Классный час «День Народного Единства. Классный час на тему: «День народного единства Классный час на тему день единства народов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Классный час

для учащихся начальной школы


учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 им.Ляпидевского

Максименко Ольга Анатольевна

ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности,

интереса к историческому прошлому и настоящему России.

ЗАДАЧИ: познакомить с новыми страницами нашей истории; подвести детей к пониманию смысла праздника; воспитывать бережное отношение к окружающим людям.

ОБОРУДОВАНИЕ: электронная презентация, выставка книг об истории

России

ФОРМА: устный журнал

Ход мероприятия:

Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках

Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах.

Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами. Соотнесите даты и их названия.

12 декабря
(ребята, посоветовавшись в группах, называют по очереди дату и соответствующий праздник)

Определение темы

Учитель:

Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна?

(День народного единства)

Кто из вас знает, что символизирует этот праздник?

(предположения учащихся)

Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует).

Выступление учащихся

Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.) А как называется столица?

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

1-й ученик . Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они

совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулась!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ)

Пословицы о Родине.

Учитель: Какие пословицы о своей Родине и ее главных городах вы знаете?

(учащиеся перечисляют по очереди)

Своя земля и в горсти мила. Своя земля - свой прах. Без корня и полынь не растет. Всяк кулик своё болото хвалит. Родимая сторона - мать, чужая - мачеха. Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив. Новгород - отец, Киев - мать, Москва - сердце, Петербург - голова. Москва всем городам мать. Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Из истории праздника.

Учитель: Праздник 4 ноября - День народного единства был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.
Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? (В единстве, единении народа - сила России)

Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории!

Ушли в историю года. Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!

Учитель:

Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.

Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.

Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!

Работа в группах

Учащиеся составляют список, в который по

возможности включают слова: князья, бояре, духовенство, дворяне,

купцы, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воеводы, казаки и др.

О Минине и Пожарском.

Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в

нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.

Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.

А.Кившенко «Воззвание Минина»

Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.

Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.

Работа со словарём Ожегова

Шлем-

Кольчуга-

Меч-

Ратник-

А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!

И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола. (Звучит в записи колокольный звон)

Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.

Звучит в записи песня «Богатырская наша сила» (муз.А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)

Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

- И 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского . Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и

классовой принадлежности.

Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.

Стихотворение «Не забудет наш народ доблесть наших воевод»

Н. Кончаловской.

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому -

Благодарная Россия».

От сверженья власти царской

Столько много лет подряд

Смотрят Минин и Пожарский

На торжественный парад.

Указав рукой литою

На величественный вид

И на племя молодое,

Минин словно говорит:

«Полюбуйся ныне, княже,

На страны родной дела.

Не могли мы думать даже,

Чтобы Русь такой была!

Подивись-ка их военной

Силе необыкновенной,

И послушай эти песни,

И на лица погляди…

Их дела ещё чудесней

Ожидают впереди!»

Блиц-опрос

Ребята, так кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)

Кто прославил землю Нижегородскую? (Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.)

Что помогло победить врага? (Единение народа.)


День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как праздник дружбы и единения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе.

Помните лозунг победителей?

«Держаться вместе,

любить и помогать друг другу,

уметь искренне прощать обидчика»


- В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем главные слова:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Выставка книг
- Обращаю ваше внимание на выставку книг и исторических кинофильмов, повествующих о доблестных подвигах наших русских воинов.

Учитель. Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство? Давайте с вами создадим цветок единства. /У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта./
Учащиеся. Единство – это объединение всех людей. Единство – это согласие народа. Единство – это когда есть общая надежда. Единство – это мир и дружба. Единство – это доброта, понимание и прощение.
/На доске появляется цветок единства/

Ученик. В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Итог классного часа
Учитель. Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству.
Учащиеся. Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы – это маленькое общество.
Учитель. На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?
Учащиеся. 1. Я желаю людям нашей страны дружбы и красоты. 2. Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем. 3. Я желаю жить в согласии со своей совестью. 4. Я желаю единомыслия. 5. Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.

Песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

Литература

1. Архипова И. Ю. Славься, Отечество наше! / И. Ю. Архипова, С. М. Даниленко //Читаем, учимся, играем. - 2006. - N 4. - C. 4-8.

2. Барыбин А. Как появился двуглавый орел в гербе России // Наука и жизнь. – 2001. - № 3. – С 47-51.

3. Степанов П.В. «Феномен толерантности», // «Классный Руководитель», 3, 2004 г. 4. Сукиасян Э.Р. «Толерантность – это только начало», // «Час ноль», № 6, 2005 г. 5. «Пакет-комплект документальных материалов «История Холокоста»,

М., 2001 г.


Классный час в 4-м классе "День народного единства – государственный праздник России"
Цель урока:

Познакомить школьников с основным содержанием праздника 4 ноября – Днем народного единства.
Рассказать школьникам о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма.
Развивать мышление, речь, словарный запас школьника.
Оборудование: мультимедиа-проектор.

План урока:

Вступление.
Раскрытие содержания праздника.
Икона Казанской Божьей матери.
Рассказ о Родине.
Символы государства.
Ход урока

I. Вход под музыку.

(Слайд – виды Москвы)

Вед: Начинаем классный час, посвященный Дню народного единства. Послушайте стихотворение «День Народного единства».

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Вед: Чему посвящено это стихотворение?

– Родина и Единство… Как вы понимаете эти слова?

III. Беседа о праздниках.

– В чем смысл сегодняшнего праздника? (в единстве, единении народа – сила России)

– Какие праздники вы знаете? (слайд гос. праздники)

Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Ск. лет мы его празднуем? (5)

IV. Раскрытие содержания праздника.

Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века. (слайд – виды Москвы 17 в.)

– Кого вы здесь видите? Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.

– Как вы понимаете, что такое Смута? (все смешалось, ничего не понять)

– Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (правительство, армия, законы)

– Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.

– Прочитаем отрывок из пьесы А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин». (Дети читают отрывок по ролям)

(слайд– картина К. Маковского «Минин на Нижегородской площади»)

(Приложение 1)

Вед: Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

– Кто призвал простой народ встать на защиту Родины и собрать для этого деньги?

– Кого поставили во главе ополчения?

– Перед вами портреты К. Минина и Д. Пожарского (слайды)

– Давайте познакомимся с этими героями. (Рассказы учащихся)

1) Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)

Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.

Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.

К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.

Умер он в 1616 г. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 1818 г. воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 г. в Нижнем Новгороде.

2) Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь.

Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.

В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.

Д.М.Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями. Он погребен в Суздальском Спасо-Ефимовском монастыре.

3) Так и случилось! (показ слайдов сражения)

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России (слайд-памятник Минину и Пожарскому)

Вед: Главное, в этом событие, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.

V. Праздник иконы Казанской Божьей матери.

Вед: 4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Может кто-то знает, что это за праздник? (рассказы учеников)

Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века.

Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты.

Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади. (Слайд)

История иконы.

В 1579 году большая часть Казани была уничтожена пожаром. Одним из погорельцев был Даниил Онучин. После пожара его дочери явилась во сне богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ. Мать рассказала о чудесном явлении митрополиту.

Огромная толпа народа направилась к дому Онучиных. Начались раскопки. Был найден святой образ необычайной красоты.

На месте обретения чудотворной иконы в Казани был основан Казанский Богородицкий женский монастырь. Юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей.

Оригинал иконы хранится более 300 лет в Казанском монастыре.

Вед: Что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Родину)

VI. Беседа о Родине.

– Послушайте стихотворение Н. Рубцова.

Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои лесса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Вед.: О чем это стихотворение? (о любви к Родине)

– Русский народ издавна передавал свою любовь к Родине в пословицах и поговорках.

– Какие вы знаете пословицы о Родине?

