Как отличить камень от. Как отличить бриллиант от подделки в домашних условиях

Минералов так много - возможно, отчасти по этой причине их так интересно коллекционировать. На этой странице вы найдете описание опытов, которые можно провести без специального оборудования и таким образом, значительно сузить зону поиска, а также описание самых распространенных минералов, которое можно будет сопоставить с результатами проведенных опытов. Можете даже прямо сейчас перейти в раздел описаний - может быть, вам сразу, без всяких опытов, удастся найти ответ на интересующий вопрос. Например, из этого раздела вы узнаете, как отличить настоящее золото от других блестящих желтых минералов, прочитаете о полосах блестящих цветных прослоек в породе или научитесь определять, что это за странный минерал, который расслаивается на пластины, если его потереть.

Шаги

Часть 1

Проведение опытов

    Для начала давайте уясним разницу между минералами и обычными камнями. Минерал – это естественное сочетание химических элементов, образующее определенную структуру. И, несмотря на то, что можно встретить один и тот же минерал разных форм и цветов, он все равно проявит одинаковые свойства при тестировании. В противоположность этому, камни могут состоять из сочетания минералов и не имеют кристаллической решетки. Их не всегда легко отличить, однако, если проводимый опыт дает разные результаты с разных сторон объекта, то объект, скорее всего, является камнем.

    • Можно попробовать определить, что это за камень или, хотя бы, определить, к какому из трех видов породы он относится.
  1. Научитесь ориентироваться в классификации минералов. На нашей планете нашлось место тысячам минералов, но многие из них относятся к категории редких, либо залегают слишком глубоко под землей. Иногда хватает пары опытов, и у вас не остается сомнений, что это один из распространенных минералов из списка в следующем разделе. Если ваш минерал не подходит ни под одно из приведенных описаний, попробуйте свериться с классификатором минералов вашего региона. Если вы провели много опытов, но уменьшить количество вариантов до двух-трех так и не удалось, поищите в интернете. Просмотрите фотографии каждого минерала, похожего на ваш, и разыщите все возможные рекомендации, как различить эти минералы.

    • Лучше включить хотя бы один опыт, требующий воздействия на минерал, такой как тест на степень твердости или опыт со штрихом. Опыты, подразумевающие только рассматривание и описывание, могут оказаться необъективными, так как разные люди описывают одни и те же минералы по-разному.
  2. Изучите форму и поверхность минерала. Совокупность форм каждого минерала и характерные особенности группы минералов называются "общей формой". Для описания этих характеристик геологи располагают множеством специальных терминов, но обычно и общего описания бывает достаточно. Например, ваш минерал бугристый, шероховатый или гладкий? Что это: смешение прямоугольных кристаллов, или же ваш экземпляр ощетинился острыми кристаллическими пиками?

    Присмотритесь к тому, как ваш минерал блестит. Блеском называют то, как минерал отражает свет, и, хотя это не научный тест, он может пригодиться для описания. Большинство минералов имеют "стеклянный" ("глянцевый") или металлический блеск. Однако вы можете описать блеск и как "жирный", “перламутровый" (беловатый блеск), "матовый" (тусклый, как у неглазурованной керамики), или прибегнуть к любому другому определению, которое покажется вам точным. Use multiple adjectives if you need to.

    Обратите внимание на цвет минерала. Большинство людей не видит в этом никаких затруднений, а, между тем, этот опыт может оказаться бесполезным. Небольшие инородные вкрапления могут вызвать изменение цвета, именно поэтому можно встретить один и тот же минерал разных цветов. Однако, если минерал имеет необычный цвет, скажем, лиловый, это может значительно сузить зону поиска.

    • При описании минералов избегайте замысловатых названий цветов, вроде "лососевого" или "пюсового". Постарайтесь обойтись просто красным, черным и зеленым.
  3. Проведите опыт со штрихом. Это полезный и простой тест, если только у вас есть кусок белого неглазурованного фарфора. Отлично подойдет обратная сторона плитки из ванны или кухни; может быть, вы сможете купить что-то подходящее в магазине товаров для ремонта. Став обладателем заветного куска фарфора, просто потрите минерал о плитку и посмотрите, штрих какого цвета он оставит. Часто цвет штриха будет отличаться от основного цвета минерала.

    • Глазурь придает фарфору и остальным видам керамики стеклянный (глянцевый) блеск.
    • Помните, что некоторые минералы не оставляют штриха, особенно твердые минералы (так как они тверже, чем штриховая пластина).
  4. Оцените твердость материала. Для быстрого определения твердости материала геологи пользуются шкалой твердости Мооса, названной так в честь ее создателя. Если результат подходит под коэффициент твердости "4", но не дотягивает до "5", значит, коэффициент вашего минерала находится между "4" и "5", - можете прекратить опыт. Попробуйте процарапать ваш минерал, воспользовавшись обычными предметами, которые упомянуты ниже (или минералами из набора для определения твердости); начните с нижних показателей и, если тест дал положительный результат, двигайтесь вверх по шкале к верхним показателям:

    • 1 -- Легко процарапать ногтем, на ощупь масляный и мягкий (соответствует насечка стеаритом)
    • 2 -- Можно процарапать ногтем (гипс)
    • 3 -- Легко можно прорезать ножом или гвоздем, процарапать монеткой (кальцит, известковый шпат)
    • 4 -- Легко процарапать ножом (плавиковый шпат)
    • 5 -- С трудом можно процарапать ножом, можно процарапать куском стекла (апатит)
    • 6-- Можно процарапать напильником, он сам, при усилии, может процарапать стекло (ортоклаз)
    • 7-- Может процарапать сталь для напильников, легко процарапывает стекло (кварц)
    • 8 -- Процарапывает кварц (топаз)
    • 9 --Процарапывает почти что угодно, режет стекло (корунд)
    • 10 -- Процарапывает или режет почти что угодно (алмаз)
  5. Разбейте минерал и изучите, на какие куски он распадется. В силу того, что каждый минерал имеет определенную структуру, то и распадаться на части он должен определенным образом. Если в разломах одной породы вы наблюдаете больше плоских поверхностей, то мы имеем дело с кливажем . Если плоских поверхностей нет, а наблюдаются сплошные хаотические изгибы и выпуклости, то в минерале присутствует излом.

    • Более подробно кливаж описывается при помощи количества плоскостей, полученных при разломе (обычно от одной до четырех); также принимается во внимание понятие совершенная (гладкая) или несовершенная (шероховатая) поверхность.
    • Изломы бывают нескольких видов. Их описывают как занозистый (волокнистый ), острый и зазубренный (крючковатый ), чашеобразный (скорлуповатый , улиткообразный ) или ни один из вышеперечисленных (неровный ).
  6. Если вы все еще не идентифицировали ваш минерал, можно провести дополнительные опыты. В распоряжении геологов есть много других тестов для классификации минералов. Однако, многие просто бесполезны для определения наиболее распространенных видов, многие потребуют специального оборудования или опасных материалов. Вот краткое описание нескольких опытов, которые могут оказаться необходимыми:

    Часть 2

    Определение основных минералов
    1. Если вам непонятно какое либо из следующих описаний, загляните в предыдущий раздел. Описания, приведенные ниже, содержат термины и цифры из традиционной классификации минералов, такие как форма, твердость, внешний вид на сломе, либо другие определения. Если не знаете точно, что они означают, обратитесь к предыдущему разделу о проведении опытов.

      Кристаллические минералы чаще всего представлены кварцами. Кварц чрезвычайно широко распространен. Яркий блеск и красивый внешний вид кристалла привлекают множество коллекционеров. По шкале Мооса кварц имеет коэффициент твердости 7, и, если его разбить, то можно увидеть любые виды излома, но никогда плоскую поверхность, характерную для кливажа. Он не оставляет штриха на белом фарфоре. Его блеск характеризуется как стеклянный.

