Какие бывают детские страхи, и что с ними делать. Какие бывают детские страхи, и что с ними делать Заговор от испуга с ниткой

Детский психолог Елена Макаренко расскажет, чего больше всего боятся детки в возрасте до трех лет. Удивительно, но страхи тоже трансформируются, какие-то отступают, а какие-то беспокоят наших малышей. Оказывается, этому есть объяснение.

С точки зрения психологии страх, является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом с генетически заданным физиологическим компонентом. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, «убегания».

Cложно найти человека, который никогда в жизни не испытывал страх. Страх, тревога, беспокойство являются нормальными эмоциональными проявлениями нашей психической жизни.

Каждый человек испытывает страх с самого рождения, они обусловлены возрастными особенностями. Большинство страхов имеют временной характер. Чаще всего детские страхи исчезают бесследно, главное к ним правильно относиться, понимать причину их появления и вовремя «контейнировать».

Если они сохраняются длительное время, очень мучительные и невыносимые, то это может быть признаком:

неблагополучия,

слабой нервной системы ребенка,

неправильного и некорректного поведения родителей,

того, что родители не знают психических и возрастных особенностей развития ребенка,

не пережитых страхов самих родителей,

конфликтных отношений в семье.

Большинство страхов, к сожалению, возникают именно по вине родителей, и каждый родитель должен не допустить возможность появления страха или снизить уровень страха, вызванный семейными конфликтами, резкими звуками, внутренней черствостью или противоположностью всему этому - гиперопекой, чрезмерным вниманием и назойливой любовью.

У детей с возрастом меняются мотивы поведения, отношения к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, насколько родители смогут уловить эти перемены, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

На каждом возрастном жизненном этапе дети сталкиваются с определенными страхами. Рассмотрим детские страхи в возрасте от 1 до 3-х лет.

Интересен проведенный социологический оп-рос 200 матерей, детям которых от 1 до 3-х лет, им предоставили список из 29 видов страха.

Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков.

На втором месте находится страх одиночества, затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников. В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следу-ют страхи одиночества. По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий маль-чик и девочка). Это указывает на уменьшение безус-ловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхож-дения (боль, уколы, медработники).

К 2 годам суще-ственно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более час-тыми у них кошмарными сновидениями.

Полученные данные показывают повышен-ную чувствительность детей этого возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными кон-фликтами, медицинскими манипуляциями, пребыванием в больнице или посещением детсада, может быть существенным источником эмоцио-нального стресса, беспокойства и страхов.

Вопросы читателей

18 октября 2013 Здравствуйте. Ребенку 5 лет. Недели две назад появились страхи - не хочет оставаться один, боится спать один, боится ходить в туалет один. Эти страхи очень его мучают: по ночам встает по пять раз, страшно, просит чтоб с ним посидели. Что делать? На вопрос, что боится, отвечает, что увидел страшный мультик. Мы уже и рисовали, и сжигали страшное чудище, и крестик одели, разговаривали, объясняли. Вопрос в том, что может это пройдет, но как вести себя, пока он боится. Брать его к себе в кравать? Пусть хоть высыпается, или все таки настаивать на своем? Спасибо.


Здравствуйте, уважаемые читатели и гости моего блога!
Продолжим разговор о детских страхах...Отмечу, что данная статья основана на книге Евгении Чех Мне страшно. Расскажи мне сказку. Я рекомендую эту книгу всем родителям, педагогам, коллегам. Книга написана легко, читать ее интересно. В книге содержатся основы теории и МНОГО ПРАКТИЧЕСКИХ рекомендаций, представлены методы диагностики, которые могут проводить и родители, варианты сказок и рекомендации по их составлению. Эта книга - находка!
Итак, в каждом возрасте свои страхи. Начнем с детей 3-4 лет. Чего боятся эти еще не очень взрослые дети?

