Как сделать, чтобы ребенок вас услышал. Новый учебный год: как сделать так, чтобы ребенок учился самостоятельно

Тебе хочется, чтобы ребенок хорошо учился, а по утрам бодро вскакивал, охотно шел в школу и приносил хорошие отметки? Чрезмерной строгостью, угрозами и наказаниями этого не добиться. Придется стать психологом. Наши советы помогут хорошо учиться!

Чтобы мотивировать ребенка хорошо учиться, достаточно запомнить и постараться применить в жизни некоторые правила, давно выведенные профессиональными психологами.

Секрет №1 Как хорошо учиться - Отвечай на все вопросы

Как бы ты ни была занята – не отмахивайся от сына или дочери, если они обратились к тебе с вопросом. Отвлекись от своего занятия, вникни и постарайся ответить интересно, исчерпывающе и правильно. Не знаешь ответа – так и признайся, и пообещай найти информацию, допустим, вечером, в крайнем случае – завтра. Нужно поддерживать в ребенке интерес к процессу познания, тогда он будет точно знать: учиться – это интересно!

Секрет №2 Как хорошо учиться - Поддерживай увлечения

Если ребенок любит рисовать – запиши его в художественную школу, если ему нравится ставить опыты по химии – купи энциклопедию, реактивы и набор «Юный химик», если дочь без ума от балета – подари пуанты и отдай в хореографический кружок. Чтобы понять, чем ребенку интересно заниматься в жизни, он должен попробовать как можно больше разных занятий. Для того и дается детство!

Секрет №3 Как хорошо учиться - Будь в курсе школьных дел

Ты должна четко представлять себе ту атмосферу, которая сложилась в школе. Как можно чаще беседуй с учителями, посещай все родительские собрания, расспрашивай ребенка, как прошел день. Если начались серьезные проблемы – конфликт с учителем или травля сверстниками – обязательно разберись. Возможно, придется перевести свое чадо в другую школу, порой это единственный выход. Нет смысла говорить об успехах в учебе, если ребенок идет в школу, как на каторгу. Тогда о хорошей учебе бесполезно и разговаривать.

Секрет №4 Как хорошо учиться - Сильное окружение – это важно

Зачем напрягать силы, когда ты и так самый умный в классе? Так часто рассуждают дети, случайно попавшие в окружение слабых учеников и без всякого труда выделяющиеся на их фоне. Такой подход сразу отбивает охоту развиваться, становиться более умным и знающим. Поинтересуйся уровнем одноклассников и реши, не слишком ли расслабляющая для твоего ребенка здесь сложилась обстановка.

Секрет №5 Как хорошо учиться - Не ругай за плохие оценки

Это неконструктивно. Тем более не следует сравнивать оценки ребенка с оценками других детей, ставить их в пример. Выясни: почему плохой результат, что мешает добиться лучшего? Нужна помощь – обязательно помоги, разъясни, позанимайся с ребенком, найми репетитора, если есть такая необходимость. И не забывай всегда хвалить за хорошие результаты!

Секрет №6 Как хорошо учиться - Разработай режим дня

Это лучше сделать вместе с ребенком. Отведи определенное время для уроков, научи пользоваться будильником.
Выпускай в конце каждой недели «домашнюю стенгазету», в которой с юмором сообщай об успехах и неудачах ребенка. В конце недели, если все было хорошо в учебе, обязательно должно быть поощрение – например, прогулка в парке или визит к друзьям, посещение кино или кафе-мороженого.

Секрет №7 Как хорошо учиться - Берем пример со знаменитостей

Достань биографии людей, которые являются для ребенка авторитетом, и прочитай вместе с чадом. Пусть он убедиться: чтобы добиться в жизни успеха, нужно много работать, дисциплинировать себя, развиваться.

Если ты будешь всегда держать руку «на пульсе», если будешь интересоваться делами своего школьника не от случая к случаю, а постоянно, - серьезных проблем с учебой не возникнет. А мелкие ошибки и неприятности вы исправите вместе.

Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»

Многие родители мучаются вопросом, как сделать ребёнка послушным, чтобы он делал то, что нужно. Виктория Кузнецова уверена, что для этого необходимо создать ему безопасную среду. А ещё нужно с увлечением и без фальши заниматься, играть, учить, воспитывать.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

«Виктория, как удаётся вам мотивировать своих детей на учебную деятельность круглогодично, да ещё, как вы пишете, без насилия и принуждения?». Это вопрос, который повторяется почти из письма в письмо, я вижу его в переписке почти каждый день, ну разве что с небольшими вариациями (как удаётся привлекать к домашним обязанностям, помощи взрослым и так далее).

