Как объяснить ребенку про часы со стрелками. Как научить ребенка определять время? Игры с часами

Определять время – дело тонкое, особенно для детей. Однако будучи родителем или учителем, вы можете превратить обучение в увлекательное занятие, сделав вместе с ребенком часы. Но перед этим убедитесь, что ребенок знает основы. Как только часы будут сделаны, можно будет приступить к изучению разных временных отрезков.

Шаги

Часть 1

Беремся за основы

    Потренируйтесь считать до 60. Чтобы определять время, дети должны уметь считать до 60 (в правильном порядке). Попросите ребенка написать на листе бумаги числа от 1 до 60. Пусть он также проговаривает каждую цифру в процессе написания. Разместите этот лист бумаги на стене и следите за тем, чтобы ребенок регулярно повторял числа.

    • Находясь вне дома, например, в продуктовом магазине, указывайте на двойные числа и просите ребенка называть цифры для вас.
    • Чтобы вдохновить ребенка на обучение, поощряйте его, отводя время на игры, или награждайте любимой едой за хорошо проделанную работу.
  1. Потренируйтесь считать цифрами, кратными 5. Так научиться определять время будет гораздо проще. Попросите ребенка выписать на листок бумаги цифры до 60, которые делятся на 5. Пусть он также проговаривает каждую цифру в процессе написания. Не забудьте выделить все числа, оканчивающиеся на 5 или 0.

    • Сочините специальную песенку “Считаем пятерками” на легко запоминающийся мотив, который может напевать ребенок. К песне можно добавить танцевальные движения. Например, при каждой четверти поднимайте руки вверх или топайте ногами. Регулярно пойте с ребенком эту песню, чтобы ему было проще считать пятерками.
  2. Научите его общему представлению о времени. Сюда относятся утро, день, вечер и ночь. Ознакомьте ребенка с этими понятиями, ассоциируя каждое из них с определенными действиями. После устройте для ребенка опрос, спрашивая, когда происходит что-то конкретное.

    • Например: “По утрам мы едим завтрак и чистим зубы. Днем обедаем и ложимся подремать. Вечером мы читаем книгу и идем спать”.
    • Можно спросить ребенка: “Что происходит по утрам?” и “Что происходит по вечерам?”.
  3. Разместите наклейки и цифры на часах. Ребенок может поместить наклейку на вершину лицевой стороны часов, где должна быть цифра 12. Затем, ориентируясь на стрелочные часы, попросите его написать маркером число 12 под наклейкой. Повторите то же самое с цифрами 3, 6 и 9.

    Заполните часы. Как только ребенок упорядочит наклейки и цифры 12, 3, 6 и 9, попросите его заполнить оставшееся на часах. Покажите в качестве примера стрелочные часы.

    • Например, попросите его поместить наклейку туда, где должна быть цифра 1. Повторите с каждым числом.
  4. Сделайте “куски пирога” на часах. Попросите ребенка провести линии из центра часов к каждой цифре. Пусть раскрасит каждый “кусок” разным цветом при помощи мелков.

    • Попробуйте начать с красного для цифры 1, продвигаясь к каждой цифре в порядке цветов радуги. Это поможет ребенку запомнить порядок чисел на более интуитивном уровне, а не просто исходя из произвольных цветов.
  5. Сделайте стрелки часов. Нарисуйте две стрелки на картоне: длинную минутную и короткую часовую. Попросите ребенка вырезать стрелки при помощи ножниц.

    • Если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы пользоваться ножницами, вырежьте минутную и часовую стрелку самостоятельно.
  6. Прикрепите стрелки. Разместите часовую стрелку над минутной. Затем приколите кнопку на середину часов. Переверните часы и загните кончик кнопки, чтобы закрепить стрелки.

    Повесьте бумажные часы рядом со стрелочными. Укажите ребенку их схожесть между собой. Спросите, нужно ли что-то еще добавить к часам. Если нет, то можно продолжать дальше.

Часть 3

Разбираемся с часами

    Объясните разницу между стрелками. Укажите на обе стрелки на часах. Спросите ребенка, в чем их главное отличие. Если он не знает, что ответить, дайте подсказку: “Одна длиннее другой, не так ли?”

