Когда дети не слушаются. Дисциплина

(3 голоса : 5 из 5 )

Если «сцена» только начинается, то существует очень эффективный способ защиты – отвлечь ребенка

Говорите все, что придет вам в голову, но с такой уверенностью, чтобы это произвело впечатление сюрприза: «Ой какая пчелка!…» или «Посмотри, вон побежал мальчик…Куда он бежит так быстро?»

Если ваша хитрость удается, то гнев ребенка растает по мановению волшебной палочки. Он глазами будет искать пчелу, мальчика и т.д. Дальше вам надо будет закрепить свой успех: «Пчела улетела. А ты знаешь, когда пчелы кусают, они оставляют в коже маленькую иголочку» или «Мальчика не видно, наверное, он вошел в тот дом». Главное, чтобы ребенок забыл свой гнев, то есть вы прибегли к отвлекающему маневру.

Многие были свидетелями различных «сцен» и детских истерик в общественных местах, на детских площадках и т.д. Не всегда виновником своей же истерики является ребенок. Возможно, причиной подобного поведения стало какое-то предшествовавшее истерике событие – плохое самочувствие с первыми признаками болезни, подавленное состояние из-за агрессии сверстников, плохое настроение близких, перевозбуждённость и т.д.

Чтобы быть готовой к подобным «сценам», маме следует запомнить следующие принципы:

  1. Малейшая ваша нервозность заразительна для ребенка. Если мама в плохом настроении, часто «на нервах», ребенок это видит и может спроектировать нервозность и устроить «сцену», показывая тем самым, что дело в самом родителе.
  2. Недовольство ребенком может обострить ситуацию. Вы нахмурили брови, потому что малыш не слушается. В результате он может стать еще более дерзким. Вы поругаете его – он вспылит. Вы в свою очередь тоже повысили тон, тогда он может закричать. А если вы закричите, то он начнет горланить. Не создавайте такую цепную реакцию. Возможно, вы скажете: «Значит, ему можно все позволять, никогда не ругать, никогда не наказывать?» Это не так. Советуем четко и кратко сказать все малышу в спокойном тоне, а потом поговорить с ним о чем-либо, чтобы долго не таить в себе недовольство ребенком.
  3. Молчание обладает успокаивающим свойством. Рассерженный ребенок не будет долго кричать, ели ему ничего не отвечают.

Еще один совет: не пытайтесь образумить рассерженного ребенка. Этим его не проймешь. Наоборот, более подходящие «лекарства» от этого состояния: удивление, молчание, свежая вода.

  1. Шантаж – опасный метод воспитания. «Мне грустно, потому что ты не слушаешься», «Ты хочешь, чтобы я умерла?», «Если ты еще раз испачкаешь штанишки, я не буду тебя любить»

Родители, прибегающие к шантажу, не думают о том, что таким методом ставят ребенка перед выбором: верить или не верить. Если он поверит, то придет в ужас от того, что может потерять маму. Либо он не придаст этим словам даже малейшего значения, что еще хуже.

  1. Воспитание отрицанием. «Не трогай..Не делай этого..Ты плохо себя ведешь…» Некоторые родители воспитывают своих детей способом « от обратного», считая ребенка существом, которое делает все наоборот. Поэтому вместо вразумительного объяснения такие родители заставляют малыша делать обратное тому, что он делал. Вместо этого можно придерживаться позитивного метода. Например, вместо резких отрицаний говорить: «Держи ложку вот так…Сиди вот так..» Это будет более логично и эффективно, и не вызовет в дальнейшем у ребенка аллергии на частицу «не»

Психолог Анна Быкова делит любой громкий детский плач «хочу!» или «не хочу!» на три типа: капризы, требования, протест. Критерием выступает осознанность ребёнком своего желания.

«Если ребёнок точно знает, чего он хочет и плачем добивается, чтобы ему это предоставили – это требование.

Если ребёнок точно знает, чего он не хочет – это протест.

Если ребёнок не знает, чего хочет, если он ничего не хочет, его просто всё раздражает – это капризы.

Если это капризы, то бесполезно оказывать воспитательные воздействия в этот момент. Надо постараться успокоить себя, успокоить ребёнка, накормить, спать положить – что там по ситуации. Можно придумать свой ритуал «Давай прогоним капризку».

