Какой священный праздник. Самые важные православные праздники

Обычаи и традиции русского народа неразрывно связаны с календарем и с церковными праздниками . Знаменитая русская пословица гласит: «У Бога что день, то и праздник ». В самом деле, в православном календаре праздников имеется множество памятных, знаменательных дней.

В старообрядческой церкви каждый день совершается память прославленных Церковью святых. Все церковные праздники - это почитание Высших и бесплотных сил. Многие церковные праздники посвящены особым событиям, воспоминаниям библейской истории, явлению чудотворных икон, святым ветхозаветным и новозаветным.

Какие бывают православные праздники

Во все праздники Устав предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников по степени торжественности совершения их богослужений, что фиксируется особыми знаками праздников месяцеслова. Первое свидетельство такой практики приводит в конце XI в. преподобный Никон Черногорец . Он описывает систему из 3 чинов праздников: великих, средних и малых. По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего - самый главный праздник, в каноне праздника Пасха называется «праздник праздником и торжество торжеством». Затем следуют Великие праздники (включают в себя 12 и ), за ними средние и малые . Торжество Воскресения Христова вспоминается также в каждый воскресный день (неделю).

Двунадесятые и великие праздники в святцах обозначены красным крестом в кругу, средние - красным крестом без круга, малые же - тремя точками в полукружии. В кон. XIX в. появилась новая система окозрительных знаков праздников месяцеслова, фиксируемая, например, в ходовом на сегодняшний день «Ключе к церковному уставу» Н.С. Сырникова и других старообрядческих и единоверческих изданиях и рукописях.

Все церковные праздники распределены внутри двух годовых циклов - неподвижного (минейного) и подвижного (триодного). Торжества неподвижного цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней). Праздники подвижного цикла фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с датой Пасхи, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Пасха и двунадесятые праздники (а также некоторые другие) имеют предпразднество, попразднество и отдание.

По тематике праздники разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (и соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы. По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные. По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к великим праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща и «местночтимым» праздникам.

Пополнение православного календаря - процесс длительный и непрерывный, потому что периодически в старообрядчестве происходит канонизация и почитание новых святых.

Праздники церковные и праздники государственные

Религиозные праздники, берущие начало в далёком прошлом, несмотря на их «общественность», популярность в народе, оставляют в душе чувство какой-то интимной радости, так характерное для личных праздников и совершенно несвойственное государственным, гражданским праздникам. В России до 1925 года Пасха и все двунадесятые праздники, православные по своей сути, были и государственными, гражданскими праздниками. В настоящее время, когда в нашем государстве провозглашено равенство религий и их независимость от государства, только объявлено выходным днём и празднуется, как государственный праздник. Это, конечно, не делает Рождество Христово главным православным праздником (каким Рождество, кстати, является для остальных, неправославных, христиан). Праздником праздников для православных старообрядцев была и остаётся Пасха, Светлое Христово Воскресение. И празднуется Пасха в России не в пример шире остальных праздников. Но, согласно традиции, она всегда празднуется в воскресенье, так что государственным праздником она не стала.

В 2005 году учрежден российский государственный праздник День народного единства - 4 ноября. Православные в этот день отмечают явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы , благодаря заступничеству которой, по преданию, ополченцы в 1612 году под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского одержали победу над поляками. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича церковный праздник Казанской иконы Богородицы приобретает статус государственного. Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась, и вот вновь возобновилась чуть более 10 лет назад.

Думается, что всяческое поддержание традиции отмечания старинных религиозных праздников помогает нам осознавать себя частью народа, частью великой культуры. Заставляет задумываться о вечных ценностях, которые, впрочем, часто не кажутся нам заслуживающими внимания, пока мы молоды, но которые неизбежно влекут нас по мере взросления. Помогает сопротивляться волне всей той грязи, которую льют в души людей, особенно молодых, телевидение и другие СМИ.

