффективнее, чем режим «весь день пытался поработать, но ребёнок не давал».

Ребёнок, который получил свою дозу заботы, спокойнее играет один. А если ребёнок понимает, что мама и папа готовы с ним общаться, то у него нет лишнего повода канючить и выпрашивать время на себя.

Делитесь своими лайфхаками, как совместить ребёнка и работу, если вы под одной крышей.

Мы, учителя и родители, часто сталкивались с детьми, устраивающими истерики, быстро выходящими из себя. Мы называем таких детей невоспитанными, трудными, манипуляторами, считая, что они намеренно так ведут себя, чтобы добиваться своего. А про родителей таких детей мы говорим, что они не умеют воспитывать своих детей, что это плохие родители. Как же все обстоит на самом деле? + Отзыв о книге "Взрывной ребенок".

«Стоит быть с ними построже», «Нужно держать таких детей в ежовых руковицах», «Не стоит потакать их прихотям», - говорим мы, видя очередную истерику. Например, в супермаркете, в школе или в детской поликлинике. «В наше время с детьми так не нянчились», «Дать ему подзатыльник (ремня)», - говорят люди постарше. А родители сгорают от стыда, потому что уже перепробовали все методы: и кнут, и пряник, и строгость, и предельную доброту. Некоторые даже обратились к врачам и психологам, и их детям поставили диагнозы: синдром дефицита внимания, биполярное расстройство или др. Такие дети могут проходить и медикаментозное лечение, однако решения проблемы все равно нет: дети как были , так и остаются, из года в год.

О таких детях написана книга «Взрывной ребенок», автор Росс В. Грин, американский психолог, более 20 лет специализирующийся на проблемах взрывных детей, от которых все отступились. Он утверждает, что проблему взрывного ребенка решить можно, но строгость и суровое воспитание не делает ребенка менее раздражительным и возбудимым.

Кто такие взрывные дети?

Мы уже описали взрывных детей. Их взрывоопасность выражается в скандалах, истериках, замыкании в себе, плаче. Такие дети могут быть взрывными только в определенных ситуациях (например, только в школе или только дома), могут взрываться по несколько раз в день или редко, раз в неделю, месяц.

Почему трудные дети так себя ведут?

Часто, когда ребенок взрывается, мы идем на уступки ему: проще выполнить его требования, чем часами скандалить и портить нервы себе, ребенку и всем окружающим. Люди, работающие с такими детьми (родители и учителя), уже перепробовали все методы, и уступка является менее болезненным методом. Жизнь окружающих такого ребенка часто превращается в сплошное испытание: взрывной ребенок не только взрывается, но взрывает окружающих вокруг себя: родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер (которые, кстати, считают, что взрывному ребенку больше дозволяется и уделяется больше внимания).

В уступках как основном способе поведения с такими детьми кроется проблема. Дело в том, что у детей (как и взрослых, как и животных) формируется привычка: стоит только ребенку устроить истерику, как его желание выполняется. Взрослые всеми силами пытаются противостоять этой привычке: настаивают на своем, однако ребенок все больше психует, в итоге на грани отчаяния и в пике скандала взрослые вынужденно сдаются. Ребенок получает свое, и привычка закрепляется.

При этом в определенных ситуациях этот же ребенок может вести себя хорошо, не выражает никаких предпосылок плохого поведения. Интеллект таких детей, как правило, соответствует возрастным нормам. Поэтому мы часто говорим такому ребенку: «Можешь (хорошо себя вести), когда хочешь». Отсюда мы делаем вывод, что ребенок устраивает истерику, когда сам этого хочет, делает это намеренно. Манипулирует.

Дети ведут себя хорошо, если могут

Однако Росс В. Грин, несколько лет совместно с коллегами занимающийся проблемами таких детей, утверждает, что детям тоже не нужны истерики. «Дети ведут себя хорошо, если могут» - это основная позиция автора книги. Сравните с «Дети ведут себя хорошо, если хотят».

Бывают дети, которые не умеют хорошо рисовать или которые никогда не достигнут высоких результатов в спорте и музыке, а есть дети, имеющие особые проблемы - отсутствие адаптивности и самоконтроля - и таких детей мы называем взрывными, невоспитанными, трудными. Детьми, для которых единственный возможный вариант поведения в ряде ситуаций - истерика. Но почему? Что делает собака или другое животное (не обладающее речью), если ей наступят на хвост или зайдут на ее территорию? Рычит, лает, кусается и убегает. Что делает ребенок, не умеющий говорить или выражать свои эмоции? То же самое! Рычит, кричит, психует и убегает. А взрывные дети часто не умеют выражать свои эмоции: они не умеют анализировать свои чувства и желания и не обладают достаточным словарным запасом, чтобы описать свое беспокойство и потребности.

"Дети не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения, точно также как дети не выбирают сниженную способность к чтению".

