Как привить ребенку любовь к искусству.

Моему сыну 8 лет, и когда у него выдаётся свободная минутка, он читает. Он не выходит из дома без книжки: читает в машине по дороге в школу, на лавочке, пока ждёт тренировку по футболу. Даже умудряется доставать книгу, пока мы ходим по магазинам!

До недавнего времени думала, что это в порядке вещей и что обычно дети так и проводят досуг. Но одна за другой подруги и знакомые мамы стали спрашивать меня, как мне удалось привить ребёнку любовь к чтению.

Среди моих подруг с детьми нашлась только одна мама, дочка которой читает так же, как мой сын. И дочь подруги, и мой сын совсем не из тех детей, которых посадил рисовать – они рисуют или которые предпочтут тихий досуг подвижным играм. Оба общительные, активно занимаются спортом, да и вообще с трудом сидят на месте. Я обращаю на это внимание потому, что часто слышу: «Мой такой подвижный – его за книжку не усадить!» Не в этом дело.

Мы с подругой поразмышляли, что мы могли сделать, чтобы наши дети так любили читать. Это только личный опыт, а не готовая инструкция, с помощью которой вы воспитаете любовь к чтению у любого ребёнка.

С чего начинать прививать любовь к чтению

Начинать учить ребёнка читать можно тогда, когда он к этому готов. Дочка подруги стала читать в 3 года, мой сын в 5 лет, но проявлять интерес к настоящим книгам ребёнок начал только около 6 лет. Если малыш научился читать в 3 года, это не значит, что он сразу будет зачитываться. В этом возрасте детям интересен сам процесс, а не содержание. До 5–6 лет предлагайте ребёнку чтение написанных вами фраз или очень коротеньких рассказов. Дети обожают самодельные книжечки про них самих или про то, что происходит вокруг.

Значим переход от чтения книг вслух к самостоятельному чтению. Если вы уже читаете малышу, для него будет естественным начать читать самостоятельно, когда придёт время. Поэтому с самого раннего детства создайте ритуал чтения, например, перед сном. В нашей семье после вечерней ванны сын ложился в кровать и слушал, как мы читаем. Такой ритуал был введён очень рано – с года. Когда сын начал читать самостоятельно, мы предлагали ему почитать 5 минут для нас, а после – папа продолжал читать вслух.

Подруга с читающей дочкой рассказала, что она несколько раз была занята уборкой после ужина, и потому просто сказала дочери: «Почитай сама, ты же теперь умеешь, а я закончу дела и продолжу». Девочка так увлеклась самостоятельным чтением и была так горда, что перестала просить читать ей перед сном, а читала сама.

Любовь к чтению у детей: какие книги выбрать

Не выбирайте для первого чтения серьёзные обучающие книги, лучше прочтите их ребёнку вслух. Выбирайте небольшие, желательно смешные рассказы с простым понятным сюжетом.

Когда ребёнок читает уже более-менее бегло, лучшее, что вы можете сделать – доверить выбор книг ему самому. Будьте готовы, что ваш выбор может не совпадать с выбором сына или дочери. Но строгая цензура со стороны взрослых вряд ли приведёт к положительным результатам. Единственным нашим ограничением должна стать возрастная пометка. Хотя и тут не проявляйте излишней строгости: да, ребёнку 6 лет не подойдут книги для подростков, но если на книжке написано 8–9 или, наоборот, 4–5 лет, то почему бы не попробовать, если она привлекла внимание?

Мой сын множество раз выбирал неподходящие на мой взгляд произведения, но читал их взахлёб, а потом добирался и до подходящих. Я подумала, что мне бы не хотелось, чтобы кто-то стоял у меня за спиной в книжном магазине, комментируя мой выбор, поэтому старалась не тревожить ребёнка.

Ещё одной страстью сына стали комиксы. Дети, привыкшие рассматривать картинки, с лёгкостью и интересом читают несколько фраз, сказанных персонажами.

