Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе. Нод по социально-коммуникативному развитию в старшей группе

Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.

Задачи:

1. Образовательные: обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, взаимопонимание, сопереживание); закрепить знание пословиц о дружбе; учить понимать и оценивать чувства и поступки других людей, объяснять свои суждения; познакомить детей с секретами дружбы.
2. Развивающие: развивать доброжелательные отношения, умение различать и называть эмоциональные состояния людей; совершенствовать культуру речи; развивать выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения.
3. Воспитательные: закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них; побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие,

художественно – эстетическое развитие.

Оборудование: дерево дружбы, звуковое письмо, песня о дружбе, сюжетные картинки, разрезные картинки, заготовки для продуктивной деятельности.

Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе, чтение сказок о дружбе.

Ход НОД.

  1. 1. Организационный момент, мотивация.

Ребята, вы слышите, к нам пришло звуковое письмо. Давайте его послушаем.

(Звучит песенка: «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг…»

Песенка прерывается телефонным звонком. Дети и воспитатель слышат из телефонной трубки: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя. Поссорю вас, ребята, и буду я права! Ля –ля – ля, ля – ля – ля!»

Ребята, что же делать? Нельзя допустить, чтобы Шапокляк нас поссорила. Мы покажем ей, что умеем дружить.

2. Основная часть.

Ребята, вы знаете очень много детей в своём дворе и в детском саду. А всех ли можно назвать друзьями? Почему?

А кто знает, чем отличается знакомый от друга? А как ты думаешь? Какое твоё мнение? (Друзья стараются помогать друг другу, не жадничать, уступать, чтобы не поссориться, быть вежливыми, честными и внимательными, не злиться, если поссорились, не бояться просить прощения у друга.)

Ребята, а только люди могут быть нам друзьями? А кто еще? (Собака, кошка и т.д.)

Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. Вспомните сказочных персонажей. (Ответы детей.) Это сказочные друзья человека.

А дома у вас есть настоящие друзья-животные? (Ответы детей).

Ребята, а можно подружиться с окружающей природой: с деревьями, травами, цветами? Что нужно делать для того, чтобы они стали нашими друзьями? (ухаживать за ними, поливать, рыхлить).

Получается, что можно дружить со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценит настоящую дружбу.

Ребята, сегодня я проходила мимо экологического уголка и увидела грустное одинокое дерево. Мне стало его очень жалко, и я принесла его к нам в группу. Оно не цветет. Ребята, а вы хотите, чтобы дерево расцвело? Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (Рыхлить, поливать…)

Правильно. Мы постараемся стать друзьями этого дерева, но для этого нам предстоит разгадать секреты дружбы, и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок.

Готовы? Хотите узнать первый дружбы секрет?

Тогда слушайте песенки детской куплет.

  1. 1. Первый секрет дружбы.

(Звучит песня «От улыбки»)

Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.

Скажите, а с каким человеком приятнее общаться: с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу и улыбнемся нашему дереву. Ведь мы хотим быть друзьями! У вас такие замечательные, солнечные улыбки, что, глядя на них, ярче становится день и на душе теплеет. Дополните строчку: «С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба …» (дополняют)

Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно.

А вот и первый цветок, посмотрите, какой он красивый. Давайте подарим его нашему дереву (вешаем цветок на дерево).

  1. 2. Второй секрет дружбы.

Хотите отгадать второй секрет дружбы? Тогда давайте вспомним пословицы о дружбе.

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Друзья познаются в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Чтобы следующий секрет узнать

Предлагаю рассуждать.

На картинки посмотрите,

Что увидите, скажите.

Давайте поиграем в игру «Живые картинки».

А почему вы так решили? (Правильно, друзья должны помогать друг другу.)

А как вы помогаете друг другу? (ответы детей)

Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь. Давайте подарим ещё один цветок нашему дереву.

Игра «Живые картинки» (нужно посмотреть на картинку и увидеть, о чём она нам рассказывает)

Посмотрите на картинку и подумайте, могут ли эти дети быть друзьями?

  1. 3. Третий секрет дружбы.

Хотите узнать третий секрет дружбы? Тогда для вас ещё одно задание.

Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Разделитесь на команды, каждая команда должна собрать свою картинку. А я посмотрю, как дружно вы можете трудиться.

(Предлагаются разрезные картинки кошки и собаки.)

Молодцы. Вы здорово потрудились. Кто изображен на ваших картинках?

Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»? Как вы понимаете эти слова? (Значит постоянно ссорятся, ругаются.)

Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань имеют что – то общее со словом «дружба»?

А как по-вашему должны жить друзья? Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!

Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир. И еще один цветок появляется у нашего дерева.

  1. 4. Четвертый секрет дружбы.

А теперь присаживайтесь на стульчики. Для вас ребята разыграют небольшую сценку.

(На стульчике сидит Максим. Грустит, подперев голову руками. Появляется Семен.)

Семён: Привет! Как у тебя дела?

Максим: Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!

Хотел Семен уйти, обидеться и отойти, но посмотрел на Максима, подумал и снова вернулся. И вдруг пожалел его и молча протянул ему руку.

Максим : Прости, Семен, меня за грубость!

Семен: Я не сержусь на тебя!

- Ребята, можно этих мальчиков назвать настоящими друзьями? Почему?

Воспитатель : Запомните, дети, если у друга беда, с печалью и злостью поможет вам справиться только одна …(доброта).

– Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? - Добрым. Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовете этот секрет? Доброта. Не зря пословица гласит: «Доброе слово лечит, а злое убивает». И еще один цветок расцвёл на нашем дереве.

– Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение? Конечно, иногда и у друга бывает плохое настроение. Давайте вспомним нашу игру про настроение.

Физминутка «Настроение»

  1. 5. Пятый секрет дружбы.

Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

Присядьте тихонько на ваши стульчики

И приготовьтесь вновь рассуждать!

В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.

Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.

Не знаю, - сказала Маша. – Наверное, это Максим.

А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.

Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.

Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша - моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Катя к Маше и спросила…(Как вы думаете, о чем спросила Катя свою подругу?).

Зачем ты обманула меня Маша?

Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!

Вот такая история. Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории? Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями? Конечно, Катя простит Машу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий… А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными.

Молодцы! Вы разгадали еще один секрет дружбы. Как назовем этот секрет? Честность.

А вот и еще один цветок. Повесим его на дерево.

Посмотрите, ребята, на наше дерево. Как оно расцвело! Вы разгадали все секреты, и я уверена, что вы готовы дружить с деревом, на котором растут цветы вашей дружбы. Это дерево теперь всегда будет расти в нашей группе. И коварная Шапокляк просто не захочет идти в наш детский сад. Ей здесь делать нечего. Ведь мы знаем всё о дружбе и умеем дружить.

Ребята, у каждого из вас есть верные друзья, поэтому предлагаю вам сесть за столы и нарисовать у своих деревьев столько крепких корней, сколько у вас друзей.

(Дети показывают свои рисунки).

6. Подведение итогов.

Я знаю, вы дружные ребята, но даже у друзей бывают разногласия.

И если вдруг вы с другом поругались,

Присядьте здесь, под деревом в тени.

И вспомните секреты дружбы,

Их назовите по порядку вы:

улыбка, помощь, доброта, мир, честность. (называют дети)

Сейчас вы другу руку протяните, обнимите его и улыбнитесь, и постарайтесь никогда не ссориться.

Ольга Шушкова
Коммуникативная деятельность в старшей группе

Коммуникативная деятельность в старшей группе . Февраль.

Упражнение «Доброта»

Ведущий. В каждом из нас в той или иной степени развито чувство доброты, доброе отношение к людям. Что вы можете сказать доброго и хорошего о сверстниках, учителях, родителях? У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться к рассказу. Вы самостоятельно выбираете человека, желательно, чтобы он был знаком другим участникам или присутствовал в группе . Ваш рассказ должен быть кратким и конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете.

Упражнение «Волшебная подушечка»

Упражнение «Мамино ожерелье»

Участники стоят в кругу и держатся за руки. Инструкция. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас – бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (подростки ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны) . Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе. (Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т. д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет бусинки в ожерелье.) Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!

Игра «Привет»

Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом : «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило : здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы . Представили себе, как это происходит? (Когда все поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг – с другим приветствием, например : «Как хорошо, что ты здесь!» ) Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений. А можно говорить :! Привет! Меня зовут Иван. А тебя как зовут?" А когда уже кого-то знает, как зовут, то можно просто подтверждать это : "Меня зовут Иван, а тебя - Ирина! И ответ : "Да, меня зовут Ирина, а тебя - Иван"! Тогда не только в игре происходит физическое сближение, но и имена запомнятся легко, что повлияет на коммуникативность .

Публикации по теме:

Коммуникативная культура педагога дошкольной образовательной организации Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего.

Картотека игр. Социально-коммуникативная область 5. Игра "Разговор с руками" (Шевцова И. В.) (Для гиперактивных детей) Цель: научить детей контролировать свои действия. Содержание: Если.

Составление описательных рассказов об овощах. Коммуникативная деятельность для детей средней группы «Богатый урожай» Тема: «Богатый урожай» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе составления описательных рассказов об овощах Задачи: - обеспечить.

Коммуникативная игра-танец «Будем Родине служить» к Дню защитника Отечества для детей дошкольного возраста Коммуникативная игра-танец "Будем Родине служить" к Дню защитника Отечества для детей дошкольного возраста. Разработал музыкальный руководитель.

Коммуникативная игра «Ожившие игрушки» "Ожившие игрушки"упражнение. Спросите у ребенка,Как он думает,что происходит в магазине игрушек ночью. Выслушайте его,предложите представить,что.

Конспект НОД «Коммуникативная» по разделу программы «Грамота» в подготовительной группе Конспект НОД «Коммуникативная» по разделу программы " Грамота"в подготовительной группе. Тема «Спасение Марьи Царевны» Образовательная область.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА

КОМСОМОЛЬСКОЕ ДОУ «ТОПОЛЕК»

Конспект занятия

Социально – коммуникативное развитие детей старшей группы

«Дружбой дорожи!»

Подготовила

Демьянова О.В.,

воспитатель Комсомольского

ДОУ «Тополек»

Тема: «Дружбой дорожи!»
Образовательная область : социально-коммуникативное развитие
Цель занятия : обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:
- развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру
- умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других
- развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения
- формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других,
- формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,
- закреплять умение участвовать в совместной игре.
- развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»:
- обобщить знания детей по теме дружба.
- формировать умение из частей составлять единое целое.
Задачи образовательной области: «Развитие речи» :
- закреплять знания пословиц и стихов о дружбе
Задачи образовательной области: «Физическая культура» :
- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз
Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
- совершенствовать навыки рисования цветными карандашами;

Оборудование и материалы:

кукла Незнайка, музыкальный центр, аудио-песня «От улыбки»

В. Шаинского, разрезные картинки, проектор, презентация слайдов, альбомные листы, цветные маркеры, фломастеры, магнитная доска, магниты, надпись «Дом Дружбы», «кирпичики» - надписи: «Улыбка», «Помощь», «Доброта», «Мир», «Честность», клубок ниток для игры «Паутина добрых слов», трафареты «улыбок», памятки – буклеты «Основные законы дружбы», разноцветные картонные кляксы, цветные ленты и воздушные шары.

Ход занятия


Вводная часть

Воспитатель:

Здравствуйте - желаю Вам здоровья!
В слове этом - мудрость, доброта,
Что всегда соседствуют с любовью,
И души славянской красота!

Дети:

Привет, бонжур, или хелло,
Не важно, лишь бы всем везло!
Ведь час приветствий наступил,
Нам всем он радость подарил,
Приятно ведь, что все вокруг
Тебе добра желают вдруг!
И мы вам здравствовать желаем,
И с добрым днем всех поздравляем!

Воспитатель:


- Ребята, сегодня к нам пришел гость. А кто это вы догадаетесь, послушав загадку:

Уверенный в себе, хоть неумейка

И от природы он большой зазнайка

А ну-ка, угадать его сумей-ка

Известен всем под именем…(Незнайка)

Ребята Незнайка пожаловался, чтоон не знает что такое дружба и с ним никто не хочет дружить.

Основная часть


Беседа на тему «Что такое дружба?»
В :- Ребята, а вы знаете, что такое дружба?

