Как подобрать обувь ребенку. Как правильно выбрать ребёнку обувь

, (не волнуйтесь, ненадолго), и поговорим на тему, которая всегда вызывает живой интерес. И прежде всего, не профессиональный, а личный. Ведь многие из вас имеют деток, а многие планируют их иметь, и вопрос выбора детской обуви у кого-то уже стоял, у кого-то будет стоять.

А больше всего повезло тем, кто как раз сейчас задается вопросами:

  • Какой должна быть правильная детская обувь?
  • Почему у детей развивается плоскостопие, и как этого избежать?
  • Правда ли, что первая обувь для малыша должна быть «ортопедической»?
  • Должен ли ребенок дома ходить в обуви?
  • Какой должна быть домашняя обувь для ребенка?
  • Обязательно ли в детской обуви должен быть супинатор?

Тема животрепещущая: уж очень часто совсем крохам назначают ортопедическую обувь, причем нередко врачи-ортопеды противоречат друг другу. Один ставит ребенку в 2 года плоскостопие и направляет за ортопедической обувью, другой говорит, что, мол, ваш малыш абсолютно здоров, и советует маме попить пустырник, а ребенку бегать, прыгать и радоваться беззаботному детству. Один говорит, что обязательно в детской обуви должен быть супинатор, другой категорически с этим не согласен.

Как вы помните, я к врачам-ортопедам не отношусь, поэтому чтобы разобраться в этом вопросе, я вам предлагаю, как обычно, включить логику.

Включили? Тогда давайте разбираться вместе.

Как формируется стопа ребенка?

Как-то мы с вами уже говорили, что представляет собой стопа. Если забыли, почитайте вот . Давайте посмотрим, как она развивается.

Итак, первое, что нужно уяснить: ребенок рождается с плоской стопой. Вспомните, дорогие мамочки, как выглядели стопы ваших деток, когда они еще даже под стол пешком не ходили.

Как видите, место, которое потом станет продольным сводом, сейчас заполнено жирком. И это правильно. Ведь свод – это что? Это рессора, которая пружинит, когда мы ходим, чтобы погасить ударные нагрузки и не «разбомбить» суставы ног и позвоночник. А зачем такому детенышу рессора? Ведь он еще не ходит. Логично?

Вспомним еще один важный момент: арочная форма сводов поддерживается мышцами голени и стопы. Но мышцы еще не развиты, поскольку наш малыш пока не ходит, не бегает, не прыгает. А когда он встает на ножки и делает свои первые шажочки, жировая подушечка стоп очень даже ему пригодится.

  • Во-первых, она увеличивает площадь опоры и повышает устойчивость нашего героя, чтобы он понял, что ходить-то, оказывается, прикольно! И больше увидишь, и больше пощупаешь, и мамку не надо звать, можно до нее дотопать. Сначала по стеночке, потом короткими перебежками, и вот уже «идет бычок, качается». 🙂
  • Во-вторых, подошвенный жирок нужен для амортизации, пока еще нет полноценной рессоры.

Такая объемная жировая подушечка сохраняется у деток до 3-летнего возраста, а затем начинает постепенно рассасываться. К 5 годам вырисовывается продольный свод, а в 7-10 лет мы уже видим стопу, совсем похожую на взрослую. А полностью формирование стопы человека заканчивается примерно в 20-21 год, у девочек – на 2-3 года раньше. Это означает, что к этому возрасту происходит окостенение всех хрящевых структур стопы.

Но пока малыш станет ходить уверенно, он пройдет сложную школу эквилибристики. Как только он встает на ножки, он опирается больше на наружные своды стопы. Это называется «варусная установка стоп». Она бывает у деток примерно до 1,5 лет.

По мере того, как малыш учится ходить, он пытается удержать равновесие, широко расставляя ножки. В сохранении равновесия ему помогает как раз та самая жировая подушечка, о которой мы говорили выше, и на которую он начинает опираться. Получается некоторый завал стоп внутрь. Это называется вальгусной установкой стоп. Вот как это выглядит:

Такое состояние отмечается, как правило, в 2-4 года. Далее, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата стоп, форма ножек обычно выравнивается: голень, колени и бедро выстраиваются по одной линии. И если в норме угол вальгусного отклонения пяточной кости в 3 года составляет 5-10 °, то к 7 годам он равен 0-2 °.

