Как проявляется игнорирование в воспитании ребенка? Что делать, если ребенок игнорирует.

Привет, друзья! С Вами вновь Татьяна Шибико. К чему приводит игнорирование ребенка? К очень не приятным последствиям. Каждому ребенку и маленькому и не очень нужно Ваше внимание. И каждый ребенок стремится его получить от своих родителей. И заметьте, если его хватает, то ребенок ведет себя вполне адекватно.

Он не делает ничего назло, делает то, что Вы ему сказали, и даже с радостью. Нет? Если всё-же нет, значит, Вы ему внимания своего дали не достаточно или дали такое внимание, которое ему было не по душе.

Мы сделали то, что посчитали нужным сами, а не позанимались тем, чем ему нравится.

Вот он и стремится получить Ваше внимание и ласку совершенно деструктивными способами. Даже когда он Вас выведет из себя и Вы закричите, он почему-то продолжит и дальше плохо себя вести, и даже будет смеяться над Вами. Это он радуется хоть какому-то вниманию, и поэтому не дождетесь, что он испугается Вашего крика и станет спокойным и послушным.

Как сказал один хороший психолог, сейчас он такими детскими деструктивными способами пытается привлечь Ваше внимание, например, плохо ведет себя в школе и , а в подростковом возрасте это уже будут совсем «не детские» способы. Например, плохие компании, воровство, алкоголь, наркотики, или может заболеть..."Мама, смотри, я болею,пожалей меня"...

Есть конечно дети, особенно девочки, которые будут привлекать Ваше внимание хорошими способами: «мама, я институт закончила с красным дипломом», это конечно приятно, но гораздо реже. Вы же не будете так рисковать, правда? Да и тем более, Вы как ответственный и любящий родитель не допустите такого, чтобы Ваш ребенок страдал от нехватки внимания.

И внимание это должно быть всецело его. Не так что Вы одним глазом смотрите в телевизор (компьютер, смартфон), а другим на него... а именно всецело Вы должны быть с ним. Пусть это будет всего 20-30 минут, но полностью мама с ним, а не 2 часа, а она где-то в другом измерении, думает о чем-то другом. Ведь это чувствуется, что Вы не с ним.

Вы устали? Тогда отдохните сама, сходите куда-нибудь, а с ребенком пусть кто-нибудь посидит, хоть на часок. Это совершенно необходимо, молодым мамам нужно немного отвлекаться и убеждаться, что «она у себя есть», и тогда Вы с новыми силами, отдохнувшая и соскучившаяся с удовольствием подарите ребенку эти полчаса.

Да, мои дорогие, мы для своих детей сейчас самые дорогие, самые любимые. И они стремятся всеми способами получить наше внимание, становясь иногда . Будьте с ними побольше, ведь время так быстро летит, и скоро они покинут родительский дом. Думайте об это почаще. Это помогает встряхнуться и вспомнить, что дети с нами не навсегда.

Настанет время, и они уже не будут так нуждаться в нас. Вот так уже не будут. Скорее уже родители будут скучать по детям, и ждать их внимания. Так что нужно уже сейчас, пока дети маленькие, любовь и ласку. Сейчас, пока мы можем повлиять на них. Разговаривайте, читайте, играйте, гуляйте с ними, и они отплатят Вам своей любовью, и ладить с ними Вы будете всё лучше.

А я желаю Вам хороших отношений с Вашими детьми и чтобы они получали Ваше внимание, а Вы — радость от общения с ними. На этом я заканчиваю свою статью и призываю Вас к комментариям-) Что Вы думаете по данному поводу? Активнее, друзья, давайте общаться))

До новых встреч, пока-)

Существует только два основных способа, способствующих повторению желательных образцов поведения (положительное и отрицательное подкрепление), и только два способа, позволяющих остановить и уменьшить нежелательные проявления. Первый из них - это игнорирование, второй - наказание.

Став первоклассницей, Салли вдруг начала вполголоса комментировать события, которые ей по какой-то причине не нравились. Она могла, например, сказать матери: «Ты самая плохая мама в мире!» или даже «Я тебя ненавижу!».

Мать, никогда не слышавшая раньше ничего подобного, была одновременно и шокирована, и обижена. Первым ее побуждением было разобраться в чувствах дочери и поговорить с ней по этому поводу.

