Как устроено сознание человека, открытия психологов, известные эксперименты. Ум и Разум

«Питайте ваш разум великими мыслями, потому что вы никогда не сможете подняться выше, чем думаете…»

Бенджамин Дизраэли

Вот, наконец, мы с вами и добрались до одного из самых интересных мест в исследовании окружающей нас реальности. Разум , сознание , разумность … Появление Разума у живой материи – это самое настоящее «чудо природы»! И это чудо удивляет и ошеломляет! Живые организмы могут существовать в природе, либо используя безусловные рефлексы, либо используя свой разум, если он у них есть. На рефлексах жить весьма просто и удобно: увидел еду – съел. Увидел опасность – убежал... Однако незамысловатая жизнь на рефлексах длится, как правило, недолго. Появление Разума позволяет иметь более сложные поведенческие реакции и распознавать большее количество различных опасностей, неприятностей и неожиданностей. А это обязательно ведёт к выживанию в большем числе различных жизненных ситуаций и, соответственно, к увеличению продолжительности жизни. А увеличение продолжительности жизни, в свою очередь, ведёт к изменению качества жизни. Причём, в лучшую для нас сторону...

Этим мы хотим сказать, что обретение нами Разума является не просто интересным событием, а очень интересным, захватывающим явлением. Появление Разума у живых существ – это высшая ступень естественной эволюции природы. И разобраться с тем, что такое Разум , и какие процессы приводят к появлению сознания у живой материи, – не просто интересно, а очень важно для выживания и развития сообщества разумных существ (социума). А ведь Разум , как и Жизнь (живая материя), образуется в природе естественным путём , т.е. при протекании определённых процессов в благоприятных условиях. И процесс рождения Разума для природы – тоже рутинный, который всегда самопроизвольно и неизбежно происходит на огромном числе планет нашей Вселенной, на которых складываются для этого благоприятные условия. В этом смысле, можно сказать, что природа определённым образом «способствует» эволюционному развитию Жизни.

Любая цивилизация может выжить лишь тогда, когда имеет и осваивает необходимый для этого, хотя бы минимальный объём знаний. Однако, к большому сожалению, в предыдущих главах мы увидели, что «наука» нашей сегодняшней цивилизации не только не хочет ничего осваивать, она ничего «не хочет знать» о том, что такое Вселенная; о том, как появилась наша планета, и как на ней возникла Жизнь… А в этой главе нам предстоит убедиться в том, что наша «учёная» братия, к большому сожалению, совсем равнодушна и к разумности .

Это как раз является ярким примером того, к чему приводит ситуация, когда к управлению социумом пробираются люди, не имеющие ни нужных знаний и умений; ни необходимого уровня развития и ответственности, т.е. люди, недостаточно разумные

Однако, вернёмся к теме обретения Разума. Мы намерены здесь кратко упомянуть те природные процессы, которые естественным образом приводят к появлению разумности у некоторых живых существ. Эти процессы впервые описаны в крайне интересных и познавательных работах академика Николая Левашова . А мы пытаемся привлечь внимание к этим процессам нашей фундаментальной науки . Когда наши академики, а скорее – «доценты с кандидатами» – изучат и поймут, что такое Разум в действительности, последующее описание и формализация процессов, приводящих к появлению сознания, позволит прикладной науке использовать эти реальные Новые Знания , и сделать такой скачок в своей работе, о котором мы даже мечтать сегодня не в состоянии.

Разум и разумность – это высшая ступень развития природы, эволюции «живой материи». И конечно, самое интересное содержится там, где есть разум – разумное начало. Усвоение и освоение настоящими учёными процессов, превращающих животных в разумных существ, откроет не просто «новые горизонты» для науки, а невиданные доселе возможности, о которых мы сегодня даже не подозреваем.



10.1. Что такое разумность? Мнение «науки»

Как всегда, вначале мы постараемся получить как можно более полное представление о том, что знает по этому вопросу наша сегодняшняя «наука». Мы возьмём несколько формулировок интересующих нас терминов не из самых «крутых» источников, потому что там вообще ничего понять невозможно из-за использования большого числа псевдонаучных терминов. Посему мы пойдём «срединным» путём и постараемся найти что-нибудь более-менее удобоваримое. Ведь «учёная» братва научилась имитировать «кипучую деятельность», придумывая и используя свои, специфические языки, непонятные никому, кроме «узкого круга ограниченных людей». Поэтому сегодня «научные отчёты» в большинстве своём представляют собой абракадабру, написанную на «птичьем языке», непонятную никому, кроме авторов, и не содержащую никакой научной или даже просто полезной информации.

Для того чтобы разобраться в этих «работах» и уличить «учёных» в недобросовестности, могут потребоваться годы жизни. Мы оставим эту работу прокуратуре, а сами займёмся изучением менее «научных» источников, в которых информация дана хотя бы на человеческом языке. Итак, вездесущая Википедия по поводу Разума даёт следующую незамысловатую информацию с очень своеобразной иллюстрацией аллегории разума в виде ангела, чтобы уж наверняка отбить охоту людям заниматься вопросами разума, мол, «куды нам грешным, до ангелов»! Не по чину «созданным из праха земного» заниматься такими высокими, можно даже сказать, божественными материями:

Начнём с вопроса о том, при каких условиях могут возникнуть хотя бы элементы разумного поведения у живых существ?

Сложность и разнообразие поведенческих реакций живого организма, набора его условных и безусловных рефлексов определяется сложностью (уровнем развития) нервной системы. В свою очередь, сложность нервной системы определяется, в основном, количеством нейронов (нервных клеток головного мозга). И вполне естественно, что существует некое минимальное, критическое, число взаимодействующих между собой нейронов, при котором возникает разумная деятельность или элементы разумности. Такое критическое число нейронов может иметь либо одна особь живых существ, либо несколько особей с очень простым мозгом, живущих в состоянии т.н. «надорганизма» . Пример последних это муравьи, термиты, пчёлы, птицы во время перелётов, рыбы и др. Индивидуальный мозг каждой такой особи очень мал и не годится для выживания в одиночестве, но, объединяясь в сообщества, некоторые примитивные виды получают «коллективный разум», позволяющий весьма успешно решать насущные проблемы жизнедеятельности (подробнее об этом можно прочесть в 3-й главе книги «Последнее обращение к Человечеству…»).