Итак, делаем выводы:

  1. Плоскостопие есть у всех детей до 5 лет

  2. Вальгусная установка стоп до 4-5 летнего возраста – это вариант нормы

Поэтому если вашему двух-трехгодовалому ребенку поставили диагноз «плоскостопие», знайте, что все идет по плану, и беспокоиться не о чем. И абсолютно незачем бежать за ортопедической обувью. Ну, и что, что врач назначил? Вы — мать или кто? Лучше сконцентрируйте свое внимание на укрепление мышц стоп и голеней своей кровиночки, и будет вам всем счастье: и родителям, и малышу, и его стопам. 🙂

Назад, в прошлое

В 60-е годах прошлого столетия сотрудники Ленинградского института протезирования им. Альбрехта провели исследование, в котором участвовало около 5000 детей. Они оценивали «созревание» сводов стопы. И смотрите, что получилось: в 2 года плоскостопие было выявлено у 97,6% детей, а в 9 лет оно осталось только у 4% наблюдаемых. Конечно, если провести это исследование в наши дни, показатели будут более плачевными.

Я иногда думаю: если убрать сейчас все компьютеры, гаджеты, телефоны, что будут делать дети? А взрослые? Интересно, а скакалки сейчас продаются, или это уже раритет? А современные дети знают игру «вышибалы»? А в бадминтон играют?

Себя в детские годы помню исключительно с намазанными зеленкой коленками. Мы дома не сидели, особенно, в выходной. Все время бегали, прыгали, так что диагноз «плоскостопие» в моей детской памяти не отложился.

********************************************************************************************************

Как тренируются мышцы сводов стопы?

Вы видели когда-нибудь на картинах Адама и Еву в обуви? Вы думаете, Богу жалко было им сварганить какие-нибудь штиблеты? Или у него фантазии на это не хватило?

Ничего подобного!

Просто стопа, чтобы быть здоровой и счастливой, должна работать. А для этого нужно больше ходить, причем, босиком и по неровной поверхности, чтобы мышцы стопы и голени сокращались, пытаясь сохранить на ней равновесие, тренировались и выполняли свою великую миссию: блюсти здоровье нашей рессоры. Если все время ходить по ровной жесткой поверхности, да к тому же заковать стопу в обувь, мышцы ее ослабеют, перестанут удерживать своды, и они начнут уплощаться.

Вывод:

Нужно создать для ребенка такие условия, чтобы мышечно-связочный аппарат стопы как можно больше работал. Если есть такая возможность, пусть ребенок, хотя бы дома, ходит босиком.

Правда, в этом вопросе врачи-ортопеды расходятся в мнениях. Одни говорят, что дети должны обязательно носить дома обувь, другие — чтобы они по возможности дома бегали босиком.

Я склоняюсь ко второму мнению.

  • Во-первых , исходя из своего педиатрического опыта. У детей из многодетных семей намного реже встречается плоскостопие. 🙂
  • Во-вторых, нормальный ребенок, у которого шило в попе, он не просто ходит по квартире. Он садится на коленки, собирая какую-нибудь пирамидку, ползает, играя с машинкой, танцует, приседает и делает массу других движений, которые помогают стопе формироваться. А обувь этому только мешает.

Если пол холодный, то надевайте малышу теплые носочки. Сейчас бывают даже на не скользящей «подошве». Для тех деток, кто делает свои первые шаги, идеально подойдут обычные тоненькие пинетки (если босиком по каким-то причинам им перемещаться нежелательно).

  • В-третьих, из своего личного опыта. Раньше наши родители и слыхом не слыхивали об ортопедической обуви, и мы дома ходили либо в обычных мягких тапочках, либо босиком. И здоровее были.

Что еще нужно для тренировки мышечного аппарата стопы?

  1. Если средства и место позволяют, приобретите шведскую стенку и мягкий коврик рядом на случай падения. Пусть ребенок уже с 2-3 лет осваивает ее.
  2. Купите велосипед, и пусть ваш дитеныш крутит педали: дома босиком или в носочках, на улице – в обуви с мягкой подошвой.
  3. Приобретите в ортосалоне или у себя, в аптеке, массажный коврик и положите в том месте, где чаще всего пробегает ребенок. Что-нибудь вроде этого:

  1. Есть и эконом. вариант: найдите у себя в «закромах» кусок ткани, положите его на пол, разбросайте по нему бусинки или пуговицы. Можно дать задание вашему малышу пальчиками ног собрать бусинки в коробочку.
  2. А можно сделать так:

6. Найдите в интернете упражнения для стопы и делайте вместе с ребенком. Вспомните, как раньше на физкультуре учитель говорил: «Идем на носочках, теперь на пяточках, на внутренней стороне стопы, на наружной». И это классная тренировка мышц!

Пишите, комментируйте, делитесь своим опытом.