Приемы предупреждения истерики типа «Хочу то, чего нельзя», то есть истерика-требование.

Приём «с глаз долой»

Убираем с глаз ребёнка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребёнок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.

Приём «Переключение внимания»

Показываем ребёнку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность. У меня на этот случай всегда с собой были мыльные пузыри или шарик, который можно экстренно начать надувать, мелкие дешёвые заводные игрушки. Чем меньше ребёнок, тем действеннее приём. Внимание с возрастом становится всё более устойчивым, соответственно, переключать всё сложнее.

Приём «Разрешаем, но бдим»

Ножницы – опасная игрушка для малыша, но если очень хочется, можно потрогать под бдительным присмотром мамы. Слишком много запретов нервирует ребенка и ограничивает его развитие. Должен быть баланс между количеством «можно» и «нельзя», которые слышит ребёнок за день. Подумайте, чем вызвано ваше очередное «нельзя»? Тревогой за безопасность ребёнка или нежеланием заполучить дополнительные заботы в виде уборки?

Приём «Условное соглашение»

Формула приёма «Конечно, только потом» или «Да, но…»: «Конечно, мы будем играть, только сначала чуть-чуть поспим, а потом будем играть».

Приём «Предварительный договор»

Будет работать только при неукоснительном соблюдении. Стоит один раз пойти на поводу у ребёнка и отменить договор, и дальнейшее использование приёма невозможно. С трёхлеткой уже можно договориться заранее, что мы не будем заходить в магазин, потому что торопимся домой (смотреть мультик, встречать папу, играть в интересную игру). Или так: «Если ты хочешь, мы зайдём в магазин игрушек, но только посмотрим, а покупать ничего не будем».

Приёмы предупреждения истерики-протеста:

Приём «Перетаскивание»

Часть игровой ситуации перетаскиваем в новую обстановку. Чудеса фантазии приходится проявлять, когда дети не хотят уходить домой из садика. Тут разрешается взять садичную игрушку в гости, познакомить со своими игрушками. Чтобы прервать игру для приёма пищи, предлагаем ребёнку накормить игрушку. Чтобы накормить юного строителя нужно вместо «Оставь кубики, пошли есть суп», объявить, что у бригады строителей обеденный перерыв.

Приём «Предупреждение»

Мгновенно прекратить игру бывает сложно. Ребёнка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Оговорить с ребёнком условие, после которого деятельность поменяется. «Ещё один мультик и купаться», «Ещё два раза скатишься с горки и домой!» (мой сынуля обычно торговался до пяти).

Приём «Альтернативный вопрос»

Предлагаем альтернативу, суть которой в том, что ребёнок всё равно сделает по-нашему. «Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?» Приём работает недолго. От того возраста, как ребёнок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта.

Приём «Ритуал»

Дети любят стабильность и постоянство, это их успокаивает. Поэтому придумывайте свой ритуал отхода ко сну, подготовки к обеду, прощания в садике.

Если истерика всё-таки началась, то алгоритм действий может быть следующий:
– Уговоры, убеждения.

– Переключения внимания.

Ритуал успокаивания. Как правило, со временем в каждой семье вырабатывается свой ритуал успокаивания. Это может быть один и тот же стишок, сказка или игра. Например, мама дует, чтобы высушить слёзки. Или даём ребёнку попить волшебной водички, которая успокаивает.

Игнорирование. Если все остальные методы уже испробованы и нет угрозы здоровью (эпилептический припадок, астматический приступ), можно оставить ребёнка поплакать в одиночестве или просто некоторое время не обращать внимания на крик. Не ругать, не запирать ребёнка, а спокойно озвучить вывод: «Наверное, тебе просто хочется сейчас поплакать… Когда плакать надоест, мы с тобой (предложить что-то интересное)».

Когда плакать не для кого, то плакать скучно. Тем более, когда становится понятно, что слезами не удаётся достичь результата. Тут либо ребёнок сам успокоится, либо вы повторите попытку успокоить ребёнка через некоторое время. Три, пять или десять минут – в зависимости от возраста ребёнка. Можно дружелюбно спросить: «Ну что? Тебе уже надоело плакать?» Обнять, приласкать, предложить что-то интересное. Ребёнок, как правило, уже сам устал плакать и стал более сговорчив.