Я понимаю, что это, видимо, наиболее актуальная проблема, так как исток у всех этих вопросов один и тот же: как управлять ребёнком, чтобы он делал то, что мы считаем нужным (полезным, интересным, необходимым и так далее).

Но нет! Вы не прочтёте в этом посте что-то вроде: «Ну и не заставляйте, ребёнок должен делать только то, что ему интересно, идите за ребёнком, прислушивайтесь только к ребёнку». К сожалению, именно так некоторые читатели понимают мои статьи, пробуют вести именно такую политику со своими детьми. У них, естественно, ничего не получается и они мне пишут: «У вас просто родились особенные дети, а у меня обычный. Поэтому эти методы с моим не работают. Я позволила своему ребёнку делать то, что он хочет. Теперь не представляю, как мы встретим 1 сентября…».

Давайте сегодня попробуем ещё раз и с другого захода.

Суть, на самом деле, вовсе не в том, чтобы позволить ребёнку делать то, что он хочет. Вседозволенность, а именно так это называется, губительна!

Позволяя ребёнку плыть по течению, взрослый перекладывает ответственность на неокрепшие плечи ребёнка, к которой тот совершенно не готов.

1. Дайте ребёнку выбор

Когда родитель говорит ребёнку «Ты можешь делать всё, что хочешь», он, вроде бы, предлагает ему самостоятельно организовать жизнь. Однако проблема в том, что ребёнок, как говорил Николай Зайцев, понятия не имеет, что он хочет. Да и не может этого знать. Он лишь три-пять-семь-восемь лет назад пришёл в этот мир, и мир для него лишь постепенно превращается из хаоса в порядок. Это процесс займёт ещё много лет, он называется обучением, и возглавить его должен взрослый.

Совершенно объяснимо парадигма свободного воспитания вызывает большую тревожность у многих родителей: «Как это, можно делать, что хочешь? А если он стулья пойдёт из окон швырять или стёкла бить в автомобилях?».

Чтобы этого не произошло, прежде чем мы сможем сказать сыну или дочери «делай, что хочешь», нам необходимо сделать две важных вещи: ограничить область деятельности и предоставить выбор. Ты хочешь лепить из пластилина или рисовать красками, читать эту книгу или ту, гулять на этой площадке или на другой, поедешь на велосипеде или самокате и так далее.

Если опция «швырять стулья из окна» не будет предложена, она и не будет выбрана. Это же очевидно!

Самый важный этап, на мой взгляд, это предоставить эту самую область деятельности, или, как говорят педагоги, создать среду, включив в неё как раз всё то, что вы считаете нужным, интересным и полезным. Иными словами, если вы хотите, чтобы ребёнок читал книги, нужно, чтобы в доме были книги, если вы хотите, чтобы рисовал, должны быть изобразительные материалы в ближайшем доступе.

Я до сих пор встречаю детей, которые в шесть-семь лет абсолютно не владеют кисточкой и карандашом и даже не знают, как пользоваться ножницами, потому что этому их попросту не научили родители. А зачем? Ещё, чего доброго, себе палец отрежет или на обоях нарисует… Поверьте, если в детской вашего ребёнка не устроена среда, опция «покидать стулья из окна» активируется куда быстрее.

Ребёнок - это колоссальный источник энергии. Если не направить эту энергию в нужное русло, она способна свести вас с ума

Что должно быть в этой среде? То, что нужно, полезно, важно. Но есть ещё один важный момент: в этой среде с ребёнком должен быть рядом любимый и значимый взрослый, к которому ребёнок всей душой нежно привязан. Поэтому лучше поместить в эту среду то, что любите или любили именно сами вы.

2. Не пересиливайте себя

Повспоминайте своё детство: может, о чём-то вы очень мечтали, чего-то очень хотели… Вот вам шанс вернуть своё детство и прожить его рядом с ребёнком. Не покупайте бисер только потому, что соседская девочка ходит на кружок. Если вы точно знаете, что конструкторы вас привлекают гораздо больше, чем вышивка, да здравствуют конструкторы! Я всё детство мечтала об игрушечной железной дороге. Догадываетесь, во что мы заигрывались часами с моим старшим сыном? Я обожаю шить кукольную одежду, поэтому с рождением девочек детская наполнилась куклами разных размеров и сортов.

