Как воспитать гения и развить талант ребенка? Методика Глена Домана – как воспитать гения.

Беседу с Н. Грэйс провели студенты факультета журналистики СПбГУ Егор Родионов и Мария Гайворонская

Можно ли в этом мире воспитать гения, готового трудиться и противостоять проблемам? Как научить его быть счастливым несмотря ни на что? Об этом мы поговорили с писателем, автором методик развития памяти и речи, специалистом в области повышения самооценки, Натальей Евгеньевной Грэйс.

– У Вас есть персональный тренинг Воспитать гения Он рассчитан только на талантливых детей или на обычных детей тоже?

— Гениальность – это высшая мера творческой одарённости, тем не менее, очень важна «питательная» среда. Если с ребёнком учить одно стихотворение в неделю, получается 52 стихотворения в год. За десять лет такого воспитания – 520 стихотворений, многие ли дети столько знают?! У меня есть определённые намётки, условно скажем, как воспитать гения. Для этого должно быть много условий: родители, которые друг друга любят, ребёнок должен быть зачат в любви, ему необходимо слышать развитую речь. В современном детском мире происходит эмоциональное оскудевание. Два-три часа в день, а то и пять, дети проводят в интернете. Фактически они видят плоское изображение, что-то себе домысливают, а когда в реальности встречаются с этим человеком, обнаруживают типичное «не то». Это общение в плоскости экрана приводит к тому, что дети разучились сопереживать, они не чувствуют чужую боль, отстранённо смотрят на душевные терзания родителей. Размышление, сопереживание, эмпатия, сочувствие, принятие, терпимость – эти вещи отсутствуют. А Вы спрашиваете, как воспитать гения.

Рядом с подрастающим гением должен находиться человек эмоционально богатый, эмоционально щедрый. Фрейд, например, сказал: «Уверенными шагами идёт по жизни тот человек, который является безусловным любимцем своей матери». «Я люблю тебя за то, что ты есть» – это духовная любовь. А когда ребёнка любят для собственного самоутверждения, в продолжение самого себя – это любовь плотская, порочная, безнравственная.

– Многие родители заставляют детей посещать секции, кружки и прочее против их воли. Поможет ли это воспитать гения?

– Это своего рода «реабилитация» родителей. Они пытаются заставить своих детей выполнять то, на что сами были не способны. Заставить маленького человечка ходить в бассейн или в музыкальную школу всегда было проще, чем выполнить самому подобные вещи. Тем не менее, моё наблюдение с детства: чем больше себя нагружаешь, тем больше успеваешь. Если речь идёт о воспитании мальчика, то надо дать полгода, скажем, фехтования, полгода бокса, полгода карате, самбо, – каждые полгода менять систему тренировок физических навыков. И тогда к 16-18 годам сформируется молодой человек, который сможет почувствовать себя уверенным и сильным мужчиной.

– Наталья Евгеньевна, сейчас у нас грандиознейший недостаток мужественности. В чём Вы видите причину?

– Это проблема женского воспитания. Редкая мать бросит ребёнка, а вот отцы, бросающие детей – это частое, к сожалению, явление. Мальчика деформирует безотцовщина – рядом старшая сестра, мама, няня, воспитательницы, учителя средней школы, преподавательницы в ВУЗе. К 21 году молодой взрослый мужчина привыкает всецело подчиняться женщинам. Как ему потом иметь своё мнение, отстаивать его? Всё детство женщины шлёпали по попе, говорили «Замолчи! Отойди!», ставили в угол, выгоняли из класса, ругали за ошибки… Женское воспитание – это реальная опасность для мужчины. Женщина не должна бить мальчика, физически наказывать его, рядом должен находиться или отец, или старший брат, или отчим, то есть мужчина, вплоть до того, что приглашать наставника мужчину, проявляющего именно мужскую строгость. Женщина не может полноценно объяснить мальчику, что такое «хорошо», что такое «плохо». Не зря же «крошка сын к отцу пришёл».

– Какой сейчас можно составить психологический портрет современного подростка?

– Если говорить о богатых семьях, то это капризность, «я в семье главный». Происходит подмена ценностей. Детей скидывают на гувернантов, а на выходные их нехотя забирает отец. Потом ребёнок подрастает, ему покупают квартиру, оплачивают заграничную поездку, летний лагерь, но не дают общения. Среднестатистический отец в современном мире тратит на ребёнка около 8 минут в сутки. Соответственно, о какой близости, о каком тепле можно говорить? Откупаются от детей, я бы так это назвала. Дают деньги, но не дают тепла и любви.

– Что нужно преподавать детям помимо школьной программы, чтобы воспитать если не гения, то хоть развить способности?

– Основы противостояния влиянию взрослых, умение отказывать, способы работы со своей самооценкой. Дети злые по природе своей – они хвастаются, отбирают игрушки, бьют друг друга, конкурируют за внимание. Их нужно обучать таким вещам, как принятие, терпимость. Дети разрушают, клеймят за то, что человек «не такой». А детей, которые не такие, нужно учить принимать себя, противостоять чужому влиянию, техникам психического самбо. Каждого человека следует приучать к тому, что кто бы рядом с ним рядом ни находился, он имеет право на существование. Над ним точно так же всходит солнце, как и над тобой, его точно также любит Бог, как и тебя, у него такие же права на уважение. Америка мне в этом плане нравится. У них в церковь зайдешь, и там запросто могут петь дауны в церковном хоре. Над ними никто не смеется. Их нормально принимают. Это культура общества. Детям нужно прививать чувство сострадания.

– Наталья Евгеньевна, каковы основные проблемы взаимодействия детей и взрослых?

– Если говорить о детском воспитании, то одна из ошибок взрослых – гиперактивность в родительском воспитании, тотальный контроль над детьми. Как сказал один великий человек: «Любой гиперконтроль переходит в узурпаторство». Это одна из крайних точек воспитания. Вторая – полное наплевательство, полный пофигизм по отношении к ребенку. В его жизнь не вмешиваются, никто не смотрит, чем он занят, что делает. Ребенка надо воспитывать, но не ущемлять его свободу. У каждого человека есть личное пространство: его телефон, компьютер, кабинет, записные книжки. И когда родители не уважают личное пространство ребенка – роются в его дневниках, компьютере, в карманах. Страшное явление. Мне кажется, отношения должны строиться не на выведении на чистую воду и не на поимке, а на доверии. Когда ребенок перестает с тобой делиться – это горе. Захочет – сам покажет тебе личный дневник, не захочет – значит, ты плохо воспитываешь.

–Что Вы думаете об ошибке выбора профессии?

– Самый большой процент психологического надругательства над детьми происходит на стыке «школа-вуз», когда ребенок идет по стопам родителей. Твоя мама бухгалтер, бабушка бухгалтер и ты тоже должен быть бухгалтером. Если взять учителя, то его мама больше, чем в 70% случаев, учитель. Идет какое-то клонирование, нет своего выбора. Типичные ошибки: когда по стопам родителей, когда вуз близко к дому, выпускные экзамены в школе зачитываются как вступительные в университет. По принципу «чтобы только не париться». Потом наступает нарушение судьбы человека. Ему на роду написано быть музыкантом, а он получает образование юриста. Воспитать гения таким путём не получится, будет серая жизнь.

– Но ведь многим мешает страх – «хочется и колется»… Выбирают, что попроще, чтобы с гарантией.

– В самые ресурсные годы жизни человека, с 16-21, ребенок мечтает быть актером. Он должен пробовать, поступать, должен конкурировать. Пусть готовится, тренируется, проходит творческий конкурс. Вместо поддержки, ребёнку твердят: «Это не выгодно, экономически нецелесообразно, получай образование экономиста», а он отвечает: «Ну ладно, я выучусь для родителей, получу печать в диплом, а потом – второе высшее». А потом – извини, надо семью строить, детей рожать, думать о заработке, родителям помогать. Да и мозги уже не те. Поэтому, я считаю, ребенок должен пройти 5-6 профориентаций у разных специалистов, чтобы понять, чем ему заниматься. Я, например, занимаюсь профессиональным ориентированием больше со взрослыми, которые уже ошиблись, в 40 лет поняли, что не на той работе находятся. Бывает, студент на втором курсе понимает, что хочет бросить вуз, даже не в состоянии сдать сессию, настолько чужды ему предметы. Он действительно мечется, но обычно никто из родственников его не поддерживает. Все повторяют: «Ты закончи, диплом получи!» А он с каждым месяцем тает, теряет силы.

