Календарь развития малыша от рождения до года. Развитие новорожденного ребенка по месяцам от рождения до года

В первый год жизни ребенок проходит несколько этапов развития как физиологического, так и психологического. Это период активного роста, в котором закладываются базовые психологические функции.

В психологии выделяют несколько основных этапов младенчества :

  • Кризис новорожденности
  • Комплекс оживления
  • Кризис одного года

Период новорожденности.

В момент рождения ребенок испытывает огромный стресс. Этот период и называется кризисом новорожденности . Он напрямую связан с физиологическими факторами, такими как яркий свет, холод, отделение от матери. Психологические особенности новорожденности пока еще заключаются в одних безусловных рефлексах – сосании и дыхании , ведь именно они обеспечивают выживание малыша сразу после рождения.

Психологическое развитие малыша в период новорожденности.

С первой недели новорожденный может различать вкус пищи, поворачивать головку на громкий звук и на несколько секунд фокусировать взгляд на ярком предмете.

Узнавать маму и реагировать на ее появление активным маханием ручек и ножек малыш начинает на первом месяце жизни. А еще в этот период появляется первая человеческая особенность – улыбка. Улыбка маме, ярким предметам и веселым песенками, протягивание ручек навстречу знакомому лицу – все это проявления следующего этапа развития: комплекса оживления .

Период младенчества.

Период младенчества начинается с потребности в общении с другими людьми. Мама по-прежнему остается главным человеком в жизни ребенка. Она заботится об удовлетворении всех его потребностей, кормит, меняет подгузник и даже просто носит на ручках. Естественно, близость родного человека вызывает у малыша радостные эмоции, он больше двигается, много улыбается.

Телесный контакт имеет огромное значение для правильного психологического развития. Чем больше времени мама уделяет играм с малышом, тем активнее он развивается. Ученые проводили исследования, сравнивая детей, растущих в семье, и в детских домах. Дети из детских домов, лишенные возможности общения, развиваются медленнее, чаще болеют, позже начинают разговаривать и ходить.

Сенсорное восприятие – зрение, слух.

Развитие органов зрения и слуха начинается еще на этапе новорожденности, но с каждым месяцем совершенствуется. Так, к трем месяцам малыш уже удерживает внимание на предмете около 7 минут, он уже интересуется формами, различает цвета. Также появляется способность не просто смотреть на стоящую игрушку, но и следить за движущимися объектами. Например, он может смотреть за перемещениями мамы или движениями мобильчика над кроваткой. А к четырем месяцам уже пытается схватить игрушку, повизгивает и смеется.
Особенно важно в этот период обеспечивать малыша новыми впечатлениями, так как это способствует развитию познавательных функций.


Развитие моторики с первого месяца до года.

  1. Малыш может поднимать подбородок, лежа на животике.
  2. Сам тянется к груди, держится за нее ручками. Сжимает и разжимает ладошку, внимательно следит за этим процессом.
  3. Протягивает ручки к предметам, пытается их схватить. Может держать погремушку.
  4. При наличии опоры может сидеть. (Внимание! Нужно дождаться, пока младенец сам попытается садиться, иначе могут возникнуть осложнения в развитии внутренних органов. Особенно это касается девочек).
  5. Самостоятельно переворачивается на животик, приподнимается на четвереньки. Совершает попытки ползти.
  6. Малыш начинает ползать, активно хватать предметы. Обычно в этом возрасте начинают резаться первые зубки, поэтому естественно, что все предметы тянутся в рот.
  7. Уверенно ползает, сам сидит, пытается вставать с опорой. Появляются более сложные игры, при попытке отобрать игрушку крепко сжимает руку.
  8. Совершает первые попытки самостоятельной ходьбы.
  9. Ходит без опоры, правда пока еще часто падает. Может самостоятельно держать ложку. Показывает носик, глазки на кукле или маме. Машет ручкой на прощание.
  10. Уверенно ходит без поддержки. Кушает самостоятельно. Собирает пирамидку, показывает пальчиком на заинтересовавшие предметы.
  11. Появляется более мелкая моторика. Малыш совершает попытки захвата мелких предметов, играет с песком или камушками, учится держать фломастер.
  12. Основные навыки уже освоены и совершенствуются.

Речь.

В период комплекса оживления появляются первые признаки речи – гуление. Ребенок повторяет звуки за мамой, привлекает внимание различными звуками.

На втором полугодии жизни гуление переходит в лепет. Уже можно вычленить из звуков отдельные слоги. Лепет больше похож на человеческую речь, и, как правило, сопровождается какими-то действиями со стороны малыша.

Уже к 10 месяцам словарный запас может составлять 2-3 слова, таких как «мама», «папа» и т.д. Малыш говорит их пока еще неосознанно, без привязки к объекту.

Таблица физического развития

Возраст, мес. Прибавка роста за месяц, см. Прибавка роста за истекший период, см. Месячная прибавка массы тела, гр. Прибавка массы тела за истекший период, гр.
1 3 3 600 600
2 3 6 800 1400
3 2,5 8,5 800 2200
4 2,5 11 750 2950
5 2 13 700 3650
6 2 15 650 4300
7 2 17 600 4900
8 2 19 550 5450
9 1,5 20, 5 500 5950
10 1,5 22 450 6400
11 1,5 23, 5 400 6800
12 1,5 25 350 7150

Кризис 1 года

Кризис 1 года выражается в активном сопротивлении действиям родителей. Малыш может начать капризничать или пытаться оттолкнуть родителя, если тот его не понимает или запрещает что-либо делать. Появляются первые признаки самостоятельности.

Отличия в психическом развитии мальчиков и девочек

Каких либо значительных отличий в развитии мальчиков и девочек в этот период нет. Все перечисленные психические функции формируются у каждого ребенка индивидуально, независимо от пола. Миф о том, что якобы мальчики начинают позже разговаривать или ходить, не что иное, как обыкновенная байка, не подтвержденная никакими исследованиями.

Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. О последних хотелось бы сказать отдельно. С одной стороны, на форумах и в социальных сетях очень популярным является выражение, что «ребенок никому ничего не должен», «когда будет готов, тогда и пойдет/сядет/заговорит и т.д.». В то же время, в окружении молодой мамы всегда найдутся «доброжелатели» в виде соседок, родственников и других мам, которые будут рассказывать — «а мой в вашем возрасте уже хорошо ходил/говорил/ ».

Любая любящая мама может растеряться и запаниковать, ведь важно не пропустить «тревожный звоночек» и вовремя обратиться к врачу, если малыш в какой-то из сфер отстает в развитии. Оба варианта: и полная беспечность, и повышенная тревожность нам не подходят. Лучше всего, если мама будет владеть полной информацией по нормам развития ребенка до года по месяцам и оценивать его способности самостоятельно, а в случае неоднозначности ситуации, советоваться с педиатром и узкими специалистами.

Самое главное, что хочется отметить, – нет однозначных норм, в каком возрасте должен появиться определенный навык. Есть промежуток в возрасте «от» и «до», в котором какой-то навык появляется у 95% здоровых детей. Эти промежутки были определены путем наблюдения за большим количеством детей и теперь приняты как нормативный критерий.

Так, например, в отношении основных двигательных навыков Всемирная Организация Здравоохранения выделила «окна» – промежутки, когда ребенок должен освоить конкретный навык.

Если малыш укладывается в возрастные нормы, но при этом вас все же что-то смущает – проконсультируйтесь у специалиста. Врач будет ориентироваться не столько на нормативы, сколько на наличие/отсутствие рефлексов новорожденности, состояния черепных и других нервов, массу тела, тонус мышц, подвижность суставов и т.п. Другими словами, оценит, имеет ли организм малыша все ресурсы для овладения тем или иным навыком.

Ниже представлены навыки и порядок их возникновения у большинства детей соответствующего возраста. подробно рассмотрены в отдельной статье, поэтому здесь мы о них упоминаем вскользь.

1 месяц

В возрасте 30 дней после рождения кроха уже многое умеет:

  • Лежа на животе на пеленальном столике или другой твердой поверхности, приподнимает голову и пытается ее удержать непродолжительное время.
  • Фокусирует взгляд на лице, которое приближается на близкое расстояние.
  • Прекращает плакать и прислушивается, когда мама берет на ручки и начинает с ним разговаривать. Таким образом малыш отвечает на общение и концентрирует свое внимание на взрослом. Плач может возобновиться, если причина дискомфорта не будет устранена.
  • Малыш, кроме плача, уже может издавать и другие звуки. Обычно это короткие гортанные звуки в ответ на речь взрослого.
  • Движения ручками и ножками становятся симметричными. Выражен тонус мышц – сгибателей. Другими словами, при разгибании ножек и ручек малыша вы чувствуете небольшое сопротивление.
  • Начинает улыбаться при общении со взрослым и корчить гримасы при ярком свете, резком звуке, ветре, резком запахе или вкусе.
  • Держит кулачки сжатыми и подносит их ко рту.
  • Кроха способен сосредоточить свой взгляд на неподвижном ярком предмете и следить за ним, если предмет плавно и медленно перемещают.

Интересные игры и идеи по развитию крохи в 1 месяц смотрите .

2 месяца

  • Лежа на животе, поднимает головку все выше и, в конце концов, может длительно удерживать её под углом 45 градусов. Кроме того, малыш хорошо держит головку в вертикальном положении на ручках у мамы (до 1 минуты), а в положении сидя головка все еще «падает» набок.
  • Кроха поворачивает голову в сторону и старается найти глазами источник звука.
  • Начинает подолгу рассматривать заинтересовавший его предмет, лицо, игрушку.
  • Крик становится выразительным, и его интонация сменяется в зависимости от причины.
  • Учится поворачиваться с бочка на спинку.

Как развивать ребенка в 2 месяца читайте в .

3 месяца

  • Мышцы малыша уже немного окрепли, и он способен приподнять голову и весь плечевой пояс, опираясь на локти и предплечья. Удерживать себя в такой позе кроха может до 2-3 минут.
  • В 3 месяца появляется «комплекс оживления», о котором мы подробно говорили .
  • Ребенок плавно следит за перемещающимся предметом и может долго и сосредоточенно рассматривать неподвижный предмет, который его заинтересовал. При разговоре, сосредотачивает все внимание на взрослом и ищет глазами говорящего в пределах комнаты.
  • Успокаивается под мелодичное пение мамы.
  • Малыш рад и способен удерживать легкую, подходящую по размеру погремушку в руке.
  • Кроме погремушек, кроха «обнаруживает» свои ручки. Он соединяет их вместе, рассматривает, облизывает и сосет.
  • К концу месяца кроха уже способен не только улыбаться, но и смеяться.
  • К этому же возрасту малыш начинает самостоятельно поворачиваться на бочок, а некоторые малыши самостоятельно переворачиваются со спины на живот.

Игры для развития малыша в 3 месяца .

Недавно стали мамой малыша?

4 месяца

  • Смех, который появился на 3 месяце, сейчас может превратиться в задорный громкий хохот при общении со взрослыми. Кроха радуется при появлении мамы, но также приветлив к чужим.
  • Любит рассматривать свое отражение в зеркале.
  • К концу месяца хорошо поворачивается со спины на живот и учится поворачиваться в обратном направлении — с живота на спину.
  • Хорошо удерживает голову в любом положении, в том числе и в положении сидя. Старается схватить разные предметы, но часто промахивается. Придерживает ручками грудь или бутылочку.
  • Если ребенка потянуть за ручки, он сгибает руки в локтях и подтягивается.
  • Лежа на животе, ребенок может поднимать голову на 90 градусов.
  • Лежа на спине, немного приподнимает голову и плечи.
  • Все игрушки и предметы, которые малыш обнаруживает вокруг себя, он рассматривает, ощупывает и облизывает. Узнает «знакомые» игрушки и радуется им.
  • Может четко локализовать источник звука, даже если он не очевиден.

Как развивать кроху в 4 месяца читайте в .

5 месяцев

  • Малыш начинает различать родных и чужих людей. Проявляет настороженность при виде незнакомых и радуется появлению знакомых лиц.
  • Различает ласковый и грубый тон собеседника и способен выражать собственные эмоции , хныканьем, криком. Демонстрирует реакцию оживления или страха адекватно ситуации.
  • Хорошо переворачивается в одну сторону со спины на живот. В положении на животе — приподнимает верхнюю часть туловища, упираясь ладонями выпрямленных рук.
  • Подтягивается руками за перекладину, пытаясь сесть.
  • Большинство малышей в этом возрасте способны сидеть с поддержкой, сохраняя ровную спину и хорошо удерживая голову. Если посадят, может сидеть несколько минут, не заваливаясь в бок и балансируя из стороны в сторону.
  • Играет пальцами ног, тянет их в рот, сосет и грызет.
  • Раскачивается вперед — назад, лежа на коленях у мамы или другой мягкой поверхности.
  • Обращает внимание на маленький предмет, подгребает его к себе и зажимает в кулачке. Начинает координировать движения рук и глаз, тянется за предметами и успешно их хватает.
  • Если малыш находится на искусственном вскармливании, то уже умеет удерживать бутылочку одной или обеими руками.

Развивающие игры для пятимесячного малыша смотрите .

6 месяцев

  • Малыш пытается передвигаться и ползти по-пластунски.
  • Умеет хорошо переворачиваться с живота на спину. Может передвигаться, перекатываясь со спины на живот и обратно в нужном направлении.
  • Кроха знает свое имя и отзывается на него. Различает свое и чужое имя.
  • Если мышцы спины достаточно окрепли, то ребенок учится садиться из положения на животе, помогая себе рукой. Может сидеть с поддержкой. Если посадить – будет сидеть с ровной спиной. Если во время гимнастики потянуть за ручки – сядет и будет уверенно сидеть.
  • С интересом рассматривает лицо мамы, трогает его, изучает. Эмоционально реагирует на отражение в зеркале – улыбается ему, агукает.
  • Появляются цепочки лепета, которые складываются в слоги.
  • Ребенок следит за движущимся предметом, поворачивает голову вслед за ним.
  • Игрушку перекладывает из одной руки в другую, держит предмет ладонью и всеми пальцами.
  • На вопрос: Где…? ищет глазами знакомый предмет.

Игры для развития ребенка в 6 месяцев читайте .

7 месяцев

  • Ребенок уже может сидеть без опоры.
  • Учится становиться на четвереньки и ползать, если для этого предоставляется достаточно свободного пространства.
  • По тону голоса понимает запретные фразы. Перед тем как вступить в контакт, внимательно рассматривает собеседника.
  • На вопрос «Где?» активно ищет предмет и показывает на него пальчиком.
  • Учится играть в «Ку-ку». Начинает понимать, что предмет не пропадает, исчезая из поля зрения.
  • Способен удерживать в каждой руке по предмету и старается ударять ими друг по другу. Размахивает игрушками, перекладывает их из руки в руку и бросает их, разжимая ладошки.
  • Учится пить из чашки и кушает пищу с ложки.

Как развивать малыша в 7 месяцев читайте .

8 месяцев

  • Узнает и показывает пальчиком на фото родных людей. Может найти и показать несколько одинаковых предметов в комнате, если они постоянно находятся в одном и том же месте (например, часы, картины).
  • Встает на ноги, держась руками за опору. Хорошо сидит, ползает в разных направлениях, самостоятельно становится на колени, поднимая туловище вертикально, при этом придерживается за опору.
  • Становится очень любознательным, поэтому в зоне доступа должны находиться только безопасные предметы.
  • Понимает запрещающие слова, но слушается не всегда. При регулярных повторениях кроха машет рукой «пока» или хлопает в ладоши.
  • Способен некоторое время самостоятельно играть с игрушками/предметами. Подражает взрослым в играх с игрушками: катает машинку, стучит, вынимает игрушки и складывает их.
  • Лепет становится выразительным. Малыш четко, громко и с соответствующей интонацией повторяет разные слоги.

Развивающие игры для восьмимесячного малыша .

9 месяцев

  • Кроха перелистывает плотные картонные странички книжки.
  • Учится играть в мячик, катит его обратно.
  • Самостоятельно пьет из чашки, иногда проливая содержимое на себя.
  • Хорошо ориентируется в комнате, где постоянно находится. Находит и приносит предмет по просьбе «Дай мне…»
  • Знает свое имя и поворачивается, если его зовут. Общается с окружающими жестами, голосом может позвать взрослого, используя крик или лепетные слова.
  • Понимает простые фразы и слова, понимает запрет «нет».
  • Учится ходить, держась за опору.
  • Садится из положения лежа и обратно. Из положения стоя сесть еще не может.
  • Учится брать мелкие предметы 2 пальцами. Начинает играть с пирамидкой, ставит 2 кубика друг на друга. Манипулирует игрушками в зависимости от их свойств: открывает, катит, достает и т.п.
  • Играет в прятки с игрушкой, которую прячут у него на глазах.
  • В играх и обычной деятельности старается подражать взрослым или другим детям.