Страхи, возникающие в определенные возрастные периоды, свидетельствуют о том. что ребенок достиг очередной ступеньки развития. К сожалению, такого рода страхов не избежать. Более того, родители, пытающиеся оградить малыша от реалий этого мира, оказывают ему медвежью услугу. Они рискуют вырастить абсолютно не приспособленного к существованию в обществе человека, который впоследствии столкнется с большим количеством проблем. Ведь страх, сопровождая все новое, незнакомое нам до этого, стимулирует нас к активизации усилий по овладению новым знанием или навыком. Каждая ступень развития сначала знаменует собой страх, который надо преодолеть. В этом смысле страхи необходимы нашим детям.
В возрасте 3-4 лет психические процессы ребенка имеют непроизвольный характер. То есть малыш не может пока по собственному желанию концентрировать свое внимание, восприятие на одном объекте. Любое новое впечатление переключает его на новый объект. Речь малыша находится в становлении. Мышление в этом возрасте конкретное. Ребенок может размышлять о вещах и явлениях, которые находятся в его непосредственном окружении.
Кроме того, на этот возраст приходится так называемый кризис трех лет, свидетельствующий о возникновении самосознания и воли малыша. Обратите внимание, что переживание кризиса истощает защитные силы организма и часто приводит к возникновению страхов.
Страх темноты. И вот в такой ситуации развития малыш сталкивается со странными, необъяснимыми пока вещами. Например, темнота. Что это за штука такая, при которой ты больше ничего не видишь? Куда подевалась комната, а главное, мама? Их съел кто-то? Взрослые, конечно, уверяют, что ничего страшного. Ага, ничего страшного... К тому же, если ты ничего не видишь, никакой гарантии, что там не спрятался какой-нибудь злодей. Скорее всего, именно так и есть.
Очень важно отдавать себе отчет в выборе слов. Если взрослы говорит: ничего страшного - ребенок слышит слово "страшно", а значит есть чего боятся, но мама почему-то меня уговаривает, значит сама не знает, что делать.
Это относится ко многим ситуациям. Например, мама говорит ребенку, идущему в садик: ничего не бойся, если тебя будут обижать, если ты заплачешь, если ты не захочешь спать и т.д. Что слышит ребенок, как он будет воспринимать детский сад?...Следует подумать об этом (особенно если ребенок только адаптируется к саду).

О злодеях. Как раз в этом возрасте на малыша обрушивается огромное количество информации о всякой нечисти. Это мы со сказками знакомимся. Так что мир больше не прекрасный и удивительный, а полон всяких Баб Йог, Кащеев, Бармалеев, Леших, Змеев-Горынычей. Подобные персонажи мало того что страшные сами по себе, их еще и не может в этом возрасте в полной мере детская психика представить. А все непостижимое в первую очередь вызывает страх, так как может быть опасным.
К явлениям подобного ряда относятся и остальные типичные страхи 3-4 лет - воды, огня, пожара. Врачи со своими уколами приносят вполне конкретную боль, и это уже страхи вполне прямые и понятные. Конечно,малыш не может оценить последующую пользу от укола и защищает свое тело от ущерба.
Боязнь кошмаров . Примерно с четырехлетнего возраста часто возникает боязнь кошмаров. Еще одно приобретение развивающейся психики. -ребенок видит сны и может сохранять воспоминание о них после пробуждения. Соответственно, не все они приятные. А страшные сны говорят о тревоге, переживаемой ребенком.
Пример из практики Евгении Чех .
Егору 4 года, вот уже несколько месяцев его беспокоят ночные кошмары. «На меня нападает огромное черное чудовище, оно хочет меня съесть. Оно уже разевает огромную пасть, и тут я просыпаюсь. Мне очень страшно!» Так описывает свой страх Егор.
Мы стали выяснять, как выглядит чудовище. По описанию мальчика, чудовище сильно смахивало на собаку. Следующий вопрос, состоял в том, был ли у Егора в недавнем прошлом контакт с собакой. Мама вспомнила, что у их друзей действительно есть большая черная собака — лог. «Но он совершенно не опасный, наоборот, очень любит детей», — поспешила успокоить мама. Животное —дело очень хорошее. Некогда оно в два, а то и три раза больше вас, имеет острые зубы и оглушительно лает — захотите вы с ним а одной комнате находиться? Оказалось, что на ближайшие выходные был запланирован поход в гости к этим знакомым. Проблема ночных кошмаров решилась очень просто. Как только Егор узнал, что они не пойдут в гости к этим знакомым, страшные сны исчезли без следа.

Дапоксетин воздействует на кору головного мозга, что способствует естественному половому возбуждению и замедлению сексуальной разрядки. Согласно клиническим исследованиям, у всех совершеннолетних пациентов препарат предотвращает преждевременное семяизвержение. Именно поэтому в эффективности дженерика вы можете не сомневаться! Активное вещество начинает действовать через полчаса после приема и сохраняет свою эффективность на протяжении 2 часов.

Одну таблетку допустимо принимать раз в сутки. Запивать препарат рекомендуется простой водой. Не следует употреблять во время приема Дапоксетина большое количество напитков с кофеином, это приводит к учащению сердцебиения и повышению артериального давления.

