Классный час на тему "правила поведения в общественных местах". Классный час «Поведение в общественных местах

Классный час «Поведение в общественных местах»

Конспект классного часа.

Цели и задачи классного часа:

Прививать этические нормы поведения в обществе;

Воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности;

Развивать у детей чувство такта.

Учитель : Мы каждый день сталкиваемся на улице с хамством и грубостью, в школе и в музеях с невежеством и бестактностью. Очень трудно порой сделать замечания тем, кто позволяет очень неприветливо и даже оскорбительно вести себя в обществе.

Помните, каждый из нас существо социальное, мы живем в обществе, а значит должны придерживаться определенных законов.

Прослушайте первую загадку и догадайтесь, о каком понятии мы будем говорить сегодня на классном часе:

Любые вежливые слова,

Хорошие, добрые, даже светлые,

Ты знать должен их на память сполна.

Они называются….

(Ученики отвечают этикетные)

Учитель : Верно, этикетные слова связаны с таким главным понятием нашего классного часа, как этикет.

Индивидуальное задание. Работа с понятием этикет по словарю.

(Ответы учащихся: Этикет - это свод правил поведения в обществе)

Работа в группах. Задание: поработать в группах и подумать, какие правила этикета должны беспрекословно соблюдаться на улице.

(выступление учащихся с примерными ответами:

Прилично одет

Аккуратно причесан

Чистый и опрятный)

Учитель: Посмотрите внимательно, ваша одноклассница(ик) идет по улице. Какие ошибки допускает данный ученик в походке? В чем ошибка пешехода, который толкнул прохожего, какой главный закон он нарушил?

Инсценировка. Специально подготовленный ученик идет, сильно размахивая руками, спина согнута, глаза опущены вниз. Затем мимо него пробегает другой ученик и толкает его рукой.

(Примерный ответ учащихся: 1) нельзя горбиться, спина должны быть прямой

2) идти нужно плавно, не размахивая руками

Нарушен главный закон улицы: уважение к встречному.)

Учитель: А что должен был ответить прохожий, если его нечаянно задели на улице рукой?

(Примерный ответ учащихся: Вежливо ответить: «Ничего страшного!»)

Разбор ситуаций: Работа в группах.

Вы зашли в вагон и сели на место, рядом с вами сидит пассажир, как вежливо поприветствовать попутчика.

Вы летите в самолете. Подумайте, какие правила этикета вы должны соблюдать, чтобы не показаться невежественным человеком

Вы оказались в театре. Уже после начала спектакля приходит зритель, который одновременно разговаривает по телефону. Затем начинает активно обсуждать спектакль с соседом. Какие правила этикета этот человек нарушил?

Вы едете в автобусе. Подумайте, какие правила этикета вы должны соблюдать, чтобы не показаться невежественным человеком

(Выступление учащихся с разбором ситуаций)

Работа с памятками. Учитель: Перед вами памятки, в которых отражены основные бесспорные табу, которые необходимо соблюдать на улице.

(Памятка: На улице нельзя:

1) плевать;

2) бросать на землю мусор;

3) совершать те процедуры, которые необходимо делать дома; заправлять рубашку, шнуровать обувь, накладывать макияж;

4) жевать спички и травинки;

6) женщинам - курить.)

Творческое задание: Придумать сказку о вежливости или стихотворение об этикете.

(Выступление учащихся с творческим заданием)

Подведение итогов.

Учитель вместе с учащимися делает вывод о том, как можно завоевать авторитет среди окружающих, как необходимо вести себя в обществе, с друзьями. Ученики забирают с классного часа памятки.

Классный час « Правила, обязательные для всех»

Цель: развитие этических норм в обществе;воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.

Ход классного часа.

Культура поведения в общественных местах.

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Тот, кто ездит домой, общается с родителями, братьями и сёстрами, с соседями; все вы в школе общаетесь со многими учителями, школьными товарищами; в магазине – с продавцами, кассирами, незнакомиыми людьми; на улице – с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одним только поздороваешься, с другими – поговоришь, третьим – ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с прсьбой.

Таким образом, человек находится в постоянном общении со знакомыми и не знакоиыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на классном часе.

А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свестят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спиться мне…

Из-за этой самой птицей

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласиться-

Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен

Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,

Поджидал её в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим-

Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я «спасибо» говорил,

Всех за всё благодарил…

До чего же я старался!

Я с девчёнками не дрался.

Как увижу я девчёнку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто с ней я не знаком.

Мама очень удивилась:

Что с тобой, скажи на милость?

