Как устроены детские садики за границей: рассказы мам из восьми стран мира. Особенности дошкольного образования разных стран мира

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенных и эффективных дошкольных систем образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования для своих детей. Именно поэтому дошкольное образование за рубежом подчеркивает необходимость создания оптимальных условий для того, чтобы каждый ребенок мог уже с детства раскрыть потенциал и определить те направления, в которых он может достичь наибольших успехов.

Главные особенности дошкольных образовательных систем мира

Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей. Наибольший педагогический потенциал имеется в ДОУ стран с богатой историей и традициями. Проанализируем несколько стран и систем дошкольного образования в них:


Отметим, что в большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы, которые делают образование отличным друг от друга (например, возрастные границы дошкольного возраста), однако главный принцип сохраняется во всех странах — предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для психического и физического развития.

Популярные страны с детскими садами

Какое дошкольное воспитание за рубежом самое популярное? Как правило, при выборе дошкольных учреждений родители руководствуются принципом дальнейшего закрепления ребенка в стране и продолжение его обучения в школах и вузах. Иначе говоря, родители выбирают систему образования определенного государства, а первым шагом и являются учреждения дошкольного образования.

Таким образом, наиболее популярными странами являются США, Великобритания, ряд европейских стран и, при необходимости, развитые страны Азии — Китай или Япония. Если родители хотят, чтобы ребенок недорого проходил обучение в европейских ДОУ и при этом имел возможность регулярно отдыхать на море, их выбором может стать дошкольное образование в Болгарии (одно из наиболее дешевых по Европе), или же дошкольное образование в Португалии.

Часто родители делают выбор в пользу дошкольного образования в Турции, поскольку учебно-воспитательная программа мало чем отличается от европейских стран. Особое внимание уделяется музыки, чтению и грамоте, дети постоянно ходят в театры, кино, а воспитатели и педагоги часто проводят тематические занятия и костюмированные мероприятия. В Турции нет общеобязательных программ обучения по определенным предметам.

В качестве альтернативы предыдущему варианту, родители часто выбирают дошкольное образование в Израиле. Система воспитания детей основывается на определении границ дозволенного и создании приятной, дружеской и теплой атмосферы, в которой проходит обучение и развитие ребенка. Основа воспитания — взаимоуважение и понимание, поэтому в детских садах нет наказаний.

Преимущества и сложности обучения детей за рубежом

Преимуществ у современного дошкольного образования за рубежом множество. Среди наиболее весомых можно выделить:

  • Адаптация ребенка к иностранной культуре. Впоследствии, если ребенок будет продолжать обучение в стране, не потребуется много времени для его ассимиляции.
  • Возможность легкого поступления в школу. Ребенок уже отлично будет знать иностранный язык и будет полностью ознакомлен с начальной программой обучения в зарубежной школе.
  • Возможность ознакомиться с культурой и бытом другой страны. Сюда же можно отнести возможность путешествовать по стране.
  • Стоимость обучения. Она во всех случаях меньше, чем обучение в отечественных ДОУ. Так, в Швеции малоимущие семьи могут не платить за обучение ребенка в детском саду, обучение в Израиле стоит около 75 шекелей в месяц (чуть больше тысячи рублей), государственное дошкольное образование Греции полностью бесплатное, а в Латвии стоимость обучения составляет около 200 лат (около 8 тысяч рублей в месяц).
  • Возраст обучения. Практически во всех странах мира установлены одинаковые возрастные рамки — дети могут начинать ходить в школу с 2.5-3 лет, а выпускаются с детских садов в возрасте 6-7 лет.
  • Возможность бесплатного образования. В ряде европейских стран дошкольное образование полностью бесплатное (например, во Франции, Норвегии, Швеции, Австрии, Болгарии дети бесплатно учатся в детских садах по собственному желанию).

Несмотря на существенные преимущества, у зарубежного дошкольного образования имеются и свои недостатки:

  • Рекомендуется знание зарубежного языка. Это не является существенным недостатком — ребенок будет изучать язык наравне с другими детьми. Однако для базовых коммуникативных навыков и возможности общения с другими людьми рекомендуется наличие хотя бы начального уровня владения языком.
  • В случае, если родители захотят обучать ребенка не в муниципальных и государственных ДОУ, а частных, стоимость может быть высокой — так, в США образование в частных садиках может стоить до 30 тысяч долларов в год. Аналогична ситуация и с другими странами.
  • Возможные адаптивные проблемы. В случае, если ребенок поступает в зарубежный ДОУ в позднем возрасте (6-7 лет), могут возникать коммуникативные проблемы. Данный недостаток легко устраняется специалистами (педагогами и психологами), которые работают в детских садах.

Какие документы нужны детям для обучения за рубежом?

