Как научить писать ребёнка-левшу: советы для родителей. Обучение леворуких детей письму

13 августа отмечается международный день левшей . Официально этот день стал днем всех леворуких только в 1992 году и заслуга эта принадлежит Британскому клубу левшей. Этот клуб- не только сообщество единомышленников, но и социально-активная организация, которая опекает, в частности, школьников, которых Господь щедро одарил творческими наклонностями и вложил перо в левую руку.

В день всех левшей, которых, между прочим, не так уж и мало - целых 10 % населения земного шара - мы решили найти самые эффективные советы для мам первоклассников о том, как выработать красивый почерк у левши. Именно накануне первого сентября эта тема как нельзя более актуальна, ведь нынче хоть никому и не привязывают левую руку к туловищу, но сложностей у маленьких левшей куда больше, чем у их одноклассников, пишущих правой ручкой.

Что же делать, спросите вы? Неужто поддаться на уговоры учительницы и начать в срочном порядке переучивать ребенка? Ни в коем случае этого делать нельзя! Здесь вот и начинаются наши советы. Приглашаем к ликбезу.

Итак, к сожалению, в каждой школе хоть одна учительница, не признающая начертания прописей левой рукой, да найдется. Если вам «повезло» иметь именно такую классную даму, то вариантов развития событий может быть несколько: либо вы смиритесь с тяжкой участью необходимости переучивания ребенка, либо смириться с тем, что ваш малыш Индивидуальность придется вашей учительнице.

Сомневающаяся мама - разумная мать. Поэтому, если вы задумались о допустимости обучения ребенка работать правой рукой, значит вы и правда любите свое дитя и желаете ему блага. Именно поэтому, мы уверенны, что вы ни в коем случае не станете ломать психику ребенку и заставлять его работать неловкой правой .

Помните, что мозговые полушария левшей и правшей работают совершенно иначе, поэтому заставить малыша писать правой - все равно, что заставить его ходить на руках. Для левши использование правой руки под систематическим давлением равноценно хроническому сотрясению мозга. Помните, что последствия от такой учебы могут крайне плачевны: большинство малышей-переучек страдают тиками, энурезом, психологической нестабильностью и эмоциональной неустойчивостью.

Итак, мы определились, что наше дитя однозначно не подвергнется переучиванию. Теперь дело за малым: научить его писать красиво. Этот вопрос актуален для всех родителей - возразите вы и будете правы. Вместе с тем, хоть многие из левшей и имеют каллиграфический почерк, большинство все же с трудом овладевают изысканным стилем выведения букв.

Пусть эта схема станет вашим пособием по выполнению простых, но удивительно эффективных упражнений для развития мелкой моторики рук вашего малыша. В игровой форме они прекрасно адаптируют детскую ручку к грядущим нагрузкам. Выполняя гимнастику для пальчиков ежедневно на протяжении нескольких минут вы подготовите мышечно-связочный аппарат руки к несвойственным ему доселе действиям.

Помимо этого, уделите время и играм, развивающим сенсорику : перебирание фасоли в миске, нанизывание бусин на нить - все, что требует мелких точных движений вам пригодится.

Следующий совет прост, до невозможного: выбрать для ребенка правильное место за партой . Иногда учительнице и в голову не приходит, что вашему чаду неудобно сидеть и оттого он выводит кривые каракульки вместо ровных линий. Здесь на помощь должна прийти единственная и незаменимая мама.

Итак, попросите пересадить вашего ученика на левую сторону ученического стола. Такая «расстановка сил» не позволит товарищу по парте мешать писать вашему уникальному левше. Более того, свобода движений устранит малышовый дискомфорт с психологической точки зрения.

Немаловажно и то, чем пишет ваш леворукий сын или дочь. Конечно, раньше писали чем придется, возразят рачительный бабушки, но мир не стоит на месте: он стремится стать комфортнее для вашего маленького гения.

Дело в том, что обычный стержень имеет градус наклона шарика, адаптированный под правшу. Именно поэтому обычные ручки у левши то текут, то пропускаю, то растираются некрасиво по листу.

Ручка же, специально созданная для левши, автоматически перебирает на себя часть вашей работы. Вариантов их может быть много: от совсем недорогих, до невероятно дорогостоящих. Суть же их заключается в том, что особая их конструкция исправляет неправильный наклон букв и предотвращает сложности с писанием, как таковым.

РЕБЕНОК ЛЕВША. УЖАСНЫЙ ПОЧЕРК! ЧТО ДЕЛАТЬ? ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ
Внук в первом классе учился в России в каком - то супер - пупер классе, в который принимали детей по конкурсу - после собеседования. Суперпуперский почерк после окончания первого класса выглядел так:

Надо отметить ради справедливости, что родители (в связи с занятостью) не уделяли должного внимания почерку ребенка, дополнительно с ним никто не занимался. В итоге - сами видите, какой почерк.

Кроме того, внук - левша. Но то, что левша - не оправдание. Во втором классе у них три девочки - левши разборчиво пишут.


"Перевод" каракулей:
ШЕСТЬ ЛАПОК

Шесть ловких лапок у Жука,
Восемь ног у Паука.
А червяк...
Червяк - смешной:
У червяка нет ни одной!

В какой последовательности мы стали выруливать?

1. Купили специальную шариковую ручку для левшей. Полная ерунда, т. к. выбрать хороший стержень нельзя - одна конструкция и все. Не помогла нам спецручка для левшей.

2. Нашли в Интернете специальные прописи для левшей http://gaka.narod.ru/left/prop.html . Скачали, размножили их. Много полезных советов, все подробно расписано.

3. Внука возили каждый день к учителю, который занимался с ребенком только почерком. Работали они по прописям для первого класса по математике и русскому языку. Занимались рисованием и лепкой. Но дело шло чрезвычайно медленно - не растягивать же это сомнительное удовольствие на целый год... Надо было как - то ускорить процесс. Кроме того, после того, как я увидела в тетради написанное учительницей (в качестве образца) слово "удот" ("удод" подразумевалось), методику и учителя захотелось срочно изменить. Отказались через месяц от учительницы, стала я сама заниматься с внуком.

