Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы. Дидактические игры

Картотека дидактических игр для средней группы

1. Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели: развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

2. Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша...

Ро-ро-ро - у нас новое вед...

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре - стоит дом на го...

Ри-ри-ри - на ветках снеги...

Ар-ар-ар - кипит наш само....

Ры-ры-ры - детей много у го...

3. Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

  • Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

4. Дидактическая игра «Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

5. Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

6. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое …..

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

  1. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка.... (узкая).

  1. Дидактическая игра «Узнай, чей лист»

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.

Ход игры : На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

9. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

10. Дидактическая игра «Кто же я?»

Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.

11. Дидактическая игра «У кого кто»

Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

12. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

13. Дидактическая игра «Что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

14. Дидактическая игра «Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

15. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

  • Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
  • Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

16. Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

Зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

Широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

17. Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

18. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры : Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

19. Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

20. Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)

21. Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

22. Дидактическая игра «Знаешь ли ты...»

Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.

Ход игры : Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд - изображения зверей, во второй - птиц, в третий - рыб, в четвертый - насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

23. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры : Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

24. Дидактическая игра «А что потом?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Ход игры : Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

  • Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее - уход домой.

Примечание . Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

25. Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?»

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое - нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

26. Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок )

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

27. Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок»

Цели: закрепить знание растений,расширять кругозор детей, развивать речь, память.

Ход игры : Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

28. Дидактическая игра «Где что растет?»

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

Ход игры : Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет - молчат.

Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул,облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:

слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис\. Алыча, тополь, сосна.

В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.

29. Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»

Цель: развивать речевую активность, мышление.

Ход игры : Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца - цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.

Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

30. Дидактическая игра «Лето или осень»

Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ход игры :

Воспитатель и дети стоят в кругу.

Воспитатель . Если листики желтеют - это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Воспитатель. Если птицы улетают - это ….. И т. д.

31. Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.

32. Дидактическая игра «Брать - не брать»

Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

Ход игры : Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

33. Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,
слуховое внимание.

Ход игры : Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

  • Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.

34. Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры : Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

35. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

  1. Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

Ход игры : Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Например, строитель: ему необходимы инструменты - лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя - подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках - люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая.

37. Дидактическая игра «Отгадай - ка!»

Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

Ход игры : По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

38. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель:

Ход игры

Сахар сладкий, а перец - …. (горький)

(желтые )

узкая )

Лед тонкий, а ствол - … (толстый )

39. Дидактическая игра «Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:

- «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу ).

  • Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу )
  • Вова вымыл руки и положил мыло...Куда? (В мыльницу )

40. Дидактическая игра «Догони свою тень»

Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.

Ход игры : Воспитатель: Кто отгадает загадку?

Я иду - она идет,

Я стою - она стоит,

Побегу - она бежит. Тень

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь солнечным лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуй с тенью.

41. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький)

Летом листья зеленые, а осенью - ….. (желтые )

Дорога широкая, а тропинка - …. (узкая )

Лед тонкий, а ствол - … (толстый )

42. Дидактическая игра «У кого какой цвет?»

Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.

Ход игры : Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.

43. Дидактическая игра «Какой предмет»

Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления.

Ход игры : Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

  • Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, широкие, узкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

  • Длинный, - говорит воспитатель и передает камешек соседу.
  • Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.
  • Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

  • Красный.

Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.

Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др. )

44. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»

Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

Ход игры : Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

  • Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.
  • Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

45. Дидактическая игра «Придумай другое слово»

Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель) ; суп из овощей (овощной суп ); пюре из картофеля (картофельное пюре ).

46. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка - кошка, ушки - пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко ), пушка (мушка, сушка, кукушка ), зайчик (мальчик, пальчик ) и т. д.

47. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Ход игры : Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель - метет, вьюжит, пуржит.

Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет,

Ворона- летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.

48. Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»

Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.

Ход игры : Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет - девочка, радио , …

Горький - перец, лекарство , .. и т. д.

49. Дидактическая игра «Придумай сам»

Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.

Ход игры : Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.

50. Дидактическая игра «Кто что слышит?»

Цель: учить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку.

Ход игры : На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

Такую игру можно проводить и на прогулке. Воспитатель обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, автомобиль сигналит, листья шелестят и др.


Используя в своей педагогической деятельности дидактические игры, необходимо помнить, что они успешно могут использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности дошкольника.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

При использовании дидактических игр с предметами в средней группе, необходимо подбирать предметы, отличающиеся друг от друга по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д. В этом возрасте ребенок уже может уловить некоторые различия между предметами.

