Как появилось вышивание крестиком. История вышивки крестом: создание и справка, русская кратко, возникновение на Руси, появление в России

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.

Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючкамив вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице – непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот.

В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центреОна выступает как символ женского начала, плодородия.

Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д.

Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру - Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.

Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.

В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века.

Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.

На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.

Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, длямолодой, пожилой женщины).

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.

В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.

Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.

Творческие коллективы художественных промыслов бережно хранят и развивают традиции народной вышивки.

Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос, как в нашей стране, так и за рубежом.

Вышивка - одно из самых любимых и распространенных видов рукоделия. История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры.Вышивка тесно связана с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос.

В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. К 13 - 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX - XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному ("об один день сделанному") полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.

Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.)

По своим мотивам орнамент может быть:

  • Геометрический - состоящий из различных геометрических элементов;
  • Меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
  • Растительный или фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
  • Животный - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
  • Птичий- составлен из стилизованных фигур птиц;
  • Человекообразный - с изображением человеческих фигур и полуфигур;
  • Шрифтовый (вязь) - напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.

Орнамент - бывает:

  • Ленточным - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;
  • Сетчатым - при котором вся поверхность заполнена узором;

Центрическим или розеточным - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.

Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы-фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками - продленными сторонами, с крючками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на друга углами. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.

Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные.

Хорошо сочетаются:

  • Красный - с черным, желтым, серым, бежевым, оранжевым, синим, белым;
  • Синий - с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;
  • Желтый - с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым;
  • Зеленый - с темно-желтым, лимонным, салатным,серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым;
  • Фиолетовый - с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.

Столетиями отрабатывалось традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса, чувства меры вышивальщицы, ее знания, традиций и фантазии. Компонуя узор, всегда необходимо выделить его центральную часть.

Вышивка - это искусство украшения ткани стежками, которые обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. Разные виды вышивок от простых крестиков до изысканного золотого шитья накапливались с течением времени и продолжают радовать своей оригинальностью, утонченностью и красотой.

История создания вышивки давно канула в лету, однако истинные мастерицы относятся к ней крайне бережно, стремясь не только повторить работы своих предшественниц, но и приумножить их наследие. Без такого стремления процесс вышивания очень быстро надоел бы, и желающих продолжать его жизнь с каждым годом находилось бы все меньше и меньше.

Рукодельницы современности внесли в процесс следующие изменения:

  • Объемная вышивка;
  • Плавный переход цветов;
  • Реалистичность создаваемых картин.

Конечно, технический прогресс не стоит на месте, открывая для вышивания на порядок больше возможностей.

Мастерицам больше не нужно кропотливо переносить рисунок на канву! Достаточно лишь приобрести готовый материал.

Между тем, не все зависит от машин. Истинные шедевры получаются только благодаря стараниям рукодельниц, их усердию и внимательности. В противном случае работу уже не спасет абсолютно ничего!

Смотрите и другие идеи вышивки узоров крестом в нашей подборке: .

Краткая история русской вышивки крестом

История русской вышивки крестом берет начало еще с незапамятных времен. Первые упоминания были сделаны еще в сказках, которые переходили от одного поколения к другому. Остается только представить, насколько глубоко произросла корнями в античный мир понятная и известная многим вышивка.
Однако такие творенья – это не просто искусство!

Для предков вышивка была:

  • Способом защиты от злых сил;
  • Ценной реликвией, которая передавалась от поколенья к поколенью;
  • Подарком, который можно было презентовать дорогому человеку.

С чего началась история вышивки крестом (видео)

История вышивки не такая уж однозначная, как это может показаться на первый взгляд. Для того чтобы понять всю философию, необходимо досконально изучить вопрос, перелопатив десятки источников. И, возможно, только тогда двери истории будут слегка приоткрыты.

Сегодня, среди многих мастериц, особой популярностью пользуется искусство вышивки. Носившая когда-то сугубо бытовой характер, вышивка превратилась в одно из самых прекрасных хобби, помогая создавать удивительные мотивы с помощью простых ниток и иголки. Еще много тысяч лет назад первобытные «рукодельницы» придумали прекрасный способ привлечения внимания — украшение нарядов вышивкой. Однако у всего есть своя предыстория, и вышивка не является исключением.

Когда-то наши далекие предки жили в пещерах, грелись у костров, ходили на охоту и понятия не имели о том, что такое высокая мода или простой вышитый узор. Они просто скрепляли обрезки шкур, дабы получить изделия, способные прикрыть тело и подарить тепло. И вот тут-то, возможно, совершенно случайно, одна из первобытных модниц придумала украсить невзрачную одежду совершенно особым способом, используя для этого непривычные, открытые взору швы.

Время шло, появлялись новые способы создания узора на материи, менялись и совершенствовались инструменты мастериц: каменное и костяное шило заменила тонкая игла, шкуры животных — изящные и легкие ткани, а простая строчка из ниток превратилась во множество разнообразных вариантов наложения стежка. Одним из самых популярных стал и до сих пор является шов крестиком, наверное, именно поэтому история вышивки крестом является одной из самых интересных и познавательных.

В наше время, украшение готовых изделий вышивкой пользуется особой популярностью. Вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность.

Конечно же, работа выполненная руками мастерицы, ценится гораздо больше, но в наш век развития технологий, альтернативой ручному вышиванию стало машинное.

Машинная вышивка

Ручная вышивка гладью

Мотивы, создаваемые умелыми руками вышивальщиц, также менялись со временем. Когда-то на одежде красовались обереги, мотивы для которых были взятые из повседневной жизни и окружающей природы.

При этом в работе использовались все подручные материалы: волосы, красивые камешки, бисер, ленты, ракушки, травы и сухие цветы. Сохранившиеся мотивы работ рукодельниц из прошлого, являются настоящим историческим наследием, дающим нам более полное представление о жизни наших далеких предков.

Современным умелицам приходится гораздо проще, в магазинах и интернете представлен огромный выбор инструментов для вышивки и различных ниток всевозможных цветов и оттенков.

Вышивка — это не только красота, созданная для души, но и прекрасная возможность понять обычаи того или иного народа, познакомиться с его культурой и ценностями, узнать о событиях, которые когда-то происходили с ним. Можно сказать, что древние работы являются способом общения между национальностями и даже целыми поколениями, попыткой предков донести до потомков самые важные жизненные мудрости.

Откуда же пришло это волшебное искусство? Ученые считают, что родиной вышивки является Китай. Именно там были обнаружены самые древние работы, датируемые пятым веком до нашей эры.

Прошло время, а вышивка до сих пор просматривается в интерьере и одежде современных людей. Осмотрите свой дом, и вы обязательно найдете вышитые элементы в самых необычных местах. Именно поэтому, данный вид искусства стоит наряду с живописью и скульптурой.

История возникновения вышивки крестом на Руси

Какова же была история вышивки крестиком на Руси? Искусство вышивания на Руси было известно с незапамятных времен, а доказательство этому факту можно найти в книгах. Читаете ли вы сказки или произведения классиков, везде и всюду описанные в книгах рукодельницы занимались вышивкой. Вспомните ту же Царевну-лягушку, которой за ночь нужно было вышить полотенце (в некоторых вариантах сказки — ковер или рубаху) царю в подарок.

Держать иголку в руке девочек учили с самого раннего возраста, и к моменту взросления девушка уже могла создавать работы, ничуть не уступающие по красоте работам сказочной королевны. Готовые полотна украшались мотивами, подчеркивающими красоту и самобытность русской природы, глубину рек и озер, тень лесов и простор полей. Глядя на них, тяжело не влюбиться в необычную и Великую Русь.

Однако зарождение вышивки на Руси носит более глубокий характер, нежели простое желание скрасить быт и выглядеть привлекательно. Вышивка крестом является одним из символов жизни наших предков. Крест для славян всегда был оберегом , помогающим отогнать злых духов и защитить, а потому мастерицы, вооружившись иглами и нитками, создавали на одежде и предметах домашнего обихода настоящие шедевры.

Начало истории возникновения вышивки крестом среди Русичей доподлинно неизвестно, но найденные на территории древнего государства полотна, датируемые девятым — двенадцатым веками, свидетельствуют о том, что уже в то время искусство вышивания было не просто развито, но находилось на высочайшем уровне. Чаще всего люди украшали предметы быта: простыни, покрывала и скатерти. Среди одежды вышивка красовалась на головных уборах, рубахах и сарафанах. Особое место вышивка крестом занимала на обрядовых вещах: свадебные наряды, украшения для священных деревьев и могильных крестов, полотнища для украшения языческих капищ.

Вышивка полотенец также являлась делом ответственным и кропотливым, так как для наших предков они играли наибольшую роль, нежели для нас. С того момента, как молодая жена переступала порог дома своего мужа, в семье пользовались только полотенцами, сделанными руками новой хозяйки. Кроме того, они являлись неотъемлемым атрибутом свадебного торжества, на них ставили иконы и покрывали красный угол в избах. Эту крайне ответственную работу доверяли лишь самым искусным мастерицам, чье умение было просто поразительным.

Не стоит думать о том, что умение наших предков заканчивалось на вышивке старославянских символов. Рукодельницы прекрасно справлялись с изображением бытовых сцен, животных и различных пейзажей.

