Как помочь ребенку из детского дома встроиться в общество. Как помочь детям в детских домах

Никаких подарков в детские дома. Да, я имею в виду вовсе не: «Ребята, срочно помогите, у нас в этом году не хватает подарков для несчастных обделенных детишек в детских домах», я имею в виду именно: «Пожааааалуйста, прекратите издеваться над детьми из детских домов, заваливая их подарками».

Я понимаю, что текст этой статьи будет очень больно читать приблизительно половине из тех, кто соберется это сделать (крепитесь, позитив в конце). А другая половина будет тихо и печально кивать со словами: «Да, я тоже об этом все время говорю, но это никого не останавливает». Я знаю, что у первых статья вызовет фрустрацию или даже агрессию. Поэтому сразу хочу сказать: «Да, я тоже очень люблю детей и вообще людей», «Да, я сама тоже кое-что делаю в помощь другим, а именно, посвящаю этому приблизительно 95% своего времени, не считая сна», «Да, я бывала в свое время в огромном количестве детских домов и в одном даже прожила неделю, прямо в группе с детьми», «Да, я имею дело с волонтерами из более чем 20 регионов страны, и там везде точно так же как в Москве». Так что, ребята, давайте вместо фрустрации просто попробуем сделать нашу помощь хотя бы чуть-чуть эффективнее, мы же все именно этого хотим, да?

Итак, почему же все-таки нельзя дарить подарки в детские дома, и что можно сделать вместо этого?

Возьмем, к примеру, идеальную ситуацию, то есть ситуацию, при которой всем детям достались одинаковые подарки, всем поровну, идеальную ситуацию, исключающую вероятность того, что подарки не дошли до детей. Ситуацию, при которой подросток не продал подарок, чтобы купить сигареты или пиво. Или когда подарок не был использован для того, чтобы вызвать у кого-то зависть или просто продемонстрировать свое превосходство («смотри что у меня есть, а у тебя такого нету»), обычно после этого подарок оказывается либо разбитым, либо украденным, как только хозяин от него отвлекся, и, конечно, это очень плохо и для хозяина, и для того, кто разбил или украл.

Так вот, даже в этой идеальной ситуации (а вы же понимаете, что такого не бывает?), дарить подарки в детские дома, школы-интернаты, социальные приюты и в другие формы государственных сиротских учреждений (подчеркну - особенно государственных) разрушительно для психики ребенка, потому что по статистике за время новогодних праздников ребенок из детского дома посещает около 17 елок и мероприятий и получает около 19 подарков (в Московской области - 25). Вы понимаете, что это просто марафон на выживание? Вы хотите быть 26-ми, кто прибежал судорожно любить незнакомого вам еще вчера ребенка? А 18-ми? Самое печальное, что готовы…

Вы хотите быть 26-ми кто прибежал судорожно любить незнакомого вам еще вчера ребенка? А 18-ми?

В ближайшие полтора месяца миллиарды рублей будут потрачены на игрушки, плюшевых мишек, санки, Барби и даже планшеты, телефоны и айподы (да-да, многие дети просят именно это, и многие взрослые им это покупают, хотя сами догадываются, что тут что-то не так)

Чудовищно все это потому, что воспитывает страшное иждивенчество, ребенок привыкает к тому, что ему все всё время что-то дают, дарят, исполняют, причем без каких-либо усилий или видимых для него причин. Постоянно приезжают какие-то экзальтированные люди, которые судорожно пытаются облюбить их всех до смерти за полдня и поехать дальше (я знаю, потому что сама была точно такая же). А потом вдруг ребенку исполняется 18 лет, и… И ничего, к нему никто не ездит, никто не осыпает его подарками, никому нет дела до проблем «взрослого здорового парня, который должен идти работать». А с чего он должен? Вы его научили только просить, вы не научили его зарабатывать. Вы его научили принимать подарки и увеселения и думали, что про работу он как-то сам должен догадаться. В итоге справляются с таким положением вещей всего 10%, а остальные спиваются, попадают в криминал и тюрьмы, кончают жизнь самоубийством. Вдумайтесь! 10%! 90%!