Многие родители уже с рождения пытаются развивать таланты своего ребенка.
Надо ли это делать? И с какого возраста?
Как правильно подойти к вопросу воспитания гения:
выявить таланты, развить их, и не перегрузить малыша?

Таланты и развитие происходит с рождения. Не имеет смысла вопрос - с какого возраста. Ответ - с зачатия.

Основные принципы - любовь , внимательность, творчество, спокойствие, уверенность. Смотрите за своим ребенком - к чему он тянется, что любит, чему отдает предпочтение. Рисовать, листать книжки, различать цвета и формы можно с самого раннего возраста, как только удается удержать в руках книжку, листочек или фломастер.

Самое главное - наблюдение и свобода. Не поддавайтесь стандартным ограничениям и правилам. Обратитесь к опыту людей и родителей, которые увлечены развитием детей, получают от этого процесса удовольствие и имеют положительный опыт.

Если вы будете внимательны к ребенку, вы сами почувствуете, перегружаете его или нет. Лучше попробовать что-то новое, пусть даже непродолжительное время, чем бояться что-либо предлагать и не предложить вовсе. Если даже ребенок еще не готов что-либо воспринять, он вам это покажет, и перегруза не будет.

И не стоит сравнивать развитие и воспитание вашего ребенка со своим собственным детством. Наши родители больше зависели от мнений врачей и учителей, меньше экспериментировали, в наше время было меньше возможностей, меньше игровых занятий. Сейчас и дети рождаются более свободные и творческие, и игровых комплексов и методов гораздо больше. Все можно найти в Интернете.

Поэтому нужно идти за своим ребенком и лучше быть чуть-чуть впереди. Не ограничивать и не останавливать. Важно не забывать и о телесном развитии - зарядки, плавание, танцы. Чем разностороннее развиты сами родители, чем они счастливее и любопытнее, чем более подвижны, тем активнее их дети. Не забывайте и о себе.

Жизнь - это творчество. А помогать расти своему ребенку - интересный и творческий процесс, который и вас многому может научить.

Если ребенок ярко проявляет свои таланты буквально с рождения - то он уже родился гением, и достаточно лишь поддерживать его в желании развиваться, предоставляя условия и материалы, а позже - учителей, педагогов.

Если же ребенок развивается обычными темпами, то можно предоставлять ему возможность пробовать свои силы в разных направлениях, и просто быть внимательным, замечать - что ему больше нравится и больше получается. А потом предлагать более углубленно этим позаниматься. И внимательно слушать ребенка: если он говорит "нет" - значит, он не готов развивать эту сферу, и настаивать не стоит.

Возможно, это действительно его талант, но всему свое время. Настаивая и заставляя (тем более!), этот талант можно убить, внушив отвращение к занятию только из-за давления, которое родители оказывают на ребенка.

Популярная у многих нынешних родителей метода "выкапывать" таланты, буквально принуждая ребенка к разным творческим занятиям - может скорее навредить ребенку. Так можно не только закопать уже имеющиеся таланты, но и "помочь" ребенку вырасти с чувством неполноценности, так как завышенные ожидания родителей приведут лишь к ощущению у ребенка собственной "недостаточной хорошести" для родителей.

С какого возраста?

С того, с которого сам ребенок проявляет интерес к какому-то занятию и отдает ему явное предпочтение. В остальном у ребенка должно быть пространство для развития, игрушки, материалы, соответствующие его возрасту и потребностям, о которых он с определенного возраста может сказать словами, а до того - выразить жестами. И в этом пространстве игр таланты могут проявляться естественным порядком, без давления.

Как правильно подойти к вопросу воспитания гения

Правильно, на мой взгляд, вообще не думать о том, чтобы вырастить гения. Есть смысл выращивать того, кто к вам пришел. Он такой, какой он есть, пришел в вашу жизнь не случайно. Любите своего ребенка с теми способностями, которые дала ему природа. Он в любом случае будет куда более счастливым, если его принимать таким, какой он есть, даже если его способности - "средние" на первый взгляд.

А попытки воспитать гения - чаще всего следствие чувства внутренней ущербности у самих родителей, которые пытаются компенсировать это за счет гения-ребенка, которым можно было бы гордиться и предъявлять другим как оправдание собственной жизни (которая, видимо, сама по себе не устраивает и ценной не кажется).

Увы, воспитать ребенка невозможно - дети все равно будут похожи на родителей. Воспитывать можно только себя. И если вами движет желание кому-то что-то доказать и возвысить себя за счет ребенка - ребенок вырастет не гением, а лишь тем, кто склонен решать свои проблемы за счет других.

Воспитать гения? Спорный вопрос. Как мне кажется, всё-таки гениями рождаются, а просто из ребёнка гения сделать невозможно. Обычно задатки гениальности проявляются с раннего детства.

Если родители заметили какие либо задатки у своего ребёнка, то, конечно, можно направить ребёнка в нужное русло. Заниматься с детьми, найти хорошего репетитора: допустим, педагога по музыке - если ребёнок музыкален, учителя математики - если у ребёнка математические задатки.

Но дети-гении обычно перегружены, родители дабы удовлетворить свои амбиции начинают водить детей по различным кружкам, секциям. Ребёнок в конечном итоге устаёт, живёт на грани нервного срыва.

В моей практике был случай, когда родители решили, что их ребёнок гениален и одарён, усиленно с ним занимались, убедили администрацию школы экстерном перевести его из второго класса сразу в четвёртый. В итоге на данный момент у ребёнка нервный срыв, психиатр ставит диагноз истерический невроз, родители теперь водят его не только к психологу , но и ко всем сопутствующим специалистам, и никто не может поставить диагноз...

И вопрос: а надо ли было??? У каждого человека есть задатки, конечно, их нужно развивать, но без фанатизма.

Надо любить и воспринимать ребёнка таким, какой он есть, безусловно!!! Самое главное - это здоровые детки, как физически, так и психологически!!!

Как воспитать гения? Давайте размышлять вместе. Гении - это одаренные, талантливые люди.

Значит, как минимум, необходимо понять - какими талантами обладает Ваш ребенок. Не впадая в крайности, трезво, без иллюзий, без желания самореализоваться через ребенка. Просто понаблюдать, помня и осознавая, что таланты бывают в разных областях.

  • Кто-то хорошо поет, танцует, читает стихи.
  • У кого-то великолепные способности к языкам.
  • А кто-то просто гениально умеет слушать или сочинять разные смешные истории, или просто смешно рассказывает анекдоты.

То есть помнить, что не все имеют задатки гениальных музыкантов или литераторов. Есть "маленькие" таланты, но не менее ценные.

И в этом случае ребенка просто поддерживать. Слушать, разговаривать, любить, интересоваться, что у него на душе. И помнить о том, что "трава не вырастет раньше положенного срока, если ее вытягивать. Трава растет сама в положенный срок".

Все дети гении, но родители делают из них то, что могут, и только некоторым удается реально проявить свои таланты.

Самое трудное это не мешать ребенку развиваться родительским обучением. Ранние "нельзя" и "хорошо-плохо" убивают гениальность, потому что гениальность находится за рамками шаблона, а "нельзя-плохо-хорошо" и другие оценки - это шаблоны.

Большего успеха добились японцы, они научились учиться у детей до 3 лет, именно там реально дает плоды раннее развитие.

Ребенку до 3 лет важна безопасность среды и ее обучающие функции . В этом преуспели Монтессори, Фребель, Доман, Орф, Ибука.

Родитель, который хочет счастливого ребенка с максимумом возможностей самореализоваться, может:

  1. Пройти психотерапию, чтобы не передавать комплексы ребенку и быть способным видеть его личность реально, а не через призму собственных искажений личной историей жизни.
  2. Создать среду безопасную и обучающую.
  3. Наблюдать за ребенком и помогать ему раскрывать свои таланты.
  4. Искать учителя (учителей), который любит детей, предмет и счастлив от этого.

Гениальность не всегда делала людей счастливыми, а счастливые не всегда гениальны. Я своим детям желаю счастливой гениальности и гениального счастья.

Однажды… меня спросили: А как воспитать гения?

Понимаете…

Я не очень-то разбираюсь в гениях).

Мне иногда кажется, что для того, чтобы получился гений, сначала нужно взять одного человека.

Ох! Кстати! Давай сразу запишем рецепт.

«Рецепт приготовления гения».

Значит, сначала нам нужны два человека.

Почему - два??? Ну…

Понимаете, чтобы взять одного человека…

Сначала нужно сложить двух.