Не стоит привязываться к стереотипу, что полезная среда - это непременно развивающие книжки и дидактические игры. Чушь

Всё, что вас увлекает самих, что ребёнок с радостью будет делать с вами, то и будет воспитывать и развивать, ибо, снова вспомним Н. Зайцева, «ребёнок проявляется в деятельности, а не в этих безумных тестах».

То, что вас не привлекает, не поджигает, наводит на вас тоску и уныние, то что вы приобрели для того, «чтобы было», потому что это нужно, полезно и есть у кого-то - всё это будет лежать у вас на полках и шкафах мёртвым грузом. Оно же будет провоцировать жуткое чувство вины и комплекс «яплохаямать».

Если мне всегда была неинтересна игра «Монополия» (абсолютно ничего не имею против, но мне просто скучно в неё играть), то я и не смогу объяснить своим детям, насколько полезно и увлекательно в неё играть.

Наоборот, того, чем вы бы не хотели, чтобы занимался ваш ребёнок, и не должно быть в детской среде. Например, вы старательно прививаете ребёнку идею о неполезности игры в карты, а сами с друзьями периодически перекидываетесь. Смиритесь, ребёнок давно знает, как играть в карты. То же самое с гаджетами, компьютерными играми и всем остальным. Ребёнок увидел у вас - будет и у него. Просто подумайте о том, как с этим жить.

3. И не делайте ничего через силу!

Остался последний пункт. Среда наполнена, взрослый согласен быть рядом, полон самоотверженного желания дать ребёнку только самое лучшее. Но что-то не идёт опять, не клеится. Ребёнок убегает, не прислушивается, среда не работает. В чём опять причина? В вашей тревожности.

То, что вы предлагаете ребёнку, должно быть преисполнено радостью, а не нервами, спешкой, суетой и нетерпением. Здесь нам с вами в помощь Юлия Борисовна Гиппенрейтер, которая советует не играть и не заниматься с ребёнком, если внутри вы этого не хотите. Ребёнок сразу почувствует фальшь. Ребёнок считывает с нас любую информацию.

«Да что он там чувствует, милюзга эдакая!» - возмущается одна мама: «Они что, ясновидящие прям?». Ваше тело вас выдаст. У него есть свой язык, и чтобы научиться скрывать его, требуются годы усиленных тренировок. Вот разговариваете вы с человеком, которого всей душой рады видеть. Ваше тело расслаблено, вы повёрнуты лицом к собеседнику, обильно жестикулируете, и жесты ваши широкие, размашистые, ваше тело как будто бы хочет обнять вашего собеседника! А вот вы разговариваете с другим человеком: стоите полубоком, смотрите мимо, руки на груди скрестили (отгородились) или кутаетесь в кофту, запахиваете куртку поплотнее, хотя вроде и не так уж холодно. Всё ваше тело хочет убежать, спрятаться. Предмет разговора вам давно надоел и неинтересен, но рамки приличий не позволяют беседу свернуть.

Понаблюдайте за людьми, да хоть в автобусе. Один сидит спокойно, глядя в окно, поглаживая себя по колену или читая что-то в телефоне. Другой всё время ёрзает, стучит пальцами по стеклу, теребит кончик шарфа или кепки, кусает губы и то и дело смотрит на часы. А когда ваш малыш только родился и ещё не умел говорить, как вы догадывались о его потребностях и желаниях? Вы по незначительным изменениям лица догадывались, что ему нужно то или это.

Когда вы зовёте ребёнка поиграть или позаниматься, понаблюдайте за собой, как ведёт себя ваше тело

Вы расслаблены или напряжены? Или вы тоже ёрзаете на стуле и нервно поколачиваете пальцами по столу, всем своим видом выдавая нетерпение, что ребёнок слишком медленно отвечает, долго думает, часто ошибается…

Какие фразы вы произносите? Как звучит ваша речь? Вы позитивны, говорите спокойно и неторопливо, приводя больше примеров, ободряя ребёнка, давая ему подсказки или бросаете короткие отрывистые фразы типа «Быстрее! Думай! Сколько можно с этим сидеть! Что ты тут застрял?» и тому подобное.

