Как научить ребенка левшу писать – разбираем подробно.

Считается, что число левшей в мире увеличивается - а может быть, их просто перестали переучивать? Если у вас тоже растет ребенок-левша, задуматься о его подготовке к школе, научить ориентироваться на листе бумаги и правильно держать ручку и карандаш нужно заранее. Какие же трудности могут возникнуть при обучении леворукого ребенка в школе и как их преодолеть?

Каждое из полушарий головного мозга выполняет определенные функции. У правши правое полушарие работает с образами: затылочные доли ответственны за зрительное восприятие, распознавание картинок и т.д. Височная доля правши воспринимает звуки, интонации речи и тембр голоса. Теменная доля правого полушария у правши позволяет человеку ощущать свое тело и совершать осмысленные, целенаправленные движения.

Левое же полушарие у правши сугубо речевое: височная доля "расшифровывает" язык и отвечает за слухо-речевую память, благодаря которой мы помним, о чем говорилось в начале фразы, когда слышим ее конец. Затылочная доля левого полушария у правши расшифровывает символы: алфавит, математические знаки, дорожные знаки и т.д. Левая теменная доля у правши отвечает за артикуляцию, а левая лобная доля правши ответственна за правильность речи; она же формирует навыки логического мышления, логического поведения, планирования и регулирования всей нашей деятельности. Все речевые навыки закрепляются только при помощи функций лобной доли.

У абсолютного левши полушария полностью меняются функциями: правое отвечает за речь, левое - за образное мышление. Все эти особенности и предпочтения окончательно формируются к 5–7 годам, до этого "ведущая" рука может периодически меняться. Поэтому и определять, левша или правша ваш ребенок, лучше ближе к школе.

И абсолютным правшам, и абсолютным левшам жить относительно комфортно, они без особого труда овладевают навыками речи, письма и чтения, если только левшу насильно не переучивают писать правой рукой. Но, кроме абсолютных левшей и правшей, примерно у 50% населения отмечается парциальное или мозаичное, а иногда и скрытое левшество. (Когда, например, ребенок пишет правой рукой, но мячи забивает левой ногой.)

Если вы поспрашиваете своих знакомых, среди них наверняка найдется большое количество и явных, и скрытых, и парциальных левшей. У взрослого переученного или скрытого левши из-за неразберихи в функциях полушарий могут быть трудности с пониманием речи, грамотным письмом, почерком, координацией движений. Но даже у стопроцентных правшей или левшей одно полушарие может быть немного "сильнее" другого.

Как подготовить ребенка-левшу к школе

Итак, переучивать левшу не надо. А что делать? В обыденной жизни левшество не сильно мешает ребенку. Но как он будет писать в школе? Вот что беспокоит большинство родителей. Здесь действительно есть свои трудности и секреты.

Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги . Зрение устроено так, что левша невольно смотрит левым глазом на правую сторону книги или тетради. Бывает, что ребенок левша начинает читать слово с конца. Получается бессмыслица, и он не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, тогда как малышу надо помочь.

Проблемы с чтением, письмом и речью могут возникать у детей-левшей и в тех случаях, когда ведущий глаз у них левый, а ведущая рука - правая. Чтобы помочь ребенку, в текстах для чтения и при чтении отдельных слов можно помечать цветным карандашом букву, с которой следует начинать читать слово .

Часто дети-левши пишут печатные буквы зеркально , "в обратную сторону". Делать замечания таким детям бесполезно. Лучше предложить ребенку по образцу конструировать буквы из разной длины палочек и полукругов, а затем предлагать списывать буквы по планирующим направление движений линиям, снабженным стрелками, и пунктирным точкам - показывающим и откуда начинать, и куда вести линию. Полезно вместе с ребенком проговорить план написания буквы: сначала... затем... обратить его внимание на сходство и различие элементов буквы.

Когда ребенок-левша начинает рисовать и писать левой рукой, не мешайте ему, а помогите правильно поставить руку. Присмотритесь к тому, как лежит ваша правая рука во время письма: у вас лист бумаги (тетради, альбома) направлен нижним левым углом к груди. Правая рука от локтя до кисти плотно прилегает к столу и к верхней части листа бумаги. Руки ребенка-левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая - лежала на столе и придерживала лист, чтобы он не ерзал.

Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Карандаш или шариковая авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают карандаш на расстоянии 1,5–2 см от пишущей части карандаша или "шарика". В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо).

Кисть левой руки с ручкой или карандашом находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится "выворачивать" кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. Такой наклон нередко наблюдается и у правшей.

Главное - дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок, чтобы ребенок мог спокойно контролировать свое письмо. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине его груди.