Как правило, в зарубежных странах не требуют такого огромного пакета документов, как в отечественных странах. Мы уже отмечали, что в Германии для обучения в садике вообще не требуются никаких документов, а для обучения во Франции с ребенка и его родителей требуются только самые главные документы — прививочные сертификаты (столбняка и коклюша, а также БЦЖ) и справка из отечественного садика о том, что ребенок уже был на обучении (другими словами, социализирован). В других странах могут потребовать и другие документы, однако чаще всего перечень состоит из этих двух бумаг.

Согласно итальянскому законодательству отпуск по уходу за ребенком рассчитан на маленький срок, поэтому вопрос о детских садах и яслях стоит на первом месте. О том, как итальянские мамы выходят из данной ситуации, расскажет нам Ольга Меролла, переехавшая из Самары в Перуджа три года назад.

Отпуск по уходу за ребенком согласно составляет всего 5 месяцев. Уходить в декрет с работы разрешается за 2 месяца до предположительной даты родов и в течении трех месяцев ухаживать за новорожденным, таким образом сохраняя 90-100 % заработной платы. Также есть возможность продлить отпуск, но при этом сумма выплаты сократиться до 30 %! Именно в связи с этим большинство итальянских родителей предпочитают подыскать подходящие дошкольные заведения с яслями и возвращаться в офис.

Можно выделить два основных типа детских садов. Для самых маленьких, куда принимаются детки возрастом с 3-4 месяцев и до 3-х лет. Ясли открыты в рабочие дни недели, то есть суббота и воскресенье у них, как и у большинства других заведений, выходные, а в июле и августе ясли закрываются на каникулы. День в яслях длиться до 16.30, но если по каким-либо причинам родители не могут забрать своего ребенка так рано, то за отдельную плату воспитатели сада присмотрят за малышом вплоть до прихода его родителей. Выводя ребенка на прогулку, они обязательно присмотрят за ним, за тем, как он одет - в солнечную погоду обязательно оденут ребенку панамку и удобную обувь, а в дождь - курточку. В летнее время деткам могут предложить активные игры на солнышке или в детском бассейне. В такую погоду ребенок обязательно должен быть защищен одеждой и солнцезащитными средствами: панамкой, солнечными очками с защитой от УФ и легкой дышащей одеждой, в которой он не будет перегреваться. Такие товары в широком ассортименте представлены в детском интернет-магазине www.babybanz.ru , который предлагает детские товары от австралийской фирмы-производителя Baby Banz Inc.

Согласно статистике, на сегодняшний день ситуация с яслями в стране довольно таки плачевная. Италия находится на последних местах, по сравнению с другими странами Европы. Такое критическое положение объясняют существующей традицией воспитывать малыша самостоятельно дома, а не с пеленок отдавать его няням или воспитателям в ясли. Хотя многие современные мамы, невзирая на традиции, согласились бы на более свободный распорядок жизни, отдав ребенка в ясли. Также и ребенок приобретает навыки общественной жизни, появляется чувство дружбы.

Что касается центральных районов страны, таких как Умбрия и Тоскана, то там наблюдается самый «лучший» показатель, цифры таковы: на 100 дошколят -33 свободных мест в детских садах. Интересно, что в северных регионах страны ясли посещают большее количество деток, примерно 29%, в то время как в южной части, на Сицилии и в Кампании, всего лишь 2.5 % детей посещают дошкольные заведения.

Такую заметную разницу в показателях обуславливает тот факт, что на юге Италии семейные традиции соблюдаются намного серьезней, чем в других регионах, а также о себе дает знать катастрофическая нехватка свободных мест в существующий детских садах. Уровень безработицы в южных регионах страны также зашкаливает, таким образам большое количество матерей просто вынуждены сидя дома заниматься воспитанием ребенка. Если взять показатели по всей стране, то около 25% детей Италии просто не могут устроиться в детские сады. А, например, на Сицилии такой показатель составляет 42%, за ней следом поспевает Тоскана с цифрой в 33%.

Сложившиеся ситуация вынудила Италию в 2009 году обратиться за опытом к Северной Европе, после чего Италия начала практиковать "семейные детские сады”. Суть такого вида сада такова - группа детей из 3-7 человек в дневное время находится под присмотром частного воспитателя у нее дома, как правило, совместно с ее собственным ребенком. Естественно такие «детские сады» стоят не малую сумму денег, но для большинства работающих мам Италии этот выход является единственным. Такое решения плюс ко всему может решить проблему безработице в стране, каждая мама имеет возможность зарабатывать деньги, сидя у себя дома, играя и занимаясь с чужими детьми.

Но, разумеется, организовать такой «сад» у себя дома не так уж и легко, для этого женщина должна быть сама мамой или иметь педагогическое образование, или же иметь стаж работы в обычном . Перед началом работы «сада», помещение, где планируется организация детского досуга, тщательно продумывается. Оно обязательно должно быть просторным, комфортным и прежде всего безопасным. Средняя оплата такого рода услуг составляет: полдня- 200 евро, за целый день - 400 евро в месяц. Но, к сожалению, таких «частных садов» в Италии очень мало.