      • ’’’Молочный кварц – полупрозрачный минерал, розовый кварц - розовый, а аметист – лиловый.
    2. Твердым стекловидным минералом без кристаллов может быть другая разновидность кварца, - кремень или роговик. Абсолютно все кварцы имеют кристаллическую структуру, однако, некоторые разновидности, называемые "скрытнокристаллическими", состоят из микроскопических кристаллов, не видимых глазу. Если перед вами минерал с коэффициентом твердости 7, с изломом и со стеклянным блеском, то, вполне возможно, что это разновидность кварца под названием кремень. Чаще всего встречается кремень коричневого или серого цвета.

      Полосатые минералы – это, как правило халцедоны. Халцедон – это смесь кварца с другим минералом, морганитом. Существует множество красивых разновидностей с полосками разного цвета. Вот две наиболее часто встречающиеся:

      • Оникс – это вид халцедона с параллельными полосками. Чаще всего он черного или белого цвета, но встречаются ониксы и других цветов.
      • У агата полоски скорее изогнутые или формирующие завихрения, и агаты бывают всевозможных цветов. Агат образуется из кварца, халцедона или похожих минералов.
    3. Проверьте, может быть, ваш минерал соответствует характеристикам полевого шпата. Полевой шпат стоит вторым по широте распространения после всех разновидностей кварца. Коэффициент твердости этого минерала равен 6, он оставляет белый штрих; можно встретить полевой шпат разнообразных цветов и с разным блеском. При разломе он образует два плоских кливажа, гладкие поверхности которых расположены почти под прямым углом друг к другу.

October 28th, 2013 , 03:34 pm

Создавая наши украшения, мы думаем не только об удобстве и красоте браслетов, но и прежде всего о тех полезных свойствах, которыми обладают самоцветы. Именно поэтому мы всегда выбираем исключительно натуральные камни, предварительно убедившись и проверив их подлинность.

Прогресс не стоит на месте и в настоящее время имитации камней стали настолько распространенным явлением, что иногда даже специалистам трудно отличить подделку без специального оборудования. Мы немного расскажем о том, какими способом Вы можете проверить натуральность некоторых камней. Остановимся сначала на самых распространенных способах подделки:


  • обычное подкрашенное стекло или пластмасса выдаются за натуральный камень

  • дешевые минералы выдаются за более дорогие и редкие

  • каменная крошка прессуется, окрашивается и выдается за натуральный камень

Как ни парадоксально, но подделки на первый взгляд очень часто выглядят красивее настоящих камней, и, в принципе, если Вам просто нужно новое и недорогое красивенькое украшение, то они вполне могут выполнить эту функцию. НО… Хоть однажды почувствуйте на ладони холодную тяжесть натурального камня, которая через несколько минут сменится теплой невесомостью, согревающей тебя на протяжении всего дня; присмотритесь, какими причудливыми узорами покрыт каждый камешек (а ведь второго точно такого же нет, не было и никогда не будет!); задумайтесь над тем, сколько тысяч или даже миллионов лет он медленно рос в глубинах нашей планеты, впитывая в себя ее природную силу, красоту и энергию. И после всего этого Вы, скорее всего, не согласитесь на хоть и недорогую, но штампованную в тысячах экземплярах подделку, сделанную за несколько секунд на заводе. И стоит ли говорить о том, что вышеуказанные имитации не обладают теми чудесными свойствами, которыми с давних времен люди наделяют самоцветы во всем мире. Да и долговечность этих имитаций не сравнить с натуральными камнями. В то время, как прессованные камни довольно быстро от носки начинают терять свой изначальный цвет, крошатся и облущиваются, а стеклянные имитации разбиваются, натуральные камни на протяжении долгих лет продолжают радовать своих владельцев и помогать им:)

В настоящее время, довольно редкими, но чаще всего подделываемыми полудрагоценными камнями являются лунный камень, малахит, бирюза, янтарь, авантюрин, горный хрусталь.

А сейчас о том, как можно попробовать отличить натуральный камень от стекла или пластмассы. Что же должно насторожить при выборе украшения? Во-первых, легкость изделия. Пластмасса намного легче камня и очень быстро становится теплой в руке, в то время как камень будет нагреваться достаточно медленно, и его вес вы сразу почувствуете, даже если это всего лишь несколько небольших камней (кроме янтаря, о нем в следующий раз подробнее!). Во-вторых, одинаковость цвета и рисунка каждой бусины. Каждый природный камень уникален и имеет свои особенности, это может быть внешний рисунок или неоднородность внутри. А если все камни в изделии выглядят как братья-близнецы, то вероятнее всего перед Вами стекло или пластмасса. Со стеклом, правда, немного сложнее. Со временем можно научиться отличать стекло от камня по внешним признакам, зная особенности минералов. Однако по температуре оно похоже на камень. Но если все-таки геолог внутри Вас победит эстета, то можно попробовать пойти на крайние меры и расколоть бусину. Края у стекла будут очень острые, ими легко можно пораниться, в отличие от камня, сколы которого можно запросто потрогать.


Почти во всех сувенирных магазинчиках, торгующих камнями, есть эти подделки. Речь идёт не о выдавании дешёвых минералов за более дорогие, как в случае с крашеной "бирюзой" из говлита или "цитринов" из жжёного аметиста, а об искусственных имитациях полудрагоценных камней. Безусловными лидерами тут являются кошачий глаз, авантюрин и "лунный камень" .

Поддельный кошачий глаз

В большинстве сувенирных ларьков продаётся именно это боросиликатное стекло.

Выбор - на любой вкус и цвет!


Кроме стекла, для имитации "кошачьего глаза" используются синтетические минералы - кетсайт и улексит.

На самом деле, "кошачий глаз" это даже не конкретный камень, а название эффекта ирризации, свойственного некоторым минералам. Этот оптический эффект действительно напоминает глаз кошки.
Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл (цимофан) стоит очень дорого, как алмазы и рубины. Естественно, в сувенирных лавках такие камни не продаются. В магическом плане "кошачий глаз" считается защитным камнем. Не нужно огорчаться из-за его недоступности, ведь существуют также другие разновидности глазковых камней - тигровый, соколиный и бычий глаз. Они не являются редкостью, стоят недорого, поэтому обычно их не подделывают. Изделия из тигрового глаза есть практически во всех лавках.

Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл

В стеклянном "кошачьем глазе" нет ничего плохого - это прекрасный, яркий и недорогой материал для украшений. Но если продавец называет его натуральным, это уже обман. Хотя очень часто продавцы в сувенирных лавках сами не разбираются в своём товаре и искренне верят в натуральность стекляшек. Да что говорить, если в казалось бы, серьёзных энциклопедиях по минералам в качестве иллюстраций используются подделки. Вот к чему приводит экономия издателей на копирайтерах и лень самих копирайтеров, не умеющих нормально пользоваться гуглом.

Такие сверкающие золотистыми блёстками бусины обычно продаются под видом авантюрина. Это не минерал, а особое авантюриновое стекло с крошкой оксида меди, кобальта, железа или хрома.

"Современная стекольная промышленность имеет множество составов авантюриновых стекол, полученных в разные годы в разных странах. Известны авантюриновые стекла с блестящими включениями, содержащие оксиды кремния, алюминия, кальция, магния, марганца, железа, хрома, фосфора, натрия, калия, титана, никеля, кремния (SiO2, Al2O3, CaO, MgO, MnO, Fe2O3, Cr2O3, P2O5, Na2O)и др. Как видим.задействуется значительная часть периодической системы элементов. Недостатками таких составов стекла являются высокая температура варки стекломассы (до 1430-1460 оС) и низкая твердость получаемого стекла (650-730 кг/мм2) . Это приводит к высокой себестоимости изделий из авантюринового стекла из-за больших энергозатрат и снижает их потребительские свойства, поскольку полированная поверхность стекла с низкой твердостью быстро теряет свое качество в силу истирания.