Мне удалось убедить ее, что в свои шесть лет Салли не имеет в виду ничего серьезного, говоря, что ненавидит свою мать. На этом этапе развития она просто не может одновременно удерживать в сознании, а тем более выразить, две противоречащие друг другу мысли: «Я люблю тебя, но в данный момент ты меня раздражаешь». Поэтому ее недовольство находит выражение в более простых высказываниях типа тех, которые она порой слышит от одноклассников.

Поняв это, мать решила, что может с легким сердцем игнорировать подобные комментарии. Она перестала обращать на них внимание, и это подействовало. Когда Салли убедилась, что на ее высказывания не следует вообще никакой реакции, она очень быстро о них забыла.

И игнорирование в воспитании ребенка, и наказание могут быть очень действенными средствами воспитания, но они существенно отличаются друг от друга. С точки зрения психологии игнорирование является противоположностью подкрепления. В то время как подкрепление способствует повторению того или иного образца поведения за счет того, что ребенку уделяется внимание, что за хорошим поступком следует какое-то положительное событие или устраняются неприятные последствия, использованные в результате плохого поведения, игнорирование позволяет снизить вероятность повторения негативных проявлений за счет полного отсутствия реакции на них.

Люди не склонны повторять поступки, за которыми не следует никаких результатов. Если мы посеяли семена, но не получили урожая, то у нас не возникает желания сеять повторно. Если мы опробовали новую диету, но вес сбросить не удалось, то нет никакого смысла продолжать ей следовать. Если мы решили учить японский язык, но смогли выучить только («спасибо») и («до свидания»), то это желание у нас очень скоро пропадет. Логика здесь понятна, и многочисленные исследования убедительно доказывают, что игнорирование является самым мощным средством подавления нежелательного поведения, поскольку данный метод вызывает значительно меньшую ответную реакцию, чем наказание.

Применительно к детскому поведению игнорирование означает отсутствие какой бы то ни было реакции на него. Когда родители не обращают внимания на какой-то поступок ребенка, у того вскоре пропадает желание повторять его. При этом ребенок не злится и не огорчается, как в случае наказания, а просто перестает совершать его, поскольку таким образом не удается привлечь к себе внимание родителей.

Есть, однако, одно важное условие для успешного использования данного метода. Он должен применяться постоянно и последовательно. Поэтому, принимая решение игнорировать какие-то поступки ребенка, родители должны быть уверены, что смогут добиться в этом постоянства. В противном случае возникает опасность, что игнорирование внезапно сменится подкреплением, если у кого-то из родителей лопнет терпение. Например, ребенок в магазине просит что-то ему купить. Он хнычет и раз за разом повторяет свою просьбу. Поначалу мать решает не обращать на это внимания, но затем ее терпение иссякает. Она либо сдается, либо начинает сердиться. В этом случае поведение ребенка вместо игнорирования получает подкрепление, и во время следующего похода в магазин он наверняка снова начнет что-нибудь клянчить.

Как проявляется игнорирование в воспитании ребенка?

В качестве средства укрепления дисциплины игнорирование может быть очень эффективным, если поведение ребенка специально направлено на то, чтобы привлечь внимание родителей. Самыми типичными примерами могут служить случаи, когда ребенок подлизывается, хлопает дверями или ноет. Поскольку все эти действия направлены непосредственно на то, чтобы заставить родителей отреагировать, взрослым бывает трудно игнорировать их. Но если родителям удается делать это постоянно, дети очень быстро понимают, что данный метод не действует, и прекращают дальнейшие попытки.

Когда дети достаточно подрастут и научатся устанавливать причинно-следственные связи, родители могут еще больше усилить действенность метода игнорирования, обсуждая с ними последствия их поведения. Допустим, родители хотят отучить дочь от нытья. Первым делом они должны сесть вместе с ней и спокойно объяснить, что им не нравятся ее вечные капризы, поэтому ей необходимо прекратить такое поведение. Родители излагают ей свой план: как только девочка захнычет, они немедленно поворачиваются к ней спиной и полностью игнорируют ее. Такое объяснение поможет дочери понять, что ее поведение будет иметь последствия. На нее сознательно и демонстративно не будут обращать внимания. Таким образом, ей становятся понятны система и запускающий ее сигнал. Подобные уроки ребенок усваивает очень быстро.