Настольно-печатные игры — это очень увлекательное занятие для детей. В младшем и среднем возрасте чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста на картинке должен быть изображен один или несколько (два-три) предмета: игрушки, деревья, предмет одежды или посуды. Дети самостоятельно уже могут дифференцировать их некоторые отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками в средней группе уже можно предложить задание - самостоятельно сложить целую картинку из ее частей, без предварительного рассматривания целого изображения.

Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формирование диалогической и монологической речи.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, которая отличает ее от других видов игр и упражнений.

1) Игра обязательно должна содержать обучающую, дидактическую задачу.

2) Играя, дети решают эту дидактическую задачу, выполняя определенные игровые действия, которые являются обязательным компонентом дидактической игры.

3) При выполнении игровых действий необходимо соблюдать определенные правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей и самим воспитательно-образовательным процессом в целом.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре педагог знакомит дошкольников с правилами и игровыми действиями. Объясняет, как надо их выполнять. Дети оперируют имеющимися навыками и знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются и обобщаются.

Чтобы игра у дошкольников вызвала интерес, педагог использует различные приемы: загадки, считалки, сюрпризы и т.д.

Организация дидактической игры предполагает три направления:

1. Подготовка к проведению дидактической игры

Отбор игры в соответствии с поставленными задачами развития и воспитания детей дошкольного возраста;

Установление соответствия отобранной игры требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду и возрастным особенностям дошкольников;

Подготовка необходимого демонстрационного и раздаточного дидактического материала для проведения игры;

Подготовка к проведению игры самого педагога. Он должен знать и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы и приемы руководства игрой;

Подготовка дошкольников к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающего мира, необходимыми для решения дидактической задачи.

2. Проведение дидактических игр

Ознакомление дошкольников с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

Объяснение хода и правил игры (что они запрещают, разрешают или предписывают);

Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит дошкольников правильно выполнять действие;

Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

Подведение итогов игры - путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

3. Анализ проведенной игры

Анализ дидактической игры направлен на выявление наиболее эффективных приемов и методов подготовки, проведения игры для достижения поставленной цели. Что не получилось, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения дидактической игры, избежать дальнейших ошибок. Самокритичный анализ проведения дидактической игры позволяет варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей педагогической деятельности воспитателя.

Цель: учить детей средней группы составлять изображения знакомых предметов из геометрических фигур.

Ход игры: воспитатель предлагает детям по образцу выложить на доске знакомые им предметы (дом, машину, паровоз, ёлку, бабочку…) из геометрических фигур.

Усложнение: на последующем этапе образец убирается, а дети составляют картинку по словесному указанию воспитателя.

Дидактическая игра «Выложи дорожку для машины: широкую и узкую»

Ход дидактической игры: воспитатель предлагает детям построить для машины две дорожки: широкую (из квадратов) и узкую (из прямоугольников).

Цель: учить детей видеть сходство геометрических фигур с реальными предметами и находить их в окружающей обстановке.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по группе и найти те предметы, которые по форме напоминают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапецию. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Дидактическая игра «Украсим салфетку»

Цель: учить детей средней группы ориентироваться в двухмерном пространстве, находить середину, верх, низ, левый и правый, верхний и нижний углы.

Ход игры: воспитатель предлагает детям украсить салфетку узором из геометрических фигур по образцу.

Усложнение: в старшем дошкольном возрасте образец убирается, а дети действуют по словесному указанию воспитателя, называя при этом место расположения фигур. В самостоятельном творчестве детей можно использовать элементы белорусского орнамента.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Цель: учить детей замечать изменения, произошедшие на картинке.

Ход игры: воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и запомнить все предметы на картинке. После дети закрывают глаза, а воспитатель убирает один предмет. Дети должны заметить изменения и назвать их.

Усложнение: воспитатель не только убирает один из предметов на картинке, но и меняет их месторасположение.

Дидактическая игра «Составь цепочку»

Цель дидактической игры: закрепить с детьми названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция.

Ход игры: дети средней группы по словесному указанию воспитателя должны составить на доске цепочку из геометрических фигур.

Дидактическая игра «Дорисуй»

Цель: способствовать развитию у детей творческого воображения при создании образа знакомого предмета.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в художников и нарисовать картину, для чего используются нитки различных цветов. После дети рассказывают о своём рисунке.

Дидактическая игра «Что где стоит?»

Цель: учить детей определять расположение предметов по отношению к другим предметам, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку, а затем сказать, что находится слева, справа… от дерева, домика.

Дидактические игры «Разложи по порядку», «Найди соседей»

Цель: закрепить с детьми порядковый счёт в пределах 10, умение называть предшествующее и последующее число.

Ход игры: воспитатель предлагает детям выложить из ниток на доске цифры по порядку от 1 до 10, называя их при этом словом.

Усложнение: воспитатель предлагает детям выложить соседей цифр 3, 5, 7.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: учить детей видеть несоответствие изображённых на рисунке признаков знакомых объектов и называть их.

Ход игры: воспитатель показывает детям картинку и предлагает найти неточности: цыплёнок красного цвета клюёт морковку, медвежонок с ушами зайца.

Дидактическая игра «Продолжи сказку»

Цель: совершенствовать навыки повествовательной речи, развивать творческое воображение.

Ход игры: воспитатель предлагает детям послушать сказку, которую он сам придумал. Свою сказку он сопровождает выкладыванием эпизодов на доске из ниток. После дети должны придумать окончание сказки и также изобразить его.

Для подготовки руки ребёнка к овладению письмом можно предложить следующие графические упражнения и игры.

Дидактическая игра «История с двумя ниточками»

Цель: содействовать развитию координации движений руки при выполнении графических упражнений.

Ход игры: ребёнок рассказывает придуманный им рассказ, сопровождая его выкладыванием ниточек на доске.

Упражнения: «Попади в цель», «Стрельба по мишени», «Мяч в кольцо».

Цель: формировать у детей средней группы умение проводить прямые, наклонные, волнистые линии, совершенствовать технические навыки письма.

Упражнение «Помоги собрать игрушки»

Цель: учить детей соединять все точки одной линией (не отрывая руки), упражнять в дорисовывании предметов.

Психогимнастика: «Карандашик, потанцуй», «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: учить детей проводить безотрывным движением руки зигзагообразные, петлеобразные, волнистые линии, слушая при этом музыку и передавая её настроение.

Ирина Радчук
Картотека дидактических игр в ДОУ (средняя группа)

Пояснительная записка

Для детей в возрасте от 4 до 5 лет характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление : наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причины связи в знакомых явлениях.

Исходя из возрастных особенностей детей, воспитатель отбирает дидактические игры , способствующие развитию личности ребенка. Широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении. В игру включаются матрешки, башенки, шары, мозаика, лото разного типа, парные и разрезные картинки , лоскутики различных тканей, наконец слово. Интересны игры, активизирующие движения, сочетающиеся с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару» , «Найди свой домик» , дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок, или ребенка, у которого ленточка такого же цвета привязана на руке.

Дидактические игры в сочетании с движениями хорошо проводить со всей группой . В таких случаях труднее найти, скажем, свою пару, а этот повышает интерес к игре, вызывает радость при достижении цели.

Роль воспитателя в организации игры детей средней группы меняется , хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней и сам включается в игру. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до ее начала. Ребята запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально. Например, организуя игру «Найди предмет из такого же материала» , воспитатель до начала рассматривает с детьми разные предметы из дерева, металла, пластмассы, резины, затем объясняет правила : предметы, сделанные из резины, следует положить в резиновую шапочку, а из пластмассы – на пластмассовый поднос, деревянные – в ящик, а металлические – на металлический поднос. Предметы надо искать по всей комнате; кто нашел, должен положить их на соответствующее место.

При первом проведении игры воспитатель берет на себя роль контролера, чтобы увидеть, кто ошибается. В следующий раз проверку правильности выполнения задания он поручает кому-либо из ребят. Необходимо, чтобы все поняли, что и как надо делать. Для этого можно задать вопросы : «Из какого материала мы будем находить и приносить на этот поднос предметы?» (Показывает пластмассовый поднос.) Дети отвечают : «Из пластмассы!» - «А сюда?» (показывает деревянный ящик.) Дети отвечают правильно. Убедившись в том, что детям правила игры понятны, воспитатель предлагает поиграть; по сигналу все идут искать.

В процессе игры воспитатель внимательно следит за ее ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

При проведении итогов игры акцентируется внимание ребят на их успехах, если даже они были у кого-то и незначительными. Например, у одного следует отметить быстроту решения задания, у другого – старательность, настойчивость, у третьего – желание играть вместе с товарищем, договариваться, что будут вместе делать.