    Дайте название стрелкам. Как только ребенок разобрался, что стрелки разной длины, объясните, чем они отличаются. Скажите, что короткая стрелка – это часовая, а длинная – минутная. Попросите ребенка обозначить стрелки, написав на них “час” и “минута” соответственно.

  1. Объясните значение часовой стрелки. Укажите ею на каждую цифру, оставив минутную стрелку на 12. Скажите ребенку, что всякий раз, когда часовая стрелка указывает на цифру, а минутная стоит на 12, это означает ровно ___ часов. Пройдите по каждой цифре, поясняя: “Сейчас ровно час. Теперь это ровно два часа. Это три часа...”. Затем попросите ребенка повторить то, что вы только что сделали.

    • Не забывайте пользоваться преимуществом “кусочков пирога” и их цветами. Повторяйте, что когда бы часовая стрелка ни оказалась на определенном кусочке, это будет ___ часов.
    • Вы даже можете ассоциировать каждую цифру с каким-либо действием, чтобы закрепить пониманием часов. Например: “Сейчас ровно три часа, а значит, настало время смотреть твои любимые мультфильмы” или “Сейчас пять часов, а значит, настало время футбольной тренировки”.
  2. Устройте ребенку опрос. Вместе с ребенком выберите день недели и напишите список из 5-7 занятий, приуроченных к определенному времени. Называйте действие и время, когда оно происходит. Попросите ребенка поместить часовую стрелку на правильную цифру.

    • Например, скажите: “Уроки закончились, а значит сейчас 3 часа. Перемести стрелки и покажи мне на часах это время”. Или: “8 часов вечера, время идти спать. Перемести стрелки и покажи мне 8 часов”.

Часть 4

Разбираемся с минутами
  1. Объясните двойное значение цифр. Пояснить, что цифра 1 также означает 5 минут, а цифра 2 равна 10 минутам, довольно непросто. Чтобы помочь ребенку понять смысл, притворитесь, что цифры – это двойные агенты под прикрытием (например, как Кларк Кент и Супермен).

    • Например, можно сказать, что секретная личность цифры 1 – это 5. Затем попросите ребенка написать маленькую пятерку рядом с числом 1. Повторите то же самое с каждой цифрой.
    • Не забывайте указывать на кратность 5. Пройдитесь по “секретной личности” каждой цифры, напевая свою песенку “Считаем по пятеркам”.

Мы сделаем свои собственные часы и будем учиться определять время! Мы выучим интересные игры со временем, а так же сможем скачать полезные материалы! Умение свободно ориентироваться во времени делает ребенка более самостоятельным и ответственным, поэтому лучше уже в дошкольном возрасте научить его определять время по циферблату часов.

Хотя электронные часы значительно упрощают эту задачу, именно циферблат делает временное пространство более наглядным.

Посмотрите обучающее видео «как научиться определять время»:

При этом очень важно постоянно помнить о том, что, когда мы учим время по часам, для детей понятие «минута», «секунда» и «час» являются очень абстрактными, так как они не могут сопоставить их с реальными временными промежутками. Этому моменту нужно будет уделить особое внимание.

Как сделать часы с ребенком своими руками?

Достаточно просто. Для этого понадобятся:

  • циркуль (или готовая окружность);
  • плотный картон;
  • маркер;
  • простой карандаш;
  • линейка;
  • ножницы;
  • канцелярская кнопка с головкой.

Рисуем на картоне окружность, расставляем по ее краю цифры, обозначающие часы. Линейкой отмеряем расстояние от центра круга до цифр, изготавливаем такой длины минутную, более узкую, стрелку. А часовую делаем пошире и покороче. Фиксируем стрелки в центре при помощи канцелярской кнопки. Готово!

Можно использовать для изготовления более сложный готовый шаблон – например, распечатать часы с двигающимися стрелками на плотной бумаге для принтера и наклеить их на картонную основу.

  • Как научиться определять время?

