Конспект комбинированной НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию. Старшая группа

Уличнова Любовь Михайловна

воспитатель

МАДОУ № 59 г.Калининград

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию (нравственному воспитанию) в старшей группе «Почемучки» -« Праздник доброты и вежливости .»Цели и задачи:

Закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость

Учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи

Развивать речь, внимание, память, умение выразительно читать стихи

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

Активизация словаря: спасибо, пожалуйста, извините, добрый день, до свидания

Методы и приемы: словесный - беседа, объяснение, наглядный - показ.

Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «Пора вставать». Для этого вам нужно присесть на корточки, закрыть глаза и представить, что вы спите. А я иду по кругу, глажу каждого по голове и говорю:

Мои детки, мои детки

Мои детки крепко спят.

Мои детки, мои детки

Потихонечку сопят.

Дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом и выдох через рот.

Воспитатель: Солнце встало! Хватит спать!

Дети «просыпаются» и, встав на носочки, и подняв руки вверх, делают вдох, затем опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох.

Воспитатель: Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

Возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Саша, не сердись, улыбнись».

Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму, замечательно и приглашаю сесть поудобнее. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно.

Воспитатель читает детям стихи Н. Красильникова

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта? (ответы) . Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы и я и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (ответы)

Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы) Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками. Давайте мы с вами заглянем в нашу волшебную шкатулку и узнаем, кто из вас делал добрые дела и какие. Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы) Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы это понимаете? (ответы) Поэтому, прежде чем что-то сказать своему товарищу или маме, подумайте: не обидят ли их ваши слова?

«Обидное слово сказать не спеши не разобравшись в деле душевная рана бывает больней тяжелой раны на теле».

Физминутка:

Поднимаем руки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

Выполняем рывки руками

Раз - два - три - четыре - пять

А теперь мы приседаем

Чтоб сильней и крепче стать

Вверх потянемся потом.

Шире руки разведем.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете добрые слова.

А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь) Попросите меня вежливо поиграть с вами, (просят) Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слова». Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого - спасибо.

Зазеленеет старый пень

Когда услышит - добрый день.

Когда вас ругают за шалости

Вы говорите - простите, пожалуйста.

Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говоришь ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день светлей. И я вас хочу вежливо попросить: поиграйте, пожалуйста, в подвижную игру: «Всем, кто вежливым растет». Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.

Всем, кто вежливым растет

мимо друга не пройдет!

Даже в самой жуткой спешке

«Здравствуй» он произнесет.

Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку. Всем сегодня хорошо и весело. А еще я для вас приготовила задание. Если текст учит вежливости и добру, вы хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». А если загадка не по душе - промолчите.

  1. Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
  2. Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?
  3. У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?
  4. Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
  5. Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?
  6. Кто быть вежливым желает,малышей не обижает

по теме «Служба 01 всегда на страже»

познавательное, социально- коммуникативное, речевое, физическое.

Цели: познакомить со службой спасения «01».

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с трудом сотрудников пожарной части: пожарный, диспетчер.

2. Вызвать интерес к героическому труду пожарных.

3. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.

Развивающие:

1. Развивать память, внимание, связную речь.

2. Формировать любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых решений при решении проблемы;

3. Расширение кругозора ребенка;

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей осознанное и ответственное отношение к своей безопасности и нравственные качества.

Оборудование: телефон, картинки с изображением пожароопасных предметов и предметов, которые не представляют угрозы для возникновения пожара; два телефона; презентация «Правила пожарной безопасности», которые надо соблюдать, чтобы не произошло возгорания, смайлики для всех детей, телевизор.

Предварительная работа: проведение с детьми бесед по теме «Огонь - наш друг, огонь - наш враг», «Служба «01» всегда на страже», чтение сказки «Кошкин дом», рассказа Фетисова «Куда спешат красные машины?», раскрашивание пожарной машины, знакомство с пожарным щитом и размещёнными на нём средствами пожаротушения; дидактическая игра « Если возник пожар…», «Горит – не горит», просмотр сказки «Сказка про уголек». «Азбука безопасности», экскурсия в пожарную часть.

Словарная работа: диспетчер, пожароопасный предмет, теплозащитный костюм, брезент.

Работа с родителями: Предложено изготовить папку передвижку «Спички причины пожара», отгадывать загадки о пожаре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Росинка»» п. Пионерский

Конспект занятия НОД

по области «Социально – коммуникативное развитие»

в старшей группе № 15 «Знайки» (5-6 лет)

тема: «Служба «01» всегда на страже»

Выполнила:

Воспитатель Патлина Ирина Александровна

МАДОУ «Д/С «Росинка»»

Старшая группа № 15 «Знайки»

Апрель, 2015г.

Конспект занятия с детьми старшей группы

по теме «Служба 01 всегда на страже»

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС: познавательное, социально- коммуникативное, речевое, физическое.

Цели: познакомить со службой спасения «01».

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с трудом сотрудников пожарной части: пожарный, диспетчер.

2. Вызвать интерес к героическому труду пожарных.

3. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.

Развивающие:

1. Развивать память, внимание, связную речь.

2. Формировать любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых решений при решении проблемы;

3. Расширение кругозора ребенка;

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей осознанное и ответственное отношение к своей безопасности и нравственные качества.

Оборудование: телефон, картинки с изображением пожароопасных предметов и предметов, которые не представляют угрозы для возникновения пожара; два телефона; презентация «Правила пожарной безопасности», которые надо соблюдать, чтобы не произошло возгорания, смайлики для всех детей, телевизор.

Предварительная работа: проведение с детьми бесед по теме «Огонь - наш друг, огонь - наш враг», «Служба «01» всегда на страже», чтение сказки «Кошкин дом», рассказа Фетисова «Куда спешат красные машины?», раскрашивание пожарной машины, знакомство с пожарным щитом и размещёнными на нём средствами пожаротушения; дидактическая игра « Если возник пожар…», «Горит – не горит», просмотр сказки «Сказка про уголек». «Азбука безопасности», экскурсия в пожарную часть.

Словарная работа: диспетчер, пожароопасный предмет, теплозащитный костюм, брезент.

Работа с родителями: Предложено изготовить папку передвижку «Спички причины пожара», отгадывать загадки о пожаре.

Ход занятия.

У воспитателя во время беседы с детьми или сюжетно-ролевой игры зазвонил телефон.

Воспитатель:

Ребята, у кого из вас дома есть телефон? А вы умеете им пользоваться?

Куда вы звоните? Вы уже знаете номера телефонов?

Молодцы, вы знаете номера телефонов наизусть.

Ребята, те номера, телефонов, которые вы назвали, знают только ваши родные и близкие. А есть номера, которые знают все люди, и очень важно, чтобы эти номера знали все дети. Сейчас мы попробуем догадаться, какой это номер телефона.

Ребята, есть номера телефонов, которые знают все люди, и очень важно чтобы эти номера знали и дети. Послушайте, какая ситуация произошла с девочкой (воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «01»)

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку Леночка, не тронь-

Жжется, Леночка, огонь…»

Как вы думаете, что могло случиться с девочкой?

Какая спасательная служба может помочь в такой ситуации? По какому телефону можно вызвать службу? По какому номеру? (01)

(появляется карточка с « №01» и хором проговаривают «01»). (Приложение 1)

Воспитатель: - А какие предметы могли стать причиной пожара ?

Игра « Пожароопасные и безопасные предметы» (Приложение 2)

Посмотрите, у нас лежат картинки с изображением разных предметов . Каждый выберите себе по 1-ой картинке с изображением пожароопасного предмета - это тот предмет, от которого может произойти пожар. Давайте скажем вместе это слово: пожароопасный . Другую картинку - с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара, и разместите их на доске.

Пожароопасные под «огнём» (картинка), а безопасные – под перечеркнутым огнём (картинка). (Дети выполняют задание. Воспитатель вместе с детьми проверяют правильность выполнения задания) (Приложение 2)

Ребята, а вы знаете, что службы спасения «01», работают круглосуточно, т.е и днем и ночью. Потому что в любой момент с людьми может произойти беда.

Просмотр презентации «Азбука пожарной безопасности» (Приложение 3)

Воспитатель : - Запомните эти правила на всю жизнь.

Ещё хочу вам дать совет:

Кто с огнем неосторожен

У того пожар возможен

Ребята, помните о том, что нельзя шутить с огнем!

Физкультминутка:

Давайте поиграем в пожарных.

Мы – пожарные.

На машине ярко – красной

Мчимся мы вперед.

Труд тяжелый и опасный

Нас, пожарных, ждет.

Вой пронзительной сирены

Может оглушить.

Будем водой и пеной

Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь,

С пламенем бороться будем

Мы и день и ночь!

Воспитатель: А какими качествами должен обладать человек, который работает в этих службах спасения?

Игра «Какой пожарный?»

Давайте соберем в мои ладони много – много слов, обозначающих спасения

Дети встают в круг, мяч кидает воспитатель, а дети называют качества пожарного:

(мужественность, сильный, смелый, самоотверженный, выносливость, доброта, милосердие, нежность, любовь, жалость, ум, профессиональность и т. д.)

Да человеку необходимо иметь много важных качеств, чтобы он мог спасать людей.

Дети, а как вы думаете, только ли взрослые обладают такими качествами?

А дети могут научиться?

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Воспитатель: – А как вызвать пожарную службу? Все знают?

Давайте сейчас с вами попробуем вызвать пожарных. У нас с вами есть 2 телефона. Я буду дежурным диспетчером пожарной службы, который принимает вызов о пожаре и подаёт сигнал тревоги, указывая пожарным точный адрес возгорания, ребёнок - пострадавший, будет вызывать пожарных.

Кто знает номер пожарной службы?

(Обыгрывание ситуации)

Пожарная часть слушает. Что случилось?

Что горит?

Воспитатель - дежурный диспетчер: - Назовите своё имя и адрес.

Воспитатель - дежурный диспетчер: – Есть ли в квартире люди?

Воспитатель - дежурный диспетчер: – Сможешь сам выйти из квартиры?

Воспитатель - дежурный диспетчер: – Если сможешь, намочи полотенце водой, приложи к носу, нагнись к полу, и подойди к двери, машина уже выехала, скоро будут у тебя.

Воспитатель : - А сейчас, детвора, поиграть пришла пора.

Игра называется: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар! Горим!»

Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

Кто, почуяв дым в квартире, позвонит по «01»?

Кто электроприборы не включает и другим малышам не разрешает?

Кто скажите дружно, дети, огонь не превратит в пожар?

Молодцы! Вы знаете правила пожарной безопасности, поэтому пожара у вас не произойдет никогда.

Кто со мной согласен приклейте весёлые смайлики на огонь, чтоб он никогда не загорался там, где не надо! (Дети заклеивают смайликами огонь.)


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА

КОМСОМОЛЬСКОЕ ДОУ «ТОПОЛЕК»

Конспект занятия

Социально – коммуникативное развитие детей старшей группы

«Дружбой дорожи!»

Подготовила

Демьянова О.В.,

воспитатель Комсомольского

ДОУ «Тополек»

Тема: «Дружбой дорожи!»
Образовательная область : социально-коммуникативное развитие
Цель занятия : обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:
- развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру
- умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других
- развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения
- формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других,
- формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,
- закреплять умение участвовать в совместной игре.
- развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»:
- обобщить знания детей по теме дружба.
- формировать умение из частей составлять единое целое.
Задачи образовательной области: «Развитие речи» :
- закреплять знания пословиц и стихов о дружбе
Задачи образовательной области: «Физическая культура» :
- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз
Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
- совершенствовать навыки рисования цветными карандашами;

Оборудование и материалы:

кукла Незнайка, музыкальный центр, аудио-песня «От улыбки»

В. Шаинского, разрезные картинки, проектор, презентация слайдов, альбомные листы, цветные маркеры, фломастеры, магнитная доска, магниты, надпись «Дом Дружбы», «кирпичики» - надписи: «Улыбка», «Помощь», «Доброта», «Мир», «Честность», клубок ниток для игры «Паутина добрых слов», трафареты «улыбок», памятки – буклеты «Основные законы дружбы», разноцветные картонные кляксы, цветные ленты и воздушные шары.

Ход занятия


Вводная часть

Воспитатель:

Здравствуйте - желаю Вам здоровья!
В слове этом - мудрость, доброта,
Что всегда соседствуют с любовью,
И души славянской красота!