Взрослые, понимая, что есть дети с проблемами интеллектуального и физического, должны признать, что есть дети и с проблемами адаптивности и самоконтроля. Это взрывные дети. Это другие дети. «Но ведь мои родители воспитывали меня так, как я воспитываю своего сына или дочь, и я вырос хорошим человеком, почему я должен идти на уступки своему ребенку?». А почему родители должны заниматься с ребенком решением логопедических проблем? Почему родители должны по особой методике учить детей с ДЦП? Эти примеры кажутся нам очевидными: мы знаем, что дети с нарушением речи и с ДЦП - другие, а взрывных детей мы считаем просто невоспитанными. Нам кажется, что нужно просто найти подход к этим детям, быть строже, не потакать капризам, «правильно» воспитывать. Конечно, капризам потакать не нужно, не нужно и вырабатывать связь «истерика - достижение цели». Но что же нужно? Как работать с такими детьми?

В чем же суть проблемы трудных детей?
Почему они не могут вести себя как «нормальные» дети?

Такие дети знают, что такое хорошо и что такое плохо, они знают, какое поведение считается приемлемым, однако их вспыльчивость отражает своеобразную задержку в развитии. Эти дети не умеют решать возникающие проблемы, находить точки соприкосновения с другими людьми, улаживать разногласия, уступать, контролировать себя в состоянии стресса. А стресс у таких детей вызывает совсем не то, что у «обычных» людей. Стрессовой ситуацией может стать замена одного урока другим, решение пойти в кино не в тот день, в который договаривались заранее, даже если ребенок хочет пойти на предлагаемый фильм и сам просил родителей об этом и т.д. Это происходит из-за того, что взрывные дети уделяют слишком большое внимание отдельным деталям, не умеют «перестраиваться» под другие условия, они в силу своих особенностей предпочитают предсказуемость, распланированную жизнь, простые однозначные ситуации, размеренность. Это не «легкие на подъем» дети.

Одной из проблем взрывного ребенка является то, что ребенок сам не понимает, почему он так себя ведет, не может описать это словами (скудный словарный запас) и не может сам справиться со своей натурой. Решение проблемы должен взять в свои руки взрослый, постепенно научающий ребенка справляться со своим стрессом или научая его не воспринимать отдельные жизненные ситуации как стрессовые.

Часто взрывные дети уже раздражительны из-за неуспеваемости в школе, травли одноклассников, отсутствия друзей, нормальных отношений со сверстниками. Усугубляется это повышенной возбудимостью нервной системы.

Взрывные дети - дети с низким уровнем адаптивности и самоконтроля. Что это?

  • способность переключаться с одной задачи на другую;
  • способность организовать и планировать свою жизнь;
  • способность дистанцироваться от проблемы (ситуация и эмоциональная реакция - одно, решение проблемы - другое);
  • умение находить общий язык с окружающими, умение разговаривать и договариваться, умение жертвовать чем-то своим для другого;
  • умение правильно оценить ситуацию и отношение других по отношению к себе. Взрывные дети могут, например, считать, что их никто не любит, или, наоборот, не понимать, что их собственное поведение может кому-то не нравиться, они могут не замечать, что из-за этого с ними никто не дружит Таким образом проблемы общения только еще сильнее усугубляются.

Все эти качества - не врожденные, они приобретаются, у основной части детей это происходит по мере взросления само, у взрывных - с отставанием. Перечисленные проблемы - это не оправдание плохого поведения ребенка, это причины, с которыми нужно работать, чтобы помочь ребенку преодолеть отставание в развитии.

Как исправить поведение взрывного ребенка?

Понять, в чем конкретно у ребенка проблема (поможет психолог и наблюдение за ребенком) и постепенно и целенаправленно работать с проблемой. Ребенок не умеет общаться со сверстниками? Нужно учить общаться. Не умеет реагировать на смену плана или обстоятельств? Помочь не считать это проблемой и уметь перестраиваться. Не умеет выражать свои чувства и желания? Учить оценивать свое состояние, работать над пополнением словарного запаса и умением выражать свои чувства, эмоции и желания.

От взрослого, возможно, потребуется отказаться от ряда своих требований (особенно поначалу), научиться активному слушанию, поступиться частью своих желаний и отказаться от старого метода общения. А также потребуется добиться понимания проблемы ребенка от окружающих (учителей, родителей, бабушек и дедушек и всех, кто работает и постоянно общается с ребенком).

Три стратегии общения с ребенком

  • А - жестко продавливаем свой вариант поведения (ешь печенку, а то конфету не дам; сегодня пойдем в бассейн - я сказала; собирайся живее - поедем к бабушке).
  • В - полное согласие с желанием ребенка (ничего хорошего, ведь ребенок нуждается в воспитании, особенно если у него не сформированы навыки общения, самоконтроля, уступок).
  • Б - договор между ребенком и взрослым, чтобы все стороны все устраивало. Это долго, трудно, порой со срывами, однако необходимо, если мы действительно хотим, чтобы ребенок вырос активным, самостоятельным, умеющим выстраивать свои отношения с окружающими. Взрывные дети обладают большим потенциалам, у них могут быть замечательные качества и способности, которые трудно разглядеть за постоянными скандалами.