4. Сначала продолжили заниматься по прописям по русскому языку и математике для первого класса. Скукота неимоверная. Результаты плачевные.

5. На всех стенках навешали плакаты с образцами написания букв и цифр

6.А вот теперь я расскажу о главном. О том, ради чего я все это пишу.

Нашла я в Интернете рассказ мамы трех сыновей о том, как она со своими детьми занималась почерком. (Мамочка, спасибо Вам огромное!). И наше кропотливое дело сразу очень быстро пошло на лад. Произошел качественный скачок, МОЖНО СКАЗАТЬ - РЕВОЛЮЦИЯ.
Почему? Да просто РЕБЕНКУ СТАЛО ИНТЕРЕСНО заниматься!

На первом этапе внук обводил текст "Тараканище". При этом он знакомился и с правильным написанием букв, и с тем, откуда нужно начинать писать букву и в каком направлении двигаться при ее написании. Как правильно соединять буквы. Какой наклон букв следует выдерживать. В учебном "Тараканище" внук находил ошибки и ставил оценки на каждой странице.

Каждый день мы выясняли с ним его ошибки, слабые места. И работали над ошибками. Он САМ находил эти ошибки. Вот, что важно. Например, внук сам выдумал правило, как соединять буквы:" Посмотри, как легко - только к буквам "М" и "Л" надо подбираться снизу, а к остальным буквам - сверху!" (это он о соединении букв говорит). Я присмотрелась - а ведь точно подметил!

Или обсуждаем вопрос: почему я настаиваю, чтобы "кружочки" в буквах А, Д, О, он писал, начиная сверху и так, как указано стрелочками в образце. И тут однажды внук пришел к выводу: "Если писать по стрелочкам, то получается БЫСТРЕЕ!"

Девочки! Работа кропотливейшая, требует огромного терпения. Но хоть дает результат (не то, что это занудное выписывание букв в прописях...)

А это уже о каках - маляках из Интернета:

Как научить ребенка красивому почерку?

Если вы пойдете в книжный магазин и спросите «Прописи для первого класса начальной школы», то вам укажут на целую полку. Но если вы, например, захотите приобрести «Прописи для пятого класса гимназии», то на вас, вероятно, посмотрят как на ненормального. А, собственно, почему? Разве к пятому классу у всех школьников уже вырабатывается беглый, красивый почерк?

Два года назад мой старший ребенок как раз пошел в пятый класс. Заглянув однажды в его тетрадки по русскому языку, я ужаснулся. Что за жуткие каракули! Всё вкривь и вкось! У каждой буквы свой индивидуальный наклон и свой индивидуальный размер. И это - у того самого ребенка, который в первом классе поражал свою первую учительницу ровностью и красотой выводимых им букв!

Мы с женой засели на кухне и принялись на чем свет стоит ругать современную школу: и учат, дескать, там не тому, и учат совсем не так, и за детьми-то там не следят, и здоровье им только губят. Мы ругали школу и день, и два и месяц, но почерк у ребенка от этого лучше не становился. Пришлось тогда заняться поиском более эффективного средства.

Результатом этого поиска явилась система прописей для всех возрастов, которую я разместил в свободном доступе на моем сайте «Тропинка к гениальности» (http://nekin.info). Слава компьютеру! Благодаря ему, я теперь не завишу от официальных методистов и могу сам без героических усилий изготавливать методические материалы для своих детей, следуя лишь собственным представлениям и вкусам. Система прописей состоит из трех частей, которые соответствуют трем этапам становления почерка.

Этап первый: отдельные «крючочки» и буковки
Начинать, конечно, нужно с самого начала - с прописей для первоклашек. Но уже на первом этапе мои прописи очень сильно отличаются от тех, которые продаются в магазинах. Главное и самое важное отличие заключается в том, что это - не сброшюрованная тетрадка, а компьютерный файл (в pdf-формате), каждую страницу которого можно распечатать сколько угодно раз.

Почему это так важно?
Покупные прописи ориентированы на школу, а в школе всем балом правит учебный план. Например, в учебном плане по математике на тему «умножение на однозначное число» отведено какое-то количество академических часов. Ученик, который за положенное время освоил данную тему, получает хорошую оценку. Ученик, который не уложился в отпущенный срок, получает плохую оценку. Но и тот, и другой переходят затем к новой теме - «умножение на многозначное число».

Этот же педагогический принцип лежит и в основе школьных прописей для первоклашек. Вот, например, образец написания буквы «а», и тут же - три пустые разлинованные строчки, чтобы ребенок тренировался писать свою собственную букву «а». Независимо от того, научился ли ребенок писать букву «а» или нет, - как только три строчки кончаются, он переходит затем к букве «б».

Но дети есть дети. Как только ребенок заметит, что ему отпущено всего лишь три строчки, вряд ли он будет выписывать буковку «а» с усиленным прилежанием - с тем, чтобы успеть наработать соответствующий моторный навык, пока еще остается свободное место. Нет, скорее всего он поступит в точности наоборот. Если уж он получил задание исписать буквой «а» три строчки, то он будет это делать не с максимальным прилежанием, а с максимальной скоростью. Как бы жутко ни выглядели его каракули, переделывать халтурно выполненную работу его уже не заставят - на это в его прописях просто физически нет места. Ну, подумаешь, взрослые скажут ему «ай-ай-ай» и покачают головой. Зато теперь можно подольше посмотреть телевизор.

В прописях-файлах пространство, отведенное ребенку для тренировки, никак не ограничено. Даже если ему не хватит листа для того, чтобы научиться писать какую-либо букву, точно такой же лист всегда можно распечатать заново. А значит, появляется возможность сформулировать задание для ребенка таким образом, что работать халтурно и наспех не будет иметь никакого смысла. Не «испиши столько-то строчек», а «напиши столько-то красивых букв».