Анализ проведенной игры помогает воспитателю продумать усложнение ее содержания за счет включения новых материалов (стекла, тканей, а также правил игры : объединять играющих детей в звенья (чье звено больше найдет предметов за определенное время, начиная и кончая поиск по сигналу).

В средней группе вводятся чаще словесные игры не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе определений : «Что подарили Наташе?» , «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое?», «А что потом?» и др.

С расширением опыта и развитием речи детям средней группы становятся доступными словесные игры, проводимые в форме шутки. Например, игра «Бывает – не бывает» : правильный ответ – хлопают в ладоши, неправильный – грозят пальцами.

Таким образом, руководя играми детей, руководя играми детей, воспитатель и в этой группе использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей ребят, знаний о природе и предметах окружающего мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. И этому во многом помогают используемые на протяжении всего учебного года дидактические игры .

Игры с предметами

«Из чего сделано?»

Дидактическая задача . Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса) ; активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровое правило. Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству ; использование «чудесного мешочка» .

Ход игры. Для этой игры подбираются предметы, сделанные из разного материала : деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, в процессе которой уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Затем педагог предлагает новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Объясняет правила : нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его. Напоминает, что мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.

Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, воспитатель вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так : металлические – положить на поднос, сделанный из металла, деревянные - на деревянную дощечку, пластмассовые – на такой же поднос и т. д.

В конце игры воспитатель отмечает тех разведчиков, которые были, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли другим найти нужный предмет :

Молодцы наши разведчики! Были внимательными, ловкими, никто не ошибся в выполнении задания!

Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а также их не ярко выраженное качество.

«Найди такую же»

Дидактическая задача . Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Игровое правило. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их.

Игровое действие. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя.

Ход игры. Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.

Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задание; здесь стоят на столе игрушки. Я считаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем

Будьте внимательны! Раз-два-три! Одинаковых найди! – заканчивает воспитатель.

Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках) . Затем дает сигнал :

Раз, два, три! Одинаковых найди!

Дети сразу же пытаются назвать двух матрешек, но воспитатель напоминает о том, что игрушки должны быть совсем одинаковые.

Раз, два, три! Одинаковых найди! – говорит педагог. Дети внимательно смотрят на все игрушки и находят двух одинаковых матрешек. Воспитатель привлекает чаще всего к этой игре детей рассеянных, невнимательных, которые торопятся ответить не подумав.

«Новоселье куклы»

Дидактическая задача . Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов : мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки; воспитывать у детей доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.

Игровые правила. В комнату, где будет жить новая кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем. Предметы надо класть или ставить на определенное место.

Игровые действия. Устройство комнаты для новой куклы, поиск нужных предметов.

Ход игры. Воспитатель освобождает игровой уголок от всех игрушек и лишь оставляет на полу ковер. Все убранства и игрушки расположены на столах в стороне, у стены комнаты.

У нас, ребята, сегодня новоселье. К нам приехала новая кукла Рита, и мы должны ей помочь устроить квартиру. Давайте познакомимся с новой куклой! – начинает игру воспитатель.

Дети рассматривают куклу, называют сои имена, знакомятся.

Педагог говорит :

Вот теперь мы и поиграем в игру – новоселье, Рита посмотрит, как вы умеете играть. Правило игры такое : я буду называть предметы одним словом, а вы будете находить все нужные предметы и ставить их в комнату, где будет жить Рита. Будьте внимательны! Нам нужна будет мебель. Пойдут Алиса, Софья и Маша и найдут все. Что нужно из мебели. А все остальные проверят, то ли они принесли.

Девочки находят предметы кукольной мебели, располагают их на ковре. Воспитатель продолжает руководить :

Теперь пойдут Сережа, Ксения и Иришка и принесут посуду – обеденную и кухонную. (Дети приносят посуду и ставят ее на стол и плиту. Все следят, чтобы делалось это аккуратно.) Обувь принесет другая группа детей . Что еще надо принести, чтобы Рите хорошо жилось у нас?

Игрушки! Много игрушек! – говорят дети.

Ребята приносят игрушки и расставляют их на ковре, на полочках.

В этой игре закрепляются обобщающие понятия. И главное – воспитатель побуждает ребят к творческой игре : надо заботиться о новенькой, самостоятельно устроить ее комнату, поиграть с куклой, чтобы ей было хорошо в группе .