Что касается государственных яслей или сада, то средняя стоимость составляет примерно 300 евро. Но стоимость услуг дошкольных заведений в других регионах Италии может составлять другую сумму. Так, например, цена за месяц садика в Риме составляет 146 евро, в Милане- 230, Венеция - 316 и другие.

Следующей ступенькой является «материнская школа», куда ходят дети от 3 и до 6 лет. Данная «школа» может быть как частная, так и государственная, но и тот и другой тип является платным для родителей. Согласно возрасту ребенка определяют в группу, где примерно от 15 до 30 детей. По количеству таких садов стране, Италия занимает лидирующие места в Европе. Около 98% детей Италии посещают детские дошкольные учреждения.

В детских садах введено трехразовое питание - завтрак, полдник и обед. Оплата родителями за питания вносится отдельно от общей платы за сад. Один прием пищи может составлять приблизительно 4-5 евро. Как правило, сады не имеют своей столовой для приготовления пищи, она им доставляется из единой большой столовой, которая готовит на несколько садов. В садах предлагается биодиета, то есть блюда готовятся из овощей без добавок и вредных удобрений. Основой меню является большое количество фруктов, супы, картофельное пюре, рис, а также каждый день легкие салаты из овощей. Естественно, итальянцы не изменяют традиционным макаронам, детям готовят разные блюда из пасты, к примеру с овощами.

Большинство садов предлагают родителям услугу доставки их детей из дома в сад на автобусах принадлежащих дошкольному учреждению. Такая услуга значительно экономит время родителям утром, но вот вечером, всё-таки, родители забирают детей самостоятельно. Плата за услуги автобуса составляет 25-35 евро в месяц.

Вот официально подтвержденный список того, чему обучают в каждом дошкольном учреждении Италии:

Физическая активность;

Я и другие (основы совместного проживания в обществе, мораль);

Расширение словарного запаса ребенка, риторика;

Иностранные языки, самовыражение, креатив;

Знакомство с окружающим миром.

В некоторых садах плюс ко всему включают уроки кулинарии, занятия в бассейне, устраивают театральные спектакли с участием, как детишек, так и профессиональных актеров, в общем, итальянские дети делают всё то, что и наши российские малыши в детских садах. Некоторые сады предлагают следующие занятия: аппликация, лепка, хореография, музыка, рисование, математика, развитие речи, гимнастика, психомоторика, старшим деткам предлагают изучение английского языка и занятия на компьютере.

Зачастую частные детские сады в итальянских городах организуют монахини. Италию можно отнести к очень религиозным странам, поэтому итальянские семьи предпочитают, чтобы их детьми занимались служители церкви. Естественно никто в таких учреждениях не заставляет детей проводить в молитве целые дни, и не оказывает на них религиозного давления, но в стандартный курс занятий включаются и молитвы перед приемом пищи и пение псалмов. Занятия проводятся с очевидным уклоном в историю католицизма, а также праздники проводятся с религиозным уклоном.

В Италии принято, что в первый день пребывания малыша в садике, мама проводит с ним весь деть, с утра и до самого вечера. Такое вовлечение ребенка в устоявшийся распорядок жизни сада называется «инсеременто» и соответствует строгому графику. Например, мама в первый день всегда находится рядом с малышом, во второй день в их общении организовывают 15-минутные паузы, третий день проводится с паузой в 30 минут и так далее. "Инсерименто” в среднем, длится около недели, но в некоторых детских садах этот процесс может быть организован по-другому и занимать больший или меньший период времени.

Цена на детский сад для детей возрастом от 3 до 6 лет высчитывается с учетом общего дохода семьи. Согласно итальянскому законодательству предусмотрено некоторые категории семей, которым положены льготы в оплате. Например, такие льготы могут получать семьи, где оба родителя являются безработными или всего один член семьи работает, а также многодетные семьи.

Ежемесячная плата для таких семей составляет примерно 50-160 евро, в зависимости от годового дохода семьи и региона где она проживает. Средняя сума, выплачиваемая семьями за год, составляет около 970 евро, но следует учитывать, что данные цифры усреднены, то есть в одной группе детского сада можно найти ребенка, родители которого выплачивает 45 евро, а также и такого за которого платят 150 евро в месяц. Разница обусловлена тем, что льготы могут получить не все семьи, обеспеченные семьи ведут оплату за детский сад в соответствии с общими тарифами.

Цены в частных садиках выше государственных, но не намного. Большинство предпочитают водить своего ребенка именно в детские сады частного типа, там и количество детей в группе намного меньше и развивающих занятий больше чем в бюджетных садах. Цена за посещения частного детского сада варьирует от 1000 до 1500 евро в год.

В итоге можно смело сказать, что система дошкольных детских учреждений в городах Италии неплохо развита, родителям предоставляется огромный выбор в этой сфере. Родители могут оформить своих детей в государственный, частный, религиозный, творческий детский садик, обучить его английскому языку или игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, оставить малыша в саду до обеда или вплоть до самого вечера.