Далее, в новых прописях образец буквы повторяется несколько раз на строке. После каждого образца следует пробел, куда ребенок вписывает свою букву. Это нужно для того, чтобы в поле зрения ребенка всегда находился именно образец, а не его же собственная корявая буква, написанная минутой раньше.

И наконец, я вернулся к частой косой линейке, которая так облегчала жизнь первоклашкам в пору моего детства и от которой в нынешних российских школах почему-то отказались.

Этап второй: каллиграфическое письмо
Наконец ребенок научился (в некоторой степени) выводить буквы. Что делать дальше?
В традиционных школьных прописях, помимо букв, имеется еще сотня-другая отдельных слов да пара десятков предложений-образцов, которые по содержательности и благозвучию примерно соответствуют знаменитому изречению: «Мама мыла раму». Я уверен, что содержание текста для переписывания окажет немаловажное влияние на формирование ребенка как личности. Вовсе не всё равно - выходит ли из-под его пера: «Мама мыла раму», - или же: «Ветер, ветер! Ты могуч…». Когда человек переписывает Пушкина, он становится немножко Пушкиным. А тот, кто переписывает не-Пушкина, в не-Пушкина же и превращается.

На мой взгляд, для переписывания лучше всего подходят стихи великих поэтов. Именно у них логичнее всего учиться родному языку. Я установил для своих детей правило - каждый день они должны переписать пять стихотворных строчек, да при этом заодно их и выучить. Халтура не принимается. Моя инструкция звучит так:
- Твое задание - переписать из этого стихотворения (поэмы) пять строк подряд красиво и без ошибок. Если ты делаешь ошибку или хотя бы помарку, то тебе ничего не надо переписывать заново, ты просто продолжаешь писать дальше, - пишешь, и пишешь, - и не отрываешь свою попу от стула, пока не окажется, что ты написал пять «хороших» строчек подряд.

На моем сайте представлено несколько образцов для переписывания, однако главное - это компьютерный шрифт Primo, который позволяет переформатировать любой текст в каллиграфическое письмо и, таким образом, «превратить» его в прописи.

У нас в ходу разные типы прописей-текстов: например, «черные» и «серые». Они названы так по цвету букв. Блеклые, серенькие буквы хороши тем, что ребенок может их обводить яркой (капиллярной) ручкой. Это прекрасное переходное упражнение, которое подготавливает к собственно переписыванию по образцу. Прописи с черными буквами лучше подходят именно для переписывания. Однако самой большой популярностью пользуются у нас «полосатые» прописи: сначала идет черная строка (для образца), затем - с тем же текстом - серая (для обводки), и, наконец, третья строка оставлена пустой для самостоятельного заполнения.

Все желающие могут установить шрифт Primo на своем компьютере и использовать его для изготовления собственных прописей.

Этап третий: выработка индивидуального почерка
Очень скоро школьники обнаруживают, что если они станут выводить буквы именно так, как их учили в первом классе, то они в буквальном смысле слова превратятся в неуспевающих учеников. Им поневоле приходится как-то переиначивать начертания букв, чтобы ускорить процесс письма. Это происходит совершенно стихийно, под девизом «кто во что горазд», без всякой помощи со стороны учителей. В результате такого переиначивания вырабатывается индивидуальный почерк, и неудивительно, что он далеко не всегда оказывается хорош.

Я полагаю, что было бы правильней обучать детей не только каллиграфическому, но и (гораздо более практичному) беглому письму. Для этого нужны особые прописи, которые написаны красивым взрослым почерком. Теперь подобные прописи можно изготовить с помощью компьютерного шрифта под названием Tempo, который также представлен на моем сайте.

Именно благодаря таким, «взрослым», прописям моему старшему ребенку - теперь уже семикласснику - удалось выровнять свой некогда жуткий почерк. Да и сам я, признаться, тоже немножко поупражнялся и кое в чем усовершенствовался. Учиться практичному и красивому почерку никогда не поздно.
http://obrazovanie.odessa.ua/stati/pismo.html

Кто позаботится о том, чтобы ребенок писал красиво, быстро и грамотно?
Научить писáть - это посложнее, чем научить читать.