Маму и папу. Вот. А потом подождать.

Немножечко. А потом прилетит аист.

Аисты - это, конечно же, не очень-то и современно…

Но… Знаете, мне - нравится!!!

Это же моя голова??? Я же могу в ней - думать???

Даже и вот такое странное. Ну, например, и про аистов.

Вот. Значит, однажды - аисты. И человек родился.

Ну, а потом…

А потом…

Знаете, я вот такая хитрая…

Короче, сходила тут в одно место. Ага! Специально!!!

И там я стала выяснять. Ну, про гениев.

И мне ответили, что по гениям - это надо в Канцелярию.

Ну, отправить запрос. И не просто так.

А по всем правилам.

По каким-таким правилам??? Ну, вы - даёте!!!

Как вы вообще тут живёте??? Это же - элементарно, Ватсон!

Нужно вот так вот встать. Ровненько. Можно и молча.

И всё. И загадать желание.

Ну, обращённое к Фее.

А больше про гениев - я ничегошеньки и не знаю.

Говорят ещё…

Впрочем, наверное, врут. Ладно, так и быть.

Я вам скажу. Эту великую тайну.

Понимаете, говорят…

Что люди - крылаты. Не все.

А только… эти вот. Наглые. Которые смеют летать!

Летать, ибо не могут Ползать.

Того же и вам всем желаю.

P.S. Ой-ой-ой!!! Совершенно вылетело из головы!

Хорошо, что поймала! Короче, понимаете, ведь бывает и так, что у человека могут быть две мамы или даже несколько пап.

Дорогие человеки!!! Ничего страшного. Не переживайте. Это совершенно не помешало одной моей очень хорошей знакомой девочке стать талантливой. А она - очень наглая!

А сначала - стесняяяялась. Так мне однажды надоела. Этим вот - «комплексовать».

Я была вынуждена ей позвонить. И наорать. А чего она стесняется??? Ну, подумаешь - одна мама и три папы. И ничего такого! И можно очень даже радоваться!!!

Мама - одна, а с папами… А хорошо получается: папа - раз, папа - два, папа - три. Повезло!!! Ведь, согласитесь, далеко не у каждого есть столько пап. А папа в хозяйстве всегда пригодится. Даже если вы уже выросли. Ему же можно просто позвонить. И наорать, что любите и соскучились! А кому вы ещё это скажете???

А в следующий раз… я расскажу вам ещё про что-нибудь интересненькое.

P.P.S. А ведь хотела только про гениев. Вот я всегда такая. Простите. Не специально!!!

Оно - само. И не считается!!!

Иногда становится жаль что даже на управление автомобилем необходимо иметь удостоверение водителя, позволяющее управлять транспортным средством - а на рождение детей ничего не надо. Их может рожать кто хочет и сколько хочет и делать с ними все, что угодно. Все мы родом из детства!

Нужно ли развивать таланты ребенка и с какого возраста? Да, нужно развивать таланты ребенка , а не свои несбывшиеся мечты в виде проекций, навязываемых малышу. "Ребенок сам покажет, какой талан и с какого возраста" - это нужно заметить, беспристрастно принять и помочь, наслаждаясь-принимая участие в данном процессе.

Как правильно подойти к воспитанию гения? Позволить критиковать другим (такие обязательно найдутся), а самому родителю(ям) эмоционально помогать и поддерживать ребенка. Помнить и понимать, что если у ребенка выходной или каникулы - он может делать с этим временем то, что считает нужным. Потому что самостоятельное детство - это такой же естественный процесс "развития", в том числе творческой-креативной составляющей, которая будет играть большую роль в его становлении как личности более успешной и продуктивной.

Лучший маяк - свободные, счастливые и увлечённые своим делом родители. Можно помочь разобраться: к чему есть у ребёнка повышенный интерес, страсть. Страсть к чему-либо позволяет человеку продвинуться в знаниях в этом направлении. Дальше - не мешать идти по дороге исследований и ошибок, ведь гений - "парадоксов друг".

Для развития высокого уровня творческой одаренности очень важна "питательная" среда. Мне кажется, что гениальными не становятся, а гениальными рождаются. Самое главное, чтобы родители вовремя заметили способности ребенка и стали развивать их.

Рядом с гением должны быть родители, которые умеют размышлять, сопереживать, принимать. Родители должны быть эмоционально богатыми и эмоционально щедрыми. Ребенок с рождения должен быть безусловным любимцем родителей - ребенком, которого любят родители просто за то, что он у них есть.

В воспитании гениального ребенка всё должно быть равномерным, равноправным и обязательным:

  • помогать ребенку познавать, а не оставлять н долго перед экраном телевизора или компьютера;
  • создавать условия для эксперимента, изучения, чтобы была возможность все попробовать, потрогать, увидеть, услышать, пощупать;
  • развивать в ребенке терпение;
  • собирать библиотеку, чтобы ребенок мог в любое время получить дополнительную информацию по интересующему его вопросу, да и родителям, имея много книг, будет возможность найти ответы на трудные вопросы маленького чада;
  • создавать условия для общения со сверстниками в садике либо в кружке, так как социализация для ребенка - это гарант его успешного будущего;
  • поддерживать ребенка во всех его начинаниях и увлечениях, помня, как важно для ребенка иметь возможность делать выбор самостоятельно, справляться самостоятельно, исправлять ошибки самостоятельно;
  • радоваться достижениям ребенка, помогая преодолевать трудности, а не упрекать за мелкие промахи или ошибки, которые ребенок допускает по незнанию.

В общем, воспитать гения не так уж и просто, если вы уделяете мало внимания ребенку, если вы нетерпеливы, часто раздражаетесь.

И совсем уж легко воспитать гения, если вы готовы как можно больше времени провести вместе с ребенком, если вы терпеливо вместе с ним познаете окружающий мир, ищете ответы на такие сложные, пока еще, для ребенка вопросы.

Я считаю, что гениями рождаются, независимо от воспитания.

Единственное, что могут сделать родители - принять его самобытность. Быть рядом с гением всегда непросто...

Но если родители дадут возможность для развития способностей у ребенка, будут их развивать, укреплять, давать определенную свободу для реализации, не будут мешать его самобытности - этого достаточно, чтобы гениальность была направлена в нужное русло. Иначе эта самая гениальность будет направлена на саморазрушение.

Дело даже не в том,чтобы заметить сверхспособности ребенка - дело в том, чтобы не задушить на корню его способности.

Любите своего ребенка, но без фанатизма. Делитесь своими жизненными ценностями, но при этом прислушивайтесь к мнению ребенка. Да и дисциплину никто не отменял, она залог дальнейшей самоорганизованности человека -большая просьба не перепутать с диктатурой! Вот, в общем-то, и все, что нужно, чтобы ваш ребенок был счастлив!

Будет ли ваш ребенок гением? Да кто его знает, в любом случае если будет - то будет счастливым гением, к примеру как Ричард Ф.Фейнман, да и напишет книгу:"Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!" Книга увлекательная, она знакомит с незаурядной личностью автора, мы так мало знаем правды о гениях - только со слов друзей и близких. А здесь все от первого лица!

Очень порадовало единодушное мнение аудитории о том, что специально гениев растить - занятие пустое. Вообще намерение вырастить гения - это, на мой взгляд, не о любви к своему ребенку и желании счастья для него, а о родительском тщеславии.

С гениями все довольно просто, их не нужно специально растить, уместно вспомнить Л. О. Пастернака:

Если человеку дано быть художником, его хоть палкой бей, а он им станет.

Стоит ли развивать таланты и поддерживать интересы ребенка? Конечно, только это должны быть его таланты и его интересы. И это нужно не для того, чтобы он вырос гением - а для того, чтобы его жизнь была наполнена тем, что ему интересно и важно, потому что именно такие вещи и придают жизни личностный смысл.

Как помочь ребенку найти себя? Первый совет - для тех, кто еще только собирается иметь детей, или для тех, чей ребенок недавно родился. Уже на первом году жизни нужно обеспечить достаточную стимуляцию для всех органов чувств.

Нужно, чтобы малыш достаточно двигался, видел, трогал разнообразные предметы (речь не об игрушках, а обо всем, что его окружает), чтобы с ним разговаривали, рассказывали сказки, пели, делали гимнастику и массаж. Кстати, это важно для формирования интереса к учебе вообще.