Кстати, я выложила правильные ответы на тест по препаратам от . Смотрите внизу страницы.

С любовью к вам, Марина Кузнецова

ВНИМАНИЕ!

Использование материалов разрешено только при условии размещения прямой гиперссылки на эту статью

Сайт оснащен системой автоматического отслеживания плагиата.
Спорные вопросы решаются в судебном порядке.


Вы знаете, что выбирая обувь себе или ребенку, не достаточно знать ее размер. Обувь надо обязательно примерить.

Взрослый человек ориентируется на свои тактильные ощущения и жизненный опыт. C детьми же дело обстоит гораздо сложнее.

Нет смысла спрашивать у малыша: «Не жмет ли ботиночек?». У него еще мало опыта в ношении обуви, и он пока не знает, что значит «жмет» или «не жмет».

К тому же, жировой слой, который есть на детской стопе, снижает болевые ощущения. Малыш может перепутать ботиночки местами и ходить так, не ощущая дискомфорта.

Как же подобрать детскую обувь?

Во-первых, необходимо выяснить размер обуви. Для этого надо определить размер стопы и полноту .

Во-вторых, обувь нужно обязательно примерить на ребенка, так как у разных производителей размеры могут немного отличаться.

По этой причине не стоит дарить ботиночки или сандалии, даже если вы знаете размер обуви.

1. Определяем размер обуви

Чтобы определить размер обуви, нужно измерить длину стопы.

Для этого поставьте обе ножки малыша (в носках) на лист бумаги и обведите их карандашом.

Измерьте расстояние от самой выступающей точки пятки до наиболее выступающего пальца. Если для правой и левой ноги длины оказались различны, выберите наибольшую. Округлите полученный результат до 5 мм. Получится размер обуви в метрической системе .

В штихмассовой системе , которая также используется в России, размером обуви считается длина стельки в штихах (1 штих = 2/3 см).

Длина стельки обычно больше длины стопы на так называемый декоративный припуск. Его длина может колебаться от 0 до 1,5 см. Этот факт учитывается при переводе размеров из одной системы в другую.


Таблица соответствия размеров обуви метрической (М) и штихмассовой (Ш) систем:

М, см Ш
9,5 16
10 16,5
10,5 17,5
11 18
11,5 19
12 19,5
12,5 20
13 21
13,5 22
14 22,5
М, см Ш
14,5 23
15 24
15,5 25
16 25,5
16,5 26
17 27
17,5 28
18 28,5
18,5 29
19 30
М, см Ш
19,5 31
20 31,5
20,5 32
21 33
21,5 34
22 34,5
22,5 35
23 36
23,5 37
24 37,5


Маленькие дети не любят долгих примерок, поэтому чтобы облегчить себе выбор детской обуви, вырежьте из бумаги обрисованные стопы малыша и наклейте на картон. Полученные лекала можно вкладывать в новые ботиночки, чтобы определить «на глаз», поместится ли стопа ребенка в длину и в ширину. Если да, то можно примерить обувь на ножки ребенка.

Между носком ботинка и пальчиками ребенка должно оставаться около 1 см. Летом ножка малыша может немного отекать. А зимой в сапожках должно быть пустое пространство, в котором скапливается теплый воздух, благодаря чему ножки не будут мерзнуть. Кроме того, необходим запас для роста ступни.

Как это определить? Попытайтесь вставить свой мизинец между пяткой ребенка и задником обуви. Толщина мизинца взрослого человека составляет приблизительно 1 см. Малыш при этом должен стоять на полу, чтобы он случайно не поджал пальчики и не ввел вас в заблуждение.

2. Определяем полноту

Обувь должна подходить не только по размеру, но и по полноте.

Полнота (подъем) стопы – это обхват стопы в самом широком месте ее носочной части.

Слишком узкая обувь деформирует стопы малыша и нарушает кровообращение. В тесной зимней обуви мерзнут ноги.

С другой стороны, в слишком широком ботинке нога не имеет опоры и неустойчива.

Обувь должна легко надеваться и сниматься. Если надевание ботинка требует усилий (ножка еле втискивается), не стоит их покупать с расчетом, что они «разносятся». Пока ботинки будут «разнашиваться», ребенок из них уже вырастет. Попробуйте примерить другую пару с большей полнотой.

Детская обувь выпускается трех видов полноты в пределах каждого размера: широкая , средняя , узкая .

Некоторые модели летней обуви имеют возможность регулировать полноту обуви с помощью застежек или «липучек».


В каком возрасте можно надевать первую обувь ребенку?