Если истерика случилась в общественном месте, самое главное – сохраняйте спокойствие сами . Если есть возможность, выведите (вынесите) ребёнка подальше от скопления людей, чтобы избежать их нежелательного вмешательства. И сохраняйте спокойствие. Спокойно переждать, не идя на поводу ребёнка, не вовлекаясь в негативные эмоциональные переживания – это лучшее, что может сделать мама в этой ситуации. Потому что успокоить ребёнка может только спокойная мама»

Трудный ребенок — это проблема родителей, психологов и педагогов. Практически все мамы и папы сталкиваются с непослушанием детей, но с ним довольно просто справиться, внеся небольшие коррективы в собственное поведение.

Главный закон педагогического воспитания: маленький птенец никогда не управляет стаей

Ребенок должен подчиняться родителям, он не играет ведущую роль в семье. Ребенок должен понимать, что запреты родителей - закон.

Когда малыш начинает управлять родителями, а их запреты становятся словами, не вызывающими реакции, то именно этот период приводит к формированию «трудного ребенка».

Факторы, провоцирующие появление в семье «трудного ребенка»

В борьбе с истериками и постоянными капризами, выясните причину перевоплощения ребенка из «милашки» в «монстра», при этом особое внимание нужно уделить собственному поведению, поскольку многие дети копируют поведение родителей. Если ситуация запущена, можно обратиться в детский развивающий центр за помощью педагогов и психологов. Консультация со специалистами поможет в дальнейшем воспитании.

Постоянные капризы, необоснованные истерики, плохое поведение могут образовываться при таких ситуациях:

  1. Отсутствие педагогических принципов. К примеру, мама или папа общаются с ребенком в зависимости от настроения. Сегодня плохое настроение, мультики смотреть запрещено, отбой - 21:00. Завтра настроение хорошее, мультики можно смотреть до ночи.
  2. Родители обладают разными воспитательными позициями. Папа разрешает делать то, что запрещает мама. И наоборот. Позиции родителей, дедушек, бабушек должны быть едины.
  3. Родители и близкие люди идут на поводу малыша. Дети быстро понимают, что используя крик, слезы, истерики, можно достигнуть желаемого. Не реагируя на крики ребенка вы укажете на неэффективность данного метода.

Схема прекращения детских истерик

Большинство родителей думают, что перевоспитать истеричного ребенка невозможно, поэтому все капризы малыша выполняются беспрекословно. В итоге, ребенок привыкает, что стоит закричать или заплакать и его желания будут исполнены.

Многие родители, вообще, рассуждают таким образом: «Все сделаем, лишь бы не плакал».

Для прекращения истерики у ребенка стоит проявить терпение. Когда ребенок начинает кричать, плакать, падать на пол, покиньте комнату. Скажите, что неприятно смотреть на припадки. После прекращения рыданий, возвращайтесь в комнату, улыбайтесь, говорите добрые слова. Истерика возобновляется, покидайте комнату. При следующей истерике повторяйте действия.

Малыш быстро поймет, что получает любовь и нежность, только в момент спокойствия.

Правила воспитания

Существует ряд правил, которых нужно придерживаться, для отучивания ребенка от истерик и капризов:

  • правильное поведение ребенка должно поощряться похвалой;
  • капризы и непослушание не повод осуждать личность ребенка;
  • наказание должно проводиться спокойно, без криков;
  • Требования и наказания должны быть разумными, с учетом возраста.

Запреты в воспитании

Часто в семье, где присутствуют «трудные» дети употребляют слова «нет», «нельзя» либо не запрещают ничего. Разбрасывать подобными словами строго запрещено, их нужно употреблять осторожно.

Чтобы запрещающие слова не стали для ребенка обыденностью нужно соблюдать ряд правил:

  • слово «нельзя» употреблять крайне редко (к примеру, нельзя драться, плеваться);
  • если родители что-то запрещают, то в любой ситуации не давайте слабину (если ребенку нельзя сладкое, то хорошее поведение не повод поощрять малыша конфетами);
  • запреты не обсуждаются;
  • позиции мамы и папы в запретах должны быть едины.