Проведенные испытания не выявили серьезных побочных явлений при приеме медикамента, поэтому вы смело можете покупать дапоксетин в нашей аптеке и наслаждаться насыщенной сексуальной жизнью. Однако при превышении дозировки возможно возникновение головных болей, тошноты, переходящей в рвоту, болезненных ощущений в брюшной полости и учащенного сердцебиения. В этом случае необходимо обратиться к лечащему специалисту.

Ниже приведены основные противопоказания, при которых от применения Дапоксетина следует воздержаться: 1. Индивидуальная непереносимость лактозы или других составляющих медикамента. 2. Тяжелые патологии печени (цирроз). 3. Нарушения сердечного ритма, сердечная недостаточность.

Не следует сочетать стимулятор со следующими средствами:

1. Антидепрессанты.

2. Психостимуляторы, предназначенные для лечения шизофрении и других психических расстройств.

3. Средства, предназначенные для лечения мигрени.

4. Препараты, в состав которых входит литий.

5. Препараты на основе зверобоя.

6. Сильнодействующие обезболивающие медикаменты (Трамадол).

Если врач назначил вам один из вышеперечисленных медикаментов, необходимо закончить курс лечения, и только через две недели вы сможете принимать Дапоксетин без опасения за свое здоровье. После того, как вы закончили прием этого стимулятора, на протяжении одной недели следует воздержаться от приема следующих препаратов:

1. Средства для лечения грибковых патологий.

2. Средства, предназначенные для терапии ВИЧ-инфекции (ритонавир).

3. Антидепрессанты.

Если вы одновременно принимаете какие-либо сильнодействующие препараты, обязательно проконсультируйтесь с врачом перед покупкой Дапоксетина. Еще одна полезная рекомендация: перед тем, как выпить таблетку, измерьте артериальное давление и убедитесь, что оно в норме. Существует ли отличие дженерика дапоксетина от оригинального препарата? Некоторые люди до сих пор уверены, что дженерик – это подделка, которая не заслуживает внимания. Однако это не так. Производители разрабатывают дженерик дапоксетина на основе состава оригинального препарата, отличаться может лишь цвет таблеток и дизайн упаковки. Именно поэтому эффективность дженерика ничуть не хуже эффективности оригинального Дапоксетина, а его стоимость значительно ниже.

Срок хранения стимулятора составляет три года, при этом хранить его рекомендуется в прохладном и темном месте, не доступном для детей. Не используйте препарат по истечении этого срока, в противном случае его эффективность будет под вопросом. Таким образом, дженерик Дапоксетина подарит вам яркую сексуальную жизнь и длительный половой акт, способный полностью удовлетворить вашу партнершу! Приобрести такой препарат вы можете в нашей аптеке по приемлемой стоимости, для заказа позвоните нам по телефону и укажите, какое именно количество таблеток вы хотели бы купить. У нас предусмотрена оперативная доставка курьером или по почте, сроки зависят от вашего населенного пункта.

«Страх-аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни.»

(А.И.Захаров)

Правда, жутко звучит? А так ли страшен черт, как его малюют? Давайте разбираться…

«Почему ребенок боится?»

Давайте разберемся, что же такое «страхи» в целом.

Страх - это базовая эмоция, врожденная, основанная на инстинкте самосохранения.

Страхи бывают ситуативные (в необычной, шокирующей, опасной ситуации) и личностные (предопределены характером, личностными качествами, например, мнительностью). Страхи также бывают разной интенсивности и продолжительности.

Существует еще один, очень важный в данном ключе, термин — «тревога».

Тревога - это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.

Про тревогу говорят еще, что это не локализованный, не оформившийся страх.

Если любой человек находится все время в состоянии тревоги, то ему становятся свойственны: повышенная бесцельная активность (лишь бы чем-нибудь себя занять), непоследовательность в поступках, непереносимость ожидания, или, наоборот, топтание на одном месте, медлительность, инертность, «лучше ничего не делать, а то вдруг что случиться» — это девиз такого состояния.

Детям, как и всем остальным людям, свойственно иногда чего-нибудь бояться. Причем существуют возрастные страхи, т.е. те страхи, которые переживают все люди на определенном возрастном этапе, что связано с различными этапами становления личности человека.

Сегодня мы разберем возрастные страхи:

Страхи детей первого года жизни

Повышенное беспокойство у младенцев возникает чаще всего из-за неудовлетворения жизненно важных физиологических потребностей (сон, еда, активность, тепло, освобождения кишечника).