В такой игре воспитывается доброжелательность, аккуратность, умение самим оборудовать уголок для игры.

«Магазин»

Дидактическая задача . Учить описывать предмет, который надо купить, быть вежливым и внимательным друг к другу, усваивать нормы поведения в магазине : вежливо попросить, поблагодарить.

Игровые правила. Отгадывать по описанию покупку; тот, кто первым отгадал, идет за покупкой в магазин. С купленными предмета, игрушками дети потом играют.

Игровые действия. Загадывание, отгадывание, продажа и покупка предметов.

Ход игры. Воспитатель обобщает :

Сегодня у нас открылся новый магазин. (До начала игры устраивают витрину с товарами, выбирают продавца.) Тот, кто пойдет в магазин и купит там игрушку, не показывает нам. Мы же будем просить : «Покажи, что ты купил» . А нам будут отвечать : «Покажу, если отгадаете!»

Один из детей выбирает игрушку и рассказывает :

Я купил такую вещь, которая нужна, чтобы светить в темноте, она металлическая, светит красным.

Фонарик, - догадываются дети.

Первого покупателя называет воспитатель. Все дети сидят спиной к магазину. Покупатель вежливо здоровается с продавцом и просит его продать понравившийся ему предмет, указывает на него указкой. Продавец опускает в пакет игрушку и вежливо говорит : «Пожалуйста!» Покупатель благодарит продавца и прощается.

Рома, покажи, что ты купил, - просят дети.

А вы отгадайте, тогда покажу, - говорит Рома. – Я купил такую маленькую вещичку. На стадионе судья с ним бегает, и если кто-то нарушит правило, он свистит.

Свисток! Покажи!

Рома показывает свисток, а тот, кто первым отгадал – назвал свисток, идет покупать себе игрушку.

И так игра продолжается до тех пор, пока все ее участники купят игрушки. Закончить игру можно объяснением : «Магазин закрывается на обед» . Дети, купившие игрушки, играют с ними, обмениваются друг с другом. Для игры надо выставлять забытые игрушки. Воспитатель может напомнить, как с игрушками можно поиграть. Например, сказать :

Рома, когда на участке будете играть в футбол, ты можешь теперь быть судьей. У тебя есть свисток.

Дети уже в группе договариваются , кто будет играть в хоккей.

Так через полученную («купленную» в магазине) игрушку намечается перспектива детской самостоятельной игры. Поэтому, подбирая игрушки, воспитатель продумывает возможность использования их в творческой игре. Это один из путей влияния дидактических игр на создание у ребят игрового замысла.

«Что кому?»

Дидактическая задача . Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Игровые правила. Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Игровое действие. Поиск нужных предметов.

Ход игры. У воспитателя на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий – игрушки : набор медицинских инструментов «Доктор Айболит» , набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка, набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ (из конструктора) и др.

Воспитатель приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какой – либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например. Ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают : «Он нужен столяру, плотнику» .

Если есть несколько орудий труда для одной какой – либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти. Приглашенные к столу дети находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для разных профессий. Закончить игру можно так : дети делятся на две группы ; одна группа называет орудия труда, а другая – профессии. Выигрывает та группа . Участники которой ни разу не ошиблись.

«Кто что слышит?»

Дидактическая задача . Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.) ; развивать сообразительность, выдержку.

Игровое правило. Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.

Игровые действия. Действовать со звучащими предметами. Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы как звучат.

Ход игры. На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которых издается звук : звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит пианино (игрушечное, гусли и др., т. е. все, что есть звучащее в группе , можно использовать в игре.

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» , - догадываются дети. Из – за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

«Кто скорее соберет?»

Дидактическая задача . Учить детей группировать овощи и фрукты , воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзинке (на одной приклеена картинка «яблоко» , на другой – «огурец» ). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и не ошибется.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» ) надо собирать фрукты, а в эту (где нарисован огурец) – овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или в огороде.

Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке) . Выбирают две бригады : овощеводов и садоводов (по 2-3 человека) . По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзину не тот овощ или фрукт). Называют команду – победительницу. Затем выбирают другую команду и игра продолжается.

«Горячо – холодно»

Дидактическая задача . Закреплять знания детей о растениях, находящихся в групповой комнате ; воспитывать любознательность, находчивость; развивать связную речь.