Особенно добрые бабушки, любимым внукам не запрещают ничего. Например, если дома конфеты ребенку разрешают не более двух в день, то у бабушки можно съесть неограниченное количество. Такого допускать нельзя.

Если вы действуете по вышеописанным педагогическим приемам, а истерики не прекращаются, то малышу необходима медицинская помощь. Обратитесь к психологу или неврологу.


Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Часто, в момент непослушания ребенка, родители теряются и не знают, как лучше поступить, чтобы взять ситуацию под свой контроль: наказать, накричать или уговорить. Мало кто из взрослых думает в этот момент о малыше, как о личности, также имеющей собственное мнение, которое не совпадает с родительским. Для тех, кто стремится разобраться в этом вопросе, предлагаем ознакомиться с подробной инструкцией о том, что необходимо делать, если ребенок не слушается.

Всех родителей интересует вопрос, как воспитать послушного ребенка, тем не менее, не все хотят разбираться в тонкостях. Так, например, существует несколько причин, почему дети не слушаются:

  1. Их потребности не удовлетворяются. Если малыш не получает то, что в чем нуждается, он начинает сопротивляться в ответ на просьбы и указания родителей. Возможно, он попросту голоден или хочет спать. Иногда случается и так, что он не получает родительскую любовь в полной мере.
  2. Неспособность родителей грамотно реагировать на то, как ребенок проявляет эмоции. В момент непослушания взрослые не показывают правильную реакцию. В итоге чувства малыша не принимаются в расчет.
  3. Переживания по поводу неизвестности. Ребенок чувствует неуверенность в тех случаях, когда не знает, что его ожидает. Лучше рассказать о планах, это придаст крохе уверенность и спокойствие.
  4. Усталость, переутомление. Из-за усталости или переутомления нет желания идти на компромисс. Сейчас родители стараются загрузить свое чадо максимальным количеством информации: кружки, дополнительные занятия, спортивные секции и многое другое. Важно проследить за тем, чтобы такая нагрузка была по плечам неокрепшего организма.
  5. Завышенные ожидания и высокие требования со стороны родителей. Некоторые взрослые считают, что лучше все знают. Отсюда возникают чрезмерные требования, ответом на которые родители получают сопротивление со стороны их чада.

Что нельзя делать, когда ребенок не слушается

При непослушании детей родителям не стоит поступать следующим образом:

  1. Уходить или грозить уходом в момент истерики. Самое страшное для малыша – остаться без родного человека, поэтому подобное поведение со стороны взрослого чревато серьезными психологическими проблемами у отпрыска в будущем.
  2. Требовать немедленно успокоиться, угрожая применением наказания. Мгновенно успокоиться не вышло бы даже у родителя. Это требование нереально.
  3. Высмеивать или передразнивать. Издевательство близкого человека в момент, когда малышу плохо, – точно не лучший вариант.
  4. Переключать внимание. Таким образом, у детей отбирается возможность выплеснуть гнетущие его чувства, которые в итоге загоняются внутрь.
  5. Игнорировать. В подобном случае у крохи сложится впечатление, что взрослому все равно, и можно продолжать вести себя точно так же.

Принципы обучения, воспитания и развития послушания у детей

Предлагаем вашему вниманию несколько принципов, как сделать так, чтобы побудить свое чадо слушаться.

  1. Любовь. Дайте почувствовать своему малышу, что его любят, даже с его недостатками и капризами. Пусть это чувство будет безусловным.
  2. Поддержка. Даже взрослому человеку важно, чтобы его поддерживали во всем. Так же обстоит дело и с малышами. Для них поддержка – это главное. Сюда не входят ситуации, когда имеет место аморальное поведение. Необходимо привить и объяснить, что такое «хорошо» и «плохо».
  3. Воспитайте себя. Многие родители желают знать, как заставить детей делать то, что они хотят. При этом не все задумываются, что необходимо начать с себя, ведь дети – это наше отражение. Большая часть информации, которую они усваивают, исходит от нас.