Как развивать ребенка в 9 месяцев читайте в .

10 месяцев

  • Учится ходить, держась двумя руками за руки взрослого.
  • Удерживает игрушку, которую пытаются у него отобрать.
  • Малыш подражает жестам и мимике взрослых.
  • Различает звуки 2-3 животных. Повторяет за собеседником слоги, появляются первые лепетные слова из парных слогов: па-па, ба-ба, ма-ма. Малышу нравится повторять одни и те же слоги, тренируется в произнесении новых слов.
  • Общается преимущественно жестами и интонационными возгласами, стремясь получить желаемую вещь.
  • При регулярных играх ребенок знает и с радостью показывает на другом части тела, выполняет простые просьбы: покажи, помаши, дай, принеси, собери, открой. Демонстрирует игры типа «Ладушки», «Сорока-ворона».
  • Собирает в коробку игрушки, открывает разные крышки.

Идеи игр для малышей в 10 месяцев смотрите .

11 месяцев

  • Ребенок начинает осваивать первые ролевые игры: укладывает куклу спать, катает ее на коляске и т.п. без общего сюжета.
  • Играет в «Ладушки», «Ку-ку», прятки с игрушкой. Может сам прятать предмет.
  • Ребенок имеет в пассивном словаре достаточно много слов. При вопросе: «Где часы/папа/пирамидка?» ребенок показывает на него пальцем.
  • С удовольствием демонстрирует свои знания: части тела, жестовые движения.
  • Произносит первые упрощенные слова: на, дай, да, не, ав.
  • Повышается активность ребенка, он становится более самостоятельным и любознательным.
  • Вкладывает стаканчики друг в друга, собирает одну матрешку из двух частей, нанизывает кольца пирамидки на стержень, играет в мяч.
  • Любит трогать животных. По-разному относится к разным детям и взрослым.
  • Ходит, держась за руки взрослого. Самостоятельно стоит, поворачиваясь в разные стороны. Поднимает предмет с пола, присаживаясь к нему. Залезает и слезает с небольшой лестницы. Умеет садиться из положения стоя.
  • Учится самостоятельно кушать. Хорошо координирует движения рук, но не вся пища попадает в рот. Пьет через трубочку или из чашки.

Развивающие игры в 11 месяцев читайте .

12 месяцев

  • Малыш способен к первым обобщениям: выбрать из груды мячиков кубики.
  • Достаточно хорошо понимает речь и может выполнять простые просьбы: принеси, положи на место, отнеси.
  • Знает не только собственное имя, но и имена мамы, папы, братьев, сестер, домашних питомцев, животных, сказочных героев. Показывает их в книжках и фотоальбомах.
  • Ходит самостоятельно или придерживаясь за руки взрослых. Может совмещать ходьбу с другими действиями (нести игрушку, махать рукой).
  • Подражает взрослым, копируя их движения. Уверенно манипулирует матрешкой, вкладышами, пирамидкой, строит простые постройки из кубиков. Играет в простейшие ролевые и пальчиковые игры.
  • Любит : подползать под них, залезать на диван.
  • Самостоятельно, но неаккуратно ест с ложки. Откусывает и жует твердую пищу, пьет из чашки. Причесывается расческой, купается (совершает характерные движения).
  • При одевании – вытягивает руку, подставляет ножку.
  • Произносит до 10 простых лепетных слов и активно использует их в общении.
  • Понимает значение слов: горячо, холодно, больно, нельзя, подожди.
  • Рисует карандашами или фломастерами каракули на бумаге, «чертит» ими.

Как развивать ребенка в 12 месяцев читайте .

Уверена, что приведенные выше навыки помогут вам сориентироваться и определить зону ближайшего развития ребенка. А поможет вам подобрать подходящие по возрасту игры, чтобы кроха развивался своевременно и гармонично.

Все мамы отслеживают, как развивается ребенок по месяцам от рождения до года , проходя этапы физического и психического развития, но помните, что развитие ребенка до года индивидуально. Не нужно подгонять малыша под табличку развития, расхождение в месяц вполне допустимо.

Наталья Чалая — авторская таблица развития ребенка до 1 года по месяцам

В таблице я максимально подробно, исходя из принятых стандартов и имеющегося у меня опыта, расскажу, как развивается ребенок по месяцам. Табличку я разобью на 4 блока, по 3 месяца на блок.

Фото ребенка в 1 месяц

Развитие ребенка от рождения и до 3 месяца

Развитие ребенка в 1 месяц

  • Большую часть первого месяца он проведет во сне, где-то 70% адаптируясь к жизни вне маминого животика и набирая массу.
  • Набор веса составит 700 грамм- 1 кг, но это средние показатели. Видела деток, которые набирали и по 300-500 грамм. Это зависит от веса, с которым ваше сокровище родилось. Чем меньший вес, тем обычно больше его набор, и наоборот – крупные малыши набирают меньше.
  • В первый месяц жизни малыш вытянется на 2-4 см. Смешная история приключилась относительно роста моей Анечки в роддоме. Её замерили и на бирочке написали 56 см. При первом замере в месяц оказалось, что её рост 46 см. Уменьшилась на 10 см, или так наши медики проводят замеры?
  • Поскольку еще нет координации движений, и нервная система интенсивно формируется, во сне ваше счастье то спит спокойно, то беспорядочно взмахивает ручками и ножками. Не стоит думать, что это какой-то испуг, или излишняя нервозность. Советую первый месяц пеленать малыша, так он будет спать гораздо спокойнее.
  • От резких звуков он моргает и вздрагивает всем телом, значит, слух развит. Страшнее, когда наоборот, нет на звуки никакой реакции.
  • Спустя 3 недели после рождения можно проверить фиксацию взгляда. Поднесите к лицу карапуза ярко-синюю, красную погремушку и дождитесь, пока она привлечет его внимание, а затем медленно отводите в сторону. Пару секунд малыш уже может фиксировать свое внимание на чем-то интересном: игрушка, лицо мамы
  • Ближе к 4 недели, можно заметить, что выложенный на животик кроха пытается поднять и даже пару секунд удерживать головку. Обратите внимание, не поворачивает ли ваш ребенок голову все время в одну сторону, это может быть признаком кривошеи, которую можно исправить массажем.
  • Сжатые в кулачок во сне ладошки могут быть признаком повышенного тонуса, но не сами по себе, а в сочетании с другими факторами.