Игровое правило. Матрешку можно взять только после того, как будет правильно названо растение, под которым она спряталась.

Игровые действия. Поиск матрешки, название растения; при приближении к матрешке говорить слова «тепло, тепло!» , при удалении от нее – «холодно, холодно!» , совсем приблизились «горячо!» .

Ход игры. Растения, находящиеся в групповой комнате , воспитатель ставит так. Чтобы они хорошо были видны, некоторые переставляет на новые места, но так, чтобы к ним можно было легко подойти. Затем говорит :

Дети, сегодня мы поиграем в новую игру. Она называется «Горячо – холодно» Чтобы не ошибиться, надо знать правила. Кто – нибудь из вас – водящий (мы выберем его считалочкой) . Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку под какое - нибудь растение. Когда скажем : «Заходи!» , водящий будет искать матрешку. Если он ее увидит, то должен сказать, под каким растением она спряталась; только после этого ее можно взять. Мы будем помогать водящему искать матрешку : если он ушел от игрушки в другую сторону, далеко от нее, все вместе скажем : «Холодно, холодно!» , если же он будет подходить ближе, скажем : «Теплее, теплее!» . А если он близко подойдет к растению, где спряталась матрешка, скажем : «Горячо, горячо!» . Значит здесь надо искать игрушку. Давайте повторим это правило. (Вместе с детьми повторяет правило) .

Обращаясь к водящим, воспитатель напоминает о том, чтобы они прислушивались к словам, которые будут произносить дети.

Игра начинается.

Выбирают считалочкой водящего, он выходит за дверь или отворачивается, чтобы не видеть, куда будут прятать матрешку. Прячут матрешку дети, это усиливает интерес к игре.

Для игры следует сначала взять 4-5, а затем 8 растений, названия которых в средней группе должны хорошо знать , это герань обыкновенная, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек» , азалия, китайский розан, колеус. Алоэ, аспарагус. Душистая герань, бегония рекс.

Нашедший матрешку должен сказать : «Я нашел матрешку под душистой геранью» или : «Матрешка спряталась за аспарагусом» . После этого он отдает матрешку воспитателю. Дети аплодируют тому, кто без ошибки выполнил задание. Воспитатель следит за речью ребят, правильным окончанием слов : сбоку аспарагуса, сзади бальзамина, под бегонией.

Эта игра проводится после того, как у детей накоплены знания о комнатных растениях.

Математика, как известно, царица наук. Она будет сопровождать малыша везде и всюду. Поэтому в средней группе по математике крайне важны. Они помогут ребенку развить первые элементарные навыки в данной области. Для начала нужно помнить о том, что все познания начинаются с каких-то элементарных задач. Поэтому дидактические игры в по математике будут основываться на изучении фигур, форм, их свойств и понимания того, каким образом можно составить ту или иную фигуру.

«Один, два, три - найди!»

Весь материал будет преподнесен в игровой форме, что непременно поможет воспитателям и детям. Первым - развлечь малышей, вторым - усвоить материал и хорошо его запомнить. Помните, что для проведения дидактических игр по математике необходимо подготовить

Игра должна научить деток формировать образ заданных фигур и показать, как использовать их в процессе. Подготовьте одноцветные пирамидки с большим количеством колец (лучше больше восьми). Таких пирамидок должно быть несколько штук (по 3-4 каждого цвета).

Теперь о ходе игры. Всех детей усадите на стульчики полукругом возле себя. Далее на столах разложите пирамидки, смешав колечки. На стол перед детьми поставьте две пирамиды и разберите их. После дайте каждому малышу по кольцу одного размера и попросите найти пару к нему. Говорите детям: «Внимательно посмотрите на свои колечки. Попытайтесь запомнить их размер и цвет, чтобы не ошибиться». В случае затруднения с ответом предложите малышу подойти к готовой пирамидке и сравнить все кольца. Начинать поиски нужно только тогда, когда все детки скажут: «Один, два, три- найди!» Когда ребенок выбрал кольцо, он должен приложить его к тому, что осталось на его стульчике. Если он ошибся, разрешается исправиться - снова подойти и выбрать новое колечко.

«Найди меня»

В ходе игры у ребенка должна выработаться способность быстро находить определенную фигуру и называть ее, при этом различая цвет и размер. Подготовьте около 20 геометрических фигур разных размеров и цветов. Желательно, чтобы такой набор был у каждого ребенка отдельно. Далее говорите деткам, какую фигуру они должны вам показать. К примеру, маленький синий круг, большой зеленый треугольник и так далее. Игра довольно короткая, но вызовет бурю положительных эмоций у детей. К тому же она поможет им в развитии.