Правительство советского типа, контролирующее образовательную политику, опубликовало два справочника: «Записки к методологии» (1953) и «Образовательная работа в дошкольном образовательном институте» (1957). Данные справочники регулировали обязательный эффект дошкольного образования.

В 1971г. была выпущена программа для дошкольного образования, определившая его суть в национальной юрисдикции на два десятилетия. Измененная версия этой программы появилась в 1989 г. В 1990 г. изменение закона 1985 г. «Об образовании» объединило подготовку дошкольных учителей в колледжи, с 1993 г. она проходит на факультетах колледжей.

В 1996 г. правительственный указ объявил главную национальную программу дошкольного образования.

Закон «О дошкольных образовательных институтах» способствовал выделению дошкольного образования в независимый образовательный институт, но вместе с тем оно стало составной частью системы общественного образования.

Министерство образования ответственно за профессиональный надзор над дошкольным образовательным институтом. Содержатели (в основном местные управления) могут следить за эффективностью преподавания в ДОУ через специальные дошкольные институты.

Закон «Об общественном образовании» определил среднее число детей в группах дошкольного образовательного института в 20 чел. Максимальное число детей в одной группе – 25 чел. Два дошкольных учителя работают с группой попеременно, а два часа – совместно. У каждой группы детей своя комната. Одна треть всех дошкольных образовательных институтов имеет отдельные спортивные залы для физических занятий.

Число детских групп в дошкольных учреждениях можно распределить на два типа:

1 тип - институты с 1–3 разновозрастными группами;

2 тип - образовательные учреждения с 4–8 группами детей одного возраста.

Дети с отклонениями могут посещать дошкольные образовательные институты вместе с другими детьми или же специализированные учреждения в зависимости от их отклонений. Большинство таких детей в возрасте от 3 до 7 лет обучаются в совместных группах. Дошкольные образовательные институты, предлагающие совместное образование, должны принять план развития для детей с отклонениями в свою местную образовательную программу. Если среди персонала нет квалифицированного специалиста по работе с детьми-инвалидами, институт может нанимать его со стороны.

Дошкольные образовательные институты, предлагающие адекватные условия, хорошо финансируются для обучения детей-инвалидов.

Часы работы дошкольных образовательных институтов определяются в соответствии с рабочими часами родителей и открыты для детей пять дней в неделю около 10–12 ч ежедневно.

Дошкольное образование бесплатно, родители обязаны платить лишь за обеды своих детей и дополнительные услуги.

Дети, начиная с 5 лет должны принимать участие в сессиях, готовящих их к школьной жизни (4 ч каждый день).

Дети, достигшие 6-ти летнего возраста (до 31 Мая), по закону должны посещать школу. Считается, что они получили достаточную подготовку для начала школы.

Правила дошкольного образовательного института определяют права и обязанности детей. Эти правила составляются директором института и принимаются преподавательским персоналом. Для дошкольного образования характерны:

– забота о детях, удовлетворение их физических нужд;

– облегчение их гармонического и координированного развития;

– облегчение развития физических возможностей;

– защита и улучшение детского здоровья;

– установление привычки здорового образа жизни, умственное и здоровое сохранение;

– установление здоровой и безопасной обстановки, необходимой для роста и развития;

– развитие в детях социальной осознанности и уверенности в себе, поддержка их попыток к самоутверждении.

– удовлетворение социальных нужд детей, приучение их к кооперации и терпимости к различиям;

– развитие использования родного языка и других форм общения;

– поддержка желания говорить;

– разделение и усиление знаний, полученных в процессе обучения;

– развитие умственных способностей: ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, познавательные и творческие способности.

Основной формой занятий в дошкольной жизни является игра, поэтому каждый педагог несет ответственность за создание соответствующей атмосферы в группе, места, времени для некоторых форм игр (подвижные, игры по ролям, на основе некоторых правил, с куклами и др.).

Дополнительными формами работы с детьми выступают:

– цитирование стихов и басен;

– пение, музицирование, игры с элементами пения;

– рисование, оригами;

– мероприятия с элементами работы;

Движение;

Активное изучение мира вокруг нас;

Изучение.

Переход детей из одной группы в другую автоматический, но педагоги остаются прежние, постоянно наблюдают за развитием детей (ведут дневник развития, лист личности). Местная образовательная программа должна определить процедуры оценивания, а также систему отношений с родителями. В Венгрии не существует определенных стандартов для оценивания подготовки детей к школьной жизни. На практике дошкольные учителя пользуются различными способами оценивания детей (в основном предпочитают опрашивать детей по пройденным темам).

Закон «Об общественном образовании» определяет педагогические процедуры с целью специального развития, коррекции, реабилитации, терапии для детей с отклонениями. Данная работа проводится в специальных группах, имеющихся в дошкольных учреждениях. Родители должны быть в курсе процесса воспитания ребенка, поэтому им предоставляются консультации.