Может ты у нас больной-

Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:

Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

Чудеса,- сказала мама

И купила снегиря…

Я кричу на всю квартиру:

У меня сегирь живой!

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре…

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Учитель выслушивает рассуждения ребят.

Учитель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляет след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение « Правила, обязательные для всех»

Учитель: А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие стихотворения.

А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных-

И не двадцать,

И не тридцать,-

Ровно сорок сыновей!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!

Ещё двадцать,

Ещё тридцать,

Ну ещё туда- сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок,-

Это просто ерунда!

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что собаки- пустолайки

Научилися летать?

Научились точно птицы,-

Не как звери,

Не как рыбы,-

Точно ястребы летать!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!

Ну, как звери,

Ну, как рыбы,

Ну ещё туда-сюда,

А как ястребы,

Как птицы,-

Это просто ерунда!

Учитель помогает сформулировать учащимся первое правило: « Быть всегда, везде и со всеми честными».

Учитель: Второе правило правило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всём: в работе, в учении, в приходе к сроку в школу, в кино, в театр, на урок, на любое мероприятие. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово – исполни, обещал прийти – приди вовремя.

Третье правило деликатность. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчёркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты – лучше всех и всё умеешь делать сам.

И четвётрое – правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знпть, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Только запомните: все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду. Льстивая вежливость может привести в итоге к плохим поступкам, а порой и к трагедии.

Обсуждение ситуации о поведении в общественных местах.

1-я ситуация.

Ученики пятых классов выходят гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями рассталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: « Ну, что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый!» Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув еа пастрадавшего. Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

Как вы поступили бы в данном случае? (Ребята предлагают свои варианты решения проблемы.)

2-я ситуация.

Пятый класс идёт на экскурсию в музей. Ещё издали слышно, что идёт много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить « ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же у кмоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Каковы пути разрешения данной ситуации? (Ребята вновь предлагают свои варианты решения проблемы)

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомтесь с этими « Не» повнимательнее.

- Не спеши первым сесть за стол.

-Не разговаривай во вреия еды.

-Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.

- Не чавкай.

- Не рвись первым выскакивать в двери.

- Не перебивай говорящего.

- Не размахивай руками.

- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

- Не передразнивай говорящего , даже если он заика.

- Не садись раньше старшего без его разрешения.

- Не протягивай руку первым при приветствии, подожди, пока старший поздоровается с тобой.

- Не забудь снять головной убор, входя в дом.

- Не повторяй слишком часто «я».

- Не делай вид в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

-Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости произнеси слово «Простите».

- Не забудь извиниться, если ты кого – нибудь толкнёшь.

— Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

- Не держи руки в карманах.

- Не причёсывайся, где попало, для этого есть коридор, фойе.

- Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

- Не призноси слов, точное значение которых тебе не известно.

- Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Учитель: Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней.

Давайте поиграем в игру « Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила « Не», то справитесь с заданиями этой игры.

Я буду называть первую часть « правила хорошего тона», например: « За столом…», а вы должны закончить эту фразу, используя правила « Не», например, « не болтай ногами», «не разговаривай» и т.д. Итак…

- При еде… (не чавкай, не разговаривай с соседом и т.д.).

-Приветствуя старшего…

- При разговоре с другом…

- При входе в общественный транспорт…

- В людных местах и на улице…

- Входя в школу…

Итог

Чему новому вы научились на классном часе?

Какие из четырёх правил вежливости вы запомнили?

Нужно ли везде и всегда соблюдать правила вежливости?

Классный час « Воля и её развитие».

Цель: ознакомить с понятием «воля», сформировать навыки социального поведения, развивать творческие способности.

Эпиграф : « Воля и труд человека, дивные дива творят».

Н. Некрасов.

Ход классного часа.

Классный руководитель . Наряду с другими оценками человек в своей жизни оценивается ещё и как личность. В этом случае главное внимание уделяется его поведению и деятельности. Каждый из нас, стремясь достичь определённого уровня жизни, ставит перед собой конкретные задачи. Мы начинаем осуществлять эти задачи, т.е. действовать. Другое дело, что люди — разные. Они и поступают по – разному. Поэтому об одном мы говорим, что он человек волевой, о другом – безвольный. Воля человека, его волевые решения помогают ему вести здоровый образ жизни. Как же это всё происходит?

Некоторым людям приходится уговаривать себя, чтобы сделать что – то хорошее, полезное. Особенно непросто даётся режим дня, но нужно находить убеждающие доводы.