Совет второй. Дети интересуются всем, и их не нужно ограничивать. Пусть ваш ребенок пробует себя во всем: мытье посуды, забивании гвоздей, ловле бабочек, рисовании и катании на велосипеде. Поддерживайте его в этом. Это важно не только потому, что позволяет определить сферу интересов, но и имеет прямое отношение к формированию адекватной самооценки.

И последнее. У ребенка может быть множество интересов, которые появляются и затухают. И есть какие-то интересы, которые сопровождают его на протяжении лет, иногда с первого-второго года жизни. Это и есть то, на что вам следует обратить особое внимание.

Эйнштейн сказал, что гений - это 1% таланта и 99% упорного труда.

Исходя из этой формулы (с которой я согласен), я думаю, что в основе воспитания гения (если таковая задача может быть поставлена) лежит воспитание трудолюбия, усидчивости, целеполагания, мотивированности на труд и на результат.

А в какой области гений себя проявит - зависит от возможностей воспитателей и обстоятельств жизни. Ну и от наследственности, несомненно.

Если же Вы хотите прославиться, уже будучи взрослыми, то освойте тайм-менеджемент и направьте все усилия на достижение социально значимых результатов. И человечество, возможно, заметит Вас.

Гениальность - это желание родителей видеть ребенка таким + мотивация самого ребенка быть таким. Гениальность следует из узконаправленного изучения одного дела. Ребенок всю свою энергию направляет на дело. Он не дружит со сверстниками как все дети, только учится и учится. Т.е. он отделен от общества.

И тут возникает вопрос: а нужна ли такая гениальность, которая лишает человека радости полноценного общения? Гении полезны для общества, но не для себя самих.

А вот растить способных детей можно, и делать это нужно с самого зачатия. Здоровым и счастливым ребенок может родится только в семье , где его любят, заботятся в самом начале его зарождения, в утробе мамы. Насколько благоприятные отношения вокруг него создаются, настолько и будет этот ребенок впоследствии успешным в жизни.

В момент роста его в утробе мамы закладываются его органы на физическом уровне и впечатления об окружающем мире на психологическом уровне. Ребенок все слышит и ощущает, будучи внутри. Если мама нервничает и печалится, то могут быть аномалии не только в развитии различных органов, но и в психике.

Такой ребенок, подросши, будет больше решать проблему здоровья и проблем в отношениях вместо того, чтобы осваивать знания и навыки, будет бояться людей. Все это он несет потом в свой мир и будет жить по данному сценарию. Конечно, среди и таких людей могут быть в конце концов успешные, которые решаться изменить свою судьбу, но не факт.

По этому поводу есть работа чешского психиатра Станислава Грофа "За пределами мозга", где описывается что и как влияет на развитие ребенка во время беременности , родов и его последующее существование.

Любящие и правильно развивающие своих детей родители могут вырастить талантливых и способных детей. От 0 и до 18 лет происходит планомерно-поэтапное формирование личности ребенка. И здесь если ребенок правильно развивается на каждом этапе, то в дальнейшем ему не представится труда стать профессионалом в понравившейся ему области. Да и тут очень важно помогать ему выбрать то направление, которое он сам выберет, и которым заниматься он будет с удовольствием. Только в любимом деле человек может хорошо развиваться, получать от него удовольствие и постоянно совершенствоваться!

Каждый ребенок рождается с определенными задатками, в процессе развития и взаимодействия с окружающей у ребенка появляются навыки, а затем развиваются способности.

Я считаю, что важной задачей каждого родителя является воспитание здорового и счастливого ребенка - дать основы, необходимые для противостояния изменениям, стрессам и неожиданностям, которые будут встречаться ему в течение всей жизни. Для этого необходимо:

  • Заботиться о ребенке с самого момента зачатия. Вести сбалансированный образ жизни, в умеренных количествах, но регулярно заниматься физическими упражнениями, придерживаться здорового рациона питания, достаточно отдыхать и заниматься самовоспитанием.
  • Наблюдать за ребенком - как он ест и спит, как реагирует и общается с другими людьми
  • Развивать свою чувствительность и спокойствие, чтобы понять потребность ребенка и утешить его, в этом может помочь медитация, прогулки на природе, спокойная музыка.
  • Делать ежедневный массаж всего тела, который облегчает ребенку пищеварение и повышает его сопротивляемость болезням, улучшает сон и помогает освободиться от мышечного напряжения.
  • С 3-х летнего возраста можно заниматься упражнениями йоги и дыхательными техниками. Регулярные упражнения способствуют координации движений и регуляции чувства голода, жажды, сна и пищеварения, что очень важно для ребенка.

Старайтесь всесторонне развивать ребенка, наблюдайте за его интересом к занятиям и способностями. Не заставляйте делать то, что не нравится ребенку. Научите и помогайте доводить начатое до конца.

Я считаю, что развитие интереса и умение завершать начатое дело формируют в ребенке желание к созиданию и открытию интересного, нового. А это талант и неординарные способности. - И, возможно, путь к гениальности!

Мне кажется, для начала родителям очень честно стоит ответить самим себе на вопрос: ЗАЧЕМ?

Зачем мне нужно, чтобы мой ребенок был гением?

И что я буду чувствовать , если мой ребенок окажется не гением?

Когда у родителя есть ответы на вопросы внутри, ему не нужно мнение извне. :)

Родителям желательно определиться, что для них значит "ребёнок-гений", и для чего им именно такой ребёнок? Если ответы ориентированы на удовлетворение собственных амбиций, то навряд ли такой подход к "взращиванию" талантов ребёнка можно считать гармоничным!

Если же родители ориентированы на развитие ребёнка, исходя из его способностей и возможностей, то, несмотря на встречающиеся сложности и трудности, всё получится!

Для того, чтобы увидеть таланты ребёнка, стоит просто за ним наблюдать в разных видах деятельности, не стесняться пробовать разные направления, чтобы понять, на что ребёнок откликается, к чему есть задатки, а что остаётся менее интересным!

Нужно помнить, что задатки и способности есть у каждого ребёнка, но чтобы их развить, нужно терпение, усердие и время!

Гениальность в её бытовом понимании подразумевает развитие и талантов, и способностей, и умения находить неординарные решения.

Что касается таланта, конечно, приятно думать, что он есть у каждого, только проявляется он "незапланированно" у всех по разному и в разном возрасте. Кто-то в 4 года обнаруживает способности к гимнастике, и с приобретением опыта способности перерастают в талант. А у кого-то в 35 лет раскрываются талант к преподаванию, например.

На мой взгляд, в воспитании ребенка ставить цель "вырастить гения" неэкологично. И здесь, возможно, родители компенсируют свои "упущенные возможности".

В возрасте с 0 до 4 лет лучше насытить ребенка эмоциональным, тактильным контактом с мамой и папой. Конечно, и в это время давать крохе много развивающей информации, но при этом не ставить цель, чтобы он её усвоил, не устраивать экзаменов. Не нагружать ребенка своими ожиданиями от него (хотя это справедливо в любом возрасте).

Интересный вопрос: как воспитать гения? Все начинается с внутриутробного развития ребенка. Здесь очень важно понимать, что человек состоит из души и тела. Тело человек питает продуктами, а о душе редко кто помнит. А ведь душе тоже нужно питание, здоровое питание. Только в этом случае родится гармоничный ребенок, который впоследствии может стать гением. Это мое субъективное мнение.

Воспитать гения сложно, потому что на первом месте стоит генетика , и если ребёнок родился гениальным, то даже без родительской помощи он проявит свои способности. Просто благодаря родителям эти способности могут проявиться и развиться чуть раньше.

Вспомним великих людей прошлого: А.С. Пушкин, который начал писать стихи рано, или Михайло Ломоносов, который развил свои способности, данные ему природой, после 17 лет, когда впервые сел за парту и стал учиться. Альберт Эйнштейн, был неординарным учеником и своим пониманием не вписывался в общепринятые мерки, но всё равно открыл теорию относительности и другие теории.

И задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребёнку развить то, что у него есть, к чему у него есть способности и наклонности. Для этого существуют разные методики, развивающие центры, школы.

И возможно, многим родителям хочется, чтобы их ребёнок добился многого в жизни, стал успешным, и самое главное, чтобы ребёнок был счастливым ! Рос и развивался, познавал себя, познавал окружающий мир, использовал свои способности, знания и навыки себе на пользу, радовался жизни, умел любить и был любимым!

А я задумалась о соотношении субъективного и объективного в оценке человека как "Гения"...