Вот послушайте как говорил о дружбе древний ученый, философ Аристотель: «Дружба – это отношения между людьми, которые духовно близки, имеют общие интересы и симпатичны друг другу. Близкая дружба – это дружба с немногими, а относиться к другу нужно как к самому себе».
- А вы - дружные ребята? (да)
- А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга, выручаем, поддерживаем, ценим).
- А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов)
- Как вы думаете, какого цвета дружба? (разноцветная, яркая, радужная, светлая, солнечная).

А какой у дружбы запах? (родной запах мамы, домашнего пирога, апельсина, яблока, конфет, торта, чая, цветов).
- С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, кирпичом, скалой).

Ребята, отношения между друзьями должны быть теплые, нежные (как мама, пушинка, облачко, снежинка, вата, котенок).
- Почему мы называем другом только некоторых людей? Потому что все не могут быть друзьями. У нас могут быть знакомые, соседи, товарищи, одноклассники, однокурсники, сотрудники, земляки.

Дети, а кого вы считаете самым близким другом? Правильно ваша мама, ваши родители самые близкие друзья.

Пословица: «Нету лучшего дружка, чем родная матушка»
В: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, Незнайке, какие мы дружные. Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.

Воспитатель предлагает встать детям в круг:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.

В: - Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес?
- А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям?
- У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Насте. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.
(Дети выполняют задание).
- А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Выберите кляксу понравившегося вам цвета.

Ребята, а вы знаете, что у дружбы есть секреты? Давайте их разгадаем и расскажем о них Незнайке. С помощью секретов – кирпичиков мы построим Дом Дружбы.

Хотите узнать первый секрет дружбы.
- Хотите узнать первый дружбы секрет?
- Тогда слушайте песенку.
Звучит песня «От улыбки» В. Шаинского
- Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу. - Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно, улыбка . Дети выкладывают слово – кирпичик «УЛЫБКА» на доске. Воспитатель раздает детям и гостям трафареты «улыбки» и предлагает найти себе друга среди гостей с такой же улыбкой.

Следующий секрет дружбы.

Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому.
В: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Этюд «Помощь» (ученик и ученица с рюкзачками встречаются после уроков и мальчик предлагает девочке свою помощь- донести рюкзак до дома).

Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь.

Ребята, а кому мы еще можем помочь? (маме, папе, бабушке, дедушке, родне, знакомым, воспитателю, учителю и даже постороннему, если он просит о помощи).

Игра с залом «Мы начнем, а вы продолжите».

В: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4. Один за всех и все за одного.
5. Дружба – самое дорогое сокровище.
6. Дружба - дороже денег.
7. Без друга в жизни туго.
8. Друзья познаются в беде.

9. Человек без дружбы, что дерево без корня.

Динамическая пауза «Если есть хороший друг».

Если друга ты найдешь – 2 хлопка

С ним нигде не пропадешь

Замечательная вдруг

Жизнь покажется вокруг

Да! Да! Да!
Песенка чудесная

Песенка моя

Потому что рядышком

Все мои друзья

Взялись за руки с тобой

Улыбнулись враз

Песенка чудесная

Подружила нас.

Следующий секрет дружбы.

В: А теперь хочу узнать, как вы можете трудиться. Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку. Ребята выполняют задание. Складывают портрет Незнайки из частей. Молодцы ребята хорошо справились с заданием. Вы очень дружно выполнили задание. А вы еще не догадались какой это секрет дружбы? Тогда мы разрешим с вами проблемную ситуацию:
«Максим принес в детский сад новую игрушку - машинку. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Максиму подбежал Артем, выхватил машину и стал с ней играть.

В: Ребята, как вы считаете правильно ли поступил Артем?

Дети: Артем должен был вежливо попросить игрушку.

В: Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?
Не смейся над товарищами
Не жадничай, делись игрушками, угощением
Уступай, умей находить общий язык с другом
Не злись на тех, кто делает что – то лучше, чем ты

* Выручай, помогай, поддерживай
А Максиму и Артему мы предложим помириться.

«Мирилка»:
Дети : Давай не будем ссориться, никогда, никогда,
Давай с тобой помиримся навсегда, навсегда.

В: - Хорошие слова? Не забывайте их!
- А теперь вы догадались, что за третий секрет? Как назовем этот секрет? Мир. Выкладываем слово – кирпичик на доске.


Следующий секрет дружбы
В: Ребята, чтобы разгадать следующий секрет дружбы послушайте стихотворение:

Разговор о доброте с ребенком

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…
В: Вы догадались, что за секрет дружбы? (ответы детей). Это доброта.
- Каким надо быть по отношению к другу? (добрым)
- Есть такая пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.

Доброе слово – дом построит, а злое разрушит. Доброе слово – окрыляет.

Выкладываем слово - кирпичик на доске.

Следующий секрет дружбы
В: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.
– Я вам сейчас расскажу историю: «В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.
– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.
– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.
– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.
– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
– Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?
– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
– Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом! »
В: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.
– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.
- Пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Сегодня мы разгадали секреты дружбы, надеюсь мы помогли Незнайке и теперь он будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним их: посмотрите какой Дом Дружбы у нас получился

ДОМ ДРУЖБЫ

УЛЫБКА

ПОМОЩЬ

ДОБРОТА

ЧЕСТНОСТЬ

В:
Заключительная часть.
В: Ребята, сегодня вы помогали друг другу как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).

Дети:

Дружба – слово не простое

Дружба – слово дорогое

Мы хотим вам дать совет

Лучше дружбы в мире нет!

В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать подарок своему другу.
(проблемная ситуация. Цветных фломастеров заведомо меньше, чем детей. Дошкольники должны выйти из этой ситуации без помощи педагога.)

Воспитатель читает стихотворение М. Познанской «Ромашка».

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на тонкой ножке –

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

В: Я желаю, чтобы у каждого из вас был такой преданный и верный друг, как у нежной Ромашки. Ребята, давайте поблагодарим своих друзей за то, что они есть, за их помощь, поддержку, любовь, преданность. А еще мы поблагодарим своих родителей, бабушек, дедушек, крестных, воспитателей, своего ласкового котенка и пушистого щенка. И выразим благодарность солнышку, деревьям, цветам и всему, что нас окружает и, что нас радует.

А, чтобы вы помнили правила дружбы я вам подарю памятки «Основные законы дружбы».

Дети исполняют песню «Дружба крепкая».

Список использованной литературы

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе.
2. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя, Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраст. - М. 2007
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. СИНТЕЗ,

Тема :«Как положено друзьям всё мы делим пополам»

Задачи:

  • обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами;
  • конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;
  • формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость);
  • воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к другу;
  • закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;
  • развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные эмоции;
  • продолжать работать над осознанием основных эмоций: радости, печали, удивления, страха;
  • учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов;

Предварительная работа:

  • беседа с детьми о дружбе, об отношении друг к другу;
  • чтение художественной литературы о дружбе;
  • разучивание стихотворений и песен;
  • создание презентации о дружбе;
  • подбор аудиозаписей с песнями о дружбе для сопровождения.

Ход:

Дети входят в зал. Здороваются с гостями.

Давайте покажем, как ещё мы можем поздороваться. (Выполняют с движениями):

Я здороваюсь везде, в зале и на улице,
Даже здравствуй, говорю я соседской курице.
Здравствуй солнце, здравствуй день,
Мне здороваться не лень!!!
Ты мой друг,
И я твой друг,
Здравствуй добрый друг!!!

Ой, посмотрите какой гость к нам зашёл! Снеговичок.

На улице зима.

Снеговичок совсем замёрз, нужно ему помочь. Согласны?

Встанем в круг, будем называть друг друга ласково и передавать друг другу тепло наших рук и наших сердец. Соберём его вместе и подарим нашему снеговичку и назовем его ласково.

(Дети называют друг друга ласково, берутся постепенно за руки, подходят в центр к снеговичку и, соединив вместе все руки, называют его ласково. Снеговик светится).

Посмотрите, он засветился, значит согрелся.

Снеговичок очень грустный потому, что у всех есть друзья, а у него нет.

Он просит нас помочь ему и собрать для него друга. Вы согласны ему помочь?

Для этого нужно выполнить сложные задания. За правильные ответы я буду давать вам части снеговика, ответив на все вопросы, вы соберёте снеговика целиком. Согласны? Тогда в путь.

Но прежде скажем волшебные слова, которые помогут нам в пути. Возьмитесь за руки:

Мы самые сильные,
Мы самые смелые,
Мы самые дружные,
У нас всё получится!

1 задание:

“Качества настоящего друга”

Проверим, знаете ли вы, какими качествами должен обладать настоящий друг.

Я буду называть качества, а вы отвечать с помощью карточек - сигнальчиков.

Если качество необходимо для друга сигнальчик белый,

Если нет - чёрный. Понятно? Слушайте внимательно!

  • Вежливый
  • Внимательный
  • Глупый
  • Грубый
  • Капризный
  • Смелый
  • Надёжный
  • Злой
  • Терпеливый
  • Жадный
  • Честный

(получают первый круг)

2 задание:

“Продолжи пословицы о дружбе и друзьях”

Я начинаю, а вы заканчиваете.

(получают второй круг)

3 задание:

“Сложи волшебное слово” карточки на переносной доске.

  • Назовите все цифры.
  • Выложите цифры по порядку. Переверните карточки. Прочитайте слово (дружба).

(получают третий круг)

Дружба как теремок: строит трудно, а сломать легко.

Физминутка “Теремок”

На поляне теремок,

(Ладони сложить “домиком”)

Дверь закрыта на замок

(Сомкнуть пальцы в замок).

Из трубы идет дымок

(Поочередно из всех пальцев сделать колечки)

Вокруг терема забор

(Руки перед собой, пальцы растопырить).

Чтобы не забрался вор

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

(Щелчки каждым из пальцев поочередно)

Открывайте!

(Кулаком постучать по ладони)

Я ваш друг!

(Широко развести руки в стороны).

4 задание

“Назовите сказочных друзей”

Презентация или картинки с героями сказок и мультфильмов.

(получают четвёртый круг)

5 задание

“Назовите ваших друзей животных”

Рассказы детей.

(получают пятый круг)

Показ слайдов с необычными друзьями.

Я вижу, вы улыбаетесь, значит, вам понравились эти друзья.

Давайте улыбнёмся друг другу.

А теперь смотрите на экран и следите за появляющимися фигурками глазами.

Физминутка для зрения

Все детали снеговика у вас уже есть, пора собрать снеговика.

Вот и получился друг для нашего снеговичка.

(Дети садятся на скамеечку)

“Задание от гостей”

Проблемная ситуация “Конфетка”

Разыгрывают взрослые или старшие дети.

Мальчик — А у меня есть конфета.

Девочка - А отдай её мне.

М --- не могу, она у меня только одна.

Д — Тогда я с тобой дружить не буду.

М - А дружат не за конфеты, а просто так.

Д — Значит ты не настоящий друг.

М - Ну ладно, на тебе конфетку.

(Девочка разворачивает и съедает её, мальчик грустно смотрит.)

Д - Вот теперь мы друзья.

М - нет, ты не настоящий друг, друзья так не поступают.

Обсуждение с детьми:

  • почему мальчик так сказал,
  • а как бы вы поступили в этой ситуации.
  • кто из ребят поступил как настоящий друг?
  • а вы хотели бы дружить с такой девочкой?

А что бы наш снеговик стал настоящим другом, ему просто необходимо сердце друга.

Сейчас я предлагаю каждому из вас вырезать для него сердечко.

“Сердце друга”

Пройдите к столам, обведите сердце по трафарету, вырежьте.

(Дети выполняют задание под музыку “Как положено друзьям”

Я тоже сделала сердце (конвертик) для нашего снеговика. Сейчас каждый из вас вложит в него вырезанное сердце и назовёт, каким качеством он наделяет нашего снеговика, качеством необходимым настоящему другу.

Вы наделили нашего снеговика очень важными качествами. Теперь он сможет стать настоящим другом.

У дружбы тоже есть определённые правила.

Послушайте их внимательно и запомните.

  • Не ссориться
  • Уступать
  • Не бояться просить прощения, если обидел друга
  • Быть вежливым
  • Не злиться
  • Не жадничать
  • Помогать другу
  • Быть честным
  • Быть внимательным

Анализ занятия: Воспитатель: Как много трудных заданий мы выполнили. Что нового узнали? Какое задание вам показалось сложным? Что хотите еще узнать?

Теперь вы много знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами.

Воспитатель: На прощание давайте еще раз возьмемся за руки, сделаем большой круг и скажем наш девиз: “Вот теперь мы все друзья, вместе - дружная семья!”

Ребята, я совсем забыла. Снеговичок просил передать вам подарок. Угадайте что это?

Маленькие жёлтые шарики, покупают в аптеке, нужны, что бы ни болеть (витамины).

Но подарок один, а вас много, что же делать?

Только помните, много есть нельзя, только по одной в день, а ещё угостите всех детей в группе.

Нод по социально-коммуникативному развитию в старшей группе

Тема :“Путешествие в страну Мальчиков и Девочек”

Цель занятия:

Обучающая:

  • Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре;
  • Закрепить и упорядочить последовательность возрастного и полового развития человека.
  • Способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола, по набору предметов делать умозаключения.

Развивающая:

  • Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками.

Воспитательная:

  • Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе, толерантное отношение к увлечениям и понимание равных прав на выбор мальчиков и девочек.

Материалы и оборудования:

  • мольберты,
  • фланелеграф,
  • карточки - схемы полоролевого поведения,
  • предметные и разрезные картинки,
  • картинки последовательности возрастного и полового развития человека,
  • мяч,
  • повязки на глаза,
  • медальоны,
  • разносы,
  • прищепки.

Ход:

Дорогие ребята, я очень рада видеть вас, вы такие нарядные, красивые, и конечно же очень веселые и сообразительные. поэтому я поскорее хочу с вами познакомиться. Становитесь в круг. Будем передавать мячик друг другу, и называть свое имя и кто вы мальчик или девочка. Меня зовут Раиса Олеговна, я - женщина.

Игра “Знакомство”

Ну, вот и познакомились поближе. Ребята посмотрите внимательно друг на друга, и ответьте мне на вопрос “Чем же отличается девочка от мальчика?”

(одежда, внешность) Молодцы, правильно все сказали.

Я знаю, все девочки и мальчики любят сказки, потому что в них происходят разные чудеса. И я знаю вашу мечту: хоть на чуть-чуть очутиться в сказке. Скажу вам по секрету - этого хотят даже взрослые. И сегодня я вам предлагаю отправиться в сказку.

Но прежде чем отправиться в сказку, я расскажу вам одну историю. Давайте присядем на ковер.

Много-много лет тому назад жили рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны и благородны. В той стране повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Мальчики были смелые и ловкие, а девочки добрые и заботливые. Они жили дружно и весело и никогда не ссорились.

Но однажды пролетал над этой страной злой волшебник. Увидел он дружных, веселых и счастливых ребят и закипела в нем злость. Как же так возмутился он, любовь кругом красота, мир. И задумал он свое злое дело. Он выкрал всех девочек и мальчиков и поселил мальчиков - отдельно, девочек - отдельно. А между ними поставил высокую-высокую каменную стену. Так появилась страна Девочек и страна Мальчиков. Шли годы и дети забыли, что когда-то они дружили и жили счастливо. Им было очень тяжело, ведь девочкам никто не помогал носить тяжести, не защищал от диких животных, а о мальчиках никто не заботился, никто не учил их хорошим манерам. Так и живут они много-много лет.

Но оказывается есть одно тайное средство - против волшебства, которое поможет разрушить стену и тогда мальчики и девочки соединяться и опять будут дружить. Для этого дети из детского сада должны превратиться в спасателей и выполнить несколько сложных заданий. С каждым выполненным заданием стена будет постепенно разрушаться, пока совсем не разрушится.

Вы хотели бы помочь, этим мальчикам и девочкам.

Тогда встаньте в круг, закройте глаза, повернитесь на месте и скажите “Покружись, повернись в спасателя превратись”. Открывайте глаза. Ну, вот мы кажется и на месте.

Теперь нам нужно разделиться на пары. Я раздам вам части открыток, а вы должны собрать целую, найти себе пару. Посмотрите внимательно на картинки.

Игра “Найди пару”

Ну, вот пары определились, становитесь друг за другом и в путь!

Сейчас мальчикам необходимо провести свою партнершу, от одного стульчика к другому обходя препятствия, а сложность в том, что глаза у девочек будут закрыты повязкой. Вести девочку нужно молча, осторожно, не задевая предметы. Когда проведете девочку, мальчик помогает снять ей повязку. Идем по очереди…

Игра “Взаимное доверие”

Вопросы:

Как ты чувствовала себя, когда была слепой?

Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

А как ты ощущал себя в роли поводыря?

Молодцы, ребята, справились. Послушайте, кажется первые камни посыпались со стены.

Ну, а теперь нас ждут следующее задание. Пройдите, пожалуйста, за столы и сядьте парами.

Посмотрите на столах у вас стоят разносы, на них лежат схемы-поведения мальчиков и девочек возьмите их, рассмотрите внимательно разложите на столе со стороны девочек схемы-поведения для девочек, а стороны мальчика схемы - поведения мальчиков. (Работа в парах.)

Помогайте друг другу. Ну как получается. (проверяю выполнение задания, после выполнения предлагаю проверить у партнеров).

Отличная работа. И еще камни упали со стены.

А мне поможете разложить картинки, они все перепутаны.

Вот Аня, сейчас ты девочка, а когда немного подрастешь, кем станешь? А потом?.. (воспитатель показывает картинки последовательности возрастного и полового развития человека)

Дидактическая игра “Возрастная последовательность”

Очень хорошо!

Ребята вы так великолепно справляемся с заданиями, что камни продолжают падать, стена разрушается.

Двигательный тренинг

“Спокойно идем по тропинке…вокруг кусты, деревья, зеленая травка…птицы поют… шелестят листья… вдруг на тропинке появились лужи. Оббегаем лужи… одна, вторая, третья…снова спокойно идем по тропинке… Перед нами ручей… через него перекинут мостик, держась за перила двумя руками. Крепко держимся, мостик качается… Перешли спокойно идем по тропинке… тропинка пошла через болото. На ней появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три… перешли болото, и снова идем спокойно… хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

Преодолев такой трудный путь, мы справились, и камни снова посыпались со стены.

А нас ждет следующее задание. Нам необходимо разделиться на команды: команда девочек строиться за Катей, и команда мальчиков строиться за Сережей.