А некоторые считают, что убедить себя сделать что – то полезное, проще, чем не делать чего – то плохого. Это им даётся труднее. Следует вырабатывать у себя полезные привычки, которые становятся постепенно навыками, помогающими нам что – то делать или чего – то не делать. В этом случае снимается волевое напряжение. И ты уже более сознательно начинаешь выполнять то, что полезно или необходимо. Или не делаешь того, например, что явно нанесёт вред твоей репутации, здоровью и.д.

Говоря о безвольных людях, мы, по сути, низко оцениваем их способ, действовать для достижения своих целей.

Помимо того что человек преодолевает трудности и препятствия под влиянием своих привычек и пртребностей, он ещё и сознательно управляет своей волей для достижения определённых целей.

Человеку приходится управлять своими жкланиями. Потому что желать можно многого. Но далеко не всегда мы имеем возможность в силу физических, моральных, финансовых и других причин исполнить наши желания (явные и тайные). Вот этот процесс и регулируется усилиями нашей воли.

Потребности часто бывают завышенными. Даже жизненно необходимыми потребностями природы, например питанием, человеку приходится управлять. Тем более необходимо разумно подходить к управлению своими другими желаниями, которые могут противоречить нормам морали, здоровья.

Я считаю,что человек чувствует себя в жизни комфортно только тогда, когда его желания совпадают с возможностями. Естественно, желания не должны навредить ни самому человеку, ни окружающим. Надо учиться с детства соизмерять свои желания и возможности.

Согласны ли вы с высказыванием, что нужно довольствоваться каким-то минимумом, малостью?

Разумеется, нет. Надо всегда стремиться к достижению большего (я говорю о благородных целях). Но прилагая волеые усилия, чтобы чего-то достичь, необходимо правильно расчитывать свои силы и возможности. Иначе могут быть неприятные последствия: разочарования, нервные срывы, а значит, и болезни.

Некоторые считают, что самые большие волевые усилия сосредоточены в мире эмоций. Например, сосредоточив огромные волевые усилия, мы подходим к отрецательному результату. И в итоге мы получаем – стресс. Вот где понадобится воля, чтобы не сдаться, не заболеть.

Задание 1

Что вызывает у вас наибольший всплеск отрицательных эмоций? (Оскорбление, обида, принуждение, нежелание выполнять какую-либо работу, нецензурная брань, горе, если что-то задуманное не получится, равнодушие людей.) Выбирите 2-3 наиболее значимые для вас категории, выскажите свои чувства, приведите примеры ситуаций, скажите как вы справляетесь с отрицательными эмоциями.

Что вызывает у вас наибольший всплеск положительных эмоций? (Похвала; признание достоинств; осознание преимущества по соавнению с кем – либо; уважение меня, как личности; реальная оценка моих достоинств, успехов; ощущение приятных перемен в жизни; уснех, к которому давно стремился; красота в любом её проявлении и т.д).

Задание 2

Нарисуйте (изобразите), то, что у вас ассоциируется со словом « воля».

Ребята рисуют, объясняют :

Жирная точка (« Так надо – и точка!»);

И! (« Что, надо? Придётся!»)

Руки, сгибающие стальной прут (« Воля – это сила!») и др.

Классный руководитель.

Уже в древности понимали, что положительного результата, успеха в жизни достигают люди мудрые. В чём же заключалась мудрость7 в том, что они были сдкржаны во всём: в мыслях, словах и поступках. Мудрость древних заключалась в разумном сочетании своих желаний и возможностей, о чём мы сегодня свами и говорили. Эмоции – одна из важнейших частей нашей психики. И если мир эмоций слабо управляем нашей волей, если мы не воспитаны в плане житейской мудрости, о которой мы говорили (сдержанность, умеренность), то, разумеется, всё отрицательное, что происходит в нашей жизни,(а без этого не бывает), приводит нас к нервозному состоянию.

Очень важно знать уровень своей стрессоустойчивости.

Сейчас мы проведём с вами тест. Чем искренне вы будете в ответах, тем ближе к истинному положению вещей окажется результат. И тем вероятнее, что вы сможете изменить что-то в своём поведении, когда вам придётся решать конкретные вопросы. А возможно, что вам будет по силам даже изменить что-то в положительном плане в своей жизни в целом.

Тест « Самооценка стрессоустойчивости личности».

Обведите кружочком подходящий для вас вариант ответа на каждое из утверждений: 1-редко, 2-иногда, 3-часто.