Ребенку-левше трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он затрудняется в определении стороны начала письма. В этом случае надо отмечать цветной вертикальной линией или точкой левую сторону строки для нахождения правильной "точки отправления" начала письма буквы.

И напомним: раньше 6–7 лет категорически не рекомендуется учить ребенка писать - его рука и глаза еще не готовы к этому независимо от того, правша он или левша.

Купить эту книгу

Комментировать статью "Как научить писать ребенка-левшу"

Левша - как научить держать ручку. Как помочь ребенку научиться писать красиво и быстро. Вот почему так важно научить ребенка правильно держать ручку в начале обучения, тем более, если сформируется неправильный навык, переучить ребенка будет очень сложно.

Обсуждение

Нет, Вы не правы, необходимо переучивать, ребенку действительно необходимо купить специальный карандаш или ручку, немецкие наборы есть и ручки, и карандаши в наборе, там резиновое основание для пальцев, думаю вы видели, просто не обращали внимания

я сторонник - как удобно)
т.е. показать как правильно надо, попробовать научить тоже надо, но если не получается, то отстать
сама всю жизнь держу неправильно) жить не мешает)
часто неправильный захват бывает у скрытых левшей или двуруких, и тут хоть убейся и обпереучивайся)

Ребенок левша. Полезные ссылки. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с Раздел: Полезные ссылки (Девочки, дайте ссылку про то как красиво научить писать левшу). Ребенок левша.

Обсуждение

Я в прошлом году отвела в первый класс двух левшей, купив им весь арсенал: спецручки, спецпрописи, спецножницы и спецлинейки. В январе волевым решением одного по договорённости с учительницей переучила на правую руку. В итоге во втором классе имею одну красиво пишущую левшу и одного прилично пишущего амбидекстра.

09.10.2013 23:23:03, О-к-с-а-н-а

Девчонки, а когда ребенок точно определяется - правша он или левша? Логопед вроде говорила, что до 4 лет, так нам уже 4... Кушает, играет и рисует то правой, то левой рукой. На левую говорит, что ему удобнее...

К Левша / правша абсолютно никакого отношения не имеет. У сына, например, в 1 классе определили - все ведущее левое, это важно чтобы посадить не в самый левый ряд от Но обе катаемся и все делаем "как правша ", но обе с мягко говоря неблестящей моторикой.

Обсуждение

Ой, а я вот, например, этот самый природный амбидекстр. Никаких минусов для себя в этой жизни не нашла, сплошные плюсы. Не заморачивайтесь Вы правда по этому поводу, пусть ребенок делает так, как ему удобно.

Я стопроцентная левша, всё делаю левой. Мне удобнее стоять правой, толкаться левой.

Первоклашка- левша и почерк. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Сегодня пришел с домашним заданием: написать элементы буквы Г. По словам сына, учительница сказала левшам писать элементы с наклоном в левую сторону.

Обсуждение

2 класс. Левша. Полет нормальный. Нам учительница, в свое время, сказала прямо держать тетрадь, т.е. никуда не наклонять, а буквы - как получится, но стараться традиционно вправо. Сейчас пишет хорошо, есть небольшой наклон вправо. Руку держит не "крючком" , как Обама, а обыкновенно. единственная проблема, нужно чернила быстросохнущие подбирать и "ручки-стирашки" не для нас - рука размазывает уже написанную строчку.

09.10.2012 08:32:10, еееее

Спасибо всем за ответы:) Решили писать так, как удобнее. Завтра поговорю с учительницей, чтоб не настаивла на левом наклоне. Сама никогда не встречалась с прописями разлиноваными под левый наклон. Поэтому и подумала, а вдруг что проустила:)

В 4 года воспитательница предположила, что он левша). правша или левша - как определить? Здравствуйте, Сыну 6 лет. В 4 года воспитательница предположила, что он левша. (ОЧЕНЬ плохо держал ложку и карандаш правой рукой.)

Обсуждение

Скорее всего леворукий. Легко будет все делать правой рукой. А мы левши (старшая), понятно было с 6 месяцев. И нас никак не переучить. В саду пытались научить есть суп правой рукой - ничего не получилось.

Я бы развивала обе руки. Амбидекстеры - очень популярная нынче тема. Многие чуть ни залог будущей гениальности видят:)

Научите как не навредить.. Воспитание. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи Я, занимаясь с чужими детками алгеброй, не раз замечала, как трудно левшам решать примеры, ведь они закрывают рукой всё ранее написанное.

Обсуждение

Оксана, имейте в виду, что существует одна опасность. В критических ситуациях, когда встает вопрос "жизни и смерти" и счет идет на секунды, человек на инстинктах начинает действовать той рукой, которая ведущая от природы. А не той, которая стала привычнее в процессе жизненного опыта.
Поэтому если Ваш мальчик все-таки от природы левша и Вы надумаете его переучивать, непременно поддерживайте функциональность левой руки.