Праздником праздников называют верующие христиане Пасху. В основе этого главного церковного лежит сказание о чудесном воскрешении Иисуса Христа, распятого на кресте по приговору иудейского суда-синедриона. Идея воскрешения является центральной , поэтому празднику в честь этого события отводится особая роль.


Среди великих двунадесятых православных праздников особо выделяется день Рождества Господа Иисуса Христа (7-е января). Значимость рождения Спасителя мира до сих пор не может быть переоцененной, ведь по учению Церкви именно посредством Боговоплощения и произошло спасение человека и примирение последнего с Богом. Исторически на Руси празднования Рождества Христова нашли свое отображение в определенных народных гуляниях, называющихся святками. Люди ходили друг к другу в гости и пели песни, прославляющие рожденного младенца Христа. Появившееся практика наряжать на этот праздник ель и венчать верх дерева звездой свидетельствовала о евангельском повествовании о том, как звезда привела мудрецов с Востока к месту рождения Спасителя. Позднее в советское время ель стала атрибутом светского Нового года, а звезда символизировала не Вифлеемскую звезду, а символ советской власти.


Другой значимый праздник православного календаря – день Крещения Иисуса Христа в Иордане (19-е января). В этот день в православных храмах освящается вода, за которой приходят ежегодно миллионы верующих людей. Историческая значимость этого торжества для народного сознания находит свое отображение и в практике окунания в крещенскую прорубь. Во многих городах России готовятся специальные купели (иордани), в которые после водоосвятного молебна люди с благоговением окунаются, испрашивая у Бога здоровья души и тела.


Еще одним важнейшим праздником православной Церкви является День Святой Троицы (Пятидесятница). Этот праздник отмечается на пятидесятый день после Пасхи Христовой. В народе это торжество иначе называют «зеленой Пасхой». Такое именование стало следствием народной традиции украшать храмы зеленью на праздник Святой Троицы. Иногда с этим днем ошибочно связывают православную практику поминовения усопших, однако исторически по церковным указаниям усопшие поминаются накануне Пятидесятницы – в Троицкую , а сам праздник Святой Троицы является не днем усопших, но торжеством живых.


Среди распространенных традиций русской культуры, связанной с православными праздниками, можно отметить освящение ветвей вербы и ивы на двунадесятое торжество Входа Господня в Иерусалим. Евангелие свидетельствует, что перед входом Спасителя в Иерусалим непосредственно для совершения крестного подвига люди встречали Христа ветвями пальм. Такие почести предлагались древним правителям. Чудеса Иисуса и его проповедь вызвали особую любовь и почтение ко Христу в среде обычного еврейского народа. В России в память об этом историческом событии освящаются ветви вербы и ивы (за неимением в большинстве случаев пальм).


Особое место в церковном календаре занимают Богородичные праздники. Например, день Рождества Божией Матери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Божией Матери. Особое почитание этих дней выражалось в отложении всей мирской суеты и стремлении к посвящению дня Богу. Неслучайно в русской культуре существует выражение: «В день Благовещения птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет».


Многие великие православные праздники нашли свое отображение не только в народных традициях, но и в архитектуре. Так, на Руси воздвигнуто множество храмов, являющихся историческими памятниками, освященных в честь великих христианских праздников. Известны многие русские Успенские Соборы (в честь Успения Богородицы), Христорождественские храмы, Свято-введенские храмы, Покровские церкви и многие другие.


Видео по теме

Православная Церковь имеет свой календарь. Он отличается от нашего - например, год начинается в сентябре, а не январе. В Церковном календаре свои - Церковные - праздники. Какие есть главные праздники в православии? Сколько вообще праздников в христианстве? Что такое двунадесятые праздники? Рассказываем самое главное, что нужно знать.

Православный календарь: что это?

Церковь живет по так называемому Юлианскому календарю: годичному циклу, в котором столько же дней, сколько в нашем «обычном» календаре, и вообще все точно так же, с той только разницей, что начало года (и Церковное начало года) - 1 сентября, а не в январе.

