Капризы ребенка: все, что родители должны об этом знать. Ребенок постоянно капризничает и плачет - что делать

1. Не боритесь против детских «хочу»

Пожалуй, чаще всего маленький человек начинает капризничать, когда взрослые отказываются выполнять его желания. А бывает это сплошь и рядом: то конфету перед супом не дают, то машинку не покупают, то не позволяют вдоволь покататься на горке только потому, что нос замерз… Одним словом, сплошные несправедливости.

Чаще всего мамы и папы в этих случаях:

* старательно объясняют, почему то или иное «хочу» нельзя воплотить в жизнь: «Смотри, эта машинка плохая, она быстро сломается, у тебя дома лучше есть», «Мы и так уже на улице два часа. Ты должен был нагуляться. Завтра снова пойдем на горке кататься, а то простудишься…»;

* запрещают что-то без объяснений: «Я сказала: «Нет!». Прекрати!»;

* самые сердобольные, увидев, что нижняя губка их чада уже дрожит, а слезы катятся по щекам, меняют свое решение: «Ну, хорошо, куплю, раз тебе так нужна всякая ерунда».

Но, на самом деле, ни один вариант не хорош. В первом случае родитель тратит массу энергии, разубеждая ребенка в неправильности его желаний, а ребенок втягивается в ненужный спор («Нет, эта машинка хорошая!», «Нет, я еще не нагулялся!»), который в итоге проигрывает и расстраивается еще сильнее. Во второй ситуации малыш обижается, усваивает модель резкого, грубоватого поведения, а взрослый испытывает чувство вины. Ничуть не лучше и третий вариант — потакать детским слезам, — ведь это самый надежный способ вырастить капризулю и манипулятора.

Что же делать? На самом деле, быть внимательным к потребностям и желаниям ребенка — не значит воплощать в жизнь каждое «хочу». Порой достаточно согласиться с тем, что ребенок имеет право хотеть все, что угодно — даже если это опасно, вредно или несвоевременно. А у родителя есть право не выполнять каждое желание, но при этом выслушать и проявить сочувствие. Психологи называют такой прием активным слушанием.

На практике это будет выглядеть так: «Да, тебе очень хочется эту машинку, и тебе грустно, что я ее не покупаю. Я знаю, как это обидно, когда не можешь получить то, что хочешь». Или: «Тебе очень хочется еще покататься с горки. Тебе не нравится, что нам надо идти домой. Конечно, трудно ждать до завтра, если очень хочется веселиться прямо сейчас». Во время разговора желательно присесть, чтобы находиться на уровне глаз малыша, можно обнять его, прижать к себе. Ребенок поймет, что вы на его стороне. Но при этом будет учиться тому, что действительно бывают обстоятельства, которые приходится учитывать.

2. Чем меньше «нельзя», тем проще быть послушным

Еще одна причина капризов — избыток запретов, отсутствие стабильных требований и понятных крохе границ дозволенного. Так бывает, когда ребенок о чем-то просит, взрослый, не подумав, запрещает, а потом, видя огорчение малыша, все-таки разрешает. У ребенка в голове возникает путаница, и он с удвоенной силой испытывает на прочность каждое новое «нельзя». Вдруг, если очень хочется, то все-таки можно?

Чтобы решить проблему, нужно приучить себя как можно реже пользоваться запретами, зато каждый высказанный запрет должен быть прочным и непоколебимым. К примеру, нельзя выбегать на дорогу, бросать в других детей песком, обижать домашних животных — одним словом, запрещено все, что угрожает безопасности — своей и окружающих. Эти вещи просто нельзя делать, тут и обсуждать нечего, и уж тем более незачем капризничать.

В прочих ситуациях слова «нельзя» лучше избегать. А объяснять, что есть вещи, которые возможны только при определенных условиях. Можно ходить по лужам, но только когда на ножках резиновые сапоги. Можно лечь спать попозже, но только если завтра не в садик. Можно карабкаться на высокую «лазалку», но только когда папа снизу страхует, и т.д. Если каждый раз проговаривать эти условия вслух, ребенку проще научиться самоконтролю. «Что у нас сейчас на ножках? Сандалики! Можно идти в лужу? Не стоит». Еще лучше планировать стиль прогулки до ее начала: «Сейчас мы собираемся в гости, наденем красивые ботиночки, в лужи не полезем» — или: «Мы идем на площадку, что лучше надеть, чтобы не промочить ножки?».

3. Избегайте гиперопеки

Часто малыш капризничает из-за того, что родители его чересчур опекают, не замечая взросления. Особенно ярко это проявляется во время кризисов одного года и трех лет. Представляете, детка наконец-то освоил новые навыки, а ему не позволяют применить их на практике. А ведь так хочется чувствовать себя взрослым! Как тут не закричать: «Я сам!»?

Единственный выход из ситуации: признать, что ваш ребенок растет, а, значит, пора дать ему больше самостоятельности, доверить новые дела. И пусть малыш перемажется едой — зато съест ее сам. Или начните с малого - пусть кроха сам выпьет вкусный биолакт «Тёма» из трубочки, для того, чтобы почувствовать себя самостоятельным. Пусть после прогулки снимет с себя ботинки, шапку, перчатки. Пусть он не слишком хорошо пропылесосит пол — зато будет чувствовать себя маминым помощником. Ощущение уверенности в своих силах, своей умелости, которое формируется в этом возрасте — останется с ребенком на всю жизнь.