Воспитание любви к чтению: где брать книги

Как можно раньше запишитесь в обычную районную библиотеку, поход в которую может стать настоящим праздником для ребёнка, даже если взрослые не видят в нём ничего особенного. Мы выбрали определённый день, в который обязательно посещаем библиотеку, и даже моя младшая трёхлетняя дочка обожает этот традиционный день. Сын берёт 3–6 небольшие книги и прочитывает их за неделю.

Но покупать книги тоже стоит. Детям важно видеть собственную домашнюю библиотеку, собранную постепенно и с любовью. В книжные магазины лучше ходить вместе с ребёнком, чтобы он мог взять понравившийся экземпляр в руки и посмотреть картинки.

Если у сына или дочки есть читающие друзья, предложите им обмениваться книгами. Мы несколько раз организовывали встречи книжного клуба, которые очень нравились детям: они собирались в одном из домов и обменивались книжками, а потом играли. Такой обмен можно организовать ещё до того, как дети научились читать самостоятельно. Так они с самого раннего детства будут видеть, что книги могут стать предметом обсуждения и встреч и что ими приятно делиться и обмениваться.

Книги также можно получать в подарок. Сын уже привык, что это замечательный подарок, и радуется, когда получат новую. Я обычно прошу дарителя подписать книгу. Тогда каждый раз, открывая её и обнаруживая пожелание, мы вспоминаем, от кого получили подарок.

Если вы думаете, что мой сын уходит из комнаты, где работает телевизор с мультфильмами, или отказывается от компьютерной игры в пользу книжки, вы ошибаетесь. К моему глубокому сожалению, он всегда предпочтёт экран. Также если сын встанет перед выбором между книгой и детской площадкой, футбольным матчем с друзьями или прогулкой на велосипедах, то чтение не окажется на первом месте. Поэтому если вы хотите, чтобы ребёнок читал, у него должно быть время. И не 15 минут перед сном и ещё 15 между музыкой и танцами. У него должно быть время, когда ему станет скучно и он сам выберет новую книгу и поймёт, что она – лучшее лекарство от скуки.

Так что наш вывод очевиден: у ребёнка должно быть свободное, ничем не занятое время дома. И чем больше вы ограничите экранное время, тем больше его останется на чтение.

Как мотивировать любовь к чтению

Я никогда не ожидала, что мой сын будет столько читать. Он мне казался слишком непоседливым для этого. Поэтому я не придумывала никакой специальной мотивации.

Однако сейчас понимаю, что неосознанно мы мотивировали детей, придавая особую значимость чтению и книгам. Дома достаточно большая библиотека. Раньше и я, и муж очень много читали, сейчас – меньше, но если я взялась за чтение, то не могу оторваться. Сын много раз видел меня с книгой в руках и с лицом, говорящим: «Пожалуйста, не трогайте меня, пока я не закончу, мне так интересно!». Последнее время я специально читаю при детях. Когда они подходят ко мне, я показываю, сколько осталось до конца главы, и прошу не беспокоить, пока не закончу. Так я подчеркиваю важность занятия.

Посещение книжного магазина для всех нас становится маленьким праздником. Мы не идём «за покупками», а всей семьёй идём «покупать книги» и покупаем сразу несколько произведений для всех членов семьи. Так как обычно мы выбираем выходной день, после книжного мы заходим в кафе, там открываем и рассматриваем покупки.

Даже поход в библиотеку стал для нас особенным днём. Мы прогуливаемся пешком или едем туда на самокатах. По пути обратно я покупаю детям небольшие игрушки в киоске. Поход за книгами превращается в настоящий праздник!

И, конечно, я постоянно говорю детям, как здорово почитать книгу и как я рада, что сын читает так много. Рассказываю всем родственникам, друзьям и знакомым при сыне, что горжусь им. И да, я знаю, что для любого человека чтение – это уже лучшая награда, но всё равно не могу перестать радоваться и говорить об этом!

Прим. редакции: Если вы не знаете, какую книгу предложить малышу для первого самостоятельного чтения, рекомендуем серию

Дорогие родители, здравствуйте! Если вы читаете эти строки, значит вы с нами, и это несказанно радует. А часто ли вы читаете? А ваши дети? Если на первый вопрос я, наверное, услышу многочисленные «да!», то на второй, скорее всего, будет многозначительное молчание.