У нас, людей , эволюционное усложнение нервной системы привело к появлению разумности (сознания) у каждой отдельной особи. Со временем это привело к тому, что человек обрёл некоторые способы влияния на окружающую среду. Однако, недостаточный уровень развития человека привёл к нарушению экологического равновесия на планете в процессе преобразования природы для своих нужд. Это может привести к смене экологической системы, а, если говорить простым языком, к экологической катастрофе на планете. Николай Викторович Левашов сформулировал эту мысль следующим образом: «Разумным, в полном смысле, можно назвать только тот вид, эволюционное развитие которого приводит к пониманию своего единства с природой, и разумная деятельность которого не приводит к разрушению экологической системы, а гармонично изменяет её, не нарушая баланса…»

10.3. Как появляется разум у «живой материи»?

Какие же природные процессы приводят к появлению сознания (разумности) у живых существ в процессе эволюции? Каким образом неразумная природа умудрилась с помощью рутинных процессов сотворить разумное начало у некоторых живых существ? Как могло получиться такое чудо? Может, и правда, это всё какой-то Бог сделал, а потом скромно спрятался у себя в Раю? Давайте разберёмся…

Главное, что может привести к появлению сознания, это постепенное увеличение количества и разнообразие получаемой мозгом информации . Любой внешний сигнал , поступающий через органы чувств (информация), преобразуется в ионный код и поступает в таком виде в память. Сигналы, необходимые лишь для ориентации в пространстве, поступают в нейроны эфирного уровня и ненадолго запоминаются в кратковременной памяти. Остальные сигналы записываются в долговременную память, поступая в виде ионного кода (отпечатков) на эфирный и астральный уровни соответствующих нейронов (подробнее об устройстве памяти будет рассказано в следующей главе. Николай Левашов описал природу памяти в 5-й главе своей книги «Сущность и Разум»).

Таких сигналов из внешней среды в наш мозг постоянно поступают миллионы, и, следовательно, создаются новые и новые отпечатки этих сигналов на эфирном и астральном уровнях нейронов. Поэтому рядом с существующими отпечатками в долговременной памяти появляются новые. Каждый новый сигнал, создающий эфирный и астральный отпечатки, добавляет очередной «кирпичик» в строительство сознания. И этот процесс «строительства» продолжается до тех пор, пока «удалённые» друг от друга структуры нейронов на эфирном и астральном уровнях не сомкнутся. Сомкнувшись между собой, структуры нейронов мозга создают горизонтальные объединения нейронов .



И, если до этого момента каждый нейрон был просто «соседом» для всех остальных, без какого-либо активного взаимодействия с ними, то после смыкания структур на эфирном и астральном уровнях возникает единая общая структура мозга на эфирном и астральном уровнях нейронов. До этого момента имеется совокупность не взаимодействующих между собой клеток мозга – нейронов, после этого момента, возникает система взаимодействующих между собой на эфирном и астральном уровнях нейронов мозга.

Теперь кратко рассмотрим детали создания системы взаимодействующих между собой на «тонких планах» нейронов головного мозга и последствия её появления у живого существа. Смыкание на эфирном и астральном уровнях может происходить только между нейронами-соседями . Следовательно, сигналы внешней среды, создающие эфирные и астральные отпечатки у нейронов-соседей должны быть качественно близки друг другу. Именно близки , а не тождественны. Сигналы внешней среды должны быть достаточно близки друг к другу, чтобы вызвать изменения у нейронов-соседей и в то же время иметь некоторые различия. Именно незначительные различия между внешними сигналами обеспечивают создание отпечатков на эфирном и астральном уровнях между соседними нейронами, что и создаёт возможность их смыкания.



Обозначения на рисунке

1. Спираль молекулы ДНК или РНК на физически плотном уровне. 2. Эфирное тело молекулы ДНК или РНК . 3. Астральное тело молекулы ДНК или РНК . 4. Увеличенный участок спирали на физическом уровне. 5. Увеличенный соответствующий участок эфирной спирали. 6. Увеличенный соответствующий участок астральной спирали. 7. Качественный барьер между физическим и эфирным уровнями планеты. 8. Качественный барьер между эфирным и астральным уровнями планеты. 10. Эфирный отпечаток внешнего сигнала первого нейрона. 11. Астральный отпечаток внешнего сигнала первого нейрона. 12. Эфирный отпечаток внешнего сигнала второго нейрона. 13. Астральный отпечаток внешнего сигнала второго нейрона. 15. Эфирный отпечаток нового внешнего сигнала второго нейрона. 16. Астральный отпечаток нового внешнего сигнала второго нейрона. 18. 19. 20. Дополнительные атомы, присоединившиеся к выделенному участку спирали молекулы ДНК или РНК на физическом уровне после прихода нового внешнего сигнала во второй нейрон. 21. Эфирный отпечаток нового внешнего сигнала первого нейрона. 22. Астральный отпечаток нового внешнего сигнала первого нейрона. 23. Зона смыкания эфирных структур первого и второго нейронов. 24. Зона смыкания астральных структур первого и второго нейронов.

Смыкание эфирных и астральных тел соседних нейронов, как наведение мостов на переправе, соединяет в одну систему, в одно целое два соседних нейрона . Новый качественно близкий внешний сигнал перебрасывает «мостик» между соседними нейронами и так далее от соседа к соседу. В результате такого «мостостроительства», в единую систему, в цепочку соединяются нейроны, которые на физически плотном уровне расположены на некотором расстоянии друг от друга и ни при каких обстоятельствах не могут образовать одну систему.

Таким образом, физически плотные нейроны мозга, каждый из которых является частью жёсткой системы и не взаимодействуют между собой , приобретают новые качественные возможности. Они смыкаются между собой посредством отпечатков на эфирном и астральном уровнях нейронов. В результате этого процесса, на эфирном и астральном уровнях нейронов мозга появляются цепочки , состоящие из взаимодействующих между собой эфирных и астральных тел нейронов.