Некоторые мамы считают, что первую обувь надо надевать ребенку, когда он начинает становиться на ножки возле опоры. Мотивируя это тем, что так малыш будет правильно ставить стопу, и не будет подниматься на цыпочки.

Ортопеды утверждают, что обувь такому маленькому ребенку не нужна. Исключение составляют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которым шьется специальная обувь на заказ.

Когда малыш научится ходить, вот тогда можно купить ему первую обувь для прогулок. А дома лучше бегать босиком. Так укрепляются связки и мышцы маленькой ножки. Кроме того, хождение босиком - один из способов .

  • Не покупайте обувь «на вырост» малышу, который недавно научился ходить, иначе он будет часто падать.
  • Нельзя покупать «на вырост» обувь с супинатором, так как положение супинатора не будет соответствовать своду стопы и может способствовать ее неправильному формированию.

  • Слишком свободная обувь приводит к усталости в ногах, быстрой утомляемости при ходьбе.
  • В обуви большого размера походка становится шаркающей, что может войти в привычку.
  • Ножка ребенка находится в незафиксированном положении внутри ботиночка, что способствует натиранию мозолей.

Как выбрать обувь для малыша? Казалось бы, чего проще — покупаем яркие ботиночки или сандалии с красивой застежкой и — беги, малыш! Но эстетические требования к детской обуви не должны заслонять собой рациональные критерии ее оценки. Родители, обращающие внимание лишь на внешнюю привлекательность башмачков, рискуют наградить своего ребенка не одним десятком проблем в дальнейшей жизни. В первые годы жизни кости и связки еще очень непрочны и легко деформируются от неверно подобранной обуви или отсутствия необходимых упражнений.

Почти все дети рождаются на свет со здоровыми ножками. Задача родителей — не допустить, чтобы в будущем из-за неграмотного ухода за малышом или неправильно подобранной обуви у ребенка появились проблемы с ногами. Для этого необходимо понимать закономерности детского развития.

Примерно в 6-9 месяцев происходит резкий скачок в развитии ребенка: он начинает осваивать движения в вертикальном положении. Движения эти очень важны, т.к. они способствуют развитию понимания речи и активной речи самого ребенка, а также тренируют ориентировку в окружающем мире.

К 8-му месяцу у ребенка обычно появляются переходные движения к самостоятельной ходьбе: малыш встает, садится, сидит, переворачивается, переступает с ноги на ногу.

Затем к 10-ти месяцам он осваивает движение вперед с опорой (лучше, если это будут мамины руки, а не искусственные приспособления типа «ходунки»), а в 11 месяцев нормальный ребенок делает первые самостоятельные шаги.

В свой первый год рождения ребенок должен уметь пройти 3-5 метров без опоры, преодолевая небольшие препятствия в виде разбросанных игрушек, и т.п.

Говоря о нормальном развитии, следует иметь в виду, что в норме у 25 % детей ходьба начинается слишком рано, а у 20 % - происходит задержка. И все же, если ребенок слишком рано начал ходить, что часто бывает при повышенной двигательной возбудимости, или не передвигается самостоятельно к 12-ти месяцам, и при этом достаточно флегматичен и имеет повышенную массу тела, следует проконсультироваться с педиатром.

Важными условиями для нормального развития ходьбы являются:
- Создание соответствующей окружающей среды: наличие в пространстве множества точек опоры; возможность двигаться без риска повредить дорогую полировку или любимую мамину вазу; присутствие предметов, стимулирующих интерес к ходьбе, например, движущихся игрушек и др.
- Твердая поверхность для ходьбы (это не должен быть ковер или матрас).
- Ежедневный комплекс гимнастики и массажа перед ночным купанием.
- Активное участие в обучении ходьбе рук взрослого человека. Любому навыку (сидению, стоянию, топтанию) необходимо терпеливо учить, тратя порой массу сил и времени. И, все-таки, помните, что тепло руки не просто помогает научиться чему-то, но и способствует формированию здоровой психики маленького человека и нежной привязанности к родителям.
- Умение ребенка стоять, опираясь на всю стопу без опоры, причем стопы должны быть параллельны друг другу; умение ходить вперед на всей стопе и понимание ребенком слов «иди»» и «сиди», что достигается частым повторением.
Еще одним важным условием развития ходьбы является обувь.

Она должна охранять ногу от механических повреждений, обеспечивать благоприятный микроклимат для стопы, соответствовать анатомическим и физиологическим особенностям стопы ребенка.

