Когда поползет если стоит на четвереньках. Когда ребенок начинает ползать

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

Когда ребенок начинает ползать

В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

— от чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,

— в чем его значение ползания в развитии младенца.

Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

Какой должна быть поверхность для ползания

Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :

1) они новые или явно привлекательные для малыша,

2) игрушка должна быть устойчивой,

3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

— Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

После этого сделайте небольшую паузу.

Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

— Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

— Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

— Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

— Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

— В случае повышенной утомляемости ребенка.

В продолжении этой статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков

Ребенок начинает ползать в возрасте 5 месяцев. Обычно он пятится назад, а спустя еще месяц делает попытки ползания с продвижением вперед. Чаще этот навык дети осваивают после того, как научились переворачиваться на бок и живот. Но развитие каждого ребенка индивидуально. Вот почему несоответствие принятым стандартам не является поводом для паники. Скорее всего, кроха догонит сверстников по развитию, но это произойдет несколько позже.

Когда наступает подходящее время?

Когда малыш начинает переворачиваться, он смотрит на мир по-новому. Все вокруг предстает перед ним в новом ракурсе. Умение лежать на животе, опершись на локотки, дает ему возможность тянуться к находящимся рядом предметам. Это стимулирует малыша к попыткам ползания, первые признаки которого заметны еще с рождения. Об этом свидетельствуют врожденные рефлексы. Уложив младенца на животик и подставив ладонь ему под пяточки, можно немного надавить на них. Малыш рефлекторно оттолкнется от ваших рук. Эти неосознанные движения к 3-4 месяцам станут полноценным навыком.

С 5 месяцев дети учатся ползать. Завершается этот процесс примерно к девятимесячному возрасту. Однако, точного времени нет. Это зависит от нескольких факторов:

  • когда ребенок стал держать голову;
  • когда малыш стал переворачиваться;
  • когда стал подтягиваться, чтобы сесть.

Иногда, достаточно редко, дети могут пренебречь одним из этапов на пути к хождению, например, пропустить ползание.

Есть некоторые малыши, которые запаздывают с освоением навыков движения. Но это не зависит от пола ребенка. Девочки не всегда развиваются быстрее мальчиков, а мальчики, наоборот, редко отстают от девочек. Чтобы стимулировать"ленивых" детей, можно сделать им курс массажа. Это укрепит необходимые для данных навыков мышцы и поможет грудничку научиться нужному движению. Но делать это необходимо только после консультации с педиатром, поскольку ребенок должен быть здоров и подготовлен к нему.

Как дети учатся ползать?

Этот процесс осуществляется в несколько этапов в соответствии с развитием и укреплением мышц. Их порядок заложен природой. Некоторые малыши пропускают одну из ступеней, переходя сразу к следующей. Но для этого мускулатура ребенка должна быть хорошо подготовлена. Иначе добиться успеха у него не получится. Бывает, что дети возвращаются к пропущенному этапу - сначала садятся, а потом ползают.

Первый этап начинается с того момента, когда ребенок учится ползать на животе. Этот процесс оттачивается примерно в 5-6 месяцев. Стараясь дотянуться до лежащих рядом предметов, малыш протягивает вперед руки и подтягивается на них, двигаясь вперед или вбок. Если при этом ребенок не подтягивается, а отталкивается – он ползет назад.

В возрасте около 6 месяцев ребенок понимает, что, приподняв корпус, ползать гораздо удобнее. С этого момента он перемещается по-пластунски, отталкиваясь ногами. Это уже следующий шаг к настоящему ползанию на четвереньках.

С 7 месяцев ребенок уже может ползти на ладошках, подтягивая ноги. В это время его движения неуверенные и неловкие, но и это огромный труд для малыша для того, чтобы освоить новые навыки. Мозг старается правильно скоординировать тело ребенка, основываясь на команде вестибулярного аппарата. Потом он дает команду мышцам, и малыш старается ползти на четвереньках.

Из-за того что младенец еще путает, когда нужно передвинуть руку, а когда ногу, он перемещается часто не в ту сторону, куда хочет. А порой и вовсе падает на бок. Но это не мешает ему упорно следовать к своей цели. Со временем малыш учиться правильно чередовать конечности, переходя к перекрестному ползанию, название которого говорит само за себя. Для того чтобы быстро передвигаться, дети одновременно выставляют противоположную руку и ногу вперед. Например, сначала идет пара"правая рука/левая нога", а затем следует"левая рука/правая нога". Малышу не приходится балансировать, поскольку нагрузка на позвоночник распределяется одинаково.

Иногда дети придумывают необычные способы ползания. Так, мальчик или девочка передвигаются сидя, а порой и лежа на спине, помогая себе ногами. Часто малыши ползают вбок, так как им так проще. Необходимо ненавязчиво переучить ребенка ползать правильно.