Наиболее распространенные взрослые ошибки

Есть наиболее распространенные ошибки, совершаемые взрослыми, которые совсем не способствуют послушанию. Итак, взрослые ошибаются, когда:

  • оберегая чадо, не позволяют испытывать чувство риска;
  • при возникновении малейшей незначительной опасности стараются немедленно прийти на помощь;
  • позволяют чувству вины оказаться на пути успеха;
  • чрезмерно просто восторгаются детьми;
  • не рассказывают о своих ошибках прошлого;
  • ошибочно думают, что интеллект и одаренность являются характеристиками зрелости;
  • не делают сами то, чему учат свое чадо.

Непослушание с 1 до 4 лет

Тут имеет место кризис 1 года. Так, у крохи возникают потребности, и он стремится к самостоятельности, соответственно, сталкивается с запретами. Нужно терпеливо пояснить малышу, что можно, а что нельзя.

Непослушание в 5-9 лет

Тут речь идет о кризисе 7 лет, начинающемся с 6. Для школьника характерны капризы, манерность, кривляние. С приходом понимания и осознания окружающей действительности кризис уходит.

Непослушание десятилетних и старше

Тут уже можно говорить о раннем подростковом возрасте. У личности появляется ощущение зрелости, которое она стремится подчеркнуть. Родителям на данном этапе стоит больше общаться с чадом, пытаясь понять его интересы без критики.

Как реагировать на непослушание?

Многие родители задаются вопросом, как себя вести, когда дети не слушаются. Тут все зависит исключительно от случая, а также особенностей личности. Рассмотрим наиболее распространенные варианты.

Ребёнок демонстрирует опасное поведение

Тут есть две стороны: чадо делает это впервые или это вошло в привычку. Если такое поведение для него несвойственно, постарайтесь найти, в чем причина, и поговорить.

Если вы уже не раз становитесь свидетелем подобного поведения, лучше всего проконсультироваться с детским специалистом.

Ребёнок протестует

Наиболее универсальное средство – понять потребности ребенка, а также его желания, способности и возможности. Не стоит выдавать собственные желания за желания вашего малыша. Нужно постараться понять его состояние и настроение. Чаще всего негатив в его жизни – явление непостоянное, тем не менее, оно может закрепиться и войти в привычку в том случае, если со стороны взрослых будет иметь место жесткое отношение.

Ребёнок мешает окружающим

Это довольно щепетильный вопрос, так как, в основном, дети подвижны, а некоторые взрослые, в принципе, быстро раздражаются. Есть еще и гиперактивные малыши. В любом случае, никто лучше родителей не знает своих детей, поэтому только беседы и понимание причин поведения сможет поправить обстановку. Также можно постараться увлечь ребенка в этот момент.

Например, если отпрыск мешает окружающим во время поездки в общественном транспорте. Для этого следует заранее подумать, что может увлечь ваше чадо в пути.

Ребёнок игнорирует родителей

Чаще всего это случается, когда у маленького человека есть свое желание, а родитель его не берет в расчет. Поговорите по душам, поймите свое чадо, а также то, что все-таки он – личность.

Ребёнок требует купить ему что-то

Довольно частый случай. Лучший метод – радикальный, а именно, минимизируйте совместные походы в магазины. Если это проблематично, постарайтесь обосновать причину отказа.

Как научить ребенка слушаться с первого раза

  1. Посвящайте время полноценному общению с детьми.
  2. Постарайтесь заслужить внимание своего крохи.
  3. Сведите к минимуму команды.
  4. Взаимодействие с малышом должно быть слаженным.

Когда требуется наказание?

Когда чадо начинает капризничать, родители задумываются, стоит ли и как его наказать. Далее предлагаем рассмотреть, как лучше всего поступить с непослушным ребенком.

О том, как правильно наказывать, как нельзя лучше расскажут краткие, но емкие советы психолога:

  1. Растолкуйте ребенку, как он не должен себя вести.
  2. Займитесь поиском скрытых мотивов непослушания.
  3. Измените среду, которая окружает кроху.
  4. Продемонстрируйте положительный пример.
  5. Давайте право выбора.
  6. Пусть произойдет то, что должно произойти.
  7. Отыщите иное применение желаниям чада.
  8. Не скрывайте ваших чувств.
  9. Принимайте решение вместе, слыша мнение своего маленького собеседника.

О физическом наказании

В семье, где физическое наказание считается приемлемым и даже популярным методом воспитания, детям ничего иного не остается, как искать разнообразные варианты адаптации к подобной ситуации. Например, вымещать обиду на неодушевленных предметах, животных или даже младших ребятах.

В жизни физическое наказание представляет собой не столько воспитательную меру, сколько проявление жестокости к ребенку со стороны родителя.

Некоторые исследователи в области психологии считают, что физические меры применяются в тех семьях, где между супругами есть конфликт. В итоге, обида одного родителя на другого вымещается на беззащитном ребенке. Если проанализировать большинство ситуаций, когда родитель прибегает к физическому наказанию, чаще всего имеет место не воспитательный момент, а неспособность взрослого держать себя в руках и управлять своими эмоциями.

Не стоит наказывать свое чадо сгоряча, попробуйте успокоиться и сделать анализ сложившейся ситуации.

О наказании изоляцией

Некоторые родители, и даже учебные заведения, применяют наказание изоляцией, когда ребенка на время лишают общения и, например, заставляют сидеть где-то в одиночестве. Главное тут – объяснить, что послужило причиной, иначе результата не будет. Как считают исследователи, такой вид наказания не несет физического или эмоционального вреда.

Тем не менее стоит учитывать особенности личности. Так, например, если малыш страдает боязнью замкнутого пространства, это только усугубит ситуацию.

О словесных наказаниях

На первый взгляд, это наказание кажется наиболее лояльным. Вряд ли существует родитель, который ни разу в жизни не крикнул на свое чадо. Наряду с этим тут имеет место аффективная реакция, а не воспитательная мера, поэтому смысла в подобном наказании мало. Лучше справляться с проблемой без словесного наказания.

О наказании трудом

Часто за неудовлетворительное поведение взрослые заставляют мыть посуду и пылесосить, но это ошибка. Труд не должен быть наказанием, ведь, по сути, это помощь по дому. В итоге, ребенок добровольно не станет это делать. Наказание трудом в будущем может обернуться негативным отношением к подобной работе.

Лишаем удовольствия

Лишить удовольствия ребенка гуманнее, чем сделать ему, в рамках наказания, что-то плохое. В случае проступка ограничьте его в том, что он любит делать. Это может быть поход в кино, совместная прогулка, катание на коньках. Наряду с этим, таким способом наказания нельзя злоупотреблять.

У маленьких детей во время взросления происходит становление характера. И очень часто этот процесс проявляется непослушанием взрослым. Поэтому вопрос, почему ребенок перестает слушаться родителей, и что делать, очень актуальный. Наиболее острые периоды неповиновения взрослым отмечаются приблизительно в пятилетнем возрасте, когда малыш понимает, что своим поведением может влиять на них. Капризы пятилетнего ребенка не следует связывать с какими-либо обязательными возрастными факторами. Нужно просто правильно скорректировать свое поведения, выяснив причины детского непослушания.

Причины детского непослушания

Когда пятилетний малыш начинает проявлять характер, и перестает слушаться взрослых, то всегда для этого есть определенные причины. Но при этом, согласно утверждениям психологов, никакого кризиса пятилетнего возраста не существует. В большинстве случаев непослушание дитя напрямую связано с неправильным поведением взрослых. Кроме того, если ребенок не слушается, то это может быть также связано с его внутренними переживаниями и состоянием здоровья.

Самой частой причиной непослушания детей 5 лет может быть недостаток внимания со стороны взрослых. С самого рождения дети на подсознательном уровне пытаются привлечь к себе внимание самых близких людей. Но только в пятилетнем возрасте у малыша начинает формироваться понимание того, что для родителей он является самым главным в жизни. И для собственного утверждения маленький член семьи может использовать любые способы, в том числе и капризы по любому поводу.

Как правило, каждый конкретный ребенок интуитивно чувствует, как и чем можно привлечь внимание взрослых. Но, чаще всего, самым простым способом является непослушание. Малышу настолько требуется внимание взрослых, что он стремится получить его, даже через негативное отношение к себе. Стремление привлечь к себе внимание любыми способами может появиться в том случае, если на свои просьбы поиграть с ним, он постоянно слышит фразы типа: «Мне некогда» или «Подожди». Недостаток общения приводит к тому, что ребенок переходит в категорию «трудных» детей, так как начинает делать все вопреки указаниям взрослых. Ведь по его детскому пониманию только в этом случае, они способны бросить все и броситься к малышу, начав воспитывать его.

