Классный час на тему семья. Классный час на тему: Классный час «Моя семья

Классный час на тему: «Моя семья».

Задачи:

1. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям;

2. Способствовать формированию правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям;

3. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива;

4. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Ход классного часа

1. Вступительная беседа.

Отгадайте, о чём будем сегодня говорить! Вам помогут загадки:

Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь - по делу,
И хвалишь - с душой! (Папа)

Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чай - в пиалу мне налить? (Мама)

Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой... (Бабушки)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый...(Дед)

Одного отца-матери дитя,
Но не сын. (Дочь)

Утром идет на четырех,
Днем на двух, а вечером на трех.
(Ребёнок, взрослый, старик)

Шли гурьбой:
Тёща с зятем,
Да муж с женой,
Мать с дочерью,
Да бабушка со внучкой,
Да дочь с отцом.
Много ли всех? (4)

2. Беседа «Моя семья. Отношения в семье».

Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, сестры, братья, дедушки, бабушки, тёти, дяди – ваша семья.

Как вы думаете, что такое семья?

Действительно, семья – это дом. Это мама, папа, дедушка и бабушка. Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

Как вы думаете, зачем человеку семья? Что, кроме родственных связей объединяет людей в семье?

В семье тепло, надёжно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят. Когда вы больны, все домашние внимательны к вам: ставят градусник, дают лекарства, говорят ласковые слова.

Какие ласковые слова вам говорят?

Интересно, чем обычно вместе занимаются члены семьи? Какие праздники любимые в вашей семье? Как вы к ним готовитесь и проводите их?

(Дети рассказывают о семейных праздниках и увлечениях.)

Уютно и тепло дома, благодаря неустанным заботам близких. Скажите, как нужно относиться ко всему, что есть у вас?

По вашему отношению к вещам можно судить, как вы относитесь к труду ваших родителей.

(Дети делают вывод, что нужно беречь, не только вещи, но и взаимоотношения в семье.)

Я вам сейчас зачитаю заповеди, которых необходимо придерживаться в своей семье. А вы попробуете объяснить, как вы их понимаете.

Ø Свято храни честь своей семьи.

Ø Люби свою семью и делай её лучше.

Ø Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

Ø Проявляй заботу и участие к близким и далёким родственникам.

Ø Подари родителям радость.

Ø Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

Ø Доброе дело дороже богатства.

Ø Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Итак, что такое семья, понятно всем.

Хочется повториться, что семья – это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идёт об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения. В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. " Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?” - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и терпеливо стал писать на нём одно и тоже слово – "понимание”, - пока не написал его 100 раз.

"Так вот из чего вырастают любовь и дружба в семье! Из желания понять, а не осудить друг друга!” - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

Учитель как итог вывешивает на доску слово ПОНИМАНИЕ.

3) Обсуждение притчи

- Как вы думаете, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, отшлёпать баловников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинувших самовар? Но он никогда не позволял себе и слова, произнесённого от неспокойного и злого сердца.

Какими же чертами характера обладал этот человек, ведь именно за это и любили его близкие?

(МУЖЕСТВО, ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ) – вывешивается на доску.

-Подумайте и скажите, чего ждёт от своих родных современный человек, возвращаясь каждый вечер после тяжёлого рабочего дня домой? (доброты и милосердия).

(Делается вывод о том, что во все времена ценятся одни и те же нравственные понятия, это доброта и милосердие, которые мы ищем в своих родных и близких, и любим их за это.)

4) Работа с пословицами

- Роль семьи, её значение для каждого человека отражены в мудрости народной, примером которой являются пословицы и поговорки.

Воспроизвести первоначальный вид пословиц (они разрезаны на части). По 3 пословице каждой группе:

Вся семья в сборе, (и душа на месте).
На что клад, (когда в семье лад).
Согласную семью (и горе не берёт).
Не будет добра, (коли в семье вражда).
Семья сильна, (когда над ней крыша одна).
В семье разлад, (так и дому не рад).
Семья в куче – (не страшна и туча).
Семья без детей (что цветок без запаха).
Семья вместе – (душа на месте).
Без матери (дети – сироты).
При солнышке тепло, (при матери добро).
В гостях хорошо, (а дома лучше).
Мой дом – (моя крепость).
5) Подведение итогов классного часа

Итак, мы сегодня с вами выяснили, что семья является для каждого из нас опорой, крепостью. Дружную семью держит понимание. Семью необходимо беречьот всех невзгод и ненастий.

А что запомнилось вам из классного часа?

Сегодня, когда придёте домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите.

А закончить наш классный час я хочу стихотворением:

Семья – это, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы,и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссору, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, минуты, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

Классный час «СЕМЬЯ»

Цель:

1. Формирование у детей любви и уважения к близким людям, чувства дружбы между членами семьи;

2. Воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и традициям

3. Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.

4.Корректировать мышление, память, речь.

Форма проведения классного часа: беседа.

Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о чём-то важном и главном, а вот о чём будет наша беседа вы узнаете из ключевого слова, разгадав кроссворд. Он у нас не простой, он состоит из загадок.

Разгадывание кроссворда:

1.Мама с папой говорят,

Что теперь я - старший брат,

Что за куколка в коляске

Плачет? Видимо, от тряски?

В ванной ползунков гора!

Брату кто она? …

(Сестра.)

2.Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш…(дед)

3.Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой…(мамочки)

4.Чем оканчиваются день и ночь? (мягким знаком)

5.Мамы старшая сестра -

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал?

(Тетя.)

— Вы разгадали кроссворд и ключевое слово Семья. Значит мы сегодня будем говорить о семье.

— А что такое «семья»? Посмотрим в энциклопедии это слово. Слово «семья » понятно всем, как слова «мама», «» хлеб, «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья…

— Как вы думаете, почему слово «семья» состоит из 7 Я? (Ответы учащихся)

— Как появилось слово «Семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

— Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:- Я.

— Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:- Я.

— Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила:- Я.

— Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

— Я… Я… — тихо молвила Ева,- Я… Я…

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на земле появилась Семья!

— Сейчас мы определим, какие семьи бывают. Вам необходимо придумать прилагательные к слову семья.

С – славная, смелая, сильная.

Е – единая, единственная.

М – милая, молодая, мирная

Я – ясная, яркая.

— Молодцы, вы подобрали очень подходящие слова. А сейчас я вам расскажу притчу о старике и его сыновьях.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

— Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

— Что вы поняли из этой притчи? (ответы детей).

Какой можно сделать вывод? (ответы детей)

— Расскажите о своей семье, какие традиции в вашей семье, какие взаимоотношения? (рассказы детей о своей семье)

Физкультминутка:

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно закаляться.

Мы- счастливая семья:

Мама, папа, брат и я!

У каждого из вас есть младшие братья и сестры. Представьте себе, что маме нужно срочно уйти из дома, а вы остаётесь с младшей сестрой, а ей всего лишь годик. Она хочет спать, а поэтому вам нужно укутать ее и спеть колыбельную песню. (Двое учащихся выходят к доске и укутывают кукол, которые плачут. После того, как они споют колыбельную песню, плач прекращается).

— Молодцы! Вы очень заботливые старшие братья и сестры.

Пословицы и поговорки

Прочитайте поговорки, которые на доске и объясните как вы их понимаете?

Сердце матери лучше солнца греет.

Изба детьми весела.

Тот дом хорош, где хороши обитатели.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

— Значит как должны дети относится к своим родителям и к остальным членам семьи? (ответы детей)

— Как вы думаете: можно с уверенностью сказать: «Семья- это свято!» (ответы детей)

Чтобы убедиться в том, что вы всё запомнили, хочу дать вам такое задание: выберите карточки с теми качествами, которые относятся к дружной семье. (Учащиеся выбирают и подставляют карточки к слову семья, объясняя при этом почему он выбрал это качество)

Карточки: любовь, понимание, забота, помощь, доверие, доброта, уважение, дружба, внимание, согласие.

— Вы справились с заданием и я надеюсь, что вы будете всегда будете дорожить своими семьями и у вас будут счастливые семьи.

— В заключение нашего классного часа я прочитаю вам стихотворение:

Семья – это счастье, любовь и удача…

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

На этом классный час окончен, спасибо всем.

Классный час заканчивается песней «Родительский дом начало начал»

Классный час «Моя семья»

Цели: воспитание ценностного отношения к семейному общению.

Задачи:

  • воспитывать уважительное отношение детей к своим родителям, членам семьи;
  • расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях;.
  • развивать внимание, мышление, коммуникативные умения;
  • показать ребятам, что семья – одна из самых главных ценностей человека.

Предварительная подготовка.

  1. Оформление выставки рисунков на тему: “Портреты моих любимых людей”.
  2. Подготовить фотовыставку “Моя семья”.
  3. Сочинения учащихся на темы: “Моя семья”, “Традиции моей семьи”, “Тайна моего имени”.
  4. Заранее предложить детям вместе с родителями поинтересоваться историей своей семьи. Изобразить генеалогическое древо.

Оборудование.

  • Аудиотехника и фонограмма песни “Родительский дом”(из репертуара Л. Лещенко).
  • Компьютерная презентация “В кругу семьи”.
  • Классная комната оформлена пословицами и поговорками:

“Изба – детьми весела”

“За семейным столом еда вкуснее”

“Семья воюет, а один горюет”

“ Семь я – семья”

“Семья – награда, что дороже клада”

Стулья расставлены полукругом.

ТСО: проектор, компьютер, экран

Проведение

Вступление

Звучит фонограмма песни “Родительский дом”.

Ребята, отгадайтео чём мы свами сегодня поговорим?

7 Я (семья)

Учитель. Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня, - семья! Слово это понятно всем. Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас.

Родной дом- это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом- это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Когда строят дом?

Дети. Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.
Учитель. Давайте вместе подумаем, как ёще можно дом.
Дети. ДОМ - ИЗБА - КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ.
Учитель. А изначально дом - жилище, изба. В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома - «тепло»)
У.- Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта.
А вам?
Дети. Уважение, понимание, уют, забота, любовь.
(Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)
Учитель. Вот мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.

Ученик.

“Семья”

Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: “Я”.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: “Я”
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: “Я”.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
“Я, я – тихо молвила Ева. – Я, я”.
Сказала она знаменитых семь “я”…
Вот так на Земле появилась семья.

Учитель. Семья - это небольшая группа людей, в которой главные члены состоят в браке, являются друг другу родственниками по крови или по документам. Члены семьи ведут общее хозяйство, делят между собой обязанности, вместе проводят свободное время, родители растят и воспитывают детей. Члены семьи любят и уважают друг друга.

Ученик. С момента появления первого человека на Земле люди объединяются в семьи (в общины). И это не случайно, так как только в семье человек способен получить настоящее счастье: счастье труда, заботы о ближнем, счастье человеческого общения и материнства. Недаром существует русская поговорка: “Семья-награда, что дороже клада”.Никакой клад не способен заменить ни родителей, ни братьев, ни сестер, ни детей. Крепкая дружная семья-результат человеческого труда, человеческих усилий. Семью закаляет труд, сплачивает праздник.

Учитель. Чтобы полнее представить картину семьи, проведем разминку.

  • Какое чувство объединяет членов семьи? (любовь)
  • Любимая игра всех дочек. (дочки – матери)
  • Маленький, в доме живет, Кузькой зовут. (домовой)
  • Семья носит одну…(фамилию)
  • Мамина мама, папина мама. (бабушка)
  • Мамин папа, папин папа. (дедушка)
  • Мальчик, которого даже родители звали “дядей”? (Дядя Фёдор)
  • Назовите четвероногих членов семьи. (дом. животные)

Пословицы

Учитель. О семье сложено много пословиц. Запомните их:

“На что и клад, коли в семье лад”.

“Вся семья вместе, так и душа на месте”.

“Вместе тошно, а врозь скучно”.

“Любовь да совет - так и горя нет”.

“Семья – печка: как холодно, все к ней собираются”.

Учитель. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный День семьи. Он отмечается 15 мая.

Учитель. Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

Ученик.

Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: “Где я был тогда?”
Отвечает папа: “Не было тебя”.
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная семья?

Правила семьи

Учитель. В крепкой дружной семье существуют свои правила.

  • Родители контролируют школьные дела детей.
  • Каждый член семьи имеет свои обязанности.
  • При подготовке к семейным праздникам каждый членсемьи вносит свое посильное участие.
  • Родители обязаны знать, чем занимаются дети в свободное от занятий время.
  • Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.

Учитель. Знаете ли вы, какой праздник в народе называют семейным?

Расшифруйте его название. Для этого из каждой строки выпишите только те буквы, которые не повторяются в этой строке:

Н И О В И Ы И Й

Т А А Г О Т Д А

Ответ: Новый год.

Учитель. Этот праздник считается семейным, потому что его принято праздновать всей семьей. Родственники собираются за общим столом и встречают Новый год, дарят друг другу подарки, высказывают пожелания. Даже детям 31декабря разрешается не ложиться спать до наступленияНового года.

В каждой семье отмечают праздники. Наряду с традиционными, т. е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.

Игра “Назови праздник”

Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель.

Учитель. А какие семейные праздники существуют в ваших семьях?

Родословная

Каждая семья имеет свою родословную.

Родословная – это перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Предок – древний родственник по роду.

Перечень поколений обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков.

Учитель. А может кто-то из вас назвать имя своей прабабушки?

Знаете, откуда она родом?

Расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений.

Реликвии

В каждой семье есть свои реликвии, т. е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение.

Ученик. Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но вот человека уже нет, а вещи, принадлежавшие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче.

Учитель. Вспомните и расскажите хотя бы об одной из реликвий, хранящейся в вашей семье.

Экстремальные ситуации

Иногда в семье случаются экстремальные ситуации, из которых дружная семья всегда найдет выход. Как бы вышла из данных ситуаций ваша семья?

  • За два часа до прихода гостей в квартире отключили электричество.
  • Цветы, купленные маме по общей договоренности к 8 Марта, завяли, не дождавшись праздника. Денег на покупку другого букета нет.
  • Накануне Нового года сломался телевизор.

Ученик. “Пожелание”.

Мы вам желаем от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтобы в дом не стучалась беда,
Чтоб грусть не пришла никогда.
Желаем счастья и добра,
Желаем теплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней.

Учитель. Дорогие ребята!

Объединяйтесь, любите своих мам, пап, дедушек, бабушек, братьев, сестер, помогайте им, будьте терпимы, умейте прощать, берегите друг друга.

Помните: пока рядом с вами ваша семья, пока рядом с вами близкие люди, вам не страшны никакие неприятности.

«Школьная семья».

У. Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?
У. - У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
У. - Каковы ваши обязанности в семье?
(Ответы учеников.)
У. - Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить.
Мы будем

  • Называть друг друга по именам.
  • Защищать наших друзей, если их обижают.
  • Помогать им в беде.
  • Помогать им в учебе.

Мы не будем

  • Грубить друг другу.
  • Пускать в ход кулаки.
  • Говорить друзьям обидные слова.
  • Ругаться нецензурными словами

У. - Да мир в семье дороже всего. Давайте посмотрим, а какая наша семья.
Класс наш в школе самый умный,
«Молодец» много в дневнике!
Мы вам скажем непременно:

Это класс наш – первый «А»! (Проговариваем все вместе)

Класс наш в школе самый шумный,
Все кружится в голове!
Мы вам скажем честно-честно:

Это класс наш – первый «А»!

Класс наш в школе всех активней
И при деле он везде!
Мы вам скажем откровенно:

Это класс наш – первый «А»!

Класс наш в школе самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!
Мы вам скажем без сомнений:

Это класс наш – первый «А»!

А какой веселый самый?
Улыбка сияет на лице!
Мы вам громко все воскликнем:

Это класс наш – первый «А»!

Первый «А» наш самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:

Мы – надежные друзья!

Занятие я хочу закончить строчками одного стихотворения

Папа в зеркало глядит:

Свитер как на нем сидит?

Мама ловит папин взгляд:

Папа рад или не рад?

Папа рад, и мама рада,

Ну, а мне того и надо:

Если в доме каждый рад,

Значит, в доме мир да лад!

Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.

Рефлексия.


Конспект классного часа в 7 классе на тему «Семья – как много в этом слове!»

Цель: создать условия для формирования понятия о семье и ценностях семейных отношений.
Задачи: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
расширить представление о семейных обязанностях, традициях, ценностях;
способствовать сплочению коллектива, развитию интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей;
воспитывать чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развивать интерес к истории своей семьи.
Оборудование : презентация «Семья…как много в этом слове», подготовленная классным руководителем; мультимедийный проектор, экран, компьютер, раздаточный материал (радуга и ромашки, пословицы, текст песни «Родительский дом»), клей-карандаш.

Ход классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
2. Введение в тему.
Просмотрев презентацию, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе.
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? (Ответы учащихся).
Итак, наш сегодняшний разговор действительно о семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях. Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения. Тема нашего классного часа называется «Семья – как много в этом слове!».
Слайд 1
Сегодня мы будем работать в группах. Вы разбились на три группы, условно – три семьи. Выберите, пожалуйста, главу семьи.
3. Основная часть
Мы часто используем слово «семья». А что мы понимаем под этим словом? (Высказывания учащихся)
В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников».
Слайд 2
Как вы думаете, когда появилось слово «семья»? (Предположения)
***
Когда появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я», - тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.
(Чтение стихотворения подготовленным учеником)
Слайд 3
Слово семья можно разделить на два слова: СЕМЬ и Я. Значит, семья – это семеро таких же, как я. И правда все мы похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой. Почему именно семь?
(Предположения)
Давайте перечислим самых близких членов семьи: я, мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, дедушка. Итого: семь. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.
(На доске появляется ромашка с семью лепестками, в которых записаны члены семьи)
Сейчас я предлагаю вам смастерить свою счастливую семейную ромашку. Для этого у вас на столах есть раздаточный материал: серединки и лепестки будущих цветков. Ваша задача не только склеить ромашку, а еще и написать в лепестках членов ваших семей.
(Индивидуальная творческая работа, ребята склеивают свою ромашку)

А теперь давайте прикрепим все ваши ромашки на доску и посмотрим, какие у нас получились семьи.
Мы видим целое поле ромашек. И все они такие разные: по цвету, по величине, по количеству лепестков. Так и наши семьи отличаются одна от другой.
Итак , семьи все разные. А чем они отличаются?
(Высказывания ребят)
Верно. У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции. Не в каждой ромашке мы можем насчитать семь лепестков, так и не в каждой семье наберется семеро. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота.
До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.
Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Я нашла тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. Вам предлагается, закончить пословицы и поговорки о семье.
(Каждая группа получает раздаточный материал).
1. В гостях хорошо, а дома лучше.
2. Один за всех, все за одного.
3. Дома и стены помогают.
4. Сядем рядком, да и поговорим ладком.
5. Чем богаты, тем и рады.
6. Когда семья вместе, так и душа на месте.
7. Яблоко от яблони недалеко падает.
8. Яйцо курицу не учит.
9. Вся семья вместе, так и душа на месте.
10. В семье и каша гуще.
11. Мой дом – моя крепость.
12. Без хозяина дом сирота.
13. Горе тому, кто непорядком живет в дому.
14. Хоть по уши плыть, до дома быть.
15. Всегда отец будет веселиться, когда хороший сын родится.
16. Не нужен клад, когда в семье лад.
17. Счастлив отец в сыновьях, а мать – в дочерях.
18. Детки хороши – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец.
Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои законы и традиции. Так же и в семье. Традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек является самым уважаемым членом семьи.
Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников? Почему вас назвали в честь этих людей?
(Высказывания ребят)
Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу.
Многие из вас уже начали задумываться о будущей профессии. Есть среди вас те, кто хочет идти по стопам родителей? Почему?
(Высказывания учащихся)
Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии. Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал этой вещью.
Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные?
(Высказывания учащихся)
Расскажите, как вы проводите время со своей семьей? Есть ли у вас подобные традиции?
(Учащиеся показывают семейные фотографии и рассказывают, как они проводят с семьей свое время)
Праздник 15 мая Международный день семьи. В 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН учрежден Международный день семьи. Установление этого дня призвано обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи.
По мнению Генерального секретаря ООН, когда попираются основные права одной семьи - единство всей человеческой семьи, членами которой они являются, находится под угрозой.
На сегодняшний день поддержка семьи – одно из приоритетных направлений в государственной политике нашей страны. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.
Главная задача праздника Международного Дня семьи - привлечение внимания правительственных и государственных органов, общественных движений и организаций, средств массовой информации к насущным проблемам семьи.
Хочу рассказать вам притчу.
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.
- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.
-Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.
О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?
Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.
А теперь я предлагаю послушать стихотворение и выбрать из него основные ценности счастливой семьи. Чтобы вам их не забыть, давайте соберем из них радугу. Радуга – очень красивое явление, но видим мы ее редко. Я хочу, чтобы у каждого из вас по итогам сегодняшнего занятия осталась своя радуга – модель счастливой семьи.
(На партах лежит раздаточный материал – рисунок радуги. (Приложение 3) По мере прочтения стихотворения на каждый цвет ребята записывают одну из ценностей семьи.)
***
Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.
Во-первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.
Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое - ответственность и дом.
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое - уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее.
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.
Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
(Высказывания ребят)
В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться как в семье, заботливо, по-доброму, с пониманием. Я надеюсь, что наш класс будет дружной семьей, в которой будет царить любовь и взаимопонимание. . И в завершении мы споем песню «Родительский дом» (Приложение 4)

Классный час «Моя семья – моё богатство!»

Цель классного часа
Определить значимость семьи в жизни каждого человека.
Задачи
Формировать понятия семейных ценностей.
Воспитывать культуру межличностных отношений.
Уметь решать конфликтные ситуации в семье.
Актуальность данной темы
Семья – основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла – дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть. Важно, чтобы эти представления были положительными.

Ход классного часа

Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на классном часе, посвященном … А чему посвящен наш классный час, подскажете мне вы. Предварительно вы были разделены на три группы. И каждой из групп я раздала карточки со словами, из которых вы должны составить определенные высказывания.
Первая группа: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой).
Вторая группа: «Гораздо легче стать отцом, нежели остаться им» (В. Ключевский)
Третья группа: «Жениться – это значит вдвое увеличить свои обязанности» (А. Шопенгауэр)
Что объединяет все эти три высказывания? Вы догадались, какая тема нашего классного часа?
Итак, начало нашей фразы есть, а окончание ее мы допишем в конце нашего занятия.
Ребята, как вы думаете, почему именно эту тема выбрана для обсуждения?
Ответы детей.
Предполагаемый вывод:
Семья – самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье. Человек, у которого нет семьи, беднее того, у которого семья есть.
Давайте сейчас по ходу нашей беседы попробуем выработать заповеди (правила) семейной жизни.
Разберемся в такой ситуации.
1) Вы пришли домой, а там безрадостная или гнетущая атмосфера. И такой вопрос предлагаю я для вашего обсуждения (вопрос для всех трёх групп)
«Как повысить настроение папе и маме?»
Предложения детей.
Вы предложили много способов для того, чтобы повысить настроение своим родителям. Я думаю, что главное - это проявить свое участие.
И первая заповедь семейной жизни:
«Подари родителям радость»
2) Семья складывается не только из родителей. Есть братья и сестры, тети и дяди, бабушки и дедушки. А каких вы еще знаете родственников? Попытаемся выяснить.
Я раздала вам карточки с заданиями. Попытайтесь ответить на предложенные вопросы.
Первая группа: К вам пришли свекровь и свёкор. Кто это? (Ответ: родители мужа)
Вторая группа: К вам пришли тесть и теща. Кто это? (Ответ: родители жены)
Третья группа: К вам пришли невестка и сноха. Кто это? (Ответ: это одно и то же лицо, поскольку женщина может быть снохой только для свёкра, остальной родне она невестка).
Но есть ещё и другие родственники. Это шурин, деверь, золовка, свояченица
Шурин – брат жены
Деверь – брат мужа
Золовка – сестра мужа
Свояченица – сестра жены
Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в месяце рождения ребенка, или в честь кого-либо из членов семьи. Мои дочери получили имена такие же как у их бабушек: Александра и Екатерина. Поднимите руку те, имя которых совпадает с именами близких или дальних родственников.
Теперь вы узнали, как называются ваши родственники. Дарить радость можно и нужно не только маме с папой, но и другим родственникам.
И вот наша вторая заповедь семейной жизни:
«Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам»
1. Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Например, в моей семье есть традиция встречать Новый год в карнавальных костюмах, выпускать Новогоднюю газету и проводить различные конкурсы и викторины, дарить подарки. Предлагаю вам посмотреть фотографии.
А теперь задание вам.
Первая группа: Должны ли в каждой семье быть свои традиции? Объясните.
Вторая группа: Докажите, что традиции могут быть как положительными, так и отрицательными. Как защитить себя от отрицательных семейных традиций?
Третья группа: Составьте описание интересных дел, которые могут стать, по вашему мнению, традициями вашей семьи.
Давайте вспомним замечательные традиции, издавна укоренившиеся в русских семьях.
«Традиции русских семей»
Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
Приглашать гостей и собирать застолье;
Собирать и хранить семейные фотографии;
Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких;
Представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
Третья заповедь семейной жизни:

2. Но без проблем в семье не бывает. Представьте себя в роли родителей. Итак, уважаемые «родители», вам необходимо решить неожиданную для вас семейную ситуацию. Как?
Первая группа: Вы родители, у вас 14-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь любит одного парня, встречается с ним.
Вторая группа: Вы родители, у вас 14-летний сын Леня. Сын у вас развитый, умный, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть не может, ведь вы мечтали иметь именно такого сына). У вас с ним нормальные отношения, он вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверил… Оказывается, ваш сын посещает зал игровых автоматов и ему это нравится.
Третья группа: Вы родители, у вас 14-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь стесняется того, что мама ходит вместе с классом на экскурсии, в походы. А у других детей родители не приходят. Что вы ответите дочери?
Иногда для разрешения каких-либо ситуаций необходимо обратиться к профессионалу. И мы можем это сделать сейчас. В данном случае – это педагог-психолог.
Возможно заранее на классный час пригласить психолога и он даст оценку предложенным вариантам выхода и ситуаций.
Также при разрешении конфликтных ситуаций вам могут помочь умные книги. Вы можете также позвонить по телефонам доверия
Книги;
Телефоны доверия
А вот и четвёртая заповедь семейной жизни:
«Жизнь – это дорога, полная испытаний.
Будь готов с честью пройти их»
3. Давайте подытожим наш разговор. Из чего же складывается семейное счастье?
Можно много дискутировать по этому поводу. Ведь сколько людей, столько и мнений, рецептов, предложений, советов.
Условия семейного счастья
Сходство привычек и интересов
Умение уступать в споре, особенно если ты не прав
Равное выполнение всех семейных обязанностей
Совместная забота о детях и совместное воспитание их
Взаимопомощь в любых обстоятельствах
Жить по средствам, довольствуясь малым
Не ставить перед супругом невыполнимых условий
Принимать решения совместно
Пятая заповедь семейной жизни:

Итак, мы с вами поговорили о некоторых заповедях семейной жизни. Конечно, это не все правила, применимые для описания комфортной семейной жизни. Тем не менее, давайте вспомним все то, к чему мы пришли с вами во время нашего занятия.
«Подари родителям радость»
«Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам»
«Свято храни традиции своей семьи»
«Жизнь – это дорога, полная испытаний. Будь готов с честью пройти их»
«Семейное счастье зависит от каждого из членов семьи»
Семья богата радостью, которую мы дарим друг другу.
Семья богата заботами о родственниках.
Семья богата опытом преодоления конфликтных ситуаций.
Семья богата традициями.
Семья богата любовью.
Итак, закончите тему нашего классного часа:
«Моя семья – моё… (богатство)!»
Рефлексия
Подведем итог. Вопросы группам.
Первая группа: Что вы уже знали по данной теме?
Вторая группа: Что узнали сегодня?
Третья группа: Что нового хотите узнать по данной теме?
Полезна ли была для вас наша сегодняшняя беседа? Почему? (Обоснуйте свою точку зрения)
Мы с вами хорошо поработали. Давайте поблагодарим друг друга.
«Спасибо за работу!»