Можно заметить, как младенец учится ползать даже во сне. Это происходит непроизвольно, поскольку в это время малыши обрабатывают всю информацию, полученную за день, и могут повторять некоторые движения. Именно поэтому необходимо сделать максимально безопасным место его отдыха, чтобы он нечаянно не навредил себе: не упал или не застрял между прутьями детской кроватки.

В девять месяцев ребенок уже достаточно уверенно стоит и ползает на четвереньках. Данный навык подготавливает мышцы ребенка к прямохождению. И уже в период с 10 месяцев малыш способен синхронно передвигать ручками и ножками.

Упражнения

Справиться с нелегкой задачей освоения новых навыков малыш способен и самостоятельно. Но для более быстрого процесса обучения можно делать с ним специальные упражнения. Они помогут укрепить необходимые для ползания мышцы, натренируют вестибулярный аппарат и улучшат координацию движений. Укрепив все необходимые группы мышц, можно быстро научить ребенка ползать.

Когда малыш сможет самостоятельно переворачиваться и уверенно держать предплечья, лежа на животе, можно заниматься с ним специальными упражнениями. Делать это надо каждый день в комфортной обстановке и по мере возможностей ребенка. Упражнения с фитболом хорошо развивают спинные мышцы, подготавливая малыша к ползанию и хождению. Для этого, положив ребенка животом на мяч, следует покачивать его из стороны в сторону. Во время занятия тренируются мышцы корсета. Нужно выполнять, пока малыш не устанет.

Внимание следует уделять и рукам. Вкладывают большие пальцы в ручки ребенка и тянут его к себе, помогая подняться. Кладут его обратно на стол и повторяют упражнение несколько раз. При этом укрепляются не только мышцы рук, тренируется пресс, разрабатываются мышцы спины. Малышу полезно еще и ходить на руках. Держа малыша за животик одной рукой, а другой придерживая спинку, наклоняют его над столом, чтобы его руки едва касались поверхности стола. Дают ребенку передвигать ими по столу, как бы делая шаги. Это помогает малышу быстрее научиться ползать.

Разработать мышцы плечевого пояса можно и при помощи следующего упражнения. Удерживают яркий предмет выше уровня глаз малыша, лежащего на животе. Приподнимаясь и протягивая руки к заинтересовавшей его вещи, он тем самым тренирует мышцы верхних конечностей.

Двигательные навыки неразрывно связаны. Для того чтобы младенец скорее научился ползать, нужно вовремя освоить переворачивание. Делать это следует в 3-4 месяца. Взяв малыша за правую руку и убрав левую ногу под правую, легонько подталкивают малыша влево, заставляя перевернуться на живот. Такое же упражнение делают и в другую сторону. Малыш очень быстро осваивается. Он понимает, как выполнять данное упражнение и правильно двигать ножками и ручками, а потому начинает проделывать его самостоятельно.

Чтобы натренировать ноги, делают малышу упражнение"лягушка". Суть его заключается в освоении врожденного рефлекса, о котором говорилось выше. Запустить его можно, приложив ладони рук к ступням ребенка. Слегка надавив на них, удастся заставить малыша оттолкнуться, уползая вперед. Это следует делать уже с рождения. Тогда неосознанное движение перейдет в сознательный навык.

Освоение двигательным навыком ползания играет огромную роль в развитии малыша. Оно оказывает непосредственное влияние на развитие речи, моторики, полноценную работу мозга. Во время ползания тренируются такие качества, как настойчивость, выносливость и целеустремленность. Когда ребенок освоит ползание, необходимо обезопасить окружающее его пространство, убрав все опасные предметы.

Для молодых родителей нет ничего интереснее, чем следить за развитием и ростом своего малыша. Его первая улыбка, шаги, слова останутся в памяти мамы и папы навсегда. Многие новоиспеченные родители рано или поздно задаются вопросом о том,

Ведь с этого момента малыш сможет самостоятельно передвигаться по квартире, исследуя новые предметы и пространство вокруг.

Хочется отметить, что некоторые детки вовсе пропускают период ползания. Они достаточно уверенно сидят, а затем начитают сразу же ходить. Каждый ребенок развивается по-разному, поэтому однозначного ответа на вопрос о том, в каком возрасте дети начинают ползать, не может быть. Обычно это происходит в шесть - девять месяцев. Чтобы молодым родителям было легче оценивать своего малыша, предлагаем изучить основные показатели, характеризующие развитие крохи по месяцам. Ведь именно в первый год жизни у человека активно формируются психические, эмоциональные и физические данные.

до года

В этот период происходит становление костной, пищеварительной, кровеносной, мочеполовой и других систем организма. В этом возрасте кроха в вертикальном положении может непродолжительное время удерживать голову. В ответ на резкое движение новорожденный рефлекторно сжимает кулачки, разводит в стороны ручки или переступает ножками.