Не так давно удивилась своим детям, которые не смогли в первые несколько секунд припомнить, а какие книги они в последнее время читали, и какая больше пришлась по душе. Школьная литература и заученный на урок Некрасов – не в счёт! Ну как же так?

Начинаю рассказывать, что мы раньше в «живую очередь» , чтобы взять «Незнайку», «Волшебника Изумрудного города» и «Тома Сойера», а потом взахлёб читали, чтобы поскорее передать книги друзьям, а у вас всё в доступе, но вы не хотите, и натыкаюсь на круглые глаза детей: типа, а зачем?!

Да, «книжных» детей стало меньше. Знакомство с литературой стало ограничиваться лишь школьной программой, и это наводит на печальные мысли, что пройдёт годик-другой, и нашим детям действительно не о чем будет поговорить, кроме как о сухих цифрах экономики. Не приучено молодое поколение читать – факт.

Но если вы, равно как и я, этим обеспокоены, предлагаю познакомиться с советами психологов, как привить ребёнку любовь к чтению, и как при этом избежать частых ошибок.

План урока:

Почему мы делаем ошибки

Мало кто знает, что процесс чтения у психологов делится на 2 этапа.

  1. На первом, техническом, появляется «голый» навык овладения умением, который не приносит ещё дошкольнику должного удовольствия. Да, ребёнок радуется, что у него получается, но сам ещё книгу в руки не берёт, только в качестве игры и для демонстрации нам, родителям, своих достижений.
  2. На втором этапе начинается содержательное чтение, когда ухватывается смысл. Вот здесь-то и происходит получение удовольствия от того, что прочитано.

Нередко мы «застреваем» на , потому как в школе важно, насколько правильно ребёнок это делает, сколько слов он умудряется «пробежать» за минуту, и на последнем месте во время обучения чтению как таковому стоит понимание.

Формируется слово «надо», подкрепляемое школьными читательскими дневниками и нашим ежевечерним: «А ты сегодня читал?! Давай бери книгу!». И заметьте, в такие минуты нам не важно, а есть ли настроение у ребёнка для чтения. Нами движет слово «надо».

Так что в возрасте первоклассника 7 лет в большинстве случаев чтение техническое, и это не страшно. Страшно застрять на этом этапе, потому как репрессивное «Давай ещё страницу!» отобьёт желание брать книгу в руки напрочь.

На заметку! Психологи уверены, что крайний возраст, когда ещё можно из ребёнка сделать книголюба – 8 лет. Не привили любовь к чтению до 9-ти, позже сделать это гораздо труднее, а во многих случаях просто невозможно.

На втором этапе важно дать ребёнку свободу. Специалисты уверены, что не стоит до школьного возраста, а в идеальном варианте – до 10 лет, прививать чувство долга по отношению к интеллектуальной деятельности.

Психологи советуют «навязать» младшим школьникам осознание того, что школа – это, безусловно, в большинстве случаев обязанность, но учёба, в которой чтение занимает львиную долю, — это одновременно и радость, а получение информации из печатных строк должно приносить удовольствие.

А как мы поступаем обычно? Ведём к полке со школьной литературой: «Ты должен!» либо дарим книги «Тебе надо!» в уверенности, что именно это модное произведение должно быть прочитано, чтобы быть ему среди интеллектуалов. И совершаем непоправимую ошибку: не станет ребёнок читать с удовольствием то, что ему неинтересно, лишь исключительно «из-под палки», а это возвращает нас на уровень №1.

Потому не заверяем ни себя, ни юного читателя в том, что в семейной библиотеке есть всё, что нужно, а идём дружно в книжный магазин и оставляем на несколько минут ребёнка один-на-один в этом книжном царстве, наблюдая со стороны, а не жужжа под ухом: «Возьми вот это!» И пусть в результате в корзинке окажется совсем не то, что Вы ожидали видеть. Вариант без лишней траты денег – библиотека: «Как много книг, и всё это тебе доступно!»

Манёвры, чтобы подружиться с книгами

На просторах интернета нашла несколько советов для родителей, которыми можно воспользоваться, желая воспитать «книжное» поколение. Во всех из них – маленькая хитрость.

Хитрость от Кассиля

Русский писатель Лев Кассиль стоял на страже того, чтобы детская книга была популярна, а пополнить ряды читателей он предложил при помощи детской любопытности. Всё просто: читаем ребёнку книгу и на тебе: останавливаемся на самом интересном и становимся вдруг ну о-очень занятыми, игнорирую детское: «Ну прочитай ещё страницу!»

Что остаётся любопытному созданью? Правильно: прочитать самому! От Вас требуется в это время поддержать его инициативу и внимательно слушать продолжение рассказа.

Подходит он для тех ребят, которые уже свободно читают, застряв на стадии технического чтения и готовые переходить на этап содержательный.

Хитрость от Искры Даунис

Детский психолог предлагает воспользоваться той же самой чертой, присущей каждому ребёнку, – любопытством.

Представьте, что однажды утром Ваш ребёнок находит под подушкой записочку от любимого героя, в которой таинственно сообщается, что там-то – там-то для него приготовлен сюрприз. Находим сюрприз.

На следующее утро – ещё одно письмо, уже подлиннее текстом, но не про подарок, а про его достижения либо про плохие поступки. День за днём письма всё длиннее и содержательнее, а удовольствие от процесса чтения всё больше.

Еврейская хитрость

У еврейского народа есть свои традиции к привитию любви к чтению: они разрешают своим детям читать только тогда, когда они хорошо себя ведут.

То есть книга у них – это не наши обязательные каждый день 2-3 страницы «для галочки», а награда, к которой надо стремиться. Воспитанные с пелёнок с мыслью о том, что пользование книгой необходимо заслужить, маленькие еврейцы начинают испытывать нескончаемое удовольствие, когда в их руки наконец-то попадает книга.

Почему бы и нам не стать чуточку хитрее во благо? Мне кажется, если соединить все эти маленькие хитрости вместе, чередуя их, привить любовь к книгам получится гораздо быстрее.

Среди окружающих давно сложился образ библиотекаря. Это обязательно строгая тётя в очках, сухая и неэмоциональная, постоянно шикающая и призывающая к порядку. А ведь у неё большой багаж советов для того, чтобы помочь детям полюбить книги, ведь она-то сама с ними «на ты».

Когда читать?

Читать всегда, начиная прямо с момента рождения, ведь любовь к книгам – дело сугубо семейное. Именно родители – первоисточники колыбелей и , чтения на ночь, а читающий родитель – и вовсе пример для подражания.

Многие уверены, что видящий с книгой в руках маму-папу-бабушку-дедушку ребёнок непременно будет сам «книжником». Не то, чтобы совсем непременно, но вероятность этого значительно выше, чем у нечитающих семей. Когда книга в доме – обычный предмет, приносящий положительные эмоции, то желание ею пользоваться ради получения этих эмоций самостоятельно велико. Одно условие для чтения – позитивный настрой.

Как читать?

По несколько минуточек, но каждый день, выбирая для этого уютное местечко дома, рассматривая книжки и картинки в них, и обязательно с выражением, медленно муссируя то, про что Вы читаете, вызывая бурю эмоций. И с паузами, давая возможность «переварить», и с последующим обсуждением, предоставляя право высказать собственное мнение.

Очень полезно чтение всеми вместе по ролям. А если Вы подкрепите прочитанную книгу ещё и просмотром поставленного по ней спектакля или мультфильма, сравнивая текст с увиденным, то сможете рассчитывать на положительную реакцию юного читателя.

Что читать?

Всё, что интересно Вашему ребёнку. И пусть он в двадцать пятый раз просит Вас прочитать книгу, залистанную до дыр, у Вас нет права ему отказать. Для детсадовцев и младших школьников предпочтительно пользоваться книгами яркими, красочными, с крупным шрифтом.