Через возникшие зоны смыкания между соседними нейронами первичные материи начинают перетекать от одного нейрона к другому и так – до конечного нейрона в цепочке сомкнувшихся между собой эфирными и астральными телами нейронов. Смыкание посредством отпечатков внешних сигналов на эфирных и астральных уровнях делает возможным, что первичные материи, высвобождённые в процессе расщепления одним нейроном мозга, начинают насыщать эфирные и астральные тела нейронов, которые соединены с ним в цепочки. Таким образом, возникает циркуляция первичных материй на эфирном и на астральном уровнях, а не между ними, как это происходит у несоединённых в цепочки нейронов мозга.

По мере накопления мозгом информации , как следствия воздействия внешней среды через органы чувств, число подобных цепочек возрастает. Чем богаче информация из внешнего мира, тем большее количество участков коры головного мозга образуют свои цепочки. Но эти цепочки остаются изолированными друг от друга. Только когда мозг впитает в себя определённый объём информации , причём качественно многообразной, эфирные и астральные цепочки нейронов сливаются в одну систему. При этом появляется всё больше и больше «перекрёстков» между цепочками в системе.

Это приводит к тому, что первичные материи по этим «перекрёсткам» не только насыщают эфирные и астральные тела нейронов, входящих в систему, но и начинают циркулировать на эфирном и астральном уровнях мозга в целом. И, как следствие этой циркуляции, происходит насыщение и накопление первичных материй на эфирном и астральном уровнях мозга. И когда это насыщение достигает критического уровня, рождается чудо СОЗНАНИЯ .

Это означает, что в мозге происходит появление новых цепочек активных нейронов без внешнего сигнала . Другими словами, в мозге человека появляются мысли – реакции, не являющиеся прямым отражением реальности. Человек приобретает возможность самостоятельно мыслить. Происходит рождение сознания ! Это означает, что одно из таинств природы, рождённое из хаоса материи – мысль – представляет собой замкнутую цепочку эфирных и астральных тел нейронов, по которой циркулируют первичные материи.

Именно благодаря замкнутым цепочкам нейронов мозга и циркуляции первичных материй по ним, человек в состоянии думать, человек в состоянии мыслить. Именно благодаря тому, что мозг человека в состоянии создавать новые цепочки без участия воздействия внешней среды через органы чувств, человек может создавать новое, мечтать, изменять окружающую природу, проникать в глубины её тайн и абстрагироваться от её реальности.

Суммируя вышесказанное , повторим некоторые моменты совсем кратко. Итак, сознание рождается в эфирном и астральном телах физического мозга, вследствие циркуляции первичных материй по цепочкам из взаимодействующих между собой эфирных и астральных тел нейронов мозга. Она же (циркуляция первичных материй) ведёт к тому, что человек обретает способность мыслить. И мысль имеет вполне материальную природу , хоть и «тонкую» – это циркуляция первичных материй по замкнутым цепочкам эфирных и астральных тел нейронов. Так что те «учёные», которые пытались найти мысль в физически плотном мозге, были обречены на неудачу, поскольку они искали не то и не там. Физический мозг – это только фундамент, своеобразный интерфейс (блок сопряжения), обеспечивающий «надстройку» (совокупность тонких тел – Сущность) «топливом» – нужными первоматериями. И всё самое главное и интересное происходит именно там, в «надстройке» – в тонких телах, в нашей Сущности.

10.4. Необходимые и достаточные условия возникновения Разума

Прежде всего, необходимо понимать, что сознание (разумность) может возникнуть только у живых существ (живой материи). Поэтому условия, необходимые и достаточные для возникновения Жизни, являются также необходимыми для появления Разума, но мы их здесь повторно рассматривать не будем. О том, что такое Жизнь, и как она образуется в природе, можно прочитать в предыдущей главе. А необходимые и достаточные условия для возникновения разумности пришлось уже разыскивать во всех работах автора. Здесь мы перечислим условия для возникновения Разума, которые впервые сформулировал Николай Левашов:

Всеядность

«…В принципе, слово разум не совсем соответствует понятию материи, приобретшей самоосознание и вот, почему. Ещё наши предки разделяли два понятия – ум и разум ! И в их понимании эти два понятия принципиально отличались друг от друга, хотя эти два слова и имеют общий корень ум ! Материя, осознавшая своё существование, приобретает именно ум ! И только когда носители ума достигнут просветления знанием, только тогда появляется РАзУм ! Способность мыслить ещё не означает разумности – состояния, когда человек просветлён знанием, знанием законов природы, из которой он родился!..»

Наше сегодняшнее человеческое общество полностью разумным назвать тоже пока нельзя. И вот почему: у нас на Земле разумом обладает не только человек. Дельфины – тоже разумные существа , причём, значительно более разумные, чем мы сейчас! Они живут в полной гармонии с природой и обладают очень высоким уровнем развития (они даже телепатически общаются с братьями по разуму из других цивилизаций), и всё у них было бы прекрасно, если бы… если бы не «люди»

Одичавшие люди становятся зверьми, точнее сказать – «разумными животными» . И именно это очень хорошо иллюстрируется на примере человекообразных европейцев и японцев, тупо удовлетворяющих свою животную жажду крови, убивая высокоразвитых разумных существ дельфинов . Отсюда можно сделать вывод о том, что разум очень нежен и хрупок, и потерять его гораздо легче, чем обрести…



Поэтому теперь настоящие люди разумные из Светлых цивилизаций вынуждены пристально следить за «подозрительными планетами» и сразу же поправлять заблудших, если заметят отклонение от разумного пути развития социума какой-либо цивилизации. Это вынужденная, но совершенно необходимая мера, ведь на кону стоят жизни безчисленного числа разумных существ в триллионах цивилизаций Большой Вселенной.

Ежегодное массовое убийство дельфинов в Дании (18+)

Остановить Гриндадрап, Фарерские острова, убийство дельфинов

Шок Японцы убивают дельфинов. Политика японии

Люди, зачем вы убиваете дельфинов?