А задание такое. Сейчас мы будем составлять коллажи, девочки для мальчиков и мальчики для девочек. Из картинок, на которых изображены любимые предметы мальчиков и девочек. По одному подходим к коллажу и выбираем картинку, не торопитесь, внимательно. Помните, от правильно выполненного задания зависит разрушиться стена или нет.

Ребята, посмотрите, правильно ли составлены коллажи, мальчики вы согласны с девочками, а вы девочки? Молодцы! Камни со стены еще упали.

Ну, вот все задания выполнены.

Нам пора возвращаться, для этого закройте глаза, повернитесь на месте и скажите “Покружись, повернись, дома окажись”.

А давайте нарисуем улыбки на медалях, девочки нарисуют улыбки для мальчиков, а мальчики для девочек. Рассаживайтесь за столы. Нарисовали. А теперь подарите друг другу медали!

А вы хотели бы подарить свои улыбки девочкам и мальчикам из страны “Дружба”? Как это можно сделать?

А давайте выпустим в окно надувные шарики с изображением улыбающихся мальчика и девочки? Я очень надеюсь, что попутный ветер донесет наши улыбки в страну Детство, а пока они будут лететь пусть все знают, что есть такой детский сад “Теремок”, где живут веселые дружные, добрые ребята подготовительной группы.

Выпускает шары на улицу.

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема:«Я — человек»

Цель:

Содействовать социально-коммуникативному развитию детей через образовательную деятельность.

Ход НОД:

I. Образовательные задачи.

1. Закрепить знания детей об основном документе "Конвенция о правах ребенка", о документе "Свидетельство о рождении".

2. Закрепить знания детей - каждый имеет право на имя, на фамилию.

3. Закрепить знания детей - понятие "отчество".

4. Учить с детьми новые права ребенка.

5. Формировать представления о воспитании ребенка в семье, о праве ребенка на отдых.

II. Развивающие задачи.

1. Развивать чувства любви, уважения к родителям, к близким, желание помочь им, делать приятное.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость.

3. Развивать познавательные интересы.

III. Оздоровительные задачи.

1. Формировать правильную осанку, учитывая смену поз на протяжении всего занятия.

2. Снятие психоэмоционального напряжения в процессе релаксации "Облака".

IV. Воспитательные задачи.

1. Воспитывать устойчивость внимания, любознательность, дисциплинированность, дружеское отношение друг к другу.

2. Воспитывать любовь к родной природе.

Словарная работа:

1. Активизация: конвенция, свидетельство о рождении.

2. Обогащение: "островок безопасности", "герб семьи".

Оборудование и материал:

Магнитная доска, фотографии, сюжетная картина "Семья", альбом "Герб семьи", эмблемы на права ребенка, подушечки для отдыха, магнитофон.

I часть

Воспитатель: Что такое право?

Дети: Право - это то, без чего человек не может жить достойно.

Дети читают стихи:

1. Как хорошо, что есть права.

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают,

Чтоб нас никто не мог

Украсть, унизить и обидеть.

2. Как хорошо, что есть права.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда.

3. И у младенца есть права.

Без прав на свете жить не сможем.

Всегда нам право и везде поможет.

Воспитатель: Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам, просто потому, что вы люди. Дети, как называется книга, в которой записаны права ребенка?

Дети: "Конвенция о правах ребенка"

Воспитатель: Любой человек взрослый и маленький должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции и не нарушать их - это основной документ. С какими правами ребенка вы уже знакомы?

Дети: Право на имя. Право на фамилию.

Воспитатель: Посмотрите, какая интересная шкатулочка, что же в ней находится? Вы все хорошо знакомы с этим документом.

Дети: Это "Свидетельство о рождении".

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о документе "Свидетельство о рождении"?

Дети: В этом документе все сведения о ребенке - его имя, отчество, фамилия, дата, год, место рождения и имя, отчество, фамилия родителей, национальность.

Воспитатель: А теперь сделаем фотовыставку "Вот мы какие" и поиграем в игру "Назови свое имя, что оно означает? ". Свою фотографию прикрепляете на доску с помощью магнита рядом с цветочком (на столе много детских фотографий) .

Дети: Меня зовут Виктория, мое имя означает "победа" (ребенок прикрепляет фото и получает бейджик с именем) .

Воспитатель: Вторая игра называется "Назови свою фамилию". Необходимо называть свою фамилию и обращаться к другому ребенку с вопросом "Как твоя фамилия? " (передавая друг другу мяч, стоя). Кто нам хочет рассказать что-то интересное о своей фамилии?

Дети: Алексеева - наша фамилия произошла от имени Алексей, Ефимова - от имени Ефим, Столярова - от профессии столяр.

Воспитатель: В документе Свидетельство о рождении указано у каждого ребенка отчество, что такое отчество?

Дети: Это имя папы.

Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось как вы играли. Вспомнили, с какими правами вы уже знакомы?

Дети: Право на имя, право на фамилию.

Воспитатель: Пройдите на полянку для проведения физкультурной минутки (полянка-ковер) .

Физкультурная минутка:

Я - руки на грудь

ТЫ - руки вытянуть вперед

ОН, ОНА - руки поочередно отвожить в стороны, влево, вправо

ВМЕСТЕ - руки на поясе

ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ - подтянуться на носках, руки поднять над головой вверх

В СЛОВЕ МЫ - руки на грудь

СТО ТЫСЯЧ Я - реки вытянуть вперед

ГРУСТНЫХ - левая рука влево

И ВЕСЕЛЫХ - правая рука вправо

В ГОРОДАХ - руки на поясе

И СЕЛАХ - подтянуться на носках, руки поднять над головой вверх

II часть

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о новых правах ребенка. Пройдите на полянку, присядьте на подушечки. Мы поговорим с вами о семье. Все дети на свете имеют право воспитываться в семье среди своих родных и близких. Кто входит в вашу семью? (рассматривание сюжетной картины "Семья")

Дети: Родители, братья и сестры.

Воспитатель: Семья - это "островок безопасности" для ребенка, я очень рада, что у вас есть свой "островок безопасности", где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь, хочется, чтобы и вы, дети, также любили, ценили своих близких, заботились о них, когда станете взрослыми людьми.