Даже для ребенка младше четырех лет, который еще не умеет устанавливать причинно-следственные связи, игнорирование может стать довольно действенным средством воспитания дисциплины. Например, малыш бросил еду на пол и смеется, полагая, что это веселая шутка. Если родители и братья с сестрами рассмеются вместе с ним, то у ребенка быстро сформируется привычка швыряться едой. Если же мать спокойно подберет еду с пола и выбросит ее в мусорное ведро, а прочие члены семьи не обратят на это внимания, то «шутка» останется незамеченной и ребенок вскоре перестанет кидать еду на пол. В таких ситуациях родителям порой трудно оставаться невозмутимыми, потому что малыши могут быть очень забавными и изобретательными. Здесь надо решить для себя, будет ли подобное поведение казаться вам таким же забавным, когда ребенку исполнится пять лет. Если такой вариант вам не подходит, то это поведение надо своевременно исправлять.

Пропасть растет

Когда в семье появляется ребенок, мы, родители, уверены, что уж своего малыша мы знаем лучше всех. Вкладывая все сердце и душу в воспитание подрастающей личности, мы отдаем ребенку то, чего никогда не имели сами. Стараясь идти в ногу со временем, мы изучаем новейшие методики воспитания, не жалеем денег на развивающие игрушки, обучающие материалы, именитых педагогов и платные школы. Иногда балуем ребенка подарками и развлечениями, особенно когда хочется отметить первые успехи малыша.

Все вроде бы идеально: взаимопонимание, доверие, общение.

Но чем старше становится ребенок, тем больше он начинает отдаляться. Чем ближе пресловутый период пубертата, тем он все чаще молчит, погруженный в свои мысли, все меньше делится своими успехами или огорчениями. Совместное времяпрепровождение его не радует, он больше хочет побыть один, начинает ощущаться проблема в общении, растет стена между подростком и его родителями.

Ребенок слушает, но не слышит, понимает, но игнорирует, находится рядом, но не раскрывается. Любые просьбы его раздражают, предложения отвергает, вопросы пропускает мимо ушей. Он витает в облаках где-то далеко, в своем мире, впуская в него отдельных людей, но только не родителей.

Как вернуть былой уровень доверия? Что вообще происходит и когда был потерян тот тесный контакт с ребенком? С чем связано подобное отдаление от родителей?

А может ли это быть чье-то дурное влияние? Как узнать, не попал ли ребенок в секту или банду, не принимает ли наркотики? Или это, может быть, депрессия, гормональный сдвиг, неразделенная любовь или травля в школе?

Обычные родительские опасения «через себя»: вот я таким не был, чего ему не хватает, это все телевизор/приставка/телефон/Интернет/улица - практически никогда не отвечают действительности. К тому же принудительные разговоры «по душам» и с пристрастием тоже не приводят к ожидаемым результатам.

Корректор: Елена Лавецкая

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Когда ребёнок капризничает или спорит, с ним ещё как-то можно договориться. Но иногда он довольно успешно притворяется глухим и просто игнорирует любые ваши слова. Безусловно, это очень обидно – ведь вы наверняка говорите ребёнку нечто очень важное и полезное. Однако некоторые ваши слова могут задевать его самолюбие или идти вразрез с его интересами. В силу возраста и зависимого положения, сын или дочь не может прямо сказать об этом и предпочитает делать вид, будто ничего не происходит. В большинстве случаев игнорирование слов родителей – не столько проявление упрямства, сколько неумение аргументированно отстаивать свою позицию.

В некоторых случаях проблема носит не столько психологический, сколько физиологический характер и может быть связана с тугоухостью, трудностями понимания речи или нарушениями внимания. Эти особенности обычно несложно выявить в раннем возрасте.

От 0 до 2 лет

Проблемы со слухом у малыша могут быть замечены родителями уже в возрасте 1-2 месяцев, когда он рефлекторно начинает поворачивать голову в сторону источника звука. Если же кроха не обращает внимания на музыкальные игрушки и не вздрагивает даже тогда, когда соседи, затеявшие ремонт, работают перфоратором, это должно насторожить.

    Чтобы развеять нехорошие подозрения, необходимо сделать в поликлинике аудиограмму – исследование сохранности слуха малыша.

    Если со слухом всё в порядке, причиной игнорирования слов родителей может быть несформированность внимания, что является нормой в этом возрасте. Дело в том, что у малышей непроизвольные психические функции развиты лучше произвольных. Поэтому придётся очень постараться, чтобы составить достойную конкуренцию тому, что занимает малыша. Так, увлекшись игрой, ребёнок не способен быстро переключиться на что-то другое. Поэтому имеет смысл обращаться к нему в тот момент, когда его внимание к интересному объекту немного ослабевает.

    Если малыш «не слышит» вас, повторите то же самое подчёркнуто весёлым тоном. Например, фразу: «Пора уходить с прогулки», - можно заменить заманчивым предложением: «Ну-ка, кто быстрее добежит до подъезда?»

    Используйте тактильный контакт, чтобы привлечь внимание малыша: дотроньтесь до его руки, аккуратно погладьте по спинке или по голове, - так он быстрее отвлечётся от того, что его занимает.

Став постарше, ребёнок замечает, что притворная глухота позволяет избежать многих неприятных ситуаций. Так, если бабушка, находясь на кухне, зовёт обедать, можно выкроить не меньше десяти минут для мультиков или игры, если не откликаться. Пока она несколько раз повторит свои слова, пока дойдёт до комнаты… Даже если бабушка рассердится, для того, чтобы избежать её гнева, достаточно широко раскрыть глаза, похлопать ресницами и сказать кротким голоском: «Ой, а я не слышал…..». Чтобы перехитрить ребёнка, воспользуйтесь следующими приёмами:

    Неожиданно заговорите о том, что он любит, например: «Хочешь шоколадку?» Как только ребёнок оживлённо встрепенётся, посмотрите ему в глаза и повторите ту фразу, которую он до этого старательно игнорировал.

    Дайте понять, что вы «раскусили» сына или дочь: «Я знаю, что ты всё слышишь!» и спокойно предупредите, что не будете больше повторять. Затем назовите время, которое вы даёте ребёнку на выполнение своей просьбы, и упомяните о санкциях за непослушание: «Если через пять минут ты не начнёшь убирать игрушки, то не успеешь посмотреть мультфильм».

    Сделайте так, чтобы ребёнок смог почувствовать себя на вашем месте. Так, если он просит вас починить сломанную игрушку, сделайте вид, будто не слышите. Когда недоумение наследника сменится негодованием, объясните, что точно такие же эмоции вы испытываете, когда он притворяется глухим.

Несмотря на разнообразие форм детской хитрости, не стоит забывать о физиологических причинах игнорирования. С каждым годом речь взрослых, обращённая к ребёнку, становится всё сложнее, и он может плохо понимать её из-за медленного развития, так называемого, фонематического слуха – способности различать звуки речи, которые гораздо сложнее, чем природные и бытовые звуки. В результате, дошкольник воспринимает родную речь, как иностранную: одни слова понимает, другие – нет.

Чаще всего дети путают похожие по звучанию слова, например, «коза» и «коса», «тень» и «день». Некоторые дошкольники сами додумывают тот смысл, который не разобрали в чужих словах, поэтому их поведение может выглядеть неадекватно. Если недоразвитие фонематического слуха ярко выражено, ребёнку необходимо заниматься с логопедом или нейропсихологом. Полезно также играть в специальные игры, развивающие способность различать звуки речи.

    «Эхо»: пусть ребёнок повторяет за вами пары похожих звуков, слогов или слов. Так он сможет заметить различия между ними.

    «Ушки на макушке»: дошкольник должен хлопать в ладоши каждый раз, когда слышит в слове загаданный звук.

    «Города», «Имена» и другие подобные игры, в которых нужно придумывать название, начинающееся на звук, который был последним в слове, предложенном другим участником.

Школьники чаще всего игнорируют слова взрослых, если хотят таким образом продемонстрировать обиду и привлечь к себе внимание. Отвернувшись, ребёнок надеется разбудить вашу совесть и услышать мольбы сменить гнев на милость. Однако одной просьбы ему недостаточно. Ваш Рыцарь Печального Образа или Царевна Несмеяна ждёт долгих извинений и уговоров. Такая стратегия часто оказывается успешной в школе, когда необходимо показать своё недовольство сразу целой компании сверстников – допустим, когда все собрались играть в одну игру, а ребёнок предпочитает другую. Натренировавшись на детях, школьник переходит к «воспитанию» взрослых.

    Подумайте, не копирует ли ребёнок поведение кого-то из родных. Если вы применяете молчание в качестве педагогического приёма, сын или дочь тоже может взять этот способ на вооружение. Обсуждая конфликтные ситуации, вы подскажете ребёнку более эффективный путь решения проблем.

    Поскольку ребёнку бывает трудно сформулировать свои претензии и описать переживания, попробуйте сделать это за него: «Я вижу, что тебе неприятно слышать о двойке по математике. Но нам нужно разобрать ошибки, чтобы твои оценки стали лучше».

    Попробуйте применить ласку или рассмешить ребёнка, чтобы снизить напряжённость ситуации. Даже если он не прав, то всё равно чувствует себя одиноким и обделённым вниманием. Убедите ребёнка в том, что вас волнует его плохое настроение. Как только он «оттает», вы сможете поговорить.

    Если школьник продолжает упорно игнорировать ваши слова, оставьте его наедине со своей обидой. Предупредите, что готовы подождать, пока он успокоится и захочет поговорить, и займитесь своими делами. Поскольку для любого спектакля нужна публика, «бенефис» ребёнка закончится довольно скоро.

    Не забывайте о том, что подростки очень чувствительны к тону разговора. Пусть он будет доверительный и уважительный. Защищая свою позицию, не ссылайтесь на недостаток у ребёнка жизненного опыта или его юношеский максимализм. Такие слова действуют, как красная тряпка на быка.

    Сделайте небольшую уступку или, хотя бы, создайте её видимость. Допустим, если ребёнок приходит с прогулки позже, чем в оговоренные 20-00, предложите ему находиться после этого времени у кого-нибудь в гостях, а не на улице, и предупреждать об этом по телефону. Ваши просьбы должны выглядеть как проявление беспокойства, а не стремление к контролю.

    Чтобы сохранить контроль над подростком, дайте ему возможность насладиться взрослой жизнью: пусть сам себе готовит еду, следит за своей одеждой, зарабатывает на карманные расходы. Не соит преподносить эти нововведения как воспитательные меры. Вы просто не смеете больше вмешиваться в личную жизнь своего самостоятельного дитяти. После первой же подгоревшей яичницы и севшей после стирки рубашки, подросток испытает ностальгию по родительской заботе.

Игнорирование – такой прием в общении, когда один делает вид, что не видит другого. Люди, искусно владеющие этим приемом, знают, что это действенный способ лишить окружающих покоя.

При этом игнорирование позволяет избежать ответственности, ведь вы «вообще ничего не делаете», когда игнорируете других, какие к вам могут быть вопросы?

Часто мы используем игнорирование автоматически, спонтанно, когда на кого - то обижены. Так мы отгораживаемся от обидчика, даем ему понять, что не собираемся вступать в контакт.

В супружеских парах игнорирование обычно использует один супруг: он обижается и не разговаривает со вторым. Второй обычно выдерживает это дело недолго и начинает всякими способами устанавливать контакт: предлагает поговорить о важном или затевает разговоры на бытовые темы, а иногда провоцирует ссору. Все лучше, чем лед молчания. Молчащего супруга такая ситуация может выводить из себя, если контакт устанавливается слишком для него быстро.

Наиболее тертые калачи - те люди, которые столкнулись с молчанкой в своем детстве, таким образом родители наказывали их за провинности. В результате такого опыта люди перенимают эту систему наказания супруга или ребенка, применяют ее, выводя близких из равновесия и вынуждая навязчиво стремиться к контакту. Но, возможен и другой исход ситуации: тот, кого наказывали в детстве молчанием, находит себе партнера, который ведет себя так же - в обиде прерывает контакт.

Несмотря на неприятности, которые может принести в жизнь игнорирование, это действенный способ избавиться от некоторых неприятных черт в поведении близких людей.

Так игнорирование нежелательного поведения ребенка, иногда отличный способ это поведение прекратить.

Важно проводить границу между игнорированием отдельного поведения ребенка и игнорированием его самого. Игнорировать ребенка нельзя, для него прерывание контакта с самыми главными фигурами – родителями - это тяжелое испытание. Подробнее об этом можно прочитать .

Как применять игнорирование на практике

Игнорирование действий ребенка происходит, когда родитель делает вид, что вообще не видит, что ребенок делает или говорит. Тогда предполагается, что ребенок, разочаровавшись в «публике», перестанет вести себя неподобающе. Зачем, если все равно никто не обращает внимания?

Совет «просто не обращай внимания» недостаточен, а, возможно, вреден, если понимать его неправильно. Родители часто пытаются его применять и в лучшем случае получают то же поведение, а в худшем поведение еще более неприятное и яркое. Часто игнорирование приводит к самым печальным последствиям для отношений ребенка и родителей.

Чтобы игнорирование пошло на пользу всем участникам отношений, нужно применять его, учитывая несколько условий.

1. Игнорировать можно только отдельные действия ребенка, но не его самого . На деле часто игнорирование превращается в отвержение. Например, если ребенок грубит вам, а вы в ответ «не видите» его, перестаете обращать на него внимание на неопределенное время – то вы наказываете его за грубость отвержением. Это значит, что вы игнорируете самого ребенка, а не отдельные части его поведения.

Игнорирование эффективный, но довольно ограниченный прием воздействия на детей. Не нужно пытаться решить с его помощью все педагогические задачи. Ребенка нельзя научить вежливости, мягкости, уму и сдержанности просто игнорируя проявления резкости, грубости и прочих нежелательных качеств.

Родители, которые слишком часто применяют прием игнорирования, скорее всего, выросли в семьях, где их собственные родители наказывали их отвержением. Эстафета была передана и теперь при любом проступке ребенок попадает в опалу.

Важно научиться отличать игнорирование, как ограниченный и точечный прием и отвержение ребенка, как широкую систему реагирования на то, что вам не нравится.

При игнорировании вы «не видите» отдельные элементы поведения ребенка, при отвержении вы перестаете общаться с ребенком в результате его неблаговидного поступка. Первое может принести пользу, второе почти всегда вредно.

Хороший пример игнорирования:

В ответ на требование отца убрать со стола 7 летний Миша, скроил неприятную физиономию («как меня все достали»). Отец оставил без внимания выражение лица (игнорирование), сказав, как закончишь, будем обедать.

В неудачном варианте отец мог бы перестать «видеть» и разговаривать с сыном в процессе и даже после уборки. Это было бы уже отвержением ребенка.

2. Игнорирование означает «ничего-не-делание».

Часто родители уверены, что фраза «Я на такой тон отвечать не буду, попроси вежливо» - это и есть игнорирование невежливого обращения. Но, это как раз обратное, это поощрение вниманием!

Когда вы игнорируете, вы никак не показываете, что поведение оказывает на вас хоть какое - то воздействие, что вы вообще его видите.

Пример «псевдо игнорирования»

Одна женщина, мама 3 летнего мальчика, уверявшая, что игнорирование никогда не работает, описала мне, как она применяет этот прием. Малыш часто обзывался, в ответ мама говорила «Я не слышу тебя». Повторяла она это столько раз, сколько «обзывалок» придумывал мальчик (а он отлично владел речью, и у него было хорошее воображение). Разумеется, все это превращалось для ребенка в игру и никак не работало в смысле ограничения грубости малыша.

3. Игнорирование невозможно при большом эмоциональном накале.

Игнорирование - это «делание вида», что вы ничего не слышите и не видите. Но, на самом - то деле вы прекрасно воспринимаете все то, что вас раздражает в поведении ребенка.

Тебя лучше всего видят тогда, когда делают вид, что не замечают.

Айшек Норам

И у того, чтобы «делать вид» есть определенный и весьма небольшой запас прочности. Поэтому не слишком удачный выбор применять игнорирование там, где ситуация раскалена, там где вы или ребенок (а чаще всего оба сразу) находятся во взвинченном состоянии.

Например, по - настоящему сложно игнорировать громкий крик ребенка, особенно в общественном месте.

Вы можете успешно проигнорировать какие - то элементы поведения ребенка, если они не слишком яркие и не слишком выводят вас из себя.

4.Воздействовать с помощью игнорирования можно только на то поведение, которое прямо рассчитано на вашу реакцию.

Иногда родители возлагают надежды, на игнорирование в тех областях, где поведение никак не питается вниманием окружающих. Если ребенок получает удовольствие или какую - то пользу от своих действий, то ваше игнорирование не приведет к тому, что поведение исчезнет. Если ребенок толкает брата, прыгает на вашей кровати, таскает из шкафа сладости или с криками носится по ресторану, то его поведение продиктовано прямой выгодой, оно доставляет ребенку удовольствие само по себе и не нуждается в вашей реакции. Игнорирование такого поведения не может привести к хорошему результату. Поэтому, если ваш ребенок стоит в общественном месте на ушах, не нужно надеяться, что ваше игнорирование его остановит.

Но, если ребенок с хитрой улыбкой (прекрасно зная, что вы будете недовольны) тянет в рот окурок, подобранный на улице, то, возможно, он как раз проверяет вашу реакцию, как бы спрашивает: «Ну, и что ты будешь делать?». В таком случае надо игнорировать вот именно эту хитрую улыбку, просто без эмоций отобрать окурок.

Хорошо корректируется игнорированием так называемое вызывающее поведение . Например, ваш ребенок, глядя в глаза, сбрасывает со стола чашку.

В этом случае вы имеете дело с двумя принципиальными обстоятельствами: чашка сброшена на пол и вас пригласили к войне. Родителям трудно реагировать на такие ситуации, потому, что ни отчетливо видят мотив ребенка: ребенок совершает что-то нежелательное намеренно, стараясь досадить родителям, вызвать реакцию.

Часто в таких ситуациях дается совет – уделить ребенку повышенное внимание, дескать, он в момент таких воин чувствует себя беззащитно, поэтому провоцирует, пытаясь привлечь к себе внимание. Возможно, это и так, но внимание нужно уделять ребенку не после того, как он сбросил чашку, а в другие моменты. Окружать вниманием ребенка в ответ на его грубые проявления наоборот не нужно ни в коем случае. Иначе вы учите ребенка привлекать к себе внимание хулиганским образом.

В такой момент правильно было бы игнорировать сам факт вызова, но реагировать на вторую часть – сброшенную чашку. Не говорить ребенку «Ах ты, паршивец, ты, что над матерью издеваешься!» Это реакция на первую часть, на приглашение к войне. Нужно сказать «Теперь неси тряпку, эту лужу нужно вытереть». Это будет реакцией на вторую часть, на беспорядок, учиненный ребенком.

Такая реакция обеспечит вам правильную формулу взаимодействия:

- вы игнорируете только действие ребенка, но не его самого. В этом случае вы игнорируете призыв к конфликту.

- вы действуете в связи с требованиями ситуации, лужу все - таки необходимо убрать.

Иногда, правда приходится игнорировать и более длительные эпизоды. Например, если малыш упал на пол и кричит в ответ на ваш отказ немедленно выдать ему что-то непозволительное, и никак не реагирует на отвлечение. Самый разумный вариант – это игнорировать такую форму проявления требовательности.

Здесь родители, преимущественно мамы, совершают одну глобальную ошибку. Они сидят с каменным видом и ИГНОРИРУЮТ. Именно этим целенаправленно и заняты. Более мягкий вариант – заняты своим телефоном, что для ребенка почти тоже самое. Ребенок обычно никак не хочет успокаиваться в такой ситуации и кричит все громче.

Ребенок младшего возраста не в состоянии понять, почему его мама, обычно нормальная хорошая мама вдруг заморозилась. Ему страшно. И он кричит громче, а потом начинает дергать маму, висеть на ней, пытается внимание все – таки к себе привлечь. Обычно, мама не выдерживает первая и начинает как – то действовать: говорить, давать то, что просит ребенок и прочее.

Если вы решили игнорировать какие – то действия ребенка, надо не сидеть с каменным видом, а встать и чем - то заняться несложным: складывать вещи, мыть овощи или подметать. Желательно не работать в этот момент с компьютером, так как для ребенка это выглядит не как действия мамы, а как сидение спиной к нему. Ребенок должен видеть, что мама чем - то занята, ведет обычную жизнь, а не замерла и сидит не подвижно, не обращая на него внимания.

Также нужно понимать, что для того, чтобы ребенок получал точную информацию, заканчивать игнорирование нужно, как только нежелательное поведение заканчивается. Если ребенок, навалявшись и накричавшись, подходит к вам уже более спокойный, улыбнитесь ему, давая понять, что вы открыты для контакта. Неправильно в такой ситуации продолжать сидеть с недовольным или отстраненным видом, потому, что ребенок вас до этого довел. В таком случае ребенок не увидит разницы в реакции мамы на разные его виды поведения: что кричал и валялся, мама недовольная молча сидела, что подошел спокойный, она продолжает так же сидеть.

Если применять игнорирование точно, от него можно получит много пользы.

© Елизавета Филоненко