Ольга Боднар

Сюда ваш ребенок, определенно, захочет возвращаться! Эти садики просто не могут не восхищать – кажется, что над их дизайном трудилась команда эльфов во главе с феей Динь-Динь. Встречайте топ-10 самых креативных детских садиков в мире!

Ольга Боднар, главный редактор

Не знаю как вы, но я четко помню свое детство, когда, ужасть, как не хотела ходить в садик! Почему? Да по нескольким причинам: первое, невкусная еда (как вспомню ту манную кашу, живописно уложенную в тарелку сухенькими слипшимися комочками, так и вздрогну), второе, сырость, страшные стены, старая мебель, неинтересные игрушки (в основном, игрались мы тем, что приносили из дому), третье, злюка-воспитательница (вот истинная причина, почему у меня «нелады» с математикой, которую она нам и преподавала), которая только и делала, что орала, если ты не мог правильно нарисовать палочки-крестики или посчитать цветочки. В общем, это самые основные причины, а их, ого, могу насчитать, наверное, до 50 пунктов!))

С тех времен все изменилось, но государственные садики почему-то так и не радуют своими условиями и дети, увы, как и мы, не хотят в них ходить (не говорю за всех, но большинство точно). А думали ли вы, каким должен быть садик, чтобы кроха бежал туда впереди вас? Чтобы собирался с удовольствием, чтобы и ел, и спал, и гулял там, чтобы и друзья были, и учеба получалась на «ура!», чтобы… словом, чтобы все было идеально? Думаете, таких не существует? А вот и нет! Я посерчила в сети и нашла не менее 30 таких учреждений, из которых выбрала великолепную 10-ку. Enjoy!

Садик Sjötorget Kindergarten, Стокгольм (Швеция)

Спроектированный авторитетным бюро Rotstein Arkitekter, этот садик расположен на нижнем этаже новостроя в престижном районе Стокгольма. Игривый дизайн, по задумке создателей, помогает раскрывать в детях таланты, развивать креативность и способствовать дружелюбной и уютной атмосфере. Вход в садик расположен по центру здания, в помещениях много окон - разного формата и размера, что обеспечивает обилие естественного света и, конечно же, ласковых солнечных лучей. Кстати, не зря ведь шведы это придумали: известно, что солнышко в этой северной стране - редкий гость, поэтому каждое его появление - настоящий праздник для детворы. Большое количество окон, как раз, и гарантирует, что дети не пропустят его, обедая или занимаясь с воспитателями в классах.

Детский сад Sjötorget Kindergarten оформлен в самых позитивных цветах, которые, считают в Rotstein Arkitekter, поднимают настроение, оказывают благотворное влияние на детскую психику, улучшают процесс обучения и даже способствуют более здоровому сну. Только посмотрите: зеленый, желтый, розовый, много белого пространства - без улыбки смотреть на этот интерьер просто невозможно! А для того, чтобы детвора могла здесь весело проводить время, дизайнеры придумали оригинальные застекленные ниши, в которых можно читать книги, играть в прятки или просто общаться с друзьями, а также множество массивных лестниц и ступенек, по которым можно бегать туда-сюда хоть целый день. Совершенно безопасно. Здесь все мягко и нет острых углов.

Садик от Eva Samuel Architec, Париж

В строгом урбанистическом квартале Olympiades этот чудесный детский садик выглядит, словно яркая игрушка или конфетка в праздничной обертке, среди неприступных бетонных блоков и стеклянных башен. Построенный в 1960ых, этот сад был реконструирован бюро Eva Samuel Architec, которые и превратили его в настоящую детскую мечту! Помимо приятного дизайна, перед командой архитекторов стояла задача сделать сад компактным и при этом поместить в него бассейн, боулинг, а также создать уютные комнаты с естественным освещением, столовую, игровые залы и классы для занятий. И это удалось им на 5 с большими плюсами. В создании интерьера были максимально использованы натуральные материалы - например, дерево, которым устелили пол, частично стены и потолки. Малиновый цвет выступает ярким акцентом и в сочетании с древесиной создает теплую и уютную атмосферу.

Детский сад Barbapapà, Виньола, Италия

Проект садика разработан архитектурным и дизайн-бюро ccd studio, выигравшим городской тендер на постройку в 2006 году. Сам садик был построен в 2009-ом и рассчитан на 4 класса и 60 детей в целом. Здание расположено на границе городской застройки, в живописной местности на холме, неподалеку от исторического центра Виньолы. Приветливые зеленые лужайки внутреннего дворика гостеприимно принимают дошколят и позволяют наслаждаться игрой на свежем воздухе. Мансардные окна во всех помещениях спроектированы так, чтобы солнечный свет попадал в комнаты в разное время дня, и детки всегда улыбались его ласковым лучам. Крыша садика оснащена солнечными панелями, которые обеспечивают электричеством все здание, а специальные резервуары, собирающие дождевую воду, позволяют очищать и задействовать ее в хозяйстве. Помимо этого, садик имеет свой просторный стадион для активного времяпровождения, спортивных игр и соревнований.