Более или менее объективно гениальность человека можно оценить только по результатам его творческой деятельности, которые по большей части человек выдает уже в зрелые годы, а то и вовсе в конце своего жизненного пути, а отнюдь не в начале.

И как тут не вспомнить слова Томаса Эдисона, ставшие крылатым выражением:

Гений - это 99% труда и 1% таланта.

А ведь в начале жизни увидеть можно только этот 1%. То есть, опираться приходится только на субъективную оценку свою или экспертную.

Впрочем, разглядеть выдающийся талант не так уж и сложно. Он с такой силой стремится проявиться в человеке, что никакие воспитатели не в силах ему противостоять. Этот талант ведет человека по жизни и заставляет его трудиться, не покладая рук, создавать нечто великое, кардинально влияющее на развитие всего человечества, нечто, что не под силу другим.

Но выдающиеся способности вместе с тем серьезный вызов личности. И судьба гения может сложиться драматически или более благополучно в зависимости от того, насколько его родители сумеют помочь социальной адаптации, насколько они сумеют научить его трудиться. Ведь талант немилосердно жесток к тому, кто не работает для его реализации.

Если же талант ребенка не выражен столь ярко и отчетливо, ему очень важны внимание и помощь в том, чтобы раскрыть сильные стороны своей личности и научиться строить жизнь с опорой на них. И здесь субъективная оценка родителей играет очень большую роль.

Поэтому думаю, беспроигрышной стратегией для любого родителя будет максимально открытая позиция по отношению к своему ребенку, о которой коллеги уже много сказали выше. Какая разница, гений он или нет? Никакой. Он уникум, единственный и неповторимый. Для родителя, миссия которого заключается в том, чтобы помочь ребенку раскрыть свою уникальность и прожить его единственную и неповторимую жизнь счастливо.

С моей точки зрения! Гениальность воспитывается через подкрепление у ребенка тех интересов, которые нравятся ребенку, а не родителю! Ребенок сам знает, чего он хочет, к чему стремиться и чем заниматься. Родителю остается лишь подкреплять интерес своего ребенка! И тогда шанс остаться гением у ребенка в разы возрастает!

Мне думается, если бы человечество знало ответ на этот вопрос, то мы бы жили ну в очччччень благополучном и просвещенном мире!

Представляете объявление: услуги няни - воспитываю гениев! Воображаю востребованность и соответственно доход таких специалистов! Почему про доход - так понятно же, что любой более-менее состоятельный, но очень занятой родитель захочет для своего ребенка все самое лучшее (при этом не забывая повыпендриваться перед соплеменниками)!

К сожалению, реалии нашей жизни таковы, что никакие супермощные финансовые вложения и создание суперсреды не гарантируют воспитания настоящего гения.

Сам термин гениальность наверное все-таки происходит от слова ген. Так вот, смею предположить, что в процессе зарождения гениальности любого человека первую скрипку играет сама природа (или божественное провидение), причудливо смешивая или, наоборот, отфильтровывая все ненужное при зарождении новой жизни.

В этом контексте хочется сравнить деятельность родителей и педагогов с работой геологов. Сколько красоты (драгоценных камней) было обнаружено горными инженерами, затем передано профессиональным ювелирам и в результате явлено миру в виде ослепительных шедевров. Но при этом сколько осталось незамеченными...

Разница в этом сравнении, пожалуй, только в том, что иногда человеческая гениальность способна заявить о себе самостоятельно -иногда не благодаря, а вопреки обстоятельствам. История знает немало тому примеров.

Так как же воспитать гения? Наверное, нужно искать в ребенке (особенно в собственном) все то самое ценное и красивое, что ему дала природа (или божественное провидение). А уж затем очень осторожно и кропотливо, не торопясь и по возможности профессионально грамотно, помогать проявлению гениальности, замешанному на упорном труде.

Ну, вот и складывается рецепт воспитания гения: прежде всего любовь , добавить знаний и умений, замешать на трудолюбии. Время покажет: правильно ли и в полном ли объеме использовались ингредиенты и каков результат.

Родители могут помочь детям расти, быть довольными, успешными взрослыми, если сами не капитулировали перед жизнью. Для достижений в раскрытии своих лучших талантов ребенку нужен живой родительский оптимизм. Также оригинальность и новизна мышления, к которой готовы родители, подразумевает проявление особенных качеств ребенка в широком смысле.

Однако бывает и так, что открытие, насколько собственные дети гениальны, приходит через десятки, а иногда и сотни лет.

Предлагаю практические, простые примеры здоровых коммуникаций с детьми в направлении обсуждаемой темы:

  • Понимая своего ребенка, общаясь без страха потерять родительскую власть, родители обретают способность верно определить: ребенок просто ленится или правда слишком устал.
  • Когда дети капризничают, обижаются на родителей и других членов семьи , проявляют признаки бунта - важно прочувствовать: когда можно поругать ребенка, а когда он крайне нуждается в поддержке, и его срыв - это крик о помощи, а не пустые капризы.
  • Хорошо в общении с ребенком оставаться в спокойным мире собственной реальности, это не так просто, важно не только "сохранить лицо". Иначе настоящие эмоции передадутся ребенку мгновенно.
  • Приобретайте опыт реалистичного понимания: на что действительно вы злитесь, особенно общаясь с ребенком. Перспективы вашего хорошего влияния будут направленными и более ясными.
  • Таким родителям проще уверенно концентрировать внимание ребенка на том хорошем, что уже было, что получалось ранее, на том, что еще может быть, а не на временных неудачах. Если ваш ребенок разуверился в своих силах, дружелюбно напомните ему, чего он уже достиг, независимо от чересчур больших родительских ожиданий.
  • Суметь переориентировать ребенка на будущие достижения, даже если он потерпел неудачу, общаясь в стиле "это мероприятие важное, но у тебя будет возможность подготовиться лучше".

Ощущая утвердительный мотив, ребенок получает продуктивное общение с широкими перспективами. Вы помогаете не попадать в зависимость от неудач, в безвыходный тупик, оставляя ребенку пространство получать удовольствие от того, что он делает.
Ребенку важно чувствовать, насколько вы в него верите.

Воспитать гения без соответствующих задатков у ребенка невозможно. Процентное соотношение гениев среди людей относительно невысоко , как и процентное соотношение умственно отсталых. Если гениальность есть, то она проявится в любых условиях.

Мне кажется более близкой к реальности тема:
"Как развить таланты ребенка?"

Ведь особые способности, действительно, есть у всех детей. Кто-то рожден быть спортсменом, а кто-то - прекрасным поваром, кто-то актером, а кто-то - преподавателем.

Чтобы развивать таланты, нужно:

  • слушать своего ребенка (буквально слушать и слышать, что он хочет вам сказать);
  • отвечать на его вопросы и рассказывать ему об окружающем мире (а для этого самим родителям нужно что-то знать и уметь, быть грамотными, эрудированными, читать), играть с ним в настольные и подвижные игры, читать ему книжки с того возраста, когда он готов их слушать;
  • ходить в музеи и театры с удовольствием (обоюдным);
  • снабдить его нормальными игрушками (кубиками, куклами, зверями, красками, пластилином) и поощрять самостоятельные игры и рисование;
  • разрешать ему играть тем, что вам не кажется игрушками (коробками, банками, веревочками, камушками, палочками, бумажками);
  • не слишком увлекаться покупкой различных монстров и кукол-зомби (если вы хотите, чтобы ваш малыш жил в реальном мире, а не в мире психически-неадекватных фантазий: магазинам все равно, что продавать, это вам должно быть не все равно, что покупать);
  • не учить его все время как играть "правильно" и как "неправильно" (если ребенку хочется представлять, что машинка сейчас - это трубка телефона, то это его дело);
  • не вручать ему планшет до того, как он начал говорить (и тем более не использовать компьютер в качестве бесплатной няни),
  • позволять ему самому решать, в какую игру он хочет играть (кроме компьютерных игр, на них должен быть четкий регламент по времени и содержанию), в какой кружок ему хочется записаться;
  • учить его терпению, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, тому, как справляться с трудностями, не опускать руки при малейшей неудаче, уметь проигрывать и двигаться дальше;
  • гордиться его успехами, поддерживать эмоционально;
  • разрешать ему иногда просто отдыхать.