Оставьте собственные амбиции позади и не подпихивайте серьёзные книги. Ребёнок придёт к этому, но позднее, а возрасте 8-11 лет пусть себе листает всё, что нравится, даже хоть комиксы.

Где читать?

Везде! Во время прогулки – вывески, на пляже – объявления, в помещениях – книги.

Конечно, не стоит циклиться на чтении, когда никак не удаётся ребёнка к этому склонить. И в наши времена были нечитающие дети, в развитии которые совсем не отставали. Главное — найти, чем заменить такие пробелы в развитии и делать это без фанатизма. А у Вас читающая семья? Рассказывайте в комментариях)

И не забудьте подписаться на новости блога, чтобы быть в курсе всех новых статей здесь появляющихся)

Приятного чтения Вам и Вашим маленьким школьникам!

Вам хочется, чтобы малыш рос физически развитым, выбрал себе спортивное увлечение по душе и сохранил интерес к спорту на долгое время? Начните прививать ребенку любовь к спорту!

Сегдня он увлекается футболом, позже может переключить свое внимание на большой теннис или вовсе предпочесть спортивным играм плавание — почему бы и нет? Вкусы и спортивные интересы ребенка могут меняться. Главное, чтобы он любил спорт и считал его естественной частью своей жизни. Именно об этом с самого детства должны позаботиться родители!

Детские психологи и специалисты по физическому развитию рекомендуют простые и верные способы подружить детей со спортом.

Семейное увлечение

Как же привить ребенку любовь к спорту? Лучший способ помочь малышу полюбить спорт — заниматься вместе, всей семьей. Если ребенок с раннего детства привык проводить выходные на свежем воздухе, летом — вместе с родителями играя с мячом, а зимой — всей семьей катаясь на коньках, спорт станет неотъемлемой частью его жизни.

Так, если оба родителя увлечены горными лыжами, первые свои уроки малыш может получить уже в три года. А если вы сами не умеете, например, кататься на роликах, вам стоит осваивать этот спортивный вид отдыха вместе. Наблюдая, как вы стараетесь и добиваетесь результата, малыш будет чувствовать себя увереннее. Да и учиться в компании всегда веселее.

Физическая активность всегда!

Дайте ребенку максимум возможностей для активного движения. Установите дома небольшой спорткомплекс, поощряйте попытки — с вашей страховкой — покорить горку или лесенку за детской площадке, предложите самокат, велосипед, роликовые коньки.
Постоянный доступ к спортивным активностям поможет малышу быстрее научиться владеть своим телом. Кстати, психологи уверены, что разнообразные физические нагрузки, затрагивающие разные группы мышц, благотворно влияют и на развитие интеллекта.
Поощряйте самостоятельность

Прежде, чем записать малыша на спортивные занятия, спросите, чем он хотел бы заниматься и почему, познакомьте его с тренером, посетите открытый урок и дайте возможность самому принять решение. Кстати, спортивную форму и экипировку для занятий тоже лучше выбирать вместе, учитывая при этом вкусы малыша. Пусть он, по возможности, сам собирает вещи для тренировки и разбирает сумку после нее, а также сам следит за изменениями в расписании.

Комплексный подход

Если ребенок уже занимается в спортивной секции, предложите ему и другие возможности получать информацию об этом виде спорта. Сходите на «взрослые» турниры и соревнования, посмотрите видеоролики выступлений спортсменов, изучайте биографии спортивных звезд.

Отмечайте достижения

Будьте в курсе успехов ребенка и всегда поддерживайте его: обязательно хвалите за то, что получается. Также, важно, чтобы интерес к занятиям проявляли оба родителя: посещайте открытые уроки и соревнования, интересуйтесь у тренера успехами ребенка. И всегда помните о том, что успехи и радость малыша — дело всей семьи!

На полу разбросаны игрушки, вы постоянно спотыкаетесь о них, а в шкафах всё перевернуто вверх дном... И как бы вы ни старались, крутясь как «белка в колесе», поддерживать порядок становится всё сложнее и сложнее. А маленький непоседа, как ни в чем не бывало, сидит на полу и в очередной раз выкладывает мозаику, половина деталей которой растерялась и уже вряд ли найдется. Если эта ситуация знакома вам, то наверняка вы не раз задавались вопросом: как приучить ребенка к порядку?