Там, где ребенок пока не может решать сам, пользуйтесь хитрым приемом «выбор без выбора». Например, прежде чем переходить дорогу, спросите: «Какую ручку мне дашь — правую или левую?» (вариант «идти не за руку» отпадает сам собой). Но не стоит хитрить часто, у детки должна быть возможность совершать и реальный выбор.

4. Не требуйте невозможного

Вспомните, что говорил король из сказки про Маленького принца: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой,и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я? С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны».

Этих принципов придерживается и мудрый родитель, мечтающий избежать детских капризов. Предъявляя требования, всегда учитывайте возрастные особенности ребенка и его физиологические возможности. К примеру, бесполезно требовать от дошкольника, чтобы он тихо сидел в длинной очереди в поликлинике или в медленно ползущем по пробкам автобусе. Такое требование совершенно противоречит его возможностям. Если вы очень переживаете за комфорт окружающих, которым могут досаждать крики и беготня вашего чада, то запаситесь относительно тихими развлечениями и позаботьтесь о том, чтобы ребенок не проголодался. Можно взять с собой его любимую книгу и питьевой йогурт «Тёма». Продуманная профилактика поможет пережить без истерик даже сложные ситуации.

5. Не забывайте про юмор

Иногда хорошая шутка лучше всего помогает разрядить накаляющуюся обстановку и избежать эскалации капризов. Главное, чтобы она была доброй и необидной. К примеру, тому, кто не хочет уходить с прогулки, скажите: «Представляешь, мы будем долго кататься с горки. И не пойдем домой, пока на нас не налипнет столько снега, что мы превратимся в двух огромных снеговиков. Через час вернемся домой, постучимся в дверь и скажем: «Папа, открывай, снеговики пришли!» Вот он удивится…». За такой увлекательной историей будет проще переключить внимание малыша и развернуть его в сторону дома: «Давай пойдем - посмотрим, вдруг папа уже пришел. Мы расскажем ему, что собирались стать снеговиками…».

В порядке исключения можно попробовать поменяться ролями с маленьким капризулей. Что будет делать малыш, если мама начнет у него громко выпрашивать игрушку или упадет в сугроб и станет кричать: «Ни за что не пойду домой!»? Наверное, попробует успокоить, а заодно похохочет над тем, как выглядят капризы со стороны.

Пусть юмор, доброжелательность и уверенность в своих требованиях станут вашими верными попутчиками. Терпения вам и изобретательности! И пусть капризное настроение как можно реже посещает ваше любимо чадо!

Каждый ребёнок, даже самый послушный, время от времени из ангела превращается в маленького монстра. Он раздражается, нервничает, постоянно твердит: «Не хочу! Не буду! Не нравится! Не…» И каждое новое «не» повышает градус накала, и ваша нервная система постепенно закипает.

Умом вы понимаете, что взрыв эмоций ни к чему хорошему не приведёт, но очередной каприз срабатывает катализатором, и, подобно «Ментосу», брошенному в стакан с кока-колой, ровную гладь превращает в брызжущий фонтан. От этого становится плохо и детям и взрослым.

Что же делать? Где брать терпение? Как предотвращать конфликты с такими дорогими и любимыми, с нашими детьми?

Ругать нельзя, понять

Когда вы чувствуете, что терпение на исходе, скажите себе «стоп». Несколько раз глубоко вздохните (лучше с задержкой дыхания на несколько секунд). И после этого постарайтесь определить причину нервозного состояния малыша. А потом устраните её. В большинстве случаев вам легко удастся предотвратить конфликт.

Как правило, ребёнок ведёт себя не так, как вы ожидаете, не потому, что хочет навредить, а потому, что у него есть для этого основания. Не надо его ругать. Вполне возможно, что он отказывается поступать, как вы хотите, из-за высокой температуры. Или его мучает жажда. Или его напугали тени на стене.

Причины детской раздражительности

1. Накопилось слишком много неизрасходованной энергии

Если ребёнок долго находился без активного движения, например смотрел спектакль или неподвижно сидел во время переезда в машине, ему обязательно надо выплеснуть всё, что собралось за это время. Для ребёнка противоестественно долго находиться в статичном положении. Он подобен реке, которая бурлит и должна быть в движении.

Что делать. Дайте ему возможность побегать, попрыгать, полазить. Любые физические упражнения помогут снять этот вид напряжения.

2. Ребёнок возбуждён и испытывает неприятные эмоции

Малыш может испугаться, а вы этого даже не заметите. Или рассердиться, или обеспокоиться чем-то. И, конечно, все эти эмоции будут прорываться наружу в виде плохого настроения. Не каждый взрослый способен контролировать свои чувства и не выплёскивать негатив на окружающих. Что уж говорить о детях.

Несмотря на то что взрослым детские поводы для расстройств часто кажутся несерьёзными, нужно внимательно и уважительно к ним относиться. Не стоит убеждать ребёнка, что это пустяк. Раз причина вызвала такую реакцию, значит, она заслуживает внимания.

Что делать. Скажите, что понимаете его. Что вы тоже испугались бы (рассердились) и, может, даже сильнее. А потом постарайтесь переключить его внимание на что-то позитивное.

3. Ребёнок испытывает голод или жажду

Казалось бы, что может быть проще - понять, что ваш малыш проголодался. Но основная сложность в том, что не все дети осознают желание есть или пить. Они чувствуют дискомфорт, но не понимают почему.

