Как выучить названия месяцев ребенком. Как ребенку помочь запомнить месяцы в году

Понятие "Времена года"

Прочти стихотворения (или послушай). Скажи, когда это бывает?
Нарисуй на каждое стихотворение дерево, которое ты можешь увидеть в это время года.
Скажи наоборот: лето - ..; весна - ..; холодно - ..; мокрый - ..; расцветают - ..; улетают - ...

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
А. Пушкин

В поле солнечно и тиху.
Сушит землю знойный день.
Призадумалась гречиха.
Свесил голову ячмень.
Г. Ладонщиков

От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Г. Ладонщиков

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется.
Лужи у крыльца.
А. Плещеев

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? - Это год.

Найди лишнее слово: зимний, холодный, морозный, спокойный, снежный, вьюжный. Придумай похожие слова: жаркий,..
Поиграем вместе: Если собирают грибы, это.., если набухают почки, это.., если ты гуляешь в валенках, это.., если ты одел теплую куртку, это... или...

Определи, какое время года изображено на картинках. Что происходит с деревом зимой, весной, летом и осенью?

Какое время года напоминают тебе эти предметы?

Расскажите ребенку что год состоит из 12 месяцев.

Разделим месяцы по временам года:

После этого вместе с ребенком заучите названия месяцев. Тут необходимо выучить с ребенком, сколько дней в каком месяце и как можно это определить.

Назови зимние, весенние, летние и осенние месяцы. Расскажи, что нарисовано на картинках. Рассмотри рисунки и расскажи, что происходит в природе в это время.

Найди в каждой группе лишний предмет. Объясни свой выбор.

Рассмотри рисунки и скажи когда это бывает? Назови время года.

Отгадай загадки про время

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют.
(Месяцы.)
Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста.
(Неделя.)
Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет.
(Времена года.)

Как с помощью рук определить количество дней в любом месяце? Сожми руки в кулачки и поверни так, как показано на рисунке.

ЯНВАРЬ - 31 ИЮЛЬ - 31
ФЕВРАЛЬ - 28 (29) АВГУСТ - 31
МАРТ - 31 СЕНТЯБРЬ - 30
АПРЕЛЬ - 30 ОКТЯБРЬ -31
МАЙ - 31 НОЯБРЬ - 30
ИЮНЬ - 30 ДЕКАБРЬ - 31

Послушай стихотворение. Скажи, сколько дней в феврале в високосном году?

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,
Но в год високосный он на день длинней.

Определение знака года по китайскому гороскопу. Я РОДИЛСЯ:

Определи под каким знаком зодиака ты родился: Я РОДИЛСЯ:

КОЗЕРОГ 22 ДЕКАБРЯ - 20 ЯНВАРЯ РАК 22 ИЮНЯ - 22 ИЮЛЯ
ВОДОЛЕЙ 21 ЯНВАРЯ - 18 ФЕВРАЛЯ ЛЕВ 23 ИЮЛЯ - 23 АВГУСТА
РЫБЫ 19 ФЕВРАЛЯ - 20 МАРТА ДЕВА 23 АВГУСТА - 23 СЕНТЯБРЯ
ОВЕН 21 МАРТА - 20 АПРЕЛЯ ВЕСЫ 24 СЕНТЯБРЯ - 23 ОКТЯБРЯ
ТЕЛЕЦ 21 АПРЕЛЯ - 21 МАЯ СКОРПИОН 24 ОКТЯБРЯ - 22 НОЯБРЯ
БЛИЗНЕЦЫ 22 МАЯ - 21 ИЮНЯ СТРЕЛЕЦ 23 НОЯБРЯ - 21 ДЕКАБРЯ

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,

Задавали ли вы ребенку вопрос о разнице лета и зимы или весны с осенью Чем они отличаются друг от друга и чем характерно каждое время года. Попытаться объяснить разницу во временах года можно уже малышу с 3-х лет. Малыш уже вполне конкретно может объяснить, что значит дождик или снежок, отличить холод и тепло.

Вот и начнем, базируясь на этих понятиях объяснять малышу разницу. Хорошо, ели все это будет происходить комплексно, вы будете и устраивать малышу задания с просмотром картинок, и выражать свои знания в рукоделии и смотреть вместе развивающее видео о временах года.

Очень важно научить ребенка различать базовые понятия, это не только сможет расширить его кругозор, но и поможет адекватной оценке того, что необходимо одеть в то или иное время. И не получится так, что поздней осенью кроха будет настаивать на красивых босоножках, когда все одели теплые ботиночки. Ваша задача на детском языке, не сложными словами объяснить, что из себя представляет тот или иной сезон. Любое ваше объяснение должно сопровождаться картинками.

Малышу важно осознать, что отличие времен года не только в названии, но а прежде всего в условиях их протекания: зимой идет снег и холодно, летом: солнышко и жара и пр.

Затем перейдите к конкретике: что происходит с водой, деревьями, травой и цветами, как ведут себя животные, что носят люди и т.д. Замечательно, если в каждый сезон будут отмечаться особые праздники, ребенок их запомнит и будет ассоциировать с этим временем года. (Новый год, 8-е марта, праздники урожая, день летнего солнцестояния и пр.)

А еще вспоминайте с ребенком, что он любит больше всего делать в определенное время года (зимой кататься на санках, летом - плавать, осень - собирать грибы и разноцветные листья, весной - искать подснежники.