Развитие во 2 месяц

фото ребенка в 2 месяца
  • Хаотичных движений во сне все меньше, сонные ладошки постепенно из сжатых в кулачок распрямляются.
  • Большую часть времени кроха все еще спит и ест. Грудное кормление забирает у мамы много сил, и чтобы быстро восстановить их
  • Крепко хватает все, что случайно попадает в поле видимости: мамины волосы, цепочки, сережки. Лично мне принцесса так схватила за сережку, что надорвала до крови мочку уха, естественно все сережки и цепочки я мгновенно сняла.
  • Услышав ваш голос, ищет источник звука.
  • Может видеть уже на расстоянии 40-50 см., но пока что все видит в черно-белых цветах.
  • На 6-7 неделе осознанно улыбается, когда вы берете его на руки, отвечает на обращенную к нему речь первыми попытками гуления. Возможно вы сможете различить такие звуки, как: а, о, у, э.
  • На вашу улыбку отвечает улыбкой и заливистым смехом. У моей дочурки это случилось только на 3 месяце, так что повторюсь, все это условно. Все 2 месяца она просто спала и кушала.
  • Если спал в комнате с закрытыми шторами, получив порцию яркого света, лежа в манеже, старается отворачивать головку. Подняв её из лежачего положения на животе способен около 10 секунд её удерживать. Такая же ситуация с удерживанием головки в положении малыша «столбиком». Однако не стоит торопить события искусственно, просто помните, что более частое выкладывание на живот способствует скорейшему укреплению мышц шейного отдела.
  • Особо развитые малыши уже к концу второго месяца из положения лежа на боку, могут перевернуться на спину.
  • Едва не забыла. Нельзя оценить точно, как развивается ребенок по месяцам, не отслеживая изменения в весе и росте. Прибавка в весе обычно 800 гр., но может достигать и 2 кг.
  • Рост увеличится на 3 см.

Развитие в 3 месяц

фото ребенка в 3 месяца
  • Набор веса колеблется от 700гр.-1 кг, рост изменяется на 2, 5 см.
  • Малышу уже нужны первые игрушки — мягкие тканевые кубики, чтобы хватать их и бросать. Может около 3 минут играть какой-то одной игрушкой. В вашем присутствии для игр сгодится небольшая неваляшка. Она вызовет восторг и смех при виде того как игрушка возвращается в исходное положение.
  • Появляется бинокулярное зрения – способность воспринимать объект внимания одновременно двумя глазами сразу.
  • Следующий этап развития малыша в 3 месяца это развитие конвергенции – умения фиксировать оба глаза на одной игрушке.
  • Начинается этап разглядывания своих ручек.
  • Малыш замечает, если вы убираете игрушку – ищет её глазами.
  • На разную музыку разная реакция. Ритмичная музыка вызывает оживление, а классика вслушивание.
  • Улыбки становятся осмысленными, меняется интонация смеха.
  • Узнает лица родственников, выражает при их виде эмоции радости.
  • Важный этап развития ребенка по месяцам то, что он начинает различать цвета. Одни специалисты утверждают, что на начальном этапе это только красный, а после него другие цвета. Последние исследования это опровергают, утверждая, что видит ребенок не только все цвета, но даже их оттенки.

Дальше наша табличка развитие ребёнка по месяцам до 1 года переходит к этапу 4-6 месяцев

Этот период развития ребенка по месяцам позволит отследить навыки, которые приобретает малыш, начиная от попыток переворотов, до появления первого лепета и зубов.


фото ребенка в 4 месяца

Развитие в 4 месяц

  • Вырастает на 2, 5 см, а в весе набирает около 750 гр.
  • 4 месячный ребенок четко различает «своих» и «чужих». Отдавая предпочтение маме. Может плакать. Если мама исчезает из поля зрения.
  • Лежа на спине, большинство деток уже переворачиваются на живот. Моя принцесса поднимала ноги вверх, и словно колобок перекатывалась, используя ноги, как дополнительный центр тяжести.
  • Беря ребенка на руки, вы заметите, что он не только уверенно держит голову, но и вертит ей в разные стороны, безошибочно определяя источник света и звука.
  • Можно отследить появление первых эмоций: страха (замирание и следом плач), восторг, любопытство, гнев. Строит глазки и морщит лоб.
    Прислушивается, если играет музыка, записанные на диктофон с маминым голосом сказки.
  • Хватательный рефлекс уменьшается, но еще достаточно сильный.
  • Промежутки между периодами сна не просто разглядывает свои руки, но и пытается их координировать.
  • Схватив игрушку, тянет её в рот. Так он поступает со всем, до чего способен дотянуться, исследуя новое на запах и вкус.
  • Повышенное слюноотделение перед прорезыванием первых зубов.
  • Наконец-то закончился период «газиков» и колик. Маме чтобы избежать истощения организма (особенно в зимний период) нужно вводить в свой рацион новые полезные продукты. (чтоб повысить гемоглобин), богатую на микроэлементы.
  • Лежа на спине напрягая шею, ненадолго поднимает голову. Некоторые дети даже отрывают на пару секунд верхнюю часть спины от кровати, делая первые попытки сесть.
  • Появляется «любимая» игрушка.
  • Восторг выражает очень эмоционально, буквально всем телом.
  • Если ребенка 4 месяцев поднести к зеркалу он начнет заигрывать со своим отражением.
  • На этом этапе развития ребенка по месяцам важно, что к концу 4 месяца карапуз порадует вас первыми осмысленными звуками, которыми он вас обозначает: ма (мама), ба (бабушка), па (папа).