Детский сад Kensington International Kindergarten, Бангкок, Таиланд

А этот чудесный садик находится в Бангкоке, столице Таиланда, и представляет собой безупречное сочетание игрового пространства и архитектурного минимализма. Разработанный бюро Plan Architect, сад создан таким образом, чтобы максимально развивать детское воображение и творческие способности: прозрачные стены, кривые, изогнутые стекла, выполняющие функцию тонких перегородок между детскими комнатами и улицей, отсутствие каких-либо острых углов - все это также позволяет деткам любоваться природой, которая здесь отличается особой экзотичностью. Обратите внимание на продуманный до мелочей экстерьер: помимо лужаек, игрушек и зон отдыха, здесь также имеется и разграниченная проезжая часть, где киндеры смело могут гонять на мобилях или велосипедах.

Садик Design Kindergarten, Вонслид, Дания

Ультрасовременный садик Design Kindergarten, спроектированный бюро CEBRA таким образом, чтобы дети, находясь в нем каждый день, с любопытством изучали здание и помещения, развивая, таким образом, пытливость ума и творческий потенциал. Что интересно, родители принимали активное участие в проектировании садика, предлагая свои креативные идеи, некоторые из которых CEBRA взяли на вооружение и воплотили в этом проекте. Исходя из философии разработчиков, садик должен учить детей уже только своим экстерьером и интерьером: процесс развития и обучения должен быть непрерывным:

«Использование здания должно быть полезно для детского ума и потому мы намеренно избегали шаблонов и клише в реализации проекта садика. Дети должны понимать, что дом не должен выглядеть так, как они себе привыкли его представлять: с треугольной крышей, прямоугольной дверью и квадратными окнами. Мы ломаем шаблоны! Учим детей мыслить креативно, нестандартно! Наше здание имеет зубчатую крышу, в нем нет углов, практически все стены здесь плавные. Садик - прямое доказательство того, что любой дом может быть таким, каким вы себе его представите. Стоит только включить фантазию», - поясняют в CEBRA.

Детский сад COBY Kindergarten, Токио, Япония

Спроектированный модным японским бюро Tsushima Design Studio, садик COBY Kindergarten сочетает в себе современный дизайн, минимализм и компактность, а также многофункциональность с акцентом на экстерьер, который дизайнеры оформили таким образом, чтобы дети с удовольствием и пользой проводили время на улице (чего только стоит роскошный садик, окружающий COBY Kindergarten!). Внутри детского сада все пространства тесно взаимосвязаны и открыты: детишки могут наблюдать за тем, как готовится их обед или ужин даже со второго этажа, где находятся учебные помещения.

Детский сад в Терентен, Италия

Трудно себе представить более живописную местность для детского садика, чем горную деревешку Терентен в Южном Тироле в Италии! Этот регион является приграничной зоной, территорией, разделяющей три культуры, что визуально отобразилось и в здании садика. По задумке архитекторов из feld72, сад сочетает в себе современную многофункциональность, модный дизайн и некоторые традиционные мотивы (использование натуральных материалов, отделка и внутренние элементы), которые безупречно интегрируются во впечатляющий горный лендскейп. Садик построен на месте бывшего поля для гольфа, расположен возле начальной школы, что визуально составляет из них органичный архитектурный ансамбль. Комплекс оборудован современным спортзалом, где с детьми занимаются разными видами фитнесами - например, танцами и йогой. Много пространства для активных игр, kid-friendly теплый дизайн с яркими салатовыми элементами, солнечный свет, креативные ниши и лестницы, окна и ступени, террасы и дворики, оборудованные по последнему слову техники учебные комнаты - все это делает садик действительно таким, куда наши дети ходили бы с большим удовольствием!

Детский сад 8Units, Велес-Рубио, Испания

Целью этого проекта является развитие психомоторных навыков, а также психическое и социального развитие каждого ребенка, занимающегося в садике 8Units. По задумке дизайн-бюро LosdelDesierto, детский сад должен стать для малышей вторым домом. Руководствуясь этим, команда бюро создала яркий и компактный, максимально комфортный для детей одноэтажный ДОМ с большими окнами, покатой крышей, круглыми окнами-иллюминаторами с разноцветными стеклами и самым креативным интерьером, в котором дети чувствуют себя, словно рыбки в воде. Здесь все устроено таким образом, чтобы в разгаре игры, крохи не могли травмироваться: мягкий виниловый пол, скругленные стены и отсутствие острых углов.

«Если мы говорим о детях 3+, они должны много резвиться. Цвет играет очень важную роль в раннем возрасте. Наш сын использовал цвета, чтобы собирать головоломки и строить предложение. Понимая это, мы решили подобрать правильное цветовое сочетание для каждого возраста», - говорит основатель LosdelDesierto.