Каждый день в Церкви - это память о каком-либо событии или святом. Например, 7 января вспоминается (правильнее сказать - празднуется) Рождество Христово. И таким образом Церковь за год «проживает» все основные события своей истории, земной жизни Христа, Богородицы, Апостолов, а также вспоминает всех своих святых - не только самых почитаемых (например, ), но вообще всех. У каждого святого есть свой день памяти и каждый день в году является памятью - праздником - того или иного святого и чаще всего, за день вспоминаются не один, а несколько святых.

(Например, взять 13 марта - это день памяти десяти святых: преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, преподобного Василия исповедника, священномученика Арсения митр. Ростовского, священномученика Нестора епископа Магиддийского, преподобных жен Марины и Киры, священномученика Протерия патриарха Александрийского, преподобного Иоанна-нареченного Варсонофием еп. Дамасского отшельника Нитрийского, преподобномученика Феоктириста игумена Пеликитского, блаженного Николая Саллоса Христа ради юродивого Псковского)

Получается, если светский календарь делится на праздничные и непраздничные дни (и праздничных в нем совсем мало), то Церковный календарь состоит сплошь из праздников, поскольку каждый день вспоминается то или иное событие и празднуется память того или иного святого.

В этом есть отражение всей сути христианского бытия, когда радование о Господе и святых Его происходит не в какие-то отдельные дни недели или года, а постоянно. В шутку или нет, но в народе даже родилась пословица: «У православных - каждый день праздник». Вообще-то, это именно так. Хотя, есть исключения: некоторые дни Великого Поста, требующего особого сосредоточения.

Икона «на каждый день года» - изображение по возможности всех святых и главные Праздники Церковные

Какие праздники бывают в христианстве

Если говорить совсем общими словами, то Праздники в православной Церкви можно разделить на такие «категории»:

  • Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник.
  • Двунадесятые праздники - 12 праздников, которые напоминают об основных событиях в жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Часть из них отражены в текстах Нового Завета (Евангелии или Деяниях Апостолов), а часть (Рождество Божией Матери, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня) взяты из Церковного Предания. Большинство из них имеют определенную дату празднования, но некоторые зависят от даты празднования Пасхи. Подробнее о каждом Двунадесятом празднике мы рассказываем ниже.
  • Пять великих недвунадесятых праздников . Обрезание Господне и память святителя Василия Великого; Рождество св. Иоанна Предтечи; Память апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Покров Пресвятой Богородицы.
  • Любой воскресный день в году - как прямое напоминание о Воскресении Христовом.
  • Средние Праздники : Дни памяти каждого из Двенадцати апостолов; Обретения честной главы Иоанна Предтечи; Дни памяти святителей Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца, а также - 40 Севастийских мучеников. Память Владимирской и Казанской икон Божией Матери. Кроме того, средним праздником для каждого храма является его Престольные праздники. То есть, память святых, в честь которых освящен алтарь или алтари, если их в храме несколько.
  • Малые Праздники : все остальные дни.

Главные праздники в православном христианстве

Пасха, Воскресение Христово

Когда празднуется Пасха: в первое воскресенье после полнолуния, не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта

Главный праздник - праздников Праздник. Память о Воскресении Христовом, которое является центром всего христианского вероучения.

Во всех православных храмах праздник Пасхи отмечается ночными богослужениями и торжественным крестным ходом.

Подробнее о празднике Пасха на Википедии

Даты празднования Пасхи 2018-2027 гг.

  • В 2018 году: 8 апреля
  • В 2019 году: 28 апреля
  • В 2020 году: 19 апреля
  • В 2021 году: 2 мая
  • В 2022 году: 24 апреля
  • В 2023 году: 16 апреля
  • В 2024 году: 5 мая
  • В 2025 году: 20 апреля
  • В 2026 году: 12 апреля
  • В 2027 году: 2 мая

Рождество Пресвятой Богородицы

Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября, так что Рождество Богородицы - это первый Двунадесятый праздник в Церковном году. Во время него, как и во все Богородичные праздники, священнослужители облачаются в голубое.

Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - единственный двунадесятых праздник, который не связан напрямую с годами жизни Спасителя или Богородицы. Вернее, тоже связан, но не напрямую: в этот день Церковь вспоминает и празднует обретение Креста Господня, которое произошло в 326 году возле Голгофы - горы, где был распят Иисус Христос.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Еще один Богородичный праздник из числа двунадесятых в православии. Установлен в память о дне, когда родители Пресвятой Богородицы - святые праведные Иоаким и Анна - привели ее в Иерусалимский храм, во святая святых которого она жила вплоть до своего обручения с Иосифом. Все эти годы она была питаема пищей с неба, которую приносил ей архангел Гавриил.

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

Рождество Христово

Рождество во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа - второй, наряду с Пасхой, - Праздник, который предваряется многодневным (40 дней) постом. Как и Пасху, Церковь отмечает Рождество торжественным ночным богослужением.

Это самый главный после Воскресения Христова праздник в православии.

Крещение Господне

В этот день Церковь вспоминает и празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан Предтечей Иоанном Крестителем.

Икона Крещения Господня

Сретение Господне

Этот Праздник установлен в память о дне, когда Богородица и Иосиф принесли в первый раз в храм младенца Иисуса - на 40-й день после Его рождения. (Это было исполнение закона Моисеева, согласно которому родители приносили в храм своих первых сыновей - для посвящения Богу).

Слово «Сретение» значит «встреча». Это был день не только принесения Иисуса во храм, но и встречи - там, в храме, - старца Симеона с Господом. Благочестивый старец дожил к тому моменту почти до 300 лет. За 200 с лишним лет до этого до этого он работал над переводом Библии и усомнился в правильности текста в книге пророка Исаии - в том месте, где говорилось, что Спаситель будет рожден от Девы. Симеон подумал тогда, что это описка и на самом деле в виду имелось слово «молодая женщина», и в своем переводе хотел учесть это, но ангел Господень остановил старца и уверил, что тот не умрет, пока своими глазами не увидит сбывшееся пророчество пророка Исаии.

Так оно и стало.

Икона Сретения Господня

Благовещение Пресвятой Богородицы

В этот день Церковь вспоминает и празднует день, когда архангел Гавриил принес Деве Марии весть о том, что она станет матерью по плоти Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

Когда празднуется: ближайшее воскресенье перед Пасхой

Праздник установлен в память о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке. Народ восторженно встречал Его. Многие считали, что Спаситель избавит их от ига Римской империи и в первую очередь ждали от Него именно этого. Он пришел не для этого и через несколько дней Христос был осужден и распят…

Вознесение Господне

Когда празднуется: 40-й день после Пасхи

В этот день Церковь вспоминает и празднует Вознесение Спасителя на небо. Это случилось на 40-й день после Его воскресения - и после того, как Он на протяжении этих сорока дней являлся Своим апостолам.

День Святой Троицы

Когда празднуется: 50-й день после Пасхи

Это память о дне, когда на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков и «исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».С момента сошествия Святого Духа Апостолы могли говорить на любых языках с любыми народами - чтобы нести Слово Божие во все концы света.

И совсем скоро - и вопреки всем гонениям - христианство стало самой распространенной религией в мире.

Храм Живоначальной Троицы на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. День Святой Троицы - престольный для этого храма праздник.

Преображение Господне

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь празднует момент, который, как и большинство других Двунадесятых Праздников, описан в Евангелии. Явление Божественного величия Спасителя перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. «Просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Икона Преображения Господня

Успение Богородицы

Для христиан смерть земная - не трагедия, но врата в жизнь вечную. А в случае со святыми - праздник. А Успение Пресвятой Богородицы - двунадесятый Праздник - один из самых чтимых Церковью. Это последний двунадесятый праздник в годичном цикле православной Церкви.