В первом полугодии жизни главным условием отсутствия беспокойства является привычность, благоприятность и постоянство окружающей социальной среды, т.е. телесный контакт с мамой, своевременное удовлетворение потребностей, четкий режим.

Во втором полугодии жизни увеличивается беспокойство при уходе матери, и появляется страх незнакомых, чужих, необычных лиц. Это объясняется тем, что у ребенка существует эмоциональный контакт с матерью, и появляется способность отличать ее от других, формируется избирательность отношений.

Страхи детей 1-3 лет

Ранний возраст характеризуется повышением самостоятельности ребенка, ведь он начинает ходить, самостоятельно изучать окружающий мир, начинает говорить и осваивает навыки опрятности.

Уменьшается беспокойство при отсутствии матери, и практически исчезает боязнь чужих. Ребенок взрослеет и уже осознает, что мама принадлежит только ему, и никуда она не денется, даже если будет общаться с кем-то еще.

У ребенка повышается чувствительность к эмоциональной обстановке в семье, ему легко передается беспокойство взрослых, и это часто проявляется в виде истерик, криков, повышенной привязанности к маме.

К двум годам происходит осознание собственной личности. В плане общения ребенок сосредоточен полностью на взрослых, сверстники его еще мало интересуют. Для ребенка в этом возрасте очень важна стабильность, ритуалы, поэтому ему свойственна некоторая педантичность, которая выполняет роль стабилизирующего фактора.

Малыш в этом возрасте очень ориентирован на эмоции родителей, и если они постоянно его чрезмерно опекают, ограждают от всего на свете («не упади», «не подходи», «упадешь» и т.п.), то ребенок начинает всего бояться, становится «маминым хвостиком».

В результате период «отлепления» от мамы может затянуться. И очень часто он усугубляется тем, что родители начинают стыдить ребенка, пытаться его оттолкнуть («что ты все время за мной ходишь?», «иди сам поиграй!»).

В результате такого поведения родителей страх потерять маму еще больше усугубляется. Но это тема требует отдельной статьи, поэтому подробно мы ее здесь разбирать не будем.

Также появляются страхи сказочных персонажей, особенно негативных. Это связанно с тем, что в этом возрасте резко увеличивается количество запретов (ребенок начинает ходить, бегать, активно изучать окружающий мир, часто не совсем приемлемыми для родителей способами), поэтому он сталкивается с негативными реакциями взрослых, что ему, естественно, не особо нравится.

Переживания ребенка, связанные с этой ситуацией, выплескиваются в страхи, кошмары, в которых главную роль играет негативный персонаж, олицетворяющий для ребенка, например, «строгую, наказывающую маму». Таким персонажем может быть Баба-Яга или Серый Волк, Лиса.

Помочь ребенку пережить этот период может адекватная оценка родителями деятельности ребенка. Очень важен в этом возрасте безоценочный подход, т.е. важно подчеркивать безусловность любви родителей, независимо от поступков ребенка; говорить не о личности ребенка в целом, а о конкретном поступке.

Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.

Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх - это составляющая инстинкта самосохранения.

Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.

Откуда берутся страхи

Существует множество причин возникновения страхов у детей.

Большое количество запретов.

Предоставление полной свободы.

Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.

Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.

Одиночество, нехватка общения с родителями.

Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.

Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.

Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.

Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.

Плохие взаимоотношения со сверстниками.

Сравнение ребёнка с другими.

Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.

Виды страхов

Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».

«Немые» - это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.

«Невидимки» - это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.

Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.

Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.

Диагностика страхов

Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.

Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:

1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном - живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.

Ты боишься:

1. Когда остаешься один;

2. Нападения;

3. Заболеть, заразиться;

4. Умереть;

5. Того, что умрут твои родители;

6. Каких-то детей;

7. Каких-то людей;

8. Мамы или папы;

9. Того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. Перед тем как заснуть;

12. Страшных снов (каких именно);

13. Темноты;

14. Вволка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. Когда очень высоко (страх высоты);

18. Когда очень глубоко (страх глубины);

19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

22. Пожара;

24. Больших улиц, площадей;

25. Врачей (кроме зубных);

26. Крови (когда идет кровь);

27. Уколов;

28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);

31. Опоздать в сад (школу);

2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.

3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.

4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.

Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.

Как преодолеть страхи

Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.

Способы преодоления страха.

Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.

Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.

Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.

Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).

Общение со сверстниками на тему общего страха.

Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.

Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.

Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.

Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.

Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: