Как развить мышление у дошкольника. Этапы развития мышления в дошкольном возрасте: как и чему учить ребенка

Критическое мышление поможет детям не стать жертвами провокаций и манипуляций со стороны сверстников.

Для любого человека в нашем современном мире играет роль умение критически мыслить. Развивать критическое мышление у ребенка рекомендуется с 4-5 лет. В этом возрасте малыш активно задает вопросы об устройстве окружающего мира. Именно критическое мышление и умение отделять правду от манипуляций поможет ему в дальнейшем уметь правильно ориентироваться в окружающем мире и лучше понимать логику происходящих событий и отношений между людьми.

Для чего это нужно?

Это так называемый мыслительный процесс, в ходе которого ребенок получает информацию, необходимую для принятия обдуманного решения и формирования своего отношения к событиям.

Взрослые неоднократно замечали, что самый распространенный детский вопрос - «почему?» Именно с него и начинается развитие критического мышления у ребенка. Ответы на вопросы, которые он задает, помогают понять суть явлений, мотивы поступков и отношении между людьми. Если родители игнорируют его вопросы, то он может постепенно утратить любознательность и интерес ко многим сторонам жизни. Если ребенок часто задает вопрос «почему?», то это может также свидетельствовать о недостатке внимания со стороны значимых взрослых.

К сожалению, слабость критического мышления может нередко наблюдаться не только у детей, но и у взрослых. О необходимости его развития родители и педагоги стали задумываться сравнительно недавно.

Распространенные ответы вроде «не спорь со старшими» и «не задавай лишних вопросов» признаны архаичными и вредными. Именно развитие критического мышления у ребенка способно сделать его самостоятельным и свободным человеком.

Как развивать критическое мышление в разных возрастах?

Сегодня все больше родителей отказываются от авторитарной модели воспитания и считают нужным учить своих детей критически мыслить. Основной вопрос, который волнует их, - каков самый подходящий возраст для развития подобных навыков? Это 4-5 лет, когда дошкольники уже имеют социальные контакты с другими детьми и взрослыми и способны анализировать взаимоотношения и поступки людей.

В 5 лет дети способны строить логические заключения на основе прочитанных книг, рассказов и сказок. При анализе художественного произведения они уже могут прогнозировать развитие событий, а также отвечать на вопросы по содержанию текста и обосновывать свой ответ.

Обучение критическому мышлению детей младшего школьного возраста включает в себя следующее:

1.Выделение причины и следствия событий и поступков.

2. Понимание взаимосвязи между фрагментами информации.

3. Отвержение ненужной или недостоверной информации.

4. Определение ложных стереотипов, ведущих к неправильным выводам.

5. Умение различать реальные факты и личное мнение.

6. Умение отделять значимое от несущественного.

Основной целью развития критического мышления у детей является не увеличение объема информации, а ее анализ, выводы и применение в жизни. Развитие критического мышления не подразумевает поиск недостатков, как может показаться некоторым, а способствует объективной оценке, включающей в себя положительные и отрицательные стороны объекта познания. Яркий пример обучения критическому мышлению - анализ литературного произведения. Культурно-исторический фон написания романа помогает сделать выводы о мотивах поступков героев и дать им свою собственную оценку, отличающуюся от мнения авторов учебника и известных литературных критиков.

Советы для родителей по развитию критического мышления

Прежде всего умение критически мыслить, должно прививаться в семье. Это и есть «умение думать», отсутствие которого так часто беспокоит взрослых. Обучаясь вместе с детьми, они сами могут сформировать у себя навыки критического мышления.

Не просто отвечать на вопрос «почему? », но и задавать вопрос «как ты думаешь, почему?»; не ругать детей за проступки, не обвинять их, а спокойно объяснять причины своего недовольства. Это способно существенно улучшить коммуникацию между детьми и взрослыми. Более того, дети не будут испытывать чувства вины, и отношения в семье будут более гармоничными;

Делиться своими проблемами в доступной детям форме . Например, вполне можно предложить найти решение проблемы ссор между братьями и сестрами, которые так утомляют маму, спросив, что сделали бы дети на ее месте;

Учить рассматривать разные точки зрения , например, на мнение бабушки о продуктах питания или на конфликт с другом или подругой. Один из распространенных приемов - попробовать представить себя на месте подруги или бабушки, и таким образом понять мнение противоположной стороны;

Всегда сохранять спокойствие. Полезно объяснять детям, как эмоции могут повлиять на принятие решения.

Обучение не поддаваться на провокации одноклассников и не подчиняться их мнению слишком слепо - тоже одна из составляющих критического мышления.

Развитие критического мышления поможет детям избежать многих проблем не только в детском саду или при общении со взрослыми, но и гораздо позже. К сожалению, примеров развития критического мышления не так много. Но семья может сделать это самостоятельно, даже без учебных пособий и репетиторов. Именно критическое мышление поможет детям не стать жертвами провокаций и манипуляций со стороны сверстников, а также необъективных средств массовой информации.

Даже если члены семьи сами не обладают критическим мышлением, им будет полезно научиться ему самим и научить детей. Развитие критического мышления позволяет решить и другую важную задачу - выстроить полноценную коммуникацию между взрослыми и детьми и наладить гармоничное взаимодействие.

Налаженное общение между членами семьи всегда способствует укреплению отношений и помогает избежать многих конфликтов.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Мышление – это психический процесс, в котором участвуют оба полушария головного мозга. И от того, насколько комплексно может мыслить человек, зависит решение поставленных перед ним задач. Именно поэтому развитие мышления у детей так важно. Возможно, в раннем детстве это не очень заметно, так как все важные решения за малыша принимают его родители, да и достижения крохи чаще всего измеряются количеством пройденных шагов, умением читать по слогам или складывать конструктор. Но рано или поздно наступает момент, когда перед человеком возникают серьезные жизненные цели и задачи. Чтобы устроиться на работу в крупные и успешные компании, претенденты проходят множество испытаний, среди которых и тест на IQ. Логическое мышление и творчество лежат в основе каждого изобретения, созданного человечеством. И если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел шанс сделать в своей жизни что-нибудь гениальное, учите его правильно мыслить с самого детства. Даже если он выберет путь искусства или, например, спорта, умение анализировать свои действия, четко и логично выстраивать линию своего поведения обязательно приведет его к успеху на любом поприще.

Начиная развивать мышление ребенка, Вы должны четко понимать, как работает его сознание. Наш мозг делится на два полушария. Левое полушарие – аналитическое. Оно отвечает за рациональное логическое мышление. Человек с развитым левым полушарием мозга отличается последовательностью, алгоритмичностью и абстрактностью мышления. Он мыслит эвристически, синтезируя в своем сознании отдельные факты в целостную картину. Правое полушарие – творческое. Оно отвечает за склонность человека мечтать и фантазировать. Люди с развитым правым полушарием мозга очень любят читать, сами сочиняют рассказы, проявляют способности в различных видах искусства – поэзии, живописи, музыке и т.д.

Существует множество примеров с ярко развитым правым или левым полушарием. Но психологи считают, что изначально родители должны стараться гармонично развивать в ребенке и логику, и креативность. А уже в ходе занятий стоит присматриваться к тому, как ребенок мыслит, чтобы понять, что ему дается легче. Например, образно мыслящий малыш автоматически начинает решать задачку по математике с рисунка, а ребенок с аналитическим мышлением начинает рисовать домик со схематичного наброска. Обязательно учитывайте характер мышления крохи в дальнейшем его обучении.

Теперь немного теории. Несмотря на свою сложность и объемность, мышление человека делится на 4 основных вида:

  1. наглядно-действенное
  2. образное
  3. логическое
  4. творческое

Маленький ребенок, который стремится все ощупать и попробовать, ломая машинки и отрывая руки у кукол, руководствуется наглядно-действенным мышлением. Оно присуще всем детям, а порой сохраняется и у некоторых взрослых людей. Но такие люди уже ничего не ломают, а наоборот, конструируют прекрасные автомобили или делаю гениальные операции, закрепляя за собой звание «золотые руки».

Образное мышление у детей

Образное мышление у детей предполагает оперирование фигурами и образами. Оно начинает развиваться у малышей в дошкольном возрасте, когда они строят модели из конструктора, рисуют или играются, представляя что-нибудь в уме. Развитие образного мышления у детей наиболее активно проходит в возрасте 5-6 лет. И уже на основе образного мышления, у детей начинает формироваться логика. Развитие мышления в детском саду основано на формировании у детей умения создавать в своем сознании различные образы, запоминать и воспроизводить ситуации, тренировке памяти и визуализации. В школьном возрасте также полезно периодически проделывать такие упражнения. Но поскольку школьная программа уделяет больше внимания аналитической и логической составляющей, родители должны , рисуя, создавая поделки из различных материалов, а также читая и придумывая интересные истории.

В возрасте 6-7 лет у ребенка начинает развиваться логическое мышление. Школьник учится анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Но, к сожалению, развитие логического мышления у детей в школе совершенно не имеет никакого элемента творчества. Все очень стандартно и шаблонно. В тетрадке пятиклассника Вы можете найти сколько угодно задач, решенных по действиям, и ни одной, решенной нестандартно. Хотя для таких сравнительно простых задач может быть много вариантов решения. Но учителя не уделяют этому внимания, так как время уроков ограничено и у детей нет возможности посидеть и подумать.

Это должны делать родители. Не заставляйте ребенка «для тренировки» решать десять однотипных примеров, лучше сыграйте с ним в шахматы или в монополию. Там стандартных решений просто не существует, и шаблонных вариантов Вы там точно не найдете. Именно это поможет ребенку развить логику. А сильная логика в комбинации с неожиданными, нестандартными и творческими решениями поднимет его мышление на новый уровень.

Как же развить в ребенке креативность? Самое простое, что Вы должны помнить, — развитие творческого мышления у детей происходит в момент общения. Именно при коммуникации с другими людьми (беседуя лично, читая книгу или, например, слушая аналитическую передачу) в сознании человека происходит сопоставление различных точек зрения на один и тот же вопрос. И только в результате общения у человека может выработаться собственное мнение, а это не что иное, как творчество. Человек, который четко осознает, что на один вопрос может быть несколько правильных ответов, – действительно творческая личность. Но чтобы Ваш ребенок это понял, просто рассказать ему об этом недостаточно. Он должен сам прийти к этому выводу, проделав множество упражнений.

И этому в школе тоже не учат. Поэтому родители должны заниматься с ребенком дома, чтобы сделать его мышление оригинальным, ассоциативным и гибким. Это не так уж и сложно. Вы можете складывать из одних и тех же геометрических фигур совершенно разные картинки, конструировать фигурки людей и животных из бумаги, или просто возьмите самый обычный и понятный предмет домашнего пользования и попытайтесь вместе с ребенком придумать для него как можно больше новых нестандартных вариантов применения. Фантазируйте, выдумывайте новые упражнения, мыслите творчески сами и обязательно научите этому своего ребенка. И тогда в Вашем доме все чаще начнут звучать счастливые и громкие возгласы «Эврика!».

Развитие логического мышления ребенка не менее важно, чем освоение им чтения, письма и речевых навыков. Логика для детей является базисом хорошего интеллекта, помогает обширно мыслить, анализировать, рассуждать, сравнивать и делать выводы. Формированию логических навыков ребенка следует уделять внимание уже с раннего возраста.

Ученые подчеркнули, что развитие логического мышления у детей дошкольного возраста является одним из главных направлений развития, поэтому ему нужно уделять серьезное внимание. Это поможет в будущем ребенку добиться успеха в учебе и интеллектуальной сфере.

Как развивать логику у ребенка?

Логическое мышление помогает отделять первоочередную информацию от второстепенной, находить связь между различными объектами, создавать умозаключения, находить им подтверждения или опровержения. Специалисты советуют тренировать логическое мышление, как и любой другой навык. Для детей младшего возраста отлично подойдут специально разработанные игры, упражнения и задачи. Такие занятия помогут:

  • увеличить скорость мышления;
  • повысить его гибкость и глубину;
  • развить воображение и свободу мысли;
  • увеличить эффективность мышления.

Развитие мышления у детей

Мышление — одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Выделяют три вида мышления:

1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)

2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)

3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно-образное . Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Способы тренировки логического мышления

  • Тренируем внимание и наблюдательность. Ведь именно эти навыки позволят дошкольнику успешно анализировать и классифицировать свойства и признаки предметов. Начиная с 3–4 лет можно смело предлагать ребёнку проанализировать тот или иной предмет с точки зрения разных его признаков: формы, цвета, вкуса, запаха.
  • Решаем логические задачи и упражнения. Здесь хорошими помощниками будут обычные счётные палочки. Учите ребёнка составлять из них различные геометрические фигуры, например, два треугольника из пяти счётных палочек либо предлагайте ему упражнения по продолжению составленных вами элементов узора.
  • Играем в противоположности. Учим ребёнка находить понятия, противоположные заданным: день – ночь, тепло – холодно, сладкий – горький и т.д.
    Своевременное развитие логических способностей у дошкольника будет чрезвычайно полезно не только для его дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни

Игры и упражнения для тренировки логического мышления

КТО, ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить».

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт — …, птицы — …

КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

СЛОВА НАОБОРОТ
Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой — маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый — грустный, быстрый — медленный, пустой — полный, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый, сильный — слабый, тяжелый — легкий, трусливый — храбрый, белый — черный, твердый — мягкий, шершавый — гладкий и т.д.

БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера — иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» — и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду — и уплыла.

НЕЛЕПИЦЫ
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

Мышление представляет собой высшую форму познавательной деятельности человека, процесс поиска и открытия нового. Развитие мышления у детей является важным элементом воспитания, так как развитое мышление поможет ребенку понимать закономерности окружающего мира, причинно-следственные связи в отношениях, жизни и природе. Логическое мышление - это основополагающая часть достижения успеха в жизни, которая поможет правильно проанализировать любую сложившуюся ситуацию или проблему, выбрав рациональный вариант решения.

Логическое мышление нужно постоянно тренировать. Чтобы ребенок не использовал стереотипное мышление, которое свойственно многим людям, следует развивать логику с раннего детства.

Мыслительная деятельность человека чрезвычайно многогранна, ведь каждому из нас ежедневно приходится решать самые разнообразные задачи. Такая особенность мышления позволяет выделить его виды: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, которые начинают развиваться в дошкольном возрасте. Вот поэтому необходимо обеспечить условия для полноценного становления мышления ребенка. В первую очередь, заслуживает внимания образное мышление, как преобладающее у дошкольников и младших школьников. От него в большей степени зависит успешность в усвоении программ детского сада и школы. Психологами доказано, что на основе образного мышления у дошколят формируется интеллект. Младшим школьникам оно помогает построить научную картину мира, выработать внимательное отношение к окружающим объектам, сформировать умение видеть красоту вокруг себя. Все это развивает творчество и воображению, влияет на выбор профессии в дальнейшем. Например, такой вид мышления присущ людям творческих профессий: художникам, писателям, дизайнерам, архитекторам.

По научному определению, образное мышление ‒ это способность мысленно представлять, воспроизводить окружающий мир в виде образов предметов и явлений. Заботливым родителям, нацеленным на полноценное воспитание своего малыша, стоит задуматься над тем, как развить образное мышление?

Шагаем по ступеням развития образного мышления у детей

Важно: даже незначительное отставание в развитии образного мышления у детей может привести к психологическим проблемам, например, неумению формулировать свои мысли, действовать с системами образов при обучении, создавать новые образы в творческих занятиях.

Чтобы этого не случилось, родителям надо знать, что на каждом возрастном этапе существуют свои подходы к формированию мышления. «Образно» говоря, постепенно шагаем по ступеням развития наглядно образного мышления:

Достижения ребенка на каждом возрастном этапе

Какими средствами можно развить образное мышление у детей?

Важно: родителям для развития наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста на домашних занятиях лучше всего помогут средства, которые просты, доступны и понятны самим взрослым (игры, общение). При этом большую роль сыграет активность родителя, его образ жизни, так как родительский пример - половина успеха в воспитании собственного ребёнка.

Специалисты предлагают!

Средства, которые помогают развитию образного мышления, бывают классические и современные. Все они могут быть полезны для детей, однако для домашних занятий главным достоинством их должны быть: несложный для подбора наглядный материал (картинки, игрушки, бытовые предметы), интересные немонотонные действия (игровые движения, действия с ножницами, красками, карандашами, совместные беседы), доступность в показе и исполнении.