Дети:

Привет, бонжур, или хелло,
Не важно, лишь бы всем везло!
Ведь час приветствий наступил,
Нам всем он радость подарил,
Приятно ведь, что все вокруг
Тебе добра желают вдруг!
И мы вам здравствовать желаем,
И с добрым днем всех поздравляем!

Воспитатель:


- Ребята, сегодня к нам пришел гость. А кто это вы догадаетесь, послушав загадку:

Уверенный в себе, хоть неумейка

И от природы он большой зазнайка

А ну-ка, угадать его сумей-ка

Известен всем под именем…(Незнайка)

Ребята Незнайка пожаловался, чтоон не знает что такое дружба и с ним никто не хочет дружить.

Основная часть


Беседа на тему «Что такое дружба?»
В :- Ребята, а вы знаете, что такое дружба?

Вот послушайте как говорил о дружбе древний ученый, философ Аристотель: «Дружба – это отношения между людьми, которые духовно близки, имеют общие интересы и симпатичны друг другу. Близкая дружба – это дружба с немногими, а относиться к другу нужно как к самому себе».
- А вы - дружные ребята? (да)
- А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга, выручаем, поддерживаем, ценим).
- А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов)
- Как вы думаете, какого цвета дружба? (разноцветная, яркая, радужная, светлая, солнечная).

А какой у дружбы запах? (родной запах мамы, домашнего пирога, апельсина, яблока, конфет, торта, чая, цветов).
- С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, кирпичом, скалой).

Ребята, отношения между друзьями должны быть теплые, нежные (как мама, пушинка, облачко, снежинка, вата, котенок).
- Почему мы называем другом только некоторых людей? Потому что все не могут быть друзьями. У нас могут быть знакомые, соседи, товарищи, одноклассники, однокурсники, сотрудники, земляки.

Дети, а кого вы считаете самым близким другом? Правильно ваша мама, ваши родители самые близкие друзья.

Пословица: «Нету лучшего дружка, чем родная матушка»
В: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, Незнайке, какие мы дружные. Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.

Воспитатель предлагает встать детям в круг:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.

В: - Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес?
- А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям?
- У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Насте. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.
(Дети выполняют задание).
- А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Выберите кляксу понравившегося вам цвета.

Ребята, а вы знаете, что у дружбы есть секреты? Давайте их разгадаем и расскажем о них Незнайке. С помощью секретов – кирпичиков мы построим Дом Дружбы.

Хотите узнать первый секрет дружбы.
- Хотите узнать первый дружбы секрет?
- Тогда слушайте песенку.
Звучит песня «От улыбки» В. Шаинского
- Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу. - Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно, улыбка . Дети выкладывают слово – кирпичик «УЛЫБКА» на доске. Воспитатель раздает детям и гостям трафареты «улыбки» и предлагает найти себе друга среди гостей с такой же улыбкой.

Следующий секрет дружбы.

Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому.
В: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Этюд «Помощь» (ученик и ученица с рюкзачками встречаются после уроков и мальчик предлагает девочке свою помощь- донести рюкзак до дома).

Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь.

Ребята, а кому мы еще можем помочь? (маме, папе, бабушке, дедушке, родне, знакомым, воспитателю, учителю и даже постороннему, если он просит о помощи).

Игра с залом «Мы начнем, а вы продолжите».

В: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4. Один за всех и все за одного.
5. Дружба – самое дорогое сокровище.
6. Дружба - дороже денег.
7. Без друга в жизни туго.
8. Друзья познаются в беде.

9. Человек без дружбы, что дерево без корня.

Динамическая пауза «Если есть хороший друг».

Если друга ты найдешь – 2 хлопка

С ним нигде не пропадешь

Замечательная вдруг

Жизнь покажется вокруг

Да! Да! Да!
Песенка чудесная

Песенка моя

Потому что рядышком

Все мои друзья

Взялись за руки с тобой

Улыбнулись враз

Песенка чудесная

Подружила нас.

Следующий секрет дружбы.