Сейчас перед технологами и химиками этой отрасли стоит задача получения авантюринового стекла высокой микротвердости и механической прочности, расширения его декоративных свойств, а также снижение стоимости процесса и состава за счет использования более дешевого сырья. Это требование современного дизайнерского искусства и возросших промышленных возможностей. Поэтому научными институтами совместно с заводами ведутся разработки в направлении удешевления авантюриновых стекол, и одним из вариантов является использование сырья с содержанием до 60% шлака в шихте. Проходит испытание авантюриновое стекло на основе высокожелезистых шлаков. Наряду с хорошими декоративными свойствами оно имеет улучшенные физико-химическими свойства: повышенную микротвердость и щелочеустойчивость, температуру размягчения примерно 650 °С, и показатель преломления до 1,596 единиц.

В последние годы нашим ученым удалось получить стекольные сплавы повышенной твердости и улучшенных прочностных характеристик введением оксидов бора, расширения цветовой гаммы, усиления авантюринового эффекта за счет введения оксидов меди, хрома, титана, кальция и других различных металлов.. Большие достижения в изобретении авантюриновых сплавов принадлежат ученым Государственного научно-исследовательского и проектного института азотной промышленности и продуктов органического синтеза, достойный вклад внесен изобретателем А.В.Кочановой из г. Липецка и многими другими учеными. Эти изобретения имеют мировое значение и защищены патентами.

Технология получения таких стекол довольно сложна. Сначала подготовленную шихту плавят в печах большой мощности при 1350-1400 oС в течение примерно часа, затем температуру несколько уменьшают, и после непродолжительной выдержки проводят отжиг при 750 oС. Для получения стекла используют продукты обогащения апатито-нефелиновых руд и полевошпатового минерального сырья в составе с гранулированными доменными и конвертерными, феррохромовыми шлаками, подбирая их в соответствии с требуемым соотношением компонентов. Для увеличения прочности и устойчивости состава вводят оксиды бора (В2О3),добавляют оксиды лантана, цезия, самария и др (La2O3, CeO2, Sm2O3) для расширения цветовой гаммы, оксиды титана, калия и меди (ТiO2, К2О, Сu2О) способствуют окрашиванию не смешиваемых областей во все цвета радуги, что и фиксируется на стеклах в виде застывших разноцветных узоров с блестками кристаллов хрома, марганца и меди (Сr2O3, MnO, Сu2О).Полученное стекло имеет твердость 850-880 кг/мм2, непрозрачно, его поверхность рисунчатая, а в массе - золотистые, розовые, зеленые блестки размером от 0,5 до 2,0 мкм." ссылка

Чаще всего в лавках продаётся авнатюриновое стекло кирпичного цвета, но оно бывает также синим, чёрным, зелёным...

А вот так выглядит настоящий авантюрин

Природный авантюрин это разновидность кварца, в нём действительно есть маленькие искорки - включения пластинчатых или чешуйчатых минералов (зеленой слюдки-фуксита, вишнево-красного гематита и др.), которые вызывают мерцание камня при его повороте. В авантюриновом стекле блёсток много и размера они одинакового, тогда как в камне блёсток обычно мало, они разного рамера и яркости. Авантюрин камень недорогой, поэтому имеет смысл поискать настоящий в специализированных магазинах. В простых сувенирных лавках есть только стекло.

"Лунный камень" - матовое стекло

Красивое, правда? Но это всего лишь стекло, которым забиты наши сувенирные лавки.

В нём действительно есть что-то лунное...

"Лунный камень" - народное, а не минералогическое название. "Лунными камнем" называют минерал адуляр, а также иногда беломорит и лабродорит ("тёмный лунник").

Важным атрибутом драгоценного камня во всём мире служит сертификат. Специалисты отмечают, что в торговле и производстве бриллиантов сертификаты приобрели гораздо большее значение, чем в любой другой сфере. Здесь «бумажка», отражающая качество бриллианта, имеет инвестиционную значимость. Камни — выгодный объект вложения денег. Ежегодно они растут в цене, несмотря на рыночные колебания.

Сертификат придаёт камню индивидуальность, поднимает его стоимость, бывает, на треть. Тени или девиации цвета и качества камня могут изменить его рыночную стоимость в сотни раз! Многие банки уже сейчас готовятся работать с драгоценными камнями как с залоговым фондом, популярность которого вне сомнений. Немаловажная проблема — таможенная экспертиза камней. Сведущих специалистов на российских границах практически нет, а потому нет ничего проще, чем организовать нелегальный вывоз и ввоз драгоценностей.

Известны случаи, когда в некоторых магазинах, под видом авантюрина, покупателям предлагали… обычную пластмассу, под видом коралла — ракушку. Под самодельным пышным именем «Чёрная звезда» скрывался минерал роговая обманка, в одном магазине на витрине лежал вообще не существующий в природе «кварц-диопсид» (ни в одном справочнике такое наименование не встречается). Как обычно происходит: завод верит поставщику, магазины — заводу, покупатель — продавцам. В результате случается так, что в некоторых случаях, потребители годами носят колечки с синтетическими камнями вместо натуральных.

Мошенники наживаются на доверчивости простых покупателей, желающих приобрести золотое или серебряное украшение, инкрустированное драгоценными камнями по заманчивой недорогой цене. Фианиты обнаруживаются в ювелирном украшении там, где должен был находиться бриллиант, а пластик вместо янтаря в серебряном колье.

Избежать покупки фальшивых драгоценностей со вставками
поможет геммологическая экспертиза.

Геммологическая экспертиза начинается с определения драгоценного камня. Затем эксперты доказывают его природное происхождение и ищут следы возможного облагораживания. После этого производится оценка качества драгоценного камня, но не его стоимости. Окончательная цена камня определяется рынком и включает, кроме стоимости камня, многие другие составляющие.

Древнейшее мошенничество
Издавна вместо драгоценных камней использовались различные имитации, вплоть до простого стекла. Ещё Плиний Старший (римский писатель-эрудит) считал, что: «Нет занятия более прибыльного, чем подделка драгоценных камней». С тех пор искусство подделки заметно продвинулось вперёд. В средние века на Востоке открыли способ облагораживания сапфиров, превращая серые камни в более дорогие — синие путём отжига. В наше время методы облагораживания природных, но низкосортных камней включают не только отжиг, но и облучение, заполнение трещин, поверхностное покрытие. Основной операцией по подделке драгоценных камней с начала ХХ века остаётся подмена природных синтетическими камнями, которые выпускаются в промышленных масштабах. Они полностью повторяют все физические свойства и внешний вид природных, а по качеству даже лучше них, но обычно гораздо дешевле. Сравним, к примеру, стоимость природного рубина со стоимостью синтетического: бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат, а синтетический такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень. Сегодня в промышленных масштабах выращиваются синтетические изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а, например, топазы и турмалины экономически нерентабельно выращивать в больших объёмах.

Если раньше подделывали только цветные камни, то теперь уже и бриллианты могут оказаться синтетическими или облагороженными. Их легко заменят стразы, которые могут приобретать любую окраску, вплоть до бесцветной, присущей бриллиантам.

Чистота — признак подделки
Для различных камней существуют различные категории имитации. Например, бирюза в большинстве случаев на ювелирном рынке продаётся прессованная. Она изготавливается из натуральной крошки путём спекания. В природе же бирюза растёт в виде нитей, крупные желваки встречаются очень редко и, соответственно, стоят баснословных денег. При покупке драгоценных изделий со вставками из бирюзы, эксперты советуют обратить внимание на структуру и окраску камня. Наиболее ценятся камни с видимыми вкраплениями других минералов, с неоднородной окраской. Абсолютно чистая бирюза, а также янтарь должны насторожить покупателя.

Обманчивые бирки
Цена — это тоже один из главных критериев при идентификации камня. Но очень часто «обжигаются» даже специалисты, не говоря уже о простых обывателях, которые покупают украшения раз в год в подарок близким. И вряд ли можно упрекнуть продавцов и товароведов ювелирных магазинов в непрофессионализме, потому что при приёме товара они только поверхностно осматривают изделия, полагаясь на пространные надписи на бирках. К примеру, в один из ювелирных магазинов поступила партия серебряных изделий с каменными вставками синего цвета, на бирках присутствовала надпись «Сапфир сz.». Специалисты затруднялись ответить, что это за камень. Оказалось, что это фианит, который за рубежом именуют «кубик циркония» (сокращённо «cz», что и было отражено на этикетке). Или некоторые производители вместо надписи «синтетический изумруд» пишут «изумруд выр.», что означает выращенный изумруд. С юридической точки зрения не к чему придраться, но обычный покупатель легко может обмануться. Вообще, Международной геммологической конфедерацией обозначены нормы подписи вставок в ювелирных украшениях, но эти нормы не являются федеральным законом, поэтому производители иногда некорректно пишут наименование товара.

