Как усилить восприятие. Как улучшить восприятие информации? Результативная система тренировок

Хотите ли вы иметь возможность ощущать мир как можно полнее? Хорошо настроенные чувства обоняния, вкуса, зрения, слуха и осязания усиливают любой жизненный опыт. У большинства людей все пять чувств начинают притупляться с возрастом, но есть способы отточить свои чувства. Читайте дальше, чтобы узнать, как усилить свои пять чувств, чтобы можно было получить максимум от повседневной жизни.

Шаги

Часть 1

Обоняние

    Вдыхайте сильные запахи каждый день. Практика того, что некоторые врачи называют “ароматерапией” может задействовать новые рецепторы в носу, улучшая ваше обоняние с течением времени. Выберите несколько сильных запахов, которые вам нравятся, и проводите несколько минут в день, вдыхая каждый из них. Через несколько недель ваш нос сможет улавливать эти ароматы более легко. Когда начнете замечать разницу, попробуйте с большим количеством запахов.

    • Эфирные масла являются очень полезными средствами, когда дело доходит до ароматерапии. Выберите 3 или 4 масла с любимыми запахами, например, лемонграсс, кедр, ваниль и роза.
    • Можно также использовать необработанные материалы для проведения ароматерапии. Возьмите несколько небольших емкостей и наполните каждую определенным сильно-пахнущим веществом, например, молотым кофе, сушеными листьями базилика, несколькими каплями любимого цветочного шампуня, и так далее. Закрывайте эти емкости крышками, когда не используете их, чтобы запах оставался сильным.
    • Когда проводите ароматерапию, вдыхать каждый запах нужно скорее быстро, нежели глубоко. Таким образом вы избежите утомления запахами.
  1. Закройте глаза и вдохните. Еще одна форма терапии, которую можно попробовать, это экспериментирование с определением различных видов запахов с закрытыми глазами. Такая практика в течение нескольких месяцев повысит вашу способность различать разные запахи. Закройте глаза и попросите кого-нибудь подносить различные вещества по одному к вашему носу. Проверьте, сможете ли вы определить запахи.

    • Начните чередовать совершенно разные запахи, как шоколад, ваниль и корица, или виски, апельсиновый сок и мятный чай.
    • С улучшением способности различать запахи, начните работать с запахами, которые труднее отличить друг от друга, как клубника, вишня и малина, или лимон, лайм и грейпфрут.
  2. Описывайте ароматы вслух. Когда вы определяете и описываете ароматы вслух, ваша способность воспринимать их оттачивается. Попробуйте говорить о запахах, испытывая их. Описывайте их вслух, используя специфический язык, как знаток вина говорил бы о характеристиках различных вин.

    • Сделайте привычкой замечать и говорить о повседневных запахах. Например, опишите нюансы аромата вашего ужина: “Я ощущаю землистый запах кукурузы в этих лепешках, сладкий и пряный привкус приправы свинины, свежий мыльный запах кинзы, и цветочно-цитрусовый лайм”.
  3. Работайте до седьмого пота. Немного упражнений могут улучшить ваше обоняние. Отправляйтесь на прогулку или пробежку, а тогда обратите внимание на запахи вокруг вас. Вполне возможно, что дополнительная влага в носу, которая выделяется при упражнениях, поможет заострить вашу способность к обонянию.

    Ешьте больше цинка. Дефицит цинка может привести к притуплению обоняния и вкуса. Принимайте добавки или потребляйте продукты с высоким содержанием цинка, например, молодую баранину, кормленную травами говядину, гребешки, тыквенные семечки, кунжут или овес.

    Проверьте свои лекарства. У некоторых лекарств есть побочный эффект притупления обоняния. Лекарства, назначенные при болезни Паркинсона, высоком кровяном давлении, антибиотики могут повлиять на ваше обоняние. Если вы принимаете лекарства с таким побочным эффектом, поговорите со своим врачом, чтобы убедиться, что вы получаете правильную дозировку.

    Вылечите аллергию. Забитые пазухи, будь это вызвано простудой или аллергией, не позволят вам ощущать запахи должным образом. Простуда пройдет, но если вы склонны к аллергиям на протяжении всего года, возможно, вам стоит провериться для получения лекарства, которое очистит ваши пазухи, чтобы вы снова могли ощущать запахи правильно.

    Бросьте курить. Курение является настоящим преступником, когда дело доходит до притупления чувств, особенно обоняния. Если вы можете сократить потребление сигарет или бросить курение, ваше обоняние значительно улучшится. Жевательный табак и другие табачные изделия обладают тем самым эффектом.

    Часть 2

    Вкус
    1. Сократите потребление соли и сахара. Пища, груженная этими двумя ингредиентами, может испортить ваше чувство вкуса. Они маскируют более тонкие ароматы, и вам становится сложнее улавливать вкус пищи. Сначала при сокращении потребления сахара и соли, вам может показаться, что вашей пище недостает вкуса, но через неделю-две вы начнете замечать сложные вкусы, которые раньше упускали.

      • Постарайтесь уменьшить количество соли и сахара во всех своих рецептах на треть или наполовину, в том числе и в рецептах выпечки. Кроме того, можно заменить сахар менее интенсивным подсластителем, как мед.
      • Нет необходимости полностью отказываться от соли. Небольшое количество соли может на самом деле улучшить вкус пищи. Она начинает притуплять ваше чувство вкуса, когда вы засыпаете ею абсолютно все.
    2. Избегайте обработанных продуктов. Обработанные продукты часто наполнены натрием и сахаром, так что это первая веская причина избегать их. Также они часто содержат химические вещества и искусственные компоненты, которые могут испортить ваше чувство вкуса. Сладкая и пряная курица из фаст-фуда сделает домашнюю версию безвкусной по сравнению, поскольку вы привыкнете к вкусу, полному химических усилителей. Переобучите свои вкусовые рецепторы улавливать тонкости натуральных вкусов, избегая продуктов, которые обрабатываются и сочетаются с химическими веществами.

      • Закуски, как чипсы, конфеты и газировка, предназначены быть вкусовыми бомбами, которые задействуют центр удовольствия в вашем мозгу и стимулируют тягу. Старайтесь употреблять домашний поп-корн, посыпанный солью и перцем, или домашнюю газировку, подслащенную фруктовым соком.
      • Сначала может быть трудно сделать переход, но в конечном итоге вы сможете наслаждаться натуральными вкусами больше, чем когда-либо.
    3. Добавьте разнообразия в свой рацион. Стимулируйте свои вкусовые рецепторы, смешивая продукты в своем рационе. Если вы обычно едите мягкие блюда, ваши вкусовые способности могут ухудшиться. Используйте травы и специи, которые вы обычно не используете. Готовьте овощи на пару, вместо варения. Выбирайте продукты с разными текстурами и цветами, чтобы каждый прием пищи был пиром новых вкусов для вашего языка.

      Ешьте больше жира. Жир делает пищу вкуснее и усиливает другие привкусы. Подумайте о миске приготовленной на пару брокколи: она вкусна сама по себе, но насколько вкуснее она будет с небольшим количеством растопленного сливочного масла? Нет необходимости перегибать палку с жиром, но использование его небольшого количества в приготовлении пищи подчеркнет лучшее в вашей еде.