Развитие ребенка раннего возраста на втором месяце жизни предполагает наличие ответной реакции. Услышав разговор, он может поворачивать голову в нужную сторону, следить за движущимися игрушками. Находясь на животе, малыш может немного приподнять грудь и голову.

Некоторые малыши уже способны переворачиваться на бок, менять положение тела. Они активно тянутся за игрушкой, любят, когда с ними играют или разговаривают. У трехмесячных младенцев при общении с мамой наблюдается «комплекс оживления», ребенок гулит, улыбается, активно двигается.

Малыш в этом возрасте уже без проблем переворачивается на живот и, находясь в таком положении, слегка приподнимается. Он активно хватает мелкие предметы и удерживает их в руке. Может играть с игрушками, висящими над кроваткой.

5 месяцев

При поддержке взрослого малыш садится, однако удерживать спинку ему пока еще тяжело. Он хорошо опирается на ножки, если его придерживать за подмышки. В пять месяцев дети уже узнают голос матери и начинают опасаться чужих людей.

6 месяцев

Первое полугодие жизни крохи позади. И заботливые родители интересуются: в каком возрасте дети начинают ползать? Некоторые малыши, лежа на животе, уже начинают делать первые попытки самостоятельного передвижения. Позже они могут даже стать на четвереньки и раскачиваться. Но пока оторвать живот от пола для них весьма проблематично. В этом возрасте ребятишки произносят свои первые слоги и начинают самостоятельно сидеть.

7 - 9 месяцев

Вот в каком возрасте дети начинают ползать, передвигаясь по всей квартире. Сидя, малыши уверенно выпрямляют и наклоняют туловище. При поддержке за руки дети переступают ножками. Они уже пытаются хлопать, их мимика становится более разнообразной. Малыши подолгу играют с погремушками, постукивают, бросают, рассматривают их. Дети этого возраста уже сами встают, придерживаясь за опору.

10 - 12 месяцев

Малыш хорошо ориентируется в квартире, знает названия некоторых предметов. Он начинает подражать движениям мамы и папы (открывает коробочки, бросает мяч и т.д.). В 12 месяцев малыш делает самостоятельные шаги и даже выполняет достаточно сложные задания: приносит игрушки, открывает дверь и т.д.

В первых же строках следует заметить, что все дети - разные, и подгонять их под одни и те же критерии не следует. В зависимости от наследственности, темперамента и многих других факторов, наступление разных этапов взросления у вашего чада может наблюдаться как раньше, так и позже, чем у остальных ребятишек. Однако, просто чтобы удовлетворить любопытство, попробуем установить, во сколько дети начинают ползать.

Признаки нормального развития

У некоторых пап и мам складывается ощущение, что наука давно проникла во все тайны развития малышей и установила (с точностью до недели), когда ребенок должен начать держать головку, переворачиваться, садиться или ползать. Но это не совсем так: появлению этих данных мы обязаны не физиологии, а статистике. Благодаря многочисленным наблюдениям было установлено, что восемь из десяти младенцев начинают передвигаться на четвереньках к определённому сроку. Поэтому теперь педиатры отслеживают, во сколько месяцев ползает ребенок, и на основании этого строят предположения относительно гармоничности его развития.

Как у всех?

Большинство специалистов, отвечая на вопрос «во сколько дети начинают ползать», сходятся во мнении, что обычно это происходит в возрасте от пяти до семи месяцев. Немаловажную роль в этом играет вес ребёнка при рождении. Замечено, что более тучные младенцы тратят три-четыре месяца жизни лишь на то, чтобы начать переворачиваться. Поджарые же крохи могут начать ползать и после четырёх месяцев. Часто этот период совпадает с прорезыванием первых зубов.

Научить ребёнка ползать

Существует прямая связь между тем, в каком возрасте дети ползают, и тем, сколько времени родители тратят на развивающие упражнения для малышей. Правильными действиями можно помочь крохе быстрее научиться передвигаться. Для этого нужно как можно чаще выкладывать чадо на живот и мотивировать его к движению вперед, раскладывая неподалёку интересные разноцветные предметы. Если санитарные и температурные условия позволяют, лучше положить грудничка на пол. Физические упражнения влияют не только на то, во сколько дети начинают ползать, но и на развитие их мозговой деятельности.

Сила собственного примера

Если дитя не понимает, как добраться до лежащей рядом игрушки, рекомендуется подать ему пример. Увидев ползающего взрослого, ребёнок захочет подражать и, вполне возможно, поймёт, какие действия нужно совершить для перемещения в пространстве. Стоит отметить, что эмоциональная вовлечённость в общение с родителями находится в прямой зависимости с тем, во сколько дети начинают ползать.