Как же договариваться с детьми?

Не нужно давать ребенку готовое решение, нужно помочь ему сформулировать свою проблему, помочь предложить свое решение, а затем обсудить его и свое решение, найти то, что приемлемо для обеих сторон. Порой это очень трудно, можно придумать красивое решение, но невыполнимое ребенком или вами. Если найденное решение опять привело к срыву, значит, это было не лучшее решение. Стоит поискать новое.

Об этом - основная часть книги «Взрывной ребенок», мы не видим смысла переписывать ее в нашей статье, отметим лишь, что первое, чему нужно научиться и следовать этому безукоснительно, - активное слушание.

Активное слушание ребенка

Как разговорить ребенка? Задавайте наводящие вопросы, сочувствуйте ребенку - повторяйте его слова или мимику, жесты. Не бегите вперед паровоза, сразу предлагая свое решение.

Я не хочу идти сегодня в школу.

Ты не хочешь идти в школу. Что случилось?

Сегодня опять эта математика.

Да, у тебя в расписании математика.

Математичка вечно позорит меня перед всем классом за то, что я не умею решать уравнения. Я ненавижу ее.

Ты не умеешь решать уравнения. Твоя учительница плохо к тебе относится.

Далее стоит решить проблему уравнений и поведения учителя. Как? Об этом и стоит разговаривать с ребенком. Возможно, родитель с ребенком позанимаются вместе, возможно, найдут репетитора или обратятся к своему учителю. А ведь можно было сразу сказать ребенку: «Как это ты не хочешь в школу? Как не пойдешь? Портфель собрал? Вперед, вот еще что - не хочу в школу, учеба в школе - твоя обязанность. Одевайся!». И далее скандал, ремень, потерянные нервы и время.

В зависимости от ситуации, взрослый должен выбирать вариант А, Б или В. Чаще всего - Б, и постепенно проблема взрывоопасности ребенка сойдет на нет.

О книге «Взрывной ребенок»

  • Изд: Москва, Теревинф, 2002, 5-е издание. ISBN 978-5-4212-0056-7.

Купить книгу можно в интернет-магазинах: OZON , Лабиринт , My-shop.ru .

Инструкция

Обратитесь в местный Центр занятости населения. Во многих регионах России есть специальные программы переобучения , находящихся в или в отпуске по уходу за ребенком. Вам могут предложить не только место работы, полностью соответствующее потребностям мамы с детьми, но и возможность получить нужную профессию, причем бесплатно.

Обладательницы некоторых профессий могут без особого труда найти работу по специальности вне офиса или предприятия. Причем это не только профессии, связанные с набором или написанием текстов, администрированием сайтов и групп в социальных сетях. Переводчики, журналисты, архитекторы, программисты и дизайнеры уже давно перешли на фриланс. Но дома может и швея, вязальщица, вышивальщица, художница - список возможных занятий можно продолжить. Кстати, сейчас чрезвычайно популярны так называемые рассеянные предприятия. Работодатель выдает задания и обеспечивает материалами, работники делают сувениры, шьют одежду, клеят конверты прямо у себя на квартире. Правда, нужно очень внимательно отнестись к составлению трудового договора, поскольку встречаются и фальшивые «работодатели».

Если вы все-таки хотите работать в офисе или на предприятии, просмотрите список вакансий и постарайтесь найти работу с более или менее свободным графиком. Магазин, школа, фабрика с конвейером – это пока не для вас. А вот попробовать устроиться курьером можно, в особенности если у вас есть автомобиль и водительские права. Для современной женщины, хорошо владеющей компьютерными технологиями, возможна системного администратора по договору.

Тем, кто любит не только своего ребенка, но и детей вообще, можно устроиться на работу в детский сад. Это особенно полезно, если малыш получил там место. Нет профильного образования, чтобы устроиться , или медсестрой? Ничего страшного, в детском саду есть и неквалифицированная, но очень нужная работа – младшего воспитателя или кухонного рабочего. Работа тяжелая, но зато все относятся с пониманием, если вы вынуждены уйти на больничный.

Молодая мама, которая хорошо водит автомобиль, всегда может подыскать подходящую фирму такси. Многие таксисты работают в удобное для себя время. Принимает вызовы диспетчер, что дает некоторые гарантии безопасности. А вот работа «дикого» таксиста вам совершенно точно не подойдет.

Ничто не мешает молодой маме с детьми стать индивидуальным предпринимателем. В этом случае важно правильно выбрать виды деятельности. Есть актерские способности? Можете стать аниматором, проводить детские утренники, дни рождения, игровые программы. Есть художественные способности? Можете попробовать оформлять помещения, шить театральные костюмы, делать декорации. Словом, у вас появился подходящий повод заняться интересным делом, которое к тому же может принести неплохой доход.