      • Проявляйте творческий подход к использованию жиров. Есть сливочное масло, но вы также можете использовать различные масла, каждый со своим вкусовым профилем. Попробуйте оливковое, кунжутное, арахисовое, кокосовое масло и масло виноградных косточек в приготовлении пищи.
      • Также можете приправить свои блюда небольшим количеством жира. Попробуйте посыпать измельченными орехами свои блюда из овощей, и подавать свои салаты с авокадо.
    4. Избегайте запеканок и тушеных блюд. Блюда, в которых все вкусы смешаны вместе, не самые лучшие стимуляторы вкусовых рецепторов. Трудно отличить один вкус от второго, и такие блюда, в конце концов, получаются безвкусными. Держите компоненты блюд отдельно друг от друга для максимальной стимуляции вкусовых рецепторов.

      Нюхайте еду, прежде чем пробовать. Ваши чувства запаха и вкуса связаны друг с другом; когда заточено одно, заточено и другое. Вы будете наслаждаться вкусом своей пищи больше, если вы вдыхаете его, прежде чем начать жадно есть.

      Не употребляйте табачные изделия. Табачные изделия влияют на ваше чувство вкуса так же, как они влияют на обоняние. Курение или жевание табака будет иметь пагубные последствия для ваших вкусовых способностей, это неизбежно. Если вы хотите вернуть свои вкусовые рецепторы, бросьте курить и жевать табак.

    Часть 3

    Зрение

      Ешьте пищу, которая делает ваши глаза более здоровыми. Продукты, богатые витаминами А, С, и Е, жизненно важны для хорошего зрения. Потребление большого количества продуктов, богатых этими тремя витаминами, это замечательный первый шаг для оттачивания вашей способности видеть. Вы должны также стремиться есть продукты, богатые бета-каротином, лютеином и зеаксантином, так как эти антиоксиданты защищают глаза от вредного воздействия солнечных лучей.

      • Ешьте темную зелень, тыкву, сладкий картофель, морковь и перец.
      • Черника, виноград, чеснок, лук и лук-шалот также содержат антиоксиданты, которые защищают ваши глаза.
      • Продукты, содержащие докозагексаеновую кислоту, жирную кислоту, также важны для здоровья глаз. Ешьте лосося, сардины, треску и скумбрию.
    1. Убедитесь, что у вас достаточное освещение на рабочем месте. Если вам приходится напрягаться, чтобы увидеть, что вы делаете, то это может повредить ваше зрение со временем. Инвестируйте в хорошее освещение вашего офисного и домашнего рабочего места, чтобы избежать нанесения вреда глазам.

      Не пяльтесь в монитор компьютера весь день. Важно вставать и смотреть на улицу, чтобы ваши глаза не напрягались от того, что вы смотрите с близкого расстояния на мигающие огни компьютера. Каждый час или около того вставайте и смотрите в окно. Взгляните на объект, который находится в нескольких километрах от вас, если это возможно. Продолжайте смотреть, пока ваши глаза не приспособятся к виду.

      Обязательно сохраняйте глаза увлажненными. Сухость глаз может стать причиной размытого изображения. Выпивайте не менее 8 стаканов воды каждый день. Если вы носите контактные линзы, обязательно очищайте их должным образом и часто меняйте. Используйте солевой раствор в качестве заменителя слез, если у вас возникли проблемы с выделением своих собственных.

      Делайте упражнения для глаз. Вы можете заострить свое зрение, ежедневно выполняя несколько простых упражнений. Делайте их, когда вы чувствуете, что ваши глаза немного устали и вам необходим перерыв от текущего задания.

      • Вращайте глазами. Посмотрите вверх, затем в сторону, затем вниз, затем в другую сторону. Повторите десять раз.
      • Сосредоточьтесь на объекте. Держите его близко к лицу, а затем медленно отодвигайте назад, сохраняя глаза сосредоточенными на объекте. Снова переместите его ближе к лицу, удерживая фокус. Повторите десять раз.
      • Проверьте свое периферийное зрение. Встаньте лицом к стене, глядя прямо перед собой. Попробуйте определить, что находится по обеим сторонам от вас, используя периферийное зрение. Подходите ближе к стене и продолжайте использовать периферийное зрение, чтобы видеть, что находится по сторонам. Продолжайте, пока ваши боковые виды не будут заблокированы. Повторяйте каждые несколько дней, и мало-помалу вы обретете замечательную способность видеть, что находится в поле вашего периферийного зрения.

    Часть 4

    Слух
    1. Попробуйте пить красное вино. Красное вино содержит ресвератрол – антиоксидант, который показал улучшение слуха у мышей. Выпивание стакана красного вина каждый вечер может с течением времени улучшить вашу способность слышать.

    2. Питайтесь благоприятными для ушей продуктами. Пища, содержащая определенные питательные вещества, может улучшить здоровье ваших ушей, сохраняя вашу способность хорошо слышать как можно дольше. Добавьте следующие продукты в свой рацион:

      • Продукты, богатые омега-3 жирными кислотами, как рыба, усилят приток крови к ушным каналам и улучшат слух.
      • Продукты, богатые цинком, как ягненок и кунжут, могут уменьшить воспаление в вашем внутреннем ухе.
      • Яблоки содержат кверцетин, антиоксидант, который восстанавливает повреждения от свободных радикалов.

Следи за моим пальцем... И что ты сейчас видишь?" Ученик подошел поближе к пальцу и стал внимательно смотреть. "Да, -- сказал он, -- наконец, я вижу. Палец Мастера грязный".

То, на что мы указываем...

Это то, откуда мы указываем...

Это то, чем мы указываем.

С помощью расширения позиций восприятия мы можем создавать трансформационные точки наблюдения. Иногда для обозначения этого процесса я использую следующий символ: точка внутри круга, которая расширяется в кольцо кругов. Зрительный образ -- это движущийся образ, расширяющийся образ, бесконечный процесс, точно такой же как волна, которая возникает, когда капля дождя падает на поверхность пруда. Символ маленького круга внутри большого круга обозначает способность человека изменять позицию восприятия и буквально расширяться.

Занимая позицию восприятия, которая расширяет нашу возможность обозрения любой проблемы, любого вопроса или любой цели, мы увеличиваем нашу способность эффективно реагировать. Это позволяет нам далее строить следующую эффективную оценку и точку выбора.

Глядя через глаза более широкой перспективы

Давайте посмотрим на некоторые из наших способностей восприятия. Мышление в терминах позиций восприятия является ценным ресурсом для развития у себя поля осознания. Заметьте, что при этом первая позиция восприятия, взгляд на мир из своих собственных глаз, являющаяся нашим обычным способом взаимодействия с миром, представляет собой лишь одну из большого числа возможностей. Вторая позиция, создание своих собственных внутренних визуализаций "как если бы" из глаз другого человека (другой с вами) является еще одной такой возможностью. Мы уже начали и теперь можем продолжать увеличивать наш зрительный "контейнер точек обозрения", двигаясь вовне, к другой точке наблюдения, восприятие из которой становится еще большим, еще более объемлющим и более абстрактным.

