Когда дети говорят агу. Во сколько месяцев дети начинают говорить

Развитие речи малыша можно разделить на три этапа. Первый подготовительный период включает крик, гуление и агуканье, лепет. Грудничок повторяет звуки за взрослыми, учится произносить слоги, сначала по-одному, затем друг за другом. Второй этап начинается после восьми месяцев и подразумевает, что ребенок уже может говорить целые слова.

К году словарный запас ребенка, как правило, уже составляет 10-12 легких слов. Постепенно он увеличивается, а слова усложняются. После 1,5-2 лет наступает третий период развития речи, когда малыш понимает обращенную речь, по слову выполняет простые требования и может целенаправленно показать на игрушку, предмет или в сторону.

Этапы речевого развития ребенка

Возраст малыша Речевое развитие и навыки общения
Новорожденный до 1,5 месяцев Рефлекторный крик, через четыре недели он становится более осознанным, с помощью крика новорожденный сообщает о недовольстве или дискомфорте
1,5-3 месяца Ребенок начинает гулить и агукать, произносить нараспев гласные и согласные звуки. К третьему месяцу малыш может гулить, чтобы получить ответную реакцию
4-6 месяцев Грудничок начинает лепетать и произносить первые легкие слоги. Он чувствует потребность в общении со взрослым, проявляет радость и оживление при общении
С 6-7 месяцев Произношение целых цепочек из слогов, начинает говорить первые легкие слова (мама, папа, баба)
С года Грудничок произносит и понимает целые слова (в среднем 10-15 слов)
1,5-2,5 года Появляются простые предложения из двух слов, в речи встречаются первые прилагательные, ребенок активно интересуется окружающим миром, словарный запас увеличивается
2,5-3 года Появляются сложные предложения и грамматические формы слов, так малыш может изменять слово по падежам и числам. Ребенок часто проговаривает свои действия
Старше трех лет Словарный запас расширяется, ребенок может строить сложносочиненные предложения и запоминать маленькие стихи

Когда малыш начинает гулить

В этой статье мы подробнее рассмотрим, когда ребенок начинает агукать и гулить. Многих родителей интересует, во сколько месяцев дети приобретают этот навык. Как правило, это происходит после восьми недель. В этом возрасте малыши уже осознанно проявляют эмоции. Они могут громко смеяться и показывать недовольство, испытывать радость и любопытство, переживать страх и обиду.

Грудничок в два месяца может выражать эмоции при помощи плача или улыбки. У малыша развивается мимика. Он начинает произносить первые звуки. В основном, это гласные “а”, “у”, “е” и “о”. Что еще умеет грудничок в два месяца, читайте .

В 4-5 месяцев прибавляются согласные звуки, среди которых “п”, “б”, “м”. Грудничок произносит различные варианты звуков “гы”, “гэ” и “агу”, постепенно переходит к легким слогам, наподобие “ма”, “па” и “ба”. Затем эти слоги будут выстраиваться в цепочки и легкие слова.

В четыре месяца грудничок становится более активным. Он узнает знакомые голоса и лица, машет руками и ногами, улыбается в ответ. Грудничок узнает и реагирует на свое имя, пытается повторять слова за взрослым.

Если малыш не научился гулить и лепетать до шести месяцев, обратитесь к врачу! Возможно, у ребенка наблюдаются отклонения в развитии или проблемы со слухом.

Гуление, агуканье и лепетание – важный этап в развитии речи. Во сколько месяцев, насколько быстро и правильно заговорит малыш, зависит от интенсивности и эффективности занятий. Поэтому важно регулярно заниматься с грудничком.