Икона Успения Пресвятой Богородицы

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Двунадесятые праздники - это двенадцать праздников, посвященных событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы. Все двунадесятые праздники входят в число праздников, однако уступают «празднику праздников и торжеству торжеств » - .

По тематике все двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные , а по времени празднования - на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Непереходящих насчитывается девять праздников, переходящих - три. Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла. Все двунадесятые праздники имеют предпразднество, попразднество и отдание.

Значимость двунадесятых праздников в православии

Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа. В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.

Двунадесятые непереходящие праздники

Непереходящие , то есть неподвижные праздники из года в год, вот уже на протяжении многих столетий, имеют неизменную дату. Стоит отметить, что практически во всех православных календарях праздники отмечаются по новому и по старому стилю (пишется в скобках). Рождество Пресвятой Богородицы принято почитать 21 сентября . Почему упоминаем этот праздник в первую очередь? Просто потому, что по старому стилю исчисление церковного календаря начинается именно с 1 сентября. Так гласит предание, ведь утверждение этого праздника произошло еще в далеком четвертом веке. Пресвятая Богородица, она же Дева Мария, родилась в семье бедных и довольно престарелых, но от этого не менее счастливых супругов, 8 сентября (по старому стилю), то есть 21 сентября по новому, в далеком Назарете. Девица стала матерью Исуса Христа в результате непорочного зачатия, и поэтому не могло быть иначе, как причисление ее к лику Святых.

Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября . Посвящение в определенном смысле кресту, как символу вечной и райской жизни, известно не только в христианстве, но и во многих других религиях. С крестом ознаменовывается великая жертва Исуса Христа, как искупление грехов всего человечества.

Следующую иерархическую ступень занимает праздник Введение Во Храм Пресвятой Богородицы , 4 декабря . В этот день, впервые и особенно торжественно, в храм в городе Иерусалиме была введена трехлетняя Мария.

Рождество Христово , самый светлый, добрый и от этого не менее торжественный праздник, принято отмечать 7 января . Сверхъестественное рождение Богомладенца от непорочной Девы Марии делает его по-особенному благодатным и необычным.

Праздник Крещения Господня, или Богоявление , отмечается 19 января. В этот день происходит чудо явления Ликов Святой Троицы. Исус Христос был крещен в водах реки Иордан. Бог Отец голосом с небес, в присутствии множества людей, его благословляет. В это же время Святой Дух спускается к Исусу в образе белого голубя.

Православная Церковь, согласно евангельской истории, утвердила 15 февраля (по новому стилю) как праздник Сретение Господне . Старцу Симеону сам Бог, возвестившись в образе Святого Духа, пообещал жизнь на Земле, пока он не увидит Исуса Христа.

Неожиданную и чудодейственную Благую весть, по преданию Церкви, получает Дева Мария в день 7 апреля . Ее известил Святой Дух о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа. С этим днем связано много традиций и обычаев. В этот день празднуется Благовещение .

Преображение Господне (19 августа) связано с очередным знаменательным событием в истории Рождения и Воскрешения Исуса Христа. В этот день он явился своим ученикам в сияющем образе, как солнце, в белых одеждах, подтверждая тем самым, что есть конец каждому страданию, и жизнь вечная ожидает каждого уверовавшего в нее.

Особенно строгим является пост перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа ). Скорбный день принято поминать жалобными молитвами, с целью утешения и назидания для всех христиан.

Двунадесятые переходящие праздники

За одну неделю перед празднованием Пасхи принято отмечать переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье . В этот день Исуса Христа принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий.

Вознесение Господне отмечается на 40-й день после Пасхи. Согласно преданию, возносится Исус Христос на небо, к Богу Отцу, закончив тем самым служение земной жизни. Всегда праздник выпадает на четверг и отражает священность вхождения Сына в небесный храм к Своему отцу.

Святая Троица выпадает на воскресенье, на 50-й день после праздника Пасхи. Перед этим днем принято отмечать Троицкую Родительскую субботу и поминать усопших.