Я думаю, что меня недооценивают в коллективе. 1 2 3

Я стараюсь что-то делать, даже если не совсем здоров. 1 2 3

Я постоянно переживаю за качество того, что делаю. 1 2 3

Я бываю, настроен агрессивно. 1 2 3

Я не терплю критики в свой адрес. 1 2 3

Я бываю раздрожителен. 1 2 3

Я стараюсь быть лидером, где это возможно. 1 2 3

Меня считают человеком напористым и настойчивым. 1 2 3

Я страдаю бессоницей. 1 2 3

Своим недругам я могу дать отпор. 1 2 3

Я болезненно переживаю неприятности. 1 2 3

У неня не хватает времени на отдых. 1 2 3

У меня возникают конфликтные ситуации. 1 2 3

Мне недостаёт уверенности, чтобы реализовать себя. 1 2 3

Тема: «Правила, обязательные для всех» (беседа-диалог о правилах поведения в общественных местах)

Цели и задачи классного часа

Прививать этические нормы поведения в обществе;

Воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности.

Ход классного часа

Обсуждение проблемы: «Культура поведения в общественных местах»

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе - с учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине - с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице - с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими - поговоришь, третьим - ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой.

Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова! Жизнь в обществе требует, чтобы все люди соблюдали правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение: «Правила, обязательные для всех»

Учитель предлагает учащимся три правила и обсуждает их с учащимися.

1. Правила точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе вовремя в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово - исполни, обещал прийти - приди вовремя.

2. Правила деликатности. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты - лучше всех и все умеешь делать сам.

3. Правила вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным. Необходимо научиться быть легким в общении, для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. Прежде всего надо научиться узнавать по глазам настроение самых близких людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев и сестер. И в зависимости от того, что ты увидел, строить свое поведение. Это трудно и нетрудно. Трудно, если ты не понимаешь, зачем надо считаться с другими людьми, и не хочешь понять их состояние. Легко, если ты считаешь, что хотя ты еще маленький, но уже можешь облегчить горе или неприятности другого человека, порадоваться чужим успехам.

Обсуждение ситуаций: поведение детей в общественных местах (в кино, библиотеке, магазине, во дворе, на улице, в школьной раздевалке, столовой)

1-я ситуация для обсуждения.

Вот дети выходят гурьбой из зала после просмотра фильма. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. У выхода толчея. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!». Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толчею, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

2-я ситуация для обсуждения.

Класс идет на экскурсию, в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Дети даже не слышат учительницу. Наконец класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Чтобы не возникали огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Знакомство с законами «Не»

Учитель: ...Пожалуйста, познакомьтесь с этим «Не» повнимательнее. Это вам пригодится. Два ученика читают поочередно:

Не спеши первым сесть за стол.

Не разговаривай во время еды.

Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

Не чавкай.

Не рвись в дверях выскакивать первым.

Не перебивай говорящего.

Не размахивай руками.

Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

Не садись раньше старшего без его разрешения.

Не протягивай руку первым, погоди, пока старший поздоровается с тобой.

Не забудь снять шапку, входя в дом.

Не повторяй слишком часто «я».

Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего старика.

Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай «в пространство», чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе.

Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Подведение итогов классного часа

В качестве итогов классный руководитель вспоминает с учащимися цели сегодняшнего разговора (классного часа) и предлагает небольшие ситуации.

Ситуация для обсуждения с детьми

1-я ситуация для обсуждения. Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Елена Петровна...»

Какую ошибку вы заметили?

Что бы вы посоветовали девочке?

2-я ситуация для обсуждения. Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты - уроками».

Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?

Учитель делает вывод о том, как можно завоевать авторитет среди окружающих, как необходимо вести себя в обществе, с друзьями.


Еще раз напомним тему корректного поведения, чтобы не ударить в грязь лицом, не прослыть хамлом, а оставаться в любой ситуации леди или джентльменом. Порой, некоторые нормы поведения, – мы не говорим о светских раутах и прочих развлечениях высшего общества из классической литературы, – иногда нужно напоминать не только подросткам, но и взрослым.

Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов в малознакомых компаниях, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения и на работе, – особенно в новом коллективе, – и на вечеринке.

Этикет поведения в публичных местах

На улице и в общественном транспорте

Большую часть времени мы проводим в обществе незнакомых нам людей на улице, в транспорте. Главное правило поведения на улице, да и в общественном транспорте тоже, – не доставлять неудобств и неприятностей окружающим. Недопустимо протискиваться сквозь толпу, распихивая всех и «работая локтями». Несите свои вещи так, чтобы не мешать шагающим навстречу.

Если нужно остановиться в плотном потоке людей, сначала отойдите в сторону. Если вы случайно заденете кого-либо или наступите кому-то на ногу, извинитесь.

Будьте аккуратны на улице, не разбрасывайте где попало обертки от конфет и другой мусор. Если рядом нет урны, положите фантик в сумку или карман.

Не привлекайте внимания окружающих слишком громким разговором.

Сидеть в вагоне метро или салоне автобуса с широко расставленными ногами, занимая два сиденья также против правил этикета.

На лестнице

Спускаясь по лестнице, мужчина всегда должен идти впереди. Вверх по лестнице первой идет женщина, слегка позади - мужчина. Однако, если лестница темная, крутая или в совсем незнакомом месте, тогда мужчина идет впереди. Когда на лестнице встречаются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях, женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу правостороннего движения.

Кстати, сторона лестницы с перилами - привилегия женщин, пожилых людей, детей.

У дверей

Традиционно мужчина пропускает вперед женщину. Младший уступает дорогу старшему, а подчиненный – начальнику. Из двух людей равного возраста, занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери.

Если двери одинарные, входящий пропускает выходящего. Если перед вами двухстворчатые двери – левое крыло двери следует оставить в распоряжении людей, идущих навстречу.

В лифте

Лифт - это такая же «общественная территория», как улица или лестница. В лифте, как и в любом другом месте, здороваемся с теми, кого приветствуем всегда. Если вы – ближайший к кнопкам, спросите, на кнопку какого этажа нужно нажать.

В последнее время принято здороваться не только с соседями по дому или офису, но и с любым «соседом» по лифту. А в лифтах в торговых центрах это совсем не обязательно.

В театре, в кино и на концерте

В театре и кино этикет требует сидеть спокойно, не клонясь то влево, то вправо, особенно если у вас пышная шевелюра: тот, кто сидит за вами будет вынужден все время следовать за вашими перемещениями. Высокий головной убор стоит снять.

Во время спектаклей и концертов считается дурным тоном привлекать к себе внимание громким голосом и жестикуляцией. Премьера любого спектакля – торжественное мероприятие, поэтому можно прийти одетым наряднее, чем в будни.

Крайне невоспитанно опаздывать на спектакль. Если это все-таки произошло, не следует потихоньку пробираться к своему месту в зале.

На концертах не нужно подпевать исполнителям или оркестру или отбивать такт ногами. Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта нужно откладывать до антракта или хотя бы до конца номера.

Если ваше место в середине ряда, то проходить к нему необходимо лицом к зрителям, уже сидящим в этом ряду.

В театре и на концерте невежливо что-то жевать или пить. И уже тем более шуршать пакетиками или чавкать принесенной едой. Не забывайте переставить телефон в режим вибрации, или отключите совсем. Если забыли и телефон зазвонил во время кино (спектакля, концерта) – извинитесь.

В музее

Согласно правилам этикета, прежде чем отправиться осматривать музейные экспонаты, нужно пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду. Крупные сумки, портфели, пакеты, рюкзаки и зонты также положено оставлять в гардеробе.

Если в музее – как правило, это старинные дворцы и усадьбы – сохранился старинный паркет, посетителям предлагаются специальные войлочные тапки, которые следует надевать поверх уличной обуви.

По залам музея следует передвигаться как можно тише. Недопустимо громко разговаривать или кричать, подзывая своего спутника.

В крупных музеях считается неправильной попытка торопливо осмотреть всю экспозицию за время одного посещения. Лучше всего выбрать один или несколько соседних залов, отложив осмотр остальной части экспозиции до следующего посещения.

Подробнее о правилах поведения в музеях читайте в статье «Как вести себя в музее».

В библиотеке

Библиотека – это место, которое посещает много людей! И правила поведения тут довольно жесткие. В любой библиотеке есть гардероб. Оставь там верхнюю одежду и все ненужные вещи. В читальном зале нужно соблюдать тишину, так что говорить по телефону – за пределами зала.

Книги нужно сохранять в том состоянии, в каком они попали в руки. Загибать уголки страниц недопустимо, как и ставить на них бутылки с водой или другие предметы.

В ресторане

Речь сейчас не о фаст-фуде и сетевых кофейнях. А именно о ресторанах.

Главное правило - за одежду спутницы отвечает мужчина. Он помогает снять пальто и сдает его в гардероб. На входе в зал посетителей встречает метрдотель, который провожает их к свободному месту. Следом за ним идет дама, замыкает процессию ее спутник. Метрдотель помогает женщине занять ее место, мужчина усаживается сам.

В более демократичных заведениях, где нет метрдотеля, клиенты самостоятельно идут к свободному столику. В этом случае джентльмен следует первым, дама - за ним. Он отодвигает стул, усаживает свою спутницу, после садится сам. При этом лучше расположиться таким образом, чтобы официанту было удобнее обслуживать даму, поскольку именно ей блюда подают в первую очередь.

Правильное поведение в ресторане мы раскладывали по полочкам в статье «Как не опозориться в ресторане».

Как вести себя на природе

Главная проблема – это мусор. Не оставляйте бутылки, обертки и прочие ненужные вещи в парках! Донести до урны не сложно. Если урна далековато, возьмите с собой пакет из дома, он почти ничего не весит.

Этикет для самых маленьких

Очень важно научить ребенка правильно себя вести в общественных местах, не забывая, конечно, и о поведении дома. Ведь именно из дома чадо выносит первые представления о том, как поступать в той или иной ситуации. И если мама с папой учат его правилам поведения, а дома совсем о них забывают, то и ребенок не станет придерживаться: авторитет родителя сильнее детсада и школы. Так что показывайте на собственном примере. Как вы будете себя вести на людях, точно такого же поведения ожидайте и от своего малыша.

Помните, если вы, к примеру, в магазине здороваетесь и не благодарите продавца за то, что он вас обслужил, то и от своего ребенка этого никогда не дождетесь. Если в транспорте вы будете грубы с пассажирами и кондуктором, или не уступаете место пожилому человеку или беременной женщине, или просто уставшей даме с тяжелыми сумками, то ваш ребенок не будет этого делать, когда подрастет. В случае с транспортом стоит помнить и о плохой ролевой модели: когда вам уступают место, то садитесь сами, и ребенка, особенно мальчика, – он же будущий мужчина, – сажайте на колени, не оставайтесь стоять, когда ребенок сидит. Ведь мама (или бабушка) – прежде всего женщина, она устала, и ей нужно сесть. Иначе стоящая женщина запечалится в голове у ребенка и останется нормой.

Игровой практикум-беседа для учащихся начальных классов «Как вести себя в общественных местах»!

Цели и задачи практикума:

Знакомство школьников с основными правилами поведения в общественных местах, при общении со старшими и сверстниками, манерами приветствия и другими нормами этикета;

Развитие математического и логического мышления у младших школьников.

Описание классного часа

Учитель начинает беседу с небольшого примера. «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу — так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать "золотую середину" — то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине — иди на край. И снова жди своей очереди!»

По тому, как человек держится, как он ходит, садится, как он держит руки, какие слова произносит, судят об уровне культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах личности.

Нормы поведения не требуют от вас: «Делай только так, а не иначе!» Конечно, когда мальчик с девочкой идут по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед. Но если дорога незнакомая, а идти страшновато, что подсказывают здравый смысл и понятие о мужском благородстве?

Правила этикета очень разумны. Они как бы указывают самые удобные и экономные способы действия. Вы позвонили кому-то по телефону, сразу назовите себя. Разумно? Очень: вашему собеседнику не придется ломать голову над тем, с кем он разговаривает.

Вы слышали выражение «эстетика поведения»? Вообще-то эстетика — наука о прекрасном. Когда говорят «эстетика поведения», подчеркивают тем самым, что поведение должно быть красивым. Не только правильным, не только разумным, но и обязательно красивым.

Мы постоянно используем слова: «некрасиво», «смешно», «безвкусно», «неопрятно». Именно так выглядит поведение человека, плохого воспитания.

Воспитанный человек свое хорошее отношение к людям выражает красивыми формами поведения: подтянутостью, собранностью, привлекательными манерами, достоинством, спокойствием. Воспитанный человек всегда красив. А почему? (Ответы-рассуждения учеников.)

Обсуждение ситуации об истории этикета

Учитель предлагает ученикам несколько «крылатых» высказываний и просит высказать свое мнение.

«... Вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда кто про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван» (из книги о культуре поведения времен Петра I).

«Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб» (И. Кант, немецкий философ).

«Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой» (А.П. Чехов).

Учитель : Народная мудрость гласит:

«Лошадь узнают в езде, а человека в общении».

«Учись вежливости у невоспитанного».

«Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».

Петр I в предисловии к книге «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» указывал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость».

С изменением условий жизни, ростом культуры некоторые нормы морали устаревают, уступают место новым. Еще совсем недавно считалось неприличным для женщин ездить на велосипедах. До сих пор встречаются люди, которые возражают против того, чтобы женщины ходили в брюках. Но времена меняются.