как пишут левши?. Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с спасибо ответившим! я насчет письменных букв не заморачиваюсь, в школе научат, и там мало вариантов написания по-своему.

Обсуждение

Зеркалить разрешеается любому дошкольнику. Леворукие зеркалят чаще и активнее.
Почитайте Безруких и посмотрите ее прописи, не для того, что бы учить, а для того, что бы увидеть, что леворуким детям часто писать буквы удобнее иначе, чем праворуким.

у меня тоже левша. Так вот, теперь, за полгода почти до школы, ее способ написания сильн отличается от того, как она начинала писать. По вашему описанию не поняла, как именно пишет Ваш ребенок. Просто считаю, что в 5 лет рано бить тревогу....все еще поменяется несколько раз.

Знаю что окончательно правша - левша определяется к 2 годам. А у многих только к этому возрасту (т.е. достаточно поздно) дети с руками определились? У меня Кирилл уже месяц путается (до этого все четко правой брал).

Обсуждение

Не к 2 только, годам к 5-ти.
И если ребенок левша - вы это ни с чем не спутаете:) Впрочем, как и чистого правшу.

определяется после 5.

моя может двумя ложками синхронно есть.

не буду переучивать, не перекладываю. сама определится.

мне педагоги в наших монтесорьках говорили выклыдывать новый предмет посередине, чтобы она сама выбирала, какой рукой брать

Если ребенок - левша. Мой муж тоже левша, а я амбидекстр, наша дочь левша. Писать начали в 4 года, очень тяжело было научить держать ручку. Ребенок - левша уникален. Как правильно воспитывать ребенка - левшу. Почему я левша, а другие дети нет?

Обсуждение

а учить - так же как правшу)
разницы особой нет, разве что писать левой рукой слева направо не так удобно - рука пачкается)

В таком возрасте все это не страшно, если речь нормально развивается. Убегает ребенок не потому что энергии много, а потому что внимание еще непроизвольное и заниматься такими делами долго еще не может. Вполне нормально 5 минут, даже хорошо, просто надо делать несколько разных подходов за день. Не поняла, какой смысл в пластмассовом пинцете, вполне подходит и металлический, если он не для препарирования, то есть не с тонкими, как иглы, кончиками.

Девочки, у кого детки левши, расскажите, как правильно учить писать ребенка в прописях. Существуют специальные прописи для левшей. Правда, моему сынну они не пригодились я интересуюсь на на будущее. и в основном спрашивала, как научить правильно писать в них...

Обсуждение

Мой левша:)уже в 4 классе,прописями не заморачивались вообще,ножницы для леворуких забраковал тоже,а вот правильная ручка нужна,имхо,обязательно.Почерк у сына,конечно,своеобразный,он это не мешает ему получать главным образом 5:)

Существуют специальные прописи для левшей. Правда, моему сынну они не пригодились - писал в обычных, и довольно неплохо. Главное, ручку хорошую подобрать, чтобы не мазала.

Как научить писать левшу?. Ребенок - левша. Детская психология. А про зеркальны буквы - это вообще лет до 6 норма. Страшая дочь перестала зеркалить, только когда в школе научилась писать прописными буквами, да и то не совсем.

Обсуждение

Вот проблемы люди себе создают. У меня сыну исполнилось 6 лет, пойдет в школу. Когда он пишет не задание, а для себя, то пишет вообще в любую стороны, куда захочет: может половинуслева направо, посреди строки может начать писать наоборот - справа налево, а также снизу вверх. А про зеркальны буквы - это вообще лет до 6 норма. Страшая дочь перестала зеркалить, только когда в школе научилась писать прописными буквами, да и то не совсем. Даже не в первом классе путала заглавные Е и З, на английском (на нем она писала лет с 4) - b и d. И никто из них ни разу не левша.

тебе, конечно, виднее, но в таком возрасте править письмена ребенка вообще нельзя. если не хочешь вообще отбить у него желание учиться. и правши в 6-7 лет имеют право зеркалить и ошибаться в написании букв, а уж для левши это вообще не трагедия. У меня Серега тоже левша. Пишет с удовольствием. ессно, ошибается. Я его не поправляю, только иногда. Но он нормально к этому относится. а вот Надю стало можно править только совсем недавно. раньше она жутко обижалась и вообще прекращала писать, если что-то неверно.
неужели в 5 лет ребенок уже ко времени поступления в этот ваш класс букваря должен уметь писать идеально?

Правша, левша или...? Что-то я стала замечать, что мой ребенок, выбиравший всегда и уверенно правую руку, часть дел начинает Якобы существуют простые тестовые упражнения, выполнив которые можно в первом приближении определить, левша он или правша.