Что делать. Регулярно спрашивайте, предлагайте, а иногда и настаивайте. Особенно это касается .

4. Ребёнок испытывает усталость

Причин, вызывающих усталость у детей, много. Помимо физических (долгая ходьба или продолжительные активные игры), есть и эмоциональные. Ребёнок устаёт, если ему не интересно происходящее или если действие длится очень долго. Также ребёнок может устать от избытка положительных эмоций. Часто родители пребывают в растерянности, если после посещения парка с аттракционами, мороженого и всевозможных развлечений ребёнок бурчит и злится. А разгадка проста: много хорошего тоже плохо.

Что делать. Необходимо дать ребёнку возможность отдохнуть или переключиться с одного вида деятельности на другой.

5. Ребёнок заболел

Иногда бывает так, что утром малыш весёлый, общительный. А потом вдруг всё меняется, как будто резко переключили тумблер. Он начинает капризничать, плакать, сопротивляться.

Что делать. Присмотритесь к малышу. Потрогайте лоб, измерьте температуру и, если есть основания, обращайтесь к врачу.

6. Ребёнок хочет настоять на своём

Все хотят чувствовать свою значимость, и дети в том числе. Даже самые маленькие - уже личности со своим мнением и взглядами. Дети желают хоть изредка управлять ситуацией и самостоятельно принимать решения. Куда пойти, что надеть, какие игрушки взять с собой, какой маршрут выбрать, что заказывать в кафе. Это повышает их самооценку.

Что делать. Согласитесь с ребёнком, если для вас это не принципиально. Если же то, на чём ребёнок настаивает, вы не можете принять, объясните почему.

7. Ребёнок копирует взрослых

Каждый человек уникален, со своим набором качеств, и нет двух одинаковых людей. Но окружение корректирует нас, как морская вода камни. Неосознанно мы подражаем друг другу и становимся похожи.

Как-то я слышала об одном эксперименте, проведённом американскими психологами. В изолированную комнату пригласили двух человек с хорошим настроением. Они познакомились и начали общаться. В комнату зашёл третий - с плохим настроением. Он молча сел на свободный стул и никак себя не проявлял. Не двигался, не разговаривал, не принимал участия в беседе. Тем не менее вскоре у двух других участников эксперимента настроение испортилось.

Для детей семья и близкое окружение подобны такой комнате. Если мама и папа раздражены, нервничают или злятся, то ребёнок очень скоро будет делать то же самое. Дети чувствительны к нашим настроениям, они всё впитывают.

Что делать. Следите за собой и контролируйте свои эмоции.

Иногда случается так, что дети требуют постоянного внимания к себе, пристают и не дают шагу без них ступить.

Вот наиболее частые причины такого поведения:

Важно отличать обоснованное требование от каприза и действовать соответственно. Если ребёнок эгоистично требует, чтобы мир вращался только вокруг него, объясните, что он не прав. Он должен учитывать интересы всех членов семьи так же, как это делают они.

В конфликтной ситуации всегда начинайте с объяснений и по возможности давайте выбор. Только потом ребёнка можно заставлять. Иногда приходится и поругать, но делать это стоит в самую последнюю очередь.

Когда вы что-то объясняете детям, важно убедиться, что они вас понимают правильно и вы имеете в виду одно и то же.

Однажды мы собрались ехать на море. Вечером решили, утром выехали. Трёхлетнему сыну сказали о поездке уже в машине, так как не хотели расстраивать, если что-то сорвётся.

Услышав, что мы едем на четыре дня на море, сын начал плакать и кричать: «Я не хочу! Поворачивай назад! Едем домой!» Мы в растерянности остановились возле придорожного кафе. Он съел пирожное, побегал, немного успокоился. Потом мы договорились, что доедем до моря и только посмотрим на него. Если ему там не понравится - сразу же поворачиваем назад.

И вот когда мы прибыли на место и заселились в апартаменты, настроение ребёнка резко изменилось. Он начал веселиться, напевать, достал из рюкзака игрушки и принялся их раскладывать. И тут выяснилось, что сын решил, что мы будем жить возле моря на песке, как герои мультфильма, который он недавно смотрел. И это его очень напугало. А мы поселились в доме с кроватями, и его такой отдых вполне устраивает. Для нас этот случай стал хорошим уроком: надо всегда уточнять, правильно ли мы понимаем друг друга.

Если же ситуация накаляется и терпение вот-вот лопнет, постарайтесь сделать паузу, прежде чем ругать ребёнка. Сосчитайте до десяти. Спросите себя: «Зачем? Кому станет от этого лучше?»

И научитесь . Делайте это редко, но твёрдо. Скажите, что понимаете его желание, а затем объясните коротко и понятно, почему вы не можете сейчас сделать то, что хочет он. Ребёнок поймёт. Если же он продолжит настаивать (что часто делают дети), используйте его же приёмы. Просто повторяйте: «Нет, нет, нет».

Прибавление в семье – огромное счастье родителей. Когда роды прошли благополучно и ребенок развивается согласно возрастным нормам, маму редко беспокоит капризность ребенка. Родители не могут нарадоваться, когда малыш растет спокойным и покладистым. Мамы и папы к этому привыкают, и им кажется, что так будет всегда. Но вдруг все меняется. Ребенок стал капризничать, часто плачет, не поддается уговорам. Такое часто случается к концу первого года жизни. Почему так происходит?

Капризы детей до 1 года

Чтобы понять, может ли ребенок в возрасте до 1 года капризничать, предлагаем разобраться в психологических особенностях развития крохи:

  • Кризис новорожденности

Кризис проявляется в промежутке от рождения до 2 месяцев. Это очень важный этап в развитии ребенка. И своевременное появление кризиса является нормой. Ваш ребенок должен реагировать на приближение взрослого, издавать звуки (вокализации) при общении с мамой, реагировать улыбкой. Потеря веса – главный признак кризиса.

  • Младенческий возраст

Это второй этап развития ребенка до года. Чаще всего он проявляется от второго месяца до года. В это время малыш общается через эмоции. И родителям важно уделять общению огромное внимание. Постепенно кроха произносит первые слова, изучает мир через действия с предметами окружения.

Плач и лепет в этот период говорят о стремлении установить контакт со взрослым. А когда появится самостоятельная речь ребенка – кризис миновал.

Изучив важнейшие психологические особенности детей в это период развития, попробуем разобраться, несут ли в себе капризы ребенка до года что-то серьезное.

Что такое капризы. Может ли новорожденный ребенок капризничать

Под капризами понимают разные прихоти и упрямство. В раннем возрасте под видом каприза прячутся основные потребности ребенка и чувство дискомфорта. Иногда, называя своего малыша в возрасте до года капризным, мамы неверно истолковывают само определение. Ведь плач и беспокойство ребенка в столь нежном возрасте – это единственный путь общения с родными. В их арсенале нет слов, жесты тоже еще слабо выражены — остается только реветь. А причин для расстройств может быть несколько. Первые, естественные – ребенок хочет кушать, у него мокрые пеленки, либо же он замерз. Возможно также, что малыш просит помощи, когда у него что-то болит. Заботливая мама сразу поможет малышу.

Часто бывает, что радостный и праздничный день, ярко проведенный вместе с малышом заканчивается капризами и слезами ребенка. Он отказывается засыпать, излишне возбужден и его трудно успокоить. Такое поведение для деток 10-18 месяцев - результат нервного перенапряжения, которое они испытали. Их слезы - естественный в этом возрасте способ избавится от напряжения. Ведь шумная компания, новые лица, яркие краски и непривычные звуки - все это для малыша оказалось стрессом. Поэтому он и раздражается, плачет, капризничает. В такой ситуации необходимо проявить максимум заботы и терпения к ребенку. Не получиться криками и угрозами заставить его успокоиться. Лучше прижмите ребенка к себе, поносите на руках, сделайте приятные для него процедуры: выкупайте в теплой ванне или проведите сеанс легкого массажа. Все это поможет малышу быстрее расслабиться и успокоиться.

Подобные беспокойства и капризы у ребенка могут возникать и в другой ситуации, когда вступают в силу запреты родителей. Почти год малыш был ограничен стенками манежа или коляски, его окружали только знакомы вещи. С развитием ребенка у него возникают потребности к познанию нового. Другого он не знал и этим удовлетворялся.

Ползая и делая первые попытки самостоятельно подняться с пола и ходить, он тем самым расширяет свой кругозор, узнает много нового. Не понимая опасности окружающих предметов, малыш с интересом все исследует. У него возникает естественное желание не только рассмотреть, но и пощупать руками, испытать на прочность и отведать на вкус новый предмет. Такое поведение непременно вызывает реакцию родителей. И чаще всего она носит запретный характер в виде окрика и отбирания понравившейся вещи.

Повысили голос, забрали “цацу” и даже унесли с интересного места назад в манеж. Как в этом случае малышу выразить свое возмущение и желание продолжить исследования в новом мире? Только криком. Пока это единственное, что он может делать для привлечения внимание к себе и своей естественной потребности познавания нового. Никакие компромиссы в виде старых игрушек или соски его не устраивают.

Оставьте первооткрывателю то, что принесет ему радость. То, что можно будет передвигать, складывать друг в дружку или позволит извлекать из предметов новые звуки. Ведь неприглядные пустые коробки, крышки, кастрюльки и половники гораздо интереснее хоть и ярких, но уже надоевших игрушек.

Еще одной из причин внезапного раздражения ребенка могут стать трудности при становлении речи. Малыш растет, а его речь не поспевает за его развитием. Новые желания что-то сделать или попытки передать свои эмоции выливаются в мычание или протягивание рук. Родители не понимают его “намеков” и не идут на помощь. Как, кроме слов, обратить внимание на себя и на возникшую проблему? Опять детские крики и капризы. Они могут проявиться в отказе от привычного купания или пользования горшком, к которому уже приучен ребенок. Все, что раньше было малышу приятно и он охотно это принимал, теперь может вызывать у него недовольство.

Самое результативное средство в этой ситуации - время. Не стоит ругать ребенка за каприз и настаивать на своем. Дайте ему время забыть о неприятном инциденте и через некоторое время повторите свои попытки.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Как преодолеть детские капризы

Всем своим поведением ребенок показывает, что ожидает понимания со стороны взрослых. Изменения в поведении малыша порой приводят взрослых в смятение и вызывают желание немедленно прекратить безобразие и капризы.

Капризы, крики и плачь - это не обычное безобразие, которые следует немедленно прекратить. Это очередной сигнал ребенка о том, что он ждет понимания и реакции со стороны взрослых. Он ищет способ управления родителями для получения желаемого. В ход идет все: крики, слезы, кусание, дерганье за волосы, драка. И если это сработаете, то такое поведение станет нормой, и решать свои проблемы ребенок будет только таким способом. Этого нельзя допустить. И если не реагировать на неправильное поведение и показать малышу, что капризами ничего не добьешься, то он станет меняться и перестанет плакать и капризничать.