«Магический квадрат»

Игра развивает у детей цветоощущение, соотношение целого и части. Кроме того, она формирует и умение разбивать сложные задачки на простые компоненты. Подготовьте каждому малышу набор, состоящий из 36 цветных квадратиков размером 8 х 8 сантиметров. При этом смотрите, чтобы все оттенки заметно отличались друг от друга. После этого разрежьте квадраты. На каждой части напишите номер (сзади). После этого дайте малышам задания:

А) Разложить кусочки по цвету.

Б) По номерам.

В) Сложить из кусков единый квадратик.

Г) Придумать новые виды квадратов.

Очень важно при этом использовать всевозможные оттенки различных цветов.

«Чего не хватает?»

Игра направлена на у детей средней группы детского сада. Она поможет ребятам, которые уже более или менее умеют считать и различать цифры по написанию, закрепить полученные знания. Для этого подготовьте карточки с различными цифрами. Скажем, от 1 до 10. Несколько комплектов. Уберите из основного, который вы положите на стол, несколько цифр, перемешайте оставшиеся комплекты. Спросите детей о том, чего не хватает в ряду. После этого предложите малышам найти те цифры, которых нет, и положить их на соответствующие места.

Такие дидактические игры в средней группе по математике значительно облегчат жизнь детям в будущем. Кроме того, именно эти игровые процессы будут служить хорошим началом познания науки. Вот почему так важны дидактические игры. ФЭМП (средняя группа - самое время для этого) должно происходить наряду с развитием и других навыков у детей.

Улучшаем речь

Детские дидактические игры в средней группе по развитию речи важны не меньше, чем математические. Именно в этом возрасте ребенок начинает хорошо и внятно разговаривать, а значит, необходимо уделить должное внимание усвоению родного языка. Довольно обширное применение нашли дидактические игры в средней группе в картинках. Именно они помогают малышам усвоить основы речи. Такие наглядные пособия надолго отложатся в голове у ребенка.

«Друзья с грядки»

Игра помогает развить речь и получить познания, представления об окружающем мире. Формируется систематизация детских знаний об овощах и фруктах. Кроме того, детки учатся правильно выражаться и быть отзывчивыми, помогать, когда потребуется.

Для проведения данной игры подготовьте любую куклу, которая будет олицетворять героя, муляжи разных фруктов и овощей, корзинку, картину огорода. Еще найдите 2 кастрюли, весы, кассу, сумку покупателя. Желательно двух добровольцев нарядить в поварят.

Покажите деткам картину огорода и обсудите ее. Заострите внимание на овощах и фруктах. Далее покажите ребятишкам куклу и скажите: «Давайте поможем кукле разложить фрукты и овощи по кастрюлям для супа и варенья!» Детки должны будут подходить к столу, на котором будут лежать фрукты и овощи, класть их в корзинки и относить к кастрюлям. При этом помогать детям будут два повара-добровольца. После того как малыши закончат свое дело, попросите их при помощи картинок-помощников рассказать о фрукте/овоще, который они положили в ту или иную кастрюлю.

«Магазинчик игрушек»

Данная игра способствует ознакомлению детей с окружающим миром. Кроме того, она служит продолжением формирования знаний о цветах и размерах предметов, помогает деткам различать и называть игрушки. Для этого вам потребуется подготовить картинки с изображениями игрушек: машинки с фургонами разных цветов, пирамидки разных размеров, но одинаковых по цвету, куклы в разных платьях, мячики и так далее.

Сделайте из изображений целый магазин игрушек. После чего предложите ребятам в него пойти. Далее скажите ребенку выбрать одну картинку с изображением и описать ее: «Что ты купил? Какая у тебя машинка? Фургон большой или маленький?» Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему. Эту игру можно хорошо обыграть в домашних условиях.

«Кто-кто в теремочке живет?»

Дидактические игры в средней группе по развитию речи способствуют и развитию понятий об окружающем мире, помогают малышам понять различия между дикими и домашними животными, а также способствуют развитию понятий о том, где живет тот или иной зверь. Они формируют бережное отношение к животному миру.