На самом деле, существует немало уловок, благодаря которым вы сможете это сделать. Однако не относитесь к ним, как к правилам, которым необходимо следовать неукоснительно, а принимайте их в качестве рекомендаций. Поскольку каждый ребенок индивидуален: кто-то эмоционален и предпочитает возиться с пылесосом, а кто-то любит складывать игрушки. Поэтому к каждому малышу необходимо подобрать свой «ключ».

Как приучить ребенка к порядку?

Прежде чем прививать своему чаду любовь к порядку, начните с себя: старайтесь убирать вещи, вешать одежду в шкаф, мыть посуду и делать другие домашние дела. Ведь не секрет, что маленький человечек, как губка: всё впитывает в себя. Поэтому если изо дня в день он будет видеть, что в доме убрано, со временем воспримет домашние обязанности, как сами собой разумеющиеся.

Однако, чтобы достигнуть заветной цели, этого недостаточно. Постарайтесь избежать типичных ошибок и вовремя начать приучать малыша к подрядку.

Итак, приступим…

Некоторые особенности занятий с ребенком

* Все свои действия объясняйте и подавайте собственный пример

В начале объясните малышу, что вы от него хотите и зачем это нужно. Затем продемонстрируйте действие самостоятельно, а потом проделайте то же самое вместе с крохой, комментируя и направляя каждое движение.

* Закрепляйте полученный навык

Повторяйте действие, пока малыш не усвоит его.

* Соблюдайте последовательность

Переходите к приобретению следующего навыка только тогда, когда ребенок справляется с предыдущим заданием самостоятельно.

* Всегда хвалите своего маленького помощника

Малыш не получает удовлетворение от сложенного конструктора в коробку или вымытой чашки. Ему гораздо важнее осознать свою значимость для вас и получить ваше одобрение. Поэтому не скупитесь на похвалу: кроха обязательно её запомнит и в следующий раз постарается порадовать вас еще больше. Хвалите всегда, даже если у малыша плохо получилось выполнить ваше поручение. Ведь он сделал всё САМ!

* Вместе занимайтесь домашними делами

Вы затеяли уборку, а маленький непоседа «путается под ногами»? Отлично! Используйте этот момент: дайте ему влажную тряпочку, пусть вытирает пыль, подражая вам.

* Четко формулируйте задачи для малыша

Когда ребенок мал, он не понимает общих фраз: «Убери за собой» или «Собери игрушки». Поэтому ему необходимо давать конкретные задания: «Положи куклу на кровать», «Заведи машинку в гараж», «Отнеси мячик» и так далее.

* Учитывайте эмоциональное состояние ребенка

Если у крохи сегодня не задался день или он слишком перевозбужден, находясь под впечатлением яркого события, отложите уборку на следующий день. Вспомните себя: разве у вас всегда есть настроение мыть посуду, пылесосить и делать другие домашние дела?

* Распределяйте обязанности

Скажите малышу «Ты убери игрушки, а мама помоет посуду» или «Вытри пыль, а мама пропылесосит».

* Добавьте элемент творчества

Уборка - дело неинтересное и скучное. Поэтому замените нудные уговоры убрать игрушки на увлекательную игру или волшебную историю.

Если вашему крохе около года, устройте состязания: «У кого игрушка упадет громче в коробку?» или «Кто быстрее добежит/доползет до коробки с игрушками?»

Если ваш малыш постарше , придумайте волшебную историю или игру:

o Расскажите, что ночью прилетит Фея Чистоты, которая проверит всю работу.

o Придумайте историю о том, что большая коробка - это домик или волшебный башмак, в котором живут игрушки.

o Машинки наперегонки едут под кровать спасать заблудившегося там зайку.

o Предложите крохе построить гараж, в который игрушки на ночь отправятся спать.

o Придумайте злую волшебницу Пылюку и прогоните её.