В некоторых ситуациях учитесь не обращать на ребенка внимания. Иногда это бывает лучшим решением вопроса. Ребенок может быстрее перестать капризничать и плакать, если поблизости нет людей, пытающихся его успокоить. Присутствие зрителей и сочувствующих только усиливает капризы и плач малыша. Ведь даже некоторые взрослые любят “выступать” на публику, что уж говорить о детях.

  • Многие родители заблуждаются, считая, что малыша нужно больше ласкать и носить на руках. Это неправда! Чаще всего капризными становятся дети, которых окружает чрезмерная ласка. Психологи советуют не впадать в крайности. Да, малыш нуждается в вашем внимании и ласке, однако, он тоже должен понимать, что мама и папа не могут сутки напролет носить его на руках. У них тоже есть свои потребности;
  • Вседозволенность и неограниченность. С самого раннего возраста ребенок должен знать слова «Нельзя», «Нет», «Стоп» . Это будет дополнительным стимулом для дисциплинированности крохи в будущем. Наличие в воспитании этих понятий избавит как малыша, так и родителей от излишних капризов. (Читаем по теме: ) ;
  • Постоянное внимание старших часто становится причиной детских капризов. По своей натуре ребенок не может общаться исключительно со старшими. Он начинает уставать от навязчивого поведения взрослых. Дайте больше свободы крохе. Пусть он поиграет сам, погуляйте на улице с другими мамочками, пообщайтесь с ними. А малыши будут обмениваться жестами и улыбками друг с другом в коляске;
  • Не перестарайтесь, следуя предыдущему пункту. Полное отсутствие внимания также негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии крохи. Криками и капризами он будет требовать внимания близких людей;
  • Непоследовательность и отсутствие единства требований мешают адаптации ребенка к окружающему миру. Во избежание этого, договаривайтесь с родственниками о единой линии воспитания. Следите за своим отношением к ребенку. Если вы что-то разрешили вчера и запретили сегодня, то необходимо объяснять малышу, почему вы так поступаете. Независимо от того, что он еще совсем мал. Он все поймет на уровне эмоций.
  • Самый популярный каприз – вечерний, когда пора идти в кроватку. Малыш никак не может понять, почему вместо интересной игры в футбол с папой он должен спать. Чтобы вечерние капризы остались в прошлом, за час до сна отмените все подвижные игры — пусть это будет чтение книги или просмотр мультфильма. Кстати, очень полезны в этом случае детские передачи по типу «Спокойной ночи, малыши» — они действуют, как сигнал ко сну.

Какой должна быть реакция родителей

Например: «Маленький Вова полез в шкаф, достал оттуда стеклянный графин. Малыш не знает, как им пользоваться. Графин Вовочка уронил. Тот разбился».

Как быть маме?

Плохим примером будет крик и ругательство в адрес ребенка! Лучше поступить так: «Вовочка, я так испугалась! Я очень-очень расстроилась! Ты мог пораниться, я бы тогда долго плакала (гримасничает)! Пожалуйста, запомни, что трогать мои вещи без разрешения запрещено!» Последняя фраза произносится строгим голосом, указывая на запрет.

Таких примеров множество. Помните, что капризы ребенка во многом зависят от вас. (сейчас мы не говорим о том, когда малыша что-то беспокоит) . Самый трудный в воспитании ребенка до года – это первый месяц. Совершенно нормально когда новорожденный малыш может плакать и капризничать просто так до двух часов в день. Не волнуйтесь, с каждым месяцем вы все больше и больше будете понимать своего малыша. Любите свою капризную кроху!

С форумов: как реагировать на капризы ребенка до года?

Люба Мельник: Бог с вами, какие капризы в этом возрасте. Надо понимать ребенка, если, что называется, капризничает такой малыш — значит есть серьезная причина: плохо себя чувствует, тревожен, голоден.

Нелли: Ребенок не капризничает, он или дает вам знак что где-то у него проблемка или привлекает ваше внимание, так как сказать пока не может.

Алёнушка: ну какие же это капризы? ребенку же даже года нет. он капризничает, потому что его что то беспокоит. он просто сказать не может.

list: целовать, прижимать к себе, носить на ручках, быть с ним всегда и радоваться всему, что он делает…

Винакова: Детки до года не капризничают и уж тем более не «работают на публику»! Они подают сигналы, что их что-то беспокоит. Нам большим тетям и дядям бывает некомфортно и хочется поплакаться кому-нибудь, что же говорить о малышах, которые ничего не знают об этом мире? И как справляться с тем, что беспокоит — конечно плакать!

Iris: Терпеливо разобраться в чем причина. Малыши ведь не делают что-то нам назло — если она ноют или капризничают, значит что-то не так: хочет есть, пить, спать, играть с мамой, что-то болит, реагирует на погоду и т. п. Иногда конечно нервишки не выдерживают, но надо себя контролировать…. чем больше мы нервничаем и раздражаемся, тем сильнее ребенок плачет….