Увеличение контейнера точек обозрения предполагает, что в конце концов мы окажемся в состоянии принять такую позицию восприятия, которая содержит в себе все возможные позиции восприятия. В самом деле, идея об "обнимании всеми нами всего всеми возможными способами и во все моменты времени" наталкивает нас на ценную идею универсальной позиции восприятия. Для многих людей это является удивительной идеей, которая необычайно обогащает их доступ к информации. Позвольте себе исследовать эту идею "объятия всего" сначала просто как набор позиций восприятия. Что нужно для того, чтобы это сделать? Вы приглашаете ваш бессознательный ум в путешествие к расширению.

После некоторой практики мы можем быстро научиться принимать разные позиции восприятия и легко переходить от одной к другой. Когда мы учимся переходить в разные позиции восприятия, мы приобретаем гибкость в развитии нашего творческого ума. Теперь мы можем исследовать отдельные аспекты переходов между позициями восприятия. Например, мы можем увеличить слуховую область, двигаясь к глобальным или даже к универсальным "позициям слушания". Мы можем сделать то же самое кинестетически, двигаясь по направлению к глобальной или универсальной позиции "ощущения и чувствования".

Попробуйте исследовать это на примере зрения. Предположим, вы могли бы расширить ваше видение до пределов планеты и потом пойти еще дальше, включив в него всю солнечную систему, нашу галактику и даже больше. Исследуйте, как это будет ощущаться в теле. Представьте себе, какими будут ваши ощущения, когда ваше тело станет гигантским, когда оно станет больше сотни тысяч солнц -- настолько большим, что будет удерживать в себе звезды как микроскопические клетки. У такого огромного тела будет обширное пространство вокруг всех клеток и между ними. На что похоже это ощущение? Это восприятие гигантского тела является хорошо известной практикой тибетских буддистов, позицией восприятия для медитации.

Мышление в терминах позиций восприятия как трансформационный процесс

Чтобы научиться легко расширять восприятие, давайте сначала попробуем попрактиковать эти пять позиций отдельно, -- отмечая, как каждая из них организует наше внимание. Первые три хорошо известны людям, изучающим сознание. И их можно просто называть первой, второй и третьей позициями.

Начнем исследовать расширение позиций восприятия с принятия первой позиции, ощущения вашего текущего взгляда на мир "изнутри". Это -- знакомая территория. В любой момент я могу посмотреть изнутри на другого, сидящего напротив меня за столом. Мы все -- это наш дом, когда надо "смотреть наружу" из своих собственных глаз.

Первая позиция легко распространяется до способности становиться во вторую позицию: я могу в своем воображении перепрыгнуть в ботинки другого и представить себе, как оттуда я смотрю на себя. Обратите внимание на то, как с каждым исследованием развития расширяются способности нашего ума, как они становятся более глубокими и согласованными. Вы можете обратить внимание на то, как вторая позиция помогает создавать раппорт, в особенности тогда, когда вы быстро переходите с одной точки наблюдения на другую; например, из вашей позиции в мою и наоборот. Имея в вас компаньона в совместном предприятии, я могу предполагать некоторое пространство "двойственного единства". Мы оба исследуем и примеряем позиции восприятия друг друга. Способность ума расширяется тогда, когда мы рассматриваем то восприятие, которое постоянно происходит в нас, и то, которое может возникать между нами.

Третья позиция восприятия

Третья позиция восприятия часто называется позицией кинокамеры, или мета-позицией. Мы можем принимать позицию камеры в некотором физическом пространстве, когда выходим за пределы действия, возможно, в позицию "мухи на стене", откуда нам видны все собравшиеся. На встрече мы можем представить себе, что мы сидим на люстре и смотрим сверху на группу людей внизу и на самих себя среди них. Попробуйте это! Как выглядит ваша голова оттуда сверху? Можете ли вы увидеть форму своей головы и вашу прическу? Побудьте в этой позиции некоторое время. Эта зрительная гимнастика позволяет нам раскрепощать наше воображение и практиковаться в "выходе в мета" (что означает "на один шаг вовне"), в более богатую область зрительной, слуховой и кинестетической абстракции, к более широкому восприятию того, что можно видеть, слышать и чувствовать.

С практикой вы будете замечать, что эта третья позиция является многомерной и многофункциональной. Вы можете легко видеть целую группу и можете наблюдать за ней под разными углами. Третья позиция восприятия, если ее принимать в группе, является также интересной и по другим причинам. Третья позиция дает возможность абстрагироваться к более широким и глубоким ценностям, которые пронизывают ваше зрительное восприятие. Можете вы представить себе, как думать через "разум" всей группы? Из этой идеи вытекает фундаментальное понимание того, что происходит, когда мы обобщаем. Можем ли мы принять позицию Общего? Я думаю, что практика работы с третьей позицией быстро расширит вашу способность принимать эффективную позицию тренера с группой. Вы заметите, что это является целью восприятия, которая может дать нам много творческих идей при исследовании направления движения группы и ее целей.

Четвертая позиция восприятия

Эта позиция ведет нас к полезной категории, включающей в себя "обзор во времени". Это легко получается при работе с линиями времени и пространственными маркерами в упражениях по "ритуальному пространству", для которых необходимо примерно шесть квадратных метров пространства на полу. После того, как вы определите и "установите" рамку для "целого", вы можете исследовать любую часть внутри этой рамки.

С помощью упражнений с ритуальным пространством мы можем научиться быстро расширять позицию восприятия. Например, мы можем сформировать позицию тренера и из нее наблюдать за нашей жизнью на линии времени. Используя восприятие лежащей перед нами линии времени, мы можем просить наше бессознательное рассматривать и интегрировать восприятие множества событий из прошлого, настоящего и будущего. После этого мы можем попросить наше бессознательное добавить наши творческие способности, взяв их из разных событий жизни, а затем усилить их. Таким образом мы можем сделать доступным для нашего бессознательного ума многочисленные направления и множественные возможности выбора. Этот новый паттерн "обозрения" можно использовать для того, чтобы сделать наше творческое развитие в любой области более целостным -- как в сквозном, так и во включенном времени развития идей.

Мы можем научиться использовать инструменты четвертой позиции -- линии времени и линии состояний -- для развития способности по осуществлению действий, направленных на достижение целей. Я называю следующее упражнение техникой развития "позиции тренера на линии". Мы можем использовать позицию тренера на линии для того, чтобы интегрировать опыт наблюдения за всей жизнью со способностью эффективно организовывать наши конкретные действия. Нашей целью может быть создание подходящих конкретных действий сейчас. Мы можем использовать четвертую позицию для того, чтобы развить осознание обозрения, видения и немедленного действия, -- и все это одновременно. Это очень важная и полезная способность, поскольку она дает нам расширенные возможности самого разного рода. При подобной визуализации мы совсем по-другому используем наш мозг и наш ум. Каждый из этих уровней является связующей, интегративной системой упорядочения и может придавать более высокий порядок мышлению о полагании целей и их ранжировании.