Правила поведения имеют культурно-исторические особенности. Современный городской житель Европы считает, что мужчина должен уступить дорогу женщине, а в семейной жизни мораль требует равноправия. Иные отношения между мужчиной и женщиной в странах Востока. Здесь в доме распоряжаются мужчины, женщины пропускают мужчин вперед, уступая им дорогу.

Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с первых дней, — приветствие и пожелание доброго утра, дня, вечера.

Учитель предлагает ученикам небольшую дискуссию:

— Подумайте и ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Мальчик и девочка? Два мальчика? И, кстати, кто первым подает руку? (Ответы учеников.)

— Можно ли вместо «здравствуй» говорить «привет»? (Ответы учеников.)

— В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович». Скажите, ребята, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке? (Ответы учеников.)

— Вот какая национальная специфика жеста существует:

Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

Лапландцы трутся носами.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щеку.

Учитель : А как мы обращаемся к человеку? Как мы его приветствуем? Очень важно научиться делать это так, чтобы никого не обидеть.

Согласно правилам этикета, существует несколько способов обращения:

— официальное («гражданин», «товарищ», «господин»);

— дружеское («уважаемый коллега», «дорогой друг», «старина»);

— фамильярное, которое допустимо только среди близких друзей: Шурик, Ленок, Димон или какое-то безобидное прозвище.

— Если вас окликнули «Эй ты!», как вы себя поведете?

— Если вам надо обратиться к руководителю в присутствии посторонних, а это ваш родственник? (Ответы учеников.)

Не только по отношению к посторонним, но и об отце, матери, бабушке и дедушке, сестре или брате нельзя говорить «он» или «она». Нужно сказать: «Мама просила передать» (а не «она просила»), «Да, отец дома» (а не «он дома»).

Вот история происхождения двух правил приветствия: когда входишь в дом, снимай головной убор и, здороваясь, снимай перчатку.

Уезжая из дома в дальний путь, рыцарь обязательно надевал тяжелые рукавицы, железный шлем с забралом, закрывающим лицо.

Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь снимает шлем и держит его в руке.

«Я тебя не опасаюсь, — говорит он этим жестом, — моя голова открыта, потому что я доверяю тебе».

А сняв железную рукавицу, человек показывает, что в его ладони не спрятано оружие. Да к тому же в железной рукавице непросто было пожать руку.

А как происходит церемония знакомства? Если вы попали во взрослую компанию, то вам следует либо самому представиться, либо вас представляет кто-то другой. Младший всегда представляется первым. А девочка должна подождать со своим представлением. Первым это делает всегда мальчик.

При знакомстве принято обмениваться рукопожатием. Здесь правило простое: старший протягивает руку первым так же, как и дама. А вот при последующих встречах первой руку подает девушка юноше, старший — младшему.

При знакомстве принято называть человека по имени, отчеству, фамилии. Правильнее представить так: «Анатолий (Толя), мой одноклассник», «Люда Киселева, соседка по даче».

У нас используются две формы обращения: «вы» и «ты». В Англии есть только одна форма, в Румынии было даже три формы обращения. В Швеции и Польше для этого используется форма третьего лица, например: «Не хочет ли доктор мне помочь?», «Госпожу учительницу просят к телефону».

Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих.

Одна девочка, которой сделали замечание за то, что она слишком громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение — мое личное дело!» А один шестиклассник рассуждал так: «Есть люди свои, которым ты что-то должен. А есть и чужие. Со своими — друзьями, товарищами, родными — я всегда вежлив. Но почему я должен стараться для чужих? Для тех, кого я встречаю самое большее на минуту в метро или на улице? Можно хоть иногда побыть естественным?»

Тогда, с точки зрения людоедов, в истории человечества каннибализма никогда не было. Тех, кого съедали, не считали людьми. Людьми считались только свои.

Может, не стоит брать пример с каннибалов, деля людей на «своих» и «чужих». А уж ставить знак равенства между хамством и естественностью и вовсе неуместно.

Однажды на автобусной остановке девочка лет восьми пристально разглядывала пожилого человека, обезображенного шрамами и ожогами. Он ежился, поднимал воротник пальто, отворачивался. Но девочка обходила вокруг, не мигая смотрела, даже рот приоткрыла. Что чувствовал при этом больной и беспомощный мужчина? (Ответы- рассуждения учеников.)

С самого детства надо осваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно.

Учитель вновь обращается к учащимся:

— Вот простые задачи. Решите их. Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо подруге. Оно написано, вложено в конверт, согласие знакомого получено. Спрашивается: надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан? (Ответы учеников.)