Сразу оговорюсь: под умением писать я подразумеваю отнюдь не складывание отдельных слов из кубиков Зайцева. Речь идет, во-первых, о выработке быстрого, красивого, разборчивого и грамотного почерка, а во-вторых, о компьютерном наборе слепым десятипальцевым методом. Я нарочно употребил тут не совсем обычное словосочетание - «грамотный почерк», - для того чтобы подчеркнуть, что грамотность - это не теоретические знания, а моторный навык, который должен быть привит не голове, а руке. Но о грамотности у нас еще будет возможность поговорить поподробнее, а сейчас на повестке дня другой вопрос: «Кто, вообще, должен обучать наших детей письму?»
Посмотрим для начала: что нам могут предложить модные ныне методики раннего развития?
Оказывается, ровным счетом ничего. Лена Данилова, один из ведущих экспертов в области раннего развития, пишет по этому поводу следующее.
Замечено, что дети, рано научившиеся писать, попав в школу, пишут отвратительно. Учителя начальных классов из года в год твердят родителям, чтобы они не занимались со своими детьми письмом в дошкольном возрасте. И в этом они, к сожалению, правы.
Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.
Научить ребенка писать очень легко. Научить писать можно и в три, и в четыре, и в пять. Но заставить трех-четырехлетнюю кроху писать по часу в день, внимательно следя за правильным изображением каждого элемента букв, не только бессмысленно, но и жестоко. А по-другому добиться установки хорошего почерка невозможно. Ребенок, выучив письменный алфавит, начинает им пользоваться по собственному усмотрению. Остановить или проконтролировать этот процесс уже невозможно. Пишет что попало и, естественно, как попало. Почерк, даже если он был вполне сносным в момент обучения, быстро портится и именно в таком виде закрепляется как навык.
Честно говоря, я не ожидал от Лены Даниловой такого откровенно саморазоблачающего признания. Ведь здесь почти прямым текстом заявлено: «В сферу раннего развития входит только то, чему ребенок может научиться играючи, без усилий. А всё, что требует от него настойчивого, систематического труда, находится в исключительной компетенции школы».
Что ж, ладно: заглянем в школу. Как обучают письму там?
Следует отметить, что школьные методики по обучению письму за последние полвека кардинально изменились. В былые времена писали пером или перьевой ручкой, причем младшие школьники пользовались, как правило, самыми дешевыми письменными принадлежностями весьма скверного качества. Если плохую перьевую ручку держать неправильно, то она просто-напросто не пишет и, к тому же, быстро ломается. Поэтому школьные учителя волей-неволей должны были следить за правильной постановкой руки каждого из учеников. Процесс обучения письму был долгим. Он занимал весь период начальной школы (три года), и, пока дети не выучивались мало-мальски сносно писать, им не слишком забивали голову правилами орфографии.
Заглавные буквы из школьных прописей писались тогда красивее, но гораздо сложнее. Да и сами прописи были устроены не так. Предполагалось, что одна книжка прописей должна прослужить несколько лет разным ученикам, поэтому там приводились только образцы для переписывания, а упражняться письму следовало не в ней, а в отдельной тетради. Тетради для первого класса тоже были другими - в частую косую линейку, которая очень облегчала написание букв, служа им дополнительной «опорой».
С тех пор качество письменных принадлежностей и качество школьного преподавания существенно изменились. Первое - в лучшую сторону, второе - в худшую. Теперь в ходу неприхотливые шариковые ручки, и учителям нет надобности правильно ставить руку ученикам. После перехода к упрощенному написанию букв стало возможным значительно сократить время на освоение каллиграфии. Нынче уже первоклашки начинают писать диктанты и зубрить орфографические правила.
Что же касается современных прописей, то они заслуживают более пространного комментария. Вся абсурдность школьной системы получила в них свое законченное воплощение. Вот что я имею в виду.
Как известно, в школе всем балом правит учебный план. Например, в учебном плане по математике на тему «умножение на однозначное число» отведено какое-то количество академических часов. Ученик, который за положенное время освоил данную тему, получает пятерку. Ученик, который не уложился в отпущенный срок, получает двойку. Но и тот, и другой переходят затем к новой теме - «умножение на многозначное число».

Этот же педагогический принцип лежит теперь в основе прописей для первоклашек. Вот, например, образец написания буквы «а», и тут же - три пустые разлинованные строчки, чтобы ребенок тренировался писать свою собственную букву «а». Независимо от того, научился ли ребенок писать букву «а» или нет, - как только три строчки кончаются, он переходит затем к букве «б».
Вероятно, нынешние школьные методисты полагают, что дети - это какая-то особенно сознательная разновидность людей. Когда ребенок заметит, что ему отпущено всего лишь три строчки, он уж, конечно, будет выписывать буковку «а» с усиленным прилежанием - чтобы успеть наработать соответствующий моторный навык, пока еще остается свободное место.
Плохо, в таком случае, школьные методисты знают детскую психологию. Нормальный, психически здоровый ребенок поступит в точности наоборот. Если уж он получил задание исписать буквой «а» три строчки, то он будет это делать не с максимальным прилежанием, а с максимальной скоростью. Как бы жутко ни выглядели его каракули, переделывать халтурно выполненную работу его уже не заставят - на это в его прописях просто физически нет места. Ну, подумаешь, назавтра учительница скажет «ай-ай-ай» и покачает головой. Зато теперь можно подольше посмотреть телевизор.
Любопытно отметить, что в первом классе школы оценок теперь не ставят. Плохие оценки за плохой почерк ученики начинают получать только во втором классе, когда все занятия по прописям уже далеко позади.
Итак, быстренько заполнив пустые строчки в прописях, дети переходят к изучению орфограмм.
Гм… гм… Читатель благородный! Знаете ли Вы, что такое орфограмма? Я впервые столкнулся с этим словом, когда отвел старшего сына в первый класс и заглянул в его учебники, чтобы поинтересоваться, чем же он там занимается. Оказывается, это центральное понятие, вокруг которого вертится изучение русского языка в современной школе на протяжении многих лет. Я тогда принялся расспрашивать всех своих знакомых, не знают ли они, что такое орфограмма. Нет, никто не знал. Тогда я обратился к словарям. Иногда значение какого-то незнакомого русского слова проще всего уяснить, если взглянуть на его перевод на какой-нибудь иностранный язык. Так вот, если обратиться, например, к словарю Яндекса, то в его английской, немецкой, французской, итальянской и испанской частях комбинация букв «орфограмма» воспринимается как опечатка. А в русской части это слово встречается лишь в единственном источнике - в Большой Советской энциклопедии. Здесь написано следующее.
Орфограмма (от греч. orthós - правильный и grámma - письмо)
1) последовательно воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления в том или ином языке (…);
2) Написание, соответствующее правилам орфографии.
Надо отдать справедливость школьным методистам: они прививают первоклашкам всё же не первое из указанных определений, а второе. Так, в учебнике А.В.Поляковой для 1 класса начальной школы читаем:
Орфограммы - это написание слов по определенным правилам. <Например,> большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей - это орфограмма.
Кто понял, что такое орфограмма, - поднимите руку! Я уж точно руки не подниму. Наверно, всё дело в моем математическом образовании. Я машинально делаю подстановку и получаю:
Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей - это написание слова по определенным правилам.
В этой фразе не больше логики, чем, например, в такой:
Лестница между двумя этажами - это строительство дома по определенным правилам.
Конечно, некоторый смысл тут интуитивно угадывается, но какое неряшество мысли! какое неуважение к русскому языку! В разговорной речи подобные ляпсусы, пожалуй, еще допустимы, однако учебник для первого класса можно было бы написать и покорректнее.
Итак, лишь только пустые строчки в прописях заканчиваются, каллиграфия считается пройденным этапом, и первоклашки принимаются осваивать правописание. Их обучают отыскивать в словах орфограммы. Например, ребенок пишет под диктовку: «У Маши тетрадь». По замыслу школьных методистов, он должен про себя проговаривать: «Маша - это имя человека. Значит, оно пишется с большой буквы, потому что большая буква в именах людей - это орфограмма. На конце у Маши должна стоять буква и, потому что буква и в буквосочетаниях жи, ши - это орфограмма. Буква е в слове тетрадь - это безударная гласная. Значит, это тоже орфограмма. Проверочного слова тут подобрать нельзя. Такие случаи следует проверять по словарю и запоминать. На конце слова тетрадь слышится ть, а надо писать дь, потому что можно подобрать проверочное слово - тетради, - и это опять-таки орфограмма».
Где уж тут уследить за красивостью почерка!
Короче говоря, тот мрачный сценарий, которым Лена Данилова пугает родителей дошкольников, как раз в школе-то и реализуется в полной мере. Есть, правда, два несущественных отличия. Во-первых, Лена Данилова предполагает, что хотя бы попервоначалу буквы у дошкольников получаются всё же красивыми, а про школьников мы такого утверждать не можем. Во-вторых, согласно Лене Даниловой, дошкольники принимаются писать что попало и как попало, реализуя свои собственные необузданные фантазии, в то время как школьникам приходится писать под строгим надзором учителей, воплощая в жизнь убогие фантазии методистов.
Нет, я не хочу огульно хаять все подряд школы и всех подряд учителей. Наверняка, в наших необъятных просторах найдется такой учитель, который действительно учит писать красиво и грамотно. Однако всерьез рассчитывать на то, что мой ребенок попадет именно к нему, увы, не приходится.
23.03.2007, отредактировано: 07.06.2012