Круговое доверие
Не секрет, что торговле пока не слишком выгодна проверка ювелирных изделий: покупатель не избалован, что угодно возьмёт. Как правило, за помощью к экспертам обращаются покупатели, которые приобретают изделия в небольших магазинах, торгующих продукцией сомнительного качества, работающих с перекупщиками. Дефекты чаще всего связаны с качеством металла и вставок.

Например, производилась экспертиза кольца с очень крупным, нетрадиционной огранки топазом. Через неделю после покупки вставка была потеряна, результаты экспертизы показали, что был допущен производственный брак: выбрана технически непродуманная закрепка камня.

Ещё один повод для обращения к экспертам — ситуация купли-продажи, когда необходимо оценить изделие, доставшееся, например, по наследству (бирки не сохранились) или эксклюзивное украшение, изготовленное на заказ.

Нередко граждан обманывают при покупке ювелирных изделий за границей. В Таиланде, Италии, Израиле Вам могут предложить купить украшения по более низкой цене, конечно, продавцы надеются на то, что Вы не успеете обнаружить подделку вовремя и вряд ли вернётесь сдавать изделие.

Много случаев, связанных с неправильным обращением покупателя с изделием в период носки. Как правило, в этих случаях экспертиза выносит решение в пользу продавца. Вот конкретный пример: женщина купила дорогой гарнитур с опалами и поехала отдыхать в Таиланд, где загорала, купалась в море, не снимая украшений. В результате камни поменяли свой вид. Дело в том, что многие камни (опалы, кораллы, бирюза и др.) являются химически неустойчивыми. Поэтому при покупке изделия надо консультироваться со специалистом о правилах ношения и ухода за изделием.

Правила, которых следует придерживаться при покупке ювелирных украшений
— во всех магазинах на видном месте должна быть информация о правах покупателя и обязанностях продавца ювелирных изделий. Ознакомьтесь с нею;

— внимательно ознакомьтесь с ценником и биркой (ярлыком) изделия;

— не стесняйтесь с максимальной дотошностью расспрашивать продавца о качестве и характеристиках изделия, и в первую очередь о том, синтетический перед Вами камень или натуральный. Если натуральный, то подвергался ли облагораживанию — воздействию (подкрашивание, пропитка маслом, термообработка) с целью скрытия дефектов и придания лучшего вида;

— самое главное — требуйте товарный чек с указанием всех важных характеристик изделия. Этот документ позволит Вам, если потребуется, отстоять свои права в суде.

Как отличить природные драгоценные камни от синтетических (искусственных) камней

САМЫЕ ТВЁРДЫЕ АЛМАЗЫ УЧЁНЫЕ ВЫРАСТИЛИ ИЗ ГАЗОВОЙ СМЕСИ

Изготовление материала, превосходящего твёрдостью природный алмаз, многие годы было целью материаловедов. Как сообщает NTR.Ru, группа специалистов из Геофизической лаборатории Института Карнеги создала крупные алмазы (сравнимые с ювелирными по размеру), которые по твёрдости превосходят другие кристаллы. Причём исследователи вырастили кристаллы непосредственно из газовой смеси в сто раз быстрее, чем это возможно с помощью других современных методов.

Крупные кристаллы вырастили всего за один день. Причём алмазы оказались настолько прочными, что сломали измерительное оборудование. Исследователи создали кристаллы с помощью высокоскоростного химического осаждения пара - нового процесса, разработанного ими же. Затем они подвергли их высокотемпературной обработке под высоким давлением, чтобы сделать более крепкими.

Были выращены кристаллы диаметром до 10 миллиметров и толщиной до 4,5 миллиметров. Они оказались на 50% твёрже обычных алмазов.

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней.

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Сравним, к примеру, стоимость природного рубина со стоимостью синтетического: бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат, а синтетический рубин такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень. Если покупатели дорогого камня не будут уверены в его природном происхождении, это подорвет спрос на товар подобного рода, что, естественно, будет иметь негативные последствия для рынка.

Какие из признаков природных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня. Естественно, что для кристаллов, полученных разными методами синтеза, такие свойства могут отличаться.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп.

В настоящее время на рынке представлено большое разнообразие синтетических камней. Обо всех рассказать в рамках данной статьи невозможно, поэтому подробнее остановимся только на некоторых из них.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. В связи с этим на рынке возросла вероятность появления ювелирных изделий с синтетическими алмазами. В ряде случаев можно различить природный и синтетический алмаз, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) — о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. Однако в некоторых случаях требуется применение более сложных методов исследования вещества, таких как цветная и спектральная катодолюминесценция, спектроскопия в видимой и ИК-области, а также — люминесцентная спектроскопия.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Для вернейлевских синтетических рубинов характерна очень сильная красная УФ-флюоресценция. Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Однако в большинстве случаев отличить их возможно с помощью лупы или микроскопа: для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом и производятся в России и в Китае. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа, а также ростовая и цветовая зональность. В некоторых случаях в кристаллах синтетического изумруда могут отсутствовать перечисленные характеристики, тогда для их диагностики применяется метод ИК-спектроскопии.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Хотя включения и характерные структуры двойникования иногда позволяют отличить природные и синтетические аметисты, но в большинстве случаев однозначная диагностика возможна только с применением сложных спектральных методов исследования.

Другой важной разновидностью синтетического кварца является аметрин, производство которого гидротермальным методом на коммерческой основе началось в 1994 г. Синтетический аметрин можно определить по ряду признаков, включающих зональность окраски и структуру двойникования. Также для диагностики применяются методы определения химического состава примесей и ИК-спектроскопия.

Как отличить природные драгоценные камни от имитаций (подделок)

Синтетические камни с хорошей репутацией могут также, как и драгоценные, повышаться в цене и пользоваться спросом, а редкие экземпляры могут даже стать предметом коллекционирования. Вообще можно сделать вывод, что синтетические драгоценные камни могут мирно сосуществовать с природными, - скорее, дополнять друг друга, чем соперничать.

На современный ювелирный рынок поступают искусственные драгоценные камни нескольких видов. Драгоценные камни синтезированные (выращенные); синтезированные кристаллы соединений группы редкоземельных элементов, которые в природе не встречаются, например фианиты (имитация алмаза); имитация драгоценных камней из известного стекла, которые в основном применяются в бижутерии и легко «на глазок» отличаются от драгоценных камней по низкой твёрдости; а также дуплеты - составные драгоценные камни, склеенные из двух различных минералов.

Аквамарин

Этот минерал очень похож на топаз по цвету и даже по включениям. Однако у топазов не бывает характерных для аквамарина включений напоминающих хризантему белого цвета. Также аквамарин имитируют, как и обычным стеклом, так и менее ценными минералами: синтетической шпинелью, искусственным кварцем. Отличить их от настоящего аквамарина можно просто посмотрев на камень под разным углом: аквамарин при этом слегка меняет цветовую гамму, а имитации нет.

Синтетические аквамарины на ювелирном рынке отсутствуют. Имитации, которые продают под этим названием, в действительности представляют собой голую шпинель или стекло.

Все имитации из стекла на ощупь кажутся более тёплыми в отличие от настоящего камня. Если камень не вправлен в оправу, надо, удерживая его пинцетом (чтобы не нагреть от рук), прикоснуться к нему кончиком языка - камень должен быть холодным.

Александрит

Это очень редкий камень, крупные образцы являются уникальностью. Ювелирные изделия с александритом очень дороги. Александриты подделывают рубинами со свойствами многоцветности минерала при различном освещении. Этот эффект называется плеохроизмом. Также подделывают стеклом.