– Посмотрите на экран. Задание: соберите пословицы. (слайд)

Родина – мать, Родине служить.
Жить – , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
Вывод: Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

– Русский народ любил еще один жанр народного творчества. Это загадки. Послушайте их. (слайд – загадки о цветах флага)

Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы, как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко…(красным)

– Что у вас получилось? (флаг)

VII. Беседа о государственных символах.

Учитель: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге – (рассказ детей)

Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
Синий цвет – это небо, благородство, духовность, вера, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
Красный цвет – отвага, героизм, огонь, означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.
Вед.: Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств.

– Чем является флаг для нашего государства? (символом)

– Какие государственные символы вы еще знаете? (герб, гимн)

Рассмотрим рисунок Государственного герба России (герб в переводе с немецкого – наследие, наследство).

– Послушайте рассказ ученика. (слайд герба)

1 Ученик: В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен Александра II. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Над орлом – три короны (две малые и одна большая). В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем дракона.

2 Ученик: Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краев и областей. Скипетр и держава означают силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов.

3 Ученик: У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году.

4 Ученик: Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона.

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

– Сейчас ребята расскажут вам о гимне.

Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в особых случаях.

Гимн страны! Он исполняется в особо торжественных случаях: при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников. Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.

Учитель: Давайте послушаем отрывок из Государственного гимна Российской Федерации. Запомните, что гимн государства все слушают стоя. (слайд – приложение 2)

– Послушайте стихи о сегодняшнем празднике.

Наталья Майданик
ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речовку: (слайд)

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Муниципальное казенное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Нижнеудинск»

День согласия и примирения.

День народного единства

ВЫПОЛНИЛА:

Галичина Елена Петровна,

МКУ СОШ № 9 г. Нижнеудинск,

Педагог дополнительного образования

Нижнеудинск

2015

ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

ЦЕЛЬ: 1. Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.

2. Патриотическое воспитание школьников.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: классный час

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учащиеся 5-7 классов

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

(Слайд 1)

(Слайд 2)

Вступительное слово учителя (зачитываю эпиграф.)

Любовь к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей.

(Слайд 3)

На примере жизни великих соотечественников, внесших значительный вклад в историю России, заслуживших признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны.

(Слайд 4)

В начале ноября мы отмечаем День согласия и примирения и День народного единства. Согласие и примирение… О чём говорят эти слова? О спокойной и мирной жизни, которая наступает после войны и смуты.

(Слайд 5)

1 чтец: Завет (Д. Кедрин)

В час испытаний

Поклонись Отчизне

По-русски,

В ноги,

И скажи ей:

« - Мать!

Ты – жизнь моя!

Ты мне дороже жизни!

С тобою – жить,

С тобою – умирать!»

Будь верен ей.

И как бы ни был длинен

И тяжек день военной маяты, -

Коль пахарь ты,

Отдай ей всё, как Минин,

Будь ей Суворовым,

Коль воин ты.

Люби её.

Клянись, как наши деды,

Горой стоять

За жизнь её и честь,

Чтобы сказать

В желанный час победы:

« - И моего

Тут капля мёда есть!»

Учитель: В этом стихотворении есть слова: «Коль пахарь ты, отдай ей всё, как Минин…». А кто такой этот Минин? И почему его имя вошло в историю Отечества?

(Слайд 6)

2 чтец: Начало 17 века для России было нерадостным. «Смутным временем» прозвали его. Закончилась династия Рюриковичей - царей московских. На престол выбирают царя из бояр. В стране голод и разорение. По земле русской рыщут шведы и поляки – подчинить себе хотят Россию-матушку.

(Слайд 7)

3 чтец: Самозванцы народ мутят – объявляют себя царями настоящими. Поляки в Москве хозяйничают, подчиняют себе города русские.

Но поднялся народ русский на защиту Отечества. Было создано народное ополчение. И возглавили его Кузьма Минин да Дмитрий Пожарский.