Толковые словари определяют Ум как способности человека к анализу, познаванию нового, умению воспользоваться новыми знаниями, вырабатывать на их основе личную точку зрения, делать выводы и принимать решения.

Ум анализирует происходящие события и разграничивает важное и существенное от второстепенного и несущественного.

Разум человека это категория совсем другого свойства, Он предполагает способность мыслить отвлечённо, абстрактно, не связанно с конкретной жизненной ситуацией, от анализа накопленного опыта перейти к обобщению, и, как следствие, выработке концепций и формул, которые можно будет применять для управления жизнью и окружающей средой.

Направленность ума и разума

Роль человека в социуме, его место и значение, зависят от его умственного развития.

Поэтому ум, как идентификация личности, её сознания, направлен вовне, он передаёт в окружающую среду своё понимание, свою оценку и свою позицию.

Человек, получая внешнюю информацию, с помощью ума анализирует её, определяет своё положение в социуме и находит своё «я», отождествляясь с обществом или не соответствуя ему. В этом и проявляется так называемое «эго», как принцип самосознания и самовыражения.

Разум действует на другой частоте, идёт из глубин Души. Он не только сопоставляет, сравнивает, обрабатывает информацию, но и способен охватить как всю картину в целом, так и роли отдельных личностей. Он не отождествляет себя с увиденным и услышанным, он воспринимает отстранённо, как бы глядя сверху. Такое постижение ситуации называют ещё осознанием.

Давайте попытаемся и мы дать определения этим двум субстанциям:

  • Разум – это духовная составляющая человека, включающая наивысшею степень мышления, он функционирует на более высокой энергетической частоте в отличии от сознания (ума).
  • Ум – это инструмент сознания (со+знание т.е. сопутствующие знания). Ум человеку необходим, чтобы принимать, исследовать и анализировать информацию.

Сила разума в человеке заключается в способности к творчеству, которая всегда давала жизнь новым изобретениям в области технологий, техники и т.д.

Задачи человеческого ума и разума

Ум незаменим в подробной, конкретной работе. Расчленить целое на части, разобрать и понять каждую из них, проанализировать и опираясь на прежний опыт вынести умозаключения.

Иногда, занимаясь такой углублённой работой, ум, зацикливаясь на этом процессе, взращивает непомерное эго, и желает контролировать всё и вся. При этом он не обладает способностью к глобальным выводам, охватить всю проблему целиком. Поэтому застревает в отдельных фрагментах, которые сам для своего же удобства и вычленил из целого. И, поскольку делать обобщения не способен, то в оценке ситуации всё время возвращается к прошлому, чаще всего печальному опыту. И все страхи, и опасения, выработанные в прошлом, закрепляются ещё раз.

Ум-эго держит человека в раз и навсегда выработанных понятиях, навязывая своё мнение и создавая ощущение собственного превосходства, а по сути гордыни, не давая человеку развиваться, и искать другие, более позитивные решения.

И когда человек способен вырваться из ограничений ума, повышать свои вибрации, подниматься от практического решения ситуации к обобщениям, контролировать свои мысли и направлять их в другую, пока неизвестную и поначалу пугающую сторону, то ему открывается дверь, ведущая к Разуму, который не руководит, не навязывает свою точку зрения, не оценивает, не призывает к прежнему опыту. Он − часть Сущности, существующей объективно.

Разуму не нужно делить на части, чтобы понять целое, не нужен предыдущий опыт . Он открыт для получения энергии и знания от Сущности и находясь в одном вибрационном поле с ищущим человеком, предстаёт, как осознание.

В то время, как ум всегда настаивает на своей правоте, разум ведёт человека в мир непознанного и предоставляет человеку возможность найти и понять своё, новое понимание мира, отличное от того, которое было ему навязано.

Ум всё время направляет человека к достижению какой-то конкретной цели: построить карьеру, достичь богатства, быть первым. Таким образом он доказывает свою нужность и превосходство над другими. Поначалу человеку это кажется правильным путём развития. Ведь всё время в движении, в стремлении к новым вершинам! Но если следующий результат не достигается так же быстро, как предыдущий, появляется страх не достичь, не успеть, выпасть из обоймы, не быть успешным.

Человек находится в замкнутом круге, ставит всё более высокую планку, в силу каких-то причин срывается, истязает себя мыслями о недостижимом, снова пытается. В результате, в погоне за миражами изнуряет себя душевно и физически, счастья в общепринятом понимании так и не достигает, и приходит к душевному кризису.

Но если человек способен остановиться, сделать шаг в сторону и выйти из круга, погрузиться в свой глубокий внутренний мир и посмотреть на него не с позиций общества, в котором живёт, а с точки зрения Вечности, то он может приблизиться к Разуму. И вдруг откроется, что Разум не гонится за впереди бегущим и не стремится к достижению конкретных целей.

Разум человека, как энергия высокой частоты проникает в любую форму и соединяясь с соответствующей ей вибрацией раскрывает её внутреннее содержание. Мы интуитивно и с помощью ощущений и чувств можем приблизиться или даже войти в одно вибрационное поле с Разумом.

И тогда многое становится ясным и понятным. Когда понимаешь, что, живя в обществе и невольно проникаясь его ценностями, можно жить и отдельно от него, без ненужной суеты и борьбы за место под солнцем. Тогда всё происходящее будет течь в спокойном, удобном ритме и ощущение жизни поднимется на другой, более высокий уровень.

Исходя из этого, можно сделать небольшой вывод о двух видах отношений с реальностью

1 . Ум − это инструмент сознания личности, он обращён вовне .

2 . Разум человека ф ункционирует на другой, более высокой энергетической частоте. Он получает необходимую информацию, идущая изнутри, из Души человека.

3 . Разуму, который свободен от предвзятостей, оценок и зацепок за опыт, незачем навязывать свою точку зрения и что-то разделять. Он сливается с энергетикой конкретного обстоятельства и извлекает необходимую информацию, которая называется осознанием.

Что такое разум? Разум (буддхи ) – интеллектуально-волевое начало, которое дает оценку идеям и мыслям. Разумом обладает только человек, у животных – сознание.