вот как это определить? стараюсь подсовывать все в правую руку: ложку, карандаш, зуб.щетку. Макс сам частенько перекладывает все в левую. я нашла еще тесты:) Как узнать, левша вы или правша? Тестами для определения этого у младенца являются наблюдения: какой рукой...

Обсуждение

не переучиваю, и в саду сказала чтоб не переучивали:) правда он иногда сам перекладывает в правую и немного ест ей, но рисовать и т.п. по-прежнему только левой

Большинство людей на земле являются правшами (около 85%) и вся материальная база сфер жизнедеятельности предназначена для праворуких людей. Раньше это заставляло родителей насильно переучивать своих детей-левшей, что нередко приводило к серьезным последствиям в развитие и психо-эмоциональном самоощущении ребенка.

Сейчас настало новое время. За левшами закрепилась репутация людей одаренных, эмоциональных, обладающих назаурядными способностями. Среди признанных гениев-левшей: Леонардо Да Винчи, Бетховен, Аристотель, Ньютон.

Кто такой левша?

Это человек, у которого за речь и письмо отвечает правое полушарие мозга. Ведущими у него будут левое ухо, глаз, нога, рука. При переучивании левому полушарию насильно навязывают неестественные для него функции и освоение метериала, отработка навыков замедляются.

Обычно леворукие предпочтения видны уже с раннего детства. Какой рукой ребенок берет игрушку, ест, рисует. Все эти моменты должны стать звоночками для родителей.

Если у вас закрались подозрения, а не левша ли ваш ребенок, пройдите с ним

Тест «левша или правша»:

1. Были ли у вас в роду левши или «амбидексты» (двурукие).

2. Определяющие позы. Попросите ребенка принять следующие положения:

— Скрестить пальцы рук. Какой палец оказался сверху?

— Встать в позу Наполеона (скрещенные руки на груди). Какая рука сверху?

— Как ребенок аплодирует (какая рука «аплодирующая», какая пассивная?)

— С какой стороны носит пробор на голове?

3. Какую руку пользует ребенок в следующих бытовых навыках:

— держит ручку, карандаш, чашку, ложку

— держит ножницы

— подметает пол, копает

— чистит зубы

— причесывается

— открывает дверь

— забивает гвозди, закручивает болт, пилит (для мальчиков)

— режет овощи, включает плиту, моет посуду (для девочек)

Если вы убедились в том, что ваш ребенок — левша:

1. Не переучивайте. Ломка заложенных природой функций, свойственных каждому полушарию, ломает не только психику ребёнка, но задерживает у него в сравнении с правшой звукопроизношение, грамматически верное оформление фразы: речь таких детей долгое время остаётся односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика. Такой ребенок будет испытывать трудности в обучении, что может привести к негативизму, отстранению, уходу из школы.

2. Убедите ребенка в том, что леворукость — это особенность, а не недостаток . Большинство его одноклассников правши. Но сейчас лобируются множество приспособлений для левшей. Прописи, ручки и карандаши, учебные пособия и прописи для левшей. В больших городах уже есть целые магазины для левшей.

3. Правильно организуйте рабочее место ребенка-левши

Свет должен падать справа или спереди, чтобы ребенок не закрывал его рукой

В школе левша должен сидеть на соответствующей стороне парты, чтобы локоть чуть-чуть выходил за край. Тогда он не помешает соседу и сам не будет испытывать дискомфорта

Тетрадь на столе располагается под наклоном вправо, чтобы не закрывать слова. При этом лист относительно тела сдвигается влево.

Как научить левшу писать правильно и красиво?

Как держать ручку левше:

Левая рука составляет одну прямую с ручкой, небольшой наклон допускается. Правая во время письма перемещает тетрадь.

Пишущая рука находится под строкой. Иногда левша пишет, в положении «рука над строкой». Существует мнение, что такое положение ошибочно.

Все линии во время письма прямые. Наклон букв достигается наклоном тетради

При письме пальцы на ручке должны располагаться выше, чем у праворуких детей. Примерно на 4 см от кончика.

Следует избегать чрезмерного напряжения указательного пальца. Попросите ребенка приподнять его. Палец должен свободно двигаться вверх\вниз.

Ручка для левши. Особенности :

— пишущий под любым наклоном стержень

— тонкий стержень и быстросохнущие чернила. Толстые оставляют чернильный след, размазываются, т.к. кисть левой руки проходит по написанному). В таких случаях на первых порах можно использовать промокашку.

Для отработки навыков правильного письма можно использовать ручки, карандаши, ножницы, точилки и линейки для левшей. Их производят фирмы Стабило (Schwan-Stabilo (ручка для левшей с маркировкой L на корпусе), Пилот, Левша (бюджетный вариант Пилота), Angular Pen.

Родителям ребенка левши следует помнить, что такие дети труднее запоминают, дольше отрабатывают навыки. При чтении часто теряют строку, а при письме встречается проблема «отзеркаливания» букв или даже слов. Не надо этого пугаться, такой феномен встречается и у классических правшей (бука «Я» в другую сторону «R», «И» -«N»). Эффект «отзеркаливания» проходит при систематических занятиях и скурпулезном подходе.

Принято считать, что левши - люди талантливые. Если заглянуть в историю, то писали левой рукой Микеланджело, Ньютон, Леонардо да Винчи. Сегодня же психологи установили, что дети-левши более чувствительные, обидчивые, эмоциональные. И это следует учитывать их родителям. А еще папе с мамой предстоят трудности при обучении такого ребенка письму. Как же научить дитя правильно писать левой, если сами вы не левша? Но вначале вы должны убедиться, что ваш сын или дочь действительно леворукие.

Следует отметить, что у настоящих левшей почерк достаточно привлекательный. Своей левой они орудуют в такой же степени ловко, как и правши правой. Но чтобы сформировался каллиграфический почерк, родителям надо приложить немалые усилия. И основой этого служит развитие мелкой моторики ребенка. Это пальчиковая гимнастика, лепка, застегивание пуговиц, нанизывание на ниточку бусинок. Все вышеперечисленное укрепляет руку, пальцы и готовит их к письму.

Далее надо правильно организовать рабочее место для левши. Настольная лампа должна стоять посередине стола, а не слева. Таким образом ученик видит, что он пишет и как. Тень при этом на рабочую строчку не падает.

Дома дитя сидит за письменным столом так, как ему удобно, и никому не мешает. А вот в школе таких учеников надо сажать так, чтобы они не мешали своим праворуким соседям, то есть слева за партой.

Тетрадь левши может располагаться так, чтобы низ левого угла рабочей страницы находился напротив правого плеча ученика. Речь идет не о тетради в общем, а именно о листке, на котором он пишет. Саму же тетрадку передвигает правая рука.

Некоторым детям-левшам удобно писать в тетради, которая находится к ним под углом 70-80 градусов и при этом направлять буквы вверх, а не слева на право. И это приемлемый вариант.

Читайте также

Скорость письма, качество самого почерка во многом зависят от того, как мальчик или девочка держат ручку .

Вариант №1. Атрибут письма зажимается большим, указательным, средним пальцами под углом 50-60º, то есть он «смотрит» на противоположное плечо. При этом второй пальчик контролирует ручку сверху, не прогибаясь. Расстояние от него до пишущего конца должно быть 2-4 сантиметра.

Вариант №2. Кисть руки опирается лишь на ногтевую фалангу мизинца. Она находится под рабочей строкой, то есть навесу. Преимущество такого удерживания ручки в том, что ребёнку не надо выгибать кисть, чтобы все написанное не размазывалось.

Следует учитывать при обучении письму левши, что ему тяжело соблюдать требуемый наклон букв. Но методические рекомендации Министерства здравоохранения запрещают переучивать, а также снижать оценки за каллиграфию левшам. Кроме этого, документом допускается вертикально ровное написание букв такими детьми, а также левонаклонное письмо.

Об этом должны знать родители. А еще они должны учесть так называемый зеркальный феномен левшей. Он проявляется зеркальным чтением, рисованием. Но чаще это именно письмо целых слов, их написание с последней буквы. Например, не «мама», а «амам».

В помощь родителям леворуких детей выпускаются специальные прописи и даже ручки. Это можно взять на «вооружение». Особенность прописей в том, что там стрелками указывается направление письма. Буквы в них пишутся прямо. Прописи для леворуких учеников существенно облегчают процесс обучения письму и позволяют быстрее выработать почерк. Что касается ручек для детей-левшей, то на них сделаны специальные углубления для пальчиков юного ученика и наклон, облегчающий написание. Такие орудия письма снабжены особенными чернилами. Они очень быстро сохнут, что позволяет не размазывать уже написанное ребенком. Помимо главного атрибута письма для левшей существует еще и масса вспомогательных для других видов деятельности в виде ножниц, точилок, линеек.

Последнее обновление статьи: 30.03.2018 г.

Вопрос, как правильно держать ручку при письме, обычно возникает перед родителями, когда ребёнку исполняется 5 или 6 лет. Но специалисты убеждены, что приступать к обучению нужно гораздо раньше, чтобы первокласснику не пришлось переучиваться в авральном режиме.

Детский психолог

Маленький ребёнок пытается взять карандаш наиболее удобным для себя образом, чаще всего в кулак. Однако ситуация осложняется тем, что подобная привычка быстро укореняется, поэтому тип держания письменных принадлежностей сохраняется на всю жизнь.