Воспитатель читает стихотворение:

Есть в доме любом семейный альбом

Как в зеркале мы отражаемся в нем

Пускай не всегда мы красивы

Зато эти фото правдивы

Хранится альбом в нашем доме

И снимки хранятся в альбоме.

Итак, мы открываем семейный альбом. Кого же мы видим на фотографиях?

Конечно же каждого из вас и видим ваших родителей.

Дети читают стихи о маме:

Много мам на белом свете

Всей душой их любят дети

Только мама есть одна

Всех дороже мне она

Кто она? Отвечу я

Это мамочка моя.

Воспитатель: Какой праздник отмечаем в ноябре?

Дети читают стихи о папе:

Не терпит мой папа безделья и скуки

У папы умелые, сильные руки

И если кому-нибудь надо помочь

Мой папа всегда поработать не прочь.

Воспитатель: Мир ребенка начинается с его семьи. Мы познакомились с правом ребенка на семью. А теперь мы побеседуем еще о праве ребенка на отдых. В нашем альбоме есть герб каждой семьи. Мы будем рассматривать семейные фотографии и вы сами расскажете как вы отдыхаете, чем любите заниматься. Отдых бывает разный, но в основном на природе. Такой отдых самый полезный для здоровья.

Дети: Вика Т. - Мы любим отдыхать на рыбалке, ловим рыбу, катаемся на лодке (дети подходят к мольберту и рассказывают) .

Воспитатель: Человек не может жить без отдыха. Отдых необходим ребенку для здорового развития. Право на отдых ребенку необходимо, чтобы жизнь была его интереснее, чтобы дети могли много узнать, путешествовать с родителями. И вот сейчас мы тоже с вами отправимся в необычное путешествие. Игра называется "Мягкие облака".

Возьмите пушистые, кучерявые облака, на них мы отправимся в полет. Необходимо лечь на ковер, закрыть глаза, будет звучать очень приятная музыка. Игра начинается.

Звучит музыка для отдыха.

Воспитатель: Представьте, что вы находитесь на природе, теплый, тихий день. Вылежите и смотрите на облака большие, пушистые в высоком синем небе. Вы начинаете плавно подниматься над землей навстречу пушистому облаку. Вы поднимаетесь на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на облаке, ваши руки и ноги не напряжены, вы отдыхаете. Облако вместе с вами медленно начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Облако возвращается на небо, а вы остаетесь на земле. Облако улыбается вам, а вы улыбаетесь ему. Откройте глаза и улыбнитесь.

Воспитатель: Как вы отдохнули?

Дети: Очень хорошо.

Воспитатель: Вот мы и познакомились с правом на отдых. Подведем итог занятия. Какие новые права вы сегодня выучили?

Дети: Право на семью, право на отдых.

Воспитатель: Закончим занятие стихотворением.

Дети читают вместе с воспитателем:

Мы на свет родились

Чтобы радостно жить

Чтобы вместе играть

Чтобы вместе дружить

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты

Итог занятия:

Воспитатель: права детей надо знать и никогда не забывать. На этом наше занятие закончено. А теперь можете самостоятельно играть.

НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе

Тема:"Волшебное путешествие"

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.

Задачи:

  • повысить самооценку, приобрести чувство уверенности;
  • развить эмпатию, сопереживание, научить работать в парах, группах;
  • развить речь, творческое мышление;
  • сформировать навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения;
  • воспитывать доброжелательность.

Оборудование: 4 таблички с названиями островов: " Остров кривых зеркал", "Заколдованный остров", "Остров Великанов", "Остров Попугаев", "Остров Злого Волшебника". К каждой табличке прикреплено задание, черное полотно из бумаги, зеркала, шарик воздушный, шарики бумажные, клей,кисти, цветная мозаика.

Ход НОД:

Ребята, вы сегодня утром здоровались друг с другом? Сейчас я предлагаю вам поздороваться по-особенному.

Инструкция. Надо повернуться к тому, кто стоит справа, назвать его ласково по имени и сказать, что рад его видеть. Он, в свою очередь, поворачивается к соседу справа и делает то же самое, и так далее, пока приветствие не дойдет до ведущего.

Примечание . В комнату влетает наполненный гелием воздушный шарик, к нему на ниточке привязаны письмо и карта.

Ой, ребята, что это? Посмотрите, к воздушному шару что-то прикреплено. Смотрите - послание. Оно адресовано дружным и добрым ребятам. Здесь написано: "Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я обращаюсь за помощью к дружным и добрым детям. Меня и моих друзей заколдовал злой волшебник. Он увез нас далеко-далеко, за тридевять земель, на незнакомый остров, для того, чтобы сделать такими же злыми, как и он сам. Пока мы туда летели, я успел нарисовать карту, по которой вы сможете до нас добраться. Помогите! Спасите нас!"

Ребята, как вы думаете, это нам написал? Мы дружные и добрые? А мы можем помочь ему и его друзьям? Тогда отправимся на поиски Буратино и его друзей и поможем им? .

Чтобы добраться до острова Злого Волшебника, посмотрите, какой длинный путь нам нужно пройти. Давайте полетим на воздушном шаре, держитесь за его длинную веревочку. Готовы, ребята? Ну, тогда отправляемся?

Вот мы и оказались на первом острове. Он называется «Остров кривых зеркал». Ребята, посмотрите, для нас есть послание. Здесь написано, что прежде чем отправиться дальше, нам нужно выполнить задание.

Остров кривых зеркал

Инструкция : воспитатель говорит: «Вы представьте: просыпаетесь вы утром, заходите в ванную, смотрите в зеркало, а оно повторяет все ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает; вы поворачиваете голову налево, а оно направо; вы закрываете один глаз, а оно другой. Давайте поиграем в такие зеркала.

Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет человеком, а другой - упрямым зеркалом. Потом вы поменяетесь ролями».

Сначала воспитатель помогает играть, затем дети делают всё самостоятельно.

Все получилось! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше (звучит аудиозапись "шум ветра". Дети "подлетают" к «Заколдованному острову»).

"Заколдованный остров"

Ребята, мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут злые сказочные персонажи. (вспомнить имена)Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо их развеселить!

Инструкция : Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение Вашего лица).