В: А теперь хочу узнать, как вы можете трудиться. Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку. Ребята выполняют задание. Складывают портрет Незнайки из частей. Молодцы ребята хорошо справились с заданием. Вы очень дружно выполнили задание. А вы еще не догадались какой это секрет дружбы? Тогда мы разрешим с вами проблемную ситуацию:
«Максим принес в детский сад новую игрушку - машинку. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Максиму подбежал Артем, выхватил машину и стал с ней играть.

В: Ребята, как вы считаете правильно ли поступил Артем?

Дети: Артем должен был вежливо попросить игрушку.

В: Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?
Не смейся над товарищами
Не жадничай, делись игрушками, угощением
Уступай, умей находить общий язык с другом
Не злись на тех, кто делает что – то лучше, чем ты

* Выручай, помогай, поддерживай
А Максиму и Артему мы предложим помириться.

«Мирилка»:
Дети : Давай не будем ссориться, никогда, никогда,
Давай с тобой помиримся навсегда, навсегда.

В: - Хорошие слова? Не забывайте их!
- А теперь вы догадались, что за третий секрет? Как назовем этот секрет? Мир. Выкладываем слово – кирпичик на доске.


Следующий секрет дружбы
В: Ребята, чтобы разгадать следующий секрет дружбы послушайте стихотворение:

Разговор о доброте с ребенком

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…
В: Вы догадались, что за секрет дружбы? (ответы детей). Это доброта.
- Каким надо быть по отношению к другу? (добрым)
- Есть такая пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.

Доброе слово – дом построит, а злое разрушит. Доброе слово – окрыляет.

Выкладываем слово - кирпичик на доске.

Следующий секрет дружбы
В: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.
– Я вам сейчас расскажу историю: «В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.
– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.
– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.
– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.
– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
– Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?
– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
– Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом! »
В: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.
– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.
- Пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Сегодня мы разгадали секреты дружбы, надеюсь мы помогли Незнайке и теперь он будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним их: посмотрите какой Дом Дружбы у нас получился

ДОМ ДРУЖБЫ

УЛЫБКА

ПОМОЩЬ

ДОБРОТА

ЧЕСТНОСТЬ

В:
Заключительная часть.
В: Ребята, сегодня вы помогали друг другу как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).

Дети:

Дружба – слово не простое

Дружба – слово дорогое

Мы хотим вам дать совет

Лучше дружбы в мире нет!

В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать подарок своему другу.
(проблемная ситуация. Цветных фломастеров заведомо меньше, чем детей. Дошкольники должны выйти из этой ситуации без помощи педагога.)

Воспитатель читает стихотворение М. Познанской «Ромашка».

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на тонкой ножке –

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

В: Я желаю, чтобы у каждого из вас был такой преданный и верный друг, как у нежной Ромашки. Ребята, давайте поблагодарим своих друзей за то, что они есть, за их помощь, поддержку, любовь, преданность. А еще мы поблагодарим своих родителей, бабушек, дедушек, крестных, воспитателей, своего ласкового котенка и пушистого щенка. И выразим благодарность солнышку, деревьям, цветам и всему, что нас окружает и, что нас радует.

А, чтобы вы помнили правила дружбы я вам подарю памятки «Основные законы дружбы».

Дети исполняют песню «Дружба крепкая».

Список использованной литературы

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе.
2. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя, Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраст. - М. 2007
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. СИНТЕЗ,

Конспект комбинированной НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию на тему:
«Семья крепка ладом». Старший дошкольный возраст

Программное содержание:
Настроить детей на занятие, обеспечить благоприятный микроклимат: создать условия для проявления дружеских взаимоотношений, снятия напряжения, развития коммуникативных навыков.
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, уважение к старшим, к семье, чувство гордости за свою семью.
Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; обогащать эмоциональный словарь дошкольников. Учить детей ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, осознавать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешними проявлениями; развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, речи (радость, грусть, удивление, обида и т. д.); отражать эти умения в своих рисунках. Учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, работать в группах, развивать умение делать комплименты сверстникам согласовывать свои действия со сверстниками; воспитывать чувство взаимопонимания и взаимопомощи.
Развивать воображение, творческое мышление; уверенность в себе, артистические способности.
Учить отвечать на вопросы, слушать своего собеседника, уважать его мнение; выражать и объяснять свою точку зрения.