Чем знание собаки отличается от знания человека? Тем, что человек знает, что он знает, а собака не знает. Это очень существенная разница, которая является нашей привилегией и позволяет нам быть человеком по-настоящему, то есть меняться и выходить за пределы своей судьбы, создавать новую карму. Это – осознанность или способность оценивать свое знание. Способность посмотреть на себя со стороны и подумать, правильно ли я действую или нет.

Жить здесь и сейчас – значит находиться на уровне разума. Разум является самым высшим и сильным материальным элементом. Это первый элемент творения. Философия йоги, основанная на принципах ведической космологии, объясняет строение микрокосмоса (нашего тела) в сравнении с макрокосмом.

Первое, что появилось из материи, которая изначально находилась в непроявленном состоянии, – это разум, махат или буддхи (санскрит). Затем уже возникло все, что мы видим вокруг себя – грубые элементы тела, солнце, планеты и все остальное.

Русское слово совесть – это синоним слова буддхи или разума. Как проявляется совесть? Неприятным чувством внутри, что я неправильно поступаю, что я что-то не то сделал, не так себя повел, не то сказал. Люди очень часто пытаются задавить в себе это чувство, загнать его поглубже. Подобно совести, разум – неприятное свойство, большая часть людей пытается от него избавиться. Разумному человеку жить гораздо тяжелее, чем неразумному, потому что разум будет все время говорить: «Все неправильно, все не так, ты не делаешь то, что должен делать». Известны слова:

«Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести»

Махатма Ганди

Но на самом деле разум – это наша большая ценность. И самое удивительное, что мы можем сделать – это развить в себе способность пользоваться разумом, который у каждого индивида находится на своем уровне: у кого-то он сильнее, у кого-то слабее, а у кого-то – просто задавлен. Слабый разум не позволяет человеку отличать хорошее от плохого и заставляет его деградировать. Сильный же разум возвышает сознание.

Свойства разума:

  • отличать материю от духа,
  • отличать сознание от материи,
  • отличать хорошее от дурного.

Философия санкхьи объясняет, что одно из качеств человека с сильным разумом – это способность преодолевать препятствия. Согласно санкхье , все йогические, мистические силы и способности, которые развивает человек – это результат сильного, чистого разума. Человек с сильным разумом может преодолеть любое препятствие. Разум – это не способность логически мыслить, это способность доводить вещи до своего сознания, оценивать свои действия, смотреть на себя со стороны и отличать хорошее от плохого.

Человек инстинктивно понимает, что является добром, а что злом.

«Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас»

Иммануил Кант

И этот нравственный закон – не что иное, как совесть. Сильный разум подсказывает, как нужно действовать, даже если уму это не нравится.

Ментальный желудок

Разум – в высшей степени важная функция нашего сознания, так как он позволяет правильно переварить полученный опыт. Тут можно провести аналогию с огнем пищеварения. Согласно древней науке Аюрведе, если огонь пищеварения плохой, пища не переварится, она превратится в яд и будет отравлять человека, вызывая болезни. У такого человека не будет энергии и сил. Точно так же и слабый разум не может переварить опыт, который человек получает, соприкасаясь с этим миром.

Непереваренный жизненный опыт превращается в ментальный яд, который порождает болезни на уровне ума и переходит на физический, соматический уровень.
Например, обиды являются следствием непереваренного разумом опыта. Наша судьба, Бог, провидение дали нам неприятный опыт в жизни. Мы этот опыт заслужили. Мы сами что-то такое раньше делали и теперь получили результат этих действий. Нам нужно взять этот опыт, переварить, извлечь из него урок, перевести в усвоенную форму и сделать своим достоянием, своим богатством. Если мы не можем переварить этот опыт, он превращается в ментальный яд. Этот яд разрушает нас изнутри, он превращается в депрессию, злость, негативизм, постоянную умственную боль, которую человек изливает на окружающих. Люди со слабым разумом, прожившие долгую жизнь, превращаются в невозможных существ, в источник постоянного негатива. Причина этого проста – у них не хватило разума, чтобы переварить свой жизненный опыт. И наоборот, люди с сильным разумом, пережившие, переварившие этот опыт, принявшие его, превращают его в какие-то замечательные качества. С такими людьми приятно общаться.

Мы должны развивать в себе разум, эту способность переваривать, понимать свой жизненный опыт.

Разум и карма

Что происходит с нашей кармой , когда мы включаем разум? Для этого нужно понять, как в нашей повседневной жизни эта карма проявляется. В виде каких самых распространенных вещей?

То, с чем мы сталкиваемся каждый день – это проявление нашей кармы . Это различные мысли и желания, которые у нас возникают.


Периодически мы становимся жертвами этих желаний. Они захватывают наше сознание, и мы делаем что-то, чего делать не следует. Это и есть карма . Это очень сильные самскары или ментальные отпечатки с очень сильной энергией, которые всплывают на поверхность нашего сознания в определенный момент под действием различных планет. Время приходит, и неведомая сила внутри нас становится совершенно неуправляемой, с ней практически невозможно справиться. Вожделение, гнев, другие чувства и эмоции обретают невероятную силу. Практически каждый человек рано или поздно с этим неизбежно сталкивается.

Что же делать в такой ситуации? Ответ состоит в том, чтобы в этот момент не отключать свой разум, даже когда эта сила захлестывает нас, и мы понимаем, что не можем ей сопротивляться.

Это простая формула перемен – даже если карма нас настигла, нужно приложить усилия и остаться на платформе разума.

Потому что обычно в такие моменты разум пытается ретироваться. Но очень важно осознанно пройти через этот опыт, вызванный бессознательной или подсознательной силой.

Секретный тумблер

В тот момент, когда мы, движимые мощной бессознательной силой, совершаем различные поступки, нужно посмотреть на себя со стороны и постараться улыбнуться. Если оценить происходящее сознательно, глядя на себя чуть-чуть со стороны, и просто наблюдать за тем, что происходит, то впечатления от ситуации не оставят глубокие отпечатки в памяти и не усилят то самое качество, которое эту ситуацию вызвало. В конце концов, можно будет постепенно получить власть над обстоятельствами и перестать быть послушной игрушкой в руках каких-либо качеств (или гун). Тогда мы получим осознанный опыт.