Алмаз

В основе методики получения этого минерала лежали представления о превращении графита в алмаз. Ещё в конце XVII в. И. Ньютон высказал предположение, что алмаз-этот самый твёрдый минерал - должен гореть. Кристалликом алмаза для опыта пожертвовала Флорентийская академия наук. Оказалось, что, прежде чем сгореть, алмаз при температуре 110°C превратился в графит. Учёные решили, что возможно и обратное превращение в алмаз. Искусственные алмазы пытались получить многие учёные. Но успеха всё не было, пока работы велись без знания законов синтеза.

Для имитации алмаза используют бесцветный циркон, синтетический рутик, титанит стронция, синтетическую бесцветную шпинель, синтетический бесцветный сапфир.

При осмотре алмаза невооруженным глазом или с помощью десятикратной лупы, нужно учитывать, что он обрабатывается таким образом, что практически весь свет, входящий в камень через коронку, полностью отражается от его задних граней, как от ряда зеркал. Поэтому, если через ограненный бриллиант смотреть на свет, будет видна только светящаяся точка в камне. Кроме того, если посмотреть через бриллиант, находящийся в надетом на палец перстне, то увидеть сквозь него палец невозможно.

Химик Клапрот определил, что капля соляной кислоты не действует на алмаз, зато на цирконе оставляет мутное пятно.

Алмаз оставляет царапину на поверхности стекла, а также и на полированной поверхности других камней. Плотно приложив ограненный алмаз ребром к поверхности образца, можно заметить, что алмаз «цепляется» за него, оставляя видимую царапину, которая не исчезает, если потереть мокрым пальцем. Для такой пробы выбирают наименее заметное место.

Чтобы отличить алмаз от шпинели и синтетического сапфира, камни опускают в бесцветную жидкость с показателем преломления, близким к показателям преломления шпинели и сапфира (йодистый метилен или однобромистый монофтлен). Шпинель и сапфир просто не будут видны в жидкости, а алмаз будет ярко блестеть. Аналогичный, но менее отчетливый эффект «исчезновения» фальшивого бриллианта дают простая вода и глицерин. Таким же способом выделяют более простые и дешёвые подделки под алмаз - богатое свинцом хрустальное стекло.

Бриллианты подделывают довольно часто такими минералами как муссониты (практически не отличимыми без специального оборудования), фианитами, лейкосапфирами и др. Отличить подделку от подлинного бриллианта, можно, рассмотрев около любого осветительного прибора. Нужно держать камень коронкой перпендикулярно источнику света. У подлинного бриллианта грани, расположенные сзади - будут полностью светиться. Но это ещё не гарант подлинности. Можно также проверить минерал на подлинность благодаря его свойству твёрдости. Если тереть наждачной бумагой бриллиант, она не оставит царапин, на других минералах - оставит шероховатости. Если провести бриллиантом по камням имеющим более маленькую твёрдость (например, по сапфиру или изумруду), то на таких минералах настоящий бриллиант оставит царапины. Синтетические заменители бриллианта не будут иметь внутри себя никаких включений, пузырьков, в то время как у настоящего алмаза - обязательно будет.

Аметист

Драгоценными являются чистые и яркие по цвету аметисты. Свойство настоящего и синтетического аметиста очень схожи и различить их не легко. Искусственный минерал сейчас используют ювелиры довольно часто, так как он производится в промышленных масштабах, в отличие от них покрашенные фианиты под аметист можно распознать: они быстрее нагреваются, это можно выяснить, например, приложив их к лицу.

Бирюза

Её подделывают даже пластмассой, которая конечно не такая пористая и не ровная, как настоящая. Имитация стекла в своей структуре имеет маленькие пузыри, чего нельзя сказать о настоящем камне. Также методом облагораживания в лаборатории бирюза низкого сорта превращается в бирюзу высокого качества. Там могут и склеивать мелкие частички бирюзы, и обрабатывать температурой и многое другое. Выдают за бирюзу также эмаль, спрессованный бирюзовый порошок, и дешёвый минерал Говлит. Говлит становится похожим на бирюзу, если его окрасить. Вообще натуральная бирюза без дефектов - это практически не вероятное явление.

Кристаллы, изготовленные из толченой бирюзы с клеем, трудно отличить от настоящих. И лишь со временем подделки приобретают грязноватый оттенок.
Гелиодор

Гелиодор - лимонного оттенка является драгоценным в том случае, если он чист, без включений. Если камень не соответствует этим параметрам, то он не является ценным. Природный минерал Гелиодор при проведении им по стеклу - оставит след, так как он гораздо твёрже стекла.
Горный хрусталь

Искусственный горный хрусталь получается из кварца, смешанного с известью и содой. Из данного минерала делается также посуда. Также подделывают камень простым стеклом. Отличие настоящего горного хрусталя состоит в том, что он не отличается высокой теплопроводностью, в отличие от подделок. Вглядевшись во внутрь природного минерала, можно увидеть там как бы легкую затуманенность. Блестит горный хрусталь, как и стекло, не переливаясь радужными красками в отличие от алмаза.

Настоящий горный хрусталь всегда прохладен на ощупь.

Гранаты

Гранаты относятся к драгоценным камням, обладающим силой магнитного притяжения. По магнитности определяют и некоторые другие камни. Для этого камень (предварительно взвешенный) помещают на высокую пробку (чтобы отделить от металлической чашки весов), которую кладут на чашу. После уравновешивания весов к камню медленно подносят небольшой подковообразный магнит до тех пор, пока он почти не коснется поверхности камня. Если минерал обладает заметной магнитностью, то равновесие нарушится, когда магнит будет находится от камня в 10-12 мм. Записывают минимальный вес, который «удерживается» магнитом. Разница между ними истинным весом будет характеризовать притяжение камня к магниту.

Гранату повезло в том смысле, что его почти не подделывают. Благодарить за это он должен уникальные особенности своей природы, а также свою довольно не дорогую стоимость. Дело в том, что гранат имеет магнитные свойства. Если хотите отличить настоящий гранат от подделки прямо в магазине, Вам понадобится собственно магнит, металлические весы и пробка. Пробку кладем на весы, на неё кладем минерал, затем к нему подносим магнит, пи этом стрелка весов начнет колебаться. Ещё более простой метод определения природного камня касается его размеров, ведь гранат сам по себе не может быть крупнее «Боба». Практически размер камня не превышает размер зерна растения - Граната.

Жемчуг

Секрет выращивания жемчуга открыт в Китае, и промысел этот процветал там на протяжении семи столетий. В 1890 году японцы переняли опыт выращивания жемчуга и создали целую отрасль промышленности. Одними из последних японцы разработали выращивание жемчуга без ядра, при котором в разрезы в мантии моллюска вводят кусок мантийной ткани другого моллюска. Жемчужины растут быстро, выход продукции высок. Если моллюск после изъятия из него жемчужины вновь вернуть в море, можно вновь от него получить жемчужины. Такой жемчуг ещё называют культивированным. С 1956 года индустрия выращивания жемчуга начала развиваться в Австралии.

Слово «жемчуг» без определений разрешается использовать только для природного жемчуга. Крупные жемчужины считаются коллекционными и продаются отдельно по более высокой цене. 70% жемчуга продают в виде бус.

Жемчуг найденный в природе, представляет собой гораздо большую ценность, нежели культивированный, благодаря внедрению бусины в раковину моллюска. Природный жемчуг большого размера стоит очень дорого, в отличие от аналогов. Рентгенная установка, просветив внутреннюю структуру жемчуга, поможет отличить культивированный жемчуг от природного.

Изумруд

Изумруды могут подвергаться процессу облагораживания, так как цена минерала находится в прямой зависимости от насыщенности цвета и оттенка. Искусственное облагораживание снижает ценность камня. В результате облагораживания может быть улучшен цвет и чистота камня, и передан блеск в результате нанесения специального покрытия.