В ответ на такие фразы у ребёнка появляется ощущение, что мир небезопасен, а то, чем вы сейчас занимаетесь, несёт в себе угрозу! Ведь до того как мама купила эту игру, она была моей мамой, в теперь с ней что-то творится непонятное. Она, моя самая любимая мама, которая может и умеет всё, которая защитит меня от всех, даже она вдруг начала нервничать, повышать голос, и, может быть, даже меньше любить меня! И виновата в этом, конечно же, не мама, а вот эта злополучная магнитная азбука, пропись, кубики. А значит, это зло. Этого следует избегать.

Вот и получается потом, что приводит ко мне мама на занятие малыша, он как увидел кубики с буквами и с криком «О, это я учить не буду!» вылетел вон из кабинета. Еле догнали.

Ребёнок, потерявший ощущение безопасности, тревожен и неуправляем. Мы списываем это на дурные манеры, на отсутствие должного воспитания, на какие-то врождённые пороки, начинаем паниковать, наставлять и наказывать. А лечится этот недуг очень простым средством: непоколебимой уверенностью взрослого в своих силах и в способности ребёнка.

Часто приходится слышать от мам своих учеников: «Виктория, за вами мой ребёнок хоть в огонь и в воду! А вот со мной совсем не так». Почему? Потому что я безгранично верю в способности и таланты каждого ребёнка.

Где это взять? А вы видели в своей жизни хоть одного здорового человека, который не умел бы читать, ходить (я не имею сейчас в виду тяжёлые отклонения от нормы), говорить? Который бы путал лето с зимою, а собаку с кошкой? Не видели? Вот и я… Потому что всё проходит.

Ребёнок растёт и развивается. Его развитие всегда направлено вперёд, на рост, увеличение и накопление, как бы мы с вами ни препятствовали этому своей неумелостью, неграмотными методами, плохими лекарствами и докторами. «Ребёнок всё равно растёт вверх, он тянется к свету, к солнышку», - вспоминаю я опять слова Н. Зайцева.

Поэтому то, что не получается сегодня, получится завтра, что не сможет сейчас, сможет потом, через месяц, через год, но сможет обязательно. Лучше всех об этом знают как раз-таки мамы, хлебнувшие горюшка со своими неблагополучными детками, наслушавшись от врачей страшных слов, в том числе и «навсегда». Навсегда не бывает ничего, уж поверьте.

Что нам, как осознанным родителям, нужно сделать навсегда, так это обеспечить нашим детям среду и постоянное нерушимое чувство безопасности.

Фото: Shutterstock (NadyaEugene)

В некоторых семьях время перед укладыванием ребенка спать наводит ужас на всех. И не потому, что взрослые не хотят расставаться с любимым чадом. А потому, что это чадо устраивает попросту бойкот сну!

Все знают эти шутки о голодных и жаждущих детях, которым целый день не давали ни пить, ни есть и вот, наконец, к ночи они выпрашивают глоток водички или мааааленькую булочку. На самом же деле причин у плохого засыпания несколько, и,если мягко устранить большинство из них, сон станет крепче, а вечерние часы не будут напоминать корриду.

Почему он не спит?

Если исключить проблемы со здоровьем (с которыми необходимо обращаться к врачу), то остаются поведенческие реакции, которые можно скорректировать. Только начинать это делать нужно не в момент укладывания, а гораздо раньше. Да и результат подчас можно увидеть лишь спустя неделю-две.

Вот несколько причин, по которым вечер превращается в переполох:

  • эмоциональное или физическое перевозбуждение,
  • недостаток внимания за день,
  • неустановленный порядок дел перед отходом ко сну,
  • отсутствие режима,
  • конфликты в семье,
  • переедание.

Как видно из данного перечня, ликвидация причины сама по себе приведет к успокоению ребенка. Но эти действия нужно привести в систему. Если уж вы решили укладывать малыша спать в 21.00, то делайте так ежедневно. А уж про ритуал отхода ко сну и говорить не приходится: повторяющиеся действия приведут к вырабатыванию стойкой привычки, и ребенок уже сам будет готов уснуть сразу после сказки или колыбельных.

Что же касается стрессовых ситуаций, то здесь нужно время, чтобы психика пришла в норму. Если видите, что не справляетесь в одиночку — обращайтесь к специалистам. Чем раньше вы начнете действовать, тем меньше усилий приложите.

Как помочь капризуле?