Подошва должна быть эластичной и гибкой для того, чтобы стопа могла совершать те же движения, что и при ходьбе босиком. Вообще, очень полезно давать ребенку бегать босиком, укрепляя таким образом связки и мышцы маленькой ножки.

Не надевайте обувь детям раньше, чем начнете выходить на прогулки. В дальнейшем для правильной постановки стопы следует выбирать ботиночки с крепким задником, плотно удерживающим пятку и предохраняющим ее от скольжения и выворачивания вбок.

Оптимальная высота каблука для дошкольника — 5-10 мм. Каблук искусственно повышает свод стопы, а, значит, увеличивает его рессорные свойства; к тому же он защищает пятку от ушибов о почву и повышает износоустойчивость обуви.

Носочная часть башмачка обязательно должна быть шире, чем пяточная, т.е. в области пальцев обувь должна быть просторной. Узкая обувь может привести к деформации стопы, к нарушению кровообращения в этой области.

Выбирая размер обуви, следует также помнить о том, что слишком просторная обувь часто служит причиной образования потертостей на коже ноги.

Обязательно обратите внимание на наличие в обуви супинатора.

Основной показатель размера — длина стопы, которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца. Единица измерения — 1 мм. Разница между номерами — 5 мм. Правилами предусматривается выпуск детской обуви трех видов полноты в пределах каждого размера.

Легкая и мягкая, обувь должна хорошо крепиться к ноге с помощью всевозможных застежек, ремешков, шнурков, позволяющих регулировать подъем башмачка. Лучше, если они выполнены из натуральных материалов, обеспечивающих лучшие показатели воздухопроницаемости и вентилируемоести внутриобувного пространства.

Итак, выбирая обувь для ребенка, необходимо:


- отдавать предпочтение кожаной обуви с широкой носовой частью, регулируемыми застежками и маленьким каблуком;
- обращать внимание на полноту и размер обуви (между большим пальцем ноги и носком туфли должен оставаться зазор около 1 см);
- примерять обувь следует стоя на обеих ногах.

Измерять длину стопы ребенка необходимо по крайней мере раз в три месяца.

Все эти родительские заботы будут вознаграждены здоровой костно-мышечной системой ребенка.

Для тех детей, у кого уже есть проблемы со стопой, мы рекомендуем использовать корригирующие анатомические стельки и комплекс специальной гимнастики. Чем раньше такое лечение будет начато, тем выше вероятность хорошего результата. Важно только правильно выбрать врача и строго следовать его рекомендациям.

Пусть нашим детям будет легко входить в жизнь!

Перепечатано с сайта www.detstvo.ru

Как правильно замерить ногу ребенка для определения размера

В домашних условиях, стоя под нагрузкой, на листке бумаги, обведите стопу ребёнка и замерьте длину стопы от пятки до 1-го пальца, прибавив + 5 мм. По таблице найдите свой размер, соответствующий только обувной колодке «Персей»:

Размер обуви

«Персей»

Длина стопы + 5 мм (см)

Размер обуви

«Персей»

Длина стопы + 5 мм

Кроме размера, детские ножки отличаются полнотой и объёмом.

При производстве обуви «Персей» учитывается индивидуальная полнота:

1-я полнота - узкая стопа, 2-я полнота - широкая стопа с высоким подъёмом, что обеспечивает соответствие обуви естественным пропорциям стопы

Не стоит забывать и о том, что детская обувь, в отличие от взрослой, должна иметь широкую носовую часть и регулируемое крепление на стопе (шнуровка или ремешки).

В магазинах детской обуви настолько широкий ассортимент, что выбрать качественные красивые ботиночки бывает не так просто. Медицинские исследования показывают, что примерно 80% деток имеют предрасположенность к плоскостопию и другим нарушениям строения стопы. Чтобы не дать им развиться, нужно правильно выбрать детскую обувь, и особенно это касается малышей только вставших на ножки.

Первая детская обувь должна отвечать медицинским требованиям безопасности, то есть соответствовать следующим параметрам:

  1. Материал, использованный при изготовлении ботиночек, должен быть натуральным, чтобы ножка малыша «дышала». Рекомендуется покупать изделия из кожи или текстиля без пропитки.
  2. Детская обувь имеет стандартный фасон – просторный полукруглый перед, в котором пальцам свободно, и выровненный край, чтобы большой палец не подвергался деформации. Категорически запрещено приобретать обувь с острыми носами!
  3. Задник должен быть жестким, хорошо облегающим пятку, чтобы ножка не съезжала и не подворачивалась. Крайне желательно покупать закрытую обувь.
  4. Первые ботиночки должны быть высокими – выше лодыжки, чтобы нога плотно фиксировалась и не повреждалась при ходьбе. Правильное положение ноги обеспечивается шнурками, липучками или застежкой с ремешками.
  5. Подошва должна быть широкой, чтобы малышу проще было удерживать равновесие. На толщину также нужно обращать внимание. Чем тоньше подошва, тем лучше. Но у любых детских туфелек должен быть маленький каблучок – не выше 1,5 см. Подошва также должна гнуться в передней части, чтобы можно было встать на носочки.
  6. Рекомендуется покупать обувь со съемной стелькой, чтобы вы могли ее просушить. Нужна ли вашему ребенку ортопедическая стелька-супинатор, подскажет специалист.