Леля: Я считаю, что нельзя всегда потокать ребенку. Надо давать ему и покричать. Когда у моего сына начинается плач по поводу того, что ему не дают или, когда, что-то запрещают, я все равно настаиваю на своем. Он покричит, видит и понимает, что не добился ничего своим криком и в следующий раз уже относится к запретам спокойнее. Дети очень хитрые и умные. Очень быстро понимают, что могут монипулировать взрослыми и сразу начинают этим пользоваться. Нельзя допускать того, что ребенок становится хозяином положения!

Верунчик: По моему малыш до года ещё не умеет вредничать и наигрывать капризы. Если малыш плачет значет его действительно что-то волнует. Мой сыночек просто так из вредности ещё плакать не умеет, ему 1 год 3 месяца.

Рано или поздно с проблемой детских истерик сталкиваются все родители, ведь детки, как и взрослые люди, переживают кризисные моменты, иногда находятся в плохом расположении духа, болеют. Факторов, влияющих на настроение малыша, множество. Если у вас дома место милого карапуза вдруг занял капризный ребенок, не знающий, чего он хочет, в первую очередь разберитесь, почему это происходит. Зная причину, можно найти эффективный способ исправить ситуацию и вернуть на место своего славного карапуза.

Самый «капризный» период в жизни ребенка – младшее дошкольное детство. К 2.5 годам малыш уже научился разговаривать, объяснять свои желания, выражать мысли. Около трех лет начинается кризис «непослушания» — появляются бурные капризы, протесты, ребенок постоянно противоборствует со взрослыми, демонстрируя свою волю, самостоятельность, проявляя упрямство. Четырехлетки – достаточно самостоятельны, дисциплинированны, даже рассудительны, частые истерики им несвойственны.

Интенсивные, регулярные капризы старших дошкольников – сигнал к тому, чтобы проанализировать атмосферу в семье. Психологическая консультация поможет выявить возможные проблемы, дающие стрессовую нагрузку на психику ребенка.

Причины плаксивости детей 2 – 3 летнего возраста так или иначе связаны с ощущением дискомфорта – физического, либо эмоционального. Малыши не всегда осознают свои чувства, эмоции, потребности, поэтому не могут объяснить родителям, чего они хотят. Для крохи такое состояние является сложным испытанием, он пользуется единственно доступным инструментом – капризностью – чтобы избавиться от негативных переживаний. За слезами от куртки неправильного цвета или не купленного мороженого могут скрываться гораздо более глубокие проблемы.


Какими бы ни были причины капризов, их суть одна – малышу плохо, некомфортно, ему нужна помощь, чтобы справиться со своим состоянием. Маленькие детки не имеют в своем арсенале других приемов, чтобы попросить взрослых об эмоциональной защите, принятии, любви. Чрезмерно капризный, плаксивый ребенок – это ребенок, нуждающийся во внимании к его истинным потребностям.

Методы борьбы с плохим поведением

Разобравшись с тем, откуда берутся капризы, слезы и противоборство, родители могут сделать самое главное – хладнокровно принять ситуацию, понять своего кроху. Следующий важный шаг – осознать, что ребенок имеет право переживать любые эмоции. Если малыш зол, обижен, раздосадован, значит, есть нечто, вызвавшее в нем эту реакцию.

Дайте ребенку право чувствовать то, что он чувствует. Фразы вроде «так плакать некрасиво!», «ну что ты врешь, это совсем не больно», «прекрати, ты уже взрослый!» несут один посыл – твои чувства неправильные, перестань чувствовать, ты неправильный, ты мне такой не нужен. Задача взрослых – научить распознавать свои эмоции, экологично, безопасно выражать их.

Если запрещать чувствовать нельзя, что делать для исправления поведения?

  • Отечественный психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер описала технику активного слушания, которая помогает родителям и детям всех возрастов понимать друг друга без слез и истерик. Прием заключается в том, чтобы продемонстрировать ребенку свое безусловное принятие, сопереживание, готовность быть рядом. Назовите эмоцию малыша и сообщите о том, что понимаете его. «Да, я вижу, что ты очень хочешь эту игрушку, она тебе нравится, тебе очень обидно, что я не буду ее покупать. Ты на меня рассержена, и тебе хочется плакать. Я бы на твоем месте тоже расстроилась». Слыша подобные слова регулярно, капризный ребенок постепенно научиться выражать свои чувства спокойно. Многим родителям сложно перейти к такой модели поведения, потому что она сильно расходится с привычными паттернами. Те мамы и папы, которые попробовали и закрепили активное слушание в своей семье, замечают, что детские капризы стали случаться гораздо реже и заканчиваться быстрее.
  • Знаменитая и популярная Людмила Петрановская предложила в сложных ситуациях использовать метод контейнирования. Что это значит? Взрослый создает для малыша своего рода контейнер, кокон, психологически безопасное пространство здесь и сейчас. Каждый раз, встречаясь с преградой, кроха испытывает фрустрацию. Задача близкого взрослого – создать безопасные условия для переживания этой фрустрации. Быть рядом, выслушать, присесть, чтобы оказаться с чадом на одном уровне, установить зрительный контакт, крепко обнять, погладить, взять за руку, позволить выплакаться. Лучший способ контейнирования – объятия.

Взаимодействуя с ребенком изо дня в день, что делать, чтобы снизить вероятность капризов?


При общении и планировании деятельности с чадом, нужно учитывать его темперамент, особенности характера, предпочтения. Ищите компромиссные варианты взаимодействия, не требующие «ломки» малыша.