Присутствие сознания позволяет выйти из-под влияния бессознательного. На этом основывается большинство психотерапевтических методик. Когда проблема становится осознанной, разум начинает ее переваривать и помещает туда, куда нужно.

За пределами бури страстей

«Все то, что мы не доводим до нашего сознания, входит в нашу жизнь, как судьба»

Карл Юнг

Для начала нужно понять, что у меня есть то или иное плохое качество. Например, жадность или лень. А затем – посмотреть на себя со стороны и подумать: «Надо же, какой нехороший, какой лентяй и жадина». Увидев качество в себе, мы почувствуем, что оно стало слабее. Если скажем: «Ну вот такой уж я есть», – то и останемся такими же. Первый шаг к изменениям – признание в себе тех или иных недостатков. Мы доведем до своего сознания мысль, что это – абсолютно иррациональная, ненужная вещь, которая не принесла нам ничего хорошего. Ведь на самом деле жадные и ленивые люди несчастны, а счастливы те, кто хочет служить, дарить, делиться, отдавать. Щедрых людей, которые всем помогают, любят, а жадных и ленивых не любит никто.

Избавиться от негативных качеств не трудно. Нужно лишь постоянно переносить их в сферу сознательного, и в какой-то момент можно будет почувствовать, как они ушли, одно за другим.

Очень важно найти точку беспристрастности, из которой мы будем всегда наблюдать за собой со стороны. Так называемый «глаз циклона» – точку спокойствия в центре разрушительной бури.

Это и есть разум – способность находиться за пределами вихрей в нашем сознании.

Эта способность в высшей степени важная вещь, которая поможет нам перейти на более глубокий уровень. Чтобы разум был ясный, чтобы всегда находился в этой позиции, нужно постоянно работать над ним, укреплять его.


Самый лучший способ укрепления разума – соприкосновение с разумом Высшим, со священными писаниями, являющимися творением этого Высшего разума, в которых очень ясно изложен Его закон. Тот закон, который уже заложен и в нашем разуме. Мы читаем священную книгу, и вдруг у нас возникает чувство, что мы это всегда знали. Потому что у нас есть этот разум, есть критерии добра и зла, понимание, что хорошо, а что плохо, но из-за нашей кармы, из-за наших прошлых поступков все это стало нечетким, затененным бесчисленными самскарами , негативным опытом. И для того, чтобы расчистить эти кармические завалы и погрузиться в состояние «здесь и сейчас», то есть в состояние осознанности, очень важно постоянно находиться в соприкосновении с Высшим разумом в виде книг и в виде людей, которые живут в соответствии с высшими принципами и ценностями.

Нечто в нас, ведущее нас по это­му пути, побуждает за пределы нашей субъективности, притяги­вает к объекту, не будучи само чем-то осязаемым, то, посредством которого мы, собственно говоря, и живем в философском понима­нии, называется разумом.

Разум никогда не бывает без рассудка, но бесконечно превосходит рассудок. В философскую веру разум входит как необходимый момент. Любое чувство истины раскры­вается лишь тогда в чистом виде, когда оно очищено в движении разума.

Нам представляется...

Если попросить нас назвать самые великие достижения человеческого разума, то мы можем подумать о Пирамиде Хеопса, космических кораблях, мосте Харбор в Сиднее. Это действительно великие достижения. Но не самые великие. Сложная машина все-таки в состоянии разработать и построить любое из этих достижений, потому что разработка и постройка требует наличие логики и настойчивости, что у предполагаемой машины есть в достатке.

На самом деле, существует достижение настолько удивительное, что никакая...

Я свой мозг тоже не чувствую. За последние несколько лет у меня появилось неприятное ощущение, что кто-то - или что-то - переделывает мой мозг, перестраивать его нейронные сети, перепрограммирует память. Мой мозг не умирает - насколько я могу судить об этом - но он меняется.

Я мыслю уже не так, как раньше. Сильнее всего это ощущается при чтении. Когда-то мне было нетрудно погрузиться в книгу или длинную статью. Повествование или рассуждения захватывали мой ум, и я проводил долгие часы...

В XVII веке Рене Декарт основывал свое видение природы на фундаментальном различении между двумя независимыми и отдельными сферами - сферой разума, «вещи мыслящей» (res cogitans), и сферой материи, «вещи протяженной» (res extensa).

Такой концептуальный разрыв между разумом и материей более трехсот лет был общим местом западной науки и философии.

Следуя Декарту, ученые и философы продолжали считать разум некоей непостижимой сущностью и не могли представить себе, каким образом эта «мыслящая...

Человеческие слабости - то, что расходится с представлением человека о должном, но его же усилиями присутствует в его жизни. Это - мягкое, политкорректное название название наших или чужих вредных привычек.

Женщины к своим слабостям относятся скорее к пониманием, считают потакание своим слабостям проявлением любви к себе.

"Шопинг, тирамису и поболтать - это же приятно?" Другой вариант - попереживать и заняться самоедством.

Мужчины любят бороться и преодолевать, поэтому и своими...

Разум - это способность давать краткие и точные ответы.

Данная версия не нова, но только в процессе развития вычислительной техники и создания искусственного разума выявились моменты, которые по существу отличают разум.

Разумность часто ассоциируют с логичностью, рациональностью, практичностью. Однако рациональным и разумным можно назвать многое: кристалл, дерево, красивое здание. Так что разум - это еще не часть всего разумного.

Разум часто связывают с самосознанием. Однако что такое...

Человеческий мозг - самая сложная, непознанная, и творчески одаренная система познания мира. Исследованиями деятельности этой не познанной системы занимаются биологи, нейрофизиологи, психологи. Иногда от них мы узнаем крайне интересные факты.

1 факт: Наша краткосрочная память может запоминать одновременно только семь объектов. Именно по этой причине большинство телефоном состоят из 7 цифр. Впрочем, можно натренировать человека обрабатывать большее количество предметов, если научить его...