В 988 году молодое русское государство сделало огромный шаг вперед, свергнув язычество и приняв христианство, символом которого также является крест. Благодаря этому, история вышивки крестиком получила дальнейшее развитие, а работы, выполненные в этой технике стали атрибутами православной жизни, заняв свои почетные места на иконостасах и алтарях.

Особую ценность приобретали изделия, выполненные в определенное время: начало работы приходилось на восход солнца, а последний узелок завязывали с последним лучом заходящего солнца.

Так как предполагаемый на данный период фронт работ был огромен: обереги к рождению, крестинам, свадьбе и другим значимым событиям делали одновременно несколько вышивальщиц. Считалось, что выполненные таким образом обереги приобретали особые магические свойства и могли не только помочь в быту, но даже отвести смертельные недуги.

Рисунки для вышивания крестом несли в себе особый, сакральный смысл: крючки, овалы, ромбы — все эти фигуры символизировали определенные вещи, встречающиеся в повседневной жизни. Например, ромб с крючком считался символом плодородия, точно так же, как и изображение единорога. Расшифровать такую вышивку мог только знающий человек, а на сегодняшний день таких знатоков практически не осталось.

Если посмотреть на картины мастериц прошлых веков, то можно увидеть, что сюжетами для вышивки служили не только мотивы повседневной жизни, магические талисманы, но и таинственные животные и существа. Многие работы, дошедшие до наших дней, были украшены серебряными и золотыми нитями, жемчугом и другими драгоценными камнями, вышиты на бархате и шелке. Как один из видов рукоделия, вышивка крестом с момента своего возникновения считалась занятием для знатных особ. Дело в том, что используемые при этом материалы были просто не по карману простому народу.

Готовые изделия, вышитые шелком и драгоценностями, служили украшением для царских палат, храмов и церквей. К сожалению, лишь имена единиц вышивальщиц того времени стали известны предкам.

Одной из самых искусных мастериц 16-17 веков была дочка Бориса Годунова по имени Ксения. Ее работы покорили не только самого царя, но и всех тех, кто хотя бы раз видел их.

Намного позже, а именно в 18 веке, вышивка стала обычным занятием деревенских девушек. Естественно, что материалы и нитки, используемые ими, были гораздо дешевле. Однако при всей дешевизне материала и отсутствии украшений, вышитые ими работы превосходили по своему мастерству многие купеческие. Недостаток дорогостоящих камней, нитей и жемчуга для украшения работ, девушки компенсировали непревзойденным умением подбирать цвета и подчеркивать в работах самые важные детали.

История вышивки крестиком очень насыщенна, а узоры, вышитые в этой технике украшали множество вещей, в том числе и приданое для невесты. Приданое для девочки начинали готовить с самого раннего детства. Уже в семь — восемь лет крестьянские девушки начинали задумываться о свадьбе, ведь к моменту замужества нужно было подготовить массу необходимых вещей: одежда для праздников и повседневного быта, скатерти, полотенца и другие вещи, которых должно было хватить на первые пару лет семейной жизни. При этом все изделия должны были быть выполнены идеально, ведь уже на другой день после совершения помолвки, невеста должна была предоставить свое приданое на суд народа.

Делалось это не просто так, данная традиция помогала жениху и его родственникам по достоинству оценить аккуратность и трудолюбие будущей родственницы. Самый главный атрибут намечавшегося торжества — свадебное платье, выполненное руками русской красавицы, являлось необычным зрелищем и представляло буйство красок и великолепно вышитых мотивов. Белый цвет на Руси считался цветом чистоты и святости и именно поэтому не использовался в качестве основы подвенечного платья.

Независимо от того, кто выполнял работу, всю вышивку можно разделить на северную и среднерусскую. В чем же отличие изделий, выполненных мастерами разных широт? Дело в том, что умельцы разных областей использовали разные материалы, цвета и даже мотивы. Среднерусские работы отличаются большей красочностью, как ниток, так и основ. Северные народы являлись более сдержанными, отдавая предпочтение белым и красным цветам. Наиболее часто в своих работах они использовали такие приемы вышивки, как крест, роспись, белая строчка, сквозное шитье, а так же белая и цветная гладь.

Еще одной отличительной чертой вышивки среднерусских мастериц является применение зеркального эффекта. Изображаемые ими орнаменты как будто отражаются в зеркале, повторяясь несколько раз. Вышивка крестом картин предполагала изображение женских фигур, ящериц, змей, петухов, кур и других птиц. Кроме того, в качестве узора очень часто выступали непокрытые вышивкой цветные части тканей. Чаще всего украшения располагалась в местах сгибов и швов на одежде, подолах сарафанов и платьев, а также по краю разрезов. В своих работах мастерицы среднерусских широт не ограничивались каким-либо одним видом швов, так же, как и северяне, для придания изделию оригинальности и уникальности они использовали такие швы, как гладь, козлик, косичка, мережка, крест и другие, сохранившиеся до сих пор.