Среди других причин, которыми можно объяснить, почему пятилетнее чадо перестает слушаться, психологи выделяют следующее:

  • Самоутверждение малыша. Этим фактором можно объяснит непослушание детей из благополучных семей, которые не обделены родительским вниманием. Ребенок не слушается, потому что он на подсознательном уровне сопротивляется строгому контролю взрослых за каждым его шагом.
  • Месть за какую-либо серьезную обиду. В этом случае непослушание может быть связано, как с несправедливым наказанием за поступок, который дитя не совершало, так и за невыполненное обещание.
  • Потеря веры в себя. Как правило, малыш начинает действовать наперекор взрослым, когда они часто ругают его и выбирают для этого плохие слова, к примеру: «Дырявые руки» или «дурная голова». В этом случае чадо теряет веру в себя и становится закомплексованным, а на уровне подсознания перестает слушаться взрослых.

Как заставить пятилетнего ребенка слушаться

Разобравшись с тем, почему пятилетний малыш не слушается, следует обязательно постараться, как можно быстрее, изменить ситуацию. То есть, ребенка нужно заставить поступать так, как говорят взрослые, но при этом кричать и наказывать его категорически нельзя. Если вы решили, что причиной непослушания стал недостаток общения с вами, нужно постараться сделать так, чтобы малыш перестал чувствовать себя не нужным.

Даже, если вы очень занятой человек, договоритесь с малышом, что каждый вечер вы будете с ним общаться на любые интересные ему темы или играть хотя бы в течение получаса. Когда вы будете делать это регулярно, то этого уже будет достаточно, чтобы чадо в 5 лет осознало, насколько оно важно для родителей. Следует помнить, что любое данное обещание нужно обязательно выполнять, ведь ребенок в таком возрасте не поймет никаких откладываний общения с родными людьми «на потом» и затаит в душе обиду.

Искреннего послушания пятилетнего чада можно добиться только на основе доверительных отношений. Малыш должен понимать, что он может задавать любые вопросы в процессе общения и получать ответы на них, не опасаясь вызвать раздражения. По мнению психологов, восстановить утерянный психологический контакт помогает физический контакт с дитем. Нужно стараться, как можно чаще прикасаться к нему, ведь этим способом можно передать то, что вы очень заинтересованы в нем. К примеру, каждый раз, когда вы просите малыша 5 лет о чем-либо, нужно подойти к нему и приобнять.

Если вы поняли то, что ребенок не слушается, поскольку избалован вниманием всех членов семьи и, таким образом, выражает свой протест, нужно предоставить ему больше свободы. Может быть, нужно чаще делать так, чтобы он выполнял определенные задания в одиночестве и после этого делился результатами выполненной работы с взрослыми. Уместной и очень действенной в таких случаях будет фраза: «Какой ты молодец, что справился сам». Кроме того, нужно давать понять малышу, что он является равноправным членом семьи и к его мнению все готовы прислушаться. По любому поводу нужно, как можно чаще задавать такой вопрос: «Как ты думаешь, как лучше поступить?»

Если протест вашего чада в виде непослушания возник на фоне незаслуженного наказания или невыполненного обещания, то наказывать ребенка или ругать его ни в коем случае нельзя. Даже если заставить его раскаяться, то он затаит обиду в душе, что в скором времени снова приведет к тому, что малыш перестанет слушаться. Более того, таким образом, родители сами подталкивают своего кроху к тому, что он начинает вести двойную жизнь. Чадо будет просто поджидать удобного случая, чтобы снова поступить наперекор, по-своему отомстив за незаслуженную обиду.

Что нужно предпринять в таких случаях, следует решать индивидуально в зависимости от сложившейся ситуации. Безусловно, вряд ли, следует явно просить прощения у крохи за свое поведение, даже если вы были неправы. Пожалуй, оптимальным способом решения проблемы будет такое поведение, которое позволит малышу забыть свои обиды. Можно постараться, почаще просить свое чадо, что-то сделать для вас. И при этом обязательно нужно не забывать его каждый раз благодарить за оказанную услугу. Теплые слова заставят малыша поверить в то, то родители его очень любят, и он быстрее забудет нанесенные ему обиды.

Что нельзя делать, когда ребенок не слушается

С непослушанием детей в 5 лет сталкиваются все родители, даже в случае, когда они стремятся уделять максимум внимания малышу и прислушиваются к советам психологов. Поэтому важно не только понимать, почему не слушается малыш, но и знать, чего не нужно делать. Прежде всего, ни в коем случае нельзя договариваться с ребенком о том, чтобы он слушался, используя подкуп в виде игрушек и сладостей. Абсолютно антивоспитательной и неправильной является фраза: «Если не будешь слушаться, то я не куплю тебе…». Кроме того, также нельзя:

  • Пугать малыша чем-либо или кем-либо, в случае его непослушания. Это может расшатать психику дитя, находящуюся в стадии становления.
  • Показывать крохе собственное бессилие, которое может выражаться приказными поступками типа: «Немедленно и сейчас».

Также следует помнить, что нельзя наказывать свое чадо даже за самые плохие проступки в следующих случаях:

  • когда малыш кушает;
  • если в доме находятся посторонние люди;
  • сразу после просыпания;
  • во время игры, когда малыш сильно увлечен;
  • когда кроха выражает желание вам помочь.

Непослушание детей может выражаться по-разному. Но при этом психологи утверждают, что ребенок 5 лет, чаще всего, не слушается, когда дело касается выполнения определенных указаний. В каждый такой ситуации взрослый человек может обойти непослушание крохи очень разумным способом, не заостряя на этом внимание.

Очень часто пятилетний малыш, после того, как его уложили спать, встает с кровати, не реагируя на просьбы взрослых. Вместо того чтобы повышать голос, пугать чадо чем-либо, можно просто сказать ему перед тем, как укладывать спать: «Я надеюсь, что ты меня послушаешь, и больше не будешь вставать с кровати».

Иногда протест ребенка выражается в том, что он отказывается кушать приготовленную вами еду, и заставить его это сделать очень трудно. Во всяком случае, угрозы по поводу того, что малышу не позволят встать из-за стола, пока он не доест, вряд ли подействуют. Такое поведение может вызвать только слезы и истерику. Более действенно в этом случае будет напомнить ему о том, что после ужина не будет больше никаких перекусов, даже когда он проголодается, поэтому лучше съесть все.

Довольно часто дети в 5 лет стремятся выразить свой протест в людных местах. Очень часто малыш не слушается в магазине, что, безусловно, вызывает сильное раздражение родителей. Категорически нельзя в такой момент переходить на крик, ведь ваше чадо именно этого и добивается, чтобы привлечь к себе внимание. Также ни в коем случае нельзя угрожать ребенку тем, что вы не позволите ему, к примеру, вечером посмотреть его любимые мультики. Гораздо действеннее будет отвлечь внимание малыша, обратившись к нему с такой просьбой: «Помоги мне найти на полках магазина твой любимый йогурт».

Когда пытаясь приучить к домашней работе малыша 5 лет, вы постоянно встречаете его сопротивление, не следует раздражаться и переходить на упреки. И уж совсем глупо произносить в этом случае фразу типа: «Пока не уберешь игрушки, ужина не получишь». Доказано, что в таких случаях великолепно работает другая фраза: «Я прошу тебя собрать игрушки. Когда ты это сможешь сделать — до ужина или после?». Желательно обращаться с такой просьбой к малышу, приобняв его за плечи.

Очень часто малыш в 5 лет начинает капризничать без каких-либо объяснимых причин. Конечно, можно это объяснить плохим настроением и не замечать. Но при отсутствии внимания со стороны взрослых простое хныканье может превратиться в истерику, и чадо очень трудно будет успокоить. Угрозы со стороны взрослых, к примеру, выбросить игрушки или не пойти в зоопарк, также ни к чему хорошему не приведут. Лучше всего будет в такой момент отложить все дела, подойти к хныкающему малышу, обнять его и сказать: «Я бы тебя с удовольствием послушала, но, к сожалению, я могу понять только, когда ты говоришь нормальным голосом». После этого кроха в скором времени успокоится и можно будет поговорить на отвлеченные темы.