Как правильно выбрать детскую обувь по размеру?

Чтобы правильно выбрать детскую обувь учтите несколько особенностей:

  • мерить обувь лучше ближе к вечеру, т.к. в это время нога длиннее и шире, чем с утра;
  • примерку нужно делать стоя, в этом положении нога длиннее на 3-6 мм, чем сидя;
  • при движении нога немного сдвигается вперед, поэтому стелька должна быть длиннее ноги минимум на 1 см;
  • примерить обувь на одну ногу недостаточно, т.к. длина стоп различается у большинства людей;
  • расходы на производство детской обуви не меньше, чем на взрослую, поэтому дешевой она не будет. Даже если малышу хватает ботинок всего на один сезон, не экономьте на них, иначе можете навредить маленьким ножкам. Покупка ношеной обуви или передача ее «по наследству» не рекомендуется, т.к. она уже разношена под ногу прежнего владельца, а значит правильной фиксации ноги вашего малыша не будет.

Размер детской ноги меняется очень быстро . У ребенка до трех лет его нужно обмерять каждые два месяца, от 3 до 6 лет – каждые полгода. Но не стоит покупать обувь впрок, ведь каждый ребенок развивается по-своему, и вы можете не угадать размер.

Чтобы определить размер детской ноги, поставьте ребенка на бумагу и обведите стопу по контуру. Измерьте расстояние от пятки до носка, а если для двух ног размеры оказались разными, выбирайте больший. Длина стопы – это не размер обуви, не забудьте, что стельки должны быть длиннее минимум на 1 см. Зимняя обувь может быть еще больше – учитывайте толщину теплых носков.

Второй важный параметр – полнота. Это размер самой высокой части стопы. Если нога с трудом втискивается в обувь, не стоит надеяться, что она разносится, лучше подберите другую пару.

Ребенок должен активно двигаться, поэтому качественная обувь – залог успешного развития карапуза. Чтобы правильно выбрать детскую обувь, следуйте советам по подбору ботиночек или сандалий и прислушивайтесь к жалобам малыша. Тогда бегающий и прыгающий «вечный двигатель» доставит только радость.

Выбрать размер детской обуви вам поможет эта таблица:

Таблица для определения размеров детской обуви

Длина ступни (см)

Размер обуви

9,5 16
10,5 17
11 18
11,6 19
12,3 20
13 21
13,7 22
14,3 23
14,9 24
15,5 25
16,2 26
16,8 27
17,4 28
18,1 29
18,7 30
19,4 31
20,1 32
20,7 33
21,4 34
22,1 35
22,7 36
23,4 37


Статья описывает основные критерии для выбора первой обуви ребенку, объясняет как правильно измерить детскую ножку и подобрать обувь по размеру.

Как правильно выбрать первую обувь для ребенка? Таблица размеров обуви для малышей

К каждому новому достижению своего малыша родители относятся с трепетом и ощущением гордости. Как только ребенок покидает исключительно горизонтальную плоскость и начинает стремиться вверх, балансируя на своих неокрепших ножках, количество хлопот у заботливых родителей увеличивается как минимум на одну: подобрать первую обувь.

Ко многому, что касается чада впервые, хочется подойти максимально ответственно. Выбор первых башмачков, несомненно, относится к этому числу.

ВАЖНО: О первой паре обуви всерьез надлежит задуматься, когда кроха начинает удерживать равновесие на ногах без поддержки. В среднем малыш радует такими успехами между девятым месяцем и годовалым возрастом.

Как выбрать ортопедическую детскую обувь для малышей до года?