Что не способствует развитию талантов (по моему опыту):

  • 5-6 кружков 6-7 дней в неделю;
  • идея, что ребенок еще не знает, чего он хочет;
  • идея, что чем раньше и больше (кружков, знаний, умений), тем лучше (развитие тех или иных функций целесообразно только тогда, когда ребенок психически созрел для восприятия данной информации или навыков);
  • идея, что педагоги знают лучше - пусть они и занимаются (педагоги, конечно, знают, но родителей при этом никто не отменяет);
  • отсутствие внимания родителей к успехам и неудачам;
  • вообще отсутствие внимания к ребенку: если родители ничего ему не читают, никуда не ходят вместе, не разговаривают ни о чем интересном, не интересуются его мнением и потребностями;
  • постоянная критика при отсутствии поддержки.

Для того, чтобы развивать таланты у ребенка - надо сначала их заметить. Казалось бы: как можно не увидеть талант? Можно. Чаще всего это происходит по следующим причинам:

  • родители невнимательны, не занимаются ребенком, мало с ним общаются, перепоручают его другим (няням, бабушкам- дедушкам);
  • на первом месте стоят родительские амбиции (ребенок занимается тем, что сейчас модно или престижно) или реализация своей детской мечты (когда-то мечтала мама стать фигуристкой - не сложилось, теперь ею должна стать дочь).

Когда талант удалось определить, то главной задачей для родителей становится - не мешать его развитию, а только лишь поддерживать (и морально, и материально).

Если вопрос идет о гениальности (как категории гораздо более сильной, чем талант или способности), то самой основной задачей становится одна - не мешать.

И еще один важный момент: на мой взгляд, родители часто делают серьезную ошибку, путая и подменяя понятия обучение (получение конкретных знаний и контроль их усвоения) и развитие . Способные, талантливые и уж тем более гениальные дети нуждаются в помощи их развитию, а не обучении.

Есть одна легенда о том, что родители новорожденного малыша хотели знать, когда им надо начинать воспитывать своего ребенка. Они обратились за советом к мудрецу. «Когда родился ваш малыш?», - спросил мудрец. «Три дня назад», - ответили родители. «Вы опоздали ровно на три дня», - ответил старец.

Современные родители не отстают в своем желании воспитать своего ребенка как можно лучше. Сегодня существует много методик воспитания детей, только надо выбрать ту, которая подойдет именно вашему малышу.

Методика Монтессори. Ребенок должен решать сам

Сегодня чрезвычайной популярности набирает методика Марии Монтессори. Это итальянский педагог и психолог. Девизом ее системы воспитания детей можно назвать то, что педагог не должен делать за ребенка то, что малыш может делать сам.

В мире уже давно существуют детские сады и школы, которые работают по этой системе. Самые известные люди, которых воспитывали по Монтессори, - Джордж Клуни, Билл Клинтон, Билл Гейтс.

Что же сделало этих людей такими успешными? Кажется, сработал основной принцип педагогической системы Монтессори - ребенок сам определяет свои интересы и занимается тем, что действительно хочет делать.

Можно выделить основные принципы этой методики.

1. Определяем интересы ребенка

Но этот способ нельзя воспринимать буквально, ведь интересы ребенка разные и порой меняются каждый день.

2. Забыть о запретах

Но надо понимать, разницу между тотальными запретами на все и вседозволенностью. Психологи рекомендуют определить четкий круг запретов, которые ребенок может запомнить, особенно на то, что опасно для жизни малыша.

3. Не ругать

Тут надо понимать разницу между пояснением и криком. Нужно объяснять ребенку следствия его поступка, чтобы он сам понял, что поступил плохо, а не просто говорить «нельзя».

4. Не хвалить

Наверное, этот пункт трудно выполнить почти всем родителям. Но тут имеется в виду, что не надо захваливать свое чадо, чтобы ребенок не делал того, что нравится родителям, а поступал так, как хочет делать сам.

5. Не критиковать

Не надо сравнивать ребенка с другими детьми и поддавать сомнению его даже незначительные достижения.

6. Не стимулировать

Родители или педагог не должны подталкивать ребенка заниматься тем, что нравиться взрослым. Можно предложить игрушку, но не надо подстрекать малыша с ней играть.

Ребенок должен жить в реальном мире. Но это правило также нелегко выполнить. Ведь, читая сказки, мы развиваем фантазию у ребенка, учим доброте и взаимопомощи.


У этой системы есть плюсы и минусы. Главный минус в том, что дети, которые занимаются по системе Монтессори или ходят в такой садик, трудно адаптируются в школе. Они часто не понимают правил дисциплины и не готовы учить то, что им неинтересно.

Методика Рудольфа Штайнера. Гармоничное и творческое развитие

Эта методика считается альтернативой системы Монтессори. Главная цель - гармоничное развитие ребенка.

Основные моменты этой методики:

1. Ребенок должен развиваться в своем темпе

В то же время родители должны предоставить для этого все доступные средства.

2. Игрушки должны быть из натуральных материалов, куклы без лиц - это развивает фантазию у детей

3. Воспитатель - пример для подражания у ребенка

4. Учебный материал поделен на части: духовную, душевную, практическую

В духовной части уделяют внимание активному мышлению, в душевной - музыке, в практической - рисованию, лепке.

5. Воспитываем человеческие ценности на исторических примерах

Популярные методы обращения в рыцарскую эпоху. Дети переодеваются в средневековые костюмы, разыгрывают сценки.

Методика Глена Домана. Как воспитать гения

Доктор Глен Доман - нейрохирург. Он работал с детьми-инвалидами, в которых была поражена нервная система. Доктор изобрел свою методику, которая оказалась очень действенной для развития памяти у детей. В результате больные дети через некоторое время догоняли здоровых в своем развитии.

Что же придумал Глен Доман? Он попробовал показывать детям карточки с рисунками и называть, что там изображено. Такой урок должен длиться несколько секунд, а всего уроков в день может быть и до пятидесяти.

Также большое значение его методика воспитания уделяет физическому развитию детей. Он уверен, что для новорожденного надо максимально много времени проводить на полу или специальном приспособлении. Детей нужно вертеть и крутить разными способами, учить преодолевать препятствия.

Самые важные принципы методики Домана:

1. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больше шансов воспитать его эрудитом

2. Хвалите ребенка за его достижения

3. Не учите детей без их интереса

4. Регулярные занятия - залог успеха

5. Не проверяйте знаний у малыша

6. Каждый ребенок может вырасти гением, надо лишь постараться.

7. Маленькие дети воспринимают и запоминают огромное количество информации. После 6 лет способности памяти не такие большие.

Система воспитания Никитиных. Минимум опеки - максимум любви

Эту систему открыли для себя и миру педагоги-новаторы Никитины, испытав на собственных детях. Все методы приходили со временем и опытом. Вот основные правила воспитания, которые вывели для себя Никитины.

1. Закаляйте ребенка

Холод - главный враг болезней. Но закалять ребенка надо постепенно.

2. Не надо заставлять ребенка есть

И речь идет не только о перекорме. Если какой-то ребенок Никитиных отказывался от еды, его не кормили вообще. Но до следующего «планового» приема пищи никаких перекусов.

3. Движение - жизнь

Огромное значение в семье уделялось физическому развитию. Дети лазали по турникам, канатам, лестницам. При этом никто не указывал, как именно надо заниматься ребенку - все по собственному желанию.

4. «Нет» лишней опеке

Согласно методике воспитания Никитиных, не надо излишне опекать детей - они многое могут сами. Когда их дети начинали ползать и ходить, родители практически не страховали малышей. И ребята учились группироваться, правильно падать и поддерживать баланс тела. Если малыша страховать, он перестает полагаться на свои силы.

5. «Да» взрослым игрушкам

Если ребенку интересно играть не куклой, а ложкой, тапочками, феном - пожалуйста, лишь бы не было опасности для жизни. Но надо четко выделить, какие взрослые вещи можно брать, а какие - нет.

6. Собственный пример - стимул для детей

По мнению отца семейства, если что-то делать с любовью и интересом, дети искренне заинтересуются делами родителей.

7 . Развивайте ребенка с помощью настольных игр, головоломок, ребусов, загадок

Очень важно, чтобы вся семья принимала участие в домашних играх, это развивает не только мышление, но и формирует командный дух.

Но у этой системы есть вторая сторона медали, которую увидели сами Никитины. Их дети были эрудированы не по годам. В школе они не привыкли напрягаться, а когда запас их знаний иссяк, они просто не умели учиться. Несмотря на физическое развитие, они не стали чемпионами в спорте.

Горе от ума

Выбирая методы воспитания для своего малыша, надо помнить, что они должны быть полезны для вашего ребенка и подходить именно ему.