Как научить писать ребенка-левшу.

Считается, что левши более талантливые люди, среди них много великих ученых, художников, музыкантов (Ньютон, Тесла, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др.).

Однако есть и другая сторона, ребенок-левша чувствительней, обидчивей, эмоциональней, что не стоит упускать из виду при воспитании.

Собственно, развитие ребенка-левши происходит также как и правши. Сложности могут возникнуть при обучении ребенка-левши письму.

Действительно, ручку держит не в той руке, все себе закрывает; как научить ребенка левшу писать , если сам не левша.

Для начала, определите , действительно ли ребенок – левша . Зачастую родители просто не придают этому значения. Или в семье имеются леворукие, которым он подражает и начинает все делать левой рукой, а сам является правшой.

Как правило, у таких детей почерк безобразный. У настоящих леворуких детей почерк красивый. И левой рукой они орудуют также ловко, как правши – правой.

Особенности обучения письму ребенка левши

В первую очередь уделите внимание рабочему месту ребенка. Зафиксируйте свое внимание на том, что все элементы имеют особую ориентацию.

  • Свет должен падать спереди или справа. Так чтобы ребенок не закрывал его рукой.
  • Лист на столе располагается под наклоном вправо, чтобы не закрывать слова. При этом лист относительно тела сдвигается влево.
  • Все линии во время письма прямые. Наклон букв достигается наклоном тетради.
  • Рука составляет одну линию с ручкой, небольшой наклон допускается.
  • Рука находится под строкой.

Также важно научить ребенка-левшу правильно держать ручку. Пальцы должны располагаться выше, чем у праворуких детей. Примерно на 4 см от кончика.

Еще одна особенность – это то что, во время письма правая рука перемещает тетрадь.

Если на начальном этапе, удастся приучить ребенка к правильному расположению элементов, в дальнейшем, трудностей в том, как научить ребенка-левшу писать, будет меньше.

В помощь: прописи и ручки для левшей

Сейчас выпускают специальные прописи для левшей детей. В них стрелками показано направление письма. Все буквы пишутся прямо. Прописи для левшей облегчают процесс обучения, позволяют быстро научить ребенка-левшу красивому письму.

Также – специальные ручки для левшей . Такие ручки имеют углубления для пальцев и наклон, который облегчает написание. Ручки для левшей имеют особые быстросохнущие чернила, благодаря чему они не размазываются во время письма.

Помимо этих товаров, можно приобрести ножницы, точилки, ластики, линейки для левшей. Все левши, которые начинают применять эти полезные новинки, говорят, что они очень облегчают жизнь.

Как научить левшу писать красиво

Большинство людей - правши, им удобнее все делать правой рукой, она у них ведущая. За работу правой руки отвечает левое полушарие мозга. Оно - ведущее полушарие у правшей, потому что отвечает за речь, чтение, письмо, логику рассуждений…
Так устроила природа. Но чуть ли не четверть населения планеты работают левой рукой.
Тех, кому удобнее работать левой, леворуких, как говорят ученые, можно разделить на 4 группы.

Первая - те, кто получил леворукость по наследству. Таких людей на планете 9–11%. У них ведущее полушарие - правое. Именно это полушарие отвечает у них за речь, чтение, логику. И количество таких левшей на планете не зависит от климата, от расы, не меняется от века к веку.

Вторая группа - так называемые компенсаторные левши. Представьте, что во время родов или тяжелой беременности у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой руки. Тогда ведущую функцию берет на себя правое полушарие и ведущей рукой становится левая. Такие компенсаторные левши рождаются при поздних беременностях, потому что эти беременности часто протекают сложно и заканчиваются сложными родами; в многодетных семьях, где у матери были частые роды; среди трех-четырех близнецов - то есть в тех случаях, когда условия для развития плода были неблагоприятными. Компенсаторных левшей среди нас сейчас 12–13%. Но их становится все больше в развитых странах, так как там рождается все больше поздних детей.>

Третья группа - вынужденно леворукие, получившие в раннем детстве травму руки. Руки, а не мозга! Если ребенок правую руку сломал, обжег, прищемил на ней палец, он начинает эту руку беречь и старается все делать левой. Левая становится более тренированной рукой. Но когда малыш приходит в школу, выясняется, что левой он пишет плохо. Конечно, ведущее полушарие-то у него левое! Вынужденно леворуких - 2–3%.