Важнейшее условие хорошего настроения отпрыска – внутреннее состояние родителей. Даже самый капризный ребенок станет спокойным, если рядом с ним отдохнувшая, умиротворенная, довольная мама. Поэтому в первую очередь, насколько это возможно, – заботьтесь о себе, радуйте себя, обеспечивайте себе необходимый уровень комфорта.

Если капризничает малыш до года

Как быть, если совсем маленький ребенок – очень капризный, все время куксится, плачет, требует, чтобы его взяли на ручки и снова плачет?

Такие крошечные детишки еще не умеют капризничать. Если ребеночек беспокоится – значит ему больно, страшно или одиноко. Что можно попробовать, чтобы облегчить состояние крохи:

  • Дети на ГВ обычно успокаиваются на маминой груди,
  • Колики, режущиеся зубки, плохое самочувствие из-за изменения погоды легче проживать у матери на руках. Альтернативное решение, разгружающее руки, — слинг,
  • Некоторые ребятишки любят теплую воду, массаж, прыжки на фитболе,
  • Бывают детки, которые успокаиваются, просто глядя в окно,
  • Белый шум благотворно влияет на психику младенцев: включенная вода, фен, запись звуков водопада,
  • Смена «дежурных». Несмотря на сильнейшую привязанность к матери, новорожденные часто затихают на руках у других взрослых. Возможно, это связано с состоянием мамы, которая от капризов буквально сходит с ума. «Свежий» взрослый дает малышу чувство умиротворения,
  • Очень важно вовремя уложить чадо спать, поищите оптимальное время укладывания на ночь,
  • Приобретение новых навыков – переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить – часто сопровождается капризами. Наберитесь терпения, помогайте, когда это необходимо,
  • Дети первого года жизни связаны с мамой на глубинном, подсознательном уровне, поэтому очень важно ее состояние. Порой, чтобы малыш снова стал улыбчивым ангелочком, женщине нужно на две-три недели забросить бесконечные домашние дела, выспаться и отдохнуть.

Какими бы ни были причины детских капризов, большинство мальчишек и девчонок успешно преодолевают сложный период повышенной слезливости и противоборства. Умение взрослых слушать, слышать, понимать своего ребенка позволяет выйти из кризисного этапа максимально быстро и с минимальными потерями.

Что же делать родителям, когда ребенок часто капризничает или ноет?

Когда ребенок ноет – он дает о себе знать, надоедливо жалуется на что-либо, издает тягучие жалобные звуки.
А когда ребенок капризничает – он упрямится, привередничает, плачет.

Уверена, что каждый родитель знает, о чём идёт речь и всем хорошо знакомо, как это звучит и выглядит, когда ребёнок ноет и капризничает.

Давайте посмотрим, что с ребёнком происходит в тот момент, когда он начинает «ныть» и «капризничать» (как это мы, взрослые, называем). На самом деле в этот момент его что-то очень сильно беспокоит или он о чём-то переживает.

Что ребёнок в этот момент может чувствовать?

Он может обижаться, сердиться, расстраиваться, ему может быть больно, скучно, обидно, неинтересно, жарко, холодно, он может хотеть вашего внимание, кушать, спать, пить, а может быть, он просто устал.

Смотрите, как много может быть различных причин у ребенка для того, чтобы делать то, что мы называем «ныть» и «капризничать».



Как мы обычно реагируем, когда ребёнок капризничает?

Часто, когда ребёнок начинает капризничать, можно услышать, как взрослые приказывают ему: «Не ной!», «Хватит ныть!», «Убери это нытьё!», «Замолчи»! «Закрой свой рот!» «Не могу больше слышать твоё нытьё» и т.д.

Как вы думаете, помогают ли эти фразы успокоиться ребёнку? Или, наоборот, ещё больше расстраивают его?

Фраза «Не ной» не нацелена на то, чтобы услышать и понять ребенка, дать ему ощущение того, что мы его понимаем. Она нацелена только лишь на то, чтобы он прекратил делать то, что сейчас делает, потому что нам это не нравится и неудобно. Как будто бы ребёнок – это солдатик, который по команде должен мгновенно подчиняться нашим словам и моментально поменять своё эмоциональное состояние.

Справедливости ради давайте признаемся: даже нам, взрослым, сложно управлять своими чувствами и эмоциями. Мы не можем по команде прекратить испытывать то или иное чувство. Что уж говорить о маленьком ребёнке!

Фразы «Не ной», «Хватит», «Прекрати ныть» и тому подобные оказывают на ребёнка совершенно обратный эффект. Ребёнок становится ещё более капризным, начинает громче плакать, требовать, грубить, вырываться и т.д.

Почему важно правильно реагировать на капризы ребёнка?

Если на этапе, когда ребенок начинает капризничать, вам удастся удержать себя от привычных запрещающих фраз, привлечь на помощь свою фантазию, отвлечь и успокоить ребёнка, то такое поведение ребенка никогда не перерастёт в истерику.

Если с самого начала правильно реагировать на поведение ребёнка, уделить ему немного времени и вникнуть в то, чего он хочет, постараться понять, чего ему сейчас не хватает, что не получается выразить словами, скорее всего, он быстро успокоится.

И наоборот, если требовать от малыша «прекратить сию же минуту», игнорировать его потребность, чувства и состояние, говорить строгим командным голосом, стыдить, то у ребенка этот каприз и нытьё с очень большой вероятностью может перерасти в настоящую, неуправляемую истерику.