(Слайд 8)

4 чтец: Минин Кузьма Минич (? – 1616) – Нижегородский земский староста, торговый человек осенью 1611 года обратился к жителям города с призывом помочь всеми силами и средствами в создании нового народного ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. Он первым пожертвовал немалые деньги. Примеру Минина последовали многие купцы и состоятельные люди. Тех, кто не желал добровольно делиться своим богатством, с одобрения схода жителей принуждали силой. В Нижний Новгород стали стягиваться вооружённые отряды ополченцев со всех земель. Для объединённого войска нужен был твёрдый и решительный командующий. Выбор пал на князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

5 чтец: Пожарский Дмитрий Михайлович (1578-1642) – князь, боярин, полководец, народный герой, соратник К. Минина. Участник первого земского ополчения 1611 года, один из руководителей второго ополчения и временного земского правительства – Совета земли Русской. Руководил военными действиями против польских интервентов.

(Слайд 9)

Учитель: Но героями были не только купцы и князья. В годы Смутного времени прославился крестьянин из-под Костромы по имени Иван Сусанин.

«В исходе 1612 года юный Михаил Фёдорович Романов, последняя отрасль Рюриковой династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: сии пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля их Сигизмунда III . Народ же русский царём своим хотел видеть Михаила. Один отряд поляков проникнул в костромские пределы и искал захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провёл их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын Отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повёл поляков в противную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увезти его.

Раздражённые поляки убили Сусанина.

По восшествии на престол Михаила Фёдоровича (в 1613 году) потомству Сусанина была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; её подтверждали и последующие государи».

6 чтец: Поэтически подвиг Ивана Сусанина увековечил замечательный русский поэт-декабрист Кондратий Рылеев:

Склонившись угрюмо до самой земли,

Дебристую стену из сучьев сплели.

Вотще настороже тревожное ухо:

Всё в том захолустье и мёртво и глухо…

«Куда ты завёл нас?» – лях старый вскричал.

«Туда, куда нужно! – Сусанин сказал.

Убейте! Замучьте – моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь – я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит».

«Злодей! – закричали враги закипев, -

Умрёшь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

«Умри же! – сарматы герою вскричали,

И сабли над старцем, свистя, засверкали! –

Погибни, предатель! Конец твой настал!»

И твёрдый Сусанин весь в язвах упал!

Снег чистый чистейшая кровь обагрила:

Она для России спасла Михаила!

(Слайд 10)

Учитель: Народ не забыл своих героев. В Костроме стоит памятник Ивану Сусанину, а на Красной площади в Москве – памятник Минину и Пожарскому.

(Слайд 11)

Но ополчение 1612 года было не единственным в истории нашей Родины.

Был 1812 год, когда Наполеон Бонапарт во главе своей могучей армии хотел захватить Россию.

(Слайд 12)

Но благодаря единому желанию народа освободиться от захватчиков, армия французов была выметена с территории нашей страны.

(Слайд 13)

И был 1941 год, когда гитлеровская армия мечтала пройти победным маршем по Красной площади. Но и эти мечты разрушились, натолкнувшись на несгибаемую волю и свободолюбие русского народа. Ведь в сердце у каждого человека – Родина.

(Слайд 14)

7 чтец: Родина (К. Симонов)

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Всё, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал.

8 чтец:

Клочок земли, припавший к трём берёзам,

Далёкую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот, где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить, в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

(Слайд 15)

Учитель: Кто сейчас может сказать, о чём думал рядовой Александр Матросов, закрывая своей грудью фашистский ДОТ?

И кто знает, что вспоминал лётчик Виктор Талалихин, направляя свой горящий самолёт на колонну вражеской техники?

(Слайд16)

Сколько их было – героев, погибших во имя Родины? И о чём они вспоминали в свою последнюю минуту? Может быть, именно о таких берёзах, и речках, и дорогах, по которым им не суждено больше ходить… Они отдали свои жизни для победы над врагом, как когда-то это сделал Сусанин.