Естественно, страдает детский почерк, однако это не самая важная проблема. При неправильном положении пишущего аксессуара у ребёнка устаёт рука при работе, снижается скорость письма, может страдать осанка, усугубится искривление позвоночника.

Существует несколько несложных методик, при помощи которых можно приучить ребёнка правильно держать ручку или карандаш. Причём приступать необходимо в самом раннем возрасте, когда карапуз впервые берёт в ладошки погремушку, ложку или мелок.

Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.

Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.

Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.

Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.

С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.

Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.

На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.

Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом.

Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.

Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:

  • малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
  • карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
  • фломастер берётся щёпотью;
  • пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
  • ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
  • верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
  • малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.

Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.

Главный нюанс – это расположение пальцев. Праворукий человек берёт письменный предмет следующим образом: ручка кладётся на верхний отдел среднего пальчика, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой пальчик располагается слева.

У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальчика левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны.

Проверить правильность захвата можно, если поднять указательный палец. Письменная принадлежность осталась на месте и даже не шелохнулась? Значит, ребёнок держит ручку верно.

К остальным пальчикам особых требований не предъявляется. Безымянный и мизинчик можно располагать любым удобным для маленького писца образом. Обычно их прижимают к ладошке.

Чтобы ребёнок окончательно понял, как правильно держать карандаш при письме и рисовании, специалисты рекомендуют напоминать малышу о следующих правилах:

  • пишущий предмет кладётся ровно на подушку конечного отдела среднего пальчика;
  • все три пальчика, который участвуют в удержании предмета, как будто закругляются;
  • два других пальчика сгибаются и прижимаются к ладошке;
  • вся кисть руки полностью расслаблена;
  • идеальная позиция – пальчики располагаются выше полутора сантиметров от кончика ручки или карандаша;
  • в процессе написания букв или рисования мизинчик может прикасаться к поверхности стола.

Регулярное повторение этих правил позволит поставить правильный захват письменной принадлежности уже к старшему дошкольному возрасту, что позволит не тратить время и нервы на переучивание.

6 способов, как научить ребёнка правильно держать ручку

Не все родители знают, какая методика является наиболее эффективной в деле обучения деток оптимальному захватыванию пишущих аксессуаров. Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью (действуют практически в 100 % случаев).

Родителям осталось лишь выбрать самую подходящую методику и начать обучающий процесс.

Захват пинцетом

Чтобы приучить малыша правильно ухватывать пишущий предмет в руку, необходимо воспользоваться пинцетной «хваткой». Это один из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей.

Гладкий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.

Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем.

Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики теперь не помешают малышу правильно захватывать пишущий предмет.

Дартс

Ребёнку в 5 или 6 лет можно предложить метать дротики, чтобы обрести правильно поставленный захват. Оказывается, дартс не просто увлекательная игра, но и своеобразный тренажёр, помогающий понять принцип удерживания письменной принадлежности.

Трёхпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребёнок усаживается за пропись или тетрадку, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.

Художественные мелки – ещё один неплохой вариант для обучения правильному удержанию карандаша.

Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трёх сантиметров.

Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придётся удерживать пастель исключительно тремя пальцами.

Позанимавшись с мелом, ребёнок без проблем сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.

Метка на пальчике

Если малыш всё равно не понимает, как правильно держать обычную ручку, следует воспользоваться простейшей методикой, которая предполагает рисование точки на том месте среднего пальца, где должен лежать карандаш.

Аналогичную пометку (или плюс, черту) необходимо поставить на письменной принадлежности, отступив полтора сантиметра от острия грифеля. Ребёнку объясняется, что эти две точки должны совпасть для получения идеального захвата.

Правильно удерживать карандаш или ручку совсем маленькому ребёнку поможет интересный игровой метод, при этом совсем неважно, правый или левый захват предпочитает малыш.

Крохе рассказывают, что карандашик устал и хочет спать, ему нужно помочь лечь в «кровать». Под его голову кладут «подушку», а поверх накрывают «одеяльцем».

Поясняем: «кровать» – средний пальчик, «подушка» – указательный, «одеяльце» – большой. Можно даже сочинить сказочную историю про карандашик и пальцы.

Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах родители могут приобрести особые насадки, которые выполнены в виде зверюшек.

В этих устройствах имеются особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на ручку, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно.

В сети можно найти много положительных отзывов о такой принадлежности, как ручка-тренажёр для обучения правильному захвату. Выглядит аксессуар как рыбка со специальными углублениями. Производители и родители заявляют, что подобный тренажёр способен даже исправить почерк у ребёнка.

Ещё один вариант обучающих пишущих устройств – ручки из серии Stаbilо LеftRight. Эти устройства были разработаны при участии медиков, учителей и специалистов по эргономике. На трёхгранных ручках уже имеются особые насадки с углублениями, которые помогают «писцу» взять предмет правильно.