Благодаря проведенным исследованиям, стало известно, что на развитие вышивки на Руси оказала немалое влияние культура Византии. Разглядывая работы наших предков, можно заметить, что вся их оригинальность, самобытность и необычность — это следствие смешения множества стилей.

Несмотря на то, что вышивка крестом имеет многовековую историю, она не потеряла популярность и в наши дни. И с каждым годом у этого хобби появляется все больше поклонниц и поклонников.




Русская вышивка имеет очень глубокие корни. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. Узор на подоле рубахи, на рукавах и горловине служил оберегом для человека.

С приходом на Русь христианства вышивка приобретает новое значение. Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христианской веры. Вышитые полотенца стали использовать для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища.

Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось это высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шелке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями.

До наших дней сохранилось покрывало, предназначенное для убранства царского престола, которое было вышито одной из самых искусных мастериц того времени дочерью царя Бориса Годунова. Ксения вышила покрывало в 1601 году. Сюжет вышивки - коленопреклонение святых мужей Никона и Сергея Радонежского Пресвятой Деве Марии, Иссусу Христу и Иоанну Предтече.

Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства и стало привычным занятием крестьянских девушек. Материалы при этом использовались более дешевые.

История приготовления льняного полотна для вышивки.
Вышитое полотенце начиналось с засевания поля льняным или конопляным семенем. Выращенную коноплю молотили и отделяли на семена и стебли - посканъ. Семена били на масло, а поскань сушили в истопленной печи на трехножке (передняя ножка маленькая, задние побольше). Затем отжимали руками, сухие листья отметали, а поскань начинали толочь в ступе или мяли мялкой. Далее поскань насаживали на большой гребень и маленьким гребнем причесывали (мычали) и только после этого начинали прясть. Из хороших ниток ткали холсты, а что оставалось от “хорошего” - шло на дорожки.

Сотканные холсты принимались отбеливать - это была не менее трудоемкая работа: вначале их мыли в золе, затем отпаривали в горячей печи, еще раз отбеливали и шли на пруд полоскать. Сушили холсты в солнечный день, расстилая их по буграм на зеленую траву или зимой в морозный день на снегу. Готовые холсты закатывали на скалу и, прихватывая рубелем, гладили, затем нарезали на полотенца и только тогда принимались на посиделках или дома “писать” узорочье.

Вышивка и народные поверья.
Идеальная изнаночная сторона вышитого изделия - требование, уходящее своими корнями в глубь веков. Наши предки считали, что именно изнанка является главным показателем качества работы. Если, повернув работу на изнаночную сторону, люди видели лабиринт из узелков и спутанных нитей, рукодельницу ждало всеобщее порицание. Считалось, что неряшливая изнаночная сторона рассердит покровителей ремесел и лишит покоя и защиты ее дом. Боясь разгневать духов, вышивальщицы придумали массу способов, чтобы спрятать нити под узором на лицевой стороне. Благодаря этому изнанка изделий больше напоминала гобелен, выполненный в необычной технике.

“Об один день сделанные” изделия имели наиболее высокую ценность. Считалось, что полотенце, вышитое в период с рассвета до заката одного дня, приобретает первозданную чистоту. Как правило, подобную вышивку выполняли несколько мастериц. С первым лучом солнца они брали в руки иголки, а последний стежок делали одновременно с заходом светила за горизонт. Если им удавалось закончить работу в срок, результатом совместного творчества представлял оберег, способный отвести смертельную болезнь, предотвратить стихийное бедствие, защитить от нечистой силы.

Раньше к свадьбе в качестве приданого девушка вышивала от 40 до 100 полотенец. Они предназначались для разных случаев жизни. Например, новорожденного заворачивали в его полотенце-оберег, и он не расставался с ним до самой смерти.

Узоры в русской вышивке.
Вышивка была не только декоративным элементом, она являлась своеобразным символом мировоззрения, зачастую сохранившегося с языческих времен. Например, две птицы, повернутые друг к другу и древо жизни между ними - это птицы счастья, олицетворяющие утреннюю и вечернюю зарю.

В вышивках часто встречаются изображения барсов и медведей, оберегов дома, а изображение женщины - всегда символ рожаницы. В полотенцах часто присутствует изображение пары женщин с опущенными и поднятыми руками - Матери и Девы.

Матерь обращается к земле, берет из нее соки, чтобы урожай был хороший. Дева просит дождь и солнце - тоже для хорошего урожая. Полотенца с открытым знаком Солнца обычно дарили роженицам для облегчения родов.

По матералам интернет журнала "Сударушка" http://handmade.sudarushka/?page_id=62