Четвертая группа - самая малочисленная, меньше полпроцента населения. Это подражательные левши. Несколько лет назад у нас на приеме была мама с двумя сыновьями. Старший сын - левша генетический. И папа у них левша, и дедушка. Когда младший сын стал все делать левой рукой, никого это не удивило. Но когда он пошел в школу и у него возникли большие проблемы с письмом, каких не было у старшего, родители решили разобраться, в чем дело. Оказалось, что младший у них - правша, но, поскольку все мужчины в семье были леворукими, то мальчик тоже все делал левой рукой, как папа и брат.

Переучивать или нет?
Генетического левшу - нет. Это даже не обсуждается. Этот человек потому и левша, что у него мозг так устроен.
Генетически леворукий ребенок может писать левой рукой безупречно красиво, это может быть тот самый человек, который «блоху подкует». У таких левшей может быть очень тонкая и совершенная координация движений.

Надо ли переучивать компенсаторного левшу? Нет, нет и нет. Тем более нельзя. У него организм нашел выход, приспособился, здоровое полушарие взяло на себя работу поврежденного, а мы, перекладывая такому ребенку карандаш из левой руки в правую, хотим заставить работать поврежденную часть мозга.
Если таких левшей начинают переучивать, у них возникает масса невротических проблем: нарушаются сон и аппетит; появляются головные боли, страхи; дети начинают заикаться; развиваются энурез и прочие неприятности, вплоть до тяжелого нервного заболевания -писчего спазма, когда у ребенка, как только он берет карандаш или ручку, рука трясется, пальцы сводит судорогой. Вот такие, компенсаторные, левши, если их начинают переучивать, могут отказаться ходить в школу.

Надо ли переучивать вынужденно леворукого ребенка? Сложный вопрос. Если такой ребенок уже учится в школе и худо-бедно пишет левой рукой, не надо. Переход на правую руку для него будет стрессом. Если ваш ребенок еще дошкольник и вы точно знаете, что он ест и рисует левой рукой, потому что в детстве получил травму правой, посоветуйтесь с психоневрологом, как лучше развить правую руку, мягко убеждайте ребенка все делать правой.

Если же ваш маленький «левша» в семье левшей что-то подозрительно плохо рисует и пишет левой рукой, проверьте его у психолога: а левша ли он на самом деле?

Начиная обучение леворукого ребенка письму, помните, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи: необходимо научить его правильно сидеть, класть тетрадь, держать ручку и только после этого можно начинать изучение букв

  1. Нужно зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации всех элементов.
  2. Особое внимание следует уделить направлению письма на строке (слева-направо).
  3. Необходимо специально объяснить, как соединяются буквы при помощи соединительного элемента (штриха) и в каких случаях он необходим (ом, он, юк), а в каких - нет (ли, ул, ша).
  4. Необходимо очень подробно разобрать траекторию движения руки при письме каждой буквы. Отдельно зафиксируйте внимание на элементах, выходящих за строку вверх и вниз. Нужно несколько раз повторить движение и инструкцию в замедленном темпе.

Напоминаем:

  • наклон при письме достигается только положением тетради, все линии при письме - прямые;
  • ручка должна составлять одну линию с рукой (угол может быть очень небольшим);
  • рука при этом должка располагаться под линией письма;
  • особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки и руки при письме.
  • Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий, - на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено;
  • бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;
  • правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
  • свет при письме падает справа.

При письме леворукий ребенок своей рукой закрывает образец написания буквы, поэтому написание образца следует располагать с правой стороны строки.

Рис. 1. Положение при письме левой рукой

Рис. 2. Положение кисти при письме левой рукой

Материал подготовлен по материалам сайтов
http://www.mamochka.kz
http://www.pishikrasivo.ru

Считается, что число левшей в мире увеличивается - а может быть, их просто перестали переучивать? Если у вас тоже растет ребенок-левша, задуматься о его подготовке к школе, научить ориентироваться на листе бумаги и правильно держать ручку и карандаш нужно заранее. Какие же трудности могут возникнуть при обучении леворукого ребенка в школе и как их преодолеть?

Каждое из полушарий головного мозга выполняет определенные функции. У правши правое полушарие работает с образами: затылочные доли ответственны за зрительное восприятие, распознавание картинок и т.д. Височная доля правши воспринимает звуки, интонации речи и тембр голоса. Теменная доля правого полушария у правши позволяет человеку ощущать свое тело и совершать осмысленные, целенаправленные движения.

Левое же полушарие у правши сугубо речевое: височная доля "расшифровывает" язык и отвечает за слухо-речевую память, благодаря которой мы помним, о чем говорилось в начале фразы, когда слышим ее конец. Затылочная доля левого полушария у правши расшифровывает символы: алфавит, математические знаки, дорожные знаки и т.д. Левая теменная доля у правши отвечает за артикуляцию, а левая лобная доля правши ответственна за правильность речи; она же формирует навыки логического мышления, логического поведения, планирования и регулирования всей нашей деятельности. Все речевые навыки закрепляются только при помощи функций лобной доли.

У абсолютного левши полушария полностью меняются функциями: правое отвечает за речь, левое - за образное мышление. Все эти особенности и предпочтения окончательно формируются к 5–7 годам, до этого "ведущая" рука может периодически меняться. Поэтому и определять, левша или правша ваш ребенок, лучше ближе к школе.

И абсолютным правшам, и абсолютным левшам жить относительно комфортно, они без особого труда овладевают навыками речи, письма и чтения, если только левшу насильно не переучивают писать правой рукой. Но, кроме абсолютных левшей и правшей, примерно у 50% населения отмечается парциальное или мозаичное, а иногда и скрытое левшество. (Когда, например, ребенок пишет правой рукой, но мячи забивает левой ногой.)

Если вы поспрашиваете своих знакомых, среди них наверняка найдется большое количество и явных, и скрытых, и парциальных левшей. У взрослого переученного или скрытого левши из-за неразберихи в функциях полушарий могут быть трудности с пониманием речи, грамотным письмом, почерком, координацией движений. Но даже у стопроцентных правшей или левшей одно полушарие может быть немного "сильнее" другого.