Развитие речи ребенка до полугода

  • Регулярно разговаривайте с ребенком. Рассказывайте и объясняйте, что делаете. При этом, речь должна быть спокойной, ласковой и неторопливой. Не кричите на грудничка!;
  • В рассказах используйте эмоции и интонации, жесты и мимику. Кроха с радостью повторяет за взрослым движения губ, слова и звуки. Помните, что дети следят за интонациями и тоном в голосе, за звуками и жестами;
  • Используйте для занятий карточки с изображением. Называйте вслух, что на картинке;
  • Грудничок хорошо воспринимает звуки животных, поэтому используйте карточки с рисунками зверей и аналогичные игрушки. Показывайте на животных и имитируйте звуки (“му”, “гав”, “мяу”);
  • В шесть месяцев малыш уже хорошо играет с игрушками. Он умеет искать спрятанный предмет и может тянуться к нему. Покажите крохе игрушку и спрячьте ее, он посмотрит в ту сторону, куда вы ее спрятали и потянется ручками. Покажите игрушку снова, при этом приговаривайте “Где кошечка (собачка, коровка и пр.)? Вот она! Возьми кошечку! Как мяукает кошечка? Мяу-мяу”;

  • Показывайте и отодвигайте игрушку, чтобы стимулировать младенца на ползание. Во сколько месяцев дети начинают ползать, смотрите по ссылке . Не забывайте проговаривать, что вы делаете и общаться с крохой во время игры;
  • Повторяйте звуки, которые произносит младенец, и добавляйте новые. Когда вы слышите, что малыш начинает гулить, отвечайте!
  • После пяти месяцев ребенок хорошо воспринимает мелодии и звуки животных, поэтому предложите ему музыкальные и говорящие игрушки;
  • За развитие речи и мелкой моторики отвечают точки, которые располагаются на ладошках. Поэтому легкие массирующие движения ладошек способствуют развитию данного участка мозга. Кроме того, такой массаж расслабляет и успокаивает грудничка;
  • Хорошо способствует развитию игра в прятки. Спрячьте лицо ладошками, спросите “Где я?”, а потом откройте и скажите “А вот и я!”;
  • При общении с ребенком используйте потешки, песенки, сказки и стишки. Не коверкайте слова!

Во сколько дети начинают агукать и гулить, зависит и от особенностей развития и характера малыша. Некоторые дети осваивают первые звуки уже в 1,5 месяца, другие – только в четыре. Иногда ребенок начинает агукать во время, но потом замолкает. Значит, он готовится к новым словам и через некоторое время уже сможет произносить новые звуки или даже слоги. Поэтому, во сколько месяцев малыш начнет агукать и гулить – индивидуальный вопрос. Беспокоиться стоит в том случае, если грудничок молчит к полугоду.

Когда ребенок начинает говорить - у родителей появляется повод для гордости за свое чадо. Как развивается речь малыша? Как ускорить процесс усвоения информации ребенком, при этом не помешать и вовремя заметить патологию?

Здоровый малыш с первых недель жизни заявляет о себе - с каждым днем все громче и требовательнее кричит. Быстро учится плакать с разной интонацией. И внимательные родители различают по характеру плача, в чем именно нуждается малыш в данный момент.

Это первое средство коммуникации, которым пользуется младенец. Но оно очень ненадолго остается единственным. Уже в первые месяцы ваш грудничок учится пускать пузыри, говорить агу, аукать и что-то напевать на только ему понятном языке.

Взрослым имеет смысл всячески поощрять такого рода активность малыша. Когда грудной ребенок начинает гулить , он готов запоминать и воспроизводить разные звуки. В процессе такого «разговора» он усваивает зависимость - какие звуки приводят к нему маму. Важно, чтобы мама появлялась не только, когда малыш плачет, но и когда он мирно «разговаривает». Дети начинают агукать осознанно.

Так формируется позитивная основа взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В таком случае в 2-3 года ваш сын или дочь не будет иметь привычки криком добиваться того, чего хочет.

Случается, ребенок не такой разговорчивый, как другие дети его возраста. Но произносит отдельные гласные, в его речи появляются слоги. В 1-2 года он может не уметь говорить на понятном нам языке, но в его речи присутствуют звуки родного языка. И ребенок начинает говорить мама, папа, баба и другие короткие слова. Он может в отдельных словах менять порядок слогов: говорить не «молоко», а «коломо». Но при этом он вступает в контакт со взрослыми, смотрит им в глаза, речью реагирует на речь взрослого. И с каждым днем-неделей его речь обогащается новыми звуками, слогами и словами.

Это говорит о том, что речевое развитие вашего чада проходит благополучно, даже если и чуть медленнее, чем вам бы этого хотелось. Когда ребенок начинает говорить первые слова - обязательно его поощряйте. Больше с ним разговаривайте, поддерживайте его эмоционально.

Если понимать своеобразную речь годовалого ребенка целесообразно, то в 2-3 года не спешите это делать. И когда он показывает на предмет, который хочет чтобы ему дали, показывая ручкой на него и произнося лишь: «У-у!» или «А-а». Спросите:

  • «Что ты хочешь?»
  • Скажи: «Дай!»
  • «Это мяч. Скажи: «Мяч».

В 1 год хвалите ребенка, если он увидев корову говорит: «Му-у». Или на прогулке побежит за котиком со словом «Мя-у-у».

А в три года уже не удовлетворяйтесь такой реакцией, стимулируйте ребенка к использованию общепринятых слов: «Это котик. Он говорит мя-у. Скажи - кот».

В этом возрасте не спешите быть «переводчиком» для ребенка. Тогда у него появляется мотивация говорить на общепринятом языке, постепенно заменяя им понятный только в семье лексикон. В противном случае ребенок будет лениться говорить правильно, ведь его и так понимают и выполняют все, о чем он «му-кнет».

Во всех перечисленных случаях нет повода для тревоги, даже если в 2-3 года малыш еще не говорит, как дети его возраста. Наберитесь терпения, дайте малышу время «дозреть». И самое лучшее, что вы можете сделать для ускорения этого процесса - это стимулировать речь малыша, много с ним разговаривая, читая сказки, рассказывая о том, что происходит вокруг.

Но бывают случаи, которые требуют особого внимания и обращения к специалистам без промедления. В таких случаях нельзя ждать пока ребенку будет 2-3 года.

Если вы заметили следующие особенности:

  • в речи ребенка нет гласных и слогов, даже на первом году жизни;
  • в речи ребенка преобладают звуки, которых нет в нашей речи, обычно это какие-то гортанные звуки;
  • ребенок все время что-то «говорит», но при этом не различимы даже некоторые звуки речи;
  • ребенок не жует пищу, в том числе мясо, а долго держит еду во рту;
  • у вашего ребенка все время открыт рот и он высовывает наружу язык;
  • уголки губ ребенка часто бывают влажными от слюны;
  • в целом поведение ребенка бывает не адекватным и нерегулируемым;
  • малыш не тянется на руки к родителям и ему неприятны прикосновения и поглаживания;
  • малыш не смотрит в глаза, и его взгляд направлен куда-то в сторону.

Если эти признаки, или некоторые из них, характерны для малыша, они могут оказаться симптомами неврологических нарушений в развитии ребенка. Такие ситуации требуют обязательной консультации детского невролога. Который, при необходимости, назначит соответствующее лечение.

Своевременные действия и реабилитация детей до трех лет, практически гарантируют выздоровление. Неврологические нарушения легко устраняются в короткое время, и ребенок с успехом быстро наверстывает упущенное.

К сожалению, нередко родители не обращают внимания на эти проявления в развитии малыша. Любящие взрослые, а в особенности бабушки и дедушки, в состоянии придумать множество причин, объясняющих особенности их любимцев издержками воспитания или характера, ленью, например.
Считают, что:

  • у ребенка насморк или аденоиды;
  • он ленится жевать и кушать самостоятельно;
  • не хочет разговаривать;
  • еще дорастет.

Возможно, так и есть. Если у ребенка изредка появляется один или даже несколько перечисленных признаков, не стоит впадать в панику. Присмотритесь к своему сыну или дочке, понаблюдайте некоторое время. Но нужно исключить именно неврологические нарушения, недоразвитие мышц речевого аппарата.

Нередко бывает, что родители способны оббегать весь город, выискивая самого квалифицированного врача из-за простуды или бронхита у ребенка . А вот если малыш в годовалом возрасте не начал говорить или самостоятельно кушать, хотя его пытаются к этому приучить, сердобольные родители найдут тысячу и одну причину объяснений этих явлений. У нас почему-то считается стыдно пойти на консультацию к детскому психиатру. А ведь нередко от этого зависит жизнь и будущее ребенка.

Родители, которым трудно решиться на консультацию специалиста в подобных случаях, должны знать о том, что в раннем и дошкольном возрасте очень многие патологии можно повернуть вспять. Или, в крайнем случае, минимизировать их проявления до такой степени, что ребенок будет адаптирован в обществе. И сможет вести полноценный образ жизни, даже если и окажется, что у него есть серьезные осложнения в развитии.

Если начало специфической и целенаправленной реабилитации малыша отложить до 5-6 лет, часто адаптировать таких детей в обществе становится уже невозможно. Только в дошкольном возрасте психика ребенка еще настолько пластична, что многое можно подкорректировать. Не упустите момент!

Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей. Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова. Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.

Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.

Как развивается речь

Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.

2-3 месяца

Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.

3-5 месяцев

Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».

6 месяцев

Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.

В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.

7 месяцев

Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.

8 месяцев

Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».

9 – 10 месяцев

Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».

11-12 месяцев

Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.

1 год 3 месяца

Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.

1 год 6 месяцев

Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.

В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.

Как научить ребенка говорить мама

Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?

Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:

– мама пришла

– мама варит супчик

– сейчас мама оденет Сережу

Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:

– где мама?

Затем откройте лицо:

– вот мама!

Точно также можно научить ребенка говорить папа:

– Сережа, кто это пришел с работы? Папа!

Сейчас папа с Сережей будут кушать.

– Папа, Сережа, садитесь за стол!

Чтобы научить малыша осознанно говорить “мама” и “папа”, чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!

Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.

Первые фразы

Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.

Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.

1 год 6 месяцев

Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).

В возрасте ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.

В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.

Почему ребенок долго не говорит

Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.

  1. Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
  2. Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, .
  3. Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
  4. Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
  5. Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
  6. Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.

Когда следует беспокоиться

В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.

Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:

  • Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
  • Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
  • Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
  • Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
  • Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
  • Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
  • Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
  • Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
  • Если и не может выполнить двусложную инструкцию.

Как помочь ребенку начать говорить

Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.

Что предпринять:

  1. Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
  2. Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
  3. Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.

Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.

Что в этом может помочь:

  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Чтение и запоминание стишков и детских песенок
  • Общий и

А ваш малыш уже говорит первые слова? Поделитесь в комментариях!

После появления малыша на свет его родители с нетерпением ждут проявление новых умений. Когда дети начинают агукать? Если вначале сказать такое долгожданное слово как «мама» он не может, то агукать малютка начинает достаточно быстро.

Когда младенцу еще не исполнилось месяца, от него можно услышать только плачь, без выделения слезной жидкости и кряхтение. И только после 6 недели он начинает издавать звуки. Как правило, это гласные, поскольку их произносить легче. Однако взрослые люди слышат его первую тренировку разговора как агуканье, так как произношения является гортанным.

Что значит «агу»

Когда младенец начинает гулить и агукать, то он образом разговаривает вначале сам с собой. Перед этим ребенок внимательно прислушивается к посторонним источникам звучания, и активно старается повторить. Немного позднее ребенок уже начинает применять агуканье в качестве разговора со своими игрушками или взрослыми людьми. В этот период можно отметить, что малютка активно издает звуки под любимую мелодию. Создается впечатление, как будто он подпевает.

Когда крохе исполняется 5 месяцев, а у некоторых это происходит уже в 4 месяца, к гласным звукам присоединяются некоторые согласные. Легче всего малышу произносить их губами, поэтому первыми согласными являются б, п, м. По мере роста и развития речи, а также формировании нервной систем первый лепет превращается в слова, состоящие из повторяющихся слогов.

По сути, процесс агукания можно определить, как важное действие для дальнейшего формирование речевого аппарата. Обучить поэтому ребенка специально невозможно. Но развитие речи можно ускорить, обучив малыша общению с окружающим его миром.

Как помочь малышу

  1. Как можно чаще и больше общаться со своим ребенком. Лучше всего, если мама или отец будут сопровождать любые свои действия объяснениями. Разговаривать следует во время проведения гигиенических процедур, кормления, игры. Обращение к ребенку должна быть мягким, ласковым, и не содержать отрицательных эмоций.
  2. Когда ребенок начинает повторять первые звуки и слова, маме следует сделать то же самое, но при этом добавлять новые. Так как у детей очень хорошо развито подражание, то они обязательно будут стараться повторить звук. Хорошо, если между малышом и мамой будут возникать диалоги, понятные пока только им двоим.
  3. Во время общения положительный результат даст одновременное поглаживание и легкий массаж ладошек. Дело в том, что в этом месте находятся определенные точки, которые напрямую связаны с центральной нервной системой, и отвечают за развитие речи. По этой же причине игры, где участвуют пальчики ребенка, не только развивают мелкую моторику, но и помогают малютке быстрее научиться правильно разговаривать.
  4. Некоторые мамы при общении со своим малышом предпочитают сюсюкать, или коверкать слова. Этого делать ни в коем случае нельзя. Очень хорошо способствует развитию речи чтение специальных детских стихов, потешек и пословиц.


Какие могут быть проблемы

Во сколько дети начинают агукать? Никогда не следует забывать, что каждый малыш является индивидуальностью. По этой причине не каждый из них начинают агукать в конце первого месяца своей жизни, так как это вопрос этого обучения является сугубо личным. Если наблюдать за детьми, то становится заметно, что для одного из них уже через три недели возникают желания сказать свои первые звуки. А другой может оказаться молчуном по своей природе, и начнет разговаривать несколько позднее даже общепринятых сроков.

Сильное волнение возникают у мамы, если ребенок в 3 месяца перестал агукать. Это не считается патологией, поскольку иногда подготовка малыша к следующей ступени развития речи сопровождается перерывом. Нужно понимать, что потом все вернется обратно, но при этом обязательно добавится что-нибудь новое в виде смеха или писка. В ряде случаев временное затишье у малыша может быть вызвано внутренним заболеванием, или таким внешним фактором, как стресс.

Когда ребенок в возрасте восьми месяцев продолжает молчать, то с данной проблемой следует обратиться к своему педиатру. Нельзя исключить, что в этой ситуации у малютки есть некоторые проблемы со стороны развития нервной системы, или нарушения слуха. Чаще всего врач при такой ситуации порекомендует проконсультироваться с отоларингологом или детским неврологом, который хорошо знает, когда начинает агукать ребенок, и сделает все для того чтобы выявить причину и назначить лечение.

Если малыш начал агукать вовремя, следом говорить отдельные слоги, а затем и слова, то это свидетельствует о его нормальном развитии, как в физиологическом, так и в эмоциональном плане.

Первой ступенькой на пути к осознанной речи малыша будут слоги «агу» и «гу», и произойдет это довольно скоро, если вы поможете ему в этом. Старайтесь почаще общаться с малышом, петь ему песни, приговаривать потешки.

Существуют разные мнения родителей по поводу того, когда новорожденный начинает слышать. Кто-то убежден, что это происходит только через месяц самостоятельной жизни. Однако, специалисты утверждают, что малыш слышит уже буквально через 2-3 дня после появления на свет. А внимая речи взрослых, младенец быстро начинает и сам лепетать на своем детском языке. Первой ступенькой на пути к осознанной речи будут слоги «агу» и «гу», и произойдет это довольно скоро, если вы поможете ему в этом.

Первые попытки грудничка заговорить

И все-таки, когда же ребенок начинает гулить и агукать? У одних это происходит в 1,5 месяца (а то и раньше), у других – в 3. Педиатры считают, что если первые звуки не появились после трех месяцев, стоит обратить внимание на развитие речи. Показать малыша педиатру, неврологу, лору. Вполне может быть, что задержка не связана с конкретными заболеваниями и в ближайшее время ребенок залепечет вместе с вами. Но лучше все же перестраховаться, обратиться к детским врачам и исключить патологии. Важно и своевременно начать лечение, если доктор сочтет это необходимым.

Когда серьезных причин для беспокойства нет, старайтесь почаще общаться с малышом, петь ему песни, приговаривать потешки. И ребенок загулит. Вот, например, такое четверостишие:

  • Ушки наши могут слушать,
  • Нос дышать, а ротик кушать.
  • Могут глазоньки моргать,
  • Рученьки скорей хватать.
  • Этот пальчик крупный, толстый, назовем его – большой!
  • Этот пальчик как указка, и на ручке он второй!
  • Средний пальчик, самый длинный, разместился в середине!
  • Этот пальчик безымянный, назван именем он странным!
  • А мизинчик пятым встал, хоть и мал, зато удал!

Разных потешек и поговорок очень много. Дети в восторге от таких стишков и слушают их с улыбкой.

У малютки наверняка появится желание отвечать, подражать речи взрослых и общаться с самым близким человеком. И тогда вы обязательно услышите и «агу», и «ба», и «па», и даже полноценное «папа». По статистике, слово, которое первым произносит большинство детей, – именно «папа». И к этому надо отнестись с пониманием и улыбкой.

Нужно ли учить кроху агукать

Оказывается, да. Существует несколько простых приемов, которые способствуют развитию речевых центров ребенка.

  • Малыш произнес первый слог, например «па», добавьте к нему еще такой же и скажите слово «папа». Точно так же поступите со слогами «ма» и «ба», и первые, такие важные для малыша слова – папа, мама и баба будут практически готовы к употреблению. Еще чуть-чуть повзрослев, ребенок произнесет их без особого труда.
  • Не сюсюкайте, говорите с малышом обычными словами, как со взрослым, но с более мягкой интонацией. Так он начнет запоминать правильную грамотную речь уже с малолетства.
  • Напевая, используйте простые мелодии с повторяющимся ритмом. Попытайтесь исполнить их именно для вашего малыша и обязательно заметите, что кроха заинтересовался, стал прислушиваться, а потом и пытаться повторять звуки мелодии.
  • Наши бабушки и дедушки не зря играли с нами в «сороку-ворону» и «ладушки». Научно доказано, что на ладони сконцентрировано много точек, развивающих речевые центры ребенка. Также обоснована и связь между и функциями головного мозга. Поэтому такие, казалось бы, простые игры помогают произнести первые звуки, а потом и слова. Когда малыш агукает, он еще активно машет ручками и ножками, вероятно, от радости общения с любимым взрослым. Это так трогательно!

Согласен гулить, когда я в настроении

И не забывайте еще одно очевидное правило. Желание поговорить, поагукать появляется у ребенка, когда он сыт, одет в сухое белье и у него ничего не болит. Своевременно удовлетворяя эти нехитрые детские потребности, вы тем самым создаете у малыша настроение общаться и развиваться.

Ближе к 6 месяцам ребенок начнет произносить более сложные слоги. К первому году жизни – простые слова. Пока он этого не умеет, разговаривайте друг с другом, агукаясь. Не забывайте делать паузы, чтобы у малыша была возможность вставить свое слово. Наслаждайтесь каждым мгновением прекрасной поры детства, ведь оно проходит так быстро.

Тематический материал:

И не придавайте слишком уж большого значения ожиданию «агу» – на несколько недель раньше или чуть позже, чем у знакомых. Зачастую бывает и так, что младенцы, агукающие с первого месяца жизни, начинают отчетливо произносить слова чуть позже сверстников, не проявлявших такой ранней разговорной эрудиции.

А детки, быстро научившиеся лепетать, не всегда начинают читать раньше менее общительных ровесников. Главное, следите за тем, чтобы развитие ребенка не стояло на месте, а имело прогресс. При необходимости в более позднем возрасте обратитесь за помощью к логопеду. И будьте оптимистом!