Разновидности ползанья

Дети сами выбирают, в каком режиме и каким образом учиться ползать. В этом отношении нет единых методов и стандартов. Обычно всё начинается с перемещений на животе. При этом малыш может начать двигаться как по прямой линии, так и вбок или же пятиться назад. Дитя может сгибать ноги поочередно или оставлять одну из них выпрямленной.

Ходим раньше, чем ползаем

Некоторые груднички ведут себя так, будто совершенно не знают, в каком возрасте дети ползают. Шутка, конечно. Да только есть в ней и доля истины. Пропуская эту стадию развития, они сразу начинают вставать и ходить. Таких малышей бывает сложно приучить ползать, так как вертикальное положение кажется им гораздо более интересным. Врачи трактуют такую ситуацию как разновидность нормы и не вмешиваются. Однако одно из проведённых исследований показывает, что между ползанием и развитием речевых способностей существует взаимосвязь.

Восполнение дефицита ползания

Доктора Доман и Делакато из Филадельфии высказали предположение относительно того, как влияет ползание и бег на четвереньках в младенчестве на обучаемость у подростков. Свою гипотезу учёные проверили экспериментально, предложив контрольной группе студентов академии Честнат Хил пройти курсы интенсивного ползания, длившиеся в течение шести недель. Кроме того, учащиеся посещали занятия по коррекции синхронности работы полушарий головного мозга. Результаты поразили научный мир: успеваемость студентов десятикратно увеличилась по сравнению с результатами их сверстников.

Занятия плаванием

Многочисленные наблюдения говорят о том, что такой навык, как умение плавать, приближает сроки, когда ребенок должен ползать. Некоторые прогрессивные родители учат младенцев плавать и даже нырять сразу после рождения, так как именно в этот период у новорожденного сохраняется еще рефлекс, благодаря которому он не захлебывается. Освоив эту "науку", малыш лучше контролирует своё тело и получает первые навыки, позволяющие им управлять. Такая подготовка помогает ребёнку раньше начать ползать. Однако прежде чем приступать к урокам плавания, желательно проконсультироваться с педиатром и спортивным тренером.

Трек для ползанья

Американский врач-физиотерапевт Глен Доман уделяет особое внимание переходу новорожденного от лежания к перемещению в пространстве. Для того чтобы помочь развитию ребёнка, он предлагает самостоятельно изготовить специальный трек. По схемам, которые можно найти на специализированных информационных ресурсах, легко можно собрать конструкцию из фанеры, поролона и какого-нибудь гладкого материала. Три части, соединенные между собой под углом 45 градусов, образуют единый желоб для ползания. Через некоторое время после рождения у ребёнка появляется рефлекс, благодаря которому он отталкивается, если под его ногу поднести какую-нибудь опору. Используя эту физиологическую особенность, а также изменяя угол наклона желоба, можно научить младенца ползать уже к трём месяцам. Данный подход описан у Сисиль Лупан в книге, посвященной раннему развитию малышей.
Самостоятельное изготовление трека не займет много времени. Проявив некоторую изобретательность, можно использовать его вместо детской кроватки, по крайней мере, пока ребёнок сам не научится из него выбираться. Во сне малыши совершают рефлекторные движения, и ощущение выступающих граней кроватки будет также способствовать формированию у них тактильного опыта. Если ребёнок даже во сне умудряется проползти некоторое расстояние, у края "кроватки" необходимо прикрепить упор - он не позволит малышу вывалиться из трека. В спальне должно быть достаточно тепло, чтобы движения крохи не затруднялись лишней одеждой.

Отчего малыш не ползает?

Родители начинают бить тревогу, если неползающему ребенку 8 месяцев. Не ползает малыш в большинстве случаев из-за того, что не испытывает в этом никакой надобности - часто сидит в манеже, окруженный игрушками, мамочка подает ему все необходимое и желаемое по первому же требованию. Бывает достаточно позаниматься с ним и регулярно выводить чадо из зоны комфорта. Если же и это не приносит результатов, то стоит обратиться за консультацией к специалисту.

Заключение

Подводя итоги, стоит ещё раз напомнить: не существует единого, определённого для всех, возраста, когда должен начать ползать ребенок. Если малыш подвижен и склонен проявлять активную жизненную позицию - можно начать с ним заниматься. Тогда, если упражнения будут приносить обоюдную радость ребёнку и родителю, дитя будет развиваться более интенсивно, опережая принятые нормы.

С другой стороны, заставлять чадо ползать насильно, преодолевая его сопротивление, ни в коем случае нельзя - стоит переключиться на занятия, которые ему более по вкусу. Часто родителей заботит не гармоничное развитие малыша, а собственные амбиции и представления о том, каким он должен быть. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у этих чувств - гораздо важнее вовремя рассмотреть индивидуальность своего ребенка и развивать присущие ему уникальные задатки.