Человеческое лицо сжимается в процессе эволюции, считают антропологи из университета Огайо, выводы которых опубликовала The Sunday Times.

10 тысяч лет назад, по их мнению, лицо было больше на треть - об этом свидетельствуют многочисленные черепа и их фрагменты, параметры которых подвергли статистической обработке.

Самые серьезные изменения коснулись устройства челюстей и зубов. Ученые связывают это с возникновением земледелия и частичным отказом от сырого мяса, поскольку человеку больше не...

сфера сознания, ориентированная на конструирование мира идеальных объектов (мира должного) для любых сфер человеческой деятельности. Одним из оснований деятельности разума выступают результаты рассудочной сферы сознания. В области мировоззрения одной из имманентных форм деятельности разума выступает философия. (См. сознание, рассудок, познание, творчество).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Разум

(Reason). Так называют способность человеческого интеллекта выполнять упорядоченную умственную деятельность, напр. связывать между собой идеи, производить умозаключения путем индукции и дедукции или выносить ценностные суждения. Библия признает существование могучего человеческого разума. Напр., в Ис 1:18 Бог прямо взывает к человеческому разуму, и этот зов слышен во всем Св. Писании. Тем не менее природа разума ясно не описывается. Поэтому в систематической теологии существовало множество точек зрения на способности разума, в частности в соотнесении со способностью веры.

История. В истории Церкви немногие теологи поддерживали чистый рационализм, т.е. идею о том, что один разум без помощи веры может постичь всю христианскую истину. Этот подход (напр., социнианство, деизм, гегельянство) неизменно приводил к возникновению соответствующих ересей.

Борьба против возможных злоупотреблений разумом привела к тому, что многие христианские мыслители принижали разум (особенно его использование в той или иной философской системе). Напр., Тертуллиан задавал знаменитый вопрос: "Что общего у Афин с Иерусалимом? " и провозглашал веру в абсурдное. Мартин Лютер называл разум "блудницей" и настаивал на том, что Евангелие противоречит разуму. Б. Паскаль был убежден, что вера не может быть основана исключительно на рациональных принципах. И наконец, С. Кьеркегор выступал против гегелевской системы и призывал принимать решение, не основанное на логических выводах. Чтобы понять этих явных антирационалистов, необходимо сознавать, что в их подходе не было ничего иррационального; их произведения носят связный и аналитический характер. Но все они проводили отчетливую грань между разумом и религиозной верой.

Многие известные писатели использовали платоновскую терминологию в христианской теологии и утверждали, что вера предшествует разуму. "Верую, чтобы понимать" эти слова приписывают Августину. Позднее их повторил Ансельм Кентерберийский. По этой теории, разум действенен лишь в той мере, в какой он подчинен предшествующей ему христианской вере. Тут мы сталкиваемся с парадоксом: когда человек принял решение идти по пути веры, сила разума оказывается почти неограниченной. Напр., Ансельм предложил онтологическое доказательство бытия Божьего, и, хотя оно изложено в форме молитвы, оно во многом выводится только из понятий разума. В трактате "Почему Бог вочеловечился? " Ансельм выводит необходимость воплощения и искупления. В этом смысле такие апологеты, как К. Ван Тиль и Г. Кларк, могут считаться современными последователями платоновского рационализма.

Фома Аквинский и его ученики пытались сохранить тонкое равновесие между верой и разумом. Они рассматривали разум как путь христианского познания, но вовсе не считали его всесильным. Разумом открыты некрые истины, напр., существование Бога и Его благость. Но вместе с тем разуму многое недоступно он не может постичь Троицу, воплощение или необходимость искупления. Эти вещи познаются лишь верой. Далее, разум не обладает исключительной властью над своими владениями. Все, что ему подвластно, может быть познано верой. Большинство людей одной лишь верой постигают то, что Бог существует и что Он благ. Более того, Фома Аквинский спорил с Сигером Брабантским, еще одним аристотеликом, развивавшим теорию двойной истины, утверждая, что разум, если его правильно использовать, не должен приходить к заключениям, крые противоречат вере.

Заключение. Итак, мы видим, что в христианской мысли существует множество мнений о природе разума. Несмотря на это разнообразие, можно еделать некрые заключения, крые имеют силу для всей консервативной христианской теологии.

(1) Человеческий разум соответствует определенным задачам и решает их. Это относится к верующим и неверующим. Во всех сферах жизни, независимо от того, формализованы в них процессы рассуждения или нет, человек обретает знания благодаря своей способности рассуждать. Простейший пример подведение баланса в чековой книжке или изучение карты дорог. Наука и техника более сложные проявления разума.

(2)Человеческий разум конечен. Есть несколько задач, с крыми разум не справляется в силу его ограниченности. Наш ум не похож на всеведущий Божий разум. Ограничения относятся не только к разуму отдельного человека, но и к человеческому разумению в целом. Поэтому разум не может вместить христианскую истину во всей ее полноте. Самый яркий пример тому неспособность человеческого разума познать природу Троицы.

(3) Человеческий разум помрачен грехом. Св. Писание открывает, как грех повредил человеческие умы (Рим 1:2023). Вследствие этоголюди впали в идолопоклонство и безнравственность.

(4) Процесс спасения предполагает участие разума, но не завершается им. Признание того, что человек обречен на вечную гибель и нуждается в единственном источнике спасения т.е. в Христе, относится к сфере разума. Но достичь спасения можно лишь тогда, когда человек прилагает к этому волю и верует во Христа. Так, в противоположность идее гностиков, искупление совершается не только умственной деятельностью.

(5) Одна из целей христианской жизни обновление ума (Рим 12:2). Поэтому по мере возрастания веры в Христа ум все больше покоряется Духу Божьему. В результате воздействие греха на разум устраняется и мыслительные процессы оказываются все более тесно связанными с Иисусом Христом в познании Божьей истины и моральном восприятии.