  • Термин «ортопедическая обувь» сейчас достаточно распространен в кругу не только молодых мам, но и повсеместно, где речь идет об обуви. На подсознании люди отдают предпочтение моделям с маркировкой «ортопедическая»
  • Неудивительно, что при выборе первых сандалий для своего ребенка, на ум сразу приходит мысль: они должны быть обязательно ортопедическими, как самые лучшие, качественные, а главное, с которыми малышу не грозит плоскостопие
  • Под ортопедической в исконном понимании этого слова подразумевают обувь, выполненную специально под конкретного ребенка по гипсовым слепкам. Изготавливается такая обувь в случаях назначения ортопедом с целью лечения имеющихся у ребенка нарушений в опорно-двигательном аппарате
  • Широкий ассортимент обуви, представленной в магазинах, аптеках, специализированных салонах обуви, а также позиционирующие себя как линии ортопедической обуви известных брендов, в действительности, просто не могут быть таковыми
  • Скорее всего, речь идет о соответствии такой обуви требованиям для профилактики плоскостопия и о более высоком качестве.Отсюда следует, что при выборе первых башмачков следует обращать внимание не на наличие маркировки «ортопедическая», а на следующие критерии:

Это относится к подошве, а также к боковым стенкам и верху ботиночек. Обувь не должна стеснять движения. В жесткой обуви происходит неправильное распределение нагрузки, фактически, такая обувь препятствует естественной работе необходимых мышц свода стопы, и они ослабевают.

ВАЖНО: Когда ребенок шагает, должны быть заметны следы от сгибания у основания пальцев ног.

Каблучок

Невысокий каблук (около от 3 до 8 мм) способствует активной работе и развитию мышц стопы. Приподнятая пятка предотвращает падение крохи на спину.

Твердый задник

Необходим для правильной фиксации пятки. Недостаточно жесткий задник по истечению времени может начать слетать с ножки. Хорошо, если внутри на заднике будет небольшой мягкий валик для предупреждения возникновения мозолей.

ВАЖНО: Для тестирования задника на жесткость, сожмите его двумя пальцами (большим и указательным). Он не должен быть слишком мягким.

Нескользкая подошва


Малыш только учиться управлять движениями своих ножек, что часто сопровождается падениями. Не следует провоцировать их с помощью скользкой подошвы башмачков.

Натуральные материалы

Обувь должна пропускать воздух, ножка не должна «преть». Для этого лучше предпочитать изделия из натуральной кожи, плотной холщовой ткани, избегать «недышащей» синтетики. Подошва в зависимости от вида обуви может быть кожаной, резиновой или из другого гибкого материала.

Мягкая стелька-супинатор

Стелька должна поддерживать свод стопы и защищать от заваливания внутрь.

Как определить размер обуви ребенка?

Правильно подобранная по размеру обувь вдвое повышает ваши шансы на удачное приобретение. Лучше всего примерять ботиночки на их будущем владельце непосредственно в магазине. Если такой возможности нет, следует тщательно измерить ножку крохи дома, соблюдая следующие правила:

  1. Ребенок должен стоять, а не сидеть. В положении стоя за счет нагрузки всей массы тела на ножки длина стопы получится больше
  2. Измерения лучше делать вечером. В течение активного дня ножки малыша естественным образом оттекают и становятся больше
  3. Лучше надеть малышу носочки. Для того, чтобы башмачки не оказались малы после, того как ребенок наденет под них носки, разумнее сразу проводить замеры с ними
  4. Измерять необходимо обе ноги. Одна ступня может оказаться длиннее другой. В таком случае размер обуви определяется по ножке, длина стопы которой больше

ВАЖНО: Параметры стопы в неподвижном состоянии и при ходьбе неодинаковы. Внутренние размеры ботиночек должны быть немного больше, чем полученные вами размеры стопы ребенка.


Для определения размера обуви:

  1. Поставьте малыша обеими ножками на плотный картон. Желательно, чтобы нагрузка между ножками распределялась равномерно. Если удержать кроху в таком положении не получается, проводите измерения ножек поочередно
  2. Аккуратно обведите обе ступни карандашом, стараясь держать карандаш вертикально и плотно прижимать его к ножке
  3. Затем вырежьте полученные картонные стельки. С такой заготовкой легко подобрать необходимую обувь в магазине, вкладывая бумажные стельки внутрь понравившейся модели
    ИЛИ
  4. Измерьте расстояние между самым длинным пальцем и пяткой с помощью линейки

5. Прибавьте к полученному результату 0,5-1 см для запаса. Определите размер обуви своего ребенка, используя представленную ниже таблицу

Таблица размеров обуви для малышей


Например, длина ступни – 9,8 см плюс запас 0,5 см, значит выбирать надо 17 размер.

Размер обуви для малышей по возрасту


Приведенные значения размеров обуви в зависимости от возраста достаточно условны и рассчитаны на основе средних данных. Каждый ребенок индивидуален, и значения для него могут варьироваться.