Развитие на 5 месяце


фото малыша в 5 месяцев
  • Появляются периоды долгого бодрствования, когда малыш, развлекая сам себя «разговаривая», произнося: « Ба-ба-ба» или другие звуки.
  • В весе набирает в среднем 700 гр., а вырастает на 2 см.
  • Играет с близкими в прятки.
  • Может сосать пальцы не только на руках, но и на ногах.
  • Специально бросает игрушку, ожидая. Когда её поднимут, чтобы снова бросить.
  • Слух становится очень острым, и даже ваше хождение на цыпочках он способен услышать.
  • Различает интонации маминого голоса и уже иногда узнаёт своё имя.
  • Бутылочку с молоком способен держать двумя ручками.
  • Приобретает навык перекладывания предмета из одной руки в другую.
  • Если в 4 месяца вначале все тянулось в рот, а потом исследовалось, то на 5 месяце развития малыша все наоборот.
  • Всё чаще делает попытки сесть, вытягивая шею и руки вперед.
  • Малыш в 5 месяцев начинает стоять на ногах с поддержкой.
  • Видела деток, которые в 5 месяцев уже ползают.

Развитие в 6 месяцев


фото 6 месячного ребенка
  • Прибавка в весе составляет 650 гр., в росте 2 см.
  • Периоды бодрствования увеличиваются.
  • На 6 месяце кроха вовсю пытается сидеть, свободно освоив перевороты со спины на живот, на бок и обратно.
  • Способен уже перекладывать небольшие игрушки из одной ёмкости в другую.
  • Именно в 6 месяцев большинство деток делают первые попытки ползания. Опираясь на вытянутые ручки, ножки начинают раскачиваться.
  • Реагирует на своё имя и отзывается на него.
  • Свои игры 6 месячный ребенок сопровождает непрерывным лепетом.
  • Осваивает навыки подражания (особенно те, что вызывают восторг взрослых).
  • Можно наблюдать, что дотянувшись до одной игрушки, карапуз перекладывает её в другую руку и тянется за новой.
  • У лепета появляются интонации.
  • Малыш осознает свой влияние на родителей, ему нравится быть в центре внимания.
  • При постоянных играх его реакция может опережать само событие. Пример: « Едва вы подносите руку к нему и говорите: «Идет коза рогатая» он заранее начинает смеяться.
  • Если вы укачиваете ребенка на руках, то принимая привычное положение, он станет сам себе петь: « А-а-а».
  • У большинства прорезываются 2 нижних резца.

Моя авторская табличка про развитие ребёнка по месяцам до 1 года переходит к этапу 7-9 месяцев

Развитие на 7 месяце

фото ребенка в 7 месяцев
  • Подолгу может уже сидеть, а навыки ползания усовершенствуются.
  • Прибавка в весе составляет 600 гр., а рост увеличивается на 2-3см.
  • Некоторые детки, держась за манеж, начинают вставать, но садиться обратно сами еще не умеют.
  • Видела малышей, которые даже в 7 месяцев делали первые шаги.
  • Играет игрушками, изучая их: трясет, стучит ими об манеж, пытается соизмерять размеры.
  • Злится если что-то не выходит.
  • Если 7 месячному малышу предложить 2 игрушки одновременно видно, что он учится уже делать выбор.
  • Описывая, как развивается 7 месячный ребенок стоит отметить, что у него вызывают больший интерес круглые предметы, малыш пытается найти, где их «углы». Осознает, что существуют игрушки, которые разбираются по принципу матрешек.
  • Выразительной становится мимика и жестикуляция ребенка.
  • Может показать пальчиком маму, папу, кошку, собаку, телевизор.
  • Сам может нажимать кнопки музыкальных игрушек, чтобы послушать мелодию.
  • Любит своё отражение, гладит его.
  • Понимает не только интонации взрослых членов семьи, но и слово «нельзя».
  • В речи появляются слова: «Дай-дай» в сопровождении жеста сжимания ладошка.

Развитие в 8 месяцев

фото ребенка в 8 месяцев
  • Поправляется карапуз на 500-550 гр., вырастает еще на 2 см.
  • Активно ползает, исследуя все и всюду.
  • Учится открывать крышки коробок. Любит все доставать и вынимать. Любит игры на вкладывание предметов, например, разные шарики в разные ведерки.
  • Знает несложные игры: « Ладушки, по кочкам, коза рогатая, прятки.
  • 8 месячный ребенок способен выполнить несложную просьбу мамы: «Дай руку, дай маме мишку».
  • Машет пока-пока, отпускает воздушные поцелуи.
  • Может подолгу наблюдать за другими детками, всем что движется.
  • Уверенно и подолгу стоит у манежа, даже держась одной рукой.
  • Любит иметь свои «взрослые» игрушки, и с удовольствием играют игрушечными мобильными телефонами.
  • Хочу отметить, что навыки развития у каждого 8 месячного ребенка очень сильно отличаются. Одни малыши уже вовсю бегают, а их некоторые более упитанные и перекормленные сверстники только осилили уверенное сидение без обкладывания подушками. Поверьте мне, что если малыш эмоционально и интеллектуально не отстает в развитии, то уж ходить рано или поздно начнет 100%.