Задумайтесь, так ли нужно делать из своего ребенка гения? Принесет ли это ему счастье? Или просто вы пытаетесь удовлетворить свои амбиции, заставляя детей делать то, что им не нужно.

Стоит помнить правило, которое все эти педагоги открыли для себя: не бегите вперед поезда с обучением, воспитывайте малыша с любовью и искренним интересом - и тогда результаты действительно вас удивят.

Не важно, сколько у вашей семьи денег. Даже если на счетах вашей семьи миллионы, воспитывать детей надо так, как будто их нет вовсе. Почему? Да потому что 4-е поколение ходит нищими в подавляющем большинстве богатых семей!

Если верить современным исследованиям, гением становятся после 30 лет. Но как быть с теми, чьи таланты проявляют себя уже в детстве? Мы решили разобраться, как определить, что в семье растет гений и как правильно его развить.

Но сначала более подробно о нищем поколении в богатых семьях. Отрывок из книги “Богатство семьи” (Джеймс Хьюз-мл.):

1. Первое поколение, назовем их “родители”, родились бедными, но очень много работали и в итоге скопили начальный капитал, чтобы дать детям лучшую жизнь. Эдакие предприниматели, которые поднялись из низов с нуля, сделали себя сами.

2. Второе поколение, назовем их “дети”, уже родились в обеспеченной семье. Родители постарались дать им хорошее образование, бизнес, дали возможность путешествовать и наслаждаться жизнью. Естественно, они не приучены к работе, ведь родители желали им лучшей жизни. Некоторые дети уже на этой стадии умудряются промотать весь родительский капитал, так что внукам достаются долги и нищета, у некоторых капитала хватает еще на одно поколение.

3. Третье поколение, назовем их “внуки”, совершенно не помнит, что такое работа. Обычно живут не по средствам, в кредит, но на широкую ногу. Считают работу уделом людей 2-го сорта. Эдакая аристократия. Обычно они окончательно проматываются и оставляют правнуков в лучшем случае ни с чем.

4. Четвертое поколение, назовем их “правнуки”, дети обанкротившихся “внуков”, оказываются в полной нищете и начинают с нуля.

Эта история повторяется вновь и вновь и наблюдается во всех странах и на всех исторических отрезках.
Единственным исключением являются семьи, которым удается удерживать капитал уже много столетий (Рокфеллеры и др.).
В чем секрет?

Все просто – они заставляют каждое поколение работать усерднее предыдущего. Так, как будто они начинают с нуля. Есть еще множество факторов, но этот основной.

Признаки гениальности

Каждый родитель считает своего ребенка самым одаренным. Но что на этот счет говорят врачи? Можно ли определить, будет ли ваш ребенок вундеркиндом? Вообще, современная наука не даст вам ответа на этот вопрос. Но существуют естественные признаки, по которым можно определить, что ваш ребенок гений.

Первый звоночек гениальности – это быстрый рост. Медики полагают, что если ребенок быстро растет, то быстрее развивается – у него раньше развивается мимика, он раньше начинает говорить – в 14 месяцев одаренные дети могут связать предложения. У него первым из сверстников проявляются интересы к другим языкам.

Кстати, склонность к изучению языков – еще один признак гения. Язык, по мнению психологов, отлично развивает мышление. Отсюда все истории о пользе билингвальных детских садов.

Ваш младенец быстро запомнил, что фруктовое пюре, которое подает ему мама, появляется из холодильника? Он обладает хорошей концентрацией и может долго проводить время за одним делом? Отлично! С высокой долей вероятности вы растите одаренного ребенка. Недавнее исследование, в котором приняли участие восемь вундеркиндов, показали, что все они обладают феноменальной оперативной памятью – той, которая удерживает в мозгу информацию для разработки. У вундеркиндов ее объем больше, нежели у простых детей.

От вундеркинда до аутиста один шаг

Дети-вундеркинды всегда вызывали у окружающих удивление и благоговение. Сам термин вундеркинд идет в ногу с понятием успех. Но, несмотря на феноменальные способности, отличную память и высокие результаты, вундеркинды обладают уровнем умственного развития не превышающим средний. По крайней мере, к такому выводу пришли исследователи после тестирования гениальных детей.

Хуже того, согласно исследованию, опубликованному недавно в журнале Intelligence, большинство гениев несут в себе много аутистических черт, прежде всего, их внимание к деталям. Кроме того, в семьях, где рождаются вундеркинды – в первой и второй степени родства часто встречаются аутисты. На основе проведенного эксперимента с восьмью вундеркиндами, в трех случаях аутизмом страдали около десятка ближайших родственников.

Да и сами вундеркинды несут в себе угрозу отколоться от общества и резко перейти с пути быстрого развития на путь деградации. Бытует мнение, что дети просто не выдерживают того давления, которое на них оказывают окружающие. Но обратный процесс начинается иногда совсем в раннем возрасте. Например, Time приводит пример, когда ребенок заговорил в три месяца, а через год разучился.

Как воспитать гения

В общем, вундеркинды – палка о двух концах. И встречаются они редко. Согласно исследованиям, на 100 тысяч детей приходится один вундеркинд. Одаренных намного больше, но талант – это всегда труд, в том числе и родительский.
Исходя из последних исследований, современные ученые дали следующие советы по воспитанию будущих гениев:

Развивайте терпение

Во-первых, не давайте ребенку много смотреть телевизор, особенно до двух лет. Современная статистика гласит, что 59% маленьких детей имеют под боком не один, а целых два телевизора. Эксперт Роберта Голинхофф подчеркивает, что это не приносит никакой пользы, напротив, снижает познавательные навыки и крадет время, которое нужно вашему чаду для развития. Кроме того, ученые советуют с детства учить ребенка терпению. Однажды в американской школе группе детей предложили одно печенье, с условием, что второе они смогут получить, только если немного подождут. В итоге, у тех, кто прождал больше, показатели по школьному тесту были на 210 пунктов выше, чем у тех, кто не смог выждать и минуты.

Берегитесь компьютера

Кстати, о компьютерных играх. Это враг номер один в мире современной педагогики. Недавняя статья в научном журнале "Педагогические технологии" доктора Бари гласила, что дети, которые играют в компьютер больше двух часов в день, показывают результаты на 9,4% ниже, чем те, кто больше интересуется другими вещами, например, книгами, музыкой или спортом.

Откройте для ребенка музыку

Музыка – секрет успеха в развитии вербальных навыков у ребенка. Недавно в Америке провели эксперимент, где приняли участие ученики из музыкальных школ Бостона до десяти лет, которые к тому времени уже три года занимались музыкой. Как указывают авторы, эксперимент показал, что дети из музыкальных школ оказались в несколько раз способнее в изучении языков, и вообще были более интеллектуально развиты, нежели их сверстники.

Соберите библиотеку

Другой важный фактор развития – книги. Исследователь Эванс, в своей статье «Семейная, школьная культура. Успех образования», - сообщил, что дети, росшие в доме, где было более 500 томов, учились на 36% лучше, чем их сверстники из семей меньших библиофилов. Конечно, не стоит забывать, что жить в окружении книг мало, нужно их еще и читать.

Не бойтесь детского сада

Ну и последнее - социализация. Рано или поздно перед всеми современными родителями встает вопрос – отдавать ли ребенка в детский сад или не стоит. Наука голосует «за». Чтобы сделать такой вывод ученые проследили за жизнью двух групп сирот от 3-4 лет до 40. Одни посещали дошкольное учреждение, другие нет. В итоге группа, прошедшая подготовительную школу, к 27 годам имела в несколько раз больше шансов купить себе собственный дом, нежели те, кто были предоставлены сами себе. Результаты исследования вышли в статье доктора Швайнхарта «Время жизни: о пользе дошкольного обучения вплоть до сорока лет». Социализация и умение направить безграничную энергию вашего чада в правильное русло – вот гарант успешного будущего, утверждают ученые.

Главное не переборщить

Но в воспитании, как и везде очень важно соблюдать меру. Гении гениями, но не стоит забывать, что практически у каждого известного истории гения были свои причуды.

Взять, например, Эйнштейна. Не человек, а легенда. Наверное, весь мир вспоминает его добрым словом, кроме жены. Однажды он решил изменить их семейные отношения на деловые и предложил контракт. Не самый выгодный для своей второй половины. Она должна была продолжать приносить ему, по-прежнему, три раза в день его обед, содержать одежду в чистоте, а главное - при других женщинах становиться простой домоправительницей.