Как подготовить ребенка-левшу к школе

Итак, переучивать левшу не надо. А что делать? В обыденной жизни левшество не сильно мешает ребенку. Но как он будет писать в школе? Вот что беспокоит большинство родителей. Здесь действительно есть свои трудности и секреты.

Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги . Зрение устроено так, что левша невольно смотрит левым глазом на правую сторону книги или тетради. Бывает, что ребенок левша начинает читать слово с конца. Получается бессмыслица, и он не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, тогда как малышу надо помочь.

Проблемы с чтением, письмом и речью могут возникать у детей-левшей и в тех случаях, когда ведущий глаз у них левый, а ведущая рука - правая. Чтобы помочь ребенку, в текстах для чтения и при чтении отдельных слов можно помечать цветным карандашом букву, с которой следует начинать читать слово .

Часто дети-левши пишут печатные буквы зеркально , "в обратную сторону". Делать замечания таким детям бесполезно. Лучше предложить ребенку по образцу конструировать буквы из разной длины палочек и полукругов, а затем предлагать списывать буквы по планирующим направление движений линиям, снабженным стрелками, и пунктирным точкам - показывающим и откуда начинать, и куда вести линию. Полезно вместе с ребенком проговорить план написания буквы: сначала... затем... обратить его внимание на сходство и различие элементов буквы.

Когда ребенок-левша начинает рисовать и писать левой рукой, не мешайте ему, а помогите правильно поставить руку. Присмотритесь к тому, как лежит ваша правая рука во время письма: у вас лист бумаги (тетради, альбома) направлен нижним левым углом к груди. Правая рука от локтя до кисти плотно прилегает к столу и к верхней части листа бумаги. Руки ребенка-левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая - лежала на столе и придерживала лист, чтобы он не ерзал.

Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Карандаш или шариковая авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают карандаш на расстоянии 1,5–2 см от пишущей части карандаша или "шарика". В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо).

Кисть левой руки с ручкой или карандашом находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится "выворачивать" кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. Такой наклон нередко наблюдается и у правшей.

Главное - дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок, чтобы ребенок мог спокойно контролировать свое письмо. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине его груди.

Ребенку-левше трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он затрудняется в определении стороны начала письма. В этом случае надо отмечать цветной вертикальной линией или точкой левую сторону строки для нахождения правильной "точки отправления" начала письма буквы.

И напомним: раньше 6–7 лет категорически не рекомендуется учить ребенка писать - его рука и глаза еще не готовы к этому независимо от того, правша он или левша.

Купить эту книгу

Комментировать статью "Как научить писать ребенка-левшу"

Левша - как научить держать ручку. Как помочь ребенку научиться писать красиво и быстро. Вот почему так важно научить ребенка правильно держать ручку в начале обучения, тем более, если сформируется неправильный навык, переучить ребенка будет очень сложно.

Обсуждение

Нет, Вы не правы, необходимо переучивать, ребенку действительно необходимо купить специальный карандаш или ручку, немецкие наборы есть и ручки, и карандаши в наборе, там резиновое основание для пальцев, думаю вы видели, просто не обращали внимания

я сторонник - как удобно)
т.е. показать как правильно надо, попробовать научить тоже надо, но если не получается, то отстать
сама всю жизнь держу неправильно) жить не мешает)
часто неправильный захват бывает у скрытых левшей или двуруких, и тут хоть убейся и обпереучивайся)

Ребенок левша. Полезные ссылки. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с Раздел: Полезные ссылки (Девочки, дайте ссылку про то как красиво научить писать левшу). Ребенок левша.

Обсуждение

Я в прошлом году отвела в первый класс двух левшей, купив им весь арсенал: спецручки, спецпрописи, спецножницы и спецлинейки. В январе волевым решением одного по договорённости с учительницей переучила на правую руку. В итоге во втором классе имею одну красиво пишущую левшу и одного прилично пишущего амбидекстра.

09.10.2013 23:23:03, О-к-с-а-н-а

Девчонки, а когда ребенок точно определяется - правша он или левша? Логопед вроде говорила, что до 4 лет, так нам уже 4... Кушает, играет и рисует то правой, то левой рукой. На левую говорит, что ему удобнее...

К Левша / правша абсолютно никакого отношения не имеет. У сына, например, в 1 классе определили - все ведущее левое, это важно чтобы посадить не в самый левый ряд от Но обе катаемся и все делаем "как правша ", но обе с мягко говоря неблестящей моторикой.

Обсуждение

Ой, а я вот, например, этот самый природный амбидекстр. Никаких минусов для себя в этой жизни не нашла, сплошные плюсы. Не заморачивайтесь Вы правда по этому поводу, пусть ребенок делает так, как ему удобно.

Я стопроцентная левша, всё делаю левой. Мне удобнее стоять правой, толкаться левой.

Первоклашка- левша и почерк. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Сегодня пришел с домашним заданием: написать элементы буквы Г. По словам сына, учительница сказала левшам писать элементы с наклоном в левую сторону.

Обсуждение

2 класс. Левша. Полет нормальный. Нам учительница, в свое время, сказала прямо держать тетрадь, т.е. никуда не наклонять, а буквы - как получится, но стараться традиционно вправо. Сейчас пишет хорошо, есть небольшой наклон вправо. Руку держит не "крючком" , как Обама, а обыкновенно. единственная проблема, нужно чернила быстросохнущие подбирать и "ручки-стирашки" не для нас - рука размазывает уже написанную строчку.

09.10.2012 08:32:10, еееее

Спасибо всем за ответы:) Решили писать так, как удобнее. Завтра поговорю с учительницей, чтоб не настаивла на левом наклоне. Сама никогда не встречалась с прописями разлиноваными под левый наклон. Поэтому и подумала, а вдруг что проустила:)

В 4 года воспитательница предположила, что он левша). правша или левша - как определить? Здравствуйте, Сыну 6 лет. В 4 года воспитательница предположила, что он левша. (ОЧЕНЬ плохо держал ложку и карандаш правой рукой.)