Для годовалых детей - комнаты в голубом цвете, символизирующем релаксацию, море, сны, для деток от 1 до 2 лет - комнаты покрашены в оранжевый, что стимулирует психомоторику и активность, для детей от 2 до 3 был выбран зеленый цвет, который, как известно, является цветом природы. Общие помещения представляют собой микс цветов, что также очень символично, ведь наше общество, да и мир, в целом - яркий, разноцветный и такой разнообразный!

Детский сад Kita Göttingen, Геттинген, Германия

Данный садик - пример того, как следует строить самые энергоэффективные эко-дома. Kita Kindergarten полностью обеспечивает себя электричеством. Его стены сконструированы таким образом, что минимизируют потерю тепла, удерживая его в помещении, но при этом, позволяя свежему воздуху свободно циркулировать в пространстве. Стильный, продуманный дизайн делает садик уютным и комфортным для детей, где они с удовольствием проводят время с раннего утра и до позднего вечера. Обратите внимание: здесь, так же как и в предыдущих зданиях, большие мансардные окна, благодаря чему солнечный свет присуствует в здании в любое время года.

Детский сад в Джакарте, Индонезия

В прогрессивном районе Джакарты - Bintaro Jaya, находится один из самых лучших детских садов в мире. При небольшом бюджете бюро Djuhara + Djuhara удалось создать действительно современное kid-friendly здание с приятным модным интерьером. Используя природные материалы из ближайших деревень, дизайнеры сделали сад максимально эко: здесь много естественного света, зелени, дерева, открытых террас для игр, плетеной мебели и других элементов интерьера, созданных руками народных умельцев из небольших, а то и семейных мастерских. Светлые просторные помещения, яркие краски в интерьере, перемежающиеся спокойствием теплой древесины, гармонично расположенные игровые зоны и комнаты для занятий, столовая и спальни - все это делает садик приветливым и таким, куда вам не придется вести дите со слезами на глазах и криками «Не хацююю!».

В своем обращении к федеральному собранию 12 декабря 2013 года президент РФ Влалимир Путин сообщил, что в России впервые с 1991 года был зафиксирован естественный прирост населения и заявил о необходимости закрепления роста рождаемости. Также в своих прошлогодних указах Путин приказал ликвидировать очереди в детские сады и сделать их общедоступными. Аиф.ru выяснил, одинаково ли доступны детские сады в разных городах России, в Европе и в США и какие меры предпринимает правительство для улучшения ситуации с дошкольным образованием.

Детский сад за ползарплаты

Стоимость российских детских садов в начале 2014 года выросла в среднем на 10 - 20% по стране. По данным заместителя министра образования и науки РФ Натальи Третьяк , самый дешевый детский сад находится в Дагестане (75 руб. в месяц), а самый дорогой - в Норильске - (2903 рубля в месяц). Москва в этом отношении не является самым дорогим городом: отправить ребенка в столичный садик сегодня можно за 1200-1500 рублей. Путем несложных арифметических подсчетов можно выяснить, что на детский сад для двух детей родителям нужно потратить порядка 3-6 тыс. рублей в месяц, и это без учета секций, кружков и дополнительных трат (повсеместно распространена покупка родителями для детского садика бытовой химии и других «мелочей»).

Интересно сопоставить стоимость детского сада и величину средней заработной платы в стране. По данным Росстата , доходы россиян в январе 2014 года снизились на 1.5% по сравнению с соответствующим периодом 2013 года. Средняя зарплата в первом квартале составила около 28 тыс. рублей, однако в Москве и регионах эта сумма сильно различается. Самая высокая средняя зарплата сегодня в Москве (44 тысячи рублей), а самая низкая - в Астрахани - 19 тысяч рублей. По неофициальным опросам, эти суммы завышены на 5-8 тыс. рублей.

Но даже имея достаточно средств, в России отдать ребенка в садик получится далеко не везде. Согласно последним доступным данным, около 2 млн., детей в России вовсе не обеспеченны дошкольным образованием. Получить более подробную статистику в министерстве образования АиФ.ru не удалось.

По примеру Европы

По мнению Натальи Третьяк, отчасти спасти ситуацию могли бы частные детские сады. Во-первых, такие учреждения позволят разгрузить муниципальные детсады, а во-вторых, в них могут принимать без ограничений по факту прописки. По словам Третьяк, на данный момент в России существует 58 тысяч дошкольных учреждений, и только 2 процента из них являются негосударственными. Чтобы упростить открытие таких садов, власти планируют изменить строительные и пожарные нормы-требования к дошкольным учреждениям. В этом стремлении российские чиновники следуют европейскому примеру.