Непростым сожителем был и Людвиг ван Бетховен. Создавал хаос он так же великолепно, как и сочинял сонаты. В доме всегда были разбросаны ноты, тарелки с объедками, книги. По крайней мере, так вспоминали о нем современники. Если это еще можно назвать творческим беспорядком, то особой его «гениальной фишкой» был отказ от бритья во время работы над новым произведением. Людвиг полагал, что бритье лишает его вдохновения. Вместо этого, он выливал себе на голову ведро холодной воды.

Но больше всего своим безумством запомнился Сальвадор Дали. Возможно, потому, что он сам хотел выглядеть сумасшедшим. Его жизнь была такой же шокирующей, как и творчество. Одни его дневники с размышлениями об экскрементах чего стоят. Больше всего он любил эпатировать публику. Однажды в 1936 году на Международной сюрреалистической выставке он решил прочитать лекцию, надев водолазный шлем. Надо сказать, что при этом чуть не задохнулся. Когда же оторопевшие зрители спросили, почему он так оделся, Дали ответил, что так ему было удобней опускаться в глубины своего подсознания, о котором он хочет поведать слушателям.

Из олигархов в нищие. Миллионеры 20 лет спустя. (док. фильм)

Если верить современным исследованиям, гением становятся после 30 лет. Но как быть с теми, чьи таланты проявляют себя уже в детстве? Мы решили разобраться, как определить, что в семье растет гений и как правильно его развить.

Признаки гениальности

Каждый родитель считает своего ребенка самым одаренным. Но что на этот счет говорят врачи? Можно ли определить, будет ли ваш ребенок вундеркиндом? Вообще, современная наука не даст вам ответа на этот вопрос. Но существуют естественные признаки, по которым можно определить, что ваш ребенок гений.

Первый звоночек гениальности – это быстрый рост. Медики полагают, что если ребенок быстро растет, то быстрее развивается – у него раньше развивается мимика, он раньше начинает говорить – в 14 месяцев одаренные дети могут связать предложения. У него первым из сверстников проявляются интересы к другим языкам.

Кстати, склонность к изучению языков – еще один признак гения. Язык, по мнению психологов, отлично развивает мышление. Отсюда все истории о пользе билингвальных детских садов.

Ваш младенец быстро запомнил, что фруктовое пюре, которое подает ему мама, появляется из холодильника? Он обладает хорошей концентрацией и может долго проводить время за одним делом? Отлично! С высокой долей вероятности вы растите одаренного ребенка. Недавнее исследование, в котором приняли участие восемь вундеркиндов, показали, что все они обладают феноменальной оперативной памятью – той, которая удерживает в мозгу информацию для разработки. У вундеркиндов ее объем больше, нежели у простых детей.

От вундеркинда до аутиста один шаг

Дети-вундеркинды всегда вызывали у окружающих удивление и благоговение. Сам термин вундеркинд идет в ногу с понятием успех. Но, несмотря на феноменальные способности, отличную память и высокие результаты, вундеркинды обладают уровнем умственного развития не превышающим средний. По крайней мере, к такому выводу пришли исследователи после тестирования гениальных детей.

Хуже того, согласно исследованию, опубликованному недавно в журнале Intelligence, большинство гениев несут в себе много аутистических черт, прежде всего, их внимание к деталям. Кроме того, в семьях, где рождаются вундеркинды – в первой и второй степени родства часто встречаются аутисты. На основе проведенного эксперимента с восьмью вундеркиндами, в трех случаях аутизмом страдали около десятка ближайших родственников.

Да и сами вундеркинды несут в себе угрозу отколоться от общества и резко перейти с пути быстрого развития на путь деградации. Бытует мнение, что дети просто не выдерживают того давления, которое на них оказывают окружающие. Но обратный процесс начинается иногда совсем в раннем возрасте. Например, Time приводит пример, когда ребенок заговорил в три месяца, а через год разучился.

Как воспитать гения

В общем, вундеркинды – палка о двух концах. И встречаются они редко. Согласно исследованиям, на 100 тысяч детей приходится один вундеркинд. Одаренных намного больше, но талант – это всегда труд, в том числе и родительский.
Исходя из последних исследований, современные ученые дали следующие советы по воспитанию будущих гениев:

Развивайте терпение

Во-первых, не давайте ребенку много смотреть телевизор, особенно до двух лет. Современная статистика гласит, что 59% маленьких детей имеют под боком не один, а целых два телевизора. Эксперт Роберта Голинхофф подчеркивает, что это не приносит никакой пользы, напротив, снижает познавательные навыки и крадет время, которое нужно вашему чаду для развития. Кроме того, ученые советуют с детства учить ребенка терпению. Однажды в американской школе группе детей предложили одно печенье, с условием, что второе они смогут получить, только если немного подождут. В итоге, у тех, кто прождал больше, показатели по школьному тесту были на 210 пунктов выше, чем у тех, кто не смог выждать и минуты.

Берегитесь компьютера

Кстати, о компьютерных играх. Это враг номер один в мире современной педагогики. Недавняя статья в научном журнале "Педагогические технологии" доктора Бари гласила, что дети, которые играют в компьютер больше двух часов в день, показывают результаты на 9,4% ниже, чем те, кто больше интересуется другими вещами, например, книгами, музыкой или спортом.

Откройте для ребенка музыку

Музыка – секрет успеха в развитии вербальных навыков у ребенка. Недавно в Америке провели эксперимент, где приняли участие ученики из музыкальных школ Бостона до десяти лет, которые к тому времени уже три года занимались музыкой. Как указывают авторы, эксперимент показал, что дети из музыкальных школ оказались в несколько раз способнее в изучении языков, и вообще были более интеллектуально развиты, нежели их сверстники.

Соберите библиотеку

Другой важный фактор развития – книги. Исследователь Эванс, в своей статье «Семейная, школьная культура. Успех образования», - сообщил, что дети, росшие в доме, где было более 500 томов, учились на 36% лучше, чем их сверстники из семей меньших библиофилов. Конечно, не стоит забывать, что жить в окружении книг мало, нужно их еще и читать.

Не бойтесь детского сада

Ну и последнее - социализация. Рано или поздно перед всеми современными родителями встает вопрос – отдавать ли ребенка в детский сад или не стоит. Наука голосует «за». Чтобы сделать такой вывод ученые проследили за жизнью двух групп сирот от 3-4 лет до 40. Одни посещали дошкольное учреждение, другие нет. В итоге группа, прошедшая подготовительную школу, к 27 годам имела в несколько раз больше шансов купить себе собственный дом, нежели те, кто были предоставлены сами себе. Результаты исследования вышли в статье доктора Швайнхарта «Время жизни: о пользе дошкольного обучения вплоть до сорока лет». Социализация и умение направить безграничную энергию вашего чада в правильное русло – вот гарант успешного будущего, утверждают ученые.

Главное не переборщить

Но в воспитании, как и везде очень важно соблюдать меру. Гении гениями, но не стоит забывать, что практически у каждого известного истории гения были свои причуды.

Взять, например, Эйнштейна. Не человек, а легенда. Наверное, весь мир вспоминает его добрым словом, кроме жены. Однажды он решил изменить их семейные отношения на деловые и предложил контракт. Не самый выгодный для своей второй половины. Она должна была продолжать приносить ему, по-прежнему, три раза в день его обед, содержать одежду в чистоте, а главное - при других женщинах становиться простой домоправительницей.

Непростым сожителем был и Людвиг ван Бетховен. Создавал хаос он так же великолепно, как и сочинял сонаты. В доме всегда были разбросаны ноты, тарелки с объедками, книги. По крайней мере, так вспоминали о нем современники. Если это еще можно назвать творческим беспорядком, то особой его «гениальной фишкой» был отказ от бритья во время работы над новым произведением. Людвиг полагал, что бритье лишает его вдохновения. Вместо этого, он выливал себе на голову ведро холодной воды.

Но больше всего своим безумством запомнился Сальвадор Дали. Возможно, потому, что он сам хотел выглядеть сумасшедшим. Его жизнь была такой же шокирующей, как и творчество. Одни его дневники с размышлениями об экскрементах чего стоят. Больше всего он любил эпатировать публику. Однажды в 1936 году на Международной сюрреалистической выставке он решил прочитать лекцию, надев водолазный шлем. Надо сказать, что при этом чуть не задохнулся. Когда же оторопевшие зрители спросили, почему он так оделся, Дали ответил, что так ему было удобней опускаться в глубины своего подсознания, о котором он хочет поведать слушателям.