Очень важно. чтобы ребенок понимал все сезонные отличительные особенности. Самое лучшее объяснить на примере деревьев.

Учим времена года в игре.

Предлагаем вам дидактические картинки со временами года.

Учим времена года с помощью дидактических карточек, помогающих детям легче различать понятия: вена, лето, осень, зима.

Что можно делать с картинками?

  • Загадывайте загадки, касающиеся времен года . Можете найти готовые загадки и попробовать загадывать их ребенку, а можете просто задавать вопросы: когда это бывает?
  • Что на картинке. Попросите ребенка описать, что он видит на картинке, что там изображено. И, как закрепление итога, спросите, в какой сезон это происходит.
  • Природа на календаре. Попробуйте соорудить из дидактических материалов своеобразный календарь, по которому кроха будет понимать времена года.

Еще предлагаем вам замечательную игру о временах года. Вам надо будет разрезать карточки с мелкими картинками и перемешать их и позволить ребенку подобрать предметы из мелких карточек, подходящие к тому или иному времени года.

По мере того, как малыш растет, для его воспитания и обучения нужно уделять все больше и больше времени. Вспомните себя в детстве: наверняка, вы каждую минуту задавали уйму вопросом бабушке, папе, маме: «почему человек не летает», «сколько в мире людей» и т.д. Взрослым необходимо уделять вопросам ребенка наибольшее внимание, ведь по их содержанию можно понять, насколько маленький человечек глубоко мыслит, и каким образом лучше объяснить ребенку то, о чем он спрашивает. Одним из важных вопросов по ходу обучения, является такой: «как научить ребенка месяцам года». Об этом мы поговорим в данной статье.

Использование карточек при составлении презентации о временах года

Уже в самом раннем детстве ребенок интересуется устройством мира и задается вопросами о том, почему происходит так, а не иначе. «Почему зимой холодно, а летом жарко?», «Почему осенью опадают листья с деревьев?» и т.д.

Чтобы научить ребенка месяцам года быстро и интересно, можно составить наглядную презентацию с красочными красивыми картинками. Выберете к каждому месяцу несколько карточек с изображением разных сторон жизни людей и окружающей среды. На них должно быть показано, как одеваются люди в тот или иной период года, как выглядит природа: лес, река и т.д. Также можно подобрать фотокарточки из семейного альбома, на которых наиболее ярко видны особенности того или иного месяца.

Например, отличительным признаком декабря является наряженная елка, дед мороз и сугробы снега. Март – это текущие с год ручейки, люди, одетые в весенние куртки и легкие сапожки. Июль – это играющие на воде лучи солнца, поющие птички и летающие божьи коровки. Август – это пора грибов, теплых летних дождей и начинающей желтеть листвы на деревьях. Сентябрь – первый день школы.

Это важно! Постарайтесь найти максимальное число отличительных качеств, присущих каждому месяцу.

Июнь и июль мало чем отличаются между собой – оба летние месяцы, оба имеют похожие названия. В этом случае вам помогут личные ассоциации. Например, в июне у ребенка день рождения или в июле ребенок перестает ходить в детский садик.

Придумайте логически связанный между собой рассказ о том, как плавно сменяют друг друга месяца года, как выглядит каждый из них. Также можно прибегнуть к сюжету мультфильма «12 месяцев». Расскажите, что 12 месяцев – это 12 родных братьев, разных по возрасту и внешности. Например, апрель – добрый молодец, который призван приносить каждый год настоящую весну. Носит он зеленые одежды, а щеки его горят ярким румянцем. Январь – добрый дедушка, облаченный в белые, длинные одежды, которые тянутся далеко-далеко по всему миру и ложатся на землю мягкими снежными коврами.

Это важно! Обрисуйте каждый из месяцев, используя при этом метафоры, обороты, сказочные мотивы.

Игровые приемы для лучшего запоминания времен года

Составьте 12 карточек, на которых будут обозначены каждый из 12 месяцев. Это могут быть картинки с природой, людьми, фрагментами из сказок и мультфильмов. Предложите ребенку выбрать понравившуюся карточку, назвать время года, изображенное на ней и доказать свою точку зрения.

Например: «Это февраль, потому что на картинке изображены сосульки, падающие с крыши. У нас в феврале всегда холодно. Я помню, как этой зимой видел много-много сосулек».

Когда ребенок поочередно расскажет о каждом из месяцев, попросите его разложить карточки в правильном порядке.

Это важно! В случае, если обозначить, в какой последовательности должны быть разложены карточки, у малыша не получится, предложите ему выбрать по три карточки каждого времени года и сложить в 4 разных стопки.

После этого подумайте вместе с ребенком, к какому времени года относится каждая стопка карточек, разложите их в правильной последовательности: зима, весна, осень, зима. В самом конце помогите малышу выбрать правильный порядок следования каждого из 3х месяцев в категории.

Еще одним эффективным методом запоминания времен года будет изучение стихотворений. Выберете вместе с ребенком несколько простых четверостиший о разных временах года и задайте ему выучить их наизусть. Это также поможет усвоить, что такое тот или иной месяц по средству запоминания зрительных образов. Хорошими примерами стихотворений о месяцах года могут быть произведения таких авторов, как: Фет, Тютчев, Пушкин, Есенин и другие.

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.




Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.




В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)


Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,
Но в год високосный он на день длинней.