(Слайд 17)

9 чтец: Да, на долю России выпало много бед и несчастий. Но всё это не сломило, а только закалило нашу страну. И, несмотря ни на что, Россия живёт и развивается. Однако есть люди, которые ругают свою страну, и хвалят чужие земли. Наверное, они забыли мудрость народную: «Где родился, там и пригодился». Так вот ответом им может стать стихотворение Ольги Фокиной:

(Слайд 18)

10 чтец:

Мне рано, ребята, в Европы

Дороги и трассы торить :

Ещё я на родине тропы

Успела не все исходить.

Исхожена самая малость,

И мне неизвестны пока

Ни холодность чувств, ни усталость

В стремленье к родным родникам.

Сильнее не ведаю власти,

Чем власть материнской земли:

Берёзы мне света не застят,

Не носят тоски журавли.

(слайд 19)

11 чтец:

Не верю, что вся современность –

В романтике сверхскоростей!

Храню откровенную верность

Раздольности русских полей,

Молчанию гордого бора,

Надёжности сельской избы

И тем вековым разговорам,

Что до или после косьбы,

Что до или после же сева,

Пастьбы, молотьбы и жнитьва…

Жаль, слушаем, слышим не все мы

Хорошие эти слова.

(Слайд 20)

12 чтец:

А если б успели услышать

Да если б сумели понять,

То стали бы ездить – потише,

Пониже, поближе летать.

На все возражения: - «Что ты!» -

Отвечу: «Жалею минут,

Которые на перелёты

Над милой землёю уйдут».

Твердящим, что много теряю,

Одно беспечально скажу:

« - Не мыслю соперников краю,

Которым живу и дышу».

(Слайд 21)

Учитель: Сейчас Россия переживает очень сложные времена. Но страна, пережившая столько войн, справится и с этими трудностями. Главное, чтобы народ был вместе. А ещё нужно любить свою Родину так, как любили её герои земли русской. Нужно помнить, что культура России – многогранна и безгранична, а традиции нашего народа имеют многовековую историю.

(Слайд 22)

Литература:

    Кучер Н.И. Здравствуй, школа. М., «Просвещение», 1986.

    Побединская Л.А. Классный час играючи. Выпуск 7.М., творческий центр «Сфера»,2005.

Классный час «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Цель:

Формировать чувство гражданственности и патриотизма;

Формировать ответственность за судьбу Родины;

Дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г.;

Расширять кругозор учащихся;

Развивать умение делать выводы, обобщать;

Воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация,

Подготовка : предварительно следует дать отдельным ученикам тексты стихов для чтения наизусть.

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово учителя.

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Слайд №1 Ученик №1 читает наизусть стихотворение С. Васильева « РОССИЯ»

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь.

3.Учитель обсуждает вместе с учениками, о чём это стихотворение и какие чувства оно вызывает .

4. Беседа об истории праздника

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 2 Ученик читает стихотворение «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Слайд №3

Учитель: 4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года - День народного единства. - Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова?

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

Слайд № 5

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая.

Слайд № 6

Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Слайд № 7

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском.

Слайд № 8

Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Слайд № 9

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Слайд № 10

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»

Слайд № 11

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского Казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Слайд № 12 Ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

6. Подведение итогов беседы.

Ученики отвечают на вопросы учителя

Какая беда обрушилась в те года на Русь?

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины?

Кто возглавил русское войско?

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? - Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Слайд № 13

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Слайд № 14

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

Слайд № 15

В заключение возьмёмся за руки и все вместе прочитаем стихотворение Натальи Майданик.

Чтение хором стихотворение Натальи Майданик «ПРИЗЫВНАЯ»

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 7»

Классный час «День народного единства»

Подготовили учащиеся 10а класса:

Астафьева Эльмира,

Косенков Антон,

Романенкова Дарья,

Туренков Борис

Классный руководитель:

Г.В. Устиненкова

Классный час в старшей школе "День народного единства - день добрых дел и сердец"

Цель : Формирование гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма и интернационализма.
Задачи : 1. Раскрыть содержание понятий: единение, гражданская солидарность, благотворительность.
2. Побудить учащихся стать добрее и внимательнее к окружающим людям.
3. Развить у учащихся навыки работы в команде.
4. Способствовать развитию у учащихся навыков проектной деятельности, творчества, умения логически мыслить и делать выводы.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Подбор цитат по теме классного часа;
2. Подготовка тезауруса (справочного материала);
3. Подготовка карточек для жеребьёвки (определения состава команд);
4. Плакаты с заданиями.
5. Плакаты с определениями слов.

ОФОРМЛЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ И РЕКВИЗИТ:
1. Название классного часа – на доске.
2. Фотография-плакат природы родного края с высказыванием из библии.
3. Бумага, ручки, маркеры, фломастеры для работы над проектами.
4. Плакаты с заданиями.
5. Плакаты с определением слов: единение, солидарность, гражданственность, благотворительность.

Ход классного часа.

1. ВСТУПЛЕНИЕ. Видеоклип «У моей России длинные косички». (

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Ведущий : Добрый день! Скажите – как вы думаете почему наш классный час сегодня мы начали с просмотра этого клипа? (отвечают)

Ведущий: Правильно, потому что впереди нас ждёт большой праздник – День народного единства.
? - А ответьте, пожалуйста, в память, о каких событиях установлен этот праздник?
- ребята отвечают.
- Праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года. Когда народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

? – К чему призывает этот праздник, как вы думаете?
- ребята отвечают.
- Праздник призван напомнить о том, что мы, россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям, - единый с общей исторической судьбой и единым будущим.

? – В чём же состоит суть народного единства? Что такое единение? Что такое гражданская солидарность?
- ребята отвечают.
- День народного единства – это праздник взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. Он является свидетельством единения людей в служении обществу.
Алексий-II когда был жив, подчёркивал, что в нынешнее неспокойное время души людей особенно расположены к тому, чтобы «впитать уроки патриотизма, проникнуться христианскими идеалами жертвенности и мужественного стояния за Истину».
- Единение – это…
- Гражданская солидарность …

Подумайте, пожалуйста, и ответьте: для чего нам нужно единство?
- ребята отвечают.
- Чтобы строить Россию вместе. Когда у людей будет доверие друг к другу, когда дружба будет крепка, то Россия, будем надеяться, выйдет из кризиса.

Какое ещё название имеет это праздник?
- ребята отвечают.
- День добрых дел. В этот день принято оказывать помощь одиноким и нуждающимся, т.е. заниматься благотворительностью.

А что такое благотворительность, вы знаете?
- ребята отвечают.
Благотворительность – это…

3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ.
Ведущий: Теперь, когда мы всё выяснили про этот праздник, мы выполним необычное задание. Но сначала вы разделитесь на 3 команды. Я выдаю вам детали от 3-х разных знаков, а вы должны их собрать. Детали, составляющие знак, покажут состав команд.

Идёт жеребьёвка команд.

Ведущий: Итак, вы разбилась на 3 команды. Каждая команда – это благотворительная организация.
Ваша задача:
1) Вы должны проявить себя сплочённой, дружной командой, быть единой.
2) Каждая группа должна отвечать требованиям высокоорганизованной и культурной организации.
3) Действовать и работать вы должны быстро, чётко, грамотно.

Задание для всех будет одинаковое. Вы видите его на доске:
1. Придумать название своей организации.
2. Выбрать девиз своей организации.
3. Нарисовать эмблему.
4. Определить проблему района, города, области и т.д., куда вы хотите направить свою благотворительную деятельность.
5. Презентовать свою работу.

Работа в командах – выполнение задания.

Команды представляют презентации своих благотворительных организаций.

Другие команды задают вопросы.

5. Завершение.
Ведущий: Вы все молодцы сегодня. Ваши проекты заслуживают внимания и даже достойны, что бы их взяли за основу настоящие благотворительные организации. И пусть добрые дела украшают вашу жизнь не только в день народного единства!
Спасибо за работу!