Синтетические изумруды в течение многих лет изготавливались только в лаборатории Кэролла Чэтема, химика из Сан-Франциско. Теперь в промышленных масштабах изумруды выпускаются рядом фирм, а методы производства синтетических изумрудов постоянно совершенствуются, так что синтетические изумруды практически неотличимы от природных.

Характерные признаки синтетических камней - перекрученные вуали.

Кварц

Кварц можно отличить от стекла, прикоснувшись к камню и стеклу кончиком языка. Кварц гораздо холоднее.

Лазурит

Даже не опытному глазу будет трудно спутать с чем-то другим, ведь он имеет чистый насыщенный синий цвет. Имитации же более бледные, это могут быть азурит, дюмортьерит, лазулит, содолит. Также подделывают под лазурит крашеную яшму, крашеную синтетическую шпинель - эти подделки оставят сильный след после себя в стакане с чистой водой. Истинный лазурит нет.
Лунный камень

Имитацией является как стекло, так и пластмасса, неоднородно покрашенная. Единственное что не передается передать в имитациях так это миллион оттенков цветов, когда минерал играет на свету. Также внутри минерала будут мерцать блестки. Аналоги, такие как искусственная шпинель и белый халцедон, можно отличить только при помощи рентгена. У настоящего лунного камня под воздействием рентгена обнаруживается светло-сиреневое свечение. Ещё подделкой является «опаловое стекло». Тут для определения истинного лунного камня нам понадобится десятикратно увеличивающая лупа, через которую видно слоистую структуру камня.

Рубин

Это первый драгоценный камень, который стали получать в начале XX века на промышленной основе в больших масштабах. По последним сведениям, объем производства синтетических рубинов достиг миллиона каратов. Искусственные рубины применяются для украшений, причём разница в ценах природного и синтетического очень большая.

Прежде всего необходимо помнить, что чистые, густо окрашенные крупные в природе встречаются крайне редко. Уже один этот факт ставит под сомнение природное происхождение крупного рубина.

Стоимость качественных рубинов может быть равной цене алмаза. Настоящий рубин не лишен природных микроскопических включений, дефектов, даже если кажется идеально прозрачным не вооруженному глазу. Можно поцарапать рубином другой минерал с более низкой характеристикой твёрдости - будут видны царапины. Камни, имеющие маленький размер и мутную структуру инкрустированные в золотые и серебряные изделия - скорее настоящие. Потому что из-за недорогой цены их не имеет смысла подделывать. Под ультрафиолетом подделка рубина станет оранжевого оттенка.

Существуют народные способы определения натуральности рубина:

1. При помещении минерала в стеклянную посуду - из неё будет изливаться красноватый свет.

2. Молоко в стакане станет слегка розовым - если в нем рубин.

3. С одного угла минерал бледен, с другого - тёмно-красного оттенка

4. В натуральном рубине трещина имеет форму зигзага и не светится ярко при освещении, в отличие от имитаций, где трещина прямая и сияет.

5. Натуральный рубин во включениях редко имеет пузырьки, а если они и есть, то по цвету, они не отличаются от цвета минерала. В подделках пузыри могут быть более светлыми, могут быть пустыми внутри.

6. Если положить настоящий камень на глазное веко - он будет оставаться холодным долгое время. Синтетический заменитель или стекляшка быстро изменяют температуру на более тёплую.

Сапфир

Отличить настоящий сапфир от многочисленных «близнецов» можно только благодаря физико-химическим параметрам, а не по внешним признакам. Синтетическую подделку можно сразу же исключить по наличию включений внутри камня. Натуральные имитации, также имеющие природные включения отсортировать можно следующем образом: в особой жидкости у которой определенная удельная масса - сапфир ложится ко дну, в то время как подделка всплывает кверху. Сапфир твёрже, чем рубин, либо изумруд - при проведении этими минералами по сапфиру, следов не остается.

Если камень погрузить в жидкость с определенным коэффициентом преломления, в нем можно наблюдать следующее распределение окраски: в синтетическом камне всегда имеются изогнутые, различно окрашенные полосы, в природном - полосы прямые и располагаются параллельно одной или нескольким граням.

Топаз

Топаз - природный минерал при прикосновении к нему кожей кажется гладким и прохладным. Топаз будет притягивать мелкие частички (например, салфетки) - если его потереть шерстяной материей. Настоящий камень опустится на дно, если опустить его в емкость с йодистым метиленом. Подделки, такие как кварцы - не потонут. Но существуют более качественные подделки - имитирующие даже физические свойства минерала. С помощью температурной обработки бледный минерал может быть облагорожен и приобрести более яркий цвет. Выявить натуральность камня можно только в лаборатории геммолога. Минерал аметист подделывают под топаз методом нагрева. Называться такая подделка будет «Золотистым топазом, Мадейра-топаз»

Исключительно легко полируется и иногда его можно определить на ощупь по характерной «скользости». Синтетический корунд различных оттенков розового цвета применяют для имитации розового топаза. При этом он выглядит слишком хорошо, чтобы быть настоящим.

Хризолит

Крашенное стекло чаще попадается в качестве подделки. В отличие от стеклянной подделки хризолит имеет равномерный «окрас» без уплотнений. Также этот минерал имитируют зеленой пластмассой, которую естественно легко поцарапать. Другие минералы, которыми пытаются заменить хризолит можно определить лишь в лаборатории. Это может быть либо хризоберилл или турмалин. Стоит запомнить, что крупный размер этого минерал - очень редкое явление.

Циркон

Ни один камень, за исключением опала и алмаза, нельзя определить так легко, как циркон. Невооруженным глазом или с помощью простой лупы. Его особенный блеск, несколько напоминающий алмазный и в то же время жирный или смоляной, в сочетании с характерной цветовой гаммой, часто позволяют узнать камень с первого взгляда. Используя лупу, можно при наблюдении через верхнюю часть камня увидеть потертые ребра граней.

Цитрин

Вас могут обмануть, подсунув более дешевые заменители - облагороженный кварц, или подверженный температурной обработке аметист. Покупая ювелирные изделия, следует учесть, что цвет природного цитрина не такой ярко желтый, как может быть у заменителей. Скорее он более спокойного оттенка. Также настоящий минерал при рассмотрении под разным углом меняет оттенок от бледно желтого, до ярко желтого. Имитации таких свойств не имеют.

Шпинель

Синтетическая шпинель поступила на рынок в 20-е годы. Шпинель легко спутать с аметистом, хризоберилом, гранатом, рубином, сапфиром, топазом. Но специалисты отличают шпинель очень просто - по отсутствию у неё двупереломления.

Янтарь

Янтарь - это смола застывшая много веков назад. И она довольно часто встречается в золотых и серебряных ювелирных украшениях. Янтарь подделывают менее качественными минералами или пластмассой. Если поднести к пластмассовой подделке спичку, то соответственно от неё запахнет пластиком, а не смолой. На незрелом янтаре при поджигании - возникают пятна. Липким становится спрессованный янтарь.

Природный янтарь электризуется от трения, правда, некоторые имитации (из пластика) тоже электризуются. Но если электризации нет - явная подделка. Очень эффективен следующий метод определения имитаций янтаря. Если лезвием ножа провести полоску по поверхности янтаря, он даст мелкую крошку, а имитация закрученную стружку. В отличие от синтетических материалов, янтарь легко истирается в порошок. Янтарь будет плавать в соляном растворе (10 чайных ложек (без верха) поваренной соли на стакан воды), а имитации, кроме полистирола, затонут. После проверки изделие следует тщательно промыть в проточной воде, чтобы не образовалась соляная корка.

Украшения из драгоценных камней - прекрасный подарок для себя или для близких. Считается, что драгоценные камни имеют ряд целебных свойств, и в случае правильного выбора, могут корректировать самочувствие, здоровье и даже удачу. Но как выбрать правильный камень?

Рассказывает коллекционер Евгений Викстрем : «Первое, что следует сказать - самоцветы очень часто подделывают, потому никогда не нужно покупать их в сомнительных местах. Отправляйтесь в хорошо зарекомендовавший себя магазин или на ювелирную выставку.

Второй момент - необходимо знать, как визуально отличить настоящий камень от копии. Вопреки популярному мнению, природные камни не часто имеют идеальный внешний вид - их создавала природа на протяжение миллионов лет, а не мастера в лаборатории за полтора часа сделали блестящую стекляшку.

К примеру, рубины крайне редко бывают чистыми, без вкраплений и большого размера - такие камни стоят тысячи долларов, потому увидев идеальный рубин за пару десятков долларов, следует уже задуматься - а действительно ли это рубин?”.

То же самое с топазами. Для имитации розового топаза используют синтетический коррунд, который слишком блестит и сверкает, как для настоящего топаза. "Характерные признаки синтетических изумрудов - перекрученные вуали. Кварц же можно легко отличить от стекла, прикоснувшись к камню и стеклу языком. Настоящий кварц гораздо холоднее стекла”.

Почему важно научиться отличать настоящие камни от подделок? Во-первых, чтобы не переплатить. Одно дело, когда вам за 10 долларов предлагают бусы из псевдонатурального камня, а другое, когда за тысячу вам продают подделку со словами «этот камень натуральный». Во-вторых, синтетические камни не имеют того состава, что и природные, а потому, соответственно, ни о каких целебных свойствах не может идти и речи. Да и о каком удовольствии от ношения украшения может идти речь, если вы знаете, что его сделали из стекла на штамповальном станке за 10 минут?

Имитации и распознавание драгоценных камней

При определении ценности драгоценных камней часто происходят ошибки, особенно если камни схожи между собой или имеют одинаковый цвет или бесцветные.

Основными опознавательными знаками алмазов являются их высокая твердость, преломление света и рассеивание цветов.

Таким же высоким блеском, какой имеет ограненный алмаз-бриллиант, обладают: бесцветный циркон (при обжиге окрашивается в желтые, коричневые и красноватые тона), лейкосапфир, фенакит, горный хрусталь, "мраморный алмаз" (кварц), бесцветный топаз и шпинель; они, как и алмаз, однопреломляющие.

Природный рубин заменяется красным или розовым шпинелем, турмалином или топазом. Некоторые синие камни, например синий шпинель, турмалин или кордиерит и цианит отличаются от сапфира более низкой твердостью и плотностью. За смарагд иногда принимают оливин (хризолит), русский зеленый топаз и турмалин, а также хризопраз.

За желтый (золотой) топаз часто выдают цитрин, особенно обожженный аметист или раухтопаз, которые в результате обжига приобретают желтый цвет. Различно окрашенные флюориты, которые используются в качестве имитаций аметиста, топаза, смарагда и рубина , распознать несложно, поскольку они имеют низкую твердость (4).

Используемые в ювелирном деле густо-черные непросвечивающиеся ониксы, синие халцедоны и яблочно-зеленые хризопразы представляют собой, по сути дела, искусно окрашенные (мореные) халцедоны. Искусственная бирюза по внешнему виду ничем не отличается от природной, однако при нагревании она становится синей или коричневой.

Синтетические драгоценные камни, возникшие в результате соединения двух камней, называются дублетами . Так называемый "настоящий дублет " представляет собой камень, верх и низ которого изготовлены из однородного минерала (соединяются канадским бальзамом или мастикой). "Искусственные дублеты", так называемые "миксли", получают путем плавки цветного стекла (низ) на плоскости просвечивающегося кварца или граната (верх). Свободные, незакрепленные дублеты распознать легко.

Наиболее широко распространены синтетические драгоценные и полудрагоценные камни всех оттенков, имитированные различно окрашенным стеклом. Они мягче природных камней, царапаются напильником, распознать их можно также по оптическим свойствам. Они всегда однопреломляющие, а если цветные, то никогда не проявляют признаков полихроизма.

Алмазы имитируют прозрачным, тщательно отполированным с сильным преломлением стеклом, под которое обычно подкладывают зеркальное вещество, чтобы увеличился световой эффект. Имитации смарагда имеют внутри типичные дефекты природного смарагда. Гранаты имитируют стеклом, цвет которого не отличается от цвета природных гранатов. Однако стекло имеет меньшую твердость и плотность.

Для того, чтобы научиться отличать драгоценные и полудрагоценные камни от искусственных, особенно закрепленных в драгоценностях, необходимо обладать большим опытом. Считается, что специалист на глаз распознает, какой камень природный, а какой искусственный. Но это возможно далеко не во всех случаях! Сегодняшние химия и техника позволили получить искусственные драгоценные камни, похожие на натуральные до мельчайших подробностей. Некоторые способы определения камней требуют не только профессиональных, но и научных знаний, иногда и специальной исследовательской работы.

Из книги: Тойбл К. "Ювелирное дело" - Москва: Легкая и пищевая промышленность, 1982 - с.200

В этой статье:

Как узнать и отличить его от подделки? Этот вопрос весьма актуален для тех, кто любит и ценит драгоценные украшения. Ведь перспектива купить в магазине стекло по цене бриллианта мало кого обрадует. Чтобы не переплатить и не ошибиться в выборе, стоит знать о некоторых хитростях, к которым прибегают ювелиры и производители украшений.

Определение подлинности камня

Немного о камнях и подделках

Настоящий камень - это всегда выгодное приобретение: изделия, инкрустированные самоцветами, не теряют в цене, с годами стоимость таких украшений только увеличивается. Но под понятие «настоящий камень» попадают только те минералы, которые были найдены в недрах земли.

Даже если кристалл подвергся обработке, прошел через процедуру облагораживания, его цена будет ниже. Облагороженные камни ничем не отличаются от своих собратьев по характеристикам, они проходят обработку по нескольким причинам, основной из которых считается недостаточно яркий цвет. Процедура помогает придать невзрачным самоцветам уникальный, редко встречающийся в природе оттенок.

Свойства кристаллов, обработанных таким способом, не изменятся и, несмотря на облагораживание, драгоценный камень не станет хуже. Но обработанные таким способом минералы стоят дешевле, поскольку удивительный оттенок им даровала не природа, а рука человека. Такие камушки сложно назвать подделкой, поскольку они все же имеют природное происхождение.

Отличить натуральный камень от искусственного на деле несложно. Чтобы разобраться в подлинности самоцвета, достаточно попросить у продавца изделий ювелирной промышленности сертификат.

Сертификат - это документ, который выдается на каждый минерал, в нем содержатся информация о самом камне, его характеристики: размер, цвет, чистота, наличие дефектов, способ огранки и даже место добычи. Если продавец украшений отказывается предоставить сертификат покупателю, то это означает, что украшение не имеет никаких документов. И подтвердить подлинность минералов, которыми инкрустированы изделия, невозможно.

Стоит отметить, что через руки оценщика проходят все камни, драгоценные и полудрагоценные. Мастера определяют стоимость самоцветов, оценивая их характеристики. После оценки камням - прямой путь в руки к ювелирам, которые и занимаются изготовлением изделий. Они подбирают оправу и создают ту или иную вещь.

Именно по этой причине определить подлинность минерала может оценщик, если отдать самоцвет в руки мастера, он установит его реальную стоимость. Подобная экспертиза стоит денег, работа оценщика должна быть оплачена.

Существует еще несколько способов, которые помогут распознать подделку.

Для идентификации требуются:

  1. Минимальные сведения о покупаемом камне.
  2. Возможность рассмотреть минерал через увеличительное стекло.
  3. Простая экспертиза в домашних условиях.
  4. Идентификация оправы.

Минимальные сведения о том самоцвете, покупка которого планируется, помогут распознать имитацию или подделку. Стоит собрать информацию о том, какие оттенки имеет минерал, в каких местах добывается и каким способом производится огранка. Всего этого будет достаточно для того, чтобы не приобрести стекло вместо драгоценного камня. Чтобы отличить грубую подделку от самоцвета природного происхождения, этой информации вполне хватит.