Помимо режимных моментов и устранения будоражащих факторов (телевизор, смартфон, компьютер, активные игры) есть еще несколько секретов, которые могут стать настоящим открытием в деле спокойного засыпания.

  • Укладывайте спать любимую игрушку . После того как мама укроет мишку или зайку, споет им колыбельную и обнимет, будет гораздо легче уговорить его поменяться местами, улечься рядом и повторить то же самое.

  • Соревнуйтесь! Попробуйте чистить зубы, переодеваться и забираться под одеяло наперегонки. Главное, не переусердствуйте и не усните раньше ребенка.
  • Ложитесь рядом . Возле мамы полежать — одно удовольствие. А ведь можно еще пообниматься, пошептаться и рассказать все, что произошло за день. Кстати, такие вечерние разговоры очень полезны для установления доверительных отношений. Только слушайте внимательно.
  • Рассказывайте сказки . Можете воспользоваться готовыми произведениями, например, про Машу и подушку, а можете проявить творчество и сочинить самостоятельно с учетом особенностей вашего малыша. Главное, чтобы герой сказки, в конце концов, благополучно уснул в своей постельке.
  • Устанавливайте правила . Все-таки взрослый здесь вы, а значит ваши слова должны быть выполнены. Если наступило время отхода ко сну, мягко берите ребенка и несите в кровать. Только не перейдите тонкую грань между настойчивостью и жёсткостью, иначе можно получить истерику на ночь, после которой успокоиться будет сложно.

На самом деле у каждого родителя есть множество своих способов уговорить ребенка идти спать. Главное правило — никаких конфликтов и ссор накануне вечера. Да и самим взрослым будет полезно отвлечься на час от гаджетов и провести это время с малышами. Возможно, своим поведением дети именно этого от нас и хотят?

Unsplash.com

Элементарная зарядка по утрам, тренировки в спортивной секции или даже простые прогулки после школы помогут ребенку учиться гораздо успешнее!

С точки зрения эволюции наш мозг развивался в процессе труда и преодоления расстояния свыше 19 километров в день. Современные люди, как правило, ведут малоподвижный образ жизни. Но нам по-прежнему необходима активность.

Как показывают исследования, физическая нагрузка стимулирует работу мозга, помогает улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать новые задачи.

Нагрузки не должны быть слишком интенсивными: переутомление может нанести вред познавательной способности. Опытным путем было определено, что золотая середина - получасовые занятия аэробикой три раза в неделю.

В ходе одного эксперимента дети занимались бегом по полчаса 2–3 раза в неделю. Уже после трех месяцев их когнитивные способности значительно улучшились.

Здоровый сон

Недостаток сна ухудшает умственную деятельность по всем возможным показателям: плохо влияет на внимание, рабочую память, математические способности, логическое мышление и моторику.

Самое интересное, что негативный эффект от регулярного недосыпания накапливается. Этот факт был детально исследован в научных экспериментах. В ходе одного из них время ночного отдыха ограничили шестью и менее часами. Через пять дней когнитивные способности испытуемых оказались такими же, как после двух суток без сна, то есть снизились на 60 процентов!

Маленькие группы

Существующая система образования не учитывает, что ученики одного возраста обладают разными интеллектуальными способностями. Ведь нейронные связи каждого мозга уникальны!

Ученики усваивают определенные знания за разное время и в разной степени. Когда детей много, преподавателю трудно уследить за всеми, поэтому должны существовать пределы количества обучающихся - чем меньше, тем лучше.

Маленькие классы обеспечивают успешную работу уже просто потому, что педагог может наблюдать за каждым ребенком. Занимаясь с небольшой группой, учитель лучше видит, когда ученики ошибаются, работают ли они в полную силу и насколько хорошо был понят материал.

При прочих равных условиях меньшие по размеру классы создают более благоприятную для учебы атмосферу.

Сначала ключевая идея, потом детали

Unsplash.com

Памяти свойственно сохранять самое главное из того, с чем мы сталкиваемся. Детали же можно восстановить, если вспомнить суть.

Мозг лучше воспринимает обобщенные концепции, а не частности.

Разумеется, детальные знания имеют очень большое значение для успешного обучения в школе. Интересно, что запоминать подробности можно, опираясь на смысл.

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо усвоил материал, не начинайте с деталей. Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте подробности вокруг основных понятий.