В Европе существует множество частных и государственных детских садов, стоимость которых сильно различается, и может достигать нескольких тысяч долларов или евро в месяц. В то же время, государственная поддержка семей работает здесь очень хорошо. Например в Германии стоимость детского сада находится в ведении местных властей, а расчет производится исходя из заработка семьи. Муниципальные детские сады стоят в среднем около 300-400 евро в месяц, а в некоторых частях страны они вообще бесплатные. Чаще всего это маленькие дошкольные учреждения с неплохим набором услуг и несколькими малышами в группах. Средняя годовая зарплата в Германии составляет 28 тыс. евро до вычета налогов. Но необходимо учитывать, что подоходный налог в Германии значительно выше Российского. Так, из 28 тыс. евро государству за год придется отдать около 7 тысяч евро налогов и еще несколько тысяч евро социальных выплат (пенсионные накопления, медицинская страховка и т.д.)

Дошкольное образование в США - прибыльный бизнес, поставленный на широкую ногу. Частные детские сады конкурируют друг с другом и с услугами нянь, услуги которых также очень востребованы. Цена посещения садика для ребенка в Америке зависит от его возраста (чем меньше лет, тем дороже), от количества предоставляемых услуг и престижа учреждения. В среднем садик обходится родителям в 1200$ в месяц. При этом в самых дешевых детсадах отсутствует питание: дети приносят еду с собой, а за опоздание родителей на 15 минут штрафуют на 20 долларов. На бесплатные детские сады могут рассчитывать только малоимущие семьи. Также в таком случае государство оплачивает питание ребенка. Самая маленькая зарплата в США в 2013 году была у дворников, грузчиков, мойщиков посуды и в других профессиях, не требующих квалификации. Такие рабочие получают в среднем 8$ в час (примерно 40 тыс. рублей в месяц). Самые бедные семьи имеют в США доход около 40 тыс.долларов в год, (примерно 100 тыс. рублей в месяц) на семью из трех человек.

В Советском Союзе дошкольное образование субсидировалось государством, и в среднем детский садик стоил от 11 до 20 рублей в месяц за полный день, включая питание. Средняя зарплата советского рабочего в 1987 году составляла 179 рублей.

Ясли от застройщика

Еще одной инициативой, призванной сделать детские сады доступными, стала инициатива городских властей, которая обязывает застройщиков новых кварталов строить в них инфраструктуру, и в том числе, дошкольные учреждения. Однако законодательно эта обязанность утверждена только в некоторых случаях. Чаще всего местным властям приходится изобретать механизмы, позволяющие заставить застройщика возводить детские сады, а значит, в некоторых случаях, застройщики от своих обязательств уклоняются.

По данным Марии Литинецкой, генерального директора компании «Метриум Групп», сегодня существуют жесткие требования властей по обеспеченности жилых проектов социальной инфраструктурой, которые застройщики должны соблюдать. В частности, минимальный норматив по детским садам составляет 40 мест на 1000 жителей. Однако, по словам эксперта, выполняется это требование далеко не всегда: «На первичном рынке Москвы в сегменте эконом- и комфорт-класса детские сады можно встретить только в 70% новостроек. Прежде всего, это связано с тем, что девелоперы рассчитывают на то, что подобные объекты, расположенные недалеко от строящегося ЖК, справятся с дополнительной нагрузкой. Хотя местные жители в большинстве случаев так не думают, да и новоселов такая ситуация не устраивает». Помимо этого, девелоперам строить такие объекты невыгодно: «Доход инфраструктурные объекты девелоперам не приносят, а затраты на их возведение довольно высокие. Например, себестоимость строительства детского сада составляет порядка 850 тыс. - 1 млн рублей в расчете на одного ребенка. Столь высокие расходы объясняются тем, что подобные объекты всегда сдаются в конфигурации «под ключ», причем речь идет не только о полном ремонте, но и обо всех элементах наполнения - мебель, текстиль, сантехническое оборудование и т.д» - сообщил АиФ.ru Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки».

Крупные игроки на рынке недвижимости неоднократно заявляли о необходимости сотрудничества государства и застройщиков в развитии социальной инфраструктуры. «В последнее время на рынке наметилась нездоровая тенденция: после завершения строительства объектов социальной инфраструктуры девелоперам с трудом удается передать их городу», - сообщила АиФ.ru Мария Литинецкая. В такой ситуации застройщику приходится привлекать частного инвестора, что довольно сложно. И даже если оператор находится, то возникает парадокс - стоимость услуг в дошкольном учреждении в ЖК эконом-класса может достигать 20-30 тыс. рублей. Естественно, практически ни один покупатель в массовом сегменте не может позволить себе такие траты.

В свою очередь городские власти ищут пути решения проблемы, которые устроили бы всех. Например, предлагают размещать детские сады на первых этажах зданий. По мнению чиновников, такой вариант застройки будет интересен как застройщикам, которым не нужно будет строить отдельные здания дошкольных учреждений, так и самим жителям: «Согласитесь, не нужно ходить, ездить, а нужно просто спуститься с ребенком на первый этаж, чтобы отвести его в детский сад», - сообщил руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин. Благодаря снятым ограничениям по вместимости и высотности детский сад можно будет строить не только во вновь строящихся жилых домах, но и на освобожденных первых этажах жилых зданий.