Вы его научили только просить, вы не научили его зарабатывать. Вы его научили принимать подарки и увеселения и думали, что про работу он как-то сам должен догадаться

Дети в детских домах (а я подразумеваю в данном случае все государственные виды учреждений подобного типа) живут по правилам созданной еще в начале XX века угрюмой, бесчеловечной и беспощадной системы. Их воспитанников не считают частью общества, и поэтому они ей не становятся. Их считают бедными и несчастными, убогими и обделенными, и только по-настоящему искренние и профессиональные благотворительные фонды бьются над их социализацией, пытаются вернуть им мотивацию жить, стремиться к чему-то и достигать своих целей, наполняют их верой в собственные силы и устраивают их в семьи.

«Ну каждый помогает как может», - часто отвечают мне обиженно на упоминание профессиональных фондов. Нет-нет, я вовсе не против маленькой помощи, и я точно знаю, что КАЖДЫЙ человек может помочь. Но здесь речь не идет о помощи. Я пишу все это именно для того, чтобы объяснить - подарки в детские дома на праздники и без них, а так же куча увеселительных мероприятий на праздники - это не помощь, это вред.

Я приведу пример из собственной практики, когда много лет назад я приехала в составе группы волонтеров в один из детских домов Тверской области. Мы договаривались о визите заранее, подготовили конкурсы и представления, уточнили у директора, что кроме нас в этот день никого не будет. Когда приехали, прямо у нас перед носом уехала другая группа волонтеров, и дети, потягиваясь, вышли из актового зала с подарками. Они надеялись пойти по своим делам, но директор велел им срочно идти обратно в зал, потому что «спонсоры приехали», и дети побрели смотреть очередные наши песни и пляски, которые им были абсолютно не нужны. Какую пользу мы им принесли, заставив полдня просидеть в актовом зале? Какую пользу можно принести мастер-классом по плетению фенечек и мыловарению?

Директор велел им срочно идти обратно в зал, потому что “спонсоры приехали”, и дети побрели смотреть очередные наши песни и пляски, которые им были абсолютно не нужны

Ну а что же тогда делать и как помочь, если есть такое желание?

Я обещала в конце позитив, и вот он - вы можете быть не просто нужны, а очень нужны! Например, если вы хотите устроить действительно праздничное мероприятие, то организуйте его для детей с ограниченными физическими возможностями. Причем постарайтесь вывезти их куда-то из дома, у нас в стране им так редко предоставляется такая возможность. А еще лучше - посоветуйтесь с профильными фондами и организуйте совместное мероприятие для обычных детей и детей с ограниченными физическими возможностями. Это будет очень полезно и для тех и для других.

Если вы обязательно хотите вручить кому-то подарок, то есть дети, больные раком, есть дети из малоимущих семей, да и просто те, которые находятся на длительном лечении в больнице, их вы точно не избалуете. Есть еще пожилые люди, люди находящиеся в хосписах и больницах, парализованные люди, заключенные (о них вообще все забывают) - все они будут рады вашему теплу и вниманию, ваши подарки будут им нужны и приняты с благодарностью.

Ну а если вы хотите что-то сделать именно для детей из детских домов, то мой вам совет - пожертвуйте деньги или станьте волонтером в одном из фондов, которые действительно меняют их жизнь и спасают их:

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!

Тема социальной адаптации выпускников детских домов стара как мир. Специалисты, работающие в этой сфере, знают, как мало выпускников детских домов выживают. Почему это происходит? Попробуем разобраться.

Воспитанник детского дома живет в такой системе, где он сам себе не принадлежит. Ребенку говорят: «Сегодня едем на концерт», и он едет, не важно, хочет или нет. В выходной день любой школьник надеется выспаться, отдохнуть, набраться сил перед новой учебной неделей. Но не тут-то было. В 8 утра объявляют подъем, так как сегодня в детском доме «День аиста». И воспитанник обязан встать, одеться, умыться и с улыбкой принимать гостей: потенциальных приемных родителей, чиновников, журналистов. Я несколько раз была на этом мероприятии, приходила пообщаться с девчонками, у которых проводила программу по адаптации. При мне пришла делегация из кандидатов в приемные родители к старшим девочкам (15-18 лет). Директор что-то воодушевленно рассказывала, гости смотрели на них, девочки жались ко мне, пытаясь спрятаться. Когда все ушли, одна из них сказала: «Как в зоопарке».

Почему такое отношение, ведь это шанс попасть в семью? Но, как показывает практика, не всегда это становится реальным, а встречи приносят все больше разочарования и раздражения.

Также в выходные и в будние дни могут проходить другие мероприятия, где все обязаны присутствовать: праздники, концерты, приезд чиновников, игры, устраиваемые волонтерами и благотворительными фондами.

Другой момент жизни в детском доме: невозможность нормального процесса воспитания. В семье, если ребенок наказан, то он это наказание должен понести. Например, день без телевизора или без компьютера, запрет на прогулки с друзьями или что-то еще. В детском доме, независимо от того, провинился воспитанник или нет, если все едут в цирк, он тоже едет.

Ребенок, живущий в семье, эмоционально привязан к своим родителям, и благодаря этому он слушается. Доверяет взрослым, понимает, что они надежные, более опытные и зрелые, прислушивается к ним. Если родители не отпускают ребенка куда-то, чаще всего он подчиняется. В детском доме большинство детей не верят взрослым, их жизненный опыт показал, что те могут быть ненадежными. Их родители были слабыми, зависимыми от алкоголя или наркотиков, не смогли отказаться от пагубной привычки, чтобы сохранить себя, свою семью, своего ребенка. После этого сложно верить взрослым, особенно, если они показывают свою слабость, а ребенок, живущий в детском доме, как сканер считывает слабость людей. И тогда пощады не жди.

Особенно сложно детям, от которых сразу после рождения отказались родители. Там в картине мира взрослого вообще нет. И не трудно догадаться, что в школе с этими детьми сложнее всего.

Важно и то, что ребенок в детском доме почти ничего не делает сам: не стирает, не готовит, не моет полы, не выполняет поручения, которые, для детей, живущих в семье, являются нормой: сходить в магазин, вынести мусор, развесить белье и т.д. Не знает цену деньгам. Если у ребенка порвалась куртка, ему дадут другую. Благотворительные фонды собирают вещи, привозят, и так у детей появляется что-то новое. Если детдомовскому ребенку дарят дорогой подарок, например, айфон, он может пойти и продать его за копейки, не зная цены этой вещи. Она легко пришла к нему, легко и за бесценок ушла. Ему не надо было выпрашивать ее у родителей, учиться на одни пятерки, и ждать с трепетом в сердце, когда же эта долгожданная вещь будет ему подарена. Отсюда и нет желания бережно к ней относиться.

Также нет опыта разумной траты денег. Хотя в некоторых детских домах ребятам выдают по 300 рублей в месяц, и они могут этими деньгами как-то распорядиться. Некоторые копят и покупают себе одежду, другие предпочитают вкусно поесть. Но это скорее редкость, чаще ребята не имеют доступ к деньгам, и соответственно, не умеют ими распоряжаться.

И вот воспитанники детских домов, с покалеченными судьбами и истерзанными душами выходят за стены этого заведения. Обозленные, агрессивные, привыкшие, что все им должны, так как они сироты, государственные дети. Не наученные элементарным вещам, не умеющие заботиться о себе, научившиеся считывать людей, лучше профессиональных психологов. Выходят они на улицу со своей котомочкой и куда? А некуда. Более менее стабильная ситуация в Москве, здесь выпускник чаще всего переезжает сразу в свою квартиру. Получает пособие, кто-то продолжает учиться в колледже, реже в институте (есть у меня такой пример), подрабатывать курьером или в сфере быстрого питания. Вроде бы ничего особенного, не такая уж прекрасная жизнь, для 18-летнего человека достаточно сложная, но это самая благополучная ситуация. Многие же из выпускников пьют, принимают наркотики, не работают и не учатся. Попадают в сомнительные компании, часто криминальные; не наученные трудиться, они хотят легких денег, и находят пути реализации этого, впоследствии попадая в тюрьму или погибая.

Некоторые не выдерживают, заканчивают жизнь самоубийством. Они не справляются с этой жизнью, их не научили жить в нашем обществе, находить общий язык с людьми, встраиваться, мечтать, ставить перед собой цели и идти к ним. Зарабатывать деньги, учиться, развиваться – нет внутренней мотивации, нет включенности, они как были «замороженные» в системе детского дома, таковыми и остались. Будучи уверенными, что за них все сделают, они продолжают быть в этом уверены и после выпуска. Но тут они сталкиваются с другой ситуацией, когда никому не нужны. Если сам не сделаешь, то никто не сделает. Вот тут бы включиться. Но нет! Тут же появляются добровольцы, которые становятся «костылем» для ребенка, ходят и делают все за него. Если, конечно, появляются. Если нет, то либо выпускник включается и начинает за свою жизнь бороться, стараться выжить, либо нет. Вот тут бы очень помог человек или семья, которые смогут направить, подсказать, поговорить, кому можно излить душу, да просто знать, что есть кто-то, кому ты небезразличен. Ни в коем случае не ходить за выпускника, ничего за него не делать! Можно помочь советом, консультацией юриста, подключить свои связи, но он должен сам идти к чиновникам, в поликлинику, написать резюме, отправить и т.д. Главное, чтобы появилась мотивация. Иначе не выжить.

И это я рассказала о воспитанниках и выпускниках детских-домов, учреждений, в которых ребята учатся в общеобразовательной школе. Они каждый день выходят за стены этого учреждения, общаются с одноклассниками из семей, могут сходить в магазин, и, не смотря на это, им сложно адаптироваться к жизни после детского дома.

Что же тогда говорить об интернатах, где дети живут и учатся в одном месте, они лишены общения с другими людьми, кроме сотрудников и воспитанников этого учреждения. Интернат обычно хорошо охраняется. К чему их готовит эта система? Где еще так живут? Может быть в тюрьме, куда они нередко попадают?

И тут рождается вопрос, можно ли что-то сделать?

Я сейчас не буду говорить о том, что можно сделать на уровне государства. Про разукрупнение детских домов, развитие института профессиональных семей, всего того, что сейчас стараются сделать и государство, и общественные деятели, и некоммерческие организации. Расскажу, что может сделать каждый из нас. Можно взять под свою опеку хотя бы одного ребенка. Форм помощи много: наставничество, гостевая семья, опека или приемная семья, усыновление. В семье ребенок адаптируется и социализируется лучше и быстрее, и душевные раны немного заживут, в тепле, уюте и любви. Но если у вас нет такой возможности, вы можете просто навещать ребенка в детском доме, помогать делать уроки, общаться, чтобы он знал, что есть человек, которому можно позвонить, которому не все равно. Можно брать ребенка в гости на выходные, праздники и на каникулы. Для него это очень большой опыт, возможность увидеть другую жизнь, включиться, начать ставить перед собой цели. Стремиться к чему-то другому, о чем он раньше не знал. Увидеть, что такое семья, как хорошо и приятно быть просто ребенком. А там кто знает, может быть, со временем вы найдете в себе желание и ресурсы заботиться об этом запутавшемся человеке с такой непростой судьбой.

  • Добавить в избранное 2

Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.

Инструкция

Некоторые детские дома плохо обеспечены материально. И это самый доступный вид помощи, которую могут оказать посторонние люди. Узнайте, в чем нуждаются ребятишки. Дело в том, что любой детский дом находится в ведении Министерства образования, и в нем те же формы финансовой отчетности, что и в любом другом детском учреждении. Если директор видит, что кому-то нужны или носки, но бюджетные деньги на это уже выбраны, он ничего не может сделать. Разве что нужную вещь из собственных средств или попросит о благотворительной помощи. Узнайте, не нуждается ли в чем-то подобном ближайший . Можно договориться с другими жителями микрорайона и скинуться. Очень может быть, что такую помощь захочет оказать и кто-то из местных предпринимателей.

Материальные проблемы не столь существенны по сравнению с отсутствием социализации. Детям просто негде освоить даже самые элементарные навыки жизни в обществе. И ваша помощь может оказаться очень действенной. Уточните у директора, какие обычные для дома шнего ребенка дела доступны его детдомовскому сверстнику, а что в детском учреждении категорически запрещено.

Соберите группу единомышленников. Практика показывает, что более охотно занимаются подобными делами. Можно создать что-то вроде «семейного клуба», в котором взрослые бы учили элементарным навыкам домоводства. Начните, например, с устройства какого-нибудь праздника. Научите желающих некоторые блюда, пусть даже самые простые. Покажите, как накрыть на стол. Вместе с несколькими наиболее детьми придумайте веселый сценарий.

По российскому законодательству выпускник детского дома получает жилье. Но зачастую он не знает, с квартирой. Он не умеет ни содержать ее в порядке, ни коммунальные услуги. Покажите старшим , где и как это делается. Возьмите их с собой в банк, расскажите, зачем это нужно и что будет, если вовремя не вносить платежи. Эти знания избавят их в дальнейшем от больших неприятностей.

Детдомовским детям крайне необходимо окружение, в котором бытовали бы общечеловеческие ценности. Статистика свидетельствует, что подавляющее большинство сиротских заведений России заполнены детьми, у которых родители лишены родительских прав. Нормального круга общения у них никогда не было. Но он может появиться, если вы будете часто приходить к своим подопечным и просто разговаривать с ними на разные темы.

Вам могут помочь волонтеры и ребята из молодежных движений. Детдомовских детей необходимо привлекать к различным общественным мероприятиям. Они должны видеть, что мир - большой и интересный, в нем много хороших людей и всегда найдется занятие по душе.

Если вы действительно хотите, чтобы детдомовцы выросли хорошими людьми, дайте им понять, что у каждого человека есть не только права, но и обязанности. О своих правах ребята обычно знают достаточно много. С обязанностями дело обстоит значительно сложнее. В обычном детском доме круг обязанностей воспитанников сильно ограничен по сравнению с их дома шними сверстниками. Очень хорошо, если вы можете кого-то из ребят приглашать к себе в гости. Они могут посмотреть своими глазами, как распределяются у вас дома шние обязанности. Может быть, захотят и поучаствовать в каких-то делах.

Уважаемые гости сайта!
Детскому дому очень нужна Ваша помощь!

В 2010 году заканчивает среднюю школу и уходит во взрослую жизнь Рассадина Арина, наша чемпионка по армреслингу и спортивному ориентированию. Она очень мечтает о красивом платье на выпускной бал.

Девочки стараются сшить для себя подушки в вышевкой и забрать их после выхода из детского дома, для этого нужны материалы (ткань, гобилен, нитки и набивной материал).
У ребят появилась возможность заниматься ремонтом и сборкой механизмов. Очень нужны запчасти для сборки картингов.

Детскому дому на постоянную работу требуются:
1. Педагог-психолог с опытом работы не менее 10 лет (семейные консультации).
2. Педагог дополнительного образования (эстрадная песня, хореография)

Вы можете помочь нашим детям!
КАКИМ ОБРАЗОМ:

Детский дом — большая семья, и как в каждой семье в ней бывают сложные жизненные ситуации: сбор детей в школу, на последний звонок, выпускной бал, приобретение для каждого всех необходимых школьных принадлежностей, портфелей, так модных сегодня, но таких дорогих, рабочих тетрадей по всем предметам, спортивной формы, костюмов для выступлений детей и занятий спортом. Наши дети, так же как и домашние, вернее намного больше, чем домашние, нуждаются в этом, так как не берегут вещей, не умеют быть ответственными за что-то. Наши дети очень нуждаются в смене обстановки, теплых доверительных отношениях со стороны взрослых, близких людей, и дать им это тепло в детском доме нельзя, как бы мы не старались.

Лишняя энергия должна быть направлена в положительное русло: спорт, хореографию, труд. Очень важно увлечь ребят этими занятиями, чтобы это стало не только свободным времяпрепровождением, но и профессией, образом жизни, стержнем, который бы уберег от беды.

Государство позаботилось о сиротах, они хорошо накормлены, обеспечены летним и зимним отдыхом, у нас очень много театров, клубов, которые предлагают билеты на разные мероприятия, много подарков на Новый год, но 50 мальчишек и девчонок требуют постоянного внимания и помощи, им постоянно нужны лекарства, витамины, подарки на дни рождения, им, как и всем обычным детям, очень нравятся подарки, купленные только для них, с учетом их интересов, привычек и пожеланий.

Наши новые реквизиты:
Наши реквизиты изменились с 01.01.2010 года
Перечисления по безналичной форме:
Р/счет 406 038 107 0000 3000009
в отделении 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва 705
БИК 044583001
Л/счет 079 859 2000 930 496
КБК 985.303.03.02002 0000180

Получатель платежа:
(ФКУ ЮЗАО г. Москвы)
Адрес получателя: 117574, г. Москва, ул. Вильнюсская, д.7, корп.3

Плательщик: ГОУ Детский дом № 37 Департамента финансов г. Москвы
(ФКУ ЮЗАО г. Москвы)

Перечисления по наличной форме:
Р/счет 40116810300330000114
В ОАО "Банк Москвы" Отделение "Гагаринское"
БИК 044525219
Кор/счет 30101810500000000219