Развитие в 9 месяцев

фото ребенка 9 месяцев
  • Прибавка в весе у 9 месячного малыша будет около 500 гр., а рост увеличится на 1, 5 см.
  • Способен не только одновременно поднимать руками 2 предмета, но и одновременно играть с ними.
  • Ваш 9 месячный малыш, прежде всего первооткрыватель: стучит по кастрюлям, извлекая новые звуки, бутылочкой о стенки манежа. Стоя у манежа, танцует под ритмичную музыку. Всё издающее звуки привлекает его внимание.
  • Хорошо развита мелкая моторика, это отслеживается в том, что крупные предметы он захватывает ладошкой, а мелкие пальчиками. В этом возрасте ему понравится сделанная вами
  • Хлопает в ладоши, перелистывает книгу по страницам.
  • Научился стоя у опоры не только стоять, но и приседать, прыгать.
  • Ребенок 9 месяцев уже произносит много звуков, которые родители способны понимать наряду с яркой мимикой. Первое общение, когда карапуз протягивает пустую бутылочку со словами: «Дай-дай».
  • Интенсивно развивается память. Он уже точно знает назначение некоторых предметов, а это большой скачек в том, как развивается ваш малыш по месяцам. Заполучив в руки чашку, он не рассматривает её, как раньше, а сразу подносит ко рту. Не обладай он памятью, каждый раз изучал бы предметы снова и снова.
  • Если мамам что-то спрячет в его присутствии под одеяло, способен найти спрятанное.
  • Быстро ползает. Мой старший сынок ползал не совсем обычным образом, он скорее перемещался на 5 точке, помогая себе отталкиваться одной ногой, а потом сразу пошел.
  • Показывает глазки, ротик, ушки.

Заключительный этап развитие ребёнка в таблице по месяцам до 1 года (10-12 мес.)

Развитие в 10 месяцев


фото малыша в 10 месяцев
  • Малыш в 10 месяцев ощущает себя «взрослым», и будет с удовольствием помогать маме.
  • Быстро ползает.
  • Ходит в ходунках, а некоторые детки уже и без них.
  • Проявляется независимость в желании самому кушать ложкой, пить из чашки.
  • Знает названия своих игрушек, может по просьбе принести их.
  • Малыш в 10 месяцев понимает назначение многих предметов: пульта от телевизора, телефона.
  • В весе добавляется 450 гр., в росте всего 1,5 см.
  • Появляется страх незнакомых людей и мест.
  • Любопытен, способен открывать дверцы шкафов и все из них вываливать.
  • Любит игрушки, которые можно вкладывать.

Развитие в 11 месяцев

фото ребенка в 11 месяцев
  • Малыш 11 месяцев совершает первые неуклюжие шаги, постоянно балансирую, расставив ноги и приподнимая руки.
  • Слово «нельзя» 11 месячный малыш знает прекрасно, но порою игнорирует его осознанно, стараясь занять в семье позицию центра вселенной.
  • Способен поднимать очень мелкие предметы 2 пальчиками.
  • Делает настойчивые попытки не только ходить самостоятельно, но и делать многое другое.
  • Если держится за руки взрослых, или мебель, то перемещается быстро и уверенно.
  • Может висеть около 1 минуты на кольцах.
  • Умеет самостоятельно залезть на 2-3 ступеньку шведской лестницы.
  • Машет головой в знак одобрения, или отрицания.
  • Переход на одноразовый дневной сон.
  • Прибавка в весе всего 400 гр., в росте полтора см.

Развитие в 12 месяцев


фото ребенка в 12 месяцев
  • Годовалый малыш уверенно ходит, садится, встает (но есть совершенно здоровые детки, которые начинают уверенно ходить ближе только к 18 месяцам).
  • Способен сам собрать несложную пирамиду, а буквально к 2 годам он уже будет её собирать, называя цвета и по размеру деталей.
  • Диапазон игр увеличивается, это уже и катание машинок, укладывание кукол спать и катание колясок.
  • Пытаются помогать по дому: заправляют кровать, складывают игрушки
  • Появляется некоторая усидчивость и концентрация (любят, когда им читают)
  • Отчетливо произносит слова: « Мама, папа, баба, деда, дай, пока».
  • Пытается командовать, показывая пальчиком предмет, который он хочет получить, а когда хочет гулять, способен принести маме свои прогулочные башмаки и одежду.
  • Отказывается, есть то, что не нравится, одевать что-либо.
  • Очень негативно реагирует на мамино отсутствие
  • Любит твердую пищу в виде печенья, хлеба.

Вот и закончилась наша таблица развития ребёнка по месяцам до 1 года. Прочтя всю таблицу про развитие малыша по месяцам от рождения до года осознаешь насколько все происходит очень быстро. Это сравнимо разве с тем, что парализованный взрослый человек с достаточно низким интеллектом всего за год своей жизни начнет не только полноценно двигаться, но и станет Нобелевским лаурятом по ядерной физике.

Ваш малыш совсем недавно появился на свет.

И теперь вам интересно, насколько правильно он развивается. Вы хотите знать, что должен уметь кроха в том или ином возрасте.

Календарь развития малыша по месяцам

1 месяц

В период новорожденности малыш почти все время спит. Все его действия продиктованы безусловными рефлексами: хочет кушать, что-то болит - кричит, покушал - уснул, почувствовал дискомфорт - кряхтит, хочет спать - зевает или плачет.

В первое время ребенок очень плохо видит, у него нарушена фокусировка зрения. Иногда кажется, что ребенок косит, малыш может хорошо видеть объекты, которые находятся от него на расстоянии 20-25 см. На третьей неделе жизни ребенок начинает слышать голоса и другие звуки, услышав их, он замирает.