РАЗУМ - философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку. Различение Р. и рассудка как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то Р. направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного. Выделение Р. как более высокой по сравнению с рассудком ступени познания четко осуществлялось в философии Возрождения у Николая Кузанского и Дж. Бруно, будучи связываемо со способностью Р. постигать единство противоположностей, которые разводит рассудок. Наиболее детальную разработку представление о двух уровнях мыслительной деятельности в понятиях Р. и рассудка получает в немецкой классической философии - в первую очередь, у Канта и Гегеля. Согласно Канту, всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в Р. В отличие от «конечного» рассудка, ограниченного в своих познавательных возможностях чувственно данным материалом, на который накладываются априорные формы рассудка, мышлению на его высшей стадии Р. свойственно стремление к выходу за пределы «конечного» опыта, заданного возможностями чувственного созерцания, к поиску безусловных оснований познания, к постижению абсолютного. Стремление к этой цели необходимо заложено, по Канту, в самой сущности мышления; однако ее реальное достижение невозможно, и, пытаясь все-таки достичь ее, Р. впадает в неразрешимые противоречия - антиномии. Р., согласно Канту, может, таким образом, выполнять только регулятивную функцию поиска недостижимых предельных оснований познания, попытки реализации которой демонстрируют принципиальную ограниченность познания сферой «явлений» и недоступность для него «вещей в себе». «Конститутивная» же, по терминологии Канта, функция реального познания в пределах «конечного» опыта остается за рассудком. Кант, таким образом, не просто констатирует наличие Р. как некоторой познавательной установки - он осуществляет критическую рефлексию по отношению к этой установке. «Вещь в себе» можно помыслить, но ее нельзя познать в том смысле, какой вкладывает в это понятие Кант, для которого идеалом теоретического познания выступают концептуальные конструкции математики и точного естествознания. Смысл этого учения Канта о неосуществимости претензий на постижение «вещей в себе» зачастую сводился к агностицизму, рассматриваемому как неоправданное принижение познавательных способностей человека. Между тем Кант отнюдь не отрицал возможности неограниченного освоения все новых слоев реальности в практической и теоретической деятельности человека. Однако он исходит из того, что такое прогрессирующее освоение всегда происходит в рамках опыта, т.е. взаимодействия человека с объемлющим его миром, которое всегда имеет «конечный» характер и, по определению, не может исчерпать реальность этого мира. Поэтому теоретическое сознание человека не в состоянии занять некую абсолютную позицию «вненаходимости» по отношению к реальности объемлющего человека мира, в принципе превышающего возможности любой попытки его рационального, объективирующего моделирования, как это происходит в артикулируемых и тем самым контролируемых сознанием понятийных конструкциях математики и точного естествознания. Кантовский агностицизм в отношении Р. несет в себе очень мощную антидогматическую направленность против всяких попыток построения законченной в своих исходных предпосылках и основаниях, «закрытой» теоретической картины реальности мира в целом, каким бы конкретным содержанием эта картина ни наполнялась. Продолжая традицию различения Р. и рассудка, Г е г е л ь существенно пересматривает оценку Р. Если Кант, по мнению Гегеля, преимущественно «философ рассудка», то у Гегеля понятие Р. становится важнейшим компонентом его системы. Гегель исходит из того, что следует преодолеть кантовское представление об ограничении позитивных функций познания рамками рассудка как «конечного» мышления. В отличие от Канта, Гегель считает, что, именно достигая стадии Р., мышление в полной мере реализует свои конструктивные способности, выступая как свободная, не связанная какими-либо внешними ограничениями спонтанная активность духа. Пределы мышления, по Гегелю, не вне мышления, т.е. в опыте, созерцании, в преднайденности объекта, а внутри мышления - в его недостаточной активности. Подход к мышлению как лишь формальной деятельности по систематизации данного извне материала, свойственный рассудку, преодолевается, с точки зрения Гегеля, на стадии Р., когда мышление делает своим предметом свои собственные формы и, преодолевая их узость, абстрактность, односторонность, вырабатывает свое собственное имманентное мышлению идеальное содержание - «идеализированный предмет». Тем самым оно формирует то «разумное», или «конкретное понятие», которое, по Гегелю, следует четко отличать от рассудочных определений мысли, выражающих лишь абстрактную всеобщность (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). Внутренним стимулом работы Р. для Гегеля выступает диалектика познания, заключающаяся в обнаружении абстрактности и конечности преднайденных определений мысли, что проявляется в их противоречивости. Разумность мышления выражается в его способности снять эту противоречивость на более высоком уровне содержания, в котором, в свою очередь, тоже обнаруживаются внутренние противоречия, являющиеся источником дальнейшего развития. Итак, если Кант ограничивает конститутивную функцию мышления рассудком как деятельностью в рамках некой заданной системы координат познания, т.е. «закрытой» рациональностью, то Гегель сделал своим предметом рассмотрения «открытую» рациональность, способную к творчески конструктивному развитию своих исходных предпосылок в процессе напряженной самокритичной рефлексии. Однако трактовка такой «открытой рациональности» в рамках гегелевской концепции Р. имела ряд существенных пороков. Гегель в противоположность Канту полагает, что Р. способен достичь абсолютного знания, тогда как действительное развитие исходных предпосылок «парадигм», «исследовательских программ», «картин мира» и пр. не приводит к их превращению в некую всеобъемлющую «монологику»; они не перестают быть относительными познавательными моделями реальности, в принципе допускающими иные способы ее постижения, с которыми следует вступать в отношения диалога. Совершенствование и развитие исходных теоретических предпосылок осуществляется не в замкнутом пространстве спекулятивного мышления, а предполагает обращение к опыту, взаимодействие с эмпирическим знанием; оно не является неким квазиестественным процессом саморазвития понятия, а представляет собой результат реальной деятельности субъектов познания и предполагает многовариантность действий, критический анализ различных проблемных ситуаций и т.п. В целом же типологию Р. и рассудка никак нельзя оценивать как некий анахронизм, имеющий значение только для истории философии. Реальный конструктивный смысл данного различения может быть раскрыт с позиций современной эпистемологии и методологии науки, в частности в связи с разработкой понятий «открытой» и «закрытой» рациональности в рамках концепции современной неклассической метарациональности. B.C. Швырев

Отличное определение

Неполное определение ↓