Православный календарь

Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей. Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи - самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия. Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным.Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.

Освященное время Церкви: : церковное новолетие и миротворный круг. В календаре этот день отмечен как начало индикта. Христиане не хотели разделять начало нового года в один день с последователями Конфуция, Аллаха, Будды, поэтому приняли решение считать началом православного нового года 14 сентября (1 сентября ст.ст.). Праздник церковного Новолетия установлен святыми отцами I Вселенского собора, которые определили начинать с 1/14 сентября исчисление церковного года. Первый день годичного богослужебного круга открывает собою «вход лета», и богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной которого является читаемое за литургией Евангелие, где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне. По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1-8 сентября. В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего и нам наступление благоприятного «лета Господня». В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета.
Праведного Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.).
Мученицы Каллисты и братий ее мучеников Евода и Ермогена .
Мученика Аифала диакона.
Мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их.
Преподобного Симеона Столпника и его матери Марфы . Симеон Столпник (V век) прославился как человек самоотверженного образа жизни. Он открыл новый вид подвижничества. Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога, он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой на верху, окружил его стеною и с этого "горного" места читал проповеди многочисленным паломникам. Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно он увеличивал высоту столба, на котором стоял. Последний его столб был высотой 40 локтей (16 метров). В усиленных иноческих подвигах провел 80 лет, из которых 47 простоял на столбе. Житие его было хорошо известно на Руси, у него учились претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердным. В Московской Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни и даже заключенных в темницах одаривали подарками.
День Семёна Летопроводца (Семен, Симеон Столпник, Семен-летопроводец, летопроводец, проводы лета, Семенов день, Семен-день, первые осенины, бабье лето, встреча осени, пасеков день, луков день, засидки, конец лета, начало осени, последний посев). Первая встреча осени, конец молодому бабьему лету и начало старому. Много поверий и обрядов было связано в старину с этим днем. Да и неудивительно, ведь в допетровской Руси 1 сентября считалось началом нового года. В 1700 году Петр I перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Постепенно праздник потерял свое былое значение, но многие обычаи так и остались в жизни крестьян. Например, в деревнях 14 сентября хоронили тараканов и мух. Клали в гробик вырезанный из репы или брюквы и несли с плачем и причитанием хоронить как можно дальше от дома. Оставшиеся дома выгоняли из дому мух "муха по мухе, летите мух хоронить". Своими корнями этот обычай уходит еще в языческие времена и связан с почитанием Белбога – повелителя всех насекомых.
Еще одним важным обычаем было гашение старого огня и добывание нового. Старики выходили во двор и терли друг о друга две деревяшки, пока они не начинали дымиться. Тлеющее дерево раздувала девушка или невестка, а затем от вспыхнувшего огня поджигала свечу. Этим огнем растапливали печь. На следующее утро угли снова раздували. Так огонь поддерживали в печи весь год. В этот день четырехлетних мальчиков сажали на коней. Обычай этот пришел из глубокой древности и был связан с переходом от младенчества к взрослой жизни. Называли 14 сентября в деревнях бабьим летом потому, что в это время начинаются разные сельскохозяйственные работы (трепание пеньки, мочение льна и т. д.), которые обычно выполнялись женщинами на открытом воздухе. С Семена начинались так называемые засидки, когда по вечерам работали в избах. Первый день засидок праздновался как семейный праздник. Все родственники встречались в доме самого старшего в роде. С летопроводца (14 сентября) до Гурия (28 ноября) в старину отводилось время свадебным неделям.
С этого дня кроты и мыши перебираются с полей в дома и огороды.
Приметы погоды 14 сентября: Если Марфа грязная - осень дождливой будет. Бабье лето (начинается с 14 сентября) ненастно – осень сухая, а бабье лето сухое – осень мокрая. Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима. Если шишки на ели выросли низко – быть ранним морозам, а если на верхушке – настоящие холода наступят лишь в конце зимы.