Наиболее популярные средства развития образного мышления:

  • настольные игры (разрезные картинки, лото, домино, вкладыши);
  • творческие занятия: лепка, аппликация, рисование, макраме;
  • чтение детских книг, энциклопедий, журналов;
  • загадки, шарады, ребусы;
  • просмотр кинофильмов и мультфильмов об окружающем мире;
  • семейный досуг, праздники, путешествия;
  • прогулки в природу: на даче, в лесу, парке;
  • общественные мероприятия: праздники, спортивные соревнования, туристические походы.

Игры и упражнения для дошкольников и младших школьников

Игра «Мамы и их детеныши»

Развивает образное мышление, обогащает словарь, способствует установлению смысловых связей. Играть можно с детьми всех возрастов, различие в том, что для малышей количество знакомых животных до 5-7 (домашние и животные зоопарка), у средних и старших дошколят объем наглядного материала увеличивается и усложняется. Дети воспроизводят образы тех животных, которых они могли видеть только на картинках (жираф, бегемот, коала). Взрослый предлагает для рассмотрения картинки с изображением взрослых животных, ребенок должен подобрать карточку с изображением детеныша. Для поддержания интереса у детей можно использовать художественное слово (загадки, песенки, стишки):

Узнать жирафа просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.

Мишка белый — к полюсу.
Мишка бурый — по лесу.
Этот — сел на эвкалипт,
Листья ест и много спит (коала).

Игра «Чудесный мешочек»

Классическая любимая игра детишек всех возрастов, в том числе и младших школьников, помогает закреплять образы предметов, мысленно воспроизводить их. Для малышей это будут знакомые игрушки, признаки которых они хорошо знают, например, маленький, мягкий, пушистый (мишка). А ребятам постарше можно подкладывать новые предметы, которые они сами должны определить на ощупь, или найти по описанию ведущего: «Найди в мешочке круглое, гладкое, холодное, маленькое (зеркальце)».

Упражнение «Волшебные очки»

Развивает умение группировать предметы по характерному для них признаку, закрепляя устойчивые образы - шаблоны. Требуется небольшая подготовка, взрослый вырезает из плотной бумаги очки определенной формы, например, квадратные или овальные. Ребенок может сам выбирать очки или выполняет задание по указанию взрослого. В коробочку собираются все предметы той формы, очки в виде которой надеты на игрока. Например, круглые очки - блюдце, зеркальце, колечко, крышка; квадратные очки - кубик, шкатулка, салфетка.

Упражнение «Загадки - отгадки»

Помогает развивать образное мышление, так как формирует у детей умение мысленно представить, а потом воспроизвести предмет по его признакам. Начинать разгадывать загадки нужно как можно раньше, когда ребенок еще только знакомится с окружающим миром. Тогда у малыша рано сформируется умение соотносить слово и образ. Маленьким деткам загадываются те предметы, признаки которых ярко выражены и дети их хорошо знают, например, овощи, фрукты, игрушки, транспорт.

Этот фрукт на вкус хорошо,
Он на лампочку похож (груша)!

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (арбуз).

Круглое, румяное,
С дерева достану я.
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка!» - скажу (яблоко).

Для старших дошколят и младших школьников загадки усложняются, дети учатся видеть за описанием образа реальный предмет, понимать систему образов. Детей учат тому, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному (коротко, просто или сложно, красочно). Тематика загадок также усложняется, используются загадки о неживой и живой природе, растительном мире, разных видах транспорта, орудиях труда, профессиях людей, бытовых предметах. Вот как, например, может быть по-разному представлен один и тот же образ (снег).

Скатерть бела, весь мир одела.

Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт.

Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.

Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.

Дженга

Все большую популярность приобретают семейные настольные игры, которые разнообразят досуг, делают общение детей и взрослых более интересным и насыщенным. Помогает формировать умение видеть перспективу, что способствует развитию наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста. Такие игры в разнообразии представлены в детских магазинах, их можно заказать по Интернету. Настольная игра «Дженга» широко известна по всему миру, чаще всего ее называют Башня. Считается, что это практически идеальная семейная игра. Основа ее в том, что из деревянных брусочков игроки строят башню, начиная каждый новый этаж с вытаскивания по бруску из нижнего и достраивают постройку строго вверх. Побеждает тот, кто меньше всех обрушивал башню или ни разу не сломал ее. Для повышения интереса игроков бруски можно разукрасить в различные цвета или даже внести изменения в правила «Дженги» — например, играть в фанты, написав на различных брусках смешные задания, который выполняет проигравший.