— Три подружки уселись во дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? (Ответы учеников.)

Ситуативные задания по этике поведения

Учитель: На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV во Франции гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек — «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран. Этикет — это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

С XVIII в. начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книжку для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и т. д. Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать». Или другое: «Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже».

В книжке давались советы и морального плана. Рекомендовалось, к примеру, «отца и матерь в великой чести содержать». Если отец позовет сына, то приличным считалось откликаться так: «Чего изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, государь?» Невежливыми полагались следующие ответы: «Что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь». Этикет — и это справедливо — был соотнесен с нравственными отношениями.

— Что вы думаете по этому поводу? (Ответы учеников.)

Учитель предлагает учащимся небольшой практикум «Познай себя»:

1. Какие качества людей ты считаешь наиболее ценными?

2. Кому ты хотел бы подражать? Кто твой любимый литературный герой и киногерой?

3. Как ты относишься к людям? Чего в них, по-твоему, больше: положительного или отрицательного? (Чем лучше кажутся тебе люди, тем лучше ты сам.)

4. К какой группе ты отнесешь себя:

1) Всегда доволен собой, гордишься и любуешься собой, на замечания товарищей обижаешься, сверстников считаешь ниже себя по уму и подготовке (эгоистичен).

2) Восхищаешься многими товарищами по школе, а в себе видишь только плохое (чрезмерно самокритичен).

3) Недоволен собой, но и среди товарищей не видишь достойных уважения, готов признать свои ошибки, но и другим не прощаешь оплошностей (скептичен, неуважителен).

4) Недоволен отдельными своими недостатками, но уважаешь себя за верность слову, силу воли; недостатки товарищей тебя волнуют, и ты ищешь повод, чтобы дать им добрый совет (настоящий товарищ).

5) Сколько из задуманных тобой дел доведено до конца? Если почти все — у тебя сильная воля, половина — удовлетворительно развитая воля, меньше половины — слабая воля.

6) Выдержан ты или вспыльчив, решителен или нет, скромен или хвастлив, можешь ли противостоять дурному влиянию?

7) Суворов говорил: «Одежда в пятнах — душа в пятнах». Опрятен ли ты?

8) Походка — один из показателей воспитанности. Еще Пифагор заметил, что она в какой-то мере выражает характер. Внешняя подтянутость указывает на внутреннюю собранность. Имей в виду, что недостатки роста, фигуры и черт лица, сглаживаются внутренней культурой и воспитанностью.

9) Нет ничего полезнее прямой, честной и доброжелательной критики. Горькая правда всегда лучше сладкой лести. Умный учится и у друзей, и у врагов, и только глупый обижается на замечания. Умеешь ли ты без обиды выслушать критику старших и товарищей? Как ты реагируешь на нее?

10) Как в целом ты оцениваешь уровень своей воспитанности?

Ситуация «Невежа и невежда»

Учитель зачитывает стихотворение:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь,

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах — события печать,

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

(С. Маршак «Словарь»)

После прочтения стихотворения учитель обращается к учащимся:

— Если вы внимательно слушали, то объясните, кого называют аккуратным, болтливым, легкомысленным, справедливым, трудолюбивым? (Ответы учеников.) Теперь вы убедились, что в каждом обществе, в каждом коллективе есть свои традиции, свои обычаи, нормы поведения, которые необходимо соблюдать и чтить. Еще в Древней Руси именно об этом говорили народные пословицы и поговорки:

В одиночку не одолеешь и кочку.

Артель дружбой крепка.

В единении — сила.

В кулаке все пальцы равны.

В лесу лес не ровен, а в миру — люди.

В мире жить — мирское и творить.

В народе — что в туче: в грозу все наружу выйдет.

В согласном стаде волк не страшен.

Все за одного — один за всех.

К миру приставай, а от мира не отставай.

Других не суди, на себя погляди.

Людей хулит, а сам лыком шит.

Мир за себя постоит.

Не копай другому яму — сам в нее попадешь.

Как аукнешь, так и откликнется.

Что в людях живет, то и нас не минет.

Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя: сама-то какова?

Подведение итогов. Учитель кратко напоминает учащимся, о чем говорилось на этом классном часе. В завершении предлагает учащимся прослушать правила обязательные для всех:

Не делай вид в троллейбусе, автобусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего рядом старика.

Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Учитель : Видите, сколько непростых задачек подбрасывает вам жизнь на каждом шагу. Впрочем, если вы знакомы с правилами этикета, они окажутся не такими уж и сложными. Главное — приучить себя к определенным моделям поведения, овладеть элементами культуры общения.