Пятая позиция восприятия

Пятый порядок идеи о позициях восприятия -- это идея, которую я упоминала раньше: "обнимание всеми нами всего всеми возможными способами и во все моменты времени". Это очень увлекательная работа и она требует некоторых усилий. Здесь мы развиваем у себя в мозгу новую "мышцу" -- одновременную способность как к расширению аналогий, так и к расширению абстракции. При этом мы используем все имеющееся в нашем распоряжении структуры умозаключений, и нам нужно научиться использовать их все вместе. Когда мы играем на фортепиано двумя руками, возникает прекрасная музыка.

Помните -- восприятие не означает лишь зрительного восприятия. Оно включает также слуховой канал и кинестетику. Просто попросите ваше бессознательное подключить эти каналы.

Упражнение "Расширение внимания и развитие творчества"

Развитие расширенного внимания дает нам множественные позиции наблюдения, которые увеличивают наши творческие способности. Все это усиливается еще больше, когда мы направляем наш жест восприятия, нашу "точку" фокуса на то, чтобы она стала "вместилищем ценностей" для более широкого понимания и углубленной мудрости. Мы просим наше бессознательное расширить рамку и включить в нее больше элементов, а также повысить уровень абстракции для того, чтобы включить в него больше ценностей и возможностей для выбора. Мы увеличиваем и масштаб рамки, и уровень абстракции одновременно.

Можете ли вы представить себе, что в контейнере точек наблюдения, который вы держите в руках, выделяются и собираются вместе наиболее мудрые и творческие моменты и идеи в жизни всех людей? Ваше бессознательное с легкостью может представить себе такую возможность. Например, на шкале от одного до десяти попросите ваше бессознательное дать вам цифру, которая определяет вашу текущую способность "удерживать в сознании некоторые важные ценности и идеи". Затем попросите ваше бессознательное увеличивать эту цифру каждый раз на единицу так, чтобы вы могли рассматривать и исследовать возможности для интеграции. С помощью шкалы вы легко можете усилить эту способность.

Для обозначения этого процесса вы также можете создать свое собственное абстрактное символическое представление. Потом этот символ станет вашим якорем для использования такого подхода, способом еще более глубокой работы воображения.

Чем выше уровень абстракции, тем больше рычаг. Мы легко получаем доступ к глубинному смыслу таких символических "сознательных абстракций" потому, что мы естественным образом легко воспринимаем идею расширения саму по себе. Абстракция является домом для бессознательного, она позволяет добавлять "много больше, чем семь" компонентов к развивающейся мечте. Давайте рассмотрим некоторые из следствий этого.

Во-первых, с самого раннего детства мы знакомы со смыслом счета и шкал. Маленький ребенок, который учится считать до ста, останавливается на числе 101 и задумывается, когда видит, что числа продолжаются дальше до бесконечности. Численная бесконечность легко становится моделью для бесконечного расширения восприятия и легко приводит ребенка к самой идее абстракции. Позднее в жизни эта идея абстракции становится главной идеей нашего мышления. Мы делаем это несмотря на то, что редко рассматриваем область абстрактного как некое сингулярное качество, как чистую идею саму по себе. Имея идею о расширении восприятия в применении к ценностям, опыту и знаниям других людей, мы можем начать бесконечно расширяться за свои пределы. Мы можем делать это как с нашей позиции восприятия, так и без нее, с нашей "рамкой понимания". Начните тренироваться со второй позиции. Когда мы действуем так, как если бы мы могли смотреть на мир глазами другого, и думаем о его внутренних ощущениях и комментариях, нам, возможно, удается по-настоящему помогать друг другу изнутри действия, даже если это происходит только метафорически. Теперь сравните эту способность со способностью вечно расширяющейся рамки и сдвигов позиций, и вы сможете развиваться через такие исследования. Таким образом, мы можем постепенно, шаг за шагом, научиться одновременно воспринимать нечто интегративно и отдельно.

Развитие мышления команды

Когда индивидуумы думают о команде или о группе, начинает развиваться их способность думать в терминах целого. Иногда люди думают так в отношении нации. Сейчас, на пороге 21 века, все большее количество людей думает о проблемах так, как если бы они думали от имени всей планеты и всех ее обитателей.

Используя сдвиги позиций восприятия, мы можем стать для группы более эффективным тренером, Имея идею о расширении восприятия в применении к ценностям, опыту и знаниям других людей, мы можем начать бесконечно расширяться за свои пределы. Мы можем делать это как с нашей позиции восприятия, так и без нее, с нашей "рамкой понимания". Начните тренироваться со второй позиции. Когда мы действуем так, как если бы мы могли смотреть на мир глазами другого, и думаем о его внутренних ощущениях и комментариях, нам, возможно, удается по-настоящему помогать друг другу изнутри действия, даже если это происходит только метафорически. Теперь сравните эту способность со способностью вечно расширяющейся рамки и сдвигов позиций, и вы сможете развиваться через такие исследования. Таким образом, мы можем постепенно, шаг за шагом, научиться одновременно воспринимать нечто интегративно и отдельно.

Когда люди привыкают очень внимательно смотреть из первой позиции и одновременно учатся думать творчески от имени целого, то их развитие при этом необычайно обогащается. С другой стороны, людям, которые привыкли принимать позицию восприятия других и исключать себя, очень полезно научиться расширять способность становиться на свою собственную позицию; здесь для определения своих целей и ценностей используется четвертая позиция. Это включает нахождение полезных шагов для своего собственного творческого развития и расширение внутренних навыков, необходимых для осуществления своих собственных проектов.

Я обнаружила, что развитие способности находиться на разных позициях восприятия быстро увеличивает гибкость ума в любых областях -- и, в особенности, способность к познавательному абстрактному картированию. Это та ключевая способность, которая связывает между собой эмоциональные и мыслительные функции нашего мозга. Если в начале жизни людям не удается развить в себе эти способности, то позднее они часто застревают и останавливаются в своем развитии.

Нужно около трех недель ежедневной практики для того, чтобы выработать новую привычку. Практикуйте этот навык разными способами по крайней мере в трех разных видах ситуаций; для этого вы можете развесить у себя дома или на работе записки с напоминаниями себе на зеркалах, на дверях или в других местах. Практикуйтесь в этом навыке каждый день в течение трех недель. Пробуйте практиковаться в слегка напряженных ситуациях, -- таких, как важные деловые встречи или семейные собрания -- так чтобы ваша способность использовать этот навык в разных контекстах постепенно расширялась. Вы быстро обнаружите, что гибкость вашего ума значительно усилилась.

Упражнение по расширению "поля обозрения"

Это упражнение по соединению периферического и сфокусированного зрения в одном поле сознания. Его можно делать как с боковым зрением, так и с периферическими звуками.