Имаджинариум

Еще одна семейная интересная игра, в которой нужно придумывать ассоциации к необычным картинкам. Играть можно со старшими детьми, так как необходим опыт. Повышает возможность развития наглядно образного мышления младших школьников. По условиям один участник придумывает ассоциацию к своей карточке, а остальные - пытаются ее отгадать. В каждый новый ход ведущим становится следующий игрок. Загаданная карточка выкладывается на стол рубашкой вверх. После того, как ведущий загадал ассоциацию, остальные игроки смотрят в свои карточки и выбирают ту, которая, по их мнению, соответствует придуманной ассоциации. Выбранные карточки выкладываются на стол рубашкой вверх и перемешиваются. Затем ведущий открывает карточки и выкладывает их на стол в один ряд рисунком вверх. Задача всех участников - отгадать, какую карточку загадал ведущий. Отгадавший получает три очка и на игровом поле продвигает свою фишку (слоника) вперед. Ведущий также передвигает своего слоника вперед на одно очко за каждого отгадавшего ассоциацию. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу.

Уважаемые родители! Ваше активное участие в воспитании ребенка даст возможность полноценно развить образное мышление, которое поможет деткам успешно обучаться в школе и пойти по правильному пути выбора профессии.

Изучение развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребенка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес.

Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.

О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.

Детальное изучение мышления требует выделения и специального анализа различных его процессов, сторон, моментов - абстракции и обобщения, представлений и понятий, суждений и умозаключений и т.д. Но реальный процесс мышления включает единство и взаимосвязь всех этих сторон и моментов.

Интеллектуальное развитие ребёнка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления - наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребёнка можно наблюдать в конце первого - начале второго года жизни, ещё до овладения им активной речью. Уже первые предметные действия ребёнка обладают рядом важных особенностей. При достижении практического результата выявляются некоторые признаки предмета и его взаимоотношения с другими предметами; возможность их познания выступает как свойство любого предметного манипулирования. Ребёнок сталкивается с предметами, созданными руками человека, и т.о. вступает в предметно-практическое общение с другими людьми. Первоначально взрослый является основным источником и посредником знакомства ребёнка с предметами и способами их употребления. Общественно выработанные обобщённые способы употребления предметов и есть те первые знания (обобщения), которые ребёнок усваивает с помощью взрослого из общественного опыта .

Наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять объект. Т.е. дошкольники мыслят лишь наглядными образами и ещё не владеют понятиями (в строгом смысле).

Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребёнка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение систем понятий по различным предметам. Эти сдвиги выражаются в познании всё более глубоких свойств предметов, в формировании необходимых для этого мыслительных операций, возникновении новых мотивов познавательной деятельности . Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции ещё связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным.

У детей овладение понятием в значительной степени зависит от опыта, на который они опираются. Значительные трудности возникают тогда, когда новое понятие, обозначаемое определенным словом, не согласуется с тем, что уже связано с этим словом у ребёнка, т.е. с тем содержанием данного понятия (часто неправильным или неполным), которым он уже владеет. Чаще всего так бывает в тех случаях, когда строго научное понятие, усваиваемое детьми в цоколе, расходится с так называемым житейским, донаучным понятием, уже усвоенным ими вне специального обучения, в процессе повседневного общения с другими людьми и накопления личного чувственного опыта (например, птица это животное которое летает, поэтому бабочки, жуки, мухи относятся к птицам, а курица, утка -- нет, они не летают. Или: хищные животные «вредные» или «страшные», например крысы, мыши, а кошка не хищник, она домашнее животное, ласковая).

Младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у них развивается - сначала в простейших формах - словесно-логическое мышление, т.е. мышление в форме абстрактных понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлечённых понятий и рассуждений.

«Развитие процессов, приводящих в последствии к образованию понятий, уходит своими корнями глубоко в детство, но только в переходном возрасте вызревают, складываются и развиваются те интеллектуальные функции, которые в своеобразном сочетании образуют психическую основу процесса образования понятий» .

Данные наблюдения детей говорят о том, что ребенок рано начинает делать «выводы». Было бы неправильно отрицать у детей дошкольного и даже, может быть, преддошкольного возраста возможность делать некоторые «умозаключения»; но было бы совершенно неосновательно приравнивать их к умозаключениям взрослых, в частности к тем формам умозаключения, которыми пользуется научное знание.

Мальчик в возрасте 4 лет 6 мес обращается к отцу: «Папа, небо больше, чем земля, да, да, я знаю это. Потому что Солнце больше, чем Земля (это он узнал от взрослых еще прежде), а Вера (старшая его сестра) только что мне показала, что небо больше, чем Солнце». А через 3 месяца летом после прогулки у ручья: «Камни тяжелее, чем лед». - «Откуда ты это знаешь?» - «Потому что лед легче воды; они в воде идут ко дну». Этот ребенок сопоставлял наглядные ситуации своего опыта и сведения о предметах, полученные им от взрослых .

Вышеприведенный факт ярко вскрывают особенности типичных для дошкольника умозаключений. Его мысль функционирует еще внутри восприятия. Поэтому его умозаключение сплошь и рядом совершается посредством переноса целых наглядных ситуаций; заключение идет от единичного факта к единичному факту.

Для характеристики специфической формы этих детских умозаключений, господствующей в дошкольном возрасте, психолог В.Штерн ввел термин трансдукция, отличающий ее как от индукции, так и от дедукции. Трансдукция - это умозаключение, переходящее от одного частного или единичного случая к другому частному или единичному случаю, минуя общее. Трансдуктивные умозаключения совершаются на основании сходства, различия или по аналогии. Отличает их от индукции и дедукции отсутствие общности. Пиаже правильно отметил, что Штерн дал лишь описание, а не объяснение трансдукции. Отсутствие обобщения в трансдукции есть в действительности не первичная, не определяющая ее черта. Ребенок в трансдукции не обобщает, потому что и поскольку он не может вычленить существенные объективные связи вещей из случайных сочетаний, в которых они даны в восприятии. В трансдукции сказывается ситуационная привязанность мышления дошкольника. Но трансдукция никак не является все же единственной ведущей формой умозаключения у дошкольника. Развитие форм детского мышления неотделимо от развития его содержания, от ознакомления ребенка с конкретной областью действительности. Поэтому появление более высоких видов умозаключения происходит вначале, так сказать, не по всему фронту интеллектуальной деятельности, а отдельными островками, в первую очередь там, где знакомство ребенка с фактами, связь его с действительностью оказывается наиболее глубокой и прочной.

Элементарные причинные зависимости рано подмечаются детьми, как о том свидетельствуют многочисленные наблюдения. Однако нельзя, конечно, приписывать ребенку-дошкольнику обобщенное понимание сложных причинных зависимостей. Мыслительная деятельность ребенка развивается сначала по преимуществу в процессе наблюдения, в теснейшей связи с восприятием. Очень поучительно и рельефно она выступает в попытках понять, объяснить наблюдаемое при восприятии картинок. Для объяснения их содержания дети сплошь и рядом прибегают к целому ряду рассуждений и умозаключений.

Пока общее еще не осознается как всеобщее, основанное на существенных связях, а сводится к собирательной общности частного, умозаключение у ребенка сначала обычно сводится к переносу по аналогии с одного частного случая на другой или с частного на общее как собирательную совокупность частных случаев (приближаясь к тому, что в логике называли индуктивным умозаключением, через простое перечисление) и с общего как такой совокупности частных случаев на один из них. В основе этих умозаключений ребенка посредством переноса лежат случайные единичные связи, отношения внешнего сходства, более или менее случайные причинные зависимости. А иногда у ребенка встречаются «умозаключения» от наличия одного предмета или признака к другому в силу установившейся между ними прочной ассоциативной связи по смежности. Пока ребенок не в состоянии вскрыть существенные, внутренние связи, его умозаключения легко соскальзывают на облеченные во внешнюю форму умозаключений переносы внешних ассоциативных связей с одной ситуации на другую. Но наряду с этим в областях, практически более знакомых и близких ребенку, у него начинают появляться подлинные индуктивно-дедуктивные, конечно, элементарные умозаключения.

Таким образом, анализ мышления ребенка обнаруживает у него относительно очень рано - в дошкольном возрасте и даже в начале его - зарождение многообразной мыслительной деятельности. У маленького дошкольника можно уже наблюдать ряд основных интеллектуальных процессов, в которых совершается мышление взрослого; перед ним встают вопросы; он стремится к пониманию, ищет объяснений, он обобщает, умозаключает, рассуждает; это мыслящее существо, у которого уже пробудилось подлинное мышление. Между мышлением ребенка и мышлением взрослого человека существует, таким образом, очевидная преемственная связь .

Только при превращении ребенка в подростка становится принципиально возможным переход к мышлению в понятиях.

Л.С. Выготским выделяются три основные стадии развития понятий и, соответственно, понятийного мышления.

Первой стадией в образовании понятий является образование неоформленного и неупорядоченного множества, выделение некоторой совокупности предметов, объединяемой без достаточного внутреннего родства и отношения между образующими ее частями. Значением слова на этой стадии развития является неопределенное до конца, неоформленное синкретическое сцепление отдельных предметов, так или иначе связавшихся друг с другом в представлении и восприятии ребенка в один слитный образ. В формировании этого образа решающую роль играет синкретизм детского восприятия или действия, поэтому этот образ крайне неустойчив.

Вторая большая ступень в развитии понятий охватывает много разнообразных в функциональном, структурном и генетическом отношениях типов одного и того же по своей природе способа мышления. Данное мышление называется Выготским мышлением в комплексах. Это значит, что обобщения, создаваемые с помощью этого способа мышления, представляют по своему строению комплексы отдельных конкретных предметов или вещей, объединенных уже не только на основании субъективных связей, но на основе объективных связей, действительно существующих между этими предметами.

Значения слов на этой стадии развития точнее всего могут быть определены как «фамильные имена» объединенных в комплексы или группы предметов. Самым существенным для построения комплекса является то, что в его основе лежит не абстрактная и логическая, а вполне конкретная и фактическая связь между отдельными элементами, входящими в его состав. Комплекс, как и понятие, является обобщением или объединением конкретных разнородных предметов. Но связь, положенная в основу обобщения, может быть самого различного типа. Любая связь может привести к включению данного элемента в комплекс, лишь бы она фактически была в наличии .

Мышление в комплексах включает в себя несколько промежуточных этапов: 1) объединение предметов в «коллекции» - взаимное дополнение предметов по какому-либо одному признаку; 2) «псевдопонятие» -- комплексное объединение ряда конкретных предметов, которые фенотипически, по своему внешнему виду, по совокупности внешних особенностей, совершенно совпадают с понятием, но по своей генетической природе, по условиям своего возникновения и развития, по причинно-динамическим связям не является понятием.

Ребенок, находящийся на стадии комплексного мышления, мыслит в качестве значения слова те же предметы, что и взрослый, и это основа для понимания между ними, но мыслит с помощью иных интеллектуальных операций.

Понятие в его естественном и развитом виде предполагает не только объединение и обобщение отдельных конкретных элементов опыта, оно также предполагает выделение, абстрагирование отдельных элементов и умение рассматривать их вне конкретной и фактической связи, к которой они даны в опыте. Стадия развития понятий также разбивается на несколько подстадий: 1) стадию потенциальных понятий и 2) стадия истинных понятий. Только овладение процессом абстрагирования и развитие комплексного мышления способно привести ребенка к образованию истинных понятий. Решающая роль в образовании истинного понятия принадлежит слову. «Из синкретических образов и связей, из комплексного мышления, из потенциальных понятий, на основе употребления слова в качестве средства образования понятия возникает та своеобразная сигнификативная структура, которую мы можем назвать понятием в истинном значении этого слова» .

Именно в среднем и старшем школьных возрастах школьникам становятся доступными более сложные познавательные задачи . В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в новых ситуациях. Формируется система взаимосвязанных, обобщённых и обратимых операций. Развивается способность рассуждать, обосновывать свои суждения, осознавать и контролировать процесс рассуждения, овладевать его общими методами, переходить от его развёрнутых форм к свёрнутым формам. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребёнка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготовляет последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, у школьников приобретает новое содержание, находя, в частности, своё выражение в решении всё усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.