Материалы и оборудование: клубок шерсти яркого цвета, изображения детей в различных эмоциональных состояниях, пиктограммы (6 эмоциональных состояний), магнитофон, кассета с записью веселой музыки, картинки «Собери цепочку», цветные карандаши, фломастеры, бумага; «волшебный сундучок»; колокольчик.

Ход занятия:

1 этап - организационный (активизация внимания детей и включение в работу) - 3 мин.
Приветствие
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся»
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его ласково по имени и скажу, что я рада видеть его. Он повернется к соседу справа и сделает тоже самое, и так далее. Пока приветствие не вернется ко мне.
2 этап – мотивационный - 2 мин.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла загадочный сундучок. Он адресован вашей группе. Давайте откроем его и узнаем, что там внутри. Не получается! В чем же дело? Посмотрите, здесь письмо! В письме говорится: «Волшебный сундучок откроет тот, кто умеет дружить и знает все про свою семью» Ребята, давайте покажем, что мы дружные, добрые, общительные, любящие свою семью и, быть может, тогда сундучок откроется.
3 этап – практический - 25 мин.
Упражнение «Паутина добрых слов».
Воспитатель: Кто из вас любит слушать приятные слова в свой адрес? Кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? У меня есть «клубочек дружбы», который я передам … (ласково называет ребенка по имени). Он(а) обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая, движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.
Проводится упражнение.
Воспитатель: Посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: Наше настроение стало хорошим потому, что нас окружают добрые люди, так же, как и в каждой из ваших семей. Теперь расскажите, пожалуйста, о своей семье, (дети по желанию рассказывают).
По ходу беседы воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут.
-Кто твоя семья?
-С кем ты живёшь?
-Кто самый старший в вашей семье?
-Кто самый младший?
-Кто чем занимается в семье?
-Что вы чувствуете рядом со своей мамой, своим папой?
-Кто о тебе заботится?
-Как ты заботишься о других?
Воспитатель: Мы испытываем чувство радости, когда находимся в окружении своей семьи. Вы радуете своих родителей тем, что подрастаете, крепнете, учитесь новому в жизни. А дети счастливы, когда родители любят их, защищают, заботятся о них, пока Вы растете.
Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т.д.
Воспитатель: Молодцы, Вы знаете, как вырастут ваши имена. А как же растем мы? Давайте разделимся на две команды и поиграем в игру «Собери цепочку».
Игровое упражнение "Собери цепочку"
Разложить изображения согласно возрасту и полу:
1 младенец - девочка - мама - бабушка;
2 младенец - мальчик - папа - дедушка.
Дети выполняют задание, поясняют свой выбор, воспитатель задает вопросы (как еще можно назвать маму? - женщина, как можно назвать дедушку - пожилой человек и т.д.)
Воспитатель: Правильно, а теперь послушайте стихотворение и отгадайте, о ком оно:
"Сыро, хмуро за окном,
Дождик моросит.
Низко небо серое
Над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся: ясно и тепло.
Вот уже и солнышко
В комнате взошло".
(Овсей Овсеевич Дриз)
Воспитатель: О ком говорится в этом стихотворении?
Дети отвечают.
Воспитатель: Конечно о маме! Скажите самые хорошие слова о маме, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая)?
Дети отвечают.
Этюд "Ласковый ребёнок" - дети дарят свою любовь маме.
Воспитатель: сейчас вы показали чувство любви, радости. Но есть и много других эмоций. Перед вами пиктограммы. Давайте рассмотрим их (грусть, злость, радость, удивление, спокойствие и пиктограмма с неопределенным настроением)
Воспитатель: Какое настроение у этого человека? Как вы определили? Что плохого в том, что он грустный? (Ни с кем не играет, не разговаривает).
Какое настроение изображено на второй пиктограмме? Почему человек злой?(обидели). Что в этом плохого? (дерется, жадничает, толкается).
Почему хорошо, когда человечек радостный? (с ним дружат, он со всеми
играет). Как вы догадались, что человек радуется? Что изображено на четвертой пиктограмме? Давайте покажем это чувство. Какое настроение у пятого человека? (спокойное)
Игровое упражнение «Определи настроение».
Воспитатель: А можно ли узнать о настроении человека на картинке?
Разделитесь на пары. Внимательно рассмотрите рисунок, определите чувство героя, расскажите, как вы об этом догадались?
Воспитатель: А можно ли узнать о настроении человека по тому, как он говорит, с какой интонацией произносит слова? Попробуйте сказать фразу «Сегодня хорошая погода» от лица ребенка, изображенного на картинке (обиженный, восторженный, печальный, тревожный, испуганный, недовольный).
Пальчиковая игра "Дружная семья"
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот пальчик - я,
Вместе - дружная семья!
Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
-"При солнышке тепло, при матери - добро"
-"Нет милее дружка, чем родная матушка"
-"Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют"
-А какие вы знаете пословицы о семье?
Дети называют знакомые им пословицы и поговорки.
Воспитатель (звонит в колокольчик у сундучка): Ребята, посмотрите, наш
волшебный сундучок открылся! Что внутри?
Дети: карандаши, фломастеры, альбом.
Воспитатель: Давайте попробуем нарисовать ваши семьи!
После занятия дети рисуют свою семью.

Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Тема «Наши мамы» для детей старшего дошкольного возраста.

Составила воспитатель г.о. Тольятти АНО ДО «Планета детства «Лада» д\с №171 «Крепыш» Петрова Ольга Васильевна.

Данный материал содержит технологию «Фото-кейс» и может быть интересен воспитателям детских садов, так как данная технология позволяет эффективно формировать навыки общения детей со взрослыми и со сверстниками.

Программное содержание:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Формировать навыки общения, позволяющие эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
Учить выражать свои чувства приемлемыми для общества способами,
Способствовать становлению саморегуляции собственных действий,
Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
ОО «Речевое развитие»
Упражнять детей в составлении описательного рассказа. Развивать связную речь,
Активизировать в словаре детей прилагательные,
ОО «Познавательное развитие»
Расширять знания детей о празднике «8 марта»
Используемые технологии: Фото-кейс .
Материал:
Фотографии мам, стихотворения о маме, мягкое сердечко, фотография к кейсу, кейс.

Воспитатель: О ком оно? (о маме)
Воспитатель: в начале весны во всем мире отмечают замечательный праздник 8 марта. И сегодня мы поговорим о наших мамах.
Дети, а кто для вас мама? (самый близкий человек, друг, самый любимый человек…)

Воспитатель:
Мама – это небо! Мама – это свет! Мама – это счастье!
Мамы лучше нет! Мама – это сказка! Мама – это смех!
Мама – это ласка! Мама любит всех! Мама – осень золотая!
Мама – самая родная! Мама – это доброта! Мама выручит всегда!

Дидактическое упражнение «Красивые слова» .
Воспитатель: Скажите красивые слова о своей маме, передавая друг другу вот это сердечко. Какая ваша мама?
Дети: Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, симпатичная, модная, современная, ласковая.
Воспитатель: А когда мама устала, она какая?(уставшая) Когда она задумалась, то какая?(задумчивая)…и т.п.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сказали много чудесных слов о своих мамах. А теперь давайте поподробнее расскажем о них. Найдите свою маму на фотографии, расскажите, как ее зовут, как она выглядит, какой у нее характер, кем она работает, что любит делать?(выслушать 5-6 рассказов)
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем и подвигаемся под стишок о маме.
Физ.минутка (дети показывают движения в соответствии с текстом)

Кто обед готовит, шьет?
Кто нам песенку поет?
Кто целует нас, ласкает?
А за шалости ругает?
Кто печет пирог с вареньем?
Рано утром в воскресенье?
Кто подарки нам вручает?
Это мама! Каждый знает!

Воспитатель: Рассказывая о мамах, вы говорили, что мамы добрые, ласковые, что у них умелые руки. Что же умеют эти руки?
Дети: Готовить, шить, печь, стирать, гладить, вязать и т.д.
Воспитатель: Видите, как много дел у ваших мам. Несмотря на то, что мамы работают – кто в больнице, кто в школе, кто в магазине – они еще справляются со множеством домашних дел. Трудно мамам? Расскажите, как вы помогаете своей маме (вытираем пыль, подметаем, моем полы, пылесосим, моем посуду и т.п.)

Технология: Фото-кейс ; проблема выражения своих чувств приемлемыми для общества способами.