ВАЖНО: Ребенок в возрасте до двух лет вырастает из обуви в среднем каждые три месяца.

Поэтому периодически следует проверять, не жмут ли ботинки ребенку. Признаки того, что обувь пора менять:

  • появление мозолей, потертостей или вмятин на ступнях
  • смещение задника при ходьбе
  • отсутствие расстояния в 1-1,5 см между самым большим пальцем и носком ботинка

Как выбрать первую зимнюю теплую обувь для ребенка?


Помимо общих требований к зимней обуви предъявляется особое условие: ножка не должна в ней мерзнуть. Для верха сапожек отлично подойдет кожа, фетр, сукно и нубук. Особое внимание следует обратить на утеплитель зимних сапожек:

  • овчинный мех
  • мембрана
  • тинсулейт

Самым теплым вариантом будет натуральный мех. Мембрана отлично подойдет для влажной зимы без сильных морозов, так как не пропускает влагу. Тинсулейт − современный синтетический утеплитель, который отличается высоким качеством, водонепроницаемостью и может составить конкуренцию меху по сохранению тепла при сильных заморозках.

ВАЖНО: В отличие от летней обуви, для которой обычно предусматривают запас в 0,5 см, при выборе зимней обуви допускается увеличение запаса до 1,5 см для теплого носка.

Если вашему малышу зимой исполнится только 6-8 месяцев, покупать зимние сапожки смысла нет. Отложите покупку ботиночек на весну, когда кроха начнет делать первые шаги. Для того чтобы ножки не мерзли зимой, лучше приобрести кожаные тапочки на меху или вязаные пинетки, если ребенок носит слитный теплый комбинезон.

Как выбрать мягкую вязаную обувь для малыша?


Для того чтобы ребенок постепенно привыкал к ощущениям обуви на ножках, существует так называемый переходный вариант – мягкие пинетки.
Вязаные пинетки одевают даже новорожденным для согревания ножек. Но когда ребенок начинает сидеть и ползать, особенно в холодное время года, обзавестись пинетками, если вы еще этого не сделали, точно пора. При выборе вязаных пинеток учитывайте следующее:

  1. Тапочки должны быть связаны из натуральных гипоаллергенных ниток. Пряжа не должна раздражать нежную кожу младенца. В магазинах можно встретить специальные нитки для вязания детских вещей
  2. Пинетки не должны содержать мелких деталей (бусин, застежек, пуговиц и т.д.), либо они должны быть надежно пришиты. В противном случае, ребенок может легко их оторвать и проглотить
  3. Вязаные башмачки не должны легко сниматься. Маленький ребенок очень подвижен и будет терять пинетки, если они плохо фиксируются на ножке

Обувь своими руками для малышей


При наличии базовых навыков вязания или кройки и шитья, подарите малышу первую пару мягкой обуви, сделанную собственноручно. Это принесет удовольствие и вам, и вашей крохе, так как башмачки будут выполнены индивидуально под размер ножки, с уникальным дизайном, а главное с любовью к малышу.
В зависимости от желания и способностей вы можете пошить кожаные тапочки, башмачки из фетра или выбрать несложную схему для вязания пинеток.

Выкройка обуви (пинеток) для малыша с размерами



Для того чтобы получить выкройку нужного вам размера, обведите ножку малыша, вырежьте бумажную стельку и приложите ее к детали «подошва» на выкройке, меняйте масштаб изображения выкройки, пока стелька не совпадет с выкройкой. Распечатайте выкройку, вырежьте детали. Раскроите изделие из фетра, сшейте кусочки вместе и украсьте полученные пинетки, приложив всю свою фантазию.



Для того чтобы первые башмачки не только приводили в умиление своим внешним видом, но были комфортными и не препятствовали правильному формированию детской стопы, следует прислушаться к следующим советам:

  1. Отдавайте предпочтение известным производителям качественной детской обуви
  2. Не покупайте ребенку узкую, тесную обувь или обувь на вырост. Ботиночки должны точно подходить по размеру
  3. Приобретайте обувь в магазинах, специализирующихся на продаже детской обуви
  4. Башмачки должны быть гибкими, с устойчивым каблучком и широким носком
  5. Качественная обувь не может быть слишком дешевой
  6. В гардеробе ребенка желательно иметь две пары обуви на сезон

Следуя указанным требованиям, вы без труда подберете правильную обувь для своего чада и будете уверены, что его первые шаги будут сделаны без вреда для здоровья.

Видео: Как выбрать первую обувь для ребенка. Комаровский