На мгновение, где бы вы сейчас ни находились, расширьте ваше периферическое зрение на обе стороны за пределы нормального поля видения в 180 градусов. Попытайтесь расширить ваш приемник зрительного восприятия до такой степени, чтобы он удерживал 190-200 градусов обозреваемого пространства. Вы можете практиковать это, вытянув руки в стороны и шевеля пальцами так, чтобы вам их было еле видно, удерживая при этом свое сфокусированное зрение на каких-либо предметах впереди вас. Теперь, когда ваше зрительное восприятие расширилось на обе стороны, попробуйте расширять ваше зрение к периферии во всех направлениях так, чтобы охватить все пространство комнаты, при этом удерживая свое сфокусированное зрение впереди себя. Продолжайте расширять свое зрительное поле вовне кругами. Представьте себе, как периферическое зрение расширяется за границы доступного вам видимого пространства, на улицы, здания, сады и т.д. Позвольте контейнеру вашего воображения продолжать расширяться. Идите еще дальше -- на десять километров во всех направлениях, на двадцать, пятьдесят, сто... Продолжайте расширять свой приемник поля обозрения до тех пор, пока он не охватит весь земной шар, всю планетарную систему, галактику... Обратите внимание на то "ощущение пространства", которое у вас при этом возникает.

Позиция восприятия и осознание единства

Наша способность к исследованию позиций восприятия приводит к способности осознания единства. Она дает нам силы реально рассмотреть способность к развитию следующего уровня нашего человеческого "бытия". Мы можем сделать живым все то, для чего у нас есть различения.

Исследование мира через сдвиги позиции восприятия позволяет нам направлять наши оценки к "правде", самосогласованности и "глубинным убеждениям" и одновременно расширять и развивать наше восприятие в направлении целостности. Это позволяет нам эффективно оценивать и одновременно интегрировать в себя все богатство того, что мы воспринимаем "на другом уровне абстракции". Наш сознательный ум может "устанавливать рамку внимания" и может "думать о ее представлении", тогда как бессознательный ум просто делает это.

Если мы можем сдвигать позиции восприятия, то мы можем ценить нашу растущую способность к выражению целостности момента. Через сознательное использование внимания мы можем устанавливать метафорические связи с более масштабным восприятием нашей общей целостности. И, по мере накопления практического опыта, мы постепенно начинаем очень глубоко ощущать то, кем мы являемся. Бессознательное прекрасно понимает абстракции. Для того, чтобы Вселенная существовала, нужны наблюдатели.

Мышление в терминах целого: позиция восприятия и память

Итак, предположение при работе с третьей, четвертой и пятой позициями восприятия требует аккуратной практической работы и исследования. Это предположение касается интеграции идеи множественных позиций восприятия с идеей развития "множественного времени". Внутри предположения о том, что мы можем принимать позицию восприятия "целого", содержится идея о том, что мы также можем иметь доступ к памяти "целого". В конце концов, исследование одного момента во времени с точки зрения вневременной перспективы предполагает (просто по абстрактной аналогии), что мы можем допустить существование позиции, где у нас есть доступ ко всей памяти "всех времен". Позвольте себе на мгновение занять эту идею-пространство. Помните, восприятие не означает лишь зрительного восприятия. Оно включает слуховое и кинестетическое осознание, а также восприятие развития и эволюции. Наш мозг многогранен. Очень полезно воспринимать структуру идей под разными углами. Попросите ваше бессознательное просто сделать это включение.

Люди часто удивляются тому, что бессознательному очень легко воспринять идею соединенности с мириадами воспоминаний. Таким образом, используя способности увеличения идеи "как если бы вы могли", оно связывает нас через наши вопросы с обширной системой разума, которая является нашей естественной средой. Через дверь нашего сознания мы можем и далее расширять наши способности классификации к множеству абстрактных систем, от математики до музыки; мне нравится называть это "библиотекой жизни". Предположим, что мы можем создавать объединенное поле осознания и, с помощью практики, делать это на бессознательном уровне. Как и ранее, сознание должно лишь только установить рамку, где мы попросим наше бессознательное расшириться и стать нашим приемником.

Расширение сознания такого рода уже использовалось в духовных практиках в течение многих веков. Это -- медитация такого рода, которая может стать привычкой. Она использовалась многими поколениями мистиков, и сейчас она может служить важным дополнением к способностям нашего воображения.

Я полагаю, что такая практика расширения также дает нам путь к тому, чтобы усиливать наш "абстрактный разум" и систему развития человеческого разума. Можете ли вы начать осознавать себя дизайнером Интернета Разума? А можете ли вы развить способность принимать множественные позиции восприятия как фундамент понимания того, кто вы есть? Эта привычка, как и все привычки, -- от вождения автомобиля до застегивания рубашки, -- требует всего лишь трехнедельной ежедневной практики для того, чтобы стать вашей нормальной способностью. Тогда мы можем соединить способности лидерства и мудрости, которая сопровождает такую позицию обозрения. Затем мы также можем задать вопрос: "Как я могу оживить этот опыт?" А именно: "Где и когда я могу применять это в моей жизни?" А что, если все те системы, для которых мы сейчас создали различения, могут начать жить... прямо сейчас?

Все явления -- это иллюзии. Наша задача как человечества -- это исследовать и понимать, как распознавать и работать с картами в "расширенной системе иллюзий". Для того, чтобы это делать, нам надо сначала придти к состраданию и к способности выйти за пределы личных страданий. Это ведет нас к активному раскрытию того, как мы создаем разум, -- как нечто большее, чем наша индивидуальная концепция того, кто мы есть. Когда мы устанавливаем связь нашей творческой способности с разумом, доступные нам возможности выбора расширяются и к нам приходит мудрость. Мудрость целого есть осознание того, что мы можем сделать живым... если будем практиковаться.

Когда ученики спросили Будду: "Кто ты?", он просто ответил: "Я пробужден". Можем ли мы освоить этот простой инструмент для того, чтобы помочь самим себе пробудиться к нашему большему Я?

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

Стратегии для аутистов, родителей и педагогов по преодолению трудностей с чтением

Многие люди умеют читать, но после чтения им трудно вспомнить, о чем именно они прочитали. Причин тому может быть несколько. Возможно, что человек прикладывает так много усилий на озвучивание слов (вслух или про себя), что теряет их смысл. В других случаях тема настолько неинтересна, что трудно сосредоточиться на информации в тексте. Очень многие дети и взрослые с расстройствами аутистического спектра испытывают серьезные трудности с пониманием прочитанного, даже если с чтением как таковым у них нет никаких проблем. Это может сильно затруднить обучение в школе даже для детей без интеллектуальных нарушений, особенно в средней школе, когда требования к чтению и пониманию больших объемов текста значительно возрастают, а тексты становятся все сложнее. Ниже приводятся стратегии для улучшения понимания текста, которые могут использовать взрослые с расстройствами аутистического спектра, а также родители и педагоги детей с РАС.

Метапознание — мышление о том, как мы думаем — является основой для улучшения понимания во время чтения. Другими словами, для улучшения понимания текста мы должны осознанно останавливаться во время чтения и анализировать наши мнения, представления и мысли, связанные с тем, что мы прочитали. Например:

Перед чтением

— Определите цель для предстоящего чтения. Заранее подумайте о том, что вы должны найти в тексте во время чтения.

— Посмотрите на заголовок текста и попробуйте понять, о чем может быть текст.

— Бегло просмотрите весь текст, не вчитываясь, обратите внимание на заголовки и подзаголовки, слова выделенные жирным шрифтом и иллюстрации. Подумайте о том, о чем может быть этот текст.

— Постарайтесь вспомнить, что вы уже знаете о теме, авторе или этой истории.

Во время чтения

— Обдумывайте то, что вы прочитали после каждого абзаца или главы.

— Подумайте, согласны ли вы с идеями, персонажами или фактами.

— Если вы не поняли смысл каких-то предложений или абзацев, запишите, что вам непонятно.

— Запишите незнакомые слова, чтобы узнать их смысл после чтения.

После чтения

— Подумайте о том, что вы узнали во время чтения.

— Подумайте, как прочитанное связано с вашей собственной жизнью.

— Сформулируйте краткий пересказ того, что вы прочитали.

— Просмотрите свои записи и постарайтесь найти ответы на свои вопросы с помощью повторного чтения, поиска в Интернете или беседы с другим человеком.

Поговорите о прочитанном

Обсуждение прочитанного с другим человеком предоставляет еще один источник получения информации вместо того, чтобы перечитывать текст. Это особенно полезно, если вам не очень нравится читать. Во время беседы о прочитанном, вы сможете задать возникшие у вас вопросы, это позволит вам больше узнать о точке зрения других людей и предоставит вам возможность выразить словами прочитанное, что поможет вам лучше запомнить и понять текст.

Практикуйтесь в чтении как можно чаще

Наилучший способ улучшить понимание во время чтения — читать как можно больше. При этом не важно, что именно человек читает. Чем больше вы читаете, тем лучше будут ваши навыки понимания. Здесь имеет место «эффект Матфея», когда «имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Ученики, которым нравится читать, читают много и часто, и их навыки чтения совершенствуются. Те, кто не получает удовольствия от чтения, уделяют ему мало времени, в результате, их навыки все больше и больше отстают от сверстников. Именно поэтому наша первоочередная задача — мотивировать детей читать. Если им нравится читать комиксы, статьи про спорт или онлайн-журналы, то поощряйте их делать это как можно чаще.

Как можно чаще водите детей в библиотеку и позволяйте им смотреть любые книги, какие они захотят. Не пытайтесь навязать детям то, что, по вашему мнению, они должны читать. Мы хотим, чтобы они читали — как можно больше. И все. Если им понравилась книга какого-то автора, то найдите все книги этого автора, чтобы они могли что-нибудь выбрать. Если дети интересуются какой-то темой, то найдите им материал для чтения в соответствии с их интересом.

Мотивация для чтения

Первая задача для немотивированного читателя — поиск материала для чтения, который непосредственно связан с тем, что его интересует вне чтения. Например, если ребенку нравится смотреть кино, то ему может понравиться читать рецензии на фильмы в Интернете или в журналах о кино. Вы можете подумать, что это не «настоящее» чтение, однако это совсем не так. Многие люди считают, что развивать навыки чтения можно лишь с книгами. В действительности, это совсем не обязательно, особенно в нашу эпоху Интернета.

Кроме того, если дети будут часто читать о том, что их интересует, то это поможет им стать лучшими чтецами в целом, особенно если параллельно они будут отрабатывать навыки по пониманию текста. После того, как мотивация к чтению начнет формироваться, можно приступать к практике в чтении менее интересных материалов. При этом, если стратегии по улучшению понимания уже практиковались на интересных текстах, их будет проще использовать во время чтения на скучные темы.

Стратегии по улучшению понимания прочитанного

Начинайте с тех стратегий, которые покажутся наиболее привлекательными, и пробуйте их по одной. Не пытайтесь непременно овладеть каждой стратегией, иногда меньше значит лучше. Другими словами, лучше всего освоить несколько стратегий в совершенстве, а не практиковать все стратегии без исключения, в результате чего может быть непонятно, что именно сейчас использовать. Стратегии по улучшению понимания прочитанного включают:

Диалоговое чтение: Задавайте вопросы, спорьте, уточняйте, подводите итоги и предсказывайте по ходу чтения.

Стикеры: Используйте стикеры, чтобы записывать на них незнакомые слова, или пишите на них восклицательные знаки, чтобы отметить понравившееся предложение, и знаки вопроса, чтобы отметить непонятные фразы или абзацы.

Парное чтение: Чтение вслух в паре с другим человеком по одному абзацу. После каждого абзаца обсуждайте друг с другом прочитанное.

Мысли вслух: Во время парного чтения вслух озвучивайте все свои мысли, вопросы и непонимание, какие только придут в голову. Например, если персонаж или событие что-то напомнили, остановитесь и расскажите об этой личной ассоциации. Эта техника помогает вспомнить о прочитанном в дальнейшем.

Повторное чтение: Прочитайте текст еще раз, стараясь найти ответы на возникшие вопросы.

Связи в тексте: Во время чтения определяйте, как этот текст относится к вам, к другим текстам и к миру в целом. В связях с собой нужно подумать, как относится прочитанное к вам лично. В связях с миром вы можете связать текст с тем, что вы уже знаете. И наконец, в связях с текстом вы можете связать то, что вы прочитали, с тем, о чем вы читали ранее.

Принцип «Трех медведей»: Когда выбираете книгу в библиотеке или книжном магазине, подумайте о том, чтобы она не была слишком простой или слишком сложной. Слишком простая означает, что читатель с легкостью поймет все слова или уже много раз читал эту книгу. Слишком сложная означает, что на одной странице есть более пяти незнакомых слов или смысл первой же страницы непонятен. Если книга в самый раз, то это новая книга, где читатель может не знать некоторые слова на странице, но в целом понимает, о чем идет речь.

Деление текста на части: Читайте лишь несколько абзацев или предложений за один раз. Подумайте о прочитанном, используя стратегии чтения, и только потом продолжайте.

Визуализация: Во время чтения всегда старайтесь зрительно представить, как выглядят персонажи и описанные сцены.

Блоги: Проверьте, есть ли какой-нибудь блог или форум в Интернете, где данная тема или книга обсуждается онлайн, прочитайте, что думают об этом другие люди и попробуйте написать собственное мнение.

Ведение дневника: По мере чтения записывайте возникающие мысли в специальный дневник.

Графическая организация: Составьте таблицу, отмечая в ней степень своего понимания до, во время и после чтения.

Модель постепенного внедрения

Если вы родитель или педагог, то вы можете использовать «модель постепенного внедрения», чтобы помочь ученику с аутистическим расстройством освоить стратегии для понимания прочитанного. Сначала демонстрируйте ученику, как вы сами читаете, пользуясь данной стратегией. Затем используйте эту стратегию вместе, под вашим руководством. Затем попросите ученика применить эту стратегию снова (в другой ситуации) уже самостоятельно.

Убедитесь, что вы обсуждаете с учеником чтение и то, помогает ли ему стратегия или нет. Возможно, вам будет нужно моделировать эту стратегию для ученика много раз, либо практиковать ее много раз вместе до тех пор, пока она не станет естественной частью процесса чтения, и ученик не сможет применять ее полностью самостоятельно.

Доступность книг для чтения

Если навыки чтения слишком низкие, используйте книги на интересные ученику темы, но с очень низкими требованиями для чтения. Как правило, в них много иллюстраций и мало текста. Это могут быть детские энциклопедии и справочники. Они позволяют мотивировать читателя, их темы соответствуют возрасту, при этом чтение не слишком сложное.

Также следует обратить внимание на следующие книги:

— Книги, в которых много фотографий и иллюстраций, что значительно облегчит понимание.

— Книги с достаточно крупными буквами.

— Книги, с небольшим количеством текста на одной страницы, чтобы объем текста на странице не вызывал стресса.

— Книги, в которых есть заголовки, подзаголовки, четкие определения слов в глоссарии. Такие книги проще всего понимать.

Связь между чтением и письмом

Вы можете задаваться вопросом, почему во время работы над пониманием прочитанного так часто приходится что-то записывать. Причина в том, что это еще один способ лучше понимать и усваивать прочитанный материал. Например, если кому-то трудно говорить устно о прочитанным, то ведение дневника, блога или графика может помочь анализировать прочитанное и обновлять информацию в памяти, но без вербального диалога.

Заключительные мысли

Цель любого чтения — понимание текста, так что можно надеяться, что эти стратегии и идеи позволят вам улучшить свои навыки читателя или помогут вашему ребенку или ученику достигнуть этой цели. Помните, что чтение — это очень сложный индивидуальный процесс, и его развитие обязательно должно быть отражено в индивидуальной образовательной программе.

Наука

Наши чувства не существуют как отдельные способности, они не существуют в вакууме.

Они взаимосвязаны и часто меняются, на них сильно влияет окружающая нас среда, а также множество других факторов, многие из которых находятся в пределах нашего контроля.

В данной статье мы рассмотрим наши пять чувств наряду с несколькими другими чертами (к примеру, интуиция и внимание), а также увидим, как чувства меняются с течением времени и что сделать, чтобы их усовершенствовать.


10. Связанное с возрастом угасание чувств

Возрастное снижение чувственных восприятий - это вполне естественное и неизбежное событие. Когда мы становимся старше наши чувства и нервы "расстраиваются", поэтому для их стимуляции и получения соответствующего результата требуется больше сил. Поэтому, и звук должен быть громче, и вкус сильнее, иначе все остается незамеченным.

Возрастная потеря слуха – это общее состояние и наблюдается примерно в 50 процентах случаев у людей старше 75 лет. Это многофакторное явление, то есть на него могут влиять и весьма громкие звуки (особенно на регулярной основе), генетика, высокое кровяное давление и даже курение.

Ваше зрение может начать ухудшаться, когда вы войдете в четвертый десяток, поскольку это нормальное явление для глаз начинать "иссушаться". Помимо прочего, наблюдаются и физические изменения. Большинство людей пожилого возраста надевают специальные очки для чтения, а многие пользуются ими и для решения ежедневных нужд.

Вкусовые рецепторы начинают "стареть" в среднем возрасте, а обоняние начинает терять свою остроту через 10-20 лет после снижения чувства вкуса. Мы привыкли говорить о снижении у пожилых людей зрения и слуха, но это не единственные чувства, которые "идут на убыль".

9. Обоняние

Наше обоняние служит нам как средство наслаждения, позволяя чувствовать приятные ароматы и как инструмент, который предупреждает нас о возможной опасности, такой, как, к примеру, испорченные продукты. Обоняние может снижаться с возрастом, но оно также может быть повреждено или полностью потеряно в результате несчастного случая или болезни. Некоторые психические расстройства, такие, как депрессия и шизофрения могут быть связаны с потерей обоняния. Существуют также и другие причины потери обоняния: тяжелая анорексия или недоедание, опухоль головного мозга, болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз или черепно-мозговая травма. Если вы столкнулись с внезапной потерей обоняния, то наверняка ваш врач найдет причину и быстро вернет вас в норму. Имейте в виду, что курение также оказывает немаловажное влияние на обонятельные способности.

Кроме того, тщательно соблюдая врачебные предписания или даже отказавшись от курения, вы сможете значительно улучшить свое обоняние. Некоторые антиаллергические препараты, как известно, улучшают и восприятие запахов человеком. Стоит отметить, что наше обоняние более остро, когда мы голодны, а также во время весенних и летних месяцев. Держитесь подальше от неприятных запахов и регулярно занимайтесь спортом.

8. Вкус

В данном случае не последнюю роль играет ментальная составляющая, а также обонятельные рецепторы в носу, без работы которых мы не можем составить объективную картину о вкусе. Поэтому, для максимализации вкуса многие рекомендуют готовить пищу так, чтобы ее можно было легко идентифицировать. Блюдо из оленины будет по вкусу как раз блюдом из оленины, если человек, его употребляющий на сознательном и подсознательном уровне будет уверен, что то, что он ест, это блюдо из оленины.

На чувство вкуса могут повлиять некоторые лекарственные препараты, поэтому если вы друг засомневаетесь в своих вкусовых способностях, то наверняка, проконсультировавшись с врачом, вы поймете, что всему виной лекарства.

Чтобы развить чувство вкуса, практикуйте "умный прием пищи", то есть вы должны употреблять пищу медленно, сосредоточив свое внимание на еде и ее вкусе. Избегайте крайностей – слишком много соли или сахара, слишком много алкоголя или продуктов питания, которые очень острые. Пейте больше воды, чтобы избежать обезвоживания.

В целях улучшения чувства вкуса и увеличения удовольствия от еды, некоторые едоки часто используют метод "умного приема пищи", при этом они никогда не смотрят телевизор во время еды для того, чтобы создать тесный контакт между кухней и ими. Этот метод также способствует получению большего удовольствия от еды, поскольку внимание сосредотачивается на вкусе еды, а не на том, насколько она жирная или полезная.

7. Осязание

Наше чувство осязания дает нам достаточно много информации об окружающем мире. Но с возрастом, болезнями, несчастными случаями и другими событиями, с эти чувством могут происходить изменения. Снижение кровяного потока или нервной чувствительности, что, как правило, происходит с возрастом, уменьшает чувствительность человека к холоду, что может быть очень проблематично в тяжелых погодных условиях. С другой стороны, многие пожилые люди менее чувствительны к боли, а это, в свою очередь, может быть очень полезным при решении некоторых проблем со здоровьем.

Чтобы улучшить чувство осязания, попробуйте сначала смотреть и сосредоточить свое внимание на том, с чем вы физически взаимодействуете. Исследования показали, что тактильные восприятия, связанные с видением, как, к примеру, касание мягкого одеяла, более приятны, если вы наблюдаете, как рука трогает одеяло. Действенно также и обратное действие, если вы, к примеру, не будете смотреть на рану, с которой снимаете лейкопластырь, то вы испытаете меньше боли.

Большинство других исследований по стимулированию чувства осязания было связано с тем, как помочь людям, которые потеряли его в результате травмы. В итоге, специалисты поняли, что кончики наших пальцев – это ключевой аспект осязания, который позволяет нам лучше определить текстуру объекта и его колебания.

6. Зрение

Самый очевидный и распространенный способ улучшения зрения – это использование очков или контактных линз, хотя эти продукты предназначены для тех, у кого ослаблено зрение. Но есть и другие способы, с помощью которых вы сможете улучшить ваше зрение, или, по крайней мере, способствовать здоровью глаз.

Неплохо было бы начать с регулярного потребления витаминов А,В, С и Е. Их можно найти в цельнозерновых культурах, а также в свежих фруктах и овощах. Между тем, темные солнцезащитные очки очень хорошо защищают ваши глаза от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных лучей.

Несколько исследований обнаружили удивительно полезный эффект для глаз при занятии видеоигрой. Оказывается, видеоигры, особенно те, в которых нужно выполнять очень много активных действий, могут фактически улучшить зрение и пространственное восприятие. Исследователи из университета Рочестера (University of Rochester) обнаружили, что игра в такие игры, как "Unreal Tournament", увеличивает контрастную чувствительность зрения человека, то есть способность отличать объекты друг от друга и от фонового изображения.

5. Слух

Если у вас возникли проблемы со слухом, в силу возраста или в результате несчастного случая или болезни, то очевидное решение данной проблемы – это слуховые аппараты. К сожалению, возрастная потеря слуха считается явлением необратимым, причем в возрасте старше 18 лет у 17 процентов американцев начинается понижение слуха, причем процентный рост становится значительным среди лиц, старше 65 лет. Понижение слуха может быть также связано с влиянием чрезмерного количества ушной серы (чаще встречается у пожилых людей), но эта проблема легко разрешима с помощью врача или с помощью капель для размягчения ушной серы. Наконец, прием некоторых лекарств может отрицательно повлиять на ваш слух.

Слух очень связан с другим нашим важным чувством – чувством зрения. Все люди обладают в некоторой степени способностью читать по губам, а при нарушении слуха, эта способность очень обостряется. Если смотреть прямо на вашего партнера и сфокусироваться на нем, то можно легко понять по губам то, о чем он говорит, особенно при минимизации окружающего шума.

4. Внимание

Когда речь идет об улучшении внимания в списке потенциальных решений проблемы появляются медицинские препараты. Но не все люди страдают от синдрома дефицита внимания и не все предпочитают принимать лекарства. Есть однако, ряд других вещей, которые вы можете сделать для того, чтобы улучшить ваше внимание.

Стресс и недостаток сна очень вредят вниманию. Последнюю проблему можно быстро решить путем увеличения времени, которое вы тратите на сон. Аналогичным образом, было доказано, что медитация способствует снятию стресса, причем сразу же улучшается внимание и восприятие.

Для многих людей видеоигры – это синоним отвлеченности и мимолетных ощущений, но некоторые игры могут наглядно продемонстрировать то, как вы относитесь к окружающим вас людям и среде, а также насколько вы внимательны. Такие игры были специально разработаны с целью сконцентрировать внимание участника на объекте и наградить его в случае успеха, который свидетельствует о положительных результатах и сопротивлению импульсивному поведению. В некоторых играх используются специализированные шлемы, которые отвечают на мозговые волны игрока.

3. Интуиция

В последние годы, туманный термин "интуиция" стал ассоциироваться с мега-бестселлером Малкольма Гладуэлла (Malcolm Gladwell) "Озарение: сила мгновенных решений" ("Blink: the power of thinking without thinking"), в которой он описывает "быстрое познание" - инстинктивные суждения, которые оказываются верными. По мнению автора, многие люди оттачивают свое психологическое мастерство для принятия скоропалительных решений, которые могут показаться инстинктивными, но на самом деле они основаны на очень быстром анализе информации. Кроме того, Гладуэлл говорит о том, что такие решения порой более точны, чем расширенный рациональный анализ.

Книга Глэдвелла была подвержена резкой критике со стороны некоторых ученых, но, тем не менее, в книге обсуждаются некоторые полезные вопросы, касающиеся обсуждения чувств. К примеру, автор подробно описывает, что чувства не работают по отдельности, а часто переплетаются, дополняя и укрепляя друг друга.

Аналогичным образом, распространенное мнение о том, что у слепого человека сильнее развиты чувства (особенно слух), по существу, неверное. Повторные исследования показали, что слепые люди не обладают врожденно более острыми чувствами. Вместо этого, слепые, зачастую, в состоянии лучше использовать накопленный опыт для выражения чувств. К примеру, перемещаясь по комнате на основе сенсорного восприятия или идя на голос человека, слепой часто в определенной степени пользуются интуицией для того, чтобы сделать много быстрых и полезных расчетов. Мы в состоянии развивать нашу интуицию для того, чтобы помочь нашим чувствам лучше работать.

2. Диета

При рассмотрении взаимосвязи между диетой и чувствами, большинство вещей, которые касаются общего состояния здоровья, применимы и здесь – это умеренное сбалансированное питание, большое количество свежих фруктов и овощей наряду с большим количеством воды. Диета, богатая витаминами и антиоксидантами поможет вам сохранить хорошее зрение и слух. Кроме того, фрукты с повышенным содержанием антиоксидантов также оказывают положительное воздействие на зрение.

Цинк, которого много в устрицах, но который также может быть найден и в поливитаминах, как было установлено, помогает бороться с макулярной дегенерацией. Употребление цинка также способствует развитию укреплению обонятельных способностей. Стоит отметить, что несмотря на то, что общественное мнение гласит, что морковь улучшает зрение, это далеко не все. Из-за своей насыщенности витамином А морковь, безусловно, полезна для глаз, но витамин А также содержится в молочных и мясных изделиях, причем из мясных изделий витамин А лучше усваивается организмом, чем из растительных источников.

Наконец, иногда многие пищевые добавки оказывают значительное влияние на органы чувств. К примеру, в 2002 году было проведено исследование, в результате которого специалисты выявили, что высокий уровень пищевой добавки глутумата натрия значительно повредил зрение у крыс.

1. Лекарственные препараты

Некоторые недавние экспериментальные препараты обещают развить наши чувства, однако их эффективность и безопасность до сих пор остаются неясными. В одном исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале "Наука" в 2004 году, специалисты использовали амфетамин для того, чтобы простимулировать развитие у человека осязательных способностей, а затем измерить эффект при касании кончиками пальцев тонких игл. Эксперты полагают, что данные могут быть использованы, в конечном счете, для того, чтобы помочь пострадавшим от инсультов, которые потеряли чувствительность конечностей.

Как известно, экстази известен своей способностью значительно увеличивать осязательную чувствительность человека, но этот наркотик незаконен, считается крайне опасным и не обладает никакими полезными для медицины свойствами.

Как правило, препараты, которые предполагают работу с чувствами, назначают тем, у кого уже есть проблемы подобного рода и кто пострадал от каких-либо нарушений органов чувств. К примеру, лекарственные глазные капли назначаются человеку, который уже страдает от глаукомы. Предписание использования таких лекарств людям просто для того, чтобы стимулировать те или иные чувства в настоящий момент находится вне этических стандартов медицины. Поэтому сегодня вы сможете использовать эти препараты только в случае истинной медицинской необходимости.