Кроме того, пишущие принадлежности выполнены из лёгкого мягкого материала, а их окраска дарит детям хорошее настроение, что также немаловажно при решении вопроса, как научить ребёнка правильно держать карандаш.

Как выбрать идеальную ручку?

В раннем возрасте начинать знакомство с пишущими предметами лучше всего с карандаша, поскольку его легче захватить и удерживать в правильном положении. Затем следует переходить на ручку.

Чтобы будущая школьная принадлежность понравилась ребёнку и соответствовала всем требованиям, необходимо учитывать несколько важных характеристик:

  • наличие резиновой вставки, которая исключит проскальзывание;
  • безопасность материала, поскольку ребёнок обязательно потянет ручку в рот;
  • трёхгранная форма корпуса;
  • длина изделия менее 13 сантиметров, а толщина не превышает 8 миллиметров.

Лучшей ручкой для выведения букв в прописи является шариковая. Следует отдать предпочтение тёмно-синим или фиолетовым чернилам, поскольку они оставляют отчётливый след. Голубой стержень пишет менее отчётливо, поэтому первоклассник станет давить на ручку.

Чтобы ребёнок смог верно держать ручку во время письменной работы, ему необходимо занять оптимальное положение за столом. Издавна школьников учили соблюдать принцип трёх прямых углов.

Идеальная посадка – это когда прямой угол будет образован согнутыми коленками, бёдрами и спинкой, согнутыми локотками.

А ещё следует напоминать ребёнку, чтобы он:

  • держал ножки рядом;
  • опускал целиком стопы на пол;
  • укладывал руки при письме на парту;
  • соблюдал 2-сантиметровый зазор между столешницей и туловищем;
  • укладывал пропись под 30-градусным углом к туловищу;
  • склонял голову чуть-чуть к столу.

Постановка детской руки для письма невозможна без правильного удержания ручки. Чтобы ребёнок не уставал, необходимо соблюдать определённое расстояние от кончика стержня до указательного пальчика – в 1,5 сантиметра.

Развитие навыков мелкой моторики

Чтобы ребёнок смог правильно писать в 6 или 7 лет, необходимо в раннем и дошкольном возрасте совершенствовать у него тонкую моторику пальчиков. Такие упражнения помогут выработать красивый почерк и скоординировать движения.

Для подготовки к письму можно выполнять такие упражнения, как:

  • пальчиковая гимнастика;
  • перекатывание бусин между пальцами;
  • нанизывание бусин или крупного бисера на нитку;
  • вырезание узоров из бумаги безопасными ножницами;
  • завязывание и развязывание узлов;
  • пришивание пуговиц;
  • рисование;
  • выполнение различных штриховок;
  • дорисовывание узоров;
  • лепка из пластичной массы;
  • шнуровка;
  • развлечение с конструктором;
  • развлечение с пупырчатым мячом и пр.

Обучение леворуких детей письму.

Методом проб и ошибок, кропотливых поисков в научных публикациях и собственных инноваций постепенно выработался подход к обучению леворуких детей письму.

Самый главный - педагогический вопрос обучения леворуких детей письму.

Что всегда следует иметь в виду взрослому, обучающему левшу?

1. Медлительность леворуких детей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности, что не должно стать предметом упреков. Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный ребенок часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы мечтать не приходится. Поэтому ему нельзя сердито угрожать "попробуй только не напиши", вредно напоминать перед работой о прошлой неудаче. В работе с леворукими детьми нужно терпение, чувство юмора, стремление понять и настроиться на другого, желание постоянно думать и искать путь к победе.

2. Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия, призванной успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых и тревожных малышей, глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех.

3. Следует учитывать в очередной раз повторяемую причину левшества - иную, отличную от правшей, организацию деятельности полушарий головного мозга, которая находит отражение в любой деятельности леворуких детей. Леворукие дети ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе, иногда игнорируя тактичность и перебивая собеседника, невзирая на возраст. Поэтому леворукий ребенок редко бывает любим учителем. Его непреодолимое стремление уточнять и некоторое занудство вызывают протест преподавателя, если взрослый не объяснит себе причину описанного поведения особенностями протекания психической деятельности ребенка. Ведь далеко не всегда он так непонятлив. Очевидно, именно в данном вопросе сказывается несформированность первичного фактора, такого как, например, пространственные представления, а поскольку опора отсутствует, то ребенок вынужден выстраивать логические цепочки, подводящие его к верному решению. Причем чаще всего леворукие дети не ограничиваются верным результатом, а в ходе своих многочисленных уточнений усваивают полученные знания, дабы воспользоваться ими при удобном случае вновь. Поэтому значительно полезнее для взрослого вдуматься в суть уточняемого и объяснить наилучшим образом.