Получается, что именно в тот момент, когда ребенок только ещё начинает капризничать, очень важно заметить это, потому что тогда ситуация по-прежнему находится в ваших руках и вы всё ещё можете её изменить.



Как лучше реагировать, когда ребёнок капризничает?

Как же правильно реагировать? Естественно, вам не очень нравится такое поведение ребёнка. Но, вместо того, чтобы использовать традиционное «Не ной», постарайтесь сделать в следующий раз что-то из этого списка:

1. Произнесите вслух возможную причину того, что с ребёнком происходит (как вы это сами понимаете).

Например:
«Я вижу, ты очень устал. Конечно, сегодня был такой тяжелый день, поэтому тебе тяжело и хочется немного поплакать, я тебя понимаю».

«Тебе обидно, я понимаю. Тебе очень хотелось, чтобы я тебе это купила. Конечно, хочется, но, к сожалению, мы так спешим. Давай-ка я посмотрю что у меня есть интересного в сумочке».

«Ты очень обиделся на меня. Тебе обидно, что я так сказала и ещё сказала это громко, поэтому ты сейчас недоволен».

«Тебе не нравятся вот эти колготки, и поэтому ты плачешь. Ты хочешь что-то другое, тебе неудобно, я понимаю, давай подумаем, что …»

«Понимаю тебя, не очень хорошее настроение. Наверное, тебе просто хочется, чтобы я тебя обняла, иди ко мне».

Таким образом, вы уже в самой первой вашей фразе стараетесь озвучить состояние ребенка, вслух проговариваете ему, что сейчас с ним происходит, из-за чего он может переживать. Тогда и ребёнок чувствует, что вы стараетесь его понять и вам становится проще «включиться» в состояние ребёнка.


Настраиваясь на волну своего ребёнка, вы, действительно, стараетесь понять – а что сейчас с ним вообще происходит? Что с ним? Из этого понимания вам могут прийти какие-то интересные идеи и решения для этой конкретной ситуации.

Когда вы говорите ребёнку о том, что с ним сейчас происходит, что он чувствует и переживает, в этот момент вы как бы передаёте ему послание: «Мама тебя слышит, мама тебя понимает, мама тебя старается понять, мама тебя поддерживает».

Ребёнок чувствует ваше отношение к себе и сам начинает лучше себя понимать, осознавать, что с ним сейчас происходит. Это очень важно.
А еще, это даёт вам небольшую паузу и время подумать, что сейчас происходит с ребёнком и что в этой конкретной ситуации лучше всего сделать.

2. Предложите ребёнку какую-то альтернативу тому, что он просит.

Чаще всего, родители забывают об этом простом и очень полезном подходе в воспитании: не просто запретить что-то, а показать ребёнку другие способы и варианты сделать или получить то, что он хочет. Тогда его внимание переключается и ему уже становится не так обидно, когда ему что-то запрещают;

3. Предложите ребёнку на выбор то, что сейчас доступно и можно, вместо того, чтобы запрещать или игнорировать его чувства и желания;

4. Отвлеките внимание ребёнка на какое-то событие вокруг, начните рассказывать ему какую-нибудь сказку, историю или случай из своего детства. 

Мы забываем, что вниманием маленьких детей очень легко управлять в хорошем смысле этого слова. Вот малыш расстроен, но вдруг мы обращаем его внимание на тучки на небе, которые похожи на жирафа и он уже позабыл о своём расстройстве. А если вдруг зазвучит интересная история про мишку, который не любил одевать шапку на прогулку, то это будет так интересно, что малыш даже не заметит, что он уже сам в шапке и давно вышел на улицу гулять.

Истории и сказки просто завораживающе действуют на детей. С помощью истории очень легко заинтересовать и отвлечь ребёнка в совершенно в разных ситуациях. Так просто. А мы, взрослые, об этом совершенно забываем.




5. Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать.

По крайней мере 80% ваших замечаний лучше начинать с конкретного призыва к действию, описания ребенку того действия, которое вы хотите, чтобы он сделал.

Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать, а не акцентируйте его внимание на том, что делать сейчас не нужно. Например, на что заменить фразу «Не ной»? Что ребёнку следует делать вместо того, чтобы «ныть»?

  • «Пожалуйста, помоги мне»
  • «Пожалуйста, давай разберем вещи»
  • «Пожалуйста, обними меня и давай я тебя обниму»
  • «Посмотри туда! Ты когда-нибудь видел такое?»

«Помоги», «давай разберём», «обними», «посмотри» – всё это глаголы, прямо направляющие ребёнка в нужное русло, вместо совершенного бесполезного автоматизма «Не ной».

Что нужно делать, когда ребёнок капризничает и ноет?

В следующий раз, когда ваш ребёнок начнёт капризничать и ныть, вспомните про эту статью:

  1. Удержите себя от привычных командных фраз;
  2. Начните со слов «Я тебя понимаю»;
  3. Опишите, что сейчас происходит с ребёнком и почему он расстроен;
  4. Обнимите его;
  5. Предложите ему какое-то решение, варианты на выбор;
  6. Подскажите, что нужно делать;
  7. Или мягко отвлеките его внимание какой-то историей.

Всего Вам самого доброго!

P.S. Пожалуйста, напишите в комментариях, была ли полезна Вам эта статья и пробуете ли Вы применить новые знания? И нажмите социальные кнопки, чтобы рассказать об этой статье вашим друзьям. Спасибо Вам!