Поддержание интереса

Внимание - это один из секретов высокой успеваемости. Оно неразрывно связано с интересом или важностью информации. Мы замечаем все необычное, непредсказуемое, отличающееся, вызывающее эмоции. Такие сигналы обрабатываются мозгом и запоминаются намного лучше, чем нейтральные.

Чем больше внимания мозг уделяет получаемым сигналам, тем лучше кодируется и, следовательно, сохраняется информация.

На среднестатистическом уроке обучающиеся теряют интерес примерно через 10 минут. Учитель должен учитывать эту особенность. По истечении 600 секунд необходимо привлечь внимание детей эмоционально значимым стимулом, связанным с темой, - ярким образом, новостью, показательным примером, рассказом на злобу дня, историей, анекдотом или шуткой.

Маленькие смысловые блоки

Большинство преподавателей вываливают на своих учеников чересчур много информации и дают слишком мало времени для ее переваривания. Специалисты, хорошо разбирающиеся в своей теме, просто забывают, каково быть новичком.

Чтобы улучшить процесс обучения, педагог должен преподносить информацию небольшими порциями, давая детям отдых между смысловыми блоками урока. На одну идею можно потратить 10 минут. За это время необходимо сформулировать конкретный тезис, а затем ясно, точно и подробно объяснить связь между деталями и основной концепцией. Потом желательно воспользоваться ловушкой для поддержания внимания (см. предыдущий пункт) и плавно перейти к следующей мысли.

Однозадачность

Понаблюдайте, как ребенок выполняет домашнюю работу. Он слушает музыку и ведет активную переписку с друзьями? На компьютере открыто сразу несколько окон и программ, не имеющих отношения к учебе? Разумеется, в такой обстановке трудно сконцентрироваться на задании.

Ученые доказали, что мультизадачность - это миф. Мозг не способен уделять внимание одновременно нескольким разным вещам. Невозможно оставаться сосредоточенным и качественно обрабатывать информацию, перескакивая от одного дела к другому.

Постарайтесь сделать так, чтобы учащегося окружало как можно меньше отвлекающих факторов, - и его результаты точно улучшатся.

Повторение

Ученики забывают 90 процентов того, что изучают в классе, в течение 30 дней. Причем бо́льшая часть информации улетучивается из головы в первые часы после урока.

Продлить срок хранения информации можно путем ее планомерного воспроизведения через определенные промежутки времени. Количество повторений и интервал между ними критически важны для перехода из кратковременной памяти в долговременную.

В идеале пройденный материал нужно повторить еще два раза в течение суток (лучше сделать это в первые часы после урока). Потом необходимо вернуться к информации через три или четыре дня.

Для окончательного закрепления знаний желательно повторять определенные темы раз в полгода. С учетом прогресса содержание обзорного материала можно корректировать. Такой подход занимает много времени, но приносит огромную пользу при изучении любого предмета, особенно иностранных языков.

В момент обучения память непостоянна - повторения делают ее более надежной.

Снижение уровня стресса

Выброс гормонов стресса (адреналина и кортизола) - это защитная система организма. Она предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни.

Однако в современном мире стресс зачастую измеряется не секундами встречи с реальной опасностью, а часами, днями и месяцами психоэмоциональных нагрузок. В этом случае гормоны отравляют наш организм.

Слишком сильный и продолжительный стресс вредит обучению. Дети, страдающие от нервного напряжения, не очень успешны в математике и языках. Их память гораздо слабее, чем у других. Они хуже обобщают и адаптируют имеющуюся информацию к новым сценариям. Им трудно сосредоточиться.

В экстремальных условиях гормоны стресса способны даже повредить ткани головного мозга!

По наблюдениям исследователей, дети, которые постоянно наблюдают ссоры родителей или испытывают сильное психологическое давление, демонстрируют более низкую успеваемость, чем их сверстники, живущие в спокойных условиях. Так что один из важнейших факторов успеха в учебе - стабильная эмоциональная ситуация дома и в школе.

Мультисенсорная среда

Unsplash.com

Чем больше органов чувств задействовано во время учебного процесса, тем лучше запоминается информация.

В ходе экспериментов, которые проводил когнитивный психолог Ричард Майер, группы, работавшие в мультисенсорной среде, всегда демонстрировали лучший результат, чем те, кто получал информацию только по одному каналу (например, через слух или зрение).

Если хотите, чтобы ребенок лучше усвоил тему, представьте информацию не только в вербальной, но и в визуальной форме. Один из эффективных методов - использовать анимацию совместно с устным повествованием. При этом важно соблюдать принцип согласованности: посторонний материал лучше исключить.

Подумайте, как еще можно задействовать зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные стимуляторы в сочетании с традиционными способами подачи материала.

Поощрение врожденного любопытства

Дети рождаются с неутолимой любознательностью и сильным желанием изучать мир. Они с удовольствием пробуют новое, анализируют предметы и их свойства, ставят опыты (сначала незатейливые, потом более сложные).

Каждый ребенок - исследователь от природы. Все, что от вас требуется, - поощрять его стремление к познанию.

Нужно создать такие условия, чтобы ученик мог активно тестировать окружающую среду, следовать зову своего мозга, экспериментировать, наблюдать, делать собственные открытия, приобретать знания в процессе игры, применять теорию на практике и получать удовольствие от этого процесса.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Случаются ситуации, когда малыш перестает слушаться и большинство родителей не знают, как научить его послушанию. Важно понять, как восстановить утраченный контакт и понимание. Почему происходит разлад отношений родителей и ребенка, нужно ли наказывать ваше чадо?

Этим вопросам и посвящена статья. Рассмотрим основные трудности и пути их решения. Дадим советы для построения правильных отношений между вами и вашим ребенком.

Как научить ребенка слушаться

Однозначного ответа на вопрос «как научить ребенка слушаться» нет и быть не может. Попытаемся дать несколько полезных советов для облегчения поиска контакта с ребенком.

С чего начать

Начало может быть в отказе от наказаний. Нельзя заставлять. Вернее, можно, но только силой. А такие шаги ни к чему хорошему не приводят.

Вот несколько советов как сделать, чтобы ребенок слушался:

  • Прекратите агрессивно реагировать на каждую провинность и отступление от вашей линии поведения.
  • Установите контакт с малышом. Разговаривайте с ним, объясняйте, почему он должен делать, то, что вы просите. Поймите ваше чадо, в чем причина его непослушания. Он может устать, проголодаться, хотеть пить.
  • Укрепляйте свой авторитет. Станьте героем, примером для подражания.
  • Поощряйте дела крохи, направленные в нужное русло. Пусть моет посуду, забивает гвозди, помогает. Даже если вам это и кажется неправильным
  • Превратите обязанности в игру или турнир (кто больше или быстрее). Детям всегда нравится участвовать в таких соревнованиях. И не забудьте, поддаться – проигрывать не любит никто.
  • Дайте дитяти «возможность выпустить пар». Пусть порезвиться и побегает. Двигательная активность радует детей, они становятся довольными и более послушными.

Чем старше становятся дети, тем сложнее привить им послушание. Не откладывайте этот вопрос на потом. Начинайте прививать привычку слушаться уже со второго года жизни крошки.

Как научить ребенка слушаться с первого раза

Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выполняло просьбы сразу, и думают, как научить ребенка слушаться с первого раза. Но немногие понимают, сколько труда надо вложить в это умение. Мы попытаемся дать несколько простых рекомендаций:

  • Смотрите в глаза. Поддержка зрительного контакта очень важна при беседе с любым человеком. Говорите с ребенком не с высоты вашего роста, встаньте на один уровень. Зрительный контакт – самая простая и необходимая часть доверительных отношений. Нужно просить о чем-то, смотря в глаза.
  • Хвалите. Не забывайте поощрять за выполнение просьбы. В целом это самое важное в воспитании – похвальба. Хвалите часто, по поводу и без него. Научить слушаться можно начинать с просьбы о выполнении любимого дела. Попросите раскрасить картинку, показать, как он играет с любимой игрушкой – похвалите-попросите сделать что-то еще. Так вы установите цепочку связей – родитель просит - ребенок выполняет. И все это добровольно и без негативных ассоциаций.
  • Не давайте забывать о вашей просьбе. Не уставайте просить и напоминать. Это касается детей до трех лет. Не повышайте голос. Будьте спокойны и доброжелательны. Не прекращайте напоминать, что слушать вас надо с первого раза.
  • Говорите о своих чувствах. Расскажите о своем отношении к действиям малыша. Скажите, что расстроены его поведением, непослушанием. Но не «ты плохой, потому что не слушаешься», а «я расстроилась, потому что ты не делаешь, что я прошу».
  • Следите за последовательностью ваших требований. Они не должны противоречить друг другу. И просьба должна быть одна – не загружайте дитя сразу списком необходимых действий, все должно быть по порядку и в определенной последовательности.
  • Установите четкие правила и распорядок. Причем для всех членов семьи, а не только одного малыша. Следуя заранее обусловленным правилам и требованиям, он не будет видеть причин, чтобы отступать от заведенного порядка жизни.
  • Не отступайте со своих позиций. Не позволяйте нарушать требования. Помните, если уж вы установили ограничение – следите, чтобы оно оставалось нерушимо в любой ситуации.