4. Наличие в той или иной степени путаницы в пространственных представлениях леворуких детей с вытекающей отсюда необходимостью искать арифметическую ошибку, по крайней мере, на первых порах обучения, в первую очередь именно в них, хотя допускаются, конечно, и самые "обыкновенные" ученические промахи.

5. Необходимость использования пошаговой подачи материала не с точки зрения крошечной дозировки с последующей немедленной отработкой, а с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма, с помощью которых можно описать практически каждое из получаемых в начальной школе умений, так как это облегчает выстраивание леворукими детьми логической цепочки по овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного. Отсюда и недопустимость пропуска любого из этапов в процессе объяснения.

6. Фактически необходимость использования в работе творческих заданий, с одной стороны, обеспечивающих интеллектуальное развитие и поддерживающих как интерес, так и стремление к победе любознательных по своей сути леворуких детей, а с другой - показывающих, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд, и не все может быть сведено к алгоритму и овладению определенным типом задач.

7. Нужно поддерживать постоянную обратную связь с леворуким ребенком. Левша не может что-то изучать, не понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и пропуск или недопонимание чего-то приводит к потере нити рассуждения. Дав строгий алгоритм и научив им пользоваться, вы победите бессилие ребенка, но, не разобрав допускаемых им ошибок или не устранив внезапно возникающей заминки, вы лишите его уверенности.

Леворукий ребенок со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливатся к такому сложному и строгому миру школы.

1.необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

2.не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;

4.любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

5.желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

6.необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;

7.никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Для правильной позы при письме необходимо:

    сидеть прямо;

    опираться спиной на спинку стула;

    не касаться грудью стола;

    ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;

    туловище, голову, плечи держать ровно;

    обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Положение тетради

Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы попрежнему направлен к середине груди ребенка.

Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.

Левая рука ребенка при письме производит движение, симметричные движениям правой руки, т.е. движения при письме справа налево. Для предупреждения ошибок специалистами предлагаются следующие подготовительные упражнения.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:

1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв.

Наблюдение за письмом леворуких детей, анализ их рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, в которых дети путают близкие по форме буквы и затрудняются в их расположении. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок такого рода, следует рассмотреть эти буквы.

Первая группа – Е, З, С, Э, к, н, г.при написании этих букв часто возникают ошибки зеркального письма. Чтобы предупредить зеркальное изображение, необходимо включить в предварительную работу зрительный анализ буквы (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит), конструирование буквы из её элементов. Это лучше делать в специальных альбомах с письменными буквами и их элементами, где в каждой букве начало обозначено стрелкой красного цвета, а траектория движения – стрелками черного цвета. При письме данных букв желательно начало каждой буквы обозначить красным цветом.

2 группа – верхняя часть соответствует нижней части другой: т, ш. п. и, в, д. следует проводить их зрительное сопоставление, а также накладывание буквы на другую. При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки. После написания букв необходимо сравнить их с образцом путем сопоставления и накладывания образца, написанного учителем на прозрачной бумаге.

Буква О не имеет ориентации в пространстве. При письме овалов особенно необходимы опоры и указатели, которые показывали бы начало и направление движения.

Встречаются ошибки, которые вызываются забыванием редко встречающихся форм букв: Ч,ч,Х,х,ф,ф. для более прочного запоминания их конфигурации следует ввести образное изображение этих букв. Например, букву Х можно увидеть в шагающем человечке, Ч – в носике чайника, Ф – в очках…

Список литературы:

1. Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” - М., 2001

2. Безруких М. М., Ефимова С. П. “Почему учиться трудно”.

3. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации.М.: Вентана-Граф, 2001

4. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998.

5. Прописи Безруких М. М. “Леворукий ребёнок” (серия “ Готовимся к школе). - М., 2004. стр.18-48.

6. Петрова Н. “Если ребёнок плохо говорит” - М.- СПб., 2005, стр.84-90

7. Светлов Р. С. “Левши и правши” - Спб., 2004

8. Макарьев И. “Если ваш ребёнок-левша”. - М., 2001

9. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. - М., 1994.

10.Айрапетян В., Чуприков А. Как быть левшой? //Семья и школа. 1986. №11.

11. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. М., 1994.

12. Томас Й.Вейс Как помочь ребенку? М., 1992.

13. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

14. Федосова Н.А. Обучение письму леворуких детей //Начальная школа. 2007. №12.

15. Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. Дубровиной И.В., Лисиной М.И. М., 1982.

Сообщение

по МДК «Русский язык с методикой преподавания»

«Работа с леворукими детьми на уроке письма»

Астрахань,2015