Обсуждение

Скорее всего леворукий. Легко будет все делать правой рукой. А мы левши (старшая), понятно было с 6 месяцев. И нас никак не переучить. В саду пытались научить есть суп правой рукой - ничего не получилось.

Я бы развивала обе руки. Амбидекстеры - очень популярная нынче тема. Многие чуть ни залог будущей гениальности видят:)

Научите как не навредить.. Воспитание. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи Я, занимаясь с чужими детками алгеброй, не раз замечала, как трудно левшам решать примеры, ведь они закрывают рукой всё ранее написанное.

Обсуждение

Оксана, имейте в виду, что существует одна опасность. В критических ситуациях, когда встает вопрос "жизни и смерти" и счет идет на секунды, человек на инстинктах начинает действовать той рукой, которая ведущая от природы. А не той, которая стала привычнее в процессе жизненного опыта.
Поэтому если Ваш мальчик все-таки от природы левша и Вы надумаете его переучивать, непременно поддерживайте функциональность левой руки.

как пишут левши?. Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с спасибо ответившим! я насчет письменных букв не заморачиваюсь, в школе научат, и там мало вариантов написания по-своему.

Обсуждение

Зеркалить разрешеается любому дошкольнику. Леворукие зеркалят чаще и активнее.
Почитайте Безруких и посмотрите ее прописи, не для того, что бы учить, а для того, что бы увидеть, что леворуким детям часто писать буквы удобнее иначе, чем праворуким.

у меня тоже левша. Так вот, теперь, за полгода почти до школы, ее способ написания сильн отличается от того, как она начинала писать. По вашему описанию не поняла, как именно пишет Ваш ребенок. Просто считаю, что в 5 лет рано бить тревогу....все еще поменяется несколько раз.

Знаю что окончательно правша - левша определяется к 2 годам. А у многих только к этому возрасту (т.е. достаточно поздно) дети с руками определились? У меня Кирилл уже месяц путается (до этого все четко правой брал).

Обсуждение

Не к 2 только, годам к 5-ти.
И если ребенок левша - вы это ни с чем не спутаете:) Впрочем, как и чистого правшу.

определяется после 5.

моя может двумя ложками синхронно есть.

не буду переучивать, не перекладываю. сама определится.

мне педагоги в наших монтесорьках говорили выклыдывать новый предмет посередине, чтобы она сама выбирала, какой рукой брать

Если ребенок - левша. Мой муж тоже левша, а я амбидекстр, наша дочь левша. Писать начали в 4 года, очень тяжело было научить держать ручку. Ребенок - левша уникален. Как правильно воспитывать ребенка - левшу. Почему я левша, а другие дети нет?

Обсуждение

а учить - так же как правшу)
разницы особой нет, разве что писать левой рукой слева направо не так удобно - рука пачкается)

В таком возрасте все это не страшно, если речь нормально развивается. Убегает ребенок не потому что энергии много, а потому что внимание еще непроизвольное и заниматься такими делами долго еще не может. Вполне нормально 5 минут, даже хорошо, просто надо делать несколько разных подходов за день. Не поняла, какой смысл в пластмассовом пинцете, вполне подходит и металлический, если он не для препарирования, то есть не с тонкими, как иглы, кончиками.

Девочки, у кого детки левши, расскажите, как правильно учить писать ребенка в прописях. Существуют специальные прописи для левшей. Правда, моему сынну они не пригодились я интересуюсь на на будущее. и в основном спрашивала, как научить правильно писать в них...

Обсуждение

Мой левша:)уже в 4 классе,прописями не заморачивались вообще,ножницы для леворуких забраковал тоже,а вот правильная ручка нужна,имхо,обязательно.Почерк у сына,конечно,своеобразный,он это не мешает ему получать главным образом 5:)

Существуют специальные прописи для левшей. Правда, моему сынну они не пригодились - писал в обычных, и довольно неплохо. Главное, ручку хорошую подобрать, чтобы не мазала.

Как научить писать левшу?. Ребенок - левша. Детская психология. А про зеркальны буквы - это вообще лет до 6 норма. Страшая дочь перестала зеркалить, только когда в школе научилась писать прописными буквами, да и то не совсем.

Обсуждение

Вот проблемы люди себе создают. У меня сыну исполнилось 6 лет, пойдет в школу. Когда он пишет не задание, а для себя, то пишет вообще в любую стороны, куда захочет: может половинуслева направо, посреди строки может начать писать наоборот - справа налево, а также снизу вверх. А про зеркальны буквы - это вообще лет до 6 норма. Страшая дочь перестала зеркалить, только когда в школе научилась писать прописными буквами, да и то не совсем. Даже не в первом классе путала заглавные Е и З, на английском (на нем она писала лет с 4) - b и d. И никто из них ни разу не левша.

тебе, конечно, виднее, но в таком возрасте править письмена ребенка вообще нельзя. если не хочешь вообще отбить у него желание учиться. и правши в 6-7 лет имеют право зеркалить и ошибаться в написании букв, а уж для левши это вообще не трагедия. У меня Серега тоже левша. Пишет с удовольствием. ессно, ошибается. Я его не поправляю, только иногда. Но он нормально к этому относится. а вот Надю стало можно править только совсем недавно. раньше она жутко обижалась и вообще прекращала писать, если что-то неверно.
неужели в 5 лет ребенок уже ко времени поступления в этот ваш класс букваря должен уметь писать идеально?

Правша, левша или...? Что-то я стала замечать, что мой ребенок, выбиравший всегда и уверенно правую руку, часть дел начинает Якобы существуют простые тестовые упражнения, выполнив которые можно в первом приближении определить, левша он или правша.

вот как это определить? стараюсь подсовывать все в правую руку: ложку, карандаш, зуб.щетку. Макс сам частенько перекладывает все в левую. я нашла еще тесты:) Как узнать, левша вы или правша? Тестами для определения этого у младенца являются наблюдения: какой рукой...

Обсуждение

не переучиваю, и в саду сказала чтоб не переучивали:) правда он иногда сам перекладывает в правую и немного ест ей, но рисовать и т.п. по-прежнему только левой