Используя , мы изучаем часы с ребенком по простой схеме:

  1. Объясняем, что маленькая стрелка показывает час, а длинная и узкая – минуту. Это объяснение выглядит более логичным, если обратить внимание на то, что часов у нас очень мало (поэтому и стрелка маленькая), но они долго длятся (поэтому стрелка такая широкая). А минут очень много (поэтому стрелка более длинная), но они быстро проходят (поэтому она такая узкая). Перемешиваем стрелки и просим малыша показать: какая стрелка показывает часы, а какая минуты? Упражняемся до тех пор, пока малыш не научится различать стрелки безошибочно.
  2. Учимся смотреть, сколько часов показала часовая стрелка. Обычно детки путаются, когда она ставится в промежуточное положение между двумя цифрами, поэтому нужно отработать этот момент.
  3. Объясняем, что в промежутке между двумя часами умещается пять минут. Для наглядности лучше использовать циферблат, где минуты прописаны отдельно. (Об этом пойдет речь в отельном пункте нашей статьи). Тренируемся: называем цифру и просим ребенка сказать, сколько это минут. После такой тренировки освоить минутную стрелку не составит труда.
  4. Переходим к заключительному этапу: ставим стрелки в определенное положение и предлагаем ребенку определить, сколько времени показывают в данный момент часики. Передвигаем стрелки, определяем время снова и т.д.

Затем просим малыша поставить самому стрелки в нужное положение (например, на 5:30, 6:40 и т.д.).

Обязательно отрабатываем наши навыки на настоящих часах. При каждой возможности, пока у ребенка еще не угас интерес, спрашивайте его, который час.

Зачем нужно знать, сколько времени? Время и распорядок дня.

Нередко ребенок, хорошо научившийся определять время, не понимает, для чего ему это нужно. Поэтому, когда мы изучаем время с ребенком, обязательно делаем занятия прикладными.

Так, используя специальные карточки, легко связать время с реальным распорядком дня малыша – ему будет интересно узнать, когда он просыпается, играет, убирает игрушки, идет в детский сад, смотрит мультфильмы, начинает занятия в спортивной секции. На этом этапе мы плавно переходим к пониманию длительности временного промежутка, учимся сопоставлять свои действия с циферблатом часов.

Образец карточек «распорядок дня школьника 1 класса в картинках»

Как наглядно показать ребенку 5 минут? Как наглядно показать ребенку 60 минут?

Как уже говорилось, ребятишки очень часто затрудняются в определении минут. Для того, чтобы этот навык был отработан до безукоризненности, можно использовать специальные циферблаты – например, циферблат с откидным краем. На верхней его части пишутся часы, каждый промежуток между соседними часами делится на 5 частей, которые прорисовываются ярким маркером.

Это помогает запомнить, что за один шаг стрелки от цифры к цифре пройдет 5 минут, а не одна. Под основным циферблатом крепим дополнительный, на котором прописаны все минуты (5, 10, 15 и т.д.). В процессе занятия пытаемся определить время и сравниваем, сколько минут навал ребенок, с обозначением на нижнем циферблате.

Можно сделать дополнительный циферблат с обозначением минут по внешнему краю от основного – зрительная память поможет ребенку усвоить эту информацию.

Наглядное изучение времени с конструктором

Для наглядности можно использовать обычный конструктор Лего, как мы его использовали для . Циферблат рисуется на большом листе бумаги, по внутреннему краю – часы, по внешнему – минуты. Контуры его выкладываем блоками конструктора, такие же блоки используем, как стрелку. Перемещаем стрелку и определяем, сколько времени она показала.

Что можно сделать за 1 секунду? Что можно сделать за 1 минуту?

Для того, чтобы ребенок лучше прочувствовал длительность каждого временного промежутка, после того, как он научится работать с настоящими часами, проводим небольшие эксперименты – узнаем, сколько времени уходит на то или иное действие, что можно успеть сделать за обозначенный промежуток времени. Это можно делать в виде отдельной игры, а можно совмещать с обычными будничными делами – к примеру, попробуйте определить, сколько времени уходит у ребенка на завтрак, на умывание, на одевание. Так он понемногу научится рассчитывать свое время.

Для деток, которые уверено могут определять время мы предлагаем потренировать умение записывать правильное время числами.

Изучение времени для дошкольников можно завершить простым упражнением, которое часто используется в школе: на циферблате рисуется определенное положение стрелок, а в окошечках под ним нужно написать, сколько времени показывает циферблат. Это задание применяется во многих тестированиях при поступлении в статусные школы.

Загадки про часы и время

И конечно же, любой ребенок с удовольствием отгадает пару загадок или выучит простой стишок про часы. Например, такие:

И день, и ночь они идут,

А с места не сойдут. (часы)

Бегает, как белка,

В циферблате … (стрелка)

Сделает последний свой шажок – и прошел еще один часок. (минутная стрелка)

Хожу без ног,

Говорю без рта.