А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он "передает" своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и "передаем" его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

А теперь, давайте возьмем по шарику и нарисуем улыбающиеся лица

Посмотрите, ребята, получилось у нас сделать героев добрыми? (Дети показывают друг другу шарики.) Молодцы, и здесь мы справились! Полетели дальше (звучит "шум ветра". Дети "летят" к острову Попугаев).

"Остров Попугаев"

Цель : развить уверенность в себе.

Ребята, мы попали на остров Попугаев. Попугаи очень любят повторять за людьми слова, хвалить себя и хвастаться. Вот новое испытание.

Инструкция : передавая друг другу зеркало, каждому участнику по очереди нужно представить, что он попугай, и громко похвалить себя. Затем похвастаться перед зеркалом каким-либо своим качеством, умением, способностью, сказать о своих сильных сторонах - о том, что любит или ценит в себе.

Ребята, а на следующий остров мы полетим на облаке!

Релаксация

Примечание. На полу расстелена белая простынь, обклеенная по краям ватой.

Ребята, каким вы представляете себе облако? Ребята, опускайтесь на белое воздушное облачко.

Примечание . Фоном звучит тихая, спокойная музыка.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните... Еще раз... И еще раз... вдох, выдох. Представьте, что вы опустились на белое пушистое облако, как будто кто-то соорудил мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этом большом облаке-подушке. Теперь вы отправляетесь в путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуйте, как ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы проплываете мимо ласкового солнышка, которое касается вас своими теплыми лучами. Оно решило немного поиграть. Солнышко щекочет вам носик, глазки, ротик, ушки. Погрейтесь под его лучами. Почувствуйте, как оно спряталось в ваших волосах. А тем временем облачко понесло вас дальше. Улыбнитесь солнышку на прощание, помашите ему рукой. Медленно откройте глазки, потянитесь, оглянитесь... Ну вот мы и прилетели. Давайте сойдем с облака и поблагодарим его за то, что оно так хорошо нас прокатило. Еще раз потянитесь, выпрямитесь и снова почувствуйте себя бодрыми, свежими и внимательными.

Примечание . Ведущий подводит детей к острову Злого Волшебника.

И вот мы с вами попали на последний остров - это остров Злого Волшебника. и его друзей. Нам надо их спасти.

Ребята, Буратино и его друзья могут выбраться отсюда. Но злой волшебник закрасил ковер-самолет черной краской, и теперь он не может летать. Мы разрушим злые чары, если вернем волшебному ковру-самолету яркие краски.

Ведущий берет карточку и читает: "С острова Злого Волшебника можно улететь только на красивом ковре-самолете".

Примечание . На стоде черное полотно из бумаги

Инструкция . Предварительно проводится беседа с детьми: какими красками надо раскрасить ковер мира, чтобы, глядя на него, было всем светло и радостно и чтобы он снова мог летать?

Рефлексия "Ковер мира"

Инструкция . Дети под музыку выполняют аппликацию, хаотично наклеивая яркие кусочки цветного картона по заранее написанному слову «Добро»

Ребята, посмотрите, какой яркий получился у нас ковер мира Нам удалось победить и разрушить чары злого волшебника.

Мы с вами дошли до конца испытания. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: "Молодцы!". Несмотря на то что задания были нелегкими, вы отважно начали этот путь и успешно преодолели все трудности.

А.В.Боргуль Игры 02 Сен 2016

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Н. К. Крупская

« Назови себя»

Цель : Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.

Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

«Назови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

«Волшебная палочка»

Цель : продолжать воспитывать умение быть ласковыми.

Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

«Замри»

Цель: развивать умение слушать, развивать организованность.

Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.

«Ручеёк»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаещься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.

Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.

«Волшебная палочка»

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.

Один называет сказку, другой ее персонажей и т.д.

«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.).

Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.

Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.

Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко?

«Кузовок»

Цель: продолжать закреплять вежливые слова.

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».

«Вот какая бабушка»

Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.

«Чудесный мешочек»

Цель : расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.

«Добрые слова»

Цель : развивать умение употреблять в речи добрые слова.

Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)

«Коврик примирения»

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.

«Как быть, что делать?»

Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.

«Посылка»

Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи.

Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его. Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.

«Вот какой Дед Мороз»

Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз, как он его благодарил, как можно его ласково назвать.

«Без маски»

Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не законченные предложения.

Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить.

Чего мне по- настоящему хочется, так это ………….

Особенно мне нравится, когда…………………………

Однажды меня очень напугало то, что ………………..

«День ночь»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.

После слов «День наступает- все оживает» Участники игры хаотично двигаются, прыгают. Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает- все замирает», дети замирают в причудливых позах.

«Слушать за окном, за дверью»

Цель: развивать слуховое внимание.

По заданию воспитателя все дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах коридора. Затем по очереди перечисляют и объясняют что они услышали.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать.

Воспитатель берет себе медведя,а ребенку дает зайчика.

И начинает: «У меня медведь.» Ребенок: «А у меня заяц.» и т.д.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»

«Вот какой папа».

Цель : развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.

«Опиши друга».

Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел.

Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«Вот какая мама».

Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.

«Что изменилось?».

Цель: внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место,) но не больше двух – трех изменений.

«Подарок на всех»

Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить, делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».

«Почемучка».

Цель : развивать умение дружить, быть вежливым.

Например, если девочку обидеть, она заплачет.

Если вы нечаянно толкнули, то…………...

Вам подарили игрушку, то……………

«Обыграй превращение»

Цель : воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

Воспитатель по кругу передает предмет (мяч, кубик), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «Яблоко»- дети «моют», «едят», «нюхают» и т.д.

«Ожившие игрушки».

Цель: формировать у детей культуру общения.

Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки. А мы попробуем отгадать, какую игрушку ты изображал.

«Съедобное – несъедобное»

Цель : развитие слухового внимания, развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность).

Ведущий произносит слово и кидает одному из детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное, уклоняется от мяча.

«Волшебная палочка».

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников, закрепить признаки весны.

Дети передают палочку и называют признаки весны.

«Давайте поздороваемся».

Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку.

Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.

«Что может произойти?».

Цель: развивать воображение, закреплять умение заканчивать предложение, умение слушать друг друга.

Что может произойти, если……….

«Оживут все сказочные герои».

«Дождь будет идти, не переставая».