Необработанные натуральные алмазы

Микроскоп, лупа или любой другой инструмент можно использовать при установлении подлинности. Минерал, созданный в условиях лаборатории, - чист, в его структуре нет вкраплений, которые ювелиры называют дефектами. А вот тот камень, что был найден в недрах земли, наверняка имеет дефекты, некоторые из них можно рассмотреть, используя лупу. Наличие подобных дефектов - это признак того, что кристалл был создан природой, а не руками человека.

Определить подлинность кристалла поможет банальная проверка. Если речь идет о бриллианте, достаточно просто провести им по зеркалу. Камень поцарапает стекло, при этом такая проверка ему совсем не навредит. Плотность драгоценных камней высока, по этой причине их сложно напугать щелочами и кислотами, даже удар молотком по алмазу или бриллианту не принесет ему вреда. Зато подделка рассыпается вдребезги.

Оправа - это еще один элемент, который может выдать подделку. не вставляют в оправу из неблагородных металлов. Золото и платина - вот основные металлы, которые используют в качестве оправы для самоцветов. Изделия из серебра также можно встретить на рынке, но редкие и дорогие кристаллы серебром не обрамляют, поскольку металл не обладает высокой стоимостью.

Определенные самоцветы производят в лабораториях, их синтезируют в промышленном масштабе. Подобные камни часто используют для изготовления электрических приборов и даже стекол автомобиля. Некоторое количество синтезированных в лабораториях кристаллов попадает в руки к ювелирам. Такие камушки отличаются от тех, что находят в недрах земли, но не всегда сравнение в пользу минералов, которые имеют природное происхождение.

По своим характеристикам и внешнему виду, синтезированные в лаборатории самоцветы могут не уступать природным собратьям. Но не всегда то, что делает человек, столь же прекрасно, как то, что создает природа.

Естественно, что кристаллы, сделанные в лаборатории, высокой стоимостью не отличаются, их нельзя назвать редкими или ценными. Человечество не испытывает дефицита в подобных минералах, поэтому драгоценности, инкрустированные такими камнями, значительно в цене не прибавляют. Вкладывать деньги в подобные изделия нет смысла.

Опытный оценщик без труда отличит самоцвет, сделанный в лаборатории, от того, что имеет природное происхождение. А вот разобраться с теми минералами, что прошли через процедуру облагораживания, будет сложно. Подчас определить, что камень подвергался обработке невозможно, поскольку он обладает всеми нужными характеристиками и может «одурачить» даже опытного специалиста.

Самостоятельная проверка на подлинность

Существует несколько способов, которые помогут усомниться в подлинности самоцвета и отказаться от покупки украшения. Для каждого камня они различны.

Искусственные камни - идеальны и не имеют дефектов

Вот несколько способов, как определить подлинность драгоценных камней:

  • Если требуется проверить алмаз, то помните, что этот камень не только твердый, но и блестящий. Алмаз природного происхождения переливается всеми оттенками серого, если же минерал играет всеми цветами радуги, это свидетельствует либо о его низком качестве, либо о том, что это вовсе не алмаз, а подделка. А еще алмаз не может быть обрамлен серебром или другим недрагоценным металлом, оправой для него может быть только золото или платина, с клеймом качества. Ювелиры всегда оставляют нижнюю часть алмаза свободной, считая, что так он будет сиять еще ярче.
  • А вот бриллиант сияет красками со всех сторон. Определить подлинность этого минерала просто. Стоит посмотреть на него сбоку, в этой проекции бриллиант будет сиять не менее ярко, чем с любой другой стороны. А вот подделка будет эффектно смотреться только во фронтальной проекции. Если сбоку посмотреть на подделку, она блестеть не будет. А еще можно положить бриллиант на лист бумаги, на котором уже напечатаны буквы: если посмотреть на надписи через бриллиант, то букв видно не будет.
  • Чтобы проверить на подлинность изумруд, придется вооружиться лупой или микроскопом. Нужно рассмотреть структуру камня под увеличительным стеклом, в настоящем изумруде нет трубчатых или спиралевидных рисунков. Помимо этого, истинный изумруд плохо проводит тепло, на ощупь он всегда холодный.
  • Если говорить о рубине, то определить его происхождение поможет оценка цвета. В природе рубины кроваво-красного оттенка встречаются редко. Если же кристалл вдобавок отдает фиолетовым цветом и стоит недорого, то это не настоящий рубин, а его имитация. Дело в том, что рубины цвета «голубиной крови» насыщенного красного оттенка с примесью фиолетового стоят очень дорого и ценятся коллекционерами дороже некоторых бриллиантов.
  • Редко в природе встречаются сапфиры крупного размера, естественно, что такие самоцветы существуют, но стоят они совсем недешево. В магазинах встретить сапфир крупного размера практически невозможно, такие камушки продают на специальных биржах. От сапфира веет холодом, взяв его в руки, человек не сможет быстро согреть своим теплом кристалл. Еще можно проверить минерал на подлинность с помощью лупы или микроскопа, в его структуре не должно быть пузырьков газа или прожилок золота.
  • Доподлинно известно, что добыча александритов остановлена, но, несмотря на это, на рынке регулярно появляются изделия, инкрустированные этим минералом. Распознать подделку при покупке драгоценностей поможет объективная оценка: александрит стоит дорого, да к тому же эти камни имеют небольшой размер. А еще александрит меняет цвет при смене освещения.
  • Жемчуг тоже требует проверку на подлинность. Натуральный жемчуг стоит дорого, чтобы установить его подлинность, достаточно проверить его «на зуб». При попытке укусить жемчужину человек почувствует, что она скрипит на зубах как песок, такими свойствами не обладает.

Перечень драгоценных камней на этом заканчивается. Но есть и другие самоцветы, которые нуждаются в проверке.

Как отличить натуральный от подделки или имитации?

  • Аметист - это . Разобраться в происхождении этого самоцвета несложно, достаточно подержать его в ладонях. Натуральный аметист неохотно «впитывает» тепло человека. А также отличить камень от окрашенного фианита поможет лупа. Вкрапления в виде точек и другие дефекты - вот основные признаки аметиста.
  • Аквамарин - это разновидность топаза, он, как бриллиант, при смене положения сверкает одинаково. Если рассматривать аквамарин под разными углами, то он будет менять цветовую гамму, подделки таким эффектом не обладают.
  • Гранат и все его разновидности можно покупать спокойно. Если верить статистике, то этот самоцвет подделывают реже других. Но чтобы перестраховаться, стоит помнить о том, что гранаты редко бывают крупными и превышают по размеру зерно одноименного фрукта.
  • Янтарь высокой стоимостью не отличается, он относится к , если речь, конечно, не идет о янтаре с инклюзивами. Жук или ящерица, застывшая в смоле, приравнивает к драгоценным камням. Чтобы не купить в магазине подделку, стоит натереть поверхность янтаря шерстью, он обязательно ударит током. А еще янтарь притягивает мелкие предметы, его также натирают шерстью и держат сверху над мелко нарезанной бумагой. Кроме того, камень с инклюзивами не тонет в соленой воде. Можно приготовить раствор самостоятельно, насыпав в стакан 10 ложек соли.
  • Топаз - это самый загадочный камень, его цвет влияет на стоимость минерала. стоит совсем недешево. Чтобы проверить на подлинность этот самоцвет, нужно рассмотреть его под лупой. В структуре натурального топаза будут присутствовать дефекты: мелкие точки, вкрапления. Чистый минерал без дефектов и вкраплений, вероятнее всего, окажется подделкой. Топаз, как и янтарь, хорошо электризуется и притягивает мелкие предметы, салфетки, кусочки бумаги. Достаточно просто натереть поверхность топаза шерстью, чтобы удостовериться в его подлинности.

Сегодня наткнуться на подделку можно как в интернет-магазине, так и в дорогом бутике. Мошенников везде хватает. По этой причине стоит не терять бдительность, ответственно подходить к выбору украшений, избегать «выгодных» предложений и максимальных скидок. А также оценивать цвет камня: слишком яркий оттенок должен отпугнуть покупателя, поскольку в природе такого цвета минералы встречаются редко и стоят дорого.