Всем указываю,

Всем подсказываю. (часы)

Без лишних фраз,

Без лишних слов,

Подскажет тиканье часов,

Когда поспать,

Когда поиграть,

Когда на улицу бежать.

Понятие времени сопровождает ребенка с самого рождения. При соблюдении режима дня “внутренние часы” подсказывают крохе, когда пора вставать, обедать или принимать водные процедуры. Ближе к 4 годам у подрастающего чада появляется интерес к определению времени по циферблату. Но научить ребенка понимать время, используя механические часы, бывает непросто. Обучение времени потребует сил и разъяснений. Как рассказать дошкольнику о минутной и часовой стрелках, как научить определять время по часам – все это вы узнаете в нашей статье.

Научиться определять время по часам – непростая задача, справится с которой маленькому исследователю помогут родители. В среднем, обучение детей пониманию времени можно начинать с 5-6 лет. При должном подходе к первому классу дошкольник уже сможет отвечать на вопрос, который сейчас час.

Как понять, что ребенок готов разбираться и ориентироваться во времени? Для умения легко и правильно “считывать” текущее время суток, необходимо обладать следующими навыками:

  • владение счетом от 1 до 60;
  • способность визуально различать числа в пределах 12;
  • написание чисел от 1 до 12;
  • понимание счета шагом через 5 (для изучения минут).

Если все вышеописанные действия под силу вашему чаду, то будьте уверены, что вы всего лишь в одном шаге от понятия времени. 2-3 занятия, и ребенок сможет определять значения циферблата.

Время: формируем базовые понятия у малыша

Чтобы ребенок мог с легкостью называть нужный час без посторонней помощи, необходимо с раннего детства знакомить его с цифрами и основами простейшего счета. Также для полноценного понимания, что такое время, малыш должен знать времена года и что собой представляют сутки.

Времена года

Календарь – вот с чего начнется первое знакомство ребенка со временем. Крупные цифры, яркие буквы помогут вызвать интерес непоседы. Расскажите крохе, как сезоны сменяют друг друга, дополните пояснение иллюстрациями. Лето, осень, зима, весна – всего четыре сезона, и каждый из них начинается в свое время. Также можно обвести кружками дни рождения близких, и малыш сам с нетерпением будет ждать каждого “особого” дня и считать время до них.

На заметку! Обязательно в каждое время года показывайте ребенку изменения в природе, для формирования эмоциональных ощущений. Хорошо поможет усвоить информацию о временах года советский мультик “Двенадцать месяцев”.

Время суток

Изучая времена года, можно параллельно знакомиться с сутками, переменой дня и ночи. Здесь в обучении не возникнет сложности, ведь можно наглядно показать, как меняется положение солнца в течение дня. Закрепляйте тему вопросами, в какое время дня ребенок встает, идет гулять или встречает папу с работы.

Совет! Уже сейчас стоит обратить внимание на бег циферблата, обозначая каждое действие временем (“полдник у нас в 11 часов дня”, “в 5 часов вечера придет бабушка” и т.д.).

Учим ориентироваться во времени

Когда ваш ребенок будет знаком с понятиями дня, недели, месяца и года, пора приступать непосредственно к изучению времени и понятиям “час”, “минута” и “секунда”.

Для начала дайте своему ученику прочувствовать, что такое время и временные отрезки. Для большинства детей часы – это не более, чем просто цифры. Важно объяснить ребенку, что такое временные отрезки и какова их протяженность на конкретных примерах из жизни.

  • Секунда – самая короткая единица измерения времени. Один быстрый хлопок в ладоши равен секунде. Попробуйте провести такое упражнение: поставьте перед собой механические часы, и хлопайте вместе с ребенком синхронно с секундной стрелкой. Попадая в такт со временем, дошкольнику будет просто освоить значение секундной стрелки.
  • Для изучения минут дайте понять своему чаду, сколько в себя вмещает пятиминутка или полчаса. Мультфильм длится 3 минуты – довольно быстро. Переодевание заняло 10 минут – озвучьте это время. Обращайте внимание на поминутную длительность того, чем занят ребенок. Можно вместе засекать время с помощью таймера.
  • Познав, что собой представляют минуты, приступайте к изучению часа. Важно начать с того, что сутки – это 24 часа, из которых 8-10 часов мы проводим во сне, а остальное время бодрствуем. Именно для этого и нужны часы, чтобы знать, сколько требуется времени на определенное занятие.

Чтобы обучение таком важному навыку, как определение времени на часах, давалось с удовольствием, можно использовать для занятий методику Никитиных. Эта методика включает в себя непринужденное изучение времени, с ней вы найдете ответы на вопросы “что такое часы?” и “как они показывают время?”

Понадобится циферблат часов с диаметром не менее 20 см. Можно самостоятельно сделать его с помощью картона. Часовую стрелку делаем широкой, но короткой, а минутную – длинной и тонкой. На циферблате обозначаем часы крупными цифрами, а минуты более мелкими.

Важно! Ребенок при изучении времени должен знать числа от 1 до 12.

  • На первом занятии пусть ребенок рассмотрим циферблат, назовет знакомые ему числа. Сначала объясните, какие из них обозначают час. Не торопитесь, позвольте ребенку смотреть, покрутить стрелки, сравнить их размер. Скажите малышу, что он – как часовой мастер, поэтому должен обращаться с временем бережно.
  • Разъясняйте, какая из стрелок двигается медленно, какая – быстрее. Задавайте вопросы по прошлой “теме”: что показывает толстая стрелка? Далее можно изучать, что часовая стрелка на единице означает 1 час, на двойке – 2 и т.д.
  • На следующем занятии повторите пройденное и спросите – который час? Так как числа идут по порядку, ребенку не составит труда ответить на вопрос. Закрепив знание по часам, можно переходить к минутам.

Определяем время на часах

Проще всего ребенку, умеющему считать до 100, использовать для учета времени электронные часы. С их помощью можно контролировать время и не нужно высчитывать минут. Если вы ищете ответ на вопрос, как научить быстро узнавать время, то это, вероятно, самый простой вариант. Но электронный прибор может лишить стимула учиться использовать обыкновенные механические часы. На стадии обучения старайтесь не давать ребенку “послабления” в виде циферблата на дисплее.

  • Приобретите детские часы из дерева или картона с возможностью самостоятельно двигать стрелки. Цифры должны быть написаны по часам и по минутам, так будет проще ассоциировать расположение стрелки и количество времени.
  • Секундной стрелкой при определении времени мы пользуемся редко, поэтому заостряйте внимание, прежде всего, на часовой и минутной стрелках.

    Покажите, в какую сторону движутся стрелки на часах. Значение “по часовой стрелке” будет часто сопровождать ребенка. Объясните, что стрелки движутся только в одном направлении.

    На часах обычно написаны цифры от 1 до 12, но важно сразу рассказать что день включает в себя целых 24 часа. Сутки – это когда маленькая часовая стрелка дважды обходит весь циферблат.

    Что такое час? Это когда часовая стрелка на любой из цифр, а минутная ровно на 12. Сначала сморим на часовую, потом на минутную, и ни в коем случае не наоборот.

От теории переходите к практике. Покажите, что сдвиг минутной стрелки на единицу означает 5 минут. Еще раз сдвинули – уже 10 минут (5+5).

Обратите внимание! Если ребенок знаком с таблицей умножения, то проще объяснить, что два умножить на пять – это десять. Ряд умножения на пять – это и есть “минутный” циферблат. Не знакомы с умножением? Можно просто запомнить скороговоркой – 5,10,15,20 и т.д.

Здравствуйте уважаемые читатели. Сегодня я расскажу вам как в легкой, интересной форме мы учим время на часах. Мой ребенок просто бредил определением времени на часах в течении последних восьми месяцев. А началось всё с того, что я стала предупреждать об окончании его игр (дел, занятий) за пять минут. Исходя из информации педагогов и психологов, мой малыш еще не был готов к пониманию времени и я оттягивала данные занятия как могла. Но видя неподдельный интерес сына к часам, решила попробовать объяснить. Мой сынишка, которому сейчас 3 года 8 месяцев может определить время не хуже меня. Надеюсь, что вам подойдут наши игры и занятия по обучению, они могут быть использованы с детьми более старшего возраста.

Источник фото: i.huffpost.com

Неподдельный интерес ребенка – залог успеха в обучении

Возраст три года прошел красной чертой по характеру моего сыночка. Было такое ощущение, что и на следующий день начался кризис трех лет. Мне пришлось перестраиваться, подстраиваться, в чем-то даже “ломать” себя. Чтобы избежать капризов из-за окончания игры, я предупреждала об этом за пять минут:

– Александр, через пять минут мы будем кушать, заканчивай игру пожалуйста. (один из примеров)

Конечно же я понимала, что у ребенка не развито чувство времени, что пять минут это пустой звук. Но повторив это несколько раз я услышала вопрос:

– Мама, а сколько это пять минут?

Я подвела сына к электронным часам и показала сколько на них было времени, он сам высчитал сколько будет если к данным на тот момент минутам прибавить пять. Но ребенок не вернулся к игре, он стоял и смотрел как менялись номера. И когда прошло пять минут, спокойно пришел ко мне и мы стали делать то, что я хотела на тот момент.

Эта картина повторялась несколько раз, как только я предупреждала о пяти минутах, Александр становился напротив часов и наблюдал за ними. Затем у него появилась любимая фраза “через пять минут”, в основном он использовал ее с папой, который звал его что-то делать сразу. Например: “Александр, пойдем домой”, а в ответ: “Через пять минут пойдем”.

Сына стали интересовать все часы, а также время, в которое что-то постоянное должно происходить. Не понимая сколько времени, но чувствуя что уже поздно, он спрашивал у меня:

  • Почему папа еще не вернулся с работы?
  • Уже пора смотреть вечерний мультфильм?

В общем, думаю понятно, что интерес ребенка к часам и к определению времени был велик, но я всё тянула и тянула с данной темой. Понимала, что определять время на часах – не значит уметь его чувствовать.

Можно ли учить время на часах в раннем возрасте?

Совершенно точно помню, что моя бабушка научила меня определять время в 6 лет. Мой муж говорит, что их учили этому в первом классе школы. Сейчас же во многих садах Доминиканской республики, как в России не знаю, этому учат в 5 лет.

Что же я увидела, когда решила всё таки дать знания так интересующие моего ребенка? Что с определением времени по часам он справился замечательно в свои 3 года 8 месяцев. Сегодня он может ответить который сейчас час, как вы и я. А что же с пониманием самого времени, которое невозможно потрогать, а если заиграться, то можно и не почувствовать? Работаем с этим по распорядку дня, по словесным поручениям и так далее. Чтобы у ребенка появилось ощущение времени, нужно пройти определенный путь, да мы никуда и не торопимся.

Материалы с которыми учим время

Давайте я вам расскажу как нам удалось разобраться в данном вопросе. Мы учим время используя некоторые материалы, какие-то из них покупные, другие сделала сама и дам вам скачать. Что-то можно заменить, постараюсь дать свои рекомендации.

Одной из главных частей нашего познания времени была книга Галины Петровны Шалаевой “Часы и часики”. Опишу наши занятия подробно, чтобы было понятно по какому пути мы шли в обучении. Думаю, что находчивые мамы смогут организовать данный процесс и без этой книги. Хотя всё же отмечу, что она нам очень понравилась и подскажу, что вы можете ее скачать на Озон.

Сначала мы узнали какие бывают часы и зачем они нам нужны. Буквально на страницу представлен каждый вид часов, текст крупный и понятный:

  • наручные;
  • настольные;
  • уличные;
  • вокзальные;
  • часы в плите;
  • на зданиях;
  • электронные;
  • будильник;
  • с кукушкой;
  • напольные;
  • цветочные (это цветы в Москве на Кутузовском проспекте);
  • подводные;
  • часы в аэропортах;
  • настенные;
  • песочные.

Мы достали все мамины и папины часы, ребенок просто ошалел от их количества и блеска, был похож на маленького вороненка. Обошли квартиру и посмотрели какие часы есть у нас. Оказалось, что настенные, электронные, будильник, песочные.

Если у вас нет подобной книжки, вы можете распечатать картинки недостающих часов. После чего объясните малышу о каждом виде своими словами. Или приобретите экземпляр книги онлайн, она имеется во многих интернет магазинах.

Что такое день и ночь: скачать книжку

Попутно с чтением книги поговорили о том, что такое сутки, из чего они состоят? Из ночи и дня. Недаром говорится: “День и ночь – сутки прочь”. В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. Мы это уже проходили, когда . Александр прочитал стихотворение по теме, оформленное в сделанную мною книжку по Доману.

Вы можете скачать ее бесплатно через эту ссылку . Перед скачиванием просмотрите ее содержание, подойдет ли оно вашему ребенку по возрасту. Если не знакомы с методикой Домана, уточню, что книга сделана для практики чтения дошкольниками. На одной страничке текст – на другой картинка. Для распечатывания используется функция 2 странички на 1 листе.

Книгу Шалаевой мы читали постепенно, в первый день прочли о том какие бывают часы и рассмотрели имеющиеся. Во второй день о циферблате и стрелках. И вот когда мы дошли до определений “ровно час”, “половина часа”, главными нашими помощниками стали наши часики с крутящимися стрелочками и рабочая тетрадь Кумон “Учимся определять время. Час и полчаса”.

Каждый урок по тетради выставляли на наших часиках. Таким образом ребенок не просто рисует стрелочки на циферблате, а практикует самостоятельное их выставление.

Подробное описание рабочей тетради можно прочитать в статье .

Изучаем циферблат: часовая и минутная стрелки

Учим время на часах начиная с циферблата. Из книги мы узнали что такое циферблат, какая стрелка минутная и какая часовая, как передвигаются стрелки.

Используя текст с разворота книги и часики с крутящимися стрелками, о них мы поговорим ниже, вы можете объяснить ребенку циферблат.

Рассказываем, что круг в центре часов называется циферблатом. На него нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, потолще, двигающаяся медленно. Когда она совершит один круг по циферблату, то проходит двенадцать часов. Эта стрелка называется часовой.

Стрелка часовая
Идет за часом час,
Не спеша, не отставая,
И ведет с собою нас.

У часов есть еще одна стрелка – минутная. Она длиннее, тоньше часовой и движется быстрее. Чтобы показать один час, минутная стрела должна пройти все 12 цифр, в то время как часовая всего лишь передвинется от одной цифры к другой.

Минутная стрелка -
Ты часовой сестра.
Минутная стрелка -
Длинна ты и быстра!
Отсчитывать минутки -
Это ведь не шутки!

Здесь нам очень пригодились наши покупные часики с передвигающимися стрелками. Одно дело посмотреть картинки в книге, другое самостоятельно выставить стрелочки. Данная модель двусторонняя: с одной стороны можно учить часы и минуты, с другой рисовать стрелки самому. Что позволяет взрослому понять, на сколько усвоен материал.

Похожие варианты есть здесь .

Если вы занимаетесь с маленьким ребенком, то очень советую обратить внимание на книги с часами . В них есть текст с картинками, который увлечет малыша и встроенные часы с подвижными стрелками.

Сказка про стрелки циферблата

Дети прекрасно усваивают информацию через сказку, так что учим время с этой замечательной мини-сказкой. Рассказывать лучше по памяти, держа в руках часы и показывая все действия персонажей.

Жил-был часовой король. Правил он своим круглым часовым королевством, где жили двенадцать часовых подданных. Король был серьезный и недоверчивый – уж очень он сильно беспокоился, все ли его подданные цифры на месте, не ушел ли кто в другое королевство.

Служили королю два помощника – стрелки Тик и Так. Тик был высокий, худой и шустрый. Ему не стоило никакого труда оббегать всех жителей королевства за один час. Так – низкий, толстенький, неторопливый. Он медленно, тяжело дыша, шел от дома к дому и тратил на свою работу целый день или двенадцать часов. Тик и Так иногда встречались, но ненадолго – Тику не терпелось первым доложить королю о том, что всё в порядке, поэтому, пожав руку Така, он быстро бежал во дворец.

Физкультминутка о стрелках

Проводя физкультминутку выполняй все движения о которых говорится в стихотворении. Учимся определять время не сразу, это достаточно долгий процесс. Если вы будете проводить эту физкультминутку несколько раз, то ребенок обязательно выучит стихотворения наизусть. Попросите его произносить слова вместе с вами.

Вслед за стрелкой часовой,
Не спеша, пойдем с тобой.
Тик-так, тик-так -
Мы идем за шагом шаг!
Тик-так, тик-так,
Шаг-шаг, еще шаг!

А теперь, ускоряем шаг, побежали за стрелкой минутной. Бежим по кругу и проговариваем:

За стрелкой минутной
Мы быстро бежим,
Мы очень торопимся,
Очень спешим!
Минутную стрелку
Хотим мы догнать.
Минутка, минутка,
Минутка опять!