Таких историй и игр можно придумать немало. Ведь приключения есть на каждом шагу!

Старайтесь избегать типичных ошибок

Их не так много:


* Если у ребенка что-то не получается, не ругайте его
и уж тем более не исправляйте работу в его присутствии, поскольку малыш может разувериться в собственных силах. Ведь он так старался!

* Старайтесь не ставить ребенку сложных задач , которые не соответствуют его возрасту.

* Не сравнивайте своего малыша с другими детьми, поскольку это может вызвать у него негативную реакцию не только по отношению к вам, но и по отношению тому, с кем его сравнивают. Кроме того, кроха может обозлиться и поступать вам назло, думая, что вы любите другого ребенка больше. Поэтому сравнивайте малыша только с самим собой. Например, «сегодня ты убрал игрушки быстрее/медленнее, чем вчера» и так далее.

* Когда ребенок не хочет убирать , не заставляйте его, лучше всеми способами заинтересуйте сделать это самостоятельно.

* Не наказываете ребенка , если он не хочет убирать. Гораздо более действенный способ - ваш отказ поиграть с ним или почитать книжку.

* Если ребенок стремится что-то выполнить самостоятельно или помочь вам, не отмахивайтесь от него со словами: «Я сделаю быстрее», «Иди лучше посмотри мультик», «Мне некогда», «Не мешай». Потому что спустя какое-то время малыш начнет ощущать себя маленьким царьком, за которого все сделают. И тогда в ответ на свою просьбу помочь или убрать за собой со стола вы рискуете услышать от ребенка «Мне некогда» или «Сделай сама».

Поэтому постарайтесь уделить крохе время, чтобы выполнить работу вместе с ним или дать ему возможность проявить самостоятельность.

* Не говорите ребенку, что он плохо убрал в комнате, недостаточно хорошо помыл посуду, не так сложил одежду. Лучше лишний раз похвалите его за старание, это будет гораздо эффективнее.

* Старайтесь не «торговаться» с малышом: не предлагайте ему конфетку или шоколадку взамен на то, что он уберет игрушки или сложит одежду. Поскольку, повзрослев, ребенок будет все делать только взамен на что-то.

* Не превращайте уборку в наказание. Если ребенок измазался в чем-то, не стоит говорить ему «Постирай сам майку», или если он в чем-то провинился - «Ты сегодня меня расстроил, а теперь иди и собери свои игрушки». Потому что у малыша сложится отрицательное отношение к домашним делам, и тогда помощи от него уже не ждите.

Приучая ребенка к порядку, учитывайте его возраст

Некоторые родители полагают, что пока ребенок маленький, не стоит нагружать его работой по дому, поэтому выполняют всё сами. Они считают, что малыш должен наиграться, а наработаться еще успеет. На самом деле, такой подход не совсем верный. Поскольку, когда ребенок пойдет в школу, могут начаться куда более серьезные проблемы: опоздания на уроки, неспособность заправить самостоятельно постель, разбросанные по всей комнате книжки и тетрадки.

Поэтому психологи советуют начинать приучать ребенка к порядку как можно раньше: ближе к 11-12 месяцам. Поскольку, как правило, в этом возрасте у малыша появляется осознанный интерес к складыванию и доставанию предметов из различных емкостей.

Поэтому не упустите этот период: начните активно заниматься с малышом. Например, соберите вместе с ним разбросанные игрушки с пола и сложите их в коробку (контейнер) или каждую игрушку положите на свое место. При этом комментируйте все свои действия: «Машинку поставим в гараж», «Мишка живет в домике», «Кукла спит в кроватке» и так далее.


Примерно с 1,5-2 лет можете начать приучать кроху складывать свою одежду.
Сначала покажите, где она должна находиться. Отведите для детских вещей доступное место: нижняя полка в шкафу или комоде, отдельная низкая тумбочка.

Обучая ребенка складывать одежду, вначале объясните, зачем это нужно, а затем покажите, как это делается. После чего проделайте все действия вместе, комментируя и направляя каждое движение.