2 месяца

В два месяца малыш уже умеет улыбаться, задерживать взгляд на каком-то объекте (не более, чем на 5-10 секунд), следить за предметом, который передвигается вблизи его глаз.

В 2 месяца ребенок начинает активно двигать ручками и ножками, кисти сжаты в кулачки. Если выложить малыша на животик на ровную поверхность, он будет тянуть вверх головку. Малыш может начать произносить некоторые звуки.

3 месяца

В этом возрасте малыш часто улыбается, особенно при виде мамы или папы, начинает издавать разные звуки. В положении «лежа на животике» ребенок может тянуть головку вверх уже дольше, чем раньше. Кроха начинает реагировать на яркие игрушки, может следить за движущейся игрушкой, тянется к игрушкам, может начать тянуть их в рот.

В 3 месяца малыш уже хорошо слышит и обычно поворачивает голову в ту сторону, откуда раздаются звуки. Ребенок активно гулит, может произносить некоторые звуки на распев.

4 месяца

В 4 месяца малыш уже может отличать «своих» людей от «чужих» и реагировать на них по-разному: улыбаться, плакать, отворачиваться, тянуть ручки.

Если положить кроху на животик, он будет опираться на локти и достаточно долго тянуть головку вверх. Кроха уверенно держит голову в вертикальном положении.

5 месяцев

Кроха по-разному реагирует на знакомых и незнакомых, может сам инициировать общение - улыбаться незнакомым, например.

Действия ручками становятся более скоординированными. Кроха уверенно переворачивается со спинки на животик, переворачивается с животика на спинку, пытается ползти, сесть. Очень активно лепечет.

6 месяцев

Кроха уже заметно вырос, он узнает родных, у него есть предпочтения в игрушках. Он может внимательно следить за перемещением людей и предметов. Он активно : бросает, стучит, крутит, рассматривает, издавая при этом звуки, умеет перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Мария Савинова, врач-педиатр, гомеопат: «В шесть месяцев ребенок должен уметь сидеть без поддержки более 30 секунд, переворачиваться с живота на спину, брать игрушки и долго с ними играть, поворачиваться на звук, реагировать на свое имя, есть с ложки, произносить отдельные слоги».

Кроха может начать делать попытки встать, опираясь на перила кроватки. Уже умеет сидеть. Ребенок может начать говорить первые слова «да», «дядя», «баба», обычно это происходит бессознательно, то есть ребенок не понимает, что именно он произносит. Чаще всего ребенок пытается подражать речи взрослых, копируя интонацию.

Ребенок начинает устанавливать элементарные причинно-следственные связи: нажал на кнопку - звучит музыка, отпустил игрушку - она упала и так далее.

7 месяцев

Малыш очень , поэтому может плакать, когда с ней нужно расстаться, и радоваться, когда она приходит.

Кроха уже начинает понимать значения некоторых слов: «можно», «нельзя». Ребенок уже хорошо сидит и с легкостью садиться сам, держась за опору, может вставать и достаточно долго и устойчиво стоять. Может быстро ползать.

Малыш уже умеет кушать из ложки, делает первые попытки пить из чашки. Уверенно хватает предметы, хорошо их держит, может их перекладывать из руки в руку, крутить, толкать, бросать, нажимать, давить, тянуть.

Знает, где лежат те или иные предметы, может указать на них поворотом головы или туловища. Любит играть в пальчиковые игры «Ладушки», «Сорока-Ворона», любит листать книжки.

8 месяцев

Ребенок может сильно нервничать или кричать, .если приходится на время расстаться с мамой. На чужих людей может реагировать негативно. Кроха боится громких звуков, реагирует на них плачем или криком.

Малыш хорошо сидит, может встать, стоять и медленно передвигаться приставными шагами, опираясь на руки родителей или перила.

В этом возрасте ребенок может выполнять уже более сложные манипуляции с игрушками, чем раньше, он может складывать части игрушек, накрывать что-то крышечкой, нанизывать кольца на пирамидку.

Кроха активно лепечет, любит танцевать, хлопать в ладоши, топать ножками.

С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.

Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.

Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.

Неделя первая, знакомимся

Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.

Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Грудное вскармливание

В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.

Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.

Первое купание

Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.

Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:

  • Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
  • Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.

    Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.

  • Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
  • Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
  • Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
  • Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
  • Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.

По какой причине новорожденный может не какать несколько дней

Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.

Неделя вторая, осваиваемся

Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.

Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.

Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.

Неделя третья, маленькие победы

Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.

Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.

Неделя четвертая, подводим итоги

Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.

Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.

Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.

По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.

Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:

  • фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
  • узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
  • пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.

Рост и вес

Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.

Второй месяц

Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.

Что должен уметь делать малыш:

  • фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
  • переворачиваться с бочка на спинку;
  • непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
  • демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
  • демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.

Когда необходим докорм ребенка смесью при грудном вскармливании

Третий месяц

Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.

Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.

За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.

Умения и навыки:

  • комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
  • переворот со спины на живот;
  • упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.

Четвертый месяц

У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.

Умения и навыки:

  • удерживание с легкостью небольших предметов;
  • лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
  • реакция на свое имя;
  • уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
  • захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
  • первые попытки приседания.

Пятый месяц

Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

Что должен уметь делать ребенок:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
  • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
  • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.

Шестой месяц

Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.

Навыки и умения:

  • непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
  • ползание;
  • смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
  • прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.

Седьмой месяц

Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.

Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.

Навыки и умения:

  • ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
  • уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.

По какой причине ребенок плачет после или во время кормления

Восьмой месяц

Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.

Что умеет делать ребенок:

  • самостоятельно садиться;
  • кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
  • делать первые шаги, держась за руки взрослого.

Девятый месяц

Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.

Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.

В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.

Что умеет ребенок:

  • держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
  • по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
  • самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
  • трансформирует лепет в слова.

Десятый месяц

Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.