А теперь, вместе махнем правой рукой по часовой стрелке и проговариваем:

Дружно махнем
Правой рукой
Мы по стрелке Часовой!

Снова возьмемся за руки и не спеша идем против часовой стрелки, проговаривая:

Против стрелки часовой
Начинаем мы движенье,
Теперь знаем мы с тобой
Это направленье!

Обсуждение вопросов для понимания времени

  1. Сколько часов в сутках?
  2. На какие две части можно разделить сутки?
  3. На какие четыре части можно разделить сутки?
  4. Какое время суток самое светлое?
  5. Какое время суток самое темное?
  6. Расскажи что ты делаешь утром, днем, вечером и ночью?

Александр прекрасно справился со всеми вопросами, чем не скрою удивил меня, я радовалась его ответам как ребенок.

Очень важной частью нашей жизни стал распорядок дня, которого мы всегда придерживались. Но теперь, когда учим время, он у нас наглядно висит на стене. Плакат очень большой на двух листах ватмана, я хожу и любуюсь им.

Для изготовления плаката своими руками, я сделала фотографии сына в моменты, которые отображаются на нем. Как вы понимаете, ребенок прекрасно ассоциирует происходящие действия с собой:

  • просыпается: пьет молоко;
  • умывается и чистит зубы;
  • завтракает любимой кашей;
  • готов к выходу в детский сад;
  • обедает после детского сада;
  • тихий час: пьет молоко;
  • ужин;
  • купание в ванне;
  • пижама одета: молоко, сказка, поцелуй.

Учим время на часах по мультфильмам

На этом этапе нам в помощь подошли прекрасные мультфильмы. Думаю, что Шишкину школу любят и знают все дети, именно их мультики более наглядно объясняют данную тему.

Шишкина школа Определяем время по часам: часть 1

Шишкина школа Учим время на часах: часть 2

А еще мы с Александром выучили вот такую коротенькую и ритмичную песенку про часы “Тик-так”.

Часы из природных материалов: творческая работа

К творческим занятиям можно отнести – совершенно незапланированные часы из природных материалов. Мы гуляли по парку, где Александр подняв две палочки, стал выставлять ими время.

– Мама, смотри, это семь часов, а это четыре!

Придя домой я достала имеющиеся материалы: желуди, шишки, солому, семена акации и те самые палочки найденные ребенком. Пенопласт правда был немного пострадавший, но мы же не на выставку делали работу . Александр помогал скреплять желуди, раскладывать материалы по местам. Сама я наносила горячий силикон, а он придавливал материалы куда нужно.

Учим время на часах с римскими цифрами

Когда мы занимались по книге Галины Шалаевой, нам встретились часы с римскими цифрами и даже совсем без цифр. Уверена, что это сделано, на последних страницах книги, для того, чтобы проверить если ребенок смог запомнить расположение цифр на циферблате. Но Александр сразу заинтересовался, что это за цифры такие и почему они другие? Нам пришлось достать книгу “Цифры и числа” из серии “Зачем? Отчего? Почему?”, в которой этот вопрос объясняется достаточно наглядно.

Вот такое объяснение получилось из палочек Киюзинера. Самое интересное, что Александр из моего объяснения уловил суть сразу. Когда я выкладывала 4, 5, 6 объяснила ему, что палочка слева, когда число меньше и палочка справа, когда оно больше. Александру не терпелось попробовать самостоятельно, поэтому я положила десять, а он сам выложил девять и одиннадцать. Скажу вам по секрету, что я встречала взрослых людей, которые путались в римских цифрах, а детям оказывается они даются так легко .

Ну не останавливаться же на объяснении без практики. Опять же незапланировано получились вот такие часы с римскими цифрами. В течении вечера ребенок выкладывал их разные модели.

Вот так уважаемые читатели, мы учим время на часах. Надеюсь, что в моей статье вы нашли для себя нужную информацию. Самое главное – это конечно иметь интерес ребенка к данному вопросу. И если вы увидели его в более раннем возрасте, чем обычно вводится объяснение часов, то не бойтесь дать малышу то, что так сильно его интересует. Мой ребенок этому подтверждение. Буду рада если вы поделись статьей в соц. сетях используя кнопочки ниже.