Благодаря вашим стараниям малыш в 2-2,5 года научится складывать и развешивать свою одежду на детском стульчике самостоятельно. Конечно, она будет сложена и развешена не идеально, но ведь он сделает это САМ!

Обычно, начиная с 2-2,5 лет, детки рвутся помогать маме. Поэтому ваша задача - всеми способами поддержать это желание.

Например, если ваш ребенок проявляет интерес к мытью посуды или стирке, почему бы не доверить ему столь ответственные задания? Принцип тот же: вначале объясните, затем покажите и выполните все действия вместе, комментируя каждое движение.

Начиная с 2,5-3 лет можете доверить крохе более ответственные дела: полить цветы, вытереть пыль или подмести на кухне. И не беда, если немного воды малыш прольет на пол, ведь вы рядом и подскажете маленькому помощнику, что лужицу можно вытереть тряпкой.

Чему еще можно научить ребенка, подскажет ваша фантазия и стремление крохи к новым познаниям (не упустите эти моменты). Главное - не боясь, привлекайте малыша к работе по дому и давайте понять, что его помощь просто необходима.

Разумеется, у вашего маленького помощника не все получится сразу: он не наведет в одночасье порядок в комнате и не вымоет идеально посуду. Однако разве это главное? Гораздо важнее, чтобы он начал приобретать необходимые навыки, которые пригодятся ему во «взрослой» жизни и усвоил простую истину: каждая вещь имеет свое место.

P. S . Не всегда все эти уловки работают. Однако практически каждая мама имеет в своем «арсенале» способ, как приучить ребенка к порядку. Например, моя сестра, войдя в комнату и увидев беспорядок, говорит своей двухлетней дочери: «Ой, как же мы пойдем гулять/кататься на горках/в гости, когда такой бардак в комнате? Давай всё быстренько уберем вместе: ты уберешь кукол, а я кубики». Или «Как же я книжку тебе почитаю, если везде игрушки и негде сесть?», «У мамы/папы болит спинка/ручки, помоги». И вы знаете, это работает!

Дорогие мамы, а у вас есть уловки, с помощью которых вы прививаете своему ребенку любовь к порядку?

врач-ординатор детского отделения

Если у тебя в тумбочке бардак или по комнате разбросаны носки и косметика, то можешь даже не начинать заставлять ребенка убирать у себя в комнате. Он же видит, что и так сойдет, мама же не убирает. Поэтому сначала требуй чистоту от себя, а уже потом от малыша.

Поощряй инициативу

Дети еще в раннем возрасте проявляют желание помочь маме в домашних делах. Но мамы обычно отмахиваются, ведь проще раз сделать, чем после ребенка переделывать. Оно-то так, но если ты откажешь ребенку раз-второй-третий, то больше он помогать тебе не захочет даже через 5-10 лет.

Мотивируй

Объясни ребенку, что если всю неделю не убирать, то на выходных придется делать генеральную уборку, а значит все время мама будет занята. А если он поможет с уборкой после школы, то на выходных вы вместе сможете пойти погулять в парк или покататься на велосипедах.

Только не совершай ошибку — не давай денег или игрушки за уборку. Ты же хочешь привить любовь к чистоте, а не вырастить лентяя-манипулятора, верно?

Убирай в хорошем настроении

Если ты убираешь с унылым лицом, то у ребенка сформируется сразу негативное отношение к уборке. Он будет думать, что уборка — это что-то крайне неприятное, ведь мама такая грустная или злая, когда убирает. Поэтому хватит причитать, как тебе все это надоело и прочее. Убирай с улыбкой и с мыслью, что скоро дома будет чисто и приятно.

Преврати уборку в веселье

Убирай вместе с ребенком, но не просто, а сделав из этого веселую игру. Можно громко петь, слушать музыку, устроить соревнование или игру, придумать задания для «супергероя». Так твой малыш будет с нетерпением ждать каждой уборки.

Чем раньше ты начнешь приучать ребенка к чистоте и порядку, тем легче будет и тебе, и ему в будущем. Так что все в твоих руках.