Не обольщайтесь – даже следуя всем полезным советам, вы не найдете ответа на вопрос «Как заставить ребенка слушаться?». Воспитание — процесс длительный и трудный. И дитя будет бунтовать, и нарушать ваши требования и запреты.

Как реагировать если ребенок не слушается

Итак, вы соблюдаете свои обязательства, слушаете, стараетесь понять свою кроху. Но ваше чадо все равно начинается проявлять непослушание. Почему так происходит?

Давайте рассмотрим, как реагировать, если ребенок не слушается:

  • Ни в коем случае не теряйте спокойствия. Будьте ясны умом и хладнокровны. Не отвечайте криком на крик. Особенно если видите, что обычное «не хочу» (или наоборот «хочу») превратилось в истерику.
  • Присмотритесь к своим требованиям. Может, они завышены? Может что-то не так в самой просьбе?
  • С маленькими детьми очень хорошо действует игнорирование их капризов. Помните знаменитый случай, описанный К. Чуковским «Я не тебе плачу, а няне»?
  • Переключите внимание малыша на что-то другое.

Не забывайте про возрастные кризисы. Если ребенок 2 года не слушается, что делать – практически никто не знает. Этого избежать просто невозможно. Можно лишь минимизировать количество стычек.

Если обычные «мирные» способы не работают, приходится применять «жесткие» меры. Ниже рассмотрим, за что стоит наказывать и как сделать так, чтобы наказание было понято правильно, а не стало причиной еще большего конфликта.

За что нужно наказывать

Ребенок вообще не слушается, что делать? К сожалению, выход один – наказывать. Стоит или нет наказывать – это останется на вашей совести.

Ниже несколько советов о назначении наказания:

  • Не горячитесь. Сначала разберитесь - действительно ли есть вина вашего ребенка.
  • Назначенное наказание надо выполнять. Если решили наказывать – приводите приговор в исполнение. И не отступайте в дальнейшем – последующие проступки такого же типа не должны оставаться без наказания.
  • Не применяйте физическую расправу. Словом, можно вразумить гораздо сильнее и лучше, чем силой.
  • Не высмеивайте и не унижайте малыша, особенно на людях.
  • Обязательно объясняйте, за что наказываете и почему наказываете. Акцентируйте внимание на своих эмоциях по поводу проступка ребенка.
  • Наказание должно быть адекватно вине. Не наказывайте просто так.

Не забудьте после «отбытия» малышом наказания, поговорить с ним. Сделайте так, чтобы малыш извлек урок из сложившейся ситуации. Но сделайте это мягко, иначе кроха заупрямится и не услышит вас.

Как восстановить контакт с ребенком

Связь с малышом есть у каждого родителя от природы. Но эта связь может и разрушиться. Причем не всегда это является результатом крупного конфликта. Потерять контакт вполне можно и в результате дежурных ссор. Часто контакт начинает теряться с «первоклашками». Если ребенок 7 лет не слушается, что делать?

Попытаемся дать несколько советов по восстановлению контакта и доверия:

  • Обратите внимание, почему теряется контакт. Это может быть что-то совсем незаметное.
  • Не спешите показывать свою обиду и высказывать претензию. Подумайте, что именно вас раздражает в ситуации.
  • Говорите с ребенком. Слушайте его, а не только читайте нотации. Пусть ваше чадо предложит свой путь решения конфликта. Это может быть очень полезно не только для восстановления связи, но и для развития личности маленького человека.
  • После завершения конфликта и окончания бури эмоций, проведите время вместе, почитайте, погуляйте.
  • Следите за выполнение достигнутых соглашений. Это формирует уважение к вашим словам и повышение родительского авторитета.

Воспитание детей нельзя описать в одной статье. Помните, самый главный принцип: любите свое дитя и уважайте его – и вы поймете, как научить ребенка слушаться родителей.