Приготовьте карточки-картинки с изображениями животных (домашних и диких) и местами их обитания. После этого разложите все изображения на столе и предложите деткам найти каждому животному свой домик, чтобы спасти его от холода. Если малыш ошибся, помогите ему - назовите место, где живет данный зверек, а ребенок должен будет его найти.

Экология - основа жизни

Раньше экологии в детском развитии уделяли довольно мало времени. Но теперь люди поняли, что экологическое развитие играет важную роль. Именно оно помогает сложить впечатление об окружающем мире в детском сознании. Какие дидактические игры в средней группе по экологии можно использовать? Сейчас расскажем.


«Экологическая тропа»

Этот вид экологической игры поможет деткам средней группы детского сада познавать растения. В процессе будут формироваться понятия о лекарственных травах, деревьях, цветах, плодах. Кроме того, игра поможет детям увидеть красоту природы и научит «Экологическая тропа» также учит ребятишек передавать впечатления в рисунках об окружающем мире, используя элементы аппликаций. Еще она помогает развивать воображение, мелкую моторику рук, любовь к природе и всему окружающему.

Для того чтобы провести данную дидактическую игру, подготовьте иллюстрации лекарственных растений, плодов, цветов, игровые зоны «Лес», «Поляна», звукозаписи с голосами птиц, шумом листвы, восковые карандаши, клей, кисточки, краски, бумагу и заготовки-аппликации разных животных из цветной бумаги.

Посадите детей в круг. Включите запись с голосами птиц. Обсудите с малышами после прослушивания, где можно услышать такие голоса. После этого расспросите ребят, знают ли они о том, чем питаются пернатые. Не бойтесь подсказывать ребятам. Объясните, что для того, чтобы птички пели в саду, нужно охранять там все цветы. Спросите о том, знают ли малыши, как охранять цветы. Если нет, расскажите. В случае если кто-то начнет делать попытки объяснить вам правила, помогите ребенку. Без сомнения, таким занятием будет увлечена вся средняя группа. Музыкальные дидактические игры очень интересны деткам.

Позовите малышей на игровую зону «Полянка». Спросите, какие цветочки они видят там. Объясните, что растения могут лечить людей. Спросите о том, что же такое лекарственное растение. Если дети не могут ответить, постарайтесь помочь им. В завершении данной части игры расскажите ребятишкам о том, как правильно заботиться о деревьях.

Далее проведите ребят на территорию «Лес». Включите звукозапись с шумом листвы. Спросите у малышей о том, какие деревья они видят и как их различить. Далее узнайте у детей о том, известно ли им, на каком дереве всю зиму растут плоды. Если ответ отрицателен, помогите, расскажите, что это - рябина. Спросите, какое дерево наряжают раз в год. Загадайте загадку: «Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке и белом сарафане» (ответ - «береза»).

Покажите детям листочки бумаги, краски, мелки, карандаши и фигурки животных. Предложите малышам составить картинки о том, где сегодня они побывали и что видели, с использованием полученных знаний об окружающем мире.

Варианты занятий

Дидактические игры в средней группе по экологии являются занимательными и познавательными. Можно успешно использовать и «сезонные» развлечения. К ним относят, скажем, дидактические игры в средней группе на тему "Осень". Именно в это время года детям становится еще более интересно на улице, где все окружающее изменилось.

Помните, что дидактические игры в средней группе - это важный этап развития детей, в ходе которого малыши готовятся к новой ступени в жизни - младшей школе. Сейчас поговорим о том, какую осеннюю игру можно провести с детьми.

«Осенний коврик»

Эта дидактическая игра помогает детям познавать окружающий мир в осеннее время, сформировать все необходимые знания для развития воображения и логического мышления, сложить яркие впечатления о том, как выглядит окружающий мир осенью. Понадобятся бумага, клей, карандаши, кисточки, краски и хорошая погода. Предложите ребятам пойти на улицу, чтобы изучить окружающий мир осенью. Заострите внимание на деревьях и их листьях. Предложите малышам собрать опавшие цветные листочки, чтобы потом сделать из них красивую картинку.

После возвращения в группу положите перед детьми бумагу, краски, кисточки, мелки, клей - все, что только нужно для творчества. После этого просите их составить композицию осеннего двора или природы при помощи собранных листьев. Помогайте малышам, если у них что-то не получится.

В заключение

Дидактические игры в средней группе интересны, познавательны и полезны. Они обязательно помогут детям в будущем. Ведь именно в детском возрасте понятие «игра» ассоциируется с познанием.